Тарифы Услуги Сим-карты

Гипертекст - это в информатике что такое? Кем был введен термин "гипертекст"? Гипертекст — что это такое Что не является примером создания гипертекста

Гипертекст очень широко используется в электронных публикациях, компьютерных приложениях и позволяет разнообразить подачу информации . Если Вы хоть раз имели дело с графическим интерфейсом пользователя любой операционной системы , то уже знакомы с гипертекстом, гипертекст — это щелкнул и перешел.

Идея гипертекста, как и всякая здравая идея, проста и состоит в том, чтобы дать человеку средства воспринимать информацию в определяемой им последовательности.

Ассоциативное мышление свойственно человеку. Все мы знаем, как трудно бывает изложить на бумаге сложившиеся в голове мысли, как много при этом теряется. Здесь проявляются издержки нашей фонетической письменности (в отличие, например, от китайской или японской), которая определяет линейную организацию информации . Имеются, естественно, и счастливые исключения, например, некий персонаж М.Е. Салтыкова-Щедрина, прочитав документ толщиной в три пальца, заявил: «Понять не могу, но ответить могу».

Существует большое число определений гипертекста и систем, поддерживающих работу с гипертекстом, наиболее характерные из которых приводятся на врезке.

Давайте попробуем посмотреть, что нужно, чтобы организовать работу с гипертекстом с помощью компьютера. Гипертекст нужен для организации взаимосвязей между различными объектами (документами, фрагментами документов или программами). Таким образом, первое, что нам необходимо, это организация чувствительных областей, активизация которых, например, щелчок мыши, нажатие клавиши клавиатуры или слово, произнесенное в микрофон, приведет к переходу от одного объекта к другому.

Виды гипертекста

Чувствительные области могут быть встроены в объекты (это называется внутренним гипертекстом) (рис. 2.1.3.1а) или быть организованными в отдельные объекты (это называется внешним гипертекстом) (рис.2.1.3.1б).

Рис. 2.1.3.1 Виды гипертекста

Приведем примеры. Когда пользователь запускает браузер для просмотра документов во Всемирной паутине, он работает с гипертекстом, так как его элементы (гиперссылки) встроены в Web-страницы. Когда же мы щелкаем мышью на рабочем столе Windows по значку программы или документа, мы используем внешний гипертекст, так как программы и документы, на которые ссылаются значки, «ничего не знают» о том, что являются элементами гипертекста. Переход может осуществляться как на начало документа, так и на произвольное место в нем. Из примеров видно, что гипертекст легко и естественно используется в современных компьютерных технологиях.

Второе, что необходимо для работы с гипертекстом — это гипертекстовые связи между объектами. Эти связи могут быть однонаправленными (рис. 2.1.3.1в), двунаправленными и множественными, как это показано на рис. 2.1.3.1 г, д.

Гипертекстовые переходы между объектами могут быть безусловными, а могут осуществляться только при выполнении некоторых условий, например, на рис. 2.1.3.1е представлена так называемая нагруженная связь, отражающая отношение между объектами, в данном случае «включать в себя». Из приведенных выше определений видно, что гипертекст в основном рассчитан на представление информации для людей, в то же время использование нагруженных связей позволяет использовать гипертекст для представления информации для обработки с помощью компьютеров. Так в приведенном выше примере можно обработать запрос вида: «Какие объекты включает в себя данный объект». Отношению можно приписать силу связи, это позволяет ограничивать окрестность, в которой осуществляется поиск.

Объекты и связи образуют сеть. Переходы пользователя или компьютера при просмотре информации называется гипертекстовой навигацией.

Гипертекстовые системы

За последние пятьдесят лет разработано большое число гипертекстовых систем. Мы рассмотрим только реализацию гипертекста во Всемирной паутине на основе языка разметки HTML.

