Тарифы Услуги Сим-карты

Что такое массив в java. Определение размера массива. Одномерные массивы примитивных типов

Эту статью я решил написать по следам одной дискуссии в форуме. Она будет посвящена массивам в Java. Честно сказать, мне не удается припомнить какой-либо книги, где этот вопрос был бы освещен четко и внятно. Между тем, массивы в Java серьезно отличаются от массивов в любом другом языке, которые я когда-либо видел. И знание этих отличий весьма и весьма необходимо.

Статья разделена на три части:

Небольшое замечание с самого начала. Массив, какого бы типа и размерности он ни был, является объектом. Это значит, что он обладает всеми свойствами и методами объекта.

Итак, начнем мы с простейших случаев, а именно –

Одномерные массивы примитивных типов

Эти массивы практически не отличаются от того, к чему привыкли программисты, использующие другие языки. Создание массива производится с помощью все того же оператора new:

// creating array of integers with 5 elements: int array = new int ;

В отличие от других языков, правда, в Java есть пара приятных мелочей. Первое – размер массива может быть запрошен явно, через свойство.length:

int array = new int ; System.out.println("Array size: "+array.length); // will print: Array size: 5

Свойство это является final , потому выставить через него новый размер массива, увы, не получится.

Вторая мелочь – контроль выхода за границы массива. Это делает интерпретатор, в случае выхода индекса за пределы массива будет инициировано исключение java.lang.ArrayIndexOutOfBoundsException . Перехватывать его не обязательно, и, я бы даже сказал, нежелательно, т.к. это RuntimeException и сигнализирует оно о том, что программа работает неправильно. И уж совсем не стоит проектировать приложение в расчете на то, что после прохождения всего массива будет брошено это исключение, и это будет сигналом к завершению цикла обработки. Это очень плохая идея.

После создания массив инициализируется значением по умолчанию для типа его элементов. Это гарантируется спецификацией языка.

Есть одна тонкость. При создании размер массива может быть задан равным 0 . Это будет вполне полноценный массив, содержащий 0 элементов. Его свойство.length равно 0. Такая конструкция временами оказывается весьма полезной.

Пара слов о копировании. Тривиальный способ – создать массив такого же размера и в цикле перенести содержимое. Хорошо, надежно, но не очень быстро. Есть способ быстрее – использовать метод System.arraycopy(...) . В этом методе после всех проверок происходит просто копирование области памяти. Сигнатура этого метода такая:

public static void arraycopy(Object src, int srcPos, Object dest, int destPos, int length)

Копирование происходит из массива src , начиная с позиции srcPos , в массив dest , начиная с позиции destPos . Всего копируется length элементов. Обратите внимание, что src и dest имеют тип Object . Это сделано для того, чтобы этот метод мог обрабатывать массивы любого типа. Если src или dest не является массивом, будет инициировано исключение java.lang.ArrayStoreException .

Собственно, о массивах примитивных типов сказать больше нечего. Потому плавно переходим к следующему разделу:

Одномерные массивы объектов

Бо льшая часть из того, что сказано о массивах примитивных типов, верна и для массивов объектов. Их размер может быть получен через.length , выход за границы контролируется. Создаются они через оператор new:

// array of java.awt.Point with 10 elements: java.awt.Point points = new java.awt.Point;

Заметьте, вызова конструктора тут НЕТ. java.awt.Point после оператора new указывает лишь на тип элементов создаваемого массива.

После создания массив точно так же инициализируется значением по умолчанию... И вот тут есть большой подводный камень. Вопрос на засыпку. А каково это значение по умолчанию? Объект, созданный вызовом конструктора без параметров? А если такого конструктора нет? Ответ кроется в ответе на другой вопрос: а что, собственно, хранится в этом массиве?

А хранятся в этом массиве не объекты. Там хранятся ссылки на них. Как любая переменная объектного типа является ссылкой на объект, так и любой элемент массива тоже является ссылкой. А для ссылки значение по умолчанию – null !

Эта ошибка чуть ли не классическая. Очень часто приходится встречать вопросы "откуда тут берется NullPointerException " по отношению к коду следующего вида:

Java.awt.Point points = new java.awt.Point; points.x = 1; // <-- here is a NullPointerException

Теперь, думаю, понятно, откуда берется эта ошибка. Массив создан и его элементы инициализированы значением null . Однако сами объекты не созданы. Ситуация в точности аналогична использованию переменной со значением null . Правильный фрагмент выглядит так:

Java.awt.Point points = new java.awt.Point; for (int i=0; inew java.awt.Point(); } // now you can use array points.x = 1; // <-- NO NullPointerException here!

Хочу специально коснуться вопроса копирования элементов массива объектов. Поскольку содержит он ссылки, именно они и копируются. Т.е. после копирования новый массив будет указывать на тот же самый набор объектов! И если изменить внутреннее состояние какого-либо из объектов – это будет видно при доступе к нему через любой из массивов.

Итак, мы потихоньку подобрались к самому интересному разделу –

Многомерные массивы

Это наиболее отличающийся от других языков класс массивов. Честно говоря, такого я нигде больше не видел. Для простоты начнем с двумерных массивов, а потом уже перейдем к n-мерным.

Прежде всего хочу упомянуть такой факт. Для двумерного массива не существует такого понятия как его размеры. Можно определить размер массива только по первому индексу. Причина кроется в организации массива. Он представляет собой массив ссылок на массивы, каждый из которых содержит реальные данные. И эти массивы могут иметь разную длину!

Рассмотрим вот этот двумерный массив. Его длина по первому индексу равна 3 . Ее можно получить через a.length . Элементами этого массива являются ссылки на массивы с данными. Длина каждого из этих массивов может быть получена так же через.length . Доступ к каждому из этих массивов осуществляется через его индекс – первый индекс в массиве a .

Думаю, теперь понятно, что можно говорить только о длине двумерного массива по первому индексу. Максимальное значение второго индекса может быть получено только для каждого конкретного значения первого индекса.

// 2d array of ints with 10 rows of 5 elements each int array2d = new int;

Эта конструкция создает двумерный массив размером 10х5 . О размерах тут можно говорить только потому, что размер по второму индексу явно указан при инициализации. И все строки будут длины 5, массив будет прямоугольным.

Есть, однако, и другой способ. Для примера создадим массив, приведенный выше на рисунке:

int a = new int ; // line 1 a = new int ; // line 2 a = new int ; // line 3 a = new int ; // line 4

Обратите внимание, в строке 1 при инициализации массива не указана размерность по второму индексу!

Что происходит в этом коде? В строке 1 создается массив по первому индексу, размером 3 . Это означает, что выделяется память под три ссылки на массивы-строки. Сами массивы не создаются, выделенная память инициализирована значениями null .

В строке 2 создается массив длиной 2 . Ссылка на этот массив сохраняется в первом элементе массива по первому индексу. Точно так же в строках 3 и 4 создаются массивы, ссылки на которые сохраняются во втором и третьем элементах массива по первому индексу.

В итоге мы имеем массив произвольной формы. Разумеется, мы могли бы создать все три массива-строки одинаковой длины, скажем, 5 . Эти действия были бы полностью эквивалентны конструкции new int .

Стоит упомянуть еще раз, что ситуация при создании массивов-строк с типом объектов в точности та же, что и для одномерных массивов (коими они, собственно, и являются). Под ссылки на объекты выделяется память, но сами объекты не создаются.

Перейдем теперь к n-мерным массивам. Ничего нового тут нет. Как двумерный массив представляет собой массив ссылок на одномерные массивы, так и трехмерный массив представляет собой список ссылок, но уже на двумерные массивы. Общее правило таково:

N-мерный массив является одномерным массивом, элементами которого являются ссылки на массивы размерности N-1.

Соответственно, N-мерные массивы можно создавать одним выражением, с использованием оператора new и указанием размеров по всем измерениям. А можно и последовательно – создать массив, указав размерность по одному или нескольким индексам, а оставшиеся неинициализированными ссылки проинициализировать вручную, создавая массивы нужной мерности, но произвольного размера/формы. Однако для массивов большой мерности это довольно сложная задача, на мой взгляд. Собственно, как и вообще работа с многомерными массивами.

Отдельно несколько слов о копировании многомерных массивов с помощью System.arraycopy . Массивы будут копироваться ТОЛЬКО по первому индексу. Иначе говоря, во второй массив будут перенесены ссылки на массивы размерности N-1 из первого массива. В случае двумерного массива – это ссылки на массивы-строки. Это обстоятельство весьма облегчает копирование массивов, скажем, при добавлении новой строки – память нужно выделять только под массив по первому индексу. Далее ссылки на все строки будут скопированны в новый массив, а последняя ссылка, которая должна указывать на новую строку, будет проинициализирована вручную:

int initArray; // initial array int newArrayLength = initArray.length+1; int newArray = new int ; for (int i=0; inew int [];

Как я уже упоминал, System.arraycopy делает то же самое, что и приведенный выше цикл, только быстрее.

Пожалуй, о массивах на текущий момент сказано достаточно. Можно было бы поговорить о клонировании, но, на мой взгляд, эта тема уже выходит за рамки данной статьи. Ибо эта статья все-таки ориентирована на начинающих разработчиков в большой степени.

Всем спасибо! Надеюсь, кому-то эта информация оказалась полезной и интересной.

Массивы (arrays) _ это упорядоченные наборы элементов одного типа. Элементами массива могут служить объекты простых и ссылочных типов, в том Числе и ссылки на другие массивы. Массивы сами по себе являются объектами и

наследуют класс Object. Объявление

int ia = new int;

Определяет массив с именем ia, который изначально указывает на набор из трех Элементов типа int.

В объявлении массива его размерность не указывается. Количество элементов массива задается при его создании посредством оператора new. Длина массива фиксируется в момент создания и в дальнейшем изменению не поддается. Впрочем, переменной типа массива (в нашем примере – ia) в любой момент может быть поставлен в соответствие новый массив с другой размерностью.

Доступ к элементам массива осуществляется по значениям их номеров-индексов.

Первый элемент массива имеет индекс, равный нулю (0), а последний – length – 1. Обращение к элементу массива выполняется посредством задания имени массива и значения индекса, заключенного в квадратные скобки, [ и ]. в предыдущем примере первым элементом массива ia будет ia, а последним – ia. При каждом обращении к элементу массива по индексу исполняющая система Java проверяет, находится ли значение индекса в допустимых пределах, и генерирует исключение типа ArraylndexOutOfBoundsException, если результат проверки ложен. 6 Выражение индекса должно относиться к типу int – только этим и ограничивается максимальное количество элементов массива.

Длину массива легко определить с помощью поля length объекта массива (которое неявно снабжено признаками publiс и final). Ниже приведен дополненный код прежнего примера, в котором предусмотрено выполнение Цикла, обеспечивающего вывод на экран содержимого каждого элемента массива ia:

for (int i = о; i < ia.length; i++)

system.out.println(i + ": " + ia[i]);

Массив нулевой длины (т.е. такой, в котором нет элементов) принято называть пустым. Обратите внимание, что ссылка на массив, равная значению null, и ссылка на пустой массив – это совершенно разные вещи. Пустой массив это реальный массив, в котором попросту отсутствуют элементы. Пустой массив представляет собой удобную альтернативу значению null при возврате из метода. Если метод способен возвращать null, прикладной код, в котором выполняется обращение к методу, должен сравнить возвращенное значение с null прежде, чем перейти к выполнению оставшихся операций. Если же метод возвращает массив (возможно, пустой), никакие дополнительные проверки не нужны – разумеется, помимо тех, которые касаются длины массива и должны выполняться в любом случае.

Допускается и иная форма объявления массива, в которой квадратные скобки задаются после идентификатора массива, а не после наименования его типа:

int ia = new int;

Прежний синтаксис, однако, считается более предпочтительным, поскольку описание типа в таком случае выглядит более компактным.

Модификаторы в объявлениях массивов

Правила употребления в объявлениях массивов тех или иных модификаторов обычны и зависят только от того, к какой категории относится массив – к полям или Локальным переменным. Существует единственная особенность, которую важно помнить, – модификаторы применяются к массиву как таковому, но не к его отдельным элементам. Если в объявлении массива указан признак final, это значит только то, что ссылка на массив не может быть изменена после его создания, но никак не запрещает возможность изменения содержимого отдельных элементов массива. Язык не позволяет задавать каких бы то ни было модификаторов (скажем, final или уоlatilе) для элементов массива.

Многомерные массивы

В Java поддерживается возможность объявления многомерных массивов (multidimensional arrays) (т.е. массивов, элементами которых служат другие массивы), Код, предусматривающий объявление двумерной матрицы и вывод на экран содержимого ее элементов, может выглядеть, например, так:

float mat = new float;

setupMatrix(mat);

for (int у = о; у < mat.length; у++) {

for (int х = о; х < mat[y].length; х++)

system.out.print(mat[y][x] + " ");

system.out.println();

При создании массива должна быть указана, по меньшей мере, его первая, "самая левая", размерность. Другие размерности разрешается не задавать – в этом случае их придется определить позже. Указание в операторе new единовременно всех размерностей – это самый лаконичный способ создания массива, позволяющий избежать необходимости использования дополнительных операторов new. Выражение объявления и создания массива mat, приведенное выше, равнозначно следующему фрагменту кода:

float mat = new float;

for (int у = о; у < mat.length; у++)

mat[y] = new float;

Такая форма объявления обладает тем преимуществом, что позволяет наряду с получением массивов с одинаковыми размерностями (скажем, 4 х 4) строить и массивы массивов различных размерностей, необходимых для хранения тех или иных последовательностей данных.

Инициализация массивов

При создании массива каждый его элемент получает значение, предусмотренное по умолчанию и зависящее от типа массива: нуль (0) – для числовых типов, ‘\u0000′ _ для char, false – для boolean и null – для ссылочных типов. Объявляя массив ссылочного типа, мы на самом деле определяем массив переменных этого типа. Рассмотрим следующий фрагмент кода:

Attr attrs = new Attr;

for (int i = о; i < attrs.length; i++)

attrs[i] = new Attr(names[i], values[i]);

После выполнения первого выражения, содержащего оператор new, переменная attrs получит ссылку на массив из 12 переменных, которые инициализированы значением null, Объекты Attr как таковые будут созданы только в процессе про хождения цикла.

Массив может инициализироваться (одновременно с объявлением) посредством конструкции в фигурных скобках, в которой перечислены исходные Значения его элементов:

String dangers = { "Львы", "Тигры", "Медведи" };

Следующий фрагмент кода даст тот же результат:

String dangers = new String; dangers = "Львы";

dangers = "Тигры";

dangers = "Медведи";

Первая форма, предусматривающая задание списка инициализаторов в фигурных скобках, не требует явного использования оператора new – он вызывается косвенно исполняющей системой. Длина массива в этом случае определяется Количеством значений-инициализаторов. Допускается и возможность явного задания оператора new, но размерность все равно следует опускать она, как и раньше, определяется исполняющей системой:

String dangers = new String { "Львы", "Тигры", "Медведи" };

Подобную форму объявления и инициализации массива разрешается применять в любом месте кода, например в выражении вызова метода:

printStringsCnew String { "раз", "два", "три" });

Массив без названия, который создается таким образом, называют анонимным (anonymous).

Массивы массивов могут инициализироваться посредством вложенных последовательностей исходных значений. Ниже приведен пример объявления массива, содержащего несколько первых строк так называемого треугольника Паскаля, где каждая строка описана собственным массивом значений.

int pascalsTriangle = {

{ 1, 4, 6, 4, 1 },

Индексы многомерных массивов следуют в порядке от внешнего к внутренним. Так, например, pascalsTriangle равно i-му целому числу в массиве. Массив объявляется следующим образом: сначала указывается тип массива, т.е тип элементов, содержащихся в массиве, за которым ставится пара пустых квадратных скобок, а затем - имя переменной. Например, вот как объявляется массив, состоящий из целых чисел: int a; Однако этот оператор лишь объявляет переменную а, не инициализируя ее настоящим массивом. Чтобы создать массив, нужно применить оператор new . int a = new int [ 100 ] ; Этот оператор создает массив, состоящий из 100 целых чисел. Элементы этого массива нумеруются от 0 до 99 (а не от 1 до 100). После создания массив можно заполнять, например, с помощью цикла. int а = new int [ 100 ] ; for (int i = 0 ; i < 100 ; i++ ) a[ i] = i; //Заполняет массив числами от 0 до 99 Если вы попытаетесь обратиться к элементу а (или любому другому элементу, индекс которого выходит за пределы диапазона от 0 до 99), создав массив, состоящий из 100 элементов, программа прекратит работу, поскольку возникнет исключительная ситуация, связанная с выходом индекса массива за пределы допустимого диапазона. Чтобы подсчитать количество элементов в массиве, используйте метод имя Массива.length . Например, for (int i = 0 ; i < a. length; i++ , System. out. println (a[ i] ) ) ; После создания массива изменить его размер невозможно (хотя можно, конечно, изменять отдельные его элементы). Если в ходе выполнения программы необходимо часто изменять размер массива, лучше использовать другую структуру данных, называемую списком массивов (array list). Массив можно объявить двумя способами: int a; или int a ; Большинство программистов на языке Java предпочитают первый стиль, поскольку в нем четче отделяется тип массива int (целочисленный массив) от имени переменной.

Инициализаторы массивов и безымянные массивы

В языке Java есть средство для одновременного создания массива и его инициализации. Вот пример такой синтаксической конструкции: int smallPrimes = { 2 , 3 , 5 , 7 , 11 , 13 } ; Отметим, что в этом случае не нужно применять оператор new . Кроме того, можно даже инициализировать безымянный массив: new int { 16 , 19 , 23 , 29 , 31 , 37 } Это выражение выделяет память для нового массива и заполняет его числами, указанными в фигурных скобках. При этом подсчитывается их количество и, соответственно, определяется размер массива. Эту синтаксическую конструкцию удобно применять для повторной инициализации массива без образования новой переменной. Например, выражение smallPrimes = new int { 17 , 19 , 23 , 29 , 31 , 37 } ; представляет собой укороченную запись выражения int anonymous = { 17 , 19 , 23 , 29 , 31 , 37 } ; smallPrimes = anonymous; Можно создать массив нулевого размера. Такой массив может оказаться полезным при написании метода, вычисляющего некий массив, который оказывается пустым. Массив нулевой длины объявляется следующим образом: new тип Элементов Заметим, что такой массив не эквивалентен объекту null .

Копирование массивов arrays

Один массив можно скопировать в другой, но при этом обе переменные будут ссылаться на один и тот же массив. int luckyNumbers = smallPrimes; luckyNumbers[ 5 ] = 12 ; //Теперь элемент smallPrimesтакже равен 12 Результат показан на рис. 3.1. Если необходимо скопировать все элементы одного массива в другой, следует использовать метод arraycopy из класса System . Его вызов выглядит следующим образом: System. arraycopy (from, fromlndex, to, tolndex, count) ; Массив to должен иметь достаточный размер, чтобы в нем поместились все копируемые элементы. Рис.3.1. Копирование массива Например, показанные ниже операторы, результаты работы которых изображены на рис. 3.2, создают два массива, а затем копируют последние четыре элемента первого массива во второй. Копирование начинается со второй позиции в исходном массиве, а копируемые элементы помещаются в целевой массив, начиная с третьей позиции. int smallPrimes = { 2 , 3 , 5 , 7 , 11 , 13 } ; int luckyNumbers = { 1001 , 1002 , 1003 , 1004 , 1005 , 1006 , 1007 } ; System. аrrаусору(smallPrimes, 2 , luckyNumbers, 3 , 4 ) ; for (int i = 0 ; i < luckyNumbers. length; i++ ) System. out. println (i + ": " + luckyNumbers[ i] ) ; Выполнение этих операторов приводит к следующему результату. 0 : 1001 1 : 1002 2 : 1003 3 : 5 4 : 7 5 : 11 6 : 13 Рис. 3.2. Копирование элементов массива Массив в языке Java значительно отличается от массива в языке C++. Однако он практически совпадает с указателем на динамический массив. Это значит, что оператор int a = new int [ 100 ] ; //Java эквивалентен оператору int * = new int [ 100 ] ; //C++, а не int a[ 100 ] ; //C++ В языке Java оператор пo умолчанию проверяет диапазон изменения индексов. Кроме того, в языке Java нет арифметики указателей - нельзя увеличить указатель а, чтобы обратиться к следующему элементу массива. Ссылка на перво

Что такое массив?

Массив в Java - это набор элементов одного типа, обратиться к которым можно по индексу.

Элементы массивов в Java расположены друг за другом в памяти компьютера. Ниже разбирается пример массива в Java.

