Тарифы Услуги Сим-карты

Искусство и современные информационные технологии. Новые социальные технологии в сфере культуры

Уровень цивилизации зависит от науки и искусства.

Анри Пуанкаре

Владимир Митин

Одно время многим казалось, что для поднятия эффективности промышленного производства и укрепления финансовой мощи страны необходимо лишь компьютеризировать соответствующие организации и создать автоматизированные системы управления. По возможности, общегосударственные. Затем пришло понимание, что само по себе внедрение средств вычислительной техники не решает многих и многих проблем, поскольку все равно необходим грамотный менеджмент. Но вот появились высокооплачиваемые и высококвалифицированные управленцы, финансисты, аудиторы и т. д., а промышленное производство в России в результате их действий (или бездействия?) упало больше, чем за время Великой Отечественной войны.

На мой взгляд, частично корни кризисов последних семи лет кроются не в неумелом менеджменте и тем более не в недостаточном уровне компьютеризации государственного, финансового и промышленного сектора, а скорее в нравственном облике многих должностных лиц, которые пекутся не столько об интересах державы, сколько о своих собственных или, в лучшем случае, узкокорпоративных. Нравственный же облик руководителя тесно, хотя и не напрямую, связан с его культурным уровнем. Поэтому вкладывать имеющиеся средства надо не только в подъем реального сектора экономики, но и в подъем культурного уровня. Как подрастающего поколения, так и уже выросшего. А теперь о событии, невольно подтолкнувшем меня к написанию этих строк.

Около шестисот участников из 25 городов мира собрала международная специализированная конференция EVA’98 Moscow (“Электронные изображения и визуальные искусства”, Electronic Imaging & the Visual Arts), которая проходила 26 - 30 октября в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и была организована британской компанией Vasari Enterprises (www.vasari.co.uk./eva/) при поддержке Комиссии Европейского Сообщества, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Государственной Третьяковской галереи, Ассоциации документации и информационных технологий (АДИТ), Национального союза производителей и распространителей CD-ROM и мультимедиа-продукции и других организаций и объединений.

Тема конференции: “Новые информационные технологии в сфере культуры. Кооперация между Россией и Европейским Союзом”. За пять рабочих дней собравшимся было представлено около 70 докладов, сгруппированных в десять разделов:

Стратегические направления использования новых информационных технологий в сфере культуры;

Международное сотрудничество;

АДИТ и этапы формирования информационной сети по национальному наследию;

Музейные информационные проекты;

Технологические вопросы;

Новые информационные технологии и недвижимое культурное наследие;

Современные художники - окно в мир;

К новой России с новыми библиотеками;

Мультимедиа и образование;

Новые информационные технологии и информационные потребности.

Полные тексты этих докладов опубликованы в виде увесистой книги (336 страниц формата A4) и выложены на Web-сайте www.tretyakov.ru (для доступа к ним необходимо “кликнуть” мышью на здании ГТГ и выбрать раздел EVA’98). Предполагается также, что будет издан красочно оформленный двуязычный компакт-диск.

В рамках конференции был организован круглый стол по международному сотрудничеству и выставка, 40 участников которой показали ряд дисков, подготовленных крупными зарубежными музеями, и 130 российских CD-ROM’ов, так или иначе связанных с культурой, искусством или образованием.

Следует отметить, что EVA’98 - первая конференция в странах Восточной Европы в ряду конференций EVA, проводимых уже седьмой год в странах Западной Европы в рамках проекта EVA Cluster, реализуемого при поддержке Комиссии Европейского Сообщества. По словам Леонида Куйбышева, начальника отдела мультимедиа-технологий Центра по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры РФ (далее - Центр ПИК), при ее организации возникло немало непредвиденных проблем. Так, например, согласование виз для зарубежных участников надо было делать в середине сентября. А именно в это время зарубежные СМИ описывали наш кризис в очень угрожающем виде. В оргкомитет звонили по телефону и спрашивали, нет ли на улице еще танков? Многие иностранцы боялись серьезных волнений, повторения событий 1993 г., и т. д. Когда во второй половине октября ситуация стабилизировалась, оформлять визы было уже поздно. В результате вместо тридцати зарубежных участников на выставку приехало всего семь.

Кроме того, конференция потеряла практически всех финансовых спонсоров, деньги которых зависли в так называемых проблемных банках. Выручили фирмы, выделившие свои компьютеры (в частности, “Клондайк”, Compaq, Intel, Siemens Nixdorf), и Третьяковская галерея, предоставившая свои залы.

Вход на конференцию был не ограничен, но и не свободен. Пускали только людей, так или иначе связанных с культурой или интересующихся ею. “Мы бы хотели сделать эту конференцию-выставку регулярной. Но это не дешевое удовольствие”, - сказал г-н Куйбышев, на плечи которого легла основная часть оргпроблем.

Как же реально используются новые информационные технологии в сфере культуры?

