Тарифы Услуги Сим-карты

Создаем остальные страницы. Создание маршрутов с переменными сегментов

Маршрутизация с помощью атрибутов

Маршруты во всех примерах, приведенных в предыдущих статьях, были определены посредством методики, которая называется маршрутизацией на основе соглашений . В версии MVC 5 появилась поддержка новой методики, известной как маршрутизация с помощью атрибутов , при которой маршруты определяются атрибутами C#, примененными непосредственно к классам контроллеров. В последующих разделах будет показано то, как создавать и конфигурировать маршруты с использованием атрибутов, которые могут свободно смешиваться со стандартными маршрутами на основе соглашений.

Сравнение маршрутизации на основе соглашений и маршрутизации с помощью атрибутов

Маршрутизация с помощью атрибутов входит в число крупных добавлений для версии MVC 5, но я должен отметить, что не являюсь особым ее поклонником. Как было указано ранее, одной из главных целей шаблона MVC является разделение приложения на разные части, чтобы упростить написание, тестирование и сопровождение. Я отдаю предпочтение маршрутизации на основе соглашений, поскольку контроллеры не осведомлены и никак не зависят от конфигурации маршрутизации. В противоположность этому я считаю маршрутизацию с помощью атрибутов запутывающей дело и размывающей границы между двумя важными компонентами приложения.

Тем не менее, с выходом версии MVC 5 маршрутизация с помощью атрибутов поддерживается как часть инфраструктуры MVC Framework и вы должны прочитать последующие разделы и сформировать о ней собственное мнение. Тот факт, что мне не нравится та или иная возможность, не должен служить для вас причиной отказа от ее применения в собственных проектах.

Хорошие новости заключаются в том, что оба подхода к созданию маршрутов используют одну и ту же лежащую в основе инфраструктуру, а это значит, что их можно применять в рамках одного проекта без каких-либо негативных последствий.

Включение и применение маршрутизации с помощью атрибутов

Маршрутизация с помощью атрибутов по умолчанию отключена. Включается она посредством расширяющего метода MapMvcAttributeRoutes() , который вызывается на объекте RouteCollection, передаваемом в качестве аргумента статическому методу RegisterRoutes(). В примере ниже приведено содержимое файла RouteConfig.cs, в который был добавлен вызов метода MapMvcAttributeRoutes(), а также упрощены маршруты в приложении, чтобы можно было сосредоточить внимание на использовании атрибутов:

Using System.Web.Mvc; using System.Web.Routing; using System.Web.Mvc.Routing.Constraints; using UrlsAndRoutes.Infrastructure; namespace UrlsAndRoutes { public class RouteConfig { public static void RegisterRoutes(RouteCollection routes) { routes.MapMvcAttributeRoutes(); routes.MapRoute(name: "Default", url: "{controller}/{action}/{id}", defaults: new { controller = "Home", action = "Index", id = UrlParameter.Optional }, namespaces: new { "UrlsAndRoutes.Controllers" }); } } }

Вызов метода MapMvcAttributeRoutes() заставляет систему маршрутизации проинспектировать классы контроллеров в приложении в поисках атрибутов, конфигурирующих маршруты. Наиболее важный атрибут называется Route , и в примере ниже применяется к методу действия Index():

Using System.Web.Mvc; namespace UrlsAndRoutes.Controllers { public class CustomerController: Controller { // ... public ActionResult Index() { ViewBag.Controller = "Customer"; ViewBag.Action = "Index"; return View("ActionName"); } } }

В примере продемонстрировано базовое использование атрибута Route, предусматривающее определение статического маршрута для метода действия. В атрибуте Route определены два свойства:

Свойство Name

Назначает маршруту имя, используемое для генерации исходящих URL из специфичного маршрута.

Свойство Template

Определяет шаблон, который будет использоваться для сопоставления с URL, нацеленными на данный метод действия.

Если во время применения атрибута Route предоставляется только одно значение (как делалось в примере выше), то это значение считается шаблоном, который будет использоваться при сопоставлении с маршрутами. Шаблоны для атрибута Route следуют той же самой структуре, как и при маршрутизации на основе соглашений, хотя есть ряд отличий, когда дело доходит до ограничений сопоставления маршрутов.

В рассматриваемом примере атрибут Route применяется для указания на то, что действие Index контроллера Customer может быть доступно через URL вида /Test. Результат можно видеть на рисунке ниже:

Когда метод действия декорирован атрибутом Route, он больше не может быть доступен через маршруты на основе соглашений, определенные в файле RouteConfig.cs. В данном примере это означает, что действие Index контроллера Customer не будет доступно через URL вида /Customer/Index. Подобный подход к системе маршрутизации можно увидеть на популярном конструкторе логотипов http://logoservis.ru/ .

Атрибут Route препятствует нацеливанию маршрутов, основанных на соглашениях, на метод действия, даже если маршрутизация с помощью атрибутов отключена. Позаботьтесь о вызове метода MapMvcAttributeRoutes() в файле RouteConfig.cs, иначе вы создадите недостижимые методы действий.

