Тарифы Услуги Сим-карты

Модели для прогнозирования основных социально-экономических показателей развития региона. Прогнозирование и регулирование макроэкономических показателей регионов рф

Важной формой государственного регулирования развития регионов являет­ся планирование и прогнозирование. Управлять - значит предвидеть. Без виде­ния перспективы невозможна принимать управленческие решения. К объектив­ным предпосылкам регионального планирования относятся: социально-эконо­мические, обусловленные территориальным разделением труда, различиями в природных условиях, и административно-правовые, связанные с административно-территориальным делением. В условиях перехода к рыночной экономике происходит трансформация характера и содержание регионального планирова­ния. Оно должно отражать, прежде всего, интересы как субъекта рыночных от­ношений.

В этом отношении есть много сил, действующих против Германии. Во-первых, рост национализма в Европе приведет к протекционистскому капиталу и рынкам труда. Бедные страны, скорее всего, навяжут различные формы контроля над инвестициями, в то время как более сильные будут ограничивать перемещение иностранцев, включая граждан из других стран ЕС.

На глобальном уровне мы можем ожидать, что европейский экспорт столкнется с сильной конкуренцией в быстро меняющейся среде. Вот почему наш прогноз заключается в том, что Германия начнет регистрировать значительный экономический спад, который приведет к внутреннему социально-политическому кризису и снизит его влияние в Европе в течение следующих 10 лет.

Цель регионального планирования - обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. Его назначение заключение в обосновании направлений и перспектив развития региона, представления информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия управленческих решений. Надо отметить, что в новых условиях меняется назна­чение планирования; на инструмента оперативного управления регионом оно превращается в инструмент принятия стратегических решений.

Страна, которая может похвастаться экономическим ростом и растущим политическим влиянием, будет Польша. Эта страна поддерживает один из самых впечатляющих экономических показателей после Германии и Австрии. Более того, хотя число его населения сокращается, оно идет медленнее, чем в других странах.

Учитывая внезапные экономические и демографические изменения в Германии, Польша будет диверсифицировать и расширять свои торговые отношения, становясь, таким образом, доминирующей силой на стратегической североевропейской равнине. Кроме того, мы ожидаем, что Польша станет лидером в антироссийской коалиции в первой половине десятилетия, которая в конечном итоге будет включать Румынию. А во втором полугодии эта коалиция будет играть важную роль в изменении формы пограничных зон России и возвращении потерянных территорий через формальные и неформальные средства.

Таким образом, предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу и выработка на этой основе региональной политики как комп­лекса стратегических управленческих решений - это и есть назначение террито­риального планирования в новых условиях.

Логика регионального планирования должна определяться требованиями системного подхода к социально-экономическому развитию региона. Этой ло­гике должна соответствовать структура плана и состав его показателей.

С ослаблением Москвы этот союз получит влиятельные позиции не только в Беларуси и Украине, но и на дальнем востоке. Это еще больше укрепит Польшу и экономические и политические позиции ее союзников. Польше будет выгодно стратегическое партнерство с Соединенными Штатами.

Всякий раз, когда ведущая мировая сила начинает взаимодействовать со стратегическим партнером, в интересах мировой державы сделать свой партнер достаточно экономичным, чтобы создать сильное гражданское общество и сформировать сильную армию. Польша будет иметь схожие отношения с Соединенными Штатами, как в случае с Румынией. Вашингтон явно демонстрирует свои интересы в регионе.

Система показателей региональных планов-прогнозов должна обеспечить:

· характеристику целей, задач и направлений социально-экономического развития соответствующей территории;

· оценку природно-ресурсного, производственного и трудового потенциала региона;

· обоснование основных приоритетов в развитии народнохозяйственных ком­плексов региона, отдельных отраслей и сфер деятельности;

Маловероятно, что Российская Федерация выживет в ее нынешнем виде. Неспособность России инвестировать свои энергетические доходы в самодостаточную экономическую систему сильно зависела от колебаний цен. Он не имеет никаких гарантий против рыночных инструментов. Учитывая конкретный тип организации работы в федерации - доход, который сначала проходит через Москву, а затем прямо или косвенно распространяется на региональные власти, приток этих ресурсов резко изменится. В будущем это заставит отдельные регионы начать самообслуживание, сформировав формальные и неформальные автономные образования.