Начальник управления библиотек и информации Министерства культуры РФ Евгений Кузьмин в своем докладе “Проблемы интеграции и доступности информационных ресурсов российских библиотек” отметил, что почти во всех центральных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети. В половине из них эти сети объединяют от 30 до 40, а в Самаре даже более 100 компьютеров. Более половины региональных библиотек подключено к Интернету.

Кроме ресурсов “Всемирной паутины” посетителям компьютеризированных читальных залов доступны многочисленные информационные, библиографические и научные компакт-диски. Так, например, в Российской государственной библиотеке (РГБ) к услугам читателей имеется свыше 600 CD-ROM 170 наименований, в Государственной публичной научно-технической библиотеке России (ГПНТБ) - 500 СD-ROM 80 наименований, во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) - 100 баз данных на CD-ROM, и т. д.

Совсем недавно Российская книжная палата, компания “Мир-Диалог” и издательство K.-G. Saur выпустили третье издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей о вышедших в СССР и России книгах с 1980 по 1996 г. и базу данных о диссертациях (60 тыс. записей).

Кроме того, каждая уважающая себя библиотека создает электронные каталоги своих фондов. Наиболее преуспела в этом Библиотека Института научной информации по общественным наукам (ее электронные ресурсы составляют более 2 млн. записей). Ей на пятки наступает Российская национальная библиотека (РНБ). Далее следуют РГБ и ГПНТБ (свыше 1 млн. записей), 750 тыс. электронных карточек накопила Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), 500 тыс. - Библиотека по естественным наукам РАН, 400 тыс. - Государственная центральная научная медицинская библиотека, 150 тыс. - ВГБИЛ и т. д.

По словам г-на Кузьмина, на повестке дня - представление всех этих ресурсов в Интернете. Наиболее продвинулись здесь ЦНСХБ и Научная библиотека МГУ, открывшие свои электронные каталоги. Абсолютным же лидером является ГПНТБ, на сервере которой находится и Сводный каталог научно-технической литературы, отражающий фонды более чем 400 библиотек страны.

Итак, с электронными каталогами библиотечных фондов, несмотря на разобщенность проводимых в этом направлении работ, дело обстоит не так плохо. Хуже другое. По мнению специалистов Центра ПИК МК РФ, мультимедийных дисков по культуре, искусству и образованию очень мало не только в компьютеризированных классах, но даже в крупных библиотеках. Эта невостребованность отталкивает потенциальных производителей от инвестирования средств в разработку CD-ROM. Поскольку государству сейчас не до поддержки культуры, вся надежда на частных покупателей и частные учебные заведения, в которых учатся дети обеспеченных родителей.

Но и здесь проблемы. По мнению Андрея Зоненко (“Росинэкс”), даже до кризиса средний уровень платежеспособного спроса россиян на просветительское мультимедийное ПО был очень низок и не позволял покрыть расходы производителей. Поэтому за последние два года вышло лишь несколько отечественных изданий, посвященных культуре и искусству.

Совсем другая картина за рубежом. По словам Доминика Делуи, менеджера по маркетингу французского Museums on Line (www.museums-on-line.com), мировой рынок лицензированных изображений произведений искусства вырастет с 200 млн. долл. в 1996 г. до 2 млрд. долл. к 2005 г. Так что вкладывать деньги в сохранение культурного наследия стоит. Рано или поздно эти инвестиции оправдают себя даже в чисто коммерческом плане.

Время, когда современные информационные технологии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD)воспри­нимались работниками культуры как некая экзотика, дорогос­тоящие, а то и недоступные игрушки, прошло очень быстро. Еще в середине 1990-х годов среди руководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с компьютером, но мне это и не нужно в моем му­зее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концерт­ной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполняли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслуживание и обновле­ние тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я занимаюсь сложными вопроса­ми, а для технических вопросов у меня есть секретарша. Кроме того: компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важ­нее художественный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интернете глу­пые и даже опасные игры, будут находить там нежелательные программы, например порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться великолепными красками Исаака Левитана. Они больше не станут ходить в концертный зал, что­бы послушать Чайковского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества - во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных - нет. Это расколет наше общество».

Такое массированное сопротивление сегодня уже несколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спраши­вают номер электронной почты, потому что она позволяет под­держивать контакты со всем миром проще, быстрее и дешевле, причем каждый может научиться обращению с этой простой тех­никой. Компьютер - всего-навсего усовершенствованная пишу­щая машинка. Электронная почта - прекрасное и дешевое сред­ство связи с коллегами во всех концах света. Каждый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмерном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспе­чение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и по­полнять фонды; любое управление культуры счастливо, что те­перь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии - это удобный инстру­мент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет ком­муникацию, стимулирует создание сетей и обмен информаци­ей. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь библиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро вы­яснить, в какой библиотеке находится нужная информация или книга. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по сво­ей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культу­ры может быстро обменяться с другим данными, которые мож­но очень хорошо использовать в ежедневной работе.

