Тарифы Услуги Сим-карты

Решение проблем входа пользователя профессионального программного обеспечения в систему. Классы системных программ. Стандартные системные программы ОС Windows

Предлагаемое учебное пособие позволяет приобрести элемен­тарные знания в области управления образовательными система­ми. Оно знакомит читателя с управлением как условием созда­ния, функционирования и развития образовательных систем, педагогическим менеджментом как современным видом социально­го управления, классическими принципами и функциями педаго­гического менеджмента; дает представление о школе как образова­тельной системе и объекте управления; помогает разобраться в различных моделях организационных структур управления школой. Управленческие проблемы в пособии рассматриваются с пози­ций системного подхода.

Материал пособия может быть использован в качестве активи­зирующего средства обучения как на лекциях, так и на практи­ческих занятиях. Он посвящен основам управления образователь­ными системами. Материал каждой главы сопровождается зада­ниями для самостоятельной работы.

В пособие включен практикум, в котором дается описание прак­тических занятий. Все практические занятия построены по следу­ющему плану:

1) подготовка к практическому занятию - студент должен са­мостоятельно ознакомиться с предлагаемыми материалами по теме (осуществляется во внеурочное время);

2) актуализация знаний - студент повторяет материал соот­ветствующей лекции и отвечает на вопросы по ней (осуществля­ется в начале практического занятия и завершается беседой пре­подавателя и студентов по прочитанному);

3) выполнение заданий - результаты выполнения заданий к практической работе обсуждаются совместно с преподавателем и группой (проводятся на занятии).

В приложении представлен материал, посвященный становле­нию и развитию инновационной муниципальной системы обра­зования. Он позволяет оценить ход развития и результативность управления развитием и может быть использован при проведении лекций и практических занятий по управлению образовательны­ми системами, а также для самостоятельного изучения студента­ми при подготовке рефератов, докладов и сообщений.

Глава 1 системный подход в управлении образованием

1.1. Системный подход как управленческий феномен

Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периоди­ческая система химических элементов). В разработку идей систем­ного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Сай­мон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.

Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рас­сматривать организацию не как простую сумму каких-то отдель­ных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.

Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.

Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:

Рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;

Создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и техноло­гий управленческой деятельности;

Объединения ситуационно разрозненных фактов образователь­ной практики в единую систему для принятия правильного уп­равленческого решения.

По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целост­ной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.

Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.

В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возмож­ный для конкретных условий результат. Оптимизация - типично управленческий процесс, реализуемый не только в образовании, но и во всех сферах профессиональной деятельности человека.

Раскроем сущность понятия система. С точки зрения филосо­фии система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов . Часто в научной литературе в каче­стве синонима этого понятия используется термин «системный объект».

В приведенном определении обращают на себя внимание сле­дующие значимые признаки систем.

1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Ком­понентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государствен­ные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:

Любая система должна включать в себя не менее двух элемен­тов;

Каждый из компонентов системы сам может являться систем­ным объектом и иметь сложную структуру (например, образова­тельное учреждение, являясь компонентами муниципальной сис­темы образования, в то же время само представляет собой слож­ную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);

Один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается. В рассматриваемых нами системах системообразующими компонентами могут выступать цели и различные виды деятельности, детерминированные целя­ми (например, управленческая деятельность, образовательная деятельность и т.д.);

Различные системы отличаются друг от друга природой и свой­ствами компонентов (особенно системообразующих компонентов).

2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муни­ципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы об­разования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).

3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. При­рода связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, об­мен деятельностями {например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонен­тами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).

Приведем еще одно определение понятия «система», позволя­ющее существенно дополнить выделенные выше свойства (при­знаки) систем: система - это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой .

В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д.И.Менделеева), социальными (семья, коллектив ра­ботников, студенческая группа и т.д.). Управление как системный объект относится к социальным системам. Структура управления с позиций системного подхода будет рассмотрена в главе 2.

В настоящее время одним из видов социальных систем счита­ются педагогические системы, представляющие множество взаи­мосвязанных структурных и функциональных компонентов, под­чиненных целям образования, воспитания и обучения . Тер­мины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культу­ры другим людям.

Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.

В современной образовательной практике педагогическое взаи­модействие происходит в ситуациях, когда между учителем и уче­ником, руководителем и подчиненным осуществляется межсубъ­ектный обмен знаниями, способами деятельности, ценностями, что ведет к обогащению опыта самореализации как учителя, так и ученика, как руководителя, так и подчиненного.