· определение важнейших направлений в осуществлении преобразований социальной сфере;

· отражение масштабов и направленности институционных преобразований в региональной экономике в связи с развитием рыночных отношений;

· совершенствование методологической (в концепции системы национальных счетов) и информационной основы расчетов обобщающих по­казателей на региональном уровне.

Экономические связи между периферией России и Москвой начнут сокращаться. Исторически подобные проблемы были решены тайной полицией - КГБ и его преемником - Федеральной службой безопасности. Но так же, как и в 1980-х годах, в следующем десятилетии тайная полиция не сможет противостоять центробежным силам, отделяющим отдельные регионы от влияния Москвы. Однако в этом случае сила ФСБ ослабляется тем, что ее руководители вовлечены в управление национальной экономикой. И по мере снижения экономики ФСБ ослабляет свое влияние.

Без сильного контроля и давления со стороны ФСБ невозможно предотвратить фрагментацию Российской Федерации. Западные соседи России - Польши, Венгрии и Румынии - будут стремиться восстановить утраченные территории. Они будут работать, чтобы включить Беларусь и Украину в их общее дело. На юге россияне полностью потеряют способность контролировать Северный Кавказ, и ситуация в Центральной Азии станет нестабильной. На северо-западе регион Карелии снова попытается стать частью Финляндии.

Один из разделов планов регионов включает показатели, характеризующие основные параметры развития региона. Эти показатели позволяют более точно определить экономический вклад регионов в единый народнохозяйственный комплекс, а также отразить реальные изменения эффективности общественно­го производства в регионе. На основе этих показателей можно оценивать влия­ние принимаемых территориальными органами решений на развитие региона.

И к Дальнему Востоку прибрежные регионы, которые более тесно связаны с Китаем, Японией и Соединенными Штатами, чем с Москвой, начнут действовать самостоятельно. Другие области, находящиеся за пределами Москвы, будут также направлять свои действия в этом направлении, не обязательно добиваясь независимости. Цель ясна: у Москвы не будет мятежа, но разрушительная способность России удерживать и контролировать Российскую Федерацию будет порождать вакуум. И то, что появится в нем, будет отдельными частями Российской Федерации.

Это будет самый большой кризис в следующем десятилетии. Россия - страна с мощным ядерным арсеналом, расположенным на ее периферии. Все более уменьшающееся влияние Кремля поставит вопрос о том, кто контролирует ядерные ракеты и как обеспечить их неприменение. Ответ на этот вопрос сделает Соединенные Штаты серьезным испытанием.

Весьма важное значение имеет расчет в регионах валового национального продукта, который характеризует конечные результаты экономической деятель­ности как отраслей материального производства, так и непроизводственной сферы. Созданный на территории региона валовой национальный продукт вклю­чает доходы всех предприятий, организаций и населения, получаемых в обоих сферах, а также амортизационные отчисления. Этот показатель при сравнении уровней развития региона позволяет учесть итоги деятельности предприятий и учреждений сферы нематериального производства, что очень важно, так как в регионах одной из основных задач является развитие инфраструктуры.

Вашингтон - единственный, кто способен справиться с этой проблемой, но он не сможет контролировать огромное количество военных объектов, чтобы гарантировать, что ракеты не будут выпущены. Соединенным Штатам придется найти либо военное решение проблемы, которое в настоящее время трудно себе представить, если мы не посчитаем угрозу неконтролируемых запусков ядерных ракет; или им придется попытаться создать стабильное и экономически устойчивое правительство в тех регионах, где ядерные ракеты должны быть нейтрализованы.

Трудно представить, как эта проблема будет развиваться с течением времени. Однако, учитывая наш прогноз будущей фрагментации России, этот вопрос должен быть разрешен в ближайшие десять лет. В первой половине десятилетия будет решен вопрос о том, где расширить союз между Балтийским и Черным морями. Логично достичь Азербайджана и Каспийского моря. Но это будет зависеть от наших прогнозов на Ближнем Востоке и в Турции.

