Тарифы Услуги Сим-карты

Разделы изучаемые в информатике информационные технологии. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Основными задачами являются

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Информатика – научно-практическое направление, занимающееся изучением методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ (компьютера) и других технических средств.

Основная цель информатики – создание материально-технической базы для удовлетворения информационных потребностей промышленной и деловой сфер, органов государственного управления и других областей общественной деятельности.

Слово «информация» (от латинского “informatio” –осведомление, изложение, разъяснение) означает сообщение о каком-либо событии, объекте, явлении и т.д.

Информация относится к абстрактным однозначно неопределяемым понятиям.

В теории информации используется следующее определение:

Информация – сведения, которые должны снять в некоторой степени существующую до их получения неопределенность в понимании объекта у получателя информации.

Данные (data) – информация, представленная в формализованном виде.

Компьютер – универсальное средство хранения и обработки данных.

Бит (bit - bi nary digit ) – количество информации, уменьшающее неопределенность ровно в два раза и содержащееся в сообщении с двумя возможными равновероятными исходами типа «да» или «нет». Бит является основной единицей измерения количества информации.

Экономическая информация является важной компонентой управленческой информации и отражает социально - экономические процессы в сфере производства и в непроизводственной сфере.

Основные особенности экономической информации:

 использование количественных величин и цифровых значений;

 возможность многократного использования – цикличность;

 отражение в материальных носителях – в документах, на машинных магнитных носителях, передача по каналам связи;

 объемность.

По отношению к процессам обработки и хранения различают следующие виды экономической информации: исходную, производную, промежуточную, результирующую.

С точки зрения отражаемых функций управления экономическая информация подразделяется на плановую, прогнозную, нормативную, конструкторско-технологическую, учетную, финансовую.

Код (code) – правило, описывающее отображение одного набора знаков в другой (стандартный).

Кодирование – операция отождествления символов одного кода с символами другого кода.

Двоичное кодирование кодирование двумя символами. В компьютере кодирование осуществляется двумя символами «0» и «1», т.е. в один бит может быть записана одна цифра – «0» или «1».

В памяти компьютера для хранения одного символа отводится 1 байт = 8 бит. Восьмиразрядным двоичным кодом можно закодировать 256 символов.

Пример двоичного кодирования символов в Американском стандартном коде для обмена информацией (ASCII):

0 – 0011 0000, 1 – 0011 0001,

А – 0100 0001, + - 0010 1011

Теоретический аспект информатики – методология информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации.

Практический аспект информатики информационная технология эффективного применения комплекса технических средств для конкретных приложений.

Информационная технология – это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, передачи и выдачи информации.

Информационная технология решения экономических задач интегрирует различные технологии и состоит из следующих процедур:

 сбор и регистрация информации;

 передача информации к месту обработки;

 машинное кодирование информации;

 хранение и поиск данных;

 вычислительная обработка данных;

 тиражирование и использование информации.

Технология электронной обработки информации с помощью вычислительной техники – это процесс выполнения взаимосвязанных операций, производимых в установленной последовательности с целью преобразования исходной (первичной) информации в результирующую.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает информатика?

2. Каковы теоретический и практический аспекты информатики?

3. В чем состоит взаимосвязь информации и данных?

4. Какие основные особенности и виды имеет экономическая информация?

5. Что представляет собой операция кодирования информации?

6. Что такое бит и байт?

7. Что такое двоичное кодирование?

8. Что такое информационная технология?

9. Какие основные процедуры включает в себя информационная технология решения экономических задач?

10. Что такое технология электронной обработки информации?

ЕКЦИЯ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Структурная и функциональная организация ЭВМ

Обработка информации и представление результатов обработки в удобном для восприятия виде осуществляется с помощью вычислительной техники:

 электронно-вычислительных машин (ЭВМ);

 вычислительных систем (ВС);

 вычислительных сетей.

Электронная вычислительная машина (компьютер) – комплекс технических средств, построенный на электронных элементах и предназначенный для автоматизации процесса накопления и обработки информации.

Обобщенная структурная схема ЭВМ состоит из следующих основных функциональных блоков:

 устройство ввода информации (Увв);

 запоминающее устройство (ЗУ);

 арифметико-логическое устройство (АЛУ);

 устройство управления (УУ);

 устройство вывода информации (Увыв).

Основные устройства ввода информации – клавиатура, манипулятор мышь, сканер (для ввода изображений с бумаги или слайдов), дигитайзер (для ввода контурных изображений).

