Тарифы Услуги Сим-карты

Режим оверлей в фотошопе. Режим наложения "Перекрытие" (Overlay). Comparative — группа сравнения

В настройках почти всех инструментов, отвечающих за рисование в Фотошопе (кисти, заливки, градиенты и т.д.) присутствуют Режимы наложения . Кроме того, Режим наложения можно поменять и для целого слоя с изображением.

О режимах наложения слоев мы и поговорим в этом уроке. Эта информация даст базис знаний в работе с режимами наложения.

Каждый слой в палитре изначально имеет режим наложения «Нормальный» или «Обычный» , но программа дает возможность путем изменения этого режима поменять тип взаимодействия этого слоя с подлежащими.

Изменение Режима наложения позволяет добиться необходимого эффекта на изображении, причем, в большинстве случаев, заранее угадать, каким будет этот эффект, довольно сложно.
Все действия с Режимами наложения можно производить бесконечное число раз, поскольку само изображение никаким образом не изменяется.

Режимы наложения делятся на шесть групп (сверху вниз): Нормальные, Субтрактивные, Аддитивные, Комплексные, Разностные и HSL (Hue – Saturation – Lighten) .

В данную группу входят такие режимы, как «Обычный» и «Затухание» .

«Обычный» используется программой для всех слоев по умолчанию и никакого взаимодействия не предусматривает.

«Затухание» выбирает случайные пиксели с обоих слоев и удаляет их. Это придает изображению некоторую зернистость. Данный режим влияет толькона те пиксели, которые имеют изначальную непрозрачность менее 100%.

Эффект похож на наложение шума на верхний слой.

Субтрактивные

Данная группа содержит режимы, которые тем или иным способом затемняют изображение. Сюда входят «Затемнение», «Умножение», «Затемнение основы», «Линейный затемнитель» и «Темнее» .

«Затемнение» оставляет только темные цвета с изображения верхнего слоя на подлежащем. В данном случае программой выбираются наиболее темные оттенки, а белый цвет и вовсе не берется в расчет.

«Умножение» , как следует из названия, умножает значения базовых оттенков. Любой оттенок, умноженный на белый даст исходный оттенок, умноженный на черный даст черный цвет, а другие оттенки не станут ярче начальных.

Исходное изображение при применении «Умножения» становится темнее и насыщеннее.

«Затемнение основы» способствует своеобразному «выжиганию» цветов нижнего слоя. Темные пиксели верхнего слоя затемняют нижний. Также здесь имеет место умножения значений оттенков. Белый цвет в изменениях не участвует.

«Линейный затемнитель» понижает яркость исходного изображения. Белый цвет в смешивании не участвует, а другие цвета (цифровые значения) подвергаются инверсии, складываются и инвертируются еще раз.

«Темнее» . Этот режим оставляет на изображении темные пиксели с обоих слоев. Оттенки становятся темнее, цифровые значения уменьшаются.

Аддитивные

Эта группа содержит следующие режимы: «Замена светлым», «Экран», «Осветление основы», «Линейный осветлитель» и «Светлее» .

Режимы, относящиеся к данной группе, осветляют изображение и добавляют яркость.

«Замена светлым» является режимом, действие которого противоположно действию режима «Затемнение» .

В данном случае программа сравнивает слои и оставляет только наиболее светлые пиксели.

Оттенки становятся более светлыми и «сглаженными», то есть наиболее приближенными по значению друг к другу.

«Экран» в свою очередь противопоставлен «Умножению» . При применении данного режима цвета нижнего слоя инвертируются и перемножаются с цветами верхнего.

Изображение становится более ярким, а итоговые оттенки всегда будут светлее исходных.

«Осветление основы» . Применение этого режима дает эффект «выцветания» оттенков нижнего слоя. Уменьшается контрастность исходного изображения, а цвета становятся более светлыми. Создается эффект свечения.

«Линейный осветлитель» схож с режимом «Экран» , но с более сильным воздействием. Цветовые значения увеличиваются, что приводит к осветлению оттенков. Визуальный эффект похож на освещение ярким светом.

«Светлее» . Режим противоположен режиму «Темнее» . На изображении остаются только наиболее светлые пиксели с обоих слоев.

Комплексные

Режимы, входящие в эту группу, не только осветляют или затемняют изображение, а воздействуют на весь диапазон оттенков.

Называются они следующим образом: «Перекрытие», «Мягкий свет», «Жесткий свет», «Яркий свет», «Линейный свет», «Точечный свет» и «Жесткое смешение» .

Данные режимы чаще всего применяются для наложения текстур и других эффектов на исходное изображение, поэтому для наглядности поменяем порядок слоев в нашем учебном документе.

«Перекрытие» является режимом, вобравшим в себя свойства «Умножения» и «Экрана» .

Темные цвета становятся насыщеннее и темнее, а светлые становятся светлее. Результат — более высокая контрастность изображения.

«Мягкий свет» — менее резкий собрат «Перекрытия» . Изображение в данном случае подсвечивается рассеянным светом.

При выборе режима «Жесткий свет» изображение подвергается освещению более сильным источником света, чем при «Мягком свете» .

«Яркий свет» применяет режим «Осветление основы» к светлым участкам и «Линейный осветлитель» к темным. При этом контрастность светлых увеличивается, а темных – уменьшается.

«Линейный свет» противоположен предыдущему режиму. Увеличивает контрасность темных оттенков и уменьшает контрастность светлых.

«Точечный свет» объединяет светлые оттенки при помощи режима «Светлее» , а темные – при помощи режима «Темнее» .

«Жесткое смешение» воздействует на светлые участки режимом «Осветление основы» , а на темные – режимом «Затемнение основы» . При этом контраст на изображении достигает настолько высокого уровня, что могут появиться цветовые аберрации.

