Тарифы Услуги Сим-карты

Перспективы развития телевизионной техники. Перспективы цифрового эфирного телевидения DVB-T2 в России

Впервые в России экспериментальное цифровое вещание по европейскому стандарту DVB-T началось 2 июля 2000 года в Нижнем Новгороде. С тех пор цифровое наземное телевизионное вещание, о необходимости и перспективах которого последнее время говорят все чаще, постепенно, но уверенно прокладывает в эфире свой путь. `Новости СМИ` решили поподробнее осветить эту тему и рассказать о том, что же ждет нашу страну с приходом в нее цифровой эры.

К 2015 году Россия должна перейти на систему трансляции телесигнала в цифровом формате. Программа `Развитие телерадиовещания в Российской Федерации` (2007-2015 годы), которая сейчас готовится на государственном уровне, подразумевает, что к 2015 году аналоговое вещание будет завершено. Цифровой станет вся общенациональная система эфирного вещания. `Переход на вещание в цифровом формате - общемировая тенденция развития телекоммуникаций. Цифровые алгоритмы обработки сигналов позволяют решать прикладные задачи, расширять спектр предоставляемых сервисов и услуг, улучшать качество телевизионного изображения и звука`, - отмечает генеральный директор ЗАО `КОСМОС-ТВ` Александр Теппер.

Для России вопрос внедрения цифрового наземного телевещания является действительно важным и актуальным. И это связано не только с тем, что весь мир переходит на `цифру`, но и с необходимостью решения внутренних проблем, связанных с перспективами развития отечественного телевидения.

Основным отличием принципов построения сетей телевизионного вещания в России от зарубежных стран является преобладание аналогового эфирного вещания на фоне незначительного распространения и медленного развития платных систем кабельного и спутникового телевидения. Однако традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. По данным специалистов в нашей стране до 80% передатчиков практически полностью износились, и в недалеком будущем может начаться массовое отключение телевещания в регионах. Однако производить замену устаревших аналоговых передатчиков на аналогичные бессмысленно. Более правильным будет установить цифровое оборудование, причем не только с передающей, но и с принимающей стороны, т.е. со стороны потребителей. Другой, не менее важной причиной, подталкивающей к скорейшему внедрению цифровых телевизионных технологий, является `загрязнение` эфира. С развитием новых видов связи значительно вырос уровень помех, и решением этой проблемы может стать оцифровка передач. Все говорит о том, что телевидению необходим новый качественный скачок. И внедрение системы цифрового наземного вещания кажется одним из наиболее вероятных решений накопившихся проблем.

`Когда мы говорим о цифровом телевидении, мы в первую очередь говорим о том, что просто поменяется технология доставки сигнала. Ничего другого существенного не произойдет с точки зрения зрителя, практически ничего вообще не изменится. Телевизор как работал, так он и будет работать, - считает директор международного вещания Первого канала Алексей Ефимов. - Здесь вопрос только в том, что поменяется технический способ доставки сигнала. Главное, что принесет нам цифровое телевидение - это то, что увеличится емкость, которая способна будет транслировать гораздо большее количество телеканалов. В зависимости от того, какая технология будет выбрана, каналов станет в десятки раз больше, чем сейчас.
Это вполне закономерный процесс, потому что если мы посмотрим на западные страны, то на сегодня мы уже можем видеть, что в штатах сотни телевизионных каналов, а в России их еще по пальцам сосчитать можно. Это будет план - с одной стороны изменение технологий, с другой стороны - увеличение количества каналов, которые будут доступны зрителю. Вот, что будет ожидать нас в эпоху цифрового телевидения`.

Что касается количества каналов, то их будет много, они будут конкурировать между собой, но каждый из них будет конкурировать в определенной своей нише. Естественно, будут общефедеральные каналы, предназначенные для всех, такие, как сейчас есть, - `Первый`, `Россия`, `НТВ`. Кроме этого будет конкуренция между так называемыми тематическими каналами, которые посвящены какому-то определенному направлению интересов зрителей - автомобильные каналы, погодные каналы, каналы кино.

Цифровое DVB-T вещание имеет ряд несомненных преимуществ. Во-первых, это экономия частотных и энергетических ресурсов. Появляется возможность передавать на одной частоте более четырех телевизионных каналов и, следовательно, освободить новые частоты для новых СМИ. Во-вторых, это построение одночастотных вещательных сетей (SFN), что, как показывает мировой опыт, способствует расширению аудитории телезрителей и охвату больших территорий без потери качества передаваемых программ. В-третьих, это развитие новых технологий, реализация идеи многоцелевого интерактивного телевидения, создание единой цифровой платформы передачи данных и т.д. Цифровое телевидение - это единая сеть, которая позволяет наслаждаться не только прекрасной картинкой и качественным звуком, но пользоваться услугами интерактивного телевидения, а также подключаться ко всем службам, работающим через кабельные соединения, к примеру, к интернету, к охранной и пожарной сигнализации.

`Переход на новые технологии - это закономерный эволюционный процесс, - говорит Алексей Ефимов. - Технические специалисты могут сказать, что цифровое ТВ - это качество, но, на самом деле, для рядового зрителя этот параметр будет практически незаметен, потому что обыкновенным глазом мы с вами больших отличий не увидим между картинкой аналогового телевидения и цифрового.

С другой стороны, появятся каналы высокого разрешения, так называемые High Definition. Вот здесь будет видна разница, конечно же.
Для каналов переход на `цифру` будет означать сокращение затрат на услуги связи, поскольку цифровая технология передачи сигнала гораздо менее затратная. Расходы уменьшатся в несколько раз по сравнению с аналоговым ТВ, это очень существенно для экономики каналов. Ну и, конечно же, каналы получают возможность дополнительных сервисов - таких, как скрытые субтитры, электронная программа передач, телетекст. Это все позволяет цифровая технология`.

Но, несмотря на все преимущества цифрового наземного вещания и желания не отстать от других, невозможно в одночасье перейти от `аналога` к `цифре`, выключив одно вещание и включив другое. Это сложный процесс, не только с технической и экономической точек зрения, но и с точки зрения общественного восприятия, процесс, требующий разумных подходов и тактически верных решений.

По прогнозам аналитиков из агенства Informa, число абонентов цифрового телевидения во всем мире к 2011 году достигнет 500 млн. К тому времени около 60% населения по-прежнему будут принимать аналоговый телевизионный сигнал. Сейчас же цифровое телевидение уверенно набирает обороты. Уже насчитывается около 183 млн. подписчиков, сообщает BBC News. Сигналы цифрового ТВ передаются посредством кабельных широкополосных сетей, спутникового и эфирного вещания. По данным статистики, за 2006 год количество абонентов выросло на 40 млн., а в 2007 году их станет еще на 46 млн. больше. И в первую очередь за счет жителей Северной Америки и Западной Европы. Китай также вносит свою лепту в развитие цифрового телевидения. Преуспевают в этой области США, Индия и Япония. Около 60% от общего количества `цифровых` домов находятся именно в этих четырех странах.

Великобритания числится в списке лидеров по темпам роста клиентов цифрового ТВ среди европейских стран. Уже сейчас там около 72% домов оборудованы цифровыми телевизионными приемниками. Что интересно, в следующем году в некоторых британских городах аналоговое телевидение будет полностью отключено. Процесс полного перехода на цифровое ТВ в этой стране планируется закончить в 2012 году, сообщают аналитики.

Не секрет, что цифровой формат вещания приносит телезрителю улучшение качества картинки и звука, надежную защиту от помех, значительное увеличением количества каналов. С цифровым ТВ приходят и некоторые полезные сервисы, например, TV on demand (ТВ по заказу). HDTV также прекрасно вписывается в рамки вещания в цифровом формате. В области телевидения высокой четкости США на шаг впереди остальных стран. В Европе внедрение ТВ высокой четкости идет гораздо меньшими темпами. Однако после трансляций матчей последнего чемпионата мира по футболу в HDTV интерес европейцев к новому формату значительно вырос.

Если говорить о распространении услуг HDTV в нашей стране, то по разным оценкам доступ к ним, как в коммерческом, так и в тестовом режиме, имеют от 3 до 5 тысяч абонентов, преимущественно это абоненты спутникового ТВ. По прогнозам участников рынка, к 2007 году в Европе будет насчитываться 7% подключенных к HDTV абонентов от общего числа подписчиков платного ТВ, а к концу 2008 года - 12%. У России есть все шансы достичь этих же показателей. Практически все кабельные сети, вещающие в цифровом стандарте DVB-T, способны без особых технических проблем передавать программы HDTV.

МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Мягкий переход от аналогового к цифровому телевещанию — вот что ждет россиян в обозримом будущем, рассказали РИА Новости эксперты во Всемирный день телевидения, который отмечается во вторник, 21 ноября.

Официальный переход с аналогового на цифровое телевещание в России должен произойти в 2018 году. Изначально планировалось сформировать три мультиплекса (пакета каналов, транслирующихся одним передатчиком). Первый мультиплекс цифрового ТВ работает с 2009 года и является бесплатным (включает такие каналы как "Первый", "Россия-1", НТВ). Второй мультиплекс (СТС, ТНТ, "Звезда", РЕН-ТВ) вещает с 2013 года. Запуск третьего мультиплекса был пока отложен: ранее глава Минкомсвязи Николай Никифоров высказывал мнение о его экономической нецелесообразности.

В конце октября этого года генеральный директор компании "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Андрей Романченко сообщил, что создание цифровой телесети в России практически завершено.

