Тарифы Услуги Сим-карты

Юзабилити-тестирование: пошаговая инструкция на примере Yelp. Когда нужны метрики юзабилити-тестирования. Краткий обзор процесса UX-дизайна

) есть этап оценки дизайна, именно в нем может проводится качественное юзабилити-тестирование.

Написать данную статью меня заставили проблемы, которые возникали при проведении мною юзабилити-тестирования. Надеюсь, я помогу кому-нибудь более точно определить, когда применять юзабилити-тестирование и как избежать некоторых вопросов при его проведении.

Перепроектирование сайта

Когда стоит проводить юзабилити-тестирование и что ему предшествует?

В случае уже разработанного сайта вопрос о проведении юзабилити-тестирования возникает, когда вы почувствовали или обнаружили, что с сайтом что-то не так. В любом случае необходимо установить Google analytics (книга: Google Analytics. Профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов) или другой сервис для аналитики посещения сайта. О том, почему следует устанавливать такой сервис, я рассказывать не буду, так как тема уже давно исчерпана и не рекомендует устанавливать подобные сервисы только ленивый. После установки Google analytics у вас уже появляются конкретные данные о статистике посещений, местах входа и выхода посетителей сайта и другая информация.

Следующим шагом должно быть определение KPI (Wikipedia: Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). Необходимо проанализировать, что важно для бизнеса, определить цели, которые должны быть достигнуты сайтам.

Пример: для кого-то это могут быть заказы товара, для кого-то обращения через форму обратной связи с какими-либо вопросами и т.д.

Если до этого момента рекомендации носили обязательный характер, то есть в любом случае данные шаги помогут в развитии и продвижении сайта, то далее уже идут рекомендации, в случае если вы действительно поняли, что сайт не эффективен.

Третьим шагом является уже непосредственное определение проблемных страниц и функций. Просто проводить юзабилити-тестирование неэффективно, необходимо понять, где возникают проблемы, на какой странице, с какой функцией, а потом уже проводить тестирование для определения, что именно не так на странице и как это решить. Опять же поможет Google analytics, тут можно определить, с каких страниц уходят пользователи, какие страницы игнорируются, и какие функции не используются.

Подготовка к юзабилити-тестированию

Итак, на данный момент уже определено, что сайту требуется перепроектирование, нашли страницы и функции, с которыми возникают проблемы у пользователей. Осталось дело за малым - понять, почему у пользователей возникают проблемы и как их исправить.

Четвертым шагом должно стать формирование гипотез по поводу того, что не так со страницей, и исходя из этого, необходимо определить метрики (Wikipedia: ISO 9126 - Оценка программного продукта), по которым будут тестироваться функции (есть метод экспертной оценки, при котором эксперт выдвигает гипотезы по улучшению интерфейса сайта и, исходя из них, происходит перепроектирование сайта, однако проверить, действительно ли эта гипотеза верна, можно только по итогу внедрения изменений, что влечет за собой большую цену ошибки).

Пример: с помощью Google analytics мы определили, что пользователи заходят на страницу регистрации, однако ее не проходят. Возможно, пользователи не могут понять, какую информацию вводить в поля или не знают, что делать дальше, после заполнения полей. Значит, нам необходимо протестировать данную страницу по метрикам понятности системных сообщений и эксплуатационной последовательности.

После определения метрик, по которым будем тестировать проблемные зоны на сайте, необходимо определить персонаж и сценарий работы (книга: Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия), по которому будет проводиться юзабилити-тестирование. Данный шаг необходим для привлечения нужных респондентов и выбора задания для юзабилити-тестирования. Если упустить этот момент, то респондент, который не является целевым пользователем, может с успехом пройти проблемную зону, а у пользователя, который действительно использует данную страницу, возникнут действительно большие проблемы. Итогом будет перепроектирование интерфейса без учета данных, а проблема останется. Точное определение сценария поможет дать респонденту правильное задание. То есть, если задание будет купить мобильный телефон, а респондент и вовсе не будет регистрироваться (а мы тестируем именно регистрацию), то юзабилити-тестирование бесполезно.

Примечание: подбирайте сценарий так, чтобы как можно больше было протестировано проблемных зон.

Далее идет подбор респондентов исходя из выбранного персонажа. Чем больше респондент соответствует портрету персонажа, тем лучше. Достаточное количество респондентов – 5-8 человек. В выборе количества я основываюсь на рекомендации Якоба Нильсена и собственный опыт.

Непосредственно перед самим юзабилити-тестированием дайте респонденту заполнить анкету, чтобы проверить на соответствие необходимых характеристик у выделенного персонажа и респондента. Проведите вводный инструктаж, в ходе которого опишите контекст использования сайта и задание (книги: Веб-дизайн: книга Стива Круга, или «не заставляйте меня думать!»).

Пример задания: в поисках нового мобильного телефона вы, через поисковую систему, зашли на данный сайт. Найдите телефон, который вам необходимо (также попросите респондента описать телефон, который он будет искать).

Проведение самого юзабилити-тестирования (программа: Usability Studio) не такая, как кажется, сложная задача. Вам необходим ноутбук с камерой и несколько программ для записи движения пользователей и записи действий с экрана. Попросите респондента комментировать все его действия и эмоции. Как практика показывает, он и так это будет делать (и в этом нет ничего удивительного, ведь даже в домашней обстановке пользователи зачастую очень любят ругать или наоборот холить различные формы и другие элементы на сайтах).

После завершения тестирования опросите респондента о его впечатлении, с какими он трудностями сталкивался и что ему показалось неудобным. Данные опроса не рекомендую использовать как закон для изменения всего, что ему не нравится. К пользователям нужно прислушиваться, однако очень недоверчиво относиться к его субъективному мнению. Лучше, если по результату опроса появилась гипотеза о необходимости изменения интерфейсов, внесите еще один пункт в список проблемных зон и протестируйте ее в следующей итерации.

Обработка данных юзабилити-тестирования

Далее необходимо просмотреть собранные видео материалы, проанализировать результаты юзабилит-тестирования и определить требования к интерфейсу для перепроектирования (книга: Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов). Изменения, которые будут внесены, исходя из определенных требований, стоит проверить при следующем юзабилити-тестировании. Количество таких итераций во многом должно зависеть от целей и бюджета, выделенного на перепроектирование сайта.

Примеры: добавить подсказки в форму регистрации, выделить кнопку покупки, добавить поле “платформа” в форму подбора телефона по параметрам и т.д.

Проектирование сайта

Если проектирование проводилось по стандарту ISO 9241-210, то проведение юзабилити-тестирования не должно быть затратным и трудоемким процессом в связи с подготовленной аналитической базой. Основные этапы юзабилити-тестирования при проектирования сайта с нуля остаются такими же, как описаны выше, за исключением некоторых аспектов:
  1. Формирование гипотез
  2. Определение метрик для тестирования
  3. Определение персонажей и сценариев
  4. Подбор респондентов
  5. Заполнение анкеты
  6. Вводный инструктаж
  7. Проведение юзабилити-тестирования
  8. Опрос респондентов
  9. Анализ результатов
  10. Определение требований для проектирования сайта
Основной проблемой, с которой я столкнулся при юзабилити-тестировании в данном случае, это тестирование статического дизайна, а не полноценного сайта. В действительности лучше протестировать сверстанный и даже запрограммированный сайт, однако цена итерации в дизайн будет уже высока. Чем раньше найдена проблема в интерфейсе, тем меньше затрат на ее устранение. Как провести полноценное юзабилити-тестирование статической картинки? Решением данной проблемы явилась программа Axure. Самым дешевым и удачным способом было искусственно расставить ссылки на статической картинке дизайна сайта и сгенерировать его в HTML страницы. Данный способ дает возможность протестировать сайт, не затрачивая ресурсов даже на верстку. Конечно, в сгенерированных страницах почти нет функционала, он отображается только в определенном виде, однако для определения большего количества проблем этого достаточно.

Вариант количественного юзабилити-тестирования я не рассматриваю, так как оно позволяет определить общую эргономичность интерфейса, но не позволяет определить какие проблемы возникают, почему и как их исправить.

P.S. Жду конструктивной критики по поводу предложенного решения качественного юзабилити-тестирования дизайна, так как подобного решения я нигде не видел. Если есть предложения, как дешево и сердито провести полноценное качественное юзабилити-тестирование, то буду рад ознакомиться.

Большинство владельцев сайтов создают их для того, чтобы либо продвигать свою продукцию на рынок товаров, либо получать прибыль непосредственно при помощи монетизации своего сайта. То есть на нем размещают рекламу, а за ее просмотры пользователями владелец сайта получает определенную прибыль.

Именно поэтому администраторы заинтересованы в большой посещаемости. Чем она больше, тем больше будет прибыль с рекламы. Полновесный график обеспечивается за счет высокого уровня "юзабилити"-страниц. Так что же такое "юзабилити"? Какими способами можно сделать свой сайт наиболее привлекательным для пользователей и потенциальных клиентов?

Введение в понятие

"Юзабилити" - это, по сути, показатель того, в какой степени посетителю сайта удобно взаимодействовать с его интерфейсом. Методы, позволяющие улучшить сайт на стадии его разработки, также называются данным термином.

Допустим, что пользователь открывает ту или иную веб-страницу. Что он ожидает увидеть? Конечно же, в первую очередь, понятное меню. А вместе с ним - четкую структуру. Сюда также относится и читабельный контент. Однако сейчас можно встретить множество ресурсов, на которых имеется путаница из гиперссылок, картинок и кнопок. Казалось бы, что все необходимые элементы есть. Однако для их правильного использования может потребоваться время.

Вряд ли какой-то клиент захочет тратить свое драгоценное время, чтобы сделать это. "Юзабилити" - это достаточно серьезное в наше время. Forrester Research провели исследование, посвященное этой теме. Оно показало, что практически половина покупателей покидает интернет-магазин, если не может быстро найти в его разделах тот или иной товар. Кроме того, после такого опыта работы с ресурсом половина покупателей отказалась вновь вернуться на него.

Исследования и имеющие отношение к "юзабилити"

Социологи также отмечают тот факт, что в наше время люди уже слишком нетерпеливы. Особенно пользователи Интернет-аудитории. Еще одно исследование было проведено Nielsen Norman Group. Оно показало, что обычный среднестатистический пользователь находится на странице всего лишь около полминуты. Отмечалось, что в большинстве случаев пользователи даже не досматривают веб-страницу до конца.

Якоб Нильсен считает, что причина подобного поведения кроется в большом количестве действительно бесполезной информации. Так, людям постоянно необходимо фильтровать широкий информационный поток, чтобы выбрать из него только те фрагменты, которые их интересуют на самом деле.

Разумеется, на подробное изучение сайта может уйти столько времени, что ни на что другое его попросту не останется. Клиенты не хотят, и не будут ждать, если сайт медленно загружается, а также не будут им пользоваться, если он имеет сложный интерфейс. Вот тут-то в дело и вступает "юзабилити". Это помогает расправиться со многими проблемами.

Множество специалистов в данной области высказываются примерно так же. Например, говорят о том, что между простым, понятным для любого пользователя, веб-сайтом и хорошо освещенной магазинной витриной можно провести вполне ясную параллель. "Юзабилити" - это "степень освещенности" в данном случае. Разработчик должен ясно понимать, что он имеет только несколько секунд для того чтобы заинтересовать посетителя и ненавязчиво дать понять, что его сайт лучше, чем другие.

Сделать это можно за счет использования продуманного интерфейса. За короткий промежуток времени он должен дать понять пользователю на интуитивном уровне, что и как можно делать дальше. Человек должен быть заинтересован в сайте, почувствовать, что здесь он найдет то, что ему нужно. Если этого не произойдет, клиент покинет сайт.

Проведение тестирования

Этот процесс в любом случае является обязательным этапом при разработке "юзабилити". Его суть, в принципе, незамысловата: несколько респондентов решают набор тех или иных задач, используя только прототип системы. Специалист, который при этом находится рядом, все действия и слова фиксирует. Когда сбор данных будет закончен, они анализируются. При необходимости корректировки вносятся в проект.

Тестирование "юзабилити" проводится с целью обнаружения недочетов или проблем. Они вполне могут возникать у респондентов во время работы с сайтом, и бояться этого не стоит. Главное - внести правильные корректировки.

Что включает в себя анализ сайта?

Анализ "юзабилити" позволяет получить комплексную картину всего сайта. Сюда обычно включают выводы по дизайну, результаты тестирования, сравнение прототипов анализируемых страниц, а также выдачу разного рода рекомендаций, которые помогут устранить имеющиеся проблемы.

Заключение по дизайну определяет так называемое "юзабилити" интерфейса. То есть насколько удобно и одновременно комфортно пользователю будет работать с данным веб-сайтом. "Юзабилити"-примеры предоставляются многими сервисами, которые всегда готовы предоставить свои услуги в этом плане.

Различия уровней ресурсов

Если расходы на рекламу одинаковы, то сайт, имеющий более высокий уровень "юзабилити", примет большее количество потенциальных клиентов. Они будут также более лояльны к компании. А это немаловажно, поскольку клиенты станут посещать сайт и делать покупки на постоянной основе.

Вполне возможен вариант с разгрузкой менеджеров компании, поскольку при высоком уровне "юзабилити" клиенты могут найти ответы на интересующие их вопросы сами, на страницах ресурса. Следовательно, руководство может снизить затраты, необходимые на содержание менеджеров, что положительно скажется на бизнесе.

Что изучается для получения "юзабилити"?

Это целый комплекс факторов. К ним можно отнести следующие критерии:

  1. Эффективность использования. С какой скоростью клиент сможет решать свои вопросы, если научится пользоваться ресурсом?
  2. Простота обучения. Насколько быстро впервые зашедший на ресурс посетитель научится использовать интерфейс?
  3. Запоминаемость. Сможет ли клиент воспроизвести схему использования, выученную впервые, при повторном открытии страниц?
  4. Ошибки. С какой частотой посетитель допускает ошибки, находясь на сайте? Как можно исправить эти ошибки, и в какой степени они серьезны?
  5. Удовлетворение от проделанной работы. Понравился ли ресурс пользователю? Если понравился, то насколько?

Заключение и выводы

Статистика показывает, что из 10 пользователей больше половины (а если быть точнее, то 6) не могут найти в международной сети необходимую информацию сразу же. Причина этого кроется в неправильном построении "юзабилити". Интернет был создан для обмена тотальным потоком информации, однако множество сайтов не соблюдают обыкновенные правила подобного обмена. Это приводит к тому, что поиск полезной информации занимает гораздо большее количество времени. Коэффициент полезности же работы пропорционально падает.

Проходить тестирование рекомендуется всем владельцам сайтов. Это выгодно им в первую очередь, поскольку за счет правильной постановки "юзабилити" можно увеличить постоянную аудиторию сайта. А следовательно, удачно его монетизировать.

Юзабилити-тестирование покажет, насколько удобно пользователю находить информацию и совершать действия на сайте. Это позволяет на полпути понять, что делать дальше - оставить дизайн прежним или дорабатывать.

Малейший промах может провалить тест. В этой статье вы узнаете, что учитывать на каждом этапе тестирования.

Что важно

Любой тест уникальный по цели и задачам. Однако есть и общие моменты, которые стоит прояснить в самом начале:

  • С чего начинать?
  • Какие этапы нужно пройти?
  • Как не упускать важные детали?
  • Какие ловушки придется преодолеть?
  • Как получать валидные и значимые данные?

В планировании поможет следующий алгоритм.

Этап 1: Определите цель

Сформулируйте четкий результат исследования и решите, какие данные для этого лучше собрать.

Тест может включать общие вопросы:

  • Какая навигация улучшает пользовательский опыт?
  • Как посетители взаимодействуют с приложением / сайтом?

Или специфичные:

  • Что мешает пользователям совершать целевое действие на сайте?
  • Что при оформлении заказа привлекает внимание?

Однако чем больше вопросов в программе исследования, тем шире поле для ошибок в интерпретации. Спрашивайте только то, что помогает в достижении цели.

Этап 2: Привлекайте правильных участников

Это посетители сайта и целевые пользователи.

Выясните, кто пользуется текущей системой, и решите, на каких потенциальных клиентов вы рассчитываете.

Определите число участников. Обычно от 3 до 8. Чем их больше, тем больше ошибок юзабилити можно выявить. Так выглядит эта зависимость:

Этап 3: Выберите формат

Персональное юзабилити-тестирование

Оно хорошо тем, что позволяет считывать язык тела и оценивать поведение людей в реальной жизни.

  • Молчаливый наблюдатель: вы стоите рядом с пользователями, не контактируете с ними, а анализируете их поведение и то, как они справляются с задачами.
  • Метод мыслей вслух: участники описывают все, что делают и думают по ходу. Это дает четкое вИдение, что примерно происходит в умах посетителей.
  • Метод синергетического взаимодействия: два пользователя выполняют задания вместе и помогают друг другу. Вы им не подсказываете и оцениваете, как они преодолевают трудности при работе с сайтом.

Удаленное юзабилити-тестирование

Это альтернатива персональному тестированию, которая экономит вам время и деньги. Пользователи совершают задачи, где и как им удобно.

  • Модерированное: вы взаимодействуете с участником онлайн.
  • Немодерированное: вы не можете задавать ему вопросы и вообще как-либо вмешиваться.

Этап 4: Сформулируйте задачи / сценарии

Вот два вида задач:

  • Открытые / исследовательские: как правило, более широкие, ориентированные на исследование. Этот тип предполагает более одного ответа, и ответы у всех пользователей разные. Вы даете участникам минимум информации о выполнении.
  • Закрытые / специфические: более узкие и ориентированные на цель. Они ограничивают масштаб исследования и приносят более точные результаты.

Важно найти золотую середину. Как это сделать?

Требования к задачам

  • Задача ≠ вопрос

Почему? Нет никакой пользы от вопросов с предсказуемыми или «от балды» ответами.

  • Конкретные формулировки

Не оставляйте пользователей в неведении, что им делать и какой следующий шаг.

При этом не фокусируйтесь на мельчайших и незначительных деталях, освещайте только те стороны системы, которые важны для вас.

  • Избегайте инструкций

Вдаваться в другую крайность и давать указания, как правильно пройти тест, тоже не нужно. Вместо достоверных результатов вы получите то, что сами ожидаете, а какой тогда смысл в тестировании?

  • Создайте условия, близкие к реальным

Так вы получите честное мнение пользователей о системе: что они думают, как преодолевают сложности и что в итоге из этого получается.

Этап 5: Составьте вопросники

Есть два основных типа вопросников для юзабилити-тестов.

Предварительные вопросники

Как часто вы покупаете онлайн?

  • Никогда;
  • Покупал(а) 1-2 раза в прошлом году;
  • Примерно 3-7 раз в год;
  • Регулярно (укажите, как часто).

Вы оцениваете, как эффективнее вовлечь целевую аудиторию и от чего это зависит.

Послетестовые вопросники

Эти вопросы помогают понять впечатления участника, которые он получил в ходе тестирования. Попросите рассказать, просто или сложно ему было использовать систему, вдохновил или разочаровал его этот опыт.

Как вам приложение?

  • Легко использовать;
  • Сложно использовать.

Пожалуйста, объясните, почему вы так считаете? (открытый вопрос).

Этап 6: Проведите пробный запуск

«Репетиция» исследования помогает оценить готовность, выявить и устранить проблемы на раннем этапе.

Пилотный тест покажет, сколько времени выделить на каждую задачу. Если их много, отсортируйте по важности и релевантности для главной цели.

Попробуйте сами или попросите коллег предварительно пройти тест. Один или два пробных участника - более, чем достаточно, чтобы обнаружить грубые ошибки и подготовиться к реальному эксперименту.

Если пилотный запуск успешный, он также дает полезные, а порой неожиданные открытия.

Важно! Привлекайте пользователей, которые не знакомы со всеми нюансами системы, которую вы тестируете.

Этап 7: Фиксируйте результаты

Универсального метода анализа данных нет. Выберите то, что работает для вас.

Резюмируйте, с какими трудностями столкнулись пользователи и сделайте выводы. Можно разбить проблемы по категориям, оценить по серьезности или важности. Определите, над какими стоит работать в первую очередь, а какие вычеркнуть из списка.

Кейс: юзабилити-тест в действии

Цель: ответить на вопросы и изменить нужные разделы сайта:

  • Просто ли найти конкретный продукт на странице?
  • Насколько просто создать его по своим пожеланиям и добавить в корзину?





Вы периодически проводите акции, устраиваете скидки и используете прочие маркетинговые инструменты, но покупатели не задерживаются на сайте? Пришло время понаблюдать за Вашими клиентами и выяснить, что является причиной низких продаж. Достаточно часто проблема кроется в юзабилити . Проще говоря, ресурсом неудобно пользоваться, он не вызывает доверия, а навигация по нему связана с большими трудностями.

Каких результатов можно добиться при помощи юзабилити-тестирования сайта?

В первую очередь притока новых пользователей или клиентов. Качественное юзабилити-тестирование с последующим устранением выявленных недочетов позволяет моментально получить положительный результат!

Заманить покупателя на сайт можно разными способами, в том числе предложив отличную скидку. Но ведь это только полдела, необходимо ещё заставить его оформить заказ. Пользователи с легкостью покидают ресурс, как только что-нибудь становится им непонятно.

Разновидности тестирования юзабилити

В зависимости от поставленных целей различают следующие виды исследований:

Качественное тестирование.

Цель - выяснить, какие из реализованных элементов дизайна не работают, а какие действительно приносят пользу и способствуют повышению юзабилити. Результат тестирования - рекомендации, которые помогут сделать веб-ресурс максимально удобным и привлекательным для конечного пользователя.

Количественное тестирование.

Цель - получить массу статистических данных с последующим их использованием для повышения юзабилити. Достаточно дорогостоящая процедура, она используется лишь в тех случаях, когда нужно понять конкретные причины, почему товар или услуга продается хуже, чем у конкурента.

Сравнительное тестирование.

Цель - провести прямое сравнение с более успешными конкурентами в нише. Это один из самых важных и результативных методов, позволяющих не повторить чужих ошибок юзабилити.

Кросс-культурное тестирование.

Цель - адаптировать зарубежный продукт для российского покупателя или наоборот.

Пользовательское тестирование

Цель - посмотреть сценарии поведения посетителей на сайте и оценить работоспособность ресурса с привлечением реальных людей. Эта технология тестирования юзабилити позволяет посмотреть, насколько хорошо пользователи выполняют конкретные задачи и с какими проблемами они при этом сталкиваются.

Айтрекинг-тестирование

Цель - оценить эффективность расположения и видимость блоков сайта. Проводится с помощью специального устройства, которое оценивает, куда и как долго смотрит пользователь.

Тестирование методом персонажей

Цель - понять поведение на сайте типичных представителей различных групп ЦА и на основе полученных знаний об их предпочтениях удовлетворить наиболее широкую группу пользователей.

Экспертный анализ

Цель - выявить недочеты пользовательского интерфейса и составить рекомендации на основе исследований и устоявшихся правил в сфере web-дизайна. Тестирование сайта проводится экспертами в области юзабилити и маркетинга.

A/B-тестирование

Цель - предложить пользователям несколько вариантов дизайна и сравнить реакцию. Выделяются последовательные и параллельные A/B-тесты. При последовательном тестировании usability правки сразу вносятся на сайт и замеряются периоды до и после изменений. При параллельном делается несколько версий, которые сравниваются с основной.

Все перечисленные методики тестирования так или иначе влияют на повышение юзабилити, но компания Demis Group, основываясь на своем большом опыте, использует два направления:

  • оценку удобства использования;
  • сравнение с сайтами-конкурентами.

Подготовка к юзабилити-тестированию и получение отчета

Подготовка состоит из 4 основных этапов:

    Формирование гипотез. Специалисты, уже знающие проблемные места юзабилити, выдвигают гипотезы, содержащие инструкции по качественному улучшению дизайна. Узнать, окажутся ли они эффективными, можно будет только после проведения всех работ.

    Определение метрик для тестирования. Для каждой из гипотез подбирается инструмент, который поможет получить экспертную оценку проведенной работы с целью повышения юзабилити.

    Определение персонажа и сценария. Сценарий - это набор инструкций, выполнение которых позволит протестировать все проблемные зоны юзабилити с максимальной эффективностью. Персонаж - собирательный образ, который по ряду параметров должен соответствовать среднестатистическому покупателю.

    Выбор респондентов для тестирования. Подбирается группа людей, которые максимально схожи с персонажем по описанию.

Как подобрать респондентов для тестирования юзабилити?

Респондентов отбирают по полу, возрасту, социальному статусу, должности, интересам. При этом для анализа поведения новых пользователей нужно, чтобы они не посещали веб-ресурс ранее. В случае узконаправленного бизнеса и специфичной целевой аудитории выбирают людей, которые разбираются в тематике. Благодаря этому полученные выводы будут максимально верными. Если веб-ресурс предлагает товары и услуги широкого потребления, подойдут практически любые пользователи. Отобрать респондентов, которые похожи на персонажей, поможет анкета с вопросами.

Для проведения процедуры хватит 3–5 человек. Респонденты должны последовательно пройти путь персонажа по сайту по заранее подготовленному сценарию. Он составляется на основе типичных задач, которые решают посетители ресурса. По мере прохождения пути респонденты оставляют комментарии с впечатлениями. Ведется видео- и аудиозапись действий. Это дает возможность оценить, насколько успешно пользователи справились с заданиями, и сколько потребовалось времени на это.

Как создать сценарий для респондентов?