Атрибут Route влияет только на методы, к которым он применен, а это значит, что хотя метод действия Index() в контроллере Customer достижим через URL вида /Test, к методу действия List() по-прежнему придется обращаться с использованием URL в форме/Customer/List. Атрибут Route можно применять к одному и тому же методу действия несколько раз, при этом каждый случай использования приводит к созданию нового маршрута.

Создание маршрутов с переменными сегментов

Средство маршрутизации с помощью атрибутов поддерживает все возможности маршрутизации на основе соглашений, хотя и выраженные через атрибуты. Это включает создание маршрутов, которые содержат переменные сегментов; пример такого маршрута приведен в примере ниже:

Using System.Web.Mvc; namespace UrlsAndRoutes.Controllers { public class CustomerController: Controller { // ... public string Create(string user, int id) { return string.Format("Пользователь: {0}, Id: {1}", user, id); } } }

Здесь был добавлен метод действия по имени Create(), который принимает аргументы string и int. Для простоты из метода возвращается результат типа string, поэтому создавать представление не придется. Маршрут, определенный атрибутом Route, смешивает статический префикс (Users/Add) с переменными сегментов user и id, которые соответствуют аргументам метода.

Инфраструктура MVC Framework применяет средство привязки моделей, чтобы преобразовать значения переменных сегментов в подходящие типы для вызова метода Create(). Результат перехода на URL вида /Users/Add/Alex/120 показан на рисунке ниже:

Обратите внимание на то, что каждый экземпляр атрибута Route функционирует независимо, а это означает возможность создания совершенно разных маршрутов для нацеливания на методы действий в контроллере, как показано в таблице ниже:

Применение ограничений маршрутов в атрибутах

Маршруты, определенные с использованием атрибутов, могут быть ограничены подобно маршрутам, которые определяются в файле RouteConfig.cs, хотя применяемый прием имеет более прямой характер. Чтобы продемонстрировать это в работе, в контроллер Customer добавлен новый метод действия, как показано в примере ниже:

Using System.Web.Mvc; namespace UrlsAndRoutes.Controllers { public class CustomerController: Controller { // ... public string Create(string user, int id) { return string.Format("Пользователь: {0}, Id: {1}", user, id); } public string ChangePass(string user, string password) { return string.Format("Метод действия ChangePass() - Пользователь: {0}, Пароль: {1}", user, password); } } }

Новый метод действия по имени ChangePass() принимает два аргумента типа string. С помощью атрибута Route действие ассоциируется с тем же самым шаблоном, что и метод Create(): статическим префиксом /Users/Add, за которым следуют две переменные сегментов. Чтобы различать эти действия, к атрибуту Route для метода Create() применяется ограничение:

Здесь указано имя переменной сегмента (id), двоеточие и затем int. Это сообщает системе маршрутизации о том, что метод действия Create() должен быть ориентирован на запросы, в которых значение, предоставляемое для сегмента id, является допустимым значением типа int. Ограничение int соответствует классу ограничения IntRouteConstraint, и в таблице из предыдущей статьи был приведен набор атрибутов, которые можно использовать для доступа к встроенным ограничениям на основе типов и значений.

Чтобы увидеть эффект от примененного ограничения, необходимо запустить приложение и запросить URL двух видов - /Users/Add/Alex/120 и /Users/Add/Alex/Пароль12345. Последний сегмент в первом URL представляет собой допустимое значение int и направляется методу Create(). Последний сегмент второго URL не является значением int, поэтому он направляется методу ChangePass(), как показано на рисунке ниже:

Комбинирование ограничений

К переменной сегмента можно применять несколько ограничений с целью дальнейшего сужения диапазона значений, которые будут соответствовать маршруту. В следующем примере демонстрируется комбинирование ограничений alpha и length в маршруте для метода ChangePass():

// ... public string ChangePass(string user, string password) { return string.Format("Метод действия ChangePass() - Пользователь: {0}, Пароль: {1}", user, password); } // ...

Несколько ограничений выстраиваются в цепочку с использованием того же формата, что и в одиночном ограничении: двоеточия, за которым следует имя ограничения и значения в круглых скобках, когда оно требуется. Маршрут, созданный атрибутом в рассматриваемом примере, будет соответствовать только строкам, которые содержат в точности шесть алфавитных английских символов.

Применяя ограничения, соблюдайте осторожность. Маршруты, определяемые с помощью атрибута Route, работают точно таким же образом, как маршруты, определяемые в файле RouteConfig.cs, и для URL, которые не соответствуют ни одному из методов действий, браузеру будет отправляться результат 404 - Not Found (не найдено). Всегда предусматривайте запасной маршрут, который будет давать соответствие независимо от значений, содержащихся в URL.

Использование префикса маршрута

С помощью атрибута RoutePrefix можно определить общий префикс, который будет применяться ко всем маршрутам, заданным в контроллере. Это может оказаться удобным при наличии множества методов действий, направление на которые должно осуществляться с использованием одного и того же корня URL. В примере ниже демонстрируется применение атрибута RoutePrefix к классу CustomerController:

Using System.Web.Mvc; namespace UrlsAndRoutes.Controllers { public class CustomerController: Controller { public ActionResult List() { // ... } public ActionResult Index() { // ... } public string Create(string user, int id) { // ... } public string ChangePass(string user, string password) { // ... } } }

Атрибут RoutePrefix используется для указания на то, что маршруты, связанные с методом действия, должны снабжаться префиксом Users. Определив такой общий префикс, можно удалить его из атрибутов Route для методов действий Create() и ChangePass(). Инфраструктура MVC Framework будет комбинировать общий префикс с шаблоном URL автоматически при создании маршрутов.

Обратите внимание на изменение также и шаблона URL для атрибута Route, применяемого к методу действия Index(), следующим образом:

За счет предварения URL префиксом "~/" мы указываем инфраструктуре MVC Framework на то, что атрибут RoutePrefix не должен применяться к методу действия Index(), поэтому он по-прежнему будет доступен через URL вида /Test.

В этой статье мы напишем «каркас» нашего проекта. Под словом «каркас» я подразумеваю рабочий код, который будет иметь в своей основе MVC подход, то есть будет иметь четкое разделение логики на контролеры, экшены, шаблоны (представления) и модели.

И так начнем, как я уже писал в предыдущей статье, паттерн MVC подразумевает одну точку входа – index.php, через это скрипт будут проходить все запросы, через него будет работать вся логика проекта. Для того чтобы реализовать такой подход необходимо настроить сервер, подразумевается, что сайт работает на сервере apache, поэтому нам достаточно создать файл.htaccess, в котором мы укажем правила маршрутизации URL. Помимо определения точки входа, маршрутизация позволяет создавать ЧПУ(человеко-понятные урлы). То есть после правильной настройки, адреса страниц буду выглядеть вот так site.ru/article/new.
Для начала, давайте составим.htaccess, который перенаправит обработку всех страниц на скрипт index.php. Код выглядит вот так:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

Файл.htaccess должен лежать в корневой папке сайта, тут же необходимо создать скрипт index.php, который является точкой входа. Давайте запишем в index.php одну строку, для проверки работы перенаправления:

Echo "test";

Теперь можно проверять работу перенаправления, введите любой адрес и посмотрите, что получиться: test-mvc.web/sdf/sdf/ или test-mvc.web/sdf/sdf/2342/не важно, на экране в любом случае, должно появиться «Test». Если Вы увидели эту надпись, значит, у нас все получилось.
Продолжим, давайте для удобства создадим в корне сайта файл config.php, в котором будем задавать различные константы, облегчающие своим существование настройку сайта. Это могут быть различные пути к скриптам, подступы к базе данных и так далее. Сейчас в конфиге давайте зададим следующее:

// Задаем константы: define ("DS", DIRECTORY_SEPARATOR); // разделитель для путей к файлам $sitePath = realpath(dirname(__FILE__) . DS); define ("SITE_PATH", $sitePath); // путь к корневой папке сайта // для подключения к бд define("DB_USER", "root"); define("DB_PASS", ""); define("DB_HOST", "localhost"); define("DB_NAME", "blog_mvc");

Для того, чтобы константы и другие данные конфига мы могли использовать во всем проекте, в файле index.php необходимо подключить скрипт config.php.
Помимо подключения файла с настройками, в index.php нужно создать подключение к базе данных, подключить скрипт с ядром сайта и запустить роутер, в котором будет происходить маршрутизация.
Теперь по порядку, создание соединения с базой данных будет находиться в index.php для того, чтобы соединение открывалось только один раз. Единожды открыв соединение, мы сможем использовать его во всех контроллерах и моделях, но об этом чуть позже. Сейчас просто создадим соединение с базой. Для работы с бд я решил использовать PDO. Подробнее почитать про PDO можно .
Ядро сайта расположим в папке core и назовем скрипт core.php, тут мы напишем функцию, которая будет сама подключать, необходимы для работы классы. Такая функция очень облегчит и упростит нам работу с контролерами, моделями и тд. Поскольку, забегая вперед скажу, что каждый контролер и каждая модель будут представлять собой отдельный класс.
Помимо авто подключения классов, добавим в ядро создания хранилища (реестра), в котором будем хранить все необходимые объекты и переменные, которые могут пригодиться в любом месте проекта.
Роутер тоже подключим в индексном файле, он будет анализировать URL и подключать необходимый контроллер и экшен. Что такое контролер я писал в предыдущей статье, а информацию про экшен я пропустил умышленно, не став нагружать лишней информацией. Так что же такое экшен?
Контролер это класс, в котором заключены различные методы, при MVC подходе каждый метод будет являться экшеном. То есть экшен(action) – это метод класса, который будет обрабатывать данные и передавать их в представление (в шаблон). Может быть, пока не совсем понятно, но после примера все станет на свои места.
На данном этапе теории достаточно, давайте перейдем к практике. Приведу код файлов, работу которых, я описывал выше.
Код скрипта index.php:

