Тарифы Услуги Сим-карты

Леонид коновалов. Все, что нужно знать о том, как изменить соотношение сторон видео

Видеоформаты на DVD. Камень преткновения

Вступление

Этот материал адресован в первую очередь тем, кто лишь начинает интересоваться DVD или только недавно решил собрать/преобрести себе первый домашний кинотеатр.

Без сомнения, DVD — это уйма плюсов по сравнению с VHS, описывать которые в сотый раз было бы лишней тратой времени. И так все понятно… Но тем не менее, не многие начинающие любители DVD представляют себе все те подводные камни, с которыми они столкнуться при выборе компонентов для театра. Сегодня мы остановимся на одном из таких «камней», вызывающем, пожалуй, наибольшее количество споров среди поклонников DVD и домашнего кинотеатра. Это выбор «монитора». Почему именно этот компонент вызывает столько споров? В первую очередь тут играет роль разномастность форматов изображения и максимальный выигрыш в диагонали для каждого или предпочтительного формата. Не секрет, что именно большая диагональ делает просмотр фильма наиболее приятным и основная дилема состоит в том, какой формат предпочесть, как основной: широкоформатный 16:9 или стандартный 4:3? Где выиграешь и что потеряешь? И ведь не последнюю роль при выборе играет количество денег, которые нужно выложить за вожделенный аппарат. А качество картинки? А место, которое это безобразие займет в квартире? Что скажет жена и чем от нее потом отбиваться, а не дай бог (или слава богу, для кого как…прим. автора) развод?! На некоторые из этих вопросов мы и попытаемся ответить ниже. Ну а на те, что не успеем, ответим позже:-))).

Существующие видеоформаты

В отличие от VHS, где дефакто доминирует формат 4:3 и где лишь изредка можно встретить записи в формате 16:9, на DVD ситуация прямо-противоположная. И даже более того. Доминирующий формат даже не 16:9 (1.85:1), а еще более «широкий» — 2.35:1.

Чем обусловлена такая жажда к «ширине»? Давайте рассмотрим это на примерах, а заодно и проведем курс молодого бойца для тех, кто не совсем хорошо представляет себе разницу между форматами и их обозначениями.

Полноэкранный 4:3 (1:33.1)

Самый старый и распространенный формат. Именно его используют все телекомпании в России и Европе и именно его имеют все привычные нам TV-приемники. С США и Японии ситуация немного сложнее, но даже там 4:3 можно назвать доминирующим форматом для приема телевизионых передач и просмотра VHS-видео.

Широкоэкранный 16:9 (1:85.1)

Видеоформат. Распространен на территории США и Японии. В отличие от описанного ниже собрата 2.35:1, ноги рассматриваемого формата растут не из кинозала, а из амбиций разработчиков сделать что-то отличное от набившего аскомину 4:3. Сегодня, помимо как в домашнем кинотеатре, рассматриваемый формат востребован для трансляций телевизионных программ некотрыми компаниями кабельного и спутникового TV.

Широкоэкранный 16:9 (2:35.1)

Большинство считают этот формат, как написано в заголовке 16:9, хотя на самом деле соотношение сторон отлично от указанного, что бросается в глаза при сравнении. Оно составляет скорее 21:9. Тем не менее, в дальнейшем мы будем закрывать глаза на это несоответствие и использовать привычную аббревиатуру, дабы не вызывать особого раздражения у консерваторов.

2.35:1 — исключительно киношный формат. Он пришел на смену полноэкранному 4:3 в середине пятидесятых годов, но лишь в последние лет 20 стал непрерикаемым стандартом для киноиндустрии.

Помимо описанных выше видеоформатов, существуют еще и некоторые промежуточные (1.66:1, 1.77:1, 2.20:1 и 2.40:1), соотношение сторон которых минимально отлично от рассмотренных нами. Назвать эти промежуточные форматы стандартными или претендующими на этот титул было бы неверно, так как «случаются» они крайне редко. Настолько редко, что и не стоит продолжать уделять им внимание.

Особенности форматов на DVD

Широкоэкранный 16:9 (Anomorphic)

Это уже не видеоформат, а скорее способ записи или хранения видеоинформации. Это «нечто» представляет из себя широкоформатное 16:9 (1.85:1) изображение, физически записаное в формат 4:3. То есть картинка в 4:3 несколько расстянута по вертикали, как это видно на иллюстрации выше. При записи анаморфного изображения с соотношением сторон 2.35:1, используется то же «сжатие», что и с 1.85:1, но с использованием черных полос сверху и снизу изображения. При воспроизведении анаморфного изображения, последнее сжимается по вертикали и вы видите нормальную широкоэкранную картинку, но с лучшим горизонтальным разрешением, нежели при стандартном LetterBox (описание которого вы найдете ниже). Возникает вопрос: Зачем это нужно и почему сразу не записать в 16:9? Резонно… Все дело в том, что PAL и NTSC имеют единый формат — 4:3 и лишь утвержденный недавно HDTV имеет формат 16:9 (1.85:1), в ущерб 4:3 конечно…

Широкоэкранный 16:9 (LetterBox)

Почти тоже самое, что анаморф, но широкоформатное изображение не «растянуто», как у последнего, а имеет изначально правильное соотношение сторон. Соответсвенно, по сравнению с анаморфным изображеием, качество при записи в LetterBox будет несколько хуже, так как при воспроизведении никакой компенсации разрешения по-горизонтали нет.

Полноэкранный 4:3 (PanScan)

PanScan физически представляет собой стандартное 4:3 изображение. Его отличие от оригинального 4:3 (Полноэкранный 4:3 (Original)) заключается в том, что последний изначально был записан в этом разрешении, а PanScan является адаптацией широкоэкранного изображения в 4:3, то есть в процессе воспроизведения широкоформатной ленты, режиссер выбирает наилучшие для показа в этом формате планы и в итоге мы получаем полноформатную версию картины. Обычно, в случае наличия на диске подобной версии, перед началом показа высвечивается надпись: «This film has been modified as follows from its original version: it has been formatted to fit your screen» (Данная версия фильма была изменена, относительно оригинальной версии, для соответствия изображения размерам вашего экрана).

Конечно в случае с PanScan теряется значительная часть оригинального изображения (см. широкоэкранный кадр выше), что совсем не прибавляет этому формату очков.

Широкоэкранный 16:9 (PanScan)???

Внимание! Такого обозначения официально не существует!

Данный формат представляет собой тот же PanScan, но не для формата 4:3 (1.33:1), как в предыдущем случае, а для 16:9 (1.85:1) из более широкого исходного формата (см. иллюстрацию выше).

Собственно, в чем дилема?

И вот, наконец мы добрались до самого интересного — до душевных мук, какой из двух представленных на видеорынке форматов предпочесть? 4:3 или 16:9?

В первом случае (4:3) мы получаем оптимальное решение для просмотра привычных TV и VHS, а также ничтожно малого количества фильмов на DVD, записанных изначально в этом формате и некоторое количество порезанных PanScan’ом лент. Не лишним будет заметить, что практически все видео и музыкальные программы на DVD записаны также в 4:3. Потеря в диагонали при просмотре фильмов, записанных в 1.85:1 составит около 20% полезной площади экрана, а для оригинального 2.35:1 потеря площади составит уже около 40%, что очень серьезно.

Во втором случае (16:9) мы получаем наиболее приемлемое решение для просмотра большинства фильмов на DVD, достаточно серьезную потерю в диагонали (около 25% полезной площади экрана) при просмотре полноэкранных программ и около 20% при просмотре фильмов формата 2.35:1. Но безусловно, по сравнению с 4:3 мониторами — эти потери не так ужасны, скорее даже сбалансированы.

Но это еще не все… Переходим к вопросу затрат, затрат на преобретение TV. Для подавляющего большенства поклонников домашнего кинтеатра, такие прелести, как плазменные панели, соответствующие необходимым характеристикам проекторы или проекционные телевизоры недоступны из-за очень высоких цен (примерно от $5 000 до $15 000). Следовательно, единственный выход для них — это CRT TV.

Нетрудно догадаться, что из-за большего распространения (читай спроса), телевизоры формата 4:3 стоят значительно дешевле своих 16:9 собратьев и разница эта достаточно существенна. В среднем она составляет примерно полтора, два раза. Возьмем к примеру цены на наиболее распространенные модели обоих форматов: $700-$1200 за 29″, 4:3, 100 Hz против $1600-$2300 за 32″, 16:9, 100 Hz. Существенно, правда? И почему я взял именно эти диагонали? Да потому, что они на мой взгляд, минимальны для домашнего кинотеатра. Поясню подробнее. Что касается 4:3, то брать TV этого формата с меньшей диагональю для просмотра DVD не целесообразно. Реальная диагональ 2:35.1 картинки будет ничтожно мала и даже с растояния в 2 метра, смотреть будет некомфортно. Ну а TV с форматом 16:9 менее 32″ не сильно дешевле своих старших 32″ собратьев и явно не стоят своих денег. Просто представьте себе, как «приятно» будет смотреть 4:3 телевизионные программы или видеокассеты с реальной диагональю в 21″ на теливизоре стоимостью в полторы тысячи долларов.

Итог

К сожалению, с практической точки зрения не существует 100% варианта при выборе формата. Каждый в конце концов встанет перед выбором и, либо отдаст предпочтение телевизионным программам и VHS, либо DVD. По хорошему, в первую очередь этот выбор будет зависеть от количества денег в кармане, а во вторую от знания английского языка, так как далеко не все фильмы выходят справно в R5, то отдавать предпочтение, в случае отсутствия знания языка исключительно локализованным DVD дискам было бы большой ошибкой… Вот видите, опять возникла дилема. Еще один подводный камень, но несколько с другого бока. И врядли он последний…

(шутливая концовка)

Итак, к чему я все это писал? А, вспомнил… Во-первых домашний кинотеатр — это очень дорого, во-вторых, купив дешевый (по меркам кинотеатра) комплект вы будете обязательно чем-то недовольны, а значит пожалеете о потраченных деньгах и наконец в третьих, у вас возникнет куча мелких и крупных проблем, о малой части которых я написал выше… Ну и как, господа? Вы еще мечтаете о домашнем кинтеатре? Лично я уже нет…

Если вы часто скачиваете кино из Интернета или загружаете собственные клипы на YouTube и другие сайты, вы наверняка сталкивались с искажением картинки в видеофайлах.