Мелкими оказались те проблемы, на которые указывали кри­тические голоса: люди якобы становятся более одинокими, об­щественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалиптические предсказания не сбылись. Дет­ские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят очере­ди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к ли­тературным чтениям и альтернативным танцам. И новые сред­ства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот, повышают интерес, делают более доступными традицион­ные виды культурной деятельности, способствуют лучшей ин­формированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается человеком - это общественное существо, он не только хочет видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это об­судить за чашкой чая, кружкой пива или рюмкой водки.

Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди переста­нут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от традиций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, кото­рые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интерне­том, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет заставляет людей читать, но читать иначе, чем рань­ше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны теснейшим образом сотрудничать со школами, теперь встают задачи соеди­нить традиционное чтение с чтением в Интернете, найти баланс между тем и другим, побудить читателя к углубленному чте­нию, а при посещении им учреждений культуры - научить сде­лать это посещение интересным и увлекательным, используя новые средства коммуникации.

Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах «подачи культуры». В первую очередь это проблема обеспечения досту­па к новым информационным технологиям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения земного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефону.) Здесь огромную роль играют публичные библио­теки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библиоте­ки - это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это куль­турно-информационные центры для всех слоев населения. Мно­гим библиотекарям, особенно старшего поколения, было трудно вжиться в эту роль, но молодые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожилых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Сегодня почти все публичные библиотеки оснащены компьюте­рами, все больше школ получают компьютерную технику. Пред­лагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и мо­лодежи бесплатно, а для взрослых по очень низким расценкам. Для детей и молодежи создаются специальные сайты в Интер­нете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры - введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьютером, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогатель­ное средство, которое дополнило книгу, но ни в коем случае не вытеснило ее.

Уже несколько лет одним из самых ярких событий в между­народном музейном деле стали Международные музейные Бьеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра (бывший музей Ленина). И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего Бьеннале.

Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культуры Санкт-Петербурга, стал CD«Экскурсии по Государственному Русскому музею». Пользователь по плани­ровке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировав­шись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомится с его изображением на среднем плане и не­скольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характеристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком этого муль­тимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов.

Этот недостаток был преодолен в пользующимся высоким спросом компакт-диске «100 современных художников Петер­бурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (спе­циальная съемка с оригинала), биографией, характеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов.

Государственным Музеем истории Санкт-Петербурга подго­товлен и выпущен CD-ROM мультимедийная образователь­ная программа «Александр Блок», созданная на основе коллек­ций Музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и по­знакомиться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фо­тоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока и другие материалы.

Этот компакт-диск используется не только по прямому на­значению - для образовательных целей - образовательными учреждениями и отдельными лицами, но и самим музеем, полу­чившим новые возможности для презентации и участия в раз­личных выставках в стране и за рубежом.

Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на практическое от­сутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фонды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиа-дизайну, имеется развитая производственная база для массово­го производства высококачественных мультимедиа, которые пользовались бы повышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, толь­ко некоторая инерция работников сферы культуры и органов управления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в Других российских культурных центрах.

Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое про­стое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошю­ру, отсняли фото- и видео-сюжеты, имеется их электронная вер­сия - вот и вывешивается она в Сеть. В этом случае использует­ся только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара - все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, ис­пользование возможностей далеко отстает от технического раз­вития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных ви­дов информации.

Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная ре­альность, реал-аудио, мультимедиа - да еще в интерактивном режиме, в реальном времени - все это создает колоссальные пер­спективы продвижения и организации и ее деятельности!

Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился инфор­мационный сайт о театральной жизни города: информация о пре­мьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них - по­лучать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе - в костюмах). Затем это меню было дополнено планиров­кой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сде­лан - электронный заказ и продажа билетов. В результате воз­можность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но жители других городов и стран, соби­рающиеся посетить Санкт-Петербург.

Просвещение и образование. В современном мире уже недо­статочно технически владеть компьютером, недостаточно актив­но использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное - умение анализировать поток информации, поступа­ющей со всего света. Мир Интернета дает простой и доступный выход в огромное культурное разнообразие, существующее в мире. Только в одной Российской Федерации существует огром­ное многообразие культур. Оно может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» делает его доступным в нужной форме. Эта разъясня­ющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торговлей, должен знать привычки своего возможного торгового партнера. Она нужна также на курсах для людей, занимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, дол­жен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъяс­няющая информация необходима, прежде всего, в образователь­ных учреждениях, чтобы уже на самом раннем этапе научить человека подходам к другой, чужой: культуре, а также в учреж­дениях культуры.

Оснащение библиотек и школ компьютерами и подготовка преподавателей стоили и стоят денет. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуации, кстати, находи­лись и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссыл­ками на смежные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пе­ресмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, экономическом и столь важном культурном диалоге в современном мире.

Партнерство. Электронная коммуникация дает возможность установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах.

