Тарифы Услуги Сим-карты

Принципы управления памятью вычислительной системы. Виртуальная память и преобразование адресов. Физическая и логическая организация памяти вычислительных систем

Важной частью вычислительных систем является память. Организация взаимодействия между процессором и памятью определяет основные характеристики вычислительной системы, остальные элементы обеспечивают связь этого звена с внешними устройствами с внешним миром. Память соединяется с управляющим памятью контроллером (устройством управления памятью) по шине адреса, шине данных и шине управления. Разрядность шины данных определяет, сколько двоичных разрядов одновременно (параллельно) может быть считано из памяти. Каждый двоичный разряд (1 бит) хранится элементом памяти. Элементы для памяти различного типа строятся на основе различных физических принципов записи и хранения информации. Элементы памяти объединяются в ячейки памяти. При этом все элементы ячейки адресуются одновременно, одинаково и организованы так, что одновременно могут выдавать данные на шину данных. Такие объединенные ячейки образуют слово. Количество разрядов данных, считываемых из памяти одновременно, называют длиной выборки. Для хранения 1 байта используется 8 элементов памяти, восьмибитные ячеки памяти организованы с использованием шины данных шириной 8 линий.

Из микросхем памяти (чипов) создаются модули памяти, которые устанавливаются в специальные слоты (разъемы) вычислительной системы. Сейчас наиболее распространены DIMM модули - модули памяти с двумя рядами контактов.

Разрядность адресной шины определяет адресное пространство, то есть количество ячеек памяти, которые могут адресоваться непосредственно. Если разрядность адресной шины - n, то количество всех возможных двоичных комбинаций (количество адресов) определится как N = 2n.

Рис. 1. Организация связи системы памяти с процессором

Память вычислительного устройства может выполнять три операции:

a) хранение информации;

b) запись информации;

c) чтение информации.

Характеристики памяти:

Емкость памяти определяет максимальное количество хранимой в памяти информации и измеряется в битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и т.д.

Удельная емкость определяется как отношение емкости памяти к физически занимаемому ею объему.

Плотность записи информации определяется как количество информации, приходящееся на единицу площади носителя информации или на единицу длины носителя информации.

Время доступа к памяти. Быстродействие памяти определяется продолжительностью выполнения операций при обращении к памяти. Время обращения при записи и время обращения при чтении складывается из времени поиска ячейки памяти по заданному адресу и собственно записи или чтения соответственно.

Классификация памяти:

Память с произвольным доступом

Для памяти с произвольным доступом (электронной памяти) время обращения не зависит от местоположения искомого участка памяти. Выбор ячейки происходит по адресу при помощи электронных схем.

Прямой циклический доступ

При обращении к дисковой памяти используется прямой циклический доступ. Носитель информации непрерывно вращается, поэтому возможность обращения к одному и тому же участку памяти является циклической.

Последовательный доступ

Последовательный доступ к данным возможен при использовании в качестве носителя магнитной ленты, где последовательный просмотр участков носителя необходим для нахождения нужных данных.

Безадресная память

К безадресным можно отнести стековые и ассоциативные запоминающие устройства. При обращении к безадресной памяти в команде обращения к памяти не задается адрес ячейки. В стековых устройствах памяти адрес ячейки памяти отслеживает специальный адресный регистр. При обращении к стеку устанавливается адрес из этого регистра. При обращении к ассоциативной памяти поиск информации ведется по признаку (тэгу) путем сравнения тегов всех ячеек памяти с ассоциативным признаком. Ассоциативный признак записывается для выполнения операции сравнения в специальный регистр признака.

Классификация памяти по функциональному назначению:

ПЗУ - постоянные запоминающие устройства или ROM (Read Only- Memory), служат для хранения постоянных данных и служебных программ.

СОЗУ - сверхоперативное запоминающее устройство, это набор регистров общего назначения - РОН, предназначенных для хранения операндов и результатов выполнения операции в процессоре.

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство или RAM (Random Access Memory - память с произвольной выборкой), служит для хранения выполняемой программы и оперативных данных. Если к любому регистру можно обратиться для записи/чтения по его адресу, то такая регистровая структура образует СОЗУ с произвольным доступом.

Классификация по способу хранения информации:

Статическая память

В статических запоминающих устройствах БИС выполнены на бистабильных триггерных элементах памяти (имеющих два стабильных состояния - отсюда и название памяти).

Динамическая память

В динамических запоминающих устройствах используются более дешевые БИС, в которых запоминающим элементом является конденсатор. Конденсатор со временем разряжается (в этом - динамика), поэтому необходимо поддерживать значение потенциала, подзаряжая конденсатор. Этот процесс называют регенерацией.

Постоянная память

В постоянных запоминающих устройствах запоминающим элементом является пережигаемая плавкая перемычка или полупроводниковый диод, играющий роль разрушаемой перемычки. В перепрограммируемых ПЗУ для записи и хранения информации применяются ячейки, выполненные на МОП транзисторах с плавающим и изолированным затвором, информация записывается электрически, когда по каналу исток/сток протекает ток, заряды оседают на затворе и хранятся как угодно долго. Стирание информации производится путем подачи напряжения другого знака на участок исток/сток в перепрограммируемых ПЗУ с электрическим стиранием или облучением ультрафиолетовым излучением в ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием.

Голографическая память

В голографических запоминающих устройствах информация хранится в объеме голографического кристалла в виде снимка интерференции двух волн, опорной и информационной. Этот перспективный вид запоминающих устройств имеет большую плотность записи информации и в настоящее время находится в стадии разработки.

Биологическая память

В биологических запоминающих устройствах для записи информации используется изменение состояния органических молекул, обладающих свойством хранить заряд и обмениваться электронами.

Память на магнитных носителях

Во внешних запоминающих устройствах на магнитных носителях информация хранится в виде намагниченных в определенном направлении участков ферромагнитной поверхности диска или магнитной ленты.

Оптическая память

В оптических внешних запоминающих устройствах информация записывается в виде участков, имеющих разные коэффициенты рассеяния света направленного луча лазера.

Память является одним из основных компонентов любого компьютера. Ее емкость и быстродействие в значительной степени определяют производительность всей компьютерной системы. В данном вопросе были рассмотрены наиболее важные технологии создания и детали организации памяти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Принципы обмена информацией между иерархическими уровнями подсистемы памяти.

2. Основные функции и основные подсистемы вычислительной системы.

3. Принцип действия ассоциативной кэш-памяти.

4. Реализация прерываний от периферийных устройств, подключенных через последовательный интерфейс.

5. Что такое кольца защиты?

