Тарифы Услуги Сим-карты

Уникальность программы «Моторчик

Возможности программы

2. FunTune (формат EcuEdit).

7. Матрица, ИОН.

8. Мотор-Мастер.



2. Пользователь использует данную программу на свой страх и риск.

3. Пользователю категорически запрещается распространять программу без уведомления автора программы.

5. Программа обновляется по мере поступления обновлений.

6. Программа работает локально, без сетевой активности.

7. После регистрации программы, пользователю будут доступны свежие версии программы, по мере их создания, уведомление по электронной почте.

8. Пользователь должен понимать, что настройка мотора дело непростое и сложное, требует определённых знаний и опыта, терпения.

Открытие лога, настройка программ openOLT, FunTune

При открытии лог-файла «Motorchik» проверяет первую строчку и относит его к определённому типу лога и далее начинает его обрабатывать. Если «Motorchik» увидел в первой строке неизвестную ему строчку, то он напишет «Данный тип лога открыть не удалось». Можно воспользоваться универсальным открытием лога, для этого в файле настройки «vars.txt» нужно проставить номера переменных в логе, чтобы программа смогла разобрать по каким номерам столбцов находятся те или иные переменные, сохранить файл, после этого нажать на кнопку «Открыть универсальный лог» и выбрать свой лог, который хочется открыть.



Рисунок 2 - настройка номеров переменных в файле «vars.txt» для открытия любого другого лога

Рисунок 3- настройки программы openOLT, для работы с «Motorchik»

Рисунок 4 - настройки программы FunTune, для работы с «Motorchik»

Работа с квантованием РТ

В папке с программой «Motorchik» есть папка «kvantovaniya », в которой имеются несколько текстовых файлов квантований. Это папка должна всегда находиться в той же папке, что и сама программа «Motorchik».

Квантование очень важная калибровка - это сетка опорных значений. Например, квантование дросселя: 0, 2, 4, 6, 8, 10, 15, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Точно такая же суть с оборотами, давлением, наполнением. Квантования - это скелет прошивки. Самые главные калибровки, от которых зависят другие калибровки и соответственно работа прошивки, и как следствие, работа мотора вцелом. Начинать надо всегда с квантований. Поэтому открываем квантования и меняем их на свои, например, мои квантования оборотов выглядят так. Пример файла «rpm_32.txt»:

Главная таблица - данные из лог-файла

Рисунок 5 - главная таблица

Для начала работы нужно открыть лог файл, снятый один из поддерживаемых программ-логгеров или свой. После открытия лог-файла данные попадают в главную таблицу, для их последующего анализа. В данной таблице содержаться основные параметры мотора, записанные в лог-файл. «Motorchik» обработал лог-файл, разложил все значения в таблицу для дальнейшей работы с данными. Если в логе отсутствует давление, но присутствует напряжение с ДАД, то по этому напряжению можно рассчитать давление в кПА. Программа рассчитает его по формуле: P = (adc_dad+offset)*slope , где adc_dad - АЦП ДАД, offset - смещение ДАД, slope - наклон ДАД.

Галка «ШДК на постояннке» указывает программе, что в логе программы R-Tuner для j73s/j7esa показания с ШДК требуется брать с колонки «ШДК на постоянке». Внимание, данную галку нужно отмечать до открытия лога!

В предыдущих версиях программы у каждой вкладки были свои настройки. Начиная с 5й версии, в главной вкладке задаются общие для всех вкладок настройки - погрешности, настройки ДАД, форсунок.

В этой вкладке требуется задать погрешности по оборотам, дросселю, давлению, наполнению. Дело в том, что данные в логе могут быть различными, а необходимо определить с определённой точностью попадание точки в определённую рабочую точку. Например, рассмотрим рабочую точку (далее РТ) - 1500 оборотов, 25% дросселя. Нужно определить, попала ли точка в эту РТ? «Motorchik» анализирует лог, по всем логу ищет эту точку, где автомобиль ехал на 25% выжатой педали газа, на 1500 оборотах. Но такой точки нет, но есть ближайшие точки, например 1450 оборотов и 23% дросселя. Погрешности по оборотам и дросселю задают диапазон поиска РТ. Например, погрешность по оборотам дана 200 об/мин, ищем точку 1500 об/мин, погрешность по дросселю будет 4%. Все точки, которые будут одновременно в диапазоне по оборотам от 1300 об/мин до 1700 об/мин и в диапазоне по дросселю 21-29% включительно, будут определять точку 1500 об/мин и 25% дросселя. Таким же образом «Motorchik» работает с погрешностями по давлению, наполнению. Чем выше погрешность, тем больше точек он найдёт, но менее точно. Чем меньше погрешность, тем меньше точек, но зато они очень точные. Для точности поиска точек в программе задаются конечные погрешности. Поиск попадания точки начинается с самой маленькой погрешности, затем с шагом погрешность увеличивается до тех пор, пока не достигнет заданной. За счёт этого достигается точность.

Логгер

Начиная с 6й версии, программа умеет снимать логи по стандартному протоколу обмена диагностической информации KWP2000 и стандартному протоколу LC-1 для опроса ШДК Innovate. Нужно в первой вкладке программы прописать на каких ком-портах находится ЭБУ и ШДК. Лучше изначально настраивать в системе чтобы ЭБУ висел на COM1 а ШДК на COM2. В окне «таймаут» прописан оптимальный таймаут между запросами к ЭБУ. Для точности можно поставить меньше, работа опроса ЭБУ может быть уже нестабильной, либо вообще не будет работать. Есть возможность снимать логи отдельно по ШДК, без поключения к ЭБУ и наоборот, подключившись только к ЭБУ. Далее, для начала записи логов нужно нажать соответствующие кнопки, говорящие сами за себя - «Начать опрос ЭБУ», «Начать опрос ШДК». После того, как данные поступают, то можно начинать снимать логи, нажав на кнопку «Начать запись лога». Сами данные будут отображаться во вкладке «Попадание в РТ». Сам лог файл с названием текущей датой и временем появится в папке logs. После завершения, нажать на кнопки в обратной последовательности.

Рисунок 6 - файл лога

Рисунок 7 - попадание в РТ, диагностика

Базовое цикловое наполнение

«Motorchik» без проблем построит калибровку базового циклового наполнения. Для начала выбрать прошивку. Если квантования по оборотам, давлению и дросселю в прошивке отличаются от стандартных, то необходимо их явно указать. Задать погрешности, проверить свои квантования для своей прошивки, если они отличаются. Погрешности по оборотам больше 250 об/мин и погрешности по дросселю с больше 4% не имеют смысла, так как точность откатки БЦН сразу же становится небольшой. По давлению погрешность до 5 - 10 кПА считаю нормой.

Рисунок 8 - построение БЦН

Также, для интереса можно вместо БЦН вывести в таблицу давление, которое было в РТ, для этого перед нажатием на кнопку «Построить БЦН или давление» отметить галочкой «Построить давление». В программе имеется функция интерполяции. После того как большая часть таблицы заполнилась, но не все точки заполнили таблицу, можно рассчитать недостающие точки. Они будут считаться по среднему арифметическому соседних точек. Далее сохранить рассчитанную калибровку в формате *.cte для программы ctp 3.21 или программы Master Edit Pro и затем калибровку импортировать в прошивку. Чтобы калибровка сохранилась в формате Master Edit Pro, нужно отметить галочкой «Калибровка от MePro» Калибровка сохранится в папке с программой. Также программа позволяет перемножить коэффициент коррекции на БЦН, ПЦН на БЦН . Эта функция будет полезна автолюбителям, которые любят прошивки «по дросселю». Таким образом, после откатки ПЦН, можно сделать очень верную БЦН для дроссельного режима, когда прошивка работает по таблице БЦН.

Для начала работы с зажиганием нужно выбрать прошивку. Если квантования по оборотам, давлению и дросселю в прошивке отличаются от стандартных, то необходимо их явно указать в файлах квантований.

В данном разделе программа может найти детонацию в рабочих точках, автоматически понижать угол в тех точках, где она найдена. Программа может посмотреть УОЗ, на котором ехал автомобиль, открыть калибровку УОЗ, на которой ехал автомобиль. Можно конвертировать калибровки УОЗ, например открыть калибровку из прошивки j7esa, сохранить уже как калибровку j5ls. «Motorchik» также умеет строить теоретический УОЗ по БЦН, в зависимости от БЦН и оборотов для выбранного мотора.

Работа с детонацией. После того, как определены погрешности, квантования, прошивку, открыть ранее экспортированную калибровку УОЗ. Нажать на кнопку - «Открыть калибровку УОЗ», калибровка должна открыться в правой таблице «Калибровка УОЗ». Далее нажать на кнопку - «Посмотреть детонацию». Если в РТ была найдена детонация, то её количество отобразится в ячейках таблицы «Количество детонации». Далее нажимаем на кнопку - «Понизить угол на», угол зажигания понизится на заданный угол, в соответствии с настройками. Если всё хорошо, то угол зажигания в РТ где обнаружилась детонация, понизится (или повысится, если задать отрицательный угол понижения). Далее можно сохранять калибровку УОЗ. Название и тип калибровки будет также соответствовать той калибровке, которая выбрана из списка. Таким образом, появляется возможность открыть калибровку из одной прошивки, например j7esa и сохранить её как калибровку прошивки j5trs Только следим, чтобы квантования дросселя, оборотов совпадали у обоих прошивок, в противном случае калибровка УОЗ собьётся!

Рисунок 11 - зажигание, работа с детонацией

Построение теоретического УОЗ. Для того, чтобы построить УОЗ по БЦН и оборотам, нужно для начала полностью верно построить таблицу БЦН. После этого нужно нажать на кнопку «Рассчитать УОЗ по БЦН и оборотам». Угол будет строиться как для прошивок по дросселю, так и для прошивок по давлению. Точность таблицы БЦН и будет определять точность построения УОЗ. Краткий порядок действий для построения теоретического УОЗ:

1. Открыть лог-файл.

2. В файлах квантований указать свои квантования по оборотам, дросселю или давлению.

3. Построить таблицу БЦН из лога.

4. Заполнить недостающие точки таблицы, чтобы таблица БЦН стала полностью заполненной.

5. Желательный шаг - проверить БЦН. Для этого экспортировать таблицу в калибровку, открыть её в прошивке и посмотреть как построилась БЦН. Если БЦН в некоторых точках кривая, косая, правим руками. Ровность графика зависит от точности записи лога и его качества, количество реально построенных точек. Далее эту поправленную БЦН снова импортировать в программу.

6. На вкладке «Выбор заводского УОЗ от наполнения» выбрать свой мотор, если его нет в списке, выбрать наиболее похожий мотор, либо «любой мотор».

7. На вкладке «УОЗ» выбрать необходимую прошивку, под которую надо построить теоретический УОЗ от БЦН и оборотов.

10. Готовая калибровка УОЗ сохранилась в корневой папке программы.

11. Импортировать калибровку в прошивку, подредактировать, сгладить.

Метод построения теоретического УОЗ основан на УОЗ от ЦН заводских прошивок. Из снятого лога берутся ЦН, обороты, затем программа ищет УОЗ из таблицы заводского УОЗ от ЦН и оборотов и находит чему равен УОЗ в этой точке. Таким образом, этим методом можно очень стабильно построить УОЗ как для прошивок по дросселю, так и по давлению. В дальнейшем метод будет усложняться и усовершенствоваться.

Рисунок 12 - зажигание, расчёт теоретического УОЗ

Рисунок 13 - зажигание, расчёт теоретического УОЗ

Фаза впрыска

С помощью программы «Motorchik» можно построить фазу впрыска для различных типов фазированного впрыска:

1. В начало перекрытия клапанов.

2. В конец перекрытия клапанов.

3. В закрытый клапан.

4. В начало перекрытия клапанов и если топливо не успевает полностью залететь до закрытия впуска, тогда программа рассчитывает окончание впрыска за 30гр до закрытия впускного клапана.

5. В конец перекрытия клапанов и если топливо не успевает полностью залететь до закрытия впуска, тогда программа рассчитывает окончание впрыска за 30гр до закрытия впускного клапана.

6. Ровно до закрытия впуска (будет лить заранее, но чтобы к концу такта впуска, впрыск полностью завершился).

7. В середину фазы впуска и со смещение от центра, в зависимости от оборотов. Выше обороты - смещение к концу впуска, но ровно до закрытия впуска. Если топливо не успевает залететь, то расчёт идёт от момента конца фазы впуска (конец впрыска приходится за 20-30гр до закрытия впуска).

Для работы с фазой впрыска нужно задать параметры распредвала (либо выбрать из двух предустановленных), погрешности по оборотам, выбрать тип прошивки, проверить и задать свои квантования, если они отличаются. Выбрать метод, нажать «рассчитать фазу впрыска». «Motorchik» проанализирует данные, основываясь на длительности импульса впрыска, скорости вращения двигателя. Для каждой РТ построит фазу по выбранному методу.

Рисунок 14 - построение фазы впрыска

Состав смеси

Начиная с 5й версии программа «Motorchik» умеет строить состав смеси по БЦН по дросселю и давлению. Для построения смеси нужна полностью заполненная таблица БЦН. Далее нажать на кнопку «Расcчитать оптимальную смесь». Расчёт идёт из принципа - чем выше БЦН в точке, тем богаче смесь, чем ниже БЦН, тем беднее смесь. Задаётся минимальное и максимальное ЦН (определяется автоматически во время открытия лог файла), значение смеси задаётся пользователем. Также имеется возможность открыть калибровку состава смеси, рассчитать недостающие точки, очистить таблицу и сохранить калибровку в формате ctp для выбранной прошивки. Тажке программа умеет строить фактический состав смеси, на котором работал мотор, строить тарировку УДК по ШДК, что даёт возможность посмотреть при каких напряжениях УДК какая была фактическая смесь в этот момент времени. Также строит состав смеси по напряжению на УДК.

Рисунок 15 - настройка состава смеси

Форсунки

Программа может определить загрузку форсунок и посчитать статику форсунок исходя из выбранного бензина, номинального и фактического давления в рампе, производительности форсунки при номинальном давлении.

Для расчёта статики форсунки необходимо указать:

1. Номинальное давление в рампе.

2. Фактическое давление в рампе.

3. Производительность форсунки с см3/мин (оно же СС) при номинальном давлении (как правило это 3 атм.).

4. Выбрать октановое число бензина.

После введённых данных, нажать на кнопку «Рассчитать статику форсунок (СТP)» и программа выведет готовую статику форсунок, которую уже нужно указать в прошивке.

Программа может также определить загрузку форсунок. Для этого необходимо указать номинальное давление, реальное давление в рампе, статику форсунок можно задать в трёх различных форматах:

1. В статике ctp (мг/мсек).

2. В см3 (СС).

3. В гр/мин.

В каком формате знаете статику, в таком и нужно задавать, затем выбрать её в переключателе снизу. Определить погрешности поиска РТ, по оборотам, дросселю в главной вкладке программы, нажать на кнопку «Рассчитать загрузку форсунок в %», программа рассчитает загрузку форсунки в % и выведет результат в таблицу.

Рисунок 16 - функция «Форсунки»

Коррекция ДТОЖ и ДТВ

Программа может рассчитать коррекцию по ДТОЖ либо по ДТВ, в 6й версии доступны калибровки для прошивки j7esa. В дальнейших версиях программы будут добавлены другие прошивки и калибровки. Эта функция доступна для логов, в которых есть данные фактической смеси. Для построения коррекции нужно экспортировать калибровку из прошивки (на прошивке, которая была зашита в ЭБУ во время записи лога) в программу. После этого рассчитать коррекцию по ДТОЖ либо ДТВ, далее перемножить коррекцию на калибровку. Результат окажется в калибровке. Далее калибровку можно импортировать в прошивку.

Рисунок 17 - функция «Коррекция по ТВ, ТОЖ»

Разгон

«Motorchik» может найти разгоны автомобиля. Начальную и конечную скорость можно выбирать. Программа найдёт все разгоны в логе, выведет график на экран. Данные о скорости программа берёт из лог-файла. Поэтому точность определения разгона напрямую связана с точностью датчика скорости. «Motorchik» работает только с теми логами, в которых время указано в нормальном формате. Если время указано в непонятном формате, то «Motorchik» напишет: «Для данного типа лога невозможно определить время разгона».

Рисунок 18- функция «Разгон»

Ускорения по оборотам

Данная функция позволяет посмотреть ускорения по диапазонам оборотов. Благодаря этой функции, можно очень точно настроить зажигание. Выжать из мотора максимум. Чем меньше время в диапазоне оборотов, тем быстрее мотор раскручивается. Задать погрешности для поиска диапазонов. Погрешность равная 100 об/мин я считаю достаточно точной. Открываем 1й лог, рассчитываем ускорения, открываем 2й лог, рассчитываем ускорения, сравниваем результаты. И так далее... Пока не надоест! Пока не настроено зажигание. Лучший угол там, где наблюдается самое маленькое время разгона в диапазоне оборотов. Замер надо делать на 3й передаче, на ровной дороге, в безветренную погоду, с самых низких оборотов резко педаль в пол и до высоких оборотов. Точность зависит от временных границ в логе между строчками. В стандартном диагностическом протоколе погрешность составляет 0.2 секунды.

Рисунок 19 - функция «Ускорения по оборотам», на рисунке показан результат разгона одного лог-файла

Графики

Программа строит графики массового расхода воздуха, циклового наполнения, скорости. Выводит до 6 различных графиков на экран. Можно задавать границы по времени, по дросселю, по оборотам. Без данной функции не представляется возможным быстро найти верное положение распредвалов, в котором наблюдается максимальная мощность и момент мотора.

Рисунок 20 - функция «Графики», показан график ЦН от оборотов, мотор 21126, валы 8.7 Нуждин

Возможности программы

«Motorchik» - программа для настройки прошивки мотора в режиме offline. Программа собирает, анализирует и обрабатывает логи диагностики и строит по ним калибровки топливных карт и зажигания для прошивки. Таким образом, программа является простым и доступным средством автоматической настройки атмосферных и турбированных моторов по логам, построение калибровок: БЦН, ПЦН, УОЗ, фазы впрыска, состава смеси, коррекции по ДТОЖ и ДТВ. Также с помощью программы можно проверить динамические параметры двигателя, например построить графики наполняемости мотора, скорости, расхода воздуха, есть возможность посмотреть ускорения по оборотам (подходит для точной настройки зажигания) и многое другое.

Программа поддерживает следующие типы логов (более 30 шт.):

1. Atomic Tune/Atomic Logger/Atomic Tune Online, ICD (лог формата Р83).

2. FunTune (формат EcuEdit).

3. openOLT (формат sms olt v1, время в формате HH:MM:SS:msec).

4. Шайтан/Минишайтан/Ecudiag_log_flesher.

5. R-Tuner 0.14 (0.16b) j7esa, R-Tuner j73s, Hsp-Test.

7. Матрица, ИОН.

8. Мотор-Мастер.

9. Присутствует возможность загрузки любого лога в программу.

Поддерживает работу со следующими ЭБУ и прошивками:

2. Спортивная прошивка j7es/j7esa, j73s (ЭБУ м73) по дросселю (16x16, 32x16), давлению (16x16, 32x32).

3. Стандартные прошивки на е-газ для блока м74, м74 CAN.

4. Частичная поддержка ЭБУ Bosh m1.5.4.

Краткое описание функционала программы «Motorchik»:

1. УОЗ. Построение оптимального УОЗ по БЦН и оборотам, построение УОЗ из лога, автоматическое понижение угла в точках где есть детонация.

2. Фаза впрыска. Построение фазы впрыска в зависимости от времени открытия форсунки, от типа впрыска. На выбор несколько вариантов.

3. БЦН. Построение БЦН для прошивок по дросселю, давлению, стандартных и спортивных прошивок. Перемножение таблицы БЦН на таблицы ПЦН или КР (это нужно для настройки дроссельных моторов), интерполяция недостающих точек.

4. ПЦН. Построение поправки циклового наполнения по УДК, ШДК, без ДК (теоретический расчёт): 16x16 по дросселю, 32x16 по дросселю, 16x16 по давлению 32x32 по давлению. Конвертация таблиц 32x32 в 16x16, 32x16 в 16x16. Функция показа КР в наглядном виде с отображением уже «откатанных» точек, интерполяция недостающих точек.

5. AFR (состав смеси от оборотов и дросселя или давления). Построение состава смеси в зависимости от БЦН. Чем выше БЦН - тем богаче смесь.

6. Функция «Диностенд». Построение графиков циклового наполнения мотора (аналог момента), массового расхода воздуха (аналог мощности), скорости движения автомобиля. Построение графиков ЦН, незаменимая функция для выставление спортивных распредвалов с широкой фазой.

7. Расчёт статики форсунок в мг/мсек в зависимости от типа топлива, давления в топливной системе. Определение загрузки форсунок в процентах.

8. Функция «Ускорения по оборотам». Расчёт времени по диапазонам оборотов. Позволяет точнее настроить зажигание методом ускорений.

9. Определение лучшего разгона. Скорости начала и конца задаются.

10. Логгер по протоколу KWP2000, протокол CAN в разработке.

11. Поддержка ШДК Innovate LC-1, LC-2.

Уникальность программы «Моторчик»

1. Цель программы - создание удобного, универсального, доступного и простого инструмента настройки моторов.

2. Программа ориентирована на тех, кому не хочется тратить большие деньги на настройку своего мотора.

3. Анализ и обработка логов.

4. Строит калибровки в режиме оффлайн.

5. Это единственная в своём роде программа, которая прежде всего ориентирована на откатку по УДК. Очень богатый функционал по построению смеси по УДК (построение состава смеси по напряжению УДК). Откатку по ШДК тоже поддерживает и справляется с этим хорошо.

6. «Моторчик» поддерживает любые логи в текстовом формата csv.

7. Единственная программа, которая умеет строить калибровки для большого количества прошивок, в другое время как другие программы для настройки привязаны к прошивке.

8. Умеет строить калибровки по логам для блоков м74, м74кан. Количество поддерживаемых блоков не предел, будут постоянно добавляться. Программа склонна к расширению функционала.

9. Единственная программа, которая позволяет быстро сравнить два графика циклового наполнения. Выставлять фазы газораспределения для достижения максимального момента мотора с таким помошником становится очень удобно, легко, точно и быстро.

10. Единственная программа, которая может автоматически понижать УОЗ в зависимости наличия детонации в рабочей точке.

12. Построение калибровки размерностью 32x32 по УДК.

В этой статье, я расскажу о том, как выбрать, подготовить и настроить прошивку для работы с ДАД. Не стоит воспринимать эту статью как исчерпывающую инструкцию к пользованию, она лишь кратко описывает рабочие моменты, связанные с настройкой прошивки.

Выбор прошивки под ДАД

Выбор прошивок с поддержкой ДАД не большой, но поломать голову всё же придется, т.к. у каждого ПО есть свои достоинства и недостатки.

J5LS - отличная прошивка от Emmibox. Замечательно подходит для нашей цели. В сети есть несколько версий V43 и L43. Основное отличие в том, что версия V43 понимает настройку по давлению, нужную для настройки турбо мотора. Существенный недостаток «бесплатных» прошивок от Emmibox, отсутствие поддержки кондиционера. В новых, лицензионных версиях эта проблема решена, а сам автор утверждает, что в свежих версиях прошивки используются новые алгоритмы расчета и ещё много всего вкусного, например Launch Control.

Казалось бы, вот наш выбор, но тут всплывает основной недостаток прошивки J5LS, это её цена. Прошивка J5LS (Light Sport) версия V4.3B стоит 6000р и продается только покупателям программно аппаратного комплекса «Матрица» и программатора блоков 55пин. Стоимость «Матрицы» 12000р, стоимость программатора 7000р. Ах, да ещё вам понадобится инженерный ЭБУ, к которому привяжется всё это добро, стоимость комплекта для переделки Вашего ЭБУ в инженерный примерно 2000р. Итого 27,000р. (Стоимость компонентов может быть не точной, но примерный порядок цен она отражает.) Вывод, лицензионная версия J5lS, удел профессионалов и для самостоятельной настройки своего личного автомобиля, покупать этот продукт, скорее всего не рентабельно.

TRS - отличное ПО от AndyFrost. Более сложная чем J5LS, но и более функциональная прошивка. Даже в «бесплатной» версии есть поддержка кондиционера и режим Launch Control. На последних версиях прошивки есть даже трэкшн контроль. От автора:

За основу была взята одна из ранних версий прошивки Макси РПД, которая уже существенно облегчила алгоритмию стандартных прошивок, убрав из них малозначимые или экологические калибровки, которые не требуются для тюнинговых (спортивных) моторов. Основные изменения затронули механизм расчета циклового наполнения двигателя по Датчику Абсолютного Давления (ДАД).
В сети можно найти прошивку TRS237, на ней, у меня получилось неплохо настроить мотор на ДАДе. Но в процессе настройки возникли некоторые сомнения в правильности найденной мною для неё карты. Небольшой недостаток, в сравнении с J5LS, ТРС237 не умеет переназначать канал ДТВ, по- этому вешаем ДТВ исключительно на 44 пин. Серьезным преимуществом прошивки TRS над J5LS является её цена. Прошивка стоит 8000р и продается отдельно. Вам понадобится только инженерный ЭБУ, к которому привяжут эту прошивку.

J7ESA - Отличный вариант для владельцев седьмых Январей. Прошивка полностью бесплатная и активно развивается. Имеет очень широкий функционал (форум , скачать). А ещё для J7ESA есть отличная программа «HSP_test», которая предназначена для точной настройки УОЗ через замеры динамики разгона коленвала. Эта программа может захватывать в он-лайн коррекцию УОЗ в рабочих режимах на обычном, не инженерном Январь7.2. Для работы HSP-Test требуется прошивка j7esa_0.3.11 и выше.

J5SPT005 - Спорт ПО от SMS-софт Прошивка от разработчиков ЧипТюнера. Многие гуру чип тюнинга недолюбливают её. У меня тоже был не удачный опыт владения такой прошивкой. Настроенная «профессионалом», по ШДК прошивка J5SPT005, ехала хуже, чем настроенные мной по УДК J5LS и TRS. Причем, я дважды пробовал настроиться на J5SPT у разных настройщиков, но так и не получил положительного результата. Вряд ли это была проблема ПО, скорее виноваты настройщики, но как говорится «осадочек остался».

Считается, что если вы приступаете к настройке прошивки, то прошивать ЭБУ Вы умеете, по – этому, я не буду заострять внимание на том, как это делается. Скажу лишь только, то, что зашивать прошивку в блок следует исключительно CombiLoader"ом.

Так как в процессе откатки прошиваться нам придется часто, рекомендовал бы организовать прошивку ЭБУ прямо на автомобиле. Это существенно сэкономит время и нервы. Предлагаю ознакомиться со списком используемых для настройки программ:
Combiloader 2.1.8 - программа для записи прошивки в ЭБУ.

ChipTunningPro версии 3.21 - программа для редактирования файла прошивки.

FunTune - программка для откатки основных калибровок - БЦН и ПЦН. Умеет снимать логи (ссылка).

AtomicTune - программа для откатки основных калибровок - БЦН и ПЦН. Умеет снимать логи.

Моторчик v4 - Основная функция программы - настройка прошивки в режиме offline. По лог файлам, снятым во время движения автомобиля строит различные калибровки для прошивки.
-Поддерживает следующие типы логов: AtomicTune, AtomicLogger, AtomicOnline, FunTune, ICD, openDIAG, openOLT, shaitane, minishaitane, Матрица, ИОН, HSP-test, R-tuner.
-Поддерживает прошивки: стандарт (январь 5.1, 7.2, m74 (калина-2)), j7es, j7esa, j73s, trs, j5ls.
-Строит калибровки:

  • УОЗ. Построение теоретического угла по БЦН и ALF, построение УОЗ из лога, автоматическое понижение угла в точках где есть детонация.
  • Фаза впрыска. Построение фазы впрыска в зависимости от времени открытия форсунки, от типа впрыска. На выбор 5 вариантов. Самый мощный на мой взгляд - ровно до закрытия впуска.
  • БЦН. Построение базового циклового наполнения мотора. Есть функция перемножения ПЦН на БЦН (для настройки дросселей по таблице БЦН).
  • ПЦН. Построение поправки циклового наполнения по УДК, ШДК, без ДК (теоретический расчёт): 16x16 по дросселю, 32x16 по дросселю, 16x16 по давлению 32x32 по давлению. Конвертация таблиц 32x32 в 16x16, 32x16 в 16x16.
  • ALF (состав смеси от оборотов и дросселя). Построение состава смеси в зависимости от БЦН. Чем выше БЦН - тем богаче смесь.
  • Функция "Диностенда". Построение графиков циклового наполнения мотора, массового расхода воздуха, скорости движения автомобиля. Построение графиков ЦН, незаменимая функция для выставление спортивных распредвалов со злой фазой.
Расчёт статики форсунок в мг/мсек в зависимости от типа топлива, давления в топливной системе. Определение загрузки форсунок в процентах. Функция "Ускорения по оборотам". Расчёт времени по диапазонам оборотов. (Позволяет точнее настроить зажигание). Функция показа коэффициента коррекции. Определение лучшего разгона.


Ссылка на программу (обновление от 11.08.2016). В архиве с программой есть инструкция, обязательная к прочтению!!!

Теперь, когда Вы обзавелись нужными программами, следует подготовить так называемую откаточную версию прошивки, с помощью которой, мы получим нужные нам таблицы ПЦН и БЦН.

Подготовка прошивки под самостоятельную откатку по УДК. Сначала, я хотел полностью описать процесс подготовки прошивки под откатку в этой статье, но начав писать первый абзац, понял, что подробно рассказать не получится, слишком большой объем, которого хватит на полноценную, новую статью. По этому, я кратко расскажу о том, что из себя представляет подготовка прошивки и оставлю ссылки на ресурсы где этот процесс описан полностью.

Общий алгоритм подготовки прошивки под ДАД:
1. Выставить флаги комплектации в зависимости от используемого железа.
2. Настроить исполнительные датчики и механизмы

  • -Выставить параметры ДАД. Наклон, смещение, диапазон квантования, цилиндровый объем.
  • -Выставить тарировку ДТВ
  • -Статическую и динамическую производительность форсунок
  • -Температуру включения вентилятора
  • -Управление муфтой кондиционера
3. Выставить таблицы ПЦН и БЦН. При первой откатке таблица ПНЦ выставляется в «1». Таблицу БЦН можно использовать от стандартной прошивки.
4. Выставить УОЗ. Его можно взять из стандартной прошивки. Для откатки рекомендуется заведомо занизить УОЗ, т.к. в процессе откатки смесь может быть беднее чем нужно, что может привести к детонации.
5. Выставить фазу впрыска. Для откатки можно использовать стандартную фазу.
6. Записываем готовую прошивку в блок и едем откатывать.

Ссылки (раз , два).

Что такое Поправка Циклового Наполнения:


Датчики (ДМРВ или ДАД) фиксируют количество воздуха, которое попадает в мотор. Но в виду особенностей впускных систем и других факторов, не всё зафиксированное значение воздуха попадет в двигатель и используется в процессе рабочего цикла.

Реальное значение воздуха, попавшее в цилиндры, равно значению воздуха отмерянному датчиками и умноженному на поправку циклового наполнения (ПЦН). Задача настройщика найти коэффициенты этой поправки, чтобы быть уверенным, что реальный состав смеси совпадает с целевым составом смеси, указанным в прошивке.

Как работает БЦН

Начнем с того, что из за особенностей конструкции ДМРВ, скорость его измерений не достаточна для моментального измерения, проходящего через него воздуха. Когда водитель резко открывает или закрывает дроссель, ДМРВ не может сразу, точно сказать, сколько проходит воздуха, поэтому, в этот момент возникает «тупёж». Чтобы избежать этой проблемы, в момент резкого открытия дросселя, ЭБУ берёт в расчёт не данный полученные с ДМРВ, а теоретически возможное количество воздуха для данной режимной точки, поэтому таблица и называется БАЗОВОЕ цикловое наполнение(БЦН).

Благодаря этой таблице, при резком нажатии на газ мотор реагирует сразу «без тупежа». Затем, когда показания с ДМРВ стабилизируются, ЭБУ снова начинает брать данные о количестве воздуха с него.
Таким образом, если ездить плавно, то таблица БЦН не участвует в расчетах, так как ДМРВ успевает отработать изменение в режимных точках.

При работе на ДАД+ДТВ, за счёт того, что ДАД гораздо более быстрый, чем ДМРВ, нет таких режимов, при которых датчики не успевают точно мерить воздух, а значит, таблица БЦН не нужна. По этому, в некоторых прошивках под ДАД, таблица БЦН вообще никак не используется либо используется частично.

Резюмируем вышесказанное, ПЦН - основная таблица, от которой будет зависеть то, как поедет машина, по - этому откатывать её следует тщательно, во всех режимах работы мотора.

Откатка таблиц ПЦН и БЦН

Принцип откатки прошивки по УДК. Так как стандартный датчик кислорода (УДК) умеет распознавать только один состав смеси ALF=14,7 (стехиометрия), то задача заставить мотор всегда работать в режиме коррекции по УДК, а это значит сделать всегда экономичный режим. В таком режиме, следует получить коэффициент коррекции в нужных режимных точках, а потом, так откорректировать таблицу ПЦН, чтобы смесь была такой, какой она была при использовании таблицы коррекции.

После того как мы получим нужную нам ПЦН, следует отключить ДК и выставить нужный нам, боевой состав смеси. При этом, Мы рассчитываем, на то, что построенная при 14,7 поправка, будет такой же какой и должна быть при целевом составе смеси.

Как показывает опыт, такой способ откатки имеет право на существование. Если далеко не уходить от стехиометрии, то реальный состав смеси будет не сильно отличатся от целевого. Если требуется выставить сильно богатую или слишком бедную смесь, то такой способ откатки Вам не подойдет, в таком случае только откатка с помощью ШДК.

1. Готовим прошивку под откатку, называем её «откатка1».

2. Подключает ноутбук по диагностике. Запускаем FunTune. Жмем начать новую сессию, Вставляем прошивку «откатка1» в ФанТюн. Жмем «Старт» и едем кататься.

3. Откатываем режимные точки (далее РТ). Катаем минимум 10 попаданий в РТ, чем больше, тем лучше.


Должно получится примерно так:


4. Экспортируем из ФанТюна таблицы ПЦН и БЦН в СТР.

Файл -> Экспорт в CTP


5. Импортируем таблицы в прошивку. Называем прошивку «откатка2»


6. Зашиваем обновленную прошивку, стираем Епром

7. Подключает ноутбук по диагностике. Запускаем FunTune. Жмем начать новую сессию, Вставляем прошивку «откатка2» в ФанТюн. Жмем «Старт» и снова едем кататься.

8. Катаем таблицы до тех пор, пока коэффициент коррекции не будет значительно меняться, т.е. стабилизируется в районе "1".

В ФанТюне не откатанные точки помечаются красным цветом.


9. Готовые таблицы экспортируем в целевую прошивку.

Правильно откатанный УОЗ сильно влияет на итоговую мощность двигателя. УОЗ это сложный параметр, который зависит от множества факторов. Идеально откатать УОЗ можно только на стенде, но т.к. большинство из нас не имеет доступа к стенду, рассмотрим другие варианты настройки УОЗ.

Откатка УОЗ методом ускорений

Выбираем безветренный денек, находим ровную длинную дорогу и отмечаем на ней линию старта. Снимем лог разгона на третьей передаче с полностью открытым дросселем. Изменяем угол на -1 градус и повторяем заезд. Затем -2, +1, +2 градуса.

После того как мы откатали УОЗ на 100% дросселя, нужно построить остальные дросселя. Для этого, можно использовать программу «AtomicUOZ» она отлично строит УОЗ на основе 100% и 0% дросселя, достаточно просто загрузить прошивку в программу.


Владельцам Января 7.2 повезло больше, в из распоряжении есть отличная программа HSP-Test, которая на лету поможет настроить УОЗ методом ускорений.

Откатка УОЗ по Детонации

Не самый эффективный метод c точки зрения КПД, но зато довольно простой. Считается, что оптимальный УОЗ кроется за границей возникновения детонации. Для некоторых моторов, это действительно так, для ВАЗовского шестнаря это утверждение не совсем верно, но в качестве отправной точки, построенный таким образом УОЗ, вполне сгодится. Для настройки УОЗ по детонации, нам понадобится исправный датчик детонации, логгер(например Атомик) и программа Моторчик.

Снимаем лог, любым поддерживаемым «Моторчиком» логгером. Открываем его в программе «Моторчик», открываем вкладку «УОЗ». Жмем кнопку «Посмотреть детонацию».

В РТ, где зафиксирована множественная детонация нужно понизить УОЗ на 1-2градуса. Открываем свою прошивку в CTP и во вкладке Базовая УОЗ, опускаем график в нужных точках на 1-2 градуса.


Если детонации много, помечено красным, можно опускать сразу на 2гр, если детонации мало (помечено желтым) опускаем на 1гр. Повторяем процедуру до тех пор, пока ни сведем детонацию к минимуму.

Я не буду заострять много внимание на фазе впрыска. На стандартных валах откатывать фазу смысла нет. Можно использовать фазу из штатной прошивки, только следует перенести её в новую прошивку с учетом квантования. Используется только при фазированном впрыске. Откатка фазы впрыска необходима при наличии не стандартных валов. При помощи правильно выставленной фазы можно выжать из мотора ещё немного дополнительной мощности и задать ему характер. От фазы сильно зависит звук мотора и мягкость его работы.


В своей прошивке, в качестве основы, я использовал фазу впрыска из старых прошивок под нормы Россия-83, так как фаза в прошивках Евро-2 построена с учетом особенностей работы катализатора. В некоторых режимах такая фаза допускает не полное сгорание топлива, для того, чтобы оно догорало в катализаторе тем самым поддерживая его рабочую температуру.

1. После точной откатки прошивки под ДАД, машина поехала быстрее и плавне. Реакция на дроссель стала резче.

2. Разгон до 100км/ч сократился почти на 1,5 секунды.

3. Расход сопоставим со сток прошивкой на ДМРВ.

Прошивки на ТРС и ЛС, откатанные мной по логам, поехала лучше, чем прошивка на Спорт ПО, откатанная по ШДК местным настройщиком профессионалом.

Если Вы хотите перейти на ДАД, но не хотите вникать в тонкости настройки ЭБУ или платить деньги настройщику, можно купить готовую прошивку. В наличии имеются прошивки под разные конфигурации около сток моторов.

ЭБУ Январь 5.1 2112-14111020-41 или 2112-14111020-61

  • Прошивка настроена под бензин АИ-95, но возможно и использование АИ-92.
  • ДТВ из ДТОЖ (с отпиленным корпусом) откалиброван, ДТВ подключен к 44 ноге.
  • ДАД Газель 45.3829.
  • Поддержка кондиционера.


Фазированный впрыск. Фаза впрыска в открытый клапан из прошивки под нормы "Россия- 83" (без катализатора, часто называют ЕВРО-0), на холостых оборотах впрыск на закрытый клапан, для более мягкой работы.

Состав смеси. Смесь рассчитана таким образом, что в экономичных режимах она стремится к стехиометрии ALF=14,7 (экономичная), а в мощностных режимах СС стремится к соотношению 12,5 (мощностная). Удалось добиться хорошей отдачи при приемлемом расходе топлива.
Отсечка 7500об./мин.
Обороты отключения топлива в режиме LaunchControl 4000об/мин
Режим ПХХ почти как в сток N35

Расход топлива у меня получился 10.5л в городском цикле. Манера вождения агрессивная. Катаюсь я только по городу, и поездки, как правило, очень короткие, меньше километра до работы. В смешанном цикле расход должен быть меньше 9л на сотню. Кстати, раньше, на сток прошивке, с моей манерой езды, расход был в районе 12л, при этом машина ехала хуже. Расход по трассе около 7л.

Для чего нужно покупать прошивку

Для чего нужно покупать прошивку, если можно откатать её самому. Ответ очевиден, это экономия времени и денег. Вместо того чтобы откатывать прошивку с нуля, её можно докатать под свой мотор, используя калибровки из уже откатанной прошивки. Эту существенно сократит время откатки и количество потраченного топлива. На откатку у меня ушло огромное количество времени и несколько тысяч рублей на бензин.

Небольшая смета для примера. Я ездил на трассу катать прошивку около 10 раз. Так много, по тому, что сначала настраивал ПЦН, потом УОЗ, потом фазу впрыска, а потом, под новую УОЗ и фазу, ещё раз докатывал поправку. А ещё, поменял лямбду, т.к. сомневался в показаниях старой, естественно пришлось откатывать ПЦН ещё раз. Кстати, замену лямбды, тоже можно добавить в смету, а это 1600р. Каждый раз, выезжая на откатку, я заправлялся на 500р. Конечно, я не выкатывал весь это бензин, но даже по грубым подсчетам на бензин ушло около 5000р. Как по мне, это не малая сумма, но всё же лучше так, чем отдать 6000р двум настройщикам «профессионалам», а в итоге не получить вменяемого результата, как это было в моем случае.

В комплекте предоставляются две прошивки на основе разного ПО. Помимо готовых прошивок в комплекте идут, карты для CTP 3.21 и FunTun"a, прошивка подготовленная под откатку с нуля, с ПЦН выставленной в "1" и прошивка под откатку с ПЦН из боевой прошивки. Используя откаточную прошивку с боевой ПЦН, Вы сможете быстро докатать прошивку под свой мотор.

По всем вопросам, связанных с приобретением прошивки под ДАД, можно писать в Л.С. или на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Теперь, переход с ДМРВ на ДАД стал доступен практически каждому. Скрутил несколько проводков, повесил датчики, залил готовую прошивку и поехал.


P/S. Все моторы индивидуальны и требуют индивидуальной настройки, но не имя толковых настройщиков, моя прошивка видится не плохой альтернативой. Прошивка предоставляется "как есть", автор не несет ответственности за спаленные моторы, все действия вы выполняете на свой страх и риск.

Кстати, ранее рассматривался процесс самостоятельной прошивки Bosch M7.9.7Bosch M7.9.7 и Январь 7.2 . Помогите с выбором лучшей прошивки для ВАЗ .

Есть ли смысл переходить с ДМРВ на ДАД и ДТВ на двигателе без доработок?

Инструкция пользователя программы «Моторчик-5»
(Motorchik Team)

Оглавление
1. Описание программы.....................................................................................................................3
2. Настройка программ-логгеров......................................................................................................4
3. Главная таблица — данные из лог-файла.....................................................................................5
4. Работа с квантованием РТ.............................................................................................................6
5. Базовое цикловое наполнение.......................................................................................................7
6. Поправка циклового наполнения..................................................................................................8
7. Зажигание......................................................................................................................................10
8. Фаза впрыска.................................................................................................................................12
9. Смесь.............................................................................................................................................13
10. Форсунки.....................................................................................................................................14
11. Разгон...........................................................................................................................................15
12. Ускорения по оборотам..............................................................................................................16
13. Графики.......................................................................................................................................17
14. Поддержка проекта «Моторчик»...............................................................................................19

1. Описание программы
Данная

Программа

Лог-файлам,

Движения

Автомобиля, создаёт калибровки в формате *.cte (для программы ctp 3.21) для
различных прошивок электронных блоков управления двигателем. Также с
помощью программы можно проверить динамические параметры двигателя,
например построить график скорости, наполняемости мотора, расхода воздуха,
есть возможность посмотреть ускорения по оборотам (подходит для настройки
зажигания). Программа поддерживает следующие типы логов:
1. Atomic Tune/Atomic Logger/Atomic Tune Online.
2. ICD (лог формата Р83).
3. FunTune (формат EcuEdit).
4. openOLT (формат sms olt v1, время в формате HH:MM:SS:msec).
5. Шайтан/Минишайтан/Ecudiag_log_flesher.
6. R-Tuner 0.14 (0.16b) j7esa, R-Tuner j73s.
7. Hsp-Test.
8. openDiag (m73, m74, free mobile, январь 5.1, январь 7.2).
9. Матрица, ИОН.
10.И много других типов логов, их порядка 30 на данный момент.
Поддерживает работу со следующими типами прошивок:
1. Стандартные прошивки Январь 7.2, Январь 5.1.
2. Спортивная прошивка j7es/j7esa по дросселю (16x16, 32x16), давлению
(16x16, 32x32).
3. Стандартная прошивка для блока м74 на Самару-2 (е-газ), Калину-2
автомат.
4. Спортивная прошивка j73s по дросселю (16x16), давлению (16x16,
32x32).
Полная поддержка ЭБУ: Январь 5.1, 7.2, частичная: м74, м73, bosh m1.5.4.

2. Настройка программ-логгеров

Рисунок 1 — настройки программы openOLT, для работы с «Моторчиком»
В папке «test_logs» хранятся тестовые логи, которые программа
«Моторчик» поддерживает. При открытии лог-файла «Моторчик» проверяет
первую строчку и соотносит его к определённому типу лога и далее начинает
его обрабатывать. Если «Моторчик» увидел в первой строке неизвестную ему
строчку, то он напишет «Данный тип лога открыть не удалось». Данный лог
нужно отправить на почту: [email protected], пояснить какой
программой он был снят. Это нужно для дальнейшего добавления лога в
программу.

Рисунок 2 — настройки программы FunTune, для работы с «Моторчиком»

3. Главная таблица — данные из лог-файла

Рисунок 3 — главная таблица
После открытия лог-файла данные попадают в главную таблицу, для их
последующего анализа. В данной таблице содержаться основные параметры
мотора, записанные в лог-файл. «Моторчик» переработал лог-файл, разложил
все значения в таблицу для дальнейшей работы с данными. Если в логе
отсутствует давление, но присутствует напряжение с ДАД, то по этому
напряжению можно рассчитать давление в кПА. «Моторчик» рассчитает его по
формуле:

P = (adc_dad+offset)*slope, где adc_dad - АЦП ДАД, offset -

Смещение ДАД, slope - наклон ДАД.
Галка «j73s ШДК на 75м пине» указывает программе, что в логе
программы R-Tuner для j73s показания с ШДК требуется брать с колонки ШДК
на 75м пине. Внимание, данную галку нужно отмечать до открытия лога!
В предыдущих версиях программы у каждой вкладки были свои
настройки. Начиная с 5й версии, в главной вкладке задаются общие для всех
вкладок настройки — погрешности, настройки ДАД, форсунок.
В этой вкладке требуется задать погрешности по оборотам, дросселю,

Давлению, наполнению. Дело в том, что данные в логе могут быть различными,
а нам надо определить с определённой точностью попадание точки в
определённую рабочую точку. Например, рассмотрим рабочую точку (далее РТ)
— 1500 оборотов, 25% дросселя. Нам надо определить, попала ли точка в эту
РТ? «Моторчик» анализирует лог, по всем логу ищет эту точку, где автомобиль
ехал на 25% выжатой педали газа, на 1500 оборотах. Но такой точки нет, но есть
ближайшие точки, например 1450 оборотов и 23% дросселя. Погрешности по
оборотам и дросселю задают диапазон поиска РТ. Например, погрешность по
оборотам дана 200 об/мин, ищем точку 1500 об/мин. Все точки, которые будут в
диапазоне от 1300 до 1700 включительно будут определять точку 1500 об/мин.
Таким же образом «Моторчик» работает с погрешностями по давлению,
дросселю, наполнению. Чем выше погрешность, тем больше точек он найдёт,
но менее точно. Чем меньше погрешность, тем меньше точек, но зато они очень
точные.

4. Работа с квантованием РТ

В папке с программой «Моторчик» есть папка «kvantovaniya», в которой
имеются несколько текстовых файлов квантований. Это папка должна всегда
находиться в той же папке, что и сама программа «Моторчик».
Квантование очень важная калибровка — это сетка опорных значений.
Например, квантование дросселя: 0, 2, 4, 6, 8, 10, 15, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80,
90, 100. Точно такая же суть и с оборотами, давлением, наполнением.
Квантования — это скелет прошивки. Самые главные калибровки, от которых
зависят другие калибровки и соответственно работа прошивки, и как следствие,
работа мотора вцелом. Начинать надо всегда с квантований.
Поэтому открываем квантования и меняем их на свои, например, мои
квантования оборотов выглядят так (файл rpm_32.txt):
800

960
1120
1400
1720
1960
2240
2480
2720
2960
3240
3480
3720
3960
4240
4480
4720
4960
5240
5480
5720
5960
6240
6480
6720
6960
7240
7480
7720
7960
8240

8560
В комплекте с программой идут стандартные квантования и мои
личные, на которых ездит моя машина. Будьте внимательны!

5. Базовое цикловое наполнение

«Моторчик» без проблем построит калибровку базового циклового
наполнения. Нужно выбрать прошивку (есть возможность построить БЦН
для аварийного режима), задать погрешности, проверить свои квантования
для своей прошивки, если они отличаются. Погрешности по оборотам больше
250 об/мин и погрешности по дросселю с больше 4% не имеют смысла, так как
точность откатки БЦН сразу же становится небольшой. По давлению
погрешность до 5 — 10 кПА считаю нормой. Также, для интереса можно
вместо БЦН вывести в таблицу давление, которое было в РТ. После того как
большая часть таблицы заполнилась, но не хватает точек, то можно рассчитать
недостающие точки. Они будут считаться по среднему арифметическому
соседних точек. Далее можно сохранить рассчитанную калибровку в формате
*.cte для программы ctp 3.21 и затем калибровку импортировать в прошивку.
Также программа позволяет перемножить коэффициент коррекции на БЦН,
ПЦН на БЦН. Эта функция будет полезна автолюбителям, которые любят
прошивки «по дросселю». Таким образом, после откатки ПЦН, можно сделать
очень верную БЦН для дроссельного режима, когда прошивка работает чисто
по таблице БЦН.

Рисунок 4 — построение БЦН

6. Поправка циклового наполнения

«Моторчик» умеет строить ПЦН по УДК, по ШДК, без ДК (только
теоретический расчёт, по расходу воздуха и бензина). Выбор осуществляется
галочкой напротив нужного метода.
Для начала задать погрешности (на главной вкладке), выбрать тип
прошивки, задать свои квантования, если они отличаются от тех, что поумолчанию в «Моторчике». При поиске точек также указываем погрешности по
дросселю не больше 4, по оборотам не больше 250.
Расчёт по УДК. Убираем галочку с ШДК. Жмём кнопку «Построить КР».
Можно для начала рассчитать с галочкой «Точный расчёт» (программа будет
искать истинную стехиометрию — когда было зафиксировано более 3х
переходов L-R или R-L (переход с бедной на богатую или с богатой на бедную
смесь)). Когда точки уже не находятся, снимаем галочку «Точный расчёт» и

Снова рассчитываем коэффициент коррекции. Новые точки больше не ищутся,
рассчитываем недостающие точки коэффициента коррекции. Они также
рассчитываются по среднему арифметическому по соседним, заполненным
точкам. Далее открываем свою калибровку ПЦН, на которой производилась
откатка прошивки, жмём кнопку «Перемножить КР на ПЦН». Программа
перемножит ячейки коэффициента коррекции на ячейки открытой калибровки
ПЦН. Затем можно сохранить новую калибровку ПЦН в формате *.cte и
импортировать в прошивку для последующей откатки.
Важно! Катаем ПЦН до тех пор, пока коэффициент коррекции не
будет сильно отличаться от единицы! Для его проверки, в «Моторчике» есть
функция просмотра коэффициента коррекции. Точки с белым шрифтом
считаются откатанными, с чёрными — еще надо дальше катать. Чем беднее
смесь, тем синее точки, чем богаче, тем краснее.

Рисунок 5 — коэффициент коррекции
Расчёт по ШДК. Ставим галочку напротив ШДК. Жмём кнопку
«Построить КР». При необходимости заполняем недостающие точки. Далее
открываем свою калибровку ПЦН, на которой производилась откатка
прошивки, жмём кнопку «Перемножить КР на ПЦН». Программа перемножит

Ячейки коэффициента коррекции на ячейки открытой калибровки ПЦН. Затем
можно сохранить новую калибровку ПЦН в формате *.cte и импортировать в
прошивку для последующей откатки.
Расчёт без ДК. Этот метод неточный, работает только в том случае, если
задана верная статика форсунок, стоит исправный ДМРВ. Для ДАД+ДТВ этот
метод не подходит. Чтобы рассчитать, нужно снять галки с УДК, ШДК, выбрать
из списка тип прошивки, для которой возможен расчёт без ДК. Вначале
рассчитываем коэффициент коррекции, затем перемножаем его на ПЦН (кнопка
«Перемножить КР на ПЦН»), на которой катали логи. Затем можно сохранить
калибровку ПЦН в формате *.cte и импортировать в прошивку.

Рисунок 6 — работа с калибровкой поправки циклового наполнения

7. Зажигание

Для начала работы с зажиганием нужно выбрать прошивку. Если
квантования по оборотам, давлению и дросселю в прошивке отличаются от

Стандартных, то необходимо их явно указать.
В данном разделе программа может найти детонацию в рабочих точках,
автоматически понижать угол в тех точках, где она найдена. Программа может
посмотреть УОЗ, на котором ехал автомобиль, открыть калибровку УОЗ, на
которой ехал автомобиль. Можно конвертировать калибровки УОЗ, например
открыть калибровку из прошивки j7esa, сохранить уже как калибровку j5ls.
Моторчик также умеет строить теоретический УОЗ по БЦН, в зависимости от
БЦН и оборотов.
Работа

Детонацией.

Определили

Погрешности,

Квантования, прошивку, открываем ранее экспортированную калибровку УОЗ из
программы ctp 3.21. Нажимаем на кнопку - “Открыть калибровку УОЗ”,
калибровка должна открыться в правой таблице «Калибровка УОЗ». Далее
жмём на кнопку - «Посмотреть детонацию». Если в РТ была найдена
детонация, то её количество отобразится в ячейках таблицы «Количество
детонации». Далее нажимаем на кнопку - «Понизить угол на:», угол зажигания
понизится на заданный угол, в соответствии с настройками. Если всё хорошо,
то угол зажигания в РТ где обнаружилась детонация, понизится (или
повысится, если задать отрицательный угол понижения). Далее можно
сохранять калибровку УОЗ. Название и тип калибровки будет также
соответствовать той калибровке, которая выбрана из списка. Таким образом,
появляется возможность открыть калибровку из одной прошивки, например
j7esa и сохранить её как калибровку прошивки j5ls. Только следим, чтобы
квантования дросселя, оборотов совпадали у обоих прошивок, в противном
случае калибровка УОЗ собьётся!

Рисунок 7 — зажигание, работа с детонацией
Построение теоретического УОЗ. Для того, чтобы построить УОЗ по БЦН
и оборотам, нужно для начала полностью верно построить таблицу БЦН. После
этого нужно нажать на кнопку «Рассчитать УОЗ по БЦН и оборотам». Угол
будет строиться как для прошивок по дросселю, так и для прошивок по
давлению. Точность таблицы БЦН и будет определять точность построения
УОЗ.

Рисунок 8 — зажигание, расчёт теоретического УОЗ

8. Фаза впрыска

С помощью программы «Моторчик» можно построить фазу впрыска для
различных типов фазированного впрыска:
1. В начало перекрытия клапанов.
2. В конец перекрытия клапанов.
3. В закрытый клапан.
4. В начало перекрытия клапанов и если топливо не успевает полностью



5. В конец перекрытия клапанов и если топливо не успевает полностью

Залететь до закрытия впуска, тогда программа рассчитывает окончание
впрыска за 30гр до закрытия впускного клапана.
6. Ровно до закрытия впуска (будет лить заранее, но чтобы к концу такта
впуска, впрыск полностью завершился).
7. По технологии «DimonErshov». На ХХ расчёт в закрытый клапан, на

Частичных нагрузках при оборотах ниже 2500 расчёт в закрытый клапан,
обороты выше 2500 но меньше 3500 расчёт в момент закрытия
выпускного клапана, обороты от 3500 до 4500 расчёт в середину впуска,
обороты от 4500 и выше — впрыск завершается ровно до закрытия
впуска.
Задаём параметры распредвала, задаём погрешности по оборотам (про
погрешности писал в разделе «Зажигание»), выбираем тип прошивки,
проверяем и задаём свои квантования, если они отличаются. Выбираем метод,
жмём

Впрыска.

«Моторчик»

Проанализирует

Основываясь на длительности импульса впрыска, скорости вращения двигателя.
Для каждой РТ он построит фазу по выбранному методу.
Также присутствует возможность рассчитать недостающие точки.
Программа будет по соседним точкам средним арифметическим рассчитывать
фазу в пустых ячейках.

Рисунок 9 — настройка фазы впрыска

Начиная с 5й версии программа «Моторчик» умеет строить смесь по БЦН
для четырёх типов прошивок — j7esa, j5ls v43 по дросселю и давлению. Для
построения смеси нужна полностью заполненная таблица БЦН. Далее нажать
на кнопку «Расcчитать оптимальную смесь». Расчёт идёт из принципа — чем
выше БЦН в точке, тем богаче смесь, чем ниже БЦН, тем беднее смесь.
Задаётся минимальное и максимальное ЦН (определяется автоматически во
время открытия лог файла), значение смеси задаётся пользователем. Также
имеется

Возможность

Рисунок 10 — настройка состава смеси

10. Форсунки

Программа может определить загрузку форсунок и посчитать статику
форсунок исходя из выбранного бензина, номинального и фактического
давления в рампе, производительности форсунки при номинальном давлении.
Для расчёта статики форсунки необходимо указать:
1. Номинальное давление в рампе.
2. Фактическое давление в рампе.
3. Производительность форсунки с см3/мин (оно же СС) при номинальном
давлении (как правило это 3 атм.).
4. Выбрать октановое число бензина.
После введённых данных, нажать на кнопку “Рассчитать статику
форсунок (СТP)” и программа выведет готовую статику форсунок, которую уже
можно указать в прошивке.

Программа может также определить загрузку форсунок. Для этого
необходимо указать номинальное давление, реальное давление в рампе, статику
форсунок можно задать в трёх различных форматах:
1. В статике ctp (мг/мсек).
2. В см3 (СС).
3. В гр/мин.
В каком формате знаете статику, в таком и нужно задавать, затем выбрать
её в переключателе снизу. Определить погрешности поиска РТ, по оборотам,
дросселю в главной вкладке программы, нажать на кнопку «Рассчитать загрузку
форсунок в %», программа рассчитает загрузку форсунки в %. Выведет
результат в таблицу.

Рисунок 11 — функция «Форсунки»
11. Разгон

«Моторчик» может найти разгоны автомобиля. Начальную и конечную
скорость можно выбирать. Программа найдёт все разгоны в логе, выведет
график на экран. Данные о скорости программа берёт из лог-файла. Поэтому

Точность определения