Для характеристики уровня жизни населения в регионах целесообразно ис­пользовать не только отдельные частные показатели - денежные доходы, объем реализации платных услуг, розничного товарооборота и др., но и рассчитывать в территориальном плане-прогнозе показатель реального дохода населения, ко­торый дает наиболее обобщающую характеристику жизненного уровня.

Ближний Восток - и особенно регион между Левантом и Ираном, а также Северной Африкой переживает национальные беспорядки. Что здесь подразумевается под «национальными потрясениями»? В таких странах, как Ливия, Сирия и Ирак, мы видели, как национальное государство превращается в группировки, которые сражались друг с другом и не признавали никаких границ.

Этот процесс следует за ливанской моделью 70-х и 80-х годов, когда официальное правительство распустилось и сдалось, чтобы отделить воюющие группы. Ни одна из этих групп не смогла получить контроль над остальными, но никто из них не признался, что их победили. Они поддерживают не только своих внутренних приверженцев, но и внешних сил. Борьба между этими группировками превратилась в гражданскую войну, которая исчезла с годами, но никогда не заканчивалась. Пока в регионе существует энергетический вакуум, группам джихадистов придется где-то действовать, но, в конечном счете, их внутренние подразделения будут держать их в одном месте.

Прогнозный характер носят показатели рыночного сектора. В частности, в прогнозе должны отражаться предположительные оценки о движении ценных бумаг, разгосударствлении, приватизации и формах собственности, объемах кредитных ресурсов и их использованию, динамики индексов цен, занятости населения, о направлениях социальной защиты населения и размерах средств, направленных на эти цели.

Однако эта проблема не может быть решена с помощью внешних помех. Мощность и продолжительность его реализации превышает потенциальный ресурс, который может быть отделен от Соединенных Штатов, даже если предположить, что он резко увеличился. Учитывая ситуацию в других частях мира, особенно в России, Соединенные Штаты больше не могут полностью концентрировать свои усилия в этом регионе.

В то же время изменившаяся ситуация, особенно в арабских странах к югу от Турции, угрожает стабильности во всем регионе. Соединенные Штаты будут действовать, чтобы уменьшить угрозу определенных групп, используя силу, но в определенных пределах. Однако Соединенные Штаты не будут иметь международных контингентов в этом районе. На данный момент большинство стран в проблемном регионе ожидают решительного ответа со стороны Соединенных Штатов, хотя за последнее десятилетие они стали свидетелями их неудачи в таких действиях.

В планировании и прогнозировании развития регионов в основном применя­ются те же методы, что и на государственном уровне. Для реализации намечен­ных приоритетов, структурных сдвигов, комплексного решения социальных и экономических проблем используется, прежде всего, программно-целевой ме­тод, разрабатываются целевые программы. Важную роль в обеспечении про­порциональности, сбалансированности региональной экономики играет балан­совый метод, основанный на системе территориальных балансов. Это балансы трудовых, финансовых ресурсов, баланс денежных доходов и расходов населе­ния, а также балансы основных видов материальных ресурсов в регионе - стро­ительных материалов, товаров народного потребления и др. Однако наиболее широкое применение находит нормативный метод, основанный на системе эко­номических и социальных норм и нормативов.

Однако в принципе ожидания всегда меняются медленнее, чем реальность. Становится все более очевидным, вероятно, из-за его местоположения, что только одна страна имеет первостепенную заинтересованность в стабилизации ситуации в Сирии и Ираке и, как правило, в состоянии действовать - опять же из-за своего местоположения и имеет необходимые средства для достижения по крайней мере, небольшой успех в регионе. На данный момент Турция окружена растущими конфликтами в арабском мире, на Кавказе и в Черноморском бассейне.

Однако до сих пор она избегает риска. Турция будет по-прежнему нуждаться в вмешательстве США в свои политические и военные дела. Соединенные Штаты не ожидают, что Турция возьмет на себя роль страны, инициирующей военные действия, но она также не намерена брать на себя это обязательство.

Надо отметить, что в условиях нестабильности экономики, изменения произ­водственных отношений не всегда приемлемо использование в прогнозирова­нии развития регионов метода экстраполяции, так как нельзя основываться на зависимости, сложившейся в прошлые периоды. Затруднено применение эко­номико-математического моделирования. В моделях нельзя учесть социальный фактор, играющий особенно важную роль во время реформы. И если ранее, при административном управлении в основном использовался в прогнозировании нормативный подход, чтобы обеспечить достижение определенной цели, то сей­час более приемлемы поисковые прогнозы, определяющие значение парамет­ров на определенный срок при прогнозировании изменяющихся условиях.

С другой стороны, США готовы сотрудничать с Турцией по контролю над Черным морем. Мы ожидаем, что нестабильность в арабском мире будет продолжаться в течение следующих десяти лет. Мы также ожидаем, что Турции будет предложено реагировать на юг, потому что у нее есть опасения по поводу боев, которые так близки к ее границе, - и политические результаты этой борьбы заставят ее присоединиться. Он будет вмешиваться как можно меньше и медленнее, но, тем не менее, примет участие в этих битвах, и вполне вероятно, что его вмешательство будет увеличиваться по размеру и масштабу.

При разработке региональных прогнозов в основном должны применяться методы экспертных оценок, логического моделирования, т.е. качественного опи­сания развития прогнозируемого явления, которые исходят из общих законо­мерностей экономического развития.

Могут применяться при прогнозировании расчеты на основе коэффициентов эластичности, которые показывают изменение одной величины в зависимости от изменения другой. Коэффициенты эластичности возможно использовать не только при прогнозировании спроса на товары в зависимости от уровня цен, доходов населения, но и спроса на инвестиционные ресурсы с учетом прибыли, объема производства предприятий региона.

Независимо от его нежелания, Турция не может быть безразличной, поскольку ее границы были хаосом в течение многих лет, и ни одна другая страна не может справиться с этой проблемой. Иран не может вмешиваться ни в географическом, ни в военном отношении. То же самое касается Саудовской Аравии. Турция, скорее всего, попытается создать коалиции с непоследовательным составом, которые в конечном итоге достигнут Северной Африки, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе. Турецко-иранское соперничество со временем соберется, но Турция оставит возможности для сотрудничества с Ираном и Саудовской Аравией, если этого потребует ситуация.

Министерство экономики разрабатывает и направляет регионам ориентиры по основным направлениям для использования их в своих расчетах по проекту-плану, а также рекомендации по принципиальным вопросам и формам, по кото­рым должен быть разработан проект плана-прогноза.

В планы регионов включаются:

· госзаказы на постановку важнейших видов промышленной и сельскохозяй­ственной продукции, продовольствия и других товаров народного потребления;

Какова бы ни была динамика текущих процессов, Турция будет в их центре. Это не единственный регион, привлекающий внимание Турции. С ослаблением России европейское влияние начнет расти на востоке - в районы, где у Турции есть исторические интересы. Это, например, территории на северном побережье Черного моря. Мы можем предсказать, что на севере Турция будет расширять свое торговое и политическое влияние, но также может прибегнуть к военному решению. Более того, поскольку отдельные регионы в ЕС все более ослабевают и ориентируются на восток, Турция увеличит свое присутствие на Балканах, поскольку это будет единственная сила, которая сможет это сделать.

· лимиты на государственные централизованные капитальные вложения для решения республиканских целевых программ;

· экономические нормативы, регулирующие процесс формирования мест­ных бюджетов и местных фондов валютных поступлений;

· нормативы страховых запасов материальных, продовольственных и финан­совых ресурсов для обеспечения устойчивого функционирования экономики, оказания необходимой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· система экономических стимулов, льгот и субсидий, призванных обеспе­чить выравнивание социально-экономических условий отдельных регионов, за­интересованности в размещении и наращивании соответствующих производств, а также ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Великая роль при разработке региональных планов-прогнозов социальных норм и нормативов, характеризующих обеспечение населения основными вида­ми материальных благ и услуг, уровни и этапность их достижения.