Разностные

Эта группа содержит режимы, которые создают новые оттенки, основываясь на разностных характеристиках слоев.

Режимы такие: «Разница», «Исключение», «Вычитание» и «Разделить» .

«Разница» работает так: белый пиксель на верхнем слое инвертирует подлежащий пиксель на нижнем, черный пиксель на верхнем слое оставляет подлежащий пиксель без изменений, совпадение пикселей в итоге дают черный цвет.

«Исключение» работает так же, как и «Разница» , но уровень контраста получается ниже.

«Вычитание» изменяет и смешивает цвета следующим образом: цвета верхнего слоя вычитаются из цветов верхнего, а на черных участках цвета будут такие же, как на нижнем слое.

«Разделить» , как становится понятно из названия, делит числовые значения оттенков верхнего слоя на числовые значения оттенков нижнего. Цвета при этом могут кардинально меняться.

HSL

Режимы, объединенные в данную группу, позволяют редактировать цветовые характеристики изображения, такие как яркость, насыщенность и цветовой тон.

Режимы в группе: «Цветовой тон», «Насыщенность», «Цветность» и «Яркость» .

«Цветовой тон» придает изображению тон верхнего слоя, а насыщенность и яркость – нижнего.

«Насыщенность» . Здесь такая же ситуация, но только с насыщенностью. При этом белый, черный и серый цвета, содержащиеся на верхнем слое, обесцветят итоговое изображение.

«Цветность» придает итоговой картинке тон и насыщенность накладываемого слоя, я яркость остается такой же, как на подлежащем.

«Яркость» придает изображению яркость нижнего слоя, сохраняя цветовой тон и насыщенность нижнего.

Режимы наложения слоев в Фотошопе позволяют добиться очень интересных результатов в Ваших работах. Обязательно используйте их и удачи в творчестве!

Начинаем разбираться с контрастными режимами. При использовании этих режимов исходное изображение может как затемняться, так и осветляться. И надо сразу развеять одно распространенное заблуждение, часто встречающееся как в книгах, так и в видеоуроках.

Будет исходное изображение затемняться или осветляться, зависит только от яркости корректирующего изображения, но никак не от самого исходного. Если яркость корректирующего изображения меньше 128 — исходное изображение затемняется, если больше — осветляется. Это верно для всех контрастных режимов, кроме Hard Mix (но этот режим отнесен к контрастным скорее «за компанию», в свое время мы с ним разберемся).

Как всегда, желающие одновременно с чтением «покрутить файлы» могут скачать послойные psd (33 мб) разбираемых примеров.

Overlay

Материалы для анализа

Левая доска: результат наложения на исходную картинку (9 вертикальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная слева, белая справа) корректирующей (9 горизонтальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная внизу, белая вверху) в режиме Overlay. Числа в клетках показывают яркость после наложения.

Правая доска:

Левая шкала:

Семейство кривых, оказывающих на исходную картинку затемняющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 0, 32, 64, 96, 128, и осветляющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 128, 160, 192, 224, 255.


S C R


s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения.

В режиме Overlay средний тон (128) исходного изображения осветляется или затемняется до яркости накладываемого. Сила воздействия линейно убывает при отклонении яркости исходного изображения от средней до нуля в белой и черной точке.

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и если да, то какой?

Как и для всех контрастных режимов, нейтральным для Overlay является средне-серый (128).

Максимальное воздействие приходится на средние тона. При равном отклонении от средне-серого воздействие уменьшается одинаково как для более темных, так и для более светлых областей исходного изображения. Это хорошо видно по правой доске: она симметрична относительно средней вертикали. На белую и черную точку не воздействует.

При осветлении: линейно возрастает в темной и падает в светлой половине тонового диапазона. При затемнении: линейно падает в темной и возрастает в светлой половине тонового диапазона.

Аналогов в пленочной фотографии и реальной жизни не имеет. Но можно поискать аналогии с уже разбиравшимися режимами. Бытует такое мнение, что Overlay — это смесь Multiply и Screen. Это верно только наполовину, а точнее на две четверти. Overlay затемняет аналогично Multiply только области темнее средне-серого: поле A(0)-E(128) на клетчатой доске. В терминах кривых это соответствует затемнению левой половиной кривой.

Аналогично действию Screen осветляются только области светлее средне-серого: поле E(128)-K(255) на клетчатой доске. Что соответствует осветлению правой половиной кривой. В оставшихся двух четвертях аналогию с Multiply и Screen можно провести только математическую, но никак не реальную. Потому что режимы работают шиворот навыворот: осветлением темных участков занимается Multiply — поле A(128)-E(255) , затемнением светлых Screen — поле E(0)-K(128) .

Повышается контраст в средних тонах. Коррекция аналогична наложению симметричной S-образной кривой, точную форму которой можно посмотреть в . Немного забегая вперед, скажу, что результат полностью аналогичен самоналожению в режиме Hard Light, но об этом в следующий раз.

Изменение порядка наложения слоев при сохранении режима Overlay дает такой же результат, как изменение режима на Hard Light при сохранении порядка наложения. Подробнее об этом в следующий раз.

Для чего может использоваться режим Overlay

Для внесения коррекций в средние тона изображения

Такое применение вытекает непосредственно из алгоритма Overlay. А такие коррекции интересны и важны, потому что средние тона являются самыми информативными для человеческого восприятия. Именно в них наше зрение имеет самый широкий цветовой охват, лучше различает цветовые тона и вариации яркости. Я не буду разбирать одну картинку, а просто перечислю наиболее известные примеры подобных коррекций с краткими пояснениями.

При ручной доработке маски

Основная задача при ручной доработке маски — усиление контраста между выделенными и замаскированными участками. То есть, надо сделать светлые участки еще светлее, постаравшись не затронуть соседние темные, и наоборот. Обычно для этого предлагается один из двух рецептов.

