Тарифы Услуги Сим-карты

Алгоритм дейкстры. Поиск оптимальных маршрутов на графе. Динамические характеристики и эффективность реализации алгоритма

Рассмотрим пример нахождение кратчайшего пути. Дана сеть автомобильных дорог, соединяющих области города. Некоторые дороги односторонние. Найти кратчайшие пути от центра города до каждого города области.

Для решения указанной задачи можно использовать алгоритм Дейкстры — алгоритм на графах, изобретённый нидерландским ученым Э. Дейкстрой в 1959 году. Находит кратчайшее расстояние от одной из вершин графа до всех остальных. Работает только для графов без рёбер отрицательного веса.

Пусть требуется найти кратчайшие расстояния от 1-й вершины до всех остальных.

Кружками обозначены вершины, линиями – пути между ними (ребра графа). В кружках обозначены номера вершин, над ребрами обозначен их вес – длина пути. Рядом с каждой вершиной красным обозначена метка – длина кратчайшего пути в эту вершину из вершины 1.

Метка самой вершины 1 полагается равной 0, метки остальных вершин – недостижимо большое число (в идеале — бесконечность). Это отражает то, что расстояния от вершины 1 до других вершин пока неизвестны. Все вершины графа помечаются как непосещенные.

Первый шаг

Минимальную метку имеет вершина 1. Её соседями являются вершины 2, 3 и 6. Обходим соседей вершины по очереди.

Первый сосед вершины 1 – вершина 2, потому что длина пути до неё минимальна. Длина пути в неё через вершину 1 равна сумме кратчайшего расстояния до вершины 1, значению её метки, и длины ребра, идущего из 1-й в 2-ю, то есть 0 + 7 = 7. Это меньше текущей метки вершины 2 (10000), поэтому новая метка 2-й вершины равна 7.


Аналогично находим длины пути для всех других соседей (вершины 3 и 6).

Все соседи вершины 1 проверены. Текущее минимальное расстояние до вершины 1 считается окончательным и пересмотру не подлежит. Вершина 1 отмечается как посещенная.

Второй шаг

Шаг 1 алгоритма повторяется. Снова находим «ближайшую» из непосещенных вершин. Это вершина 2 с меткой 7.

Снова пытаемся уменьшить метки соседей выбранной вершины, пытаясь пройти в них через 2-ю вершину. Соседями вершины 2 являются вершины 1, 3 и 4.

Вершина 1 уже посещена. Следующий сосед вершины 2 - вершина 3, так как имеет минимальную метку из вершин, отмеченных как не посещённые. Если идти в неё через 2, то длина такого пути будет равна 17 (7 + 10 = 17). Но текущая метка третьей вершины равна 9, а 9 < 17, поэтому метка не меняется.


Ещё один сосед вершины 2 - вершина 4. Если идти в неё через 2-ю, то длина такого пути будет равна 22 (7 + 15 = 22). Поскольку 22<10000, устанавливаем метку вершины 4 равной 22.

Все соседи вершины 2 просмотрены, помечаем её как посещенную.

Третий шаг

Повторяем шаг алгоритма, выбрав вершину 3. После её «обработки» получим следующие результаты.

Четвертый шаг

Пятый шаг

Шестой шаг


Таким образом, кратчайшим путем из вершины 1 в вершину 5 будет путь через вершины 1 — 3 — 6 — 5 , поскольку таким путем мы набираем минимальный вес, равный 20.

Займемся выводом кратчайшего пути. Мы знаем длину пути для каждой вершины, и теперь будем рассматривать вершины с конца. Рассматриваем конечную вершину (в данном случае — вершина 5 ), и для всех вершин, с которой она связана, находим длину пути, вычитая вес соответствующего ребра из длины пути конечной вершины.
Так, вершина 5 имеет длину пути 20 . Она связана с вершинами 6 и 4 .
Для вершины 6 получим вес 20 — 9 = 11 (совпал) .
Для вершины 4 получим вес 20 — 6 = 14 (не совпал) .
Если в результате мы получим значение, которое совпадает с длиной пути рассматриваемой вершины (в данном случае — вершина 6 ), то именно из нее был осуществлен переход в конечную вершину. Отмечаем эту вершину на искомом пути.
Далее определяем ребро, через которое мы попали в вершину 6 . И так пока не дойдем до начала.
Если в результате такого обхода у нас на каком-то шаге совпадут значения для нескольких вершин, то можно взять любую из них — несколько путей будут иметь одинаковую длину.

Реализация алгоритма Дейкстры

Для хранения весов графа используется квадратная матрица. В заголовках строк и столбцов находятся вершины графа. А веса дуг графа размещаются во внутренних ячейках таблицы. Граф не содержит петель, поэтому на главной диагонали матрицы содержатся нулевые значения.

1 2 3 4 5 6
1 0 7 9 0 0 14
2 7 0 10 15 0 0
3 9 10 0 11 0 2
4 0 15 11 0 6 0
5 0 0 0 6 0 9
6 14 0 2 0 9 0

Реализация на C++

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS
#include
#include
#define SIZE 6
int main()
{
int a; // матрица связей
int d; // минимальное расстояние
int v; // посещенные вершины
int temp, minindex, min;
int begin_index = 0;
system("chcp 1251" );
system("cls" );
// Инициализация матрицы связей
for (int i = 0; i {
a[i][i] = 0;
for (int j = i + 1; j printf("Введите расстояние %d - %d: " , i + 1, j + 1);
scanf("%d" , &temp);
a[i][j] = temp;
a[j][i] = temp;
}
}
// Вывод матрицы связей
for (int i = 0; i {
for (int j = 0; j printf("%5d " , a[i][j]);
printf("\n" );
}
//Инициализация вершин и расстояний
for (int i = 0; i {
d[i] = 10000;
v[i] = 1;
}
d = 0;
// Шаг алгоритма
do {
minindex = 10000;
min = 10000;
for (int i = 0; i { // Если вершину ещё не обошли и вес меньше min
if ((v[i] == 1) && (d[i] { // Переприсваиваем значения
min = d[i];
minindex = i;
}
}
// Добавляем найденный минимальный вес
// к текущему весу вершины
// и сравниваем с текущим минимальным весом вершины
if (minindex != 10000)
{
for (int i = 0; i {
if (a[i] > 0)
{
temp = min + a[i];
if (temp < d[i])
{
d[i] = temp;
}
}
}
v = 0;
}
} while (minindex < 10000);
// Вывод кратчайших расстояний до вершин
printf("\nКратчайшие расстояния до вершин: \n" );
for (int i = 0; i printf("%5d " , d[i]);

// Восстановление пути
int ver; // массив посещенных вершин
int end = 4; // индекс конечной вершины = 5 - 1
ver = end + 1; // начальный элемент - конечная вершина
int k = 1; // индекс предыдущей вершины
int weight = d; // вес конечной вершины

while (end != begin_index) // пока не дошли до начальной вершины
{
for (int i = 0; i// просматриваем все вершины
if (a[i] != 0) // если связь есть
{
int temp = weight - a[i]; // определяем вес пути из предыдущей вершины
if (temp == d[i]) // если вес совпал с рассчитанным
{ // значит из этой вершины и был переход
weight = temp; // сохраняем новый вес
end = i; // сохраняем предыдущую вершину
ver[k] = i + 1; // и записываем ее в массив
k++;
}
}
}
// Вывод пути (начальная вершина оказалась в конце массива из k элементов)
printf("\nВывод кратчайшего пути\n" );
for (int i = k - 1; i >= 0; i--)
printf("%3d " , ver[i]);
getchar(); getchar();
return 0;
}


Результат выполнения


Назад:

) выполняется за время O(m + n \ln n) и является асимптотически быстрейшим из известных последовательных алгоритмов для данного класса задач.

1.2 Математическое описание алгоритма

Пусть задан граф G = (V, E) с весами рёбер f(e) и выделенной вершиной-источником u . Обозначим через d(v) кратчайшее расстояние от источника u до вершины v .

Пусть уже вычислены все расстояния, не превосходящие некоторого числа r , то есть расстояния до вершин из множества V_r = \{ v \in V \mid d(v) \le r \} . Пусть

(v, w) \in \arg\min \{ d(v) + f(e) \mid v \in V, e = (v, w) \in E \}.

Тогда d(w) = d(v) + f(e) , и v лежит на кратчайшем пути от u к w .

Величины d^+(w) = d(v) + f(e) , где v \in V_r , e = (v, w) \in E , называются предполагаемыми расстояниями и являются оценкой сверху для настоящих расстояний: d(w) \le d^+(w) .

Алгоритм Дейкстры на каждом шаге находит вершину с наименьшим предполагаемым расстоянием, помечает её как посещённую и обновляет предполагаемые расстояния для всех концов рёбер, исходящих из неё.

1.3 Вычислительное ядро алгоритма

Основные вычисления связаны с операциями над очередью с приоритетом:

  • извлечение минимального элемента (delete_min);
  • уменьшение приоритета элемента (decrease_key).

1.4 Макроструктура алгоритма

Псевдокод алгоритма:

Входные данные : граф с вершинами V , рёбрами E с весами f (e ); вершина-источник u . Выходные данные : расстояния d (v ) до каждой вершины v V от вершины u . Q := new priority queue for each v V : if v = u then d (v ) := 0 else d (v ) := ∞ Q .insert(v , d (v )) while Q ≠ ∅: v := Q .delete_min() for each e = (v , w ) ∈ E : if d (w ) > d (v ) + f (e ): d (w ) := d (v ) + f (e ) Q .decrease_key(w , d (w ))

1.5 Схема реализации последовательного алгоритма

Конкретная реализация алгоритма Дейкстры определяется выбором используемого алгоритма очереди с приоритетом. В простейшем случае это может быть массив или список, поиск минимума в котором требует просмотра всех вершин. Более эффективным является использование кучи; наилучшую известную оценку сложности имеет вариант с использованием фибоначчиевой кучи .

Возможен вариант реализации, когда вершины добавляются в очередь не на этапе инициализации, а в момент первого посещения.

1.6 Последовательная сложность алгоритма

Последовательная сложность алгоритма равна O(C_1 m + C_2n) , где

  • C_1 – количество операций уменьшения расстояния до вершины;
  • C_2 – количество операций вычисления минимума.

Оригинальный алгоритм Дейкстры использовал в качестве внутренней структуры данных списки, для которых C_1 = O(1) , C_2 = O(n) , так что общая сложность составляла O(n^2) .

При использовании фибоначчиевой кучи время вычисления минимума сокращается до C_2 = O(\ln n) , так что общая сложность равна O(m + n \ln n) , что является асимптотически наилучшим известным результатом для данного класса задач.

1.7 Информационный граф

Приводится граф алгоритма для базовой реализации алгоритма Дейкстры на списках или массивах.

Рисунок 1. Граф алгоритма без отображения входных и выходных данных. n=3. Желтым цветом обозначены операции сравнения, зеленым - операции изменения меток вершин, синим - пометка вершины.

1.8 Ресурс параллелизма алгоритма

Алгоритм Дейкстры допускает эффективную параллелизацию , среднее время работы O(n^{1/3}\ln n) с объёмом вычислений O(n \ln n + m) .

Первая оценка выполняется на основе характеристики daps, которая оценивает число выполненных обращений (чтений и записей) в память в секунду. Данная характеристика является аналогом оценки flops применительно к работе с памятью и является в большей степени оценкой производительности взаимодействия с памятью, чем оценкой локальности. Однако она служит хорошим источником информации, в том числе для сравнения с результатами по следующей характеристике cvg.

На рисунке 6 приведены значения daps для реализаций распространенных алгоритмов, отсортированные по возрастанию (чем больше daps, тем в общем случае выше производительность). Можно увидеть, что производительность работы с памятью достаточно низка. Это неудивительно, поскольку реализации алгоритмов над графами почти всегда обладают низкой эффективностью вследствие нерегулярности доступа к данным, что мы и увидели при анализе профиля обращений.

Рисунок 6. Сравнение значений оценки daps

Вторая характеристика – cvg – предназначена для получения более машинно-независимой оценки локальности. Она определяет, насколько часто в программе необходимо подтягивать данные в кэш-память. Соответственно, чем меньше значение cvg, тем реже это нужно делать, тем лучше локальность.

На рисунке 7 приведены значения cvg для того же набора реализаций, отсортированные по убыванию (чем меньше cvg, тем в общем случае выше локальность). Можно увидеть, что в данном случае значение cvg хорошо коррелирует с оценкой производительности и отражает низкую локальность, что соответствует выводам, сделанным при качественной оценке локальности.

Рисунок 7. Сравнение значений оценки cvg

2.3 Возможные способы и особенности параллельной реализации алгоритма

2.4 Масштабируемость алгоритма и его реализации

2.4.1 Масштабируемость алгоритма

2.4.2 Масштабируемость реализации алгоритма

Проведём исследование масштабируемости параллельной реализации алгоритма согласно методике . Исследование проводилось на суперкомпьютере "Ломоносов" Суперкомпьютерного комплекса Московского университета . Набор и границы значений изменяемых параметров запуска реализации алгоритма:

  • число процессоров со значениями квадрата целого числа;
  • размер графа с шагом 16000.

На следующем рисунке приведен график производительности выбранной реализации алгоритма в зависимости от изменяемых параметров запуска.

Рисунок 8. Параллельная реализация алгоритма. Изменение производительности в зависимости от числа процессоров и размера области.

В силу особенностей параллельной реализации алгоритма производительность в целом достаточно низкая и с ростом числа процессов увеличивается медленно, а при приближении к числу процессов 128 начинает уменьшаться. Это объясняется использованием коллективных операций на каждой итерации алгоритма и тем, что затраты на коммуникационные обмены существенно возрастают с ростом числа использованных процессов. Вычисления на каждом процессе проходят достаточно быстро и потому декомпозиция графа слабо компенсирует эффект от затрат на коммуникационные обмены.

2.5 Динамические характеристики и эффективность реализации алгоритма

Для проведения экспериментов использовалась реализация алгоритма Дейкстры. Все результаты получены на суперкомпьютере "Ломоносов". Использовались процессоры Intel Xeon X5570 с пиковой производительностью в 94 Гфлопс, а также компилятор intel 13.1.0. На рисунках показана эффективность реализации алгоритма Дейкстры на 32 процессах.

Рисунок 9. График загрузки CPU при выполнении алгоритма Дейкстры

На графике загрузки процессора видно, что почти все время работы программы уровень загрузки составляет около 50%. Это указывает на равномерную загруженность вычислениями процессоров, при использовании 8 процессов на вычислительный узел и без использования Hyper Threading.

Рисунок 10. График операций с плавающей точкой в секунду при выполнении алгоритма Дейкстры

На Рисунке 10 показан график количества операций с плавающей точкой в секунду. На графике видна общая очень низкая производительность вычислений около 250 Kфлопс в пике и около 150 Кфлопс в среднем по всем узлам. Это указывает то, что в программе почти все вычисления производятся с целыми числами.

На графике записей в память видна похожая картина неравномерности вычислений, при которой одновременно активно выполняют запись только несколько процессов. Это коррелирует с другими графиками выполнения. Стоит отметить достаточно низкое число обращений на запись в память. Это указывает на хорошую организацию вычислений и достаточно эффективную работу с памятью.

Рисунок 15. График скорости передачи по сети Infiniband в байт/сек при работе алгоритма Дейкстры

На графике скорости передачи данных по сети Infiniband наблюдается достаточно высокая скорость передачи данных в байтах в секунду. Это говорит о том, что процессы между собой обмениваются интенсивно и вероятно достаточно малыми порциями данных, потому как производительность вычислений высока. Стоит отметить, что скорость передачи отличается между процессами, что указывает на дисбаланс вычислений.

Рисунок 16. График скорости передачи по сети Infiniband в пакетах/сек при работе алгоритма Дейкстры

На графике скорости передачи данных в пакетах в секунду наблюдается крайне высокая интенсивность передачи данных. Это говорит о том, что, вероятно, процессы обмениваются не очень существенными объемами данных, но очень интенсивно. Используются коллективные операции на каждом шаге с небольшими порциями данных, что объясняет такую картину. Также наблюдается меньший дизбаланс между процессами, чем наблюдаемый в графиках использования памяти, вычислений и передачи данных в байтах/сек. Это указывает на то, что процессы обмениваются по алгоритму одинаковым числом пакетов, однако получают разные объемы данных и ведут неравномерные вычисления.

Рисунок 17. График числа процессов, ожидающих вхождения в стадию счета (Loadavg), при работе алгоритма Дейкстры

На графике числа процессов, ожидающих вхождения в стадию счета (Loadavg), видно, что на протяжении всей работы программы значение этого параметра постоянно и приблизительно равняется 8. Это свидетельствует о стабильной работе программы с загруженными вычислениями всеми узлами. Это указывает на очень рациональную и статичную загрузку аппаратных ресурсов процессами. И показывает достаточно хорошую эффективность выполняемой реализации. В целом, по данным системного мониторинга работы программы можно сделать вывод о том, что программа работала достаточно эффективно, и стабильно. Использование памяти очень интенсивное, а использование коммуникационной среды крайне интенсивное, при этом объемы передаваемых данных не являются высокими. Это указывает на требовательность к латентности коммуникационной среды алгоритмической части программы. Низкая эффективность связана, судя по всему, с достаточно высоким объемом пересылок на каждом процессе и с интенсивными обменами сообщениями.

Алгоримтм Демйкстры (Dijkstra"s algorithm) - алгоритм на графах, изобретённый нидерландским ученым Э. Дейкстрой в 1959 году. Находит кратчайшее расстояние от одной из вершин графа до всех остальных. Алгоритм работает только для графов без рёбер отрицательного веса. Алгоритм широко применяется в программировании и технологиях, например, его использует протокол OSPF для устранения кольцевых маршрутов. Известен также под названием "Сначала Кратчайший Путь" (Shortest Path First).

Алгоритм Дейкстры решает задачу о кратчайших путях из одной вершины для взвешенного ориентированного графа G = (V, E) с исходной вершиной s, в котором веса всех рёбер неотрицательны ((u, v) ? 0 для всех (u, v) E). В случае, когда ребра графа не равны, целесообразно использовать этот алгоритм.

Формулировка задачи. Имеется граф. Некоторая его вершина обозначена как вершина 1. Необходимо найти минимальные пути от вершины 1 до каждой из вершин графа. Минимальным путём будем называть путь с минимальной суммой цен вдоль пути. Ценой назовем неотрицательное число являющееся весом ребра.

Идея алгоритма. Идея основывается на следующем очевидном утверждении: Пусть построен минимальный путь из вершины а в вершину B. И пусть вершина B связана с некоторым количеством вершин i . Обозначим через C i - цену пути из вершины B в вершину i. Выберем из C i минимальную величину. Тогда минимальное продолжение пути из точки B пойдёт через выбранную величину.

Это утверждение действительно не требует доказательства. И из него вытекает очень серьёзное следствие. Пусть есть множество вершин через которые уже проходят минимальные пути. Такое множество гарантированно есть, это вершина 1. Утверждение сформулированное выше даёт возможность добавлять к уже существующему множеству вершин (будем далее называть их выделенными) еще одну вершину, а так как в графе количество вершин конечно, то за конечное количество шагов все вершины графа окажутся выделенными, а это и будет решением.

Сущность алгоритма Дейкстры и заключается в процедуре добавления еще одной вершины к множеству выделенных. Эта процедура состоит из двух шагов:

1. Строим множество вершин инцидентных выделенным и находим среди их вершину с наименьшей ценой. Найденная вершина добавляется в множество выделенных.

2. Строим множество вершин инцидентных выделенным и определяем для них новые цены. Новая цена вершины это минимальная цена пути от множества выделенных вершин до данной вершины. Строится новая цена так:

a. Для невыделенной вершины во множестве выделенных определяется подмножество вершин инцидентных данной.

b. Для каждой вершины выделенной подмножества определяется цена пути до данной.

c. Определяется минимальная цена. Эта цена и становится ценой вершины.

Алгоритм работает с двумя типами цен: ценой ребра и ценой вершины. Цены ребер являются постоянной величиной. Цены же вершин постоянно пересчитываются. Смысл этих цен различен. Цена ребра это цена перехода из вершины в вершину соединённую этим ребром. А цена вершины это цена минимального пути. Ещё одно важное замечание касается пересчета предварительных цен. Фактически, есть смысл пересчитывать предварительные цены только для тех вершин которые связаны с вершиной добавленной во множество выделенных на последнем шаге, так как для других вершин нет причин изменения предварительной цены.

Известно, что все цены (например, прокладки пути или проезда) неотрицательны. Найти наименьшую стоимость пути 1->i для всех i=1. n за время O (n2).

В процессе работы алгоритма некоторые города будут выделенными (в начале - только город 1, в конце - все). При этом:

для каждого выделенного города i хранится наименьшая стоимость пути 1->i; при этом известно, что минимум достигается на пути, проходящем только через выделенные города;

для каждого невыделенного города i хранится наименьшая стоимость пути 1->i, в котором в качестве промежуточных используются только выделенные города.

Множество выделенных городов расширяется на основании следующего замечания: если среди всех невыделенных городов взять тот, для которого хранимое число минимально, то это число является истинной наименьшей стоимостью. В самом деле, пусть есть более короткий путь. Рассмотрим первый невыделенный город на этом пути - уже до него путь длиннее! (Здесь существенна неотрицательность цен.)

Добавив выбранный город к выделенным, мы должны скорректировать информацию, хранимую для невыделенных городов. При этом достаточно учесть лишь пути, в которых новый город является последним пунктом пересадки, а это легко сделать, так как минимальную стоимость пути в новый город мы уже знаем.

Другими словами, каждой вершине из V сопоставим метку - минимальное известное расстояние от этой вершины до a. Алгоритм работает пошагово - на каждом шаге он "посещает" одну вершину и пытается уменьшать метки. Работа алгоритма завершается, когда все вершины посещены.

Инициализация. Метка самой вершины a полагается равной 0 , метки остальных вершин - бесконечности. Это отражает то, что расстояния от a до других вершин пока неизвестны. Все вершины графа помечаются как непосещенные.

Шаг алгоритма. Если все вершины посещены, алгоритм завершается. В противном случае из еще не посещенных вершин выбирается вершина u , имеющая минимальную метку. Мы рассматриваем всевозможные маршруты, в которых u является предпоследним пунктом. Вершины, соединенные с вершиной u ребрами, назовем соседями этой вершины. Для каждого соседа рассмотрим новую длину пути, равную сумме текущей метки u и длины ребра, соединяющего u с этим соседом. Если полученная длина меньше метки соседа, заменим метку этой длиной. Рассмотрев всех соседей, пометим вершину u как посещенную и повторим шаг.

Поскольку алгоритм Дейкстры всякий раз выбирает для обработки вершины с наименьшей оценкой кратчайшего пути, можно сказать, что он относится к жадным алгоритмам.

Опишем более подробно схему работы алгоритма Дейкстры.

Алгоритм использует три массива из N (= числу вершин сети) чисел каждый. Первый массив A содержит метки с двумя значения: 0 (вершина еще не рассмотрена) и 1 (вершина уже рассмотрена); второй массив B содержит расстояния - текущие кратчайшие рас - стояния от до соответствующей вершины; третий массив с содержит номера вершин - k-й элемент С [k] есть номер предпоследней вершины на текущем кратчайшем пути из Vi в Vk. Матрица расстояний D задает длины дуге D ; если такой дуги нет, то D присваивается большое число Б, равное "машинной бесконечности".

Теперь можно описать:

1. (инициализация). В цикле от 1 до N заполнить нулями массив A; заполнить числом i массив C; перенести i-ю строку матрицы D в массив B, A [i]: =1; C [i]: =0 (i - номер стартовой вершины)

2. (общий шаг). Hайти минимум среди неотмеченных (т.е. тех k, для которых A [k] =0); пусть минимум достигается на индексе j, т.е. B [j] <=B [k] Затем выполняются следующие операции: A [j]: =1; если B [k] >B [j] +D , то (B [k]: =B [j] +D ; C [k]: =j) (Условие означает, что путь Vi. Vk длиннее, чем путь Vi. Vj Vk). (Если все A [k] отмечены, то длина пути от Vi до Vk равна B [k]. Теперь надо) перечислить вершины, входящие в кратчайший путь).

3. (выдача ответа). (Путь от Vi до Vk выдается в обратном порядке следующей процедурой:)

2. Выдать z;

3. z: =C [z]. Если z = О, то конец, иначе перейти к 3.2.

Для выполнения алгоритма нужно N раз просмотреть массив B из N элементов, т.е. алгоритм Дейкстры имеет квадратичную сложность: O (n2).

Ниже приведена блок-схема алгоритма Дейкстры (см. рис.2).

Рис.2. Блок-схема алгоритма Дейкстры

В начале алгоритма расстояние для начальной вершины полагается равным нулю, а все остальные расстояния заполняются большим положительным числом (бомльшим максимального возможного пути в графе). Массив флагов заполняется нулями. Затем запускается основной цикл.

На каждом шаге цикла мы ищем вершину с минимальным расстоянием и флагом равным нулю. Затем мы устанавливаем в ней флаг в 1 и проверяем все соседние с ней вершины. Если в ней расстояние больше, чем сумма расстояния до текущей вершины и длины ребра, то уменьшаем его. Цикл завершается когда флаги всех вершин становятся равны 1.

Алгори́тм Де́йкстры (Dijkstra’s algorithm) - алгоритм на графах, изобретённый нидерландским ученым Э. Дейкстрой в 1959 году. Находит кратчайшее расстояние от одной из вершин графа до всех остальных. Алгоритм работает только для графов без рёбер отрицательного веса. Алгоритм широко применяется в программировании и технологиях, например, его использует протокол OSPF для устранения кольцевых маршрутов. Известен также под названием Сначала Кратчайший Путь (Shortest Path First ).

Примеры

Вариант 1. Дана сеть автомобильных дорог, соединяющих города Новосибирской области. Некоторые дороги односторонние. Найти кратчайшие пути от Новосибирска до каждого города области (если двигаться можно только по дорогам).

Вариант 2. Имеется некоторое количество авиарейсов между городами мира, для каждого известна стоимость. Стоимость перелёта из A в B может быть не равна стоимости перелёта из B в A. Найти маршрут минимальной стоимости (возможно, с пересадками) от Копенгагена до Барнаула.

Формальное определение

Дан взвешенный ориентированный граф G (V , E ) без петель и дуг отрицательного веса. Найти кратчайшие пути от некоторой вершины a графа G до всех остальных вершин этого графа.

Неформальное объяснение

Каждой вершине из V сопоставим метку - минимальное известное расстояние от этой вершины до a . Алгоритм работает пошагово - на каждом шаге он «посещает» одну вершину и пытается уменьшать метки. Работа алгоритма завершается, когда все вершины посещены.

Инициализация . Метка самой вершины a полагается равной 0, метки остальных вершин - бесконечности. Это отражает то, что расстояния от a до других вершин пока неизвестны. Все вершины графа помечаются как непосещённые.

Шаг алгоритма . Если все вершины посещены, алгоритм завершается. В противном случае, из ещё не посещённых вершин выбирается вершина u , имеющая минимальную метку. Мы рассматриваем всевозможные маршруты, в которых u является предпоследним пунктом. Вершины, в которые ведут рёбра из u , назовем соседями этой вершины. Для каждого соседа вершины u , кроме отмеченных как посещённые, рассмотрим новую длину пути, равную сумме значений текущей метки u и длины ребра, соединяющего u с этим соседом. Если полученное значение длины меньше значения метки соседа, заменим значение метки полученным значением длины. Рассмотрев всех соседей, пометим вершину u как посещенную и повторим шаг алгоритма.

Рассмотрим выполнение алгоритма на примере графа, показанного на рисунке. Пусть требуется найти расстояния от 1-й вершины до всех остальных.

Кружками обозначены вершины, линиями - пути между ними (ребра графа). В кружках обозначены номера вершин, над ребрами обозначена их «цена» - длина пути. Рядом с каждой вершиной красным обозначена метка - длина кратчайшего пути в эту вершину из вершины 1.

Первый шаг . Рассмотрим шаг алгоритма Дейкстры для нашего примера. Минимальную метку имеет вершина 1. Её соседями являются вершины 2, 3 и 6.

Первый по очереди сосед вершины 1 - вершина 2, потому что длина пути до неё минимальна. Длина пути в неё через вершину 1 равна сумме кратчайшего расстояния до вершины 1, значение её метки, и длины ребра, идущего из 1-ой в 2-ую, то есть 0 + 7 = 7. Это меньше текущей метки вершины 2, бесконечности, поэтому новая метка 2-й вершины равна 7.

Аналогичную операцию проделываем с двумя другими соседями 1-й вершины - 3-й и 6-й.

Все соседи вершины 1 проверены. Текущее минимальное расстояние до вершины 1 считается окончательным и пересмотру не подлежит (то, что это действительно так, впервые доказал Э. Дейкстра). Вычеркнем её из графа, чтобы отметить, что эта вершина посещена.

Второй шаг . Шаг алгоритма повторяется. Снова находим «ближайшую» из непосещенных вершин. Это вершина 2 с меткой 7.

Снова пытаемся уменьшить метки соседей выбранной вершины, пытаясь пройти в них через 2-ю вершину. Соседями вершины 2 являются вершины 1, 3 и 4.

Первый (по порядку) сосед вершины 2 - вершина 1. Но она уже посещена, поэтому с 1-й вершиной ничего не делаем.

Следующий сосед вершины 2 - вершина 3, так имеет минимальную метку из вершин, отмеченных как не посещённые. Если идти в неё через 2, то длина такого пути будет равна 17 (7 + 10 = 17). Но текущая метка третьей вершины равна 9<17, поэтому метка не меняется.

Ещё один сосед вершины 2 - вершина 4. Если идти в неё через 2-ю, то длина такого пути будет равна сумме кратчайшего расстояние до 2-ой вершины и расстояния между вершинами 2 и 4, то есть 22 (7 + 15 = 22). Поскольку 22<, устанавливаем метку вершины 4 равной 22.

Все соседи вершины 2 просмотрены, замораживаем расстояние до неё и помечаем её как посещенную.

Третий шаг . Повторяем шаг алгоритма, выбрав вершину 3. После её «обработки» получим такие результаты:

Дальнейшие шаги . Повторяем шаг алгоритма для оставшихся вершин. Это будут вершины 6, 4 и 5, соответственно порядку.

Завершение выполнения алгоритма . Алгоритм заканчивает работу, когда вычеркнуты все вершины. Результат его работы виден на последнем рисунке: кратчайший путь от вершины 1 до 2-й составляет 7, до 3-й - 9, до 4-й - 20, до 5-й - 20, до 6-й - 11.

Алгоритм

Обозначения

    V - множество вершин графа

    E - множество ребер графа

    w [ij ] - вес (длина) ребраij

    a - вершина, расстояния от которой ищутся

    U - множество посещенных вершин

    d [u ] - по окончании работы алгоритма равно длине кратчайшего пути изa до вершиныu

    p [u ] - по окончании работы алгоритма содержит кратчайший путь изa вu

Псевдокод

Присвоим

Для всех отличных от a

присвоим

Пусть - вершина с минимальнымd [v ]

Для всех таких, что

еслиd [u ] >d [v ] +w [vu ]то

Описание

В простейшей реализации для хранения чисел d [i ] можно использовать массив чисел, а для хранения принадлежности элемента множеству U - массив булевых переменных.

В начале алгоритма расстояние для начальной вершины полагается равным нулю, а все остальные расстояния заполняются большим положительным числом (бо́льшим максимального возможного пути в графе). Массив флагов заполняется нулями. Затем запускается основной цикл.

На каждом шаге цикла мы ищем вершину с минимальным расстоянием и флагом равным нулю. Затем мы устанавливаем в ней флаг в 1 и проверяем все соседние с ней вершины. Если в ней расстояние больше, чем сумма расстояния до текущей вершины и длины ребра, то уменьшаем его. Цикл завершается когда флаги всех вершин становятся равны 1, либо когда у всех вершин c флагом 0 . Последний случай возможен тогда и только тогда, когда граф G не связан.

Доказательство правильности

Пусть l(v) - длина кратчайшего пути из вершины a в вершину v. Докажем по индукции, что в момент посещения любой вершины z, d(z)=l(z). База. Первой посещается вершина a. В этот момент d(a)=l(a)=0. Шаг. Пускай мы выбрали для посещения вершину . Докажем, что в этот момент d(z)=l(z). Для начала отметим, что для любой вершины v, всегда выполняется (алгоритм не может найти путь короче, чем кратчайший из всех существующих). Пусть P - кратчайший путь из a в z, y - первая непосещённая вершина на P, x - предшествующая ей (следовательно, посещённая). Поскольку путь P кратчайший, его часть, ведущая из a через x в y, тоже кратчайшая, следовательно l(y)=l(x)+w(xy). По предположению индукции, в момент посещения вершины x выполнялось d(x)=l(x), следовательно, вершина y тогда получила метку не больше чем d(x)+w(xy)=l(x)+w(xy)=l(y). Следовательно, d(y)=l(y). С другой стороны, поскольку сейчас мы выбрали вершину z, её метка минимальна среди непосещённых, то есть . Комбинируя это с , имеем d(z)=l(z), что и требовалось доказать.

Поскольку алгоритм заканчивает работу, когда все вершины посещены, в этот момент d=l для всех вершин.

Из многих алгоритмов поиска кратчайших маршрутов на графе, на Хабре я нашел только описание алгоритма Флойда-Уоршалла. Этот алгоритм находит кратчайшие пути между всеми вершинами графа и их длину. В этой статье я опишу принцип работы алгоритма Дейкстры, который находит оптимальные маршруты и их длину между одной конкретной вершиной (источником) и всеми остальными вершинами графа. Недостаток данного алгоритма в том, что он будет некорректно работать если граф имеет дуги отрицательного веса.

Для примера возьмем такой ориентированный граф G:

Этот граф мы можем представить в виде матрицы С:

Возьмем в качестве источника вершину 1. Это значит что мы будем искать кратчайшие маршруты из вершины 1 в вершины 2, 3, 4 и 5.
Данный алгоритм пошагово перебирает все вершины графа и назначает им метки, которые являются известным минимальным расстоянием от вершины источника до конкретной вершины. Рассмотрим этот алгоритм на примере.

Присвоим 1-й вершине метку равную 0, потому как эта вершина - источник. Остальным вершинам присвоим метки равные бесконечности.

Далее выберем такую вершину W, которая имеет минимальную метку (сейчас это вершина 1) и рассмотрим все вершины в которые из вершины W есть путь, не содержащий вершин посредников. Каждой из рассмотренных вершин назначим метку равную сумме метки W и длинны пути из W в рассматриваемую вершину, но только в том случае, если полученная сумма будет меньше предыдущего значения метки. Если же сумма не будет меньше, то оставляем предыдущую метку без изменений.

После того как мы рассмотрели все вершины, в которые есть прямой путь из W, вершину W мы отмечаем как посещённую, и выбираем из ещё не посещенных такую, которая имеет минимальное значение метки, она и будет следующей вершиной W. В данном случае это вершина 2 или 5. Если есть несколько вершин с одинаковыми метками, то не имеет значения какую из них мы выберем как W.

Мы выберем вершину 2. Но из нее нет ни одного исходящего пути, поэтому мы сразу отмечаем эту вершину как посещенную и переходим к следующей вершине с минимальной меткой. На этот раз только вершина 5 имеет минимальную метку. Рассмотрим все вершины в которые есть прямые пути из 5, но которые ещё не помечены как посещенные. Снова находим сумму метки вершины W и веса ребра из W в текущую вершину, и если эта сумма будет меньше предыдущей метки, то заменяем значение метки на полученную сумму.

Исходя из картинки мы можем увидеть, что метки 3-ей и 4-ой вершин стали меньше, тоесть был найден более короткий маршрут в эти вершины из вершины источника. Далее отмечаем 5-ю вершину как посещенную и выбираем следующую вершину, которая имеет минимальную метку. Повторяем все перечисленные выше действия до тех пор, пока есть непосещенные вершины.

Выполнив все действия получим такой результат:

Также есть вектор Р, исходя из которого можно построить кратчайшие маршруты. По количеству элементов этот вектор равен количеству вершин в графе, Каждый элемент содержит последнюю промежуточную вершину на кратчайшем пути между вершиной-источником и конечной вершиной. В начале алгоритма все элементы вектора Р равны вершине источнику (в нашем случае Р = {1, 1, 1, 1, 1}). Далее на этапе пересчета значения метки для рассматриваемой вершины, в случае если метка рассматриваемой вершины меняется на меньшую, в массив Р мы записываем значение текущей вершины W. Например: у 3-ей вершины была метка со значением «30», при W=1. Далее при W=5, метка 3-ей вершины изменилась на «20», следовательно мы запишем значение в вектор Р - Р=5. Также при W=5 изменилось значение метки у 4-й вершины (было «50», стало «40»), значит нужно присвоить 4-му элементу вектора Р значение W - P=5. В результате получим вектор Р = {1, 1, 5, 5, 1}.

Зная что в каждом элементе вектора Р записана последняя промежуточная вершина на пути между источником и конечной вершиной, мы можем получить и сам кратчайший маршрут.