Запоминающее устройство предназначено для хранения программ и данных, необходимых для решения задачи, а также промежуточных и окончательных результатов вычислений.

Память компьютера по функциональному назначению и способу организации делится на внутреннюю и внешнюю.

Основные единицы измерения объема памяти компьютера:

1 байт = 8 бит

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

1 Тбайт = 1024 Гбайт

Внешняя память состоит из оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ).

ОЗУ или RAM (Random Access Memory – Память с произвольным доступом) служит для хранения информации (программ и данных) во время ее непосредственной обработки. В любой момент времени можно обратиться к произвольно выбранной ячейке ОЗУ. Оперативная память имеет высокое быстродействие, сравнительно небольшую емкость (не менее 64-х Мбайт) и энергозависима, т.е. информация в ней стирается при отключении электропитания.

ПЗУ или ROM (Read Only Memory – Память только для чтения) содержит неизменную служебную информацию, используемую для автоматической проверки работоспособности компьютера при включении электропитания, загрузки с диска программ, обеспечивающих работу компьютера, и выполнения основных операций ввода-вывода. ПЗУ энергонезависимо.

Внешняя память (магнитные диски и ленты) используется для длительного хранения больших объемов информации. Она имеет сравнительно невысокую скорость работы, практически неограниченный объем и энергонезависима.

АЛУ выполняет арифметические операции над числами и логические операции обработки кодов чисел с помощью булевой алгебры.

УУ определяет последовательность выполнения операций в процессе решения задачи и контролирует взаимодействие устройств компьютера.

Центральный процессор (ЦП) – это совокупность устройства управления, арифметико-логического устройства и внутренней памяти. Основные компании (фирмы) производители микропроцессоров: Intel, AMD, Cyrix, IDT и др.

Все компоненты компьютера соединяются между собой через стандартные интерфейсы – способы соединения и взаимодействия объектов (ISA, EISA, PCI, AGP, IEEE1394 и др.)

Вычислительный процесс на ЭВМ осуществляется на основе принципа программного управления.

Основными устройствами вывода информации (Увыв) являются дисплей, принтер, плоттер (графопостроитель). Информацию также можно выводить на большой экран через специальный проектор.

Программное обеспечение ЭВМ

Программа – конечная последовательность предписаний (команд, инструкций) с указанием порядка их выполнения, обеспечивающая решение задачи.

Научно-технический прогресс и развитие вычислительной техники привели к необходимости в определении общих способов формирования и единообразного решения классов задач управления на основе разработки комплексов универсальных алгоритмов.

Алгоритм – конечная система указаний, адресованных исполнителю (человеку или компьютеру), однозначно задающих процесс последовательного решения задач.

Алгоритмический принцип лежит в основе работы компьютера, т.к. программа решения задачи на компьютере пишется на базе соответсвующего алгоритма.

Машинный алгоритм должен обладать следующими свойствами:

 детерминированность – однозначность и точность указаний алгоритма;

 дискретность – возможность разделения алгоритмического процесса на отдельные элементарные этапы-шаги;

 результативность – завершение работы алгоритма за конечное число шагов при любых допустимых исходных данных;

 массовость – возможность применения алгоритма для решения множества задач данного класса.

Существует несколько способов описания алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический и др.

При построении алгоритмов любой сложности используются три основных вида алгоритмических структур: линейная, разветвляющаяся и циклическая.


Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов их автоматизации на основе программно-аппаратных средств вычислительной техники и средств связи. Исторически информатика изучала научную информацию
и способы ее структуризации, систематизации, хранения и распространения. Появление средств вычислительной техники позволило автоматизировать часть указанных операций. Дальнейшее изучение процессов возникновения, накопления информации, ее структуризации, передачи, обработки и представления потребовало создания специального аппарата, позволяющего описывать, анализировать и систематизировать различные фазы информационных процессов. Так возник аппарат информационного моделирования. Наличие частных моделей информационных процессов позволило целенаправленно использовать средства вычислительной техники и связи, которые, в свою очередь, со- вершенствовamp;лись для большего удовлетворения потребностей информатики. Начиная с 1980-х гг. различные фазы преобразования информации стали рассматриваться как единый информационный процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей человечества. В этом проявился выход информатики на глобальный уровень, позволяющий говорить о том, что человечество осознало информацию как ресурс развития общества, а информатику как науку, развитие которой позволит обеспечить полное использование этого ресурса. С информатикой связывают решение принципиально новых проблем человечества: создание информационной модели мира; расширение творческого аспекта деятельности человека; переход к безбумажной информатике; доступность информационного ресурса каждому члену общества .
В настоящее время информатика приобрела многоаспектный характер. В ней соединены глобальность и конкретность применения, методы формализации и физической реализации.
При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня:
  • концептуальный, на котором описываются содержание и структура предметной области;
  • логический, на котором проводится формализация модели;
  • физический, определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Трехуровневый подход может быть целесообразен и при изучении информатики . При таком подходе можно выделить следующие уровни информатики: физический, логический и прикладной (или пользовательский).
На физическом уровне информатика изучает аппаратно-программные средства вычислительной техники и средства связи, которые как бы составляют ее фундамент и позволяют физически реализовывать ее логический и прикладной уровни.
На логическом уровне информатики изучается технология переработки информационного ресурса с целью получения новой информации на базе средств вычислительной техники и средств связи. Следовательно, логический уровень - это информационная технология.
Наконец, третий, прикладной уровень информатики характерен изучением вопросов использования информационной технологии при создании и эксплуатации систем, в которых преобладающими процессами являются информационные.
Таким образом, предметом изучения курса "Информационные системы и технологии в экономике" являются логический и прикладной уровни информатики. Физический же уровень изучается в курсе "Информатика", который посвящен аппаратным средствам электронной вычислительной техники и базовому программному обеспечению.
Информационная технология (ИТ) имеет свою цель, методы и средства реализации. Кратко их содержание состоит в следующем.
Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.
Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных. Средства ИТ - это математические, программные, информационные, технические и другие средства.
При таком определении целей, методов и средств под информационной технологией будем понимать целостную техническую систему, обеспечивающую целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология .
Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные информационные технологии.
Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие информационные ресурсы общества и позволяющие их использовать. Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и т.д.
Конкретные информационные технологии реализуют обработку
данных при решении функциональных задач пользователей, например задачи учета, планирования, анализа.
Вопросы для самопроверки
  1. Определите понятие технология и ее аспекты.
  2. Что послужило причиной возникновения понятия информационная технология?
  3. Какие достижения человечества обусловили появление автоматизированных информационных технологий?
  4. Дайте определение понятия информация. В чем состоят ее особенности?
  5. Что такое информационная система?
  6. Объясните содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.
  7. Как классифицируется информация?
  8. Чем отличается экономическая информация и ее структурная единица - показатель!
  9. Дайте статистическое определение меры информации.
  10. Напишите и объясните формулу Хартли для определения количества информации.
  11. В чем заключаются общность и отличие единиц измерения информации: бит, дит, нат!
  12. Что такое собственная информация и каковы ее свойства?
  13. Объясните семантический подход к измерению количества информации.
  14. В чем заключается прагматический подход к измерению количества информации?
  15. В каких случаях применяется структурный подход к измерению количества информации?
  16. Для чего необходимо преобразовывать информацию в данные и обратно?

Еще по теме ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

  1. 2.3. Защита информации органов власти Российской Федерации как механизм реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России
  2. Образовательное пространство учителя информатики в нескольких уровнях.
  3. 1.5. Обоснование теоретико-методологического базиса информатизации образовательного пространства учителя информатики

Информационные технологии имеют определенные цели, методы и средства реализации . Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя. Методами информационных технологий являются методы и приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.

Различают глобальные, базовые и специальные (конкретные) информационные технологии. Глобальная информационная технология включает в себя модели, методы и средства, формирующие информационные ресурсы общества. Базовые информационные технологии предназначены для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и др. Специальные (конкретные) информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей, например учета, планирования, анализа.

При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный , на котором описываются содержание и структура предметной области; логический , на котором проводится формализация модели; физический , определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.

Информатика как научная и прикладная дисциплина тесно связана с информационными технологиями. Место и состав информационных технологий в структуре дисциплины "Информатика" приведены ниже:

01. 1. Теоретическая информатика

01. 1.1. Философские основы информатики

01. 1.2. Начала общей теории информации

01. 1.3. Начала компьютерной семантики

01. 1.4. Основы информационного моделирования

01. 1.5. Интеллектуальные информационные системы

01. 1.6. Информация и познание

01. 2. Средства информатизации

01. 2.1. Технические средства информатизации

01. 2.1.1. Средства обработки, отображения и передачи данных

01. 2.2. Программные средства информатизации

01. 2.2.1. Системные программные средства

02. 2.2.2. Средства информационного обеспечения

01. 2.2.2.1. Универсальные

02. 2.2.2.2. Профессионально-ориентированные

01. 3. Информационные технологии

01. 3.1. Базовые (универсальные) информационные технологии ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации; интеграции и коллективного использования разнородных ииформационных ресурсов

