Тарифы Услуги Сим-карты

Что понимают под образовательно-информационными ресурсами. Информационные ресурсы: определение, классификация, развитие

Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Осттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать”.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

Для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Отсюда можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества.

Характеристика информационных ресурсов и их потребителя

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • - производители информации (producers);
  • - продавцы информации (vendors, Вендоры);
  • - пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:

  • -компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
  • -базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
  • -профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие типы:

  • -текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);
  • -БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа;
  • -числовые и табличные БД;
  • -БД, содержащие программное обеспечение;
  • -доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "профессиональными онлайновыми БД".

К производителям информации относят как организации, добы-вающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный документальный поток. Особенности тематической и типовидовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Первичный документальный поток для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей функционирования современного документального потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов.

>>Информатика: Информационные ресурсы современного общества

§ 48. Информационные ресурсы современного общества

Основные темы параграфа:

♦ понятие информационных ресурсов;
♦ национальные информационные ресурсы;
♦ виды национальных информационных ресурсов.

Понятие информационных ресурсов

Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы , необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.

Информационные ресурсы - это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (например, иссякают нефтяные месторождения, расходуются финансовые ресурсы ). Информационным ресурсом можно пользоваться многократно. Кроме того, использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

Национальные информационные ресурсы

Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах, включающих библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническую , отраслевую информацию, информацию государственных (властных) структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.

Виды национальных информационных ресурсов

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек. Библиографическая регистрация и статистический учет выходящей в стране всей печатной продукции осуществляется Российской книжной палатой. Библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование информационных технологий: создаются электронные каталоги, специализированные (библиографические) базы данных . В ряде центральных библиотек сформированы собственные электронные информационные ресурсы. Начался процесс публикации этих ресурсов через Интернет.

Архивы хранят материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн документов. В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных.

Во всех развитых странах существуют специализированные центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Примером такого центра в нашей стране является ВИНИТИ РАН - Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Этот информационный центр генерирует 60-70% всей научно-технической информации в России. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества.

Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости, медицинского и социального страхования . Например, основу информационных ресурсов в области образования составляют библиотеки вузов - высших учебных заведений (университетов, институтов, академий), общий фонд которых составляет более 300 млн экземпляров. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть. В сети Интернет отражена информация о большинстве российских вузов.

Следует отметить, что сегодня информационные ресурсы по своей значимости сопоставимы с другими ресурсами (материальными, сырьевыми, энергетическими, финансовыми). Об этом свидетельствует тот факт, что они становятся товаром, стоимость которого сопоставима со стоимостью других ресурсов. Для развитых стран характерно увеличение объема потребления из-за рубежа природных ресурсов (газ, нефть и пр.) в обмен на экспорт своих информационных ресурсов (научно-технических знаний, информационных технологий).

Коротко о главном

Информационные ресурсы - это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает. Информационным ресурсом можно пользоваться многократно.

К национальным информационным ресурсам относятся: фонды библиотек и архивов, центры научно-технической информации, отраслевые информационные ресурсы, информационные ресурсы социальной сферы, в том числе сферы образования.

Вопросы и задания

1. В чем основное отличие информационных ресурсов от материальных?
2. Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов.
3. Назовите, какими видами информационных ресурсов вам приходится (или приходилось) пользоваться.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Подготовка к урокам и все это бесплатно, скачать или готовиться онлайн , скачать конспекты информатики , лекции уроков, бесплатные учебники, готовое домашнее задание по информатике 9 класс

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов в целом, могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры.

Тематика информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, медицинская и прочие.

Форма собственности - государственная, общественных организаций, акционерная и частная.

Доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная.

Принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т.п..

Источник информации - официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п..

Назначение и характер использования - массовое, региональное, ведомственное и т.п..

Форма представления - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.

Вид носителя - бумажная, электронная.

Формы информационных ресурсов

Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме информационного ресурса относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, то есть не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные формы информационного ресурса: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационного ресурса имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект - конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационного ресурса непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы информационного ресурса - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

Информационное общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный сайт – это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

5) Сервисы – это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п. Информационный портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://www1.ege.edu.ru/content/view/14/35/.

Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

  • По целевому предназначению
    • личные,
    • корпоративные,
    • бизнес,
    • образовательные,
    • политика,
    • учреждения и организации,
    • сервисы и услуги,
    • доски объявлений,
    • культура,
    • чаты,
    • хранилища ПО,
    • спорт,
    • отдых,
    • изображения и фото,
    • развлекательные порталы
  • По способу представления
    • Web-страницы
    • Базы данных
    • Файловые серверы
    • Телеконференции
  • По виду носителя
    • твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
    • на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)
    • на канале связи (TV, радио)
  • По способу организации хранения и использования
    • документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)
    • массив документов
    • фонд документов
    • архив
    • автоматизированные формы
  • По форме собственности
    • общероссийское национальное достояние
    • государственная собственность
    • собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)
    • частная (личная, корпоративная) собственность
  • По содержанию
    • Тематическая информация
    • Научные публикации
    • Рекламная информация
    • Справочная информация
    • Новости
    • Вторичная (библиографическая) информация
  • По национально-территориальному признаку.
  • Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
    • По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.
    • По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Вряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

Форма подачи информации определяет структуру информационного ресурса, ее разнообразие зафиксировано в типологии информационных ресурсов.