Аналоговое не исчезнет сразу

Сегодня в России действуют два формата телевещания — цифровой и постепенно уходящая в прошлое аналоговая подача сигнала. Как отмечал ранее глава Минкомсвязи, после 2018 года государство перестанет поддерживать аналоговое вещание.

"Сейчас цифровое эфирное телевидение доступно уже более чем 95% населения России. По итогам федеральной целевой программы охват составит 98,4%", — рассказал РИА Новости руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов.

Он пояснил, что региональные, городские и муниципальные телеканалы смогут продолжать вещание в аналоговом формате столько, сколько сочтут целесообразным.

"Цифровые приемники (телевизоры и приставки) принимают и показывают как цифровые, так и аналоговые программы", — сказал собеседник агентства.

Российский журналист, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев в свою очередь отметил, что это будет "довольно мягкий переход".

"Такого, чтобы резко оборвалось все аналоговое вещание, не произойдет", — пояснил он РИА Новости.

Сагалаев подчеркнул, что цифровая технология дает совсем иное качество телевизионного изображения и звука.

"Это такой новый этап в развитии телевизионной индустрии", — убежден собеседник агентства.

Что делать со старым телевизором

По словам Сагалаева, в России сегодня насчитывается более 60 миллионов телевизоров, из них 30 с лишним миллионов — это телевизоры нового поколения, которые позволяют смотреть smart tv, так называемое "умное телевидение". Существуют и телевизоры, которые позволяют смотреть видео в формате 4К, то есть, видео сверхвысокой четкости.

В Совфеде предложили оплатить малоимущим переход на цифровое телевидение Телевидение является важнейшим средством информационного и культурного обеспечения, которое должно быть доступно всем вне зависимости от доходов, заявила сенатор Людмила Бокова.

"Все телевизоры, которые выпускаются в последние годы, приспособлены для приема цифрового телевидения", — отметил он.

Владельцы старых моделей телевизоров тоже смогут принимать цифровой сигнал, правда, для этого потребуется дополнительное оборудование.

"Людям, у которых старый телевизор (без встроенного тюнера стандарта DVB-T2), для приема цифрового эфирного телевидения необходимо приобрести приставку, строго говоря, внешний тюнер. Стоимость приставки - от 600 рублей и выше, в зависимости от производителя и от дополнительных опций", — пояснил РИА Новости руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов.

Городские ищут кнопку

Региональному телевидению тоже найдется место в цифровом будущем — правда, пока только в кабельных сетях.

"К сожалению, в первый и второй мультиплексы не входит пока региональное телевидение, и это проблема, которую мы постоянно решаем с правительством и с Госдумой. И в прошлом году был принят закон о так называемой "21-ой кнопке", который узаконил то, что во всех кабельных сетях без исключения на 21-ой "кнопке" будет региональный канал. Был проведен конкурс Роскомнадзором, и в его результате в большинстве регионов появилась эта 21-ая "кнопка". Это облегчает задачу проникновения в "кабели" региональному телевидению", — рассказал Сагалаев.

Сагалаев отметил, что в настоящее время решается вопрос об аналогичном предоставлении "22-ой кнопки" городским телерадиовещателям; подготовлен соответствующий законопроект.

"Там довольно большое сопротивление "кабельщиков", потому что для них это не выгодно. Они говорят, что при желании абонент может сам настроить свой пульт и на любой "кнопке" смотреть то, что ему хочется. И, в общем, в этом есть доля истины. Посмотрим, как эта инициатива будет реализована. По крайней мере, Национальная ассоциация телерадиовещателей, которую я представляю, поддерживает эту идею", — добавил собеседник агентства.

Написание данной статьи продиктовано отчасти техническим прогрессом, развитием аудиовизуальной отрасли, которое наконец-то захлестнуло нашу страну. Также есть необходимость внести ясность, что же все-таки такое цифровое эфирное телевидение и какие преимущества оно дает абоненту.

Глоссарий

Мультиплекс – (пакет телевизионных каналов (сервисов)) - перечень телевизионных каналов и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала;

РТРС-1 – пакет из десяти каналов. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года №715, № 456 от 17 апреля 2012 г., № 167 от 24 апреля 2013 г. обязательными общедоступными телеканалами являются: Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Культура», НТВ, детско-юношеский телевизионный канал, «5 канал. Санкт-Петербург», ОТР, «ТВ Центр - Москва»

РТРС-2 - пакет из десяти каналов. Сформирован в соответствии с решениями Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию от 14 декабря 2012 года и от 18 декабря 2013 года. Состав пакета: «РЕН ТВ», «СПАС», «СТС», «Домашний», «ТВ-3», «Спорт Плюс», «Звезда», «Мир», «ТНТ», «Муз ТВ»

DVB (Digital Video Broadcasting) - общий открытый европейский стандарт цифровой передачи мультимедиа, принятый Европейским союзом телевещания ETSI (European Transmission Standards Institute) и обеспечивающий высокое качество трансляции.