Объявление массива в Java

Объявим массив, для хранения элементов типа int:

Здесь объявлена переменная arr, которая является массивом. Чтоб использовать эту переменную нужно её определить.

Определение массива в Java

Для определения массива в Java следует указать его длину, т.е. количество элементов, которые могут в нём храниться:

В нашем массиве бедет храниться 5 элементов.

Массив - это набор элементов. К каждому элементу массива можно обратиться по его номеру. Номер принято называть индексом. Нумерация элементов массива в Java идёт с нуля.

Как загрузить элементы в массив?

Присвоим значение первому элементу массива, а первый элемент имеет индекс ноль:

Присвоим значение второму элементу массива, а второй элемент имеет индекс один:

for(int inn = 0; inn < 5; inn++)
{
arr = inn;
}

Можно при объявлении массива сразу загрузить в него значения:

int arr = {0, 1, 2, 3, 4};

количество элементов здесь равно 5-ти, т.е. нет необходимости указать число элементов, оно будет определено автоматически.

Как получить элементы из массива?

К каждому элементу массива можно обратиться по его номеру. Чтоб получить элемент массива, надо указать имя массива и индекс элемента:

это первый элемент массива, ведь у первого элемета индекс ноль.

Присвоим значение третьего элемента массива переменной int a:

Выведем в цикле все элементы массива (переберем массив):

For(int inn = 0; inn < 5; inn++) { System.out.println("arr[" + inn + "] = " + arr); }

Упрощенный вариант цикла для вывода массива таков:

For(int inn: arr) { System.out.println("arr[" + inn + "] = " + arr); }

Как удалить массив в Java?

Удалить массив в Java можно так:

Как получить длину массива в Java?

Длину массива в Java получаем так:

int arrLength = arr.length;

Как получить первый элемент массива в Java?

int firstElem = arr;

Как получить полследний элемент массива в Java?

int lastElem = arr;

Как в Java задать массив переменной длины?

Как в Java задать массив переменной длины? Никак. Когда вы определяете массив, тогда и задаёте его длину, изменить её в дальнейшем нельзя. В таких случаях используют коллекции, например: Vector, ArrayList и др.

Итак, перемнной длина массива быть не может. Но можно использовать переменную при определении массива. Если так:

int cd;
int ab = new int;//Error.

то получим ошибку, длина массива не может быть переменной.

Надо задать значение cd:

int cd = 10;
int ab = new int;

Теперь нормально. Если после определения массива изменить переменную cd, то это не повлияет на массив, т.е. его длина не изменится. Пример:

Int cd = 10; int ab = new int; cd = 12;// Это можно arrLength = ab.length; System.out.println("ab array length = " + arrLength); //Выводит: ab array length = 10 ab=4;// А вот здесь ошибка

Получим ошибку:

Exception in thread "main" java.lang.ArrayIndexOutOfBoundsException: 11

Максимальный индекс нашего массива равен 9-ти. Изменение значения переменной cd не влияет на массив, ведь он уже определен и его длина есть константа.

Переменные можно использовать для обращения к элементам массива:

Int var = 1;
int elem = arr;
var = 2;
elem = arr;

Массив символов в Java

Пример массива символов в Java и его вывода:

Char charArr = {"S", "B", "P"}; for(int inn = 0; inn < charArr.length; inn++) { System.out.println("charArr[" + inn + "] = " + charArr); }

Как заполнить массив в Java?

Заполнить массив можно с помощью статического метода fill.


Учеба на "Разработчика игр" + трудоустройство

Java массивы

Массив - это структура данных, в которой хранятся величины одинакового типа. Доступ к отдельному элементу массива осуществляется с помощью целого индекса. Например, если а - массив целых чисел, то значение выражения а [ i ] равно i-му целому числу в массиве.

Массив объявляется следующим образом: сначала указывается тип массива, т.е тип элементов, содержащихся в массиве, за которым ставится пара пустых квадратных скобок, а затем - имя переменной. Например, вот как объявляется массив, состоящий из целых чисел:
int a;

Однако этот оператор лишь объявляет переменную а, не инициализируя ее настоящим массивом. Чтобы создать массив, нужно применить оператор new.

Этот оператор создает массив, состоящий из 100 целых чисел. Элементы этого массива нумеруются от 0 до 99 (а не от 1 до 100). После создания массив можно заполнять, например, с помощью цикла.

int а = new int;
for (int i = 0; i < 100; i++)
a[i] = i; // Заполняет массив числами от 0 до 99.

Если вы попытаетесь обратиться к элементу а (или любому другому элементу, индекс которого выходит за пределы диапазона от 0 до 99), создав массив, состоящий из 100 элементов, программа прекратит работу, поскольку возникнет исключительная ситуация, связанная с выходом индекса массива за пределы допустимого диапазона.
Чтобы подсчитать количество элементов в массиве, используйте метод имяМасси-
ва.length.

Например,

for (int i = 0; i < a. length; i++ System.out.println (a[i]);

После создания массива изменить его размер невозможно (хотя можно, конечно, изменять отдельные его элементы). Если в ходе выполнения программы необходимо часто изменять размер массива, лучше использовать другую структуру данных, называемую списком массивов (array list).

Массив можно объявить двумя способами:

int a;
или
int a;

Большинство программистов на языке Java предпочитают первый стиль, поскольку в нем четче отделяется тип массива int (целочисленный массив) от имени переменной.

Инициализаторы массивов и безымянные массивы

В языке Java есть средство для одновременного создания массива и его инициализации. Вот пример такой синтаксической конструкции:

int smallPrimes = { 2, 3, 5, 7, 11, 13};

Отметим, что в этом случае не нужно применять оператор new. Кроме того, можно даже инициализировать безымянный массив:

new int { 16, 19, 23 , 29 , 31, 37}

Это выражение выделяет память для нового массива и заполняет его числами, указанными в фигурных скобках. При этом подсчитывается их количество и, соответственно, определяется размер массива. Эту синтаксическую конструкцию удобно применять для повторной инициализации массива без образования новой переменной. Например, выражение

smallPrimes = new int{ 17, 19, 23, 29, 31, 37 };
представляет собой укороченную запись выражения
int anonymous = { 17, 19, 23, 29, 31, 37 };
smailPrimes = anonymous;

Можно создать массив нулевого размера. Такой массив может оказаться полезным при написании метода, вычисляющего некий массив, который оказывается пустым. Массив нулевой длины объявляется следующим образом:

new типЭлементов

Заметим, что такой массив не эквивалентен объекту null.

Копирование массивов

Один массив можно скопировать в другой, но при этом обе переменные будут ссылаться на один и тот же массив.

int luckyNumbers = smailPrimes;
luckyNuimbers = 12; // Теперь элемент smailPrimesтакже равен 12.

Результат показан на рис. 3.14. Если необходимо скопировать все элементы одного массива в другой, следует использовать метод arraycopy из класса System. Его вызов выглядит следующим образом:

System.arraycopy(from, fromlndex, to, tolndex, count);

Массив to должен иметь достаточный размер, чтобы в нем поместились все копируемые элементы.

Рис. 3.14. Копирование массива

Например, показанные ниже операторы, результаты работы которых изображены на рис. 3.15, создают два массива, а затем копируют последние четыре элемента первого массива во второй. Копирование начинается со второй позиции в исходном массиве, а копируемые элементы помещаются в целевой массив, начиная с третьей позиции.

int smailPrimes = {2, 3, 5, 7, 11, 13};
int luckyNumbers = {1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006, 1007};
System.аггаусору(smailPrimes, 2, luckyNumbers, 3, 4);
for (int i = 0; i < luckyNumbers.length; i++)
System.println(i +.": " + luckyNumbersfi]);

Выполнение этих операторов приводит к следующему результату.

0: 1001
1: 1002
2: 1003
3: 5
4: 7
5: 11
6: 13

Рис. 3.15. Копирование элементов массива

Массив в языке Java значительно отличается от массива в языке C++. Однако он практически совпадает с указателем на динамический массив. Это значит, что оператор

int a = new int; //Java
эквивалентен оператору
i n t * = new i n t [ 1 0 0 ] ; // C++,
а не
int a; // C++

В языке Java оператор no умолчанию проверяет диапазон изменения индексов. Кроме того, в языке Java нет арифметики указателей - нельзя увеличить указатель а, чтобы обратиться к следующему элементу массива.