Тарифы Услуги Сим-карты

Процесс обучения нейронных сетей кратко. Метод упругого распространения. Другие вариации обучения

Теперь, когда стало ясно, что именно мы хотим построить, мы можем переходить к вопросу "как строить такую нейронную сеть". Этот вопрос решается в два этапа: 1. Выбор типа (архитектуры) нейронной сети. 2. Подбор весов (обучение) нейронной сети. На первом этапе следует выбрать следующее: * какие нейроны мы хотим использовать (число входов, передаточные функции); * каким образом следует соединить их между собой; * что взять в качестве входов и выходов нейронной сети. Эта задача на первый взгляд кажется необозримой, но, к счастью, нам необязательно придумывать нейронную сеть "с нуля" - существует несколько десятков различных нейросетевых архитектур, причем эффективность многих из них доказана математически. Наиболее популярные и изученные архитектуры - это многослойный перцептрон, нейронная сеть с общей регрессией, нейронные сети Кохонена и другие. Про все эти архитектуры скоро можно будет прочитать в специальном разделе этого учебника.

На втором этапе нам следует "обучить" выбранную нейронную сеть, то есть подобрать такие значения ее весов, чтобы она работала нужным образом. Необученная нейронная сеть подобна ребенку - ее можно научить чему угодно. В используемых на практике нейронных сетях количество весов может составлять несколько десятков тысяч, поэтому обучение - действительно сложный процесс. Для многих архитектур разработаны специальные алгоритмы обучения, которые позволяют настроить веса нейронной сети определенным образом. Наиболее популярный из этих алгоритмов - метод обратного распространения ошибки (Error Back Propagation), используемый, например, для обучения перцептрона.

Обучение нейронных сетей

Обучить нейронную сеть - значит, сообщить ей, чего мы от нее добиваемся. Этот процесс очень похож на обучение ребенка алфавиту. Показав ребенку изображение буквы "А", мы спрашиваем его: "Какая это буква?" Если ответ неверен, мы сообщаем ребенку тот ответ, который мы хотели бы от него получить: "Это буква А". Ребенок запоминает этот пример вместе с верным ответом, то есть в его памяти происходят некоторые изменения в нужном направлении. Мы будем повторять процесс предъявления букв снова и снова до тех пор, когда все 33 буквы будут твердо запомнены. Такой процесс называют "обучение с учителем".

При обучении нейронной сети мы действуем совершенно аналогично. У нас имеется некоторая база данных, содержащая примеры (набор рукописных изображений букв). Предъявляя изображение буквы "А" на вход нейронной сети, мы получаем от нее некоторый ответ, не обязательно верный. Нам известен и верный (желаемый) ответ - в данном случае нам хотелось бы, чтобы на выходе нейронной сети с меткой "А" уровень сигнала был максимален. Обычно в качестве желаемого выхода в задаче классификации берут набор (1, 0, 0, ...), где 1 стоит на выходе с меткой "А", а 0 - на всех остальных выходах. Вычисляя разность между желаемым ответом и реальным ответом сети, мы получаем 33 числа - вектор ошибки. Алгоритм обратного распространения ошибки - это набор формул, который позволяет по вектору ошибки вычислить требуемые поправки для весов нейронной сети. Одну и ту же букву (а также различные изображения одной и той же буквы) мы можем предъявлять нейронной сети много раз. В этом смысле обучение скорее напоминает повторение упражнений в спорте - тренировку.

Оказывается, что после многократного предъявления примеров веса нейронной сети стабилизируются, причем нейронная сеть дает правильные ответы на все (или почти все) примеры из базы данных. В таком случае говорят, что "нейронная сеть выучила все примеры", "нейронная сеть обучена", или "нейронная сеть натренирована". В программных реализациях можно видеть, что в процессе обучения величина ошибки (сумма квадратов ошибок по всем выходам) постепенно уменьшается. Когда величина ошибки достигает нуля или приемлемого малого уровня, тренировку останавливают, а полученную нейронную сеть считают натренированной и готовой к применению на новых данных. Важно отметить, что вся информация, которую нейронная сеть имеет о задаче, содержится в наборе примеров. Поэтому качество обучения нейронной сети напрямую зависит от количества примеров в обучающей выборке, а также от того, насколько полно эти примеры описывают данную задачу.

Так, например, бессмысленно использовать нейронную сеть для предсказания финансового кризиса, если в обучающей выборке кризисов не представлено. Считается, что для полноценной тренировки нейронной сети требуется хотя бы несколько десятков (а лучше сотен) примеров. Повторим еще раз, что обучение нейронных сетей - сложный и наукоемкий процесс. Алгоритмы обучения нейронных сетей имеют различные параметры и настройки, для управления которыми требуется понимание их влияния.


После того, как нейронная сеть обучена, мы можем применять ее для решения полезных задач. Важнейшая особенность человеческого мозга состоит в том, что, однажды обучившись определенному процессу, он может верно действовать и в тех ситуациях, в которых он не бывал в процессе обучения. Например, мы можем читать почти любой почерк, даже если видим его первый раз в жизни. Так же и нейронная сеть, грамотным образом обученная, может с большой вероятностью правильно реагировать на новые, не предъявленные ей ранее данные. Например, мы можем нарисовать букву "А" другим почерком, а затем предложить нашей нейронной сети классифицировать новое изображение. Веса обученной нейронной сети хранят достаточно много информации о сходстве и различиях букв, поэтому можно рассчитывать на правильный ответ и для нового варианта изображения. Примеры готовых нейронных сетей

Описанные выше процессы обучения и применения нейронных сетей можно увидеть в действии прямо сейчас. Фирмой Ward Systems Group подготовлено несколько простых программ, которые написаны на основе библиотеки NeuroWindows. Каждая из программ позволяет пользователю самостоятельно задать набор примеров и обучить на этом наборе определенную нейронную сеть. Затем можно предлагать этой нейронной сети новые примеры и наблюдать ее работу.

Самым важным свойством нейронных сетей является их способность обучаться на основе данных окружающей среды и в результате обучения повышать свою производительность. Повышение производительности происходит со временем в соответствии с определенными правилами. Обучение нейронной сети происходит посредством интерактивного процесса корректировки синаптических весов и порогов. В идеальном случае нейронная сеть получает знания об окружающей среде на каждой итерации процесса обучения.

С понятием обучения ассоциируется довольно много видов деятельности, поэтому сложно дать этому процессу однозначное определение. Более того, процесс обучения зависит от точки зрения на него. Именно это делает практически невозможным появление какого-либо точного определения этого понятия. Например, процесс обучения с точки зрения психолога в корне отличается от обучения с точки зрения школьного учителя. С позиций нейронной сети, вероятно, можно использовать следующее определение:

Обучение – это процесс, в котором свободные параметры нейронной сети настраиваются посредством моделирования среды, в которую эта сеть встроена. Тип обучения определяется способом подстройки этих параметров.

Это определение процесса обучения нейронной сети предполагает следующую последовательность событий:

  1. В нейронную сеть поступают стимулы из внешней среды.
  2. В результате первого пункта изменяются свободные параметры нейронной сети.
  3. После изменения внутренней структуры нейронная сеть отвечает на возбуждения уже иным образом.

Вышеуказанный список четких правил решения проблемы обучения нейронной сети называется алгоритмом обучения. Несложно догадаться, что не существует универсального алгоритма обучения, подходящего для всех архитектур нейронных сетей. Существует лишь набор средств, представленный множеством алгоритмов обучения, каждый из которых имеет свои достоинства. Алгоритмы обучения отличаются друг от друга способом настройки синаптических весов нейронов. Еще одной отличительной характеристикой является способ связи обучаемой нейронной сети с внешним миром. В этом контексте говорят о парадигме обучения, связанной с моделью окружающей среды, в которой функционирует данная нейронная сеть.

Существуют два концептуальных подхода к обучению нейронных сетей: обучение с учителем и обучение без учителя.

Обучение нейронной сети с учителем предполагает, что для каждого входного вектора из обучающего множества существует требуемое значение выходного вектора, называемого целевым. Эти вектора образуют обучающую пару. Веса сети изменяют до тех пор, пока для каждого входного вектора не будет получен приемлемый уровень отклонения выходного вектора от целевого.

Обучение нейронной сети без учителя является намного более правдоподобной моделью обучения с точки зрения биологических корней искусственных нейронных сетей. Обучающее множество состоит лишь из входных векторов. Алгоритм обучения нейронной сети подстраивает веса сети так, чтобы получались согласованные выходные векторы, т.е. чтобы предъявление достаточно близких входных векторов давало одинаковые выходы.

внутренних параметров под конкретную задачу.

Алгоритм работы нейронной сети является итеративным, его шаги называют эпохами или циклами.

Эпоха - одна итерация в процессе обучения, включающая предъявление всех примеров из обучающего множества и, возможно, проверку качества обучения на контрольном множестве.

Процесс обучения осуществляется на обучающей выборке.

Обучающая выборка включает входные значения и соответствующие им выходные значения набора данных. В ходе обучения нейронная сеть находит некие зависимости выходных полей от входных.

Таким образом, перед нами ставится вопрос - какие входные поля (признаки) нам необходимо использовать. Первоначально выбор осуществляется эвристически, далее количество входов может быть изменено.

Сложность может вызвать вопрос о количестве наблюдений в наборе данных. И хотя существуют некие правила, описывающие связь между необходимым количеством наблюдений и размером сети, их верность не доказана.

Количество необходимых наблюдений зависит от сложности решаемой задачи. При увеличении количества признаков количество наблюдений возрастает нелинейно, эта проблема носит название "проклятие размерности". При недостаточном количестве данных рекомендуется использовать линейную модель .

Аналитик должен определить количество слоев в сети и количество нейронов в каждом слое .

Далее необходимо назначить такие значения весов и смещений, которые смогут минимизировать ошибку решения. Веса и смещения автоматически настраиваются таким образом, чтобы минимизировать разность между желаемым и полученным на выходе сигналами, которая называется ошибка обучения .

Ошибка обучения для построенной нейронной сети вычисляется путем сравнения выходных и целевых (желаемых) значений. Из полученных разностей формируется функция ошибок .

Функция ошибок - это целевая функция , требующая минимизации в процессе управляемого обучения нейронной сети .

С помощью функции ошибок можно оценить качество работы нейронной сети во время обучения. Например, часто используется сумма квадратов ошибок.

От качества обучения нейронной сети зависит ее способность решать поставленные перед ней задачи.

Переобучение нейронной сети

При обучении нейронных сетей часто возникает серьезная трудность, называемая проблемой переобучения (overfitting).

Переобучение , или чрезмерно близкая подгонка - излишне точное соответствие нейронной сети конкретному набору обучающих примеров, при котором сеть теряет способность к обобщению.

Переобучение возникает в случае слишком долгого обучения, недостаточного числа обучающих примеров или переусложненной структуры нейронной сети .

Переобучение связано с тем, что выбор обучающего (тренировочного) множества является случайным. С первых шагов обучения происходит уменьшение ошибки. На последующих шагах с целью уменьшения ошибки (целевой функции) параметры подстраиваются под особенности обучающего множества . Однако при этом происходит "подстройка" не под общие закономерности ряда, а под особенности его части - обучающего подмножества. При этом точность прогноза уменьшается.

Один из вариантов борьбы с переобучением сети - деление обучающей выборки на два множества (обучающее и тестовое).

На обучающем множестве происходит обучение нейронной сети . На тестовом множестве осуществляется проверка построенной модели. Эти

Алгоритмы обучения нейронных сетей

На этапе обучения происходит вычисление синаптических коэффициентов в процессе решения нейронной сетью конкретных задач. Контролируемое обучение нейронной сети можно рассматривать как решение оптимизационной задачи. Ее целью является минимизация функций ошибок (невязок) на данном множестве примеров путем выбора значений весов W.

Известно два вида обучения: с учителем и без учителя. Обучение с учителем предполагает предъявление сети последовательности обучающих пар (X i , D i), где X i – обучающий пример, D i – эталон, который должен быть получен на выходе сети. Для каждого X i вычисляется y i , который сравнивается с D i . Разница используется для корректировки синаптической матрицы. Обучение без учителя предполагает наличие только обучающих примеров X i . Синаптическая матрица настраивается так, чтобы близким входным векторам соответствовали одинаковые результирующие векторы.

Процесс обучения можно рассматривать как дискретный процесс, описываемый конечно-разностными уравнениями. Большинство методов обучения используют идею Хэбба, смысл которой заключается в повторении заучиваемого примера. Синаптический вес увеличивается если два нейрона – источник и приемник – активизированы. Наращивание веса определяется произведением уровней возбуждения двух нейронов, что можно записать так:

где – значения веса связи от i-го нейрона к j-му на предыдущей итерации обучения и текущей;

– скорость обучения ();

– выход нейрона i, являющийся входом для j-го нейрона на 0-й итерации;

– выход нейрона jна 0-й итерации.

Процесс обучения нейронной сети рассматривается как задача минимизации некоторой функции F(W) min, где W– синаптическая матрица сети.

Для решения такой задачи могут использоваться различные методы нелинейного программирования: градиентный, квазиньютоновский случайный поиск и др.

Общим для методов обучения сети является следующее: для некоторого начального состояния синаптической матрицы определяется направление уменьшения целевой функции F(W) и находится ее минимум в этом направлении. Для полученной точки опять вычисляется направление убывания функции и осуществляется одномерная оптимизация. В общем алгоритм можно представить как

где - величина шага на этапе 0;

Направление поиска на этапе 0.

Наиболее развитым методом обучения является алгоритм обратного распространения. Каких-либо ограничений на количество слоев и топологию сети не накладывается. Единственное требование состоит в том, чтобы функция возбуждения была всюду дифференцируема. Как правило, используется сигмоидная (логистическая) функция. Алгоритм обратного распространения является методом обучения с учителем (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Схема обучения нейронной сети с учителем

Алгоритм обратного распространения представляет собой развитие обобщенного дельта-правила и является алгоритмом градиентного спуска, минимизирующим суммарную квадратичную ошибку. Главная цель состоит в том, чтобы вычислить чувствительность ошибки сети к изменению весов.

Пусть нейронная сеть соответствует схеме на рис. 6.2. Тогда алгоритм обучения можно описать :

1. Задать синаптические матрицы W, W * .

2. Для каждой обучающей пары (X i , D i) выполнить действия:

подать на вход скрытого слоя очередной набор обучающих данных ;

вычислить выход скрытого слоя :

;

вычислить выход выходного слоя:

.

между полученными выходными величинами сети и эталонными величинами;

для нейронов скрытого слоя.

Повторять шаги 2 и 3 до тех пор, пока ошибки не станут приемлемыми.

Пример 6.3. Пусть нейронная сеть соответствует схеме на рис. 6.2. При этом n=2, m=2,k=1 (рис. 6.6). Обучающее множество =(1;2), D=3. Необходимо обучить нейронную сеть складывать цифры 1 и 2. Все нейроны возбуждаются сигмоидной функцией. Заданы синаптические матрицы для скрытого слоя на первой итерации:

и вектор для выходного слоя

Рис. 6.6. Нейросеть с одним скрытым слоем

Вычислим взвешенную сумму

Взвешенный вход для выходного слоя

В то же время желаемое значение y (1) , преобразованное функцией возбуждения

D = F(3) = 0,952.

Поэтому среднеквадратическая ошибка (СКО):

Значения фактического выхода и желаемого не совпадают, поэтому синаптические веса следует изменить. Для этого следует выяснить, каким образом повлияют эти изменения на величину ошибки. Анализ, согласно алгоритму обратного распространения, выполняют начиная с выходного слоя сети и продвигаясь к входу:

1) прежде всего выясняют, как влияют на ошибку сети изменения на выходе. Для этого достаточно определить скорость изменения ошибки при данном значении выхода. Скорость определяется с помощью производной. Дифференцирование выполняется по аргументу y (1) .

Полученная реакция скорости изменения ошибки при данном значении выхода отрицательная, что указывает на необходимость увеличения значения на выходе;

2) определить, каким образом влияет на ошибку сети каждый из
входов выходного слоя. Для этого определим скорость изменения ошибки сети при изменении средневзвешенного входа выходного слоя V * (1) :

Значение EQпоказывает, что скорость изменения ошибки в
процессе изменения средневзвешенного входа выходного нейрона существенно ниже по сравнению со скоростью реакции сети на изменение ее выхода.

Методы, правила и алгоритмы, применяемые при обучении различных топологий сетей.

. Обучение нейронных сетей.

. Методы обучения нейронных сетей .

Решение задачи на нейрокомпьютере принципиально отличается от решения той же задачи на обычной ЭВМ с Фон-Неймановской архитектурой. Решение задачи на обычной ЭВМ заключается в обработке вводимых данных в соответствии с программой. Программу составляет человек. Для составления программы нужно придумать алгоритм, т.е. определенную последовательность математических и логических действий, необходимых для решения этой задачи. Алгоритмы, как и программы, разрабатываются людьми, а компьютер используется лишь для выполнения большого количества элементарных операций: сложения, умножения, проверки логических условий и т.п.

Нейрокомпьютер же используется как “ черный ящик”, который можно обучить решению задач из какого-нибудь класса. Нейрокомпьютеру “предъявляются” исходные данные задачи и ответ, который соответствует этим данным и который был получен каким-либо способом. Нейрокомпьютер должен сам построить внутри “черного ящика” алгоритм решения этой задачи, чтобы выдавать ответ, совпадающий с правильным. Кажется естественным ожидать, что чем больше различных пар (исходных данных), (ответ) , будет предъявлено нейрокомпьютеру, тем адекватнее решаемой задаче он сконструирует модель.

После этапа обучения нейрокомпьютера следует надеяться, что если ему предъявить исходные данные, которых он раньше не встречал, он тем не менее выдает правильное решение - в этом заключается способность нейрокомпьютера к обобщению.

Поскольку в основе нейрокомпьютера лежит искусственная нейронная сеть, то процесс обучения состоит в настройке параметров это сети. При этом, как правило, топология сети считается неизменной, а к подстраиваемым параметрам обычно относятся параметры нейронов и величины синаптических весов. К настоящему моменту в литературе принято под обучением понимать процесс изменения весов связей между нейронами.

Мы рассмотрим два направления классификации методов обучения сетей. Первое направление - по способам использования учителя.

С учителем:

Cети предъявляются примеры входных данных и выходных. Сеть преобразует входные данные и сравнивает свой выход с желаемым. После этого проводится коррекция весов с целью получить лучшую согласованность выходов.

Обучение с последовательным подкреплением знаний:

В этом случае сети не дается желаемое значение выхода, а вместо этого сети ставится оценка, хорош выход или плох.

Обучение без учителя:

Сеть сама вырабатывает правила обучения путем выделения особенностей из набора входных данных.

Второе направление классификации методов обучения - по использованию элементов случайности.

Детерминистские методы:

В них шаг за шагом осуществляется процедура коррекции весов сети, основанная на использовании текущих их значений, например значений желаемых выходов сети. Рассматриваемый далее алгоритм обучения, основанный на обратном распространении ошибки, является примером детерминистского обучения.

Стохастические методы обучения:

Они основываются на использовании случайных изменений весов в ходе обучения. Рассматриваемый далее алгоритм Больцмановского обучения является примером стохастического обучения.

. Правила обучения нейросетей .

Правила обучения определяют закон, по которому сеть должна изменить свои синаптические веса в процессе обучения.

Правило Хебба (D.Hebb):

Большинство методов обучения основываются на общих принципах обучения нейросетей, развитых Дональдом Хеббом . Принцип Хебба можно сформулировать следующим образом: “ Если два нейрона одновременно активны, увеличьте силу связи между ними “, что можно записать как:

dW ij = gf (Y i) f(Y j) ,

где: dW ij - величина изменения синапса W ij

Y i - уровень возбуждения i-го нейрона

Y j - уровень возбуждения j-го нейрона

f(.) - преобразующая функция

g - константа, определяющая скорость обучения.

Большинство обучающих правил основаны на этой формуле.

Дельта-правило:

Оно известно как правило снижения квадратичной ошибки и было предложено . Дельта-правило используется при обучении с учителем.

dW ij = g (D j - Y j) Y i

где: D j - желаемый выход j-го нейрона.

Таким образом, изменение силы связей происходит в соответствии с ошибкой выходного сигнала (D j - Y j) и уровнем активности входного элемента Y. Обобщение дельта-правила, называемое обратным распространением ошибки(Back-Propagation), используется в НС с двумя и более слоями.

ART - правило:

Теория адаптивного резонанса (ART) была развита в . ART - это обучение без учителя, когда самоорганизация происходит в результате отклика на выбор входных образов. ART- сеть способна к классификации образов. ART использует концепцию долговременной и кратковременной памяти для обучения НС. В долговременной памяти хранятся реакции на образы, которым сеть была обучена, в виде векторов весов. В кратковременную память помещается текущий входной образ, ожидаемый образ, классификация входного образа. Ожидаемый образ выбирается из долговременной памяти всякий раз, когда на вход НС подается новый паттерн. Если они схожи в соответствии с определенным критерием, сеть классифицирует его как принадлежащий к существующему классу. Если они различны, формируется новый класс, в котором входной вектор будет первым членом класса.

Такое обучение называют состязательным обучением. Простейший тип состязательного обучения определяется правилом “победитель берет все“, т.е. ансамбль с лучшим выходом активизируется, остальные - подавляются.

Элемент с наибольшим уровнем активации называют “победитель”. Когда он выбран, НС добавляет черты вводимого образа в члены долговременной памяти путем повторного прогона вперед - назад через веса долговременной памяти. Этот процесс Гроссберг назвал резонансом.

Правило Кохонена:

Тео Кохонен из Хельсинского технологического института использовал концепцию состязательного обучения для развития обучающего правила ” без учителя “ в НС типа карты Кохонена (рис.3.3).

Правило Кохонена заключается в следующем. Сначала выбирается победитель по стратегии “ победитель берет все ”. Поскольку выход j-го нейрона определяется скалярным произведением (U,W j) входного вектора U с вектором весов связей между входным слоем и j-м нейроном, то он зависит от угла между векторами U,W j . Поэтому выбирается нейрон, вектор весов W j которого наиболее близок ко входному вектору U. (другими словами, выбирается наиболее активный нейрон). Далее конструируется новый вектор W j так, чтобы он был ближе ко входному вектору U, т.е. :

W ij new = W ij old + g (U - W ij old) i = 1,2,...,k.

где: k - количество входов сети.

g - константа обучения.

Больцмановское обучение:

Больцмановское обучение состоит в подкреплении обученности в соответствии с целевой функцией изменения выхода НС. Это обучение использует вероятностную функцию для изменения весов. Эта функция обычно имеет вид распределения Гаусса, хотя могут использоваться и другие распределения.

Больцмановское обучение выполняется в несколько этапов.

1. Коэффициенту T присваивают большое начальные значение.

2. Через сеть пропускают входной вектор,и по выходу вычисляют целевую функцию.

3. Случайным образом изменяют вес в соответствии с распределением Гаусса: P(x)=exp(-x 2 /T 2) ,где x - изменение веса.

4. Снова вычисляют выход и целевую функцию.

5. Если значение целевой функции уменьшилось (улучшилось) , то сохраняют изменение веса. Если же нет и величина ухудшения целевой функции составляет С, то вероятность сохранения изменения веса вычисляется следующим образом.

Величина Р(С) - вероятность изменения С в целевой функции, определяется с использованием распределения Больцмана: P(С)~exp(- С/kT)

где: k - константа, аналогичная константе Больцмана, выбирается в зависимости от условий задачи.

Затем выбирают случайное число V ,используя равномерное распределение от нуля до единицы. Если Р(С)>V , то изменение веса сохраняется иначе изменение веса равно нулю.

Шаги 3 - 5 повторяют для каждого из весов сети, при этом постепенно уменьшают T , пока не будет достигнуто приемлемо низкое значение целевой функции. После этого повторяют весь процесс обучения для другого входного вектора. Сеть обучается на всех векторах, пока целевая функция не станет допустимой для всех них. При этом для обеспечения сходимости изменение T должно быть пропорциональным логарифму времени t :

T(t) = T(0) / log(1+t)

Это означает, что скорость сходимости целевой функции невелика, следовательно,время обучения может быть очень большим.

. Алгоритмы обучения нейросетей.

Обучение сетей прямого распространения.

Для обучения сети нужно знать значения d j (j=1,2 . . .n(K)) выходов с нейронов выходного слоя (желаемые выходы) , которые сеть должна выдавать при поступлении на ее вход возбуждающего вектора I .

Ошибка функционирования сети на этих данных определяется как

где: y j - выход сети.

Для уменьшения этой ошибки следует изменить веса сети по следующему правилу:

W k new = W k old - (E/ W k)

где:  - константа, характеризующая скорость обучения.

Последняя формула описывает процесс градиентного спуска в пространстве весов. Выражение для производной dE/dW имеет следующий вид:

E/W k-1 ij = (d j - y j) f j u k-1 i для выходного слоя, т.е. k = K

E/W k-1 ij =[ (d j - y j) f j w k ij ] f j u k-1 i для скрытых слоев,

т.е. k=1,2 . . . , K-1.

Если в качестве нелинейной преобразующей функции используется сигмоидная функция, то вместо последних двух выражений удобно использовать следующие рекуррентные формулы для выходного слоя:

 k-1 j = (d j - y j) y j (1- y j) , E/W k-1 ij =  k-1 j u k-1 i

для скрытых слоев:

 k-1 j =  [  k j w k ] u j k (1- u j k) , E/W k-1 ij =  k-1 j u k-1 i

Эти соотношения называются формулами обратного распространения ошибки (Back-Propagation). Если при прямом функционировании входной сигнал распространяется по сети от входного слоя к выходному, то при подстройке весов ошибка сети распространяется от выходного слоя ко входному.

Обучение сетей Кохонена (построение карт признаков).

Для построения карты Кохонена требуется достаточно представительная выборка обучающих векторов признаков (U). Пусть каждый вектор U множества(U) имеет размерность k: U=(U 1 , U 2 , . . . ,U k).

Тогда первый (распределительный) слой сети Кохонена должен иметь k нейронов; n нейронов второго слоя (карты) располагаются из плоскости в какой-либо регулярной конфигурации, например из квадратной прямоугольной сетке (рис.3.3). Настраиваемым связям между нейронами первого и второго слоев W ij присваиваются случайные значения.

Здесь, индекс i обозначает номер нейрона первого слоя, индекс j - номер нейрона второго слоя. До начала обучения задают функцию влияния нейронов второго слоя друг на друга g(r,t) , где r- расстояние между нейронами, t- параметр, характеризующий время обучения.

Эта функция традиционно имеет вид "мексиканской шляпы" (рис.3.4.), которую в процессе обучения, по мере увеличения параметра t, делают более "узкой" . Однако часто используют более простые функции, например:

где: D - константа, характеризующая начальный радиус положительного пика "мексиканской шляпы".

Каждый цикл обучения заключается в поочередном предъявлении сети векторов обучающего множества с последующей корректировкой весов W ij . Корректировка осуществляется следующим образом:

1. При появлении на входе сети очередного обучающего вектора U сеть вычисляет отклик нейронов второго слоя:

2. Выбирается нейрон-победитель (т.е. нейрон с наибольшим откликом). Его номер C определяется как:

C = argmax Y j , j=1,2, . . ., n.

3. Корректировка весов связей W осуществляется по следующей формуле:

W ij new = W ij old +g(r,t)(U i - W ij old), i=1, . . . ,k; j=1, . . . n.

Здесь  - константа, характеризующая обучение.

Если после очередного цикла обучения процесс изменения весов замедлился, увеличивают параметр t.

Обучение сетей Хопфилда.

Здесь следует выделить две возможности, связанные с последующим использованием сети: будет ли она использоваться как ассоциативная память или для решения оптимизационной задачи.

Сеть используется как ассоциативная память. А именно: мы хотим хранить в ней m двоичных векторов V s , s=1,2, . . .n: V s =(V 1s ,V 2s ,...,V ns).

Это означает, что при предъявлении сети любого из этих векторов она должна прийти в устойчивое состояние, соответствующее этому вектору, т.е. на выходе нейронов должен выделиться этот же вектор. Если же сети будет предъявлен неизвестный ей вектор U , то на выходе сети должен появиться один из запомненных векторов V i , который наиболее близок к U.

Очевидно, количество нейронов в такой сети должно быть равно длине хранимых векторов n.

Простейший способ формирования весов такой сети достигается следующей процедурой :

Однако емкость такой сети (т.е. количество хранимых векторов m), невелика, m  log n. В работе для формирования весов использовалось правило обучения Хеббовского типа, в результате чего была достигнута емкость сети m  n.

Сеть используется для решения оптимизационной задачи. Такая возможность обусловлена следующим замечательным свойством сетей Хопфилда: в процессе функционирования сети величина (которую в литературе принято называть "энергией" сети Хопфилда), не возрастает. Один из вариантов "энергии" сети Хопфилда:

где A,B - константы, определяемые задачей. Задача исследования состоит в формулировке исходной оптимизационной проблемы в терминах нейросети и записи минимизируемого функционала E h . Полученное для W ij выражение дает значение весовых множителей. В результате функционирования сеть придает в равновесное состояние, которое соответствует локальному минимуму функционала E h . Величины возбужденности нейронов при этом соответствуют значениям аргументов, на которых достигается минимум.