// включим отображение всех ошибок error_reporting (E_ALL); // подключаем конфиг include ("/config.php"); // Соединяемся с БД $dbObject = new PDO("mysql:host=" . DB_HOST . ";dbname=" . DB_NAME, DB_USER, DB_PASS); // подключаем ядро сайта include (SITE_PATH . DS . "core" . DS . "core.php"); // Загружаем router $router = new Router($registry); // записываем данные в реестр $registry->set ("router", $router); // задаем путь до папки контроллеров. $router->setPath (SITE_PATH . "controllers"); // запускаем маршрутизатор $router->start();

Скрипт core.php:

// Загрузка классов "на лету" function __autoload($className) { $filename = strtolower($className) . ".php"; // определяем класс и находим для него путь $expArr = explode("_", $className); if(empty($expArr) OR $expArr == "Base"){ $folder = "classes"; }else{ switch(strtolower($expArr)){ case "controller": $folder = "controllers"; break; case "model": $folder = "models"; break; default: $folder = "classes"; break; } } // путь до класса $file = SITE_PATH . $folder . DS . $filename; // проверяем наличие файла if (file_exists($file) == false) { return false; } // подключаем файл с классом include ($file); } // запускаем реестр (хранилище) $registry = new Registry;

Класс хранилища Registry.php, будет находиться в папке /classes/

// Класс хранилища Class Registry { private $vars = array(); // запись данных function set($key, $var) { if (isset($this->vars[$key]) == true) { throw new Exception("Unable to set var `" . $key . "`. Already set."); } $this->vars[$key] = $var; return true; } // получение данных function get($key) { if (isset($this->vars[$key]) == false) { return null; } return $this->vars[$key]; } // удаление данных function remove($var) { unset($this->vars[$key]); } }

Код файла router.php, который находиться в папке /classes/

// класс роутера Class Router { private $registry; private $path; private $args = array(); // получаем хранилище function __construct($registry) { $this->registry = $registry; } // задаем путь до папки с контроллерами function setPath($path) { $path = trim($path, "/\\"); $path .= DS; // если путь не существует, сигнализируем об этом if (is_dir($path) == false) { throw new Exception ("Invalid controller path: `" . $path . "`"); } $this->path = $path; } // определение контроллера и экшена из урла private function getController(&$file, &$controller, &$action, &$args) { $route = (empty($_GET["route"])) ? "" : $_GET["route"]; unset($_GET["route"]); if (empty($route)) { $route = "index"; } // Получаем части урла $route = trim($route, "/\\"); $parts = explode("/", $route); // Находим контроллер $cmd_path = $this->path; foreach ($parts as $part) { $fullpath = $cmd_path . $part; // Проверка существования папки if (is_dir($fullpath)) { $cmd_path .= $part . DS; array_shift($parts); continue; } // Находим файл if (is_file($fullpath . ".php")) { $controller = $part; array_shift($parts); break; } } // если урле не указан контролер, то испольлзуем поумолчанию index if (empty($controller)) { $controller = "index"; } // Получаем экшен $action = array_shift($parts); if (empty($action)) { $action = "index"; } $file = $cmd_path . $controller . ".php"; $args = $parts; } function start() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args); // Проверка существования файла, иначе 404 if (is_readable($file) == false) { die ("404 Not Found"); } // Подключаем файл include ($file); // Создаём экземпляр контроллера $class = "Controller_" . $controller; $controller = new $class($this->registry); // Если экшен не существует - 404 if (is_callable(array($controller, $action)) == false) { die ("404 Not Found"); } // Выполняем экшен $controller->$action(); } }

Теперь необходимо создать папки для хранения контроллеров, шаблонов и моделей – в корне создадим три папки controllers, views и models. И создадим несколько тестовых файлов /controllers/index.php, /views/index/index.php и /models/model_users.php, а теперь заполним файлы:
Для контроллера:

// контролер Class Controller_Index Extends Controller_Base { // шаблон public $layouts = "first_layouts"; // экшен function index() { $model = new Model_Users(); $userInfo = $model->getUser(); $this->template->vars("userInfo", $userInfo); $this->template->view("index"); } }

Для отображения(/views/index/index.php)

Test view
id:
name:

И модель:

// модель Class Model_Users{ public function getUser(){ return array("id"=>1, "name"=>"test_name"); } }

Как вы могли заметить, класс контролера наследуется от родительского класса Controller_Base. Это сделано, для того, чтобы упростить класс контролера. Поскольку нам еще необходимо подключать класс для работы с шаблонами, его подключение вынесено в Controller_Base.
Приведу его код, он расположен в папке /classes/ и называется controller_base.php:

