Тарифы Услуги Сим-карты

Модели для прогнозирования основных социально-экономических показателей развития региона. Режим структуры работы с презентацией позволяет. В приведенном окне пользователь выбирает

> Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

> Понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионов

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Один из главных злодеев водного кризиса, в котором проходит город, связан в основном с быстрым ростом населения, высоким уровнем урбанизации, который, помимо загрязнения водных источников капитала, препятствует доступу к питьевой воде. Города создаются и расширяются без учета факторов окружающей среды. С увеличением численности населения и города, зоны пополнения водоносных горизонтов препятствуют гидроизоляции почвы, что не делается должным образом. Таким образом, с каждым годом наблюдается больше наводнений и загрязнений.

Сегодня выбор грунтовой гидроизоляции недостаточен, город расширяется без учета факторов окружающей среды. Если оккупация территории осуществляется без посторонней помощи, ущерб является экономическим и социальным, - говорит Лима. Для него намерение ограничить беспорядочный рост в чувствительных районах. Здесь необходимо использовать агропромышленную деятельность в соответствии с защитой водохранилищ, источников и водных ресурсов.

Несмотря на бурное развитие теории прогнозирования, понятие "прогноз" не получило единого, четкого определения. В литературе можно встретить его разные интерпретации. Поэтому, исходя из существующих подходов к определению прогноза, можно сформулировать его следующим образом. Прогноз -- это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.

По его словам, этот вопрос рассматривается как проблема. Тем не менее, он предупреждает, что решение не должно препятствовать этому городскому и демографическому росту, а планировать. Проблема в том, что в прошлом не было никакого государственного управления территорией, которая подчеркивала предварительное планирование адекватного и регулярного внимания потребностям оккупации земли, возникающее в результате этого ускоренного роста населения. Определение «Экономическое экологическое зонирование» является одной из этих мер планирования, - считает директор.

Под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки соответствующей региональной политики.

Однако наша отрасль будет подвергаться корректировкам и корректировкам. Например, проект обязывает устанавливать устройства пополнения водоносных горизонтов, а также расширять зеленые зоны в городских центрах, стремясь свести к минимуму воздействие на окружающую среду, - говорит Жоао. Для него адекватность сектора может привести к дополнительным расходам по цене окончание строительства. Рынок, в некотором роде, должен будет адаптироваться, что приведет к стоимости.

Программа направлена ​​на улучшение областей, где сельскохозяйственная деятельность уже установлена, а также области с возможностью городского сельского хозяйства. В дополнение к развитию отрасли без ущерба для окружающей среды. Сан-Паулу - В то время, когда экономика Бразилии идет боком и полна неопределенностей, с прогнозом роста чуть более 2% в этом году, она приобретает свой авторитет в компаниях. Валовой внутренний продукт региона в прошлом году увеличился на 3% - он немногочислен, но он был более чем в три раза выше среднего по стране.

Выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано, как отмечается в литературе, с необходимостью "выработки специфически прогностической системы понятий", в том числе "правильного определения понятия "прогноз" и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, ожидание, предположение, гипотеза".

Там, где проживает более четверти населения Бразилии, за последнее десятилетие оно увеличилось на 20 процентных пунктов, достигнув 42% населения. Класс А также получил агрегаты и вырос с 5% до 9%, поскольку. Губернатор Параиба подчеркнул, что существует дух сотрудничества между северо-восточными государствами. «У нас есть общий интерес, и, если мы объединим силы, мы сможем расширить границы развития этой страны», - сказал Коутинью.

Цифры обнадеживают: покупательная способность Северо-восточных стран уже достигает почти 450 миллиардов реалов, что соответствует экономикам таких стран, как Перу и Чешская Республика. Несмотря на структурные проблемы, такие как низкая логистика и нехватка квалифицированной рабочей силы, а также социальные проблемы, в регионе преобладает оптимизм.

Прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Полученные результаты оправдывают фокус сети на северо-востоке. Около 28% доходов северо-восточного населения приходится на продукты питания, а в среднем по стране - 24%. Чтобы соответствовать вещам, нам нужно расти на 3 очка выше среднего по стране в течение как минимум 16 лет.

Преодоление задержки создает много возможностей. Вот что заметил Банко Герадор, основанный четыре года назад в Пернамбуку. Поскольку только половина северо-восточных банков обслуживается банками, учреждение работает именно для того, чтобы помочь тем, у кого нет расчетного счета.

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

1) демографическая ситуация в регионе;

Недвижимости, 1, 6 млн. Автомобилей и 1 млн. Велосипедов. Опрос также показал, что северо-восток все более изощрен. Регион концентрирует крупнейшие покупки страны на таких предметах, как ноутбуки, смартфоны и планшеты. Но традиционные продукты, такие как стиральные машины и холодильники, по-прежнему являются объектом многих северо-восточных домов. На региональный рынок приходится 22% продаж белых линий в стране.

Это связано с тем, что, хотя 53% бразильцев имеют стиральную машину, только 27% северо-восточных стран имеют продукт. Правительственные инициативы имеют значительную долю в увеличении доходов региона - наиболее выгодном для страны. В регионе четыре из десяти семей получают социальное пособие со средней стоимостью 152 реала в месяц.

2) состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

3) будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

4) основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

5) величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

С увеличением доходов через социальные программы в регионе наблюдается рост промышленности за последние годы. Для этих компаний лучшее время, чтобы быть на северо-востоке сейчас. На завод и в распределительный центр было инвестировано 535 млн. Рублей. «Продажи в регионе растут выше бразильского среднего, около 15% в год, и мы решили приблизиться к этому рынку», - говорит Гринбаум.

Цель этого проекта - максимально детально проанализировать экономическую ситуацию в стране. Макроэкономическая модель прогноза. Его цель заключается в укреплении статистической и методологической системы прогнозирования в Анголе в отношении макроэкономических переменных.

6) платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

7) темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.

Этот проект откликнулся на необходимость научного и экономического подхода к поддержке процесса разработки всеобъемлющей, безопасной и устойчивой энергетической системы в Анголе. Его результаты представлены в виде. В этих докладах, сосредотачиваясь на энергетической реальности Анголы, делается попытка интегрировать эту реальность в субрегион Южной Африки, а также в глобальную энергетическую макроструктуру. Для достижения этих целей он рассчитывает на сотрудничество национальных и зарубежных экспертов в области нефти, нефтепродуктов, газа, электроэнергии, возобновляемых источников энергии, регулирования и т.д. эти доклады представляют большой интерес для правительства, нефтедобывающих компаний, поставщиков услуг, компаний по переработке и распределению производных, производства, передачи и распределения электроэнергии, возобновляемых источников энергии, регулирующих институтов, компаний, не относящихся к энергетическому сектору, которые зависят от структуры энергетики, университетов и национальных и зарубежных учебных центров, журналистов и т.д.

С целью разработки прогнозов социально-экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:

· демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

· природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

Взаимосвязь между экономическим ростом и социальным развитием. Этот проект разработан в партнерстве с Инициативой открытого общества Южной Африки. Парадокс заключается в том, что в условиях жизни большинства населения на уровнях, совместимых с этими значениями, не было зафиксировано никаких улучшений. В течение этого периода социальное неравенство значительно увеличилось, и накопление богатства увеличилось, и, как ни странно, никаких заметных и ощутимых результатов не было достигнуто в деле сокращения коррупции.

Соотнести экономический рост и некоторые социальные переменные; Анализ влияния экономического роста на распределение национального дохода; Проанализировать влияние экономического роста на индекс развития человеческого потенциала; и проанализировать поведение бюджетных переменных, связанных с улучшением условий жизни населения. Таким образом, целью этой работы является оценка воздействия на реальный сектор экономики этого вероятного падения финансового дохода страны.

· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

· уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

Модель прогноза инфляции

Этот проект призван создать простую модель для прогнозирования уровня инфляции в Анголе, ежемесячно и раз в два года, на основе официальной информации, предоставленной через Индекс потребительских цен Национального института статистики Анголы. В регионе сегодня экономика основана на сельском хозяйстве, в основном на пропитании, а также на добыче полезных ископаемых и овощей, что делает большинство семей низким доходом, многие из которых живут за чертой бедности.

Трудности подтверждается Индексом развития человеческого потенциала, созданным Организацией Объединенных Наций для измерения прогресса в регионе, который учитывает экономику, а также социальных, культурных и политических характеристик, которые влияют на качество жизни населения.

· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Некоторые из них рассмотрены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Другим показателем, демонстрирующим нестабильность в регионе, является индекс муниципального развития микро - и малых компаний, который считается низким. В семи муниципалитетах, составляющих долину Рибейра в Паране, в настоящее время существует только 608 официальных предприятий и 394 индивидуальных предпринимателей.

Без возможностей долины Рибейра концентрируют большую часть своего населения в сельской местности. В настоящее время сельское хозяйство в долине Рибейра основано на трех экономических системах. В этом же регионе также проводится исследование сосны, деятельность лесной промышленности. Система производства молока находится в регионе Адрианополис, где существует кооперация, созданная более трех лет и работающая совместно с Ассоциацией производителей молока в Верхней Рибейре. Коммерциализация продукта имеет приоритет в поставках столичного региона Куритиба.

Классификация прогнозов

Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы социально-экономического развития делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-летний период. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Но отток производства является проблемой для фермеров в долине Рибейра. Отсутствие инфраструктуры, особенно дорог с дорожными условиями, особенно в дождливые дни, не позволяет продуктам добраться до конечных потребителей, нанося ущерб производителям и препятствуя развитию региона.

На протяжённости 130 километров дорога не имеет всего своего вымощенного участка, который был запрошен более 50 лет. С низким экономическим динамизмом, отсутствием инфраструктуры и возможностей для трудоустройства, Долина Рибейра теряет население в другие городские центры. Как правило, это молодые люди, которые оставляют свои дома для учебы в крупных городах и в конечном итоге поселяются там.

Среднесрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).

Цель состоит в том, чтобы улучшить бизнес-среду, конкурентоспособность и устойчивость микро - и малых предприятий и кооперативов. С более сильными микро - и малыми предприятиями будет увеличено производство рабочих мест с формальным контрактом и доходом для населения.

Первой из них будет предложена программа «Бизнес для бизнеса» и другие решения для оказания помощи. В коллективных действиях планируются консультации, курсы, лекции, семинары, семинары, ярмарки, миссии и деловые круглые столы. Всего было сделано три технических визита для каждого предпринимателя для анализа в основном отношений с клиентами, целевой аудиторией бизнеса и рынка. Бизнес для бизнеса - это индивидуальная консультация, разделенная на три этапа.

Долгосрочные и среднесрочные прогнозы служат основой для определения стратегического выбора региона, обоснования целей устойчивого, сбалансированного развития, их количественных параметров или нормативов с учетом сильных сторон и диспропорций региональной системы, возможностей финансового обеспечения, предполагаемого влияния внешних условий.

Краткосрочные прогнозы разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. "При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем".

Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономических прогнозах всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития предприятия и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.

Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также достоверность и точность прогнозов.

Мы договаривались, что в рамках данного вопроса вы изучаете раздел 1 «Обзор методов социально-экономического прогнозирования» из документа: «Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», а также прогнозирование одного любого - ваш выбор - показателя. «Методические рекомендации …» предоставлялись. Их легко можно найти на правительственных сайтах практически всех регионов России (в Саратовской – нет). Пример: Республики Татарстан (19.05.2015г.) - http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_323334.doc; Московской области - http://me.mosreg.ru/upload/medialibrary/0ee/269514.doc; Волгоградской области - http://economics.volganet.ru/upload/iblock/0ba/6_metod_rekomendatzii.pdf; Ямало-Ненецкого АО - http://de.gov.yanao.ru/doc/soc_eco/prognoz/metod_for_2p.pdf

или http://pandia.ru/text/78/554/22730.php

Разработка комплексного прогноза социально-экономического развития региона - одна из важнейших функций региональных органов власти. В настоящее время в практике прогнозирования широко используются «гибридные» модельные комплексы, сочетающие экономико-математические и экспертные методы. Важное значение имеет освоение одного из самых сложных приемов в прогнозировании – сценарирования.

Необходимо обратить внимание на особенности разработки прогноза в рамках бюджетного процесса федерального, регионального и муниципального уровней.

Прогнозирование социально-экономического развития региона - предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих.

Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование как научно обосно­ванное предвидение динамики экономических и социальных про­цессов связано со стратегическим и индикативным планирова­нием, программным регулированием хозяйственного развития. Прогнозы, планы и программные разработки дополняют друг дру­га; прогнозы, как правило, предшествуют составлению планов и программ, являются предварительными этапами их разработ­ки. Прогнозы могут не только предшествовать составлению пла­нов и программ, но и отслеживать возможность их дальнейшей реализации на различных этапах их воплощения в жизнь. Прогно­зы являются важным инструментом контроля за ходом реализа­ции хозяйственных решений, на основе прогнозов осуществляет­ся необходимая коррекция управленческих действий в масштабе предприятия, региона, отрасли или национального хозяйства в целом.

Вместе с тем прогнозы обладают большой самостоятельно­стью по отношению к планам и целевым социально-экономиче­ским программам, прогнозные разработки ведутся и там, где не нашлось места развитым формам планирования и программиро­вания хозяйственной деятельности.

Прогнозы в отличие от контрольных оценок директивного пла­нирования не обладают статусом обязательных количественных заданий. Прогнозные оценки или суждения безадресны и всегда условны в том смысле, что они оказываются справедливы лишь при наличии определенных условий. Прогноз осуществляется при ограничениях, диктуемых внешними (экзогенными) параметра­ми, так называемым прогнозным фоном. В качестве таких параметров выступают исходные условия функционирования объек­та прогнозирования, общехозяйственная и социальная обстанов­ка, а также политика, проводимая властями. Задача экономиче­ского прогнозирования состоит в том, чтобы выявить вероятные последствия той или иной хозяйственной политики, при том или ином сценарии социального развития и международной обста­новки.

Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов.

Прогнозирование - это самостоятельная, причем первичная функция управления, неразрывно связанная со всеми другими функциями (рисунок).

Достижение цели предполагает последовательное решение следующих задач.

1. Проведение анализа влияния различных факторов на динамику отраслей экономики.

2. Проведение анализа эффективности использования имеющихся производственных ресурсов, определение неиспользуемых резервов и расчет производственного потенциала производителей.

3. Определение границ неопределенности и риска, связанных с воздействием внутренних и внешних факторов на изменение показателей и критериев развития комплекса. При этом для обеспечения надежности и достоверности прогнозов необходимо учитывать весь спектр специфических проблем, связанных с производством и реализацией различных видов товаров и услуг.

4. Моделирование возможных вариантов развития системы на основе анализа воздействия факторов неопределенности и риска на ее динамику в целом и адекватного изменения поведения хозяйствующих субъектов рынка. При этом необходимо использовать многовариантный подход, который обеспечит гибкость прогнозных расчетов с учетом как пессимистических, так и оптимистических параметров.

5. Расчет прогнозов отдельных показателей развития отраслей народного хозяйства.

6. Обоснование организационно-экономических мер, необходимых для выполнения правительственных программ, при условии повышения эффективности производства.

Методическая постановка процедуры прогнозирования динамических отклонений и случайных факторов в развитии объекта прогнозирования должна исходить из основных законов в методологии прогнозирования:

1. Закон системности, в соответствии с которым в прогнозно-аналитических расчетах рассматривается взаимосвязь всей совокупности сложно направленных факторов внешней и внутренней среды.

2. Закон онтогенеза предполагает, что организационным системам управления свойственны определенные циклы, развитие которых можно регулировать и прогнозировать таким образом, чтобы процесс цикличной динамики с учетом случайных факторов носил планомерный, предсказуемый характер.

3. Закон композиции, который предполагает, что, с одной стороны, прогноз должен быть детальным, с другой, прогнозно-аналитические расчеты не должны содержать ничего лишнего, рассматривая только основные, принципиальные моменты.

4. Закон экономической целесообразности, который означает, что прогнозируемые сценарии развития отрасли должны предполагать эффективное использование имеющихся ресурсов, вовлечение резервов с целью повышения общей эффективности системы.

Методология прогнозирования динамических процессов предполагает соблюдение ряда принципов.

Среди общих принципов, не зависящих от конкретного объекта или субъекта прогнозирования, следует отнести следующие.

1. Принцип системности предполагает сочетание всех элементов прогнозируемой системы (по своему содержанию принцип системности не совпадает с законом системности).

2. Принцип согласованности предусматривает соблюдение строгой иерархии, соподчиненности и взаимосвязи всех звеньев системы.

3. Принцип общности методических подходов основывается на том положении, что для экономических систем характерны общие закономерности и явления, связанные с особенностями национальной экономики Российской Федерации в целом.

4. Принцип последовательности и непрерывности прогнозно-аналитических расчетов базируется, во-первых, на взаимной увязке оперативных, текущих, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, во-вторых, непрерывности прогнозных расчетов, позволяющей субъектам управления своевременно выявлять негативные отклонения от прогнозируемой ситуации и вносить соответствующие коррективы.

5. Принцип индикативности прогнозов предполагает, что они носят рекомендательный характер.

6. Принцип вариантности основан на наличии нескольких сценариев (пессимистичного, оптимистичного, оптимального) в построении прогнозных моделей.

7. Принцип развития производственных отношений предполагает, что при расчетах потенциального роста или замедления в динамике экономической системы следует учитывать качественно новые витки в прогнозируемом периоде.

К специальным принципам, связанным непосредственно с организацией прогнозных работ в конкретной отрасли экономики, следует отнести следующие:

1. Принцип индивидуальности означает, что при общности основных тенденций развития каждому хозяйствующему субъекту все же свойственны индивидуальные особенности, которые следует учитывать в прогнозных расчетах.

2. Принцип сбалансированности основан на адекватном сочетании параметров и показателей прогнозируемых подсистем и системы в целом путем уравновешивания целей роста эффективности и ресурсов для их достижения.

3. Принцип адаптивности предполагает, что организационно-управленческие системы предприятий под воздействием экономических процессов изменяются, адаптируясь к складывающимся условиям, что, в свою очередь, предполагает соблюдение принципа адекватности.

4. Принцип адекватности основан на внесении соответствующих изменений в контролируемые государством условия реализации форм и методов ведения хозяйства.

5. Принцип государственного регулирования и реализации экономической политики предполагает, что прогнозные расчеты должны рассматривать реальные возможности государства воздействовать на развитие отрасли, чтобы не допустить обвальных, неуправляемых процессов в рамках общности целей и задач политики государства, направленной на повышение эффективности национальной экономики.

Использование в совокупности описанных процедур позволяет снижать влияние противоречивых данных, неопределенности информации и производственного риска в ходе принятия решений управленческого характера и в развитии национальной экономики.

Классификация прогнозов

В методологическом плане раз­личаются экстраполяционный (генетический) и нормативный под­ходы к прогнозированию.Генетический прогноз допускает, что образ будущего строится на базе анализа сложившихся связей, тенденций и закономерностей развития объекта исследования и учета критических, пороговых индикаторов экономики и обще­ства в целом, нарушение которых влечет за собой сползание с траектории устойчивого развития. Сложившиеся тенденции ис­следуются также как взаимосвязи внутренних элементов систе­мы и ее внешние коммуникации, производится их экстраполяция на будущее. В этом суть генетического прогноза. В основе гене­тического (экстраполяционного) прогноза лежит гипотеза инер­ционности тенденций развития объекта, относительной устойчи­вости форм внутренних и внешних взаимодействий его подсис­тем между собой и с параметрами внешней среды. Генетиче­ский прогноз во многих случаях нужно рассматривать как пер­вый этап прогнозирования, как прогноз-предупреждение, задача которого сигнализировать о возможных исходах событий, опре­делить меры по предотвращению неблагоприятного хода эконо­мических и социальных процессов, закреплению прогрессивных сдвигов в динамике отдельных показателей. Учет пороговых индикаторов позволяет пересмотреть меры государственного воздействия, скорректировать хозяйственную политику, направ­ленную на реализацию поставленных целей.

В основенормативного прогноза лежит идея некоторого нормативного состояния экономики, определенного системой ап­риори заданных стандартов и приоритетов (например, «научно обоснованных норм» потребления, рациональных пропорций и т.д.).

В этом случае задается желательное состояние прогнозируемой системы, а сам прогноз в конечном счете сводится к поиску наи­лучших вариантов его достижения.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

Демографическая ситуация в регионе;

Состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;

Будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;

Основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);

Величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

Платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

Темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятель­ности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

В настоящее время насчитывается порядка 150 методов прогнозирования, в тоже время на практике широко используются при социально-экономическом прогнозировании только 20–30 из них. Классификация наиболее распространенных методов прогнозирования приведена на рисунке. Каждый уровень детализации методов определяется своим классификационным признаком: степенью формализации, общим принципом действия, способом получения прогнозной информации.