Тарифы Услуги Сим-карты

Принципы хранения информации. Принципы хранения информации в памяти компьютера

Формат: doc

Дата создания: 01.10.1998

Размер: 106.37 KB

Скачать реферат

ТЕМА 7.3 (лекция)

Операционная система MS DOS.

Основные принципы хранения информации на магнитных дисках в MS DOS.

Файловая Система MS DOS(логические диски,каталоги,

файлы,устройства MS DOS).

Дополнительную информацию см. тема 3.2.

Терминология :

Флоппи-диск(дискета) - съемный гибкий магнитный диск.

Винчестер - не съемный жесткий магнитный диск(пакет дисков).

Дорожка - концентрические окружности на магнитной поверхности

диска, где располагается информация.Дорожки нумеруются с 0-ой

(дорожка с самым большим радиусом)

Цилиндр - объединение дорожек с одним и тем же номером, располо-

женных на разных поверхностях диска(для флоппи-диска под цилиндром

подразумевается 2 дорожки)

Сектор - каждая дорожка, размещенная на диске, делится на секторы.

Каждый сектор имеет размер = 512 байт (для MS DOS)

Кластер - это минимальная порция информации, которую MS DOS

считывает/записывает за одно обращение диску.Кластер “содержит”

только последовательно расположенные сектора(цель - увеличить ско

рость обмена с диском).

Размер Кластера = N*(РазмерСектора)= N * 512 байт,

где N = 2,4,8 и т.д.

FAT - Таблица размещения файлов

НАКОПИТЕЛИ НА МАГНИТНЫХ ДИСКАХ

Магнитные диски используются как запоминающие устройства ,позволя-

ющие хранить информацию долговременно, при отключенном питании.

Для работы с Магнитными Дисками используется устройство, называ-

емое накопителем на магнитных дисках(НМД) .

Обычно НМД состоит из следующих частей:

Контроллер дисковода,

Собственно дисковод,

Интерфейсные кабеля,

Магнитный диск

Контроллер дисковода управляет обменом информацией между CPU и ОЗУ ,

с одной стороны, и НМД - с другой.

Контроллер дисковода вставляется в один из свободных разъемов сис-

темной платы IBM PC (MotherBoard).

Дисковод содержит головки чтения/записи,механический привод пере-мещения головок и электронную схему для управления движением головок

и чтением/записью данных.

Магнитный диск представляет собой основу с магнитным покрытием ,

которая вращается внутри дисковода вокруг оси.

Магнитное покрытие используется в качестве запоминающего устройства .

Магнитные Диски : жесткие(Винчестер) и гибкие(Флоппи) .

Накопитель на жестких магнитных дисках - НЖМД(HDD).

Накопитель на гибких магнитных дисках - НГМД(FDD).

Винчестер(HDD) - накопитель на несъемном магнитном диске,созданный

на основе спец.технологии(винчестерская технология - отсюда название).

Магнитный диск Винчестера(на металлической основе) “имеет” большую

плотность записи и большое число дорожек. Винчестер может иметь

несколько Магнитных Дисков.

НЖМД типа Винчестер созданы в 1973 г.

Все магнитные диски Винчестера(объединенные в пакет Дисков ) - гермет-ически “упакованы” в общий кожух. Магнитные диски НЕ могут изыматься

из HDD и заменяться на аналогичные!!!

Магнитные головки объединены в единый блок(блок магнитных головок).

Этот блок по отношению к дискам перемещается радиально.

Во время работы PC Пакет Дисков все время вращается с постоянной

скоростью(3600 об/мин).При считывании/записи информации блок

магнитных головок перемещается(позиционируется) в заданную область,

где производиться посекторное считывание/запись информации.

В силу инерционности процесса обработки информации и большой ско-

рости вращения пакета дисков возможна ситуация, когда блок магнит-

проблемы используется метод чередования секторов(секторы нумеруются

не по порядку, а с пропусками). Например, вместо того,чтобы нумеро-

вать секторы по порядку: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... ,

их нумеруют так: 1 7 13 2 8 14 3 9 ...

В последнее время появились более скоростные SCSI-контроллеры,

которые обеспечивают достаточную скорость обработки информации,

и необходимость в чередовании секторов - отпадает.

Флоппи(FDD) (разработка фирмы IBM) - накопитель на съемном гибком

магнитном диске(флоппи). Флоппи-диск имеет пластиковую основу и

находится в спец.пластиковом кожухе.Флоппи-диск вставляется в FDD

вместе с кожухом.Флоппи-диск(в FDD) вращается внутри кожуха со ско-

ростью 300 об/мин.

На данный момент в IBM PC используются 2 типа FDD:

5.25" и 3.5"

Дискета 5.25" заключена в гибкий пластиковый кожух.

Дискета 3.5" заключена в жесткий пластиковый кожух.

HDD являются более скоростными устройствами, чем FDD.

МАГНИТНЫЕ ДИСКИ

Флоппи-диски(дискеты)

В качестве носителя информации используется магнитная поверхность

диска.Магнитная поверхность "разбита" на дорожки(концентрические

окружности, см. рис.1).Дорожки нумеруются начиная с 0-ой(макси-

мальный радиус). Магнитная поверхность "разбита" также на секторы

(см. Рис.1). Секторы нумеруются начиная с 1-го.

Принято, что каждая дорожка "разбита" на секторы. Размер каждого

сектора = 512 байт(для MS DOS).

Таким образом объем дискеты:

V = P * D * S * 512 (байт)

V - объем дискеты(байт),

P - кол-во поверхностей дискеты(1-а или 2-е),

D - кол-во дорожек на одной поверхности,

S - кол-во секторов на одной дорожке.

Если Дискета является системной, то ядро MS DOS размещается на-

чиная с 0-й дорожки,как более надежной(меньшая плотность записи).

Физический Адрес Сектора = Nповерхности + Nдорожки + Nсектора

Рис.1

Кол-во поверхностей "задается" при изготовлении Дискеты(может

быть 1-а или 2-е). Кол-во дорожек и кол-во секторов на дорожке

"задается" при форматировании дискеты. Форматирование дискет произ-

водится Пользователем с помощью спец.программ.

В табл.1 приведен перечень стандартных форматов флоппи-дисков,

применяемых в IBM PC.

Кол-во поверх-ностей

Кол-во дорожек на поверхности

Кол-во секторов на дорожке

Емкость диска,

На рис.2 представлено схематическое изображение дискеты 5.25" .

Рис.2

В зависимости от технологии изготовления дискеты 5.25" могут иметь

различные характеристики магнитной поверхности и,следовательно,

различные допустимые форматы.

Маркировка Дискет:

DS - Double Side (две стороны,поверхности),

DD - Double Density (удвоенная плотность)

HD - High Density (высокая плотность)

ED - Extra High Density (особо высокая плотность)

Если Дискета имеет маркировку DS/DD, то это значит - 360 Кб,

Если Дискета имеет маркировку DS/HD, то это значит - 1200 Кб,

Односторонние дискеты практически не встречаются.

В случае, если по каким-либо причинам маркировки нет на дискете,

то емкость дискеты можно определить косвенно по следующим приз-

1. магнитная поверхность дискет на 1200 Кб более темная, чем

у дискет на 360 Кб,

2. ободок на внутреннем центральном отверстии дискет на 360 Кб

более заметен, чем у дискет на 1200 Кб.

Важнейшими характеристиками дискеты являются:

Тип (5.25" или 3.5")

Формат(и,соответственно,емкость)

Винчестеры

Организация хранения информации на Винчестере, с точки зрения Поль-

зователя, не сильно отличается от Флоппи-дисков.

Разница лишь в том, что количество поверхностей,дорожек и секторов

значительно больше(соответственно больше и емкость).

