Тарифы Услуги Сим-карты

Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. Ключевые понятия кейс-технологии обучения - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

Технология КЕЙС-СТАДИ

2. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

1. Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих Гарвардского Университета.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

5. Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

    наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

    определенная хронология событий, временные рамки,

    наличие реальной проблемы, конфликта,

    ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

    действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

1.Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Организация работы с кейсом

Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Мы предлагаем максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

Этапы организации занятия:

    Этап погружения в совместную деятельность 1 .

Основная задача этого этапа : формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:

Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

    Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

    Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Результаты работы с кейсом

Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Как выбрать кейс?

Подбор курса для конкретного места в модуле курса - это процесс, который тщательно рассмотрели разные авторы. Так, например, преподаватели Гарвардской бизнес-школы наблюдали студентов в поисках ответа на вопрос: "Каковы характеристики успешного кейса?" Их находки пополняет могут быть интересны как перечень критериев для подбора материала по кейсам. Хороший кейс рассказывает . Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Это приводит нас к следующей находке. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес . Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, студенты воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие. Если соображение правильно, и в той степени в какой оно правильно, предпочтительней современные случаи. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс включает цитаты из источников в самой компании. Цитаты из материалов компании (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные), добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят. Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту . Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения. Хороший кейс требует решения проблем менеджмента. Ответы на этот и на предыдущий пункт отражали предпочтение кейсов, требующих принятие решений, а не тех кейсов, где нужна оценка решений, уже принимавшихся другими. Хороший кейс прививает навыки менеджмента. Некоторые кейсы документируют процесс управления бизнесом, представляя тем самым модель, которую студент может взять за образец реальной жизни. Так совершенно отдельно от последующего познания через разрешение кейса, сам кейс учит искусству менеджмента - как смоделировать проблему в структуре дерева решений. Кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует задачу менеджмента, - это добротный инструмент для выработки навыков менеджмента.

Этапы разработки кейса

    Определение места кейса в системе образовательных целей

    Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

    Построение, или выбор модели ситуации

    Создание описания

    Сбор дополнительной информации

    Подготовка окончательного текста

    Презентация кейса, организация обсуждения

Структура кейса

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

    Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

    Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

ЯРОСЛАВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ -

филиал государственного образовательного учреждения

«Московский государственный университет путей сообщения»

На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Одной из таких технологий является «Кейс-метод»

Методическая служба Ярославского железнодорожного техникума предлагает вниманию методистов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений описание данной из таких технологий, а также практические рекомендации из опыта работы преподавателей техникума.

Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки в

техникум-филиал МИИТ

г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон

Введение

Основные понятия

Кейс – метод в образовательном процессе

Виды и типы кейсов

Методика использования кейс – метода в учебном процессе

Основные подходы при составлении кейсов и работы с ними

Определение целей обучения кейс – методом

Методические указания по анализу кейсов

Примеры практического использования метода

Литература


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в профессиональном образовании уделяется значительное внимание созданию условий для повышения качества и уровня профессиональной подготовки. Обучение должно быть ориентированно на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации.

Специалист высокого качества (профессионал) - это тот, кто обес­печивает высокий результат труда в любых усло­виях. У такого специалиста в одинаковой степени развиты аналитиче­ское и креативное мышление: аналитическое опирается в основном на знания, креативное - на навыки и возможность быстрого моделирова­ния процесса принятия решения в нестандартных ситуациях. Традици­онное обучение доносит до будущих специалистов в основном инфор­мацию (знания), формируя их только наполовину, если не на треть. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать, а качество подготовки специалиста на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами.

Интерактивные методы в современ­ном обучении - единственная возможность для неопытного молодого человека «подержать в руках» технологии, описываемые в теории.

Эффективным методом обучения, отвечающим требованиям работодателей, в настоящее время яв­ляется метод кейсов, т. е. рассмотрение конкретных случаев деловой практики. Данный метод обучения, позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов.

Среди интерактивных методов обучения кейс-стади занимает осо­бое место. С одной стороны, обучение на основе анализа бесчисленного множества ситуаций старо как мир. С другой стороны, современный производственный опыт так многогранен, что на его изучение, осмысле­ние и запоминание уйдет слишком много времени, и подготовка спе­циалиста будет просто невозможна.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Основные идеи педагогической технологии заключаются в следующем:

Подготовить специалистов с развитыми аналитическими, практическими, коммуникативными и социальными навыками;

Адаптировать студентов к новым условиям жизни и рынка труда в современном обществе

Таким образом, кейс-стади – это комплексный инструмент обучения действием.

Необходимо заметить, что различаю два подхода к понятию кейс технологии.

Первый подход.

Кейс - от англ. case – «портфель». Это самый распространенный вид дистанционного обучения. Каждого студента обеспечивают учебно-практическими пособиями по всем изучаемым дисциплинам. В «портфель» входят учебные компьютерные диски, аудио - и видеокассеты , обычные книги, а также тесты по каждому разделу изучаемого предмета.

Второй подход.

Кейс-метод - это метод интерактивного обучения на основе реальных ситуаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

Кейс - это события, реаль­но произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автора­ми для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию реше­ния.

Кейс - это «моментальный снимок реальности», «фотография действи­тельности».

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информацион­ный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - метод – это интерактивное обучение, которое предусматривает создание «фокус группы», проектные технологии, тренинги т. п.

Кейс - стади (анализ ситуаций) – это технология, которая позволяют воспроизвести деятельность человека на определенной позиции в конкретной области деятельности.

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Особенностью кейс - метода обучения является его образовательная от­крытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результа­тивности обучения.

Различают два вида источников кейсов:

Базовые или первичные

Жизненная практическая ситуация;

Образование, т. к. оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, которые потом интегрируются в кейс-методе;

Вторичные

Научные и статистические материалы, социальные опросы;

Анализы научных статей, монографий;

ИНТЕРНЕТ и его ресурсы.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позво­ляет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придет­ся столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения ана­лизировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

Соответствовать четко поставленной цели создания,

Иметь соответствующий уровень трудности,

Иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни,

Не устаревать слишком быстро,

Иметь национальную окраску,

Иллюстрировать типичные ситуации,

Развивать аналитическое мышление,

Провоцировать дискуссию.

КЕЙС- МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод кейсов - это вид подготовки решения и обуче­ния его принятию с использованием анализа параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Кейсы позволяют обу­чающимся и специалистам повысить аналитическое мастерство, обос­новывая и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий, находить наиболее рациональные меры, исходя из заданной си­туации. Метод кейсов является инструментом, с помощью которого облегчается и улучшается обмен идеями при выработке ответственных действий.

Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Кейс, предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс - это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема "спрятанная" за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций - области, при которой переход от незнания к знанию становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему . Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

В чем заключается особенности данного метода?

Во-первых , метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.

Во-вторых , акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик.

В-третьих , результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

В-четвертых , технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-пятых , несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

В-шестых , преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, малой эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в кейс – методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Краткая историческая справка . Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. поэтому его часто называют гарвардским методом. В 1908 году преподаватели Гарвардской бизнес-школы в Бостоне при преподавании экономических дисциплин отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев. Собрав обширный материал по конкретным случаям (кейсам), развили этот метод до самостоятельной концепции обучения. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев кейс-метод находит все большее применение при изучении экономических дисциплин.

В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Преподавателями, практикующими кейсовый метод, по разному понимается его сущность. Например, Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Существует и другая трактовка метода кейсов профессора Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности».

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли, и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы.

Преимущества метода:

Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения ре­альных событий;

Позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета, в контексте других предметов и явлений;

Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации;

Развивает:

§ аналитические навыки (умение отличать данные от информации, клас­сифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их).

§ практические навыки (использования на практике академических тео­рии, методов и принципов).

§ творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не ре­шить). Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных ре­шений, которые нельзя найти логическим путем.

§ коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружа­ющих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет)

§ социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются опреде­ленные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мне­ние и т. д.)

§ самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и эти­ческие проблемы требуют формирования социальных навыков их реше­ния).

Позволяет максимально соответствовать целям профессионального обучения;

Позволяет осуществлять блочно-модульное построение изучения нового материала;

Способствует привитию навыков самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию и при работе с кейсом;

Гарантирует концентрацию всех видов деятельности по этапам работы;

Осуществление контроля, как преподавателем, так и студентами;

ВИДЫ И ТИПЫ КЕЙСОВ

В зависимости от цели обучения в области управления выделяют различ­ные виды и типы кейсов.

1.По источнику информации:

«Полевые» - основанные на фактах из реальной жизни, объектом является деятельность предприятия или организации.

«Кабинетные» - источники носят формальный характер, а кейс готовится за рабочим столом преподавателя.

«Библиотечные» - источник информации литература.

«Классические» - проблемные вопросы.

2.По объему информации:

«Американские» - длинные.

«Западно-европейские» - короткие.