Первый: рисовать по маске кисточкой в режиме Overlay белым цветом для осветления, а черным для затемнения. Второй: рисовать по маске инструментом Dodge Tool с установкой Range: Highlights для осветления или Burn Tool с установкой Shadows для затемнения. Для инструментов параметр Opacity или Exposure задается небольшим, чтобы воздействие было плавным. Давайте сравним и оценим, когда и какой метод лучше применять.

На картинке приведены все четыре варианта рисования по дискретному яркостному клину с соответствующими установками инструментов. Хорошо заметно, как Dodge выжег света, а Burn провалил тени. Чтобы лучше оценить результат работы кисти и посмотреть, как изменяется воздействие в зависимости от яркости клина, давайте рассмотрим следующую картинку.

Здесь отображается изменение яркости исходника после применения инструментов. Принцип, как на правой клетчатой доске — чем ярче поле, тем больше изменилась яркость, тем сильнее воздействие. Хорошо видно, что основное воздействие кисточки пришлось на средние тона.

На практике это означает следующее. Сначала удобнее пройтись кистью в режиме Overlay по областям средней яркости. Если область граничит с темной, мы работаем белым цветом и осветляем ее до светло-серого. Если область граничит со светлой, работаем черным цветом и затемняем ее до темно-серого. Тем самым подготавливая почву для последующего прохода инструментами Dodge и Burn.

Для самых дотошных привожу структуру слоев «как это было сделано»: раскрашенный клин наложен на исходный в режиме Difference, корректирующим слоем кривых дополнительно поднят контраст. Заготовка клина для самостоятельных экспериментов лежит по ссылке, указанной в начале статьи (Pattern_16.psd).

Soft Light

Материалы для анализа

Левая доска: результат наложения на исходную картинку (9 вертикальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная слева, белая справа) корректирующей (9 горизонтальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная внизу, белая вверху) в режиме Soft Light. Числа в клетках показывают яркость после наложения.

Правая доска: схема изменения яркостей — чем больше изменилась яркость, тем светлее соответствующая клетка (независимо от направления изменения яркости исходной картинки). Числа в клетках показывают, насколько изменилась яркость. Их положительные значения указывают на увеличение, а отрицательные на ее уменьшение яркости исходного изображения.

Левая шкала: отклонение яркости накладываемой плашки от средне-серого (128).

Семейство кривых , оказывающих на исходную картинку затемняющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 0, 32, 64, 96, 128, и осветляющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 128, 160, 192, 224, 255.

Формула для отнормированной яркости.
S — яркость исходного изображения; C — яркость корректирующего изображения; R — яркость финального изображения.

Формула для 8-битного режима.
s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения.

Описание и ответы на общие вопросы

В режиме Soft Light максимальное затемнение соответствует гамма-коррекции с коэффициентом гамма 2, максимальное осветляющее — с коэффициентом гамма 1/2. Промежуточные воздействия являются пропорциональным уменьшением максимальных.

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Как и для всех контрастных режимов, нейтральным для Soft Light является средне-серый (128).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Более сильное воздействие приходится на темную половину тонового диапазона, достигая своего максимума в области тричетвертьтонов. На белую и черную точку не воздействует.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

При осветлении: резко возрастает в диапазоне от теней до тричетвертьтонов и плавно падает в более светлой части полного тонового диапазона. При затемнении: резко падает в диапазоне от теней до тричетвертьтонов и плавно возрастает в более светлой части полного тонового диапазона.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Уменьшение непрозрачности корректирующего изображения равносильно ослаблению воздействия. Под ослаблением воздействия подразумевается уменьшение отклонения яркости накладываемой плашки от средне-серого (128). Справа показано ослабление воздействия наложения плашки яркости 32 за счет уменьшения непрозрачности, слева — аналогичное уменьшение воздействия за счет осветления плашки.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Пять из семи контрастных режимов имеют в своем названии слово «свет». Естественно, этот «свет» не имеет никакого отношения к тому свету, который был в реальной сцене. Просто в жизни осветление и затемнение — это блик и тень, результат освещения сцены каким-то источником света. Поэтому большинство контрастных режимов называется (а их воздействие описывается) по аналогии с источником света, дающим светотеневой рисунок, похожий на результат применения данного режима. При этом никаких точных аналогов контрастные режимы не имеют.

Гамма-коррекция не трогает белую и черную точки. Таким образом, после ее применения на изображении сохраняются блики и глубокие тени. И что самое главное, она дает наиболее визуально равномерное осветление/затемнение картинки. То есть, лучше всего соответствует общечеловеческому (или, если хотите, обывательскому) понятию «сделать посветлее/потемнее».

Именно поэтому клетчатая доска для режима Soft Light самая равномерная из всех контрастных режимов, на ней лучше всего различаются границы между всеми полями. А в жизни мягкое, плавное, равномерное изменение яркости дает рассеянный или, как его еще называют, «мягкий» свет. В фотографии такой свет обычно используют в качестве заполняющего.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

При изменении порядка наложения результат изменяется.

Для чего может использоваться режим Soft Light

Я недаром поместил в эту статью рассказы о двух совершенно независимых режимах, и прежде, чем говорить о применении Soft Light, давайте сравним его с Overlay. У них есть важная общая особенность — они не трогают белую и черную точки. Из-за этого у некоторых пользователей появляется мысль: «Soft Light — это просто в два раза ослабленный Overlay». Результаты действительно похожи, но давайте взглянем внимательнее.

Я уже приводил эту картинку в статье . На ней красным цветом показаны максимальные воздействия Overlay после ослабления в два раза, синим — максимальное воздействие Soft Light. Воздействия на области светлее средне-серого действительно очень похожи. А вот в тенях картина здорово расходится.

Воздействие Overlay симметрично — тона темнее и светлее средне-серого меняются одинаково, Soft Light сильнее влияет на тени. Как при затемнении, так и при осветлении. Теперь вы это знаете, а дальше при выборе режима отталкивайтесь от стоящих перед вами задач: если необходимо более сильное влияние на тени при меньшем влиянии на света — выбираем Soft Light, если влияние на тени надо минимизировать — Overlay.

А теперь про применение. В этот раз я не буду перечислять конкретные случаи, в которых используется Soft Light (в интернете такого добра вагон и маленькая тележка). Есть более интересный вопрос: «Как самому придумать коррекцию именно для данной картинки, а не повторять чей-то рецепт?» Для этого надо последовательно ответить на четыре вопроса, а потом, идя в обратном порядке, реализовать эти ответы на практике.


Ответ должен четко описывать изменение яркости и контраста на различных участках изображения и в разных тоновых диапазонах. Если требуется изменение цвета, необходимо описать соотношение воздействий на различные каналы. Время детского лепета про «ощущение воздушности» и «хочется покрасивее» кончилось, нужны четкие технические формулировки.


У каждого режима есть свои фирменные черты, а описаны они в ответах на общие вопросы (FAQ). Чтобы не зубрить их все можете поступить, как я: ориентироваться по форме семейства кривых.


На этом этапе надо достаточно точно описать заготовку для наложения, чтобы понять, что нужно создавать.


Это общее перечисление соотношений яркости и контраста, которые должны иметь объекты на картинке. Необходимо, чтобы найти, на базе чего можно сделать заготовку для наложения.

Наглядно разобраться в процессе нам поможет старый знакомый — Mitsubishi A6M Zero. На данной фотографии мне не нравится фон — слишком темный. Из-за этого изображение кажется грязным, самолет не выделяется, нет ощущения полета и воздушности. Это только присказка, а теперь начинаем отвечать на вопросы.

1. Какие изменения в картинке мы хотим получить?
Мягкое равномерное осветление фона, более сильное в верхней части фотографии. Самолет сильно меняться не должен, но можно согласиться на то, что он станет немного контрастнее, а самые светлые участки незначительно осветлятся, чтобы не было рассогласования с фоном. Нельзя допускать дополнительного затемнения черного капота и осветления насыщенных участков (опознавательные знаки и желтые полосы на передней кромке крыльев).

2. Какой режим наложения обеспечивает такое воздействие?
«Мягкое», «тактичное», равномерное» — это фирменные характеристики Soft Light. А то, что для осветления используется не осветляющий, а контрастный режим, не страшно. Он ведь тоже умеет осветлять.

3. Как должна выглядеть накладываемая картинка, чтобы в выбранном режиме обеспечить необходимые изменения?
Фон светлее средне-серого (128), более светлый вверху. Самолет близкий к средне-серому. Капот не темнее средне-серого.

4. Какие общие черты должна иметь картинка, чтобы из нее можно было сделать заготовку для наложения?
Весь самолет, за исключением светлых слабо насыщенных областей, максимально контрастен к фону, особенно к верхней его части. Фон по возможности равномерный.

Ну, вот мы и ответили на все вопросы. А теперь вперед смотреть каналы. Наиболее дотошные пользователи могут сделать копии картинки и перевести их в CMYK и Lab. Получив таким образом доступ к дополнительным каналам. Но для решения этой задачи нам хватит и RGB.

Итак, канал Red не самый подходящий: фон очень неоднородный и слабо отличающийся по яркости от самолета, насыщенные желтые полосы и красные опознавательные знаки очень светлые.

В Green ситуация лучше: фон более однородный, он светлее и поэтому контрастнее к самолету, красные опознавательные знаки темные. Из минусов: желтые полосы на передней кромке крыла и номер на киле светлые, области бликов на фюзеляже по-прежнему достаточно светлые.

Канал Blue: однозначный лидер по контрасту самолета и фона, все насыщенные участки самолета темные. Картину портит очень сильный шум, в основном шум на фоне. Так как именно фон будет подвергаться максимальному воздействию со стороны заготовки, имеющиеся в этой области шумы сильнее всего пролезут на финальное изображение.

Можно было бы выбрать один из не самых подходящих вариантов, но почему не попытаться взять достоинства каждого, избежав недостатков? В синем канале нас привлекает более темный самолет, в зеленом канале — более гладкий фон. Походив с пипеткой по фону, убеждаемся, что в зеленом канале он немного темнее, чем в синем. Наложив эти каналы друг на друга в режиме Darken, мы заберем темный самолет из синего канала и гладкий (темный) фон из зеленого.

Я сделал это, перенеся содержимое каналов на новые слои (Blue_Channel и Green_Channel ) и задав верхнему из них режим наложения Darken. Кстати, если бы оказалось, что фон в зеленом канале немного светлее, чем в синем, мы могли бы перед наложением слегка притемнить зеленый канал.

Теперь заготовку надо доработать до вида, описанного в ответе на третий вопрос. Ставим корректирующий слой кривых и смотрим на гистограмму заготовки. Большой пик справа от красного пунктира — это фон, левая часть пика соответствует нижним областям, а правая верхним, меленький холмик слева — самолет, его левый склон, уходящий в глубокие тени — капот.

Ставим точку 1 и поднимаем кривую таким образом, чтобы фон на заготовке стал светлее средне-серого, а самолет остался темнее.

Чтобы не допустить затемнения капота, поднимаем черную точку кривой до уровня 128. При помощи точки 2 кладем кривую на горизонталь в диапазоне, соответствующем капоту. Точка 3 позволяет регулировать повышение контраста самолета. Если вы вообще не хотите менять что-либо в нем, просто задайте точкам 2 и 3 выходную яркость 128.

И последний штрих: точка 4 задаст дополнительное осветление верхней части заготовки, тем самым сильнее осветлив фон вверху картинки. Если кроме яркости необходимо менять цвет, придется идти в каналы и организовывать различное воздействие на них. Например, чтобы сделать небо более голубым, затемнять красный канал в диапазоне чуть темнее полутонов и дополнительно осветлять синий в средних тонах.

Осталось объединить все вновь созданные слои в группу, задать ей режим наложения Soft Light и наслаждаться результатом. Приведенная здесь коррекция не является универсальным способом обработки фотографий самолетов. А вот методика подбора режима и создания заготовки универсальна. Не всегда все будет получаться гладко, но дорогу осилит идущий. А желающие поупражняться над Zero, могут найти его по ссылке в начале статьи.

В следующий раз мы продолжим разбираться контрастными режимами, рассмотрев сразу четыре: .

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

Мы узнали, теперь пришло время изучить режимы наложения слоев в фотошопе. Для начала, разберемся, что это такое и с чем его едят.

С английского «режимы наложения» переводится как Blending Modes и если переводить строго по словарю, то на русском это будет звучать как «режимы смешивания». В некоторых уроках используется именно такой вариант перевода. По сути, режимы наложения и являются смешиванием вышележащего слоя с нижележащим. От выбранного режима наложения зависит, насколько слои взаимодействуют между собой.

Режимы наложения слоев используются для многих целей: вписывания объекта в фон, тонирования, наложения текстур и многого другого. Изменяя режимы и регулируя непрозрачность и заливку слоя можно добиться интересных эффектов.

Где находятся режимы наложения в фотошопе?

Выпадающий список с режимами наложения слоя находится в левой верхней части панели слоев:

На данный момент в фотошоп существует 27 режимов наложения (в более ранних версиях программы 25), они разделены на шесть групп при помощи горизонтальных линий:

1. Основные режимы (Basic)

2. Затемняющие режимы (Darken)

3. Осветляющие режимы (Lighten)

4. Контрастные режимы (Contrast)

5. Сравнительные режимы (Comparative)

6. Компонентные режимы (HSL)

Давайте от теории перейдем к практике и на примере фото девушки и текстуры попробуем тонировать изображение. Сразу предупреждаю, что при использовании некоторых режимов наложения результат будет, мягко говоря, не радовать глаз, но мы же помним, что всегда можем понизить непрозрачность или (и) заливку для уменьшения эффекта.

Основные режимы (Basic)

Основные режимы (Basic) - полностью заменяют пиксели нижележащего слоя.

Откроем в фотошоп фото с девушкой , Файл-Открыть (File Open ) . Помещаем яркую текстуру , Файл-Поместить (File Place ).

Вот как выглядит и рабочий холст на данный момент:

По умолчанию все новые слои и помещаемые файлы имеют Нормальный (Normal).

Режим наложения Нормальный (Normal ) наиболее часто используемый режим. При 100% непрозрачности верхний слой полностью перекрывает нижний, при уменьшении непрозрачности нижний слой становится частично видимым.

100% непрозрачности:

50% непрозрачности:

Режим наложения Затухание (Dissolve)

При 100% непрозрачности верхний слой полностью перекрывает нижний, как и в режиме Нормальный , но при снижении непрозрачности часть пикселей верхнего слоя в рандомном порядке теряют непрозрачность и это позволяет видеть нижний слой.

100% непрозрачности:

50% непрозрачности:


Затемняющие режимы (Darken)

Затемняющие режимы (Darken) - затемняют нижележащий слой. Белые участки вышележащего слоя никак не воздействуют, они становятся невидимыми.

Режим наложения Затемнение (Darken)

Сравниваются значение обеих слоев в каждом канале и, если пиксель верхнего слоя светлее, чем нижнего, он замещается темным с нижнего слоя, в итоге видимыми остаются самые темные участки обеих слоев.

Белый цвет, как во всей группе Затемняющих режимов , игнорируется. Давайте на время отключим видимость слоя с текстурой (нажав на «глазик» в панели слоев ), и создадим новый слой, залитый белым цветом. Изменим на Затемнение (Darken):

Как видите, ничего не изменилось, нижний слой полностью видимый, его цвет, контраст, яркость не изменилась, а верхний белый слой «исчез», благодаря режиму наложения Затемнение (Darken) . Забегая вперед, ещё раз отмечу, что такое произойдет если изменить режим наложения слоя с белым цветом на любой из группы Затемняющих режимов .

Режим наложения Умножение (Multiply)

Умножает цвета верхнего и нижнего слоев и делает изображение темнее. Режим Умножение (Multiply) часто используется для затемнения светлых областей на засвеченном изображении.

Режим наложения Затемнение основы (Color Burn)

Повышает насыщенность средних цветов, дает более сильное затемнение, чем предыдущий .

Режим наложения Линейный затемнитель (Linear Burn)

Использует тот же принцип действия, что и режим Затемнение основы, но имеет более сильный затемняющий эффект.

Режим наложения Темнее (Darker color)

Имеет сходство с режимом Затемнение (Darken), только цвета сравниваются поканально, в итоге видимыми остаются только пиксели, которые темнее пикселей нижнего слоя.

Осветляющие режимы (Lighten)

Осветляющие режимы (Lighten) - осветляют нижележащий слой. Черный цвет при использовании Осветляющих режимов становится «невидимым». Осветляющие режимы часто используются для наложения текстур на черном фоне, с помощью этих режимов легко и просто можно убрать черный фон, оставив нетронутыми другие цвета.

Режим наложения Замена светлым (Lighten)

Противоположен режиму Затемнение ). Поканально сравнивает цвета и, если пиксели верхнего слоя светлее пикселей нижнего, они остаются без изменений. В случае, если пиксели верхнего слоя темнее, чем пиксели нижнего, они заменяются пикселями нижнего.

В группе Осветляющих режимов игнорируемый цвет – черный . На нашей текстуре черный цвет присутствует, но для чистоты эксперимента давайте проверим. Зальем новый слой черным цветом и изменим режим наложения на один из режимов группы осветления:

Черный цвет полностью невидимый.

Режим наложения Экран (Screen)

Принцип действия противоположный режиму Умножение (Multiply ), он умножает цвета верхнего и нижнего слоя, осветляя изображение. Режим можно использовать для осветления темных фотографий.

Режим наложения Осветление основы (Color Dodge)

Его воздействие противоположно режиму Затемнение основы (Color Burn). Цвета выгорают, насыщенность средних тонов повышена. Режим используется для придания эффекта свечения.

Режим наложения Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add)

Скомбинирован с режимов Экран (Screen ) и Осветление основы (Color Dodge). Светлые цвета заменяются более светлыми, почти белыми.

Режим наложения Светлее (Lighter Color)

Сравнивает значение обоих слоев по всех каналах, оставляет более светлые пиксели на результирующем изображении.

Контрастные режимы (Contrast) - увеличивают контраст нижележащего слоя. Для всех режимов этой группы за исключением режима Жесткое смещение (Hard Mix) игнорируемый (невидимый) цвет 50% серого. Снова проверим, залив новый слой 50% серым цветом


Режим наложения Перекрытие (Overlay ) – осветляет светлые участки и затемняет темные, увеличивает контраст результирующего изображения.

Режим наложения Мягкий свет (Soft Light)

Схожий с предыдущим режимом, но придает более мягкий эффект. Прекрасно подходит для повышения контраста на изображениях с небольшой контрастностью благодаря тому, что не допускает выбивания цветов и теней.

Режим наложения Жесткий свет (Hard Light)

Алгоритм действий схож с режимами Мягкий свет (Soft Light) и Перекрытие (Overlay), но эффект более сильный. Контраст повышен очень жестко.

Режим наложения Яркий свет (Vivid Light)

Скомбинирован с режимов Затемнение основы (Color Burn) и Осветление основы (Color Dodg e ). Имеет более сильное действие, чем Жесткий свет (Hard Light).


Режим наложения Linear Light (Линейный свет)

Скомбинирован с режимов Линейный затемнитель (Linear Burn) и Линейный осветлитель (Linear Dodge). Контрастность светлых участков уменьшается, а темных участков – увеличивается. Имеет противоположные свойства с предыдущим режимом, но в то же время очень похож на него.

Режим наложения Точечный свет (Pin Light)

Включает в себя режимы Замена темным (Darken) и Замена светлым (Lighten). Смешивает светлые пиксели при помощи первого режима, а темные пиксели – с помощью второго режима.

Режим наложения Жёсткое смешение (Hard Mix)

Смешивает яркость верхнего слоя с цветом нижнего. Создает постеризированное изображение, ограниченное в цветах.

Сравнительные режимы (Comparative) - результирующее изображение напрямую зависит от разницы обоих слоев.

Режим наложения Разница (Difference )

Сравнивает значение яркости обоих слоев. Смешивание с белым цветом инвертирует значения основного цвета, смешивание с черным цветом ничего не меняет.

Режим наложения Исключение (Exclusion)

Действие аналогично с предыдущим слоем, но с более мягким эффектом и меньшим контрастом. Смешивание с белым цветом инвертирует значения основного цвета, смешивание с черным цветом ничего не меняет. Часто используется для тонирования изображения посредством наложения сплошного цвета и существенного уменьшения непрозрачности.

Режим наложения Вычитание (Subtract)

Значение яркости вышележащего слоя вычитается из нижележащего. Если яркость пикселя верхнего слоя будет больше или равна яркости нижнего, итоговый цвет изменится на черный.

Режим наложения Разделить (Divide)

Похож на предыдущий режим, но с более сильным осветлением. Из-за того, что режим работает поканально, цвета сильно искажаются.

Компонентные режимы (HSL)

Компонентные режимы (HSL) - результат зависит от яркости и цвета слоев. Зачастую режимы этой группы используются для тонирования фото или перекрашивания объектов на изображении.

Режим наложения Цветовой тон (Hue)

Результирующее изображение имеет оттенок вышележащего слоя, а насыщенность и яркость – нижележащего. Придает эффект рисунка акварельными красками.

Режим наложения Насыщенность (Saturation)

Результирующее изображение имеет насыщенность вышележащего слоя, а цветовой тон и светлоту – нижележащего.

Режим наложения Цветность (Color)

Сохраняется цветовой тон и насыщенность верхнего слоя и яркость нижнего. Нижний слой «перекрашивается» в цвета верхнего. Режим прекрасно походит для изменения цвета на изображении.

Режим наложения Яркость (Luminosity)

Противоположен предыдущему режиму. Сохраняется цветовой тон и насыщенность нижнего слоя и яркость верхнего.

Вот мы и разобрались в режимах наложения слоев в фотошопе. Теоретическая часть конечно хорошо, но все же рекомендую вам экспериментировать с режимами наложения и наблюдать за их взаимодействием. Так вы быстрее запомните свойства каждого режима, а также найдете «любимчиков» среди режимов наложения, которые станут вашими верными помощниками в создании прекрасных работ.

Перекрытие — один из наиболее часто используемых режимов наложения в фотошопе, применяемых как для реставрации фото, так и для создания различных коллажей. Популярен он прежде всего из-за особенностей получаемого с его помощью эффекта. Давайте рассмотрим его применение с практической точки зрения, но для начала немного теории.

Режим наложения слоя перекрытие находится в той же складке что и Мягкий, Жесткий, Яркий и Линейный света, в так называемой группе контрастности (подробнее о группах ). Следовательно, режим «Перекрытие» , как и другие входящие в эту группу предназначен для повышения контрастности изображения. Воспользуемся тестовым файлом для демонстрации его работы.

Наш файл состоит из двух слоёв – фонового, залитого синим цветом и слоя с градиентом и тремя квадратами, чёрным, нейтрально – серым (50%) и белым. Впрочем, работу с этим файлом я показывал раньше, когда рассматривались режимы « » и « ».

Изменим наложение слоя с градиентом и квадратами на Перекрытие, посмотрим на результат его действия:

Серый квадрат исчез совсем, чёрный превратился в тёмно-синий, а белый стал ярко голубым. Изменения претерпела и полоса градиента, теперь она от ярко голубого до темно-синего цвета. Из этого эксперимента можно сделать вывод о том, что этот режим наложения слоя Темные области на изображении делает немного светлее (чёрный квадрат), а светлые затемняет (белый квадрат) области нейтральных тонов полностью обесцвечиваются.

Эту особенность режима «Перекрытие» часто используют для имитации наложения материалов один на другой, в качестве примера его использования рассмотрим мою работу по созданию немного жуткого, но в тоже время симпатичного образа повара любителя из собственного фото.

Использование режима наложения слоя «Перекрытие»

И так у меня есть некое фото повара из подворотни, для полноты картины нужно украсить его пятнами крови.

Я использую для этой цели соответствующие кисти найти которые можно в интернете совершенно бесплатно указав соответствующий запрос в любом поисковике. Цветом инструмента выбираю # 4d110f на мой взгляд он наиболее полно имитирует цвет крови. Кроме того, не забывайте о том, что режим наложения этого слоя изменится на перекрытие, следовательно, цвет нужно подобрать немного темнее.

Создаю новый слой и подходящей кистью делаю первый мазок:

Пока пятно не выглядит реалистично, однако ситуация меняется если применить к этому слою режим наложения «Перекрытие».

Результат получается вполне приемлемым, текстура ткани полностью просматривается клякса легла точно по всем складкам, однако она стала светлее, как раз тот эффект о котором я говорил в первой части поста. Ситуацию можно поправить дублируя слой и изменяя значения прозрачности. Я создал три копии и получил отличный результат наложения:

Это один из примеров использования режима наложения слой Перекрытие на практике, помните о принципах его работы и результаты всегда будут вас радовать. Уменьшенная копия изображения, с которым работал я показана прямо туточки.

Читайте новейший (на сегодняшний день) пост о конвертации файла RAW вот вам ссыль для этого он .

Использование режима наложения для изменения цвета волос описано .

Согласно законам человеческого восприятия, оценка зрителем изображения начинается с цвета. Именно цвет задает настроение фотоснимка.

Один и тот же сюжет, будучи выполненным в различных цветовых решениях, производит совсем разное впечатление. Так, пейзаж в более холодных тонах часто кажется утренним, а в более теплых - вечерним. Этот принцип применим и к портретной съемке: семейные, свадебные фотографии (словом, все, что связано с уютом и теплыми чувствами) наиболее органично смотрятся часто именно в теплой цветовой гамме.

В этом цикле материалов мы поговорим о тонировании фотографий. Будем использовать один из самых простых и наглядных способов - режимы наложения. Кроме того, детально разберемся с механикой влияния некоторых режимов наложения на цвет.

Как описать цвет? Немного про модель HSB

В компьютерной среде существуют различные модели задания цвета и яркости пикселя: RGB, CMYK, Lab и многие другие. Все они имеют свои особенности, области применения, достоинства и недостатки. К сожалению, большинство из этих стандартных моделей удобными и понятными для обычного человеческого восприятия не являются.

Какая же модель формирования или описания цвета для нас наиболее удобна? Она взята за основу художниками - цвет можно описать по трем характеристикам: 1) оттенок, 2) насыщенность, 3) яркость. Эта модель именуется также HSB (Hue Saturation Brightness) и в неявной форме присутствует в Photoshop.

К сожалению, прямая работа внутри цветовой модели HSB в Photoshop невозможна. Однако ее некоторые полезные черты используются в режимах наложения и палитре выбора цвета. Рассмотрим их подробнее.

Режим наложения Luminosity (Яркость)

Режим наложения Luminosity (Яркость) ограничивает видимость слоя лишь его яркостной составляющей, то есть информация о цвете (цветовом тоне и насыщенности) почти не учитывается.

Посмотрим на пример. Возьмем какую-нибудь фотографию:

И наложим на нее корректирующий слой-заливку цветом: Layer (Слой) → New Fill Layer (Новый заполняющий слой) → Solid Color (Цвет).

В качестве цвета для примера возьмем один из оттенков средне-яркого (B=50) синего (H=210) максимальной насыщенности (S=100).

Примечание. Изменить цвет слоя-заливки можно в любой момент, дважды кликнув по нему.

Кстати, обратите внимание, как по такому простому словесному описанию вы легко представили себе этот цвет. К вопросу об удобстве модели HSB.

В качестве режима наложения для полученного слоя Color Fill 1 (Цветовая заливка 1) выберем Luminosity (Яркость).

В результате получим абсолютно плоское изображение. Информация о яркости первоначальной картинки заменена на яркость нашего нового слоя, осталась лишь информация об оттенках и насыщенности.

Практическое применение

Когда же на практике нужен режим наложения Luminosity (Яркость)? Чаще всего - если необходимо сохранить первоначальный цвет изображения при выполнении сильных коррекций, затрагивающих контраст и яркость.

Режим наложения Color (цвет)

Режим наложения Color (цвет), можно назвать полной противоположностью выше рассмотренному Luminosity. Он ограничивает отображение слоя его цветовой составляющей. Проще говоря - перекрашивает лежащие ниже слои в свой цвет, изменяя как их цветовой оттенок, так и насыщенность.

