Тарифы Услуги Сим-карты

Построение моделей в ERwin. Логическая и физическая модели в erwin data modeler Erwin связи между сущностями

Создание сущностей и информации о них - это только часть картины. Связями называются логические соединения или ассоциации между двумя сущностями. Если Вы не знакомы с типами связей, которые поддерживаются в ER

win , обратитесь к руководству по методам ER win Methods Guide .

В этой главе Вы узнаете, как:

Создавать новую связь Переносить внешние ключи на зависимые сущности Входить в редактор Relationship Входить в редактор Relationship Definition Корректировать расположение "изгиба" связи

Существует некоторый базовый объем информации, которую Вы должны знать, прежде чем Вы начнете рисовать связи.

Что такое связь Как входить в нужные редакторы Какие инструменты из toolbox Вам понадобятся

Анатомия связи

Данные, относящиеся к связям, очень важны и часто являются критическими данными, которые мы используем в повседневном бизнесе. Например, важно знать о каком-то типе инструмента, но знание того, к кому относится конкретный инструмент (связь между человеком и инструментом) может иметь критическую важность. Связь - это соотношение либо между двумя сущностями, либо между сущностью и этой же сущностью. Связь - "логический" объект, представленный одним или несколькими атрибутами - внешними ключами. Связь в ER

win обычно содержит пять типов информации: тип связи, родительский конец связи, дочерний конец связи, знак "обязательности" связи и кардинальность связи.

Как показать на экране меню Editor

поставляется со строкой меню, в которой отсутствует меню Editor. Вы всегда можете войти в меню Display и Editor нажатием правой кнопки мыши. Указывая стрелкой курсора на диаграмму, вы вызываете на экран меню Display, а указывая курсором на объект, вызываете меню, содержащее все редакторы, связанные с этим объектом. Вместе с тем Вы можете показать меню Editor в строке меню или убрать его оттуда.

1. Дайте команду переключателя "Show Editor Menu" в меню Option для того, чтобы показать меню Editor в строке меню.

2. Для того, чтобы убрать меню Editor из строки меню, повторите эту команду.

Поддержка связей в Toolbox

win Toolbox есть пять типов связей: идентифицирующая, неидентифицирующая, полный кластер подтипов, неполный кластер подтипов, неопределенная (связь"многие-ко-многим"). Идентифицирующая связь - такая связь, при которой экземпляр дочерней сущности идентифицируется через свою ассоциацию с родительской сущностью. Атрибуты первичного ключа родительской сущности становятся атрибутами первичного ключа дочерней. Неидентифицирующая связь - это такая связь, при которой экземпляр дочерней сущности не идентифицируется через свою ассоциацию с родительсой сущностью. Атрибуты первичного ключа родительской сущности становятся неключевыми атрибутами дочерней. См. также гл. 9, Связи: возможности повышенного уровня сложности, разд. "Задание неидентифицирующих связей" и "Создание связей подтипов".

1. Установите курсор на тот инструмент, который Вам нужен, и нажмите левую кнопку мыши.

идентифицирующая связь неидентифицирующая связь

2. Щелкните по родительской, а затем по дочерней сущности для создания связи.

Использование pop-up меню Editor для связей

содержит специальную сокращенную версию меню Editor для связей. Если Вы щелкнете правой кнопкой мыши по связи, находящейся в окне диаграммы, то ER win выведет на экран сокращенный, контекстно-чувствительный вариант меню Editor, которое содержит только редакторы, ориентированные на связи.
См. гл. 3, Сущности и атрибуты в
ERwin , разд. "Использование редакторов ER win ".

Если Вы установите курсор на линию связи, нажмете SHIFT и дважды щелкнете левой кнопкой мыши, то появится окно-диалог, в котором ERwin спросит Вас, хотите ли Вы открыть активный редактор для родительской или для дочерней сущности. Выберите нажатием кнопки мыши родительскую или дочернюю сущность и нажмите "ОК".

Создание связи

Создать связь в ER

win легко. В этом разделе описывается, как создать связь и ввести необходимые данные по ней.

Как создать связь

1. На Toolbox выберите инструмент, соответствующий нужному типу связи (идентифицирующая связь - простая линия с одной точкой на конце, неидентифицирующая связь - пунктирная линия, у которой может быть (но не обязательно) ромбик на одном конце и точка на другом).

2. Нарисуйте связь: щелкните сначала по родительской, а затем по дочерней сущности.

Когда Вы сформируете связь, то ключ родительской сущности автоматически появится в качестве части ключа дочерней (для идентифицирующей связи) или в качестве неключевого атрибута дочерней сущности (для неидентифицирующей связи), причем рядом с ним будет стоять (FK), то есть внешний ключ, Foreign Key. Эта операция изменения дочерней сущности вследствие создания связи называется миграцией ключа

.

Поскольку ERwin автоматически производит миграцию ключей, Вам не нужно вводить внешние ключи. Если Вы это сделаете, то получите повторяющиеся атрибуты и колонки, что приведет к конфликтной ситуации в Вашем проекте.

Работа в редакторе Relationship

Связи, как и сущности, могут иметь имена и метки. Эти метки называются глагольными фразами, они должны описывать, каким образом родительская сущность связана с дочерней. Редактор Relationship позволяет Вам задать глагольную фразу, кардинальность и отношение к нулевым значениям для связи.

Вы можете также задать в редакторе Relationship имя роли для атрибута - внешнего ключа. См. также гл. 8, Сущности и атрибуты: возможности повышенного уровня сложности, разд. "Использование имен ролей атрибутов".

Как открыть редактор Relationship

1. Дайте команду "Relationship" в меню Editor.

2. Дважды щелкните по линии той связи, которую Вы хотите редактировать. Вы войдете в редактор Relatio

nship.

Установите курсор на линию связи и щелкните правой кнопкой мыши. Вы войдете в pop-up меню Editor. Дайте в нем команду "Relationship".

Как пользоваться редактором Relationship

1. Введите имя, которое идентифицирует связь, в окно "Verb Phrase".

Обычно именем связи служит глагольная фраза (verb phrase). Старайтесь, чтобы имена связей как можно более полно их описывали! Редактор Relationship показывает первые четыре строки глагольной фразы и позволяет Вам вводить и просматривать даже большее число строк.

Для перехода на новую строку используйте клавишу "Возврат каретки". ER

win изображает глагольную фразу на диаграмме в то самое время, когда Вы вводите ее в редакторе.

2. Рядом с областью для ввода глагольной фразы находится список "Foreign Keys", который содержит все внешние ключи, которые возникли в результате миграции при задании текущей связи.

3. Если тип связи еще не задан, задайте его нажатием на кнопку выбора: "Identifying" или "Non-Identifying".

4. Нажмите нужные кнопки выбора в окнах "Cardinality" и "Nulls" для задания кардинальности и режима нулевых значений для текущей связи.

5. Если Вы хотите связать имя роли с внешним ключом, щелкните по атрибуту в окне-списке "Foreign Key" и введите имя роли в текстовое окно "Role Name".

См. гл. 8, Сущности и атрибуты: возможности повышенного уровня сложности, разд. "Использование имен ролей атрибутов".

Как просматривать окно VERb Phrase

Вы можете пользоваться стрелками для прокручивания текста в окне "Verb Phrase" для того, чтобы просмотреть весь текст длинной глагольной фразы.

Задание кардинальности связи

Кардинальность связи

служит для обозначения отношения числа экземпляров родительской сущности к числу экземпляров дочерней. Родительская сущность может связываться с дочерней одним из четырех способов. В IDEF1X кардинальность бинарных отношений равна 1:n, где n может принимать значения: 0, 1 или более - обозначается "пустым местом"
Каждая родительская сущность связана с 0, 1 или более экземпляров дочерней.
1 или более - обозначается буквой "Р"
Каждая родительская сущность связана с 1 или более экземпляров дочерней.
0 или 1 - обозначается буквой "Z"
Каждая родительская сущность связана с 0 или 1 экземпляром дочерней.
ровно n, где "n" - некоторое число
Каждая родительская сущность связана с ровно n экземплярами дочерней.

Редактор Relationship также позволяет Вам задавать кардинальность связи.

1. Находясь в редакторе Relationship, нажмите кнопку выбора, обозначающую нужную Вам кардинальность.

2. Если Вы нажали кнопку "Exactly", то необходимо ввести число.

Если Вы задали этот режим и не ввели число, то ER

win не даст Вам выйти из окна-диалога.

Как показать кардинальность связи

позволяет Вам показать кардинальность связи на диаграмме.

Как показать или убрать кардинальность связи

1. Дайте команду "Cardinality" в меню Display.

2. Для того, чтобы убрать информацию о кардинальности, повторите эту команду.

См. также гл. 11, Документирование правил (Business Rules), разд. "Использование кардинальности связи для выражения правил".

Задание режима Null (нулевых значений)

В редакторе Relationship Вы можете задать также режим "нулевых значений". Он относится к случаю, когда значения нет: это пустое множество или "нет колонки". Атрибут, который может принимать нулевое значение, считается "необязательным" и на диаграмме изображается как ромбик на родительском конце связи. Вы можете задать этот режим и в других местах, но вообще говоря, первая такая возможность предоставляется именно в этом редакторе.

Как задать "обязательную" или
"необязательную" связь

1. Находясь в редакторе Relationship, нажмите кнопку "No Nulls" для задания "обязательной" связи (ромбик на родительском конце отсутствует), или нажмите кнопку "Nulls Allowed" для задания "необязательной" связи (с ромбиком на родительском конце).

Работа в редакторе Relationship Definition

Вы можете также захотеть дать более полное определение Вашей связи для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность на него ссылаться. Это делается в редакторе Relanship Definition.

1. Дайте команду "Relationship Definition" в меню Editor, если Вы еще ее не давали.

2. Дважды щелкните по той связи, которую Вы хотите отредактировать.

Установите курсор на ту связь, которую Вы хотите отредактировать, и нажмите правую кнопку мыши. Дайте команду "Relationship Definition" в меню Editor.

Если при попытке дважды щелкнуть по связи Вы получили сообщение "Select an Object First", это значит, что Вы щелкнули не точно по линии связи. Нажмите кнопку "ОК" в окне сообщения, для того чтобы убрать его с экрана, и попробуйте снова. Постарайтесь щелкнуть точно по линии.

Как пользоваться редактором Relationship Definition

1. Имя связи, если оно есть, находится в окне "Verb Phrase". Если хотите, можете его отредактировать.

2. Отредактируйте, как нужно, физическое имя связи "Relationship Physical Name".

3. Введите определение в окно "Rel

ationship Definition".

4. После того, как Вы закончите работу, нажмите кнопку "ОК" для того, чтобы сохранить информацию и выйти из редактора. Для выхода из редактора без сохранения изменений нажмите кнопку "Cancel".

Коррекция связей

Если Вам не нравится форма линии связи, ее можно изменить. Для этого Вам нужно захватывать мышью углы линии связи и переносить их с места на место, пока линия не начнет выглядеть лучше.

Как откорректировать связь

1. Щелкните по той связи, которую Вы хотите отредактировать. На экране появится "рычаг" связи (темный квадрат) . Он определяет место на линии связи, которое можно переносить.

2. Щелкните по любому месту того сегмента линии связи, где изображен рычаг.

3. Не отпуская левой кнопки мыши, измените расположение линии связи в соответствии с Вашим вкусом и затем отпустите кнопку мыши.

Никогда не забывайте регулярно сохранять изменения, которые Вы вносите в диаграмму.

Краткое повторение главы 4

Как показать или убрать меню Editor

Дайте команду "Show Editor Menu" в меню Option для того, чтобы показать меню Editor в строке меню. Для того, чтобы убрать меню Editor из строки меню, повторите эту команду.

Как пользоваться инструментами, ориентированными на связь

Установите курсор на нужный Вам инструмент и щелкните левой кнопкой мыши.

Как создать новую связь

Щелкните по одной из пиктограмм на Toolbox, обозначающих связь, а затем щелкните сначала по родительской сущности, затем - по дочерней.

Как произвести миграцию внешних ключей в зависимые сущности

Ничего не делайте. ERwin автоматически производит миграцию внешних ключей при создании связи. Никогда не вводите внешние ключи самостоятельно.

Как войти в редактор Relationship

Убедитесь, что режим "Relationship" активен в меню Editor, а затем дважды щелкните по той связи, которую Вы хотите отредактировать.

Как задать кардинальность связи

Находясь в редакторе Relationship, нажмите одну из кнопок выбора в окне "Cardinality" для того, чтобы задать кардинальность связи. Если Вы нажали кнопку "Exactly", то необходимо ввести точное значение кардинальности в текстовое окно, расположенное рядом с названием кнопки.

Как войти в редактор Relationship Definition

Убедитесь, что режим "Relationship Definition" активен в меню Editor, а затем дважды щелкните по той связи, которую Вы хотите отредактировать.

Как откорректировать форму линии связи

Щелкните по одному из углов на линии и двигайте его, пока линия не станет более красивой.

Лабораторна рОбота №3. Моделирование баз данных средствами Erwin

Цель работы – приобретение студентами практических навыков создания логических и физических моделей данных с помощью CASE – средств разработки информационных систем.

Основные сведения

Система ERwin поддерживает прямое и обратное моделирование баз данных. При прямом моделировании схема базы данных описывается в прямом виде с использованием диаграммы сущность-связь. Сущности на диаграмме представляются прямоугольниками. Каждый прямоугольник может иметь различные визуальные атрибуты. Каждой сущности должно быть присвоено уникальное имя. Имена сущностей необходимо задавать в единственном числе. Это определяется тем, что система всегда оперирует отдельными экземплярами сущности. При этом отдельные экземпляры сущности рассматриваются как объекты, а сущности – как класс объектов. Если сущности были описаны при моделировании в BPwin, то их можно просто импортировать в ERwin. Пример диаграммы с созданными сущностями приведен на рисунке.

Рисунок 4 - Пример диаграммы с созданными сущностями

Построение моделей в ERwin

Возможны две точки зрения на информационную модель и, соответственно, два уровня модели. Первый - логический уровень (точка зрения пользователя) означает прямое отображение фактов из реальной жизни. Например, люди, столы, отделы, собаки и компьютеры являются реальными объектами. Они именуются на естественном языке, с любыми разделителями слов (пробелы, запятые и т.д.). На физическом уровне модели рассматривается использование конкретной СУБД, определяются типы данных (например, целое или вещественное число), индексы для таблиц.

ERwin предоставляет возможности создавать и управлять этими двумя различными уровнями представления одной диаграммы (модели), равно как и иметь много вариантов отображения на каждом уровне. Термин "логический уровень" в ERwin соответствует концептуальной модели.

Этапы построения информационной модели.

  • определение сущностей;
  • определение зависимостей между сущностями;
  • задание первичных и альтернативных ключей;
  • определение атрибутов сущностей;
  • приведение модели к требуемому уровню нормальной формы;
  • переход к физическому описанию модели: назначение соответствий имя сущности - имя таблицы, атрибут сущности - атрибут таблицы;
  • задание триггеров, процедур и ограничений;
  • генерация базы данных.

Erwin создает визуальное представление (модель данных) для решаемой задачи. Это представление может использоваться для детального анализа, уточнения и распространения документации, необходимой в цикле разработки. Однако ERwin далеко не только инструмент для рисования. ERwin автоматически создает базу данных (таблицы, индексы, хранимые процедуры, триггеры для обеспечения ссылочной целостности и другие объекты, необходимые для управления данными).

Создание сущности.

Для внесения сущности в модель необходимо щелкнуть по кнопке сущности на панели инструментов (Erwin Toolbox) , затем - по тому месту на диаграмме, где необходимо расположить новую сущность. Щелкнув правой кнопкой мыши по сущности и выбрав из всплывающего меню пункт Entity Editor, можно вызвать диалог Entity Editor, в котором определяются имя, описание и комментарии сущности.

Каждая сущность должна быть полностью определена с помощью текстового описания в закладке Definition. Эти определения полезны как на логическом уровне, поскольку позволяют понять, что это за объект, так и на физическом уровне, поскольку их можно экспортировать как часть схемы и использовать в реальной БД (CREATE COMMENT on entity_name ). Закладки Note, Note2, Note3, UDP (User Defined Properties - Свойства, определенные пользователем) служат для внесения дополнительных комментариев и определений к сущности.

В закладке Icon каждой сущности можно поставить в соответствие изображение, которое будет отображаться в режиме просмотра модели на уровне иконок и изображение, которое будет отображаться на всех других уровнях.

Закладка UDP диалога Entity Editor служит для определения свойств, определяемых пользователем (User - Defined Properties). При нажатии на кнопку этой закладки вызывается диалог User - Defined Property Editor (также вызывается из меню Edit/UDPs). В нем необходимо указать вид объекта, для которого заводится UDP (диаграмма в целом, сущность, атрибут и т.д.) и тип данных. Для внесения нового свойства следует щелкнуть в таблице по кнопке и внести имя, тип данных, значение по умолчанию и определение.

Создание атрибутов.

Следующий этап создания модели состоит в задании атрибутов для каждой сущности. При задании типа атрибута имеется возможность использовать домены. Домен – это абстрактный пользовательский тип, который присваивается любому физическому типу данных. При этом каждый домен может иметь свои значения по умолчанию и правила проверки вводимых данных. ERwin предоставляет возможность документировать все действия по созданию собственных типов данных. С использованием концепции домена обеспечивается переносимость базы данных на различные аппаратные платформы.

Рисунок 5 - Создание нового домена Рисунок 6 - Указание свойств нового домена

Рисунок 7 - Значение по умолчанию для нового домена

Рисунок 8 - Использование домена для указания типа данных атрибуту.

Для описания атрибутов следует, щелкнув правой кнопкой по сущности, выбрать в появившемся меню пункт Attribute Editor. Появится диалог Attribute Editor.

Если щелкнуть по кнопке New, то в появившемся диалоге New Attribute можно указать имя атрибута, имя соответствующей ему в физической модели колонки и домен. Домен атрибута будет использоваться при определении типа колонки на уровне физической модели.

Для атрибутов первичного ключа в закладке General диалога Attribute Editor необходимо сделать пометку в окне выбора Primary Key.
Закладки Definition, Note и UDP несут те же функции, что и при определении сущности, но на уровне атрибутов.

Для большей наглядности диаграммы каждый атрибут можно связать с иконкой. Это можно сделать при помощи списка выбора Icon в закладке General.

Очень важно дать атрибуту правильное имя. Атрибуты должны именоваться в единственном числе и иметь четкое смысловое значение.

Согласно синтаксису IDEF1X, имя атрибута должно быть уникальным в рамках модели (а не только в рамках сущности!). По умолчанию при попытке внесения уже существующего имени атрибута ERwin переименовывает его. Например, если атрибут Комментарий уже существует в модели, другой атрибут (в другой сущности) будет назван Комментарий/2, затем Комментарий/3 и т.д.
При переносе атрибутов внутри и между сущностями можно воспользоваться техникой drag&drop, выбрав кнопку в палитре инструментов.

Для создания новой связи следует выбрать идентифицирующую или неидентифицирующую связь в палитре инструментов (ERwin Toolbox), щелкнуть сначала по родительской, а затем по дочерней сущности.
В палитре инструментов кнопка соответствует идентифицирующей связи, кнопка связи многие-ко-многим и кнопка соответствует неидентифицирующей связи. Для редактирования свойств связи следует щелкнуть правой кнопкой мыши по связи и выбрать на контекстном меню пункт Relationship Editor.

В закладке General появившегося диалога можно задать мощность, имя и тип связи.

Мощность связи (Cardinality) - служит для обозначения отношения числа экземпляров родительской сущности к числу экземпляров дочерней.
Различают четыре типа мощности:

· общий случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствуют 0, 1 или много экземпляров дочерней сущности, не помечается каким-либо символом;

· символом P помечается случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствуют 1 или много экземпляров дочерней сущности (исключено нулевое значение);

· символом Z помечается случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствуют 0 или 1 экземпляр дочерней сущности (исключены множественные значения);

· цифрой помечается случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствует заранее заданное число экземпляров дочерней сущности.

По умолчанию символ, обозначающий мощность связи, не показывается на диаграмме. Для отображения имени следует в контекстном меню, которое появляется, если щелкнуть правой кнопкой мыши по любому месту диаграммы, не занятому объектами модели, выбрать пункт Display Options/Relationship и затем включить опцию Cardinality.

Тип связи (идентифицирующая/неидентифицирующая).

В IDEF1X различают зависимые и независимые сущности. Тип сущности определяется ее связью с другими сущностями. Идентифицирующая связь устанавливается между независимой (родительский конец связи) и зависимой (дочерний конец связи) сущностями. Когда рисуется идентифицирующая связь, ERwin автоматически преобразует дочернюю связь в зависимую. Зависимая сущность изображается прямоугольником со скругленными углами.

Экземпляр зависимой сущности определяется только через отношение к родительской сущности. При установлении идентифицирующей связи атрибуты первичного ключа родительской сущности автоматически переносятся в состав первичного ключа дочерней сущности. Эта операция дополнения атрибутов дочерней сущности при создании связи называется миграцией атрибутов. В дочерней сущности новые атрибуты помечаются как внешние ключи - (FK).

При установлении неидентифицирующей связи дочерняя сущность остается независимой, а атрибуты первичного ключа родительской сущности мигрируют в состав неключевых компонентов дочерней. Неидентифицирующая связь служит для связи независимых сущностей.

Идентифицирующая связь показывается на диаграмме сплошной линией с жирной точкой на дочернем конце связи, неидентифицирующая - пунктирной.

Для неидентифицирующей связи можно указать обязательность (Nulls в закладке General диалога Relationship Editor). В случае обязательной связи (No Nulls) при генерации схемы БД атрибут внешнего ключа получит признак NOT NULL, несмотря на то, что внешний ключ не войдет в состав первичного ключа дочерней сущности. В случае необязательной связи (Nulls Allowed) внешний ключ может принимать значение NULL. Необязательная неидентифицирующая связь помечается прозрачным ромбом со стороны родительской сущности

Имя связи (Verb Phrase) - фраза, характеризующая отношение между родительской и дочерней сущностями. Для связи один-ко-многим идентифицирующей или неидентифицирующей достаточно указать имя, характеризующей отношение от родительской к дочерней сущности (Parent-to-Child). Для связи многие-ко-многим следует указывать имена как Parent-to-Child, так и Child-to-Parent. Для отображения имени следует в контекстном меню, которое появляется, если щелкнуть правой кнопкой мыши по любому месту диаграммы, не занятому объектами модели, выбрать пункт Display Options/Relationship и затем включить опцию Verb Phrase.

Имя роли или функциональное имя (Rolename) - это синоним атрибута внешнего ключа, который показывает, какую роль играет атрибут в дочерней сущности. Задать имя роли можно в закладке Rolename/RI Actions диалога Relationship Editor.

Создание ключей.

Каждый экземпляр сущности должен быть уникален и отличаться от других атрибутов.

Первичный ключ (primary key) - это атрибут или группа атрибутов, однозначно идентифицирующие экземпляр сущности. Атрибуты первичного ключа на диаграмме не требуют специального обозначения - это те атрибуты, которые находятся в списке атрибутов выше горизонтальной линии. При внесении нового атрибута в диалоге Attribute Editor для того, чтобы сделать его атрибутом первичного ключа, нужно включить флажок Primary Key в нижней части закладки General. На диаграмме ключевой атрибут можно внести в состав первичного ключа, воспользовавшись режимом переноса атрибутов (кнопка в палитре инструментов).

В одной сущности может оказаться несколько атрибутов или наборов атрибутов, претендующих на роль первичного ключа. Такие претенденты называются потенциальными ключами (candidate key).

Ключи могут быть сложными, т.е. содержащими несколько атрибутов. Сложные первичные ключи не требуют специального обозначения - это список атрибутов выше горизонтальной линии. При выборе первичного ключа предпочтение должно отдаваться более простым ключам, т.е. ключам, содержащим меньшее количество атрибутов.

Многие сущности имеют только один потенциальный ключ. Такой ключ становится первичным. Некоторые сущности могут иметь более одного возможного ключа. Тогда один из них становится первичным, а остальные - альтернативными ключами.

Альтернативный ключ (Alternative Key) - это потенциальный ключ, не ставший первичным.

Каждому ключу соответствует индекс, имя которого также присваивается автоматически. Имена ключа и индекса при желании можно изменить вручную.

На диаграмме атрибуты альтернативных ключей обозначаются как (Akn.m.), где n - порядковый номер ключа, m - порядковый номер атрибута в ключе. Когда альтернативный ключ содержит несколько атрибутов, (Akn.m.) ставится после каждого.