Давайте посмотрим, каким образом гипертекст используется в HTML, прежде всего, выясним, каким образом указывать адреса целевых объектов, на которые осуществляется переход. Адрес объекта задается с помощью так называемых унифицированных указателей объектов (ресурсов) (URL - Uniform Resource Locator). Унифицированный указатель ресурса состоит из трех частей: протокола, адреса компьютера, на котором расположен ресурс, и пути в файловой системе компьютера.

По умолчанию используется протокол HTTP. Однако браузер представляет собой многоцелевой инструмент, так что можно использовать и другие протоколы, например, передавать файлы по протоколу FTP, обращаться к документам в файловой системе локального компьютера.

Название протокола завершается двоеточием и двумя косыми чертами, после которых идет адрес компьютера, на котором расположен ресурс. Этот адрес может быть представлен либо в виде доменного имени, например, www.mpei.ru, либо в виде так называемого IP-адреса, однозначно определяющего адрес компьютера в Интернете, например, 193.233.70.01. IP-адрес представляет собой 32-разрядное двоичное число, состоящее из четырех байтов. Значения байтов адреса представляются четырьмя десятичными числами от 0 до 255, разделенными точками.

Третья часть адреса, определяющая местонахождение объекта в файловой системе сервера отделяется от доменного имени (IP-адреса) сервера косой чертой и включает в себя путь к требуемому объекту, например, http://myServer.com/manuals/chapter.html.

Описание гипертекста в html осуществляется с помощью специального конструкции-тега . Выглядит это так:

чувствительная область гиперссылки

Здесь в адресе объекта указывается унифицированный указатель ресурса для объекта, к которому осуществляется гипертекстовой переход, а чувствительная область объекта - это выделенный текст (в примере чувствительная область гиперссылки) или изображение, щелчок мышью на котором приводит к гипертекстовому переходу к объекту.

Переход для описанных выше гиперссылок осуществляется в начало целевого документа.

Если требуется перейти к некоторому фрагменту внутри целевого документа, то в нем требуется определить так называемую закладку, например, .

Переход к закладке осуществляется кодированием ее имени, предшествуемым символом #. Переход для рассмотренных выше гиперссылок осуществляется в начало целевого документа. Если требуется перейти к некоторому фрагменту внутри целевого документа, то в нем требуется указать закладку, например,

чувствительная область

Как видно из сказанного выше, HTML позволяет реализовывать только однонаправленные ненагруженные гипертекстовые связи. Тем не менее, даже в таком урезанном виде гипертекст обладает высокой функциональностью и широко применяется.

Структура электронных изданий

В отличие от традиционных изданий, например, книг электронные издания (ЭИ) благодаря гиперссылкам позволяют создавать разнообразные навигационные структуры, т.е. способы просмотра издания, на основе базовой сетевой структуры, приведенной на рис. 2.1.3.1. С помощью гиперссылок автор издания может образовать любую сеть.

Следует иметь в виду, что навигационная структура очень важна для сетевых электронных изданий. Дело в том, что сетевое электронное издание первоначально представляет собой набор отдельных экранных страниц. Объем страниц ограничивается логической структурой издания и временем ее загрузки на стороне пользователя. Считается, что максимальное время загрузки страницы не должно превышать 30 секунд, чтобы не раздражать пользователя и не рассеивать его внимания. Навигационная структура необходима для того, чтобы связать отдельные страницы издания в единое целое, играя роль переплетной мастерской. Дело осложняется еще и тем, что читатель электронного издания, может начать работу с ним с любой его страницы, так как автор ЭИ не может контролировать гиперссылки, сделанные на страницы ЭИ в других ЭИ.

Иерархическая структура

Наверное, самый легкий и логичный способ конструирования межстраничных связей в электронном издании — иерархическая структура или, что то же самое, меню, как показано на рис. 2.1.3.2. Иерархическая структура прекрасно подходит для больших электронных изданий, так как моделирует оглавления, имеющиеся в большинстве традиционных печатных изданий.

Рис. 2.1.3.2. Иерархическая структура

В начале работы с таким ЭИ перед читателем появляется меню основных разделов. Выбрав один из них, читатель переходит к списку подразделов, который, в свою очередь, ведет к развернутой информации по некоторому вопросу. Разумеется, число уровней может быть разным, но в большинстве случаев не превышает трех. В ЭИ с иерархической структурой пользователь легко определяет свое текущее положение. Он может выбрать одно из двух направлений перемещения: вверх, т.е. к более общей информации, или вниз — к специализированной. Обычно на основной странице представлен обзор содержания ЭИ. Здесь же должны быть гиперссылки на страницы следующего уровня иерархии.

Линейная структура

Линейная структура напоминает обычную книгу. Как показано на рис. 2.1.3.3, страницы ЭИ следуют друг за другом, а основная страница ЭИ играет роль титульной страницы книги. В линейной структуре на каждой странице имеются только две гиперссылки: вперед и назад. Можно также добавить гиперссылку на основную страницу издания.

В линейной структуре обычно легко определить, где находишься, из-за ограниченных возможностей переходов по гиперссылкам.

Рис. 2.1.3.3. Линейная структура

Линейная структура предоставляет ограниченные возможности автору ЭИ для представления информации , а пользователям — для навигации. Она подходит для непосредственного переноса традиционного издания в электронное. Ею также целесообразно пользоваться и тогда, когда требуется ограничить перемещение читателя по изданию. Для пиктограмм для линейной структуры издания подходят стрелки влево и вправо.

Линейная структура с альтернативами

Жесткость и ограниченность линейной структуры можно ослабить, позволив пользователям отклоняться от основного пути. В линейной структуре с альтернативами на одной из страниц, как это показано на рис. 2.1.3.4, может быть несколько гиперссылок на линейные подструктуры. Такие линейные подструктуры могут заканчиваться одной и той же страницей.

Рис. 2.1.3.4 Линейная структура с альтернативами

Пусть, например, вы описываете установку на компьютере пакета программ, причем все шаги этой процедуры, кроме одного, не зависят от типа компьютера. Структура такого электронного издания хорошо укладывается в линейную структуру с альтернативами, как это показано на рис. 2.1.3.4.

Иерархически-линейная структура

Иерархически-линейную структуру имеет практически любая книга. Действительно, иерархическую составляющую обеспечивает оглавление, а линейную - листание страниц книги. Иерархически-линейная структура в ЭИ поддерживается лучше, чем в традиционном издании, так как, найдя нужный раздел в оглавлении, не нужно запоминать номер страницы и листать книгу, а достаточно щелкнуть мышью на соответствующей гиперссылке. На рис. 2.1.3.5 изображено ЭИ с иерархически-линейной структурой. Сочетание линейной и иерархической структур позволяет пользователю перемещаться в четырех направлениях: вверх, вниз по иерархии, а также вперед и назад на одном уровне иерархии (см. рис. 2.1.3.5). Следует отметить, что при этом легко заблудиться, и потому для навигации необходимы пояснения: каждая страница должна иметь гиперссылки вперед, назад, в начало ЭИ и вверх. Задумаемся над тем, чему соответствует переход вверх по иерархии.

Рис. 2.1.3.5. ЭИ с иерархически-линейной структурой

Рассмотрим следующий пример. Пусть в ЭИ имеется двухуровневое оглавление. На первом уровне перечислены главы, а на втором уровне для каждой главы имеются гиперссылки на ее разделы.

Если мы перешли на страницу основного текста непосредственно от оглавления второго уровня, то под переходом вверх по иерархии естественно понимать возврат к оглавлению второго уровня. Но как быть в том случае, когда мы последовательно читаем текст ЭИ и перешли от первой главы ко второй? Перейдя вверх по иерархии, мы попадем в оглавление второй главы, которое не просматривали ранее, а это противоречит свойствам иерархической структуры и потому дезориентирует читателя, который полагает, что все переходы вверх по иерархии (как и все переходы вниз) подчиняются одним и тем же правилам.