3.По степени взаимодействия с основными источниками:

Практические кейсы. Они отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Он создает «действующие» или «типовые» модели ситуаций, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Обучающие кейсы . Основной задачей здесь выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, поэтому ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные и не практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Такие кейсы характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Научно-исследовательские кейсы . Они ориентированны на осуществление исследовательской деятельности и их основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и способах поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.

4.По содержанию и организации представленного материала (по цели обучения):

Кейсы по анализу и оценке ситуации . Они подразделяются:

Внеорганизационные кейсы. Они преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации, ее внешней среды. Поэтому в таких кейсах подробно описываются проблемы вокруг организа­ции (экология, законы, реформы и т. п.); их легко отличить от других кейсов в связи с отсутствием глубоких материалов о самой организации. Источни­ками кейса являются «библиотечные» материалы из газет, журналов и отче­тов.

Внутриорганизационные кейсы. В них упор делается на факты и собы­тия внутри деловой организации. Такие кейсы используются в курсах по организационно-управленческим проблемам и по «человеческим» отноше­ниям. Содержательно материал в кейсах должен обнаруживать признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих - решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предло­женного решения.

Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений.

Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся строить «отно­шения» между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатывае­мым решением.

Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом.

Именно с них начинали использовать кейсы многие преподаватели бизнес-дисциплин. Причина в том, что их легко найти в прессе среди газетных и журнальных статей и книжных эпизодов. Широкое рас­пространение сегодня получили «видеоклипы из учебных и даже художе­ственных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме «in-basket», инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. Иллюстративные кейсы являются короткими по тексту (от одного аб­заца до нескольких страниц) и почти не содержат «излишней» информации. Они также удобны для тестов, мини - и блиц-контрольных. Серьезным недо­статком иллюстративных кейсов является то, что они относительно быстро «умирают», как вчерашняя газета.

5. Виды кейсов в зависимости от степени сложности

Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Студенты определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение?

Вторая степень сложности: есть практическая ситуация. Студентам предлагается найти правильное решение.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация. Студент сам определяет проблему и находит пути решения.

6. По форме представления кейса:

Печатные

Мультимедиа

Видео

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Кейс - метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретичес­кого обучения и практических навыков. Очень важная часть деятельности преподавателя при использовании кейс-метода – это умение вести дискуссию, деликатно направ­лять ее, терпеливо задавать наводящие вопросы, бросать вызов группе и ве­сти студентов к завершающей фазе принятия решений.

В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала, и эф­фективную организацию его использования. Он свободен в выборе наибо­лее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут от­ветственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение зада­ний по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку анализ кейс-ситуации протекает в учебной ауди­тории. Хотя как будущие специалисты они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Использование этой технологии позволяет организовать внеаудиторную работу студента, сделав ее осмысленной, интересной и эффективной.

Аудиторным элементом технологии является подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Если в реальной преподавательской деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их синкретическое, органическое единство.

На сегодняшний день - самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей выступает обеспечение условий для формирования у учащихся их индивидуальности.

Поиск принципиально новых путей трудоемок, от преподавателя он требует как затрат времени, так и творчества. Однако достигнутый учащимся уровень развития - главная награда для педагога. Это может быть прививание интереса к определенному предмету, адекватная оценка учащимися предела своих возможностей, уменьшение психологического напряжения, испытываемого на занятиях, повышение качества предоставляемых знаний, установление особых доверительных взаимоотношений ученика и учителя. Все вышеперечисленное достигается посредством кейс-технологии.

Кейс-технология в образовании: общая характеристика

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании - это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные

Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в прошлом.

Существующие обозначения рассматриваемой технологии

Так, в зарубежных публикациях встречаются следующие названия метода:

  • деловых историй;
  • изучения ситуации;
  • метод кейсов.

Наши издания называют рассматриваемый метод следующим образом:

  • АКС (анализа конкретных ситуаций);
  • кейс-метод;
  • деловых ситуаций;
  • ситуационные задачи (впервые понятие ввели американские исследователи Й. Уилсон, Дж. Эткинсон в 2001 г.).

Кейс-технология в образовании: что это такое?

Его суть заключается в организации процесса обучения посредством применения описаний конкретных ситуаций. Кейс-технология в образовании предполагает осмысление учащимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. Сама же проблема однозначных решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем. Однако при любом исходе выработка модели конкретного практического действия всегда представляется в качестве эффективного средства образования учащихся.

Кейс-технология в образовании - инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у студентов самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс-технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.

Что дает такой метод?

Как в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе. В то же время кейс-технология в образовании (определение было представлено ранее) выступает и в качестве образа мышления преподавателя. Можно сказать, это его специфическая парадигма, которая позволяет думать, действовать по-иному, обновлять свой имеющийся творческий потенциал.

Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс

Кейс-технология в образовании - пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:

  • соответствовать четко сформулированной цели создания;
  • иллюстрировать ряд аспектов именно экономической жизни;
  • быть актуальным;
  • способствовать развитию аналитического мышления;
  • иметь разные вариации решения;
  • располагать соответствующим уровнем трудности;
  • не устаревать быстрыми темпами;
  • отображать типичные ситуации;
  • приводить к дискуссии.

Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым студентом своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции. К примеру, кто-то посчитает изменение семейного положения руководителя компании незначительной деталью, другой же, руководствуясь своим опытом, посчитает данный факт определяющим.

Отличительные признаки рассматриваемого метода

Известно, что их шесть:

  1. Коллективная выработка рациональных решений.
  2. Наличие единой цели.
  3. Присутствие управляемого эмоционального напряжения учащихся.
  4. Наличие модели именно социально-экономической системы, чье состояние рассматривается в определенный дискретный временной период.
  5. Многовариантность решений (единое решение принципиально отсутствует).
  6. Присутствие системы коллективного оценивания деятельности.

Технологические особенности рассматриваемого метода

Их также шесть:

  1. Кейс-технология в сфере высшего образования - это специфическая разновидность исследовательской технологии (аналитической).
  2. Рассматриваемый метод выступает в качестве технологии коллективного обучения, ее важнейшими составляющими является групповая работа и взаимный информационный обмен.
  3. Его можно рассматривать в виде синергетической технологии, чьей сутью выступает подготовка процедур погружения всей группы в конкретную ситуацию, формирование эффектов приумножения знания, обмена открытиями, инсайтного озарения и проч.
  4. Кейс-технология в образовании (английский вариант названия метода упоминался ранее) интегрирует ряд в том числе процедуры группового, коллективного, индивидуального развития и формирования всесторонних личностных качеств студентов.
  5. Он выступает в качестве специфической разновидности проектной технологии. В отличие от простой ее формы, в рамках рассматриваемого метода происходит формирование проблемы вместе с путями ее решения на базе кейса, выступающего одновременно и техзаданием, и информационным источником в целях осознания альтернативных вариантов наиболее эффективных действий.
  6. Данный метод концентрирует весомые достижения такой технологии, как «создание успеха». Он предусматривает деятельность, ориентированную на активизацию студентов, подчеркивание их достижений, стимулирование успеха обучающихся. Непосредственно достижение успеха - одна из главенствующих сил метода, а также формирование устойчивой положительной мотивации, наращивание познавательной активности.

Рассматриваемая технология в рамках начальной школы

Кейс-технология в например) - это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций. Она предполагает существенную индивидуализацию всего учебного процесса на базе активной позиции со стороны учащихся в рамках обучения.

Так, принцип технологии заключается в составлении индивидуального плана в самом начале обучения, предоставлении каждому обучающемуся кейса, который содержит пакет правил, учебных карт, рекомендаций по ознакомлению с учебным материалом, а также контрольные вопросы, тесты для самопроверки, творческие, практические задания. В ходе изучения материала обучающийся может запросить консультацию учителя.

Разрабатываются так называемые квесты (игровая форма задания) в целях максимальной интеграции интернета в разные учебные предметы. Они охватывают отдельно взятую проблему, тему, учебный предмет. Результат их работы - подготовка учащимися начальных классов презентаций.

Задания для квестов

Они могут быть в виде:

  • пересказа - демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов, собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказа, презентации, плаката;
  • планирования, проектирования - разработки проекта либо плана на базе заданных условий;
  • творческого задания - творческой работы конкретного жанра: видеоролика, стихотворения;
  • оценки - обоснования конкретной точки зрения;
  • разных исследований - изучения разного рода явлений, фактов, открытий на базе уникальных онлайн-источников.

Освоение речевого этикета детьми посредством рассматриваемого метода

Стоит напомнить, что речевой этикет - это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.

Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности - обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь дошкольников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.

Кейс-технологии в дошкольном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета:

  1. Овладение различными вариантами формул.
  2. Более подробное их «развертывание».
  3. Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой.

Кейс-ситуация - кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Дошкольники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.

Методы кейс-технологии

Их шесть:

  • метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
  • игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
  • метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
  • ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
  • кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
  • метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.