Наш синий слой-заливка в режиме наложения Color (Цвет) окажет следующий эффект на фотографию:

Практика применения

На практике режим наложения Color (Цвет) чаще всего применяется, когда при тех или иных коррекциях необходимо исключить их влияние на яркость и контраст фотографии. То есть, в первую очередь, при любой цветокоррекции:

Иногда - при обесцвечивании изображения:

Использование соответствующих режимов наложения при той или иной коррекции изображений позволяет достичь наилучшего результата.


Здесь последовательная коррекция с использованием режимов наложения позволила избежать ухода неба в пурпурный оттенок и сохранить, таким образом, «утреннее» настроение снимка.

Режимы наложения Saturation (Насыщенность) и Hue (Тон)

Режим наложения Saturation (Насыщенность) позволяет слою влиять лишь на насыщенность изображения и исключает воздействие на цветовой тон и яркость.

Режим наложения Hue (Тон) разрешает воздействие слоя лишь на цветовой тон нижестоящих слоев и сохраняет исходную яркость и насыщенность изображения.

Практика применения

Прямое использование режимов наложения Hue (Тон) И Saturation (Насыщенность) при обработке фотографий зачастую связано с появлением рваных границ и визуально некрасивых переходов. Взгляните на пример:

Поэтому на практике они используются достаточно редко: в составе многоэтапных сложных коррекций или если изменить оттенок или насыщенность необходимо лишь незначительно.

Примечание. Все рассмотренные выше режимы наложения наиболее аккуратно работают в цветовой модели Lab.

Режим наложения Soft Light (Мягкий свет)

Soft Light (Мягкий свет) относится к контрастным режимам наложения. Что это означает?

При наложении слоя на изображение в контрастном режиме*:

  • его пиксели со значениями яркости больше 50% производят высветляющий эффект,
  • пиксели со значениями яркости меньше 50% - затемняющий,
  • идеально серые пиксели (B=50, S=0 в модели HSB или R=128, G=128, B=128 в модели RGB) - вовсе не учитываются.

* Это верно для всех контрастных режимов наложения, кроме редко используемых на практики Hard Mix (Жесткое смешивание) и Pin Light (Тусклый свет).

Наглядный пример. Наложим черно-белую полосатую картинку на нашу исходную фотографию в режиме Soft Light (Мягкий свет):

Стоит отметить, что режим наложения Soft Light (Мягкий свет) подтверждает свое название, воздействуя на изображение достаточно мягко. Поэтому на практике он часто используется в техниках Dodge & Burn, при прорисовке объемов на фотографии и тонировании - достаточно сложно «перестараться» и «убить» картинку.

Примечание. Режим Soft Light (Мягкий свет) действует немного сильнее на темные участки изображения. Неоднородность воздействия проявляется и при изменении контраста - при высветлении или затемнении изображения в этом режиме наложения.

На практике этим в абсолютном большинстве случаев можно пренебречь без ущерба качеству результата.

Если же сохранение контраста критически важно, рекомендую обратить внимание на другие режимы наложения, например, Overlay (Перекрытие). Но будьте аккуратны - воздействие этих режимов наложения окажется гораздо интенсивнее, чем при использовании Soft Light.

Практика применения режима Soft Light (Мягкий свет)

Данный режим, ввиду своего мягкого воздействия на картинку, применяется очень часто:

  • прорисовка объемов;
  • Dodge & Burn (Высветление и затемнение);
  • работа с макияжем;
  • тонирование фотографий и перекраска объектов подмешиванием цвета;
  • многие другие приемы, включая составные техники работы с резкостью, шумом и текстурой.

Я также не останусь в стороне и в практической части цикла покажу способ использования режима наложения Soft Light (Мягкий свет) для тонирования фотографий.

Режим наложения Overlay (Перекрытие)

Overlay (Перекрытие) - первый в списке контрастных режимов наложения. Его воздействие и способы применения во многом схожи с вышеописанным режимом наложения Soft Light (Мягкий свет), но необходимо учитывать вышеупомянутую разницу в интенсивности.

По моим ощущениям, интенсивность Overlay (Перекрытие) примерно в два раза сильнее, чем у Soft Light (Мягкий свет). Это не совсем точно математически, но на практике мы будем рассматривать его именно так.

Важно! При максимальной интенсивности воздействия (чёрным или белым цветом, а также цветами 100%-ой насыщенности) его использование часто ведет к потере качества изображения. Возможно появление «пересветов», «провалов в черный» или зон с постеризацией цветовой составляющей.

Примечание. В отличие от рассмотренного выше режима Soft Light, режим наложения Overlay в общем случае одинаково интенсивно влияет на светлые и тёмные области изображения. При этом локальный контраст визуально увеличивается или остается прежним.

Итак

Мы рассмотрели основные принципы работы и особенности некоторых режимов наложения, использующихся в цветокоррекции.

В следующей статье цикла перейдем к практике - посмотрим, как можно применять рассмотренные режимы для тонирования фотографий и придания изображению настроения.

© Стив Ласмин, апрель 2018.

Параметры съемки и использованное оборудование

Фотография

Фотограф: Стив Ласмин
Модельер: Константин Шульга
Образ: Анжелика Коваль
Модель: Екатерина Страхова

Фотоаппарат: Nikon D300
Объектив: Nikkor AF 80-200 f/2.8@112 mm
Вспышки: Nikon Speedlight SB-900 с тёплым фильтром через софтбокс 60x40 и SB-800 без использования насадок
Синхронизатор: Yongnuo RF-602

ISO: 200
Выдержка: 3 c
Диафрагма: f/5.6

Обработка

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: