Тарифы Услуги Сим-карты

Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий. Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память

Обзор по интегративным функциям мозга

Простые формы научения: привыкание (габитуация) и сенситизация.

Научение - это стойкое изменение поведения в результате приобретаемого опыта

Любой новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс. Это направление взгляда в сторону источника раздражителя, изменение мышечного тонуса, чсс и тд. Это врожденный рефлекс. Если раздражитель не значим для организма, то ориентировочная реакция на него исчезает. Это называется привыкание или габитуация.
Усиление реакции на непривычно сильный стимул - сенситизация. Нейронные механизмы процессов научения исследовал Эрик Кендел на морском брюхоногом молюске аплизии (мало нервных клеток-все изучены и картированы). Аплизия рефлекторно прячет жабу в мантийную полость В ответ на раздражение мантии или кожи. При повторении раздражения через небольшие промежутки времени этот защитный рефлекс угасает - это называется габитуация.
Механизм габитуации. Габитуация у аплизии обусловлена инактивацией тока ионов кальция В пресинаптические окончания сенсорных нейронов. Следствие - уменьшение выделения медиатора в синаптическую щель, уменьшение впсп и снижению вероятности возникновения пд на постсинаптической клетке. Значит, мышца не сокращается, действия не происходит. Если на фоне габитуации использовать сильный раздражитель, то привыкание сразу исчезнет - дегабитуация.
После болевого стимула у аплизии развивается реакция сенситизации. Она выражается повышенным реагированием Даже на безобидный тактильный стимул.
Механизмы сенситизации.
Реагирующий на булавочный укол сенсорный нейрон возбуждает интернейрон, который действует с помощью серотонина на пресинаптическое окончание другое сенсорного нейрона, передающего возбуждение от механорецепторов.
Серотонин вызывает повышение концентрации цАМФ через метаботропные сератониновые рецепторы. Следствие-активация цамф зависимых протеинкиназ, которые фосфорилируют кальциевые каналы пресинаптической терминали, увеличивая их "пропускную способность" для ионов кальция. В результате в терминаль входит больше кальция, в синаптическую щель выделяется больше глутамата, который действует на мотонейрон. Это приводит к увеличению впсп и формированию пд на мотонейроне, в результате мышца сокращается.
Болевой стимул или действие серотонина срабатывают не зависимо от совпадении во времени с действием раздражителя. Поэтому габитуация и сенситизация являются неассоциативными формами научения.



Условные рефлексы и их разновидности: классические (павловские) и оперантные (инструментальные), условия и механизмы их образования.

Рефлекс - реакция организма на раздражители, реализуемая нервной системой. Безусловный рефлекс генетически детерминирован, поэтому они одинаковы у всех представителей вида. Условные вырабатываются в течение жизни индивида в зависимости от окружающих условий. Генетически запрограммирована только возможность их формирования.

Павловский условный рефлекс.
Возникает при совпадении во времени условного раздражителя с действующим сразу после него био значимым раздражителем (безусловным). После многократных сочетаний усл с безусл раздражителем, организм начинает реагировать на условный раздражитель, также как и на безусловный раздражитель. В памяти ассоциируется совпадение во времени 2 стимулов, поэтому данная форма научения - ассоциативная.

Механизм образования условного рефлекса состоит в том, что при одновременном действии двух раздражителей (условного и безусловного) каждый из них возбуждает свой нервный центр, и между центрами формируется временная связь.

Условия для возникновения условного рефлекса:
Безусловный раздражитель должен быть актуален, условный раздражитель должен быть средним, комфортным, чтобы вызвать ориентировочную реакцию. Действие условного предшествует безусловного раздражителя. Посторонние раздражители должны быть исключены. Необходимо периодическое подкрепление (может произойти торможение).

Инструментальный условный рефлекс (оперантный).
Возникает в результате совпадения определенных действий с определенным результатом. Если эти действия привели к желаемому результату (добыча пищи) или же сопровождались приятными ощущениями, то они повторяются (Положительное подкрепление). Если действия сопровождались неприятными ощущениями, то они в дальнейшем избегаются (отрицательное подкрепление).
Образование устойчивой связи между действиями и достигнутым результатом (подкреплением) называется оперантным рефлексом.

Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий.

Память - это способность мозга сохранять полученную информацию для приобретения и использования поведенческого опыта. Научение - это стойкое изменение поведения в результате приобретаемого опыта.

Классификация Формы памяти и научения:
1. Имплицинтная (процедурная) память. Она не требует участия сознания. Возникает в результате повторения каких либо действий.
А) неассоциативное научение: габитуация и сенситизация.
Б) ассоциативные формы научения: классический условный рефлекс (павловский) и инструментальный (оперантный) условный рефлекс.
2. Эксплицитная (декларативная). Требует участия сознания.
А) эпизодическая память (географические сведения)
Б) семантическая память (общие знания об устройстве мира и общества)

Память и ее механизмы.

Структуры мозга, необходимые для образования памяти.
В механизмах долговременной памяти участвуют: гиппокамп, обонятельный мозг, миндалины мозга, базальный передний мозг. следы памяти Хранятся во вторичных проекционных зонах коры б полушарий и соответствуют специализации отделов коры. Вторичные зрительные области хранят зрительную память, слуховая кора - слуховую и тд. Гиппокамп необходим для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Сенсорная память. В течение нескольких миллисекунд сенсорные сигналы сохраняются в сенсорной памяти. Там происходит их кодирование для передачи в кратковременную память, либо стирание и замещение новой информацией. Механизмы сенсорной памяти связаны с рецепторными потенциалами органов чувств. Если информация не важна для организма, то она передается в кратковременную память. Кратковременная память хранит вербально закодированную информацию. Емкость этой памяти 7 единиц информации.

Механизмы кратковременной памяти. В основе кратковременной памяти лежит циркуляция потенциала действия по замкнутым цепям неоронов (ревербирация). Это неустойчивый процесс.

Долговременная память. Биологически важная информация поступает сюда. Ее объем не ограничен. Длительность ограничена жизнью мозга.

Механизмы долговременной памяти: синапсогенез и их миелинизация. Электрическая активность нейронов гиппокампа может долго сохраняться, даже после раздражения (долговременная потенциация - ДВП). Длительное поддержание ДВП приводит к усилению экспресии в ранних и поздних генах памяти. Это приводит к синтезу белков; в окончаниях пресинаптических нейронов. Возрастает количество активных зон для выделения медиатора, появляются дополнительные веточки аксонов. На дендритах постсинаптических нейронов вырастают дополнительные шипики, с которыми и соединяются новые веточки аксонов (формируются новые синапсы). Все вместе это синапсогенез.

Виды амнезий.

1.Ретроградная амнезия – утрата способности мозга к извлечению информации, поступившей в мозг до момента экстремального воздействия на него, потеря информации, накопленной до травмы головного мозга или сильного опьянения. Под гипнозом эту информацию можно извлечь.

2.Антеретроградная амнезия – неспособность к запоминанию новой информации. В клинике синдром Корсакова. Память на отдельные события сохраняется, а недавние быстро забываются(хронический алкоголизм, поражения гипокампа).

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой . Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

  • зрительная,
  • слуховая.

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память - это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Для ориентировки человека в окружающем мире требуется наличие связи между прошлыми и нынешними образами восприятия. Наш прошлый опыт постоянно используется в нашем поведении. Таким образом, мы нуждаемся в памяти, которую можно определить как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации. Память обеспечивает целостность личного опыта и целенаправленность нашего поведения. Потеря, разрушение памяти в результате болезни воспринимается человеком как серьезная психологическая травма.

Можно выделить различные виды памяти :

по характеру психической активности , которую сопровождает память, - двигательную, образную (зрительную, слуховую и т.п.), эмоциональную и словесно-логическую.

по наличию/отсутствию цели запоминания – произвольную и непроизвольную.

по времени хранения/этапу переработки информации – сенсорную, кратковременную (оперативную) и долговременную память.

Последняя классификация описывает компьютерную модель памяти (Бродбент, Аткинсон и Шифрин) . В самом общем виде эту модель можно представить следующим образом:

Согласно данной модели, переход информации из одного хранилища в другое может контролироваться самим человеком. Участок кратковременной памяти мы контролируем в наибольшей степени.

Хранилище сенсорной памяти служит для первичной записи информации, полученной от органов чувств. Информация находится в данном хранилище до нескольких секунд, затем она переводится в кратковременную память. Лучше всего изучены сенсорная зрительная и слуховая память. Можно сказать, что в этом хранилище содержится точный образ объекта, однако еще не включенный в фокус внимания. Наиболее важная в данный момент информация кодируется (автоматически или произвольно) и переходит в хранилище кратковременной памяти. Одной из причин забывания является отсутствие кодирования.

Кратковременная память служит в качестве промежуточного хранилища, позволяющего удерживать ограниченный (5-9 элементов) объем информации, перерабатывать ее и использовать для организации поведения.

Если во время нахождения в кратковременной памяти информация не повторяется, она постепенно исчезает из данного хранилища.

По некоторым данным, время хранения не переработанной информации в кратковременной памяти не превышает 20 секунд.

В кратковременной памяти информация перерабатывается на основе зрительных, слуховых и семантических кодов.

В долговременной памяти информация хранится в виде семантических сетей. Это действительно долговременная память – информация может храниться в ней неограниченное время (у здорового человека) и в неограниченном количестве. Однако это не означает, что человек в состоянии вспомнить все, что угодно, по своему желанию. Большинство людей, предъявляя жалобы на память, имеют в виду именно невозможность воспроизвести информацию. Однако они мало обращают внимание на то, как происходил процесс запоминания.Многое зависит от способа кодирования информации, от степени ее организации, от эмоционального состояния, от правильно поставленной цели припоминания и т.п.

Далее, можно выделить семантическую и эпизодическую память (разделение предложено Тульвингом). Целенаправленное запоминание информации с целью ее перевода в долговременную память связано прежде всего с работой семантической памяти. Эпизодическую память еще называют автобиографической. И эпизодическая, и семантическая память, согласно Тульвингу, относятся к системе долговременной памяти. Эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных во времени эпизодах и событиях, о связях между этими событиями (например, первая встреча с каким-то человеком). Она составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Семантическая память – это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи. Согласно Тульвингу, это умственный тезаурус, который организует знания человека. Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере поступления новой информации.

Собственно процесс воспроизведения подразумевает поиск информации в эпизодической памяти. Если спросить человека, как перевести какое-то слово на иностранный язык, который он изучал, сначала придется ввести эти вопросы на воспроизведение в качестве «событий» в эпизодическую память. Например, когда мы запоминаем ряд слов (методика «10 слов»), то семантическая память не играет здесь большой роли. Нам нужно сохранить информацию об этом задании в эпизодической памяти (особым образом закодировать ее эпизодическими маркерами). В исследованиях показано, что у больных с расстройствами памяти отсутствует эпизодическая маркировка сохраненной информации. Поэтому у них грубо нарушено произвольное ее воспроизведение (после паузы, превышающей временные резервы кратковременной памяти), однако возможны спонтанные реминисценции – хорошее отсроченное воспроизведение того, что первоначально невозможно было воспроизвести произвольно. Также показано, что у больных с нарушениями памяти сначала нарушается эпизодическая память, и лишь затем кратковременная и семантическая.

Данные исследований мозга позволяют хотя бы частично подтвердить теорию Тульвинга. Показано, что активация коры больших полушарий является основой для сохранения новой информации. Однако для оценки того, когда и где новая информация накапливается в коре, требуется активизация особой подкорковой структуры – гиппокампа.

Индивидуальные особенности памяти, так же, как и индивидуальные пути ее развития, связаны с выявлением преобладающего типа памяти (образная или логическая, зрительная или слуховая и т.п.) и с правильной организацией информации на его основе. Тренировки памяти – постоянное к ней обращение, также могут оказать существенное влияние на легкость воспроизведения.

Физиология памяти

Сенсорная память

Осуществляется на уровне рецепторов и сохраняется в течение очень короткого времени, не более 1/4 секунды. Если за это время ретикулярная формация не подготовит высшие отделы мозга к восприятию информации, то следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сообщениями. Для исследования зрительной сенсорной памяти Сперлинг (Sрerling G.) предложил демонстрировать в течение приблизительно 1/20 секунды карточки с двенадцатью символами. Большинство испытуемых после демонстрации называли максимум четыре элемента из всей таблицы. Тогда им объясняли, что после предъявления карты последует звуковой сигнал, причем для каждой строки этот сигнал отличается (например, соответственно строкам один, два или три гудка). В этом случае при подаче соответствующего, предположим, второй строке сигнала испытуемые вспоминали все четыре символа из этой строки, хотя сигнал давался сразу после прекращения демонстрации, а не до нее, а испытуемые никогда не знали заранее, какую строку им придется воспроизвести. Стало быть в течение очень короткого времени, менее секунды, предъявляемая информация доступна для обработки, причем этот след сохраняется на уровне рецепторов и низших нервных центров. За это время происходит анализ и оценка поступившей информации, а также принимается решение: забыть ее или отправить на дальнейшую обработку.

Анатомия и физиология центральной нервной системы

Высшая нервная деятельность

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, храпение и воспроизведение индивидуального опыта. И.М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного...

Память - несомненно, один из важнейших атрибутов человеческой сущности, делающих человека человеком. Развитый, утонченный и вместе с тем изощренный аппарат памяти, пожалуй, это основное...

Концепции развития современных технологий и энергетики

Весьма важным является быстродействие памяти, обусловленное инерционностью процессов записи, поиска, считывания и в случае реверсивного носителя - стирания. Запись и считывание описываются скоростью обмена информацией...

Сенсорная система - часть нервной системы, ответственная за восприятие определённых сигналов (так называемых сенсорных стимулов) из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов...

Особенности зрительной и слуховой сенсорных систем

Функция слуховой системы состоит в формировании слуховых ощущений человека в ответ на действие звуковых волн, представляющих собой распространяющиеся колебания молекул воздуха (упругой среды)...

Память как специфическое свойство деятельности ЦНС

Память одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма...

Похоже ли сердце на часы

Много написано насчет так называемых «биологических часов». Действительно, в организме много циклических процессов, которые могут служить для более или менее точного измерения времени. Однако, насколько нам известно...

Самоорганизация в природе и в обществе

Человеку в процессе своей жизнедеятельности в силу тех или иных причин приходится воспроизводить в принципе необратимый процесс, изучать его характеристики, сохранять о нем информацию и т.д. Он использует для этого свою память...

Усовершенствование метода окраски вкусовых луковиц ионофорезом

Качества и концентрации веществ, поступающих в ротовую полость, осуществляется с помощью вкусовой сенсорной системы. Следовательно, вкусовая сенсорная система является одним из каналов связи организма с внешней средой...

Физиология памяти

Если переданная от рецепторов информация привлекла внимание перерабатывающих структур мозга, то в течение приблизительно 20-30 секунд мозг будет обрабатывать и интерпретировать ее, решая вопрос о том...

Физиология памяти

Она похожа на архив, в котором выбранные из кратковременной памяти элементы подразделяются на множество рубрик и сохраняются более или менее длительное время. Емкость и длительность хранения в долговременной памяти в принципе не ограничены...

Физиология памяти

Это понятия другой классификации памяти, основанной на различиях в способе усвоения и запоминания. Процедурная память - это попросту знание того, как надо действовать в знакомых, известных ситуациях...