6. Что такое сегментация оперативной памяти?

7. Основные особенности видеоданных. Матричное и графическое представление видеоинформации.

8. Что такое файл? Различия между файлом и каталогом.

9. Основные стадии конвейера современных процессоров.

10. Что такое переименование регистров?

Вопрос № 1. Принципы обмена информацией между иерархическими уровнями подсистемы памяти

В основе реализации иерархии памяти современных компьютеров лежат два принципа: принцип локальности обращений и соотношении стоимость/ прозводительность. Принцип локальности обращений говорит о том, что большинство программ к счастью не выполняют обращений ко всем своим командам и данным равновероятно, а оказывают предпочтение некоторой части своего адресного пространства.

Иерархия памяти современных компьютеров строится на нескольких уровнях, причем более высокий уровень меньше по объему, быстрее и имеет большую стоимость в пересчете на байт, чем более низкий уровень. Уровни иерархии взаимосвязаны: все данные на одном уровне могут быть также найдены на более низком уровне, и все данные на этом более низком уровне могут быть найдены на следующем нижележащем уровне и так далее, пока мы не достигнем основания иерархии.

Иерархия памяти обычно состоит из многих уровней, но в каждый момент времени мы имеем дело только с двумя близлежащими уровнями. Минимальная единица информации, которая может либо присутствовать, либо отсутствовать в двухуровневой иерархии, называется блоком. Размер блока может быть либо фиксированным, либо переменным. Если этот размер зафиксирован, то объем памяти является кратным размеру блока.

Успешное или неуспешное обращение к более высокому уровню называются соответственно попаданием (hit) или промахом (miss). Попадание - есть обращение к объекту в памяти, который найден на более высоком уровне, в то время как промах означает, что он не найден на этом уровне. Доля попаданий (hit rate) или коэффициент попаданий (hit ratio) есть доля обращений, найденных на более высоком уровне. Иногда она представляется процентами. Доля промахов (miss rate) есть доля обращений, которые не найдены на более высоком уровне.

Поскольку повышение производительности является главной причиной появления иерархии памяти, частота попаданий и промахов является важной характеристикой. Время обращения при попадании (hit time) есть время обращения к более высокому уровню иерархии, которое включает в себя, в частности, и время, необходимое для определения того, является ли обращение попаданием или промахом. Потери на промах (miss penalty) есть время для замещения блока в более высоком уровне на блок из более низкого уровня плюс время для пересылки этого блока в требуемое устройство (обычно в процессор). Потери на промах далее включают в себя две компоненты: время доступа (access time) - время обращения к первому слову блока при промахе, и время пересылки (transfer time) - дополнительное время для пересылки оставшихся слов блока. Время доступа связано с задержкой памяти более низкого уровня, в то время как время пересылки связано с полосой пропускания канала между устройствами памяти двух смежных уровней.

Вопрос № 2. Основные функции и основные подсистемы вычислительной системы

ОС - это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для повышения эффективности аппаратуры компьютера путем рационального управления его ресурсами, а также для обеспечения удобств пользователю путем предоставления ему расширенной виртуальной машины. К числу основных ресурсов, управление которыми осуществляет ОС, относятся процессоры, основная память, таймеры, наборы данных, диски, накопители на магнитных лентах, принтеры, сетевые устройства и некоторые другие. Ресурсы распределяются между процессами. Для решения задач управления ресурсами разные ОС используют различные алгоритмы, особенности которых в конечном счете и определяют облик ОС. Наиболее важными подсистемами ОС являются подсистемы управления процессами, памятью, файлами и внешними устройствами, а также подсистемы пользовательского интерфейса, защиты данных и администрирования.

Основные функции:

* Выполнение по запросу программ тех достаточно элементарных (низкоуровневых) действий, которые являются общими для большинства программ и часто встречаются почти во всех программах (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.).

* Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода).

* Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти).

* Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе.

* Обеспечение пользовательского интерфейса.

* Сетевые операции, поддержка стека сетевых протоколов.

Дополнительные функции:

* Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность).

* Эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами.

* Разграничение доступа различных процессов к ресурсам.

* Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация. Процесс -- это динамический объект, который возникает в операционной системе после того, как пользователь или сама операционная система решает «запустить программу на выполнение», то есть создать новую единицу вычислительной работы. Пользователь -- лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции. Файл - это именованная область внешней памяти, в которую можно записывать и из которой можно считывать данные. Основными целями использования файлов являются: долговременное и надежное хранение информации, а также совместный доступ к данным.

Вопрос № 3. Принцип действия ассоциативной кэш-памяти

В ассоциативной памяти элементы выбираются не по адресу, а по содержимому. Поясним последнее понятие более подробно. Для памяти с адресной организацией было введено понятие минимальной адресуемой единицы (МАЕ) как порции данных, имеющей индивидуальный адрес. Введем аналогичное понятие для ассоциативной памяти, и будем эту минимальную единицу хранения в ассоциативной памяти называть строкой ассоциативной памяти (СтрАП). Каждая СтрАП содержит два поля: поле тега (англ. tag - ярлык, этикетка, признак) и поле данных. Запрос на чтение к ассоциативной памяти словами можно выразить следующим образом: выбрать строку (строки), у которой (у которых) тег равен заданному значению.

Особо отметим, что при таком запросе возможен один из трех результатов:

1. имеется в точности одна строка с заданным тегом;

2. имеется несколько строк с заданным тегом;

3. нет ни одной строки с заданным тегом.

Поиск записи по признаку - это действие, типичное для обращений к базам данных, и поиск в базе зачастую является ассоциативным поиском. Для выполнения такого поиска следует просмотреть все записи и сравнить заданный тег с тегом каждой записи. Это можно сделать и при использовании для хранения записей обычной адресуемой памяти (и понятно, что это потребует достаточно много времени - пропорционально количеству хранимых записей!). Об ассоциативной памяти говорят тогда, когда ассоциативная выборка данных из памяти поддержана аппаратно. При записи в ассоциативную память элемент данных помещается в СтрАП вместе с присущим этому элементу тегом. Для этого можно использовать любую свободную СтрАП.

В начале работы КЭШ-память пуста. При выполнении первой же команды во время выборки ее код, а также еще несколько соседних байтов программного кода, - будут перенесены (медленно) в одну из строк КЭШа, и одновременно старшая часть адреса будет записана в соответствующий тег. Так происходит заполнение КЭШ-строки.

Если следующие выборки возможны из этого участка, они будут сделаны уже из КЭШа (быстро) - "КЭШ-попадание". Если же окажется, что нужного элемента в КЭШе нет, - "КЭШ-промахом". В этом случае обращение происходит к ОЗУ (медленно), и при этом одновременно заполняется очередная КЭШ-строка.

Обращение к КЭШу происходит следующим образом. После формирования исполнительного адреса его старшие биты, образующие тег, аппаратно (быстро) и одновременно сравниваются с тегами всех КЭШ-строк. При этом возможны только две ситуации из трех, перечисленных ранее: либо все сравнения дадут отрицательный результат (КЭШ-промах), либо положительный результат сравнения будет зафиксирован в точности для одной строки (КЭШ-попадание).

При считывании, если зафиксировано КЭШ-попадание, младшие разряды адреса определяют позицию в КЭШ-строке, начиная с которой следует выбирать байты, а тип операции определяет количество байтов. Очевидно, что если длина элемента данных превышает один байт, то возможны ситуации, когда этот элемент (частями) расположен в двух (или более) разных КЭШ-строках, тогда время на выборку такого элемента увеличится. Противодействовать этому можно, выравнивая операнды и команды по границам КЭШ-строк, что и учитывают при разработке оптимизирующих трансляторов или при ручной оптимизации кода.

Если произошел КЭШ-промах, а в КЭШе нет свободных строк, необходимо заменить одну строку КЭШа на другую строку.

Основная цель стратегии замещения - удерживать в КЭШ-памяти строки, к которым наиболее вероятны обращения в ближайшем будущем, и заменять строки, доступ к которым произойдет в более отдаленном времени или вообще не случится. Очевидно, что оптимальным будет алгоритм, который замещает ту строку, обращение к которой в будущем произойдет позже, чем к любой другой строке-КЭШ.

Вопрос № 4. Реализация прерываний от периферийных устройств, подключенных через последовательный интерфейс

Последовательный интерфейс для передачи данных в одну сторону использует одну сигнальную линию, по которой информационные биты передаются друг за другом последовательно. Такой способ передачи определяет название интерфейса и порта, его реализующего (Serial Interface и Serial Port). Последовательная передача данных может осуществляться в синхронном и асинхронном режимах.

При асинхронной передачи каждому байту предшествует старт-бит, сигнализирующий приемнику о начале очередной посылки, за которой следуют биты данных или бит паритета (конроля четности). Завершает посылку стоп-бит.

Формат асинхронной посылки позволяют выявить возможные ошибки передачи.

Синхронный режим передачи предполагает постоянную активность канала связи. Посылка начинается с синхробайта, за которым плотно следует поток информационных бит. Если у передатчика нет данных для передачи, он заполняет паузу непрерывной посылкой байтов синхронизации. При передаче больших массивов данных накладные расходы на синхронизацию в данном режиме необходима будет ниже, чем в асинхронном.

Прерывание (англ. interrupt) -- сигнал, сообщающий процессору о совершении какого-либо асинхронного события. При этом выполнение текущей последовательности команд приостанавливается, и управление переда?тся обработчику прерывания, который выполняет работу по обработке события и возвращает управление в прерванный код. Виды прерываний: Аппаратные (англ. IRQ - Interrupt Request) -- события от периферийных устройств (например, нажатия клавиш клавиатуры, движение мыши, сигнал от таймера, сетевой карты или дискового накопителя) -- внешние прерывания, или события в микропроцессоре -- (например, деление на ноль) -- внутренние прерывания; Программные -- инициируются выполняемой программой, т.е. уже синхронно, а не асинхронно. Программные прерывания могут служить для вызова сервисов операционной системы.

Прерывания требуют приостановки выполнения текущего потока инструкций (с сохранением состояния) и запуска исполнения процедуры-обработчика прерывания ISR (Interrupt Service Routine). Эта процедура первым делом должна идентифицировать источник прерывания (а их может быть и несколько), затем выполнить действия, связанные с реакцией на событие. Если события должны вызывать некоторые действия прикладной программы, то обработчику прерывания следует только подать сигнал (через ОС), запускающий (или пробуждающий) поток инструкций, выполняющий эти действия. Собственно процедура ISR должна быть оптимизирована по затраченному времени. Обслуживание прерываний, особенно в защищенном режиме, в PC-совместимых компьютерах на процессорах x86 связано со значительными накладными расходами. По этой причине их число стараются сократить. Значительные хлопоты доставляет идентификация источника прерывания -- в архитектуре PC-совместимых компьютеров для этого используются традиционные, но неэффективные механизмы. В ряде случаев прерывания от устройств заменяют поллингом -- программно-управляемым опросом состояния устройств. При этом состояния множества устройств опрашивают по прерыванию от таймера.

Вопрос № 5. Что такое кольца защиты?

Кольца защиты - архитектура информационной безопасности и функциональной отказоустойчивости, реализующая аппаратное разделение системного и пользовательского уровней привилегий. Структуру привилегий можно изобразить в виде нескольких концентрических кругов. В этом случае системный режим (режим супервизора или нулевое кольцо, т.н. «кольцо 0»), обеспечивающий максимальный доступ к ресурсам, является внутренним кругом, тогда как режим пользователя с ограниченным доступом - внешним. Традиционно семейство микропроцессоров х86 обеспечивает 4 кольца защиты.

Поддержка нескольких колец защиты была одной из революционных концепций, включенных в операционную систему Multics, предшественника сегодняшних UNIX-подобных операционных систем.

Оригинальная система Multics имела 8 колец защиты, но многие современные системы имеют как правило меньше. Процессор всегда знает в каком кольце исполняется код, благодаря специальным машинным регистрам.

Механизм колец строго ограничивает пути, с помощью которых управление можно передать от одного кольца к другому. Существует некоторая инструкция, которая передает контроль из менее защищенного в более защищенное (с меньшим номером) кольцо. Этот механизм разработан для того, чтобы ограничить возможности случайного или намеренного нарушения безопасности.

Эффективное использование архитектуры защиты колец требует тесного взаимодействия между аппаратными средствами и операционной системой. Операционные системы разрабатывающиеся так, чтобы они работали на большом кол-ве платформ могут иметь различную реализацию механизма колец на каждой платформе.

Вопрос № 6. Что такое сегментация оперативной памяти?

Сегментация (segmentation) - это прием организации программ, при котором адресная структура программы отражает ее содержательное членение. При сегментации пространство адресов каждой программы подразделяется на сегменты различной длины, которые соответствуют содержательно разным частям программы. Например, сегментом может быть процедура или область данных. В этом случае адрес состоит из имени сегмента и адреса внутри сегмента -смещения. Поскольку к программным сегментам обращаются по именам, можно при распределении памяти размещать сегменты в несмежных областях памяти, более того, не все сегменты должны одновременно находится в ОП, часть из них может находится во внешней памяти и преемещаться в ОП по мере необходимости.

Как уже указывалось, в системе с сегментацией каждый адрес представляет пару : s - имя сегмента и d - смещение. Каждой программе соответствует всегда присутствующая в памяти таблица сегментов, в которой каждому сегменту данного процесса соответствует одна запись. С помощью этой таблицы система отображает программные адреса в истинные адреса ОП. Адрес таблицы хранится в аппаратном регистре, называемом регистром таблицы сегментов.

Вычисление адреса при сегментации производится следующим образом. Прежде чем система сможет вычислить адрес, аппаратным путем проверяется признак присутствия сегмента в ОП. Если сегмент присутствует, то с помощью регистра таблицы сегментов производится обращение к s-ой строке таблицы сегментов, где указан адрес сегмента в памяти. Поскольку сегменты бывают различной длины, необходимо знать границу сегмента для предотвращения обращения за пределы заданного сегмента.

Если в какой-то момент система пожелает переключить свое внимание на другой процесс, она просто заменят содержимое регистра таблицы сегментов на адрес другой таблицы сегментов, после чего ссылки вида интерпретируются в соответствии с новой таблицей.

У сегментации пространства адресов множество преимуществ по сравнению с абсолютной адресацией, и главное - это эффективное использование оперативной памяти. Если в ОП недостаточно места для всех сегментов данной программы, некоторые могут временно располагаться во вспомогательной памяти. Если какой-то программе потребовалось ввести в ОП новый сегмент, то система может любой сегмент убрать из ОП во вспомогательную. Вытесняемому сегменту не обязательно принадлежать той программе, для которой в ОП вводится новый сегмент. Какой таблице сегментов соответствует вытесняемый сегмент не имеет значения, главное, чтобы при переводе его во вспомогательную память в соответствующей таблице сегментов изменилось значение признака.

Вопрос № 7. Основные особенности видеоданных. Матричное и графическое представление видеоинформации

Видеоинформация бывает как статической, так и динамической. Статическая видеоинформация включает в себя текст, рисунки, графики, чертежи, таблицы и др. Рисунки делятся также на плоские - двумерные и объемные - трехмерные.

Динамическая видеоинформация - это видеофильмы и мультипликация, использующаяся для передачи движущихся изображений. В их основе лежит последовательное экспонирование на экране в реальном масштабе времени отдельных кадров в соответствии со сценарием.

Демонстрация анимационных и слайд-фильмов опирается на различные принципы. Анимационные фильмы демонстрируются так, чтобы зрительный аппарат человека не мог зафиксировать отдельных кадров. Для получения качественной анимации кадры должны сменяться порядка 30 раз в секунду. При демонстрации слайд-фильмов каждый кадр экспонируется на экране столько времени, сколько необходимо для восприятия его человеком (обычно от 30 с до 1 мин). Слайд-фильмы можно отнести к статической видеоинформации.

В вычислительной технике существует два способа представления графических изображений; матричный (растровый)и векторный. Матричные (bitmap) форматы хорошо подходят для изображений со сложными гаммами цветов, оттенков и форм, таких как фотографии, рисунки, отсканированные данные. Векторные форматы более приспособлены для чертежей и изображений с простыми формами, тенями и окраской.

В матричных форматах изображение представляется прямоугольной матрицей точек -- пикселов (picture element), положение которых в матрице соответствует координатам точек на экране. Помимо координат каждый пиксел характеризуется своим цветом, цветом фона или градацией яркости. Количество битов, выделяемых для указания цвета пиксела, изменяется в зависимости от формата. В высококачественных изображениях цвет пиксела описывают 24 битами, что дает около 16 миллионов цветов. Основной недостаток матричной (растровой) графики заключается в большой емкости памяти, требуемой для хранения изображения, из-за чего для описания изображений прибегают к различным методам сжатия данных. В настоящее время существует множество форматов графических файлов, различающихся алгоритмами сжатия и способами представления матричных изображений, а также сферой применения.

Векторное представление, в отличие от матричной графики, определяет описание изображения не пикселями, а кривыми - сплайнами. Сплайн - это гладкая кривая, которая проходит через две или более опорные точки, управляющие формой сплайна.

Основное достоинство векторной графики состоит в том, что описание объекта является простым и занимает мало памяти. Кроме того, векторная графика в сравнении с матричной имеет следующие преимущества:

Простота масштабирования изображения без ухудшения его качества;

Независимость емкости памяти, требуемой для храпения изображения, от выбранной цветовой модели.

Недостатком векторных изображений является их некоторая искусственность, заключающаяся в том, что любое изображение необходимо разбить на конечное множество составляющих его примитивов. Как и для матричной графики, существует несколько форматов графических векторных файлов.

Матричная и векторная графика существуют не обособленно друг от друга. Так, векторные рисунки могут включать в себя и матричные изображения. Кроме того, векторные и матричные изображения могут быть преобразованы друг в друга. Графические форматы, позволяющие сочетать матричное и векторное описание изображения, называютсяметафайлами. Метафайлы обеспечивают достаточную компактность файлов с сохранением высокого качества изображения.

Рассмотренные формы представления статической видеоинформации используются, в частности, для отдельных кадров, образующих анимационные фильмы. Для хранения анимационных фильмов применяются различные методы сжатия информации, большинство из которых стандартизовано.

Вопрос № 8. Что такое файл? Различия между файлом и каталогом

вычислительный память оперативный видеоданные

Файл (англ. file - скоросшиватель) - концепция в вычислительной технике: сущность, позволяющая получить доступ к какому-либо ресурсу вычислительной системы и обладающая рядом признаков:

Фиксированное имя (последовательность символов, число или что-то иное, однозначно характеризующее файл);

Определённое логическое представление и соответствующие ему операции чтения/записи.

Может быть любой - от последовательности бит(хотя читаем именно байтами, а точнее словами-группами из байт, по четыре, по восемь, по шестнадцать) до базы данных с произвольной организацией или любым промежуточным вариантом; многомерной базой данных, строго упорядоченной.

Первому случаю соответствуют операции чтения/записи потока и/или массива (то есть последовательные или с доступом по индексу), второму - команды СУБД. Промежуточные варианты - чтение и разбор всевозможных форматов файлов.

Файл - поименованная совокупность байтов произвольной длины, находящихся на носителе информации, а каталог это - поименнованное место на диске, в котором хранятся файлы. Полное имя файла может включать в себя каталоги, как C:\papka\file.txt, может и не включать C:\file.txt, а каталог это то, в чем могут быть расположены файлы: C:\papka. Каталог нельзя открыть в программе, чтобы записать в него какую-то информацию или прочитать, он для хранения файлов внутри себя, файл же наоборот - его можно открыть и отредактировать.

Вопрос № 9. Основные стадии конвейера современных процессоров

Основная задача процессора - выполнять (и как можно быстрее) команды, входящие в программу. Самый простой путь (повышение тактовой частоты процессора) достаточно быстро исчерпывается технологическими ограничениями. Поэтому приходится искать другие способы повысить производительность. Именно набор архитектурных новшеств позволил повысить производительность Pentium по сравнению с 486-ми процессорами. Самое важное из них - конвейер.

Выполнение команды состоит из ряда этапов:

1) чтение команды из памяти,

2) определение длины,

3) определение адреса ячейки памяти, если она используется,

4) выполнение команды,

5) сохранение результата.

В ранних процессорах все эти этапы над каждой командой проводились полностью. Конвейер позволил ускорить процесс: после того, как команда проходила один из этапов и переходила на следующий, начиналась обработка следующей команды. Это решение появилось в последних 486-х (например, в AMD 5х86-133). В Pentium впервые появился двойной конвейер. Команды смогли выполняться параллельно (кроме плавающей арифметики и команд перехода). Это позволило повысить производительность примерно на 30-35%.

Вопрос № 10. Что такое переименование регистров?

Переименование регистров -- метод ослабления взаимозависимостей инструкций, применяемый в процессорах, осуществляющих их внеочередное исполнение.

В том случае, если в соответствии с двумя или более инструкциями необходимо осуществить запись данных в один регистр, их корректное внеочередное исполнение становится невозможным даже в том случае, если при этом нет зависимости по данным. Такие взаимозависимости часто называют ложными.

Так как количество архитектурных регистров обычно ограничено, вероятность возникновения ложных взаимозависимостей достаточно велика, что может привести к снижению производительности процессора.

Переименование регистров представляет собой преобразование программных ссылок на архитектурные регистры в ссылки на физические регистры и позволяет ослабить влияние ложных взаимозависимостей за счёт использования большого количества физических регистров вместо ограниченного количества архитектурных. При этом процессор отслеживает, состояние каких физических регистров соответствует состоянию архитектурных, а выдача результатов осуществляется в порядке, который предусмотрен программой.

Источники

Интернет-ресурс - http://www.chinapads.ru/

Рязанцев О.І., Недзельський Д.О., Гусєва С.В. Архітектурна та структурна організація обчислювальних систем. Навчальний посібник. - Луганськ: Вид-во. СНУ ім. В.Даля, 2008.

Интернет-ресурс - http://studopedia.net/

Интернет-ресурс - http://proc.ucoz.ru/load/ustrojstvo_processora/1-1-0-2

Э.Танненбаум. Архитектура компьютера, 4-изд. СПб. Питер 2006.

Интернет-ресурс - http://193.108.240.69/moodle/file.php/5/navch_pos_OS.doc

Интернет-ресурс - http://znanija.com/task/1788585

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация компьютерной памяти. Использование оперативной, статической и динамической оперативной памяти. Принцип работы DDR SDRAM. Форматирование магнитных дисков. Основная проблема синхронизации. Теория вычислительных процессов. Адресация памяти.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    История появления и развития оперативной памяти. Общая характеристика наиболее популярных современных видов оперативной памяти - SRAM и DRAM. Память с изменением фазового состояния (PRAM). Тиристорная память с произвольным доступом, ее специфика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Простейшая схема взаимодействия оперативной памяти с ЦП. Устройство и принципы функционирования оперативной памяти. Эволюция динамической памяти. Модуль памяти EDO-DRAM BEDO (Burst EDO) - пакетная EDO RAM. Модуль памяти SDRAM, DDR SDRAM, SDRAM II.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Понятие, виды и основные функции памяти компьютера - части вычислительной машины, физического устройства для хранения данных, используемых в вычислениях, в течение определенного времени. Принципиальная схема оперативной памяти. Гибкие магнитные диски.

    презентация , добавлен 18.03.2012

    Память для вычислительных систем ее создание и характеристика особенностей. Создание устройств памяти и основные эксплуатационные характеристики. Функциональные схемы и способ организации матрицы запоминающих элементов. Виды магнитной и флеш памяти.

    презентация , добавлен 12.01.2009

    Хранение различной информации как основное назначение памяти. Характеристика видов памяти. Память типа SRAM и DRAM. Кэш-память или сверхоперативная память, ее специфика и области применения. Последние новинки разработок в области в оперативной памяти.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Обобщение основных видов и назначения оперативной памяти компьютера. Энергозависимая и энергонезависимая память. SRAM и DRAM. Триггеры, динамическое ОЗУ и его модификации. Кэш-память. Постоянное запоминающее устройство. Флэш-память. Виды внешней памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    Улучшение параметров модулей памяти. Функционирование и взаимодействие операционной системы с оперативной памятью. Анализ основных типов, параметров оперативной памяти. Программная часть с обработкой выполнения команд и размещением в оперативной памяти.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2009

    Общее устройство микропроцессора. Структура 64-битной подсистемы памяти. Селекция портов ввода/вывода. Особенности интерфейса микропроцессорных систем. Проектирование подсистемы памяти на базе Itanium 2. Расчёт информативности и необходимых объёмов.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2012

    Понятие и функциональные особенности запоминающих устройств компьютера, их классификация и типы, сравнительная характеристика: ROM, DRAM и SRAM. Оценка преимуществ и недостатков каждого типа оперативной памяти, направления и пути их использования.

Глава 11

Организация памяти вычислительных систем

В вычислительных системах, объединяющих множество параллельно работающихпроцессоров или машин, задача правильной организации памяти является одной из важнейших. Различие между быстродействием процессора и памяти всегда было камнем преткновения в однопроцессорных ВМ. Многопроцессорность ВС приводит еще к одной проблеме - проблеме одновременного доступа к памяти со стороны нескольких процессоров.

В зависимости от того, каким образом организована память многопроцессорных (многомашинных) систем, различают вычислительные системы с общей памятью (shared memory) и ВС с распределенной памятью (distributed memory). В системах с общей памятью (ее часто называют также совместно используемой или разделяемой памятью) намять ВС рассматривается как общин ресурс, и каждый из процессоров имеет полный доступ ко всему адресному пространству. Системы с обшей памятью называют сильно связанными (closely coupled systems). Подобное построение вычислительных систем имеет место как в классе SIMD, так и в классе MIMD. Иногда, чтобы подчеркнуть это обстоятельство, вводят специальные подклассы, используя для их обозначения аббревиатуры SM-SIMD (Shared Memory SIMD) и SM-MIMD (Shared Memory MIMD).

В варианте с распределенной памятью каждому из процессоров придается собственная память. Процессоры объединяются в сеть и могут при необходимости обмениваться данными, хранящимися в их памяти, передавая друг другу так называемые сообщения. Такой вид ВС называют слабо связанными (loosely coupled systems). Слабо связанные системы также встречаются как в классе SIMD, так и В классе MIMD, и иной раз, чтобы подчеркнуть данную особенность, вводят подклассы DM-SIMD (Distributed Memory SIMD) и DM-MIMD (Distributed Memory MIMD).

В некоторых случаях вычислительные системы с общей памятью называют мультипроцессорами, а системы с распределенной памятью - мцльтикомпьютерами.

Различие между общей и распределенной памятью - это разницу в структуре виртуальной памяти, то есть в том, как память выглядит со стороны процессора. Физически почти каждая система памяти разделена на автономные компоненты доступ к которым может производиться независимо. Общую память от распределенной отлипает то, каким образом подсистема памяти интерпретирует поступивший от процессора адрес ячейки. Для примера положим, что процессор выполняет команду load RO, i, означающую «Загрузить регистр R0 содержимым ячейки i». В случае общей памяти i - это глобальный адрес, и для любого процессора указывает на одну и ту же ячейку. В распределенной системе памяти i - это локальный адрес Если два процессора выполняют команду load RO, i, то каждый из них обращается к i-й ячейке в своем локальной памяти, то есть к разным ячейкам, и в регистры R0 могут быть загружены неодинаковые значения.

Различие между двумя системами памяти должно учитываться программистом, поскольку оно определяет способ взаимодействия частей распараллеленной программы. В варианте с общей памятью достаточно создать в памяти структуру данных и передавать в параллельно используемые подпрограммы ссылки на эту структуру. В системе с распределенной памятью необходимо в каждой локальной памяти иметь копию совместно используемых данных. Эти копии создаются путем вкладывания разделяемых данных в сообщения, посылаемые другим процессорам.

Память с чередованием адресов

Физически память вычислительной системы состоит из нескольких модулей (банков), при этом существенным вопросом является то, как в этом случае распределено адресное пространство (набор всех адресов, которые может сформировать процессор). Один из способов распределения виртуальных адресов по модулям памяти состоит в разбиении адресного пространства на последовательные блоки. Если память состоит из п банков, то ячейка с адресом i при поблочном разбиении будет находиться в банке с номером i / n . В системе памяти с чередованием адресов (interleaved memory) последовательные адреса располагаются в различных банках: ячейка с адресом i находится в банке с номером i mod п. Пусть, например, память состоит из четырех банков, по 256 байт в каждом. В схеме, ориентированной на блочную адресацию, первому банку будут выделены виртуальные адреса 0-255, второму - 256-511 и т. д. В схеме с чередованием адресов последовательные ячейки в первом банке будут иметь виртуальные адреса 0, 4, 8, .... во втором банке - 1, 5, 9 и т. д. (рис. 11.1, а).

Распределение адресного пространства по модулям дает возможность одновременной обработки запросов на доступ к памяти, если соответствующие адреса относятся к разным банкам, Процессор может в одном из циклов затребовать доступ к ячейке i а в следующем цикле - к ячейке j. Если i и j находятся в разных банках, информация будет передана в последовательных циклах. Здесь под циклом понимается цикл процессора, в то время как полный цикл памяти занимает несколько циклов процессора. Таким образом, в данном случае процессор не должен ждать, пока будет завершен полный цикл обращения к ячейке i . Рассмотренный прием позволяет повысить пропускную способность: если система памяти состоит из

Рис. 11.1- Память с чередованием адресов: а - распределение адресов; б- элементы, извлекаемые с шагом 9 из массива 8 х 8

достаточного числа банков, имеется возможность обмена информацией между процессором и памятью со скоростью одно слово за цикл процессора, независимо от длительности цикла памяти.

Решение о том, какой вариант распределения адресов выбрать (поблочный или с расслоением), зависит от ожидаемого порядка доступа к информации. Программы компилируются так, что последовательные команды располагаются в ячейках с последовательными адресами, поэтому высока вероятность, что после команды, извлеченной из ячейки с адресом i, будет выполняться команда из ячейки i + 1. Элементы векторов компилятор также помещает в последовательные ячейки, поэтому в операциях с векторами можно использовать преимущества метода чередования. По этой причине в векторных процессорах обычно применяется какой-либо вариант чередования адресов. В мультипроцессорах с совместно используемой памятью тем не менее используется поблочная адресация, поскольку схемы обращения к памяти в MIMD-системах могут сильно различаться. В таких системах целью является соединить процессор с блоком памяти и задействовать максимум находящейся в нем информации, прежде чем переключиться на другой блок памяти.

Системы памяти зачастую обеспечивают дополнительную гибкость при извлечении элементов векторов. В некоторых системах возможна одновременная загрузка каждого n-го элемента вектора, например, при извлечении элементов вектора V , хранящегося в последовательных ячейках памяти; при п = 4, память возвратит Интервал между элементами называют шагом по индексу или «страйдом» (stride). Одним из интересных применений этого свойства может служить Доступ к матрицам. Если шаг по индексу на единицу больше числа строк в матрице, одиночный запрос на доступ к памяти возвратит все диагональные элементы матрицы (рис. 11.1,б). Ответственность за то, чтобы все извлекаемые элементы матрицы располагались в разных банках, ложится на программиста.

Модели архитектуры памяти вычислительных систем

В рамках как совместно используемой, так и распределенной памяти реализуется несколько моделей архитектур системы памяти.

Рис. 11.2. Классификация моделей архитектур памяти вычислительных систем

На рис. 11.2 приведена классификация таких моделей, применяемых в вычислительных системах класса MIMD (верна и для класса S1MD).

Модели архитектур совместно используемой памяти

В системах с общей памятью все процессоры имеют равные возможности но доступу к единому адресному пространству. Единая память может быть построена как одноблочная или по модульному принципу, но обычно практикуется второй вариант.

Вычислительные системы с общей памятью, где доступ любого процессора к памяти производится единообразно и занимает одинаковое время, называют системами с однородным доступом к памяти и обозначают аббревиатурой UMA (Uniform Memory Access). Это наиболее распространенная архитектура памяти параллельных ВС с общей памятью .

Технически UМА-системы предполагаю наличие узла, соединяющего каждыйиз п процессоров с каждым из т модулей памяти. Простейший путь построения таких ВС - объединение нескольких процессоров (Р i) с единой памятью (M p) посредством общей шины - показан на рис. 11.3, а. В этом случае, однако, в каждый момент времени обмен по шине может вести только один из процессоров, то есть процессоры должны соперничать за доступ к шипе. Когда процессор Р i выбирает из памяти команду, остальные процессоры должны ожидать, пока шина освободится. Если в систему входят только два процессора, они в состоянии работать с производительностью, близкой к максимальной, поскольку их доступ к шинеможно чередовать: пока один процессор декодирует и выполняет команду, другой вправе использовать шину для выборки из памяти следующей команды. Однако когда добавляется третий процессор, производительность начинает падать. При наличии на шине десяти процессоров кривая быстродействия шины (рис. Н.З, а) становится горизонтальной, так что добавление 11-го процессора уже не дает повышения производительности. Нижняя кривая на этом рисунке иллюстрирует тот факт, что память и шина обладают фиксированной пропускной способностью, определяемой комбинацией длительности цикла памяти и протоколом шины, и в многопроцессорной системе с общей шиной эта пропускная способность распределена между несколькими процессорами. Если длительность цикла процессора больше по сравнению с циклом памяти, к шине можно подключать много процессоров. Однако фактически процессор обычно намного быстрее памяти, поэтому данная схема широкого применения не находит.

Рис. 11.3. Общая память: а - объединение процессоров с помощью шины; б - система с локальными кэшами; в - производительность системы как функция от числа процессоров на шине; г - многопроцессорная ВС с общей памятью, состоящей из отдельных модулей

Альтернативный способ построения многопроцессорной ВС с общей памятью на основе НМЛ показан на рис. 11.3, г. Здесь шипа заменена коммутатором, маршрутизирующим запросы процессора к одному из нескольких модулей памяти. Несмотря на то что имеется несколько модулей памяти, все они входят в единое виртуальное адресное пространство. Преимущество такого подхода в том, что коммутатор и состоянии параллельно обслуживать несколько запросов. Каждый процессор может быть соединен со своим модулем памяти и иметь доступ к нему на максимально допустимой скорости. Соперничество между процессорами может возникнуть при попытке одновременного доступа к одному и тому же модулю памяти. В этом случае доступ получает только один процессор, а прочие - блокируются.

К сожалению, архитектура UMA не очень хорошо масштабируется. Наиболее распространенные системы содержат 4-8 процессоров, значительно реже 32-64 процессора. Кроме того, подобные системы нельзя отнести к отказоустойчивым, так как отказ одного процессора или модуля памяти влечет отказ всей ВС.

Другим подходом к построению ВС с общей памятью является неоднородный доступ к памяти, обозначаемый как NUM A (Non-Uniform Memory Access), Здесь по-прежнему фигурирует единое адресное пространство, но каждый процессор имеет локальную память. Доступ процессора к собственной локальной памяти производится напрямую, что намного быстрее, чем доступ к удаленной памяти через коммутатор или сеть. Такая система может быть дополнена глобальной памятью тогда локальные запоминающие устройства играют роль быстрой кэш-памяти для глобальной памяти. Подобная схема может улучшить производительность ВС, по не в состоянии неограниченно отсрочить выравнивание прямой производительности. При наличии у каждого процессора локальной кэш-памяти (рис. 11.3,6) существует высокая вероятность (р > 0,9) того, что нужные команда или данные уже находятся в локальной памяти. Разумная вероятность попадания в локальную память существенно уменьшает число обращений процессора к глобальной памяти и, таким образом, ведет к повышению эффективности. Место излома кривой производительности (верхняя кривая на рис. 11.3, в), соответствующее точке, в которой добавление процессоров еще остается эффективным, теперь перемещается в область 20 процессоров, а тонка, где кривая становится горизонтальной, - в область 30 процессоров.

В рамках концепции NUMA реализуется несколько различных подходов, обозначаемых аббревиатурами СОМА, CC - NUMA и NCC - NUMA .

В архитектуре только с кэш-памятью (СОМА, Cache Only Memory Architecture) локальная память каждого процессора построена как большая кэш-память для быстрого доступа со стороны «своего» процессора . Кэши всех процессоров в совокупности рассматриваются как глобальная память системы. Собственно глобальная память отсутствует. Принципиальная особенность концепции СОМА выражается в динамике. Здесь данные не привязаны статически к определенному модулю памяти и не имеют уникального адреса, остающегося неизменным в течение всего времени существования переменной. В архитектуре СОМА данные переносятся в кэш-память того процессора, который последним их запросил, при этом переменная не фиксирована уникальным адресом и в каждый момент времени может размещаться в любой физической ячейке. Перенос данных из одного локального кэша в другой не требует участия в этом процессе операционной системы, но подразумевает сложную и дорогостоящую аппаратуру управления памятью. Для организации такого режима используют так называемые каталоги кэшей. Отметим также, что последняя копия элемента данных никогда из кэш-памяти не удаляется.

Поскольку в архитектуре СОМА данные перемещаются в локальную кэш-память процессора-владельца, такие ВС в плане производительности обладают существенным преимуществом над другими архитектурами NUM А. С другой стороны, если единственная переменная или две различные переменные, хранящее в одной строке одного и того же кэша, требуются двум процессорам, эта строка кэша должна перемещаться между процессорами туда и обратно при каждом доступе к данным. Такие эффекты могут зависеть от деталей распределения памяти приводить к непредсказуемым ситуациям.

Модель кэш-когерентного доступа к неоднородной памяти (CC-NUMA, Сасhe Coherent Non-Uniform Memory Architecture) принципиально отличается от модели СОМА. В системе CC-NUMA используется не кэш-память, а обычная физически распределенная память. Не происходит никакого копирования страниц или данных между ячейками памяти. Нет никакой программно реализованной передачи сообщений. Существует просто одна карта памяти, с частями, физически связанными медным кабелем, и «умные» аппаратные средства. Аппаратно реализованная кэш-когерентность означает, что не требуется какого-либо программного обеспечения для сохранения множества копий обновленных данных или их передачи. Со всем этим справляется аппаратный уровень. Доступ к локальным модулям памяти в разных узлах системы может производиться одновременно и происходит быстрее, чем к удаленным модулям памяти.

Отличие модели с кэш-некогерентным доступом к неоднородной памяти (NCC-NUMA, Non-Cache Coherent Non-Uniform Memory Architecture) от CC-NUMA очевидно из названия. Архитектура памяти предполагает единое адресное пространство, но не обеспечивает согласованности глобальных данных на аппаратном уровне. Управление использованием таких данных полностью возлагается на программное обеспечение (приложения или компиляторы). Несмотря на это обстоятельство, представляющееся недостатком архитектуры, она оказывается весьма полезной при повышении производительности вычислительных систем с архитектурой памяти типа DSM, рассматриваемой в разделе «Модели архитектур распределенной памяти».

В целом, ВС с общей памятью, построенные по схеме NUMA, называют архитектурами с виртуальной общей памятью (virtual shared memory architectures). Данный вид архитектуры, в частности CC-NUMA, в последнее время рассматривается как самостоятельный и довольно перспективный вид вычислительных систем класса MIMD, поэтому такие ВС ниже будут обсуждены более подробно.

Модели архитектур распределенной памяти

В системе с распределенной памятью каждый процессор обладает собственной памятью и способен адресоваться только к ней. Некоторые авторы называют этот тип систем многомашинными ВС или мультикомпъютерами, подчеркивая тот факт, что блоки, из которых строится система, сами по себе являются небольшими вычислительными системами с процессором и памятью. Модели архитектур с распределенной памятью принято обозначать как архитектуры без прямого доступа к удаленной памяти (NORMA, No Remote Memory Access). Такое название следует из того факта, что каждый процессор имеет доступ только к своей локальной памяти. Доступ к удаленной памяти (локальной памяти другого процессора) возможен только путем обмена сообщениями с процессором, которому принадлежит адресуемая память.

Подобная организация характеризуется рядом достоинств. Во-первых, при доступе к данным не возникает конкуренции за шину или коммутаторы - каждый процессор может полностью использовать полосу пропускания тракта связи с собственной локальной памятью. Во-вторых, отсутствие общей шины означает, что нет и связанных с этим ограничений на число процессоров: размер системы ограничивает только сеть, объединяющая процессоры. В-третьих, снимается проблема когерентности кэш-памяти. Каждый процессор вправе самостоятельно менять свои Данные, не заботясь о согласовании копий данных в собственной локальной кэш-памяти с кэшами других процессоров.

Основной недостаток ВС с распределенной памятью заключается в сложности обмена информацией между процессорами. Если какой-то из процессоров нуждается в данных из памяти другого процессора, он должен обменяться с этим процессором сообщениями. Это приводит к двум видам издержек:

    требуется время для того, чтобы сформировать и переслать сообщение от одно! процессора к другому;

    для обеспечения реакции на сообщения от других процессоров принимающий процессор должен получить запрос прерывания и выполнить процедуру обработки этого прерывания.

Структура системы с распределенной памятью приведена на рис. 11.4. В левой! части (рис. 11.4, а) показан один процессорный элемент (ПЭ). Он включает в себя) собственно процессор (Р), локальную память (М) и два контроллера ввода/вывод (К о и КД В правой части (рис. 11.4, б) показана четырехпроцессорная система, иллюстрирующая, каким образом сообщения пересылаются от одного процессор к другому. По отношению к каждому ПЭ все остальные процессорные элементы можно рассматривать просто как устройства ввода/вывода. Для посылки сообщения в другой ПЭ процессор формирует блок данных в своей локальной памяти и извещает свой локальный контроллер о необходимости передачи информации на внешнее устройство. По сети межсоединений это сообщение пересылается на приемный контроллер ввода/вывода принимающего ПЭ. Последний находит место для сообщения в собственной локальной памяти и уведомляет процессор-источник о получении сообщения.

Рис. 11.4. Вычислительная система с распределенной памятью: а - процессорный элемент; б - объединение процессорных элементов о

Интересный вариант системы с распределенной памятью представляет собой; модель распределенной совместно используемой памяти (DSM, Distribute Shared Memory), известной также и под другим названием архитектуры с неоднородным доступом к памяти и программным обеспечением когерентности (SC-NUMA, Software-Coherent Non-Uniform Memory Architecture). Идея этой модели состоит в том, что ВС, физически будучи системой с распределенной памятью, благодаря операционной системе представляется пользователю как система с общей памятью. Это означает, что операционная система предлагает пользователю единое адресное пространство, несмотря на то что фактическое обращение к памяти «чужого» компьютера ВС по-прежнему обеспечивается путем обмена сообщениями.

Мультипроцессорная когерентность кэш-памяти

Мультипроцессорная система с разделяемой памятью состоит из двух или более независимых процессоров, каждый из которых выполняет либо часть большой программы, либо независимую программу. Все процессоры обращаются к командам и данным, хранящимся в общей основной памяти. Поскольку память является обобществленным ресурсом, при обращении к ней между процессорами возникает соперничество, в результате чего средняя задержка на доступ к памяти увеличивается. Для сокращения такой задержки каждому процессору придается локальная кэш-память, которая, обслуживая локальные обращения к памяти, во многих случаях предотвращает необходимость доступа к совместно используемой основной памяти. В свою очередь, оснащение каждого процессора локальной кэш-памятью приводит к так называемой проблеме когерентности или обеспечения согласо ванности кэш-памяти. Согласно , система является когерентной, если каждая операция чтения по какому-либо адресу, выполненная любым из процессоров, возвращает значение, занесенное в ходе последней операции записи по этому адресу, вне зависимости от того, какой из процессоров производил запись последним.

В простейшей форме проблему когерентности кэш-памяти можно пояснить следующим образом (рис 11.5). Пусть два процессора Р г и Р г связаны с общей памятью посредством шины. Сначала оба процессора читают переменную х. Копии блоков, содержащих эту переменную, пересылаются из основной памяти в локальные кэши обоих процессоров (рис. 11.5, а). Далее процессор P t выполняет операцию увеличения значения переменной х на единицу. Так как копия переменной уже находится в кэш-памяти данного процессора, произойдет кэш-попадание и значение сбудет изменено только в кэш-памяти 1. Если теперь процессор Р 2 вновь выполнит операцию чтения х, то также произойдет кэш-попадание и Р 2 получит хранящееся в его кэш-памяти «старое» значение х (рис. 11.5, б).

Поддержание согласованности требует, чтобы при изменении элемента данных одним из процессоров соответствующие изменения были проведены в кэш-памяти остальных процессоров, где есть копия измененного элемента данных, а также в общей памяти. Схожая проблема возникает, кстати, и в однопроцессорных системах, где присутствует несколько уровней кэш-памяти. Здесь требуется согласовать содержимое кэшей разных уровней.

В решении проблемы когерентности выделяются два подхода: программный и аппаратный. В некоторых системах применяют стратегии, совмещающие оба подхода.

Программные способы решения проблемы когерентности

Программные приемы решения проблемы когерентности позволяют обойтись без дополнительного оборудования или свести его к минимуму }