Тарифы Услуги Сим-карты

Настройка монитора для обработки фотографий без калибратора. Любая обработка изображений начинается с калибровки монитора

Понимание принципов калибровки монитора критично для любого фотографа, который хочет достичь точных и предсказуемых фотоотпечатков. Если ваш монитор некорректно воспроизводит тени и цвета, тогда всё время, потраченное на редактирование и пост-обработку изображения, может в действительности оказаться потраченным зря. Данная глава покрывает основы калибровки для обычного фотографа, в дополнение к использованию калибровки и профилирующих устройств для высокоточных результатов. Далее, предполагается, что выбросить старый монитор и купить новый не является решением.


Регулировка яркости и контраста

Простейший (но наименее точный) способ откалибровать ваш монитор - это отрегулировать его яркость и контраст. Этот метод не требует наличия профиля цветности для вашего монитора, а посему идеален для повседневного использования или для случая, когда вам нужно внести быстрые коррективы на чужом компьютере.

Нижеприведенные изображения разработаны с целью помочь вам выбрать оптимальную настройку яркости и контраста. Хорошо откалиброванный монитор должен быть способен пройти оба теста, но если он их не прошёл, вам придётся выбрать, какой из двух важнее. В любом случае, убедитесь, что монитору дали сперва прогреться в течение минимум 10-15 минут.

1) Полутона . Хорошо откалиброванные полутона зачастую являются задачей с наивысшим приоритетом. Монитор должен показать центральный квадрат как идентичный окружающему фону по яркости - при просмотре расфокусированным зрением или с расстояния. Левый и правый квадраты должны казаться темнее и ярче сплошного серого, соответственно.

© 2004-2011 Sean McHugh
Примечание: вышеприведенный тест подразумевает, что монитор настроен на гамму 2.2.

Если центральный квадрат ярче или темнее серого фона, вероятно, ваш монитор показывает изображения ярче или темнее, чем предполагается. Это будет также иметь заметное влияние на ваши печатные варианты, так что с этим следует разобраться.

Если вы используете ЖК-монитор, установите сперва для него стандартный контраст (скорее всего, или 100%, или 50%), после чего корректируйте яркость, пока центральный квадрат несольётся с фоном. Если вы используете ЭЛТ (большой «старомодный» тип), установить ему максимальный контраст. В любом случае убедитесь, что монитор настроен на гамму 2.2, если такая настройка у него есть (для большинства современных мониторов это стандартная настройка).

Примечание: чрезмерное повышение яркости вашего монитора может сократить срок его жизни. Вероятно, вам не понадобится максимальная яркость дисплея, если в комнате не слишком светло, если у монитора нет фоновой подсветки (например, окно на заднем плане) или если он не слишком стар.

2) Детали на свету и в тенях . Если вы выполнили калибровку на предыдущем этапе, в данный момент полутона на вашем мониторе будут отображены примерно требуемым уровнем яркости. Однако, это может также означать, что тени и свет окажутся слишком яркими или тёмными, и наоборот. На каждом из двух следующих изображений должны быть различимы 8 ступеней:

Две крайних ступени теней и света должны быть лишь слегка различимы. В противном случае вы, скорее всего, достигли предела возможностей настройки яркости и контраста. Иначе, если максимум деталей в тенях и на свету важнее, чем освещённость полутонов, можно игнорировать тест полутонов. В этом случае сперва используйте яркость, чтобы достичь требуемых деталей в тени, после чего используйте контраст, чтобы отрегулировать детали на свету (именно в таком порядке). Если яркость слишком велика, полностью чёрный станет серым, но если деталей в тенях недостаточно, несколько из приведенных 8 градаций тени покажутся одинаковыми.

Однако показанные выше примеры обеспечивают всего лишь грубую подстройку, которая охватывает лишь малую часть тонального диапазона и вообще не корректирует цветность. Существуют несколько более точные методы визуальной калибровки, однако в конечном счёте получение истинно точных результатов требует систематических и объективных измерений с использованием калибровочных приборов.

Обзор: калибровка и профилирование

Цвета и тени, которые воспроизводит монитор, зависят от типа монитора, производителя, параметров настройки и даже срока эксплуатации. К сожалению, в отличие от цифрового мира, одинаковые числа не дают одинаковые результаты, когда речь заходит о мониторах. В результате зелёный, например, может оказаться темнее, светлее или другой насыщенности, чем это было задано в числах:

Цифровое значение
зелёного
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200
150
100
50
← Цвет отличается →

примечание: в терминах данного примера «стандартный цвет» - это всего лишь
пример желаемого состояния, которое может быть чётко определено в терминах
универсальных параметров, таких как гамма, точка белого и яркость.

В идеале, ваш монитор должен был бы просто транслировать числа из файла в стандартный набор цветов. Однако это не всегда возможно, поэтому в действительности процесс калибровки монитора состоит из двух шагов: 1) калибровки и 2) профилирования.

1) Калибровка - это процесс приведения монитора в желаемое и чётко определённое состояние. Это обычно подразумевает изменение различных физических параметров монитора, таких как вышеупомянутая яркость, а также создание так называемой таблицы отображения (Look-Up Table - LUT).

LUT принимает входное значение, такое как зелёный=50 из вышеупомянутого примера, и затем говорит: «Я знаю, что монитор X показывает зелёный=50 темнее, чем стандартный, и если я преобразую 50 в 78, прежде чем послать его на монитор, полученный цвет будет таким, каким должен был быть зелёный=50. Таким образом LUT транслирует цифровые значения из файла в новые значения, которые эффективно компенсируют характеристики выбранного монитора:

Цифровое значение
зелёного
LUT Компенсированные
цифровые значения
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200 200
150 122
100 113
50 78
← цвета совпадают →

2) Профилирование - это процесс характеризации калиброванного состояния вашего монитора с использованием профиля цветности. Эти характеристики включают диапазон цветов, которые ваш монитор в состоянии отобразить («пространство цветности »), в дополнение к расположению промежуточных яркостей в пределах этого диапазона («гамма»). В профиль могут быть включены и другие свойства.

Профилирование важно, поскольку различные устройства не всегда в состоянии воспроизвести идентичный диапазон цветности и теней («разность гаммы»). Совершенное преобразование из цвета одного устройства в цвет другого, соответственно, не всегда возможно. Профили цветности позволяют программам, поддерживающим управление цветом, достичь разумного компромисса в процессе несовершенных преобразований:

Устройства для калибровки мониторов

применение калибратора

Устройство калибровки монитора решает задачи как калибровки, так и профилирования. Обычно оно выглядит похоже на компьютерную мышь и прикрепляется к экрану монитора. Затем специальная программа управляет монитором, так что он показывает под устройством калибровки широкий диапазон цветов и теней, которые последовательно измеряются и записываются.

К распространённым устройствам калибровки относятся, помимо прочих, X-Rite Eye-One Display, ColorVision Spyder, ColorEyes Display и ColorMunki Photo.

Прежде чем запустить калибровку, дайте своему монитору как минимум 10-15 минут на прогрев. Тем самым вы обеспечите стабильность и воспроизводимость яркости и баланса цветности.

Непосредственно перед началом процесса программа попросит вас задать несколько параметров, по которым будет осуществляться калибровка («целевую настройку»). В число этих параметров могут входить точка белого, гамма и яркость (мы рассмотрим их в следующем разделе). Во время процесса калибровки вас также попросят изменить различные параметры настройки экрана, включая яркость и контраст (и значения RGB, если вы используете ЭЛТ).

В результате получится матрица значений цвета и соответствующих им измерений. Сложные программные алгоритмы затем попытаются создать LUT, которая будет воспроизводить, во-первых, нейтральные, точные и соответствующим образом проградуированные оттенки серого, а во-вторых, точное соответствие тона и насыщенности цвета по всей гамме. Если они не могут быть совершенно точно переданы (а они никогда не могут), программа пытается расставить приоритеты так, чтобы неточности относились к тем разницам цветов и оттенков, которые наши глаза плохо различают.

Настройки калибровки

Точка белого . Этот параметр контролирует относительную теплоту или холодность наиболее светлого тона на экране в соответствии с «цветовой температурой». Более высокие цветовые температуры дадут более холодные тона, в то время как низкие температуры покажутся теплее (да, на первый взгляд это интуитивно непонятно).

Несмотря на то, что вышеприведенные образцы кажутся слегка холоднее и теплее, это происходит
потому, что они расположены рядом. Если поместить любой из них отдельно, так чтобы они оказались
самым ярким пятном на экране, глаз адаптируется, и вы назовёте каждый из них «белым»
Материалы по этой теме вы найдёте в главе о балансе белого .

Для мониторов ЭЛТ стандартной рекомендацией является цветовая температура дисплея порядка 6500K (называемая D65), то есть чуть холоднее, чем дневной свет. Однако для ЖК мониторов всё несколько более сложно. Несмотря на то, что у многих ЖК есть настройка цветовой температуры, их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру. Любое отклонение от неё ведёт к сужению гаммы вашего дисплея. По этой причине для ЖК мониторов обычно рекомендуется оставлять их стандартную цветовую температуру, если только у вас нет весомых причин её изменить. Ваш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплота, ни холодность тона не будут заметны, пока их не начнут непосредственно сравнивать.

Гамма . Этот параметр контролирует скорость, с которой яркость теней нарастает от чёрного к белому (для каждого из цифровых значений). Это заставляет изображение выглядеть светлее для больших и темнее для меньших значений гаммы, соответственно, но точки чёрного и белого при этом остаются неизменными. Также гамма сильно влияет на кажущуюся контрастность изображения:

Примечание: вышеприведенные изображения предполагают, что для вашего экрана задана гамма 2.2.
Старые компьютеры Mac некоторое время использовали значение гаммы 1.8,
но в настоящее время они также используют гамму 2.2.

Коэффициент гаммы 2.2 стал стандартом при редактировании и просмотре изображений, так что в общем рекомендуется использовать это значение. Кроме того, оно наилучшим образом коррелирует с тем, как мы воспринимаем вариации яркости, и ближе всего к стандартной настройке вашего дисплея.

Яркость . Этот параметр контролирует количество света, испускаемого вашим экраном.

В отличие от точки белого и коэффициента гаммы, оптимальная настройка яркости сильно зависит от яркости вашей рабочей среды. Большинство устанавливает яркость в районе 100-150 кд/м 2 , но яркие рабочие помещения обычно требуют более высоких значений. Максимальная достижимая яркость будет зависеть от типа и срока службы вашего монитора, и таким образом может кардинально ограничить допустимую яркость рабочей обстановки.

Однако более высокие значения яркости сократят срок службы монитора, так что всегда лучше несколько приглушить яркость монитора, если вы можете себе это позволить. Используйте наименьшую из возможных яркостей диапазона 100-150 кд/м 2 , в котором вы по-прежнему различаете все 8 теней на вышеприведенном образце.

Калибровка: таблица отображения

Таблица отображения (Look-Up Table - LUT) либо управляется вашей видеокартой, либо самим монитором, так что она будет использоваться вне зависимости от того, работает ли ваша программа с управлением цветом - в отличие от профиля цветности. LUT обычно загружается немедленно после загрузки операционной системы и используется вне зависимости от того, что отображается на мониторе.

Всегда, когда числа красного, зелёного и синего равны, точный монитор должен показывать это как нейтрально серый. Однако, вы будете удивлены тем, как часто это не так (см. ниже). Работа LUT* состоит в поддержании нейтрально серых тонов в корректной гамме.

*Примечание: это пример для простейшей линейной 8-битной LUT,
которая наиболее часто используется с мониторами ЭЛТ.


Входные
значения R,G,B
Монитор
«X»
Нейтрально
серый
200,200,200
159,159,159
100,100,100
50,50,50
← разница →

Пример LUT, которая исправляет отображение на мониторе «X», показан ниже. Она по сути применяет независимые тональные кривые для каждого из каналов цветности монитора:

Примечание: приведенная выше таблица является линейной и 8-битной; существуют
более сложные трёхмерные LUT, которые не обрабатывают каждый цвет независимо.
Однако, базовая концепция сохраняется неизменной.

Без вышеприведенной LUT ваша видеокарта посылает входное значение цвета 159 (из цифрового файла) непосредственно на монитор (неважно, какого именно цвета). Используя LUT, видеокарта подставляет значения красного, зелёного и синего с использованием тональных кривых. Входное значениеR,G,B=159,159,159 отправляется на монитор как 145,155,162 (которые теперь воспринимаются как нейтрально серый). Заметьте также, что более глубокая коррекция цвета соответствует большему отклонению тональной кривой от прямой диагонали.

Зачастую в цепи отображения присутствует несколько LUT - не только в видеокарте. Другая LUT, максимально соответствующая калибровке вашего монитора - это его встроенная LUT (как рассматривается ниже). Если ваш монитор поддерживает возможность изменения встроенной LUT (некоторые модели это позволяют), обычно тем самым достигается более чёткая калибровка, чем с использованием LUT видеокарты. Однако, если только калибровочная программа не была разработана специально для вашего монитора, она скорее всего будет использоавть LUT видеокарты.

Профилирование: профиль цветности

Профиль цветности задаёт на основе калибровки выходные параметры, такие как гамма, точка белого и яркость, в дополнение к калибровочным измерениям, таким как максимальные интенсивности красного, зелёного и синего, которые способен излучать ваш дисплей. Эти свойства в совокупности задают пространство цветности вашего монитора. В профиль также включена копия LUT, но непосредственно она не используется, поскольку она уже реализована в мониторе или видеокарте.

Профиль цветности используется для преобразования изображений, которое позволит позволит корректно их показать с учётом уникальных характеристик вашего монитора. В отличие от LUT, для использования профиля цветности при просмотре изображений потребуется программа, поддерживающая управление цветом . Это не составит проблемы, если вы используете новейшие операционные системы на компьютерах семейств PC или Mac, поскольку все они поддерживают управление цветом. В противном случае используйте Photoshop или любую другую распространённую программу редактирования изображений или преобразования файлов RAW.

Всякий раз, когда открывается цифровое изображение, которое содержит встроенный профиль цветности, ваша программа может сравнить этот профиль с профилем вашего монитора. Если монитор имеет тональный диапазон, аналогичный обозначенному в цифровом изображении, значения из файла будут непосредственно преобразованы с помощью LUT в значения, корректные для вашего монитора. Однако если пространства цветности отличаются (как это обычно и бывает), ваша программа осуществит более комплексное преобразование. Этот процесс называется преобразованием пространства цветности .

Тест калибровки монитора

Не думайте, что просто потому, что вы осуществили калибровку цветности, ваш монитор начнёт точно воспроизводить цвет безо всяких трудностей. Важно ещё и проверить качество этой калибровки. Если вы обнаружите, что ваше устройство калибровки не смогло устранить некоторые неточности, вы по крайней мере сможете принимать это во внимание при обработке изображений методами, влияющими на цвет.

Простейший и самый быстрый способ оценить качество калибровки цветности - это посмотреть большой чёрно-белый градиент в программе, которая поддерживает управление цветом. Субоптимальная калибровка монитора может отрисовать этот градиент с незначительными цветными полосками по вертикали или внезапными дискретными прыжками в тоне. Наведите курсор на следующий образец, чтобы увидеть, на что может быть похожа низкокачественная калибровка монитора :

Пример гладкого нейтрального градиента для диагностики качества калибровки монитора.
Такой градиент наилучшим образом подходит для диагностики при просмотре на полный экран и при включении иотключении профиля цветности. Photoshop позволяет достичь этого, если установить «Proof Colors» в «Monitor RGB»; CTRL+Y включает и отключает применение профиля монитора. Если «Monitor RGB» включен, это означает, что профиль цветности монитора не используется.

Если на градиенте заметны полосы цвета, это может означать, что ваш монитор требует новой калибровки. Обычно рекомендуется проводить её ежемесячно или что-то около того, в зависимости от того, насколько важна точность цветопередачи в вашей работе.

Иначе, цветопередача вашего монитора может быть настолько далека от оптимальной, что профиль цветности будет задавать экстремальную коррекцию. Это может быть вызвано используемой вами калибровкой монитора, а может и являться следствием его возраста. В последнем случае профиль цветности всё ещё будет большим плюсом по сравнению с его отсутствием - но цветопередача не станет безгрешной.

Ограничения калибровки монитора

К несчастью, существуют пределы точности калибровки. Для цифрового монитора, чем больше вам потребуется изменить параметры настройки монитора относительно стандартных, тем больше вы потеряете в количестве оттенков цвета и теней, которые он сможет показать . К счастью, разрядность встроенной LUT вашего монитора может повлиять на то, насколько хорошо он откалиброван, поскольку монитор с большей разрядностью LUT может использовать более широкую палитру цветов:

Примечание: повышенная разрядность встроенной LUT не означает, что монитор может показать больше оттенков цвета одновременно , поскольку количество входных значений остаётся неизменным. Вот почему повышение разрядности LUT видеокарты само по себе не позволит достичь более точной калибровки.

В малоразрядном примере, самый яркий (4) и тёмный (1) оттенки вынужденно переходят в белый (5) и чёрный (0), соответственно, поскольку в LUT происходит округление до ближайшего доступного выходного значения. С другой стороны, многоразрядная LUT может использовать дополнительные промежуточные значения. Это сильно снижает вероятность появления цветных полос и постеризации изображения - даже если монитор достаточно стар и существенно отклонился от исходной цветности.

Если у вас есть новый точный монитор с 8-битной LUT, вы наверняка получите хорошую калибровку; роль разрядности LUT начинает нарастать по мере старения монитора. В большинстве дисплеев используется 8-битная LUT, хотя у некоторых бывают 6-битные LUT, а у других 10-битные и более. Избегайте использовать ЖК-мониторы, предназначенные для игр, посокльку они зачастую приносят разрядность своих LUT (или другие аспекты) в жертву быстрой скорости обновления, которая не имеет никакого значения при просмотре неподвижных изображений.

Зачастую после печати цифровых фотографий на цветном принтере, пользователи сталкиваются с проблемой некорректного отображения цветов.

Т.е. фотография после печати выглядит совсем иначе, чем при просмотре на экране.

Для устранения этой проблемы используется калибровка экрана ноутбука.

Калибровка монитора – это процедура настройки его цветовой гаммы, с целью максимального приближения цветов, отображаемых на экране устройства, к реальным цветам, которые пользователь получит после печати.

После выполнения процедуры калибровки, изображение будет практически одинаковым на различных компьютерах, с различными дисплеями.

С калибровкой дисплеев в основном сталкиваются люди, сфера деятельности которых связана с видео и фотомонтажом (как профессионалы, так и любители), художники и дизайнеры, а также веб-дизайнеры.

К недостаткам некалиброванных дисплеев следует отнести:

  • неточное представление цветов и оттенков,
  • потерю детализации на светлых и темных участках,
  • неправильные значения яркости и гаммы,
  • некорректное отображение дизайна веб-страниц,
  • усталость глаз после работы с компьютером.

Следует отметить, что дисплеи на IPS матрице, хоть и в меньшей мере, но также нуждаются в калибровке.

Как правило, вместе с монитором поставляется специальное программное обеспечение для выполнения калибровки.

А вдруг и эти статьи будут Вам также интересны:

  • Почему может не включаться монитор? - Распространенные причины
  • Лучшие советы: Как изменить разрешение экрана монитора

Способы калибровки экрана

Существует два подхода к калибровке дисплея – аппаратный и программный. Наиболее доступным для среднестатистического пользователя является программный способ калибровки.

Программная калибровка, как правило, не позволяет достичь уровня аппаратной калибровки, но все же не следует пренебрегать и этим способом.

Аппаратный способ более затратный как с точки зрения денежных средств, так и с квалификации человека выполняющего калибровку. Аппаратный подход можно разделить на 3 ключевых этапа:

    Настройка монитора (цвет, яркость, контраст) выполняется таким образом, чтобы в настроенном положении соответствовать требованиям аппаратуры (спектрофотометр и калибровочное ПО).

    Настройка видеокарты на линейный режим работы.

    Тестирование системы и сохранение измененных настроек в цветовой профайл монитора.

Совет! Для упрощенной аппаратной калибровки можно распечатать на цветном принтере снимок, после чего изменяя параметры дисплея добиться максимальной схожести цифрового и распечатанного снимка.

Подготовка к калибровке экрана

Первое, с чего следует начать это сброс настроек видеокарты, все настройки должны быть приведены к стандартному виду.

Перед выполнением калибровки очень важным показателем является температура матрицы.

Для достижения равномерной температуры необходимо подобрать видеоряд общей продолжительностью около 4–5 часов, с динамической картинкой, предварительно развернув окно просмотра на весь экран.

Эти манипуляции позволят выполнить равномерный прогрев всех участков матрицы дисплея.

Следующий этап – подбор правильного уровня освещения. Изначально рекомендуем поработать над стабильностью освещения.

Достичь этого можно при проведении калибровки в солнечный погожий день после полудня.

На этом этапе наша задача - получение наиболее спокойного, стабильного и мягкого света. Также следует учитывать, что ЖК-дисплеям свойственно искажать цвета в зависимости от угла обзора.

  • Инструкция: Подключить телефон к телевизору – любимые фото на экране телевизора

Калибруем экран с помощью программ

Калибровка экрана средствами Windows довольно тривиальна и больше подходит для настольных компьютеров, чем для ноутбуков.

Для настройки необходимо зайти в Пуск, в строке поиска написать «калибровка», после чего перейти в соответствующее меню.

Чтобы приступить к калибровке, необходимо нажать кнопку «Далее», после чего настройка будет выполняться с помощью Мастера калибровки, каждый шаг которого снабжен подробными объяснениями на русском языке.

Существует достаточно большое количество программ для выполнения калибровки экрана.

В этой статье мы рассмотрим лишь одну из них - Atrise Lutcurve.

Программа платная, но имеет 30-дневную пробную версию, русифицированный пользовательский интерфейс, а также понятные инструкции по работе с каждым режимом программы.

Установка программы ничем не примечательна, поэтому не будем заострять на ней внимание, а перейдем непосредственно к калибровке.

Важно! Для повышения качества калибровки, перед ее выполнением, выполните рекомендации, описанные в предыдущем пункте. При выполнении настроек необходимо зафиксировать взгляд и постараться не менять его до их окончания.

Запускаем программу, переходим к первой вкладке «Точка черного» и выполняем настройку.

Суть настройки заключается в изменении параметров «Черный» и «R» «G» «B» до тех пор пока не будут видны квадраты «2,2,2» и «3,3,3», причем фон должен оставаться максимально черным, а квадрат «1,1,1» должен быть на грани различимости.

При настройке сначала следует пользоваться возможностью аппаратной настройки яркости (в ноутбуках это сочетание клавиши Fn и функциональных клавиш от F1 до F12) и лишь потом после исчерпания аппаратных возможностей следует проводить настройку в программе.

Переходим к вкладке «Точка белого» и регулируем контрастность таким образом, чтобы увидеть квадраты «252,252,252» - «254, 254, 254».

При выполнении настройки вы должны получить максимально нейтральный белый цвет, без оттенков.

Настраиваем гамму в соответствующей вкладке. В этой настройки мы должны получить цвет вертикальных столбцов как можно меньше отличающийся от фона.

В идеале все должно быть серым, хотя легко различимая цветность допустима.

Допустимо оставлять окрашенной верхнюю и нижнюю часть столбцов, но их средняя часть должна быть абсолютно серой.

Если монитор поддерживает регулировку четкости, ее можно настроить в меню «Гамма и четкость».

Суть регулировки заключается в том, чтобы сделать квадраты менее видимыми как между собой, так и на фоне.

Четкость монитора неправильно настроена, если полоски квадратов резко отличаются между собой по яркости.

В следующей вкладке «Баланс цветов» можно провести тонкую настройку цветовой температуры изображения.

Для этого необходимо сделать светлые, темные и средние тона серого максимально обесцвеченными.

После этого необходимо вернуться к предыдущим пунктам настройки добиваясь компромисса по всем параметрам.

«Как калибровать монитор , чтобы добиться корректной цветопередачи?» — вопрос, который постоянно задают фотографы, цветокорректоры и просто любители обработки фотографий. Покупка калибратора в этом случае неизбежна, да и выбрать подходящий вариант с хорошей программой для калибровки не так-то просто.

Сотрудники отдела допечатной обработки и начинающие фотографы часто сталкиваются с ситуацией, когда макет каталога, постера или фотография превосходно смотрится на экране их монитора, а на дисплеях других компьютеров, где монитор откалиброван или наоборот, начинают всплывать искажения цвета. Аналогичная ситуация может происходить и при печати изображений на фотопринтере: на мониторе ПК фотография радует глаз, а на бумаге какой-либо оттенок имеет заметный избыток.

Причина возникших проблем в большинстве случаев, заключается в неточной передаче цвета монитором, который «врет» с отображением некоторых оттенков. Тем самым, обрабатывая фотографии на некалиброванном мониторе вы только портите ее.

В интернете полно статей про различные программы для калибровки монитора в домашних условиях, то есть без вмешательства аппаратных средств. Есть индивидуумы, которые вообще настраивают монитор на глаз с помощью сомнительного программного обеспечения не имея ни малейшего опыта настройки цвета монитора . Такая «калибровка» ни к чему хорошему не приведет, особенно если вы зарабатываете фотосъемкой.

Калибровать монитор следует специально предназначенными для этого устройствами - калибраторами, и стараться приблизить передачу цвета к эталонному, а потом заниматься обработкой фото. Сделаю небольшую ремарку, правильное название этого устройства - колориметр . Почему-то все называют колориметры калибраторами, поэтому буду использовать именно этот «термин»:), чтобы пользователи смогли найти этот материал в поисковиках.

Как сделать калибровку монитора

Чтобы добиться приемлемых результатов не обязательно покупать дорогостоящие профессиональные модели. Можно использовать калибраторы бюджетного, среднего и полупрофессионального уровня с полуавтоматическим режимом. Такой вариант будет наиболее оптимальным для пользователей слабо разбирающихся в передаче цвета устройствами вывода изображения и полиграфии.

Принцип работы таких калибраторов достаточно прост:

Подключите калибратор к USВ порту компьютера и установите прилагаемое ПО с диска. Если у калибратора имеется встроенный датчик для измерения окружающего освещения, то перед калибровкой прибор необходимо установить рядом с монитором на специальном штативе и произвести измерение. Затем приступаем непосредственно к калибровке.

Большинство моделей калибраторов имеют мастер настройки с пошаговыми инструкциями. От вас потребуется только следовать рекомендациям на экране: указать тип монитора и ламп подсветки, сбросить аппаратные настройки монитора на заводские (с помощью кнопок меню на корпусе), зафиксировать калибратор на определенных участках на поверхности экрана и ожидать результатов измерений. Калибратор создаст файл профиля вашего монитора, который вы сможете тут же применить для работы.

Программы для калибровки монитора | Альтернативное ПО для калибровки

Сегодня опытные фотографы или цветокорректоры используют альтернативное ПО для своих калибраторов по той причине, что ПО из коробки калибратора их либо не устраивает, либо им недостаточно предоставленной функциональности и прочих дополнительных ручных настроек.

Сразу стоит учесть, что не все калибраторы способны его увидеть, поэтому я рекомендую предварительно
ознакомиться со списками совместимости на официальном сайте разработчика программы калибровки.

Я отдаю предпочтение basiCColor display — это профессиональная программа для калибровки мониторов, которая использует собственные алгоритмы замера с регулярной проверкой на необходимость очередной процедуры. Особенность утилиты заключается в предоставлении дополнительного контроля над настройками во время профилирования. basiCColor display — лучшая программа для калибровки монитора. Вы можете скачать basiCColor display 4 версии иbasiCColor display 5 .

Argyll CMS (Agryll Color Managment System) — бесплатная программа для точного построения IСС-профилей мониторов, принтеров и сканеров при помощи калибратора. Очень мощный инструмент, но с одним недостатком - сложность инсталляции. Причина сему, необходимость в установке отдельных компонентов вручную.

Какой калибратор выбрать | Стоимость калибраторов

Для большинства подойдут любительские и полупрофессиональные калибраторы стоимостью от 3000 до 10 000 руб, так как цена профессиональных моделей может доходить до 100 000 руб. Для неопытных пользователей, станет важным основное достоинство недорогих калибраторов - настройки в автоматическом режиме.

Недостатки полупрофессиональных калибраторов

  • отсутствие опций точной ручной корректировки
  • нет возможности настраивать группы мониторов
  • обеспечивают меньший процент точности и идентичности результатов в целом

Советы по выбору калибратора . Владельцам недорогих TN- или IPS-мониторов лучше обзавестись прибором стоимостью до 10 000 руб. Профессиональным фотографам и цветокорректорам в полиграфии подойдут дорогие калибраторы с возможностью полностью контролировать его настройки, соответственно, получая точные результаты после калибровки монитора.

ColorMunki Photo

  • универсальность: работа в двух режимах - упрощенный и расширенный
  • подходитн для RGB- и CMYK профилирования принтеров
  • мишени для калибровки фотокамер в комплекте
  • ПО от компании X-Rite с возможностью ручной настройки и импорта профилей в графические редакторы Adobe

i1 Photo Pro 2

  • расширенные возможности точной калибровки ЭЛТ- и ЖК-дисплеев, экранов ноутбуков и проекторов
  • позволяет создавать профили для RAW- и DNG — файлов цифровых фотокамер
  • прогнозирование цвета
  • калибровка групп мониторов с сохранением эталона

huey Pro

  • без дополнительного ПО слабо подходит для полноценной работы с фотографией
  • датчик замера и мониторинга освещенности помещения

Spyder4ELITE

  • создание профилей ICC2 и ICC4
  • калибровка групп мониторов (синхронизация)
  • поддержка мониторов с расширенным цветовым охватом

01.05.2015 27.01.2018

Независимо от причины их обработки - на продажу или для личного архива.

При переходе фотографии с фотопленки на цифру, произошло много изменений. Для просмотра и обработки фото, вместо фотолабораторий стали использовать персональные компьютеры.

Не буду здесь описывать, как ранее проводилась обработка фотопленок и печать фотографий. Это уже никому не нужно. А если кому интересно, можете задавать вопросы, отвечу - ни одно десятилетие провел в затемнённом помещении с фотоувеличителем и ванночками с химикатами.

Все фотографии безвозвратно стали цифровыми. И хранятся также на цифровых носителях.

Но, тем не менее, как и раньше для некоторой части изображений требуется обработка (редактирование, корректировка, исправление - кому как угодно, смысл почти одинаков). Практически каждая фотокамера строит изображение по-своему, плюс к тому же, не каждый способен выставить наиболее правильные настройки при съёмке того или иного объекта. Причем при смене освещения, также следует и смена настроек. Можно конечно проводить съемку и в автоматическом режиме, но это один из худших вариантов, для тех, кто знает, в чем отличия диафрагмы от выдержки.

Большая редкость, когда при правильно выставленных настройках фотокамеры не требуется коррекция фотографий.

Калибровка монитора

Одним из важных моментов при обработке фотографий, является, прежде всего, правильная настройка монитора. Яркость, контрастность, цвет, насыщенность, гамма. Многие мониторы имеют и геометрические искажения. Но об этом будет рассказано в другой статье.

Ни на одном мониторе при одинаковых настройках, изображение не будет одинаковым.

На это влияют драйвер монитора, тип установленной матрицы: TN, PVA, MVA, IPS и др. Монитор способен отобразить не более 65% цветов, видимых глазом человека. Тоже и с деталями в светлых и темных участках изображения.

Часть их искажается и теряется как в фотокамере, так и на мониторе. В результате чего на фото отображается не всё и немного не так, что и как видит человеческий глаз. Вот для более точного отображения информации на изображении (не говоря о печати) и требуется калибровка монитора.

Важно! Небольшое дополнение из личного опыта:

С начала работы на ПК (для личных нужд) сменил ни один монитор. И однажды просматривая фото, редактируемые ранее, на другом мониторе пришел в ужас от увиденного — цвета не те, деталей ни в тенях, ни в светах не заметно, контраст и яркость тоже. Понял, калибровка виновата. Хотя и перепробовал кучу программ. Тогда на глаз казалось всё нормально. После чего решил купить недорогой калибратор. Дома стоят 3 ПК, откалибровал все. Фото храню на внешних винчестерах. Теперь просматривая фото на любом из этих мониторов, картинка везде одинакова. Лишь на одном из них, на довольно старом мониторе Samsung (приобретен 8-10 лет назад), картинка почти в порядке, а цвет текста в документах в синеву отдает - матрица виновата, не поддерживает калибровку.

Причем настройка монитора на глаз для редактирования фото не подойдет. Иначе, другие люди, увидев фотографии, отредактированные на вашем мониторе, и просмотрев их на своём, так же как и я, возможно, ужаснутся. См. выше. Картинки блеклые, цвета не реальные, тона отсутствуют и т.п.

Более правильным, для настройки монитора будет использование программных или аппаратных средств. Лично я склоняюсь ко второму варианту.

До приобретения калибратора сначала, настройками монитора управлял с помощью панели управления драйвера видеокарты NVIDIA.

Позже использовал программы: Adobe Gamma, Atrise lutcurve, Samsung Natural Color Pro, QuickGammaV3EN, Monitor calibration wizard, Color Solutions basICColor Display и мн. др. Каждая из них показывала разные результаты, а добиться оптимального результата ни с одной из них не удалось.

Возможно, у многих возникнет вопрос: с чего я взял, что результат не оптимальный? В формате.png выпущено много тестовых таблиц в разном разрешении для калибровки монитора и дальнейшей его проверки. Таблицы можно скачать .

Рис. 1 - монитор до калибровки.

Рис. 2 - неверно настроена гамма.

Рис. 3 - монитор после калибровки, через 8 дней. Различимость деталей стала немного хуже, см. справа в черном и белом прямоугольниках, надпись justirovka.ru, менее заметна, чем при правильной калибровке.

Рис. 4 - монитор откалиброван правильно.

Я провожу её 1 раз в неделю, т.к. в моём случае, работая на мониторе Dell S2340L, цвета и гамма начинают уходить в сторону от нейтральных через 8-10 дней +/-. Таблицу нужного разрешения установил в качестве обоев рабочего стола, как рекомендовано, и теперь за всеми уровнями слежу по ней. Калибратор: Pantone Huey Pro V151, один из наиболее дешевых, купил года 3-4 назад за 4500руб.

Время калибровки - не более минуты. Всё довольно просто.

  • приступать к калибровке можно начинать после полного прогрева монитора, минут через 15-20 после включения,
  • перед началом калибровки, все значения регулировок сбросьте на заводские, для мониторов, не имеющих данной функции, используйте программу wini2cddc, можно скачать . (просьба сделать ссылку для скачивания приложенной программы). Программа триальная, полнофункционально работает 30 дней. Сброс настроек производится с первого раза, после чего ее можно удалить.
  • при изменении настроек, заново провести калибровку,
  • при наличии авторежимов контраста, яркости и пр. отключить их,
  • при отсутствии калибратора и неудачной программной калибровке, при редактировании фото, сохраняйте их оригиналы.

39192 Повышаем мастерство 0

В этом уроке я хочу рассказать о проверке калибровки монитора для фотографа и порекомендовать программу для его настройки в домашних условиях. Написать статью про калибровку меня подтолкнул собственный опыт и куча материалов в сети на эту тематику, которые понятны только профессиональным полиграфистам. Цель урока - не загрузить читателя умными словами, а рассказать простым языком о калибровке монитора, чтобы было понятно даже начинающему фотолюбителю.

Зачем нужна калибровка монитора?

Калибровать монитор нужно, что бы добиться «естественной» или «правильной» передачи цветов. Давайте рассмотрим цепочку «ваш крутой монитор -> хороший PRO-лаб» (это там, где дорого и с пафосом печатают ваши фото). Абсолютного соответствия картинки на мониторе и на отпечатке вы НИКОГДА не добьётесь по двум причинам:

Первая причина: бумага не светится как монитор, она отражает свет (а он бывает разный). В зависимости от света, при котором вы рассматриваете отпечатки, оттенок на них будет меняться. Попробуйте посмотреть фотографию при свете ламп, а потом подойдя к окну. Обратите внимание, как изменились оттенки.

Вторая причина : в фотолабе могли сменить воду, зарядили новый рулон бумаги, и цвет чуть ушёл. И если вы верите, что в лабе каждый день калибруют печатную машину, то вы святой человек!

Зачем тогда калибровать монитор, если все равно будет плохо? Калибровать монитор нужно для того, чтобы верить, что у вас все будет хорошо!

Если вы понятия не имеете, на какой матрице сделан ваш монитор, но покупали его исходя из требований «что бы был не дорогой» то, скорее всего у вас монитор на TN матрице. На мой взгляд, калибровать монитор на TN матрице бессмысленно, но владельцы дешевых мониторов тоже верят в чудо, и я не буду разрушать их иллюзии. Если вы осознанно купили дорогой монитор с IPS или чуть более дешевый с PVA(MVA) матрицей, то калибровать монитор необходимо для того, что бы убедиться, что вы не зря потратили деньги.

Как калибровать монитор?

При проверке своего монитора помните: даже если обои отображаются идеально, это не означает что он правильно откалиброван. Тест, который я вам хочу предложить, позволяет определить только правильность установки яркости, контраста и гаммы. Точность настройки цветовой температуры на них не проверить, как и цветовые координаты первичных цветов. Для полной настройки монитора требуется специальное оборудование и программное обеспечение.

При хорошей настройке монитора с расстояния 60-70 см вы должны увидеть на картинках ниже равномерный серый градиент, без посторонних цветовых оттенков. Если вы видите цветные полосы, значит ваш монитор не откалиброван.

В идеале вы должны увидеть равномерно серый экран


Теперь, когда вы немного расстроились, увидев разноцветные полосы и кружки, предлагаю исправить положение с помощью самостоятельной калибровки. За 30 секунд сможете проверить правильность гамма-кривых, а потратив порядка 5-10 минут, можно привести гамма-кривые в порядок. Ничего сложного, поверьте!

В нашем уроке мы воспользуемся бесплатной программой CLTest. Скачайте ее, найдя в интернете в свободном доступе. Приступаем!

1. ПРОВЕРКА ГАММА-КРИВЫХ

Прогреваем монитор, желательно не меньше часа. Ставим профиль на мониторе "Стандартный" (если такой есть), sRGB, либо, если монитор новый - тот, что стоял по умолчанию ("Native"). Помните - яркое освещение комнаты, запыленность поверхности монитора сильно затрудняет настройку.

Magic-Color(ры) и прочие "улучшайзеры" только мешают калибровке, их необходимо полностью отключить. Особенно страдает качество тестирования, если монитор добавляет резкость (например, NEC 1970NX) либо размытие.

Запускаем CLTest.exe.

Если картинка в окне запущенной программы выглядит сплошным серым вертикальным градиентом - поздравляю, монитор обладает правильной настройкой гамма-кривых, и все дальнейшее не имеет смысла проделывать. Если нет (видны обширные цветные "области"), то переходим к настройке.

Монитор не требует калибровки

2. НАСТРОЙКА УРОВНЯ ЧЕРНОГО

Приложение CLTest.exe запущено и находится в режиме по умолчанию: в меню гамма 2.2, Result, All, ползунок - по центру)

Для ЖК-монитора:

Проходим в меню Mode->Calibtate fast и оказываемся на шаге (Step -1). При этом на экране отображаются прямоугольники 3-х основных цветов и уровни серого 10..1 на черном фоне.

Если на черном фоне различимы 7-9 прямоугольников в каждом столбце, то никаких корректировок в этом пункте не требуется.

Если же различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется поднимать уровень черного (кнопка «Вверх»), только делать это надо аккуратно - видимость прямоугольников требуется на грани различимости, иначе, перебрав со значением черного, можно ухудшить сам черный, а как следствие - контраст.

Для ЭЛТ-монитора:

Проходим в меню Mode->Calibtate fast и оказываемся на шаге (Step -1). Дальше пытаемся настроить яркость монитора, добиваясь различимости 8-10 прямоугольников в каждом столбце.

Если при настройке в одном или двух каналах различаются все 10 прямоугольников, а остальных меньше 7 - то в таком случае необходима поканальная настройка монитора (пункт 5 урока, см. ниже).

3. НАСТРОЙКА ТОЧКИ БЕЛОГО

Находясь на шаге (Step -1), переходим на шаг (Step 0) нажатием кнопки "вправо”, либо выбором меню Mode-> Set White. При этом на экране отображаются прямоугольники Гол-Пурп-Жел-Сер на белом фоне.

Если различимы 7-9 прямоугольников в каждом столбце, то никаких корректировок в этом пункте не требуется, разве что подправить баланс белого.

Если же различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется убавить уровень белого. Можно попробовать убавить контрастность на мониторе - если контраст был завышен, это помогает. Если же различимость появляется только при очень сильном понижении контрастности, в результате чего картинка на мониторе становится тусклой, лучше использовать корректировку CLTest (кнопка «Вниз», колесико мыши).

Если при настройке в одном или двух каналах различаются все 10 прямоугольников, а остальных меньше 7 - то в таком случае необходима поканальная настройка монитора (пункт 5 урока, см. ниже).

Теперь надо проверить баланс белого - белый должен быть действительно белым (или серым, если яркость/контрастность занижены), без цветовых оттенков.

Если белый уходит в какой-то цвет (или сумму двух цветов), этот цвет (эти цвета) надо снизить. Лучше всего это сделать из меню монитора, подменю "Цвет". Но можно сделать и в CLTest. Для этого в меню "Color Channel” выберите соответствующий цвет и снижайте его, покуда белый не придет в норму.

4. НАСТРОЙКА ГАММА-КРИВЫХ

Переходим на 1й шаг (Step 1) нажатием кнопки "вправо", либо выбором меню Mode-> Step (1)

Step 1: кнопками на клавиатуре "Вверх-Вниз" (или колесо прокрутки) добиваемся серой картинки. Если изображение выглядит красно-зелено-синим (К-З-С) RGB - значение Out надо увеличить, если (Г-П-Ж) CMY - уменьшить.

Когда добились нейтрально серого, жмем на кнопку "Вправо" (либо CLTest "NextStep") и оказываемся на следующем шаге (Step 2). Step 2…14: повторяем все, как в шаге 1.

Проверяем результат на CLTest Mode ->Result (gradient). Если все получилось - сохраняем цветовой профиль CLTest ->Curve->Save. На этом все! Поканальную методику (следующий пункт 5) при этом пропускаем.

5. ПОКАНАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА МОНИТОРА

Если изначально градиент у монитора не чисто серый, то придется настраивать поканально: в меню Mode->Calibtate slow RGB

и оказываемся на шаге -1.1 (Red). Если различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется поднимать уровень 0 для данного канала (кнопка «Вверх», колесико мыши).

Аналогично -1.2 (Green), -1.3 (Blue). Аналогично настраиваем белый (Step 0.1…0.3) - должны различаться 9-7 прямоугольников. Плюс по завершению контролируем баланс белого.

Если все получилось - не забываем сохранить цветовой профиль CLTest ->Curve->Save, чтобы пользоваться им в дальнейшем (имя сами придумаете, "RivaCLTest" по умолчанию) + добавлена загрузка профиля по старту системы.

Если не получилось , то нужно установить в меню "CLTest->Curve->Set default". И повторить настройку.

Проверьте изменения, cохранив и загрузив результат преобразований гамма-кривой в реестр CLTest->Curve->Save and set startup и перезагрузив компьютер.

Вот и все, теперь ваш монитор откалиброван, поздравляю! Всего Вам фотографического!