В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режи­ме реализована программа в помощь учителям и школьникам по программам «Мировая художественная культура» и «Исто­рия российской культуры», в которой участвуют музеи, библио­теки, театры, художественные и музыкальные школы.

Краснодарский художественный музей выступил с инициа­тивой (автор проекта Е. Косопойко) создания музейного биб­лиотечного центра России, объединяющего ресурсы музейных библиотек.

Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой куль­туры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его со­здателями и пользователями стали работники учреждений куль­туры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Вол­гограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и на­правления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкур­сах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проек­тах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение,

Привлечение ресурсов. Как уже отмечалось, главный ресурс в сфере культуры - общность интересов, их активизация, актуа­лизация и мобилизация, И современные информационные тех­нологии, и в первую очередь Интернет дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов.

Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по «Мерт­вой зоне» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте.

Однако речь идет о привлечении не только творческих ре­сурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубеж­ных) содержатся не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок.

Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возмож­ность подключения к глобальной системе. Более того, возмож­ность нам самим предоставлять в общемировую сеть информа­цию открывает перспективы для сотрудничества с нами всем желающим. Для того чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо, чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не зая­вим, никто о нас не узнает.

Региональные Интернет-ресурсы культурной деятельности. Как уже отмечалось, в настоящее время культурная деятель­ность все в большей степени выступает не столько результатом, следствием социально-экономического и политического разви­тия, сколько неотъемлемым важнейшим фактором этого разви­тия, располагающим собственным и немалым потенциалом. По­этому особенно важно формирование организационных и эко­номических условий для саморазвития культурной жизни, сохранения и развития культурного потенциала общества, вза­имодействия культурного процесса с другими областями обще­ственной деятельности и придания им социально ответствен­ного и культурологического характера.

Эффективность формирования и реализации культурной по­литики во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры культурной деятельности. Эта инфраструкту­ра представляет собой взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий объединение уси­лий и ресурсов участников культурного процесса и качество пре­доставляемых ими продуктов и услуг. Информационная инф­раструктура культурной деятельности оказывает содействие ук­реплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры и искусства. Как инструмент культурной по­литики она позволяет осуществлять анализ вклада сферы куль­туры и искусства в общественное развитие, определять страте­гические приоритеты, координировать и планировать культур­ную деятельность, а также реализовывать продвижение сферы культуры и искусства. Информационное обеспечение сферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства, доступного как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой свя­зи эффективное использование электронных информационных Ресурсов, в частности Интернета, становится одной из перво­очередных задач информационного обслуживания.

В этом плане несомненный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, который обладает масштабной и разветвлен­ной сетью учреждений культуры и искусства. В городе работа­ют более 170 музеев и 40 галерей, около 1270 библиотек, более 50 театров, свыше 100 концертных организаций и клубов. Из них только 170 организаций подведомственны Комитету по культуре, остальные обладают федеральной или областной при­надлежностью, представляют собой общественные организации.

В последнее время учреждения культуры все больше исполь­зуют возможности, которые предоставляет Интернет, для разви­тия и продвижения своей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертных организаций, галерей, библиотек. К 2003 году таких сайтов было около 30, и этот процесс развивается очень бурно. Тем не менее, эта работа сталкивается с рядом проблем:

Разрозненность сайтов по своему уровню, как техническо­му, так и содержательному;

Информационное наполнение сайтов и постоянная тех­ническая поддержка требуют больших организационных усилий и материальных затрат, как правило, непомерных для небольших музеев, театров и т. д.;

Не всегда информационное сопровождение отвечает совре­менным требованиям, часто информация не обновляется;

Сайты создаются стихийно, нет документов регламенти­рующих их создание. Информация оказывается рассеян­ной по различным адресам, не систематизированной, по­этому поиск нужных сведений затрудняется.

Создание информационной электронной сети библиотечных, музейных учреждений, создание единого театрального сайта оказываются важными, но частными прорывами.

Сфера культуры и искусства Санкт-Петербурга представлена в сети Интернет не как единое целое, а как некое число разрознен­ных, не взаимосвязанных между собой элементов. Тем самым не достигается задача создания интегрированного и общедоступного информационного пространства, снижается эффективность использования Интернет-технологий для представления культуры Санкт-Петербурга на межрегиональном и международном уров­нях, В этих условиях остро необходима интеграция всех инфор­мационных ресурсов учреждений культуры вне зависимости от ведомственной принадлежности. Такая интеграция позволит:

Повысить эффективность Интернет-технологии отдельны­ми учреждениями культуры;

Создать единое информационное пространство интегри­рованной и общедоступной информации;

Обеспечить мониторинг культурной жизни города;

Интегрировать информацию о культурной жизни города в межрегиональное, федеральное и мировое информаци­онное пространство.