Типы информационных ресурсов

Коллекция электронных изданий - коллекция произведений с информационно-поисковыми системами (ИПС) сетевая или на носителях, а также сетевые электронные издания (журналы), имеющие печатные аналоги.

Коллекция электронных документов - электронная библиотека, электронный музей, галерея и др.

Хранилище данных - предметно-ориентированное, интегрированное, поддерживающее хронологию, неизменяемое собрание данных, ориентированных на процессы принятия управленческих решений.

Специальный массив научных данных - электронная модель объектов, массив экспериментальных данных, и др.

База знаний – диагностическая, экспертная система.

Конструкторско-технологическая документация , создаваемая в рамках CALS-технологий.

ГИС-система и электронные карты - массивы гео-данных.

Мультимедийные системы :

· компьютерные игры, изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.);

· видео (кино и видеофильмы, клипы и т.п.);

· аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.); презентации (организаций, информационных и других систем, ролики и т.п.).

Обучающие системы (системы типа электронных экзаменаторов в ГАИ по правилам дорожного движения, другие обучающие и тестирующие системы).

Информационно-поисковые и справочные системы - тематические справочные системы с встроенным информационно-поисковым аппаратом, предназначенные для поиска необходимой информации в рамках тематики в т.ч.:

· научно-технические ИПС - охватывающие различные области знаний;

· консультационные ИПС - обеспечивающие юридическими и другими сведениями по различным жизненным вопросам;

· бытовые ИПС - телефонные справочники, приготовление различных блюд, городские справочные системы (улицы, транспорт), транспортные расписания железной дороги, авиалиний, автобусов и т.п.

Использование информационных ресурсов в повседневной практике чаще всего направлено на подготовку текстовых документов, аналитических таблиц и баз данных. Для этого достаточно овладеть навыками работы с информацией и программным сопровождением, обеспечивающим технологические приемы в области поиска, отбора, обработки и хранения информации. Грамотное использование информационных ресурсов – это сложная, но посильная задача, решение которой по мере развития практики приводит к умению более высокого уровня, заключающегося в управлении информационными ресурсами.


Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. / Под. ред. проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006, с. 25.

Блог - от англ. blog, web log - "сетевой журнал или дневник событий" - web-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги характеризуются недлинными записями временной значимости, отсортированных в обратной хронологии. Блоги открыты, предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором (в отзывах или своих блогах). Возможность публикации отзывов посетителями является характерной чертой блогов.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления.

Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения: 1)

естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы; 2)

созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования: 1)

научно-технические; 2)

социально-экономические; 3)

правовые; 4)

культурные; 5)

образовательные; 6)

развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам: 1)

физическим лицам; 2)

юридическим лицам; 3)

государственным органам власти и управления; 4)

должностным лицам; 5)

органам местного самоуправления; 6)

общественным объединениям; 7)

государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы - всегда в виде документированной информации.

Документ - это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные ресурсы, включает в себя следующие моменты: 1)

обязательный экземпляр документа; 2)

обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку; 3)

обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее; 4)

обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов - обеспечение информационной безопасности. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

Необходимо централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.

При этом должны быть созданы предпосылки для:

Обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных информационных систем и ресурсов; -

контроля использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государственных служащих и иных лиц; -

размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

Права, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника (ст.

86 ТК РФ): -

обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; -

работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конкретный порядок обработки персональных данных работника определяется документами организации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с информацией. Правила работы с информацией включают в себя положения о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации; положения о защите информации; о требованиях, предъявляемых к деятельности, связанной с осуществлением перечисленных действий с информацией. Эти положения устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

За нарушение правил работы с информацией законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).

Гражданская ответственность наступает, если в силу нарушения правил работы с информацией нарушаются имущественные или личные неимущественные права лица, к которому эта информация имеет отношение. Формы гражданской ответственности предусмотрены в ст. 12

Дисциплинарная ответственность применяется к лицу, в трудовые обязанности которого входило соблюдение или обеспечение соблюдения правил работы с информацией. Виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

Еще по теме 1. Понятие и виды информационных ресурсов:

  1. 2. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
  2. Тема 7. Понятие, признаки и виды информационных правоотношений
  3. 5.5. Защита информационных ресурсов и повышение информационной безопасности
  4. 1. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами организации
  5. Глава 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
  6. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -