Тарифы Услуги Сим-карты

Что такое WebSocket. Что лучше — Веб-сокеты или AJAX? Асинхронный веб, или что такое веб-сокеты

Всем известный протокол HTTP является изначально синхронным, то есть построенным по модели «запрос - ответ». WebSocket - это серьезное расширение HTTP, которое позволит приложениям (в том числе и играм) поддерживать многопользовательское взаимодействие в режиме реального времени. Благодаря ему не станет клиента и сервера с фиксированными ролями, а появятся два равноправных участника обмена данными. Каждый при этом работает сам по себе, и когда надо отправляет данные другому. Вторая сторона отвечает по мере необходимости, и только если эта необходимость возникнет.

WebSocket - протокол полнодуплексной двунаправленной связи поверх TCP-соединения, предназначенный для обмена сообщениями между браузером и веб-сервером в режиме реального времени. Программисты и ранее пытались решить проблему «равноправия» между сервером и клиентом. Они экспериментировали с двунаправленной связью, используя запросы XMLHttpRequest. Но это было очень медленно, так как каждый раз приходилось создавать новое TCP-соединение для каждого сообщения.
В отличие от XMLHttpRequest WebSockets устанавливает одно TCP-соединение и подтверждает, что сервер может общаться с WebSocket, делая специальные проверки, после чего сервер и клиент могут отправлять текстовые сообщения через установленное соединение при необходимости, в результате чего связь становится быстрее. Соединение постоянно держится открытым, но не передаёт лишних HTTP заголовков. При этом в веб-сокетах нет ограничений на количество соединений.

В настоящее время в World Wide Web Consortium (W3C) происходит стандартизация API Web Sockets, а в Internet Engineering Task Force (IETF) находится на утверждении стандарт протокола Web Socket.
В той или иной мере WebSocket поддерживается в следующих браузерах:

  • Google Chrome (начиная с версии 4.0.249.0);

  • Apple Safari (начиная с версии 5.0.7533.16);

  • Mozilla Firefox (начиная с версии 4);

  • Opera (начиная с версии 10.70 9067);

  • Разные версии браузеров поддерживают разные версии протоколов. Причем само развитие протокола позволяет предполагать, что со временем он может измениться несовместимым образом. Однако, маловероятно что изменится WebSocket API. Как работает протокол? Как только страница сайта решила, что она хочет открыть WebSocket на сервер, она создает специальный javascript-объект. Все начинается так же как в обычном HTTP-запросе. Браузер подключается по протоколу TCP на 80-й порт сервера, но дает немного необычный GET-запрос, и, если сервер поддерживает WebSocket, то он отвечает. Если браузер это устраивает, то он просто оставляет TCP-соединение открытым. Все - установление связи совершено, канал обмена данными готов.
    Как только одна сторона хочет передать другой какую-то информацию, она отправляет дата-фрейм следующего вида:
    0x00, , 0xFF
    То есть просто строка текста - последовательность байт, к которой спереди приставлен нулевой байт 0x00, а в конце - 0xFF. Без заголовков и метаданных. Что именно отправлять, разработчики полностью оставили на усмотрение разработчиков сайтов: XML, JSON, простой текст.

    С помощью протокола WebSockets так же можно передавать и бинарные данные, в смысле картинки. Для них используется другой дата-фрейм следующего вида:
    0x80, ,
    «Один или несколько байт» - очень хитрый способ указания длины тела сообщения. Чтобы не создавать ограничений на длину передаваемого сообщения и в тоже время не расходовать байты нерационально, разработчики протокола использовали следующий алгоритм. Каждый байт в указании длины рассматривается по частям: самый старший бит указывает, является ли этот байт последним (0) или же за ним есть другие (1), а младшие 7 битов содержат собственно данные.
    Соответственно, как только получается признак бинарного дата-фрейма 0x80, то берется следующий байт и откладывается его в отдельную «копилку», потом на следующий байт - если у него установлен старший бит, то переносится и его в «копилку». И так далее, пока вам не встретится байт со старшим битом - 0. Это означит что этот байт - последний в указателе длины. Он также складывается в «копилку». Теперь из всех байтов в «копилке» убираются старшие биты и соединяется в единое целое остаток. Вот это и будет длина тела сообщения.
    КПД такого протокола стремится к 95%. Разница будет особенно заметна, если делать частый обмен небольшими блоками данных. Скорость обработки также стремится к скорости чистого TCP-сокета - ведь все уже готово - соединение открыто - всего лишь байты переслать.

    Нюансы протокола У протокола есть свои плюсы и минусы. Причем первых существенно больше.

    Скорость и эффективность передачи обеспечивает малый размер передаваемых данных, который иногда даже будет помещаться в один TCP-пакет - здесь, конечно же, все зависит от логики разработчика. При этом учтите, что соединение уже готово - не надо тратить время и трафик на его установление.

    Стандартность , которая устранит потребность в целом ряде технологий: Comet и все что накручено поверх него (Bayuex, LongPolling, MultiPart и так далее), работающее на хаках, а не стандартах.