Для решения этих задач в 1999 году был создан сайт-навига­тор «Санкт-Петербург: 1703-2003» (http://www.300.spb.ru), который ведет Институт Культурных Программ совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Поводом для создания сайта послужила необходимость информационной поддержки подго­товки празднования 300-летия города с точки зрения отраже­ния культурной среды, на фоне которой шла вся подготовка к юбилею. Однако возможности и перспективы сайта были на­много шире: постоянное информирование российской и меж­дународной общественности о событиях культурной жизни Санкт-Петербурга обеспечивало активизацию маркетинга и продвижение города на международных культурных и турис­тических рынках, усиление целенаправленного интереса мирово­го сообщества к предстоящему юбилею и городу в целом. Кроме того, доступ к информационным ресурсам сервера «Санкт-Пе­тербург: 1703-2003» способствовал формированию благоприят­ного имиджа города и укреплению его международного статуса.

Сайт включал в себя следующие разделы:

¨ официальные документы: указы, распоряжения, поста­новления Администрации Салют-Петербурга, грантовые конкурсы, объявленные Комитетом по культуре);

¨ проекты к юбилею различных организаций;

¨ новости культурной жизни;

¨ карты: исторические и современные;

¨ история: хронология важнейших событий за 300 лет;

¨ культура: события культурной жизни на год, «Афиша» на текущий месяц, база данных по фестивалям Санкт-Петер­бурга;

¨ в сети: навигатор по петербургским ресурсам Интернета;

¨ интересно: живая камера с видом на Петропавловскую крепость.

Информационным ядром сайта служила динамически попол­няемая афиша, в которой были представлены театры, киноте­атры и концертные организации, музеи и библиотеки, галереи и культурные центры города и их мероприятия на текущий ме­сяц. Городская афиша на русском и английском языках выпол­няла роль навигатора, т. к. давала ссылки на страницы учрежде­ний культуры, представленные в Интернет. Кроме информации на месяц, на сайте была дана перспективная информация на те­кущий и на следующий год.

На сайте также была размещена база данных по фестивалям Санкт-Петербурга с координатами организаторов, что позволя­ло театральным и концертным организациям устанавливать кон­такты и предлагать свои программы для участия в фестивалях и конкурсах. В дальнейшем информация по фестивалям могла быть расширена за счет сведений о фестивалях других регионов, преж­де всего северо-запада России, что, несомненно, представляло ин­терес для театральных менеджеров. Таким образом, существова­ла возможность создания навигационной системы по фестива­лям России.

Сайт пользовался большой популярностью у Интернет-пользователей. Российские пользователи составляли 32 % от чис­ла обращений. Среди зарубежных пользователей наибольшее количество обращений поступало из СIIIА (14 %), стран СНГ и стран Западной Европы. Среднемесячное количество посеще­ний росло весьма интенсивно: 1999 г. - 4800; 2000г. - 12500; 2001 г. - 16000; 2002 г. - 24000.

Интерес к сайту был настолько высок, что в 2001 году по ини­циативе Правительства города была создана система перекрест­ных ссылок сайта и ряда сайтов городского Правительства. По­чти сразу сайт стал привлекать внимание рекламодателей и стал коммерчески выгоден.

Уникальность потенциала сайта такова, что его значение не будет утрачено после 2003 года. По выполнении задачи инфор­мационного сопровождения юбилея города, сайт способен объе­динить информационные ресурсы в сфере культуры и искусст­ва, представить учреждения культуры и искусства и культур­ный процесс в целом. По своим характеристикам сайт сможет взять на себя функцию связующего звена инфраструктуры куль­турной деятельности, стать информационным ядром, объединя­ющим другие элементы, включая профессиональную коммуни­кацию, непрерывное образование, работу с персоналом, PR-деятельность, и являющимся источником их развития. Сайт может быть использован в целях поддержки формирования и реали­зации культурной политики, направленной усиление на соци­альной роли сферы культуры и искусства и увеличение ее вкла­да в экономическое развитие города. Он является реальной и крайне необходимой базой данных для туроператоров - как оте­чественных, так и зарубежных.

Новая форма сотрудничества для организаций культуры и искусства - база данных «Фестивали Санкт-Петербурга», где содержатся страницы, посвященные городским фестивалям, также снабженные ссылками на сайты организаторов проектов. Будущее сайта, перспективы его развития зависят от того, на­сколько успешно он сможет представлять культурную деятель­ность Санкт-Петербурга как единое целое, отражать работу го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций культуры и искусства и обеспечивать их представление в Ин­тернете посредством системы ссылок или создания индивиду­альных страниц. Еще одним назначением сайта может стать объединение культурно-информационных ресурсов Северо-За­падного региона, содействие в укреплении межрегионального сотрудничества.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

иноязычного населения приводит к формированию многослойной этнокультурной системы общества в Германии и в других странах. Эти слои - немецкий, турецкий, русский - образуют субсистемы, которые существуют обособленно, редко пересекаясь друг с другом, что позволяет русскоязычному жителю Германии существовать почти без знания немецкого языка, так как вся бытовая сфера функционирует на русском языке . Основной язык становится субстратом для смешанного языка либо же с небольшими изменениями претерпевает натиск иноязычной лексики. Потребность эмигрантов в контакте с немцами в процессе жизни значительно обогащает их лексикон только «нужными» словами, в то время как эмигранты начала XX века зачастую владели немецким, т. е. вполне свободно могли изъясняться на нем, или были вынуждены изучать его целиком.

Считаю, что язык русскоязычных эмигрантов в Германии - это произвольная смесь различных норм двух ненормированных языков (разговорного русского и разговорного немецкого), что делает этот язык вдвойне ненормированным. В отличие от простого смешения языков в процессе разговора, характерного для предыдущих волн эмиграции, когда использование того или иного языка четко разграничивалось уже на синтаксическом уровне (например, первая часть сложносочиненного предложения говорилась на стандартном русском, а вторая - на стандартном немецком языке), для новой формы эмигрантского языка характерна интерференция уже на фонетическом уровне, например произношение «Ляйпцих» вместо «Лейпциг»: Лейпциг - это немецкий город, немцы и русские произносят его название по-разному. Этот факт уже говорит о многом, так как фонетическая

интерференция очень редка для обычного языкового контакта. А это значит, что наука имеет дело с совершенно иной формой языка.

Появление смешанного языка тесно связано как с объемом потока эмиграции в Германию, так и с уровнем образования, социальным положением и целями самих эмигрантов этой волны. Как правило, эмигранты держатся вместе (в общине), что делает невозможным искоренение русского языка, но потребность в контактах с немецкоязычным населением страны заставляет их заимствовать некоторые «нужные» слова, адаптируя их под грамматику родного языка. Новообразования укореняются в речи эмигрантов и используются как в общении с немцами, так и между собой. Это определяет этнокультурную специфичность формирующейся специфики языка мигрантов относительно традиционных языков принявших их к себе коренных народов, а также относительно языка эмигрантов предыдущих волн эмиграции.

1. Soziodemographische Merkmale, Berufsstruktur und Verwandtschafts-netzwerke jüdischer Zuwanderer / Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. URL: www.bamf.de. Дата обращения - 13.02.2011.

2. Deutschrussische Sprache / Deutsche Wikipedia -die freie Enzyklopädie. URL: de.wikipedia.org/wiki/ Deutschrussisch. Дата обращения - 13.02.2011.

3. Земская Е. А. Особенности русской речи эмигрантов четвертой волны. URL: http://www.best-referat.ru/referat-76965.html. Дата обращения -18.02.2011.

© Михаленко А. О., Бочкарев В. П., 2011

О. А. Петрова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Рассматривается применение информационных систем и технологий в сфере искусства и культуры, а также способы представления учреждений культуры в Интернете.

Роль информационных и компьютерных технологий в современном мире сложно переоценить - в настоящее время они пронизывают почти все сферы жизнедеятельности общества. Большое влияние информационные технологии оказывают и на сферу искусства и культуры. Существует несколько способом, при помощи которых информационные технологии влияют на культурные процессы. Прежде всего, это создание представительств культурных учреждений в сети. Многие музеи, галереи, библиотеки, театры и другие учреждения культуры создают свои сайты в Интернете. Основной целью этих сайтов часто является информирование о деятельности этих учреждений, времени их работы, экспозициях, которые на данный момент есть в музее, проводимых мероприятиях и т. п.

Однако их деятельность этим не ограничивается. Как правило, на данных сайтах посетители имеют возможность ознакомиться с частью произведений музеев. Некоторые музеи создают на страницах своих сайтов виртуальные экспозиции, позволяющие людям приобщиться к прекрасному, не покидая своего дома. Подобные экспозиции создают и некоторые крупные Интернет-порталы. В частности, можно отметить проект «Art Project» , который поддерживается поисковой системой Google. В рамках данного проекта можно совершить виртуальные туры по музеям с мировым именем, таким как Музей Ван Гога (Амстердам), Галерея Уффици (Флоренция), Лондонская Национальная галерея, дворцово-парковый ансамбль в Версале, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и ряд других.

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

Кроме того, появляются и собственно виртуальные музеи, то есть сайты, созданные и оптимизированные специально для экспозиции музейных материалов. И это направление стало настолько популярным, что для веб-музеев был выделен отдельный домен высшего уровня.museum. В качестве примера можно отметить виртуальный музей Канады . Данный ресурс является презентацией коллекций более 2500 канадских музеев и включает виртуальные выставки, бесплатные онлайн-игры, образовательные материалы, а также более 850000 изображений по истории различных городов и общин Канады.

Другим направлением применения информационных технологий является создание специального программного обеспечения. В частности, для полноценного функционирования музеев и библиотек создаются специальные программы.

В качестве примера программного обеспечения для музеев можно выделить такие системы как КА-МИС (Комплексная автоматизированная музейная информационная система) и автоматизированная система «Музей». Так, система КАМИС предоставляет пользователю такие возможности как обработка, хранение и публикация информации о музейных предметах и коллекциях; оформление учетной документации в соответствии с действующими требованиями; определение условий поиска, выборки и получение по запросу данных по коллекциям в виде картотек, каталогов, списков и т. п.; систематизация, хранение и использование информации по научным темам музея; хранение и публикация изображений, аудио и видеоматериалов; создание мультимедийных систем для посетителей и многое другое.

В сфере библиотечной деятельности можно выделить программные пакеты на основе 1С («1С: Библиотека вуза», «1С: Библиотека Колледжа», «1С: Школьная библиотека»). Эти и им подобные про-

граммы позволяют создавать и вести электронные каталоги, обрабатывать аудио- и видеоматериалы, осуществлять поиск по любому слову библиографического описания, получать информацию с удаленных серверов, обслуживать читателей в автоматизированном режиме и т. д.

Также информационные и компьютерные технологии могут использоваться для сохранения культурного наследия в виде создания электронных библиотек редких книг и рукописей, что позволяет дать возможность доступа к этим ресурсам специалистов и тех, кто этим интересуется, и в тоже время обеспечить их сохранность.

Кроме того, говоря о сфере культуры и искусства, нельзя не отметить, что меняется и само искусство, в нем появляются новые направления, связанные с использованием именно компьютерной техники, графических программ. В частности, можно выделить такие направления как видео-арт, инсталляция.

Таким образом, информационные технологии, и особенно их компьютерная составляющая, оказывают большое влияние на сферу культуры и искусства, позволяя сохранять культурное наследие и предоставлять доступ к произведениям культуры и искусства всем людям, которые этим интересуются.

1. Art project. 30.03.2011. URL: http://www.google-artproject.com.

2. Virtual Museum of Canada (VMC). 30.03.2011. URL: http://www.museevirtuel-virtualmuseum.ca.

3. Комплексная автоматизированная музейная информационная система. 28.03.2011. URL: http:/ /www.kamis.ru.

© Петрова О. А., 2011

А. С. Полякова Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Среди музыкально-песенных традиций русского старожильческого населения Забайкалья особо выделяются своеобразная ее культурная ветвь - семейские (потомки старообрядцев, переселенных сюда в XVIII столетии), как особые русские старожилы Забайкалья со своей культурой, носители и хранители древнего песенного творчества.

План переселения староверов в Сибирь был разработан царской администрацией заблаговременно. К передвижению больших масс русских людей, возвращаемых из Польши, стали готовиться заранее. Большую часть выведенных из Польши и белорусских земель староверов, а также казаков с Дона за участие в пугачевском восстании гнали в Сибирь по старой дороге через Верхотурье. Так, 9 июля 1764 г. Указами импери-атрицы велено командировать «отписных крестьян и разночинцев и казаков с препровождением из Верхоту-

рья до Тюмени и Туринска и к расположению каждого места по пятидесяти, чтоб быть им попеременно и в Тюмени и Тобольску и Ялтуровску для того и требовать в Туринской воеводской и Краснослободского управления канцелярии по пятьдесят человек» . На протяжении всего своего пути староверы шли целыми семьями, и потому в документах часто встречаются отдельные термины - «семейные»= «семейские».

Исследуя особенности песенного фольклора се-мейских западной части Забайкалья (Бурятии) с му-

Одной из основных функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания. Социальное воспи-тание – это объективно существующее общественное явление. Оно представ-ляет процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Социальное воспитание начинается сразу же, как человек включается в систему общественных отношений.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влия-нием социовоспитательного воздействия – это прежде всего изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассмат-ривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систе-матизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует прев-ращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический по-тенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается). Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.

К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансфор-мации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общ-ностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досу-говым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреа-тивную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассмат-ривать как механизмы реализации теории в практику социально-педаго-гической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потреб-ностями, между духовным и материальным производством. По нашему мне-нию, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.


Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):

1) общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп.

Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятель-ности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внед-ряют такие формы работы, которые способствуют:

Восстановлению эмоционального равновесия людей;

Возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

Акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенап-равленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общеприз-нанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают проч-ную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди мно-жества инновационных технологий в области культуры, искусства, образо-вания, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завер-шенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию

Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационных технологий включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии ), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии) , либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:

- объект деятельности : коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности : социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.

Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.

Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.

Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ , содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.

Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:

- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач

- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;

- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;

- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;

- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.

В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:

система социальных технологий педагогики досуга

Методики (технологии), применяемые в учебном процессе, являются механизмами реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Представляется правомерным определение социальных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями, между духовным и материальным производством. Примером исторически первых социальных технологий могут служить национальные традиционные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике - экспериментальные школьные программы (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д. Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных социальных технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от рада факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое " количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими"" особенностями. Известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в практике культурно-досуговых центров. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республики, области, края, района, города.

Прежде всего необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы. В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и "инструментовку" целей и задач социально-культурной деятельности. Цель выступает как способ интеграции различных действий и усилий различных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункциональна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней ("дерева целей", "пирамиды целей") в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвигаются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографических групп населения, характера их трудовой деятельности и производственных условий, с учетом координации усилий с другими социальными структурами и институтами, определенных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, вечернее время), недельного (ежедневного и воскресных дней), отпускного времени.



Знание технологии диктуется многосубъективностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и специалистов, профессионально занимающихся в этой сфере, в качестве ее постоянных субъектов выступают многочисленные общественные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные движения, разнообразные коммерческие, кооперативные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социально-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

Вся эта масса субъектов, задействованных в досуговой сфере, избирательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следовательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характерными особенностями.

Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации "ноу хау" для отдельных видов / развивающей социально-культурной деятельности в области просвещения, творчества, активного отдыха, спорта и развлечений.

Социально дифференцированные (или частные) методики охватывают технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.

Методика (технология) социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов.

Существенным источником обогащения этой методики является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются в первую очередь в разви- вающей, информационно-просветительной деятельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, информационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные виды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. На практике все названные средства используются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветйтельная^и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, _таорче-ской, рекреативной.

В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); восдитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организациитвррческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация" творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования; методы рекреации (вовлечение

в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Наконец, в практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного "проблемного поля" современной социально-культурной сферы.

Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагогические. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации являются и требования педагогики сотрудничества.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые- на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

16. Функциональные и частные методики

Основу функциональных методик организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство

культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений Определяющим признаком всех функциональных методик яв.ляе11ся..их-развивающее начала Не сду^йшхлшщмхФУЗКШ10" нальные методики носят обязывающие ко многому названия развиваю-щих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Начнем характеристику функциональных методик с методики ор-ганизации информационно-познавательной, просветительной деятель- Я ности и самообразования.

Интенсивно используются такие особенности этой деятельности, как большая, чем у других социальных институтов, доступность, свободный характер, ее независимость от жестких учебных планов и программ, широкое внедрение популяризаторских методик, основанных на синтезировании научного и художественного материала, возможность гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории, умение ставить единую педагогическую цель в информационной, образовательно-кружковой и индивидуально-консультационной работе.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субьектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, "круглые столы", дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуЖ" дении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливается утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Основные объекты социокультурной сферы (клубы, Дома культуры, библиотеки и др) переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие меди-аобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию

кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Происходит расширение номенклатуры информационных услуг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, общественные центры непрерывного образования, тематические школы и курсы на хозрасчетных началах. Резко возрастает потребность в оперативной информации о текущих событиях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения.

Культурно-досуговая сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Досуговые центры органично включаются в открытую информационную систему, рассчитанную на использование всего массива информации без каких-либо ограничений.

Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой информации, но и сведения и оценки местного, регионального характера. Информационно-просветительная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к информации через организацию независимых библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.

Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вывод еще раз подтверждает установленную на практике закономерность: некрупная структура всегда оперативнее откликается на возникновение новых познавательных, творческих потребностей, на поиск новой информации, нетрадиционных способов действия, остро реагирует и на возможные разрывы в социальной среде, на негативные ситуации, неблагоприятную психологическую атмосферу, дефицит общения и социального доверия. Известно, как дорого обходится обществу социальная отчужденность группы или отдельно взятой личности.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникруж-ка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно

расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров - публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при приведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т.д.

Увеличивается значимость самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются его факторы саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлением. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право создания авторской школы и право на художественный эксперимент.

Главным становится набор активных рекреационных занятий, связанных в сквозные досуговые программы, отличающиеся сравнительно большой продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэ-нергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздо-ровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут прежде всего школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффективности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седатив-ных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.

В организации массового отдыха активно используются традиции возрождаемой народной культуры. Учреждения досуга принимают деятельное участие в восстановлении системы народных праздников, обрядов и ритуалов, традиционных форм организации молодежного досуга входят в обиход такие новые праздники, как юморины, дни смеха, спортивно-туристические, праздники цветов, литературно-художественные, русского чая, городов и т.д.

1В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра ооладает хорошо известными психологическими, организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя самореф-лекцию личности, игра является действенным инструментом углубле-r?e^lKPa™4HOCTJI обш-еняя" сотрудничества, социального диалога. Дифференцированные (частные) методики социально-культурной деятельности ориентированы на работу,С Отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть рядящих"чёртГсвязан-ных с изначальными принципами и функциями социально-культурной (деятельности. В то же время каждая из методик обладает характерными) осооенностями, обусловленными социально-психологическими, физио- > логическими и другими характеристиками возрастных групп - детей подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методик составляют разно-ооразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтении досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятии, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов. Трудно переоценить значение социологических исследовании для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально неооходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования

исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Глава пятая