01. 3.2. Прикладные информационные технологии: защиты информации; программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами)

01. 4. Социальная информатика

01. 4.1. Информационные ресурсы

01. 4.2. Информационный потенциал общества

01. 4.3. Информационное общество

01. 4.4. Человек в информационном обществе

Раздел "Теоретическая информатика" предназначен для формирования современного научного мировоззрения, при котором информация рассматривается как фундаментальное семантическое свойство природы, а информационные процессы - как важнейшие интеллектуальные компоненты процессов функционирования любых технических, социальных и природных систем, включая процессы познания человеком окружающего мира. Данный раздел содержит также вопросы, связанные с изучением современной научной методологии в информатике и, в первую очередь, теоретических основ информационного моделирования, статистических методов, методов проведения "вычислительного эксперимента", а также методов решения плохо формализуемых задач с неполными и нечеткими исходными данными.

Во втором и третьем разделах "Средства информатизации" и "Информационные технологии" подробно рассматриваются аппаратные и программные средства информатизации, их информационное обеспечение, а также базовые и прикладные информационные технологии.

Основная задача раздела "Социальная информатика" - дать достаточно полное системное представление об информационном характере процесса развития современного общества, а также о возникающих при этом проблемах и методах их решения на основе использования информационного подхода и возможностей перспективных информационных технологий.

Описание информационных технологий удобно проводить с помощью классификатора (рис. 2.1), позволяющего описывать ИТ на четырех уровнях: технологии, процессы, процедуры, операции. Например, в качестве составляющих базовой информационной технологии, описанной на концептуальном уровне, можно назвать такие процессы, как получение, отображение информации и накопление, обработка, передача данных, и соответствующие им процедуры: сбор, подготовка, ввод; перевод в алфавитно-цифровую форму, построение графиков, синтез речи; архивирование, обновление, поиск; преобразование, логический вывод, генерация знаний; коммутация, маршрутизация, обмен.

1.Понятие информационной технологии. 2

2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций. 2

3.Использование новых информационных технологий в школе. 5

4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе. 7

5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога. 8

6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”. 9

7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети. 10

8.Литература. 11

1. Понятие информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций.


Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
-интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
-гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.
По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств - программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.
Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы.
Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на

компьютере.
Информационная система - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Оснащение организаций, предприятий, фирм новыми аппаратными и программными средствами, наращивающими возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятиями «информационные технологии», которые характеризуются средой, где они осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
-техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
-программная среда (набор программных средств);
-предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
-технологическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка

эффективности и др.

Изменения в социальном пространстве оказывают существенное влияние на содержание и направленность коммуникативных процессов. Появляются возможности накопления и переработки информации при новых формах коммуникации. Происходящее изменение информационного поля в условиях компьютеризации влияет на мировосприятие современного человека, создавая новый тип мышления.
На современном этапе в контексте информатизации жизнедеятельности общества вообще управленческая деятельность, в том числе, может осуществляться с помощью компьютерных технологий. Что представляется не только как межличностное общение с помощью сети Интернет, но и как общение человека с компьютером, который обретает некоторые человеческие черты. Таким образом, именно диалог человек - машина является главным отличием электронной коммуникации от устной или документальной. В результате тем или иным образом преобразуются все прошлые типы и формы общения, активно функционирующие в новом качественном единстве друг с другом.
Менеджеру необходимо учитывать особенности деятельности подчиненных, работа которых непосредственно связана с компьютером. Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Если это действительно произойдет, то логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику общения современного человека, у которого неизбежно произойдет сокращение социального взаимодействия, сужение социальных связей, развитие депрессивных ситуаций вследствие одиночества. В этой ситуации менеджеру необходимо принять предупредительные меры против нежелательных последствий. Важно одновременно развивать два типа общения: реальный и виртуальный. Что означает применение информационных средств как важнейшего инструмента в управленческих процессах невозможных без непосредственного контакта с сотрудником. Межличностное общение продолжает оставаться основой управленческой деятельности в виду отсутствия у некоторых менеджеров и их подчиненных возможности и внутренней мотивации использовать технические средства.
Для решения проблем более эффективного обучения профессионально-деловому общению в возникшей качественно новой информатизированной среде необходимо овладевать знаниями теории и практики реальной и виртуальной коммуникации в различных сферах и ситуациях профессионального общения.