Таким образом, основные формы взаимодействия между различными уров­нями управления в процессе разработки планов-прогнозов можно представить следующим образом:

· сообщение ориентирующих показателей на предстоящий период, носящих информационный характер;

· доведение обязательных экономических регуляторов;

· предоставление необходимых методических и инструктивных материалов, осуществление консультаций.

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей. 1

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на рисунке 1.



Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1450 предусмотрено образование Центра федеральных программ по развитию регионов при Правительстве РФ. На него возлагаются функции единого заказчика федеральных программ развития регионов. Кроме того образована Правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов РФ.

Комиссия призвана координировать деятельность федеральных и региональных органов власти по стимулированию инвестиционной активности в регионах, эффективности использования выделяемых им бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности для решения первоочередных задач проблем экономического и социального развития. Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы. Эта квота определяется суммой доли участия региона в производстве продукции и в кредитных ресурсах страны 1:

,

где Q 1 — объем производства в регионе;

Q 0 – объем производства в стране;

Кри – квота по кредитам на инвестиционные программы;

КВр – кредитные вложения банков данного региона;

КВ 0 – общие кредитные вложения всех кредитных банков;

КВм – кредитные вложения местных банков.

Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования. Названные недостатки приводят к невозможности реализации федеральных программ, как это случилось с «Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005».

2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Управление региональным развитием, в том числе разработка региональной политики, опирается на систему региональных прогнозов, дифференцированных по направлениям, отраслям и срокам. Последнее время все большее внимание уделяется долгосрочным прогнозам (с горизонтом свыше 10 лет), что связано со сменой парадигмы национальной динамики — необходимостью перехода к новым технологическим укладам и усилению действия инновационных факторов.

Огромное разнообразие регионов Российской Федерации обусловливает необходимость первоочередного учета региональной специфики не только при проведении реформ, но и в решении любых экономических и социальных проблем. Федеративное государственное устройство многократно усиливает эту необходимость, поскольку недостаточное внимание к региональным проблемам не только отрицательно сказывается на эффективности экономики и уровне жизни населения, но и может привести к усилению центробежных тенденций в государстве.

Поэтому при постановке и осуществлении национальных задач в обязательном порядке должен прорабатываться их территориальный аспект, должны учитываться не только общероссийские, но и региональные интересы. Это означает, что экономические и социальные прогнозы развития страны должны, во-первых, содержать территориальный разрез; во-вторых, подкрепляться соответствующими региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ. При этом региональные прогнозы неправомерно сводить к той или иной разбивке макроэкономических показателей, они должны играть активную роль в формировании стратегических задач и составляющих государственной политики в той или иной сфере деятельности. Иными словами регионы должны ориентироваться на тенденции и вызовы всех уровней, оказывающие влияние на их развитие. При этом решающее значение приобретают сценарные подходы, основанные даже не столько на статистических, трендовых, сколько на экспертных методах, действенных в условиях высокой изменчивости процессов.

Проблема надежности прогнозов изменения внутренних условий и внешней среды для любой экономической системы (национальной, региональной, отраслевой) является ключевой при выработке долгосрочных стратегий и программ ее развития. При этом совершенно очевидно, что точно и однозначно предусмотреть характер изменения и степень влияния всех факторов в их взаимозависимости практически невозможно. Классическим примером являются современные процессы на мировых рынках, которые всего год назад очень туманно просматривались только в редких исследованиях отдельных экономистов. Во всяком случае, ни одна из национальных (отраслевых) или региональных концепций не предусматривала возможности такой драматической динамики.

Несмотря на повышение устойчивости российской макроэкономики, прогнозирование перспектив ее развития остается актуальной проблемой как для отдельных специалистов и экспертов, исследовательских институтов, так и для ведомства, отвечающего за разработку официальных правительственных прогнозов — Министерства экономического развития РФ. И диапазон оценок даже краткосрочных тенденций весьма велик. Достаточно сказать, что в 2007 г. первоначальная оценка роста российской экономики — 6,2% — была повышена вначале до 6,5%, а затем до 7,3%. Регулярными и достаточно значимыми были пересмотры прогнозов и в предыдущие годы 1 .

Развитие экономики российских регионов и становление рыночных институтов ведут к необходимости создания системы планирования и прогнозирования развития региональной экономики, которая должна быть относительно самостоятельно и учитывать региональные интересы иметь упреждение примерно на 20 лет с выделением отдельных более детальных документов на 8 – 12 лет, 3– 4 года и на текущий год (рис. 2) 1


Рисунок 2 – Взаимосвязь прогнозирования, планирования и программирования в процессе управления экономикой региона

Еще более существенны несовпадения прогнозных оценок с фактически складывающейся динамикой при средне- и долгосрочных прогнозных построениях. Наиболее известный примерпредыдущая версия энергетической стратегии до 2015 г., принятая Правительством РФ в 2003 г. Тогда даже в верхнем варианте темпы экономического роста на долгосрочную перспективу оценивались менее чем в 5%. В действительности в 2004-2007 гг. они составили около 7%. Как сложится экономическая динамика в последующий (до 2020 г.) период, безусловно, точно не известно. Тем не менее, ясно, что, по крайней мере, в прошедшем пятилетии предыдущая версия энергетической стратегии не смогла сыграть позитивную роль документа, предупреждающего о скором возникновении серьезных дефицитов в энергетической сфере и особенно в электрогенерации.

Будущее не является безусловным, и представление о нем имеет вариантный характер. Понимание содержательных сценариев, осмысление вероятных «развилок», альтернатив и причин их возникновения позволяют принимать эффективные решения. Следует подчеркнуть, что вовремя сформированное представление о вариантах будущего может предопределить сегодняшний стратегический выбор. Исследования будущего и использование их результатов как для разработки долгосрочной стратегии, так и в рамках текущей экономической политики, предполагают наличие в стране развитой системы социально-экономического и научно-технического прогнозирования. Это означает, что прогнозирование не должно, как это сложилось в последние годы, представлять собой лишь эпизодические и слабо связанные между собой исследования ограниченного числа ведомств и отдельных академических институтов. 1

Вообще говоря, задача разработки образа будущего — это задача обоснования приоритетов ограниченного набора целей, последовательная реализация которых и приведет к формированию самого этого образа будущего. Здесь важно отметить различие между сценарным прогнозированием и конструированием будущего. Сценарное прогнозирование всегда, по определению, вариантно. Что касается конструирования будущего, то оно жестче привязано к определенному, уже зафиксированному образу будущего. 2

Для долгосрочного плана развития совершенно недостаточно одной цели, например, удвоения ВВП. Впрочем, и множество целей — если они не более чем декларация о намерениях — не сделает прогноз более реалистичным. Необходимо, чтобы эти цели превратились в систему обязательств исполнительной власти, в систему, порождающую движение материальных и финансовых потоков.

3 ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОГНОЗА И ПРЕДПОСЫЛКИ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Необходимо начать с того, что очевидно, автоматическое перенесение национальных индикаторов на региональный уровень неправомерно по целому ряду оснований. Во-первых, значительная их часть в территориальном разрезе не действует и даже не может быть рассчитана. Во-вторых, различия в уровне развития субъектов РФ требуют соответствующей дифференциации выдвигаемых целей и требуемых ресурсов. Наконец, для регионов наиболее важны другие показатели, такие, например, как уровень бюджетной обеспеченности и формирующий ее валовой региональный продукт.

При этом можно отметить еще один аспект — абсолютные показатели, как правило, не дают четкой картины. В состав долговременных факторов, учитываемых при обосновании перспектив регионального развития входят 1:

– транспортно-географическое и геополитическое положения, их влияние на величину затрат в производстве и обращении товаров, на тяготение к различным региональным рынкам, на условия внешнеэкономических связей;

– природно-климатические условия, их влияние на стоимость жизни, величину производственных затрат, стоимость строительства;

– социально-исторические особенности, характер расселения, его влияние на состав социальной сферы и размер бюджетных расходов, на занятость населения;

– уровень экономического развития, специализация в территориальном разделении труда, степень диверсификации хозяйства.