Компонентами любой педагогической (образовательной) сис­темы могут быть: люди (учащиеся, учителя, родители, руководи­тели образовательных учреждений); цели; принципы обучения и воспитания; различные педагогические средства достижения це­лей; условия, факторы, влияющие на процессы, которые проис­ходят в системе и т.д.

Исходя из вышесказанного, термин «образовательная систе­ма» содержит указание на то, что данный вид системных объектов имеет отношение к педагогическим системам.

При использовании системного подхода в управлении образо­вательными системами необходимо рассматривать управленческие явления (проблемы, ситуации) в нескольких планах:

В плане некоторой самостоятельной общности, обладающей определенными свойствами, присущими ей как целостному еди­ничному объекту (например, такой целостной общностью явля­ется общеобразовательная школа);

Как части более широкой системы, которой она порождена и в которую она входит в качестве подсистемы (например, общеоб­разовательная школа является подсистемой муниципальной сис­темы образования города);

В плане взаимодействия с внешней средой, обусловливаю­щего существование данной системы (см. раздел 1.2);

В плане ролевой и содержательной значимости компонен­тов, составляющих данную систему (ролевая и содержательная значимость общеобразовательной школы обусловлена такими ее компонентами, как цель, миссия школы, коллектив: педагогический, ученический, родительский, технологический педагоги­ческий инструментарий, реализуемые образовательные програм­мы и т.д.).

С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае - это общеобразовательная школа. - СВ.) является от­крытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обме­нивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными ка­чествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняют­ся, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация долж­на развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее час­тей не должны осуществляться изолированно, они потребуют со­гласованных изменений и других частей.

Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управля­емой организации». Системный же подход прежде всего рассмат­ривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «по­ведение» системного объекта, его особенности.

При системном подходе к управлению в центре внимания ока­зывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организа­ции, какие усилия прикладывать, как строить отношения с кол­легами и администрацией и т.д.).

Таким образом, организация представляется как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами комму­никации. Важно, чтобы на каждом уровне организации принима­лись решения, соответствующие ее интересам и скоординирован­ные между собой .

В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, струк­туру, ресурсы, технологию и людей. Как было уже сказано выше, системообразующим компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят ис­пользуемые педагогические технологии, образовательные програм­мы и другие компоненты. В свою очередь цели не могут ставиться произвольно, они также зависят от свойств других компонентов. Например, цели должны обеспечиваться имеющейся педагоги­ческой технологией - к примеру, технологиями развивающего обучения. Чтобы достигнуть других целей, нужно изменить техно­логию.

Практика показывает, что при реализации системного подхо­да в управлении необходимо осуществить:

Анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;

Определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;

Выявление ее структуры и протекание в ней процессов;

Определение критериев эффективности создаваемой сис­темы;

Раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане сис­темный подход должен отождествляться с проектированием).

Построить систему управления - значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые по­зволяют реализовать управленческие действия в достижении по­ставленной цели.

Решение проблем входа пользователя профессионального программного обеспечения в систему

Наиболее часто встречающихся следующие причины сбоев при загрузке Windows 2000/XP:

Повреждение или удаление важных системных файлов, например, файлов системного реестра, ntoskrnl.exe, ntde-tect.com, hal.dll, boot.ini;

Установка несовместимых или неисправных служб или драйверов;

Повреждение или удаление необходимых для системы служб или драйверов;

Физическое повреждение или разрушение диска;

Повреждение файловой системы, в том числе нарушение структуры каталогов, главной загрузочной записи (MBR) и загрузочного сектора;

Появление неверных данных в системном реестре (при физически не поврежденном реестре записи содержат логически неверные данные, например, выходящие за пределы допустимых значений для служб или драйверов);

Неверно установленные или слишком ограниченные права доступа к папке \%systemroot%.

Следует четко понимать, что всегда проще восстановить работоспособность упавшей ОС из ее резервной копии, чем проводить восстановление, копаясь в файлах или реестре. Следовательно с самого начала, сразу после установки и настройки ОС (или в любое другое время), следует сделать ее резервную копию. Для этого в самой системе Windows уже заложены практически все нужные средства

Средства восстановления ОС можно разделить на:

Штатные, входящие в дистрибутив Windows 2000/XP;

Утилиты от сторонних производителей.

1.1. Штатные средства восстановления системы

1.1.1. Диск аварийного восстановления

В Windows XP применена система «Automated System Recovery (ASR)», которое позволяет создать резервную копию всей системы, используя современные и распространенные носители большой емкости, такие как CD-R/RW или жесткие диски (еще и ленты, если у кого-то есть стример).

Создание набора ASR.

Для того чтобы воспользоваться возможностью механизма ASR, необходимо создать набор ASR, состоящий из 2-х частей:

Непосредственно архива с данными, который может быть размещен на записываемом CD, магнитной ленте, несистемном разделе жесткого диска или другом жестком диске;

Дискета, на которую записываются данные, необходимые для восстановления системы.

Создавать наборы ASR могут пользователи с правами администратора.

Чтобы создать набор ASR, запустите программу "Архивация данных" ("Пуск - Все программы - Стандартные - Служебные - Архивация данных" или наберите ntbackup.exe из меню "Пуск - Выполнить"). По умолчанию не все файлы включаются в создаваемый архив. Поэтому перед созданием набора ASR стоит посмотреть список исключенных файлов. Для этого перейдите на вкладку "Сервис - Параметры - Исключение файлов". По умолчанию в этом списке находятся: файл подкачки (pagefile.sys), файл создаваемый при использовании спящего режима (hiberfil.sys), контрольные точки восстановления, временные файлы и некоторые файлы журналов. Внимательно проверьте весь список, при необходимости внесите в него изменения. После этого можно запустить мастер подготовки аварийного восстановления для создания набора ASR - выберите "Сервис - Мастер аварийного восстановления системы". Укажите путь для создаваемого архива. Не указывайте в качестве пути системный раздел вашего жесткого диска.

После сбора необходимой информации начнется процесс архивации. После этого вновь запустите мастер подготовки аварийного восстановления. После создания архива вам будет предложено вставить дискету для записи на нее параметров восстановления. На этом создание набора ASR закончено.

Восстановление системы с помощью набора ASR.

Для восстановления системы потребуется набор ASR (архив+дискета) и загрузочный диск Windows XP. Загрузитесь с помощью загрузочного диска, выберите установку Windows XP. При появлении в строке состояния приглашения нажмите клавишу F2 - появится сообщение "Вставьте диск под названием Диск автоматического восстановления системы Windows в дисковод для гибких дисков". После считывания с дискеты необходимых для восстановления данных и загрузки основных драйверов будет произведено форматирование системного раздела и начальная установка Windows XP.

Далее будет запущен мастер аварийного восстановления системы и произведено восстановление файлов из архива набора ASR. После восстановления файлов будет произведена перезагрузка и вы получите Windows XP со всеми установленными программами, документами и системными настройками на момент создания набора ASR.

1.1.2. Консоль восстановления (Emergency Recovery Console)

Другой инструмент восстановления системы - Emergency Recovery Console (сокращенно ERC), входящая в дистрибутив Windows 2000/XP.

Установить ERC на компьютер можно только после установки Windows 2000/XP, для чего необходимо выполнить следующие действия:

Нажмите кнопку «Пуск»;

Выберите в развернувшемся меню пункт «Выполнить…»;

В открывшемся окне введите следующую команду: M:\i386\winnt32.exe /cmdcons, где M - буква диска, соответствующая приводу CD-ROM;

Нажмите кнопку «OK»;

Следуйте инструкциям, появляющимся на экране;

При завершении установки перезагрузить ПК.

Установка потребует порядка 6 Мбайт в системном разделе. Теперь в меню выбора ОС, появляющемся при старте системы, будет новый пункт - «Windows 2000 Recovery Console» или «Windows XP Recovery Console». Выбрав этот пункт, вы начнете загрузку ERC

После запуска Консоли восстановления нужно будет выбрать установленную операционную систему (если на компьютере установлены две или несколько систем) и войти в нее, используя пароль администратора. Если введенный пароль окажется правильным, мы сможем загрузиться в интерфейс командной строки. Из нее путем набора определенных команд можно попытаться восстановить систему. С помощью основных команд, предоставляемых консолью, можно совершать простые действия вроде смены текущей папки или ее просмотра, а также более сложные - например, восстановление загрузочного сектора. Для получения справки по командам консоли восстановления нужно ввести слово ―help‖ в командной строке консоли. Вот наиболее важные из команд Консоли восстановления: перезапись реестра - copy