Можно предложить два решения:

  • Отказаться от горизонтальных переходов между линейными последовательностями. Для рассмотренного выше примера это означает, что переход от текста первой главы ко второй осуществляется только через верхний уровень иерархии.
  • Сопроводить гиперссылки подробными комментариями о страницах, на которые они указывают.

Сетевая структура

Сетевая структура образована неупорядоченным множеством связей между страницами, причем читатель переходит от страницы к странице по произвольному маршруту, используя гиперссылки. Пример сетевой структуры изображен на рис. 2.1.3.6.

По таким электронным изданиям можно перемещаться без определенной цели. Они удобны тогда, когда автор намеренно хочет сделать изложение бессистемным, моделирующим ассоциативное мышление или побуждающим к случайному просмотру. Всемирная паутина сама является гигантской сетевой структурой. Многие игры имеют сетевую структуру.

В ЭИ с сетевой структурой очень легко заблудиться. Не имея плана ЭИ, трудно установить, как соотносятся между собой страница, находящаяся перед вами, и та, к которой вы осуществляете переход. Часто бывает нелегко найти также соотношение между текущей и пройденной страницей. Во многих случаях вернуться к началу пути можно, только проделав все шаги в обратном порядке.

Рис. 2.1.3.6. Сетевая структура электронного издания

Сетевая структура плохо подходит для ЭИ, предназначенных для получения информации по конкретному вопросу, так как поиск ее может затянуться, а иногда оказаться безрезультатным. Облегчить ориентацию в ЭИ с сетевой структурой можно следующими способами:

  • создать на каждой странице гиперссылку на основную страницу;
  • поместить на каждой странице карту ЭИ с указанием положения данной страницы в издании или каких-либо иных пояснений читателю о том, где он находится в данный момент.

Гипертекст – это набор документов, соединенных гиперссылками.

Данное определение сильно напоминает инопланетную энциклопедию из незабвенных «Дневников Йона Тихого».

  • Сепульки – сепуление – сепулярий.

Однако все так и есть.

В глобальном смысле вся всемирная сеть интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, как бы эманациями квантовых переходов, позволяющими осуществлять мгновенные взаимодействия сквозь пространство независимо от расстояний.

Хотя в цифровой реальности понятия пространства и времени должны сильно отличаться от того, что мы можем увидеть, с трудом оторвавшись от мерцающих компьютерных дисплеев и выглянув в окошко.

  • «Ни фига себе, уже зима началась и снег красиво припорошил личные и корпоративные автомобили, нагло припаркованные прямо на пешеходных зонах».

Кстати, к элементам гипертекста и гипертекстовых взаимодействий можно отнести и недавно принятый подзаконный акт, согласно которому каждый неравнодушный гражданин своей страны может сфотографировать нарушения ППД с помощью смартфона (неправильная парковка, мешающая пользователям дорожного движения передвигаться по гипер-дорогам) и мгновенно отправлять уведомление прямиком в ГИБДД.

А уж доблестные и неподкупные сотрудники последнего найдут способ прищучить и взять за жабры злостного нарушителя.

Исторический экскурс

Старожилы и ветераны от информатики все еще смутно припоминают (в кошмарных снах) легендарный MS DOS (не путать с DDoS!), где были такие вызываемые нажатием на функциональную клавишу F1 помощи и инструкции, рассказывающие, как пользоваться Нортон или Волков коммандерами.

Так вот, это и был прародитель современного гипертекста – при нажатии на гиперссылку можно было быстро перемещаться между страницами и разделами.

Впрочем, перемещения ведь тоже производились при помощи клавиатуры, так как такой манипулятор, как компьютерная мышь еще не работал в этих программах.