Современное социально-экономическое положения обеспечивается в ходе анализа, в задачи которого входят следующие оценки:

– результатов и тенденций экономического развития;

– результатов социального развития;

– состояния экологии и причин экологических кризисов;

– внешнеэкономических и межрегиональных связей;

– региональных кризисных ситуаций, в том числе имеющих общегосударственное значение;

– проведения экономических реформ, их эффективности;

– хода выполнения целевых программ (федеральных и региональных);

– результативности государственной региональной политики;

– финансово-бюджетного положения региона.

Определение предпосылок и потенциальных возможностей развития региона выполняется на первом этапе прогнозирования и включает оценки 1:

– природно-ресурсного потенциала (минерально-сырьевых, земельных, лесных и водных ресурсов);

– производственного потенциала (наличие, состояние и характер воспроизводства основных производственных фондов);

– финансового потенциала, включая финансовые ресурсы, остающиеся в регионе и направляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды;

– демографической ситуации и трудового потенциала;

– инвестиционного потенциала;

– научно-технического потенциала;

– экспортного потенциала, конкурентоспособности основных отраслей и крупнейших предприятий.

Изменение критериев и факторов регионального развития существенно меняет оценки рациональности сложившегося размещения производительных сил, требует новых, адекватных рыночным условиям методов обоснования направлений и мер по его совершенствованию. Все это предопределяет целесообразность исследования процессов формирования региональных рынков, выявления региональных кризисных ситуаций в социальной, экономической и экологической сферах, оценки финансового и инвестиционного потенциалов регионов и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов, изучения особенностей хода экономических реформ и анализа ряда других проблем, непосредственно связанных с современным типом социально-экономических преобразований. Причем задачи научных исследований состояния региональной экономики выдвигаются исходя не только из необходимости прогнозирования социально-экономического развития страны и формирования территориальной стратегии. Не менее важное значение приобретает анализ действенности региональной политики и ее обоснование в различных сферах жизни общества.

Действующие методические подходы на национальном и, естественно, на региональном уровне весьма слабо были ориентированы на учет, возможностей нарастания нестабильности на внутренних рынках, тем более в глобальном масштабе.

Сценарный подход в данном случае означает разработку сюжетной схемы с несколькими направлениями, в которой предпринята попытка определить возможные варианты «поведения» социально-экономической системы региона с учетом текущего состояния и вероятных вызовов. Метод формирования сценариев заключается в осуществлении коллективом экспертов исследования будущего развития процессов с выявлением потенциальных возможностей и последствий. Цель подготовки сценариев — прогноз будущей ситуации, который позволит определить специфические задачи, необходимые меры в различных вариантах развития ситуации. При формировании сценария можно показать, как один базовый вариант может стать источником появления целого семейства модификаций. 1

Сценарный прогноз имеет следующие преимущества:

– это наиболее эффективный метод коррекции традиционного видения;

– он вынуждает специалистов рассматривать неочевидные социально-экономические ситуации, а не только простые проекции настоящего;

– акцентирует детали и элементы, которые специалист может пропустить при рассмотрении общих тенденций.

Существуют три сравнительно известных метода составления сценариев: метод получения согласованного мнения; повторяющиеся процедуры объединения независимых сценариев; матрицы взаимодействия. Учитывая количество направлений, которые охватывает прогноз социально-экономического развития региона, огромное число влияющих внешних и внутренних факторов, а также наблюдаемую обычно ограниченность средств и времени, единственно приемлемым является первый подход, и то в значительно «урезанном» по отношению к классической схеме виде. 1

То же относится и к процедуре экспертизы. Ограниченность числа специалистов не позволяет сформировать самостоятельные экспертные группы по всем или даже по большинству направлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Дружинин П.В. Прогнозирование развития экономики приграничных регионов: методологические и методические положения. Петрозаводск: Труды Корельского научного центра РАН. Выпуск 9. 2009. С. 67 – 83.

    Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. – М.: Институт экономики и бизнеса ВГУЭС. М., 2010.

  1. Селин В.С. Роль прогнозирования в формировании стратегии регионального развития // Экономический портал. 2010. С. 14 –15.
    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

    2014-08-15