Физический Адрес Сектора = Nцилиндра + Nдорожки + Nсектора

Важнейшими характеристиками Винчестера являются:

Емкость(от 10 Мб до 1.2 Гб),

Быстродействие(время произвольного доступа к информации,

чем меньше этот показатель, тем "быстрее" Винчестер)

(8-24 милисек)

Когда говорят (о Винчестере) 1 физический диск - имеется

в виду весь пакет дисков данного Винчестера.

С помощью спец.программ 1 физический диск Винчестера можно

"разбить" на несколько разделов (логических дисков ).

ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА MS DOS

Файл(по английски File) - папка,скоросшиватель.

Совокупность средств MS DOS, обеспечивающих доступ к информации

на внешних носителях называется системой управления файлами или

файловой системой .

Одно из понятий файловой системы MS DOS - логический диск.

Логические диски :

MS DOS, каждый логический диск это отдельный магнитный диск.

Каждый логический диск имеет свое уникальное имя .

В качестве имени логического диска используются буквы английского

алфавита от A до Z (включительно).

Кол-во логических дисков, таким образом, не более 26.

Буквы A и B - отведены строго под имеющиеся в IBM PC FDD .

Начиная с буквы C именуются логические диски (разделы) HDD .

Рис.3

В случае, если данный IBM PC имеет только один FDD, буква B

пропускается(см.рис.4).

Рис.4

Только логические диски A и C могут быть системными (см.тему 7.1)

Файловая структура логического диска :

Чтобы обратиться к информации на диске(находящейся в файле),

надо знать физический адрес первого сектора(Nповерхности+Nдо-

рожки+Nсектора), общее кол-во кластеров, занимаемое данным файлом,

адрес следующего кластера, если размер файла больше, чем размер

одного кластера и т.д. Все это очень туманно, трудно и не нужно.

MS DOS избавляет Пользователя от такой работы и ведет ее сама.

Для обеспечения доступа к файлам - файловая система MS DOS организует

и поддерживает на логическом диске определенную файловую структуру .

Элементы файловой структуры:

Стартовый сектор(сектор начальной загрузки,Boot-сектор ),

- таблица размещения файлов (FAT - File Allocation Table),

- корневой каталог (Root-Directory),

Область данных (оставшееся свободным дисковое пространство)

Эти элементы создаются спец.программами(в среде MS DOS) в процессе

инициализации диска.

Рис. 5

Стартовый сектор(сектор начальной загрузки, Boot-сектор ) :

Здесь записана информация, необходимая MS DOS для работы с диском:

- идентификатор OS (если диск системный),

- размер сектора диска,

- кол-во секторов в кластере ,

Кол-во резервных секторов в начале диска,

Кол-во копий FAT на диске(стандарт - две),

Кол-во элементов в каталоге,

Кол-во секторов на диске,

Тип формата диска,

Кол-во секторов в FAT,

Кол-во секторов на дорожку,

Кол-во поверхностей,

Блок начальной загрузки OS,

За стартовым сектором располагается FAT .

FAT(таблица размещения файлов) :

Область данных диска (см.выше) представлена в MS DOS как последо-

вательность пронумерованных кластеров.

FAT - это массив элементов, адресующих кластеры области данных диска .

Каждому кластеру области данных соответствует один элемент FAT.

Элементы FAT служат в качестве цепочки ссылок на кластеры файла

в области данных.

FAT - крайне важный элемент Файловой Структуры!!!

Нарушения в FAT могут привести к ПОЛНОЙ или ЧАСТИЧНОЙ потери ин-

формации на ВСЕМ логическом диске!!!

Именно поэтому, на диске хранится две копии FAT .

Существуют спец.программы, которые контролируют состояние FAT

и исправляют нарушения.

Корневой Каталог :

Это определенная область Диска,создаваемая в процессе инициализации

(форматировании) Диска, где содержится информация о файлах и ката-

логах, хранящихся на Диске. Корневой Каталог ВСЕГДА существует

на отформатированном Диске! На одном Диске ВСЕГДА бывает только

ОДИН Корневой Каталог. Размер Корневого Каталога для данного

Диска - величина фиксированная, поэтому максимальное кол-во

"привязанных" к нему файлов и других (дочерних) каталогов

(ПодКаталогов) - строго определенное.

Каталоги(ПодКаталоги) :

Каталог - это определенное место на диске(в области данных диска),

где содержится информация о файлах и ПодКаталогах, "привязанных"

к данному Каталогу.

MS DOS поддерживает иерархическую структуру каталогов(древообразную),

Рис.6

В отличие от Корневого Каталога, остальные каталоги(ПодКаталоги)

создаются с помощью спец.команд MS DOS(внутренних).

Основная цель такой структуры каталогов - организация эффективного

хранения большого кол-ва файлов на диске.

КАЖДЫЙ Каталог(кроме корневого) "имеет" "родителя", т.е. другой

Каталог, к которому "привязан" данный Каталог.

MS DOS рассматривает каждый Каталог(кроме корневого), как файл.

Термин "привязан" иногда заменяется термином "зарегистрирован".

Файлы :

Файл - это поименованная область памяти на каком-либо физическом

носителе, предназначенная для хранения информации.

Файл ВСЕГДА "привязан" к какому-либо Каталогу(в том числе,

может быть "привязан" и к корневому каталогу), см. рис. 7.

Рис.7

Идентификация Логических Дисков,Каталогов и Файлов :

Идентификация Логических дисков, Каталогов, Файлов

осуществляется на базе имен.

ВНИМАНИЕ!!!

Файловая система MS DOS НЕ допускает, чтобы были Логические

Диски,Каталоги,Файлы с одинаковыми ИДЕНТИФИКАТОРАМИ!!!.

В качестве имени логического диска используется одна из букв

латинского алфавита(A..Z ).

Каждый Файл или Каталог (кроме корневого) имеет ПОЛНОЕ имя.

ПОЛНОЕ Имя Файла(Каталога),кроме корневого,

состоит из следующих частей(рис.8) :

Имя логического диска(A..Z),

Символ-разделитель(двоеточие) “: ”,

Символ,идентифицирующий корневой каталог - "\ " (Слэш),

Перечень “родительских” каталогов(разделенных

символом "\ "),

Собственно имя файла(каталога),

Собственно имя файла(каталога) состоит из:

Символ-разделитель(точка) “. ”,

Расширение имени файла

“Имя логического диска”+ ”двоеточие”+ ”идентиф.корневого каталога”

+ ”весь перечень имен родительских каталогов” = маршрут доступа

к файлу (каталогу).

Максимальное кол-во символов в ПОЛНОМ имени файла = 78,

Максимальное кол-во символов в имени файла = 8,

Максимальное кол-во символов в расширении имени файла = 3,

Расширение НЕ обязательно т.е. может и НЕ присутствовать

(в этом случае точка тоже отсутствует).

Рис.8

Таким образом размер собственно имени файла НЕ превышает 12 символов!

В ПОЛНОМ имени файла разрешается использовать только следующие

A-Z 0-9 $ & # `~ () - % ! _ ^

В ПОЛНОМ имени файла запрещается использовать все остальные

символы!!!

ЗАПРЕЩАЕТСЯ В ПОЛНОМ имени файла использовать ПРОБЕЛ !!!

Примеры допустимых имен файлов:

Format.com Read.me MyFyle.txt 28-03-96.doc 123.45

Примеры НЕ допустимых имен файлов:

123456789.txt aa?.doc 35*.? It.F.doc .txt

Использование расширений:

Файлы,хранящиеся на диске, с точки зрения файловой системы

MS DOS,которая выступает в роли зав.складом(который ничего не

понимает в устройстве и назначении различных вещей,хранящихся

на складе),вообще говоря,представляют собой “некоторое сборище информации”.На самом деле файлы, в зависимости от информации

которая там хранится, могут иметь различное назначение:

данные, программы, драйверы, настроечные файлы и т.д.

Расширения имени файла - не обязательный, но очень важный

компонент. Он используется для разделения файлов по отдельным

В MS DOS есть перечень предопределенных(и наиболее часто встреча-

ющихся) расширений файлов.В Табл.2 приведен их НЕ полный перечень.