3.Использование новых информационных технологий в школе.

Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Как эта неравномерность соотносится с возможностями и потребностями конкретного учителя? Могут ли новые информационные технологии дать новый импульс уже состоявшимся профессионалам?Ответы на данные вопросы очевидны. В отсутствие приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня заработной платы новые информационные технологии - один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности, привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает интересное и современное, как по сути, так и по содержанию дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями. Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.Представляется, что сейчас уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя. Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети “Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе.

Одна из составляющих программы информатизации - преподавание информатики как учебного предмета. Необходимо во всем образовательном процессе использовать мультимедиа учебники и Интернет - технологии. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы:

  1. отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
  2. участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедиа учебниками;
  3. нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
  4. преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.

Для решения этих проблем существует программа, которая позволяет использовать информационные технологии в образовательном процессе.

Цели программы:

  1. создание единой информационной среды города, района и т.д., обеспечивающей повышение качества образования;
  2. эффективное использование научно-педагогического потенциала;
  3. поэтапный переход к новому уровню образования на основе новых технологий, с использованием электронных учебников.

Задачи программы:

  1. формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования;
  2. предоставление образовательным учреждениям, участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам);
  3. применение Интернет - технологий и мультимедийных учебников в учебном процессе;
  4. подготовка педагогических, административных кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Ожидаемые конечные результаты:

  1. создание в школах электронных библиотек;
  2. свободный доступ учащихся и преподавателей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам общеобразовательной школы;
  3. повышение качества образования в учебных учреждениях.

Научно-методическое обеспечение программы:

  1. программа обеспечена существующей в настоящее время научно-методической базой и инструментами по созданию электронной информации, её записи, тиражированию;
  2. программа обеспечена программными средствами для автоматического сопровождения информации и удобства её использования учителями-предметниками, учащимися;
  3. программа реализуется в рамках федеральной и краевой программы “Компьютеризация сельских школ”.

5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога.

Одним из элементов профессиональной компетенции педагога является владение информационно- коммуникационными технологиями. Один из способов повышения квалификации - дистанционное образование на муниципальном уровне. К средствам дистанционного образования относятся:

  1. кейсы предметных модулей;
  2. Интернет-ресурсы;
  3. мультимедиадиски.

Информационно-коммуникационные технологии понимаются мною, как способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Таким образом, перед педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, ставится несколько задач:

  1. освоение основ пользования персональным компьютером;
  2. изучение работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы - презентации Power Point, программы почтовой связи, программы работы в Интернете Internet Explorer;
  3. осознание целей, методов, способов, приемов включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, учитывая не только специфику преподавания предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”.

В настоящее время многие школы имеют компьютеры. Это дает возможность их применения в различных направлениях, в том числе и для повышения оперативности управления школой. Применение компьютеров может резко ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее время директоров и завучей школ, учителей предметников, библиотекарей, а также учителей информатики. Важной также представляется открывающаяся возможность накопления и анализа, данных работы школы за длительные промежутки времени. Создание базы данных всех учащихся и педагогических работников позволит быстро отслеживать динамику происходящих в школе процессов.Проект предусматривает создание единой школьной базы данных с информацией обо всех учащихся и педагогических работниках и построение локальной вычислительной сети для обеспечения доступа к этим данным директора, завуча, секретаря, педагогов, организаторов внеклассной работы, библиотекарей.В базе данных будут храниться личные дела всех учащихся и выпускников школы, а также дошкольников. Сюда входят, в том числе и четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые оценки учащихся, сведения о родителях и их месте работы, попечителях, категориях семей, домашние адреса учащихся, домашние и рабочие телефоны родителей, характеристики учащихся. Предусмотрено хранение личных карточек педагогических работников школы с подробными сведениями о каждом из них: паспортными данными, сведениями об образовании и повышении квалификации, датах приема и увольнения с работы, педагогической нагрузке и т.п.

При приеме учащегося в школу или учителя на работу секретарь одновременно с оформлением бумажной документации вносит соответствующие сведения в базу данных. По результатам каждой четверти вносятся отметки. Завуч сможет при помощи разрабатываемой мною программы - автоматизированное рабочее место - в автоматическом режиме построить отчеты об успеваемости и качестве знаний учащихся по классам, параллелям, ступеням (начальная, основная, средняя школа) и итого по школе, сравнить их с результатами прошлых лет, построив диаграмму, выяснить динамику изменения качества знаний каждого класса или параллели классов по заданному предмету. Можно проследить также качество знаний и успеваемость учащихся у каждого учителя и сравнить эти результаты с результатами коллег. Отчеты могут быть представлены как в текстовой, так и в графической форме. Есть также возможность подведения итогов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях (школьных и городских), построения различных списков учащихся: по успеваемости, по возрасту, по категориям семей, по месту работы родителей, прибывших, выбывших, списков классов и т.д. Также быстро можно найти и информацию о требуемом учителе или построить отчет, обобщив данные. Например, диаграмму качественного состава педагогических работников (по категориям), таблицу сведений об образовании и повышении квалификации.Для эффективного использования АРМ предлагается поставить компьютеры в кабинеты директора и завучей, в библиотеку и объединить их в локальную вычислительную сеть между собой и с компьютерами кабинетов информатики и вычислительной техники. На стационарном компьютере или в любом кабинете вычислительной техники смогли бы во внеурочное время работать с базой данных учителя: вносить отметки, исправлять изменившиеся сведения об учащихся своих классов, распечатывать ведомости успеваемости к родительскому собранию, вносить корректировки в характеристики. Таким образом, была бы обеспечена работа с живыми данными и оперативность контроля при работе с постоянно обновляемой информацией.

7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети.

Организация локальной сети образовательного учреждения и в домашних условиях является первой ступенью развития школы:

  1. после появления данной локальной сети появляется стремление провести сеть в каждый класс (поставить компьютер в каждом классе), чтоб учитель мог свободно брать информацию к уроку, занесенную с головного компьютера или занесенного учениками из компьютерного класса, проектировать ее на доску;
  2. в результате у ученика появится стремление к учебе, потому что данный метод обучения – новый и перспективный.

Объединив все компьютеры школы в единую локальную сеть, возможен доступ в Internet со всех PC с одного модема. Такой вариант подключения очень дешевый, т.к. платят за один PC, а работают в Internet все. В этом реферате собран весь материал воедино, создан такой проект, который полностью соответствует теме, а так же является пособием неопытным пользователям в установке локальной сети. Данный реферат оснащен приложением, что гораздо ускоряет процесс обучения.

8.Литература.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Формирование теоретических основ создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. // Электронные образовательные издания и ресурсы. Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 1. / М.: ИСМО РАО, – 2006. С. 6-12.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Особенности подготовки педагогов к использованию Интернет-ресурсов в образовании. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2006, №1(3) С. 14-19.

3. Гриншкун В.В. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, – 2006, №2 (7). С. 52-57.


Профиль: «Информатика и компьютерные науки»

Информатика является сравнительно молодой наукой, однако уже включает в себя разделы, которые считаются фундаментальными и которые должен знать каждый специалист в области компьютерных наук. В рамках этого направления изучаются теоретические основы информатики и программирования, пристальное внимание уделяется математическим дисциплинам наряду с развитием практических навыков программирования. .

Узнать о том, какие документы необходимо подать и в какие сроки проводится набор можно в разделе Поступить на факультет .

Чему вас будут учить

Фокус образовательной программы сосредоточен на фундаментальных основах информатики и программирования. Программа первого курса содержит цикл классических математических дисциплин, включающих ключевые для ИТ-специалиста разделы, такие как дискретная математика, математический анализ, алгебра и геометрия.

На первом курсе изучаются несколько дисциплин, позволяющих наработать практические навыки программирования:

    Основы программирования.

    В процессе изучения дисциплины происходит ознакомление студентов с понятием алгоритма, способами и средствами их представления, классификацией и эволюцией языков программирования, и современными тенденциями их развития, а также детальное изучение одного из языков высокого уровня (язык C).

    Информатика.

    Изучая эту дисциплину, студенты знакомятся с основными понятиями информатики, этапами развития компьютерных систем, их архитектурой, базовыми структурами данных и алгоритмов, включая одномерные и многомерные массивы, стеки и очереди, бинарные деревья, алгоритмы сортировки и поиска, алгоритмы на графах, динамические структуры данных.

    Объектно-ориентированное программирование.

    Студенты изучают основные этапы, методы, средства и стандарты разработки программного обеспечения, детальное изучение одного из объектно-ориентированных языков программирования (Java), обучение студентов разработке кроссплатформенных приложений.

