Тарифы Услуги Сим-карты

Статический одномерный массив c. Массивы

Массивы

Массив представляет собой совокупность переменных одного типа с общим для обращения к ним именем. В C# массивы могут быть как одномерными, так и многомерными. Массивы служат самым разным целям, поскольку они предоставляют удобные средства для объединения связанных вместе переменных.

Массивами в C# можно пользоваться практически так же, как и в других языках программирования. Тем не менее у них имеется одна особенность: они реализованы в виде объектов.

Для тoго чтобы воспользоваться массивом в программе, требуется двухэтапная процедура, поскольку в C# массивы реализованы в виде объектов. Во-первых, необходимо объявить переменную, которая может обращаться к массиву. И во-вторых, нужно создать экземпляр массива, используя оператор new.

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { // Объявляем массив int myArr = new int; // Инициализируем каждый элемент массива вручную myArr = 100; myArr = 23; myArr = 25; myArr = 31; myArr = 1; foreach (int i in myArr) Console.WriteLine(i); Console.ReadLine(); } } }

Следует иметь в виду, что если массив только объявляется, но явно не инициализируется, каждый его элемент будет установлен в значение, принятое по умолчанию для соответствующего типа данных (например, элементы массива типа bool будут устанавливаться в false, а элементы массива типа int - в 0).

Инициализация массива

Помимо заполнения массива элемент за элементом (как показано в предыдущем примере), можно также заполнять его с использованием специального синтаксиса инициализации массивов. Для этого необходимо перечислить включаемые в массив элементы в фигурных скобках { }. Такой синтаксис удобен при создании массива известного размера, когда нужно быстро задать его начальные значения:

// Синтаксис инициализации массива с использованием // ключевого слова new int myArr = new int {10,20,30,40,50}; // Синтаксис инициализации массива без использования // ключевого слова new string info = { "Фамилия", "Имя", "Отчество" }; // Используем ключевое слово new и желаемый размер char symbol = new char { "X","Y","Z","M" };

Обратите внимание, что в случае применения синтаксиса с фигурными скобками размер массива указывать не требуется (как видно на примере создания переменной myArr), поскольку этот размер автоматически вычисляется на основе количества элементов внутри фигурных скобок. Кроме того, применять ключевое слово new не обязательно (как при создании массива info).

Ключевое слово var позволяет определить переменную так, чтобы лежащий в ее основе тип выводился компилятором. Аналогичным образом можно также определять неявно типизированные локальные массивы. С использованием такого подхода можно определить новую переменную массива без указания типа элементов, содержащихся в массиве. Давайте рассмотрим пример:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { var arr1 = new { 1, 2, 3 }; Console.WriteLine("Тип массива arr1 - {0}",arr1.GetType()); var arr2 = new { "One", "Two", "Three" }; Console.WriteLine("Тип массива arr2 - {0}",arr2.GetType()); Console.ReadLine(); } } }

Разумеется, как и при создании массива с использованием явного синтаксиса C#, элементы, указываемые в списке инициализации массива, должны обязательно иметь один и тот же базовый тип (т.е. должны все быть int, string или MyCar).

Определение массива объектов

В большинстве случаев при определении массива тип элемента, содержащегося в массиве, указывается явно. Хотя на первый взгляд это выглядит довольно понятно, существует одна важная особенность. В основе каждого типа в системе типов.NET (в том числе фундаментальных типов данных) в конечном итоге лежит базовый класс System.Object . В результате получается, что в случае определения массива объектов находящиеся внутри него элементы могут представлять собой что угодно:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { // Объявляем и инициализируем массив объектов object arrByObject = { true, 10, "Привет", 13.7m }; // Выведем в консоль тип каждого члена массива foreach (object me in arrByObject) Console.WriteLine("Тип {0} - {1}",me,me.GetType()); Console.ReadLine(); } } }

П усть нам необходимо работать с большим количеством однотипных данных. Например, у нас есть тысяча измерений координаты маятника с каким-то шагом по времени. Создавать 1000 переменных для хранения всех значений очень... обременительно. Вместо этого множество однотипных данных можно объединить под одним именем и обращаться к каждому конкретному элементу по его порядковому номеру.
Массив в си определяется следующим образом
<тип> <имя массива>[<размер>];
Например,
int a;
Мы получим массив с именем a , который содержит сто элементов типа int . Как и в случае с переменными, массив содержит мусор.
Для получения доступа до первого элемента, в квадратных скобках пишем его номер (индекс). Например

#include #include void main() { int a; a = 10; a = 333; a = 234; printf("%d %d %d", a, a, a); getch(); }

Первый элемент имеет порядковый номер 0. Важно понимать, почему. В дальнейшем будем представлять память компьютера в виде ленты. Имя массива - это указатель на адрес памяти, где располагаются элементы массива.

Рис. 1 Массив хранит адрес первого элемента. Индекс i элемента - это сдвиг на i*sizeof(тип) байт от начала

Индекс массива указывает, на сколько байт необходимо сместиться относительно начала массива, чтобы получить доступ до нужно элемента. Например, если массив A имеет тип int , то A означает, что мы сместились на 10*sizeof(int) байт относительно начала. Первый элемент находится в самом начале и у него смещение 0*sizeof(int) .
В си массив не хранит своего размера и не проверяет индекс массива на корректность. Это значит, что можно выйти за пределы массива и обратиться к памяти, находящейся дальше последнего элемента массива (или ближе).

Начальная инициализация массива.

Н апишем простую программу. Создадим массив, после чего найдём его максимальный элемент.

#include #include void main() { int a = {1, 2, 5, 3, 9, 6, 7, 7, 2, 4}; unsigned i; int max; max = a; for (i = 1; i<10; i++) { if (a[i] >

Разберём пример. Сначала мы создаём массив и инициализируем его при создании. После этого присваиваем максимальному найденному элементу значение первого элемента массива.

Max = a;

После чего проходим по массиву. Так как мы уже просмотрели первый элемент (у него индекс 1), то нет смысла снова его просматривать.
Тот же пример, только теперь пользователь вводит значения

#include #include void main() { int a; unsigned i; int max; printf("Enter 10 numbers\n"); for (i = 0; i<10; i++) { printf("%d. ", i); scanf("%d", &a[i]); } max = a; for (i = 1; i<10; i++) { if (a[i] > max) { max = a[i]; } } printf("max element is %d", max); getch(); }

В том случае, если при инициализации указано меньше значений, чем размер массива, остальные элементы заполняются нулями.

#include #include void main() { int a = {1,2,3}; unsigned i; for (i = 0; i<10; i++) { printf("%d ", a[i]); } getch(); }

Если необходимо заполнить весь массив нулями, тогда пишем

Int a = {0};

Можно не задавать размер массива явно, например

Int a = {1, 2, 3};

массив будет иметь размер 3

Размер массива

М ассив в си должен иметь константный размер. Это значит, что невозможно, например, запросить у пользователя размер, а потом задать этот размер массиву.

Printf("Enter length of array "); scanf("%d", &length); { float x; }

Создание динамических массивов будет рассмотрено дальше, при работе с указателями и памятью
В некоторых случаях можно узнать размер массива с помощью функции sizeof.

#include #include void main() { int A; //sizeof возвращает размер всего массива в байтах //Для определения количества элементов необходимо //разделить размер массива на размер его элемента int size = sizeof(A) / sizeof(int); printf("Size of array equals to %d", size); getch(); }

Но это вряд ли будет полезным. При передаче массива в качестве аргумента функции будет передаваться указатель, поэтому размер массива будет невозможно узнать.
Статические массивы удобны, когда заранее известно число элементов. Они предоставляют быстрый, но небезопасный доступ до элементов.

Переполнение массива

П ускай у вас есть такой код

Int A; int i; for (i=0; i<=10; i++) { A[i] = 1; }

Здесь цикл for задан с ошибкой. В некоторых старых версиях компиляторов этот код зацикливался. Дело в том, что переменная i располагалась при компиляции сразу за массивом A . При выходе за границы массива счётчик переводился в 1.
Массивы небезопасны, так как неправильная работа с индексом может приводить к доступу к произвольному участку памяти (Теоретически. Современные компиляторы сами заботятся о том, чтобы вы не копались в чужой памяти).
Если вы работаете с массивами, то необходимо следить за тем, чтобы счётчик не превышал размер массива и не был отрицательным. Для этого, как минимум,

  • 1. Используйте тип size_t для индексирования. Он обезопасит вас от отрицательных значений и его всегда хватит для массива любого размера.
  • 2. Помните, что массив начинается с нуля.
  • 3. Последний элемент массива имеет индекс (размер массива - 1)
Никаких полноценных способов проверки, вышли мы за пределы массива или нет, не существует. Поэтому либо мы точно знаем его размер, либо храним в переменной и считываем при надобности.

Примеры

Т еперь несколько типичных примеров работы с массивами
1. Переворачиваем массив.

#include #include //Это макрос. SIZE в коде будет заменено на 10u #define SIZE 10u void main() { int A = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}; unsigned i, j; //счётчики unsigned half; //середина массива unsigned tmp; //временная переменная для обмена значениями half = SIZE / 2; //Один счётчик идёт слева напрво, другой справа налево for (i = 0, j = SIZE - 1; i < half; i++, j--) { tmp = A[i]; A[i] = A[j]; A[j] = tmp; } for (i = 0; i < SIZE; i++) { printf("%d ", A[i]); } getch(); }

Здесь незнакомая для вас конструкция

#define SIZE 10u

макрос. Во всём коде препроцессор автоматически заменит все вхождения SIZE на 10u.
2. Удаление элемента, выбранного пользователем.

#include #include #define SIZE 10u void main() { int A = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}; unsigned i; //счётчик int index; //индекс, введённый пользователем //Выводим массив for (i = 0; i < SIZE; i++) { printf("(%d)=%d ", i, A[i]); } //Просим пользователя ввести валидный индекс while (1) { printf("\nEnter index of element to delete "); scanf("%d", &index); if (index > 0 && index < SIZE) { break; } } //Копируем следующий элемент массива на место удаляемого //и так до конца for (i = index; i < SIZE-1; i++) { A[i] = A; } //Выводим результат for (i = 0; i < SIZE-1; i++) { printf("(%d)=%d ", i, A[i]); } getch(); }

Удаление элемента в данном случае, конечно, не происходит. Массив остаётся того же размера, что и раньше. Мы просто затираем удаляемый элемент следующим за ним и выводим SIZE-1 элементов.
3. Пользователь вводит значения в массив. После этого вывести все разные значения, которые он ввёл.
Пусть пользователь вводит конечное число элементов, допустим 10. Тогда заранее известно, что всего различных значений будет не более 10. Каждый раз, когда пользователь вводит число будем проходить по массиву и проверять, было ли такое число введено.

#include #include #define SIZE 10u void main() { int A = {0}; unsigned i, j; int counter = 1; //сколько разных чисел введено. Как минимум одно. int input; int wasntFound; //флаг, что введённое число не было найдено //Вводим первое число. Оно ещё не встречалось. printf("0. "); scanf("%d", &A); for (i = 1; i < SIZE; i++) { printf("%d. ", i); scanf("%d", &input); wasntFound = 1; //Проверяем, встречалось ли такое число. Если да, //то выставляем флаг и выходим из цикла for (j = 0; j <= counter; j++) { if (input == A[j]) { wasntFound = 0; break; } } //Если флаг был поднят, то заносим число в массив if (wasntFound) { A = input; counter++; } } for (i = 0; i < counter; i++) { printf("%d ", A[i]); } getch(); }

4. Пользователь вводит число - количество измерений (от 2 до 10). После этого вводит все измерения. Программа выдаёт среднее значение, дисперсию, погрешность.

#include #include #include #define SIZE 20u void main() { //Коэффициенты Стьюдента идут, начиная с двух измерений const float student = {12.7, 4.3, 3.2, 2.8, 2.6, 2.4, 2.4, 2.3, 2.3}; float A; unsigned i; unsigned limit; float tmp; float sum = .0f; float mean; float disp; float absError; float relError; do { printf("Enter number of measurements "); scanf("%u", &limit); if (limit > 1 && limit < 11) { break; } } while(1); for (i = 0; i < limit; i++) { printf("#%d: ", i); scanf("%f", &A[i]); sum += A[i]; } mean = sum / (float)limit; sum = .0f; for (i = 0; i < limit; i++) { tmp = A[i] - mean; sum += tmp * tmp; } disp = sum / (float)limit; absError = student * sqrt(sum / (float)(limit - 1)); relError = absError / mean * 100; printf("Mean = %.6f\n", mean); printf("Dispertion = %.6f\n", disp); printf("Abs. Error = %.6f\n", absError); printf("Rel. Error = %.4f%", relError); getch(); }