Внешние ключи (Foreign Key) создаются автоматически, когда связь соединяет сущности: связи образуют ссылку на атрибуты первичного ключа в дочерней сущности и эти атрибуты образуют внешний ключ в дочерней сущности (миграция ключа). Атрибуты внешнего ключа обозначаются символом (FK) после своего имени.

Зависимая сущность может иметь один и тот же ключ из нескольких родительских сущностей. Сущность может также получить один и тот же внешний ключ несколько раз от одного и того же родителя через несколько разных связей. Когда ERwin обнаруживает одно из этих событий, он распознает, что два атрибута одинаковы, и помещает атрибуты внешнего ключа в зависимой сущности только один раз. Это комбинирование или объединение идентичных атрибутов называется унификацией.

Есть случаи, когда унификация нежелательна. Например, когда два атрибута имеют одинаковые имена, но на самом деле они отличаются по смыслу, и необходимо, что бы это отличие отражалось в диаграмме. В этом случае необходимо использовать имена ролей внешнего ключа.

Связи на диаграмме представляются линиями, идущими от одной сущности (таблицы) к другой. Каждой связи присваивается уникальное имя. Связанные таблицы разделяют на родительские и дочерние. Родительские таблицы отображаются прямоугольниками с прямыми углами, дочерние – со скругленными.

После указания всем атрибутам формата данных необходимо созданную логическую модель преобразовать в физическую. Для этого необходимо в Tools выбрать Derive New Model , где в качестве Target Databases выберите ODBC/Generic (для использования в СУБД MySQL) см. Рисунок 9. Наша модель (см Рисунок 4) будет преобразована к виду см.Рисунок 11.

Рисунок 9 - Преобразование логической модели в физическую

Рисунок 10 - Физическая модель с указанием формата данных.

Рисунок 11 - Генерация кода SQL

Задание

1. Выполните построение диаграммы с заданными сущностями (прямое моделирование) для заданной предметной области.

2. Задайте атрибуты для каждой определенной сущности. При задании атрибутов используйте домены.

3. Введите связи между сущностями. Присвойте связям уникальные имена.

4. Используя СУБД MYSQL, решите прямую генерацию базы данных для проектируемой информационной.

5. Отчет должен содержать концептуальную модель и физическую базу данных в СУБД MYSQL.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие логического и физического уровней представления моделей данных с помощью ERwin?

2. В чем различие между моделями данных, представленных в форме диаграммы сущность-связь, на основе ключей и в виде полной атрибутивной модели?

3. Какие основные компоненты содержат модели данных, представленные по методологии IDEF1X?


Перечень типов данных, поддерживаемых СУБД необходимо уточнить у производителя

В предыдущих главах рассматривался наиболее часто встречающийся тип связей - идентифицирующие связи - и было показано, как ER

win производит миграцию ключей через эти связи.

В этой главе Вы узнаете, как:

Создавать и использовать неидентифицирующие, рекурсивные связи и связи подтипов. Производить автоматическую миграцию ключевых атрибутов из одной сущности в другую. Предотвращать появление одинаковых имен атрибутов. Задавать режимы наследования атрибутов. Задавать порядок обработки нулевых значений в дочерней сущности связи. Исключать связи "многие-ко-многим".

Управление внешними ключами

При создании диаграммы, хотя Вам, может быть, и хочется добавить ключевые атрибуты в сущность, когда Вы ее создаете, ER

win может сделать большую часть этой работы за Вас, если Вы ему позволите. Когда Вы создаете связь между двумя сущностями, ER win автоматически производит миграцию ключевых атрибутов родительской сущности в дочернюю сущность, где они становятся внешними ключами. Поскольку ER win поддерживает автоматическую миграцию ключей, мы рекомендуем Вам добавлять первичные ключи в независимую сущность сразу же, как только она создана, но не беспокойтесь о ключах для дочерних сущностей. После того, как Вы создадите связь и ER win произведет автоматическую миграцию внешних ключей, вернитесь и добавьте собственные ключи в дочерние сущности диаграммы.

Чтобы облегчить проектирование базы данных, ER

win позволяет задать режим Unique Key, который можно использовать для того, чтобы предупредить Вас о создании атрибута, который может автоматически мигрировать через связь, или запретить Вам создание таких атрибутов. Кроме того, если Вы удаляете связь, ER win автоматически удаляет соответствующие внешние ключи из дочерних сущностей. См. Гл.11, Документирование правил, разд. "Обеспечение уникальности имен сущностей и атрибутов".

Как создать внешние ключи

1. Нарисуйте связь между двумя сущностями или между сущностью и ею же самой (рекурсивная связь). Внешний ключ автоматически мигрирует. Вам не нужно ничего делать!

Чтобы видеть автоматическую миграцию внешних ключей,

нужно установить режим просмотра диаграммы Attribute Display. У Вас должны быть уже созданы атрибуты первичного ключа в родительской сущности.

Как посмотреть атрибуты внешнего ключа

1. Щелкните правой кнопкой мыши по соединительной линии связи - Вы войдете в меню Relationship.

2. Дайте команду "Relationship" для входа в редактор Relationship.

Задание режимов наследования атрибутов

win производит миграцию атрибута первичного ключа, то по умолчанию внешний ключ, который появляется в дочерней сущности, наследует имя, но не наследует определение атрибута первичного ключа. Если Вы хотите, чтобы определение атрибута первичного ключа тоже мигрировало в дочернюю сущность, Вам нужно изменить режимы наследования - Attribute Inheritance Option - которые ER win устанавливает по умолчанию. Для того, чтобы изменить режим наследования по отношению к мигрирующим ключам, дайте команду "Attribute Inheritance..." в меню Option. Вы войдете в окно-диалог Attribute Inheritance Option.

В этом диалоге можно установить три режима. По умолчанию установлен режим "No Inheritance", а Вы можете изменить его на "Full Inheritance" или "Restricted Inheritance", нажимая соответствующую кнопку, а затем - "ОК" для сохранения нового режима.

Как задать режим наследования атрибута

1. Дайте команду "Attribute Inheritance..." из меню Option.

2. Нажмите на одну из кнопок в окне "Inheritance of Primary Key Definitions" для того, чтобы задать нужный Вам режим наследования атрибута:

"Full Inheritance" - определения атрибутов первичного ключа мигрируют во внешний ключ для всех новых и уже созданных связей текущей диаграммы.

"Restricted Inheritance" - определения атрибутов первичного ключа мигрируют во внешний ключ для всех новых cвязей, но это не распространяется на уже созданные связи текущей диаграммы.

"No Inheritance" - миграция определений атрибутов запрещается для всех связей текущей диаграммы. Это тот режим, который установлен по умолчанию.

Задание неидентифицирующих связей

Идентифицирующей связью

называется связь, которая добавляет признаки идентичности в дочернюю сущность путем миграции ключей родительской сущности в область ключевых атрибутов дочерней и таким образом делая дочернюю сущность зависимой от родительской в смысле своей идентичности. Например, когда атрибут movie-numb ER мигрирует из сущности MOVIE в MOVIE-COPY на диаграмме MOVIES.ER1, токаждый экземпляр MOVIE-COPY зависит и от movie-numb ER, и от movie-copy-numb ER, которые уникальным образом его определяют (ни один из этих двух атрибутов не может сам по себе уникальным образом определить конкретную копию фильма).

Можно задать также и такую связь, которая не ставит дочернюю сущность в зависимость от родительской. Этот тип связи называется неидентифицирующей связью . В ER

win такая связь обозначается пунктирной линией с жирной точкой на конце, соответствующем дочерней связи. При неидентифицирующей связи атрибуты первичного ключа родиетльской сущности мигрируют в область данных (неключевая область) , которяа расположена под чертой в дочерней сущности. Если атрибуты, которые мигрировали в неключевую область дочерней сущности, не нужны в этой сущности, то связь называется необязательной неидентифицирующей связью , что подразумевает, что мигрировавшие атрибуты не нужны дочерней сущности для ее идентификации и что она может существовать и без этих атрибутов. В ER win необязательная неидентифицирующая связь обозначается пунктирной линией с жирной точкой на одном конце (дочернем) и ромбиком на другом (родительском).

На рисунке ниже показано, как изображаются в ER

win идентифицирующие, неидентифицирующие и необязательные неидентифицирующие связи, и обобщаются различия между этими связями.

Если связь уже создана на диаграмме, то Вы можете изменить ее тип в редакторе Relationship.