Вывод на экран списка системных служб и драйверов - listsvc

Отключение определенной службы - disable (включение - enable)

Восстановление загрузочных файлов - fixboot

Восстановление Master Boot Record - fixmbr



1.1.3. Rollback Driver

Очень часто сбой системы наступает при обновлении драйвера какого-либо устройства. Поскольку драйвер по своей сути та же программа, он иногда содержит ошибки, приводящие при некоторых конфигурациях к некорректной работе и, как следствие, к сбою системы. Windows при обновлении драйвера устройства не удаляет старый, а сохраняет его на случай, если возникнут проблемы. И когда новый драйвер порождает проблемы, средство Rollback Driver позволяет вернуть старый, то есть, как бы откатить изменения системы. Более того, встроенный механизм проверки драйвера на совместимость может не позволить установить драйвер, который, по мнению Windows XP, для нее не подходит.

1.1.4. System Restore

System Restore, позволяет вернуть ОС в работоспособное состояние, основываясь на концепции точек восстановления (Restore Points). Идея проста, как все гениальное: заставить систему саму отслеживать и фиксировать все изменения, происходящие с системными файлами. Такой механизм дает возможность отката к работоспособной версии системы при повреждении системных файлов неграмотными действиями пользователя или установке некорректных драйверов или программ. Механизм System Restore автоматически сохраняет набор системных файлов перед установкой драйверов или программ, а также раз в сутки создается точка восстановления системы. При запуске этой службы вам предложат выбрать - восстановить систему в соответствии с сохраненной ранее точкой восстановления или же создать новую точку восстановления. Выбирайте то, что нужно, и далее просто следуйте инструкциям, появляющимся на экране. Если же компьютер не загружается, попробуйте открыть «Последнюю удачную конфигурацию» (Last Known Good Configuration). Windows XP восстановит систему, используя последнюю точку восстановления. http://www.youtube.com/watch?v=AVbiKma2A74,

1.1.5. Средства резервирования реестра системы

Реестр представляет собой огромную базу данных настроек, хранящихся в папках по адресу %SystemRoot%\System32\Config и папке пользовательских профилей Ntuser.dat. Необдуманное изменение параметров или, того хуже, удаление целых веток может привести к неработоспособности системы в целом. Для резервного копирования реестра можно использовать один из способов:

Способ №1. Для того чтобы создать резервную копию реестра, можно воспользоваться мастером архивации и восстановления - Пуск/Программы/Стандартные/Служебные/Архивация данных - или просто Выполнить: ntbackup. Программа архивации позволяет архивировать копии важных системных компонентов - таких, как реестр, загрузочные файлы (Ntldr и Ntdetect.com) и база данных службы каталогов Active Directory.

Пошаговые инструкции для полного восстановления реестра посредством NTbackup выглядят следующим образом:

1. Входим в систему с правами администратора.

2. Запускаем NTbackup.

2. Переходим на вкладку «Восстановление и управление носителем».

3. В списке Установите флажки для всех объектов, которые вы хотите восстановить устанавливаем флажок для объекта Состояние системы.

Способ №2. Суть данного способа заключается в т.н. экспорте reg-файла. Способ особенно эффективен (занимает немного времени и позволяет делать копии отдельных подразделов) и актуален при экспериментировании с реестром. Техника:

1. Выполнить/regedit.

2. Выбираем нужный нам раздел/подраздел.

3. Пкм - экспорт, указываем путь сохранения копии и имя файла:

При архивации части реестра мы экспортировали данные в reg-файл. Для того, чтобы извлечь их и восстановить первоначальное состояние реестра, необходимо выполнить следующие шаги:

1. Запускаем regedit: Пуск/Выполнить/regedit.

2. В главном меню выбираем Файл/Импорт с указанием пути к импортируемому файлу или просто запустить reg-файл, подтвердив импорт в реестр.

В операционной системе Windows существует множество встроенных компонентов , таких как: Индексация Windows, Internet Explorer и прочие. Эта статья будет о том, как и какие компоненты ОС можно и даже следует отключить , а также способы повышения производительности системы путем отключения этих компонентов.

