Тарифы Услуги Сим-карты

Памятка для воспитателей по пользованию компьютером принтером. Техника безопасности и правила работы с компьютером. Требования к организации рабочего места при работе за компьютером

Инструкция

по технике безопасности детей и подростков

на занятиях при работе с компьютером

1. Общие правила безопасно­сти

1.1. К работе за компьютером и копировально-множительную техникой допускаются воспитанники, которые знакомы с техникой безопасности.

1.2. В кабинет информатики входить только в сменной обуви, чистой, сухой одежде.

Спокойно заходить в кабинет и занять свое ме­сто за партой (столом).

1.3. Начинать и заканчивать работу за компьютером

1.4. Соблюдайте чистоту и порядок.

1.5. На перемене находиться в кабинете запрещено, необходимо спокойно выйти из кабинета на перемену. Дежурные по классу обязаны:


    (с антистатиком);

    выносить мусор из кабинета.

1.6. Бережно относиться к иму­ществу и технике.

1.7. В кабинете информатики запрещается:

    трогать соединительные провода, электриче­ские розетки;

    самим устранять любые неисправности в рабо­те аппаратуры;

    класть вещи на аппаратуру;

2.Требования безопасности перед началом занятий

    Все дети и подростки, по­сещающие занятия объ­единения обязаны прослушать ин­структаж педагога по технике безопасности.

    Проверить мес­то для занятий, компьютер, аппаратуру. Постоянно держать их в исправном состоянии.

    Проверить достаточность освещения.

    Перед включением компьютера, техники, аппара­туры проверить визуально исправность шну­ров, электророзеток. Обо всех неисправностях сообщать педагогу.

3. Техника безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осто­рожны, точно выполняйте указания педагога.

3.2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора - 60-70 см.

3.3 За компьютеромсидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

3.4.Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких уда­ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.

3.5. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соедини­тельных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят по­сетители.

3.6. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправно­сти в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в ра­боте техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

4. Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1.При появлении дыма, запаха гари или при пожаре:

  • немедленно прекратите работу;

    нажмите любую аварийную клавишу, находя­щуюся на стене возле каждого компьютера;

    сообщите преподавателю;

    соблюдайте спокойствие;

    согласно плану эвакуации покиньте помещение;

4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педаго­гу, который должен отключить элек­трооборудование из сети (розетки), оценить ситуацию и в случае необходимости организовать эвакуацию из помещения.

4.3. Если произошел несчаст­ный случай или при недомогании следует прекратить занятие, сообщить педагогу о слу­чившемся, который должен решить вопрос о дальнейших действиях, со­хранить обстановку места происшествия (если это не угрожает здоровью и окру­жающим).

4.4. При затоплении помещения, при возникновении пожара сооб­щить педагогу, который должен от­ключить подачу электроэнергии на щитке, провести эвакуацию.

Правила поведения учащихся в компьютерном классе

    В кабинет информатики входите только в сменной
    обуви, чистой, сухой одежде.

    Спокойно заходите в кабинет и занимайте свое ме­
    сто за партой.

    К работе за компьютером допускаются учащиеся,
    которые знакомы с техникой безопасности.


    только по указанию преподавателя.

    Вы отвечаете за состояние рабочего места и со­
    хранность размещенного на нем оборудования.

    Соблюдайте чистоту и порядок.

    Спокойно выходите из кабинета на перемену.

    На перемене находиться в классе запрещено.

    Дежурные по классу обязаны:

    после каждого урока проветривать кабинет;

    ежедневно делать влажную уборку кабинета
    (с антистатиком);

    выносить мусор из кабинета.

Инструкция по технике безопасности в компьютерном классе

    Начинайте и заканчивайте работу за компьютером
    только по указанию преподавателя.

    Будьте внимательны, дисциплинированны, осто­
    рожны, точно выполняйте указания учителя.

    Соблюдайте расстояние до экрана монитора -
    60-70 см.

    В кабинете информатики запрещается:

    трогать соединительные провода, электриче­
    ские розетки;

    прикасаться к тыльной стороне всех устройств;

    включать и выключать электрический щит;

    самим устранять любые неисправности в рабо­
    те аппаратуры;

    класть вещи на аппаратуру;

    работать вдвоем за одним компьютером.

5) При появлении дыма, запаха гари:

    немедленно прекратите работу;

    нажмите любую аварийную клавишу, находя­
    щуюся на стене возле каждого компьютера;

    сообщите преподавателю.

6) При пожаре:

    соблюдайте спокойствие;

    отключите электрический щит;

    покиньте помещение;

    позвоните по телефону 01.

С правилами поведения и инструкцией по технике безо­пасности в компьютерном классе ознакомлен(а)

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения элект­рическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:

    Входите в компьютерный класс спокойно, не торо­
    пясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и
    только с разрешения преподавателя.

    Не включайте и не выключайте компьютеры без раз­
    решения преподавателя.

    Не трогайте питающие провода и разъемы соедини­
    тельных кабелей.

    Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.

    Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.

    Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят по­
    сетители.

    Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправно­
    сти в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в ра­
    боте компьютера немедленно прекратите работу и
    сообщите об этом преподавателю.

    Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
    легко нажимайте на клавиши, не допуская резких уда­
    ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожно­ сти, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо со­блюдать ряд простых рекомендаций:

Неправильная посадка за компью­тером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому са­дитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

Если стул с регулируемой высо­той, то ее следует отрегулиро­вать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Пред­плечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

При напряженной длительной работе глаза переутом­ляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

Какие правила работы за компьютером для детей вы знаете? В этой статье мы подробно рассмотрим режим работы ребёнка за компьютером. Поговорим о правилах, которые необходимо соблюдать при работе за компьютером. Поговорим об организации рабочего места малыша, и о том, как заблокировать от ребёнка при необходимости.

Основные правила работы за компьютером для детей

Избежать ссор по этому поводу можно двумя способами:

  1. Дети часто не хотят прерывать интересную игру и отказываются добровольно выключать , что приводит к ссорам с родителями или воспитателями. Родителям необходимо озаботится этим вопросом заранее. Им нужно либо всегда чётко придерживаться графика работы за компьютером как самим, так и не давать послаблений в этом вопросе детям. Либо, если это кажется слишком сложным морально, установить специальные программы, блокирующие от детей через определённое время.
  2. Второй способ проще и не требует от родителей железной воли, но такое программное обеспечение обычно стоит дорого. К тому же дети обычно куда лучше владеют компьютером, чем родители, и иногда с лёгкостью обходят блокировку.

Как и во многих других областях, наилучший эффект даст некая комбинация двух приведённых выше способов. На личном примере покажите детям, что правила нерушимы для всех, включая вас. Заведите традицию проводить выходные всей семьёй за различным досугом, чаще организуйте отдых на природе.

Если ребёнок увлечён реальным миром, занимается спортом и творчеством, у него просто не будет хватать времени на то, чтобы злоупотреблять компьютером. Задача родителей – найти то, что ребёнку будет по душе, и поддерживать его на выбранном пути.

Что еще на данную тему есть на сайте?

Развлекательное видео “16 фокусов и трюков, чтобы удивить друзей” смотрите ниже.

Сегодня компьютер прочно вошел в нашу жизнь. А для современных детей он и вовсе стал чем-то привычным, обыденным, тем, что было и будет всегда. Поэтому полностью оградить дошкольника от компьютера не получится. Да это и не нужно!

Компьютер – это полезная для ребенка вещь. Нужно только правильно им пользоваться. Об этих правилах и о том, как минимизировать вредное воздействие компьютера, мы и поговорим в этой статье.

Многие взрослые на своем опыте знают, как устают глаза после многочасового сидения за компьютером. Действительно, компьютер – это огромная нагрузка на зрение, а для ребенка она особенно чувствительна. Что можно сделать в этой ситуации?

следите за временем, которое ребенок проводит за монитором. Для детей 3-4 лет

это время не должно превышать 25 минут в сутки. В 5-6 лет продолжительность компьютерных сеансов можно увеличить до 35 минут в сутки, а 7-8 летний ребенок может без вреда для здоровья проводить за компьютером не более 45 минут;

каждые 10-15 минут делайте перерыв, гимнастику для глаз;

подберите правильное освещение. Нельзя сидеть за компьютером в полной

темноте, но в то же время избегайте прямого освещения монитора, бликов (от настольной лампы или из окна);

подберите ребенку специальные очки для работы за компьютером;

расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 сантиметров.

Увлекшись игрой, ребенок может и не заметить, что сидит в неудобной, стесненной позе, что мышцы уже затекли или болит спина. Статичная поза затрудняет дыхание. В будущем все это может «аукнуться» сутулостью, проблемами с позвоночником и даже болезнями внутренних органов (в стесненной позе нарушается нормальная циркуляция крови).

Какие же меры принять?

обязательно регулируйте высоту компьютерного кресла под рост ребенка;

кисти рук ребенка должны находиться на уровне локтей, локти – лежать на столе;

во время перерывов делайте несложные физические упражнения на

расслабление мышц шеи, спины, кистей рук;

ребенок должен много двигаться в течение дня (занятия спортом, прогулки, подвижные игры).

Почему ребенка так привлекает компьютер? В первую очередь - различными играми. С одной стороны, игры тренируют быстроту реакции, мелкую моторику, логическое мышление и внимание. И эти же игры могут стать причиной перевозбуждения нервной системы. Он уходит в игру и перестает замечать то, что происходит вокруг, не может контролировать свои эмоции . Поэтому тщательно подбирайте игры для Вашего ребенка.

Скажите твердое «нет» различным «стрелялкам», играм на высокой скорости и с поиском мелких предметов. Отдайте предпочтение развивающим играм (чтение, счет, развитие интеллекта, познание окружающего мира).

Если ребенок уже пользуется Интернетом, следите за тем, какие сайты он посещает. Поставьте фильтры и блокировки на ту информацию, которая нежелательна и вредна для детской психики.

Конечно, компьютер не является источником радиации , но он создает высокочастотные электромагнитные поля. В современных моделях такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора, а впереди незначительно. Поэтому нельзя наклоняться над монитором, ставить его лучше задней стенкой к стене. Нейтрализовать излучение компьютера можно, например, с помощью системного адаптера «Светлица-Лад».

Также компьютер создает электростатическое поле высокой напряженности. Оно действует на расстоянии полуметра от экрана, разгоняет осевшие на экран пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияет на кожу и глаза сидящего перед монитором. Вы замечали, что нигде пыль не скапливается так быстро, как перед компьютером?

Здесь Вам на помощь придут различные кондиционеры, ионизаторы, а также влажная уборка и проветривание комнаты. Полезно умывание холодной водой сразу после занятия на компьютере.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.