Как изменить тип связи

1. Выберите ту связь, которую Вы хотите изменить. Установите курсор на линию связи и щелкните правой кнопкой мыши для входа в pop-up меню Editor.

2. Дайте команду "Relationship" в меню Editor для входа в редактор Relationship.

3. Нажмите нужную кнопку в окне Relationship Type (Identifying - идентифицирующая, Non-Identifying - неидентифицирующая).

4. Нажмите "ОК" для того, чтобы зафиксировать изменения. ER

win изменяет линию связи на диаграмме в соответствии с новым типом.

Рекурсивной связи в

ER win автоматически присваивается тип Non-Identifiyng. Изменить его нельзя.

Разрешить или не разрешить нулевые значения?

Когда Вы рисуете неидентифицирующую связь, Вам нужно решить, могут ли атрибуты внешнего ключа, наследуемые от родителя, принимать значение NULL или нет. По умолчанию для неидентифицирующей связи задается режим "Nulls Allowed", что означает, что дочерняя сущность может существовать без родительской, и связь называется необязательной. "No Nulls" означает, что существование дочерней сущности зависит от родительской, и связь называется обязательной. В случае необязательной связи (Nulls Allowed) на родительском конце неидентифицирующей связи ER

win ставит знак - ромбик.

Одно из основных различий между идентифицирующей и неидентифицирующей связью - в том, что только те внешние ключи, которые мигрируют через неидентифицирующую связь, могут принимать значения NULL.

См. руководство по методам ER

win Methods Guide , Гл.3, "Обзор языка", разд. "Идентифицирующие и неидентифицирующие связи".

По умолчанию для неидентифицирующей связи установлен

режим "Nulls Allowed", т.е. значения NULL для внешних ключе

Создание современных информационных систем представляет собой сложнейшую задачу, решение которой требует применения специальных методик и инструментов. Неудивительно, что в последнее время среди системных аналитиков и разработчиков значительно вырос интерес к CASE (Computer-Aided Software/System Engineering) - технологиям и инструментальным CASE-средствам, позволяющим максимально систематизировать и автоматизировать все этапы разработки программного обеспечения.

Предлагаемая читателю книга представляет собой практическое руководство по созданию информационных систем с помощью эффективных инструментов анализа, проектирования и кодогенерации фирмы PLATINUM technology - BPwin и ERwin. Она содержит также описание методов структурного анализа и проектирование моделей данных в объеме, необходимом для практической работы. Применение методов иллюстрируется примерами.

Книга написана на основе личного опыта автора, полученного при разработке информационных систем, чтении лекций и проведении практических занятий по CASE-технологиям и CASE-средствам в Учебном центре компании "Интерфейс Ltd." Она адресована специалистам в области информационных технологий: системным аналитикам, руководителям проектов, разработчикам - и может быть также полезна для студентов и аспирантов, изучающих основы системного анализа и проектирования информационных систем.

Книга:

Связь является логическим соотношением между сущностями. Каждая связь должна именоваться глаголом или глагольной фразой (Relationship Verb Phrases) (рис. 2.20). Имя связи выражает некоторое ограничение или бизнес-правило и облегчает чтение диаграммы, например:

Каждый КЛИЕНТ <размещает> ЗАКАЗы;

Каждый ЗАКАЗ <выполняется> СОТРУДНИКом.

Рис. 2.20. Имя связи - Relationship Verb Phrases

Связь показывает, какие именно заказы разместил клиент и какой именно сотрудник выполняет заказ. По умолчанию имя связи на диаграмме не показывается. Для отображения имени следует в контекстном меню, которое появляется, если щелкнуть левой кнопкой мыши по любому месту диаграммы, не занятому объектами модели, выбрать пункт Display Options/Relationship и затем включить опцию Verb Phrase.

На логическом уровне можно установить идентифицирующую связь один-ко-многим, связь многие-ко-многим и неидентифицирующую связь один-ко-многим (соответственно это кнопки слева направо в палитре инструментов).

В IDEF1X различают зависимые и независимые сущности. Тип сущности определяется ее связью с другими сущностями. Идентифицирующая связь устанавливается между независимой (родительский конец связи) и зависимой (дочерний конец связи) сущностями. Когда рисуется идентифицирующая связь, ERwin автоматически преобразует дочернюю сущность в зависимую. Зависимая сущность изображается прямоугольником со скругленными углами (сущность Заказ на рис. 2.21). Экземпляр зависимой сущности определяется только через отношение к родительской сущности, т. е. в структуре на рис. 2.21 информация о заказе не может быть внесена и не имеет смысла без информации о клиенте, который его размещает. При установлении идентифицирующей связи атрибуты первичного ключа родительской сущности автоматически переносятся в состав первичного ключа дочерней сущности. Эта операция дополнения атрибутов дочерней сущности при создании связи называется миграцией атрибутов. В дочерней сущности новые атрибуты помечаются как внешний ключ - (FK).

Рис. 2.21. Идентифицирующая связь между независимой и зависимой таблицей

В дальнейшем, при генерации схемы БД, атрибуты первичного ключа получат признак NOT NULL, что означает невозможность внесения записи в таблицу заказов без информации о номере клиента.

При установлении неидентифицирующей связи (рис. 2.22) дочерняя сущность остается независимой, а атрибуты первичного ключа родительской сущности мигрируют в состав неключевых компонентов родительской сущности. Неидентифицирующая связь служит для связывания независимых сущностей.

Рис. 2.22. Неидентифицирующая связь

Экземпляр сущности Сотрудник может существовать безотносительно к какому-либо экземпляру сущности Отдел, т. е. сотрудник может работать в организации, не числясь в каком-либо отделе.

Идентифицирующая связь показывается на диаграмме сплошной линией с жирной точкой на дочернем конце связи (см. рис. 2.21), неидентифицирующая - пунктирной (рис. 2.22).

Для создания новой связи следует:

установить курсор на нужной кнопке в палитре инструментов (идентифицирующая или неидентифицирующая связь) и нажать левую кнопку мыши (рис. 2.2);

щелкнуть сначала по родительской, а затем по дочерней сущности.

Форму линии связи можно изменить. Для этого нужно захватывать мышью нужную линию связи и переносить ее с места на место, пока линия не начнет выглядеть лучше.

В палитре инструментов кнопка

Соответствует идентифицирующей связи, кнопка

Связи многие-ко-многим и кнопка

Соответствуют неидентифицирующей связи.

Для редактирования свойств связи следует "кликнуть" правой кнопкой мыши по связи и выбрать на контекстном меню пункт Relationship Editor.

В закладке General появившегося диалога можно задать мощность, имя и тип связи (рис. 2.23).

Мощность связи (Cardinality) - служит для обозначения отношения числа экземпляров родительской сущности к числу экземпляров дочерней.

Различают четыре типа мощности (рис. 2.24):

общий случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствуют 0, 1 или много экземпляров дочерней сущности не помечается каким-либо символом;

символом Р помечается случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствуют 1 или много экземпляров дочерней сущности (исключено нулевое значение);

символом Z помечается случай, когда одному экземпляру родительской сущности соответствуют 0 или 1 экземпляр дочерней сущности (исключены множественные значения);

цифрой помечается случай точного соответствия, когда одному экземпляру родительской сущности соответствует заранее заданное число экземпляров дочерней сущности.

Рис. 2.23. Диалог Relationship Editor

По умолчанию символ, обозначающий мощность связи, не показывается на диаграмме. Для отображения имени следует в контекстном меню, которое появляется, если щелкнуть левой кнопкой мыши по любому месту диаграммы, не занятому объектами модели, выбрать пункт Display Options/Relationship и затем включить опцию Cardinality.

Имя связи (Verb Phrase) - фраза, характеризующая отношение между родительской и дочерней сущностями. Для связи один-ко-многим идентифицирующей или неидентифицирующей достаточно указать имя, характеризующее отношение от родительской к дочерней сущности (Parent-to-Child). Для связи многие-ко-многим следует указывать имена как Parent-to-Child так и Child-to-Parent.

Рис. 2.24. Обозначения мощности

Тип связи (идентифицирующая/неидентифицирующая). Для неидентифицирующей связи можно указать обязательность (Nulls). В случае обязательной связи (No Nulls) при генерации схемы БД атрибут внешнего ключа получит признак NOT NULL, несмотря на то что внешний ключ не войдет в состав первичного ключа дочерней сущности. В случае необязательной связи (Nulls Allowed) внешний ключ может принимать значение NULL. Необязательная неидентифицирующая связь помечается прозрачным ромбом со стороны родительской сущности (см. рис. 2.22).

Рис. 2.25. Закладка Rolename/RI Actions диалога Relationship Editor

В закладке Definition можно дать более полное определение связи для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность на него ссылаться.

В закладке Rolename/RI Actions можно задать имя роли и правила ссылочной целостности.

Имя роли (функциональное имя) - это синоним атрибута внешнего ключа, который показывает, какую роль играет атрибут в дочерней сущности.

Рис. 2.26. Имена ролей внешних ключей

В примере, приведенном на рис. 2.26, в сущности Сотрудник внешний ключ Номер отдела имеет функциональное имя "Где работает", которое показывает, какую роль играет этот атрибут в сущности. По умолчанию в списке атрибутов показывается только имя роли. Для отображения полного имени атрибута (как функционального имени, так и имени роли) следует в контекстном меню, которое появляется, если щелкнуть левой кнопкой мыши по любому месту диаграммы, не занятому объектами модели, выбрать пункт Display Options/Entities и затем включить опцию Rolename/Attribute (рис. 2.25). Полное имя показывается как функциональное имя и базовое имя, разделенные точкой (см. рис. 2.26).

Обязательным является применение имен ролей в том случае, когда два или более атрибутов одной сущности определены по одной и той же области, т. е. они имеют одинаковую область значений, но разный смысл. На рис. 2.27 сущность Продажа валюты содержит информацию об акте обмена валюты, в котором участвуют две валюты - проданная и купленная. Информация о валютах содержится в сущности Валюта. Следовательно, сущности Продажа валюты и Валюта должны быть связаны дважды и первичный ключ - Номер валюты должен дважды мигрировать в сущность Валюта в качестве внешнего ключа. Необходимо различать эти атрибуты, которые содержат информацию о номере проданной и купленной валюты (имеют разный смысл), но ссылаются на одну и ту же сущность Валюта (имеют общую область значений). В примере на рис. 2.27 атрибуты получили имена ролей Проданная и Купленная.

Рис. 2.27. Случай обязательности имен ролей

Другим примером обязательности присвоения имен ролей являются рекурсивные связи (иногда их называют "рыболовный крючок" - fish hook), когда одна и та же сущность является и родительской и дочерней одновременно. При задании рекурсивной связи атрибут должен мигрировать в качестве внешнего ключа в состав неключевых атрибутов той же сущности. Атрибут не может появиться дважды в одной сущности под одним именем, поэтому обязательно должен получить имя роли. На рис. 2.26 сущность Сотрудник содержит атрибут первичного ключа Табельный номер. Информация о руководителе сотрудника содержится в той же сущности, поскольку руководитель работает в той же организации. Чтобы сослаться на руководителя сотрудника следует создать рекурсивную связь (на рис. 2.26 связь руководит/подчиняется) и присвоить имя роли ("Руководитель"). Заметим, что рекурсивная связь может быть только неидентифицирующей. В противном случае внешний ключ должен был бы войти в состав первичного ключа и получить при генерации схемы признак NOT NULL. Это сделало бы невозможным построение иерархии - у дерева подчиненности должен быть корень - сотрудник, который никому не подчиняется в рамках данной организации.

Связь руководит/подчиняется на рис. 2.26 позволяет хранить древовидную иерархию подчиненности сотрудников. Такой вид рекурсивной связи называется иерархической рекурсией (hierarchical recursion) и задает связь, когда руководитель (экземпляр родительской сущности) может иметь множество подчиненных (экземпляров дочерней сущности), но подчиненный имеет только одного руководителя (рис. 2.28).

Иерархическая рекурсия Сетевая рекурсия


Рис. 2.28. Подчиненность экземпляров сущности в иерархической и сетевой рекурсии

Другим видом рекурсии является сетевая рекурсия (network recursion), когда руководитель может иметь множество подчиненных и, наоборот, подчиненный может иметь множество руководителей. Сетевая рекурсия задает паутину отношений между экземплярами родительской и дочерней сущностей. Это случай, когда сущность находится сама с собой в связи многие-ко-многим. Для разрешения связи многие-ко-многим необходимо создать новую сущность (подробно связь многие-ко-многим будет рассмотрена ниже).

Рис. 2.29. Пример реализации сетевой рекурсии

На рис. 2.29 рассмотрен пример реализации сетевой рекурсии. Структура моделирует родственные отношения между членами семьи любой сложности. Атрибут Тип отношения может принимать значения "отец-сын", "мать-дочь", "дед-внук", "свекровь-невестка", "тесть-зять" и т. д. Поскольку родственное отношение связывает всегда двух людей, от сущности Родственник к. сущности Родственное отношение установлены две идентифицирующие связи с именами ролей "Старший" и "Младший". Каждый член семьи может быть в родственных отношениях с любым другим членом семьи, более того, одну и ту же пару родственников могут связывать разные типы родственных отношений.

Если атрибут мигрирует в качестве внешнего ключа более чем на один уровень, то на первом уровне отображается полное имя внешнего ключа (имя роли + базовое имя атрибута), на втором и более - только имя роли. На рис. 2.30 изображена структура данных, которая содержит сущность Команда, сущность Игрок, в которой хранится информация об игроках каждой команды, и сущность Гол, содержащая информацию и голах, которые забивает каждый игрок. Атрибут внешнего ключа Номер команды сущности Игрок имеет имя роли "В какой команде играет".

Рис. 2.30. Миграция имен ролей

На следующем уровне, в сущности Гол, отображается только имя роли соответствующего атрибута внешнего ключа (В какой команде играет).

Правила ссылочной целостности (referential integrity, RI) - логические конструкции, которые выражают бизнес-правила использования данных и представляют собой правила вставки, замены и удаления. При генерации схемы БД на основе опций логической модели, задаваемых в закладке Rolename/RI Actions, будут сгенерированы правила декларативной ссылочной целостности, которые должны быть предписаны для каждой связи, и триггеры, обеспечивающие ссылочную целостность. Триггеры представляют собой программы, выполняемые всякий раз при выполнении команд вставки, замены или удаления (INSERT, UPDATE или DELETE). На рис. 2.30 существует идентифицирующая связь между сущностями Команда и Игрок. Что будет, если удалить команду? Экземпляр сущности Игрок не может существовать без команды (атрибут первичного ключа В какой команде играет. Номер команды не может принимать значение NULL), следовательно, нужно либо запретить удаление команды, пока в ней числится хотя бы один игрок (для удаления команды сначала нужно удалить всех игроков), либо сразу удалять вместе с командой всех ее игроков. Такие правила удаления называются "ограничение" и "каскад" (Parent RESTRICT и Parent CASCADE, см. рис. 2.25). Заметим, что сущности Игрок и Гол, в свою очередь, тоже связаны идентифицирующей связью и в случае удаления каскадом команды будут удалены все игроки команды и все голы, которые они забивали. Выполнение команды на удаление одной строки реально может привести к удалению тысячи строк в БД, поэтому использовать правило удаления каскадом следует с осторожностью. В том случае, если установлено правило ограничения удаления, при попытке выполнить удаление команды, в которой есть хотя бы один игрок, сервер реляционной СУБД возвратит ошибку.

На рис. 2.26 установлена необязательная неидентифицирующая связь между сущностями Отдел и Сотрудник. Экземпляр сущности Сотрудник может существовать без ссылки на отдел (атрибут внешнего ключа Где работает. Номер отдела может принимать значение NULL). В этом случае возможно установление правила установки в нуль - SET NULL. При удалении отдела атрибут внешнего ключа сущности Сотрудник - Где работает. Номер отдела примет значение NULL. Это означает, что при удалении отдела сотрудник остается работать в организации не будучи приписан к какому-либо отделу и информация о нем сохраняется.

Возможна установка еще двух правил удаления (если таковые поддерживаются СУБД):

SET DEFAULT - при удалении атрибуту внешнего ключа присваивается значение по умолчанию. Например, при удалении команды игроки могут быть переведены в другую команду.

NONE - при удалении значение атрибута внешнего ключа не меняется. Запись об игроке "повисает в воздухе", т. е. ссылается на несуществующую уже команду. Такая ситуация характерна для "плоских" таблиц. Например, если информация об игроках и командах хранится в dbf-файлах, можно удалить запись о команде, при этом файл игроков "ничего не будет знать" о том, что соответствующей команды не существует. Поэтому в настольных или файл-серверных системах функциональность, обеспечивающая правила ссылочной целостности, реализуется в клиентском приложении.