Собственно термин Гипертекст (Hypertext) придумал и ввел в обращение один из отцов-основателей HTML (язык разметки гипертекста) Теодор Нельсон аж в 1965 году, в самый разгар Битломании.

Кстати, сам Тед происходил из артистической, не побоимся этого слова – голливудской семьи.

Мама – оскароносная актриса, папа – режиссер. И что его потянуло в эту кибернетику? Пошел бы в актеры, глядишь, стал бы президентом, как Рейган. Как видно, не всегда яйца падают недалеко от курицы.

Следует признать, что гипертекст вовсе не инновация цифрового документоведения. Гиперссылки известны в литературе с незапамятных времен.

Бумажные ссылки выглядят вот так (1) и искать такие цитаты приходится вручную, предварительно намусолив папиллярные подушечки слюной, чтобы было удобнее перелистывать страницы пальцами. Дикость и темное средневековье – все равно, что пытаться зажечь газовую горелку с помощью огнива.

Секретные технологии – как это работает

Принцип работы гипердокумента можно схематично описать следующим образом.

  • Пункт назначения отмечается (ankor – в слэгне британских моряков « »).
  • Ссылка, ведущая к анкору, по сути, представляет собой URL – универсальный локатор, адрес документа в сети интернете.
  • Клик по ссылке подает во всемирную сеть команду «искать и перейти».
  • После чего запрос поступает на удаленный сервер, на котором хранится запрашиваемый документ.
  • Сервер отправляет данные на запрашивающего компьютера.
  • Информация в формате HTML-файла обрабатывается в браузере и представляется в виде тексто-графического документа на экране компьютера.

Потому что скорость перемещения электромагнитных волн достигает что-то около 300.000 километров в секунду. С такими скоростями земной шарик выглядит совсем малюсеньким.

Гипертекст в литературе и кино

В искусстве под гипертекстовостью понимается нелинейная организация художественного произведения, характеризующаяся перескоками сюжетной линии в процессе последовательного изложения.

Тем самым достигается иллюзорное восприятие объемности, одновременности протекания сразу нескольких сюжетных линий.

Ярким примером гипертекстового художественного произведения являются кинофильмы Квентина Тарантино.

Например, «Криминальное чтиво», где сюжет то и дело перескакивает от философствующих киллеров Винсента и Джулса к простодушному боксеру Бутчу, а зажигательные танцы в «Тощем зайце» сменяются жуткими сценами в подвале педофилов.

Гипертекстовость можно обнаружить в романах братьев Вайнеров – «Визит к минотавру», «Эра милосердия», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве».

Гипертекст - текст, в котором содержаться ссылки на другие ресурсы, веб-страницы, различные объекты, связанные с основным содержанием по смыслу. При переходе по таким ссылкам пользователь получает разъясняющую или дополнительную информацию. В широкий обиход это понятие вошло сравнительно недавно. В связи с этим у многих людей возникает интерес к этому термину, и к тому, кто придумал гипертекст.

Вконтакте

Научный советник президента Соединенных Штатов Америки Рузьвельта Ф. Д. Ванневар Буш является тем человеком, кто создал гипертекст. Буш - ученый-инженер, разработчик аналоговых компьютеров.

Машина Memex

В1945 году учёный опубликовал статью «Как мы можем думать», где изложил свою идею машины, позволяющей просматривать и пополнять записи документов, содержащихся на пленке . Этот аппарат получил название Memex, но построен никогда не был. Однако саму идею, которую несло устройство, позже назвали гипертекстом.

Ванневар Буш считал, что информацию нужно хранить в виде микрофильмов, записанных на пленку. Исходя из этого, чертежи аппарата предусматривали устройство для чтения микрофильмов, а также устройство для их записи с помощью процесса сухой фотографии. Другими словами, Memex не являлась цифровой техникой.

В представлениях ученого машина была похожа на письменный стол, на котором располагались экраны, отображающие информацию, и клавиатура управления. Хранилище пленок и доступ к ним, по идее Буша, должны были находиться внутри стола.

Но главная и важная особенность - новизна машины состояла не в способе хранения микрофильмов, а в способе доступов к информации . Ученый изобрел механизм перекрестных ссылок. Аналогичный механизм используется в современном гипертексте. Ссылки он предлагал записывать во вспомогательных полях документа. Средством навигации выступало устройство, напоминающее современный мультимедийный шлем.

Первую работоспособную гипертекстовую систему разработал и продемонстрировал Дуг Энгельбарт в 1968 году. Называлась она NLS. Его работа стала прорывом.

Были изобретены такие выдающиеся технические изобретения, как:

  • манипулятор «мышь»;
  • контекстные меню;
  • многооконный интерфейс;
  • клавиатура с несколькими функциями.

Уже другой ученый Тим Бернерс-Ли в 1989 году разработал гипертекстовый проект , ставший в итоге Всемирной паутиной. Всемирная сеть и называется паутиной в силу того, что имеет разветвленный, структурированный, многоярусный, связанный логически источник различной информации. Чуть позже Бернерс-Ли с коллегами создали язык HTML. На этом языке записываются современные гипертексты - документы, которые можно просматривать благодаря гиперссылкам.

Появление термина «гипертекст»

Сам термин «гипертекст» придумал в 1962 году и начал использовать американский социолог, филолог и изобретатель в области информационных технологий Тед Нельсон. В 1965 году Нельсон опубликовал работу о системе Xanadu, которая фактически являлась прообразом веб-пространства. В ней была описана гипертекстовая система для хранения, поиска текста, где и упоминался новый термин.

Нельсон описывал это понятие следующим образом: «Гипертекст - это текст, имеющий свою природу, разветвляющийся и способный выполнять сразу огромное количество действий по запросу читателя» .

Этот термин используется и в более широком смысле, когда под ним понимают произведение литературы, словарь или энциклопедию, содержащие конфигурации, благодаря которым можно просматривать различные части текста, составляющие единый по смыслу документ.

Как ни странно, самым простым примером литературного произведения, содержащего много ссылок, является самая популярная книга в мире - Библия. Объясняется это тем, что каждая глава Писания содержит ссылки на другие части и разделы.

В наше время в компьютерной технологии под гипертекстом понимают текст, который формируется с помощью специального языка и рассчитан на использование гиперссылок.

Гиперссылка - это часть документа, отсылающая на другой источник информации в этом документе или другой объект, расположенный в компьютерной сети, на диске. Гиперссылку можно добавить к любому элементу документа. Она выделяется графически.

По умолчанию в HTML-документах гиперссылки выделены синим цветом. Если навести на них курсор, то они меняются, например, изменяется цвет ссылки, и она выделяется подчеркиванием. Если навигация происходит с помощью клавиатуры, то ссылки выделяются прямоугольной пунктирной рамочкой. Обычно просмотренная пользователем гиперссылка имеет иной цвет, нежели не просмотренная, что очень удобно, так как сразу видно, какую ссылку человек еще не открывал.

Примером может служить момент:

  • когда ресурс недоступен;
  • документ, файл удален;
  • файл перенесен.

Чаще всего в такой ситуации появляется сообщение с кодом ошибки.

понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, обозначающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иногда понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст - максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многозначная языковая социокультурная реальность, но именно на этом фундаменте созидается и постоянно перестраивается здание науки. (См. текст, интертекст, неявное знание).

