Тарифы Услуги Сим-карты

Роль и место информации и информационных систем в современном обществе. Понятие информации. Роль информации в развитии общества

Наряду с материальными, инструментальными, энергетическими и другими ресурсами напрямую зависит от ресурса информационного. Информация в жизни общества находится в постоянном и неуклонном росте. Особенно это касается промышленности, торговли, образования, финансово-банковской системы.

Информация на службе технологий

Роль информации в жизни общества очень велика. Благодаря ей увеличивается объём производства, усложняется выпускаемая продукция, используемые материалы, технологическое оборудование, расширяются внешние и внутренние связи предприятия.

Управление становится потому что:

  • в эпоху рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
  • развиваются массово-коммуникационные процессы;
  • общая теория информации требует тщательной разработки;
  • кибернетика стала наукой об управлении;
  • информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
  • роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно самоорганизует всю живую и неживую природу на Земле, и исследования подтвердили это;
  • информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в становлении экономики;
  • прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не обойдётся.

Информационная среда

Проводник, преобразователь, распространитель информации, и в то же самое время главный источник причин деятельности - информационная среда. Ради деятельности и успеха всех её процессов, человек вынужден активно взаимодействовать с себе подобными, чтобы получать из информационных потоков новые знания, генерировать на их основе новые и опять же отправлять их по волнам тех же потоков до каждого адресата своей информационной среды.

Информация в жизни общества столь же необходимый ресурс, как сырьевые, энергетические, финансовые и другие. Более того, информация - теперь объект купли и продажи. Информационный продукт - ресурс Информация, даже будучи проданной, не исчезает в процессе потребления. Это ресурс вечный.

Рынок информации

Информация в жизни общества приобрела настолько большое значение, информационный сектор движет настолько большие и разнообразные потоки, что это повлияло на формирование информационного рынка.

Информационные технологии стали самостоятельным и прибыльным видом бизнеса, направленным на удовлетворение потребностей любого круга пользователей. Человек имеет возможность мгновенно подключиться к любому информационному массиву. Это энциклопедии и справочники, базы данных, оперативные сводки, законодательные акты, аналитические обзоры, - всё, что угодно, океан информации в жизни общества, поступающей из региональных, национальных, международных систем. Ее использование, естественно, помогает успешному ведению бизнеса.

Роль информации в жизни общества и государства велика, но современное развитие технологий позволяет смотреть шире. Построение бизнеса глобального масштаба в сетях Интернет - вполне реальная возможность, поскольку открыт доступ к всемирному политической, научной, технической информации.

Человек в информационном поле

Что сегодня определяет уровень научно-технического потенциала целых стран, как и развитие в них народного хозяйства? разумеется. Настолько высока роль информации в жизни общества. Личности и государства даже не в силах оспорить её суровый приговор: мировому сообществу известны и политика страны, и деятельность отдельного человека.

Чтобы информацию использовать целенаправленно, нужно её собрать, преобразовать, передать, накопить и систематизировать. Это так называемые информационные процессы. Всем известно, что для жизнедеятельности даже одноклеточных информация необходима (температура, состав воды, например).

Все живые оргазнизмы информацию не только воспринимают, но и делятся ею. Получение, преобразование, накопление и передача информации среди людей называется информационной деятельностью.

Примеры информации в жизни общества

Люди многие тысячелетия ценили как предметы труда только материальные объекты: от топора до паровой машины. Труд был связан с обработкой и переработкой каких-то вещей с использованием энергии путём её преобразования. Постепенно перед людьми встали вопросы управления. Без накоплений обработанных данных, учитывающих накопленный опыт и знания, управлять любым процессом труда невозможно. Появляются профессии, привязанные исключительно к информационной деятельности, от жрецов и военачальников до летописцев и учёных.

Обмен информацией стал по-настоящему актуален после изобретения книгопечатания. Это немедленно повлияло на развитие образования, науки, на рост производства. Движущая сила прогресса - информация в жизни общества. Вывод напрашивается сам.

Упорядочивание и систематизация

Далее, по мере развития, общество постоянно находило людей для обработки и накопления информации. Росли объёмы знаний, обновлялся и накапливался разнообразный опыт, появлялись библиотеки и архивы. Информации в горах рукописей и книг было так много, и она была настолько разнопланова, что упорядочивание и систематизация стали необходимы. Появляются в библиотеках классификаторы, указатели предметные и алфавитные - новая роль информации в жизни общества.

И государства были вынуждены с потоками информации считаться, поскольку потоки эти росли и ширились. Для правильного ведения хозяйства, судопроизводства, содержания армии непременно нужно было иметь всё новые средства и способы всё более изощрённые, чтобы информацию собирать и хранить, обрабатывать и передавать.

Возрастание объёма информации

Быстрое совершенствование технических производств резко увеличило поток информации и человеческих знаний вообще. Ещё в начале двадцатого века объём человеческих знаний становился вдвое большим через полвека, то далее он обновлялся уже через пять лет.

Потребовала автоматизации. Так появился компьютер. Роль информации в жизни общества - кратко или развёрнуто вводить в курс дела специалистов любой отрасли. Компьютер используется не только для обработки числовой информации, но и в конструкторских бюро, бизнесе и на абсолютно любом производстве. Способы и методы предоставления информации стали занимать важнейшее место в деятельности людей многих профессий.

Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности

Вызовом времени явилось становление глобального информационного поля.
Фундаментом информационного сообщества стали четыре главные черты его формирования.

  • Роль информации в жизни общества изменилась, знание приобрело важнейший аспект, беспрецендентно возросла информационная насыщенность в управленческой, хозяйственной и многих других сферах деятельности, социально-экономическое развитие без информации и знаний стало невозможным.
  • Информационная индустрия превратилась в динамичную, престижную и выгодную сферу производства, обеспечивающую лидерство в мировой экономике.
  • Возникла развитая рыночная инфраструктура в потреблении информации и услуг, не только профессиональной деятельности человека это коснулось, но и бытовой.
  • Социальная организация и сотрудничество претерпели большие изменения, централизованные иерархичесике структуры сменились гибкими сетевыми организациями, быстро приспосабливающимися к инновационному развитию.

Идея информационного общества

Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.

  • Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
  • События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
  • Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества - картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ - восприятие целого мира посредством информационных достижений.
  • Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности - телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.

Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.

Перестройка мировой экономики

С середины семидесятых годов двадцатого века организационная структура предприятий и межфирменной связи претерпела коренное переформатирование. Организационные мероприятия произошли в целях адаптации к изменениям в институциональной, экономической, технологической сторонах деятельности фирм.

Вертикальные иерархические структуры перешли к гибким сетевым формам организации. Сети приняли на себя формообразующую основу - и внутреннюю организацию современных корпораций, и систему взаимодействия с партнёрами: корпоративные альянсы, межфирменные сети и т.д. Такое же движение происходило в сфере услуг и административных органах.

Средой труда, общения и отдыха становится Интернет. Сколько интересного привнесла информация в жизни общества: Прохоров с "Гражданской платформой", всенародное наблюдение за лунным затмением онлайн. Поистине огромен мир, который Интернет предложил людям.

А как растут доходы от мировой электронной коммерции! В двухтысячном году - 185 млрд долларов, а через три года уже почти полтора триллиона. Современную экономику можно уже определять, как и общество, словом "сетевая". Мощно завоёвывает плацдармы информация в жизни общества, кратко говоря.

Термин "информация" (в переводе с лат. "informatio") означает осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-то деятельности, сведения о чем-либо. Вплоть до средины XX в. это понятие означало какие-либо сведения. Однако академик А. Колмогоров дал ему более широкое определение, рассматривая информацию как первооснову всех новых и перспективных отраслей науки и техники (кибернетики, теории организации и управления, системотехники и т. п.). На современном этапе проблему информации считают одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем, связанных с научно-технической революцией. Она характеризуется, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах.

За последние три десятилетия в обществе получил широкое распространение и другой, близкий по смыслу термин – "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает этому понятно следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно (но не исключительно) для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам".

Поскольку распространяемая информация охватывает сотни миллионов людей, то она становится все более заметной материальной силой, которая воздействует не только на производство, технику, технологии, экономику, политику, социальную сферу, но и на характер современного мышления. Информационная революция, таким образом, представляет собой важнейшее звено в сложной сети общественных процессов и явлений современности.

Различные аспекты информатизации и роль информации в современном обществе изучали такие видные ученые, как Н. Винер, К. Шеннон, У. Эшби, Л. Бриллюэн, А. Берг, В. Глуш-ков, Н. Амосов, А. Колмогоров и др. Философский энциклопедический словарь содержит следующее толкование понятия информации: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность как результат получения сообщения; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигнал в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы .

В этом контексте к наиболее важным свойствам информации следует отнести такие: а) адекватность – соответствие реальным процессам и объектам; б) релевантность – соответствие тем задачам, для решения которых она предназначена; в) правильность – соответствие способа выражения информации ее содержанию; г) точность – отражение соответствующих явлений с минимальным искажением или минимальной ошибкой; д) актуальность, или своевременность – возможность ее использования тогда, когда нужда в ней особенно велика; е) всеобщность – независимость от отдельных частных изменений; ж) степень подробности – детальность информации. Важно отметить также свойство информации отражать различные социальные объекты, явления и процессы, т. е. ее достоверность. В социологии и других социальных науках выделяют и множество других свойств информации, таких как надежность, репрезентативность, системность, качество и др.


Наряду с этим информацию можно изучать в трех основных ее аспектах: 1) прагматическом – с точки зрения ее полезности в достижении цели, для которой она предназначена; 2) семантическом – с точки зрения ее содержания и правильного толкования; 3) синтаксическом – в зависимости от техники ее представления и передачи. Немаловажным аспектом сущности информации, на наш взгляд, является технологический. В этом аспекте рассматривают систему различных технологий работы с информацией.

Необходимо учитывать, что информация может накапливаться, теряться, загрязняться и уплотняться. В этой связи она представляет собой важный ресурс общества, который имеет гораздо большее значение, чем другие ресурсы, например энергетические ресурсы или полезные ископаемые. Кроме того, в современном обществе информация выполняет весьма важные и многообразные функции. Во-первых, благодаря ей обществу свойственны социальная память, наследственность и преемственность развития. Во-вторых, она представляет собой основное средство (ресурс) социального управления. В-третьих, без информации невозможно формирование личности, ее социализация, обучение и воспитание. В-четвертых, она является носительницей всех форм и проявлений культуры.

С развитием общества в нем постоянно возрастает роль информационных ресурсов, в которых обобщаются и концентрируются все имеющиеся сведения о различных отраслях человеческой жизнедеятельности. Составляющими этого процесса являются, как правило, общий рост объемов информации, а также возрастание экономического, социального, политического и других эффектов от ее использования. Люди добывают и используют информацию для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Ее экономический эффект зависит в основном от затрат ресурсов на ее получение. Принято выделять три варианта эффективности использования информации (рис. 27).

Для варианта А характерен рост эффективности информации пропорционально расходу ресурсов. В варианте Б эффективность быстро достигает пика и идет на спад. Наиболее интересен вариант В, который характеризуется экспоненциальным ростом эффективности использования информации.

Тенденцию к увеличению роли информации в жизни современного общества осмыслили Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Канн, А. Тоффлер и другие видные исследователи в рамках концепции постиндустриального развития современного общества. Реализация этой тенденции, по мнению этих ученых, должна в перспективе привести к формированию информационного общества, для которого характерно следующее:

В экономике – малые организационно-экономические формы, которые заменяют традиционные громоздкие корпорации;

В социальной сфере – появление информационных сообществ и обширная интеллектуализация деятельности людей, а также сосредоточение их в сфере производства и переработки информации;

В духовной сфере – повсеместная компьютерная революция, в результате которой возникнет единый мировой интеллект;

В сфере демократии – преодоление прежних форм отчуждения людей и возникновение новых противоречий между "умными" и "глупыми", образованными и необразованными, которые заменяют основное противоречие индустриального общества между бедными и богатыми.