Правила удаления управляют тем, что будет происходить в БД при удалении строки. Аналогично правила вставки и обновления управляют тем, что будет происходить с БД, если строки изменяются или добавляются. Например, можно установить правило, которое разрешает вносить новую команду только в том случае, когда в нее зачислен хотя бы один игрок. Желаемое поведение может быть достигнуто следующими действиями:

Задать мощность связи между сущностями Команда и Игрок, равную "One or more" - 1 или более (тип Р). Предполагается, что установлена идентифицирующая связь.

Присвоить действие RI-триггера "Parent Insert-CASCADE" для того, чтобы при создании новой строки в таблице Команда автоматически создавалась хотя бы одна строка в дочерней таблице Игрок.

Присвоить связи действие RI-триггера "Parent Delete-CASCADE" для того, чтобы при удалении строки из таблицы Команда соответствующая строка или строки из таблицы Игрок тоже удалялись.

ERwin автоматически присваивает каждой связи значение ссылочной целостности, устанавливаемой по умолчанию, прежде чем добавить ее в диаграмму. Режимы RI, присваиваемые ERwin по умолчанию (приведены в табл. 2.4), могут быть изменены в редакторе Referential Integrity Default, который вызывается, если щелкнуть по кнопке RI Defaults диалога Target Server (меню Server/Target Server).

Таблица 2.4. Значения RI, присваиваемые в ERwin no умолчанию, а также возможные оежимы для каждого типа связи

Идентифицирующая связь Неидентифицирующая связь (Nulls Allowed) Неидентифицирующая связь (No Nulls) Категориальная связь
Child Delete Возможные режимы RESTRICT, CASCADE, NONE RESTRICT, CASCADE, NONE, SET NULL, SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE,
NONE
Child Delete Режимы по умолчанию NONE NONE NONE NONE
Child Insert Возможные режимы RESTRICT, CASCADE, RESTRICT, CASCADE, NONE, SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE,
NONE NONE
Child Insert Режимы по умолчанию RESTRICT SET NULL RESTRICT RESTRICT
Child Update Возможные режимы RESTRICT, CASCADE, NONE RESTRICT, CASCADE, NONE, SET NULL,SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE, SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE
Child Update Режимы по умолчанию RESTRICT SET NULL RESTRICT RESTRICT
Parent Delete Возможные режимы RESTRICT, CASCADE, NONE RESTRICT, CASCADE, NONE, SET NULL,SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE, SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE,
NONE
Parent Delete Режимы по умолчанию RESTRICT SET NULL RESTRICT CASCADE
Parent Insert Возможные режимы RESTRICT, CASCADE, NONE RESTRICT, CASCADE, NONE, SET NULL,SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE, SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE
Parent Insert Режимы по умолчанию NONE NONE NONE NONE
Parent Update Возможные режимы RESTRICT, CASCADE, NONE RESTRICT, CASCADE, NONE, SET NULL,SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE, SET DEFAULT RESTRICT, CASCADE, NONE
Parent Update Режимы по умолчанию RESTRICT SET NULL RESTRICT CASCADE

Связь многие-ко-многим возможна только на уровне логической модели данных. На рис. 2.31 вверху показан пример связи многие-ко-многим. Врач может принимать много пациентов, пациент может лечиться у нескольких врачей. Такая связь обозначается сплошной линией с двумя точками на концах.

Лабораторная работа № 5

Цель работы:

Задание:

Последовательность выполнения работы

Знакомство с пользовательским интерфейсом

· Загрузите программу Erwin.

· В появившемся диалоговом окне установите переключатель Crеаte а New Model. На экране появится диалог Create Model – Select Template, гденеобходимо выбрать уровень моделирования.

Erwin имеет два уровня моделирования: логический и физический. На логическом уровне данные представляются так, как они выглядят в реальном мире. Объектами логического уровня являются сущности и атрибуты.

На физическом уровне модель зависит от конкретной реализации базы данных, выбираемой пользователем. При переходе модели на физический уровень производится трансформация сущностей в таблицы, а атрибутов в поля, поэтому все имена и описания физической модели должны соответствовать принятым для выбранной СУБД соглашениям.

· Установите переключательLogical/Physical для создания модели с логическим и физическим уровнями.

· В полях DataBase и Version указывается тип и версия сервера, для которого создается модель. Выберите в списке Access, 2000. Нажмите кнопку ОК .

· На экране появится основное окно программы.

В верхней части окна находится титульная строка, в которой указано название программы, наименование модели, наименование подмножества (Subject Area) и хранимого отображения (Stored Display). Основную часть пространства программы занимает рабочая область, в которой создается ER-диаграмма.

Для переключения между логическим и физическим уровнями на панели инструментов имеется список (рис 1.1).

Помимо этого списка, на панели инструментов имеются кнопки (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1.

Кнопки, расположенные на панели инструментов программы Erwin

Кнопка Назначение
Создание, открытие, сохранение и печать модели
Вызов диалога Report Browser для генерации отчетов
Изменение уровня просмотра модели: уровень сущностей, уровень атрибутов, уровень определений
Изменение масштаба просмотра модели
Генерация схемы БД, выравнивание схемы с моделью и выбор сервера (доступны только на уровне физической модели)
Переключение между областями модели Subject Area


Для непосредственной работы с элементами модели в программе имеется палитра инструментов (Erwin Toolbox), представляющая собой «плавающее окошко» (рис. 1.2). При необходимости палитру инструментов можно убирать с экрана и вызывать нажатием комбинации клавиш «CTRL-T».

Рис. 1.2. Палитра инструментов на логическом уровне

Внесение в модель сущностей

На данном этапе необходимо внести в модель следующие сущности, выявленные в результате анализа предметной области (поставка товара в соответствии с договорами): покупатель, договор, накладная, товар, склад.

· Выберите на панели инструментов (ERwin Toolbox) кнопку Сущность ,щелкнув по ней указателем мыши. Затем щелкните мышкой по тому месту на диаграмме, где необходимо расположить новую сущность. На поле диаграммы появится прямоугольник, изображающий новую сущность, с автоматически сгенерированным именем «Е/1».

· Введите с клавиатуры имя сущности «Покупатель » и нажмите Enter .

· Точно таким же образом вставьте в диаграмму еще четыре сущности: договор, накладная, товар, склад.

· Щелкнув правой кнопкой мыши по сущности и выбрав из контекстного меню пункт Entity Properties , можно вызвать редактор сущностей Entities (рис. 1.6), который позволяет изменять свойства выбранной сущности. Редактор сущностей также можно вызвать через главное меню: Model | Entities.



Рис. 1.6. Редактор сущности

В верхней части окна редактора находится список всех сущностей, имеющихся на диаграмме. С его помощью можно выбрать сущность, свойства которой необходимо посмотреть или изменить. По умолчанию, выбранной является выделенная на диаграмме сущность, по которой щелкнули мышью. Далее имеется поле Name, в котором высвечивается имя сущности. Имя можно редактировать.

Ниже в окне редактора находится ряд закладок:

Definition (определение) – на этой странице вводится определение сущности.

Note, Note2, Note3 (примечание) – используются для ввода произвольного текста, связанного с сущностью, например, образцы данных и запросы.

UDP – определяемые пользователем свойства.

Icon (иконка) – для наглядности каждой сущности может быть присвоена иконка, которая выводится рядом с ее названием.

· Для каждой сущности введите определение Definition.

Ключевые группы

· Вызовите редактор ключевых групп Key Groups, щелкнув правой кнопкой мыши по сущности Покупатель и выбрав из контекстного меню пункт Key Groups . Редактор ключевых групп также можно вызвать через главное меню: Model | Key Groups.

Редактор ключевых групп содержит элементы управления:

Entity – поле с выпадающим списком, в котором следует выбрать сущность для редактирования.

Окно с перечнем ключевых групп. Каждая группа представлена отдельной строкой, включающей в себя имя (Key Group), тип (Type) и определение (Definition).

Кроме того, диалоговое окно редактора ключевых групп содержит следующие закладки:

ü Members (члены). Задаются члены ключевых групп и их порядок следования в группе.

ü General (общие установки). Переключатели, позволяющие задавать тип ключевой группы. Для первичного и внешнего ключа эти группы недоступны.

ü Definition (определение). Произвольная текстовая информация, относящаяся к выбранной ключевой группе.

ü Note (примечание). Примечание к выбранной группе.

ü UDP (пользовательские свойства).

· Нажмите кнопку New .

· В окне New Key Group в поле Key Group введите имя ключевой группы – ИНН . В поле Index выводится генерируемое программой Erwin имя индекса. Оставьте его без изменений.

· Переключатель Key Group Type задает тип создаваемого ключа. Это может быть альтернативный ключ (Alternate Key) или инверсный вход (Inversion Entry). Выберите Alternate Key и нажмите ОК . Вновь введенный альтернативный ключ появится в перечне ключей.



Перейдите на закладку Members . Новый ключ пока не содержит никаких атрибутов, поэтому правый список Key Group Members (члены ключевой группы) пуст. Выберите в левом списке атрибут ИНН и переместите его в правый список при помощи кнопки со стрелкой (см. рис. 1.8).

Рис. 1.8. Редактор ключевых групп

· Таким же образом создайте ключевые группы для инверсных входов, приведенных в табл. 1.3.

Лабораторная работа № 6

Задание правил декларативной ссылочной целостности

· Находясь на логическом уровне модели данных, выделите связь «заключает» между сущностями Покупатель и Договор, щелкнув по ней указателем мыши. Затем нажмите правую кнопку мыши и в контекстном меню выберите пункт Relationship Properties (редактор связей).

· В окне редактора связей Relationship перейдите на вкладку RI Actions . Ознакомьтесь с правилами ссылочной целостности для связи «Покупатель – Договор», присвоенными по умолчанию. Данные установки запрещают вставку и изменение экземпляра дочерней сущности, а также удаление и изменение родительской сущности. Это означает, что не допускается удаление или изменение покупателя, если в базе данных имеются заключенные с ним договоры, а также ввод договора без указания покупателя или со ссылкой на несуществующего покупателя. Тем самым мы выполнили условие, по которому договор может существовать только для конкретного покупателя.

· Проанализируйте установленные правила ссылочной целостности для всех остальных связей.

Правила, присваиваемые связи по умолчанию, можно изменить, выбрав нужное значение из выпадающего списка.

Нормализация данных

Из модели видно, что в сущности Покупатель присутствует множественный атрибут ТЕЛ. Покупатель может иметь несколько телефонных номеров, что является нарушением первой нормальной формы, согласно которой все значения атрибутов должны быть атомарными. Поэтому необходимо выделить атрибут ТЕЛ в отдельную сущность.

· Создайте сущность Телефон, содержащую следующие атрибуты: КОД_ТЕЛ (первичный ключ, тип – number) и ТЕЛ (тип – string).

· Свяжите сущности Покупатель и Телефон идентифицирующей связью. Установите мощность связи – One or More (P) и введите имя связи – имеет.

Выбор сервера

· Выполните команду Database | Choose Database .

· В диалоговом окне Erwin/ERX – Target Server необходимо задать тип сервера – Access и его версию – 2000 . Кроме того, здесь указывается используемый по умолчанию тип данных и условие NULL для вновь созданных колонок. Некоторые опции данного диалогового окна зависят от выбранного типа сервера.

· После выбора сервера нажмите кнопку ОК .

Денормализация данных

На модели имеются две связи типа «многие-ко-многим»: Товар – Договор и Товар – Накладная, которые должны быть разрешены на физическом уровне. Результат разрешения данных связей представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Результат разрешения связей «многие-ко-многим»

Разрешение связей «многие-ко-многим» осуществляется автоматически при переходе на физический уровень, либо с помощью специального мастера Many Relationship Transform Wizard .

· Для вызова данного мастера выделите связь «Товар – Договор», щелкнув по ней указателем мыши. Затем нажмите правую кнопку мыши и в контекстном меню выберите пункт Create Association Table (создать ассоциативную таблицу). На экране появится первый диалог мастера, содержащий текст о его назначении.

· Введите в поле Table Name (имя таблицы) – Поставка_План . В поле Table Comment (комментарии к таблице) введите текст: Сведения о поставках товара по договору.

· На модели появилась новая таблица Поставка_План, связанная идентифицирующей связью с таблицами Товар и Договор.

· Новую таблицу необходимо дополнить тремя колонками (см. табл. 2.1). Для этого выделите таблицу Поставка_План , щелкнув по ней указателем мыши. Затем нажмите правую кнопку мыши и в контекстном меню выберите пункт Columns (редактор колонок). Работа с данным редактором аналогична работе с редактором атрибутов.

· Самостоятельно введите три новых колонки в соответствии с табл. 2.1.

· Рассмотренным выше способом (с использованием мастера) преобразуйте связь «Товар – Накладная» и дополните полученную ассоциативную таблицу Отгрузка двумя колонками согласно табл. 2.1.

Задание правил валидации

Задание списка допустимых значений

В соответствии с рассматриваемой предметной областью для поля СТАВКА_НДС таблицы Товар зададим список допустимых значений: 0, 10 и 18 %.

Columns.

· В окне редактора в поле Column – СТАВКА_НДС .

· Перейдите на закладку выбранной СУБД – Access .

· Valid .

· В диалоге Validation Rules щелкните по кнопке New .

· В диалоге New Validation Rule вполе Logical введите имя правила – Проверка ставки НДС . Нажмите кнопку ОК .

· Перейдите на закладку General . В группе Type установите опцию Valid Value List .

· В поле Valid Value в первой строке введите 0. Во вторую и третью строки введите значения: 10 и 18.

· Проверьте, чтобы в верхней части окна редактора Validation Rules появилась строчка: Проверка ставки НДС (Validation Name) IN (0, 10, 18) (Validation Rule).

· Нажмите ОК. В окне редактора Columns на закладке Access в поле Valid появилось наименование созданного правила – «Проверка ставки НДС».

Задание значений, присваиваемых по умолчанию

Создадим правило, согласно которому в поле ДАТА_ДОГ таблицы Договор будет по умолчанию подставляться значение текущей даты.

· Вызовите контекстное меню таблицы Договор и выберите пункт Columns.

· В окне редактора в поле Column выберите колонку, для которой будет задаваться правило– ДАТА_ДОГ .

· На закладке Access щелкните по кнопке, расположенной справа от раскрывающегося списка Default .

· В диалоговом окне Default/Initial Values щелкните по кнопке New .

· В диалоге New Default Value вполе Logical введите имя правила – Текущая дата . Нажмите кнопку ОК .

· На закладке Access в поле Server Value – Access Default введите Date() (функцию, получающую значение текущей даты).

· Нажмите ОК. В окне редактора Columns на закладке Access в поле Default появилось наименование созданного правила – «Текущая дата».

· Установите это же правило для поля ДАТА_ОТГР таблицы Накладная. Для этого в окне редактора колонок Column выделите поле ДАТА_ОТГР и на закладке Access в поле Default из раскрывающегося списка выберитеправилоТекущая дата.

Задание правил проверки вводимых значений

Создадим правило проверки вводимых значений для поля ЦЕНА таблицы Товар, согласно которому данное поле не может иметь значения, меньшие 0.

· Вызовите контекстное меню таблицы Товар и выберите пункт Columns.

· В окне редактора в поле Column выберите колонку, для которой будет задаваться правило– ЦЕНА .

· На закладке Access щелкните по кнопке, расположенной справа от раскрывающегося списка Valid .

· В диалоге Validation Rules щелкните по кнопке New .

· В диалоге New Validation Rule вполе Logical введите имя правила – Проверка цены . Нажмите кнопку ОК .

· Перейдите на закладку General . В группе Type установите опцию Min/Max .

· В поле Min введите 1. Кроме нижней границы диапазона значений здесь также можно задать и верхнюю границу (Max ).

· В верхней части окна редактора Validation Rules в списке правил валидации добавилось вновь созданное: Проверка цены >=1.

· Нажмите кнопку ОК .

Лабораторная работа № 7

Расчет размера базы данных

Цель работы:

Освоить методику расчета размера базы данных, реализованную в Erwin.

Лабораторная работа № 8

Создание отчетов в Erwin

Цель работы:

· изучение видов отчетов;

· освоение процедуры создания отчетов

Лабораторная работа № 5

Основы работы в Erwin. Построение логической модели данных

Цель работы:

· овладение навыками работы в Erwin;

· построение логической модели заданной предметной области.

Задание:

Построить логическую информационную модель поставки товаров в соответствии с договорами средствами Erwin.