Табл. 2

Расширение

Назначение файла

Программы, созданные программистами, с по-мощью спец.языков программирования

Программы, созданные Пользователями, с по-мощью редакторов текстов

Драйверы устройств

Оверлейные файлы

Предыдущая копия файла

ASCII-файл (текстовый)

Файл-документ(чаще всего ASCII-файл, но мо-жет быть и другого формата)

Тексты программ на Pascal

Тексты программ на С

Тексты программ на Ассемблере

Графические образы

ASCII-файл описания чего-то

Файлы настроек и конфигураций

Устройства MS DOS :

В MS DOS имеется ряд имен файлов, которые зарезервированы

для внутреннего использования.Каждое такое имя отражает

какое-либо устройство.ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование этих имен

НЕ по назначению! В Табл.3 приведен перечень этих имен.

С точки зрения Пользователя - эти устройства(табл.3) ничем

не отличаются от обычных файлов(с ними можно производить все

те же операции, что и с обычными файлами).

Символы подстановки в именах файлов :

Когда необходимо произвести какие-либо действия над файлами -

Пользователь вызывает определенные внутренние или внешние

команды MS DOS и “передает” им,в качестве параметров, имена

файлов. Очень часто приходится производить одни и те же действия

над многими файлами. Например, необходимо скопировать ВСЕ файлы

какого-либо каталога в другой каталог.Если файлов больше 200, то

ровно 200 раз необходимо произвести эту операцию для каждого файла

в отдельности.Это, как минимум, слегка огорчает Пользователя.

Для решения такого рода проблем существуют спец.средства, которые

помогают производить однотипные операции над целой группой файлов

за один “заход”.

Так называемые символы подстановки позволяют “фильтровать” файлы,

используя их имена. К ним относятся символы: ? и * .

Эти символы можно использовать в любом месте собственно имени

файла(имени и расширении).

Символ ? означает, что команда(при фильтрации файлов) “признает”

любой символ в имени или расширении файла, в позиции которого

находится символ ? .

Символ * означает, что команда(при фильтрации файлов) “признает”

все символы,в имени или расширении файла, начиная с позиции, где

находится символ * .

Символы ? и * действуют не зависимо друг от друга применительно

к имени или расширению.

ВЫПОЛНИТЬ ОПЕРАЦИЮ НАД СЛЕДУЮЩИМИ ГРУППАМИ ФАЙЛОВ:

*.* - все файлы, без исключения,

*.txt - файлы с любыми именами, но с расширением.txt,

II*.* - файлы,имена которых начинаются с цепочки символов

II и имеющие любое расширение,

YE??0198.* - файлы,имена которых начинаются с цепочки символов

YE, два следующих символа НЕ имеют значение,

следующие четыре символа должны быть 0198, расши-

рение НЕ имеет значение(применительно к расчетному

отделу: все результаты расчетов по работнику

с табельным номером 0198),

Атрибуты файлов :

Каждый Файл(Каталог) имеет атрибут, который указывает на то,

что этот файл является именно файлом;или на то, что он является

Каталогом.

Файлы, в зависимости от атрибута, могут быть скрытыми,архивными

системными, только для чтения.(Скрытые файлы MS DOS “не видит”).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочное Руководство по IBM PC. Методические

материалы.Часть 2. ТПП “СФЕРА”. М. 1991 г.

2. Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Лукьянов С.Э. "Персо-

нальный компьютер для всех". Книга 1.

М., ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1991 г.

3. Брябрин В.М. “Программное обеспечение персональных

ЭВМ”. М. “НАУКА”, 1990 г.

4. Фигурнов В.Э. “IBM PC для Пользователя”

г.Уфа, НПО “Информатика и Компьютеры”, 1993 г.

Операционная система, сокр. ОС (англ. operating system, OS) -- комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами вычислительного устройства и организации взаимодействия с пользователем.

В логической структуре типичной вычислительной системы операционная система занимает положение между устройствами с их микроархитектурой, машинным языком и, возможно, собственными (встроенными) микропрограммами (драйверами) -- с одной стороны -- и прикладными программами с другой. Гордеев А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. -- 2-е изд. -- СПб.: Питер, 2007. -- 16 с.

Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

Современные операционные системы имеют сложную структуру, каждый элемент которой выполняет определенные функции по управлению компьютером.

Управление файловой системой. Процесс работы компьютера в определенном смысле сводится к обмену файлами между устройствами. В операционной системе имеются программные модули, управляющие файловой системой.

Командный процессор. В состав операционной системы входит специальная программа - командный процессор, - которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их.

Пользователь может дать команду запуска программы, выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), вывода документа на печать и так далее. Операционная система должна эту команду выполнить.

Графический интерфейс. Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды с помощью мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.

Сервисные программы. В состав операционной системы входят также сервисные программы, или утилиты. Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и так далее), выполнять операции с файлами (архивировать и так далее), работать в компьютерных сетях и так далее.

Справочная система. Для удобства пользователя в состав операционной системы обычно входит также справочная система. Справочная система позволяет оперативно получить необходимую информацию как о функционировании операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей.

Процесс работы компьютера в определенном смысле сводится к обмену файлами между периферийными устройствами, т.е. необходимо уметь управлять файловой системой. Ядром операционной системы является программа, которая обеспечивает управление файловой системой.

Пользователь общается с компьютером через устройства ввода информации (клавиатура, мышь). После ввода команды операционной системы специальная программа, которая называется командный процессор, расшифровывает команды и исполняет их.

Процесс общения пользователя с компьютером должен быть удобным. В состав современных операционных систем (Windows) обязательно входят модули, создающие графический интерфейс.

Таким образом, в структуру операционной системы входят следующие модули:

  • 1) базовый модуль, управляющий файловой системой;
  • 2) командный процессор, расшифровывающий и выполняющий команды;
  • 3) драйверы периферийных устройств;
  • 4) модули, обеспечивающие графический интерфейс.

Файлы операционной системы находятся на диске (жестком или гибком). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы операционной системы необходимо загрузить в оперативную память.

Для функционирования компьютера обязательно должны находиться в оперативной памяти базовый модуль, командный процессор и драйверы подключенных устройств. Модули операционной системы, обеспечивающие графический интерфейс, могут быть загружены по желанию пользователя. В операционной системе Windows 95 выбор варианта загрузки представлен в виде меню. правовой информация нормативный акт программный

После включения компьютера производится загрузка операционной системы в оперативную память, т.е. выполняется программа загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Выход из этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке.

В соответствии с английским названием этого процесса -- bootstrap, -- система как бы «поднимет себя за шнурки ботинок». В системном блоке компьютера находится ПЗУ (BIOS), в котором содержатся программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы. После включения компьютера эти программы начинают выполняться, причем информация о ходе этого процесса высвечивается на экране дисплея.

На этом этапе процессор обращается к диску и ищет на определенном месте (в начале диска) наличие очень небольшой программы-загрузчика BOOT. Программа-загрузчик считывается в память, и ей передается управление. В свою очередь она ищет на диске базовый модуль операционной системы, загружает его в память и передает ему управление.

В состав базового модуля операционной системы входит основной загрузчик, который ищет остальные модули операционной системы и загружает их в оперативную память.

Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, таких как: гибкие и жесткие диски, или компакт-диски. При выключении питания компьютера информация, хранящаяся в памяти компьютера, теряется, а хранящаяся на дисках - нет. Для уверенной работы за компьютером следует знать основные принципы хранения информации на компьютерных дисках. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридическои? деятельности. Учебник для бакалавров. - М.: Юраи?т, 2011. С. 27.

Вся информация, предназначенная для долговременного использования, хранится в файлах. Файл представляет собой последовательность байт, объединенных по какому-то признаку и имеющих имя. Система хранения и работы с файлами в компьютере называется файловой системой.

Для удобства файлы хранятся в различных папках, которые расположены на дисках. В компьютере может быть установлено несколько дисков. Любой гибкий диск, жесткий диск, компакт-диск, цифровой видеодиск или сетевой диск мы будем называть просто диском, так как принципы организации хранения файлов на них идентичны. Каждому диску присваивается буква латинского алфавита от А до Z, причем существуют некоторые правила обозначения. Буквой А обозначается гибкий диск, буквой С - основной диск вашего компьютера, где расположена система Windows. Буквой D и последующими буквами обозначаются остальные диски. После буквы, обозначающей диск, ставится символ двоеточия “:”, чтобы показать, что буква обозначает именно диск, например А: или С:. Кроме буквы, каждый диск имеет свое уникальное имя, также называемое меткой. Чаще всего при указании диска используется метка и буквенное обозначение в скобках. Например, надпись Main (С:) означает, что основной диск вашего компьютера имеет метку Main.

На каждом диске помещается множество различных файлов. Любой файл может располагаться как прямо на диске, так и в произвольной папке, которая в свою очередь также может располагаться в другой папке

То, что файлы могут находиться в разных папках, позволяет расположить, на диске несколько файлов с одинаковыми именами. Структура хранения информации на диске, при котором одни папки могут располагаться в других папках, называется иерархической или древовидной. Такая структура действительно похожа на реальное дерево, на котором каждый листок представляет собой отдельный файл, а ветка - папку. Листок может расти как непосредственно из ствола, так и из любой ветки.

При указании пути к файлу имена папок отделяются друг от друга и от имени диска с помощью символа обратной косой черты “”, например, С:Мои документыМои рисункиЯ в молодости.jpg. Данная запись означает, что файл с именем Я в молодости.jpg расположен в папке Мои рисунки. Эта папка находится в папке Мои документы, размещенной на диске С:.

Обратите внимание, что в рассмотренном примере имя файла содержит в себе символ точки и как бы состоит из двух частей -до точки и после нее. Часть имени, расположенная после точки, называется расширением и используется для обозначения вида информации, хранящейся в файле. Например, расширение doc обозначает текстовый файл, wav - файл, содержащий звуки, а jpg - изображение. В Windows XP многие расширения файлов не показываются, так что, скорее всего, в нашем примере файл будет называться просто Я в молодости, но Windows будет знать, что работает с изображением.

Важным понятием в Windows XP является понятие ярлыка. На любой объект Windows можно сослаться из другого места. Такая ссылка и называется ярлыком. Например, в какой-то папке расположен часто использующийся рисунок. Для быстрого доступа к этому рисунку из разных мест можно поместить в эти места ярлыки, содержащие адрес реального местонахождения рисунка. Удаление и перемещение ярлыка не влияет на расположение оригинального файла, поэтому использование ярлыков может обеспечить дополнительную защиту. Информатика и информационные технологии / Под ред. Ю.Д. Романовои?. - М.: ЭКСМО, 2011. С. 23.

Системные утилиты (Утилита от англ. utility или tool) -- вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения для выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и операционной системы (ОС).

Утилиты предоставляют доступ к возможностям (параметрам, настройкам, установкам), недоступным без их применения, либо делают процесс изменения некоторых параметров проще (автоматизируют его).

Утилиты могут входить в состав операционных систем, идти в комплекте со специализированным оборудованием или распространяться отдельно.

Виды утилит по функциям:

  • 1) Диспетчеры файлов
  • 2) Архиваторы (с возможным сжатием данных);
  • 3) Просмотрщики;
  • 4) Утилиты для диагностики аппаратного или программного обеспечения;
  • 5) Утилиты восстановления после сбоев;
  • 6) Оптимизатор диска -- вид утилиты для оптимизации размещения файлов на дисковом накопителе, например, путём дефрагментации диска;
  • 7) Шредеры файлов;
  • 8) Деинсталлятор -- программа для удаления программного обеспечения;
  • 9) Утилиты управления процессами. Леонтьев В.П. Самые полезные программы: утилиты. -- ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. -- 22 с.

Драйверы устройств. К магистрали компьютера подключаются различные устройства (дисководы, монитор, клавиатура, мышь, принтер и др.). Каждое устройство выполняет определенную функцию (ввод информации, хранение информации, вывод информации), при этом техническая реализация устройств существенно различается.

В состав операционной системы входят драйверы устройств, специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых параметров устройств. Каждому устройству соответствует свой драйвер.

Технология "Plug and Play" (подключи и играй) позволяет автоматизировать подключение к компьютеру новых устройств и обеспечивает их конфигурирование. В процессе установки Windows определяет тип и конкретную модель установленного устройства и подключает необходимый для его функционирования драйвер. При включении компьютера производится загрузка драйверов в оперативную память.

Пользователь имеет возможность вручную установить или переустановить драйверы. Информатика и информационные технологии / Под ред. Ю.Д. Романовои?. - М.: ЭКСМО, 2011. С. 22.

Наряду с программным обеспечением в памяти компьютера хранится различная информация. Единицей ее хранения является файл. Это совокупность данных одного типа (текст, изображение, видеофильм и т.д.) произвольного размера, обладающая уникальным собственным именем. Имя может состоять из букв русского или латинского алфавита, содержать цифры, пробелы и некоторые другие символы. Кроме того, в имя файла входит расширение, отделенное точкой и состоящее из трех букв латинского алфавита. В большинстве случаев расширение присваивается автоматически программой, в которой создан файл и обозначает тип данных в нем содержащихся. Например, article.doc, реферат по хирургии.doc, рис_15.jpg . Для удобства поиска файлы можно объединять в папки, которые в свою очередь могут быть вложены в папки более высокого уровня. Папкам присваиваются имена по тем же правилам, что и файлам, но без расширений. Совокупность папок и файлов образует файловую систему.

ЗАДАНИЕ №1

Ознакомьтесь с аппаратными средствами персонального компьютера.

Порядок выполнения задания

1. Убедитесь в том, что компьютер обесточен.

2. Познакомьтесь с внутренним устройством системного блока:

- найдите материнскую плату,

- установите местоположение на ней процессора, оперативной памяти, постоянного запоминающего устройства,

- обратите внимание на видеоадаптер, звуковую карту и другие устройства, установленные в разъемах материнской платы,

- найдите жесткий диск, CD-ROM, дисковод для дискет 3,5 дюйма.

- найдите блок питания.

3. Осмотрите переднюю стенку системного блока:

- найдите кнопки «Power» и «Reset»,

- найдите индикаторы «Power» и «H.D.D.»,

- обратите внимание на передние панели устройств, для работы со съемными носителями информации, и расположенные на них кнопки и индикаторы.

4. Осмотрите заднюю стенку системного блока, обратите внимание на то, как подключены различные внешние устройства.

5. Установите, какие внешние устройства подключены к компьютеру:

- обратите внимание на клавиатуру, познакомьтесь с расположением на ней клавиш и индикаторов (см. приложение 1.),

- осмотрите мышь, найдите ее органы управления,

- обратите внимание на устройства вывода информации, их органы управления и индикаторы.

ЗАДАНИЕ №2

Ознакомьтесь с операционной системой Windows XP и освойте основные приемы работы в ней.

Порядок выполнения задания

1. Включите компьютер.

Операционная система Windows запускается автоматически после включения компьютера. После загрузки появляется стартовый экран, называемый Рабочим столом . В его нижней части находится Панель задач . Она содержит кнопку Пуск , которая предназначена для активизации Главного меню системы. На поле Рабочего стола располагаются значки (объекты Windows): Мой компьютер, Мои документы, Корзина и ярлыки (указатели на различные объекты: программы, документы, диски). Отличительной чертой ярлыка является стрелка в нижнем левом углу.

Основным средством управления в Windows является мышь, отображаемая на экране указателем в виде стрелки или определенной пиктограммы в зависимости от состояния системы и выполняемого действия (например, в виде песочных часов во время ожидания выполнения операции). К основным приемам работы мышью относятся:

Наведение указателя на объект;

Щелчок – нажатие и быстрое отпускание левой кнопки;

Двойной щелчок – два щелчка, выполненные с коротким интервалом;

Перетаскивание – перемещение мыши при нажатой левой кнопке;

Щелчок правой кнопкой;

Зависание – наведение указателя на значок объекта с задержкой на нем на некоторое время.

2. Освойте технику выделения и перемещения объектов.

Выделите любой из значков или ярлыков на Рабочем столе щелчком мыши. Затем уберите выделение, щелкнув мышью на свободном месте рабочего стола. Выделите несколько объектов для чего, поместив указатель мыши около одного из них, нажмите левую кнопку и, удерживая ее, выделите появившейся рамочкой необходимое количество объектов. Поместив мышь на выделение, перетащите выделенные объекты по полю Рабочего стола . Снимите выделение.

3. Восстановите правильный порядок объектов на Рабочем столе.

Щелкните правой кнопкой на свободном месте Рабочего стола . Щелчок правой кнопкой мыши здесь и в иных местах вызывает контекстное меню, соответствующее обстоятельствам. Наведите указатель мыши на команду Упорядочить значки . В раскрывшемся подменю выберите вариант По имени и щелкните на нем.

4. Откройте папку Мой компьютер .

Воспользуйтесь двойным щелчком на соответствующем значке.Любая папка в Windows открывается в рабочем окне. Оно содержит строку заголовка с названием папки, за эту строку его можно перетаскивать на рабочем столе. В правой стороне строки заголовка расположены кнопки управления размером окна. Левая предназначена для сворачивания окна в кнопку на Панели задач (щелчок на этой кнопке разворачивает окно до прежнего размера). Средняя кнопка может находиться в двух состояниях: в одном она растягивает окно на весь экран – «разворачивает» его, в другом - восстанавливает прежние размеры – «сворачивает в окно». Правая кнопка служит для завершения работы с окном. Окно окружено рамкой. При наведении на нее указателя мыши он принимает вид двусторонней стрелки. При этом можно перетягивать сторону или угол окна, изменяя его размеры (если окно растянуто, этот прием невозможен).

 - увеличить размеры окна до размеров экрана (развернуть),
 - вернуть окну размеры, которые оно имело до максимизации (восстановить),
- свернуть окно до размеров кнопки на панели задач,
 - закрыть окно.

Под заголовком располагается Строка меню , а под ней Панель инструментов . Если содержимое окна превышает его размеры, справа и внизу появляются Полосы прокрутки , каждая из которых содержит движок и две концевые кнопки. С их помощью просматривают все содержимое окна.

5. Сверните окно и вновь разверните его. Измените размеры окна, перемещая стороны и углы. Растяните его с помощью соответствующей кнопки.

Одновременно можно открыть любое количество окон. При этом активным будет лишь одно. Любое из открытых окон можно активировать щелчком мыши на нем или на соответствующей ему кнопке на Панели задач .

6. Откройте папку Мои документы . Разместите оба окна на экране.

Папка Мой компьютер является системной и содержит значки устройств, входящих в состав компьютера: диск А (дисковод 3,5), диск D (CD-ROM), диск С (жесткий диск). Возможно наличие и других устройств, а также иные их буквенные обозначения. Папка Мои документы предназначена для хранения информации пользователя.

7. Закройте папку Мой компьютер .

8. В папке Мои документы откройте папку Студент и создайте в ней папку. В качестве имени папки введите номер группы и фамилию.

Выберете в Строке меню команду Файл , в выпадающем меню – Создать , а в развернувшемся списке – Папку . Введите имя папки с клавиатуры.

Большинство действий в Windows можно выполнить различными способами. Например, создать папку можно щелкнув правой кнопкой мыши на свободном месте в рабочем поле папки или на Рабочем столе и выбрав в контекстном меню команды Создать >Папку .

9. Откройте созданную Вами папку и создайте в ней новую папку с именем Учебная.

10. Удалите ее.

Выделите папку и нажмите клавишу Delete . На вопрос в диалоговом окне ответьте Да . Существует еще несколько способов удаления объектов. Команда Удалить имеется в контекстном меню, вызываемом щелчком правой кнопки мыши на удаляемом объекте. Также можно перетащить ненужный объект на значок Корзина .

11. Откройте папку Задания в папке Студент .

Для возврата к папке Студент щелкните на кнопке Вверх, расположенной на Панели инструментов .

12. Скопируйте файл Занятие1 в свою папку.

Выберите файл Занятие1 и щелкните на команде Копировать на Панели инструментов или в контекстном меню. Вернитесь в созданную Вами папку (можно воспользоваться кнопкой Назад на Панели инструментов ), щелкните на кнопке Вставить . Убедитесь в появлении скопированного файла в папке.

Наряду с копированием возможно перемещение объектов из папки в папку путем перетаскивания значка.

Важно отметить, что при удалении, копировании и перемещении ярлыка никаких изменений с файлом, с которым он связан, не происходит.

13. Откройте файл Занятие1 .

Дважды щелкните на соответствующем значке. Так как файл Занятие1 содержит графическую информацию, он открывается при помощи специальной программы Просмотр изображений .

14. Закройте все окна и щелкните на кнопке Пуск .

Ознакомьтесь с открывшимся Главным меню. С его помощью могут быть реализованы все возможности операционной системы Windows. В частности оно используется для запуска приложений. Список программ, установленных на компьютере, открывается при щелчке на пункте Все программы . Выбор пункта Завершение работы позволяет корректно завершить работу с операционной системой: выключить компьютер, перезагрузить или переключить в ждущий режим.

15. Выберите в главном меню пункт Программы>Стандартные >Микро­каль­кулятор . Познакомьтесь с его работой, вводя значения и символы математических операций с клавиатуры с помощью мыши. Закройте окно программы.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Расскажите об отличии больших, мини-, микро-ЭВМ и персональных компьютеров.

2. Как можно классифицировать современные персональные компьютеры.

3. В чем Вы видите диалектический характер связи между аппаратными и программными средствами.

4. Перечислите внутренние устройства современного компьютера.

5. Поясните предназначение основных внутренних устройств компьютера.

6. Назовите устройства вывода информации.

7. Назовите устройства ввода информации.

8. Поясните предназначение манипулятора «мышь».

9. Назовите устройства, необходимые для сетевой работы компьютера, чем они различаются.

10. Перечислите четыре уровня программного обеспечения. Каков порядок их взаимодействия.

11. К какому классу относятся программные средства, встроенные в электронный термометр, современный электрокардиограф, автоматический тонометр.

12. Укажите предназначение операционной системы.

13. Для чего используются программы служебного уровня.

14. Перечислите известные Вам прикладные программы.

15. Какие Вы знаете медицинские прикладные программы.

16. Что такое файл, папка, файловая система.

17. По каким правилам файлу присваивается имя.


ТЕМА №2

Многофункциональный текстовый процессор Microsoft Word: базовые средства обработки текстовой информации

Необходимо знать: основные характеристики элементов текстового документа (шрифта, абзаца, страницы); устройство окна текстового редактора Microsoft Word; основные приемы работы с документами; технику ввода и редактирования текста; способы форматирования страницы, символа, абзаца; создание списка.

Необходимо уметь: запускать редактор Microsoft Word; создавать, открывать и сохранять документы; вводить текст с клавиатуры; изменять масштаб отображения документа на мониторе, просматривать документ с помощью функции «Предварительный просмотр»; перемещать курсор по тексту, выделять фрагменты последнего, копировать и перемещать их; устанавливать размер и ориентацию страницы, ширину полей, гарнитуру, размер, начертание шрифта, положение абзаца на странице, межстрочный интервал, интервалы перед и после абзаца, красную строку; размещать текст в колонках и устанавливать их параметры, создавать и редактировать колонтитулы, изменять регистр фрагментов текста, пользоваться функциями «Автоматическая расстановка переносов» и «Проверка правописания», создавать маркированные и нумерованные списки; иллюстрировать текст.

Для долговременного хранения информации, её накопления и передачи используются носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной: бумага, фото и кинопленки для аналоговых носителей, микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски для информации в цифровой форме и т.д.

Носители информации характеризуются информационной ёмкостью. Современные микросхемы памяти могут хранить в 1см3 1010 битов информации, однако это во много раз меньше чем хранят молекулы ДНК. Однако если сравнивать с информационной емкостью традиционных носителей (книг), то прогресс очевиден.

Надежность и долговременность хранения информации

Надежность (устойчивость к повреждениям) достаточно высока у аналоговых носителей, повреждение которых приводит к потере информации только на поврежденном участке. Цифровые носители гораздо более чувствительны к повреждениям, т.к. потеря только одного байта может привести к невозможности прочитать весь файл. Именно поэтому необходимо соблюдать правила эксплуатации и хранения цифровых носителей информации.

Устройство компьютера

С точки зрения информатики компьютер -- это электронное устройство для ввода, хранения, обработки и передачи информации. Мы будем рассматривать только персональные компьютеры. В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип. Этот принцип опирается на шинный принцип обмена информацией между устройствами. Модульность позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию.

Шина представляет собой многопроводные линии, к которым подключаются процессор, оперативная память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации. Эти устройства обмениваются через шину информацией в форме электрических импульсов, которые соответствуют последовательностям нулей и единиц машинного кода. Шина данных -- собственно, набор контактов, соединяющий различные компоненты компьютера для подвода к ним питания и обмена данными. По этой шине, например, прочитанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем полученные данные могут быть отправлены в оперативную память для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении. Выбор устройства или ячейки памяти, куда или откуда пересылаются данные по шине данных, производит процессор.

Существует понятие базовой конфигурации персонального компьютера, в которую входят:

  • · Системный блок;
  • · Монитор;
  • · Клавиатура;
  • · Мышь.

Рассмотрим элементы конфигурации персонального компьютера, точки зрения модульной структуры:

1. Системный блок

Системный блок представляет собой металлический корпус с блоком питания. В корпусе также располагается звуковой динамик. Системный блок представляет собой основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называются внутренними, а подключаемые снаружи -- внешними.

  • 1.1. Системная (материнская) плата (motherboard), на которой располагаются различные устройства, входящие в системный блок. Конструкция материнской платы позволяет каждому пользователю заменять вышедшие из строя или устаревшие элементы системного блока. На системной плате крепятся:
    • а) Процессор (CРU - Central Рrocessing Unit) -- большая интегральная схема на кристалле, которая называется большой по количеству включенных в нее элементов. Процессор выполняет логические и арифметические операции, осуществляет управление функционированием компьютера. Процессор характеризуется тактовой частотой. Такт -- это промежуток времени между началами двух последовательных импульсов, которые подаются специальной микросхемой -- генератором тактовой частоты, синхронизирующим работу узлов компьютера. Тактовая частота -- это количество тактов в секунду. На выполнение процессором каждой базовой операции отводится определенное число тактов. Ясно, что чем больше тактовая частота, тем больше операций в секунду выполняет компьютер. Тактовая частота определяет быстродействие процессора и измеряется в Герцах (1с). Современные процессоры настолько быстры, что их частоты удобно измерять в ГГц (Гигагерцах). Другой характеристикой процессора является его разрядность. Разрядность - означает количество двоичных разрядов, которые могут передаваться или обрабатываться процессором одновременно. Производительность процессора является его интегральной характеристикой, которая зависит от частоты процессора, его разрядности, а также особенностей архитектуры. Наиболее известными изготовителями процессоров являются компании Intel и AMD.
    • б) Контроллеры - микросхемы, отвечающие за работу различных устройств компьютера (клавиатуры, HDD, FDD, мыши и т.д.). Сюда же отнесем и микросхему ПЗУ (Постоянное Запоминающее Устройство) в которой хранится ROM-BIOS.
    • в) Слоты (шины) - разъемы (ISA, РCI, SCSI, AGР и т.д.) под различные устройства (оперативная память, видеокарта и т.п.).
    • г) Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ, RAM - Random Access Memory -- микросхемы, служащие для кратковременного запоминания промежуточных команд, значений вычислений, производимых CРU, а также других данных. Там же для повышения быстродействия хранятся исполняемые программы. Оперативная память изготавливается в виде модулей памяти. Модули памяти представляют собой пластины с рядами контактов. Модули памяти различаются между собой по конструкции, быстродействию, информационной емкости и т.д. Важнейшей характеристикой является быстродействие. ОЗУ - быстродействующая память со временем регенерации 7·10-9 сек.
    • д) Видеокарта (видеоакселератор) - устройство, расширяющее возможности и ускоряющее работу с графикой. Видеокарта имеет свою видеопамять для хранения графической информации и графический процессор (GРU - Graрhic Рrocessor Unit), берущий на себя вычисления при работе с 3D графикой и видео. Может иметь выход на TV и видеовход.
    • е) Звуковая карта - устройство, расширяющее звуковые возможности компьютера. Звуки генерируются с помощью записанных в память образцов звуков разных тембров. Поддерживаются различные эффекты. Могут иметь линейный вход/выход, выход на наушники, микрофонный вход, (разъем для джойстика, аналоговый и цифровой вход CD аудио).
    • ж) Сетевая карта - устройство, отвечающее за подключение компьютера к сети для возможности обмена информацией.

Кроме материнской платы в системном блоке находятся:

Накопитель на жестком магнитном диске (винчестер, HDD - Hard Disk Drive) - герметично запаянный корпус с вращающимися магнитными дисками и магнитными головками. Жесткий магнитный диск представляет собой несколько десятков дисков, размещенных на одной оси и вращающихся с большой угловой скоростью. Основной функцией жесткого магнитного диска является долговременное хранение большого объема информации в виде файлов (программы, тексты, графика, фотография, музыка, видео). Жесткий диск -- это устройство, которое использует свойство сохранения намагниченности специальным магнитным веществом, нанесенным на поверхность диска. В процессе записи информации головки дисковода перемещаются вдоль поверхности диска, на которую нанесен слой этого магнитосодержащего вещества. В головки поступают импульсы (последовательность нулей и единиц), в результате намагничиваются или не намагничиваются элементы поверхности магнитного носителя.

При считывании информации головка движется вдоль поверхности носителя. Намагниченные участки вызывают в ней импульсы тока (явление электромагнитной индукции). Последовательности таких импульсов передаются в оперативную память компьютера. В отсутствии сильных магнитных полей и высоких температур элементы поверхности могут сохранять намагниченность достаточно долго.

CD/DVD-ROM (Comрact Disc Read Only Memory) - устройство, служащее для считывания/записи информации с CD/DVD дисков. Двоичная информация с поверхности CD считывается лучом лазера. В лазерных дисководах используется оптический принцип записи и считывания информации. Информация на лазерном диске записывается на спиралевидную дорожку, содержащую чередующиеся участки с различной отражающей способностью.

В процессе считывания информации луч лазера, установленный в дисководе, падает на поверхность вращающегося диска и отражается. Так как поверхность лазерного диска имеет участки с различными коэффициентами отражения, то отраженный луч меняет свою интенсивность (логические 0 или 1). Затем отраженные световые импульсы с помощью фотоэлементов преобразуются в электрические импульсы и по шине передаются в оперативную память.

Запись на CD/DVD основана на изменении отражающих свойств вещества подложки CD под действием луча лазера.

В состав ЭВМ кроме системного блока входят следующие устройства ввода-вывода информации.

  • 2. Монитор (дисплей) - устройство вывода графической информации. Есть электронно-лучевые (уже устаревшие) и LCD мониторы. На экране жидкокристаллического монитора изображения формируется в результате прохождения белого света лампы подсветки через ячейки, прозрачность которых зависит от приложенного электрического напряжения. Мониторы используют RGB систему образования цвета, т.е. цвет получается смешением 3-х основных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Размеры по диагонали -- (14""), 15"", 17"", 19"", 21"", 24"". Размер пикселя - 0.2-0.3мм. Частота смены кадров - 77Гц при разрешении 1920x1200 пиксель, 85Гц при 1280x1024, 160Гц при 800x600. Количество цветов определяется количеством разрядов на один пиксель и может быть 256 (28, где 8 - количество разрядов), 65536 (216, режим High Color), 16 777 216 (224, режим True Color, может быть и 232).
  • 3. Клавиатура (keyboard) - клавишное устройство ввода команд и символьной информации (108 клавиш). Подключается к последовательному интерфейсу (COM порт) либо к USB порту. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры вводят команды управления, а с помощью монитора получают от нее отклик.
  • 4. Манипулятор типа мышь (mouse) - устройство ввода команд. Мышь подключается к компьютеру с помощью, так называемых портов (USB (Universal Serial Bus) или COM), которые передают электрические импульсы, несущие информацию, последовательно, один за другим. Аппаратно эти порты выведены на панель системного блока. Стандартной является 2-х кнопочная мышь с колесом прокрутки (scrolling). Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.
  • 5. Печатающее устройство (принтер) - устройство для вывода информации на бумагу, пленку или другую поверхность. Подключается к так называемому, параллельному интерфейсу (LРT порт) который передает одновременно 8 импульсов в машинном коде. Существуют конструкции, которые подключаются к USB (Universal Serial Bus) - универсальная последовательная шина, заменившая устаревшие COM и LРT порты).
  • а) Матричный. (уже устаревшая технология) Изображение формируется иголками, пробивающими красящую ленту.
  • б) Струйный. Изображение формируется выбрасываемыми из сопел (до 256) микрокаплями краски. Скорость движения капель до 40м/с.
  • в) Лазерный. Изображение на бумагу переносится со специального барабана, наэлектризованного лазером, к которому притягиваются частички краски (тонера).
  • 6. Сканер - устройство для ввода изображений в компьютер. Есть ручной, планшетный, барабанный.
  • 7. Модем (МОдулятор-ДЕМодулятор) - устройство, позволяющее обмениваться информацией между компьютерами через аналоговые или цифровые каналы. Модемы отличаются друг от друга максимальной скоростью передачи данных (2400, 9600, 14400, 19200, 28800, 33600, 56000 бит в секунду), поддерживаемыми протоколами связи. Бывают модемы внутренние и внешние.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тверской государственный технический университет

Кафедра электронных вычислительных машин

Контрольная работа.

Персональный компьютер: принципы хранения информации, основные характеристики носителей информации

Выполнил: студент группы:

Воронков Р. В.

Приняла: Карельская К.А.

Оперативная память - память, предназначенная для временного хранения данных и команд, необходимых процессору для выполнения им операций. Оперативная память изготавливается в виде модулей памяти (плоских пластин с электрическими контактами, по бокам которых размещаются большие интегральные схемы памяти). У модулей оперативной памяти большое количество показателей (тип, вид, тайминги, частота), которые существенно влияют на работу памяти.

При работе память компьютера обращается к одному из двух типов так называемых «хранилищ» информации. Энергозависимая память компьютера - ОЗУ (Оперативное Запоминающее Устройство) - это такое хранилище информации, которое должно быть постоянно обновлено, чтобы в нем хранилась разная информация, необходимая в данный момент для работы компьютера. Она автоматически очищается при отключении компьютера от электропитания.

Статическая память компьютера - ПЗУ (Постоянное Запоминающее Устройство) - это хранилище информации, рассчитанное на неизменное и долговременное хранение файлов, которые должны находиться в памяти компьютера, после того как компьютер будет отключен от электропитания.

Внешняя (долговременная) память - это место длительного хранения данных (программ, результатов расчётов, текстов и т.д.), не используемых в данный момент в оперативной памяти компьютера. Для работы с внешней памятью необходимо наличие накопителя (дисковода - устройства, обеспечивающего запись и считывание информации) и устройства хранения - носителя. Устройства принято делить на виды и категории в связи с их принципами функционирования, эксплуатационно-техническими, физическими, программными и др. характеристиками.

Гибкие магнитные диски. Съемные магнитные диски (дискеты) вставляют в компьютер через специальную щель системного блока - дисковод. На самом деле это не один диск, а группа дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью. Основными параметрами гибких дисков являются: технологический размер (измеряется в дюймах), плотность записи (измеряется в кратных единицах) и полная емкость.

Жёсткие магнитные диски или НЖМД, винчестер, - основное хранилище информации больших объёмов, основанное на принципе магнитной записи, скрыт внутри корпуса системного блока. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров. Информация в НЖМД записывается на жёсткие пластины, покрытые слоем ферромагнитного материала. Носитель информации совмещён с накопителем, приводами блоком электроники и обычно установлен внутри системного блока компьютера.

Внешние жесткие диски - динамичные системы хранения данных. Они удобны при ведении бизнеса, предоставляют свободу творчества, взаимодействия в любое время, в любом месте.

Внешний жесткий диск прост в использовании благодаря своей портативности, поддерживают высокоскоростной интерфейс для быстрой передачи данных.

Оптические дисководы и диски. Собирательное название для носителей информации, выполненных в виде дисков, чтение с которых ведётся с помощью оптического излучения. Диски обычно плоские, их основа сделана из поликарбоната, на который нанесён специальный слой для хранения информации. Для считывания информации используется обычно луч лазера, который направляется на специальный слой и отражается от него.

Лазерные дисководы и диски. Лазерные дисководы (CD-ROM и DVD-ROM) используют оптический принцип чтения информации. На лазерных CD-ROM (CD - CompactDisk, компакт-диск) и DVD-ROM (DVD - Digital Video Disk, цифровой видеодиск) дисках хранится информация, которая была записана на них в процессе изготовления. Запись на них новой информации невозможна, что отражено во второй части их названий: ROM (ReadOnlyMemory - только чтение). Производятся такие диски путем штамповки и имеют серебристый цвет. На дисках CD-RW и DVD-RW (RW - ReWntable, перезаписываемый), которые имеют «платиновый» оттенок, информация может быть записана многократно.

Первое поколение оптических дисков: лазерный диск, компакт-диск, магнитооптический диск.

Второе поколение оптических дисков: DVD, MiniDisc, Digital Multilayer Disk, DataPlay, Fluorescent Multilayer Disc, GD-ROM (Compact Disk Read-Only Memory), Universal Media Disc.

Третье поколение оптических дисков: Blu-rayDisc, HDDVD, Forward Versatile Disc, Ultra Density Optical, Professional Disc for DATA, Versatile Multilayer Disc.

Четвертое поколение оптических дисков: HolographicVersatileDisc, SuperRensDisc.

Flash-память. Flash-память - это энергонезависимый тип памяти. Она представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители, встроенные в мобильные устройства или подключаемые к компьютеру через USB-порт. Карты flash-памяти не имеют в своем составе движущихся частей, что обеспечивает высокую сохранность данных при их использовании в мобильных устройствах (портативных компьютерах, цифровых камерах и др.). Их существует огромное множество: SD, MMC, CompactFlashType I и II, MemoryStick, MemoryStickDuo, TransFlash, miniSD, microSD, RS-MMC, SmartMedia, MiniDisk и др.

CompactFlash - пожалуй, самая древняя флеш-память: первый экземпляр был выпущен еще в далеком 1994 году компанией SanDisk. Всего существует два типа карт CompactFlash: CF Type I, CF Type II, причем отличаются они лишь толщиной корпуса.

SD (SecureDigital) - также был создан усилиями компаний SanDisk, Panasonic и Toshiba. В этих картах используются криптограммы (шифрование данных), что обеспечивает защиту данных от несанкционированного копирования или перезаписи.

MMC (MultiMediaCard) - является плодом работы компаний SanDisk и Siemens. В каждой MMC есть собственный контроллер памяти. При этом толщина мультимедийных карт почти на треть меньше, чем у «шпионского» брата, что позволяет использовать MMC-накопители в различных миниатюрных устройствах.

RS-MMС (ReducedSize MMC) - также известны как MMCmobile. Они отличаются от MMC лишь уменьшенными размерами и используются в основном в мобильных телефонах.

Memory Stick Duo - является эволюцией самих Memory Stick. Уменьшились размеры и энергопотребление карт, но вместе с тем уменьшилась и максимальная емкость. В остальном полностью аналогична обычной MS.

SmartMedia - стандарт, который был разработан Toshiba в далеком 1995 году. Особенностями данного стандарта можно считать очень низкое энергопотребление и отсутствие собственного контроллера, скорость работы крайне низка и максимальный объем памяти составляет всего-навсего 256 Мб, что ничтожно мало по сегодняшним меркам, особенно учитывая размеры карты

ХDPicture (ExtremeDigital) - были созданы компаниями FujiFilm и Olympus для замены порядком устаревшего формата SmartMedia. Применяются данные карты преимущественно в цифровых фотоаппаратах этих компаний.

Также в последнее время широкое распространение получили USB флеш-накопители («флешка», USB-драйв, USB-диск), практически вытеснившие дискеты и CD.

Хранение информации в Интернете

Интернет - это объединение компьютеров по всему миру в единую информационную сеть. По-другому Интернет называют мировой компьютерной сетью.

Для соединения компьютеров используют обычные телефонные линии и прибор модем. Модем преобразует информацию к виду, пригодному для передачи по телефону. компьютер диск интернет хранение

Таким образом, информация, хранящаяся по всему миру, становится доступна каждому, кто имеет компьютер, телефон и модем.

Телефонная связь не является единственным способом соединения компьютеров. Гораздо быстрее информация передается по оптическим кабелям и с помощью радиосвязи. Эти каналы постепенно вытесняют в Интернет телефонные соединения.

В Интернете можно найти ответ практически на любой вопрос. Прочитать свежую газету, заглянуть в библиотеку, заказать билеты на самолет, купить товары, завести друзей по переписке.

Мы знаем, что программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов.

Файл - это определенное количество информации, имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла - последовательность символов, позволяющая пользователю ориентироваться в файловой системе. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственное имя файла и расширение, определяющее его тип. Собственное имя файла может содержать от 1 до 255 символов. Кроме латинского допускается применение русского алфавита.

Расширение - это сочетание букв и чисел длиной от одного до трёх символов, который дополняет само имя, но чаще указывает на формат и тип хранящихся в файле данных. От собственно имени файла оно отделяется точкой и является его необязательной частью. Расширения служат для идентификации типа (формата) файла. С их помощью пользователь и программное обеспечение компьютера может определить тип данных, хранящихся в файле.

Расширение принято указывать в виде *.rar, т.е. перед символами расширения добавляют звездочку и точку, где звездочка символизирует любое имя файла.

Расширение может указывать не только на тип информации, которая хранится в файле (изображение, медиа файл, текстовый файл), но и на способ кодирования этой информации. Например, *.gif, *.jpg, *.bmp, *.raw, *.png и др. - это расширения файлов изображений, но способы кодирования изображения в таких файлах разный, и не каждая программа, открывающая один тип, сможет открыть другой.

Существуют файлы, не имеющие расширения, обычно это системные файлы.

Файл открывается той программой, в которой был создан, или универсальной программой.

Примеры расширений файлов разных типов:

*doc, *, xdoc, *.rtf, *.txt, *.pdf - текстовые документы (содержимое таких файлов текст и открываются они в программе для работы с текстом - Письмо.doc, Каталог.xls, текст.txt).

*.jpg, *.gif, *.jpeg, *.bmp, *.raw, *.png, *.emf, *.ico, *tif, *.tiff, *.jp2, *.pcx, *.tga, *.wbmp - графическое изображение (фотографии и картинки - Рисунок.gif, Природа.tif, Фото.jpg, Рисунок.bmp).

*.html, *.htm, *.xhtm - интернет-страница (Книга.htm, Windows.hlp, Книга.html).

*.exe, * - исполняемый файл (содержат программы, готовые к выполнению - ACDSee9.exe, Command).

*.rar, *.zip, *.7z - заархивированный файл (Реферат.zip, Реферат.rar).

*.avi, *.mpeg, *.mpg, *.mkv, *.3gp, *.mp4, *.wmf - расширения видеофайлов (содержимое таких файлов видео и открываются они в проигрывателях - Клип.avi, Фильм.mpeg).

*.mp3, *.mp2, *.wave, *.wav, *.amr, *.wma, *.aac, *.ogg, *.midi, *.mid, *.kar - расширения аудиофайлов (музыкальный файл и открывать его необходимо в программе-проигрывателе - Песня.mp3).

Файлы со схожим содержимым или одинаковым назначением можно складывать в папки (каталоги). Каталоги (папки), в свою очередь также можно объединять в каталоги. Таким образом, на диске формируется упорядоченная структура файлов и каталогов, которая позволяет быстро находить нужную информацию. Такая структура называется файловой системой.

Файловая система - часть операционной системы для хранения файлов и организации каталогов, которая необходима для упорядоченного размещения данных и программ во внешней памяти.

Файловая структура может быть многоуровневой и одноуровневой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современные достижения в разработке накопителей информации. Принципы работы запоминающих устройств ЭВМ и голографической памяти. Возможности персональных компьютеров и мультимедийных систем. Перспективы развития оптических накопителей и жестких дисков.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Первая перфорированная лента. "Мамонты" среди носителей информации. Дискета, гибкий магнитный диск, используемый для многократной записи и хранения данных. Облачное хранилище данных. Основное назначение, достоинства жёстких дисков и сменных накопителей.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Электронные устройства памяти для хранения информации. Постоянные магнитные запоминающие устройства компьютера. Гибкие и жесткие диски, стримеры, лазерные компакт-диски. Файловая система хранения информации в компьютерах. Виды компьютерных преступлений.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2010

    Виды, основные характеристики и тенденции развития накопителей информации. Виды и основные характеристики устройств для хранения данных. Описание расчета инвариантной сметы расходов с помощью электронных таблиц Excel. Построение диаграммы структуры.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2008

    Структурная схема компьютера. Основные характеристики процессора - устройства, предназначенного для обработки информации и управления процессом обработки. Способы хранения информации. Описание, назначение и принципы работы устройств ввода и вывода данных.

    презентация , добавлен 20.07.2011

    История развития носителей информации. Эпоха магнитных лент, оптические носители. Виды и характеристики современных сменных носителей данных, их сравнительный анализ и перспективы развития. Компакт-диск, флеш-память. Голографический многоцелевой диск.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Человек и компьютер, особенности взаимодействия. Свобода массовой информации в Российской Федерации. Объективность и субъективность, полнота, достоверность информации. Общее понятие про информационные технологии. Основные примеры носителей информации.

    презентация , добавлен 02.06.2012

    Программные и аппаратные продукты для защиты информации в персональных компьютерах. TrueCrypt - программа для шифрования, ее возможности и преимущества. Создание виртуального шифрованного диска, хранение его содержимого в файле на физическом диске.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2013

    Изучение основных структурных элементов компьютера - электронного устройства, которое выполняет операции ввода информации, хранения и ее обработки по определенной программе. Функции центрального процессора, запоминающего устройства, носителей информации.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Компьютер как электронный прибор, предназначенный для автоматизации создания, хранения, обработки и транспортировки данных. Общая характеристика основных составных частей персонального компьютера: процессор, память. Анализ схемы обработки информации.