Тарифы Услуги Сим-карты

Как придумать мелодию. Как написать мелодию песни. Самый примитивный состав песни под гитару

Как придумать мелодию? Есть много разных способов — от чисто интуитивных до вполне сознательных. Например, иногда мелодия рождается в процессе импровизации, а иногда создание мелодии превращается в процесс интеллектуальный.

Попробуйте зашифровать в мелодии дату рождения, имя любимой девушки или номер мобильного телефона. Думаете, что это невозможно? Ошибаетесь — всё это реально, только вот проблема заключается в том, чтобы сделать такую мелодию красивой.

Авторы песен и песенок, причём не только начинающие, нередко слышат от музыкальных продюсеров, издателей и других профессионалов в этой области фразы о том, что мелодия ничем особенным не привлекает, песне не достаёт цепляющих запоминающихся мотивов. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понять, цепляет вас та или иная мелодия или нет. Дело в том, что существуют определённые приёмы того, как придумать мелодию. Находите, узнавайте и используйте эти приёмы, тогда вы сможете сотворить мелодию не простую, а «с характером», чтобы поражала слушателей с первого раза.

Для того чтобы придумать мелодию, наличие под рукой музыкального инструмента вовсе не обязательно. Можно просто напевать что-то, положившись на фантазию и вдохновение, а затем, уже добравшись до вашего любимого инструмента, подобрать то, что получилось.

Умение придумывать мелодии именно таким способом очень полезно, ведь интересная идея может посетить вас внезапно и в любом месте. Если же инструмент под рукой, и никто из окружающих не против ваших творческих поисков, то лучше, всё же, пробовать играть разные варианты будущей мелодии. Иногда это может напоминать промывание песка в поисках золота: перед тем, как придумать мелодию, которая вас устроит, вам придётся отсеять множество негодных вариантов.

Тут к месту один совет! Не перестарайтесь — записывайте просто хорошие варианты, не проигрывая одно и тоже 1000 раз в надежде что-то улучшить. Цель такой работы — придумать как можно больше «нормальных», а не «золотых», длинных мелодий. Исправить можно и потом! Ещё один советик, поважнее — всё-таки не полагайтесь на вдохновенье, а похдодите к делу рационально. Определитесь с темпом мелодии, её ритмом, а затем уже подбирайте ноты в нужном диапазоне (более узкий, если важна плавность и более широкий, если важен объём).

Чем проще мелодии вы придумываете, тем более вы открыты людям

Простая истина — начинающие авторы часто не в меру усложняют процесс написания мелодии, стараясь впихнуть в одну несчастную мелодию невпихуемое. Не делайте её толстухой! Пусть в вашей мелодии будет что-то одно, но очень яркое. Остальное просто оставьте на потом.

Если получается мелодия, которую тяжело петь или играть (причем часто – даже самому автору), и которую не сможет полностью запомнить слушатель, то результат — никуда не годится. А ведь донесение своих чувств до слушателя – это и есть основная цель сочинителя. Старайтесь, чтобы вашу мелодию было легко напевать, чтобы в ней не было больших и резких скачков вверх или вниз, если конечно вы не стремитесь придумать мелодию, похожую на кардиограмму.

Самым «цепляющим» местом в тексте песни часто является та его часть, где так или иначе присутствует название. Соответствующая этому месту в тексте часть мелодии так же должна быть выделена. Для этого есть несколько способов:

  • Изменение диапазона (название пропевается с использованием более низких или высоких нот, чем те, которые звучат в других частях мелодии);
  • Изменение ритма (изменение ритмического рисунка в том месте, где звучит название, выгодно подчеркнёт и выделит его);
  • Паузы (можно вставить короткую паузу непосредственно перед музыкальной фразой, содержащей название).

Разумеется, в хорошем музыкальном произведении все компоненты гармонируют друг с другом. Чтобы убедится в том, что ваша мелодия подходит словам, попробуйте записать мелодию на диктофон или компьютер. Это может быть как инструментальный вариант, так и а-капелла (обычное «ла-ла-ла»). Затем, слушая мелодию, попробуйте определить, какие чувства она у вас вызывает, и соответствуют ли они тексту.

И последний совет. Если у вас долгое время не получается подобрать удачный мелодический ход; если вы застряли на одном месте и мелодия не продвигается вперёд, то просто отвлекитесь. Займитесь другими делами, погуляйте, поспите и вполне возможно, что озарение посетит вас само собой.

Что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня , необходимое для нее условие – наличие хорошего хука ). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.

Написание мелодий а-капелла

А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишете а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.

Помните, что:

  • умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
  • умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
  • незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.

Пишите проще

Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.

Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.

Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.

Место названия в мелодии

После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:

  • Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
  • Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
  • Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).

Сочетание мелодии и слов

Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.

Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.

Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.

Мелодия песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:

  • Мелодию легко запомнить и спеть.
  • Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
  • Без текста ясно, где должно петься название песни.
  • Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
  • Мелодия и хорошо друг другу подходят.
  • Ритмический размер различаются в .
  • У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
  • Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
  • Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
  • У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
  • Мелодию хочется слушать и без слов.

Об авторе. Александр Шульгин - композитор, артист и путешественник. За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций. Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.

Еще о сочинении музыки

Как придумать мелодию? Есть много разных способов – от чисто интуитивных до вполне сознательных. Например, иногда мелодия рождается в процессе импровизации, а иногда создание мелодии превращается в процесс интеллектуальный.

Попробуйте зашифровать в мелодии дату рождения, имя любимой девушки или номер мобильного телефона. Думаете, что это невозможно? Ошибаетесь – всё это реально, только вот проблема заключается в том, чтобы сделать такую мелодию красивой.

Авторы песен и песенок, причём не только начинающие, нередко слышат от музыкальных продюсеров, издателей и других профессионалов в этой области фразы о том, что мелодия ничем особенным не привлекает, песне не достаёт цепляющих запоминающихся мотивов. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понять, цепляет вас та или иная мелодия или нет. Дело в том, что существуют определённые приёмы того, как придумать мелодию. Находите, узнавайте и используйте эти приёмы, тогда вы сможете сотворить мелодию не простую, а “с характером”, чтобы поражала слушателей с первого раза.

Как придумать мелодию без инструмента?

Для того чтобы придумать мелодию, наличие под рукой музыкального инструмента вовсе не обязательно. Можно просто напевать что-то, положившись на фантазию и вдохновение, а затем, уже добравшись до вашего любимого инструмента, подобрать то, что получилось.

Умение придумывать мелодии именно таким способом очень полезно, ведь интересная идея может посетить вас внезапно и в любом месте. Если же инструмент под рукой, и никто из окружающих не против ваших творческих поисков, то лучше, всё же, пробовать играть разные варианты будущей мелодии. Иногда это может напоминать промывание песка в поисках золота: перед тем, как придумать мелодию, которая вас устроит, вам придётся отсеять множество негодных вариантов.

Тут к месту один совет! Не перестарайтесь – записывайте просто хорошие варианты, не проигрывая одно и тоже 1000 раз в надежде что-то улучшить. Цель такой работы – придумать как можно больше “нормальных”, а не “золотых”, длинных мелодий. Исправить можно и потом! Ещё один советик, поважнее – всё-таки не полагайтесь на вдохновенье, а похдодите к делу рационально. Определитесь с темпом мелодии, её ритмом, а затем уже подбирайте ноты в нужном диапазоне (более узкий, если важна плавность и более широкий, если важен объём).

Чем проще мелодии вы придумываете, тем более вы открыты людям

Простая истина – начинающие авторы часто не в меру усложняют процесс написания мелодии, стараясь впихнуть в одну несчастную мелодию невпихуемое. Не делайте её толстухой! Пусть в вашей мелодии будет что-то одно, но очень яркое. Остальное просто оставьте на потом.

Если получается мелодия, которую тяжело петь или играть (причем часто – даже самому автору), и которую не сможет полностью запомнить слушатель, то результат – никуда не годится. А ведь донесение своих чувств до слушателя – это и есть основная цель сочинителя. Старайтесь, чтобы вашу мелодию было легко напевать, чтобы в ней не было больших и резких скачков вверх или вниз, если конечно вы не стремитесь придумать мелодию, похожую на кардиограмму.

Название песни можно выделить в её мелодии

Самым «цепляющим» местом в тексте песни часто является та его часть, где так или иначе присутствует название. Соответствующая этому месту в тексте часть мелодии так же должна быть выделена. Для этого есть несколько способов:

  • Изменение диапазона (название пропевается с использованием более низких или высоких нот, чем те, которые звучат в других частях мелодии);
  • Изменение ритма (изменение ритмического рисунка в том месте, где звучит название, выгодно подчеркнёт и выделит его);
  • Паузы (можно вставить короткую паузу непосредственно перед музыкальной фразой, содержащей название).

Сочетание мелодии и содержания текста

Разумеется, в хорошем музыкальном произведении все компоненты гармонируют друг с другом. Чтобы убедится в том, что ваша мелодия подходит словам, попробуйте записать мелодию на диктофон или компьютер. Это может быть как инструментальный вариант, так и а-капелла (обычное «ла-ла-ла»). Затем, слушая мелодию, попробуйте определить, какие чувства она у вас вызывает, и соответствуют ли они тексту.

И последний совет. Если у вас долгое время не получается подобрать удачный мелодический ход; если вы застряли на одном месте и мелодия не продвигается вперёд, то просто отвлекитесь. Займитесь другими делами, погуляйте, поспите и вполне возможно, что озарение посетит вас само собой.

Или любом другом инструменте, рассказываю о базовых структурах в построении мелодии.

Если вы не читали предыдущую статью, рекомендую вам с ней ознакомиться, так как она содержит много теоретического материала, также необходимого для грамотного построения мелодических линий. В этой же статье я подробнее расскажу об одном из пунктов предыдущего материала, а именно – о том, как чередовать в мелодии фразы, чтобы они складывались в единую картину. Проще говоря, как написать мелодию .

Итак, базовые законы для развития мелодии охватывают следующие понятия.

Период

Период – это завершенное построение, объединенное общим смыслом. Это может быть, например, куплет. А может часть куплета. Куплет может состоять из двух или более периодов.

Период современные музыканты иначе называют квадрат . В классическом понимании период называется квадратным (или «квадратом») только тогда, когда он состоит из 4, 8, 16 тактов, или из любого количество тактов, являющегося степенью числа два. Если же период содержит другое количество тактов, то он называется неквадратным. Но для простоты взаимопонимания в среде джазовых и рок-музыкантов слово «квадрат» прижилось как синоним слова «период». Нередко можно услышать диалог вроде «Сколько квадратов ты будешь играть соло?», – «Парочку».

Если мелодия развивается периодами, то такой тип изложения мелодии называется структурой периодичности . В масштабах произведения период – это какая-то его существенная часть. Но, кроме этого, периодом может называться и более мелкое ритмически повторяющееся построение, например на 1 такт:

… | жили у бабуси | два веселых гуся |

Вне контекста данное построение имеет структуру периодичности – два одинаковых, равных по продолжительности периода, складываются в общую форму. Есть много произведений, построенных только на основе структуры периодичности. Правда, это довольно бедный и примитивный способ формообразования, и если применять только его – можно скатиться до банальности.

Приведу еще один пример из музыки моей любимой группы Queen – песня «We Are The Champions », где куплет в основе своего развития имеет структуру периодичности. Послушайте, как звучит в этой песне мелодия, и сопоставьте длину фраз:

I’ve paid my dues
… Time after time
… I’ve done my sentence
… But committed no crime

Ритмически каждая из этих фраз длится примерно с 4 доли предыдущего такта до 1 доли следующего. Каждое построение, вместе с паузой в звучании мелодии, занимает один такт. Cтруктура периодичности в чистом виде. Как мы все знаем, эта песня – стопроцентный хит всех времен и народов, и примитивность мелодического изложения никак этому не помешала.

Суммирование

Суммирование – следующая ступенька в развитии мелодии. Эта структура – одна из самых значимых для музыки структур. Логически суммирование означает именно то, что мы привыкли понимать под этим словом. Два плюс два – четыре. Пример:

| жили у бабуси | два веселых гуся |
… | один серый, другой белый, два веселых гуся |

Видим, что в первой строке у нас две коротких фразы, а во второй – одна длинная. Она как бы суммирует первые две фразы . В идеальном варианте суммирования (как в приведенном примере) – длительность фраз складывается по тактам. Первая строка – две фразы по одному такту, вторая – одна фраза на два такта.

Вернемся к «We Are The Champions » и проследим, что происходит во второй части куплета:

And bad mistakes
I’ve made a few
I’ve had my share of sand kicked in my face but I’ve come through

Первые две строки продолжают структуру периодичности, заданную в начале. Дальнейшее построение занимает два такта, а не один, и содержит более длинную мелодическую фразу. Это весьма четкий пример структуры суммирования, а также хорошая демонстрация плавного перехода от одной структуры к другой .

Вы можете использовать эту структуру при работе над мелодической линией для , или при работе над сольной партией. Не бойтесь показаться банальным, форма изложения скрыта от прямого внимания слушателя, она усваивается на подсознательном уровне . И подсознание скажет «да» вашим стараниям, вне зависимости от того, отдает ли слушатель себе в этом отчет.

Кстати, помимо прочего, в предыдущей статье я касался такого понятия как кульминация . Обратите внимание, какими способами и в каких местах мелодия достигает кульминации в двух приведенных примерах.

В «Жили у бабуси » (я думаю, мелодия ее знакома каждому) наиболее развитая, яркая и выразительная часть отрывка – первая половина второй строки. Здесь же мелодия захватывает самые высокие ноты. Это и есть кульминация. Локальная. И она приходится как раз на точку золотого сечения . Поскольку глобально форма этой песни очень простая – один и тот же запев из четырех строк с повтором последних двух строк звучит четыре раза с разным текстом, кульминация в точке золотого сечения – оптимальное решение.

В песне Queen форма другая – куплетно-припевная. Напряжение увеличивается по мере движения к припеву, поэтому локальная кульминация куплета – в самом его конце (самая длинная фраза, самые высокие ноты, самая насыщенная аранжировка).

Прогрессирующее суммирование

С прогрессирующим суммированием также все просто, особенно если вам из математики знакомо понятие «прогрессия». Сумма первых тактов суммируется еще раз с подобной себе фразой. Элемент прогрессирующего суммирования есть и в приведенной песенке. Смотрим:

| жили у бабуси | два веселых гуся |

| один серый, другой белый, два веселых гуся |

Все знают, что в оригинале этой песни длинная фраза повторяется дважды, а значит мы получаем структуру 2/2/4/4. В полном виде она будет выглядеть как 2/2/4/4/8… Ряд чисел вида 2/4/8… — как известно, называется «геометрической прогрессией». Этой структурой вы тоже можете пользоваться, но не переусердствуйте, а то могут получиться уж слишком длинные фразы.

Дробление

По аналогии с суммированием, при дроблении одна длинная фраза разделяется на две (или более) коротких.

В качестве примера дробления на три части – мне вспомнилась латиноамериканская песенка «Quizas ». Если вдруг Вам она незнакома – можете найти по названию и послушать. А текст там такой:

Siempre que te pregunto
Que cuando,como y donde
Tu siempre me respondes
Quizas,
…………. Quizas,
………………….. Quizas

Первые три фразы – по структуре периодичности, а последняя, четвертая – дробит третью фразу на три части .

Следующий пример показывает дробление на две части :

Давай никогда не ссориться,
Никогда,
…………. Никогда.
Пускай сердце сердцу откроется
Навсегда,
…………. Навсегда.
Пусть в счастье сегодня не верится
Не беда,
…………. Не беда.
Давай еще раз помиримся
Навсегда,
…………. Навсегда.

Четко видно, что каждая нечетная строчка дробиться на две коротких фразы в четных строчках. Кроме того, внимательный читатель также заметит, что здесь присутствует и периодическая структура. Но если в примере с испанской песней период охватывал ту фразу, которая дробится, то здесь период охватывает по две строки – и дробящуюся, и само дробление. Вы видите, что периодичность, несмотря на кажущуюся банальность, может играть очень важную роль в формообразовании , если ее использовать с умом.

Прогрессирующее дробление

По аналогии с суммированием, дробление тоже может быть прогрессирующим. Привести текстовый пример довольно сложно, но ноты гораздо более податливый материал, и при написании музыки композиторы этой структурой пользуются весьма успешно. Прогрессирующее дробление дает нам следующую последовательность фраз: 8/4/4/2/2…

Замыкание

Из всех предложенных структур замыкание – наиболее изощренное. Эта структура не самостоятельная, она применяется в совокупности с дроблением или прогрессирующем дроблением, и по сути представляет собой обычное суммирование последних раздробленных фраз. В теории сложно, на примере – элементарно: 8/4/4/2/2/4.

Второй и третий куски – каждый в два раза меньше первого. Четвертый и пятый – в два раза меньше третьего. А шестой – в два раза больше четвертого и пятого. Вместо «4» в конце может быть и «8», тогда эта фраза будет замыкать последние три, то есть 4 + 2 + 2 = 8.

Очевидно, что замыкание представляет собой комбинацию дробления и суммирования .

Подведем итог

Вот перечень основных структур, которыми можно и нужно пользоваться при построении мелодии. Окинем взглядом все вышесказанное, чтобы уложить в голове и убедиться, что на деле все очень просто.

Периодичность – это когда мелодия развивается одинаковыми по длине фразами.

Суммирование – это когда после двух или более коротких фраз идет одна длинная.

Дробление – это когда после одной длинной фразы идет две или несколько коротких.

Прогрессирующие суммирование и дробление – это когда структура применяется подряд два или более раз, отталкиваясь от результата предыдущей структуры.

Замыкание – это комбинация дробления и суммирования, когда несколько раз раздробленные фразы напоследок один раз суммируются.

Чтобы освоиться в этих типах структур, не нужно никаких сверхусилий. Просто, когда будете слушать в следующий раз какую-нибудь песню – следите, какими фразами излагается мелодия. Равными? Увеличивающимися? Уменьшающимися? Или, может, то одно, то другое? Немного слуховой практики – и вы сможете анализировать все это на автомате. А когда знания улягутся в голове – они сами собой будут применяться в процессе придумывания мелодий.

Если у вас появились какие-либо вопросы или дополнения – добро пожаловать в комментарии. А если хотите обсудить другие темы, связанные с музыкой – заходите

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать — не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Все-таки,мне обычному человеку,думается,что сочинять музыку-это невероятное дело,семь нот,а сколько красоты получается!Какое влияние имеет на человека,практически регулирует настроение!