Чтобы создать сценарий пользователя, важно понять 3 вещи:

    Какие задачи решают посетители анализируемого веб-ресурса. Например, для клиентов парикмахерской это будет запись на стрижку, окрашивание волос и т. д.

    Какие трудности могут возникнуть у пользователей при решении проблем. Например, на сайте имеется непонятное меню, обязательная регистрация, неудобная форма записи к мастеру и т. д.

    С какими проблемами уже сталкивались пользователи. Возможно, об этом писали в службу поддержки.

Сценарий описывает реальные условия использования веб-ресурса, раскрывает проблемы через историю и помогает респондентам вжиться в роль персонажей. Его пишут подробно, чтобы исключить неправильную интерпретацию.

Вот в качестве примера два варианта задания:

    Близится отпуск с 10 по 17 сентября, и уже куплены билеты. Вы летите вдвоем. Мужу хочется, чтобы отель располагался недалеко от моря, а жене важен интернет и сервис. Выберите отель в Италии так, чтобы все были довольны, и забронируйте его на неделю с 10 по 17 сентября.

    Забронируйте номер в отеле Италии.

Правильно первое описание. Задание должно описывать реальную ситуацию, в которой может оказаться посетитель сайта, и содержать определенные условия и ограничения. Но оно не должно содержать подсказок и выглядеть, как пошаговая инструкция. Например, не нужно писать так: «Зайдите на главную страницу и закажите обратный звонок, кликнув на кнопку в правом верхнем углу».

Примеры наших кейсов по юзабилити-тестированию

Проведение юзабилити-тестирования сайта

Процедура состоит из двух этапов.

    Юзабилити-тест. Для него нужен компьютер с веб-камерой и программа Eye Tracking для записи движения глаз пользователей. Программа учитывает все действия, которые происходят на экране: перемещение курсора, использование клавиатуры, переходы между вкладками. Важно записать тайм-коды заданий, чтобы быстрее ориентироваться в длинном видео.

    Опрос респондентов. Сразу после теста у пользователей уточняется, что они ожидали увидеть, что подумали в тот или иной момент выполнения задания. Иногда в ходе опроса появляются гипотезы о проблемах на веб-ресурсе и способах изменить интерфейс. Проверить предположения можно в следующий раз.

Анализ результатов тестирования юзабилити

Отметьте проблемы, которые нуждаются в решении в первую очередь. Выявить их можно по тому, сколько респондентов обнаружили ошибку и насколько она критична. Мнение людей не стоит воспринимать как прямую инструкцию к действию. Анализ должен помочь увидеть проблему. Если тестируемый нашел ошибку, это еще не значит, что ее нужно немедленно исправить.

На основе анализа результатов создается список задач по улучшению сайта: добавить подсказки в форму регистрации, выделить кнопку покупки и т. д. Внесенные правки стоит протестировать в следующий раз. Количество проверок зависит от целей и бюджета владельца веб-ресурса.

Тестирование usability помогает улучшить сайт и увеличить конверсию. Но чтобы избежать критичных ошибок до аудита, желательно сразу создавать удобный для пользователей ресурс. В этом помогут принципы специалиста по юзабилити Якоба Нильсена.

Примерное описание удобного ресурса

    Пользователь понимает, что происходит, когда получает обратную связь.

    Ресурс говорит на языке целевой аудитории и использует понятные термины.

    Если пользователь совершает действие по ошибке, то сразу видит, как вернуться назад и сделать именно то, что хотел. На это уходит минимум времени.

    У веб-ресурса продуманный дизайн, где исключено возникновение проблем у пользователей. Если ошибки все-таки появляются, посетителям сообщается о них, а также даются рекомендации, каким образом их решить. В интерфейсе нет информации и элементов, которые не несут смысла и только отвлекают внимание.

    Пользователю не приходится напрягать память. Он видит возможные действия, варианты выбора, объекты, кнопки. Перед глазами инструкции по использованию сайта, которые упрощают и ускоряют путь к цели.

    Ресурс понятен и для новичков, и для опытных пользователей.

    Сообщение об ошибке пишется понятным языком, и посетитель понимает, как решить проблему, если она возникла.

    Информацию на сайте легко найти, и она соответствует запросам аудитории.

Интервью / фокус-группа

Массовый опрос

Количественный метод для подтверждения гипотез о поведении пользователей или сбора новых данных об их потребностях посредством онлайн‑анкетирования.

Полевое исследование

Карточная сортировка

Мультиканальное исследование

Комбинация методов для определения сходства и различий в поведенческих шаблонах пользователей в различных точках контакта с бизнес-продуктом.

Артефакты

Бизнес-требования

Портреты пользователей

Требования пользователей

Спланировать проект

Методы и артефакты

  • Интервью / фокус-группа
  • Массовый опрос
  • Полевое исследование
  • Карточная сортировка
  • Мультиканальное исследование

Интервью / фокус-группа

Качественный метод для выявления потребностей и поиска поведенческих шаблонов посредством личной беседы с пользователями по заданному плану.

Массовый опрос

Количественный метод для подтверждения гипотез о поведении пользователей или сбора новых данных об их потребностях посредством онлайн‑анкетирования.

Полевое исследование

Качественный метод для поиска поведенческих шаблонов через непосредственное наблюдение за поведением пользователей.

Карточная сортировка

Метод поиска типовых взаимосвязей между понятиями или объектами цифрового продукта в картине мира пользователей.

Мультиканальное исследование

Комбинация методов для выявления потребностей и поведенческих шаблонов у пользователей в различных точках контакта с бизнес-продуктом.

Юзабилити- исследование Проектирование- интерфейсов Юзабилити- аудит

Артефакты

  • Бизнес требования
  • Портреты пользователей
  • Портреты деятельности
    пользователей
  • Требования пользователей

Бизнес требования

Цель и задачи бизнеса, которые требуется решить с помощью цифрового продукта, а также ресурсы и ограничения на реализацию проекта.

Портреты пользователей

Модель пользователя, как правило, в виде набора персонажей, объясняющая личные цели, мотивы и барьеры, привычки и прочие особенности мышления.

Портреты деятельности пользователей

Структура личных целей и задач, знания и стереотипы мышления, окружающая среда и эмоциональный контекст, как правило, все вместе в виде контекстных сценариев.

Требования пользователей

Цели и задачи проектирования нового интерфейса с учетом потребностей пользователей и контекста использования продукта.

60 000 юзабилити-часов

в среднем за год проводят наши исследователи-аналитики в лаборатории и в «полях», собирая данные о потребностях пользователей и структуре их деятельности, об их мотивации и особенностях принятия решений.

Юзабилити-исследование — единственный способ сфокусировать всю команду продукта на реальных целях и потребностях пользователей, влияющих на успех цифрового продукта. Это лучший способ нарушить привычку людей думать в стиле «Если я этого хочу, значит, и другие тоже должны хотеть», которая часто оказывается губительной для проекта.

Именно исследование достоверно скажет нам, кто те люди, которые будут пользоваться цифровым продуктом, в каком контексте они будут это делать, и в чём будут нуждаться в эти моменты.

Бывает, клиенты приходят с уже сформированным представлением о пользователях как о потребителях с маркетинговой точки зрения (или как о сотрудниках, «точно исполняющих регламент»). Это важные данные для успеха бизнеса, но для проектирования опыта взаимодействия необходимо заглянуть глубже. Нужно учесть не только социально-демографические показатели, но и получить специфическую информацию об особенностях поведения пользователей.

Мы стремимся понять, почему, как, когда и где люди взаимодействуют с вашим сервисом и его конкурентами. Какие цели и задачи возникают в их личной или профессиональной деятельности, связанной с предложенным решением? Что влияет на принятие решений, привлекает или отпугивает от использования цифровых продуктов для решения этих задач? В каком эмоциональном и логическом контексте пользователь пребывает во время решения той или иной задачи? Как он объясняет себе процесс решения задачи? В ходе исследований мы ищем ответы на вопросы, необходимые для проектирования.

Мы используем множество различных методов в зависимости от бизнес-задач клиентов. Одни клиенты приходят за «инсайтами», им требуется приток новых идей о том, где «хромает» юзабилити. Другие приходят со своими идеями и хотят их количественно проверить и приоритизировать согласно потребностям пользователей. Третьи нуждаются в построении эффективной каталожной системы. Методология Human Centered Design предлагает достаточный набор инструментов, которые можно комбинировать и найти ответы на важные для бизнеса вопросы о пользовательских качествах продукта.

Благодаря глубокому пониманию особенностей поведения и мышления пользователей, мы обнаруживаем возможности для развития цифрового продукта и помогаем нашим клиентам положить в основу процесса разработки чёткое описание целей, задач и потребностей людей.