Отличное определение

Неполное определение ↓

гипертекст

ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) - способ представле ния информации, совокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одного блока информации к другому, варьируя последовательность ее обработки. Этим Г. от личается от линейного текста, который позволяет обра батывать информацию только единственным способом последовательно, один блок за другим. Идея Г. тесно свя зана с компьютерным представлением информации В настоящее время, в частности, Г. представляет собой основной принцип организации интернет-сайтов, а возможно, и всей сети Интернет в целом. В этом смысле противопоставление Г. линейному тексту связано с противопоставлением компьютера бумажным носителям. Текст в книге с необходимостью является линейным. Обращение к Г. происходит также в рамках работ по созданию искусственного интеллекта. В современных когнитивных исследованиях высказываются гипотезы о том, что информация в сознании человека также может быть представлена в виде Г. В таком случае структура знания должна отличаться от линейной последовательности речи, с помощью которой это знание передается. К этой идее близко (хотя и не тождественно) представление о том, что гипертекстовой структурой обладает человеческое познание. Последнее включает в себя совокупность различных познавательных актов, таких, напр., как наблюдение, принятие допущений, выдвижение гипотез, связи между которыми имеют далеко не линейный характер. Г.Б. Гутнер Г. - термин, введенный в 1960-х для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам (порциям) информации. Однако идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в «докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и предложен способ «закладок», т.е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей. Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то, от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации. В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи, которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к другим. Однако такая свобода имеет и отрицательные стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу данных, т.е. базу, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми системами возникает сложная «проблема навигации». Для ее решения используют различные средства. Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик). Специальная программа сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т.е. накладывать ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова, то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи: «содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части», «относится к группе» и т.д. Другой тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра проблемы с помощью указаний: «просматривать только заголовки тем», «только выводы», «только иллюстрации» и т.д. Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов, проявляемых при обучении в гипертекстовой феде, были выявлены 2 основных типа стратегий поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей освоения материала, ориентировании в Г. Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные, по мнению разработчиков, места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах разработчик может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр. Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта, и в частности - элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности изучения отдельных тем в какой-либо предметной области. Логика такого обучения близка логике экспертных систем и может быть выражена формулой: «При достижении результатов обучения А, В, С по теме N рекомендуем перейти к изучению области G». Другим способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа: «подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»). Важным методом снижения отрицательного влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых системах является подсказка типа: «Имеет место отклонение от изучаемой темы». Система осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой тем. Критерии близости тем могут быть разными, а степень их близости - заранее задана автором. Близость может определяться числом узлов, расположенных между двумя сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности изложения: на уровне оглавления или подзаголовков. Еще одним важным навигационным средством помощи является метод маршрутов. Маршруты представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого вызывают пиктограмму «экипаж» с указанием маршрута и пользуются этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки. Наряду с маршрутами, типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и «индекс». Карта представляет собой вариант описания пути навигации с указанием текущего местоположения учащегося. В самом простом случае - это перечень ранее посещавшихся узлов, в более сложных - это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок, оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый алфавитный указатель, который предназначен для совместного использования с картой и маршрутами. Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. является очень удобной средой для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно, гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала, давая при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач; 2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с другими частями изучаемого предмета. Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше учащийся самостоятельно исследует взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Таким образом, гипертекстовая среда, с одной стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем программированного обучения, с другой - она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной работы учащегося по построению собственных маршрутов изучения предметной области. В.М. Кроль

Что такое гипертекст? Каков структурный состав гипертекста?

Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1965 г. для описания документов (например, представляемых компьютером), которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин «гипермедиа» близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео.

«Под «гипертекстом» ? писал Нельсон? я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи..., которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами».

В популярной литературе встречаются различные толкования термина гипертекст.

Приведем два:

ѕ «Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте».

ѕ «Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию, в последовательности, которую он сам выбирает».

Гипертекстовая информационная модель, основанная на гипотезе о том, что переработка и генерация идей человеческим мозгом происходит ассоциативно, получает все большее признание в качестве структуры для эффективного представления и передачи знаний. Технически реализующая эту модель «гипертекстовая система» использует электронные и программные средства для преодоления ограничений линейной природы текста напечатанного на бумаге. Бумага (плоская среда) хорошо приспособлена для представления только 2-мерного потока информации: линейного и иерархического. Мы читаем последовательно слева направо, сверху вниз, переворачиваем страницы. В отличие от этого гипертекстовая система, содержащая сеть узлов (фрагментов, модулей, фреймов) и заданные на них ассоциативные связи порождает трехмерное информационное пространство, что создает информационную среду адекватную глубинной структуре переработки идей человеческим мозгом.

Когнитивная психология, изучающая процесс передачи знаний, полагает, что линейно писать и читать человек учится, тогда как в глубине его мышления лежат трансформации значительно более сложных представлений. В весьма упрощенной модели писатель (ученый, специалист, литератор и др.) идет от сети идей к линейному тексту, а читатель осуществляет обратную трансформацию линейного текста в сеть идей.

Гипертекстовая система позволяет писателю любого (научного, технического, экономического, художественного и др.) текста записать в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов, фрагментов) и открывает читателю прямой доступ к этой сети идей автора. Производительность труда писателя и адекватность восприятия материала читателем при этом возрастают, так как исключаются промежуточные трансформации. Оперируя вербальными и невербальными представлениями, гипертекстовые (гипермедиа) системы позволяют выдавать пользователю («читателю») информацию в наиболее эффективной форме с учетом не только сущности информации, но и индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя.

Тем самым гипертекстовые системы впервые предлагают инструмент, способный поддерживать процессы ассоциативного мышления, доминирующие в правом полушарии нашего мозга.

Для того, чтобы информационная система могла быть названа гипертекстовой информационной системой, она должна обладать следующим рядом характеристик в совокупности:

1. Структурный аспект

Система должна иметь базу данных, состоящую из объектов двух видов: а) информационных единиц (ИЕ) или «узлов», содержащих информацию, потенциально интересную для пользователей и б) дуг, представляющих структурные и семантические отношения связывающие информационное содержание узлов. (Информация, представляемая дугами разных типов, и возможность исследовать и интерпретировать возможные траектории перемещения от одних ИЕ к другим может иметь для пользователя значение не меньшее, чем информация содержащаяся в узлах). В литературе базу данных гипертекстовой системы называют по-разному: гипертекстом, гипертекстовой базой данных, гипербазой данных, гиперпространством. гипертекст звукозапись информация компьютер

2. Функциональный аспект

Создание гипертекста (ИЕ и «следов», в смысле Буша) и навигация в гиперпространстве является нелинейной (не последовательной) деятельностью. Соответственно этому гипертекстовая система должна иметь специальные инструментальные средства двух видов: 1) средства для поддержки авторской деятельности и 2) средства для броузинга (см. дальше) ИЕ в процессе ассоциативной навигации.

3. Визуальный аспект.

Управление функционированием гипертекстовой системы осуществляется на основе принципа прямого манипулирования представленными на экране монитора символами внеязыковых объектов. Принцип прямого манипулирования означает возможность инициировать быстрые, реверсивные операции над объектами с немедленно видимыми результатами. Пользователь получает возможность легко и практически мгновенно перемещать единицы информации и фрагменты гипертекста из одного контекста в другой вместе со всей совокупностью заданных в первом контексте связей: ИЕ или ее элемент активизируются (выбираются) путем нажатия мышью на так называемую, «электронную кнопку», играющую роль исходной точки связи, ведущей к той или иной информации, которая может представлять интерес для пользователя. Система осуществляет переход в конечную точку указанной связи и выдает на экран соответствующую ей ИЕ. Это может быть либо новая ИЕ, замещающая на экране исходную, либо вставка некоторого нового элемента в представленную на экране единицу информации, или старая и новая единицы информации могут быть представлены на экране одновременно.

В отличие от других типов информационных систем, например, использующих традиционные СУБД, использование дисплея в качестве основного устройства управления процессами авторизации и навигации является необходимым, хотя и недостаточным, признаком гипертекстовой системы.