Рис. 27. Варианты получения экономического эффекта от использования информации:

Э - эффективность информации; РР - расход ресурсов

В этой концепции переплетаются два начала: рациональное и иррациональное. Если попытаться отделить рациональные зерна от плевел иррационального, то становится ясным, что нарастающей тенденцией развития человеческого общества в ближайшие десятилетия XXI в. будет широкое развертывание и технологизация информационных процессов. Кроме того, в настоящее время очень быстро воплощаются в жизнь концепции информационного общества, особенно в высокоразвитых странах. В экономике этих стран утрачивают свое влияние гигантские корпорации, которые возникли на пике индустриального развития. Как отмечает в этой связи украинский исследователь Е. Марчук, стремительно сокращается количество занятых в тех корпорациях, которые еще продолжают удерживать и укреплять свои позиции. Например, доля занятых в промышленности США уменьшилась с 34 % от общего количества рабочей силы в 1950 г. до 15 % в настоящее время. Приблизительно треть этих людей – не промышленные рабочие, а специалисты, имеющие дело с информацией: бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры и т. п. Расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. Наряду с этим происходят такие динамические процессы, как стремительное сокращение промежутка времени между ключевыми этапами научно-техническо­го прогресса: открытием (изобретением), доведением его до стадии технологии и внедрением в производственный процесс; человеческий интеллект становится непосредственной и главной производительной силой общества; происходит "охота на интеллект" и его импорт в лидирующие страны; быстро развиваются образование, системы связи, базы данных, компьютерная техника .

Наблюдаемый ныне информационный взрыв был вызван научно-технической революцией во второй половине XX в., которая породила динамический процесс умножения научного знания, его экспоненциальный рост. Довольно высокими темпами в современном мире растут объемы научной, экономической, политической и социокультурной информации. Так, объем научной информации удваивается за 10-15 лет. Однако в различных отраслях науки, общественной и практической деятельности людей темпы производства информации далеко не одинаковы. Не случайно многие исследователи говорят о "мегабитовой бомбе".

Поэтому возникают реальные трудности в работе с информацией. Становится достаточно тяжело искать, производить, хранить, перерабатывать и использовать ее. Объем информации ныне так велик, что наступил кризис некоторых традиционных приемов информационной деятельности, складывавшихся на протяжении многих столетий. При этом усиленный рост объемов информации в современном обществе приводит к целому комплексу социальных проблем, наиболее важными среди которых являются следующие:

Быстро растет объем учебной и научной информации, что приводит к реальным трудностям социализации личности вообще и к усложнению ее образовательной и профессиональной подготовки в частности. Удлиняются сроки обучения людей, возрастают нагрузки, увеличиваются сроки вступления молодежи в активную трудовую деятельность;

Быстрыми темпами расширяется инфраструктура информации, которая существенно модифицирует все сферы жизнедеятельности и ставит современного человека перед "шоковой" ситуацией, выдвигая на первый план проблему адаптации людей к новым, непривычным условиям жизни, что, естественно, приводит к негативным для них последствиям (информационным перегрузкам, психическим заболеваниям и т. п.);

объем информации растет зачастую неуправляемо, стихийно, масштабно и всеохватывающе. По всей видимости, проблема информации – одна из ведущих глобальных проблем современной цивилизации.

Современные информационные технологии/1. Компьютерная инженерия.

Кан С.В.

Карагандинский государственный индустриальный университет

Республика Казахстан

Роль информации в современном обществе

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные . Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентраии и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека .

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами :

Человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

Развитие массово - коммуникационных процессов;

Потребность разработки общей теории информации;

Развитие кибернетики как науки об управлении;

Проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

Исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

Актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

Проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом .

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Литература

1. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.

2. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 2007.

Модуль 2. Молодежь - будущее страны.

Практическое занятие № 10-12

Тема 4 : Средства массовой информации и их роль в жизни современного молодого человека.
Цель занятия:

1. Беседовать о значении и важности средств массовой информации (СМИ) для любого цивилизованного (имеющего высокие информационные потребности) человека.

2. Рассказать об истории возникновения журналистики.

3. Повторить грамматический материал, выражение обстоятельств образа действия в простом и сложном предложении.

4. Узнать о влиянии интернета на развитие умственных способностей молодежи.

Лексика. Информация, коммуникация, информационные технологии, радио, телевидение, интернет, Всемирная паутина, газеты, журналы, пресса, интервью, пресс-конференция, пресс-клуб, пресс-атташе, репортаж, статья, эссе, новости, программа (телевидения, авторская), агенство, редакция, телестудия, радиостудия, канал, журналист, комментатор, редактор, политобозреватель, телеведущий, рейтинг.

План занятия

1. Роль СМИ в современном обществе.

2. История казахстанских СМИ.

Задание 1. Прочитайте текст, обоснуйте важность СМИ для цивилизованного человека.

Нет ничего более пестрого, одновременно святого и отталкивающего, влекущего и пугающего, необходимого и раздражающего, как пресса, телевидение, радио. Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, а жизненно необходим.

Проведенные во многих странах опыты с целью выяснить истинное значение информации для психического и даже физического здоровья человека показали: уже через 15 минут после перекрывания потока любой информации (в том числе и той, которую мы получаем через органы чувств - зрение, слух, ощущение и пр.) у человека начинаются самые настоящие расстройства психики – в некотором роде объект сходит с ума.

Можно себе представить, какова важность средств массовой информации для любого цивилизованного (имеющего высокие информационные потребности) человека. Именно для удовлетворения этих потребностей и существуют средства массовой информации (СМИ).

Словарь

пресса – периодические издания газетно-журнального типа.

информация – сообщение, сведения.

аудиовизуальные СМИ – все разнообразие радио и телевидения.

Задание 2. Прочитаете тексты. Составьте назывной план. Изложите основную информацию по плану. Аргументируйте свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.

"Кто владеет информацией, тот владеет миром"

Ротшильд

Роль информации в современном обществе

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека.

Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром . Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация - это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Задание 3. Прочитайте текст. Проанализируйте положительное и отрицательное влияние телевидения на человека. При ответе используйте тезисы, предложенные в конце текста.

Невозможно переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создава-лись технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. Перечислим их.

    Информационно-телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.

    Существо изменений в экономической и социальной сфе рах заключается в максимальном использовании знаний и пере довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

    Хартия подтверждает приверженность принципу - все лю ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

    Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз рыв, существующий между странами, в области информации изнаний.

Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:

    Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.

    Улучшение планирования экономики на базе использова ния новых информационных технологий.

    Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете вым технологиям.

    Развитие людских ресурсов на базе образования и непрерывного обучения.

    Подготовка специалистов в области информационных технологий для различных областей экономики.

    Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.

7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.

Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества - национальная цель к 2000 году".

В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовы-ваться программа "Электронная Европа - информационное общество для каждого".

В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн шт. .

За последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.

Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие. В табл. 1.1 приведены данные о числе персональных компьютеров и числе подключений к Интернету в 2000 г. по странам, подписавшим Окинавскую хартию.

С целью внедрения современных информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

Цель программы - создание условий для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Задачи программы:

    совершенствование законодательства и системы государст венного регулирования в сфере информационных и коммуника ционных технологий;

    обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информаци-онных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использо вания информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;

    развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

    содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;

    развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;

    разработка и создание системы электронной торговли;

    формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Ожидаемые результаты:

повышение эффективности государственного управления и развития экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

    создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационныхи коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

    активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

    повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

    повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий;1

Развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Государственное управление информационными ресурсами

Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям

    владение и распоряжение информационными ресурсами;

    формирование информационных ресурсов;

    использование информационных ресурсов, предоставлениеих в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;

    защита и сохранность ресурсов;

    защита прав граждан в области создания и использованияресурсов, содержащих персональные данные;

    защита от распространения вредоносной информации;

    государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций - с помощью нормативных правовых актов.

Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с послед, изм. и доп.). В соответствии с этим Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.

Государственные информационные ресурсы - это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Феде рации.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

    государственное управление;

    обеспечение прав и безопасности граждан;

Поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:

    библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);

    Архивный фонд Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);

    государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");

    государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Обутверждении Положения о государственной системе научно-тех нической информации").

Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

Полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения);

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях;

    подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве (при реорганизации);

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица;

    размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

    сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

    идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговоморгане;

    коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;

    сведения о банковских счетах юридического лица.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.

Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.

Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.