Тарифы Услуги Сим-карты

По потреблению электроэнергии. Правительство отложило введение соцнормы на электричество. Тарифы для квартир и домов с газовыми плитами

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

По действующим ФЗ, Постановлению №442 и ряду других законодательных документов бездоговорное потребление электроэнергии представляет собой серьезное нарушение. При этом уголовное или административное наказание не предусмотрено. С нарушителя взимается плата за пользование услугой по маловыгодным тарифам за максимальный объем потребленной электроэнергии. Ниже рассмотрим сущность бездоговорного получения электричества, тонкости расчета объема и размера выплат, ответственность и другие моменты.

Теоретическая база

Бездоговорное потребление энергии представляет собой самостоятельное подключение электроприемников к электрической сети или получение услуги сетевой организации без оформленного договора. Исключением считаются случаи пользования электроэнергией при отсутствии соглашения в течение 60 суток с момента, установленного для принятия клиента к обслуживанию.

При выявлении нарушения оформляется акт с указанием неучтенного объема электричества. Факт такого деяния часто выявляется при проверке счетчиков во время периодического осмотра или непосредственно перед заменой.

Существует и другое определение бездоговорного потребления. Это взаимодействие клиента и энергоснабжающей структуры, при котором последняя получает финансовые потери. При этом баланс электричества остается неизменным.

В целом, бездоговорное потребление электричества - это:

  • самостоятельное подключение электроприемников к электрическим сетям
  • получение электроэнергии без оформления соглашения
  • использование услуги во время ее приостановки по договору из-за ограничений в поставке

Потребление электричества не считается бездоговорным, если между энергоснабжающей организацией и клиентом отсутствует соглашение в течение 60 дней, установленных для приема клиентов. Это касается ситуаций, когда электроснабжающая структура теряет статус поставщика в определенном регионе, и эту функцию получает другая компания. В таком случае потребителю дается 60 дней для оформления нового соглашения с другой фирмой.

Если установленный двухмесячный термин прошел, а клиент продолжает использовать электроэнергию, «диагностируется» факт бездоговорного потребления с соответствующими последствиями для нарушителей (в экономической и правовой сфере). Действие потребителя может квалифицироваться по статье 158-й УК РФ, но такие ситуации происходят редко. Человек получает электричество без намерения оплаты, а это уже воровство. Вот почему при самостоятельном подключении без оформления договора нарушитель должен помнить о последствиях.

Потребление при отсутствии соглашения с поставляющей структурой

Распространенная ситуация, когда субъект получает электроэнергию без оформления договора. В категорию гарантированных поставщиков входят члены рынка электроэнергии, предоставляющие услуги в опт и розницу, обязанные оформить соглашение с любым из потребителей в регионе. Иными словами, поставщик гарантирует заключение договора и поставку электричества клиенту. Для таких субъектов оформление соглашения является прямым обязательством. Но это в теории. На практике гарантирующая компания-поставщик ничего не должна.

Соглашение с электроснабжающей организацией оформляется с учетом ГК РФ (ст. 426). По закону поставщик может отказать клиенту на базе п. 32 с учетом Положения №442. К категории исключений можно отнести:

  • невозможность поставить электричество из-за отсутствия технической возможности
  • электроприемники находятся вне сферы работы предприятия-поставщика

В соглашении должны быть условия, оговоренные в Положении под номером 442 (п. 40). Главное внимание уделяется времени и дню, когда энергоснабжающая компания принимается за выполнение обязательств.

Оформление договора возможно двумя путями:

  1. Отправление заявки на подписание соглашения с указанием необходимых сведений - даты и условий сотрудничества (учитываются нормы Положения №442).
  2. Поиск и печать соглашения с официального ресурса поставщика, подпись и отправка поставщику услуг.

Вторая сторона вправе не согласиться с днем, указанным в качестве начала сотрудничества. В результате появляется конфликт интересов - получателя услуги и поставщика. Требования последнего объясняются условиями ГК РФ (статьи 433). На практике поставщики электричества указывают в качестве точки отсчета дату, когда субъект отправил договор для подписания. Нередко этот день не совпадает с тем, что указываются получателем услуги при заключении соглашения.

Если субъект потребляет электричество при отсутствии соглашения или до начала его действия (указывается в «теле» документа), речь идет о бездоговорном получении услуги. Вот почему перед оформлением сделки нужно определить гарантирующего поставщика, а после этого подавать запрос на оформление договора. Иными словами, все бюрократические нюансы лучше решить до заключения сделки.

Расчет объема бездоговорного потребления

В случае использования электрической энергии без договора поставщик рассчитывает объем переданного электричества с учетом допустимого тока за срок до года. При определении периода учитываются следующие моменты:

  1. При самостоятельном подключении (без разрешения) отсчет ведется со дня прошлой проверки состояния объекта. Иными словами, поставщик отталкивается от той даты, когда он был уверен в отсутствии потребления или законной поставке электричества.
  2. В случае полного ограничения отчет ведется со дня ввода наказания или с момента оформления прошлого документа о неучтенном получении электричества. Если энергоснабжающая организация не проверяла введенный лимит, точка отсчета - день ввода санкции.

В каждом из случаев объем бездоговорного потребления вычисляется персонально с учетом времени незаконного использования электричества и допустимой нагрузки. При этом итоговые значения всегда выше реальных.

Определение цены незаконно потребленного электричества

Стоимость электроэнергии рассчитывается компанией-поставщиком с учетом потерь, полученных фирмой и текущей тарификации для определенного уровня напряжения. На практике бездоговорное потребление заставляет нарушителя раскошелиться, ведь платить приходится за значительно больший объем электроэнергии.

Тарифы, которые применяются при вычислении, соответствуют текущей стоимости электроэнергии. Учитывается только тип потребителя - физлицо или сетевая организация. Компания-поставщик формирует счет, где указывается цена и объем потребленного электричества. В этом же документе рассчитывается цена 1 кВт*ч.

Нарушитель получает акт о неучтенной электроэнергии и счет. При выборе способа учитывается возможность подтверждения передачи документа. Срок выдачи счета не позже 72 часов с дня оформления акта или в течение 48 часов с момента вычисления стоимости 1 кВт*ч, полученных без оформления договора.

Расчет стоимости происходит по тарифу, действующему в регионе. При вычислении перемножаются следующие параметры:

  • мощность, потребленная в бездоговорной период
  • допустимый ток проводника
  • коэффициент мощности
  • номинальное напряжение
  • время бездоговорного получения электроэнергии
  • цифра «3» (для трехфазной сети)

Субъект, допустивший бездоговорное потребление, обязан внести оплату в срок до 10 суток. Отсчет периода начинается с момента получения документа. Игнорирование счета дает право поставляющей организации стянуть стоимость электричества на базе неосновательного обогащения.

Что делает поставщик

Бездоговорное потребление - распространенное нарушение, поэтому действия поставщика регламентированы с учетом требований законодательства. Сетевая организация придерживается следующей инструкции:

  1. Ограничение потребления электричества субъектом, допустившим нарушение.
  2. Составление акта с указанием неучтенной электроэнергии.
  3. Формирование счета, используемого нарушителем для оплаты рассчитанного объема по конкретной цене.

При оформлении акта обязательно прописывается:

  • дата и время ввода ограничения
  • параметры электроприемника, в отношении которого вводится лимит
  • способ бездоговорного потребления
  • пояснения виновной стороны
  • замечания (при наличии)
  • состояние счетчиков в момент последнего контроля
  • ограничения по мощности (если имели место).

При составлении документа могут указываться все прописанные пункты или только некоторые из них.

Ответственность и обязанности

Для исполнения требований поставляющей организации получатель должен понимать условия взаимодействия - стоимость, варианты оплаты, сроки информирования о задолженности и т. д. В течение 3-х рабочих дней со дня составления акта человеку выдается счет, который необходимо оплатить в срок до 10 рабочих суток. Размер суммы к выплате зависит от числа фаз и периода бездоговорного получения электроэнергии.

При отказе от выплаты денег компания может стянуть долг в порядке неосновательного обогащения. За нарушителем сохраняется право обжалования суммы штрафа, если поставщик не проинформировал о штрафе в указанный выше период. Обжалование также возможно, если для вычисления брались данные кабельной продукции ввода и неправильные сроки.

Что касается привлечения к ответственности по КоАП или УК РФ за бездоговорное подключение, в судебной практике таких случаев нет.

Способы защиты от бездоговорного потребления

Задача потребителя - исключить случаи бездоговорного потребления. Для этого используется ряд методов:

  1. Оформление соглашения с прошлым владельцем о покрытии расходов на электричество до момента заключения договора с новым хозяином.
  2. Подписание документа с указанием замены стороны по договору (в случае продажи недвижимости). Этот вариант наиболее безболезненный, но поставляющая организация часто отказывается от подобных решений.
  3. При покупке объекта, где не завершено подключение электроприемников, необходимо направить заявку в сетевую организацию и прописать в ней намерение оформить договор. В таком случае минимизируется риск бездоговорного подключения.
  4. Не нужно ждать согласования условий договора с поставщиком. Важно сразу осуществлять оплату за полученное электричество и передавать данные со счетчиков поставщику. Такие действия подтверждают намерение потребителя оформить соглашение и выполнять его условия. Риск бездоговорного потребления минимизируется.

Соблюдение указанных правил позволяет получателю избежать обвинений со стороны сетевой компании и сохранить деньги.

Крымские нормы энергопотребления применят ко всей России

Правительство готово ввести жесткую норму энергопотребления населением, сверх которой придется платить за электричество по повышенному тарифу. Речь идет о 300 кВт/ч в месяц на «точку потребления», то есть семью в одной квартире. В кабмине уверяют: большинство домохозяйств уложится в норму. Но неприятный сюрприз ждет сельских жителей и владельцев дачных участков, дома которых не газифицированы. Сейчас они платят за свет по льготной ставке, так как потребляют больше электроэнергии. Такие поблажки им отменят. Правительство уже пыталось ввести социальные нормы энергопотребления в 2013 году, утверждая, что существующие тарифы «экономически не обоснованы». Тогда это не удалось. Сейчас попытка может оказаться успешной. Между тем в России - богатейшей стране по запасам энергоресурсов - электричество остается одной из самых дорогих коммунальных услуг, которая станет еще дороже.

Схему ограничения потребления электроэнергии одобрил «профильный» вице-премьер Дмитрий Козак на совещании Минэнерго и Минэкономики. Ведомства вместе с Федеральной антимонопольной службой должны разработать документы с новой нормой к 15 января 2019 года. Это символично: правило об ограничении энергопотребления собираются принять в канун крещенских морозов, когда электроприборы работают на полную катушку.

Пять лет назад власти пытались ограничить энергопотребление и даже запустили эксперимент в ряде регионов. Тогда, также зимой, были введены нормы в 50–190 кВт/ч, но не на квартиру, а на человека, исходя из числа прописанных на жилплощади. Однако этот проект раскритиковал президент Владимир Путин, предупредивший о слишком большом росте тарифов. Глава государства справедливо заметил, что в некоторых холодных областях плата за электричество вырастет вдвое. «С ума сошли, что ли», - заявил Путин в феврале 2013 года.

В 2018 году теплее не стало, люди не разбогатели, но правительство вернулось к своей идее, пусть и в более мягком варианте. Известно, что предполагается ввести три категории энергопотребления: уложившиеся в 300 кВт/час будут платить по базовому тарифу; те, кто израсходовал до 500 кВт/час, оплатят по повышенному «счетчику»; в отношении тех, кто расходует электричество сверх этой планки, примерится «экономически обоснованный» тариф.

По расчетам ФАС, в среднем на одного человека в России приходится 89 кВт/ч электроэнергии в месяц при семье в 2,5 человека. Следовательно, на «точку потребления» выходит около 225 кВт/ч - меньше планируемой соцнормы. Только на самом деле в квартире может проживать пять, шесть и более человек. Размеры базового, повышенного и «экономически обоснованного» тарифов не уточняются, но в варианте нормы пятилетней давности разница между первым и вторым была 70 копеек за кВт/ч.

В России есть один регион, где действует схема тарификации по нормам потребления, - Крым. Опыт введения соцнормы на полуострове власти считают успешным, о чем заявил замглавы ФАС Виталий Королев. Теперь с регионом, «славившимся» дефицитом электричества и перебоями с поставками, хотят сравнять всю страну. Такой подход, по мнению зампредседателя комиссии Общественной палаты по ЖКХ Светланы Разворотневой, неприменим для России в целом. «Непонятно, зачем тем, у кого электроэнергии в избытке, применять норму «проблемного» Крыма», - недоумевает собеседница «МК».

Она сомневается, что введение соцнорм на энергопотребление приведет к энергосбережению и позволит сократить перекрестное субсидирование. «Энергетики всегда сетовали, что тарифы, которые устанавливает государство, экономически не обоснованы и не дают им развиваться. Их не устраивало перекрестное субсидирование, когда дешевые тарифы для населения компенсируются высокими тарифами для промышленности. При этом потребляют энергию люди и предприятия в соотношении 20% на 80%, поэтому непонятно, как население после введения соцнорм выровняет потери промышленности. Повышать эффективность электроэнергетики можно и другими способами, а не попыткой обложить дополнительными платежами население», - полагает Разворотнева.

Наверняка, многие из уважаемых читателей нашего блога знакомы с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016г. по делу № 305-ЭС16-41338 (далее - Определение), в котором рассматривался спор между сетевой организацией ОАО «РСП» и ООО «Управляющая компания «Шишкин лес» о взыскании задолженности по Акту о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии.

Для тех, кто не знаком с указанным судебным разбирательством – мы решили опубликовать данную статью.

Вместо введения…

Нормы, предусматривающие понятие бездоговорного потребления электроэнергии, а также порядок и последствия установления данного факта, содержатся в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ПП № 442).

В пункте 2 Основных положений ПП № 442 приводится нормативное определение бездоговорного потребления как самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребления электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора , обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам которой присоединены объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет акт о неучтенном потреблении электроэнергии (далее – Акт). Данный Акт, в дальнейшем, и будет являться основанием для расчета и взыскания с потребителя платы за бездоговорное потребление.

Самым неприятным моментом для потребителя в такой ситуации является применение к нему санкций, выражающихся в определении объема бездоговорного потребления электроэнергии с применением расчетного способа исходя из Приложения № 3 к ПП № 442, что приводит к необходимости оплаты астрономических объемов, которые не представляется возможным потребить физически в нормальной жизни.

Благодаря решительности одной управляющей организации идти до конца, не смотря на отрицательные для нее решения судов апелляционной и кассационной инстанций, удалось отбить значительную сумму, которая могла бы стать значительной дырой в бюджете организации.

Итак, установив и заактировав факт неучтенного (бездоговорного) потребления электроэнергии от сетей сетевая организация ОАО «РСП» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности с управляющей организации.

Ответчик с иском не согласился, указав на то, что у ответчика отсутствовали намерения производить бездоговорное потребление и представил доказательства к заключению договора с РСО ОАО «Мосэнергосбыт».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 39, 84, 167 и 196 Основных положений № 442, и признав, что период, за который взыскивается задолженность, не может считаться бездоговорным ввиду наличия заключенного между компанией и обществом договора № 83958890, обеспечивающего подачу электроэнергии на МКД, находящийся в управлении компании, а предприятие не является собственником электрической энергии, потребленной компанией, пришел к выводу о выборе истцом неправильного способа защиты.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договорные отношения между компанией и обществом были оформлены только 03.03.2014 и заявленный предприятием период (с 01.10.2013 по 20.02.2014) отвечает признакам бездоговорного потребления, зафиксированного в акте от 14.03.2014 № 252. При этом суд согласился с позицией предприятия, определившего начало бездоговорного потребления с момента передачи МКД в управление компании (01.10.2013), а не с момента подписания между сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (14.11.2013), как настаивала компания. Указанные выводы поддержаны судом округа.

С позицией апелляционного и окружного судов Верховный Суд РФ не согласился, указав следующее:

«…судами не учтено, что электрическая энергия, оплаты которой предприятие требует в качестве бездоговорно потребленной, поставлялась обществом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса компании (как управляющей организации) в находящийся в ее управлении МКД в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг .

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК). Следовательно, положения пункта 84 Основных положений № 442 подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК...

Приведенные законоположения (п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций , минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как ко внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды».

Верховным судом Российской Федерации высказана правовая позиция, согласно которой - поскольку актами гражданского и жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений № 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) , не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и сетевой организацией как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из изложенного следует, что ввиду невозможности бездоговорного потребления исполнителем коммунальных услуг коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД в целях оказания коммунальных услуг гражданам, сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса. Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) принадлежит ресурсоснабжающей организации.

Впоследствии, собственник сетей пытался оспорить рассматриваемое Определение ВС РФ в порядке надзора, но определением ВС РФ от 29.12.2016г. № 580-ПЭК16 в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ ему было отказано.

Несмотря на полное фиаско, сетевая организация предъявила к управляющей организации иски о возмещении убытков, понесенных в результате оплаты Истцом в рамках заключенного договора с ПАО «Мосэнергосбыт» фактических потерь электроэнергии, возникших в результате потребления электроэнергии управляющей организацией (г/д № А40-205208/16-14-1804, № А40-146984/2016). Но в удовлетворении требований Истцу также было отказано.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе .