Тарифы Услуги Сим-карты

Голубиная почта и частные почтовые марки. Как раньше работала голубиная почта

Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если ее увезти на значительное расстояние в состоянии глубокого наркоза.

В научной литературе эту способность называют "хоумингом" - инстинктом возвращения домой. Пока мы только частично понимаем тот механизм, который позволяет голубям определить направление полета, из множества городов найти нужный, из тысяч похожих домов определить один и из сотен окон отыскать именно свое. Мозг голубя развит до такой степени, что его можно назвать природным компьютером.

Информации, которую приходится сортировать этому компьютеру, предостаточно. Для определения своего местоположения относительно дома голуби используют самые различные сведения.

Глаза голубя занимают большую часть объема его черепа и устроены так, что могут выбирать в поле зрения лишь ту информацию, которая требуется на данный момент, игнорируя все остальное. Поразительная острота зрения в сочетании с отличной памятью и понятливостью позволяют голубям формировать на основе зрительных впечатлений сложные понятия и умело оперировать ими. Кроме того, разницу между темнотой и светом эти птицы могут различать даже кожей!


Важную - хотя и не определяющую, как когда-то считалось, - роль играют геомагнитные ориентиры. Сразу после появления птенца на свет магнито-рецепторная система юного голубя, находящаяся в верхней части его клюва, определяет уровень магнитной напряженности в месте расположения гнезда и запоминает его как точку отсчета.

Голуби слышат инфразвук - звуковые колебания частотой менее 10 герц. Кроме ориентации при полетах на дальние расстояния, эта способность позволяет предчувствовать перемены погоды и природные катастрофы - ведь инфразвуки порождаются различными природными катаклизмами - грозами, землетрясениями, ураганами.

В последние годы проверяется гипотеза о дополнительной ориентации почтовых голубей по запаху. Наконец, новейшие исследования показали, что эти птицы могут ориентироваться на местности, просто следуя по маршрутам, когда-то проложенным самими людьми. Например, некоторые итальянские голуби выучили расположение дорог еще с древнеримских времен и до сих пор летают из Рима на север и обратно вдоль Виа Аврелиа - старого прибрежного пути, в 241 г. до н.э. соединившего Вечный город с Галлией (нынешней Францией). Они явно предпочитают этот проверенный веками маршрут шоссейным магистралям и железнодорожным путям.

То, что создала природа, затем отшлифовал человек. Современные спортивные голуби так же отличаются от обычных сизарей, как профессиональные спортсмены от рядовых болельщиков. Поколения голубеводов путем тщательного отбора и тренировок усовершенствовали их скоростные качества и выносливость, придали их телам обтекаемость и оптимальные габариты. Спортивный голубь - это клубок мышц, совершенная машина для покорения воздушного пространства.

Специализированная почтовая порода голубей была выведена в первой половине XIX века в Бельгии. Порода возникла в результате скрещивания двух бельгийских пород - люттихской и антверпенской. Типовые различия сглаживались постепенно в результате внутрипородного скрещивания и стерлись окончательно к 1840 году. В конечном итоге возник своего рода шедевр - мощная, легкая и быстрая птица, способная без устали пролететь несколько сотен километров со скоростью более 100 км/ч. Однако ко времени появления этого совершенного почтальона использование голубей самых различных пород для передачи информации насчитывало не одну тысячу лет.

Вам пришла голубеграмма

Еще древние греки и римляне посылали голубей с сообщениями. Римский историк и натуралист Плиний Старший описал, как комендант осажденной Мутины Деций Брут в 43 году до н.э. сумел оповестить консула Гирция, который и подоспел с войсками на выручку. Юлий Цезарь использовал голубиную почту для связи с Римом во время своих многочисленных военных кампаний.

Упоминания о почтовых голубях встречаются во многих средневековых исторических хрониках. Считается, что настоящая история почтового голубеводства начинается в эпоху крестовых походов. При этом крестоносцы, скорее всего, позаимствовали эту практику на мусульманском Востоке.

Именно там была организована первая "правительственная" голубиная почта, создание которой приписывают Нур ад-Дину Зенги, султану Алеппо (правил в 1146-1174 гг.). Распространив в сражениях с крестоносцами свою власть на большую часть Сирии и Египет, он в 1167 г. для лучшего управления обширными владениями приказал построить целую сеть почтовых станций ("голубиных башен").

Известие о внезапном захвате порта Дамиетты армией французского короля Людовика Святого в 1249 г. было передано египетскому султану Наджм ад-Дину также с помощью голубей - это позволило мусульманам быстро контратаковать и разгромить короля-крестоносца.

В Европе и ее заморских колониях голубиная почта, организованная на "государственных" началах, отсутствовала до второй половины XIX века - притом, что активно создавались и использовались частные "почтовые линии", приносившие своим владельцам немалые преимущества.

Во время наполеоновских войн голубиная связь позволила заложить капитал знаменитого банкирского дома Ротшильдов. Живший в Лондоне Натан Ротшильд (бывший, кстати, не только банкиром, но и завзятым голубятником) откомандировал на континент нескольких агентов, которые, имея при себе почтовых птиц, следовали по пятам за французской армией и немедленно сообщали в Англию обо всех важных событиях. С их помощью Ротшильд узнал о разгроме французов при Ватерлоо на три дня раньше английского правительства. Курс английских ценных бумаг до этой битвы был очень низким, а после известия о поражении Наполеона быстро поднялся, чем и воспользовался Ротшильд, умело сыграв на повышении. Эта операция принесла ему миллионные доходы.

Часто использовали этот вид коммуникации журналисты, нуждавшиеся в оперативной информации. В середине XIX века почтарей взяли на вооружение руководители известного информационного агентства Рейтер (Reuters), поскольку птицы доставляли известия быстрее и надежнее всех имевшихся тогда средств связи. Во время французской революции 1848 г. редакции бельгийских "вечерок" благодаря голубиной связи получали известия из столицы Франции иногда даже раньше, чем эти новости публиковались в парижских утренних выпусках.

Впервые голуби были утверждены в качестве официального средства доставки корреспонденции во время осады Парижа прусскими войсками в 1870 году. Почтовые птицы "высылались" за пределы блокированного города на воздушных шарах. "Баллонная почта" Парижа кроме депеш, адресованных из столицы прочим французам, переправляла в своих корзинах и клетки с парижскими почтарями. Ответные послания для Парижа подготавливались в Туре. В Париже был открыт "голубиный почтамт", где происходила расшифровка полученных сообщений. В осажденный город доставлялись как государственные сообщения, так и частные письма. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, первая статья которого говорила: "Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении, и в пределах, указанных в приказе начальника управления". Во время осады Парижа голуби доставили свыше миллиона только частных писем. Позднее благодарные парижане поставили памятник почтовому голубю.

В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 г. Трасса длиной в 90 верст проходила между его поместьем в Москве и имением в деревне Симы. 37 лет спустя, в 1891 г., на Петербургской станции почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства была учреждена линия голубиной связи Санкт-Петербург - Москва. Затем военное ведомство создало ряд крупных станций постоянной голубиной связи нескольких военных округов (в основном на южной и западной границах).

Однако все эти страницы были лишь временными эпизодами в истории голубиной почты. Регулярная почтово-голубиная связь была организована в конце девятнадцатого века в Новой Зеландии. Связь между Новой Зеландией и многочисленными островами Большого барьерного рифа была затруднена - ведь радиосвязи еще не существовало. В 1890 г. возникла идея организовать доставку корреспонденции с помощью голубей. К 1896 году открылась регулярная почтовая линия Окленд - остров Окупу. Вскоре голубиная почта охватила и другие острова - она стала настолько массовой, что в 1898 была выпущена специальная почтовая марка тиражом 1800 экземпляров. Выпуски марок для голубиной почты продолжались и в следующие годы. Номиналы марок были разные: синяя стоила 6 пенсов, а красная 1 шиллинг. Разница номиналов отражала различие тарифов по направлениям: дело в том, что обучить птиц лететь к островам Барьерного рифа от новозеландского побережья оказалось гораздо труднее, чем от архипелага к Новой Зеландии.

Знаки оплаты голубиной почты

Успех голубиной почты островов Большого барьерного рифа побудил синдикат Маротири, находящийся на одноименном архипелаге, организовать собственную линию. В 1899 году для нее была выпущена первая почтовая марка. В дальнейшем вышло еще несколько выпусков марок. Голубиная почта была закрыта в 1908 году, после прокладки телефонного кабеля.

На родине голубиной почты, в Новой Зеландии, в память об этом учреждении ежегодно проводится популярное у филателистов мероприятие "Stamp week", сопровождаемое "одноразовой доставкой" голубиной почты. Письма, доставленные почтовыми голубями, зачастую франкируются марками, выпущенными специально для этого случая. Готовятся для них и специальные почтовые штемпели. О работе этой службы напоминают сейчас также периодические олимпиады почтовых голубей, которые организуются Международным союзом голубиной почты.

Даже сейчас пернатых вестников как средство связи рано сдавать в архив. Голуби продолжают нести почтовую службу, хотя и эпизодически. Они оказались наиболее быстрым и удобным средством для передачи коротких сообщений через районы больших городов. В конце прошлого века в Прибалтике провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату - самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, первым с поставленной задачей справился голубь. Ему удалось избежать бюрократии при оформлении и доставке письма и опередить современные средства связи. В настоящее время голубиная связь сохранилась в Швейцарии и на Кубе, используют голубей в практических целях и в некоторых других странах.

В Голландии, например, голуби доставляют по назначению донорскую кровь в пробирках. Это выгоднее и быстрее, чем доставка автомобилем - из-за перегруженности магистралей. В Бельгии голуби служат для доставки на небольшие расстояния почты, особенно секретной - переносят ЧИПы, которые вмещают информацию, равную по объему Библии. В Великобритании голубей используют торговые биржи.

Птицы мира на войне

Точная и быстро доставленная информация - один из залогов успешных военных действий. Поэтому полководцы и их штабы издавна проявляли интерес к крылатым вестовым. С XVIII в. голубиная почта широко использовалась в армиях многих стран для оперативной связи. Учитывая, что крейсерская скорость почтового голубя составляет 80-100 километров, а обычная дальность голубиной связи - 200-300 километров, до появления современных средств связи лучшего желать не приходилось.

В Первую мировую войну почтовые голуби широко применялись обеими воюющими сторонами. Наиболее профессионально использовали этот вид коммуникаций бельгийцы и немцы. В войне было задействовано более трех тысяч почтовых голубей. Небольшая записочка-голубеграмма вставлялась в маленькую капсулу, которая крепилась к ноге птицы. С 1919 голубей на вооружение своей армии взяли также и японцы.

Важность "военной службы" некоторых птиц была оценена очень высоко: так, английскому почтовому голубю № 888 за выдающиеся заслуги во время Первой мировой войны было вполне официально присвоено звание полковника британской армии. Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного боевого задания - поэтому звание получил посмертно. Однако похороны отважной птицы были проведены со всеми подобающими церемониями.

Уделялось пернатым связным большое внимание и после Первой мировой - в том числе и в первом государстве рабочих и крестьян. В целях подготовки почтовых голубей для использования в интересах обороны и народного хозяйства в 1925 г. был создан единый центр голубиного спорта при Центральном совете Осоавиахима СССР. А в 1928-29 годах замнаркомвоенмора Уншлихт предлагал ввести в Советской Республике "военно-голубиную повинность". Тем самым голубеводство передавалось бы под непосредственный контроль руководства РККА - если бы проект был утвержден.

Во время Великой Отечественной войны в стране была проведена "голубиная мобилизация" - часть птиц изымалась у местного населения для нужд армии. Они интенсивно использовались для доставки депеш - так, во время боев в Прибалтике в 1944 году почтовыми голубями за одни сутки доставлялось в среднем 85 донесений. Помня о способности "птиц небесных" без труда преодолевать линию фронта, и советское, и немецкое командование стремились всеми средствами изъять их у гражданского населения. 19 декабря 1941 года, когда немцы подходили к Москве, комендант города издал распоряжение: "В целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, приказываю в трехдневный срок сдать голубей в Управление милиции (ул. Петровка, 38). Лица, не сдавшие голубей, будут привлечены к ответственности по законам военного времени". Естественно, на Петровке интересовались только почтовыми голубями.

Примерно в то же время была создана "стационарная система голубиной связи при обороне Москвы", а затем специальные подразделения подвижных голубиных станций, использовавшихся как средство общевойсковой связи с разведгруппами в тылу противника, использовалась такая связь и в некоторых партизанских отрядах. Обеспечивали эти подразделения голубиным молодняком питомник, созданный в 1941 году при МГУ и Центральная школа связи РККА. Надо думать, угодили в число "военнослужащих" и вполне гражданские голуби, попавшие на Петровку 19-22 декабря.

На оккупированных же территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание - смерть.

Казалось бы, в то время уже широко применялись новейшие средства связи - телеграф, телефон, радио. Тем не менее, интенсивности действий голубей-связных во время Второй мировой можно только подивиться. Голуби успешно действовали в самых, казалось бы, невероятных ситуациях. Вот лишь один пример. В 1942 г. поврежденная немецкими глубинными бомбами английская подводная лодка не смогла оторваться от грунта. Экипаж постигла бы верная гибель, если бы в него не входила пара почтовых птиц - голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, возможно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж был спасен, а пернатому почтальону впоследствии поставили памятник.

В 1943 году Марией Дикин, основательницей приюта для животных-военнослужащих, был учрежден орден "Дикин" - высшая воинская награда для животных, служивших в войсках Великобритании, своего рода аналог Креста Виктории. По сей день этим орденом награждены 60 животных - и более половины среди них, 32 награжденных - это почтовые голуби!

Самым знаменитым из них стал голубь по кличке Коммандо. Английская Национальная голубиная служба доставляла на оккупированную нацистами территорию птиц-агентов для срыва работы голубиной почты Германии.

Эти голуби-шпионы, снабженные поддельными опознавательными кольцами, внедрялись в голубятни противника и затем доставляли немецкие донесения англичанам. На протяжении 1942 Коммандо трижды вывозился на территорию оккупированной нацистами Франции, откуда доставлял в Великобританию металлические капсулы с важнейшей разведывательной информацией. Коммандо был одним из двухсот тысяч голубей, "служивших" в Национальной голубиной службе (National Pigeon Service) Соединенного Королевства.

К. Рец, Е. Таратута

Голубиной почте тысячи лет. За это время голуби принесли миллионы писем, спасли тысячи людей, совершили десятки подвигов. Огромное количество голубей награждены орденами и осыпаны всяческими почестями. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если ее увезти на значительное расстояние в состоянии глубокого наркоза.

Голуби приручены человеком в Египте примерно 5000 лет назад

Египетские и греческие мореплаватели с XVI век до н. э. сообщали домой о своем прибытии. Голуби могут покрыть значительные расстояния. И хотя считается, что голубь не может пролететь более 1100 километров, есть свидетельства о некоторых рекордсменах покрывавших и гораздо большие расстояния. Голубь в среднем лети со скоростью 80-100 километров в час, т.е. быстрее поезда. На себе они в состоянии переносить грузы размером в треть собственного веса, а именно - около 80–90 граммов.

Ученые называют голубя природным компьютером. Ведь выбрать из тысяч городов один, из сотен улиц одну, из десятков домов один — под силу только этим крылатым почтальонам.

Вообще возвращение домой называется одним термином хоуминг . Голуби летят только домой, т.е. в одну сторону, а не туда-сюда одним и тем же голубем, как могло бы кому-то показаться. Иными словами — если вы собираетесь в дорогу и намерены отправлять письма домой с помощью голубей, то надо брать их с собой в дорогу из дому, как отдельный багаж, а в случае надобности писать письмо и отпускать.

Для голубиной почты были выведены специальные породы голубей — выносливые, крепкие, настоящие машины из мыщц и прекрасно ориентирующиеся на местности. Голуби даже носили на себе миниатюрные фотоаппараты для фотосъемки.

Голубь живет в среднем 20 лет и в 90% случаев возвращается домой целым и невредимым и именно поэтому голубиная почта получила такое распространение.

Сразу же после рождения птенца его мозг запоминает уровень магнитной напряженности в районе гнезда и теперь этот уровень служит отправной точкой для всех его передвижений.

Многие считали, что голуби ориентируются по звездам и солнцу, но многочисленные эксперименты не подтвердили эту теорию. Известны случаи когда домой возвращались слепые голуби. Еще одной версией их ориентирования — они запоминают старые дороги, но опять же, в случае слепоты или повреждения глаз, ни о каких дорогах речи быть не может. Выдвигались теории движения по запаху.

Самая четкая и научно оформленная на сегодняшний день версия о том, как голуби находят дорогу — инфразвук

Голуби слышат инфразвук — звуковые колебания частотой менее 10 герц. У любой местности на нашей планере есть своя уникальная инфразвуковая карта — инфразвук имеет различное происхождение — от природного (землетрясения, бури, ураганы, сдвиги земной коры, даже общение китов) до техногенного (станки, заводы, механизмы). То, что голуби пользуются именно этой инфразвуковой картой было доказано научно — выпускались голуби из трех разных точек одного города, но выпущенные из одной точки не всегда долетали. Оказалось, что именно в той точке была зона акустической тени и голуби терялись.

И немного фактов о работе голубиной почты

В конце 19-го - начале 20-го века в городах и крепостях по всей Европе были организованы станции голубиной почты, где содержались голуби двух типов, «свои» и «чужие». Гнездо «своих» голубей было на станции. В этом гнезде находились подруга и птенцы. «Чужих» голубей привозили с других станций. «Свои» голуби время от времени также уезжали на спецтранспорте в «командировку». В итоге получалось, что на каждой голубиной станции всегда было несколько птиц, готовых возвратиться к родным гнездам и унести с собой специально подготовленное письмо.

Свою эффективность голубиная почта продемонстрировала во время франко-прусской войны в 1870-1871 годах. Париж был взят в осаду германскими войсками, но почтовая связь со столицей не прерывалась благодаря почтовым голубям. Расстоянии в 220 километров от Парижа до Тура почтовый голубь преодолевал самое большее за 4 часа, что давало возможность сообщать о событиях в течении одного дня. В голубиной почте были задействованы 73 почтовых голубя, которые за 140 дней осады Парижа передали 150 тысяч официальных депеш и около 1 миллиона частных писем.

Во время Великой Отечественной войны голуби-«связисты» использовались в основном в интересах разведывательных отделов армий, хотя иногда их использовали и для оперативной связи. Так в ходе битвы за Москву на базе питомника Центральной школы связи собаководства и голубеводства была специально создана стационарная голубиная станции связи. Здесь голуби дрессировались на 7 основных и несколько вспомогательных подмосковных направлениях. Всего на четырёх голубиных станциях служило 80 солдат, в ведении которых было 90 лёгких переносных голубятен (корзин), в каждой из которых помещалось по 6 голубей. 500 голубей были распределены (надрессированы) на 22 направления и надёжно работали в радиусе 10-15 км, доставляя в день до 100 голубеграмм.

Схема организации двусторонней голубиной связи в боях при форсировании р. Великой 23-26 июня 1944 г.

Во время Великой Отечественной войны в стране была проведена «голубиная мобилизация» — часть птиц изымалась у местного населения для нужд армии. Они интенсивно использовались для доставки депеш — так, во время боев в Прибалтике в 1944 году почтовыми голубями за одни сутки доставлялось в среднем 85 донесений. Помня о способности «птиц небесных» без труда преодолевать линию фронта, и советское, и немецкое командование стремились всеми средствами изъять их у гражданского населения. 19 декабря 1941 года, когда немцы подходили к Москве, комендант города издал распоряжение: «В целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, приказываю в трехдневный срок сдать голубей в Управление милиции (ул. Петровка, 38). Лица, не сдавшие голубей, будут привлечены к ответственности по законам военного времени». Естественно, на Петровке интересовались только почтовыми голубями.

Во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях немецкое командование рассматривало всех голубей как потенциальных «шпионов»: их изымали у местного населения и уничтожали, а наиболее породистых отправляли в Германию.

Сегодня в связи с развитием иных средств связи большинство служб голубиной почты расформированы, однако в некоторых странах они сохранились и действуют до сих пор. Например в Индии голуби в день выборов доставляют почту в труднодоступные районы, в Швейцарии пернатые помогают в доставке экстренных сообщений, а английском городе Плимуте голуби переправляют образцы крови из больниц в исследовательские лаборатории.

Некоторые криминальные элементы до сих пор используют голубиную почту для своих «делишек». Так совсем недавно полиция Кувейта перехватила голубя с мешком наркотиков.

И о голубях-героях

Почтовому голубю № 888 было присвоено звание полковника. После смерти его предали земле со всеми почестями, положенными при похоронах военных высокого звания.

Голубь Шер Ами (от фр. «Cher Ami» - Милый Друг) во время битвы при Вердене в ходе Первой мировой войны помог спасти «Пропавший батальон» 77 дивизии, находившийся в окружении: через несколько часов после того, как он доставил сообщение об этом батальоне (с раной в груди, залитыми кровью глазами и отстреленной лапой), 194 человека были спасены. Птица получила золотую медаль Американского общества почтовых голубей и французский Военный Крест.

Британский голубь по кличке Коммандо в составе Национальной голубиной службы работал на агентов британских спецслужб за линией фронта: совершил три вылета на территорию оккупированной нацистами Франции с важнейшей разведывательной информацией, за что по окончании войны удостоился медали Марии Дикин (высшей британской воинской награды для животных).

11.12.2017, 18:24

Вам должно это понравиться

Голубиная почта - неужели она кому-то интересна в век радио, телефонов, Интернета и прочих современных средств связи? Неужели она может конкурировать с ними? Однако, как ни странно, этот старинный вид почты до сих пор существует даже в промышленно развитых странах.

Удивительная способность

Историки считают, что первая голубиная почта появилась в Древнем Египте более трех тысяч лет назад. От египтян этот способ связи переняли древние греки и римляне. Согласно уставу, каждый римский легион должен был иметь достаточное число голубей для рассылки военных донесений.

За первенство в изобретении голубиной почты с египтянами могли бы поспорить китайцы. Позже голубиная почта появилась у галлов и германцев.


Существует немало письменных источников, свидетельствующих о применении голубиной почты не только в военных, но и в других целях. К примеру, в Древней Греции с помощью голубей посылались сообщения о победах на Олимпийских играх.

Голубь был приручен человеком несколько тысячелетий назад. Но, пожалуй, еще раньше стало известно об удивительной способности некоторых птиц хорошо ориентироваться в пространстве и находить свой дом, оказавшись за многие сотни и даже тысячи километров от него. Таким замечательным свойством отличаются ласточки, утки, фрегаты - большие морские птицы - и, разумеется, голуби.

Использовать последних для пересылки писем оказалось наиболее удобно. Голуби хорошо размножаются в неволе, быстры в полете, у них острое зрение, и к тому же они достаточно сильны, чтобы нести на себе голубеграмму, как стали называть переносимые ими депеши.

Живет голубь около 20 лет, из них на почтовой службе способен находиться около пятнадцати. Средняя скорость его полета - от 60 до 70 километров в час. Но некоторые способны развить скорость и до 100 километров за час. На себе сильный голубь может перенести груз в одну треть собственного веса, то есть примерно 80-90 граммов.

Тщетные опыты

В качестве почтовых отбирались экземпляры здоровые, выносливые, а главное, обладающие ярко выраженной способностью к ориентации в незнакомом пространстве. Прежде чем стать крылатым почтальоном, голубь должен был научиться этому. Обучение начиналось с 2-3-месячного возраста. Птицу заставляли совершать все более и более дальние перелеты от места старта до родной голубятни. На второй год обучения голубь уверенно возвращался к дому, находящемуся на расстоянии нескольких сот километров.



Что влечет голубей к отчему гнезду, ясно: стремление к своей паре (самца -к самке, самки - к самцу) и родительские чувства к птенцам. Но каким образом им удается так точно определять направление полета к дому, причем по самому короткому маршруту, этого ученые не знают до сих пор.

Много раз проводились опыты, когда голубей старались сбить с толку, запутать. Их увозили за сотни и тысячи километров в края, им совершенно незнакомые. При этом для большего эффекта птиц крутили в дороге на своеобразной карусели и даже погружали в сон. Тщетно! Способности к ориентации птицы все равно не теряли.

Известен случай, когда из Франции голубь был увезен в Германию. Только четыре года спустя ему предоставили свободу. И уже на второй день он возвратился в Париж в свою голубятню. А во время Гражданской войны гвардейцы барона Врангеля, отступая из Севастополя, увезли на чужбину несколько почтовых голубей. Выпущенные на волю, они постепенно один за другим возвратились в Крым, преодолев по воздуху более 2000 километров!

Осажденный Париж

Французский биолог Шнейдер предположил, что птицы в полете ориентируются по солнцу. Голуби учитывают перемещение светила, а кроме того, необыкновенно тонко чувствуют время. Некоторые специалисты полагают, что голуби ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. Для проверки этой гипотезы к телу голубя прикреплялись небольшие магниты. Они должны были, по мысли ученых, лишить птиц способности правильно ориентироваться. Увы, эти эксперименты тоже оказались неудачными. Есть и другие гипотезы о природе удивительного свойства пернатых. Но, к сожалению, пока это только гипотезы.

Впервые голубиная почта как официальная государственная служба была учреждена в Париже, осажденном прусскими войсками в 1870-1871 годах. На аэростатах за пределы города было переправлено более 360 почтовых голубей, которые затем и доставляли осажденным голубеграммы с различными сообщениями. Другие голуби переносили депеши через линию фронта.



Осада Парижа продолжалась около четырех месяцев. За это время удалось передать около 150 тысяч как военных, так и гражданских, частных сообщений. Французы детально разработали технику изготовления голубеграмм. С длинного текста снималась микрофотография, уменьшенная в 800 раз по сравнению с оригиналом. Снимок переводился на тончайшую пленку из коллодия. Получалось письмо размером 3 на 5 сантиметров. Весило оно всего 0,05 грамма.

Рулончик пленки вкладывался в отрезок гусиного пера, запечатывался воском, и в таком виде депеша прикреплялась к хвосту или лапке голубя. Одновременно пернатый почтальон мог нести два-три десятка подобных депеш. Получив микрофотоснимок, его увеличивали посредством проекционного аппарата и прочитывали на большом экране.

Голубь-полковник

Противник пытался бороться с почтовыми голубями, не только обстреливая их, но и посылая ручных соколов и ястребов. Тогда французы придумали оригинальный способ защиты крылатых почтальонов. Они стали пристраивать к хвостовому оперению голубей миниатюрные свистки. Их свист в полете отпугивал хищных птиц.
Увидев эффективность голубиной почты, другие страны по примеру французов тоже завели у себя государственную голубиную связь: она появилась в Германии, Бельгии, Италии, США, Болгарии. В России в 1875 году почтовые голубиные станции появились в Петербурге, Москве, Киеве, немного позже - в Севастополе, Одессе, Смоленске.

В русской армии голубиная почта была учреждена в 1887 году для поддержания связи в военное время с осажденными крепостями. Сначала использовались голуби, выписанные из Бельгии, но в дальнейшем их начали разводить самостоятельно. Уход за голубями осуществлялся военными голубеводами-надзирателями. На восьмой день после рождения голубя на его лапку надевалось металлическое кольцо с государственным гербом, датой рождения и номером.



В ходе Первой мировой войны голубиная почта широко использовалась всеми воюющими странами. В некоторых из них она применялась и на военных кораблях. Особо отличившиеся птицы за боевые заслуги награждались орденами и медалями. Более того, в британской армии почтовому голубю №888 было присвоено звание полковника. Когда же он умер, его предали земле со всеми почестями, положенными при похоронах военных высокого звания.

Жива голубиная связь!

В Красной армии голубиная почта была организована в 1929 году. Надо сказать, что на советских голубеводов-любителей власти смотрели с подозрением. Чтобы предотвратить использование почтовых голубей во вред государству, разведение и содержание их без соответствующей регистрации запрещались.

Строгости эти еще больше усилились, когда началась Великая Отечественная война. При подходе немцев к столице было приказано всем московским голубеводам в трехдневный срок сдать птиц в ближайшее отделение милиции.

Не менее строгие порядки вводило на оккупированных территориях немецкое командование. Все голуби как потенциальные «шпионы» изымались у местного населения и уничтожались.

Во время войны в Советской армии голубиная почта использовалась главным образом в разведке. Но применялась она, как говорят военные, и для оперативной связи со штабами, полками, подразделениями. За день по 20 направлениям посылалось до полусотни, а иной раз и больше голубеграмм.

После 1945 года почтово-голубиные станции в нашей стране были расформированы. Но в других странах они существует и поныне. Например, в Швейцарии десятки тысяч крылатых почтальонов служат для передачи срочных сообщений. В Англии - более миллиона почтовых голубей. В английском городе Плимуте голуби используются для переправки из больниц в исследовательские лаборатории образцов крови. В Индии при помощи почтовых голубей в дни выборов доставляются сведения о результатах голосования в труднодоступных районах.

Выходит, нужны еще крылатые почтальоны. Жива голубиная связь!

Геннадий ЧЕРНЕНКО

Моей... А мы тебе крылышки подрежем..." - злобно бормотал галантерейщик Бонасье, строча донос на Д´Артаньяна. Однако использование голубей в роли почтальонов началось задолго до эпохи французских мушкетёров...

Голубь, конечно, не двуногий курьер - по любому адресу его не пошлёшь. Зато к своему родному летку, эта птица возвращается с маниакальным упорством, преодолевая весьма далёкие расстояния - до 300 км. А отдельные, хорошо обученные, почтовые голуби способны найти свою родину на расстоянии более тысячи километров!
Добавьте к этому отсутствие преград и солидную скорость (в среднем 60-70 км/ч), и станет понятно, что в определённых ситуациях, когда особенно затруднительна, голуби становились просто незаменимыми.

"Символ мира" на войне

Передача почтовых сообщений голубями была особенно популярна во время осад городов, когда редкому смельчаку удавалось преодолеть кольцо вражеского окружения.
Голубей посылали и римлянин Децим Брут во время осады Мутины Антонием (43 г. до н.э.), и голландцы, осаждённые испанцами, в городах Харлем и Лейден (1570-е годы).

Но первая, серьёзно организованная и регулярная, возникла в 1870-71 году во время Франко-Прусской войны, когда немцы взяли в кольцо Париж. Осаждённые горожане сначала отсылали весточки с помощью аэростатов. Однако, аэростаты были неуправляемы - за границы города их отослать было можно, а вот обратно в Париж их точно не направишь.
Тут-то и пришла идея привлечь к делу почтовых голубей . Их садили в клетки и отправляли на аэростатах через цепь вражеских войск, чтобы затем они вернулись с ответными посланиями. Хотя первый раз из 363 голубей вернулось только 57, затея того стоила.
Голубь - не лошадь, поэтому голубиные письма писали на очень тонкой папиросной бумаге, клали в мешочек, который крепили на спине, хвосте или лапке птицы. Затем придумали более экономный способ…
Люди приносили письма на специальный "голубиный" почтамт. Там тексты набирали мелким типографским шрифтом, верстали наподобие газетного листа, а потом фотографировали с большим уменьшением. В результате множество посланий умещалось на тоненькую микроплёнку, которую помещали в капсулу и прикрепляли к голубям. На месте получения плёнки проецировали на экран, а специальные чиновники переписывали тексты посланий.
Теперь один голубь за один раз мог доставить информацию ёмкостью 70 тысяч слов и принести в госказну 35 тысяч франков от благодарных клиентов почты .
Говорят, немцы даже пытались бороться с пернатыми почтальонами с помощью ястребов, но - без особого успеха.