    Время жизни канала - WebSockets не имеют ограничений на время жизни в неактивном состоянии. Это значит, что больше не надо периодически обновлять соединение, т.к. его не вправе закрывать прокси-сервера. Значит, соединение может висеть в неактивном виде и не требовать ресурсов. Правда, на сервере будут забиваться TCP-сокеты. Для этого достаточно использовать хороший мультиплексор, и нормальный сервер легко потянет до миллиона открытых коннектов.

    Комплексные веб-приложения - в HTTP предусмотрено ограничение на число одновременных открытых сессий к одному серверу. Поэтому для множества различных асинхронных блоков на странице приходится делать не только серверный, но и клиентский мультиплексор. Это ограничение не распространяется на протокол WebSocket. Открывается столько, сколько необходимо.

    Кросс-доменные приложения - о граничения в протоколе вводятся не по принципу «из-того-же-источника», а из «разрешенного-источника», и определяются не на клиенте, а на сервере.

    Еще одна особенность: в качестве единственной разрешенной кодировки выбрана UTF-8. Теперь о минусах.

    В конце ноября 2010 Адам Барт (Adam Barth) опубликовал результаты исследования надежности WebSocket. По его результатам выяснилось, что в случае использования прозрачных прокси-серверов возможна подмена кеша передаваемых данных. То есть пользователи вместо реальных данных могут получать версию данных от злоумышленника. Проблема оказалась довольно серьезной. В результате разработчики Firefox и Opera объявили, что до устранения проблем в будущих версиях их браузеров поддержка WebSocket будет закрыта, хотя они и оставили возможность их включить.
    Отметим особую роль разработчиков Opera, которые создали Opera"s WebSockets testsuite. Этот тест охватывает как сам протокол, так и API, пытаясь проверить все аспекты спецификаций, включая обработку ошибок и непредвиденного поведения. Было найдено большое количество багов и несоответствий в спецификациях. Отзыв об этом был отправлен рабочей группе, работающей со спецификациями.

    Возникают у Websockets проблемы и с антивирусами. Так в одном из проектов, переводимых на этот протокол, выяснилось, что все пользователи, кто использовал антивирус Avast в дефолтной конфигурации, не могли нормально работать с приложением. В Avast по умолчанию включен режим так называемого «Вэб-экрана», который решил, что Websocket протокол плохой, и молча «резал» его.

    Кому нужен этот протокол? WebSocket крайне полезен для тех разработчиков, кто создает:
    - веб-приложения, с интенсивным обменом данными, требовательные к скорости обмена и каналу;
    - приложения, следующие стандартам;
    - «долгоиграющие» веб-приложения;
    - комплексные приложения с множеством различных асинхронных блоков на странице;
    - кросс-доменные приложения.
    На протоколе WebSocket создано уже достаточно много приложений. Самое известные – это, наверное, разработки компании Kaazing, компания, которая давно ориентируется на WebSocket. Компания внедрила технологию, которая помогает выводить меняющиеся финансовые данные, поступающих извне. Одно из таких постоянно обновляет котировки фондового рынка. Резюме Очень скоро придет эра HTML 5 приложений. Для пользователей это означает еще больше интерактива и новых возможностей, в первую очередь, благодаря технологии Websockets. Мы надеемся, что эта технология получит очень широкое распространение. И как в свое время несколько лет прошло под эгидой AJAX, так теперь, через год-другой мы будем слышать отзывы о внедрении WebSockets повсеместно.

    22.9. Веб-сокеты

    В главе 18 демонстрируется, как клиентские сценарии на языке JavaScript могут взаимодействовать с серверами по сети. Все примеры в этой главе используют протокол HTTP, а это означает, что все они ограничены исходной природой протокола HTTP: этот протокол, не имеющий информации о состоянии, состоит из запросов клиента и ответов сервера. Протокол HTTP фактически является узкоспециализированным сетевым протоколом. Более универсальные сетевые взаимодействия через Интернет (или через локальные сети) часто реализуются с использованием долгоживущих соединений и обеспечивают двунаправленный обмен сообщениями через TCP-сокеты. Довольно небезопасно предоставлять клиентскому сценарию на языке JavaScript доступ к низкоуровневым ТСР-сокетам, однако спецификация «WebSocket АРІ» определяет безопасную альтернативу: она позволяет клиентским сценариям создавать двунаправленные соединения с серверами, поддерживающими протокол веб-сокетов. Это существенно упрощает решение некоторых сетевых задач.

    Прикладной интерфейс веб-сокетов удивительно прост в использовании. Сначала необходимо создать сокет с помощью конструктора WebSocket():
    var socket = new WebSocket("ws://ws.example.com:1234/resource");

    Протокол веб-сокетов

    Чтобы использовать веб-сокеты в сценариях на языке JavaScript, достаточно будет освоить клиентский прикладной интерфейс веб-сокетов, описываемый здесь. Не существует эквивалентного серверного прикладного интерфейса для создания серверов с поддержкой веб-сокетов; в этом разделе будет представлен простой пример сервера, основанного на использовании интерпретатора Node (раздел 12.2) и сторонней серверной библиотеки поддержки веб-сокетов. Клиент и сервер взаимодействуют через долгоживущие TCP-сокеты, следуя правилам, определяемым протоколом веб-соке-тов. Мы не будем рассматривать здесь особенности протокола, но следует отметить, что протокол веб-сокетов спроектирован очень аккуратно, благодаря чему веб-серверы могут легко обрабатывать HTTP-соединения и соединения на основе веб-сокетов через один и тот же порт.

