Тарифы Услуги Сим-карты

Они были первыми. Кто и когда придумал первый компьютерный вирус

Что такое компьютерные вирусы? Компьютерные вирусы, получившие свое название благодаря способности самостоятельно распространяться по электронным сетям и, размножаясь, наносить вред вычислительным системам, также возникли на заре развития компьютерных технологий. И если проследить историю зарождения белковых вирусов с большой долей достоверности сейчас уже не представляется возможным, ответить на вопрос, кто именно и зачем придумал компьютерные вирусы, относительно несложно. Как говорится, история не забывает своих героев. Вполне естественно, что многомиллионная армия пользователей персональных компьютеров должна помнить тех людей, благодаря которым появилось на свет такое известное сегодня каждому школьнику понятие, как компьютерный вирус.

Автором идеи первого компьютерного вируса, благодаря которой значительно позже возникла технология создания программных вирусов, принято считать американского программиста Боба Томаса. В 1971 году вычислительная лаборатория компании Bolt, Beranek and Newman, в которой работал Томас, получила заказ на разработку распределенного программного комплекса для авиадиспетчерских служб, управляющих движением пассажирских самолетов. Согласно требованиям заказчиков, входящие в комплекс программы должны были автоматически передавать управление курсом самолетов с одного компьютера на другой по вычислительной сети, отображая на экранах всех подключенных к этой сети компьютеров постоянно изменяющуюся информацию о текущем положении авиалайнеров в воздухе. Экспериментируя с системами передачи данных между различными вычислительными машинами, Томас написал программу, которую назвал «Ползуном». «Ползун» самостоятельно копировал себя с одного компьютера на другой, перемещаясь таким образом по сети, и выводил на экран каждого терминала следующее сообщение: «Я - Ползун! Если сможешь, поймай меня!». Эта небольшая программа не размножалась, как современные компьютерные вирусы, а просто «ползала» с одного сетевого узла на другой, развлекая пользователей и системных администраторов. Когда другие программисты узнали об изобретении Томаса, они принялись создавать аналогичные программы, демонстрировавшие на экранах коллег по лаборатории различные забавные фразы. Когда кому-то из специалистов Bolt, Beranek and Newman надоело бороться с бесконечно отвлекающими его от работы «Ползунами», он написал другую программу, которая в точности так же самостоятельно перемещалась по сети, но с совершенно иной целью: она вылавливала и безжалостно уничтожала всех «Ползунов», которые попадались ей на пути. Задетые за живое разработчики «Ползунов» не отставали: усовершенствовав исходный код, они научили свои программы прятаться от «убийцы» в недрах операционной системы, маскируясь под ее компоненты и необходимые для нормальной работы компьютера библиотеки. Кровавая борьба между «Ползунами» и «Киллерами» продолжалась несколько месяцев, после чего это увлечение утратило свою новизну и было заброшено, так и не получив сколь либо серьезного развития.


Однако идея Боба Томаса не была забыта. В 1975 году американский писатель-фантаст Джон Браннер выпустил фантастический роман «Оседлавший Взрывную Волну», в основу которого легла несколько видоизмененная история с «Ползунами». Книга рассказывала о компьютеризированном обществе, которым управляло с помощью глобальной электронной сети правительство диктаторов и тиранов. Программист, решивший спасти мир от диктатуры, написал программу, которую автор романа назвал «глистом»; эта программа копировала себя с одного компьютера на другой, разрушая хранившуюся в них информацию. Чтобы остановить «глиста», правительство вынуждено было отключить сеть, лишившись таким образом власти. Роман быстро стал бестселлером, сделавшись поистине культовой книгой в только зарождавшейся тогда среде компьютерных хакеров. Именно благодаря этому роману в 1980 году двое сотрудников компании Xerox, которая в те времена выпускала пользовавшиеся большой популярностью персональные компьютеры, имеющие возможность объединения в локальные сети, решили создать программу, которую по аналогии с упоминавшимся в романе Браннера детищем программиста-бунтаря назвали «Червем». Собственно, «Червь» Иона Хеппа и Джона Шока должен был нести положительную миссию: по замыслу разработчиков, перемещаясь между подключенными к сети компьютерами, «Червь» был призван проверять операционную систему на наличие скрытых дефектов и по возможности устранять их. Хепп и Шок задумали еще два варианта «Червя»: один из них предназначался для распространения объявлений, которые администратор мог направлять всем пользователям вычислительной сети, второй позволил бы гибко перераспределять ресурсы между различными объединенными в сеть компьютерами. Однако на практике все получилось совсем не так, как задумали разработчики. Запустив вечером экспериментальную версию «Червя», Хепп и Шок отправились домой. Когда утром программисты вернулись на работу, они увидели, что все компьютеры, установленные в многоэтажном здании исследовательского центра Xerox, расположенного в городке Паоло-Альто, благополучно зависли. В исходном коде «Червя» была допущена незначительная ошибка, благодаря которой программа начала бесконтрольно распространяться между различными узлами сети и блокировать их работу. Перезагрузка машин не помогала: часть входящих в сеть компьютеров была установлена в закрытых комнатах, к которым Хепп и Шок не имели доступа, и как только на перезагружаемой машине запускалась операционная система, «Червь» тут же копировал себя в ее память с другого компьютера, после чего система мгновенно выходила из строя. Отключив одну из машин от локальной сети, программисты вынуждены были экстренно создать другую программу, которая уничтожила бы взбесившегося «Червя». На полную ликвидацию последствий их совместного творчества ушло несколько дней.


Ведущий программист компании Bell Labs Боб Морриссон по признаниям коллег был лучшим специалистом в своей области, к нему часто обращались за всевозможными консультациями, в частности - в сфере безопасности компьютерных систем. Морриссон был немногословен, но нередко доказывал оппонентам свою правоту на практике. Однажды сотрудники отдела, в котором трудился Боб, несколько месяцев подряд работали над совершенствованием системы безопасности эксплуатируемой ими компьютерной сети, изобретая все новые и новые программные модули. Когда работа была закончена, они похвастались Бобу, что теперь эта сеть защищена от возможных сбоев на все сто процентов. Пожав плечами, Морриссон молча выбросил горящий окурок в стоящее поблизости мусорное ведро с бумагами, содержимое ведра мгновенно загорелось, сработала противопожарная сигнализация и льющаяся из вмонтированных в потолок лаборатории труб вода за две секунды привела всю вычислительную систему в нерабочее состояние. Тогда, в конце восьмидесятых годов, среди программистов была очень популярна игра под названием Core Wars. Игра имела встроенный язык программирования, от игрока требовалось написать на этом языке специальную «боевую программу». Предназначение такой программы было простым: уничтожить аналогичные программы соперников, отыскивая слабые места в их коде. Побеждал тот программист, чье творение продолжало работать, когда все остальные программы были повреждены или разрушены. Виртуальные баталии «боевых программ» на несколько месяцев стали «коньком» программистов из Bell Labs; это продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся Боб Морриссон. Его «боевая программа» оказалась непобедимой: код состоял всего лишь из 30 строк, однако этот крошечный файл не просто атаковал соперников: он анализировал методы их защиты и, соответствующим образом видоизменяясь, уничтожал файл противника «изнутри», выбирая стратегию атаки исходя из его логической структуры. После этого игра Core Wars утратила всякий смысл: изобретенный Морриссоном «полиморф» не оставлял конкурентам ни одного шанса. Вскоре Боб Морриссон оставил работу в Bell и получил должность эксперта по компьютерной защите в Национальном Агентстве Безопасности США - единственной в Америке организации, занимавшейся расследованием компьютерных преступлений.


Старший сын Боба Морриссона Роберт рос тихим и скромным мальчиком, его единственной страстью были компьютеры. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он переписал популярную у подростков компьютерную игру The Four Corners, добавив в нее множество новых функциональных возможностей, в 16 лет он стал настоящим экспертом по системе безопасности UNIX, обнаружив в «классическом» берклиевском коде этой платформы множество ошибок, которые не замедлил исправить. Однако он и сам не брезговал пользоваться обнаруженными «дырами» в защите, время от времени подключаясь к удаленным электронным сетям в поисках интересующей его информации. Это увлечение привело к тому, что вскоре в компьютерном журнале Smitsonian появился материал, в котором Роберта называли одним из наиболее известных молодых хакеров в Америке. Именно Роберт Морриссон является автором и разработчиком одной из наиболее известных реализаций протокола передачи данных UUCP - Unix-To-Unix CoPy. Обучаясь на четвертом курсе Гарвардского университета, Роберт уже читал лекции в Национальном Агенстве Безопасности США и исследовательских лабораториях военно-морского флота по безопасности операционной системы UNIX.


В качестве эксперимента Роберт решил написать программу, которая, используя обнаруженные им недоработки в созданном для UNIX протоколе FTP и программе sendmail могла бы самостоятельно распространяться между объединенными в сеть компьютерами, подобно «Червю» Хеппа и Шока, но при этом умела бы эффективно «прятаться» в операционной системе и самостоятельно размножаться. Иными словами, «Червь» Морриссона должен был объединять в себе все достоинства предыдущих попыток создания аналогичных программ. Поскольку эта разработка была всего лишь научным экспериментом, тестом на безопасность объединенных в сети компьютерных систем, Роберт заложил в код «Червя» алгоритмы, сдерживающие его распространение, никаких модулей, разрушающих файловую систему атакованных компьютеров, также задумано не было. 2 ноября 1988 года в 18.30 Роберт Морриссон подключился к компьютерам лаборатории искусственного интеллекта MIT и запустил свою программу на исполнение. Когда спустя полчаса он снова попытался подключиться к сети, чтобы проверить ход эксперимента, удаленный компьютер не ответил: благодаря закравшейся в исходный код ошибке «Червь» начал бесконтрольно размножаться, блокируя нормальную работу вычислительных систем, и вскоре вырвался из локальной сети MIT на просторы Интернета.


Программа Морриссона-младшего стала настоящим бедствием для США, в течение нескольких дней функционирование Интернета было парализовано практически полностью. Именно тогда за способность к быстрому распространению и заражению все новых и новых узлов сети журналисты впервые окрестили творение Роберта «вирусом». По различным подсчетам эпидемия поразила порядка 6000 компьютеров - около 10% всех работавших тогда в Интернете вычислительных машин, нанесенный вирусом ущерб оценивался от скромной цифры в 150 000 до значительной суммы в 75 миллионов долларов США. Вскоре к делу подключилось ФБР, однако расследование длилось недолго: Морриссон сам признался в содеянном. Пресса раздула скандал до неимоверного масштаба, особую пикантность ситуации придавал тот факт, что отец Роберта Морриссона - Боб Морриссон был одним из ведущих экспертов отдела Агентства Национальной Безопасности, занимавшегося расследованием компьютерных преступлений.

Судебное дело Роберта Морриссона было одним из первых дел по обвинению в совершении компьютерного преступления в США, до этого по данной статье под суд попал лишь известный во всем мире хакер Кевин Митник. Морриссона признали виновным и приговорили к выплате штрафа в размере 10 000 долларов и 400 часам исправительных работ. Однако слава Роберта Морриссона, получившего широкую известность благодаря созданному им вирусу, до сих пор не дает покоя сотням и тысячам хакеров на разных континентах. Последней попыткой переплюнуть создателя первого в истории человечества вируса «массового поражения» была небезызвестная программа «Мелисса», уничтожившая в общей сложности более 30 000 компьютеров. С тех пор сотням и тысячам амбициозных молодых людей, разбирающихся в программировании, рано или поздно приходит в голову попробовать свои силы в создании программы, которая, распространяясь по сети, могла бы дестабилизировать работу различных вычислительных систем. Именно их стремление к дешевой славе приносит теперь множество бессонных ночей, проведенных пользователями за восстановлением разрушенных систем, и значительную прибыль компаниям, занимающимся разработкой антивирусных программ.

Ключевым словом в определении вируса является «вредоносный». Те же программы, которые называют первыми вирусами, никакого вреда компьютеру не наносили. Это была, например, компьютерная игра «Animal», заключающаяся в угадывании животных и собравшая несметное количество поклонников. Автор игры устал от бесконечных просьб пользователей прислать им эту игру (а в 1974 году это было непростым делом - необходимо было записать игру на магнитную ленту и отправить по почте). Поэтому он создал подпрограмму «Pervade», которая самостоятельно «путешествовала» с компьютера на компьютер и в каждый из них игру «Animal». Маловероятно, что от этого нехитрого «сюрприза» пострадал хоть один компьютер.

Creeper, появившийся в начале 1970-ых, был демонстрационной самоперемещающейся программой: когда на новом компьютере запускалась новая копия Крипера, предыдущая прекращала свою работу. А работа ее заключалась всего лишь в выведении на экран сообщения «Я Крипер... поймай меня, если сможешь». Позже была написана программа Reaper, которая так же перемещалась с компьютера на компьютер и «охотилась» за Крипером, блокируя его.

Чуть более досадным и похожим на настоящий вирус было «Печеньковое чудовище» (Cookie monster). Эта программа выводила на терминал фразу «Дай мне печенья» и блокировала его до тех пор, пока оператор не вводил слово « ».

Настоящие вирусы-первопроходцы

Одним из настоящих первых вирусов считается написанный 15-летним школьником Elk Cloner для персональных компьютеров Apple II. Он тоже не влиял на работу компьютера, но уже мог ненамеренно повредить диски, содержащие нестандартный образ DOS, затирал резервные дорожки вне зависимости от их содержимого. После каждой 50-й загрузки вирус выводил на экран стишок о том, что Elk Cloner - это программа с индивидуальностью, которая «попадет во все ваши диски, проникнет во все ваши чипы, прилипнет к вам, как клей, и изменит оперативную память».

Примерно также действовал его современник, Virus 1,2,3, хотя он и появился независимо от Клонера. Оба вируса были созданы в 1981 году.
Вскоре началась эпоха по-настоящему вредоносных вирусов, которые «маскировались» под полезные программы и уничтожали данные пользователей. Фрэд Коэн даже написал статью о файловых вирусах - и это было первое академическое исследование на эту тему. Именно Коэна принято считать автором термина «вирус», хотя этот термин предложил его научный руководитель.

В 1971 году появился на свет первый компьютерный вирус Creeper . Он является самым первым компьютерным вирусом в мире, и в этом году (2011) ему исполняется 40 лет. Данный «червь » был написан сотрудником компании в 1971 году, эта компания начинала заниматься обслуживанием ARPANET - сети, которая была создана в 1969 году Агентством министерства обороны США по перспективным исследованием и она предшествовала Интернету.

Вирус Creeper

Creeper не являлся полноценным вирусом, так как вреда системе не было нанесено никакого. Все что он делал, это занимался поиском по сети компьютеров, затем мог самостоятельно скопировать на них и вывести на терминале сообщение: Я Крипер, поймай меня, если сможешь! («I"m the creeper, catch me if you can!»). В том случае, если Creeper уже обнаружил на машине существующую копию самого себя, то «перепрыгивал» на другую машину.

В 1982 году появился другой опасный вирус - Elk Cloner. Данного «червя», который проникал на машины через дискеты, смог разработать 15-летний подросток. Вирус Jerusalem был создан в 1987 году, он удалял любые программы на системе, которая была заражена вирусом, каждую пятницу 13 числа.

«Червь» Melissa появился в 1999 году, он мог распространяться через зараженные документы Microsoft Word и мог отправлять себя остальным пользователям, которые находились в списке контактов почты Outlook. В то время данному «червю» удалось на небольшой период парализовать почтовые системы в Интернете, которые были популярны в то время. Я сам лично помню этот вирус. Поразил он очень многое. К счастью он меня обошел ибо уже в том время чутью на вирусы было развито на высоком уровне.

Stuxnet является одним из последних опасных вирусов, он способен нанести физический ущерб электростанциям, заводам и другим промышленным объектам. В первый раз о данном «черве» все услышали в июне прошедшего года, когда он смог заразить компьютеры на Бушерской АЭС.

Удручающая статистика вирусов и прогнозы на этот год

Прогрессия, с которой число вирусов выросло за 40 лет, является геометрической. Приведем статистику: приблизительно 1.300 в 1990 году, около 50.000 в 2000 году и больше 200 миллионов в прошлом году, данные факты приводят в статье Net Security.

Эксперты думают, что в этом году целью киберпреступников будут смартфоны, через них очень легко перевести любые электронные платежи. Кроме того, в данные устройства чаще всего встроен микрофон, несколько камер и GPS навигатор, эти «примочки» помогут злоумышленникам проследить за владельцами смартфонов.

По словам разработчиков McAfee, основная цель хакерских атак в этом году будут смартфоны (основной удар примет платформа Android), сервисы, которые занимаются сокращением длинных URL адресов, продукция корпорации Apple, социальные сети, и геолокационные сервисы.

П рограммное обеспечение бывает разным: полезным и не очень. В последнем случае речь идёт о пресловутых компьютерных вирусах. Компьютерный вирус - вредоносная программа, которая умеет воспроизводить копии самой себя и самостоятельно проникать (внедрять свои копии) в код других программ, базы данных, загрузочные секторы жёсткого диска и т. д. Причём только «проникновением» этот вид программного обеспечения не ограничивается. Конечная цель большинства компьютерных вирусов - нанесение определённого вреда реципиенту. Вредоносность компьютерных вирусов сводится к удалению файлов, захвату части дискового пространства компьютера, блокированию работы его пользователей, взлому персональных данных и т. п.

О днако, не все вирусы для компьютеров столь враждебны. Некоторые из них просто выводят на экран монитора безобидные сообщения юмористического, рекламного или политического содержания. Никакого вреда для компьютера при этом не наблюдается. Чего не скажешь о пользователе, нервная система которого подвергается определённому испытанию. Испытанию, с которым далеко не все из нас могут справиться. Оторванные мышки, изуродованные клавиатуры и разбитые мониторы в роликах - тому яркое подтверждение.

К ак вы уже, наверное, догадались, об истории компьютерных вирусов наш сегодняшний разговор и пойдёт.


Почему именно «вирус»?

Э кскурс в историю начну с происхождения названия «компьютерный вирус». Почему «вирус», а не, скажем, «болезнь» или «травма»? Ответ прост - всё дело в разительном сходстве механизма распространения биологических и компьютерных вирусов. Подобно тому как биологический вирус захватывает клетку организма, репродуцирует себя в ней и затем оккупирует новую клетку, так же действует и компьютерный вирус. Проникнув в ту или иную программу, создав энное количество копий себя, вредоносное программное обеспечение начинает захватывать другие области компьютера, а затем перемещается на следующее устройство. Согласитесь, аналогия более чем очевидна. Собственно, поэтому и «вирус». Правда, не биологический, а компьютерный.

Д остоверно неизвестно, кто и когда первым употребил это словосочетание. Посему, не претендуя на истину в последней инстанции, озвучу имя человека, который чаще всего упоминается в этом контексте. Это (на фото справа) - астрофизик и, по совместительству, писатель-фантаст из США. Многие считают, что именно в его рассказе «Человек в шрамах» (1970) слово «вирус» было впервые использовано по отношению к компьютерной программе.

Нет теории - нет вирусов!

К ак это часто бывает, слово и дело заметно расходятся во времени. В нашем случае подтверждением этого может служить то обстоятельство, что обоснование теоретических основ создания и функционирования самовоспроизводящихся компьютерных программ (вирусов) состоялось за десятилетия до возникновения самой фразы.

Е щё в 1949 году в Университете штата Иллинойс американский математик венгерского происхождения Джон фон Нейман преподавал курс лекций на тему «Теория и организация сложных автоматических устройств». Впоследствии известный учёный обобщил свои лекционные материалы и издал в 1951 году научный труд с похожим названием «Теория самовоспроизводящихся автоматических устройств». В работе Джон фон Нейман детально описал механизм создания компьютерной программы, которая в процессе функционирования могла бы сама себя воспроизводить.

Н аучные исследования фон Неймана послужили главным толчком к практическому созданию компьютерных вирусов в будущем, а сам учёный по праву считается отцом-теоретиком компьютерной вирусологии.

Р азвивая теорию американца, немецкий исследователь Вейт Ризак в 1972 году публикует статью «Самовоспроизводящиеся автоматические устройства с минимальным обменом информации». В ней учёный описывает механизм работы полноценного вируса, написанного на языке Ассемблер для компьютерной системы SIEMENS 4004/35.

Е щё одним важным научным трудом в этой области считается диплом выпускника Дортмундского университета Юргена Крауса . В 1980 году в своей выпускной работе «Самовоспроизводящиеся программы» молодой исследователь раскрыл вопросы теории, описал уже существующие в то время самовоспроизводящиеся программы для компьютера SIEMENS и первым акцентировал внимание на том, что компьютерные программы похожи на биологические вирусы.

Н аблюдательный читатель может заметить, что упомянутые выше научные изыскания касались разработки исключительно «миролюбивых» компьютерных программ, способных к воспроизводству самих себя. О вредоносности своих «пациентов» теоретики даже не помышляли. За них это сделали другие лица, вовремя распознавшие огромный потенциал этого рода программ для «повреждения» компьютеров и другой техники. Но это было потом, а пока от теории перейдём к практике.

Первые ласточки

У своив то, о чём говорил и писал Джон фон Нейман, группа сотрудников американской компании Bell Laboratories в 1961 году создала для компьютеров IBM 7090 оригинальную игру Darwin . Во время этой игры энное число ассемблерных программ («организмов») загружалось в память компьютера. Организмы, принадлежащие одному игроку, должны были поглотить организмы другого игрока, захватывая при этом всё больше и больше игрового пространства. Победу праздновал тот игрок, организмы которого захватывали всю игровую память.

Т ем из вас, уважаемые читатели, кто хочет детально ознакомиться с хронологией возникновения известных компьютерных вирусов на планете, могу порекомендовать в англоязычной . Там вы найдёте многочисленные любопытные факты о «правирусах» (скажем, Jerusalem/1987 или Morris worm/1988) и обновите свои знания о свежем вредоносном ПО (к примеру, «троянском коне» Game Over/2013). Конечно, если с английским вы на ты.

Вирус вирусу - рознь!

З а годы, прошедшие с момента появления первого компьютерного вируса, сформировались главные типы (виды) вредоносного программного обеспечения. Кратко остановлюсь на каждом из них.

Классификация компьютерных вирусов:

  • Сетевой червь - вид «враждебного» ПО, который способен самостоятельно распространяться с помощью локальных или глобальных компьютерных сетей. Первым представителем является уже упомянутый Morris worm.

  • Троянский конь , троян - вид компьютерного вируса, распространяемого (загружаемого в ПК) непосредственно человеком. В отличие от червя, троян не может самопроизвольно захватывать тот или иной компьютер. Первым «троянским конём» в 1989 году стал компьютерный вирус AIDS.

  • Полиморфный компьютерный вирус - вредоносное ПО, имеющее повышенный уровень защиты от обнаружения его . Другими словами, это компьютерный вирус, созданный при помощи особой техники программирования, позволяющей ему дольше оставаться необнаруженным. Первым полиморфным вирусом был Chameleon (1990).

  • Стелс-вирус - компьютерный вирус, способный частично или полностью скрывать своё присутствие в месте загрузки и активации. Фактически, это вирус-невидимка, ключевым отличием которого от полиморфного вируса является способ маскировки. Механизм сокрытия присутствия стелс-вируса заключается в перехвате им обращений к операционной системе со стороны антивирусного ПО. Прародителем этой группы компьютерных вирусов принято считать Frodo (1990).

Если что-нибудь делается, значит, это кому-нибудь нужно

К акие цели преследуют создатели компьютерных вирусов? Да самые разные. В большинстве своём, если верить западным аналитикам, речь идёт о выводе из строя компьютерного оборудования конкурентов/недругов или похищении денежных средств, которые принадлежат лицам, атакованным вирусом.

В месте с тем существуют другие, порой довольно занятные, причины разработки компьютерных вирусов. Одни деятели посредством вируса распространяют политическую . Другие, преисполненные заботой об окружающих, с его помощью указывают на уязвимость определённого софта. Есть даже люди, которые, наблюдая последствия вирусной атаки, получают извращённое человеческое удовольствие. Развлекаются, одним словом.

Т акже нельзя сбрасывать со счетов и роль разработчиков в создании и распространении компьютерных вирусов. Кто-то может задаться вопросом: как же так? А вот так! Ежегодно убытки от вирусных атак в мире оцениваются в миллиарды долларов США. Миллиардами исчисляется и капитализация международного рынка платного антивирусного софта. Можно прийти к простой мысли: это же неиссякаемая золотая жила. Сперва вирус создаётся (пусть и при помощи посредников), а после эффективно лечится заказчиком. За деньги.

В подобной нет ничего нового. Особенно если вспомнить то, в чём небезразличные активисты упрекают транснациональные фармакологические компании. Тогда в моих домыслах можно найти здравое зерно. И даже не одно.

В от вкратце вся история появления компьютерных вирусов. Будьте осторожны и да пребудут с вами счастье, здоровье и три мешка денег.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС - программа ЭВМ, способная без ведома пользователя и вопреки его желанию самопроизвольно размножаться и распространяться, нарушая работоспособность программного обеспечения ЭВМ (отсюда его название по аналогии с болезнетворным вирусом). Впервые появился в начале 1980-х гг. в США. К 1996 г. насчитывалось несколько десятков разновидностей К. в. Для борьбы с ними разрабатываются антивирусные программы УК РФ впервые в отечественной практике установил уголовную ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК). Наказуемым является "создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами".

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС" в других словарях:

    Фрагмент исполняемого кода, который копирует себя в другую программу (главную программу), модифицируя ее при этом. Дублируя себя, вирус заражает другие программы. Вирус выполняется только при запуске главной программы и вызывает ее… … Финансовый словарь

    См. ВИРУС КОМПЬЮТЕРНЫЙ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС, часть кода в КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЕ, способная копироваться и переходить из одного компьютера в другой, обычно предназначенная для нарушения нормальной работы компьютера. Некоторые вирусы, введенные в широко распространенные… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Программа ЭВМ, способная без ведома пользователя и вопреки его желанию самопроизвольно размножаться и распространяться; нарушая работоспособность программного обеспечения ЭВМ (отсюда его название по аналогии с болезнетворным вирусом). Впервые… … Большой Энциклопедический словарь

    компьютерный вирус - Программа, которая обладает следующими свойствами: возможностью копирования себя в другие файлы, диски, эвм; возможностью выполнения без явного вызова; возможностью осуществления несанкционированного доступа к информации; возможностью маскировки… … Справочник технического переводчика

    Компьютерный вирус - см. Программа для ЭВМ … Энциклопедия права

    КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС - программа ЭВМ, способная без ведома пользователя и вопреки его желанию самопроизвольно размножаться и распространяться, нарушая работоспособность программного обеспечения ЭВМ. Первые К.в. появились в начале 1980 х гг. в США. В настоящее время… … Юридическая энциклопедия

    Начало исходного кода примитивного вируса для MS DOS на языке ассемблера … Википедия

    (компьютерный) вирус - 3.10 (компьютерный) вирус: Вредоносная программа, способная создавать свои копии и (или) другие вредоносные программы . Источник: ГОСТ Р 51275 2006: Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Программа ЭВМ, способная без ведома пользователя и вопреки его желанию самопроизвольно размножаться и распространяться, нарушая работоспособность программного обеспечения ЭВМ (отсюда его название по аналогии с болезнетворным вирусом). Впервые… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Компьютерный вирус. Проблемы и прогноз , Ф. Файтс, П. Джонстон, М. Кратц. Небольшая книга американских специалистов, дающая в доступной форме представление о компьютерном вирусе. В ней обобщается имеющийся опыт по защите информации от зараженности, приведен обзор…