Существует много встроенных компонентов (программ), которые пользователь абсолютно не использует. К примеру взять Internet Explorer, этим интернет-обозревателем пользуются единицы людей, большинство используют альтернативные браузеры для серфинга в интернете. Также есть компоненты для работы мультимедиа, которые используют только Windows Media Player и Media Center.

Отключение ненужных компонентов отрицательно не повлияет на работу системы , а наоборот, повысит производительность. Конечно, не значительно, но повысит, так как операционной системе будет легче выполнять задачи.

Это было небольшое отступление. Теперь перейдем непосредственно к отключению компонентов .

Чтобы узнать, какие компоненты можно отключить , нужно зайти в Панель управления и открыть меню



Теперь появится окно с выбором компонентов для включения и отключения.

Чтобы отключить компонент , нужно снять галочку, находящуюся слева от имени.

Список компонентов, которые можно отключить :

Internet Explorer (Встроенный Интернет-обозреватель. Если вы используете альтернативный браузер, то этот можно смело отключить)

Windows Power Shell (Командная оболочка — Аналог командной строки)

Компоненты для работы с мультимедиа (Встроенные кодеки для Media Player и Media Center. Плееры все равно будут работать, если вы отключите эти компоненты. Обычно, многие используют альтернативные медиа-кодеки: K-Lite Mega Codec Pack — это лучший вариант кодеков для открытия всех форматов мультимедиа)

Поставщик сведений о расположении компьютера (Позволяет определять место расположения компьютера)

Службы печати и документов (Можно отключить, если у вас нет принтера или сканера)

Средства просмотра XPS (Обработка, печать документов формата XPS)

После отключения нужных компонентов нажать кнопку ОК и выполнить перезагрузку компьютера . Если вам что то не понравилось после отключения или пропало что то нужное, то можно назад включить какой-то из этих компонентов. В целом, отключение компонентов отрицательно не повлияет на работу системы и не допустит потери данных.

Из этой статьи вы узнали как отключить компоненты Windows , которые вы не используете.

Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периоди­ческая система химических элементов). В разработку идей систем­ного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Сай­мон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.

Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рас­сматривать организацию не как простую сумму каких-то отдель­ных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.

Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.

Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:

Рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;

Создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и техноло­гий управленческой деятельности;

Объединения ситуационно разрозненных фактов образователь­ной практики в единую систему для принятия правильного уп­равленческого решения.

По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целост­ной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.

Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.

В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возмож­ный для конкретных условий результат. Оптимизация - типично управленческий процесс, реализуемый не только в образовании, но и во всех сферах профессиональной деятельности человека.

Раскроем сущность понятия система. С точки зрения филосо­фии система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов . Часто в научной литературе в каче­стве синонима этого понятия используется термин «системный объект».

В приведенном определении обращают на себя внимание сле­дующие значимые признаки систем.


1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Ком­понентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государствен­ные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:

Любая система должна включать в себя не менее двух элемен­тов;

Каждый из компонентов системы сам может являться систем­ным объектом и иметь сложную структуру (например, образова­тельное учреждение, являясь компонентами муниципальной сис­темы образования, в то же время само представляет собой слож­ную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);

Один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается. В рассматриваемых нами системах системообразующими компонентами могут выступать цели и различные виды деятельности, детерминированные целя­ми (например, управленческая деятельность, образовательная деятельность и т.д.);

Различные системы отличаются друг от друга природой и свой­ствами компонентов (особенно системообразующих компонентов).

2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муни­ципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы об­разования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).

3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. При­рода связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, об­мен деятельностями {например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонен­тами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).

Приведем еще одно определение понятия «система», позволя­ющее существенно дополнить выделенные выше свойства (при­знаки) систем: система - это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой .

В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д.И.Менделеева), социальными (семья, коллектив ра­ботников, студенческая группа и т.д.). Управление как системный объект относится к социальным системам. Структура управления с позиций системного подхода будет рассмотрена в главе 2.

В настоящее время одним из видов социальных систем счита­ются педагогические системы, представляющие множество взаи­мосвязанных структурных и функциональных компонентов, под­чиненных целям образования, воспитания и обучения . Тер­мины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культу­ры другим людям.

Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.

