Тарифы Услуги Сим-карты

Создание обучающего средства – скринкаста. Как написать сценарный план ролика или фильма. Программы для записи и обработки скринкастов

Цель работы : освоение принципов и приемов работы с программой uvScreenCamera, позволяющей разрабатывать обучающее средство.

Задание 1.С помощью программы uvScreenCamera разработайте и выполните скринкаст по одной из тем выбранной дисциплины .

Сегодня большой популярностью пользуются различные руководства, инструкции (уроки) и презентации, записанные в универсальных форматах видео – AVI, WMV, MOV и др. В этих записях содержатся пошаговые инструкции по работе со сложным программным обеспечением. Кроме картинок они включают звуковой комментарий, что превращает их в полноценные и очень эффективные уроки или наглядные рекламные зарисовки. Для их разработки очень часто используют скриншоты – снимки экрана, окна или его области. Однако существуют и другие средства – скринкасты, позволяющие записать определенную последовательность действий, выполняемых команд и т.п.

Скринкаст – анимированное изображение действий человека на экране компьютера, двигающегося по закладкам и командам программного средства или по ссылкам Веб-сервиса. Скринкаст (screencast) – цифровая видео- и аудиозапись, производимая непосредственно с экрана компьютера, так же известная как video screen capture (досл. видеозахват экрана).

Скринкасты – это отличное средство показать наглядно , что и как можно/нужно делать. Различают следующие жанры скринкастов, большинство которых можно успешно использовать в образовании:

1) наглядное пособие – короткий скринкаст, демонстрирующий последовательность действий пользователя приложения, ведущих к достижению определенного эффекта;

2) скринкаст история – скринкаст, который используется как аргумент в техническом споре о достоинствах или недостатках того или иного средства;

3) скринкаст в жанре диалога ;

4) обзор программного обеспеченияизвестный жанр, который наиболее часто реализуется в виде текста со скриншотами, позволяющими делать его более наглядным и динамичным;

5) спонтанная демонстрация пользователя ;

6) анимированная доска преподавателя – наглядное средство, транслирующееся одновременно нескольким учащимся или студентам;

7) скринкаст-видео – представляет собой сочетание видеофрагментов и последовательностей скриншотов с экрана компьютера;

8) скринкаст в жанре расследования .

Для создания скринкаста – видеоролика необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1) тщательно выбрать сцену и ограничить ее размеры (для уменьшения объема файла);

2) интересно, грамотно, полно и качественно раскрыть замысел и представить его содержание;

3) рассказывать о происходящем на экране;

4) соблюдать дизайно-эргономические критерии (выдержать стиль, удобство и т.п.);

5) проверять результат;

6) частоту кадров, с которой будет записываться видео, рекомендуется устанавливать на уровне 10–15 fps;

7) перед записью видеоинструкции желательно по возможности понизить разрешение Рабочего стола (до 800×600), а также отключить все графические эффекты (темы оформления, обои);

8) до того как включать кнопку Record , хорошенько продумайте последовательность действий, которые вы планируете совершать на экране «перед объективом».

Одной из программ, позволяющей создавать скринкасты(видеоинструкции ), является uvScreenCamera v.2.3 (адрес загрузки www.uvsoftium.ru/download.php?file=0). Она распространяется БЕСПЛАТНО.

Данная программа позволяет записывать все, что происходит на Рабочем столе Windows , в отдельном открытом окне или в фиксированной области экрана. Визуальный ряд при необходимости дополняется звуковым комментарием, а также заранее подготовленными надписями и выносками, появляющимися в кадре после нажатия специальных горячих клавиш. Для упрощения дальнейшей обработки, а также ради определенной структуризации полученного материала видео можно записывать не монолитным рядом, а отдельными сегментами.

Готовые видеоролики сохраняются в таких популярных форматах, как AVI (при этом кодек выбираем по своему усмотрению) или же Flash . Чтобы ролик открывался на любом ПК, достаточно создать самовоспроизводящийся файл, включающий не только видеозапись, но и плеер, позволяющий ее просмотреть.

1. Продумайте и составьте план, что и как показывать.

2. Запустите программу uvScreenCamera . Откроется главное окно программы (рис.64).

Рис. 64. Главное окно программы uvScreenCamera

3. Определите область записи. Для этого выберите один из вариантов:

запись всего экрана , при котором все контекстные меню, диалоговые окна (открытия и сохранения файла) точно целиком попадут в записываемый фильм (самый ресурсоемкий вариант);

запись выбранной прямоугольной области – можно самостоятельно определить область записи;

запись выбранного окна – позволяет записывать только окно выбранной программы и ничего более.

4. Определите опции:

частота кадров;

скрытие главной формы при записи – при записи главная форма часто мешает, заслоняя часть экрана;

– записывать курсордвижения курсора будут отображаться в фильме;

начинать запись с выноски , что позволит отображать первую выноску сразу же после начала записи, в начале фильма;

автоматический переход к следующей выноске - для отображения всех выносок по очереди достаточно одной клавиши F3 (первое нажатие отображает выноску, второе скрывает и переходит на следующую выноску и т.д.).

5. Для записи звука установите галочку в поле Записывать звук в главном окне программы.

6. Установите дополнительные настройки, которые потребуются при записи скринкаста. Для этого щелкните по кнопке в главном окне программы:

– на вкладке Общие настройте параметры необходимые для записи звука, щелкнув по кнопке Настроить (рис.65);

Рис. 65. Окно Дополнительные настройки вкладка Общие

Выберите устройство, используемое для записи звука, и щелкните по кнопке Громкость , откроется окно, в котором выберите микрофон и установите уровень записи (рис.66);

Рис. 66. Диалоговое окно Уровень записи

На вкладке Курсор настройте параметры записи курсора, «подсветку» мыши и т.п. (рис.67);

Рис. 67. Окно Дополнительные настройки вкладка Курсор

– на вкладке Клавиатура установите параметры «подсветки» нажатых клавиш при записи (рис.68);

Рис. 68. Окно Дополнительные настройки вкладка Клавиатура

На вкладке Каталоги при необходимости можно изменить путь сохранения готовых проектов и т.п.

На вкладке Горячие клавиши при необходимости можно изменить настройку «горячих» клавиш, которые используются при записи (рис.69).

Рис. 69. Окно Дополнительные настройки вкладка Горячие клавиши

7. Создайте выноски по следующему алгоритму:

Щелкните по кнопке Создать в главном окне программы;

В появившемся диалоговом окне на панели инструментов щелкните по кнопке Создать выноску ;

Выберите тип выноски (обычная, указывающая)

Введите текст выноски;

Отформатируйте текст (настройте размер, цвет, начертание и гарнитура шрифта, выравнивание) (рис.70);

Рис. 70. Поля форматирования текста

Выберите цвет фона и загрузите, если требуется, рамку выноски;

Установите размер выноски с помощью мыши или введите значения ширины и высоты;

- установите выноску в снимаемой области там, где она должна появляться;

С помощью кнопки Предварительный просмотр на панели инструментов откройте все подготовленные выноски и проверьте их месторасположение, внесите коррективы;

С помощью кнопки Скрыть выноски уберите выноски с экрана и приготовьтесь к записи;

Сохраните готовые выноски для повторного использования.

8. Начните Запись скринкаста, щелкнув по кнопке и, используя «горячие» клавиши, произведите видеосъемку.

Клавиши Общие
F1 Помощь
F2 Отобразить предыдущую выноску
F3 Отобразить / Скрыть текущую выноску
Alt + F3 Скрыть все выноски
F4 Отобразить следующую выноску
F5 Поместить выноску в точку, указанную курсором
F6 Управление сегментами (переименование, выбор)
F7 Настройки
F8 Управление выносками (создание, редактирование, удаление)
F9 Воспроизведение
F10 Пауза (при записи - монтаж) / Отключение паузы
F11 Начало записи / Конец сегмента / Продолжение записи в новый сегмент
Break Стоп (для записи и воспроизведения). Отобразить главное окно.
Scroll Lock Сохранение очередного изображения
Alt+Enter Свойства фильма (длительность, разрешение, кадры в секунду...)

9. Сохраните полученный фильм (или отдельный сегмент) как avi-файл. Для этого щелкните по кнопке Сохранить в главном окне программы и выберите AVI . В появившемся диалоговом окне Параметры сохранения щелкните по кнопке Выбрать видео кодек (рис.71). Далее в окне Сжатие видео выберите XviD MPEG-4 Codec .

Рис. 71. Диалоговое окно Сжатие видео

10. Сохраните полученный скринкаст как html-документ. Для этого в главном окне программы uvScreenCamera щелкните по кнопке , далее в появившемся диалоговом окне выберите файл, который необходимо представить как html-документ. В следующем окне Публикация фильма (рис. 72) щелкните по кнопке Сформировать Web страницу иукажите имя файла будущего html-документа.

Рис. 72. Диалоговое окно Публикация фильма

11. Добавьте полученный html-документ в учебно-методический комплекс дисциплины.

Лабораторная работа № 9

Создание видеофильма

Цель работы : освоение принципов и приемов работы с программой Windows Movie Maker, позволяющей монтировать учебный видеофильм.

Задание 1. По выбранной дисциплине создайте фильм «Введение в предмет» средствами программы Windows Movie Maker.

Программа Windows Movie Maker предназначена для монтажа фильмов. Она является приложением операционной системы Windows XP.

С ее помощью можно создавать учебные фильмы, которые представляют собой видеоряд с закадровым текстом.

Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины, возраста, степени подготовленности и дидактического назначения. В зависимости от специфики предмета выделяют следующие виды образовательных видеофильмов:

Наглядно-иллюстративные;

Инструктивные;

Учебно-предметные;

Учебно-методические.

Учебный видеофильм представляет собой последовательность взаимосвязанных элементов:

- завязка – намек на интригу;

- экспозиция – последовательное разворачивание событий, выстроенных в некоторую логическую цепь;

- кульминация – пик представленного действия, отображающего основной смысл;

- развязка – заключение, вывод.

В основе работы с программой Windows Movie Maker лежит монтаж, т.е. процесс сборки фильма из отдельных элементов. Учебный фильм представляет собой готовый проект по определенной тематике.

Программа позволяет производить запись фильма с видеоустройства, импортировать в проект видео, фотографии, рисунки, звук, музыку, а также добавлять эффекты, переходы, титры.

Основное окно представляет собой совокупность следующих рабочих областей (рис.73):

Рис. 73. Основное окно программы Windows Movie Maker

- операции с фильмами;

- сборники, где можно найти список ранее открытых сборников, здесь показаны видеофрагменты, рисунки, звуки, которые были импортированы в программу;

- просмотр видеоклипов, который предназначен для воспроизведения фрагмента во весь экран, разделение клипа на две части (при воспроизведении), фотографирования (сохранения изображения в виде фотографии);

- шкала раскадровки или шкала времени (о бласти сменяют друг друга при нажатии на Отображение раскадровки/Отображение шкалы времени) .

1. Откройте программу, выполнив команду Пуск – Программы – Windows Movie Maker.

2. Добавьте в начале фильма название. Для этого:

На панели Операции с фильмами в разделе Монтаж фильма выберитеСоздание названий и титров (рис.74);

Рис. 74. Фрагмент панели Операции с фильмами

Определите месторасположение названия, выбрав Название в начале (рис.75);

Рис. 75. Диалоговое окно Расположение названия

В верхнюю рамку Основного текста введите название фильма «Введение в предмет», в нижнюю рамку Подзаголовков введите «учебно-методический комплекс по дисциплине» (рис.76);

Рис. 76. Диалоговое окно Введите текст

Оформите название фильма, добавив анимацию названия, изменив шрифт и цвет текста;

Выполните команду Готово, добавить название в фильм (рис.77).

Рис. 77. Примерный вид титульного кадра

3. Добавьте в фильм различные видеофрагменты, картинки, звуки. Для этого выполните операцию импорта видеофрагментов, картинок, звуков в Сборник , выбрав в разделе Запись видео одну из операцийИмпорт видео, импорт изображений, импорт звука или музыки (рис.78);

Рис. 78. Фрагмент панели Операции с фильмами

4. Смонтируйте фильм, используя область раскадровки (шкалу времени). Для этого:

- перейдите на шкалу времени, нажав на кнопку Отображение шкалы времени ;

Перетащите из области Сборник на шкалу времени фильмы и изображения – на дорожку Видео, звук–на дорожку Звук.

5. Измените положение фрагментов фильма, звук и изображения относительно друг друга, используя операцию перетаскивания. При необходимости наложите фрагменты один на другой (рис.79).

Рис. 79. Шкала времени

6. Измените размеры видеофрагмента, звука. Для этого перетащите границы (начало или конец) в сторону уменьшения размеров (рис.80).

Рис. 80. Изменение границ на шкале времени

7. Добавьте эффекты. Для этого:

Выберите команду Просмотр видеоэффекта;

В появившейся области Видеоэффекты выберите нужный эффект;

Двойным щелчком мыши по нему просмотрите действие эффекта;

Перетащите его на видеофрагмент области шкалы раскадровки (шкалы времени) .

8. Добавьте видеопереходы. Для этого:

Выполните команду Просмотр видео переходов ;

Перетащите Видеоэффект между клипами на дорожку Видео (рис.81).

Рис. 81. Наложение видеоэффектов с помощью шкалы времени

9. Наложите звук, используя файл в формате mp3, wav или другом доступном. Для этого:

Выберите в разделе Запись видео команду Импорт звука или музыки ;

В диалоговом окне укажите путь к аудио-файлу;

Перетащите выбранный аудио-трек из панели Сборник на соответствующую дорожку шкалы времени – Звук или музыка ;

Просмотрите результат, нажав кнопку Воспроизвести в окне предварительного просмотра.

10. Сохраните полученный фильм, выполнив команду Файл Сохранить файл фильма.

Лабораторная работа № 10

Весьма любопытным образовательным средством является скринкаст - анимированное изображение действий человека на экране компьютера, двигающегося по закладкам и командам программного средства или по ссылкам Веб сервиса. Возможно, скринкаст не так эффектен, как живое видео или профессионально снятая фотография, однако и он может быть весьма полезным средством в опытных руках.

Наиболее продвинутым средством создания скринкастов, которое рекомендует большинство людей, которым часто приходится иметь с ними дело, является Camtasia Studio . Принимая решение в сторону выбора этого продукта нужно иметь в виду его небесплатность - после 30 дней тестового периода за лицензию на него необходимо заплатить 300 долларов. Camtasia позволяет создавать скринкасты и затем сохранять их в форматах Quick Time, Windows Media и Flash. Отконвертировав конечный файл в формат flv, мы можем выставить его в YouTube.

Альтернативные бесплатные средства создания скринкастов (c несколько меньшими возможностями)
Wink
Camstudio - свободная программа.

Скринкаст в жанре диалога. Например - демонстрация о платформе Zend

Обзор программного обеспечения. Известный жанр, который наиболее часто реализуется в виде текста со скриншотами. Скринкаст делает его более наглядным и динамичным. Пример - обзор последней версии Photoshop

Спонтанная демонстрация пользователя. Например, обзор oXygen XML editor .

Анимированная доска преподавателя. Это наглядное средство, транслирующееся одновременно нескольким учащимся или студентам. Как, например, эта скринкаст доска футбольного тренера.

Скринкаст-видео. Этот жанр представляет собой сочетание видеофрагментов и последовательностей скриншотов с экрана компьютера. Хороший пример - демонстрация возможностей Google Ajax Toolkit.

Концептуальный скринкаст. Его примером может быть скринкаст о программе, которая еще не существует, но может существовать. Как например, этот.

К этому списку следует добавить еще и скринкаст в жанре расследования . Именно такое расследование по мотивом печально известного российского школьного образовательного портала произвели специалисты компании Micromarketing.

Привет, друзья!

В одной из первых статей в новом году я решил с вами поговорить о такой интересной штуке как скринкасты. Что это за такое модное слово и почему они стали популярны в последнее время.

Что ж давайте начинать. Скринкаст — что это такое? Это запись экрана пользователя. По сути это видеоролик, в котором вы записываете экран своего компьютера, где вы что-то показываете и рассказываете.

Скажу вам, что на моем канале в Ютубе почти все видео сделаны в формате скринкастов. Просто мне так удобно рассказывать и показывать людям сервисы, программы, а также наглядно рассказывать как в них работать. В статье поделюсь как записывать скринкасты в том числе.

На данный момент у меня более 40 скринкастов на канале Ютуб и в новом году их количество будет пополняться.

Что понадобиться для записи скринкастов

Для записи скринкастов вам в принципе не понадобиться ничего сверхъестественного.

Во-первых вам нужен ноутбук либо компьютер. Желательно, чтобы он у вас был более-менее мощный, так как иногда видео приходится обрабатывать.

Во-вторых, если вы хотите, чтобы звук вашего видео был идеальным, то не помешает купить микрофон. Цены на микрофоны очень разные и зависят от вашего кошелька.

В-третьих вам понадобятся программы для записи скринкастов и программы для обработки видео.

О программах я расскажу вам ниже. В целом — это будет мой личный опыт использования. Также я в конце поделюсь с вами абалденным курсом, для тех, кто хочет научиться записывать скринкасты с нуля и обрабатывать их.

Программы для записи и обработки скринкастов

До недавнего времени у меня был ноутбук на базе системы Windows. И я пользовался одной единственной программой, которая меня полностью устраивала.

Программа данная называется Camtasia Studio. Скачал я ее на торрентах (каюсь), и она у меня по сути была нелицензионная. В курсе, который я вам дам, будет полноценный мастер-класс по работе с этой программой.

Также есть сервисы, которые позволяют записывать видео с экрана онлайн. Среди знакомых мне Screencast-O-Matic . Сам не пользовался, но знакомые работали только с ним. Там есть бесплатный тарифный план, который позволяет записывать ролики до 15 минут.

Если брать онлайн сервисы, то СкринкастоМатик подойдет отлично, а если брать настольную версию, то лучше Camtasia Studio вы вряд ли найдете.

Теперь, что касается пользователей у которых система Mac. Я лично сейчас пользуюсь встроенным QuickTimePlayer, однако также многие пользуются программой ScreenFlow. Также есть версия Camtasia Studio для Mac, но если не ошибаюсь она стоит приличных денег.

Курс, который поможет вам делать крутые скринкасты

Теперь давайте непосредственно о курсе, о котором я вам рассказывал выше. Так как я по большей части специализируюсь на SMM продвижении и интернет-маркетинге, то те навыки, которые получаю дополнительно, обычно стараюсь на блоге давать в виде рекомендаций.

Да, я записываю скринкасты на свой канал, но они любительские, и как раз курс Евгения Попова о котором я хочу рассказать, поможет вам более профессионально подойти к этому делу.

Что же вы узнаете в курсе?

  • Основы скринкастинга
  • Как работать в программе Camtasia Studio
  • Как работать в программе ScreenFlow
  • Как профессионально обрабатывать голос
  • Как профессионально обрабатывать видео
  • Фишки от профессионалов

Более подробную программу курса вы можете посмотреть здесь .

Как по мне так — это немало. И это будет отличным вложением в начале года. Кстати, вы можете даже и сразу же записывать скринкасты на него либо записывать скринкасты для своих блогов.

Вот такая получилась первая статья полезной информации в новом году. Начал с нее, чтобы подстегнуть вас начать записывать свои первые видео. Возможно кого-то эта статья подстегнет , благо на блоге я описывал уже все тонкости создания канала на Ютубе.

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема преподавания курса компьютерной графики на уроках информатики в школе. Автором предложено использование скринкастов в качестве наглядных средств обучения компьютерной графике. Представлены методические особенности создания скринкастов с использование программы Camtasia Studio.

FEATURES OF SCREENCAST DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF COURSE COMPUTER GRAPHICS

Zakharov Konstantin Viktorovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student


Abstract
This article deals with the problem of teaching computer graphics course at computer science lessons in school. The author suggested the use of screencasts as visual teaching aids computer graphics. The methodical features create screencasts to use Camtasia Studio program.

Современное состояние проблемы обучения информатики, в первую очередь, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД), которые имеют надпредметный характер. Однако процесс преподавания остался традиционным – так, до сих преподают основные навыки работы в текстовом редакторе, перевод систем счисления, виды алгоритмических конструкций, не формируя такие категории как развитие умений поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания и т.д. На наш взгляд, недостаточное внимание уделяется изучению раздела компьютерной графики, которая позволяет обучить учащегося не только созданию изображений и их редактированию, но так же развивает образное и абстрактное мышление, ИКТ-компетенции, информационную культуру. Тем самым формируются новые мета-предметные связи с другими предметами: ИЗО, технологии, математики, физики. Знания, полученные на математике и физике, позволят учащимся в старшей школе перейти от растровой графики к 3D моделировании и разработке анимации.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, небольшое количество эффективных методик преподавания компьютерной графики в школе. Данной проблемой занимались как российские научные деятели Л.А. Залогова, Л.И. Стрелкова, К.Ю. Поляков, И.Г. Семакин так и зарубежные A. M. Тайц, В. Рейнбоу, К. Айсманн. В их работах отражена проблематика преподавания компьютерной графики в школе, ее недостаточный объем в основном курсе информатики. Так же они выделяют и проблему преподавания этого курса в системе дополнительного образования.

Сейчас популяризируется и набирает обороты дистанционное образование. Оно позволяет получать знания и навыки не выходя из дома и довольно популярно в ИТ сфере, где наглядность легко продемонстрировать на экране монитора. Начиналось все с видео лекций записанных на обычную кассетную видеокамеру. Сейчас уровень технологий позволяет не только записывать на видеокамеру уроки, но и сразу транслировать урок в интернет. У данного подхода в качестве недостатка выделяется отсутствие наглядности, поскольку идет запись непосредственно преподавателя, но не его рабочего места.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание. Рассматривая лишь те виды информационного воздействия на обучающихся в современной школе можно выделить следующие группы информации:

1) Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация(лекция, семинар, аудирование);

2) Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки(чтение учебника, презентации, записи на доске);

3) Информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др. – сенсорная или тактильная информация(работа с материалами на уроках технологии, в кружке робототехники, просмотр обучающих видеороликов).

Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека – зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.

В связи с развитием программного обеспечения и увеличение сложности его функционала и появилась необходимость создавать обучающие видео в качестве инструкций по работе с программами – скринкасты. Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы в программе, комментируя происходящее на экране.

Анализ существующих обучающих скринкастов показал низкое качество их содержания и технического оформления. В соответствии с этим целью исследования стала описание методики разработки скринкастов.

При изучении воздействия аудиовизуальных средств были выделены их основные дидактические особенности:

Высокая насыщенность информацией;

Рациональное преподнесение новой информации;

Наглядное представление изучаемых явлений и материала;

Реальное представление действительности.

Данная методика реализуется на базе метода практического обучения. Он подразумевает рассмотрение не только теоретических аспектов создания скринкастов, но и обучение педагога созданию собственных скринкастов

В ходе исследования так же нами был проведен сравнительный анализ программ для записи скринкастов (не включая сервисы Web 2.0 из-за необходимости высокоскоростного доступа к Интернету), представленный в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ средств для записи скринкастов

Наименование

Разработчик Сайт программы Совместимость Лицензия,

Редактирование

Формат видео Русификация
стоимость

видео

Adobe Captivate Adobe www.adobe.com/products/ Microsoft Windows, Proprietary, Да SWF, HTML5, Нет
Systems captivate Mac OS X от 34200 руб. PDF, MP4,
EXE
Camtasia Studio TechSmith www.techsmith.com/camtasia/ Microsoft Windows, Proprietary, Да AVI, SWF, Нет
Mac OS X от 6400 руб. FLV, MOV,
WMV, RM,
GIF, CAMV,
EXE
Jing TechSmith http://www.techsmith.com/ Microsoft Freeware Да SWF, MP4 Нет
jing.html Windows,
Mac OS X
Bandicam Bandisoft http://www.bandicam.com/ Microsoft Windows Proprietary, Нет MPEG-1 Да
от 1200 руб.
BB FlashBack Blueberry http://www.bbsoftware.co.uk/ Microsoft Windows Proprietary, Да AVI, FLV, Нет
Software BBFlashBack/Home.aspx от 3189 руб. MOV, MP4,
GIF, WMV,
EXE
BB FlashBack Blueberry http://www.bbsoftware.co.uk/ Microsoft Windows Freeware Нет AVI, FLV Нет
Express Software BBFlashBack_FreePlayer.aspx
CamStudio CamStudio.org http://camstudio.org/ Microsoft Windows Open source Нет AVI, SWF Да

Анализ показал, что одним из удобных и эффективных программный средств для создания скринкастов является Camtasia Studio. Camtasia Studio позволяет начать работать сразу после установки, не требуя каких-либо дополнительных действий от пользователя.

В качестве технических средств создания скринкастов необходимы: компьютер, наушники с микрофоном или по отдельности.

Рассмотрим этапы реализации скринкастов:

  1. Подготовка материала;
  2. Технические настройки;
  3. Запись видео и аудио;
  4. Монтаж;
  5. Размещение скринкаста в Интернет.

Под подготовкой материала понимается, не только подготовка методического материала урока, но так же и написание сценария, подготовка аудиоряда, сопровождающего скринкаст. Сценарий стоит писать подробно, выделять важные моменты, делать выводы по совершению каких-либо действий на экране. Так же необходимо акцентировать внимание на важных моментах, если есть возможность выделить их на экране или вывести текстом. Необходимо в конце скринкаста сделать выводы и проговорить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание обучающемуся.

Во время записки скринкаста необходимо исключить все источники постороннего шума. Так же необходимо выбрать помещение, где отсутствует эхо.

Монтаж видео осуществляется для наложения визульных эффектов, позволяющих выделить некоторые важные моменты во время записи на экране.

На наш взгляд, использование скринкастов в процессе обучения компьютерной графике позволяет гораздо быстрее и удобнее усваивать материал. Уроки становятся не только более интересными и динамичными, но и позволяют повторить либо уже пройденный материал самостоятельно, либо пройти тему, которую пришлось пропустить. Так же представленная методика позволяет педагогам записывать собственные скринкасты, не только по компьютерной графике, но и по примерам работы в других программах.


Библиографический список
  1. Роберт В.И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / В.И. Роберт. – М.: 1994. – 122 с.
  2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 469 с.
  3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  4. Климова Т.Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности/Т.Е.Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко//Магнитогорск, МаГУ, 2006. -175 с.
  5. Карманова, Е.В. Проблема качества образования в процессе реализации обучения с использованием ДОТ/Е.В. Карманова//науч. ст. международ. науч.-практич. конф. «Новые информационные технологии в образовании» -Екатеринбург, 2013. -С. 352-354.
  6. Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография/ И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н. Макашова /– Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос тех ун-та им Г.И.Носова, 2016.- с.97.
  7. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин, Е.В. Карманова // Сб. материалов и докладов IVвсеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий» – Екатеринбург: ИОЦ «Информед», 2016. – С.51-58.

Начну с важного: наступило время, когда для записи скринкастов (видеороликов о происходящем на экране вашего компьютера) совсем не обязательно инсталлировать на свой компьютер какие-любо программы. В интернете появились сервисы, которые позволяют просто зайти на них, нажать на кнопку "рекорд" и записать то, что вам необходимо, причем, тут же отправить ссылку в twitter, вставить код на сайт, или в блог, показать своим знакомым на facebook.

Это дает хорошие возможности, прежде всего, педагогам для использования в обучении, особенно, если вы обучаете онлайн.
Вот именно с сервисов я свой рассказ и начну. А затем расскажу об абсолютно бесплатных программах, простеньких, и не очень, которые можно использовать на своем компьютере для записи обучающих роликов.


Сервис для записи скринкастов, можно также записывать с web-камеры. Бесплатный тарифный план позволяет записать 15-минутный ролик со звуком. Можно загрузить видео на youtube.com. Формат файлов mp4, avi, flv. Для работы с сервисом нужна регистрация.


Простенькая программа, которая умеет создавать серии скриншотов или записывать видеоролики без звука. Версия программы только для mac

Маленькая программа для записи действий, происходящих на экране, в виде скриншотов или скринкастов. Программа имеет уникальную функцию слежения за курсором : она умеет записывать не весь экран, а только небольшие прямоугольные области, прилегающие к курсору. Формат файлов на выходе для видео - avi. Вы можете скачать программу еще и на сайте CNET Downloads AviScreen Classic , сайт автора программы недоступен.

Простая программа для записи скринкастов со звуком в exe файл. Удобство в том, что на выходе получается файл маленького размера, который можно запустить на любом компьютере с windows и для его просмотра не потребуются никакие дополнительные программы.

Небольшая программа для записи всего происходящего на экране вашего компьютера, со звуком микрофона, или компьютера (например музыка). Подходит как для записи обучающих программ, так и для записи происходящего на экране в играх. Хороший способ для записи во время PowerPoint презентации.

Еще одна интересная программа, с помощью которой можно записать ваши действия на экране, сопровождая их голосом. Есть функция зуммирования - увеличения изображения на экране, если есть необходимость показать мелкие элементы. В программе предусмотрена возможность сразу загрузить ваш ролик на youtube.com.

Программа для записи скринкастов, ролики на выходе в формате swf, их можно впоследствии хранить на сервере freescreencast.com и вставлять на нужные веб-страницы с помощью кода. Обратите внимание, что, возможно, вам будет нужно установить еще кодек, который можно скачать на той же странице. Версия для windows

Хорошая программа для создания скриншотов и записи скринкастов с голосовым сопровождением. Есть версии для windows и linux (x86). Форматы файлов для скриншотов bmp, jpg, png, tiff, gif . Форматы видео - exe, pdf, postscript, flash/html.
Используйте flash/html для web, exe - для просмотра на компьютере, pdf - для распечатки руководств.

Запись скринкастов со звуком, запись звука ведется и с компьтера, и с микрофона. Возможность записи с вебкамеры. При редактировании видео можно добавлять к экранам аннотации для дополнительных пояснений. Есть функция записи только звука, создается mp3 файл. На выходе при записи скринкаста файл avi. Большое описание программы от производителя на странице SMRecorder

Программа для создания аннотированных скриншотов и записи скринкастов, содержащих видео и звук. Существуют версии для windows и mac .
Бесплатная версия позволяет сделать двухминутную запись только в одном формате - swf. Платная - даст возможность записать ролик продолжительностью 5 минут и дополнительный формат файла - avi. В программе предусмотрена возможность сохранения файлов на компьютер, либо загрузки на хостинг screencast.com. Там можно хранить файлы формате swf. У хостинга есть бесплатный тарифный план.