Возможно, вы были разочарованы сплющенным и растянутым изображением в фильме, который долго искали. Или были неприятно удивлены черной рамкой, которая появляется вокруг изображения после загрузки клипа на сайт. Причина таких проблем кроется в неправильном соотношении сторон кадра, установленном при сохранении видеофайла. Стоит исправить эту ошибку – и видео будет радовать глаз правильными пропорциями и отсутствием ненужных элементов вроде черного обрамления картинки.

Яснее не стало? Прочтите нашу статью, и вы не только узнаете, что такое соотношение сторон видео, но и научитесь выявлять и исправлять проблемы, связанные с неправильным значением этого параметра.

Что такое пропорции видео?

Видеоряд любого фильма или клипа состоит из большого числа одинаковых по размеру кадров, размер каждого из которых характеризуется двумя величинами: шириной (длиной кадра по горизонтали) и высотой (длиной кадра по вертикали). Так вот, пропорция ширины и высоты кадра – и есть соотношение сторон видео. Эта величина обозначается двумя цифрами, разделенными двоеточием (2:1, 4:3 и т. д.).


Вариантов соотношения сторон существует немало, однако на сегодня наиболее распространены два: 4:3 и 16:9 (см. рисунок). Поскольку соотношение сторон 16:9 наиболее близко к тому, как человек видит окружающее пространство, именно этот формат сегодня наиболее популярен. Определенную популярность также набирает соотношение сторон 21:9 – для мониторов с ультрашироким экраном.

Как узнать соотношение сторон видеоклипа?

Когда мы говорим о соотношении сторон видеоклипа, обычно мы имеем в виду характеристику DAR (Display Aspect Ratio) – соотношение сторон, с которым запись отображается на экране. DAR зависит от двух величин:

Pixel Aspect Ratio (PAR) – соотношение сторон пикселя. Поскольку в современном цифровом видео, как правило, используются только квадратные пиксели, для большинства «компьютерных» видеофайлов эта величина всегда будет равна 1:1.

Storage Aspect Ratio (SAR) – отношение количества пикселей по горизонтали к количеству пикселей по вертикали (эти цифры указаны в разрешении видеофайла).

Умножив PAR на SAR , мы получаем DAR – фактическое соотношение сторон видеоклипа.

Разберем на примере. Допустим, нам нужно узнать соотношение сторон видеоклипа в формате AVI с разрешением 640 × 480. Чтобы вычислить SAR , нам нужно разделить ширину видеофайла (640) на высоту (480) до простой дроби. Получаем 4/3. Поскольку, как мы уже выяснили, PAR нашего видео равно единице, соотношение 4:3 и будет являться соотношением сторон видеоклипа.

К слову, значения DAR и SAR совпадают не всегда. Например, в стандартах VCD и DVD видеозаписи кодируются с использованием неквадратных пикселей, соотношение сторон которых не равно 1:1. Чтобы разобраться, давайте посчитаем DAR для DVD-видео с распространенным разрешением 720 × 576. В этом случае SAR будет равно 5:4, а PAR , согласно стандарту, – 16:15. Перемножив эти значения, получим все то же соотношение сторон 4:3.

Нет времени считать вручную? Если у вас установлен Movavi Конвертер Видео, вам повезло – эта умная программа сделает все за вас! Просто загрузите свое видео в конвертер, кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите пункт Свойства файла , и вы увидите нужные цифры.

Какие бывают стандартные разрешения и какие соотношения сторон для них используются?

Наиболее часто используемые разрешения и соотношения сторон для них приведены в следующей таблице.

Стандартное разрешение (SD)
240 × 180 4:3
320 × 240 4:3
480 × 320 3:2
640 × 360 16:9
640 × 480 4:3
720 × 480 (NTSC DVD)
720 × 576 (PAL DVD)
800 × 480 5:3
854 × 480 16:9
960 × 540 16:9
Высокое разрешение (HD)
1280 × 720 16:9
1280 × 800 16:10
1920 × 1080 16:9
2560 × 1440 16:9
3840 × 2160 16:9
7680 × 4320 16:9

Тут все просто: на сайте популярного видеохостинга соотношение сторон составляет 16:9, в противном случае к видео добавляются черные полосы.

Как выявить проблемы неправильного соотношения сторон?

При проигрывании видео, сохраненного с неверным соотношением сторон, вы увидите в кадре один из следующих дефектов:

  • Искажение пропорций. Изображение выглядит вытянутым или, напротив, сплющенным.
  • Нежелательные черные полосы по вертикали или горизонтали либо черную рамку вокруг изображения на видео.

Иногда такие проблемы возникают из-за неправильных настроек дисплея проигрывающего устройства. Однако если все настройки верны, а изображение на экране вас по-прежнему не радует, нужно поменять соотношение сторон самого видеофайла – в Movavi Конвертере Видео это можно сделать легко и быстро. Достаточно поставить программу на компьютер и выполнить несколько простых шагов.

Как исправить пропорции видео при помощи Movavi Конвертера Видео?


  1. Запустите Movavi Конвертер Видео.
  2. Нажмите Добавить файлы , а затем Добавить видео . Загрузите «проблемное» видео в программу.
  3. Раскройте вкладку Видео в нижней части интерфейса и выберите любой профиль нужного формата. После этого нажмите на кнопку со значком шестеренки.
  4. В диалоговом окне выберите в списке Размер кадра пункт Пользовательский . Перейдите к полям Ширина и Высота в правой части, нажмите на значке с изображением скрепки, чтобы разблокировать поля, и введите подходящие значения.
  5. В списке Изменение размера выберите опцию Кадрировать , чтобы убрать черную рамку вокруг изображения. В списке Качество вы можете выбрать нужный вам вариант.
  6. Нажмите Старт – и через несколько минут сможете наслаждаться видео с нужными пропорциями.

Сохранить и прочитать потом -

В домашних кинотеатрах встречаются два основных формата: «киношный» 2,35-2,40:1 и телевизионный 16:9 (1.78:1). Считая, что домашний кинотеатр создается в основном для просмотра фильмов, можно предположить, что экран туда также следует поставить соответствующего формата 2.40:1. Но тогда почему практически во всех проектах, куда меня приглашают для калибровки изображения, я вижу экран ТВ-формата 16:9?

Основная причина в том, что нативное разрешение матрицы проектора, с которой мы получаем изображение, это именно 16:9. Но при этом изображение киношного формата 2,35:1 на матрице проектора и экране ДК формата 16:9 будет выглядеть так:


Т.е. части экрана сверху и снизу изображения очевидно не используются, значит, он не используется полностью, и уплаченные за него деньги частично выброшены на помойку. Это с точки зрения клиента, который, каждый раз глядя на такое изображение, вспоминает об этом.

Есть еще и технические причины, почему не стоит так делать: оптимальная дистанция просмотра определяется исходя из высоты изображения. Человек имеет широкий угол восприятия изображений по ширине, практически это 120° при фиксации взгляда, а вместе с периферийным зрением - и все 180°.

Однако угол зрения по высоте значительно меньше - около 70°. Именно поэтому при просмотре изображения 16:9 оптимальная дистанция просмотра для типичного экрана шириной 3 метра (высота изображения 1,7 метра) составляет около пяти метров, а для кинотеатральной картинки в этой же ширине (высота изображения 1,3 метра) оптимальная дистанция просмотра составляет уже всего 4,5 метра, и место просмотра при смене формата на кино надо будет приблизить на полметра вперед.

Чтобы этого избежать, нужно придерживаться концепции «постоянная высота изображения». Тогда при смене формата зрителю не придется менять место просмотра.

Есть и другие плюсы с точки зрения клиента, которому установили кинотеатр в формате 16:9. Так, при замене экрана на формат 2.35:1, он получит значительно более широкий экран при той же высоте (сравните с первой картинкой):


Не правда ли, вы много теряете, имея экран 16:9?

Какая же плата за смену формата экрана на 2.35? В первую очередь - стоимость нового экрана. А во вторую, нужно считать яркость. При том же проекторе она значительно снизится из-за большей площади изображения, поэтому есть вероятность, что потребуется смена проектора на более яркий. Проектор также должен иметь моторизованный сдвиг объектива, впрочем, это умеют все современные модели высокого класса. Тогда уж владелец может подумать и о серьезном апгрейде на новые технологи, 4К, объемные форматы звука и т.п. Но это уже совсем другая история.

Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", август 2017 г.

Рассмотрим варианты подгонки видео DV 4x3 под DV 16x9 на таймлайне программы Adobe Premiere Pro CS5. Как выглядит в окне Program видео DV 16x9 при выбранном пресете последовательности: DV-PAL Widescreen 48KHz.

Теперь размещаем рядом на таймлайне видео DV 4x3 и видим по бокам черные полосы.

Вот несколько вариантов решения подгонки изображения, первый вариант, это масштабирование, идем в: Effect Controls > Motion > Scale (Элементы управления эффектами > Движение > Масштаб) и увеличиваем масштаб до 134%.


Смотрим на результат в окне Program (Программа).

Также смотрим какие области были обрезаны, соответственно это вверх и низ:

Второй вариант это изменить PAR. Что такое PAR? Это Pixel Aspect Ratio – отношение сторон пикселя. И для Adobe Premiere Pro Cs5 оно следующее: 720х576 (1.4587) для 16х9 и 720х576 (1.094) для 4х3. Фактическое разрешение соответственно мы имеем: 1050х576 и 788х576. Как получились эти цифры: 576 активных линий на ТВ картинке, это 576 пикселов по высоте. Картинка 4х3: 576 х 4/3 = 768. Это верно для квадратных пикселов, но у нас пикселы не квадратные, а имеют отношение сторон 1:1.094. 768/1.094 = 702. Т.е. получаем разрешение 702х576. Так как PAL SD имеет разрешение: 720х576, то 720 – 702 = 18. Далее, 18 х 1.094 = 20. И для квадратного пиксела получаем 768 + 20 = 788. Т.е. теперь разрешение документов: 788х576.
Картинка: 16х9. 576 х 16/9 = 1024. 18 х 4/3 = 24 не квадратных пикселов, для квадрата: 24 х 1.094 = 26. 1024 + 26 = 1050. И с квадратным пикселом в итоге имеем разрешение: 1050х576.
Итак, в окне Program (Программа) нажимаем правую кнопку мыши на файле и выбираем: Modify > Interpret Footage (Изменить > Интерпретировать материал...) и в разделе Pixel Aspect Ratio (Пропорции пикселя) отмечаем пункт Conform to: и выбираем из списка D1/DV PAL Widescreen 16x9 (1.4587) / Соответствует: Широкоэкранный формат 16x9 D1/DV PAL (1.4587). Нажимаем на кнопку ОК:

Смотрим на результат в окне Program (Программа):

В этом случае пропорции просто растянуты и никакие области мы не потеряли:

Следующий вариант: воспользоваться сторонним плагином Magic Bullet Instant HD 1.2 от компании Red Giant. Это конвертер DV-видео во множество HD видеоформатов. Выберите из списка предустановок необходимое разрешение для легкой интеграции DV-видео в High Definition продукцию. При масштабировании из стандартной четкости (SD) к высокой четкости (HD), Instant HD алгоритмы создают недостающие пиксели с помощью встроенного увеличения резкости и сглаживания. Пять простых элементов управления позволяют определить размер, типы фильтров, резкость, сглаживание, настройки качества, а также выполнить предварительный просмотр. Встроенные элементы управления для увеличения резкости и сглаживания уменьшают нечеткость и неровные линии.
Применяем к клипу эффект: Magic Bullet InstantHD > Instant HD.


Cмотрим на результат в окне Program (Программа):

При данном варианте, также не обрезаются никакие области:

*Общие сведения о пропорциях :
Пропорция определяет отношение ширины к высоте. Кадры видео и фотоснимков обладают пропорциями (формат кадра), а пиксели, составляющие кадр, обладают пропорцией пикселя (иногда называемой PAR). Видео для телевидения записывается с пропорцией (форматом кадра) 4:3 или 16:9. Кроме того, различными стандартами видеозаписи используются разные пропорции пикселя.
Пропорции кадра и пропорции пикселя для проекта Premiere Pro создаются при его создании. После создания пропорций для проекта их изменение невозможно. Но можно использовать в этом проекте ресурсы, созданные с другими пропорциями.
Premiere Pro автоматически пытается компенсировать пропорцию пикселя для исходных файлов. Если ресурс по-прежнему выглядит искаженным, можно вручную задать его пропорции пикселя. Необходимо выполнить согласование пропорции пикселя перед согласованием соотношений сторон кадра, так как ошибочные пропорции кадра могут привести к неправильному определению пропорции пикселя.
Пропорции кадра .
Пропорции кадра задают отношение ширины к высоте в размерах изображения. Например, DV NTSC использует пропорции кадра 4:3 (ширина 4,0 к высоте 3,0). Типичный широкоэкранный кадр обладает пропорциями 16:9. Многие камеры, поддерживающие широкоэкранный режим, могут вести запись с пропорциями кадра 16:9. Многие пленки были отсняты даже с еще более широкими пропорциями кадра.
При импорте клипов, снятых с одними пропорциями кадра, в проект, использующий другие пропорции кадра, нужно выбрать способ согласования разных значений. Например, для показа фильма 16:9 на стандартном телевизоре 4:3 используются два типичных метода. Можно поместить все ширину кадра фильма 16:9 в кадр телевизора 4:3. В этом случае над и под кадром фильма отображаются черные полосы, что называется почтовым ящиком (леттербоксинг). Кроме того, можно заполнить кадр 4:3 по вертикали кадром 16:9 так, чтобы их высоты совпадали. Затем, кадр 16:9 панорамируется по горизонтали в более узком кадре 4:3 так, чтобы важные действия всегда оказывались в кадре 4:3. Этот способ называется панорамирование и сканирование. В Premiere Pro можно реализовать любой метод, используя свойства эффекта «Движение», такие как «Положение» и «Масштаб».
Пропорции пикселя .
Пропорция пикселя определяет отношение ширины к высоте для одного пикселя кадра. Пропорции пикселя могут меняться, так как разные видеосистемы делают собственные предположения о числе пикселей, необходимых для заполнения кадра. Например, во многих компьютерных видеостандартах кадр с пропорцией 4:3 определен как 640 пикселей в ширину на 480 пикселей в высоту, что приводит к квадратному пикселю. Такие видеостандарты, как DV NTSC, определяют кадр с пропорцией 4:3 как 720x480 пикселей, что приводит к более узким, прямоугольным пикселям, так как больше пикселей помещается в той же ширине кадра. Пиксели компьютерного видео в этом примере имеют пропорцию пикселя 1:1 (квадратная). Пиксели DV NTSC имеют пропорцию пикселя 0,91 (неквадратная). Пиксели DV, всегда прямоугольные, ориентированы вертикально в системах, создающих видео NTSC, и горизонтально в системах, создающих видео PAL. Premiere Pro отображает пропорцию пикселя клипа рядом с его миниатюрой на панели «Проект».
Если без изменений отобразить прямоугольные пиксели на мониторе с квадратными пикселями, изображения будут выглядеть искаженными, например, круги превратятся в овалы. Но при отображении на контрольном видеомониторе пропорции изображений выглядят правильно, поскольку на контрольных видеомониторах используются прямоугольные пиксели. Premiere Pro может без искажений отображать и выводить клипы с разными пропорциями пикселя. Premiere Pro пытается автоматически согласовать их с пропорцией пикселя проекта.
Иногда, если Premiere Pro неправильно интерпретирует пропорцию пикселя, клип может выглядеть искаженно. Можно исправить искажение отдельного клипа вручную, указав пропорции пикселя исходного клипа в диалоговом окне «Интерпретировать материал». Подобные случаи неправильной интерпретации групп файлов одного формата можно исправить, отредактировав файл Interpretation Rules.txt.
Premiere Pro автоматически пытается сохранить пропорции кадров для импортированных ресурсов, иногда меняя пиксельные пропорции, размеры кадра или оба параметра так, чтобы при использовании в эпизоде ресурс не появлялся обрезанным или искаженным. Некоторые ресурсы содержат метаданные, которые позволяют Premiere Pro выполнять вычисления автоматически и точно. Для ресурсов, в которых нет таких метаданных, Premiere Pro применяет набор правил для интерпретации пропорции пикселя.
При съемке или импорте материала NTSC с размером кадра ATSC 704x480, размером кадра D1 720x486 или размером кадра DV 720x480 Premiere Pro автоматически устанавливает пропорции пикселя для ресурса, равные D1/DV NTSC (0,91). При съемке или импорте материала с размером кадра HD 1440x1080 Premiere Pro автоматически устанавливает для этого файла пропорции пикселя, равную HD 1080 Anamorphic (1,33). При съемке или импорте материала PAL с разрешением D1 или DV 720x576 Premiere Pro автоматически устанавливает пропорции пикселя для этого файла, равными D1/DV PAL (1,094).
Для других размеров кадра Premiere Pro предполагает, что ресурс был разработан с квадратными пикселями, и изменяет пропорции пикселя и размер кадра так, чтобы сохранить для ресурса пропорции изображения. Если импортированный ресурс искажен, можно задать пропорцию пикселя вручную.
При перетаскивании ресурса в эпизод Premiere Pro по умолчанию центрирует ресурс в кадре программы. В зависимости от размера кадра получившееся изображение может быть слишком мало или слишком обрезано для задач проекта. В этом случае можно изменить его масштаб. Можно сделать это вручную или предоставить Premiere Pro возможность выполнить изменение автоматически при перетаскивании ресурса в эпизод.
Всегда рекомендуется убедиться в правильной интерпретации файлов. Размеры кадра и пропорции пикселя для ресурса можно узнать рядом с миниатюрой предпросмотра и в столбце «Данные видео» на панели «Проект». Эти данные также можно найти в диалоговом окне «Свойства» ресурса, в диалоговом окне «Интерпретировать материал» и на панели «Информация».
Шаблон настроек эпизода, выбранный при его создании, определяет для эпизода пропорции кадра и пропорции пикселя. После создания эпизода пропорции изменить нельзя, но можно изменить пропорции пикселя, предполагаемые в Premiere Pro для отдельных ресурсов. Например, если ресурс с квадратными пикселями, созданный в графической или анимационной программе, искажен в Premiere Pro, пропорции пикселя можно исправить, чтобы изображение выглядело правильно. Убедившись, что все файлы правильно интерпретированы, можно объединить материал с различными пропорциями в одном проекте. Затем можно создать выходной материал без искажений получившихся изображений.
Premiere Pro автоматически назначает файлам пропорции пикселя в соответствии с файлом правил. Если изображения определенного типа постоянно неправильно интерпретируются (искажаются) при импорте, можно изменить соответствующее правило в файле Interpretation Rules.txt (по следующему адресу C:\Users\Имя пользователя\AppData\Roaming\Adobe\Premiere Pro\Версия программы).


# only adds a custom pixel aspect ratio to the UI
# uncomment the next line to try it out
# 0, 0, 0, "0000", * = 10/11/"Custom Aspect", *, *, *
Содержимое Interpretation Rules.txt:
# assume ATSC 704x480 in any format is D1 aspect
704, 480, *, *, * = 10/11, *, *, *
# assume NTSC DV is D1 aspect
720, 480, *, *, * = 10/11, *, *, *
# NTSC D1 is D1 aspect
720, 486, *, *, * = 10/11, *, *, *
# PAL D1/DV
720, 576, *, *, * = 768/702, *, *, *
# HD 1080 Anamorphic
1440, 1080, *, *, * = 1920/1440, *, *, *
10/11 это (4:3).

Почему даже на широкоформатном телевизоре 16:9 художественный фильм воспроизводится с горизонтальными рамками? Почему на некоторых фильмах эти рамки больше, а на других меньше? Все дело в различных способах съемки фильма и в способах его переноса на цифровой носитель. Для того чтобы понять почему это происходит, сначала нужно подробнее рассмотреть все существующие форматы записи. Итак:

Cinerama

Cinerama - бывает с соотношением сторон 3:1, 2.77:1, 2.75:1 и 2.59:1. Когда видео переводится в полноценное широкоформатное, то этот формат дает самый большой эффект "леттербокса". При этом методе съемки используется три камеры, после чего изображение со всех 3х камер склеиваются.
В качесте примера рассмотрим фильм "How The West Was Won", который был снят именно в этом формате. Если вы приглядитесь, то заметите линии в местах склейки и разницу в цветах между кадрами.

CinemaScope

CinemaScope - бывает 2.66:1, 2.55:1 и 2.35:1. Изначальное соотношение сторон 2.66:1 затем превратилось в 2.55:1, когда понадобилось добавить саундтрек. Это был один из самых распространенных методов съемки фильмов, потому что основное требование - специальные одноименные линзы для проектора, были практически в каждом кинотеатре. Формат был создан компанией 20th Century Fox, но больше не используется. Panavision заменил CinemaScope в начале 70х.
В качестве примера: слева вы видите "20,000 Leagues Under The Sea" на кинопленке, затем в оригинальном формате 2.55:1, то есть, экран шире в 2.55 раза по ширине, чем по высоте, а справа видите результат "Pan and Scan"- с соотношением сторон 1.33:1 (4:3), обрезанных "чтобы вписать изображение в экран вашего ТВ".

VistaVision

VistaVision - 1.96:1, 1.85:1 и 1.66:1. В этом формате съемки производятся специальной камерой и для воспроизведения нужен специальный проектор, но зато изображение выигрывает в качестве, по сравнению с обычным 35мм. "Vertigo", "To Catch a Thief" и "North by Northwest" были сняты в этом формате. Формат используется и в наши дни, но только для съемок кадров со спецэффектами, потому что обеспечивает высокое разрешение, которое особенно необходимо при добавлении компьютерной графики. "Apollo13", "Contact" и "Twister" являются тому подтвержением.

Todd-AO

Todd-AO - 2.35:1, 2.20:1. Здесь используются 65мм негативы, отпечатанные на 70мм пленке, с шестиканальным звуком, как результат - очень высокое качество изображения. Многие эпики и мюзиклы 50х и 60х сняты в этом формате. "Oklahoma", "South Pacific" и "Around the World in 80 Days" сняты в 2.20, а фильмы 70х и 80х, как, например, "2001 A Space Odyssey", "Dune" и "Logans Run" используют соотношение сторон 2.35:1.
Пример: слева вы видите "Around the World in 80 Days" в оригинальном формате "2.20:1", а справа тот же фильм, но пансканированный до 1.33:1.

Technirama

Technirama - меняющееся соотношение сторон. Процесс был разработан "Technicolor Corporation" в борьбе с Eastman Color. Для него необходима специальная камера (как и для VistaVision) и широкоформатные линзы (как для CinemaScope). "Night Passage", "Disney’s Sleeping Beauty" и "Spartacus" сняты в этом формате.
Пример: слева "Disney"s Sleeping Beauty" в оригинальном формате 2.35:1, справа - пансканированный вариант, в котором потеряна парочка героев и один "порезан пополам".

Ultra Panavision 70

Ultra Panavision 70 - соотношение сторон 2.76:1. MGM"овская камера 65 использует те же материалы, что и для Todd-AO. Всего 2 фильма были сняты с использованием анаморфного сжатия на 70мм пленке. Другие 70мм записи были сделаны с оптических 70мм пленок с устранением сжатия или с использованием системы "quasi-Cinerama 70mm". После "Raintree County" и "Ben-Hur", в которых использовались 35мм пленки с леттербоксингом сверху и снизу для сохранения оригинального формата 2.76:1, все другие фильмы использовали 35мм анаморфированные пленки с размерностями, совместимыми с CinemaScope.
Пример: слева вы видите "Ben Hur" в оригинальном формате 2.76:1. А справа пансканированный вариант формата 1.33:1, как видите - более половины кадра просто потеряно.

Panavision

Panavision - 2.35:1 и 1.85:1. Одноименная компания стала самым успешным поставщиком широкоформатных линз и в 70х годах их линзы стали стандартом "де-факто" для широкоформатных фильмов. CinemaScope остался за бортом, а Panavision до сих пор производит линзы для большинства крупных студий. Кроме этого компания делает линзы для фильмов, снимаемых в 3х4, для их перевода в широкий (не обязательно 2.35:1) формат. Также частенько Panavision использует 1.85:1, также известный как 16х9 - это также стандартный формат для HDTV. DVD формат имеет опцию 16х9, но для ее использования вам понадобится соответствуюший ТВ, к тому же если соотношение сторон фильма больше 1.85:1, вы все равно увидите черные полосы сверху и снизу, но они будут не такими широкими, как на обычном ТВ.
Пример: слева вы видите "Star Wars" в оригинальном формате 2.35:1, а справа тот же фильм, но обрезанный пансканированием до 4:3. Как видите, вырезали Бена и Хана, так что когда они начинают говорить, камере приходится перемещаться на них, а потом обратно на Люка.

Еще пример: слева "Lost World"в оригинальном формате 1.85:1, а справа его пансканированный вариант. Хоть изображение и не слишком пострадало во втором случае, все-таки это не то изображение, которое задумал режиссер.

Super 35

Super 35 - соотношение сторон 2.35:1, в процессе не используются широкоформатные линзы, однако, фильм загоняется в "рамку", чтобы получить нужное соотношение сторон. Сверху и снизу "рамка" убирается, получаем нужное изображение. Некоторые старые фильмы, снятые в этом формате, при переносе на видео не "теряют" рамку сверху и снизу, в результате мы видим изображение большей площади, чем в кинотеатре. Но стоит учитывать, что режиссер не собирался показывать зрителю эту часть изображения, так что о "правильности" этого варианта решать вам. "The Abyss", "Aliens", "Terminator 2", "True Lies" и "Titanic" были сняты в Super 35.
Пример: Джеймс Кэмерон снимает фильм с рассчетом на 2.35:1. После этого он переносит его с Super35 в цифровой формат высокого разрешения. Теперь из этого исходника легко получить широкоформатную версию для кинопроката и специальную пансканированную. Давайте посмотрим на оригинальную пленку в Super 35: красный квадрат - это широкоформатное изображение, которое видно оператору, а синий - пансканированный вариант, в котором картинка больше по вертикали, но меньше по горизонтали. Однако, стоит учесть, что пансканированный "квадрат" иногда перемещают по изображению "на лету", чтобы показать объекты, не попадающие одновременно на экран. Иногда Кэмерон увеличивает какую-то область, чтобы выделить какой-то аспект. Кроме того, не стоит забывать, что все сцены со спецэффектами снимаются в 2.1:1 и должны быть грамотно пансканированы. Слева пример широкоформатной версии, а справа - пансканированной.

Pan and Scan

Pan and Scan - 1.33:1 (он же 4:3). Пансканированный вариант вы увидите на большинстве видеокассет, во всех ТВ-сериалах и если вы смотрите фильм в этом формате - помните, что вы теряете около половины полезной видеоинформации, а в некоторых случаях и больше. Метод и называется "Pan and Scan"- потому что оператор вынужден перемещать "рамку пансканирования" на интересующий объект весь фильм. Иногда вместо пансканирования картинку растягивают по вертикали, искажают - но к хорошему это не приводит.
В любом случае (PAL/NTSC) - соотношение сторон у кадра считается 4:3 (или, что одно и то же, 1.33:1). Это то же соотношение сторон, что и у компьютерного ЭЛТ-монитора. Хотя, в отличие от монитора, пиксели на DVD не квадратные (ширина не равна высоте) - это нормальное явление в телевещании.

Что такое Анаморф?

Как было описано выше, кадры в фильмах совсем не ограничиваются форматом 1.33:1. Поэтому нужно было придумать какой-то способ записать кадр формата 2.35:1 на DVD с его кадром 4:3. Первый, и самый простой вариант - это записать его в леттербоксе (letterbox) - то есть с широкими чёрным полосами сверху и снизу:

Способ этот хоть и прост, но в плане качества - не лучший вариант. Например, если полный DVD-кадр формата PAL содержит 576 строк, то в 2.35:1 леттербоксе будут задействованы только 576 * 1.33 / 2.35 = 326 строк. Ещё хуже ситуация обстоит для NTSC, в котором из 480 строк будут задействованы только 480 * 1.33 / 2.35 = 272 строки. Кроме того, в кадре будет присутствовать и чёрные полосы, на которые будет потрачен определённый объём видеопотока.
Поэтому был придуман второй метод, называемый анаморфом. Суть его заключается в следующем: мы берём кадр размерности 2.35:1 и помещаем его в формат 16:9. При этом чёрные полосы сверху и снизу будут заметно меньше, чем в случае с леттербоксом. Затем полученный кадр (16:9) по горизонтали сжимается до формата 12:9, т.е. 4:3. При этом вся картинка визуально становится как бы вытянутой по вертикали. Вот, теперь мы получили кадр формата 4:3, который и подвергается сжатию:
Такой кадр называется анаморфированным. Обратите внимание, что полезная площадь, занимаемая картинкой в DVD-шном кадре, увеличилась на четверть. Кроме того, поскольку разрешение по вертикали у обоих кадров одинаковое, на долю анаморфированной картинки выпало большее число строк, а значит, её изображение будет чётче.

Формат 2.35:1 Формат 1.85:1
Анаморф Леттербокс Анаморф Леттербокс
Полезных строк для PAL 436 из 576 326 из 576 554 из 576 414 из 576
Полезных строк для NTSC 363 из 480 272 из 480 461 из 480 345 из 480

Чтобы отобразить анаморфный кадр, потребуется совершить обратную операцию. Поэтому кадр сначала разжимается, затем растягивается до соотношения 16:9, и мы получаем нормальное соотношение сторон.
Примечание: преимущество анаморфа перед леттербоксом проявляется в первую очередь на широкоэкранных устройствах - плазме, ТВ 16:9 и так далее. Однако подойдут и полноэкранные ТВ, поддерживающие так называемый "режим 16:9". В этом режиме телевизор получает деформированный кадр и сам сжимает его до нормальных пропорций. Достигается это сжатием растра (уменьшением расстояний между строками), поэтому картинка будет плотной и чёткой. Если же в телевизоре такой режим не предусмотрен, он не сможет отобразить анаморфный кадр без искажений, и плееру для показа придётся преобразовывать анаморф в леттербокс. Это приводит к тому, что картинка становится менее чёткой - в леттербоксе она содержит на четверть меньшее число строк. Более того, чаще всего такое преобразование делается простым выбрасыванием каждой четвёртой строки, что приводит к "зазубринам" в изображении. По этой причине наличие режима 16:9 исключительно важно для просмотра кино на полноэкранном ТВ.
Иногда на дисках встречаются анаморфные релизы с невыставленным флагом анаморфа, и плеер показывает их "как есть", с нарушением пропорций - т.е. с вытянутыми лицами, так называемыми "лошадиными мордами". Типичный пример: «Водный мир» («Water World») от DDV (сигнатура DW-0042B) или же лицензионный «Громобой» («Thunderbird») от Twister. Однако, бывают и более курьёзные случаи - на леттербоксной картинке ставят флаг анаморфа. В результате картинка становится слишком сплюснутой. Такое можно увидеть на диске «Правдивая ложь» («True Lies») с сигнатурой PL-DVD-GLN-290310.