Тарифы Услуги Сим-карты

Генетический диск – артефакт из Колумбии. «Генетический» диск — очень загадочный артефакт

Одна из самых интересных загадок науки и истории – Фестский диск. Он был обнаружен при раскопках в городе Фест 3 июля 1908 года (остров Крит). И до сих пор это наследие культуры до конца не изучено и таит в себе много вопросов и предположений.

Что представляет собой Фестский диск?

Внешне этот необычный памятник истории представляет собой глиняный диск, по обеим сторонам которого видна надпись на непонятном языке, точнее, она состоит из странных знаков. Их значение разгадывали многие ученые и просто люди, увлеченные историей древнего мира. Одни утверждали, что эти надписи представляют собой своеобразный «путеводитель» по Криту, другие говорили, что надписи являются исторической хроникой. Многие ученые проводили аналогию между знаками, изображенными на Фестском диске, с разными системами письма. Другие исследователи разгадывали тайный смысл знаков по их внешнему облику, или по количеству повторений тех или иных знаков. Но никто так и не разгадал до конца тайну Фестского диска.

Одна из самых интересных загадок науки и истории

Тайна Фестского диска

Одна из последних расшифровок Фестского диска принадлежит немецкому филологу Д.Оленроту. Он выдвинул версию, что надпись на диске сделана шифром, скрывающим в себе буквы древнегреческого алфавита. Таким образом, Оленрот увидел магическую формулу, зашифрованную на одной из сторон диска. Эта формула обряда, посвященного богине Деметре. На другой же стороне диска Оленрот увидел сведения о храме Зевса. Этот храм, находящийся в городе Тиринфе, — важном центре микенской цивилизации, расцвет которой пришелся на второе тысячелетие до новой эры. Расположен Тиринф был на юге Балканского полуострова.


Сторона А

Но эта расшифровка Оленрота всё же не является признанной. Почти все ученые склоняются к тому, что надпись на диске слоговая, а не алфавитная. То есть каждый знак в ней равен даже не одному звуку речи, а целому слогу. Оленрот же соединяет две разные системы письма в своем толковании Фестского диска. Он считает, что некоторые знаки, изображенные на нем, являются не единичными звуками, а сочетаниями гласных. Но сочетания гласных, или как они по-научному называются, дифтонги, в греческом языке писались раздельно, что опять же ставит под сомнение достоверность расшифровки Оленрота.


Сторона Б

Одно из доказательств – островное происхождение глины, использующейся для лепки диска. К тому же прообразами всех знаков стали реалии Крита. Большую ценность представляет собой медная секира, найденная археологами в одной из критских пещер. Она относится к тому же времени, что и диск. И на ней видны надписи, в которой встречаются и знаки письма Фестского диска. А также линейного письма. Это подтверждает то, что две эти письменности существовали на Крите одновременно. И были взаимозаменяемы. Таким образом, можно сделать вывод, что язык диска является не греческим, а минойским.

В расшифровке Оленрота надпись на диске читается от центра краю, но многие исследователи, изучающие технику нанесения знаков, утверждают, что знаки должны читаться от края к центру.

Как расшифрован Фестский диск Гриневичем?

Гриневич Г.С. по образованию лингвист, языковед-исследователь. Им создана сводная таблица знаков праславянской письменности.
Гриневич утверждает, что письмо на диске слоговое с открытыми слогами. Он сравнил их со знаками славянских резов и увидел сходство. К тому же в словаре Стефана Византийского говорится о том, что этруски являются словенским племенем. Гриневич говорит о том, что в этрусском словаре он увидел 67 букв, а не 28, как принято официальной наукой. Славянскую речь он переводит с помощью праславянского языка, составленного Трубачевым. Или же с помощью древнерусского словаря. Также можно использовать словарь Востокова, где есть слова для перевода Фестского диска.


Независимо от того, к какому народу всё же принадлежит Фестский диск, он напоминает о том, что человеческий род един и весь мир сотворен Богом

По словам Гриневича письмо Фестского диска возвышенное. В нем линейные знаки облекаются в форму рисунка. Такая традиция сохранялась долгое время. Например, на Руси, когда появилось книжное дело, хоть и писали кириллицей, но заглавные буквы изображали в виде рисунков. Например, в виде мифических чудищ. Из рисунков на Фестском диске также можно увидеть линейные знаки, положенные в основу рисунков.

Он говорит о том, что для русского народа надписи на диске имеют особое значение, ведь они доказывают, что славянская цивилизация является одной из древнейших цивилизаций земли. Но открытие Гриневича встретило серьезную критику на Западе да и в родной стране его расшифровка не принята как верная.

Утверждение Гриневича

Гриневич утверждает, что текст Фестского диска он смог прочитать за одну ночь. Произошло это 23 ареля 1983 года. В это время у Гриневича по счастливому совпадению родилась внучка. По мнению лингвиста наши предки, славяне, оказались на острове Крит не по своей воле. Такой вывод он делает после исследования доклада об изгнании русов, созданный археологом Брюсовым. Славяне тосковали по своей родине, и в этом Гриневич видит подтверждение своей расшифровки. Он говорит также, что ранее к древнему славянскому письму ученые не обращались для того, чтобы разобрать надпись на Фестском диске. Ему же удалось расшифровать эти надписи и понять, что выполнены они чертами и резами, или иначе называемыми славянскими рунами.

Текст, расшифрованный Гриневичем имеет примерно такое содержание: Рысичи оставили свои родные земли, где испытали много горя и обрели новую землю на Крите. .

В подтверждение расшифровки Гриневича есть сведения, что предки этрусков (минойцы, трипольцы) были славянским племенем. И изначальное название этого племени звучало как Рысичи. Рысь – тотем славянского народа, пришедшего с Севера, из Триполья. Также и события, о которых повествуется на Фестском диске, согласуются с исследованиями археолога Брюсова об исходе из Поднепровья трипольцев. Это событие относится ко второму тысячелетию до н.э.

Более того, лингвистам хорошо известна информация о том, что роса, рысь, русый, рудый, ржавый и рыжий – это семейство однокоренных слов. То есть между словами «рысь» и «Русь» можно поставить знак равенства, также как и между словами «рысичи» и «русичи».

Какую расшифровку Фестского диска даёт Молчанов А.А.?

А.А.Молчанов – российский историк, лингвист, применил комбинаторный анализ при изучении Фестского диска. В первую очередь он нашел на диске имена правителей, затем увидел названия городов острова Крит. Таким образом, он смог построить двуязычную надпись, некоторые слова которой известны по ранее дешифрованным памятникам.

Исследования Молчанова были высоко оценены многими известными учеными. Благодаря ей удалось прочесть большое количество знаков, изображенных на Фестском диске. И даже с детализацией расшифровать содержание текста на диске. Как считает Молчанов, диск содержит информацию о посвящении его в священные предметы. Диск предназначался для святилища, а посвящал его сам царь Кносс и подчиненные ему правители других городов Крита. Само же святилище Кносса была расположена в центре Крита.

Молчанов предполагает, что диск был не в единственном экземпляре. И один из экземпляров, владельцем которого был правитель Феста, смог дойти до наших дней. Ученые не отрицают версию, что в будущем будут найдены другие экземпляры диска или их фрагменты.

Наука не стоит на месте. Загадки древней цивилизации однажды раскрываются. Фестский диск является одной из самых сложных загадок, над которой размышляют многие ученые.

Какой силой обладает амулет Фестский диск?

Фестский диск по-прежнему является загадкой, разгадать которую пытаются ученые разных стран. Он содержит в себе удивительную тайну и стоит в одном ряду с такими чудесами планеты как Атландида, статуи на острове Пасхи и египетские пирамиды. О чем же говорит древнейшая штампованная надпись, изображенная на диске? Возможно, на этот вопрос сможет ответить владелец амулета?
Несмотря на то, что дешифровка Фестского диска продолжается до сих пор, амулет с ним обладает мистической силой. Он подходит для людей творческих, для путешественников, исследователей. Фесткий диск помогает человеку совершать движение к истине, совершать новые открытия, заниматься самопознанием.


Это величайшая ценность, которая содержит в себе ещё много загадок

Амулет непременно привлечет внимание к своему владельцу, вдохновит его на поиски духовного пути. Достаточно взглянуть на фото Фестского диска, чтобы почувствовать его силу и загадочность. Знаки в нем расположены таким образом, что похожи на лабиринт. Также лабиринт символизирует бесконечное движение, это множество вариантов, множество путей. Лабиринт напоминает многовариантность и многомерность самой Вселенной.

Кому стоит купить Фестский диск в качестве амулета?

Купить такой оберег могут люди, которые ищут во всем смысл, хотят добраться до сути, до истины. Подходит амулет людям духовным, стремящимся к познанию, к изучению оккультных наук и тайн мироздания. Такой подарок высоко оценят мыслители, философы, ученые, любители путешествий и люди, увлеченные историей древнего мира. Амулет вдохновит своего владельца на новые открытия, на размышления, на осознание своего места в этом мире.

Независимо от того, к какому народу всё же принадлежит Фестский диск, он напоминает о том, что человеческий род един и весь мир сотворен Богом.

Загадочный Фестский диск является памятником древней истории. Это величайшая ценность, которая содержит в себе ещё много загадок.

Владелец такого амулета должен понимать, что всё в этом мире относительно и принимать реальность следует во всей её многомерности. Диск вмещает в себя наследие разных культур, он объединяет в себя разные верования и письмена, ведь каждый исследователь расшифровывает его по-своему. И правда до сих пор не известна до конца. Но в то же время диск объединяет в себе всех людей, напоминая о каком-то высшем смысле, о тайнах бытия.

Тайник во дворце

На фото - Фестский дворец

В конце XIX – начале XX веков археологи начали плотно исследовать греческий остров Крит. Экспедиция следовала за экспедицией, и за несколько лет здесь было совершено немало удивительных археологических открытий. Так, в 1900 году англичанин Артур Эванс нашел , удивительное сооружение, названное восьмым чудом света – в нем имелись канализация, водопровод и отопление. Кстати, в обычных критских жилищах в то время канализации еще не было, что позволило Эвансу пошутить: «Я единственный человек на острове, у которого есть настоящий туалет».

Но это было не единственным критским чудом. Одновременно с Эвансом на острове работали итальянские археологи под руководством Федерико Хальберра и обнаружили загадочный критский город Фест. В свое время он был разрушен из-за бурного извержения вулкана на соседнем острове .

По преданиям, Фест был основан царем Миносом, отцом Ариадны. Название свое город получил в честь Феста – сына Геракла. В городе был построен роскошный дворец, и в развалинах этого чудесного сооружения ученые наши немало интересного – причем раскопки продолжаются и по сей день, так как эта древняя земля хранит в себе множество предметов и следов прошлого.

Но самая удивительная находка в Фесте была сделана 3 июля 1908 года. Луиджо Пернье, участник экспедиции Федерико Хальберра, обнаружил в одном из строений дворца тайник, замаскированный в полу под толстым слоем штукатурки.

Внутри тайника лежал загадочный предмет – терракотовый диск диаметром 15 см и 2 см толщиной, покрытый с обеих сторон непонятными знаками. Все участники экспедиции были потрясены находкой и тут же начали спорить – чем является этот диск и что именно на нем изображено. Споры ученых о предназначении фестского диска и расшифровка его непонятных знаков продолжаются до сих пор.

Как же выглядит фестский диск? По его обеим сторонам идут спирали, которые разделяются поперечными линиями на поля. В каждом таком поле находится от двух до семи изображений – всего на диске 259 таинственных знаков. Некоторые из них присутствуют в единственном экземпляре, а некоторые повторяются неоднократно. Чаще всех встречается фигурка, которые ученые называют «голова с перьями», хотя больше это похоже не на перья, а на ирокез индейцев. Ученые дали определения и описали каждый из этих знаков, но к этому мы еще вернемся позже.

На фото - Фестский диск с одной стороны

На фото -

Самая древняя печать

С фестским диском связано множество тайн. Оказалось, что знаки, изображенные на нем, выдавлены при помощи печатей-штампов, а не нарисованы вручную. Загадкой остается технология изготовления этих штампов. Они созданы из твердого неизвестного материала - с очень большой тщательностью и прорисовкой деталей.

И эта сложность позволяют считать диск древнейшим печатным текстом в мире, причем, возможно, еще более древним, чем это можно представить. Дело в том, что определить время его изготовления оказалось невозможным. Он находился в тайнике рядом с обломками таблички, сделанной примерно в 1700 году до нашей эры – ее датировка не представляла сложностей по ряду характерных признаков. И только на основании нахождения рядом с этой табличкой был сделан вывод, что сам диск изготовлен тогда же. Хотя на самом деле он мог быть сделан в незапамятные времена.


На фото - Фрагмент фестского диска

Ну а самая главная загадка фестского диска состоит в том, что до сих пор никто так и не смог сказать, что именно на нем изображено.

Многие ученые пытались и пытаются разгадать эту тайну. Пишутся научные труды, защищаются диссертации, выдвигаются различные версии, но ни одна из них пока не считается официально признанной. Трудность изучения изначально крылась в том, что не было найдено аналогов подобным знакам в других культурах, что сразу же привело исследователей в тупик.

Звучали версии, что эта надпись на праиндоевропейском языке, а текст – гимн Зевсу и Минотавру. Выдвигались предположения, что это ритуальная надпись, донесение разведчиков, военный гимн, стихотворение, любовное послание и т.д. Есть так же любопытное мнение, что на диске изображены созвездия, а сам диск – звездный путеводитель для мореходов.

Учебник из Атлантиды

Не остались в стороне от исследования фестского диска и исследователи паранормальных явлений. Польский ученый Мачеей Кучиньский считает, что фестский диск – доказательство существования Атлантиды. Он утверждает, что надписи на диске – не текст, а своеобразные символы, описывающие этапы зарождения жизни на Земле. Таким образом, диск - это краткий «учебник» по биологии. По мнению Кучиньского, он мог появиться только в высокоразвитой цивилизации, исчезнувшей с лица Земли, и оказался на Крите вместе с ее уцелевшими представителями. Кстати, многие исследователи утверждают, что Атлантиду погубил все тот же вулкан с острова Санторин, который разрушил город Фест и Фестский дворец.

Трудно сказать, чем является этот диск. Мне лично, как стороннику теории палеоконтктов, при беглом осмотре изображений диска показалось, что некоторые допущения ученых неверны, и сами знаки обозначают более сложные понятия.

Если допустить, что в незапамятные времена у нас существовали развитые цивилизации или же нас посещали гости с других планет, то тайные знаки диска можно интерпретировать совсем по-другому. Скажем, знак, который ученые считают домом (см. иллюстрации) очень похож на виманы – летающие корабли из древнеиндийских эпосов.

На фото - в иманы на фестском диске?

Знак, который учеными назван папирусом, походит на , которым обладали древнегреческие боги (и не только древнегреческие). Кадуцей имел мистические свойства – мог убивать и разрушать, и явно являлся высокотехнологичным оружием.

На фото - и нтерпретации изображений на фестском диске

Трудно сказать, чем является загадочный равносторонний треугольник с точками, изображенный на фестском диске, но уж точно не ситом, как считают ученые. Знаки, названные кувшин и гребень – совершенно не похожи на эти предметы.

Вообще при рассмотрении расшифровок символов с фестского диска кажется, что они сделаны очень упрощенно и никак не отображают сути самих рисунков.

То есть, это может быть все, что угодно, но не гусеница, топорик или сумка, как считается в научном мире. Ученые интерпретировали их на каком-то детском уровне, в то время как изображенные предметы, наоборот, слишком сложны пока для восприятия нами, потому что мы еще не достигли подобного уровня развития науки и техники.

У нас еще нет некоторых понятий и определений для этих знаков, так как соответствующие им предметы появятся позже (или вообще никогда не появятся).

В XIX веке ученые считали птицами, а потом оказалось, что больше всего они похожи на самолеты. Аналогично – еще недавно виманы были всего лишь мифами, а сейчас самолеты и космические корабли существуют на самом деле. Не исключено, что спустя несколько десятков или сотен лет, наши потомки взглянут на диск новыми глазами и увидят в нем предметы, окружающие их в повседневной жизни.

November 27th, 2015

С мировой археологией связано много загадок и тайн. И не всегда эти загадки лежат на поверхности и столь огромны, как египетские пирамиды. Порой они легко умещаю и;я в руках человека, но много столетий и тысячелетий скрываются в земле. Пока археологи не извлекут их на свет божий.

Очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте, что на острове Крит, подходил к концу, когда археолог Л. Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожженной глины.

Мы уже рассматривали с вами несколько загадочных дисков, вот например , а вот и . Давайте и об этом диске узнаем подробнее …

Поверхность извлеченного из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Лента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. Внутри надписей с обеих сторон выделялись группы знаков, заключенных в прямоугольные поля-ячейки. Было видно, что древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший книгопечатание. Каждый знак оказался оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста.

По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 1600 годом до н. э. - периодом становления крито-минойской цивилизации. Долгое время оставался открытым вопрос о месте изготовления керамического диска - был ли он сделан на самом острове Крит или же кем-то завезен сюда. Но вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столетия пещерного святилища в Аркохоре (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с Фестского диска.

Кроме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовления Фестского диска была известна техника нанесения на поверхность глиняного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.

Краткость Фестского диска-в нем 45 видов различных знаков, всего 241 знак, - не позволяет делать на основе его статистического анализа далекоидущие выводы. Однако выяснить в принципе, какой являлась данная система письма, все-таки можно. Количество знаков на диске слишком велико для алфавита, но в то же время слишком мало для иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисляются сотнями. Поэтому письменность Фестского диска ученые определили как слоговую.

КАК ВЕНТРИС ПРОЧЕЛ ТО, ЧТО НАШЕЛ ЭВАНС

Отметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города Кносса. Всего Эванс нашел там образцы сразу трех, явно родственных между собой видов минойского письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Эванс назвал его критской иероглификой. Два других вида письма древних критян со знаками обобщенных очертаний, по большей части явно утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования линейного письма А и линейного письма В.

Попытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое время были безрезультатными. Перед самой Второй мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма В приступил совсем еще юный британский исследователь Майкл Вентрис (1922-1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. Путь к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских ученых - Алисы Кобер и Эметта Бонетта.

Успех к Вентрису пришел в 1952 году, когда, используя результаты формального анализа надписей, произведенного Кобер, он сумел намного глубже развить ее наблюдения о наличии в исследуемом языке грамматических окончаний и сумел составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. Теперь оставалось выяснить, какой из древних языков мог укладываться в полученную им сетку.

Долгие годы Вентрис думал, что языком табличек линейного письма В должен оказаться этрусский, ведь язык этрусков, древних обитателей Италии, судя по многим данным, связан своим происхождением с Эгейским миром. Во всяком случае, он не допускал мысли, что это может быть греческий язык. В свое время, следуя теории своего соотечественника Эванса, Вентрис даже писал: «Гипотеза о том, что минойский язык мог оказаться греческим, конечно, основана на явном игнорировании исторической вероятности».

Однако этрусский язык грамматически никак не подходил к сетке Вентриса. И тогда исследователь решил на всякий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошел к ней греческий. Полученный результат был поразителен: греческий язык подошел как нельзя лучше. Произведенная Майклом Вентрисом дешифровка линейного письма В позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу для плодотворного исследования других памятников письменности Эгеиды догреческого периода, к числу которых относится и письменность Фестского диска.

ПОПЫТКА ЗА ПОПЫТКОЙ

Благодаря достижениям Вентриса действительно удалось прочесть и подавляющее большинство надписей, сделанных линейным письмом А, многие знаки которого совпадают со знаками линейного В. С письменностью же Фестского диска все куда как сложнее. Успехи можно назвать лишь частичными. Причем над расшифровкой его бьются не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.

Ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге «Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)» (М., «Наука», 1992).

Так, лингвист А. Молчанов с осторожностью и обстоятельностью истинного профессионала провел свой анализ текста и пришел к выводу, что так называемый знак 02 - человеческая голова с петушиным гребнем - передает смешанный образ человека и петуха - животного, издревле почитавшегося на острове Крит в качестве атрибута верховного солнечного божества.

Согласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки царя Миноса, возводили свой род к богу солнца и петух служил их родовой эмблемой. Тот факт, что прототипом для знака 02 послужил священный династический символ, позволил Молчанову считать его детерминативом, иначе говоря, определителем имен миной-ских правителей. В тексте этот знак сопровождают 19 слов. Следовательно, в нем приведены имена 19 минойских правителей.

Журналист Владимир Михайлов после долгих лет работы над дешифровкой диска нашел, как он полагает, ключ к тайне. По его мнению, на диске воспроизведены молитвы, которые критские хлеборобы пели при обработке полей и сборе урожая. На лицевой стороне диска якобы находится молитва «возрождения хлебного духа».

Однако наиболее оригинальную трактовку текста Фестского диска предложил небезызвестный Геннадий Гриневич - геолог по специальности. Сочтя надписи Фестского диска схожими со славянской письменностью типа «черт и резов», он так дешифрует лицевую сторону диска:

«Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горче. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что нам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что пожелал вам бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место - волю. Живы еще чада ее, ведая, чьи они в этом мире». Текст на обратной стороне: «Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом - забудем, кто есть мы. Чада есть - узы есть - забудем, кто есть мы. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее. Не однажды будет, услышим мы: чьи вы будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас? Не есть еще, будем ее мы».

При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем — топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой — Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными — академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.

Знаки Фестского диска и их фонетические значения по Гриневичу


Текст Фестского диска в строковой планировке

В соответствии с гипотезой Гриневича, некое племя рыси-чей было вынуждено покинуть свою родину в Триполье, на нынешней Украине, и переселиться на остров Крит, где оно и создало самобытную культуру острова. Гриневич еще в советские времена несколько раз обращался со своей гипотезой в Институт славяноведения и балканистики, в Институт русского языка АН СССР и в МГУ, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.

Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества , то «путеводитель» по святым местам Крита, то краткую историческую хронику… Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.

Одна из последних гипотез была опубликована в журнале «Наука и жизнь» (см. № 1, 1998 г.). Ее автор — немецкий филолог Д. Оленрот — предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой — сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.

Прочтение, да и подход к дешифровке Д. Оленрота, вызывают несколько принципиальных возражений.

Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с «чистого листа». Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран — и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).

Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например — аи, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве «сигма» (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве «йота» (и) — три, букве «омикрон» (о) — два… Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.

Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?

И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.

Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому — островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А , широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска-для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.

Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.

Так что, несмотря на некоторые успехи, тайна письменности Фестского диска остается почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. Сколь не прискорбно это осознавать.

[

Фестский диск - уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны.


Исследованию Фестского диска посвящено множество работ, как специалистов, так и энтузиастов. Однако ни одно из предложенных прочтений не было признано в научном сообществе. В настоящее время Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция).

Загадочный Фестский диск, таинственные этруски стоят в одном ряду с такими тайнами нашей планеты, как статуи острова Пасхи, египетские пирамиды и Атлантида.

Проблему происхождения этрусков и их языка называют иногда “загадкой номер один” современной исторической науки. Этрусские слова “цистерна”, “персона”, “церемония” и ряд других вошли в языки мира. Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей – этруски. Но кто они были, на каком языке говорили – это оставалось загадкой.



Фестский диск (Сторона Б)

В 1908 году итальянская археологическая экспедиция, работавшая в южной части острова Крит, вела раскопки царского дворца древнего города Феста, где Луиджи Пернье, обнаружил замечательный образец неведомой дотоле письменности. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей.


Это был небольшой по размерам диск из хорошо обожженной глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см, изготовленный без помощи гончарного круга. С обеих сторон его покрывала, подобно причудливому узору, спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных на керамической поверхности знаков. Иероглифы-знаки вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска, и, таким образом, представляют собой оттиски, а сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом.

Знаки объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями. В некоторых группах в нижней части строки справа от знака имелся косой штрих, аналогичный “вираму” – особому знаку индийской слоговой письменности деванагари. Диск был условно датирован 1700 г. до н.э. – эпохой 3-го среднеминойского периода: к ней же относилась лежащая рядом с диском разломанная табличка линейного письма.


Сегодня этот диск известен многим по эмблемам археологических выставок и обложкам книг. Обстоятельно исследованный, вплоть до химического состава глины, из которого он изготовлен, диск хранит молчание. Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики.

Основным методом для большинства дешифровщиков Фестского диска был и остаётся иконографический метод, при котором производятся поиски внешнего сходства знаков надписи Фестского диска со знаками других известных письменностей. Так, например, Л. Пернье, обнаруживший диск в 1908 году, сравнивал знаки надписи Фестского диска с критскими иероглифами. Другие исследователи сравнивали знаки надписи Фестского диска с египетскими иероглифами. Сходства знаков надписи Фестского диска и малоазийской иероглифики искал известный болгарский лингвист В. Георгиев.

Основной проблемой при использовании иконографического метода является довольно незначительное количество знаков, схожих со знаками надписи Фестского диска и в связи с этим необходимо прийти к выводу, что применение одного лишь иконографического метода является недостаточным. Поэтому, с целью доказательности своих гипотез, большинство исследователей Фестского диска использовали ещё два метода – статистический и акрофонический.
Статистический метод основывается на учёте общей частоты встречаемости и дистрибуции знаков. О неутешительных результатах применения статистического метода написал А.А. Молчанов: "Казалось бы, объективный математический характер, этого метода должен внушать к нему серьезное доверие, хотя он и играет у использовавших его дешифровщиков сугубо вспомогательную роль. Но в данном конкретном случае, применительно к Фестскому диску, он не способен дать достоверные результаты, ибо текст диска слишком мал по объему, чтобы получить на основе его анализа объективные и точные статистические характеристики употребления отдельных знаков".
Еще один метод, акрофонический, основывается на угадывании пиктографического значения знака, которое отождествляется с каким-либо словом одного на древних языков Средиземноморья. Первый слог слова принимается за фонетическое значение данного знака. К примеру, условный знак, представляющий собой изображение рта человека, мог обозначать на письме такие слова как "рот", "говорить", "есть". Когда же язык письменности определяется гипотетически, крайняя ненадежность акрофонического метода дешифровки становится тем более очевидной.
Следует упомянуть и метод идеографического толкования графем надписи Фестского диска - Артур Эванс, руководитель археологических работ на Крите, применил данный метод к его дешифровке. Он усмотрел в тексте надписи Диска победный гимн, так как на нем повторялись рисуночные знаки, относящиеся к военной тематике. По словам Молчанова, "со временем для ученых, способных объективно и критически оценить сложившуюся ситуацию, стало совершенно очевидным, что ни один из рассмотренных выше методов, абсолютно не пригоден для решения фестской проблемы. Бесперспективность использования порознь описанных методических приемов - акрофонического, сравнительно-иконографического и позиционно-статистического, не говоря уже о давно и безнадежно устаревшем идеографическом, полностью доказал теоретически и убедительно продемонстрировал на конкретных примерах известный немецкий ученый Гюнтер Нойман. После этого стало окончательно ясно: при исследовании текста Фестского диска достаточно надежные результаты могут быть получены только комбинаторным путем, только с помощью углубленного формального анализа".

В числе первых исследователей Фестского диска был русский ученый А. Г. Бекштрем, который написал о нем статью в декабрьском номере "Журнала Министерства народного просвещения" за 1911 год.
Одним же из первых исследователей, который принялся за дешифровку диска, был Джордж Хемпль, опубликовавший свой вариант дешифровки в январском номере журнала "Харпорс Мансли Мэгэзин" за 1911 г., издававшемся в Лондоне и Нью-Йорке. Он предложил прочесть надпись диска по-гречески - определив по числу употребляемых знаков, что письмо диска - слоговое, Хемпль предложил для двух знаков, чаще других стоящих в начале слов, значения гласных "а" и "е", наиболее употребительных в этой позиции в словах греческого языка, а потом с их помощью отыскал уже два характерных предлога и две грамматические частицы. Обратившись затем к акрофоническому методу, он получил фонетические значения такого количества знаков, которое позволило ему полностью прочесть и понять первые 19 строк стороны "А" диска, переведенные им следующим образом:
"Вот Ксифо пророчица посвятила награбленное от грабителя пророчицы. Зевс, защити. В молчании отложи лучшие части неизжаренного животного. Афина-Минерва, будь милостива. Молчание! Жертвы умерли. Молчание."
Согласно толкованию Хемпля, в этой части надписи говорилось об ограблении святилища пророчицы Ксифо на юго-западном побережье Малой Азии греком-пиратом с острова Крит, вынужденным впоследствии возместить стоимость награбленного имущества подлежащим жертвоприношению скотом, а дальше шли предупреждения о необходимости соблюдения молчания во время церемонии принесения жертв. Остальную прочтенную им часть текста Хемпль уже не рискнул, ни переводить с греческого, ни как-либо толковать.

Аналогичными методами в 1948 г. греческий ученый К. Ктистопулос получил семитский текст, даже краткая выдержка из которого красноречиво говорит о крайней сомнительности чтения и перевода:
"Всевышний - это божество, звезда могущественных тронов, Всевышний - это нежность утешительных слов, Всевышний - это даритель предсказаний, Всевышний – это белок яйца…"

Немецкий исследователь Эрнст Шертель в 1948 г. увидел в тексте надписи на диске гимн в честь Зевса и Минотавра, составленный на некоем диалекте латинского языка.

Американец Бенджамин Шварц и англичанин Генри Эфрон, будучи убежденными сторонниками греческой версии, применили в своих исследованиях более прогрессивные иконографический и статистический методы, но получили совершенно различные переводы текста диска, опубликованные соответственно в 1959 и 1962 гг. По Шварцу текст являлся списком священных мест о. Крит, т. е. диск рассматривался им как своеобразный путеводитель по Криту для древнегреческого паломника, жаждущего общения с богами. В интерпретации Эфрона на диске был записан образец древнегреческой религиозной поэзии.

Иконографический метод с использованием акрофонического приводил к довольно-таки подозрительным результатам. Типичным примером использования подобного комплекса методов исследования может быть расшифровка Саймона Дэвиса, обнаружившего на диске следующий текст якобы религиозно-церемониального характера:
"[Сторона А] Оттиски печатей, оттиски, я отпечатал оттиски, мои оттиски печатей, отпечатки, я отпечатал оттиски печатей, я оттиснул, я поставил печать…"
"[Сторона B] я поставил печать, я отпечатал, я до ставил печать, оттиски, много я отпечатал моих отпечатков прочных, я оттиснул, я отпечатал оттиски печатей, отпечатки, я отпечатал отпечатки ясные, мои оттиски, оттиски печатей, я оттиснул…"
Молчанов отметил, что: "даже человек, малосведущий в области дешифровки древних письменностей, засомневается в возможности такого утомительно однообразного содержания текста. Особенно странно выглядит смысловая скудость надписи при том разнообразии слов, которое ясно выступает в их графическом написании. У Дэвиса выходит, что многие разнящиеся по написанию слова имеют почему-то одно и то же значение".

Быть может, надпись на Фестском диске необходимо читать не на греческом языке? Болгарский академик Владимир Георгиев предложил вариант перевода текста Фестского диска с лувийского. Содержание текста Фестского диска интерпретируется им как краткая историческая хроника: "Самые важные личности, чьи имена отражены на лицевой стороне диска - Тархумува и Ярамува - вероятно, владетели двух разных областей. На обороте самые важные личности - это Сарма и Сармасу. Сандатимува, вероятно, автор текста. Текст Фестского диска представляет собой рапорт о событиях, происшедших в Юго-Западной Малой Азии".
По мнению Молчанова, в решение фестской проблемы самый значительный вклад внесли итальянские ученые Л.Пернье и А. Делла Сета, немецкие Г.Ипсен, В.Порциг, Э.Грумах, Г.Нойман и В.Нам, греческие С.Маринатос и К.Даварас, английские А.Эванс и А.Маккей, русские В.В.Шеворошкин, А.М.Кондратов и В.П.Назаров.


Фонетические значения иероглифов ФД
(на основе репертуара знаков ФД в книге Г. Йенсена «Письмо», 1935).

Авторы книги "Тайны археологии" в 1998 году выдвинули следующую версию: "Как это ни парадоксально прозвучит, скорее всего, Фестский диск является жертвенной лепешкой морскому богу… Так что в Фестском диске, скорее всего, следует видеть шаблонный молитвенный текст владельцу лабиринта… Владельцем лабиринта мог быть только Зевс".

Нельзя считать удовлетворительными результаты, к которым пришел П.П. Орешкин ("специалист", легко щелкающий надписи на этрусском языке, утверждая, что они написаны на чистом древнерусском: "Из труда П.П.Орешкина логически следует, что государство этрусков, Древний Египет, Древняя Индия, Византия - это составные части Великой Империи Русь, потому что народы, населяющие эти составные части, разговаривали на русском языке". (с) - И.Г.) , так как в его результатах дешифровки отсутствуют русские лексемы:

Сторона А . 1. РАГОВЕ 2. ЧИ 3. ПОУВИШАШАТЯТИ 4. РАГОВЕ 5. В ЛИБИ 6. ЧИТЯТИ 7. ТЯЗЕЛИ 8. ЛИПИПЯЖИ 9. ШПЯЖЕВЕСЯШАТЯТИ 10. ЗЛИТЯТИ 11. ЧТО 12. ПЯБИВЕЖАШАТИ 13. ЗЛИТЯТИ 14. БИРИ 15. ПОУ-ВЕШАТЯТИ 16. ЗЛИТЯТИ 17. ЧТО 18. ПЯБИВЕЖАШАТИ 19. В"ИУ 20. РАБИЖЕТЯТИ 21. ЗЛЯКОЧИ 22. ВЛЯКОТИТИ 23. BE ЗЛИ 24. ВОПЯЖИТИТИ 25. МОЛЯША 26. ТЯЗАТЕША 27. РИЛИГАТЯТИ 28. ТЯСИСИ 29. ЗТЕСИ 30. ТЯЛА 31. ПЯЧИТЯТИ

1. РОГОВ 2. ЧТО 3. ПОУВЕШАЛИСЬ 4. РОГОВ 5. В ЛЮБВИ 6. УЧТИТЕ 7. ТЯЖЕЛО 8. ЛЕПЯТСЯ 9. ПО-ЗАВЕСИЛИСЬ 10. ЗЛИТЕСЬ 11. ЧТО 12. ПОБЕЖДЕНЫ 13. ЗЛОСТЬ 14. БЕРЕТ 15. ПОУВЕШАЛИСЬ 16. ЗЛИТЕСЬ 17. ЧТО 18. ПОБЕЖДЕНЫ 19. ВЫ 20. РАБСКОЙ 21. ЗЛОСТЬЮ 22. ВЛЕКОМЫ 23. ВОЗЛЕ 24. ВОПИТЕ 25. МОЛЯСЬ 26. НО ЗАТО 27. РЕЛИГИЯ 28. ЭТА 29. КОТОРАЯ 30. (О) ТЕЛАХ 31. ПЕЧЁТСЯ

Сторона Б. 1. ЗТЕ 2. ЖБИТЯСИ 3. ЗАБИВЕЖИТИ 4. ЗПУТАТИ 5. МОЗЕСИЯ 6. А ПЯБИЗИ 7. ЗИТЕЗИ 8. ВЕПЯЗИ 9. ЖАБИТЯША 10. МОЗЕСИЯ 11. ЗАТЕСИ 12. ИМОСИ 13. МОЗЕСИ 14. ЧИШАТИТИ 15. РУЖЕВЕЖИ 16. ЧИРИСИ 17. ПЯВЕСЯСЯ 18. ВЛОААСИ 19. ЧИРАЖАШИ 20. ЛЕЗТИ 21. ВЛАЗИ 22. ЖАСИРАВИЯ 23. ПЯЧИЗИХИ 24. РУЧИ 25. ЗА ПЯБИСЯ 26. ТЮАР 27. ШАЖАЯ 28. РАБИВИТИ 29. ВЗАТЕША 30. ЗЛЯТЯТИ

1. ЧТО 2. СБЫЛОСЬ 3. ЗАБЫЛОСЬ 4. СПУТАТЬ 5. МОЖНО 6. (О)ПОБИТЫХ 7. ЖИТЕЛЯХ 8. ВОПЯЩИХ 9. ЗАБЫТЬ 10. МОЖНО 11. ЗАТО 12. ИМЕТЬ 13. МОЖЕТЕ 14. ЧЕСАТЬ 15. РАЗУВАЯ 16. ЦАРИЦЫ 17. ПОВЕСЯ 18. ВОЛОСЫ 19. (К)ЦАРИЦЕ 20. ЛЕСТЬЮ 21. ВЛАЗЯ 22. ЗАГАЖЕННЫЕ 23. ПОЧЁСЫВАЯ 24. РУКИ 25. ЗА ПОБЕДЫ 26. КОРОНУ 27. САЖАЯ 28. РАБСКИ 29. ВТИХОМОЛКУ 30. ЗЛЯСЬ.

ЯШИ КИЙ ПО. ТЕ БЕШИ КО МЕ СИ. КО КОМУ. ЯШИ РАБЕ РИ. ШКУ. МЕ СИ ШИ. ШКУ ЛАДЕ. ЯШИ ЖЕ ПО. ТАТЯ ЛИ. ЯШИ ОС УЛИ. И ОС БЕСИ. ЯШИ ЧАПЕ ЦА ВИЛУ. ЯШКУ КАТРЕ ПЕПО. НОИ ЯШИ ТАТЯ. ЯШИ ШКУ ШКУ ЛИ РОНЕ. РИ ПЕ ЯШИ ТАТЯ. ЯШКУ КАСТРЕ ПЕПО. НОИ…

ЦЕ ГОСЬ РО Й БАЗЯ НЫШЕ ШЕ ОТЪ ЦЕ ГОСЬ Н НОПО РО Й ОТЪ ОТЪМЕСУ НОВУ ВЫ ЖИ ЩЕ ВЫ ЙУВО ЩЕ ОТЪ М СЫ ОТЪ М СЫ ОТЪ Р ЖЬ ВЫ ПОСЬ ЛЕ ШЕ М СЕ ОТЪ ПОРЫ БА ЗЯ НЫ ШЕ ШЕ ОТЪ М СЕ ОТЪ Р ЖЬ ВЫПОСЬЛЕШЕ ТЯСИ ЦПОЙУОТЪ КИЙЕ ГИ РО НЫНОГИ.

Молчанов, подводя итоги традиционным методам исследования Фестского диска, пришёл к выводу, что неудовлетворительность методических приемов, применявшихся дешифровщиками текста Фестского диска, вполне закономерно привела к тому, что, несмотря на сходство методик, конечные результаты у всех исследователей получались каждый раз совершенно различные. Даже беглый обзор предложенных ими дешифровок рисует безотрадную и вместе с тем поучительную картину того тупика, в который зашли многие ученые, пытавшиеся описанными выше способами найти легкое решение труднейшей проблемы Фестского диска.

Анализ, выполненный самим А.А. Молчановым, в соответствии с комбинаторным подходом, благодаря своей тщательности заслуживает всяческого уважения. Но полученный им результат также не внушает особого оптимизма. Начальная часть предварительного варианта расшифровки А.А. Молчанова выглядит следующим образом:
"[Этот вотив] А1. Сакавип(и) правителя, А2. в Кноссе АЗ. воцарившегося, А4. собравшего (созвавшего и т.п.?): А5. Са..нор(а) правителя, А6. в Амнисе А7. а-..-di (наименование сана); А8. Саяпис(и), правителя А9. Тилисса; А10. Са..нас(и), правителя А11. Ви..нон(и); А12. Сатетот(а), правителя...".
Но и здесь возникают вопросы. Главным из них является вопрос - где убедительные доказательства того, что на диске действительно присутствуют названия местностей и городов? Довод А.А. Молчанова о том, что нахождение топонимов является едва ли не единственно возможным реальным путем к расшифровке данного текста, признать достаточно убедительным основанием для такого вывода нельзя.

Невозможным представляется решить фестскую проблему с помощью ЭВМ, так как нельзя заложить в цифровую счетную машину проблему, если проблема эта не сформулирована математически. Сам исследователь при этом не знает, что он хочет увидеть в Фестском диске.

Попыток расшифровать Фестский диск было великое множество, но прочесть его не смог даже академик Джон Чедвик, опытнейший дешифровщик, признаный лучшим в мире. Он сказал однажды: “Дешифровка этой надписи остается за пределами наших возможностей”.

Но отнюдь не все были так пессимистичны:

Теория расшифровки СЛАВЯНСКИХ ПИСЕМ XVII векa до н. э.



Гриневич Геннадий Станиславович – русский языковед-исследователь, лингвист, дешифровщик. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории РусскогоФизического Общества (г.Москва). Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Основные работы:
“Праславянская письменность. Результаты дешифровки” /1993/
“В начале было слово” /1997/.

Рассказывает Геннадий Гриневич:
- Никто же древним славянским письмом не занимался, никто же эти надписи так и не собрал! Эти надписи, о которых упоминали Е. Классен, Лицееевский, граф Потоцкий и другие, мне удалось расшифровать, считая, что эти надписи выполнены “чертами и резами” (их еще иногда называют славянскими рунами). Вся система была уже до меня разработана. Было известно, что это письмо слоговое, что слоги только открытые, и я сопоставил ряды знаков критской письменности знакам черт и резов, то увидел их значительное сходство.

Сведения о том, что этруски были славянским племенем, я почерпнул из словаря Стефана Византийского, где говорится о том, что “этруски – это словенское племя”… Официальная наука считает, что в этрусском словаре существует 28 букв. У меня же получилось – 67.

После того как мы озвучили эти знаки, мы просто начинаем читать эти тексты. И если идет нормальная славянская речь, берем словарь праславянского языка, составленный Трубачевым, или древнерусский словарь, или словарь Востокова старославянского языка, и мы находим эти слова не в греческом словаре, не в китайском, а в славянских словарях, и переводим этот текст…



Фестский диск – это более возвышенное письмо, когда линейный элементарный знак облекался в форму рисунка… эта традиция сохранялась впоследствии… вот например, когда у нас уже было книжное дело на Руси, когда мы писали кириллицей, заглавные буквы могли изображаться в виде рисунков, например, в виде какого-то чудища… и вот, на Фестском диске из рисунка можно вычленить тот линейный знак, который и положен в основу каждого рисунка. Я прочитал Фестский диск за одну ночь – 23 апреля 1983 г.

Будем опять жить.
Будет служение Богу.
РОСИЮНИЯ чарует очи.
Никуда от нее не денешься, не излечишься.
Ни единожды услышим мы:
вы чьи будете, росичи, что для вас почести,
в кудрях шлемы; разговоры о вас.
Не забудем Ее мы, в этом мире божьем.


Наши предки оказались на Крите не по своей воле. В 60-е г.г. был такой известный археолог Брюсов, который, описывая исход трипольцев из Триполья (он делал доклад об изгнании русов) давал возможную трактовку этих событий, и вот, изгнание русов и появление их на чужой земле, на которой они теперь вынуждены обустраиваться, но тоскуют по-прежнему о своей родине – Рысиюнии (или Росиюнии), это очень сходилось с представлениями Брюсова. И я впервые получил при своей расшифровке конкретный исторический сюжет…

Отзыв на эту расшифровку, пафосный и несколько глупый, на мой взгляд:
"Теория Гриневича, для русских имеет особое значение, поскольку доказывает право нашего народа, нашей славянской цивилизации быть названной в ряду древнейших цивилизаций земли. Теория Гриневича встретило замалчивание и критику и на Западе и в родной стране. "

Не знаю кому как, но лично для меня теория Гриневича весьма спорная и совершенно недостаточно аргументированная, стоит примерно на уровне трудов Петра Орешкина .
По ссылке во втором источнике есть еще одна, переплюнувшая и выводы Орешкина и теорию Гриневича, версия, с присутствием в ней терминов Яви, Прави, Темной Энергии Вселенной и Велесовой книгой. Сюда тащить не стал, ибо это уже перебор;) - И.Г.

Но продолжим:

"Возможно, рано или поздно лавровый венец, который обещал своему дешифровщику этот загадочный круглый кусок глины, возложит на себя один из "мастеровых" славного "цеха" исследователей. Возможно, в тайну этих покрытыми рисунками спиралей, в этот новый лабиринт острова Миноса проникнет и, как новый Тесей, найдёт из него выход какой-нибудь гениальный любитель. Но, может быть ему предначертано судьбой остаться в веках немым и таинственным памятником того мира, которому всё труднее и труднее скрывать свои тайны?"

Эрнст Добльхофер

И вот недавно появилось сообщение в немецком журнале "Шпигель" о том, что разгадка письма диска наконец найдена.

Немецкий филолог Дерк Оленрот пришел к мысли, что одна из древнейших надписей сделана не реально существовавшей в те времена письменностью, а всего лишь значками, использованными древним писцом, чтобы зашифровать буквы древнегреческого алфавита. Немецкий ученый, действуя как классический дешифровщик, сумел подобрать ключ к закодированному тексту и предложил свой вариант дешифровки надписей на диске. Соответствие рисованных значков на диске буквам древнегреческого алфавита показано на рисунке. Кстати, спиральный текст надо читать от центра - только тогда подставленные вместо шифрованных знаков буквы древнегреческого алфавита складываются в осмысленный текст. (Ученые, которые бились над этой загадкой раньше, считали, что текст следует читать от края диска к центру.)

Фестский диск с расшифровкой немецкого филолога Дерка Оленрота

Текст на обеих сторонах диска сообщает о двух святилищах, находящихся не на Крите, а в континенталь ной Греции. На одной стороне - фразы, составленные как магическая, колдовская формула, призывают ночь для поклонения богине земли и плодородия Деметре и заклинают выполнить обряд строго по ритуалу: "Зажги кругом оструганное дерево, в кольце жертвенного дыма ударь о землю и издай ржание внезапно, как пара лошадей". Вторая сторона диска повествует о микенском городе Тиринсе и о находящемся там культовом храме в честь верховного бога Зевса. Надпись предупреждает, что каждый, кто проникнет внутрь святилища, обречен на смерть и будет проклят.

Работа еще не завершена, не все выводы до конца обоснованы, и ученый продолжает свои исследования.

Но вновь встает вопрос, который обсуждался прежними исследователями: каково происхождение диска, где он был сделан? Теперь же вопрос несколько видоизменился. Почему диск с таким текстом оказался на Крите - привез ли его кто-нибудь с материка или он все-таки местного происхождения? В пользу первой версии как будто бы говорят сами тексты, оттиснутые на диске: ведь, казалось бы, только житель материковой Греции мог быть посвящен в ритуальные тайны обрядов. Но есть и иная точка зрения, о которой также сообщил историк А. Молчанов:
"Долгое время открытым оставался вопрос о месте изготовления Фестского диска - был ли он сделан на острове Крит или кем-то привезен сюда. Но вот при раскопках в середине 1930-х годов пещерного святилища в Аркалохори (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, в которой встречались и знаки Фестского диска. Еще один знак диска обнаружен на глиняном ярлыке, происходящем из города Феста.
Ученым удалось доказать и то, что для всех без исключения знаков письменности Фестского диска находятся прототипы среди сюжетов критского искусства и предметов домашнего обихода древних критян".

Таким образом, можно сделать вывод: диск и его письменность, возможно, имеют местное, критское происхождение.

Итак, спустя девяносто лет как будто бы понят смысл текстов, свернутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска.

Немецкий исследователь считает, что автор текстов уверенно владел старогреческой письменностью, но прибегнул к кодированию, стремясь сохранить тексты в секрете от непосвященных. А написаны они были, как уже говорилось, за 16 веков до н. э. И в этой дате, возможно, тоже заключено важнейшее открытие в древнегреческой истории.

До сих пор считалось, что греки изобрели свой алфавит только за восемь веков до н. э. До этого они пользовались так называемым линейным письмом - в основном для бытовых и хозяйственных записей. Иначе говоря, Дерк Оленрот отодвигает начало греческой алфавитной письменности на восемь веков в глубь истории. А это означает, что слепой Гомер не только устно слагал свои эпические поэмы о подвигах Ахилла и Одиссея, но вполне мог кому-нибудь их продиктовать.

Экология жизни. Наука и открытия: 23 апреля 1983 г. Геннадий Гриневич, с необыкновенным волнением и подъемом, как он сам говорит, в одну ночь раскрыл тайну века - прочитал загадочные письмена на Фестском диске. Одно из величайших открытий ХХ века, которое замалчивается, значительных прорывов в истории мировой культуры.

23 апреля 1983 г. Геннадий Гриневич, с необыкновенным волнением и подъемом, как он сам говорит, в одну ночь раскрыл тайну века - прочитал загадочные письмена на Фестском диске. Одно из величайших открытий ХХ века, которое замалчивается, значительных прорывов в истории мировой культуры.

Для русских оно имеет особое значение, поскольку доказывает право нашего народа, нашей славянской цивилизации быть названной в ряду древнейших цивилизаций земли. Именно поэтому открытие Гриневича встретило замалчивание и беспардонную критику и на Западе и, разумеется, в родной стране со стороны наших неуемных деятелей науки и государства.

Гриневич Геннадий Станиславович - русский языковед-исследователь, лингвист, дешифровщик. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества (г. Москва). Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Основные работы: “Праславянская письменность. Результаты дешифровки” /1993/, “В начале было слово” /1997/.

По фрагментам из книги Гриневича Г.С. “Праславянская письменность. Результаты дешифровки”. М.1993 г.:

Загадочный Фестский диск, таинственные этруски стоят в одном ряду с такими тайнами нашей планеты, как статуи острова Пасхи, египетские пирамиды и Атлантида. Проблему происхождения этрусков и их языка называют иногда “загадкой номер один” современной исторической науки. Этрусские слова “цистерна”, “персона”, “церемония” и ряд других вошли в языки мира.

Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей - этруски. Но кто они были, на каком языке говорили - это оставалось загадкой. Оставался и загадкой уникальный письменный памятник - Фестский диск, изготовленный на Крите в XVII веке до н. э. , который представляет из себя древнейшую штампованную надпись.

В 1908 году итальянская археологическая экспедиция, работавшая в южной части острова Крит, вела раскопки царского дворца древнего города Феста, где Луиджи Пернье, обнаружил замечательный образец неведомой дотоле письменности.

Это был небольшой по размерам диск из хорошо обожженной глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см. С обеих сторон его покрывала, подобно причудливому узору, спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных на керамической поверхности знаков (первое полиграфическое изделие!).

Знаки объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями. В некоторых группах в нижней части строки справа от знака имелся уже знакомый нам косой штрих, аналогичный “вираму” - особому знаку индийской слоговой письменности деванагари.

Диск был условно датирован 1700 г. до н.э. - эпохой 3-го среднеминойского периода : к ней же относилась лежащая рядом с диском разломанная табличка линейного письма. Сегодня этот диск известен многим по эмблемам археологических выставок и обложкам книг.

Обстоятельно исследованный, вплоть до химического состава глины, из которого он изготовлен, диск почти 80 лет хранил молчание. Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики. Попыток расшифровать Фестский диск было великое множество. Прочесть его не мог даже Академик Джон Чедвик, опытнейший дешифровщик. Он сказал однажды: “Дешифровка этой надписи остается за пределами наших возможностей”.

Рассказывает Геннадий Гриневич:

"Никто же древним славянским письмом не занимался, никто же эти надписи так и не собрал! Эти надписи, о которых упоминали Е. Классен, Лицееевский, граф Потоцкий и другие, мне удалось расшифровать, считая, что эти надписи выполнены “чертами и резами” (их еще иногда называют славянскими рунами).

Вся система была уже до меня разработана. Было известно, что это письмо слоговое, что слоги только открытые, и я сопоставил ряды знаков критской письменности знакам черт и резов, то увидел их значительное сходство. Сведения о том, что этруски были славянским племенем, я почерпнул из словаря Стефана Византийского, где говорится о том, что “этруски - это словенское племя”...

Официальная наука считает, что в этрусском словаре существует 28 букв. У меня же получилось - 67. После того как мы озвучили эти знаки, мы просто начинаем читать эти тексты. И если идет нормальная славянская речь, берем словарь праславянского языка, составленный Трубачевым, или древнерусский словарь, или словарь Востокова старославянского языка, и мы находим эти слова не в греческом словаре, не в китайском, а в славянских словарях, и переводим этот текст...

Фестский диск - это, получается, более возвышенное такое письмо, когда линейный элементарный знак облекался в форму рисунка... эта традиция сохранялась впоследствии... вот например, когда у нас уже было книжное дело на Руси, когда мы писали кириллицей, заглавные буквы могли изображаться в виде рисунков, например, в виде какого-то чудища... и вот, на Фестском диске из рисунка можно вычленить тот линейный знак, который и положен в основу каждого рисунка.

Я прочитал Фестский диск за одну ночь - 23 апреля 1983 г., подъем был необыкновенный. В это время у меня как раз родилась внучка. Наши предки оказались на Крите не по своей воле. В 60-е г.г. был такой известный археолог Брюсов, который, описывая исход трипольцев из Триполья (он делал доклад об изгнании русов) давал возможную трактовку этих событий, и вот, изгнание русов и появление их на чужой земле, на которой они теперь вынуждены обустраиваться, но тоскуют по-прежнему о своей родине - Рысиюнии (или Росиюнии), это очень сходилось с представлениями Брюсова. И я впервые получил при своей расшифровке конкретный исторический сюжет..."

Текст Фестского диска

Сторона А

| ЦĔ ГО(Р)СЫ | ЧЕИ | БĔ ЖЕ НИ ЩОШЪ 21 | ЦĔ ГО(Р)СЫ | ННО ПО | ЧЕИ | ВЪ МЕС(Т)О | НОУВЫЙА | ЩĔ ВЫ ЙУ ОЩĔ 1 МС(Т)Ę | ЧВĔ | ВЫ ПОСЫЛĔШĔ | МС(Т)Ŏ | (С)ПОРЫ | БĔ ЖЕ НИ ЩĔШĔ | МС(Т)Ŏ | ЧВĔ | ВЫ ПОСЫЛĔШĔ | ТĘСИ | ЦĔПОЙУ | БQ ЙЕ(А) ЩИЧЕ | НИНОЩИ | НИ MEC(T)Q |? ВИЙА | ЗА МОЩЬ | ВЪ БQДQЩĔ | РЫЙЕТЬ | Ж(Q?)Е Е | ЧĘДQ ЙО | ВЪЙЕДĔ | ВЧЕИ |

Сторона Б

БQДQ | ЛАПО Ж(Q?)Е | БQ ПОНИЙ | БQ ВЫСИ БЫШЕ | ЗАБQДИ Е МЫ | (Й)ДЕ ВЫ ПОБQ ЧĘДQ БQ | НИВЫ БQ | ЛĔПО Ж(Q?)ЩЬ | ЗАБQДИ Е МЫ | ЧĘДQ Е | ИЗА Е | ЗАБQДИ Е | ЧЕ ШĚШЕ | РЫСИЙУНИЙА | ЧЕРЫЕ | ВЫОЧИ | НИКQДŎ ДĚ ЙО | ЦЕ ЦĚЛĚШĚ | ЙЕДИМĘ | НИ ЙЕДĚ БQ | ЛĚ ?? ЖЕ МЫ | ВЫ ЧЕИ БQТИ | РЫСИЧЕИ | Д ВЫ ПОЧИ | ВЪ КОДЪРИ | ШЬЛĚМЫ | РОПО ЖЕ | НИ БQДQ ЩĚ | БQ ЙА МЫ |

Перевод текста Фестского диска (дословный).

Сторона А

ХОТЯ ГОРЕСТИ ЧЬИ БЫВШИЕ ЖЕ В ПРОШЛОМ НЕ СОЧТЁШЬ В МИРЕ БОЖЬЕМ, ОДНАКО ГОРЕСТИ НЫНЕШНИЕ СВЕРХ(ГОРЕСТЕЙ) ЧЬИХ В МИРЕ БОЖЬЕМ. В МЕСТЕ НОВОМ ЕЩЁ ВЫ (ИХ) ОЩУТИТЕ В МИРЕ БОЖЬЕМ. ВМЕСТЕ, В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЧТО ВАМ ПОСЛАЛ ЕЩЁ ГОСПОДЬ? МЕСТО В МИРЕ БОЖЬЕМ. СПОРЫ БЫВШИЕ В ПРОШЛОМ ЖЕ НЕ СЧИТАЙТЕ В МИРЕ БОЖЬЕМ. МЕСТО В МИРЕ БОЖЬЕМ, ЧТО ВАМ ПОСЛАЛ ГОСПОДЬ, ОБСТУПИТЕ ЦЕПЬЮ В МИРЕ БОЖЬЕМ. БУДЕТЕ ЕГО ЗАЩИЩАТЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ В МИРЕ БОЖЬЕМ. НИ МЕСТО – (ВОЛЮ) В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЗА МОЩЬ В БУДУЩЕМ РАДЕТЬ В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЖИВУТ, ЕСТЬ ЧАДА ЕЁ, ВЕДАЯ ЧЬИ (ОНИ) В МИРЕ БОЖЬЕМ.

Сторона Б

БУДЕМ ОПЯТЬ ЖИТЬ. БУДЕТ СЛУЖЕНИЕ БОГУ. БУДЕТ ВСЁ В ПРОШЛОМ – ЗАБУДЕМ (КТО) ЕСТЬ МЫ. ГДЕ ВЫ ПОБУДЕТЕ – ЧАДА БУДУТ, НИВЫ БУДУТ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ – ЗАБУДЕМ (КТО) ЕСТЬ МЫ. ЧАДА ЕСТЬ – УЗЫ ЕСТЬ – ЗАБУДЕМ КТО ЕСТЬ: ЧТО СЧИТАТЬ, ГОСПОДИ! РЫСИЮНИЯ ЧАРУЕТ ОЧИ. НИКУДА (НЕ) ДЕТЬСЯ (ОТ) НЕЁ. ОДНАКО ИЗЛЕЧИШЬСЯ ЕДИНО, ГОСПОДИ. НИ ОДНАЖДЫ БУДЕТ, (УСЛЫШИМ?) ЖЕ МЫ: ВЫ ЧЬИ БУДЕТЕ, РЫСИЧИ? ДЛЯ ВАС ПОЧЕСТИ; В КУДРЯХ ШЛЕМЫ; РОПОТ ЖЕ, ГОСПОДИ. НИ ЕСТЬ ЕЩЁ, БУДЕМ ЕЁ МЫ В МИРЕ БОЖЬЕМ*.

Перевод текста Фестского диска (на современный русский язык).

Сторона А

Горести прошлые не сочтѐшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещѐ господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днѐм и ночью: не место – волю. За мощь его радейте. Живы ещѐ чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем.

Сторона Б

Будем опять жить. Будет служение богу. Будет всѐ в прошлом – забудем кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь – забудем кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем кто есть. Что считать, господи! РЫСИЮНИЯ чарует очи. Никуда от неѐ не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, Рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещѐ, будем Еѐ мы, в этом мире божьем.

Содержание текста Фестского диска предельно ясное: племя (народ) «Рысичей» вынуждено было оставить свою прежнюю землю – «Рысиюнию», где на их долю выпало много страданий и горя. Новую землю «Рысичи» обрели на Крите. Автор текста призывает беречь эту землю: защищать еѐ, радеть о еѐ мощи и силе. Неизбывная тоска, от которой никуда не деться, не излечиться, наполняет текст при воспоминании автора о «Рысиюнии».

Минойцы, они же трипольцы-пеласги, предки этрусков, являлись славянским племенем. К этому теперь еще можно добавить, что подлинное, неискаженное самоназвание этого племени было «Рысь», а «Рысичи» – это представители этого племени. Этот тотем наших далеких предков, по-моему, достаточно уверенно подтверждает версию о том, что на Крит они пришли с севера, то есть из Триполья. Да и события, описанные в тексте Фестского диска, хорошо согласуются с данными А. Я. Брюсова об исходе трипольцев из Поднепровья в начале II тысячелетия до н.э.

И в заключение к очерку о Фестском диске небольшая информация, хорошо известная лингвистам: Роса – русый – ржавый – рудый – рыжий – рысь – семья однокоренных слов. Используя эту информацию, можно поставить знак равенства между словами «Рысь» и «Русь», «рысичи» и «русичи».

Прошло более 30 лет, а открытие Гриневича так и не заняло свое достойное место в ряду достижений мировой цивилизации и мало кому известно. Метод Гриневича очень прост и понятен. И каждый может сам убедиться, что он верен. Каждый, овладевший этим методом, может сам прочитать загадочные послания наших далеких предков. опубликовано