DVB-T2 - стандарт цифрового наземного телевизионного вещания, разработанного в рамках проекта DVB

Применение этого стандарта утверждено распоряжением Правительства РФ №287-р и решением Государственной комиссии по радиочастотам от 16 марта 2012 года.

DVB-T2 – это последнее поколение европейского стандарта эфирного (наземного) цифрового телевидения DVB-T. В стандарте DVB-T2 на 30% увеличена емкость сетей цифрового эфирного телевидения, по сравнению с предыдущим стандартом, при той же инфраструктуре сети и частотных ресурсах.

Модуляция COFDM - (Coded Orthogonal Division Multiplexing), модуляция специально разработана для борьбы с помехами при многолучевом приеме.

DVB-H – версия стандарта цифрового наземного телевизионного вещания, разработанного специально для мобильных устройств. отличается от DVB-T тем, что он оптимизирован для мобильного приёма: программа передаётся на терминал не постоянно, а короткими пакетами затем приёмник на время выключается и идёт воспроизведение из буфера. Таким образом экономится энергия батарей, а сама система становится менее чувствительной к помехам.

ASO - (analog switch-off), момент отключения последнего аналогового передатчика

Согласно концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации в ближайшие годы, предполагается массовый переход от аналогового телевещания к цифровому, в стандарте DVB-t. Это версия или «разновидность» стандарта DVB описывающая именно наземное вещание.

Для начала необходимо определиться с частотным диапазоном: в отличие от аналогового наземного вещания, которое работает в диапазоне 48 – 862 МГц (МВ и ДМВ) в цифровом эфирном вещании диапазон, как правило, сужен только до ДМВ диапазона: 470 – 862 МГц.

Это требование продиктовано рядом причин: самим принципом формирования цифрового эфирного сигнала, природой распространения радиоволн, оптимальным соотношением затухания сигнала и мощностью передатчиков и размерами приемных антенн.

Правильный выбор антенны

Прием цифрового эфирного ТВ можно вести с помощью уже имеющейся антенны, которая принимала аналоговые сигналы ДМВ диапазона. Условие только одно – уверенный прием аналогового сигнала без помех; если антенна была «так себе», ее необходимо заменить на более эффективную. Потери при приеме сигнала могут быть также от некачественного коаксиального кабеля или разъемов. Уровень сигнала цифрового наземного телевидения может быть ниже чем у аналогового, при этом изображение на экране телевизора выглядит значительно лучше: без шумов, помех и наводок часто свойственных обычному эфирному ТВ.

Таким образом, при первом приближении конечный абонент получает только выгоду:

Можно использовать комнатные ДМВ антенны в зоне уверенного приема

ТВ картинка без помех на всей зоне уверенного приема

Преимущества цифрового вещания: телегид, стереозвук и т.д.

Однако есть и некоторые недостатки:

Необходимость покупки абонентом телевизионной эфирной приставки

В случае вещания только первого мультиплекса возможно уменьшение количества принимаемых каналов

Также остаются нерешенными еще ряд вопросов:

Будет ли кодированным сигнал всех мультиплексов включая первый?

Если да, то будет ли система условного доступа «адресной» как в случае с Триколор ТВ?

Будет ли платным второй мультиплекс?

Какая СУД будет использована для защиты контента?

Алексей Малинин, генеральный директор РТРС в своем интервью общественно-политическому журналу «Итоги» говорит:

- Какое-то решение на уровне государства уже принято?

- Окончательно - нет. Мое личное мнение: второй мультиплекс должен точно так же быть общедоступным для граждан нашей страны и иметь такую же зону распространения, как и первый мультиплекс. И вот почему. Не вызывает сомнения, что он будет иметь внутри себя серьезную региональную составляющую - об этом говорил и президент РФ, и министр связи, - то есть сохранится вещание региональных компаний, которые осуществляют врезку в эфир центральных каналов. Думаю, будет справедливо, если часть затрат по распространению этого пакета каналов на всей территории области, края, республики и субъектов Федерации возьмут на себя региональные власти. Тем самым они взяли бы на себя те же обязательства по отношению к региону, что и федеральная власть по отношению к первому мультиплексу.

Некоторые спросят: а для чего вообще это все надо? Ведь и так неплохо все показывает у меня на даче?

Цифровое эфирное ТВ имеет ряд преимуществ над аналоговым.

Мобильность.

Высокое качество картинки и звукового сопровождения. (если повезет – зависит от вещателя)

Необходимый уровень сигнала для качественного просмотра телеканалов в цифровом формате ниже, чем в аналоговом. Другими словами, там, где аналоговое ТВ будет идти с шумами и помехами, цифровой сигнал пройдет в том качестве, в котором он формируется в телевизионных студиях.

Увеличение числа передаваемых каналов на частоте одного аналогового канала (ширина полосы 8 МГц) за счет использования формата сжатия MPEG-4.

Простое и быстрое подключение. (в большинстве случаев достаточно ДМВ антенны)

Дополнительные услуги (телегид, цифровой стереозвук и т.д.)

В каких регионах? Когда?

Согласно постановлению от 3 декабря 2009 г. №985 О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы»

Http://government.ru/gov/results/8562/

Регионами 1-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2010 год) стали 12 регионов, 2089 пунктов вещания, с объемом финансирования - 2862 млн. рублей, в частности:

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область.

Регионами 2-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2011 - 2012 годы) являются 27 регионов, 1554 пункта вещания, с объемом финансирования - 3299 млн. рублей, в частности:

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Каpачаево-Чеpкесская Республика, Республика Карелия, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область,

Регионами 3-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2012 - 2013 годы) являются 39 регионов, 1582 пункта вещания, с объемом финансирования - 4286 млн. рублей, в частности:

Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, Ненецкий автономный округ.

Регионами 4-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2013 год) являются 5 регионов, 1275 пунктов вещания, с объемом финансирования - 1549 млн. рублей, в частности:

Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Подготовка к переходу на цифровое наземное вещание в регионе включает:

Разработку системного проекта сети цифрового телевизионного вещания в регионе; ввод оператором связи в эксплуатацию сети цифрового вещания 1-го мультиплекса с охватом вещания, эквивалентным зоне аналогового вещания в регионе

А как же обстоит все на деле?

На несколько вопросов согласился ответить ведущий менеджер по закупкам компании поставщика и разработчика вещательного цифрового оборудования Александр Петров:

- Какие регионы реально уже начали вещание?

- В РФ есть 2 пути перехода на цифровое вещание: первый – это федеральная программа цифровизации за счет федерального бюджета, при этом в большинстве регионов созданы проекты таким образом, чтобы в случае наращивания сервисов не потребовалось переоборудовать антенно-фидерные системы. Но, некоторые регионы уже запустили вещание самоcтоятельно не дожидаясь финансирования – например это Казань и Екатеринбург. (второй путь цифровизации)

- Кто-то работает с опережением графика?

- В настоящий момент в 81 субъекте РФ завершено или начато строительство сети. А в 80 - начато цифровое эфирное вещание пакета цифровых телеканалов РТРС-1 (первый мультиплекс). Из 83 субъектов РФ лишь два субъекта только готовятся приступить к стройке. Это Республика Башкортостан и Ямало-Ненецкий ОА.

На сегодняшний день введено в эксплуатацию 2 634 объекта.

В нескольких регионах вещание было начато давно и действительно заметно некоторое опережение графика. Например, в Санкт-Петербурге уже в 2003 году вещались цифровые сервисы на частоте 34 канала. В настоящий момент по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уже два года вещаются цифровые каналы DVB-T2.

В первый этап также попали регионы дальнего востока, например Еврейский АО.


Опыт внедрения цифрового телевидения в Испании:

Обратимся к опыту Испании - страны, которая уже в 2010 полностью перешла к цифровому вещанию:

Kantar Media/TNS Sofres, предоставляла информацию о развитии цифровой технологии. Согласно цифрам этого агентства, 2009 г. стартовал с лишь 43,7% всех испанских домохозяйств, находящихся в состоянии готовности к приему эфирного цифрового телевидения. Понятие готовности означало, что домохозяйство находится в зоне цифрового вещания, здание снабжено антенной, способной принимать цифровой сигнал, и в нем имеется по крайней мере один аудиовизуальный прибор. Однако к марту эта цифра превысила 50%, а к концу года уже 77,4% всех домохозяйств были охвачены новой технологией.

В процессе перехода было отмечено, что потребители не спешили обзавестись цифровым тюнером. Испанским государственным органам приходилось вести большую информационно-разъяснительную работу в регионах, где планировалось отключать аналоговое телевидение для того, чтобы население данных регионов позаботилось о покупке внешнего тюнера(сеттоп-бокса). Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным GfK R&T, спрос на внешние тюнеры был вялым до тех пор, пока не подходил срок отключения аналогового ТВ, и тогда внешние тюнеры начинали слетать с полок, словно пирожки. Данная тенденция спроса была зарегистрирована во всех регионах.

С 2007 г. темпы продажи телевизоров и DVD-плееров, снабженных встроенным тюнером, постоянно росли по сравнению с продажами внешних тюнеров. В том же году интегрированные цифровые тюнеры стали преобладать как вид цифрового приемника, приобретаемого испанскими домохозяйствами. По итогам 2009 г. 61% всех приобретенных населением декодеров были интегрированными. Из них примерно три четверти являлись тюнерами, встроенными в плоскоэкранные телевизоры. В 2006 г. телевизоры со встроенными цифровыми тюнерами составили около 16% всех купленных телевизоров, в 2008 г. их доля превысила 50%, а в 2009 г. она составила 98%. В процессе замены телевизоров с аналоговым тюнером на телевизоры с цифровым тюнером определяющую роль сыграли как соответствующие предложения производителей, так и информированный спрос, ведь с 2008 г. этикетки на видеотехнике по закону должны были содержать информацию о наличии встроенного цифрового тюнера. В январе 2010 г. число приобретенных населением Испании цифровых приемников превысило 27 млн. – по сведениям GfK, а процент подключившихся к DVB-T в испанских домах составлял 80,8% (

Все предыдущие десятилетия существования телевидения были периодом аналогового телевидения. По мере развития техники обнаружился ряд недостатков, ограничивающих его дальнейшее развитие. Среди причин, ограничивающих развитие качества ТВ-изображения, следует назвать слабую помехозащищенность аналогового сигнала.

Повысить качество телевизионных программ при передаче их на большие расстояния можно при помощи принципиально нового способа - цифрового. Дальнейшее совершенствование цветных телевизоров идет в направлении широкого внедрения цифровых методов обработки сигналов, управления и контроля за их работой.

К числу наиболее существенных достоинств цифрового способа передачи следует отнести возможность получения высококачественного телевизионного изображения благодаря практическому отсутствию искажений формы сигнала и повышению помехоустойчивости и упрощению обмена телевизионными программами между странами, имеющими различные стандарты.

Цифровые сигналы имеют множество преимуществ, однако для работы с ними требуются совершенно новые технические средства. Поэтому переход осуществляется постепенно, в несколько этапов.

На первом этапе, т.е. уже сегодня, происходит замена некоторых блоков аналоговых телевизоров цифровыми. Функции, выполняемые цифровыми устройствами, обеспечивают улучшение качества изображения.

Внедрение цифровых устройств на этом этапе практически не изменяет функциональной схемы - просто на входе и выходе цифрового блока будет присутствовать аналоговый сигнал.

Второй этап не представляет интереса для потребителей, так как коснется только передающей стороны. На этом этапе цифровыми станут только комплексы телецентра.

Третий этап будет характеризоваться созданием полностью цифровых телецентров. Однако сигнал на выходе телецентра останется аналоговым, так как парк телевизоров еще не будет цифровым.

Четвертый, заключительный, этап будет характеризоваться созданием полностью цифровых телевизионных приемников. Цифровые домашние телевизоры, которые появятся в ближайшем будущем, превратятся в устройства, позволяющие осуществлять обратную связь с источниками видеоинформации: вычислительным центром, справочными службами, библиотеками и др.

Системы телевидения высокой четкости, принятой как единая Система на сегодня, в мире нет. Существующие системы цветного телевидения SECAM, PAL, NTSC, работающие в стандартах с разложением строк и с частотой кадров 625/50 и 525/60 и с форматом кадра 4:3, уступают в два-три раза качеству изображения на киноэкране.

Потребность в улучшении качества привела к необходимости создания систем телевидения высокой четкости ТВЧ - High Definition, Television (HDTV).

Телевидение высокой четкости должно передавать и воспроизводить изображение, которое по качеству совершенно или почти не отличается от оригинала. В 1990 г. МККР были приняты рекомендации по параметрам единой системы ТВЧ. В них содержится предложение разработать цифровую систему ТВЧ с прогрессивной разверткой, форматом 16:9, числом отсчетов 1920 в строке.

До завершения работ по разработке ТВЧ ведущие телевизионные фирмы мира начали совершенствовать существующие системы. В результате появились системы PAL-plus и SECAM-plus. Их разработку проводили фирмы GRUNDIG, NOKIA, PHILIPS и THOMSON.

Цифровое телевидение

Современные ТВ-стандарты (NTCS, SECAM, PAL) существуют уже несколько десятилетий и, казалось бы, должны совершенствоваться, но поскольку это системы аналоговые (т.е. зритель видит электрический аналог изображения), дальнейшее развитие их ограничено. Дело в том, что на каждом участке преобразования и передачи аналогового сигнала происходят искажения, которые, накладываясь друг на друга, ухудшают качество телевизионного изображения. Например, работающий недалеко от телеприемника мощный электромотор может создать существенные помехи на экране.

Аналоговый сигнал непрерывен, и для преобразования в цифровой вид его разбивают на отдельные отсчеты, отстоящие друг от друга на одинаковый интервал времени (дискретизация сигнала). При цифровом кодировании сигнала специальное кодирующее устройство - кодер - способно отсортировать чистый сигнал от промышленных и атмосферных помех, поэтому стабильность параметров ТВ-системы возрастает, правда, объем информации о яркости и цветности сигнала резко увеличивается. Именно поэтому совсем недавно передача цифрового сигнала представлялась неосуществимой, хотя ключ к разгадке этой сложнейшей задачи был заложен в трудах американского инженера Клода Шенона (1916-2001) еще в 1948 г1. В предложенной им теории информации была обоснована избыточность источника сообщений.

Кждй трдлбвй стднт мжт сдть тхнк СМ, дл бздльнк эт слжн.

Если Вам это удалось, можно сделать вывод, что гласные звуки являются избыточной информацией.

Кстати, один из первых алфавитов - угаритский (II тыс. до н. э.) - обходился без гласных букв. Заметим, что в данном случае мы сжимали аналоговую информацию. Сейчас представим себе, что журналист снимает парящую в небе птицу: она движется, но если мы мысленно разобьем это изображение на мельчайшие точки, окажется, что большая часть информации не изменяется (вспомним древних философов - «летящая стрела покоится»). В самом деле, цвет птицы постоянен; если небо безоблачное, трудно отличить один участок фона от другого, и только во время взмахов крыльями изменится информация о геометрических точках изображения.

Бели же каждая минимальная точка на экране (пиксел) будет описана сочетанием цифр, например, 1100, а количество таких точек равно десяти, можно составить цифровую цепочку:

1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100, а можно ее записать короче, т.е. сжать, пользуясь элементарными приемами арифметики: 1100x10.

Отсюда следует вывод, что цифровую информацию можно довольно эффективно сжимать, применяя не только простейшие арифметические действия, но и сложнейшие математические алгоритмы, которые, разумеется, оставим за границами данного издания. Итак, при передаче цифрового сигнала нет необходимости в передаче изображения целиком кадр за кадром (как в кино), можно передавать только разностную (изменяющуюся) информацию. Благодаря современным методам компрессии цифровых данных полоса пропускания видеосигнала значительно сузилась, и на месте одного аналогового канала могут располагаться несколько цифровых.

В США в 1996 г. был принят стандарт цифрового ТВ - ATSC, отдельные телецентры начали вещание в цифровом формате, а с 2006 г. предполагается прекратить аналоговое ТВ-вещание, с оговоркой, что пока 85% зрительской аудитории не будут готовы принимать цифровой сигнал, аналоговое вещание сохранится. Главная проблема внедрения «цифры» заключается в том, что основное количество телеприемников у населения всего мира - аналоговые. Либо их надо заменить на цифровые (за счет телезрителя), либо снабдить население специальными приставками, которые смогут принятый цифровой сигнал преобразовывать в аналоговый (по аналогичному пути пошла российская компания «НТВ-Плюс»). Современный цифровой телеприемник - довольно дорогое устройство, поэтому в переходный период, скорее всего, будет предусмотрена техническая возможность приема цифрового сигнала обычным телевизором.

Телевидение высокой четкости (ТВЧ)

Преимущества цифрового кодирования в телевидении очевидны: даже при приеме «цифры» на обычный телевизор качество изображения повышается из-за отсутствия искажений на различных этапах телевизионного тракта. При этом развертка луча остается чересстрочной и разрешающая способность экрана не возрастает. Для существен-

ного повышения качества телеизображения необходимо ввести новые стандарты для формирования и приема видеосигнала, такой системой является телевидение высокой четкости (ТВЧ). Американский стандарт (ATSC) рассчитан на просмотр передачи как на телеэкране, так и на мониторе компьютера. При этом высокое качество картинки можно получить лишь на экране специального широкоформатного телевизора с 1080 активными строками, чересстрочной разверткой.

Согласно ATSC-стандарту, каждый ТВ-приемник должен декодировать любой из многочисленных (а всего их 18 разновидностей) ATSC-форматов и выводить его точно в соответствии с возможностями конкретного подключенного приемника.

Внешне цифровой приемник ТВЧ отличается от аналогового более широким экраном: если соотношение сторон обычного телевизора составляет 4:3 (ширина к высоте), то в цифровом варианте - 16:9. Качество телевизионного изображения заметно повышается за счет двукратного увеличения строк разложения и прогрессивной развертки (впрочем, развертка может быть и чересстрочной). При прогрессивной развертке яркость экрана может быть повышена на 40%. Количество воспроизводимых деталей на экране возрастает в несколько раз. В новой системе расширена частота сигнала яркости и цветоразностных сигналов, поэтому оптимизирована цветопередача. Многоканальная система передачи звука позволяет добиться эффекта присутствия, так как аудиоинформация поступает к зрителю с разных сторон.

Внедрение ТВЧ требует дорогостоящей модернизации аппаратно-студийного комплекса, но практика вещания в США показала, что уже сегодня число программ ТВЧ в общем времени цифрового ТВ постоянно растет.

Телевизионные экраны

В настоящее время наиболее распространенными являются модели с электронно-лучевыми трубками, они хорошо воспроизводят оттенки цветов, но имеют существенное мерцание и довольно большие габариты по глубине. Громоздкость обусловлена тем, что расстояние от электронной пушки до экрана должно быть пропорционально его размерам. Некоторые компании приступили к выпуску мониторов с искривленной траекторией пучка электронов в ЭЛТ. Возможно, это позволит значительно приблизить пушку к экрану, тем самым почти вдвое уменьшить глубину трубки. Мерцание экрана имеет вредное воздействие на зрение, поэтому их рекомендуют смотреть в сочетании с «гигиеническим светом» (рассеянным дневным или лампами накаливания, значительно превосходящими частоту мерцания экрана). Кроме того, зритель находится в поле действия токов сверхвысокой частоты (СВЧ).

Следующее поколение экранов основано на изменении прозрачности жидких кристаллов под воздействием электрического поля. Такие мониторы называют жидкокристаллическими. Они имеют малый вес и габариты по толщине, но главное, полностью исключают влияние СВЧ и мерцания. При этом они имеют существенные недостатки: цветопередача уступает данному параметру экранов с электронно-лучевыми трубками, а зритель, смотрящий на монитор не под прямым углом, видит ухудшенное изображение. Маленький угол обзора создает проблемы для увеличения размера экрана. Тем не менее технология совершенствуется, и диагональ современных жидкокристаллических мониторов перевалила за один метр.

Наиболее дорогостоящими являются плазменные экраны. Они лишены мерцания, имеют минимальный размер по глубине, картинка имеет одинаковую четкостъ по всему рабочему полю, плюс ко всему они легко масштабируются. Плазменными панели называются потому, что на каждый пиксел экрана подается высокое напряжение, под воздействием которого газ (ксенон) переходит в состояние холодной плазмы. Новые ТВ-приемники, скорее всего, будут комплектоваться всеми вышеназванными типами экранов но главное, они должны быть универсальными и пригодными для использования во всех странах мира.

Объемное телевидение

С теоретической точки зрения добиться эффекта объемного изображения довольно просто: достаточно взять две телекамеры, расположить их объективы в точках, соответствующих расстоянию между глазами человека, а далее обеспечить раздельное видение снятых изображений правым и левым глазом, так как рельефное видение мира человек получает благодаря рассматриванию предметов двумя глазами (бинокулярное зрение). Если смотреть на предмет одним глазом (монокулярным зрением), удаленность предметов друг от друга определяется менее точно.

В нашей стране теоретические разработки в области стереотелевидения начались еще в 1949 г. под руководством профессора П. В. Шмакова в Ленинграде, и уже в 1950 г. была создана стереоскопическая установка. Разработки цветного стереотелевидения связаны с расширением спектра частот канала передачи: так как цветная видеоинформация передается тремя сигналами (одним яркости и двумя цветоразностными), то для стереоизображения необходимо использовать шесть сигналов (по три для каждого глаза). Чтобы сузить частотный спектр, наши ученые стали передавать видеоинформацию для одного из глаз в черно-белом изображении, а для другого - в цветном, при этом зритель видел полноценную цветную картинку, так как мозг определял суммарное качество по лучшему изображению.

Для раздельного рассматривания информации правым и левым глазом можно воспользоваться специальными очками с цветными фильтрами (анаглифная сепарация) или использовать оптический растр. Простота использования очков небесспорна с медицинской точки зрения: глаза сильно утомляются, так как хрусталик глаза не может перефокусироваться с ближних предметов на дальние. Применение оптического растра существенно усложняет создание телеприемника.

В начале 1980-х гг. в Германии и Японии проводились экспериментальные стереоскопические передачи с анаглифной сепарацией, позднее в США была опробована растровая система. На пути внедрения стереотелевидения стоят немало проблем, но одна из существенных та же, что и на заре внедрения цветного ТВ, - возможность принимать видеоизображение на имеющиеся у населения приемники.

Заслуживают внимания разработки в области трехмерного телевидения путем внедрения рядом с сигналами цветности сигнала дальности (RGBD - D от англ. distance). Инфракрасный лазерный луч при съемке «замеряет» дальность до каждого предмета.

Специалистами разных стран проводятся исследования в применении многоракурсного и голографического телевидения, некоторые из них даже полагают, что при помощи ТВ в будущем возможно будет передавать не только визуальную объемную информацию, но и запахи, так как известно, что пахнущие вещества воздействуют на обонятельный эпителий, и его поверхность становится электроотрицательной по отношению к остальной ткани. Если действительно наш мозг определяет запахи из-за воздействия электрических разрядов на отдельные рецепторы клеток, то с технической точки зрения передача запаха осуществима: ведь телевидение стало возможным благодаря преобразованию света в электрические сигналы, а радио - преобразованию звука в электрические сигналы.