    Веб-сокеты получили широкую поддержку среди производителей броузеров. В ранней, предварительной версии протокола веб-сокетов была обнаружена серьезная брешь в системе безопасности, поэтому на момент написания этих строк в некоторых броузерах поддержка веб-сокетов была отключена, - до стандартизации безопасной версии протокола. В Firefox 4, например, может потребоваться явно включить поддержку веб-сокетов, открыв страницу about:config и установив переменную «network.websocket. override-security-block» в значение true.

    *********************************************

    Аргументом конструктора WebSocket() является URL-адрес, в котором используется протокол ws:// (или wss:// - в случае с безопасными соединениями, по аналогии с https://). URL-адрес определяет имя хоста, к которому выполняется подключение, и может также определять порт (по умолчанию веб-сокеты используют тот же порт, что и протоколы HTTP и HTTPS) и путь или ресурс.

    После создания сокета в нем обычно регистрируются обработчики событий:

    socket.onopen = function(e) { /* Соединение установлено. */ };
    socket.onclose = function(e) { /* Соединение закрыто. */ };
    socket.onerror = function(e) { /* Что-то пошло не так! */ };
    socket.onmessage = function(e) {
    var message = e.data; /* Сервер послал сообщение. */
    };

    Чтобы отправить данные серверу через сокет, следует вызвать метод send() сокета:

    socket.send("Привет, сервер!");

    Текущая версия прикладного интерфейса веб-сокетов поддерживает только текстовые сообщения и отправляет их в виде строк в кодировке UTF-8. Однако текущая версия спецификации протокола веб-сокетов включает поддержку двоичных сообщений, и будущие версии прикладного интерфейса, возможно, будут обеспечивать обмен двоичными данными с сервером.

    По окончании взаимодействия с сервером сценарий может закрыть веб-сокет вызовом его метода close() .

    Веб-сокеты являются двунаправленными, и единственное соединение, установленное через веб-сокет, может использоваться клиентом и сервером для передачи сообщений друг другу в любой момент времени. Это взаимодействие не обязательно должно иметь форму запросов и ответов. Каждая служба, основанная на веб-сокетах, будет определять собственный «подпротокол» передачи данных между клиентом и сервером. С течением времени эти «подпротоколы» могут развиться, и вам может потребоваться реализовать клиенты и серверы, поддерживающие несколько версий подпротокола. К счастью, протокол веб-сокетов включает механизм, дающий возможность договориться о выборе подпротокола, который поддерживается и клиентом, и сервером. Конструктору WebSocket() можно передать массив строк. Сервер получит его в виде списка подпротоколов, поддерживаемых клиентом. Сервер выберет подпротокол, поддерживаемый им, и отправит его обратно клиенту. После установления соединения клиент сможет определить, какой подпротокол можно использовать, проверив свойство protocol объекта WebSocket .

    В разделе 18.3 описывается прикладной интерфейс объекта EventSource и демонстрируется его применение на примере реализации клиента и сервера чата. Вебсокеты еще больше упрощают реализацию подобных приложений. В примере 22.16 демонстрируется очень простой клиент чата: он напоминает пример 18.15, но использует веб-сокеты для двунаправленного обмена сообщениями вместо объекта EventSource для приема сообщений и XMLHttpRequest - для отправки.

    Пример 22.16. Клиент чата на основе веб-сокетов


    window.onload = function() {
    // Позаботиться о некоторых деталях пользовательского интерфейса
    var nick = prompt("Введите свой псевдоним"); // Получить псевдоним
    var input = document.getElementById("input"); // Отыскать поле ввода
    input.focus(); // Установить фокус ввода
    // Открыть веб-сокет для отправки и приема сообщений в чате.
    // Предполагается, что HTTP-сервер, откуда загружается сценарий, также
    // поддерживает веб-сокеты, и для связи с ним используется то же имя хоста
    // и номер порта, но вместо протокола http:// используется протокол ws://
    var socket = new WebSocket("ws://" + location.host + "/");
    // Так через веб-сокет принимаются сообщения с сервера
    socket.onmessage = function(event) { // Вызывается при получении сообщения
    var msg = event.data; // Получить текст из объекта события
    var node = document.createTextNode(msg); // Создать текстовый узел
    var div = document.createElement("div"); // Создать элемент
    div.appendChild(node); // Добавить текстовый узел
    document.body.insertBefore(div, input); // и вставить div перед полем ввода
    input.scrollIntoView(); // Гарантировать видимость элемента input
    }
    // Так через веб-сокет отправляются сообщения на сервер
    input.onchange = function() { // Когда пользователь нажмет клавишу Enter
    var msg = nick + ": " + input.value; // Имя пользователя и текст
    socket.send(msg); // Отправить через сокет
    input.value = ""; // Подготовиться к вводу следующего сообщения
    }
    };