Тарифы Услуги Сим-карты

Как сделать альфа канал в фотошопе. Как работать с альфа-каналом в программе Барельеф. Как сама картинка может быть использована для создания альфа-канала

Давайте рассмотрим работу с альфа-каналами: сохранение, обработка, загрузка выделений, логические операции.

Наверное, вы уже сталкивались с тем, что одну и ту же область приходится выделять несколько раз в процессе редактирования изображения. А если эта область имеет сложную форму, то каждый раз повторяется один и тот же мучительный процесс.. Безрадостно. Хотелось бы сохранить где-то созданное выделение и загружать его по мере потребностей. Именно такую возможность предоставляют альфа-каналы - объекты Photoshop, позволяющие хранить выделения. Поскольку выделять можно с разной степенью прозрачности, то в альфа-каналах хранятся маски - представления выделений в виде градаций серого, где белый цвет соответствует выделенным областям, черный - невыделенным, серый - частично выделенным. Итак, помощью альфа-каналов можно сохранять, загружать и редактировать выделения. Работа с альфа-каналами напоминает работу в быстрой маске. Рассмотрим это на примере.

Сохранение и загрузка выделений.


Редактирование выделений в альфа-каналах. Работа с градиентными масками.


Логические операции с альфа-каналами.

Если при выборе пункта меню Select > Save Selection в списке Channel выбрать имя существующего канала, то у программы возникает естественный вопрос: если мы пытаемся поместить туда что-то новое, то что же делать со старым? Правила взаимодействия старого и нового содержимого канала определяются при помощи логической операции, выбранной в поле Operation .


Эти операции вам уже знакомы. При выборе пункта Replace Channel всё содержимое канала будет заменено на новое сохраняемое выделение. Если Вы включите переключатель Add to Channel , то к выделению, сохранённому в канале, будет добавлено сохраняемое выделение (операция сложения выделений). Операции вычитания (Substract from channel ) и пересечения (Intersect with channel ) выполняются аналогично подобным операциям с выделениями. Обязательно попробуйте работу этих операций. Только учтите, что пересечь или вычесть выделение из канала можно только в том случае, если сохраняемое выделение "перекрывает" уже сохранённое в данном канале. (т.е. они должны иметь общие области, иначе нечего будет пересекать и вычитать).


При загрузке выделения из канала с помощью пункта меню Select > также возможна логическая операция при условии, что мы будем загружать выделение в файл, уже содержащий выделенную область. Взаимодействовать будут старое выделение и новое, загружаемое из альфа-канала. Все операции стандартны.

Давайте проведем аналогию между альфа-каналами и инструментами, лежащими в ящике в мастерской. Инструменты извлекаются из ящика только тогда, когда они вам необходимы, после чего снова помещаются в ящик. Пока инструмент не нужен, он лежит в ящике и ни на что не влияет.

Именно так функционируют и альфа-маски. Они могут быть частью изображения, но никак себя при этом не проявлять, пока вы не активизируете их.

Работа с альфа-масками предполагает выполнение пяти шагов, причем в строго определенном порядке.

1. Создайте альфа-канал. При активной выделенной области щелкните на значке Save selection as channel (Сохраняет выделенную область в новом канале) или же выберите команду Selects Save Selection (Выделением Сохранить выделенную область).

Без активной области щелкните на значке Create new channel (Создает новый канал) или же перетащите на этот канал альфа-канал или канал изображения.

2. Определите, где именно должны применяться изменения. После создания альфа-канала всегда активизируйте канал или слой,

к которому будут применяться изменения.

3. Активизируйте альфа-канал. Выберите команду Select Load Selection (Выделение Загрузить выделенную область) или нажмите комбинацию клавиш для превращения альфа-канала в активную выделенную область.

4. Примените изменения. Примените необходимые изменения, такие как добавление корректирующего слоя, применение фильтра, вставка нового элемента изображения и т.д.

5. Внесите коррективы в изображение.

В зависимости от изображения данный шаг требует больших или меньших усилий

и часто подразумевает работу с отдельным слоем или маской слоя.

Запомнив эти пять шагов - создание, определение, активизация, применение и внесение корректив, я гораздо лучше разобралась во всем процессе маскирования. Приведенные ниже примеры помогут вам лучше запомнить приведенные выше пять шагов.

Придание выразительности небу

Для улучшения внешнего вида неба можно использовать несколько методов - от простого увеличения насыщенности цветов до добавления новых облаков или изменения времени дня или года.

На рис. 5.22 представлена фотография, полученная мною в Праге. Она была сделана в солнечный день, однако небо выглядит слишком тусклым. После создания альфа-канала и его активизации мне удалось придать небу более выразительный вид, добавив корректирующий слой Photo Filter (Фото фильтр) (рис. 5.23).

Рис. 5.22.

Исходное изображение

Рис. 5.23.

Конечное изображение

Шаг первый:

создание альфа-канала

В большинстве случаев первый шаг в придании небу выразительности заключается в предотвращении внесения изменений в другие области изображения, такие как здания или пейзаж.

1. Для создания маски, содержащей все мелкие детали собора, следует воспользоваться преимуществами маски в изображении. Внимательно изучите все три канала, чтобы найти канал с максимальным различием между зданием и небом. В настоящем примере такой контраст представлен в синем канале. Перетащите значок синего канала на значок Create new channel (Создает новый канал),

чтобы создать копию этого канала (рис. 5.24).

2. Выберите команду ImagedAdjustments Curves (Изображение Коррекция Кривые) (/) и увеличьте контраст канала, переместив точку белого влево,

а точку теней - вправо (рис. 5.25).

Рис. 5.24.

Создание альфа-канала на основе существующего канала позволяет сохранить мелкие детали

3. Для того чтобы еще больше отделить здание от неба, обработайте границы здания черной жесткой кистью в режиме наложения Overlay (Перекрытие) (рис. 5*26).

Использование режима наложения Overlay (Перекрытие) позволяет проигнорировать белое небо и быстро подчеркнуть различие между зданием и небом. Обрабатывать нижнюю часть здания не следует, так как этим мы займемся при выполнении следующего шага.

Рис. 5.26.

Использование черного цвета в режиме наложения Overlay позволяет затемнить здание, не затронув при этом небо

Рис. 5.25.

Применение команды Curves к альфа-маске с целью увеличения контраста позволяет быстро отделить небо от здания

4. Воспользуйтесь инструментом Polygon Lasso (Прямолинейное лассо) с нулевым радиусом растушевки для выделения внутренней части собора и нижней части здания (рис. 527). Чтобы быстро создать прямолинейные сегменты с помощью инструмента Lasso (Лассо), нажмите клавишу (

на рис. 5.28, после чего снимите выделение.

Рис. 5.27.

Выделение костела с помощью инструмента Polygon Lasso

Рис. 5.28.

Завершение альфа-маски благодаря заливке активной выделенной области черным

Шаг второй:

определите, где именно должн ы применяться изменения

Теперь, когда маска создана, вам необходимо указать Photoshop, что следует делать дальше. Другими словами, поскольку создание маски завершено, нам следует обратиться к участку изображения, требующему дополнительной обработки; в данном случае это небо на фоновом слое.

Для указания фонового слоя щелкните на слове RGB в палитре Channels (Каналы) (/). В случае многослойного документа следует указать определенный слой, с которым вы планируете работать.

Шаг третий:

активизация альфа-канала

Как отмечалось раньше, в изображении может присутствовать много слоев, однако для того чтобы Photoshop знала, с каким слоем ей следует работать, его необходимо активизировать. Не забывайте, что альфа-каналы никак себя не проявляют до тех пор, пока не будут активизированы.

Для активизации альфа-канала, который

в данном случае является четвертым каналом в изображении, нажмите комбинацию клавиш

().

В результате альфа-канал превратится

в активную выделенную область (рис. 5*29).

Рис. 5.29.

Активизация альфа-канала позволяет создать активную выделенную область

Шаг четвертый: применение изменений

А теперь самое интересное: пора увидеть результаты маскирования!

Выберите команду Layer >New Adjustment Layer Photo Filter (Слой"=>Новый корректирующий слой =>Фотофильтр), после чего примените фильтр Cooling Filter (82), как показано на. рис. 530. Обратите внимание, что активная выделенная область преобразована

в маску слоя Photo Filter (Фотофильтр),

а воздействию фильтра будет подвержено только небо.

Рис. 5.30.

Для придания небу более холодных оттенков достаточно применить фильтр Cooling Filter

Шаг пятый:

коррекци я композитного

изображения

Для коррекции изображения и придания дню более солнечного вида можно воспользоваться преимуществами существующего слоя Photo Filter (Фотофльтр) и маски слоя с целью придания оттенка восходящего солнца фасаду здания.

1. Создайте копию слоя Photo Filter (Фотофильтр), перетащив его на значок Create a new layer (Создает новый слой) в нижней части

палитры Layers (Слои). Выберите команду Imaged A djustments Invert (Изображение Коррекция Инверсия) или нажмите комбинацию клавиш (), чтобы инвертировать маску слоя. Конечно же, в результате здание приобретет выраженный синий оттенок (рис. 531).

Рис. 5.31.

Воспользуйтесь преимуществами существующих масок слоев благодаря созданию копий

1бО Маск и и композиция в Photoshop

2. Дважды щелкните на значке корректирующего слоя Photo Filter (Фотофильтр), выберите фильтр Warming Filter (81), после чего уменьшите плотность

фильтра приблизительно до 10%. Как показано па рис. 532, здание приобрело необходимый оттенок, а полученная мною фотография выглядит гораздо лучше.

Итак, никогда не забывайте о пяти шагах (создание, определение, активизация, применение и внесение корректив), которые позволят работать более творчески и эффективно.

Рис. 532.

Инверсия маски слоя позволяет защитить небо и дает возможность корректирующему слою Photo Filter придать зданию мягкий оттенок

Статье, которая, как мы помним, была посвящена затайливанию графических изображений в программном продукте Adobe Photoshop, я вскользь упомянул о богатых средствах выделения разнообразных областей на редактируемой картинке. Поскольку эти инструменты - маленький ключик от очень большой дверцы, за которой скрывается недюжинное мастерство, мы, ведя разговор об обработке графики в народном любимце "Фотошопе", просто не можем не уделить им чуточку внимания.


Об альфа-каналах и выделении, в целом

Обычно графический редактор позволяет выбрать прямоугольную или овальную область на растровом изображении. А вот в "Фотошопе" отряд "выделялок" дополняется несколькими видами инструмента лассо (Simple, Polygonal и Magnetic Lasso), волшебной палочкой (Magic Wand) и альфа-каналами (alpha channels). Суть работы лассо заключается в выделении объектов, изображенных на рисунке, по контуру. Волшебная палочка выбирает область с примерно одинаковым цветом и небольшой детализацией. Это можно использовать для удаления фона изображения. А вот альфа-канал - очень хитрое средство, которое позволяет пользователю создавать самые невероятные выделения, используя инструменты и фильтры Photoshop. Посмотрите на предложенные иллюстрации. Эти и более сложные эффекты как раз и создаются с помощью альфа-каналов. Давайте разберемся, как это делается.

В "Фотошопе" существует три вида каналов: цветовые, альфа-каналы и каналы spot color. Первые содержат информацию о цветовом режиме (RGB, CMYK, grayscale и др.) и создаются автоматически при открытии изображения. Последние могут быть использованы при выводе картинки на печать. Альфа-канал, в свою очередь, предназначен для хранения выделений в виде 8-битной черно-белой картинки. Т.е., грубо говоря, он позволяет нарисовать и запомнить так называемую маску - область выделения любой сложности с любыми границами. Именно нарисовать, причем при помощи любых инструментов и фильтров. Чисто белый цвет (FFFFFF) понимается как абсолютно выбранная область, а чисто черный (000000) - как абсолютно невыбранная. Серый цвет - это частичное выделение. Наверное, это все звучит довольно странно и непонятно. Особенно последнее предложение. Давайте перейдем к конкретным задачам и во всем разберемся. Начнем с фильтров.


Создаем выделение, используя фильтры

Итак, выберем подопытное изображение. Далее переместимся в окошко Channels ("Каналы"), которое всегда можно вызвать из меню Window. Тут создадим новый канал, нажав на маленькую кнопку в нижней области окна (третья слева). Если все изображение окрасилось в черный цвет, то вы на верном пути. Теперь попробуем создать нечто похожее на первую иллюстрацию. Да-да, ту, которая немного напоминает витраж.

На созданном канале инструментом Rectangular Marquee Tool ("Выделялка") выберем прямоугольную область. Далее инвертируем выделение (Select > Inverse). Теперь применяем фильтр Stained Glass (Filter > Texture). В моем примере размер ячейки равен 25, толщина границы - 10. Нажимаем OK. Таким образом, мы разбили изображение по краям на ячейки. Можно сказать, что новое выделение готово. Теперь желательно поработать инструментом Eraser, чтобы удалить полые ячейки. Далее убираем прямоугольное выделение (Select > Deselect) и включаем все цветовые каналы, а созданный (по умолчанию Alpha1) - выключаем. Затем выбираем курсором все включенные каналы в диспетчере каналов и отправляемся в меню Select. Потом загружаем созданное выше выделение (Load Selection), указав в диалоговом окошке его имя (по умолчанию Alpha1). Теперь остается только залить выделенную часть изображения, т.е. границы ячеек. Указав цвет (в моем случае белый, хотя можно желтый или любой другой), выбираем Fill в меню Edit. Вот и все. Наверняка вы заметили, что на последнем шаге выбранной оказалась та область рисунка, которая была окрашена в белый цвет на альфа-канале. Подобным образом можно использовать и другие фильтры, добиваясь превосходных эффектов. :)


Эффекты с плавными переходами

С фильтрами, я думаю, мы разобрались. Теперь обратим наш взор на богатую палитру инструментов в Photoshop и познакомимся с инструментом Gradient Tool (Заливка градиентом). С его помощью попытаемся скрестить лимон и помидор, т.е. создать плавный переход от одной картинки к другой (смотри второй рисунок).

Вопреки всем ожиданиям, результат выглядит весьма аппетитно. Итак, приступим к селекции. В "Фотошопе" откроем два рисунка и определим, какое из них лучше пустить на фон. Пусть это будут лимоны. Далее копируем второе изображение (помидоры) на новый слой в окно с фоном. Теперь будем работать только с этим окном. Второе для удобства можно закрыть. Выделяем слой с помидорами и переходим на закладку Channels. В этом окошке создаем новый альфа-канал и вместо фильтра используем градиент (плавный переход от черного цвета к белому). Теперь, как и в первой части данного раздела, включаем остальные каналы и загружаем созданное выделение. После этих действий на рисунке появилась рамка. Удаляем ее нажатием на Delete. Все, готово! Данный слой с помидорами стал полупрозрачным, проявив находящиеся под ним лимоны. Теперь вы поняли, что такое частичное выделение? Если бы мы не удалили рамку выделения, а залили бы эту область любым цветом, то в результате получилось бы затуманивание изображения, т.е. плавный переход от него к выбранному цвету. И чем же мы, спрашивается, не селекционеры? :)


Заключение

Как вы понимаете, градиентная заливка - это не единственный инструмент, а фильтр Stained Glass - не единственный фильтр, пригодный для создания выделений, сохраняемых в альфа-каналах. Более того, Photoshop может работать с несколькими альфа-каналами сразу. Главное, чтобы сумма всех каналов не превышала 24. Нужно также помнить, что не все версии Photoshop позволяют создать невероятные выделения описанными выше способами. За версии 7 и CS вы можете не беспокоиться - они умеют работать с альфа-каналами. Более ранние, вроде, нет.

Слои на данный момент являются самым мощным инструментом для работы с фотографическим изображением. Когда вы редактируете фотографию, будь то в Photoshop или Paint Shop Pro, без множества слоев изображения не обойтись. Иногда используются и более сложные слои - настраиваемые, эффекты и маски, основанные на слоях. Слои везде. И невольно возникает вопрос -как пользователи обходились без них раньше.

Ответ прост - с помощью каналов. Вы легко отличите ветерана Photoshop по тому, что он использует палитру каналов также часто, как и палитру слоев. Но это не стоит расценивать как старомодность. Скорее это свидетельство профессионализма, поскольку использование каналов открывает широкие возможности.

Итак, что такое "канал". Стандартное определение - "двухмерный массив информации, обычно 8-разрядной" - вряд ли прояснит ситуацию. Поэтому давайте лучше рассмотрим два основных типа каналов - цветовой информации и альфа-канал - с точки зрения их практического применения.

Цветовые каналы

Простейший способ увидеть цветовые каналы в действии - воспользоваться панелью каналов Photoshop. Откройте обычное 24-разрядное фотографическое изображение в RGB. На палитре каналов вы увидите 4 слоя, каждый со своей иконкой: RGB, Red (красный), Green (зеленый) и Blue (голубой). Если кликнуть на RGB, вы увидите то изображение, которое обычно и видите - композитное и полноцветное. Для каждого из остальных каналов отображается его полутоновая версия. Сочетания клавиш Ctrl+1, 2, 3 позволяют просмотреть каждый из цветовых каналов в отдельности, а Ctrl+~ - обычное композитное изображение.

Полный спектр RGB-цветов создается из каналов красного, зеленого и голубого цветов, где они представлены в шкале оттенков серого.

Чтобы понять, какая информация отображена в палитре слоев, стоит понаблюдать за каналами при работе с тестовым изображением радужного градиента (проще говоря, изображением всех цветов радуги). На изображении в шкале серого, которое представляет канал, каждый из пикселей может отображать одно из 256 значений. Вы увидите, что красная часть радуги при просмотре в красном канале будет белой. Желтая полоска радуги будет белой в красном и зеленом каналах, но будет черной, т.е. отсутствовать, в голубом. Собственно, изображение радуги показывает, что полный спектр из 16 миллионов цветов можно получить сочетанием значений от 0 до 255 для красного, зеленого и голубого цветов (256 x 256 x 256). В нашем изображении желтой полоске соответствуют большие значения красного и зеленого каналов и 0 - голубого канала. Photoshop работает с изображением не по отдельным пикселям, а по каналам. При этом три восьмиразрядных слоя - красный, зеленый, голубой - накладываются, и мы получаем окончательное изображение.

Конечно, не все изображения создаются в RGB, но это не проблема, поскольку каналы очень легко настраивать для разных нужд. Мы можем преобразовать наше изображение в другой режим с помощью команды Изображение > Режим (Image > Mode). Для Bitmap и оттенков серого есть только один канал, в котором представлены 256 значений от черного до белого. В режиме Lab три канала: А (значение цвета между зеленым и красным), В (между голубым и желтым) и L (значение яркости). Разделение цвета и его яркости может быть очень полезно. Выберите канал яркости и конвертируйте его в полутоновое изображение. Результат получится намного лучше, чем если бы вы преобразовывали отсканированное RGB-изображение.

Цветовая модель Lab может оказаться очень полезной. Но все же самой важной, после RGB, является CMYK. Эта модель ориентирована на печать. Конвертируйте изображение радуги в CMYK. Первое, что бросается в глаза - резкое изменение некоторых цветов. Дело в том, что в CMYK не поддерживаются многие чистые RGB-цвета. Второе отличие - появилось четыре цветовых канала: Cyan, Magenta, Yellow, Black (бирюзовый, пурпурный, желтый, черный). Посмотрите на желтую полоску радуги в желтом канале - вы увидите, что она представлена черным цветом.

В палитре CMYK каналы отображают цвета чернил при многослойной четырехцветной печати.

В этом режиме есть существенные отличия от RGB, поскольку Photoshop приходится работать с цветами чернил, которые сочетаются друг с другом по принципу вычитания (при наложении всех цветов получается черный). В RGB же, наоборот, применен принцип добавления, и наложение всех цветов даст белый. Но, по большому счету, все цветовые модели схожи между собой. И Photoshop может воссоздать полную гамму любой из них при помощи не более четырех восьмиразрядных каналов, каждый из которых имеет не более 256 значений (или 65536 значений, если вы очень захотите, и в меню Изображение > Режим выберете 16-разрядный канал).

Каналы - основной инструмент работы с цветом, и поэтому стоит поглядывать иногда на панель каналов, чтобы узнать, как Photoshop создает различные цвета. Особенно это касается работы с моделью CMYK, которая разработана для печати. При работе с RGB то, что вы видите на мониторе далеко не всегда соответствует тому, что выйдет при печати. Хотя значения каждого из каналов это отображают. Более того, если вы хотите тиражировать изображение, вам нужно учесть такие факторы, как расплывание точек и замена серого компонента. А это значит, что точность в работе с цветовыми каналами очень важна, поскольку от нее в дальнейшем зависит цветоделение.

Каналы полезны не только при печати в CMYK. Вы найдете им применение и в RGB. Скажем, вы можете редактировать не все изображение, а отдельный канал. При корректировкецвета стоит просматривать отдельные каналы, чтобы выявить дефекты отсканированного изображения. Например, если вы обнаружили размытую или смещенную область в канале красного, вы можете устранить этот недостаток с помощью фильтра резкости или настройки уровней.

А для того, чтобы создать какой-нибудь особенный эффект, вы можете применить художественный фильтр к одному из каналов. В любом случае, вы можете сразу увидеть результат ваших действий на составном изображении - достаточно сделать RGB-канал видимым. Только не забудьте потом снова выделить нужный цветовой канал, если будете и дальше над ним работать.

Функция объединения каналов предоставляет широкие возможности. Например, с помощью команды "Наложить изображение" (Apply Image) можно наложить информацию из любого канала другого изображения таких же размеров на RGB-канал нашего изображения и настроить данный эффект, изменяя непрозрачность и режим смешивания цветов. Команда "Вычисление" (Calculation) позволяет выбрать два слоя и создать новый слой, выделение или документ. Если воспользоваться режимом смешивания цветов "вычитание", то будут выделены области изображения, которые изменились по сравнению с оригиналом.

С появлением в Photoshop 5 команды "миксер каналов" (Channel Mixer) и настраиваемых слоев расширились возможности объединения каналов. Функция миксера каналов используется только для отдельных изображений и позволяет настраивать каждый канал, добавляя информацию из других каналов. С ее помощью можно создавать спецэффекты, менять каналы местами, исправлять дефекты цвета на отсканированных изображениях. Также она идеально подходит для создания "подкрашенных" и качественных полутоновых изображений (при этом вы сможете контролировать преобразование каждого из цветовых каналов в шкалу оттенков серого).

Смешивание каналов очень помогает при конвертировании цветных изображений в полутоновые.

Настройка цветов при помощи каналов вам несомненно пригодится. Но самый распространенный способ их применения - работа с выделениями. Часто элементы изображения гораздо четче видны на отдельном канале, чем на составном изображении. Например, выделить медведя в обучающем файле bear.psd намного проще проще в голубом канале.

Альфа-каналы

Создав выделение, вы наверняка захотите его сохранить. Сделать это можно в альфа-канале. Для этого нужно воспользоваться командой "Выделение > сохранить выделение" (Selection > Save Selection) или иконкой "Сохранить выделение как канал" (Save Selection as Channel) на панели каналов. После этого появляется новый канал, в котором выделенные пиксели отображены белым цветом, невыделенные - черным, а размытые пиксели на границе выделения - оттенками серого.

Дважды кликнув на иконке канала, вы можете переименовать его и установить цвет, которым он будет отображаться на составном изображении. С альфа-каналом можно работать, как и с любым другим, например, настраивать уровни или применять фильтры. Более того, вы можете редактировать этот канал с помощью кисти - например, зарисовывать дефекты. Когда результат вас устроит, воспользуйтесь им. Для этого преобразуйте альфа-канал в выделение с помощью команды "Выделение > загрузить выделение" (Selection>Load Selection), иконки "Загрузить канал как выделение" (Load Channel as Selection) на панели каналов или просто кликнув на иконку канала, удерживая Ctrl. Если у вас несколько альфа-каналов, можно создавать более сложные выделения. Например, вы выделили и преобразовали в альфа-каналы изображение человека и кусты на фоне. Вы можете выделить только кусты, если выберете их и загрузите канал как выделение, воспользовавшись опцией "вычитание". Клавиатурные сокращения ускорят эту процедуру: кликните на иконке, удерживая Shift+Ctrl, - это добавит новую область к выделению, Alt+Ctrl+клик - вычтет из выделения, Alt+Shift+Ctrl+клик - даст пересечение двух выделений.

Альфа-каналы можно сохранять и загружать как выделения.

После того, как вы преобразовали альфа-канал в выделение, оно сразу появится на экране и вы сможете трансформировать его, скопировать в новый слой или отредактировать каким-либо образом. Мерцающая пунктирная линия по краю выделения не очень точно обозначает его границы - нужно учитывать это. Она отображает только пиксели альфа-канала, в которых интенсивность серого ниже 50%. Для большинства выделений это вносит небольшие практические различия. Но преимущество альфа-канала в том, что он позволяет работать с 256 уровнями и создавать таким образом сложные изменяемые маски прозрачности.

Как можно использовать эти маски? Вот несколько примеров (на самом деле это проще сделать, чем кажется, когда читаешь). Кликните на иконке "Создать новый канал" и создайте пустой альфа-канал, после этого примените к нему градиент и снова выберите композитный канал. Кликните, удерживая Ctrl, на иконке альфа-канала. Теперь на созданном выделении примените любой художественный фильтр. Его эффект будет зависеть от значений полутонов градиентной маски. Создастся впечатление, что фотография постепенно превращается, например, в живописное полотно.

Альфа-канал может быть использован как изменяемая маска непрозрачности.

Еще один пример: создайте копию альфа-канала из выделения текста и примените к нему размытие по Гауссу. После этого вычтите исходный канал (Alt+Ctrl+клик) и вы получите новый канал, в котором будет отображен только шум, окружающий текст. Теперь выделите этот участок в композитном или любом из цветовых каналов. Вы можете настроить уровни таким образом, что выделение будет светиться, или даже удалить исходный текст и свечение будет казаться частью фотографии.

Основа у вас есть, теперь экспериментируйте - вы можете создавать множество эффектов с помощью теней, выдавливания, виньеток и т.д. Наверняка, если вы займетесь этим серьезно, вам пригодится возможность сохранять альфа-каналы с вашим файлом. Но возможности Photoshop в этом плане на удивление невелики - программа поддерживает сохранение альфа-канала в tiff-файле или в самом Photoshop (но количество каналов в файле, файле, включая цветовые, ограничено до 24). Это не создаст проблем, если вы работаете только в Photoshop. Но наличие альфа-канала может значительно повлиять на экспорт файла в один из стандартных форматов. Например, при сохранении для Веб в появившемся диалоговом окне можно использовать альфа-канал как маску для настройки качества и, соответственно, размера jpg- и gif-файлов. При помощи альфа-канала можно привлечь внимание к определенной части изображения, которая будет наиболее качественной. Качество остальных областей изображения ухудшится, но за счет этого значительно уменьшится общий размер файла. Также альфа-каналы пригодятся при работе с прозрачностью. Создайте альфа-канал, покрывающий область, которая не должна быть видна в веб-версии, и кликните, удерживая Ctrl, чтобы выделить эту область. Теперь вызовите Мастер экспорта прозрачных изображений и выберите gif. Выделенный участок станет прозрачным в конечном файле, а вам удастся избежать внесения необратимых изменений в оригинал. Мастер позволяет экспортировать изображение в png-файл, поддерживающий 24-разрядный цвет и 8-разрядную прозрачность. Если вы создадите альфа-канал с радиальным градиентом, то получите виньетку. К сожалению, немногие программы поддерживают 32-разрядные png-файлы с прозрачностью. Исключение составляет только, пожалуй, Director 8.5.

Благодаря возможности добавлять цветовые заливки (spot colours) в CMYK, альфа-каналы пригодятся также и при высококачественной печати. Выделите участок изображения, который вы хотите отпечатать как цветовую заливку, а затем воспользуйтесь командой "новый матовый канал" (New Spot colour) из меню панели каналов. Когда будете задавать цвет, нажмите "Custom" (заказной) и выберите цвет, например из библиотеки Pantone.

Учтите, что добавление цветовой заливки не такой простой процесс, как кажется. Изображение на экране, как вы знаете, не всегда соответствует тому, что выводится на печать. Цвета чернил часто невозможно отобразить в RGB и Photoshop просто показывает, как, по его мнению, должно выглядеть изображение при послойной печати. Если вы сохраните свой файл в формате DCS 2.0 и загрузите композитное eps-изображение в профессиональной издательской программе, то сможете произвести цветоделение для четырех основных цветов и файлов заказных цветов, которые вы создали.

Канал заказного цвета позволяет отображать цвета чернил, которые не входят в палитру CMYK.

Несомненно, каналы играют очень важную роль в редактировании фотоизображений - от настройки цветов и выделений до работы с изображениями для веб и высококачественной печати. Но время не стоит на месте, и слои часто позволяют получить лучшие результаты, чем каналы. Создав выделение, скопируйте его в отдельный слой - и вы сможете работать с ним независимо, а в случае необходимости вернуться к первоначальному варианту. То же самое касается и многих других эффектов, которые раньше создавались при помощи каналов. Сейчас с этой задачей лучше справляются настраиваемые слои, эффекты и маски на основе слоев.

Система каналов тоже совершенствовалась. Так что, хотя во многих областях каналы постепенно вытесняются из обихода, но вряд ли они исчезнут окончательно. Хотя бы по той простой причине, что слои созданы на основе каналов. Собственно говоря, слой - это набор независимых каналов цветовой информации и альфа-каналов, один из которых контролирует прозрачность, а второй выступает как маска слоя. То же самое касается и настраиваемых слоев, которые являются, по сути, альфа-каналами, посредством которых настраивается цвет.

Photoshop, как впрочем и любой другой фоторедактор, создает изображение на экране, обрабатывая значения из каналов цвета и прозрачности слоя. И так, поочередно, все слои от фона до переднего плана. Конечно, на самом деле работа с изображением намного сложнее - программа просчитывает режимы смешивания цветов, непрозрачность, настройки и т.д. Но в основе лежит пошаговый математический процесс. Программа не видит изображение, она работает с массивом данных каждого канала. Любой фоторедактор "мыслит" категориями каналов. Это привычка, которую стоит перенять профессиональному пользователю.

RGBA - это привычная нам цветовая модель RGB с ещё одним четвёртым каналом, называемым альфа-каналом . Как правило, этот канал задаёт прозрачность: черным цветом помечается прозрачная область, белым - непрозрачная, серым - полупрозрачная.

В Фотошопе можно увидеть альфа-канал в закладке Channels (Каналы). Чтобы увидеть эту закладку, поставьте галочку в меню Window напротив Channels :

Рис. 1. Альфа-канал в Фотошопе

Альфа-канал можно использовать для разных целей (например, в альфа-канале может находиться карта глубины), но нас интересует только прозрачность. Для фотомонтажа стереоракурсов. Можно сделать стереоракурсы заднего плана в одной программе, переднего - в другой, и наложить их друг на друга. Например, можно создать стереоракурсы в программе Барельеф (Барельеф работает с цветовой моделью RGBA) и наложить их на стереоракурсы пейзажа, снятые одним фотоаппаратом со сдвигом. Программа трёхмерного моделирования 3D Studio Max тоже создаёт ракурсы в цветовой модели RGBA, так что можно убрать задний план и заменить его другим. С помощью альфа-канала можно комбинировать стереофрагменты, созданные в самых разных программах с использованием самых разных техник.

Но это еще не всё. Можно делать фотомонтаж не только на уровне стереоракурсов, но и на уровне кодированных под линзовый растр изображений, потому что программы Photoprojector Easy и Photoprojector тоже работают с цветовой моделью RGBA .

Существует распространенный способ изготовления детских фотографий для линзового растра - с помощью шаблонов, когда портрет ребёнка вырезается и помещается между задними и передними объемными (а чаще плоскими) слоями, уже заранее заготовленными (родители выбирают понравившийся им шаблон). При этом вначале создаётся несколько стереоракурсов ребёнка с шаблоном, потом эти ракурсы кодируются ("полосатятся").

Можно эту работу выполнить совсем в другом порядке: вначале закодировать задний объемный план, передний объемный план, сохранить их в таком виде на диске. Потом вырезать плоский портрет ребенка, закодировать его отдельно, или вообще не кодировать, просто вставить между задним и передним кодированным изображением. После этого объединить все три закодированных слоя в Фотошопе. То есть, осуществить фотомонтаж на уровне кодированных (чересполосных) изображений.

Что это нам даёт? Ну, во-первых, экономию времени. А во-вторых, гибкость в работе. Ведь у нас теперь нет необходимости в слоёном жёстко заданном шаблоне. У нас теперь есть полная свобода творчества. Задний план - это может быть закодированная настоящая стереофотография (например, снятая одним фотоаппаратом со сдвигом). На переднем плане - закодированная трехмерная модель из 3D Studio Max. Мало того, можно создать отдельный кодированный слой с вариоэффектом. Добавить 2D-3D, сделанное в Барельефе , PSD 3D Converter -е или StereoMorpherPlus -е. Все эти закодированные слои объединить в Фотошопе (вы, конечно, понимаете, что при этом необходимо совместить выравнивающие риски), и останется только вставить портрет ребёнка. Причём по желанию можно сделать часть слоёв невидимыми, убрать какую-нибудь надпись или вариоэлемент.

Теперь о том, как работать с альфа-каналами.

Карта прозрачности в альфа-канале задается градациями серого: белый цвет - область непрозрачна, черный цвет - прозрачна, серый - полупрозрачна. Участок вырезанного фрагмента заливается белым цветом, а остальной ненужный фон - черным. Лучше сделать плавный переход от черного к белому, тогда края вырезанного фрагмента станут полупрозрачными и плавно перейдут в фон, на который этот фрагмент накладывается, фотомонтаж будет выглядеть естественнее.

Если вы по каким-то причинам сделали резкий переход от белого к черному, тогда размойте альфа-канал. Меню Filter-> Blur -> Gaussian Blur. Достаточно размыть на один пиксель:

Как создать в Фотошопе альфа-канал без удаления фона

Фон необязательно удалять с фотографии, пользуясь, например, резинкой. Можно его выделить инструментами перо, лассо, волшебной палочкой и, создав альфа-канал, залить в альфа-канале черным цветом. Фон будет помечен как невидимый, но сам он не будет стерт. Можно выделить видимый фрагмент и залить его белым цветом. Так остается возможность изменить прозрачность, ведь сама исходная картинка остается неизменной, меняется только альфа-канал.

Самый простой способ - выделить невидимый фон или видимый фрагмент и нажать на эту кнопку (выделена красным кружочком) в закладке каналов:

Если вы перепутали прозрачность с непрозрачностью, тогда сделайте негатив для альфа-канала Image -> Adjustments -> Invert (Ctrl+I).

А еще можно создать альфа-канал, выбрав режим быстрой маски. На панели инструментов выделите кнопку, обведенную зеленой линией:

Теперь можно редактировать альфа-канал кистью, непрозрачная область будет слегка окрашена в красный цвет (обратите внимание на места, на которые указывают красные стрелки):

Чтобы увидеть быструю маску, сделайте невидимыми каналы RGB (щелкните по глазу напротив RGB, показано красной стрелкой):

Работа в режиме быстрой маски напоминает работу резинки, только фон при этом не стирается.

Обратите внимание на сохранение изображения с альфа-каналом в формате TIFF. Поставьте галочку Alpha channels:

Инструмент ЛАССО

При использовании инструментов лассо обратите внимание на параметр Feather, поставьте его равным 1 px, так мы создадим небольшое размытие края, чтобы получить более естественный фотомонтаж, мы говорили об этом выше:


Инструмент ПЕРО

Выбрав инструмент перо , аккуратно обводим объект. Затем, замкнув выделение, нажмите на правую кнопку мыши и вызовите диалог Make Selection :


В диалоге Make Selection ставим Feather Radius в 1 пиксель, чтобы получить слегка размытый край.

Как работать с альфа-каналом в программе Барельеф

Для работы с альфа-каналом в программе Барельеф ничего особенного делать не нужно. Если вы загружаете Изображение в цветовой модели RGBA, то и сгенерированные ракурсы будут в цветовой модели RGBA. Обратите внимание, внизу слева (показано красной стрелкой) показывается цветовая модель загруженного изображения:

После генерации ракурсы автоматически открываются в программе MultiViewer:

При этом вы видите вместо заднего плана черный цвет. На самом деле задний план не исчез. Если вы откроете те же ракурсы в Фотошопе, то задний план будет на месте:

Разные программы по-разному отображают изображения с альфа-каналом.

Как сама картинка может быть использована для создания альфа-канала

Иногда сами объекты содержат в себе карту прозрачности. Для разных объектов можно придумать разные способы обработки в зависиости от их содержания. Допустим, у нас есть вот такая стрекоза:

Вот теперь мы позаботимся о прозрачности крыльев стрекозы. Выделим крылья, обесцветим их, сделаем негатив. После этого изменим яркость крыльев, чтобы сделать прожилки на них ярче (Image->Adjustment->Brightness/Contrast).

Теперь добавляем крылья к карте прозрачности:

новая карта прозрачности

При фотомонтаже такие крылья выглядят естественно:

Как превратить альфа-канал в обычную для Фотошопа прозрачность, в Фотошопе и MultiViewer-e

Предположим, мы сделали картинку с альфа-каналом, теперь мы хотим сделать фотомонтаж в программе Фотошоп. Мы описали метод, при которых задний план не удаляется, а просто помечается как прозрачный (черный цвет в альфа-канале). Но для фотомонтажа этот фон нужно просто убрать. Откроем изображение в Фотошопе и откроем закладку со слоями. Мы видим, что наша картинка состоит из одного слоя под названием Background (фон). Его нельзя ни повернуть, ни добавить слой-маску. Поэтому нужно превратить его в обычный слой. Щелкните по значку Background два раза, появится окошко New layer . В графе Name (Имя) слой называется Layer 0 , можно это изменить, назвать слой как-нибудь по-другому и нажать ОК :

Теперь у нас есть обычный слой, к которому можно добавить слой-маску. Нажмите на кнопку, на которую указывает красная стрелка:

Получили слой маску:

А теперь нужно альфа-канал скопировать и вставить в эту слой-маску. Либо с помощью закладки Layers, либо с помощью закладки Channels, что не важно:

С помощью закладки Channels удобнее. Только нужно все каналы RGB сделать невидимыми, щелкнуть по глазику напротив RGB:

Ну, теперь можно сделать просто Copy-Paste (скопировать-вставить). Можно через меню Edit->Copy. Странно, не получается, команда Copy неактивна! Это потому что перед копированием нужно сделать выделение. Нажимаем в меню Select -> Select All (выделяем всё). Только после этого можно копировать. Фотошоп приучает нас мыслить правильно. Чтобы скопировать, нужно знать, что копировать, т.е. выделить нужную область.

Теперь выделяем мышкой канал Layer 0 Mask и делаем Edit-Paste:

После этого делаем видимыми RGB каналы и невидимыми остальные каналы:

Кто знает более быстрый и простой способ превращения альфа-канала в прозрачность в Фотошопе, будем очень признательны.

Эту же процедуру можно проделать с помощью программы MultiViewer :

Загружаем картинку в программу командой File -> Add images , затем нажимаем на команду File -> Save as Multilayer PSD . Multilayer значит многослойный, но поскольку у нас загружена только одна картинка, то и слой будет один. Создастся файл вот в таком виде:

Можно сделать и для нескольких файлов, загрузить в программу MultiViewer несколько изображений командой Add images , затем создать многослойный PSD-файл командой Save as Multilayer PSD , но всё обрежется по наименьшему изображению:

Ничто нам не заменит Фотошоп.

Как создать в Фотошопе альфа-канал с удалением фона

Создать альфа-канала с удалением фона, значит просто стереть этот фон резинкой. Но перед этим нужно преобразовать слой Background в слой Layer 0 . Мы об этом писали выше:

Кроме обычной резинки, есть замечательный инструмент Background Eraser Tool . Нажимаем на клавишу ALT на клавиатуре (держим её не отпуская), появляется пипетка. Этой пипеткой мы отмечаем фон, который хотим стереть (щелчок левой кнопкой мыши):

Отпускаем клавишу ALT и водим резинкой. Стирается только фон:

Подробнее читайте в руководстве программы. Другой инструмент, Magic Eraser Tool , по действию напоминает волшебную палочку для выделения Magic Wand Tool , но есть различие - если вы нажмёте на клавишу ALT, опять же появится пипетка, которой можно пометить базовый цвет.

Также можно использовать специальный плагин к Фотошопу Background Remover www.imageskill.com

Теперь внимание! При сохранении файла поставьте галочку Save Transparency (сохранить прозрачность) в настройках TIFF, иначе альфа-канала в файле не будет.

Как работать с альфа-каналом в программе PSD 3D Converter

Если вы хотите сохранить сгенерированные ракурсы в цветовой модели RGBA, выбираете меню Settings(Настройки) , выбираете Settings for saving (Настройки сохранения) и дальше отмечаете Flatten frames and save as TIFF files in RGBA colour mode (only for RGB). (Сводим слои и сохраняем в TIFF файлы в цветовой модели RGBA (Исходное изображения должно быть в цветовой модели RGB)) :

Как работать с альфа-каналом в программе StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector

Если вы загружаете ракурсы в цветовой модели RGBA в программы StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector , то на выходе получаете изображения в цветовой модели RGBA.

Фотомонтаж на уровне кодированных (чересполосных) изображений

При фотомонтаже на уровне кодированных изображений, нужно помнить о параллаксах. У заднего плана параллакс должен быть больше, чем у переднего, иначе задний объект начнет "продавливаться" сквозь передний, выглядит это неестественно. Если предполагается сделать три слоя: задний - с фоном, средний - с портретом ребенка, передний - с подписями и украшениями, то лучше сделать так, чтобы у фона везде был только положительный параллакс, чтобы вся сцена была "утоплена" внутрь, а у переднего - отрицательный параллакс, чтоб предметы "висели" в воздухе перед плоскостью открытки. При таком распределении параллаксов неприятностей не возникнет. Плоский слой с портретом ребенка не имеет никакого параллакса, его даже не нужно кодировать, просто вставить между двумя закодированными слоями, предварительно увеличив до нужного размера. При создании и кодировании фона и переднего плана нужно выбирать одинаковые настройки и размеры. Фон просто кодируется и открывается в Фотошопе. Ракурсы переднего плана создаются в цветовой модели RGBA, кодируются, создается кодированное изображение в цветовой модели RGBA, затем альфа-канал превращается в прозрачность (смотрите раздел выше). Далее передний план копируется и вставляется в новом слое поверх фона. Таким образом получаются два слоя - заготовка:

После вставки портрета между слоями, изображение можно свести в один слой: Layer - Flatten Image. Распечатать. Просушить. Склеить.

Как автоматизировать - макрокоманды, пакетная обработка

Если вы обрабатываете большое количество фотографий в Фотошопе, то все ваши действия можно записать в макрокоманду (Action), и вам не нужно повторять эти действия каждый раз - просто запускаете макрокоманду.

Выберите Window -> Actions .

Появится закладка Actions . Нажмите на черный треугольник справа от надписи Actions , откроется меню. Выберите в меню команду New Set... - создать ряд из макрокоманд, назовите его, например, Мои макрокоманды . Теперь выберите в меню New Action и нажмите на кнопку Record , с этого момента все ваши действия будут записываться в эту макрокоманду. В том же меню вы найдёте команды Save (Сохранить) и Load (Загрузить) .

Остановите запись макрокоманды, нажав на черный квадратик внизу закладки Actions . Наша макрокоманда записана. Теперь ее можно раскрыть и просмотреть все шаги, которые мы туда записали. Эти шаги можно выделить, стереть, сдвинуть, скопировать. Работа с макрокомандами интуитивно понятна, её можно легко освоить "методом тыка" (вы же знаете, как пользователи не любят читать руководства).

Вот такие замечательные возможности таит в себе Фотошоп. Не будучи программистом, можно спокойно создавать нужные макрокоманды. Но и это еще не все. Вы можете обработать целый каталог с помощью пакетной обработки: File -> Automate -> Batch...