Отличительная особенность этой программы в наличии дисциплин, углубленно изучающих фундаментальные основы современной информатики:

    Математическая логика и теория алгоритмов.

    Цель изучения дисциплины состоит в освоении основ фундаментальных знаний, позволяющих разобраться в математическом описании проблем, связанных с математической логикой и теорией алгоритмов, умении решать стандартные задачи, давать интерпретацию полученным результатам. У слушателей формируется представление о современном состоянии теоретической информатики и приобретению специальных знаний из области моделирования и анализа сложных информационных систем.

    Алгоритмы и анализ сложности.

    Целью дисциплины является изучение общих основ разработки и анализа алгоритмов, включая асимптотический анализ верхней, нижней и средней оценок сложности алгоритмов; сравнение наилучших, средних и наихудших оценок, эмпирические измерения эффективности алгоритмов; проведение оценок накладных расходов по времени и памяти; рекуррентные соотношения и анализ рекурсивных алгоритмов, анализ алгоритмов динамического программирования; изучение NP класса сложности задач.

    Теория автоматов и формальных языков.

    Теория вычислительных процессов и структур.

    В рамках дисциплины студенты учатся применять в исследовательской и прикладной деятельности современный аппарат разработки и анализа корректности алгоритмов и развивают умение исследовать свойства программ и математически доказывать их корректность.

    Теория конечных графов и ее приложения.

    Центральным объектом дисциплины является современная теория графов и графовые модели, базирующиеся на аппарате дискретной математики, а также подходы к использованию теории графов на практике. Данный курс вырабатывает у студентов навыки использования математического аппарата теории графов, совершенствует навык построения математически строгих доказательств и развивает способность использовать графовые модели на практике, в том числе для написания эффективных программ.

Этот фундамент подкрепляется циклом дисциплин, связанных с развитием практических навыков, необходимых успешному ИТ-специалисту:

    Программирование на.NET Framework.

    В рамках освоения дисциплины происходит ознакомление студентов с архитектурой среды.NET Framework, идеологией создания приложений для данной среды исполнения, языком С# как одним из основных языков программирования в среде.NET Framework, библиотекой классов Common Language Runtime, а также изучение средств создания, отладки и развертывание.NET-приложений.

    Основы веб-программирования.

    Целью освоения дисциплины является подготовка специалистов, которые могут спроектировать web-приложение (фронтэнд и бэкэнд). В рамках дисциплины рассматриваются задачи верстки, включая адаптивную верстку, и построения веб-серверов с использованием стека Apache-MySQL-PHP, современных CMS, а также ASP.NET.

    Основы тестирования программного обеспечения.

    Цель дисциплины состоит в изучении базовой теории, умении ориентироваться в базовых концепциях и терминах, и овладении техник тест-дизайна: разработки способов создания тестовых сценариев и тестовых данных.

    Введение в информационный поиск.

    В рамках дисциплины студенты осваивают теоретические основы построения информационно-поисковых систем, базирующиеся на теории алгоритмов, теории информации, а также практические подходы к реализации данного класса программных систем. Данный курс вырабатывает у студентов навыки использования математического аппарата для решения прикладных задач информационного поиска в вебе, а также хранения, обработки и поиска текстовой и другой информации в иных хранилищах данных.

    Программная инженерия.

    Дисциплина обеспечивает приобретение знаний и умений в области проектирования и разработки информационных систем с использованием современных информационных технологий, а также включает в себя изучение универсальных принципов и методологий разработки программного обеспечения. Цель дисциплины - изучение основных качеств программного обеспечения и принципов его построения, обеспечивающих реализацию этих качеств. Изучение подкрепляется примерами, имеющими практическую направленность и учитывающими современные тенденции развития методологий и технологий программной инженерии.

  • Языки и методы программирования.
  • Программирование ASP.NET.
  • Основы мобильной разработки.

Часть преподаваемых дисциплин является дисциплинами по выбору, что позволяет обучающемуся сформировать собственную образовательную траекторию.

Ваша будущая профессия

Специальность «Фундаментальная информатика и информационные технологии» гарантирует трудоустройство в сферах, где активно используются IT-технологии. При получении диплома специалиста вы становитесь программистом широкого профиля со знаниями языков программирования, технологий автоматизации IT систем, обладая навыками разработки и сопровождения соответствующих информационных сервисов и продуктов.

Программисты широкого профиля – инженеры, web-разработчики, администраторы, профессионалы глобальных компьютерных сетей – востребованы всегда и везде. В процессе обучения вы можете заниматься подработкой, которая поможет в становлении на будущем рабочем месте:

  • Начать карьеру программистом-стажером и в короткое время стать профессиональным программистом .
  • Работать программистом на С++ .
  • Создавать новые продукты на языке Java, начиная от Java-разработчика (junior) и, совершенствуя свои навыки, стать Java-разработчиком (middle) , а впоследствии дорасти и до Java-разработчика (senior) .
  • Разрабатывать мобильные приложения, занимая позицию Android-разработчика или IOS-разработчика .
  • Работать над качеством программных продуктов став тестировщиком-программистом , развиваясь до ведущего инженера-тестировщика .
  • Делать карьеру в веб-разработке и стать web-разработчиком .
  • Реализовывать самые сложные проекты, работая Программистом.NET / C# .
  • А если вдруг почувствуете, что хотите заниматься чем-то еще в области информационных технологий, то можете попытаться стать, например, техническим писателем !

Примеры выпускных работ

В.Г. Агаджанова. Моделирование и анализ свойств протоколов распространения данных в распределенных системах с использованием раскрашенных сетей Петри

Объектом исследования являются раскрашенные сети Петри и протокол Gossip.

Цель работы – построить модель протокола Gossip с использованием инструментального средства моделирования CPN Tools и проанализировать его работу на примере нескольких топологий коммутируемых сетей.

В процессе работы создавались модификации модели, позволяющие анализировать модель по многим параметрам.

По завершении работы проведен анализ работы модели в различных ситуациях и на разных примерах, что показывает правильность работы модели и ее свойства.

Н.П. Баранов. Выделение контуров на изображениях в ОС Android

В данной работе рассматриваются три алгоритма для выделения контуров в изображении.

Цель работы – разработка приложения для операционной системы Android, которое позволяет выделить контуры в изображении тремя алгоритмами с последующим сохранением полученного результата.

В рамках работы данное приложение было разработано и протестировано на ряде устройств.

К.В. Лагутина. Разработка метода выделения ключевых слов для информационной системы электронного туризма Open Karelia

Актуальной задачей в рамках разработки информационных систем является автоматизация создания структуры имеющихся текстовых документов в виде связного графа. Наличие связей между туристическими объектами, удовлетворяющих описанным характеристикам, используется для более качественного и полноценного предоставления информации пользователю.

Разработан метод автоматического выделения ключевых слов для сайтов и информационных систем из сферы туризма, при этом тексты связываются друг с другом через общие ключевые слова, тем самым формируя граф, достаточно связный для удобной навигации по сайту/системе. Метод представляет собой комбинацию известного алгоритма выделения ключевых слов с процедурой постобработки при помощи тезауруса. Разработанный метод сейчас находится на этапе внедрения в туристическую информационную систему проекта Open Karelia.

Н.Г. Нуриева. Автоматический поиск контрпримеров для гипотез о периодической структуре полулинейных множеств

Основной целью работы является написание программы визуализации двумерных полулинейных множеств, согласно выдвинутым гипотезам. Основными задачами работы – изучить построение одномерных линейных множеств, а также двумерных полулинейных, выбрать и изучить язык программирования и вспомогательные элементы, написать программу визуализации.

В ходе работы были изучены одномерные линейные множества, двумерные полулинейные множества и их примеры. Практическим результатом работы является программа, написанная на языке программирования Java, визуализирующая двумерное множество достижимости.

С.В. Моржов. Анализ и разработка программного средства управления межсетевым экраном для контроллера программно-конфигурируемой сети

Целью данного проекта является создание ПО в виде сетевого приложения для ПКС контроллера Floodlight, не допускающего появление различных коллизий в правилах межсетевого экрана и списка контроля доступа.

В ходе работы был изучен способ борьбы с коллизиями, возникающими между правилами политик безопасности, предложенный Эль-Шаером. На его основе был построен алгоритм для недопущения возникновения коллизий в правилах межсетевого экрана и списке контроля доступа ПКС контроллера Floodlight. На основе полученного алгоритма было реализовано сетевое приложение. Эффективность и корректность работы данного приложения была доказана экспериментально в ходе модульного тестрования ядра, а так же системного тестирования сетевого приложения.

Другие программы бакалавриата

  • Прикладная математика и информатика (профиль: «Прикладная математика и информатика»)
  • Прикладная информатика (профиль: «Прикладная информатика в экономике»)