Тарифы Услуги Сим-карты

Разработка практических рекомендаций управления политикой коммуникаций на примере ооо "мцкп". Информационно – коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
  • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
  • освоения студентами современных информационных технологий.
  • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
  • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
  • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
  • при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;
  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;
  • подтверждает мысль;
  • побуждает к действию;
  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;
  • новый собеседник;
  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;
  • игровая;
  • трудовая.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
  • мотивируется общение;
  • презентуется (преподносится) речевой материал;
  • приобретаются речевые навыки;
  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;
  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Материал подготовила: методист ЦРНО изд-ва «Просвещение» Игушева И.А.
(по материалам сайтов:

Информационно-коммуникационные технологии

в системе образования

Дятлова В.С.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

    повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

    применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

    интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

    адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

    обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

    разработка информационных технологий дистанционного обучения;

    совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [ 3 ]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

    электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    II.

    III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

Количественный рост информационных элементов в различных производствах, подотраслях и отраслях экономики перерастает в новое качество - переходит на более высокую ступень ее развития.

Информация начинает играть определяющую роль и влияет на весь процесс воспроизводства (см. рис. 14).

В условиях информатизации изменяется технологический базис экономики. В настоящее время в развитых странах доминирует 5-й технологический уклад, определяющими компонентами которого являются достижения микроэлектроники, программного обеспечения, вычислительной техники и переработки информации, автоматизации процессов в производстве и управлении, космической и оптоволоконной связи. С 20--30-Х годов XXI в. доминировать будет 6-й технологический уклад, для которого характерно использование биотехнологий, систем искусственного интеллекта, информационных сетей глобального типа, интегрированных транспортных систем высоких скоростей . Технологический базис информационной экономики более динамичен, чем индустриальной, так как в условиях глобализации экономики он функционирует как открытая система. Кроме того, ускоряются темпы появления инноваций.

Новые уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.).

В информационной экономике информационные и технологические действия тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию к самоускорению, в результате чего происходит непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и качественное обновление технологического базиса.

Информационная технология изменяет взаимосвязь между влас-штабом, автоматизацией и гибкостью. Массовое производство уже больше не имеет значения для автоматизации, в результате чего расшатываются входные барьеры в значительном ряде отраслей. Массовое производство вхятесняется па периферию экономической жизни, а то и вообще выносится за пределы развитых стран.

  • * ТАИ - трансакционные издержки производства
  • кастомизация - адаптация компании к требованиям конкретного клиента

Рис. 14. Модификация воспроизводства под влиянием информатизации

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), по оценке американских экспертов, вызвали в мире более значительные изменения, чем все предыдущие технологические революции , поэтому это явление названо современной информационной революцией. (Стержнем индустриальной революции было производство и распределение энергии.) ИКТ выступают тем ядром трансформации экономики, вокруг которого возникают крупные технологические прорывы в области новых материалов, источников энергии, в производственной технике. Следствием внедрения ИКТ является качественное обновление технологического базиса экономики страны.

Понятие «технология» сформировалось в I-й половине XVIII в. Первая часть слова - techne, - переводится как искусство, мастерство; вторая - logos - как наука, знание. Технология является результатом практической реализации научных знаний 1 . Применительно к индустриальной стадии развития экономики принято считать, что технология - это способ преобразования применяемых ресурсов производства в готовую продукцию , или совокупность методов и средств по переработке сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и т. д. в материальном производстве .

В последнее время технологию определяют как совокупность управленческих, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инжиниринговых процессов, включающую также человеческий потенциал, являющийся фундаментом продуктивной деятельности общества .

Теоретики информационной экономики М. Кастельс, Харви Брукс и Дэниэл Белл под технологией понимают «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . При этом подчеркивается, что способность или неспособность общества управлять технологией в большой степени формирует его судьбу и хотя, не детерминирует историческую эволюцию и социальные изменения, «воплощает способность обществ трансформировать себя и определяет направления, на которых общество... решает применить свой технологический потенциал» .

Американский экономист Пол Пильцер отмечает, что «богатство -это продукт не только естественных ресурсов, но также и технологии.


Рис. 15.

И из этих двух слагаемых технология неизмеримо важнее» 1 . Математически это П. Пильцер выразил простой формулой:

где: - богатство; Р - естественные ресурсы (земля, рабочая сила,

полезные ископаемые и т. д.); Т - технология; п - степень влияния технических достижений на них самих. Технология приумножает сама себя, поскольку каждое техническое достижение создает основу для следующего.

Под информационными (ИТ) и коммуникационными технологиями (КТ), по определению Госкомстата РФ, понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука (см. рис. 15).

Рынок информационно-коммуникационных технологий имеет 2 сегмента: ИТ-рынок, включающий компьютерное аппаратное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение, программное обеспечение и ИТ-услуги; и КТ-рынок, включающий услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование для конечных пользователей и коммуникационно-сетевое оборудование.

ИКТ-технологии обеспечивают преобразование информации в наиболее доступные и удобные для использования формы.

К началу XXI века резко возрос коммерческий спрос на информацию, который во многом определил наиболее эффективные направления использования информационно-коммуникационных технологий.

Отраслевые технологии на этапе индустриального развития общества были главным генератором его прогресса. При внедрении ИКТ-технологий необходимость в отраслевых технологиях по-прежнему остается, так как сфера материального производства не исчезает и в информационном обществе. Эти технологии обеспечивают компьютерную поддержку интеллектуальной деятельности специалистов отраслевой технологии в создании добавленной стоимости 1 .

Информационная экономика и индустриальное производство будут сосуществовать. Как и в случае позитивного влияния индустрии на сельское хозяйство, благодаря ИКТ-технологиям производство индустриальных товаров будет расти. Развитые индустриальные технологии, базирующиеся на некомпенсированном потреблении природных ресурсов, в условиях XX века переходят к новому качеству, которое характеризуется созданием единой макротехнологической системы, постепенно становящейся интернациональной . В этой системе существует противоречие между технологически развитым «центром» (высокоразвитые страны Запада), потребляющим основную часть природных ресурсов, и «периферией» (страны, где господствуют индустриальные, ранне- и доиндустриальные технологии), которая поставляет эти ресурсы для «центра». Во второй половине XX века идет вынос «грязных» индустриальных производств в развивающиеся страны.

В информационном обществе модифицируется материальное производство: идет переход от преимущественно механических технологий к технологиям, использующим новые формы движения материи (физические, химические, биологические и микробиологические) и их постепенное развитие. Производительные силы, имеющие индустриальную основу, постепенно становятся глобальными производительными силами. При этом материальное производство в постиндустриальной экономике должно быть нацелено на сокращение использования природных и человеческих ресурсов, как абсолютно ограниченных ресурсов. Оно нацеливает на удовлетворение утилитарных потребностей, изменяя свои технологические параметры. Идет индивидуализация, миниатюризация производства, возникновение сетевых предприятий. Материальное производство создает для информационного общества средства материального обеспечения, создания, распределения и использования информации. Качественные изменения технологий материального производства вызывают существенные сдвиги в структуре общественного воспроизводственного процесса.

Сравнительные характеристики индустриальных

и ИКТ-технодогий

Таблица 9.

Индустриальные технологии

Информационно-коммуникационные

технологии

Технологии преимущественно машинные

Технологии преимущественно интеллектуальные

Сильная зависимость от ресурсных ограничений материального характера

Информация - основное ресурсное ограничение

Технологии как с высокой, так и с низкой капиталоемкостью

Низкая капиталоемкость, относительная простота освоения массовых ИКТ

Новая технология распространяется постепенно на ограниченной территории

Новые технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты 1

Предприятия, фирмы в своей деятельности ограничены территориальными рамками

Предприятия, фирмы гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками из-за наличия корпоративной Сети

1 Совершенствование ИКТ-технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем технологий использования энергии. Распространение информации по Интернету н среднем в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем по почте или факсимильной связи // Ко-сырев Д. Поможет ли Африке Интернет // Дипкурьер-НГ. 2000. 4 мая. № 8. С. 11.

Снижение издержек производства фирмы и повышение качества продукции

Значительное снижение издержек производства фирмы и стоимости самих информационных и наукоемких продуктов; значительное повышение качества продукции 2

Усложнение взаимодействия

производителей и потребителей; рост трансакционных издержек

Упрощение взаимодействия производителей и потребителей благодаря Сети; снижение трансакционных издержек. Рост издержек коммутации 2

Рост основного капитала и замедление его кругооборота

Ускорение движения всех видов капитала

Новые технологии - мощный монопольный барьер, сдерживающий рыночную конкуренцию.

Быстрая смена новых ИКТ-технологий делает рынки более прозрачными, что резко усиливает конкуренцию и кардинально меняет методы ее ведения

Рост общественного разделения труда как внутри отдельной страны, так и между странами

Значительно ускоряют разделение труда внутри страны и особенно - между странами, что ведет к усилению экономической и информационной глобализации

Появление новых отраслей, в основном материального производства

Появление новых отраслей, преимущественно сферы услуг

Влияние преимущественно на экономику и социальную сферу

Влияние на экономику, культуру, политику, общество в целом

Рост количественных и качественных показателей производимых материальных благ

Ведут к массовой кастомизации производства, то есть адаптации компаний к требованиям конкретного заказчика

Появление новых профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального производства

Появление новых профессий, связанных со сбором, переработкой и использованием информации;радикальная модификация традиционных профессий и специальностей

  • 2 Если бы автомобильная промышленность на протяжении последних 30 лет снижала издержки так же быстро, как компьютерная индустрия, то новейшая модель «Лексуса» стоила бы сегодня не более 2 долл., а «Роллс-Ройс» - около 2,5 долл., да и то в том случае, если бы эти машины расходовали полтора литра горючего на миллион километров пробега. См.: Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1995. Р. 99.
  • 3 Издержки коммутации - эго издержки на затраты смены провайдера, подключение нового оборудования, переустановки операционной системы.

Информационно-коммуникационные технологии составляют потенциальную основу для создания, преобразования, использования и изменения продуктового ряда и роста производства, служат предпосылкой развития электронной коммерции.

Между индустриальными и ИКТ-технологиями существуют определенные различия (см. табл. 9).

Впервые ИКТ-технологии появились в военном секторе экономики и в дальнейшем стали распространяться на всю экономику. Новые информационные технологии в 1970-х гг. были сконцентрированы главным образом в США. Технологический импульс 1960-х гг., стимулированный военными заказами, подготовил американскую технологию к скачку вперед. Этому способствовал и нефтяной кризис 1973-1974 гг., побудивший высокоразвитые страны к радикальной реструктуризации экономик. Кроме того, развитие новых информационных технологий явилось способом обеспечения военного превосходства над СССР в ответ на вызов последнего в космической гонке и ядер-ном оружии. Следующий крупный американский технологический рывок был начат в 1983 г. в связи с программой «звездных войн». Фактически использовались и продвигались технологии, разработанные в предыдущем десятилетии 1 . Военные контракты и технологические инициативы Министерства обороны США играли решающую роль на начальной стадии информационно-технологической революции в 1940-1960-х гг. В США набор ИКТ в национальной экономике сформировался к середине 1990-х гг. за счет широкого применения в гражданских целях военных научно-технических разработок.

Лавинообразный прогресс ИКТ-технологий в мире был также обусловлен потребностями быстро растущего финансового капитала и обслуживающих его отраслей.

В России поначалу ИКТ использовались для коммерческих и бизнес-целей, их применение начиналось в банках и на заводах. Потом многие корпорации стали использовать средства связи, но лишь в последние годы истинный потенциал ИКТ проявился во всех аспектах нашей жизни: в образовании, здравоохранении, общении между людьми. Использование ИКТ во всех областях жизни общества - это и есть революционные изменения в российской экономике.

ИКТ-индустрия относится к сфере услуг и зависит от развития экономики в целом, от инвестиций в нее и спроса других отраслей на продукцию ИКТ-отрасли.

ИКТ-услуги имеют особенность: для мощного качественного рывка вперед необходима критическая масса.Когда она накоплена, рынок начинает интенсивно развиваться, так как в действие вступают самодостаточные и автономные факторы: чем больше пользователей присоединяется к услугам, тем более популярной становится сама услуга и более значимую роль играет фактор устной рекламы. Чем больше пользователей подключается к услугам, тем привлекательнее этот рынок для разработчиков приложений, а чем больше приложений, тем выше привлекательность самой услуги; принцип убывающей предельной полезности не действует . Как только достигнута критическая масса, инвестиционные риски для операторов снижаются, что, в свою очередь, ведет к более быстрому и эффективному развертыванию Сети и услуг.

В современных условиях технологии капитализируются, то есть когда они присутствуют на финансовом рынке, а значит - могут быть оценены массовым инвестором с точки зрения ожидаемой доходности


Рис. 16. Проникновение ИКТ-технологий в цепочку создания стоимости 1

и риска. Информационный прорыв, весь новейший технологический уклад становится возможным благодаря наличию высокоразвитого финансового рынка.

На стадии индустриального развития научно-технические изобретения (железные дороги, электричество, автомобиль и другие) способствовали количественному и качественному росту производимых материальных благ. Современные информационные технологии способствуют росту масштабов и диверсификации информационных услуг, среди которых большое распространение получают телемедицина, телеработа, услуги развлекательного характера (онлайновые музыкальные магазины, онлайн-игры и т.д.), электронные образование, коммерция, библиотеки, страхование, консалтинговые услуги, правительство и другие.

В условиях информационной экономики спираль технологического развития выглядит следующим образом: информация - усиление конкуренции на рынках - инновации в производство - более совершенные ИКТ-технологии - новые знания и новая информация.

ИКТ-технологии позволяют компаниям координировать виды деятельности, рассредоточенные в удаленных друг от друга географических регионах (например, инженеры компании Boeing работают над одним проектом с поставщиками в онлайновом режиме). Информационно-коммуникационные технологии позволяют наладить много новых взаимосвязей в бизнесе, расширяя число возможных отраслей, в которых компания может получить конкурентное преимущество.

Сегодня ИКТ-технологии распространились на всю цепочку создания стоимости, оптимизируют ее и выполняют контрольные, а также исполнительные функции, количество которых постоянно возрастает (см. рис. 16).

Развитие ИКТ-технологий является фундаментом для информатизации остальных отраслей экономики и общества. Поэтому опережающее развитие индустрии информационных технологий - необходимая предпосылка для информатизации всех остальных сфер жизни и деятельности общества.

Однако следует заметить, что одно лишь использование ИКТ- технологий в работе отрасли производства или торговли не превращает ее в отрасль информационной экономики. Необходимо изменение структуры компаний в соответствии с моделью информационных сетей, то есть трансформация промышленных компаний в сетевые предприятия.

ИКТ-технологии генерируют все больше данных по мере выполнения компанией своей деятельности или позволяют получать и собирать информацию, которая прежде была недоступна. Это дает возможность фирмам оценить больше альтернативных стратегий развития, чем прежде.

ИКТ-технологии расширяют возможности компании использовать связи между отдельными направлениями деятельности и, соответственно, лучше координировать свои усилия с действиями поставщиков и потребителей. Эти технологии оказывают мощное влияние на сферу конкуренции.

Компьютерная индустрия считается экологически безопасной. Вместе с тем, ИТ-компании зачастую выступают крупными разрушителями экологии. Использование ИТ-оборудования предполагает потребление электроэнергии, а его усовершенствование ведет к росту этого потребления. В связи с миниатюризацией электронного оборудования возросла угроза его выброса на свалку в огромных количествах после использования. ИТ-оборудование содержит опасные химические элементы, например, хром, кадмий и галогенные органические соединения. В ЕС принята специальная Директива «Об электронном и электротехническом мусоре» (2002 г.), и в этом же году было достигнуто соглашение, согласно которому применение четырех тяжелых металлов (свинца, кадмия, ртути и хрома), а также бромидных и поли-бромидных соединений в производстве электронного и электрооборудования должно быть прекращено 1 июля 2006 года 1 .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура информационного процесса. Структура адреса и составляющие электронной почты. Этапы развития информационных технологий. Программное обеспечение электронной почты. Виды современных информационных технологий. Сбор, обработка и хранение информации.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Особенности развития информационных и коммуникационных технологий в России. Цели развития и пути их достижения. Формирование инфраструктуры, повышение качества социального обслуживания и управления как направления развития коммуникационных технологий.

    презентация , добавлен 31.05.2014

    Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения старшеклассников английскому языку. Экспериментальное подтверждение эффективности пилотного обучения.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2013

    Информационная технология как система. Применение мультимедиа-технологий. Понятие информационных и коммуникационных технологий, преимущества и недостатки их применения в образовании. Программы защиты от известных и неизвестных вирусов и их проявлений.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2014

    Преимущества использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании. Состояние и перспективы развития информационных технологий БТЭУ. Задачи Отдела дистанционных образовательных технологий, используемое программное обеспечение.

    отчет по практике , добавлен 21.05.2015

    Сущность понятия электронной почты, ее возможности в современной сети Интернет. Основные угрозы, мешающие работе этой формы электронной коммуникации. Особенности способов информационной защиты, принципы корректного использования электронной почты.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2012

    Выбор и обоснование технологии построения ЛВС. Анализ среды передачи данных. Выбор и обоснование аппаратного обеспечения сети, коммуникационные устройства. Расчет пропускной способности сети Fast Ethernet. Программное обеспечение управления сетью.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2014

РЕФЕРАТ

Тема : Классификация средств ИКТ

Содержание

Введение 3

Основная часть

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании. 4

2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения. 6

Заключение 7

Список использованной литературы 8

Введение

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основная часть

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

Средства информационных и коммуникационных технологий в образовании классифицируют по следующим категориям:

    Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения);

    Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учесть алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только той информации, которая слабо усвоена с возможным уточнением этой информации;

    Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

    Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

    Имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

    Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

    Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

    Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;

    Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Заключение

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают с овершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Электронный ресурс http://school2100.com/uroki/elementary/inform.php . А.В. Горячев, Программа «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)»