5. Сортировка массива пузырьком

#include #include #define SIZE 10 #define false 0 #define true !false void main() { float a = {1.0f, 2.0f, 3.0f, 4.0f, 5.0f, 6.0f, 7.0f, 8.0f, 9.0f, 0.0f}; float tmp; unsigned i, j; char flag; //Выводи массив for (i = 0; i < SIZE; i++) { printf("%.3f ", a[i]); } printf("\n"); //Пока массив не отсортирован do { flag = false; //Проходим по массиву. Если следующий элемент больше предыдущего, то //меняем их местами и по новой проверяем массив for (i = 1; i < SIZE; i++) { if (a[i] > a) { tmp = a[i]; a[i] = a; a = tmp; flag = true; } } } while(flag == true); //Выводим отсортированный массив for (i = 0; i < SIZE; i++) { printf("%.3f ", a[i]); } getch(); }

6. Перемешаем массив. Воспользуемся для этого алгоритмом

Массивы чрезвычайно важная тема в C++. В программах они используются очень часто и разобраться в этой теме необходимо досконально. Сразу вас обрадую – понять и научиться применять массивы достаточно просто даже начинающему.

Итак, зачем же нужны массивы и что они из себя представляют? К настоящему моменту вы уже хорошо знаете, что данные программы хранятся в объявленных нами . Но бывает так, что программе необходимо хранить сотни (а то и больше) переменных однотипных данных, а также необходимо с ними работать – присваивать значения, изменять их и т.д.

К примеру, надо хранить порядковые номера строк. Согласитесь – любому станет страшно от мысли, что надо создать пятьсот переменных типа int, каждой дать уникальное имя и присвоить значение от 1-го до 500-та. (мне уже страшно:) В таком случае, массивы нас просто спасут.

Отметим основное и перейдем к практическому примеру:

  • массив в С++ – это совокупность определенного количества однотипных переменных, имеющих одно имя. К примеру, int array ; . Эта запись означает, что мы объявили массив с именем array , который содержит в себе 3 переменные типа int ;
  • переменные массива называют элементами;
  • каждый элемент имеет свой уникальный индекс – свой порядковый номер. Используя индекс мы можем обращаться к конкретному элементу. ВАЖНО – индексация элементов массива начинается с 0 . Так в массиве int array первый элемент имеет индекс 0 , а последний – 2 . Чтобы обратиться, например, к нулевому элементу массива и изменить его значение, надо указать имя массива и в квадратных скобках указать индекс элемента – array = 33 .

Рассмотрим пример:

массивы C++

// в этой программе создаем массив с размером size, // с помощью цикла for вносим данные во все ячейки // массива и отображаем их содержимое на экран #include using namespace std; int main() { setlocale(LC_ALL, "rus"); const int SIZE = 10; //объявляем константу int firstArray; //объявляем массив с количеством элементов SIZE for (int i = 0; i < SIZE ; i++) //заполняем и отображаем значения на экран { firstArray[i] = i + 1; // на первом шаге цикла firstArray присвоить 1 (0 + 1) cout << i << "-я ячейка хранит число " << firstArray[i] << endl; } cout << endl; return 0; }

// в этой программе создаем массив с размером size,

// с помощью цикла for вносим данные во все ячейки

// массива и отображаем их содержимое на экран

#include

using namespace std ;

int main ()

setlocale (LC_ALL , "rus" ) ;

const int SIZE = 10 ; //объявляем константу

int firstArray [ SIZE ] ; //объявляем массив с количеством элементов SIZE

for (int i = 0 ; i < SIZE ; i ++ ) //заполняем и отображаем значения на экран

firstArray [ i ] = i + 1 ; // на первом шаге цикла firstArray присвоить 1 (0 + 1)

cout << i << "-я ячейка хранит число " << firstArray [ i ] << endl ;

cout << endl ;

return 0 ;

В строке 12 мы определяем целочисленную константу SIZE , которая будет хранить размер массива (определённое нами, количество его элементов). В строке 13 объявляем массив: указываем тип данных, которые будут храниться в ячейках массива, даем имя и указываем размер в квадратных скобках.

Важно, что в квадратные скобки мы можем записывать только целые константные значения. Надо либо сразу вписать целое число в квадратные скобки при объявлении массива (int firstArray; ), либо определить целочисленную константу до объявления массива и ввести в квадратные скобки имя этой константы (как в нашем примере).

Второй способ использовать предпочтительней, если в ходе программы вам придется несколько раз обращаться к массиву через цикл. Объясняется это тем, что когда мы объявляем цикл, в нём можно указать условие изменения счетчика до значения SIZE .

Вот представьте, что нам необходимо изменить размер массива с 10 элементов на 200. В этом случае, нам остаётся всего на всего изменить значение целочисленной константы, и таким образом у нас автоматически подставятся новые значения размера и в массив, и во все циклы программы.

Можете попробовать в нашем примере внести любую другую цифру в константу SIZE . И вы увидите, что программа будет прекрасно работать – создаст массив на столько элементов, на сколько вы укажете, внесет данные и отобразит их на экране.

А если массив совсем небольшой, к примеру на 5 элементов, инициализировать его можно сразу при объявлении:

Так элементу с индексом 0 – firstArray – будет присвоено значение 11 , а последнему элементу массива firstArray – значение 1 5 . Есть такая фишка – вы можете не указывать размер массива в квадратных скобках и сделать такую запись:

Предыдущая запись эквивалентна этой. Только во втором случае компилятор автоматически вычислит размер массива, по количеству данных в фигурных скобках.

Так же при начальной инициализации элементов массива, когда массив необходимо очистить от «мусора» (остаточных данных других программ в памяти) лучше сразу присвоить всем элементам значение 0 . Это выглядит так:

Следует запомнить, что такая инициализация возможна только для заполнения нулями. Если необходимо заполнить элементы массива какими-либо другими числами, лучше применять цикл. В C++11 (стандарт кодирования) при использовании списковой инициализации (инициализации с фигурными скобками) разрешается даже отбросить знак = .

Хочется показать еще один прием инициализации при создании массива. К примеру, для массива из 30-ти элементов нам надо внести значения 33 и 44 только в ячейки с индексом 0 и 1 соответственно, а остальные заполнить нулями. Тогда делаем так:

эти данные будут внесены в нулевую и первую ячейки, а остальные автоматически примут значение 0 .

Организовать заполнение массива можно и при помощи оператора cin :

for (int i = 0; i < size; i++) //заполняем и выводим значения на экран { cout << "Введите значение в ячейку №" << i << " :"; cin >> firstArray[i]; }

for (int i = 0 ; i < size ; i ++ ) //заполняем и выводим значения на экран

Последнее обновление: 17.09.2017

Массив представляет набор однотипных данных. Формальное определение массива выглядит следующим образом:

Тип_переменной название_массива [длина_массива]

После типа переменной идет название массива, а затем в квадратных скобках его размер. Например, определим массив из 4 чисел:

Int numbers;

Данный массив имеет четыре числа, но все эти числа имеют неопределенное значение. Однако мы можем выполнить инициализацию и присвоить этим числам некоторые начальные значения через фигурные скобки:

Int numbers = {1,2,3,4};

Значения в фигурных скобках еще называют инициализаторами. Если инициализаторов меньше, чем элементов в массиве, то инициализаторы используются для первых элементов. Если в инициализаторов больше, чем элементов в массиве, то при компиляции возникнет ошибка:

Int numbers = {1, 2, 3, 4, 5, 6};

Здесь массив имеет размер 4, однако ему передается 6 значений.

Если размер массива не указан явно, то он выводится из количества инициализаторов:

Int numbers = {1, 2, 3, 4, 5, 6};

В данном случае в массиве есть 6 элементов.

Свои особенности имеет инициализация символьных массивов. Мы можем передать символьному массиву как набор инициализаторов, так и строку:

Char s1 = {"h", "e", "l", "l", "o"}; char s2 = "world";

Причем во втором случае массив s2 будет иметь не 5 элементов, а 6, поскольку при инициализации строкой в символьный массив автоматически добавляется нулевой символ "\0".

При этом не допускается присвоение одному массиву другого массива:

Int nums1 = {1,2,3,4,5}; int nums2 = nums1; // ошибка nums2 = nums1; // ошибка

После определения массива мы можем обратиться к его отдельным элементам по индексу. Индексы начинаются с нуля, поэтому для обращения к первому элементу необходимо использовать индекс 0. Обратившись к элементу по индексу, мы можем получить его значение, либо изменить его:

#include int main() { int numbers = {1,2,3,4}; int first_number = numbers; std::cout << first_number << std::endl; // 1 numbers = 34; // изменяем элемент std::cout << numbers << std::endl; // 34 return 0; }

Число элементов массива также можно определять через константу:

Const int n = 4; int numbers[n] = {1,2,3,4};

Перебор массивов

Используя циклы, можно пробежаться по всему массиву и через индексы обратиться к его элементам:

#include int main() { int numbers = {1,2,3,4}; int size = sizeof(numbers)/sizeof(numbers); for(int i=0; i < size; i++) std::cout << numbers[i] << std::endl; return 0; }

Чтобы пройтись по массиву в цикле, вначале надо найти длину массива. Для нахождения длины применяется оператор sizeof . По сути длина массива равна совокупной длине его элементов. Все элементы представляют один и тот же тип и занимают один и тот же размер в памяти. Поэтому с помощью выражения sizeof(numbers) находим длину всего массива в байтах, а с помощью выражения sizeof(numbers) - длину одного элемента в байтах. Разделив два значения, можно получить количество элементов в массиве. А далее с помощью цикла for перебираем все элементы, пока счетчик i не станет равным длине массива. В итоге на консоль будут выведены все элементы массива:

Но также есть и еще одна форма цикла for , которая предназначена специально для работа с коллекциями, в том числе с массивами. Эта форма имеет следующее формальное определение:

For(тип переменная: коллекция) { инструкции; }

Используем эту форму для перебора массива:

#include int main() { int numbers = {1,2,3,4}; for(int number: numbers) std::cout << number << std::endl; return 0; }

При переборе массива каждый перебираемый элемент будет помещаться в переменную number, значение которой в цикле выводится на консоль.

Если нам неизвестен тип объектов в массиве, то мы можем использовать спецификатор auto для определения типа:

For(auto number: numbers) std::cout << number << std::endl;

Многомерные массивы

Кроме одномерных массивов в C++ есть многомерные. Элементы таких массивов сами в свою очередь являются массивами, в которых также элементы могут быть массивами. Например, определим двухмерный массив чисел:

Int numbers;

Такой массив состоит из трех элементов, при этом каждый элемент представляет массив из двух элементов. Инициализируем подобный массив:

Int numbers = { {1, 2}, {4, 5}, {7, 8} };

Вложенные фигурные скобки очерчивают элементы для каждого подмассива. Такой массив еще можно представить в виде таблицы:

1 2
4 5
7 8

Также при инициализации можно опускать фигурные скобки:

Int numbers = { 1, 2, 4, 5, 7, 8 };

Возможна также инициализация не всех элементов, а только некоторых:

Int numbers = { {1, 2}, {}, {7} };

И чтобы обратиться к элементам вложенного массива, потребуется два индекса:

Int numbers = { {1, 2}, {3, 4}, {5, 6} }; std::cout << numbers << std::endl; // 3 numbers = 12; // изменение элемента std::cout << numbers << std::endl; // 12

Переберем двухмерный массив:

#include int main() { const int rows = 3, columns = 2; int numbers = { {1, 2}, {3, 4}, {5, 6} }; for(int i=0; i < rows; i++) { for(int j=0; j < columns; j++) { std::cout << numbers[i] [j] << "\t"; } std::cout << std::endl; } return 0; }

Также для перебора элементов многомерного массива можно использовать другую форму цикла for:

#include int main() { const int rows = 3, columns = 2; int numbers = { {1, 2}, {3, 4}, {5, 6} }; for(auto &subnumbers: numbers) { for(int number: subnumbers) { std::cout << number << "\t"; } std::cout << std::endl; } return 0; }

Для перебора массивов, которые входят в массив, применяются ссылки. То есть во внешнем цикле for(auto &subnumbers: numbers) &subnumbers представляет ссылку на подмассив в массиве. Во внутреннем цикле for(int number: subnumbers) из каждого подмассива в subnumbers получаем отдельные его элементы в переменную number и выводим ее значение на консоль.

Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Массив – это простейший составной тип данных. Когда мы обсуждали переменные, у нас была хорошая аналогия с коробкой. Вернёмся к ней. Если переменная – это один ящик, то массив – это несколько пронумерованных одинаковых ящиков, которые имеют одно и то же имя, а различаются между собой только порядковым номером.

Рис.1 Переменные и массивы. Аналогия с коробками.

На картинке выше изображено три массива:

  • целочисленный массив из 8 элементов с именем arr_int
  • вещественный массив из 11 элементов с именем arr_float
  • символьный массив из 6 элементов с именем arr_char

У массива, как и у переменной, имеются свои имя и тип данных. Кроме того, у массива ещё есть одна дополнительная характеристика – размер массива. Размер массива – количество элементов, которые могут в нём храниться. В нашей аналогии с коробочками это количество коробок.

Обратите внимание!

Нумерация элементов массива начинается с нуля, а не с единицы.

Объявление и инициализация массива

Объявление массива очень похоже на объявление переменной. Отличие лишь в том, что следует дополнительно указать размер массива в квадратных скобках. Вот несколько примеров:

Листинг 1.

Int arr_int; double arr_float; float number;

На имя массива накладываются ограничения, аналогичные тем, которые накладываются на имя переменной.

Правило именования массивов

Имя массива – любая последовательность символов, цифр и знака нижнего подчеркивания «_», которая начинается с буквы. Регистр букв важен.

Вот ещё несколько примеров объявления массивов:

Листинг 2.

Int grades, order; double prices;

Массиву, как и любой переменной, можно присвоить начальные значения при объявлении. Если элементам массива не присвоить никакого значения, то в них будет храниться мусор, как и в обычных переменных.

Листинг 3.

Int arr_int = {2, 5, 5, 3, 4}; double arr_float = {1.2, -2.3, 4.5, 3.83, 0.01, -0.12, 44.2, 123.7, 23.44, -3.7, 7};

Если нужно присвоить нулевые значения всем элементам массива, то можно сделать вот так:

Листинг 4.

Double arr = {0};

Работа с отдельными элементами массива

Чтобы обратиться к отдельному элементу массива, необходимо написать его имя и порядковый номер в квадратных скобках. Не забывайте, что нумерация начинается с нуля, а не с единицы.

Давайте, например, выведем элементы массива из пяти элементов на экран.

Листинг 5.

#include int main(void){ int arr = {2, 4, 3, 5, 5}; printf("%d %d %d %d %d\n",arr, arr, arr, arr, arr); return(0); }

Конечно, если массив будет очень большой, то выводить его поэлементно подобным образом то ещё удовольствие. Да и с маленькими массивами так никто не делает. Лучше и правильнее использовать циклы. Например:

Листинг 6.

#include int main(void){ int arr = {0}; for(int i = 0; i < 100; i = i + 1){ arr[i] = 2*i; } for(int i = 0; i < 100; i = i + 1){ printf("%d\t",arr[i]); } return(0); }

Программа в первом цикле сохраняет в массив первую сотню чётных чисел, а во втором цикле выводит их на экран.

Вооружившись новыми инструментами, давайте перепишем нашу программу из начала урока так, чтобы она использовала массив для хранения статистики выпадения случайных чисел.

Листинг 7.

#include #include #include int main(void) { srand(time(NULL)); int count = {0}; int rand_number; for (int i = 0; i < 100000; i = i + 1){ rand_number = rand()%3; count = count + 1; } for(int i = 0; i < 3; i = i + 1){ printf("%d - %d\n", i, count[i]); } return 0; }

Обратите внимание на приём, который используется в этой программе.
В нулевом элементе массива хранится количество выпадений числа 0 , в первом элементе – количество выпадений числа 1 , во втором элементе – числа 2 . То есть само сгенерированное число позволяет определить, к какому элементу массива необходимо добавить единичку. Поэтому необходимость в операторе выбора switch отпадает. Удобно, не так ли?