В современной образовательной практике педагогическое взаи­модействие происходит в ситуациях, когда между учителем и уче­ником, руководителем и подчиненным осуществляется межсубъ­ектный обмен знаниями, способами деятельности, ценностями, что ведет к обогащению опыта самореализации как учителя, так и ученика, как руководителя, так и подчиненного.

Компонентами любой педагогической (образовательной) сис­темы могут быть: люди (учащиеся, учителя, родители, руководи­тели образовательных учреждений); цели; принципы обучения и воспитания; различные педагогические средства достижения це­лей; условия, факторы, влияющие на процессы, которые проис­ходят в системе и т.д.

Исходя из вышесказанного, термин «образовательная систе­ма» содержит указание на то, что данный вид системных объектов имеет отношение к педагогическим системам.

При использовании системного подхода в управлении образо­вательными системами необходимо рассматривать управленческие явления (проблемы, ситуации) в нескольких планах:

В плане некоторой самостоятельной общности, обладающей определенными свойствами, присущими ей как целостному еди­ничному объекту (например, такой целостной общностью явля­ется общеобразовательная школа);

Как части более широкой системы, которой она порождена и в которую она входит в качестве подсистемы (например, общеоб­разовательная школа является подсистемой муниципальной сис­темы образования города);

В плане взаимодействия с внешней средой, обусловливаю­щего существование данной системы (см. раздел 1.2);

В плане ролевой и содержательной значимости компонен­тов, составляющих данную систему (ролевая и содержательная значимость общеобразовательной школы обусловлена такими ее компонентами, как цель, миссия школы, коллектив: педагогический, ученический, родительский, технологический педагоги­ческий инструментарий, реализуемые образовательные програм­мы и т.д.).

С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае - это общеобразовательная школа. - СВ.) является от­крытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обме­нивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными ка­чествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняют­ся, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация долж­на развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее час­тей не должны осуществляться изолированно, они потребуют со­гласованных изменений и других частей.

Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управля­емой организации». Системный же подход прежде всего рассмат­ривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «по­ведение» системного объекта, его особенности.

При системном подходе к управлению в центре внимания ока­зывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организа­ции, какие усилия прикладывать, как строить отношения с кол­легами и администрацией и т.д.).

Таким образом, организация представляется как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами комму­никации. Важно, чтобы на каждом уровне организации принима­лись решения, соответствующие ее интересам и скоординирован­ные между собой .

В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, струк­туру, ресурсы, технологию и людей. Как было уже сказано выше, системообразующим компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят ис­пользуемые педагогические технологии, образовательные програм­мы и другие компоненты. В свою очередь цели не могут ставиться произвольно, они также зависят от свойств других компонентов. Например, цели должны обеспечиваться имеющейся педагоги­ческой технологией - к примеру, технологиями развивающего обучения. Чтобы достигнуть других целей, нужно изменить техно­логию.

Практика показывает, что при реализации системного подхо­да в управлении необходимо осуществить:

Анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;

Определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;

Выявление ее структуры и протекание в ней процессов;

Определение критериев эффективности создаваемой сис­темы;

Раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане сис­темный подход должен отождествляться с проектированием).

Построить систему управления - значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые по­зволяют реализовать управленческие действия в достижении по­ставленной цели.

Для того чтобы удалить установленные компоненты операционной системы, следует открыть диалоговое окно Установка и удаление программ (Пуск >Настройка * Панель управления > Установка и удаление программ) и щелкнуть на кнопке Установка компонентов Windows. Запустится Мастер компонентов Windows, окно которого содержит список установленных компонентов, распределенных по категориям. Сбрасывая флажки у названии компонентов и категорий компонентов операционной системы, мы делаем запрос на их удаление. Под списком компонентов при этом указывается, какой объем дискового пространства освобождается. Установку и удаление компонентов можно производить в рамках единой операции.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Виды установок операционной системы

В настоящее время одной из самых распространенных ос является windows xp поэтому и рассматривать процесс установки мы будем на ее примере.. установка windows xp professional..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предварительная подготовка
Устанавливая Windows XP Professional, необходимо указывать, каким образом следует проводить установку операционной системы. В данном документе описываются процедуры, которые помогут

Требования к оборудованию
Прежде чем приступать к установке Windows XP Professional, убедитесь, что оборудование компьютера соответствует следующим минимальным требованиям: · процессор Pentium на 23

Получение сведений о сети
Если компьютер не будет входить в состав сети, пропустите данный раздел. Сначала следует определить, будет компьютер включен в домен или в рабочую группу. Если вы не знаете

Архивация файлов
Если производится обновление одной из предыдущих версий Windows, следует выполнить архивацию текущих файлов. Архивные копии файлов можно создать на диске, на магнитной ленте или на

Сравнение обновления и установки новой копии
Одним из первых решений, принимаемых после запуска мастера установки Windows XP, является выбор типа установки - обновление текущей операционной системы или установка новой копии. В

Запуск программы установки Windows XP
Мастер установки Windows XP проводит сбор данных, в том числе сведений о региональных параметрах, именах и паролях. Затем мастер копирует файлы на жесткий диск, проверяет оборудован

Обновление
Процесс обновления достаточно прост. Мастер установки Windows XP определяет и устанавливает нужные драйверы или составляет список устройств, не допускающих обновления; таким образом

Сбор сведений о пользователе и компьютере
Мастер установки Windows XP помогает пользователю собрать необходимые сведения о нем самом и о его компьютере. Несмотря на то что в основном процесс установки выполняется автоматиче

Предоставление сведений о сети
Во время установки или после нее следует присоединиться к рабочей группе или домену. Если работа в сети не планируется, следует выбрать подключение к рабочей группе.

Настройка процедуры установки с помощью режима автоматической установки
Процедуру установки Windows XP Professional можно настраивать. Используя режим автоматической установки, можно заранее подготовить необходимые сведения, чтобы их не нужно было вводи

Вход в систему Windows XP Professional
При установке Windows XP Professional программа установки предлагает создать учетную запись пользователя, проводящего установку, и по одной учетной записи для каждого пользователя,

Создание учетной записи пользователя
Учетная запись пользователя определяет его имя пользователя и пароль, группы, членом которых он является, доступные ему сетевые ресурсы, а также личные файлы и параметры настройки.

He возникнет ли конфликта между Windows XP и предыдущей операционной системой, стоявшей на компьютере?
Можно выделить три варианта установки операционной системы Windows XP, отличающихся вероятностью возникновения проблем. Если сохранять старую операционную систему и ее приложения не требуется, сист

Что такое конфликт Языковых: версий?
При попытке обновления русскоязычной версии Windows 98/Me/2000 до англоязычной (американской) версии Windows ХР или наоборот возникновение конфликта языковых версий неизбежно. Программа установки н

Можно ли выполнить установку Windows XP с гибких дисков?
Компания Microsoft предполагает, что дисковод CD-ROM, который можно сделать загрузочным устройством, является неотъемлемой частью современных компьютеров. Таким образом, выполнение загрузки с дистр

Я приобрел компьютер с предустановленной операционной системой Windows XP. На что следует обратить внимание?
Существует два варианта продажи компьютера с предустановленной операционной системой: OfM-установка и лицензионная установка. В первом случае вы не получите дистрибутивного компакт-диска, так что т

На что влияет выбор папки для установки операционной системы?
Возможность выбора папки предназначена, в первую очередь, для случаев установки Windows XP как второй операционной системы. В этом случае необходимо сохранить предыдущую системную папку Windows в н

Каковы основные этапы процесса установки Windows XP?
Процесс установки Windows XP состоит из пяти основных этапов. На первом этапе выполняется сбор сведений о конфигурации компьютера, определяется возможность установки новой операционной с

Как позже установить дополнительные компоненты операционной системы?
Для того чтобы добавить компоненты операционной системы, которые небыли установлены ранее или были удалены, следует открыть диалогово окно Установка и удаление программ (Пуск- Настройка -Панель упр

Есть ли дополнительные возможности изменения состава компонентов Windows?
Система WindowsXP «бережно» относится к своим компонентам и не очень приветствует изменение их состава. Список компонентов в окне Мастер компонентов Windows (Пуск > Настройка * Панель управления

Какие действия следует проделать после установки операционной системы Windows XP?
После установки операционной системы следует проверить правильность установки и произвести дополнительные настройки, которые не могли быть сделаны автоматически. Убедитесь с помощью окна

Что такое активация Windows XP?
Технологии активации разработана компанией Microsoft для борьбы с нелегальным копированием программного обеспечения. Если вы приобрели лицензионную копию Windows XP (это относится и к некоторым дру