Тарифы Услуги Сим-карты

Как научить ребенка читать быстро и правильно: упражнения скорочтения. Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика. Развитие скорости мышления

Современное общество невозможно представить без телефона, планшета, книги или компьютера. Каждый находит информацию с ресурса, которым ему удобнее пользоваться. Быстрое принятие необходимой информации позволит сэкономить время, стать успешнее и усваивать большее количество материала. Скорочтение и развитие памяти поможет в данном вопросе.

Память и методики её развития

Одну из главных ролей в жизни каждого человека играет память. Она принимает участие практически во всех процессах жизнедеятельности.

Запоминание является самой важной функцией памяти. Учимся приобретать новые знания и навыки мы только благодаря ей.

Существует шесть основных методик, применяемых людьми для :

  • Метод № 1. Основан на построении последовательных ассоциаций. Здесь задействована не только память, но и воображение. Такой урок позволит лучше усвоить и запомнить материал с помощью выстраивания ассоциаций. Применение данного метода поможет вспомнить не только слова, но и их последовательность в тексте.
  • Метод № 2. Его часто используют для работы с иностранными словами, стихами или цифрами. Благодаря такой задаче у человека развивается способность запоминать до 100 слов в день. Необходимо к определённому зарубежному выражению из текста или стиха подобрать свою ассоциацию. По истечении времени благодаря ей человек вспоминает то слово, которое было связано с определённой ассоциацией. Учиться развивать память с помощью такого метода – одно удовольствие.
  • Метод № 3. Заключается в построении и тренировке логических закономерностей. Учиться применять такой метод стараются люди, у которых мыслительная активность гораздо более развита, чем воображение.
  • Метод № 4. Проходит в несколько этапов. Первым является распознание главной идеи информации, а повторное чтение стиха или обычного текста подразумевает выделение основных деталей. Во время последующего чтения необходимо учиться отделять основную мысль от второстепенной.

Презентация: "Как увеличить скорость чтения и мышления в 1,5 - 2 раза"

  • Метод № 5. Предполагает использование ассоциаций, которые занимали определённое место в жизни человека. То есть не придумывать их, а сопоставлять слова и словосочетания с определёнными моментами, друзьями или родственниками.
  • Метод № 6. С помощью него развивается и фантазия человека. Необходимо определённую цифру или букву сопоставить с каким-либо предметом (цифра «1» похожа на столб или «2» имеет вид завивающейся змеи).

Также существуют специальные книги, которые помогают и взрослых. Заучивание стихов отлично помогает для того, чтобы улучшить память.

Тренировка скорочтения

Тренировкой скорочтения необходимо заниматься ежемесячно на протяжении года. Учиться устраивать недельные тренинги с применением специальных методик.

Часто многие люди, а особенно дети, проговаривают слова во время прочтения текста или стиха. Это значительно ограничивает скорость чтения. Если же этого не делать, то возможно восприятие сразу всего текста, который попадает в поле зрения. Постарайтесь учить своего ребёнка во время чтения плотно прижимать язык к небу или к зубам, чтобы избежать привычки проговаривания.

Следующий метод относится к развитию периферийного зрения. Эта тренировка сможет обеспечить восприятие взглядом всего текста, расположенного на странице. Этого можно достичь с помощью специально разработанных таблиц, в которых цифры или буквы расположены в хаотичном порядке. Задачей является как можно быстрее найти и выстроить их в правильную последовательность. Учиться тренировать скорость чтения с помощью данного метода не составит особого труда.

Тренировка правильного движения глаз. Заключается в чтении строго по вертикали. Некоторые люди обладают привычкой передвижения глаз по горизонтали. Это неправильно и может замедлять процесс восприятия информации.

Определение главных слов и словосочетаний в тексте или стихе. Иногда не вся информация является полезной и необходимой для запоминания. Учиться выделять главные ключевые слова является основой данного метода. Просмотрев оглавление и пролистав книгу, необходимо остановить свой взгляд в главных местах. При повторном чтении это поможет лучше усвоить информацию.

Тренировка и развитие памяти является хорошим стартом в самопознании своих сил и возможностей.

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

    Лелик

    Действительно, закончил курсы скорочтения буквально полгода назад.
    Со скоростью чтения все нормально, но когда прочитываешь в день несколько статей по одной теме, то часто каша в голове получается.

    • Сергей

      Я недавно занимался в одной школе скорочтения и развития памяти. По субъективным оценкам скорость чтения увеличилась раз в 5. Процент запоминаемой информации остался таким же, как был при «классическом» чтении.
      Извините за субьективность оценки, но я тестам не очень доверяю, т.к. очень много факторов, влияющих на результат: настроение, концентрация внимания в момент прохождения теста, сложность текста, знакомство с той областью, о которой говорится в тестовом тексте и т. д. и т. п.

      • Богдан Руденко

        Сергей, об уверенном владении навыком можно говорить только тогда, когда ни настроение, ни пр. факторы уже не влияют. Во всяком случае, определенный, стабильный результат надо выдавать в любом состоянии. Иначе не вижу смысла тратить время и деньги на обучение, после которого результаты зависят от «расположения звезд на небе».

        Сергей, несмотря на то, что Вы достаточно ясно дали понять об эффективности обучения в этой школе скорочтения и развития памяти, когда написали, что % запоминаемой информации остался таким же, все равно интересно узнать, как проходило Ваше обучение?

        Там действительно уделяли внимание развитию памяти, или, как обычно, только скорочтение? И если уделяли, то какую информацию учили запоминать? Есть ли какие-то численные характеристики, как, например, у нас, ну и пр.

        Свето4ка

        У меня был опыт прохождения подобных курсов! От себя могу сказать, что и скорость чтения и память у меня улучшилась! Как-то все само-собой стало запоминаться!

        • Богдан Руденко

          Уточните, в чем выразилось «улучшение» памяти. Если это не в конкретных, измеримых результатах, то с т.з. стандартов, принятых в Центре Развития Памяти, ни о каком улучшении здесь речи быть не может. Опять же, что конкретно означает «все», которое «само-собой стало запоминаться»? После прохождения этих курсов у вас могут «сами-собой» запоминаться, скажем, все хронологические таблицы учебника истории, формулы учебника химии, определения вузовского учебника? Если да, то буду признателен за координаты этих курсов, и если они действительно позволяют достигать того, чтобы точные сведения и последовательность информации «сами-собой запоминались», я обязательно включу их технологии в нашу программу обучения.

        • юлия

          Подскажите наименование курсов которые вы закончили плиз

        • Антон

          Я только заинтересовался курсом скорочтения… на эту страничку попал случайно и знаете что я здесь вижу!!! — черный PR! Если честно, то глядя как Вы «обижаете» других, не хочется иметь с Вами никаких дел.

          • Богдан Руденко

            Антон, если Вы только заинтересовались курсами скорочтения, то должны быть благодарны случайности, позволившей прочитать мою статью.

            Огромное количество людей идет за «развитием памяти» на курсы скорочтения, и остается обманутым в своих ожиданиях. Многие признаются, что если бы статья попалась им на глаза раньше, они бы сэкономили кучу времени и средств…

            Но, разумеется, если Вы хотите лично убедиться в справедливости каждого слова статьи — воля Ваша.

            • tytmedanet

              То же самое люди говорят о дорогостоящих тренингах НЛП. Они ничего не дают кроме общей информации. Как и многие другие тренинги подобного рода. Люди выходят такими же пустыми как и входят. Все то же самое есть в интернете. Учитывая еще тот факт что НЛП вообще довольно сомнительное направление в психологии и чуть чаще чем всегда оно не работает. Эти тренинги скорее времяпровождения, чем обучение.

            • Макс

              Скорочтение есть скорочтение, развитие памяти есть развитие памяти, это разные дисциплины, соответственно, разные методы, принципы, подходы к изучению и освоению данными дисциплинами.
              Я изучал скорочтение на трех разных курсах (везде методики одни и те же, отличаются только лишь способами подачи информации), а также долгое время дома, и скажу, что только спустя много месяцев и приложения огромных интеллектуальных сил у меня получилось приобрести данный навык для «рабочего» использования. Улучшение памяти я при этом не испытал. Поэтому развитие памяти у меня проходит отдельно от скорочтения, и постигается в разы быстрей, чем скорочтение.

              • Альбина (подписаны на комментарии).

                А как вы развиваете память, если не секрет?

              • Евгений
              • Оксана (подписаны на комментарии).

                Не могу не согласиться с Максом. Скорочтение и Мнемотехника — это разные навыки, соответственно - разные методики. И как Вы пишете, Богдан, что что-то стало «само-собой стало запоминаться», то так не бывает (((. Даже используя приемы мнемотехники, которые в разы увеличивают колличество и скорость запоминания, нужно сделать как минимум два шага: 1. сконцентрировать внимание и применить метод запоминания, 2. повторить то что нужно запомнить, иначе мозг выбросит это, восприняв запоминаемую инфу за рабочий материал кратковременной памяти.
                Вы, Богдан, правы в том, что одни курсы под двумя названиями (Скорочтение и развитие памяти) идолжны обучать, соответсвенно и скорочтению и мнемотехнике.

              • tytmedanet

                Несмотря на многочисленные рекламные утверждения о возможности увеличения скорости чтения без ухудшения понимания материала, целый ряд научных исследований доказывает, что это, увы, невозможно: чем выше скорость чтения материала, тем хуже его понимание, независимо от применяемых методик.

              • фируз

                Не очень с тобой согласен, как ты можеш не понимать ну или частично не понимать, то что читаеш? Зачем тогда читать вообще? Вообще то доказано, что чем медленнее ты читаеш тем меньше ты поймеш общего смысла читаемого, а будеш лиш понимать читание на данный момент, то есть в момент самого чтения, и притом, если не понимаеш общего и скрытого смысла, то информациЯ на долго не задерживается в памяти… спс за понимание мною сказанного!

              • Игорь

                Для чего нужно быстро читать? Скорей всего не для проглатывания всего текста целяком, а для поиска интересующей информации с последующим вдумчивым прочтением.
                Курсы не посещал, развивал скорость чиения по книгам и интернет, выбирая то, что посчитал нужным. Что касается памяти … благодаря принятым во внимание методикам от разных авторов результатом доволен.
                Относительно необходимости любых курсов - при наличии времени и средств посещать необходимо (особенно касается тех, кто тяжелый на подъем), они как минимум дисциплинируют.
                Р.S. Для экономных: пишите свой распорядок дня, включив 1 час обучения (желательно в одно и та же время). Строго соблюдать режим в течении месяца.

              • Cpo

                Есть деятель Сподин Андрей
                Который ведет Скорочтение — банальный обман иллюзия
                Кроме НЛП техник больше ничего нет общего.
                Ломит большие суммы, но результат нет.
                Тупой кидок.
                Но выбор всегда за л… ми.

                • Если не сложно, то, пожалуйста, аргументируйте свою позицию. В чем обман?

                  Да, скорочтение появилось еще в прошлом веке в США, да, все сводится к известному набору навыков и придумать что-нибудь принципиально новое здесь невозможно, как бы ты скорочтение ни называл — «МЕГА-», «СУПЕР-ПУПЕР-», как у Сподина , или как-то еще. И неважно, работаешь ли ты с распечатанными на бумаге учебно-методическими материалами, как Олег Андреев и Марат Зиганов делают уже 35 лет, или впихнул методику Андреева и Зиганова в e-book или iPad, как сделал Сподин — смысл от этого не меняется, скорочтение — оно «и в Африке» скорочтение.

                  Но это же не означает, что методика не работает.

                  Поэтому и прошу конкретизировать, в чем же именно заключается «тупой кидок» у Сподина?

                  Признаюсь, ко мне на тренинг приходили многие из тех, кто бывал у Сподина (ведь на кой черт скорочтение, если не умеешь запоминать?), и все как один отзывались негативно. Но, лично о Сподине. А вот о методике преподавания до Вас плохо еще никто не говорил. Разве что о жесткой нлп-обработке упоминали. Ведь это ж как надо постараться, чтобы испортить уже готовую, давно работающую методику. Не думаю, что Андрей Сподин настолько одарен 🙂

                • Марич (подписаны на комментарии).

                  Я занималась скорочтение со своей 7 летней дочкой, за 1,5 месяца результат у нас повысился с 38 слов до 72 слова в минуту. Сейчас разрабатываю материал по скорочтению на собственном опыте.

                  • Замечательно, но постоянно отслеживайте степень понимания. Ведь мы для понимания читаем, а не ради скорости. В свою очередь, пользы от понимания без запоминания нет. Но запоминание — отдельная тема.

                  • Игорь

                    Handy Reader — удобная читалка для iPhone, автоматически развивающая скорочтение

                  • Михаил Сергеевич

                    Вопрос. Для ребенка (младшие классы) очевидно раньше необходимо пройти тренинги по развитию памяти, а затем уже по скорочтению?

                    • Михаил, и ребенку, и взрослому сначала надо научиться запоминать. А потом уже скорочитайте на здоровье. Иначе какой смысл читать, если все равно не запоминаешь?

                    • Петр (подписаны на комментарии).

                      Заинтересовался методикой Васильевой.
                      Читаю отзывы, везде охи-ахи как все здорово.

                      Возник вопрос: проводились ли сравнения с другими методиками или с занятиями тупо без методики?

                      К чему я клоню: сам я пошел в первый класс знал только буквы, к концу года (за 9 месяцев) читал с какой то скоростью. то есть если человек занимается несколько раз в неделю, по нескольку часов, то ожидаемо даже по самой плохой методике будут результаты.

                      Проводилось ли сравнение с эффектом от других методик или развитию (если для детей) без методик совсем? По объему прочитанного, % усваиваемого и тд?

                      Приведу пример: пытался заниматься со своим ребенком в 4 года — учил буквы и читать. Ребенок ни хотел и отмазывался. Бросили. Через пол года появился интерес, ребенок сам смотрел букварь, только подходил и спрашивал незнакомые буквы у взрослых. Изучал без методики, а там где нравилось, мог в конце почитать, мог вначале. Сейчас пять лет читает, но медленно. Разумеется через пол года скорость вырастит ну думаю раза в 2, если будет пытаться читать вывески в городе или книги.

                      Так вот когда говорят, что скорость выросла с 10−20 слов в минуту в 2−3 раза это естественное развитие или заслуга методики?

                      • Петр, Васильевых много — есть методика Васильевой М. А. для детей, есть методика скорочтения и развития памяти Васильевой Л. Л., есть Васильевы — муж с женой, которые намолотили кучу книг по мнемотехнике… Вас кто конкретно интересует?

                        • Петр (подписаны на комментарии).
                        • Да у меня вопрос почти философский: есть методика Васильвой (-ых), кто-нибудь сравнивал результаты от этих методик с результатами от других методик (по развитию памяти или скорочтению)? Судя по расценкам — по Васильевой результат должен быть лучше и существенно. Но будет ли результат на столько лучше и будет ли лучше?

                          Вопрос действительно философский 🙂 Но судить по расценкам о качестве точно не всегда правильно.

                        • гриша

                          я ходил на юниум развитие памяти и скорочтению у меня и скорость чтения хорошо и память

                        • Александр (подписаны на комментарии).
                          • Александр, похоже, что мой блог становится площадкой для обсуждения достоинств и недостатков компании «Inten» и Андрея Сподина. Большая честь для них:-).
                            Статья ведь не о них конкретно. Один читатель в комментариях выше негативно отозвался о Сподине и скорочтении. Вот мне и стало интересно, неужели методика не угодила?
                            Если говорить не о методике, а о Сподине, то действительно — все мои клиенты, ранее проходившие у него скорочтение, не очень хорошо о нем отзывались. Почему? Сложно сказать… Сподина я видел только в роликах на YouTube. Когда хотел узнать, умеет ли он сам делать то, чему пытается обучать.
                            Думаю, причина негативного впечатления вот в чем… Ко мне на тренинг приходят умные люди. А умных людей смешат попытки примитивного манипулирования в стиле напористого представителя «канадской оптовой компании». Ведь почти каждое обращение Сподина сводится к «Пройдите у нас обучение, и вы станете сказочно богатым!». Та риторика, в которой выдержано и Ваше обращение:-). К сожалению, скорость чтения и способность зарабатывать деньги между собой не связаны — многие «скорочитатели» работают на тех, кто за всю жизнь и трех строчек не прочитал.
                            Подобная аргументация еще может работать на школьниках и студентах, но люди с жизненным опытом сейчас на такое редко ведутся. Хотя, конечно, всегда найдутся «буратины», готовые расстаться с золотыми ради «денежного дерева».
                            Александр, не сомневаюсь, что для прохождения обучения у Сподина пришлось продать машину. Слышал, что цены у них вроде бы не очень доступны. Но делать это было совершенно ни к чему. Оно не то что старого Жигуля — телевизора «Рекорд» не стоит. И вот почему.
                            Скорочтение — навык, в развитии которого тренер практически не нужен. Он требуется разве что для включения секундомера и команды «Стоп, закончили!».
                            Для формирования навыка скорочтения надо начитать по методике определенное количество часов, как летчику налетать часы. Весь смысл — именно в самостоятельной работе.
                            Зеленая точка, таблицы Шульте в разных модификациях, числовые пирамиды, лабиринты, ритм, в общем, все то, что есть на каждых курсах скорочтения, и даже алфавит Гриндера, который напрямую к скорочтению отношения не имеет, но используется Сподиным (методика же должна быть «авторской») — представлено в виде бесплатных тренажеров.
                            Это не только бесплатно и удобно, но и гораздо эффективнее. Раньше приходилось отрабатывать на бумажных книгах. Теперь же открыл текст в программе, а там тебе и точка перемещается по экрану, указывая нужное движение глаз, и шторочка автоматически опускается, и поле расширяется, и ритм выстукивается — красота! И это то, что я видел лет 10 назад, когда еще не было ни iOS, ни Android.
                            P. S. Перечитал Ваш «отзыв», Александр. Для «завершения гештальта» его бы стоило закончить фразой в стиле Тимоти Ферриса : «После прохождения тренинга в компании „Inten“ лично у Андрея Сподина я научился быстро листать страницы не запоминая содержание, и теперь работаю по 4 часа в неделю, при этом не торчу в офисе от звонка до звонка, живу где угодно и богатею!» ;-).

                          • Lol (подписаны на комментарии).

                            Только сегодня был у Сподиных на бесплатном пробном занятии. И о вас упоминали на нем))) Про проданную машину (правда не уточняли марку), и бизнес в Дубаях))

                          • Александр (подписаны на комментарии).

                            Действительно, некоторые техники подсчёта скорости чтения несколько завышают результат. Но с чего вы взяли, что это оболванивание клиентов? То, что не понятно простому обывателю, принято считать или лохотроном или магией. Пора уже избавляться от такой стереотипности мышления.
                            Я проходил скорочтение в компании Интен у Андрея Сподина два года назад. Результатом по прежнему очень доволен. Сейчас приглашаю его в Запорожье

                            • Александр, не буду спрашивать, кого Вы имели в виду под «обывателем, которому не понятно»:-). Сразу перейду к сути. Хорошо, что Вы проходили скорочтение — сможете подтвердить справедливость моих слов.
                              Говорить «некоторые техники подсчета скорости чтения несколько завышают результат» — неправильно. Правильно говорить — «обман». И вот почему.
                              Те 10 вопросов, о которых шла речь в статье — это блоки «Интегрального алгоритма чтения», изложенного еще в «Учитесь быстро читать» Андреева и Хромова — одном из первых отечественных учебников по скорочтению. В 1991 году, когда вышла эта книга, мне было 11 лет. Андрей Сподин был постарше — учился в киевской сельхозакадемии. Книгу мне пришлось покупать за карманные деньги, выданные на мороженное. И оно того стоило — до сих пор одно из лучших пособий, добавить к которому за 25 лет никто кроме Зиганова так и не смог.
                              Интегральный алгоритм бывает полезным при просмотровом чтении, чтобы составить общее впечатление о книге, например, перед ее покупкой. Но это — не полное, а поверхностное понимание. Иллюзия понимания. О качественном запоминании речь тем более не идет. Да и что там запоминать — всего-то 10 пунктов?
                              Тем не менее, отвечая на эти пусть и неменяющиеся от текста к тексту вопросы, приходится хоть как-то да напрягать мозги. Надо все-таки вспомнить название, автора, выходные данные, основную проблему и др.
                              Сподин пошел дальше. Чтобы люди сразу не разочаровались в туфте и не попросили вернуть деньги, он к каждому из 10-ти вопросов предлагает еще по 5 вариантов ответа! Александр, так же?
                              Мало того, что листая, например, роман Толстого, ты выискиваешь ответы на уже известные вопросы. Так потом еще и выбираешь правильный вариант, чтоб вообще не шевелить ни одной извилиной.
                              Название: 1) «Война и мир», 2) «Мир и война», 3) «Дружба и мир», 4) «Миру — мир!» или 5) «Мир! Труд! Май!»?
                              Выбрал правильный вариант — значит все усвоил и запомнил по меркам «Интена».
                              Разве не цирк? Если у Андреева — иллюзия понимания, то у Сподина, по Вашему выражению — «лохотрон».
                              Только не подумайте, что к Андрею Сподину я отношусь предвзято. Он мне не конкурент, и у меня нет оснований троллить его, как могли бы некоторые подумать.
                              Все то, что мы с исследовательской целью разбирали, в равной степени относится ко всем другим курсам скорочтения, в каком бы городе они ни находились.
                              Когда мы в 2012 году открывали «Центр Развития Памяти», я не поленился пройтись по всем курсам «скорочтения и развития памяти» из топа поисковой выдачи. Такого «камедиклаба» насмотрелся…
                              Спрашиваю у одних на ознакомительном занятии, в чем же заключается их развитие памяти? Преподаватель с гордостью достает лист с рядом чисел. И говорит, что на занятиях ученики смотрят на эти числа, пытаясь их «сфотографировать», а потом воспроизвести. Спрашиваю, и много ли удается чисел таким способом запомнить? Говорит — до 7-ми чисел, но несколько лет назад у них был гениальный ученик, который запомнил аж 9 чисел!
                              Если, Александр, Вы были на странице базового тренинга по развитию памяти , то видели, что мои клиенты в конце первого дня тренинга способны запомнить 200-значное число за 10 минут. Это — без набивания цены, как Вы говорите. Только факты.
                              Прихожу на ознакомительное занятие других курсов. Оказывается, кроме скорочтения и развития памяти там обучают еще рейки, медитации Ошо, астрологии, таро, телесным практикам (если учредитель курсов скорочтения женщина, то, как правило, у нее очень богатый внутренний мир).
                              Преподаватель раздала учебные материалы, и пока мы листали таблицы с пирамидками, сгоняла на балкон перекурить. После перекура спрашиваю: «Ну, а память-то вы как развиваете?». Говорит: «Я назову вам 20 слов, но сейчас вы не сможете их все запомнить. У вас это получится только после прохождения курса». О том, как учат запоминать на подобных курсах, я говорил вскользь в статье « «…
                              Нам выдали бумагу, ручку, и мы с трепетом ожидаем 20 слов… И тут преподаватель (как потом оказалось, нам очень повезло — ознакомительное занятие проводила сама основательница) достает из сумки блокнотик, открывает его и начинает оттуда зачитывать слова! Я со смеху чуть под стол не упал:-).
                              Так что Андрей Сподин на общем фоне еще ничего. Да и заметнее он больше других скорочитателей — отовсюду слышно его «драйвово», «мега-», «достигай сверх максимума» (кстати, это как?). Если старику Андрееву благодаря имени и авторитету не надо выпрыгивать из штанов, чтобы заработать деньги — народ к нему и так валит на Колобовский переулок в Москве, то Сподину приходится часто мелькать… И если уж разбирать скорочитательскую кухню, то лучше на примере самого яркого представителя (заметьте — комплимент).
                              И еще раз повторю то, что написал в статье — я не против курсов скорочтения. Я лишь призываю трезво смотреть на вещи. А то можно наслушаться всех этих «мега-» обещаний, продать машину, как в комментарии выше, разочароваться и потом хулить методику. А методика не виновата. Виноваты организаторы курсов скорочтения, искусственно завышающие ожидания у клиентов.

Наверняка, вы не раз слышали такое выражение, как техника быстрого чтения. Но делали ли вы что-либо для того, чтобы освоить навыки скорочтения? Да и какова нормальная скорость чтения и как измерить ее? Давайте же поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно можно ее увеличить. Кроме того, затронем мы и такие вопросы, как проверка техники чтения, его виды, а также рассмотрим наиболее эффективные упражнения, которые помогут существенно увеличить скорость восприятия текстовой информации.

Что такое техника чтения?

Прежде чем мы с вами разберемся, как можно быстро читать, запоминая при этом материал, поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно ее измеряют. Затронем также технику скорочтения, которая позволяет довольно быстро и качественно обрабатывать тексты. Отметим также, что скорочтение и развитие памяти довольно тесно связаны между собой.

Скорость чтения - отношение прочитанных знаков ко времени, за которое они прочитаны. При этом учитывается понимание текста, то есть то, насколько внимательно читатель прочитал его и запомнил.

В школьной практике скорость чтения измеряют в словах, но специалисты рекомендуют измерять ее в символах, так как длинна слов разная.

Скорочтение - набор специальных техник и методик, которые позволяют значительно увеличить скорость чтения, восприятие содержания текста. Люди, которые владеют техникой скорочтения, имеют широкое умеют фильтровать прочитанный материал, выделять в нем основное. А самое главное, могут быстро найти в тексте нужную информацию. Именно поэтому довольно важно знать, что такое техника быстрого чтения и как овладеть ею в короткий срок.

Виды чтения

Прежде чем говорить о технике чтения и о том, скажем пару слов о видах чтения. Кстати, отметим, что большинство из них - это способы быстрого чтения.

Психолингвисты и люди, занимающиеся обучением скорочтению, выделяют несколько видов ознакомления с текстом. Так, можно выделить углубленное, быстрое, панорамное, выборочное, а также чтение-просмотр и чтение-сканирование.

Давайте кратко охарактеризуем каждый из этих видов и разберем их особенности.

  • Так, при углубленном чтении производится анализ всех деталей, критикуется прочитанное, формулируются выводы. Обычно так обрабатывается научная литература.
  • Быстрое чтение подразумевает не только высокую скорость процесса, но и отличное понимание прочитанного. Сюда можно отнести ознакомление с художественной литературой.
  • При панорамном чтении используется методика расширения периферийного зрения. То есть человек, читающий таким способом, охватывает глазами довольно большой участок текста, что значительно влияет на скорость. Таким образом можно изучать практически любую книгу.
  • При выборочном чтении обрабатываются лишь некоторые части текста. Это могут быть отдельные главы, разделы, абзацы и даже предложения. Такой применяется студентами при подготовке к экзаменам.
  • Чтение-просмотр обычно применяется специалистами и студентами при подборе той или иной литературы. Просматривая книгу - аннотацию, предисловие, оглавление, человек решает, нужна она ему или же нет.
  • При чтении-сканировании производится быстрый просмотр страниц с целью поиска отдельных определений, дат, фамилий и имен.

Основные составляющие скорости чтения

Прежде чем мы разберем, что такое методика быстрого чтения, поговорим о составляющих быстроты данного процесса. Для того чтобы проверить скорость чтения, нужно в первую очередь знать о них.

Так, формула, по которой обычно рассчитывают скорость чтения, выглядит следующим образом:

  • V = Q х K: T.

Давайте теперь расшифруем каждое из этих условных обозначений.

Нормативы скорости чтения

Выделяют несколько скоростей чтения. Измеряется она в знаках, так как такой параметр более объективен, чем такие измерения в словах.

При этом очень медленной считается скорость в 900 знаков в минуту. Медленная приравнивается к 1200 знакам в минуту. Человек, читающий 1500 знаков в минуту, читает на средней скорости. Выше средней считается 1800 знаков. Быстрое чтение подразумевает скорость в 3000 знаков, очень быстрое - 5000, а люди, которые осваивают за минуту выше 10 000 символов, считаются овладевшими сверхбыстрой скоростью чтения.

Проверяем скорость чтения

Прежде чем говорить об упражнениях, которые помогут вам значительно улучшить скорость чтения, стоит ее проверить. Для этого можно как воспользоваться специальными программами, так и проверить ее самостоятельно, хотя это могут быть не совсем точные данные. Если вы решили воспользоваться вторым вариантом, то вам обязательно понадобится помощь кого-либо из родных или знакомых, текст, секундомер.

Начинаем с того, что берем в руки незнакомый текст, затем просим засечь время, за которое вы его прочитаете. Начинаем читать. По окончании вам должны задать пару вопросов по тексту. Если вы ответили на них, это очень хорошо. Если же нет - уже хуже. Кстати, отметим, что скорочтение и развитие памяти - две неразрывные вещи. Если вы довольно быстро читаете и не запоминаете прочитанного, то ни о каком скорочтении не может идти и речи.

Далее считаем количество прочитанных знаков в тексте (это можно сделать с помощью программы Word (Статистика) выделив нужный отрезок). Затем используем приведенные выше формулы и вычисляем нашу скорость чтения. Тут отметим, что коэффициент понимания считать не стоит.

Таким образом, вы сможете определить для себя, следует вам повышать скорость чтения или же нет.

Зачем развивать скорость чтения

Главная причина, по которой следует развивать навыки скорочтения, - повышение восприятия информации. Нас постоянно окружают разнообразные сообщения, и довольно важно, чтобы мы успевали вовремя воспринимать и запоминать их. И если восприятие звуковой и визуальной информации происходит довольно быстро и развить этот навык практически невозможно, то восприятие текстовых сообщений происходит довольно медленно и напрямую зависит от нашей скорости чтения. Именно поэтому следует развивать навыки скорочтения, причем делать это нужно не только взрослым, но и детям. И именно поэтому скорочтение для детей - довольно нужный навык.

К тому же процесс этот развивает память и внимание. Достоверно известно, что чем больше человек читает, тем он грамотнее и развитее. А для того чтобы читать много, нужно уметь читать быстро.

Отметим также, что люди всегда стремятся овладеть особыми навыками, которые присущи далеко не всем. Так вот, скорочтение также относится к ним. Освоив его, вы сможете с чистой совестью рассказывать о своих достижениях знакомым и друзьям.

Причины низкой скорости чтения


Эти и многие другие вещи значительно снижают возможность быстро освоить скорочтение. Для детей и взрослых существуют специальные упражнения, которые помогают решить указанные проблемы.

Методики развития техники чтения

Если вы хотите освоить любой метод быстрого чтения, то вам обязательно нужно знать о разнообразных методиках и методах, которые помогут вам существенно улучшить восприятие информации.

В принципе, каждый психолингвист и специалист в данной сфере вырабатывает свою собственную методику обучения скорочтению, делая упор на тот или иной комплекс упражнений.

Наиболее известные из них - методика быстрого чтения Олега Андреева, Андрея Сподина.

В основе всех их лежат одни принципы - расширить поле и угол зрения человека, научить его избегать регрессий, артикуляционных движений при чтении, развить память и мышление, умение критически воспринимать и запоминать текст.

Не важно, чью методику вы выберете, главное - чтобы вам было легко и интересно по ней заниматься.

Ниже мы предлагаем вам упражнения, которые лежат в основе практически каждого курса по скорочтению.

Упражнения для развития скорости чтения

Если вы хотите развить свои навыки скорочтения, рекомендуем вам ежедневно работать над этим. Для этого нужно выделять для занятий хотя бы час свободного времени и выполнять несложные упражнения, о которых мы сейчас вам расскажем.

  • Читая текст, закрывайте каждую прочитанную строчку чистым листом бумаги. Вместо листа бумаги можно использовать руку. Главное - не возвращаться назад и не открывать уже прочитанных вами строк.
  • Работайте с постепенно расширяя угол зрения. Кстати, техника быстрого чтения подразумевает также наличие широкого угла зрения.
  • Читая, обязательно держите на губах указательный палец - это поможет предотвратить артикуляцию, то есть проговаривание прочитанного текста губами.
  • Не отвлекайтесь на посторонние звуки, старайтесь читать в тишине и максимально концентрировать свое внимание на тексте.
  • По прочтении пересказывайте себе прочитанное, проверяйте, все ли вы запомнили или же что-то ускользнуло от вас.

Установите специальные программы, которые помогают быстро читать тексты. Так вы сможете менять темп чтения, постепенно привыкать к нему. Ниже мы предложим вам несколько таких программ и поговорим немного о том, какая техника быстрого чтения для детей существует.

Программы для развития навыков скорочтения

Мы с вами разобрались, что такое чтение, его скорость, вспомнили несколько довольно простых упражнений, которые помогут нам улучшить свои показатели. Давайте же теперь рассмотрим программы для быстрого чтения. Приведем три наиболее известные и употребляемые.

  • Программа Spritz помогает быстро читать тексты. Вы вводите в поле нужный вам кусок и устанавливаете скорость, с которой программа читает его. Весьма хороша для того, чтобы проверить не только скорость своего чтения, но и в рекордные сроки освоить материал.
  • Вторая программа - Psy games. Это целый комплекс разнообразных упражнений, который поможет расширить поле зрения, улучшить память и внимание, реакцию.
  • Отметим также еще один комплекс для улучшения навыков чтения - Speed reading software. С его помощью также можно значительно подтянуть скорость чтения.

Учим детей скорочтению

Последнее, о чем стоит упомянуть, - обучение скорочтению детей. Как мы уже говорили, данный навык будет довольно полезен как для развития памяти, внимания вашего сына или дочери, так и для дальнейшего обучения в школе или университете.

Несколько советов тем, кто хочет узнать, как научить ребенка быстрому чтению. Для того чтобы научить детей быстро читать, нужно в первую очередь показать им, что они могут это делать. Для этого можно провести следующий опыт. Дать прочитать текст, при этом следует ограничить время чтения одной минутой. Затем подсчитайте количество слов в прочитанном отрезке текста и попросите ребенка прочитать его еще раз. При этом снова засеките время. Второй раз текст будет прочитан быстрее, а значит, вы сможете доказать ребенку, что чем больше он читает, тем больше увеличивает скорость чтения.

Обязательно расспросите ребенка после прочтения о том, что именно он узнал из текста. Это поможет научить читать не только быстро, но и внимательно.

Отметим, что любая методика быстрого чтения для детей будет интересна только в том случае, если вы будете стараться заинтересовать ребенка, заниматься с ним в игровой форме, не заставляя делать то, чего он не хочет.

Выводы

Итак, мы с вами разобрали, что такоетехника быстрого чтения и насколько важно овладеть ею. Мы выяснили, какие виды чтения существуют, что мешает нам читать быстро и как можно преодолеть эти препятствия. Поговорили и о том, как приучить ребенка к чтению, развить его навыки.

Надеемся, наша статья была полезна.

Скорочтение – полезное умение для современного человека, которое развивает скорость чтения. Для того чтобы овладеть высокой скоростью чтения, нужно постараться овладеть другими навыками, которые станут основополагающими.

  1. Внимание

    Концентрацию

    Периферийное зрение

Помимо перечисленного необходимо научиться работать правильно с текстом и выполнять упражнения на тренировку скорости чтения, о чем можете прочесть в этой статье.

Что такое регрессия и реципация? Сходства и различия, влияние на процесс чтения

Регрессия – непроизвольный возврат глаз к предыдущим словам и фразам вовремя чтения. Почему так происходит? Большинство чтецов имеют эту вредную привычку. Она возникает, потому что наша концентрация слабо развита и слова, к которым вернули внимание - забылись.

Регрессия может быть спровоцирована осознанно после того, как поймете, что не поняли прочитанное чуть ранее. Может быть спровоцирована подсознательно.

Постарайтесь избавиться от внешних раздражителей, которые отвлекают и мешают процессу чтения.

Регрессия отнимает примерно 5% от времени всего чтения. Если рассматривать данный факт в больших объемах, то 5% - это приличная часть.

Понятие «реципация» схоже с понятием «регрессия» тем, что это возвращение к ранее прочитанному тексту еще в процессе, но реципация – это не подсознательные возвраты, а Ваши, по причине возникновения непонятных моментов.

Эти отклонения при чтении забирают время, а значит, читатель должен с ними бороться. Тут зависит только от Вас самих, важно:

    Суметь правильно настроиться на чтение

    Тренировать концентрацию

    Изолироваться от раздражителей

    Бороться с желанием вернуться назад

Читать вслух или про себя?

Чтение вслух или движение губами беззвучно во время чтения называется артикуляцией .

Артикуляция – привычка, от которой придется отказаться, если целью является улучшение скорости чтения, и я объясню почему.

Проговаривая вслух, значительно ограничивается скорость чтения, так как проговаривание слов занимает больше времени, чем их восприятие мысленно.

Беззвучная артикуляция также влияет негативно на скорость чтения. Без звука можно либо проговаривать одними губами без голоса, а можно мысленно и оба варианта не подходят. Движения губами ограничивает точно так же скорость, как и чтение вслух. Проговаривание мысленно немного быстрее, но снова накладывает ограничение.

В идеале требуется научиться подавлять проговаривание, как вслух, одними губами, так и мысленно. Если попытки увенчаются успехом, то скорость чтения возрастет в несколько раз.

Почему важны тренировки памяти и внимания?

В начале статьи сказано, что внимание и память – одни из самых важных навыков для улучшения скорости чтения.

Тренировки внимания дадут значимый эффект для скорочтения. Часто чтение бывает рассеянным, что приводит к регрессии и реципации. Вы уже знакомы с этими понятиями и тем, что они тормозят процесс. С тренировками внимания улучшится понимание текста, будет усваиваться больше информации, чем раньше и не будет тяги к возврату в тексте.

Концентрация играет немало важную роль. Высокий уровень концентрации даст возможность полностью погрузиться в книгу, лучше воспринимать, понимать информацию, не отвлекаться от чтения.

Запоминание материала на большой скорости

У читателей статьи может возникнуть вопрос: «А можно ли запоминать всю информацию, читая на большой скорости?». Скорочтение – навык быстрого чтения с наибольшим процентом запоминания , то есть близким к 100%.

Иностранными учеными проводились исследования о влиянии скорочтения на интеллектуальное развитие и мышление, которые, безусловно, дали положительный результат. Быстрое чтение активирует процессы мышления намного эффективнее, чем медленное.

Об интеллектуальном развитии не стоит даже и говорить негативно, потому что поступает больше информации, а значит и развитие идет быстрее!

Как усвоить информацию на большой скорости?

Развитие скорости чтения и понимания информации происходит на разных этапах и, обычно, в разных упражнениях:

    Вы должны себя настроить, сконцентрироваться на работе с текстом, чтобы быть предельно внимательными.

    Возьмите в привычку выделять по ходу чтения основную мысль текста или его составных частей. Если вы будете выделять у группы абзацев основную мысль, то будет проще ориентироваться в усвоенном материале.

    Оставляйте время на усвоение и обдумывание полученного материала.

Также есть хороший способ запомнить основную мысль куска текста – придумать ассоциацию к нему, при мысли о которой будет всплывать тема. Главное, чтобы ассоциация строилась запоминающаяся и яркая.

Делайте паузы после каждой главы или большого отрывка и задавайте вопросы о содержании и теме. Например, «Какая основная мысль только прочитанной главы?» или «Какие главные идеи этого отрывка?». Можете сделать краткий пересказ по основным моментам.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.