Не обошлось без голубей и на полях двух мировых войн. Особенно активно их использовали в Первую мировую. Существовали даже целые роты голубиной почты , а для большей мобильности использовались передвижные голубятни. Соответственно, голубей, которые привыкли к одной голубятне, перевозили на другую, с которой собирались поддерживать связь. Памятуя, что война есть война, одну и ту же депешу для надёжности посылали сразу с тремя птицами.


Конечно, проводная и радиосвязь постепенно вытесняли голубей-почтальонов, но птицы продолжали использоваться и во Вторую Мировую войну. Советские исследователи подсчитали, что в период 1941-45 гг. было отправлено около 15 тысяч "голубеграмм".
Наиболее отличившихся пернатых военных почтальонов нередко награждали. Так, голубя Шер Ами в 1918 г. наградили Французским Военным крестом, а голубей Коммандо и солдат Джо в 1945-м - британской медалью Дикин. Наиболее повезло голубю под номером "888", которому и вовсе дали чин полковника Британской армии, а после смерти с почестями похоронили.


В 2005 году даже сняли мультфильм «Пернатый спецназ» про голубей – участников Второй Мировой войны.

Голуби и Ротшильды

Важными достоинствами голубиной почты были секретность и - главное- оперативность информации. Ещё древние греки рассылали голубей со списками имён победителей Олимпийских игр.

Но наиболее ярким примером является история знаменитой финансовой империи Ротшильдов . По легенде, именно благодаря почтовому голубю , Натан Ротшильд первым в Британии узнал о победе над Наполеоном при Ватерлоо. Это позволило ему провести удачную операцию с французскими ценными бумагами и заработать баснословное состояние.

Голубь оказался хорошим помощником и репортёрам. Пока не было изобретено радио, редакции получали информацию о парусных регатах с помощью голубей, которых предварительно помещали в голубятни на яхтах.
Впрочем, этот способ передачи срочной информации репортёры агентства "Рейтер" практиковали и в 1962 году, чтобы корреспонденты не теряли время, простаивая в автомобильных пробках.

Не всегда служила законным и благовидным целям. Так во времена Наполеона, когда между Англией и Францией была таможенная война, голуби нередко помогали контрабандистам переносить с острова на континент драгоценные камни. Да и сейчас в районах Афганистана и Пакистана этих птиц используют, как... наркокурьеров, доставляющих героин.

Анекдот:
«- "И лично просили передать" - сказал почтовый голубь и нагадил на голову получателя письма».

Связь без границ

Бывали случаи, когда почтовые голуби оказывались единственной возможностью доставить сообщения. Например, в дальних морских странствиях. Ещё древние египтяне брали с собой почтовых голубей во время морских походов, а потом это стало распространённой практикой среди прочих моряков.

Именно голубь принёс последнее известие от шведского арктического исследователя Соломона Андре. В 1897 году вместе с двумя спутниками Андре поднялся на воздушном шаре со Шпицбергеном, желая достичь Северного полюса. Вскоре пришло обнадёживающее голубиное послание - мол, всё хорошо - и после этого об экспедиции не было ни слуху, ни духу целых 33 года… Пока останки отважных полярников не нашли на одном из северных островов.

Кстати, об островах...
Во второй половине XIX века, когда авиапочты ещё не было, а пароходы ходили медленно, жители островов вспомнили о голубях. В частности, подобная мысль посетила человека по имени Фрикер - жителя острова Грейт-Барбьер. Недовольный тем, что почтовый пароход между островом и новозеландским портом Окленд курсировал только раз в неделю, он решил в 1898 году наладить регулярную голубиную почту .
В результате, письма стали доставляться ежедневно. Самый быстрый голубь с говорящим прозвищем Velocity мог покрыть расстояние между Грейт-Барбьером и Новой Зеландией (90 км) всего за 50 минут. Затея была столь успешной, что издали даже специальные бланки и треугольные марки - первые почтовые марки для голубеграмм .

Анекдот:
«- Знаешь, был у меня почтовый голубь, но погиб при исполнении...
- Как это? Подстрелили?
- Да нет! На почте пришибли, когда штемпель ставили...».

Так что в критических обстоятельствах до сих пор может пригодиться. Например, сегодня в удалённых и труднодоступных районах Англии голубей используют для проб крови в больницы на анализ.

В представлении большинства современных людей голубиная почта является анахронизмом, отголоском далёкого прошлого, покрытом ореолом романтики.

А между тем, ещё сравнительно недавно такая связь была самым обыденным средством коммуникации, причём наиболее быстрым.

Когда появилась голубиная почта

Считается, что человек приручил голубя более 50 веков назад, а по некоторым данным и вовсе выходит, что эта птица живёт рядом с нами уже около 10 тысячелетий. За такое долгое время жители разных стран сумели разглядеть необычное и весьма ценное качество таких пернатых - умение безошибочно находить свой дом.

Если обратиться к мифологии, первым почтовым голубем следует считать, по-видимому, того, которого Ной отправил во время Великого потопа на поиски суши .

Важно! По скорости на дальних дистанциях с голубем-почтальоном могут поспорить только ласточка, ястреб и горная касатка. Голубь может длительное время лететь со скоростью 100 км/час и более .

Как знают, куда нужно лететь, и на какое расстояние летают

Есть несколько предположений касаемо того, каким образом птица находит дорогу домой. Возможно, в качестве навигационной системы голуби используют естественные магнитные поля планеты , а может быть, всё дело в солнце, на положение которого в пространстве они ориентируются.

Не вызывает сомнения тот факт, что голуби могут лететь только домой, то есть в то место, откуда его забрали. Нередко фиксировались случаи, когда пернатые летали на расстояния более 1000 км.

История голубиной почты

Есть основания полагать, что голубиная почта появилась и стала востребованной ещё до начала античных времён. Как только на смену небольшим племенам, рассеянным по необозримым просторам, пришли государства, возникла необходимость быстро и точно передавать сообщения между столицей и провинциями.
Большое значение коммуникация имела и в военном деле. А поскольку сигнальные костры или барабаны передавали сигнал лишь на небольшое расстояние, они не могли составить конкуренцию быстрым и выносливым птицам.

Античность и Средневековье

О способностях голубей возвращаться в своё гнездо знали в Древней Греции, Риме, в Египте и на Ближнем Востоке . В эпоху раннего средневековья галлы и племена германцев не только применяли голубей в качестве гражданских почтальонов, но и активно использовали их умение в военных целях и в торговле.

В середине XII века Египет был одним из центров развития данного вида коммуникаций.

Причиной тому послужила небывалая щедрость местной знати, которая согласна была платить огромные деньги за хорошо выдрессированных почтальонов.

Позднее, в 70-х годах XVI века, во время Восьмидесятилетней войны, голуби сыграли заметную роль при осаде мятежного нидерландского города Лейдена испанцами. Когда жители осаждённого города, отчаявшись, уже готовы были сдаться, предводитель голландской армии Вильгельм Оранский отправил им послание с помощью почтового голубя, в котором убеждал горожан продержаться ещё три месяца. В конечном итоге Лейден так и не был захвачен.

Знаете ли вы? Первым клубом любителей почтовых голубей следует считать Бельгийское общество голубиного спорта, организованное в 1818 году. Затем подобны е клубы стали открываться по всей Европе. Через 100 лет только в Париже было 8 тысяч тренированных пернатых почтальонов.

Девятнадцатый век

До появления и широкого распространения телеграфа существовало только два вида сравнительно быстрой связи: конный гонец и почтовые голуби. Причём последние по времени доставки посланий значительно опережали первых.
Фридрих фон Амерлинг (1803-1887) «Голубиная почта» Даже в век промышленной революции пернатые почтальоны нередко были просто незаменимы. В некоторой степени благодаря им строились будущие финансовые империи - предки современных транснациональных корпораций.

Пример тому - сделка, принёсшая Натану Ротшильду огромную прибыль: в 1815 году, благодаря пернатой почте, этот делец узнал о поражении Наполеона при Ватерлоо двумя днями ранее конкурентов.
Естественно, экономические последствия военного поражения моментально были просчитаны гением коммерции.

Зная, каким образом данная новость отразится через пару дней на французских ценных бумагах, он совершил на бирже необходимые операции, и в результате оказался в числе главных, если не единственным бенефициаром (получателем выгоды).

Примерно в это же время правительство Нидерландов учредило систему голубиной почты, применяемой как в гражданских целях, так и для нужд армии, на островах одной из своих колоний - современной Индонезии . В качестве средств доставки использовали породу багдадских голубей.

Важно! Не следует дрессировать непарованную птицу, она может найти себе пару в другом месте. По той же причине не стоит выпускать из голубятни разделённых пернатых.

Во время франко-прусской войны 1870–1871 года , единственным средством связи с осаждённым германцами Парижем были пернатые почтальоны. Объёмы информации просто поражают воображение - 150 тысяч только официальных документов, и почти в семь раз больше частных сообщений.
К тому времени данный вид коммуникации не обошёл стороной технический прогресс: послания составляли, для большего количества передаваемой информации, при помощи техники фотоувеличения. Соответственно, фотоувеличителем пользовались и для расшифровки депеш .

Главным терминалом, откуда в Париж отправляли почту, был город Тур; голубей из французской столицы забирали на воздушном шаре . Немцы пытались бороться с воздушными почтальонами при помощи ястребов, однако линии коммуникации всё равно действовали.
Возможно, осада Парижа, а возможно, что-то другое стало причиной, по которой в конце XIX века многие европейские государства завели почтовые голубиные службы для военных нужд.
Но не только военные активно использовали талант пернатых - газетчики тоже не оставили его без внимания. Например, популярнейшие в то время различные регаты активно освещались в прессе. Люди хотели знать о результатах заплывов как можно раньше. Соответственно, газета, ранее других дававшая достоверную информацию о результатах гонок, продавала большие тиражи, чем конкуренты. Тогда-то газетчики и стали договариваться с владельцами и капитанами яхт, чтобы те брали на борт средства доставки срочных депеш - голубей.

В конце XIX века Гавайи ещё не являлись одним из штатов США и респектабельным курортом. Это была небольшая группа островов, затерянных в Тихом океане, куда редко заходило почтовое или пассажирское судно - да и то, чаще за пополнением запасов воды или фруктов. За 3 года до начала ХХ века на архипелаге организовали не просто почтовую службу, а прообраз современных компаний - денежных переводчиков: помимо писем эта служба пересылала наличные деньги.

Стоит упомянуть также о почтовой службе острова Грейт-Барриер .
С конца XIX и до 1908 года, когда по дну океана проложили телеграфный кабель, она связывала остров со столицей Новой Зеландии - Оклендом.
Называлось учреждение Службой голубеграмм . Данная институция отличалась очень основательным, профессиональным подходом: выпускала даже свои почтовые марки.
У Службы голубеграмм был и свой рекордсмен - голубь Velocity, преодолевавший более 100 км за 50 минут.

Знаете ли вы? Прусский принц Фридрих Карл подарил своей матери голубя, привезённого из Парижа. Спустя 4 года птица вырвалась на свободу, сумев найти «дорогу » и вернуться домой.

Первая и Вторая мировые войны

ХХ век, несмотря на все свои технологические прорывы, не забыл о голубях: они продолжали широко использоваться во время Первой и Второй мировых войн.
Эти птицы не раз спасали жизни солдат и моряков, доставляя донесения в ситуациях, когда никто кроме них сделать это был не в состоянии. Помимо спасения жизней, пернатые помогали добиться победы в, казалось бы, безнадёжных ситуациях.
Французские солдаты с голубями, 1914-1915 гг. Можно вспомнить о знаменитой истории Вити Черевичкина , которую знал каждый советский школьник. Пятнадцатилетний подросток был расстрелян нацистами за то, что, вопреки приказу немцев, не уничтожил своих голубей, используя их для связи с Красной армией в захваченном Ростове.

Используют ли их в наши дни

В послевоенное время знаменитое агентство новостей «Рейтер» пользовалось пернатыми почтальонами для доставки новостных депеш из-за пробок на дорогах, мешавшим проехать автомобилю. В Ялте местное издание «Курортная газета» также применяла данный тип связи.

В настоящее время голубиная почта используется только изредка - в рекламе, коммерческих целях, для проведения памятных юбилейных акций, филателистических мероприятий.

Существуют клубы любителей голубиного спорта, которые проводят встречи, съезды и соревнования - не только в пределах одного клуба или города, но и на международном уровне.

Важно! Большое значение имеет место, откуда голубь будет возвращаться домой. Следует выбирать открытую со всех сторон возвышенность. В долине пернатый почтальон не видит никаких узнаваемых ориентиров. Незнакомые детали ландшафта (горы, большие овраги) и густые леса могут испугать птицу.

Породы почтовых голубей

Хотя для почтовой службы использовались различные породы, наиболее широкое признание получили четыре из них:


Есть ещё несколько пород, которые близки по своим качествам к перечисленным выше, но в силу различных причин всё же пользуются меньшим признанием в качестве почтальонов - например, скалистый голубь, тюмлер голландский.

Как проводятся дрессировки

Обычно началом тренировок служат полёты вокруг голубятни . К ним приступают не ранее полуторамесячного возраста птицы. К этому времени будущий почтальон должен полностью опериться, и как минимум трое суток прожить в голубятне, вокруг которой будет совершать тренировочные полёты.

Такие полёты длятся около 1,5 месяца, после чего переходят к следующему этапу тренировок: птицу увозят на какое-то расстояние от голубятни, со временем его увеличивая.

Знаете ли вы? Первое российское общество почтово-голубиного спорта было организовано в Киеве в 1890 году.

В начальный год обучения будущих почтальонов не увозят далее 200 миль (320 км). В тренировках существует такое правило: снижать дистанции, на которые летают пернатые, не следует. Иначе поведение птицы становится беспокойным, слабеет привязанность к родному гнезду.

При тренировках на расстояниях до 100 км птицам дают день отдыха. Между длительными перелётами птица отдыхает примерно 90 часов. Все тренировки, перелёты и точки, откуда они были сделаны, фиксируются.

Наиболее плодотворно тренировки проходят с середины весны до конца сентября.

Для начала дрессировки желательны хорошие погодные условия, в дальнейшем тренировочные полёты проходят при любой погоде. Для поддержания формы дрессированных голубей, чтобы держать их в тонусе, раз в 4 недели их запускают на максимально возможное расстояние, друг за другом, через определённое время.

Будущих почтальонов, отобранных для тренировок, рассаживают раздельно, по половому признаку, до 3 десятков в одну корзину. Следует осторожно отсаживать пернатых в корзины, чтобы отвезти на конечную станцию. Грубое, навязчивое отношение, или неприятное ощущение от контакта с руками могут отбить у птицы желание возвращаться домой. Лучше ловить голубей при помощи сетки, заранее приучив их к ней. А вот ночью птица вполне спокойно позволяет взять её в руки.
На станцию голубя нужно отвозить как можно быстрее, так как долгое прибывание в корзине расслабляет птицу и делает её ленивой. Перевозить птицу должен тот, кого голуби знают и не боятся. Вообще, перед полётом нужно создать пернатым комфортные условия, чтобы у них было желание вернуться домой. Выпускать птицу в тренировочный полёт следует до полудня.

Если расстояние до дома в пределах 100–150 км, за 50–60 минут до старта почтальонам дают воду и небольшое количество зерна. Для старта выбирают возвышенное место, корзину открывают и оставляют. Голубь поднимается, осматривается на месте, находит одному ему известный ориентир и начинает свой полёт.

Важно! Ландшафт местности оказывает влияние на полёт птицы. 200-километровую дистанцию на открытом пространстве голубь преодолеет быстрее, чем 70 км над пересечённой местностью.

Почтовым пернатым нужно предоставлять больше свободы. Только они сами знают, на что ориентироваться при выборе маршрута. Птицам нужно самостоятельно изучать прилегающую к дому местность, причём досконально знать её в разное время года. Также активный образ жизни не даёт им обрастать жиром - голубь не бройлер, набирать лишний вес ему ни к чему.

Видео: тренировка голубей

Нормальная высота полёта голубя - 100–150 м. Он отлично ориентируется на такой высоте, поскольку привык видеть предметы в соответствующих размерах. Если по какой-то причине нужно развить способность находить дом и приземляться с большей высоты, стоит поработать над этим, в противном случае при возвращении могут возникнуть проблемы. На пик формы тренированный голубь выходит примерно к 3–3,5 годам.

Голуби-герои

В Первую мировую войну из США во Францию была завезена почтовая голубка , которая совершила множество вылетов с донесениями; при Мёз-Аргонском наступлении благодаря ей были спасены жизни почти 200 солдат. Голубка была ранена, но долетела в пункт назначения без глаза, лапки и с раной на груди. Была награждена Военным крестом и Золотой медалью американского общества почтовых голубей.
Чучело Шер Ами
Два голубя, Коммандо и Солдат Джо , были награждены в 1945–46 годах медалью Марии Дикин (высшая воинская награда для животных, Великобритания) за военные заслуги, проявленные в ходе Второй мировой войны.
Голубь G.I. Joe, награжденный медалью Марии Дикин Во время Второй мировой войны датские подпольщики завладели важной информацией, передать которую можно было только при помощи почтовых голубей. С такой задачей справился пернатый почтальон , за что также получил награду Дикин.
Голубка была удостоена бронзовой статуи и медали Дикин. Она спасла экипаж лежащей на дне английской субмарины, пролетев почти 5000 морских миль за 12 суток.
Ирландский почтальон Пэдди 1 сентября 1944 года получил награду за известие о высадке союзников в Нормандии. За 4,5 часа птица пролетела почти 400 км. Это очень высокий результат.
Голуби Пэдди и Густав с медалями Марии Дикин, 1944 г. Солдат Голубчик - ещё один голубь-герой, спасший советскую подлодку, преодолев за 2 суток больше 1000 км.

Почтовый голубь «48» , со сломанной лапой и тяжёлым ранением, доставил сообщение от партизанского отряда, попавшего в окружение.

Знаете ли вы? Начальник голубиной почтовой службы армии Франции, капитан Рено, в конце XIX века экспериментальным путём установил, что голубь может пролететь свыше 3000 километров над океаном и благополучно достичь берега.

Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

10 раз уже
помогла