// абстрактый класс контроллера Abstract Class Controller_Base { protected $registry; protected $template; protected $layouts; // шаблон public $vars = array(); // в конструкторе подключаем шаблоны function __construct($registry) { $this->registry = $registry; // шаблоны $this->template = new Template($this->layouts, get_class($this)); } abstract function index(); }

Теперь осталось только разобраться с шаблонами. В абстрактном классе Controller_Base мы вызываем класс Template и передаем ему имя шаблона и имя контроллера.
Код класса Template, который лежит тут /classes/ и называется template.php

// класс для подключения шаблонов и передачи данных в отображение Class Template { private $template; private $controller; private $layouts; private $vars = array(); function __construct($layouts, $controllerName) { $this->layouts = $layouts; $arr = explode("_", $controllerName); $this->controller = strtolower($arr); } // установка переменных, для отображения function vars($varname, $value) { if (isset($this->vars[$varname]) == true) { trigger_error ("Unable to set var `" . $varname . "`. Already set, and overwrite not allowed.", E_USER_NOTICE); return false; } $this->vars[$varname] = $value; return true; } // отображение function view($name) { $pathLayout = SITE_PATH . "views" . DS . "layouts" . DS . $this->layouts . ".php"; $contentPage = SITE_PATH . "views" . DS . $this->controller . DS . $name . ".php"; if (file_exists($pathLayout) == false) { trigger_error ("Layout `" . $this->layouts . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } if (file_exists($contentPage) == false) { trigger_error ("Template `" . $name . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } foreach ($this->vars as $key => $value) { $$key = $value; } include ($pathLayout); } }

Если вы внимательно прочитали код, то наверняка поняли, что для отображения на страницах у нас используется шаблон first_layouts и вьюха(отображение) index.php – ее код я приводил чуть выше. Все что нам осталось, это создать файл шаблона first_layouts. Расположим его в папке /views/layouts/first_layouts.php
Шаблон будет содержать вот такой код:

header footer

Вот и все, на этом создание «каркаса» закончено. Сейчас у нас получилась самая простая структура, использующая в своей основе паттерн MVC. В этой статье я не стал затрагивать работу с базой данных, только вскользь упомянул ее, поскольку статья и так получилась большая. Непосредственно работу с базой данных я опишу в следующей статье.
На этом статья закончена, скачать исходники можно архивом .

В этой статье мы напишем «каркас» нашего проекта. Под словом «каркас» я подразумеваю рабочий код, который будет иметь в своей основе MVC подход, то есть будет иметь четкое разделение логики на контролеры, экшены, шаблоны (представления) и модели.

И так начнем. Паттерн MVC подразумевает одну точку входа – index.php, через это скрипт будут проходить все запросы, через него будет работать вся логика проекта. Для того чтобы реализовать такой подход необходимо настроить сервер, подразумевается, что сайт работает на сервере apache, поэтому нам достаточно создать файл.htaccess, в котором мы укажем правила маршрутизации URL. Помимо определения точки входа, маршрутизация позволяет создавать ЧПУ(человеко-понятные урлы). То есть после правильной настройки, адреса страниц буду выглядеть вот так site.ru/article/new.
Для начала, давайте составим.htaccess, который перенаправит обработку всех страниц на скрипт index.php. Код выглядит вот так:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

Файл.htaccess должен лежать в корневой папке сайта, тут же необходимо создать скрипт index.php, который является точкой входа. Давайте запишем в index.php одну строку, для проверки работы перенаправления:
echo "test";

Теперь можно проверять работу перенаправления, введите любой адрес и посмотрите, что получиться: test-mvc.web/sdf/sdf/ или test-mvc.web/sdf/sdf/2342/не важно, на экране в любом случае, должно появиться «Test». Если Вы увидели эту надпись, значит, у нас все получилось.
Продолжим, давайте для удобства создадим в корне сайта файл config.php, в котором будем задавать различные константы, облегчающие своим существование настройку сайта. Это могут быть различные пути к скриптам, подступы к базе данных и так далее. Сейчас в конфиге давайте зададим следующее:
// Задаем константы: define ("DS", DIRECTORY_SEPARATOR); // разделитель для путей к файлам $sitePath = realpath(dirname(__FILE__) . DS); define ("SITE_PATH", $sitePath); // путь к корневой папке сайта // для подключения к бд define("DB_USER", "root"); define("DB_PASS", ""); define("DB_HOST", "localhost"); define("DB_NAME", "blog_mvc");

Для того, чтобы константы и другие данные конфига мы могли использовать во всем проекте, в файле index.php необходимо подключить скрипт config.php.
Помимо подключения файла с настройками, в index.php нужно создать подключение к базе данных, подключить скрипт с ядром сайта и запустить роутер, в котором будет происходить маршрутизация.
Теперь по порядку, создание соединения с базой данных будет находиться в index.php для того, чтобы соединение открывалось только один раз. Единожды открыв соединение, мы сможем использовать его во всех контроллерах и моделях, но об этом чуть позже. Сейчас просто создадим соединение с базой. Для работы с бд я решил использовать PDO. Подробнее почитать про PDO можно тут.
Ядро сайта расположим в папке core и назовем скрипт core.php, тут мы напишем функцию, которая будет сама подключать, необходимы для работы классы. Такая функция очень облегчит и упростит нам работу с контролерами, моделями и тд. Поскольку, забегая вперед скажу, что каждый контролер и каждая модель будут представлять собой отдельный класс.
Помимо авто подключения классов, добавим в ядро создания хранилища (реестра), в котором будем хранить все необходимые объекты и переменные, которые могут пригодиться в любом месте проекта.
Роутер тоже подключим в индексном файле, он будет анализировать URL и подключать необходимый контроллер и экшен. Что такое контролер я писал в предыдущей статье, а информацию про экшен я пропустил умышленно, не став нагружать лишней информацией. Так что же такое экшен?
Контролер это класс, в котором заключены различные методы, при MVC подходе каждый метод будет являться экшеном. То есть экшен(action) – это метод класса, который будет обрабатывать данные и передавать их в представление (в шаблон). Может быть, пока не совсем понятно, но после примера все станет на свои места.
На данном этапе теории достаточно, давайте перейдем к практике. Приведу код файлов, работу которых, я описывал выше.
Код скрипта index.php:
// включим отображение всех ошибок error_reporting (E_ALL); // подключаем конфиг include ("/config.php"); // Соединяемся с БД $dbObject = new PDO("mysql:host=" . DB_HOST . ";dbname=" . DB_NAME, DB_USER, DB_PASS); // подключаем ядро сайта include (SITE_PATH . DS . "core" . DS . "core.php"); // Загружаем router $router = new Router($registry); // записываем данные в реестр $registry->set ("router", $router); // задаем путь до папки контроллеров. $router->setPath (SITE_PATH . "controllers"); // запускаем маршрутизатор $router->start();

Скрипт core.php:
// Загрузка классов "на лету" function __autoload($className) { $filename = strtolower($className) . ".php"; // определяем класс и находим для него путь $expArr = explode("_", $className); if(empty($expArr) OR $expArr == "Base"){ $folder = "classes"; }else{ switch(strtolower($expArr)){ case "controller": $folder = "controllers"; break; case "model": $folder = "models"; break; default: $folder = "classes"; break; } } // путь до класса $file = SITE_PATH . $folder . DS . $filename; // проверяем наличие файла if (file_exists($file) == false) { return false; } // подключаем файл с классом include ($file); } // запускаем реестр (хранилище) $registry = new Registry;
Класс хранилища Registry.php, будет находиться в папке /classes/
// Класс хранилища Class Registry { private $vars = array(); // запись данных function set($key, $var) { if (isset($this->vars[$key]) == true) { throw new Exception("Unable to set var `" . $key . "`. Already set."); } $this->vars[$key] = $var; return true; } // получение данных function get($key) { if (isset($this->vars[$key]) == false) { return null; } return $this->vars[$key]; } // удаление данных function remove($var) { unset($this->vars[$key]); } }
Код файла router.php, который находиться в папке /classes/
// класс роутера Class Router { private $registry; private $path; private $args = array(); // получаем хранилище function __construct($registry) { $this->registry = $registry; } // задаем путь до папки с контроллерами function setPath($path) { $path = trim($path, "/\\"); $path .= DS; // если путь не существует, сигнализируем об этом if (is_dir($path) == false) { throw new Exception ("Invalid controller path: `" . $path . "`"); } $this->path = $path; } // определение контроллера и экшена из урла private function getController(&$file, &$controller, &$action, &$args) { $route = (empty($_GET["route"])) ? "" : $_GET["route"]; unset($_GET["route"]); if (empty($route)) { $route = "index"; } // Получаем части урла $route = trim($route, "/\\"); $parts = explode("/", $route); // Находим контроллер $cmd_path = $this->path; foreach ($parts as $part) { $fullpath = $cmd_path . $part; // Проверка существования папки if (is_dir($fullpath)) { $cmd_path .= $part . DS; array_shift($parts); continue; } // Находим файл if (is_file($fullpath . ".php")) { $controller = $part; array_shift($parts); break; } } // если урле не указан контролер, то испольлзуем поумолчанию index if (empty($controller)) { $controller = "index"; } // Получаем экшен $action = array_shift($parts); if (empty($action)) { $action = "index"; } $file = $cmd_path . $controller . ".php"; $args = $parts; } function start() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args); // Проверка существования файла, иначе 404 if (is_readable($file) == false) { die ("404 Not Found"); } // Подключаем файл include ($file); // Создаём экземпляр контроллера $class = "Controller_" . $controller; $controller = new $class($this->registry); // Если экшен не существует - 404 if (is_callable(array($controller, $action)) == false) { die ("404 Not Found"); } // Выполняем экшен $controller->$action(); } }
Теперь необходимо создать папки для хранения контроллеров, шаблонов и моделей – в корне создадим три папки controllers, views и models. И создадим несколько тестовых файлов /controllers/index.php, /views/index/index.php и /models/model_users.php, а теперь заполним файлы:
Для контроллера:
// контролер Class Controller_Index Extends Controller_Base { // шаблон public $layouts = "first_layouts"; // экшен function index() { $model = new Model_Users(); $userInfo = $model->getUser(); $this->template->vars("userInfo", $userInfo); $this->template->view("index"); } }
Для отображения(/views/index/index.php)
Test view
id:
name: И модель: // модель Class Model_Users{ public function getUser(){ return array("id"=>1, "name"=>"test_name"); } }
Как вы могли заметить, класс контролера наследуется от родительского класса Controller_Base. Это сделано, для того, чтобы упростить класс контролера. Поскольку нам еще необходимо подключать класс для работы с шаблонами, его подключение вынесено в Controller_Base.
Приведу его код, он расположен в папке /classes/ и называется controller_base.php:
// абстрактый класс контроллера Abstract Class Controller_Base { protected $registry; protected $template; protected $layouts; // шаблон public $vars = array(); // в конструкторе подключаем шаблоны function __construct($registry) { $this->registry = $registry; // шаблоны $this->template = new Template($this->layouts, get_class($this)); } abstract function index(); }
Теперь осталось только разобраться с шаблонами. В абстрактном классе Controller_Base мы вызываем класс Template и передаем ему имя шаблона и имя контроллера.
Код класса Template, который лежит тут /classes/ и называется template.php
// класс для подключения шаблонов и передачи данных в отображение Class Template { private $template; private $controller; private $layouts; private $vars = array(); function __construct($layouts, $controllerName) { $this->layouts = $layouts; $arr = explode("_", $controllerName); $this->controller = strtolower($arr); } // установка переменных, для отображения function vars($varname, $value) { if (isset($this->vars[$varname]) == true) { trigger_error ("Unable to set var `" . $varname . "`. Already set, and overwrite not allowed.", E_USER_NOTICE); return false; } $this->vars[$varname] = $value; return true; } // отображение function view($name) { $pathLayout = SITE_PATH . "views" . DS . "layouts" . DS . $this->layouts . ".php"; $contentPage = SITE_PATH . "views" . DS . $this->controller . DS . $name . ".php"; if (file_exists($pathLayout) == false) { trigger_error ("Layout `" . $this->layouts . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } if (file_exists($contentPage) == false) { trigger_error ("Template `" . $name . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } foreach ($this->vars as $key => $value) { $$key = $value; } include ($pathLayout); } }
Если вы внимательно прочитали код, то наверняка поняли, что для отображения на страницах у нас используется шаблон first_layouts и вьюха(отображение) index.php – ее код я приводил чуть выше. Все что нам осталось, это создать файл шаблона first_layouts. Расположим его в папке /views/layouts/first_layouts.php
Шаблон будет содержать вот такой код:
header footer
Вот и все, на этом создание «каркаса» закончено. Сейчас у нас получилась самая простая структура, использующая в своей основе паттерн MVC.

Многие начинают писать проект для работы с единственной задачей, не подразумевая, что это может вырасти в многопользовательскую систему управления, ну допустим, контентом или упаси бог, производством. И всё вроде здорово и классно, всё работает, пока не начинаешь понимать, что тот код, который написан — состоит целиком и полностью из костылей и хардкода. Код перемешанный с версткой, запросами и костылями, неподдающийся иногда даже прочтению. Возникает насущная проблема: при добавлении новых фич, приходится с этим кодом очень долго и долго возиться, вспоминая «а что же там такое написано то было?» и проклинать себя в прошлом.

Вы можеть быть даже слышали о шаблонах проектирования и даже листали эти прекрасные книги:

  • Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидесс «Приемы объектно ориентированного проектирования. Паттерны проектирования»;
  • М. Фаулер «Архитектура корпоративных программных приложений».
А многие, не испугавшись огромных руководств и документаций, пытались изучить какой-либо из современных фреймворков и столкнувшись со сложностью понимания (в силу наличия множества архитектруных концепций хитро увязанных между собой) отложили изучение и применение современных интсрументов в «долгий ящик».

Представленная статья будет полезна в первую очередь новичкам. Во всяком случае, я надеюсь что за пару часов вы сможете получить представление о реализации MVC паттерна, который лежит в основе всех современных веб-фреймворков, а также получить «пищу» для дальнейших размышлений над тем — «как стоит делать». В конце статьи приводится подборка полезных ссылок, которые также помогут разобраться из чего состоят веб-фреймворки (помимо MVC) и как они работают.

Прожженные PHP-программисты вряд ли найдут в данной статье что-то новое для себя, но их замечания и комментарии к основному тексту были бы очень кстати! Т.к. без теории практика невозможна, а без практики теория бесполезна, то сначала будет чуть-чуть теории, а потом перейдем к практике. Если вы уже знакомы с концепцией MVC, можете пропустить раздел с теорией и сразу перейти к практике.

1. ТеорияШаблон MVC описывает простой способ построения структуры приложения, целью которого является отделение бизнес-логики от пользовательского интерфейса. В результате, приложение легче масштабируется, тестируется, сопровождается и конечно же реализуется.

Рассмотрим концептуальную схему шаблона MVC (на мой взгляд — это наиболее удачная схема из тех, что я видел):

В архитектуре MVC модель предоставляет данные и правила бизнес-логики, представление отвечает за пользовательский интерфейс, а контроллер обеспечивает взаимодействие между моделью и представлением.

Типичную последовательность работы MVC-приложения можно описать следующим образом:

  • При заходе пользователя на веб-ресурс, скрипт инициализации создает экземпляр приложения и запускает его на выполнение.
    При этом отображается вид, скажем главной страницы сайта.
  • Приложение получает запрос от пользователя и определяет запрошенные контроллер и действие. В случае главной страницы, выполняется действие по умолчанию (index ).
  • Приложение создает экземпляр контроллера и запускает метод действия,
    в котором, к примеру, содержаться вызовы модели, считывающие информацию из базы данных.
  • После этого, действие формирует представление с данными, полученными из модели и выводит результат пользователю.
  • Модель — содержит бизнес-логику приложения и включает методы выборки (это могут быть методы ORM), обработки (например, правила валидации) и предоставления конкретных данных, что зачастую делает ее очень толстой, что вполне нормально.
    Модель не должна напрямую взаимодействовать с пользователем. Все переменные, относящиеся к запросу пользователя должны обрабатываться в контроллере.
    Модель не должна генерировать HTML или другой код отображения, который может изменяться в зависимости от нужд пользователя. Такой код должен обрабатываться в видах.
    Одна и та же модель, например: модель аутентификации пользователей может использоваться как в пользовательской, так и в административной части приложения. В таком случае можно вынести общий код в отдельный класс и наследоваться от него, определяя в наследниках специфичные для подприложений методы.

    Вид — используется для задания внешнего отображения данных, полученных из контроллера и модели.
    Виды cодержат HTML-разметку и небольшие вставки PHP-кода для обхода, форматирования и отображения данных.
    Не должны напрямую обращаться к базе данных. Этим должны заниматься модели.
    Не должны работать с данными, полученными из запроса пользователя. Эту задачу должен выполнять контроллер.
    Может напрямую обращаться к свойствам и методам контроллера или моделей, для получения готовых к выводу данных.
    Виды обычно разделяют на общий шаблон, содержащий разметку, общую для всех страниц (например, шапку и подвал) и части шаблона, которые используют для отображения данных выводимых из модели или отображения форм ввода данных.

    Контроллер — связующее звено, соединяющее модели, виды и другие компоненты в рабочее приложение. Контроллер отвечает за обработку запросов пользователя. Контроллер не должен содержать SQL-запросов. Их лучше держать в моделях. Контроллер не должен содержать HTML и другой разметки. Её стоит выносить в виды.
    В хорошо спроектированном MVC-приложении контроллеры обычно очень тонкие и содержат только несколько десятков строк кода. Чего, не скажешь о Stupid Fat Controllers (SFC) в CMS Joomla. Логика контроллера довольно типична и большая ее часть выносится в базовые классы.
    Модели, наоборот, очень толстые и содержат большую часть кода, связанную с обработкой данных, т.к. структура данных и бизнес-логика, содержащаяся в них, обычно довольно специфична для конкретного приложения.

    1.1. Front Controller и Page ControllerВ большинстве случае, взаимодействие пользователя с web-приложением проходит посредством переходов по ссылкам. Посмотрите сейчас на адресную строку браузера — по этой ссылке вы получили данный текст. По другим ссылкам, например, находящимся справа на этой странице, вы получите другое содержимое. Таким образом, ссылка представляет конкретную команду web-приложению.

    Надеюсь, вы уже успели заметить, что у разных сайтов могут быть совершенные разные форматы построения адресной строки. Каждый формат может отображать архитектуру web-приложения. Хотя это и не всегда так, но в большинстве случаев это явный факт.

    Рассмотрим два варианта адресной строки, по которым показывается какой-то текст и профиль пользователя.

    Первый вариант:

  • www.example.com/article.php?id=3
  • www.example.com/user.php?id=4
  • Здесь каждый сценарий отвечает за выполнение определённой команды.

    Второй вариант:

  • www.example.com/index.php?article=3
  • www.example.com/index.php?user=4
  • А здесь все обращения происходят в одном сценарии index.php .

    Подход с множеством точек взаимодействия вы можете наблюдать на форумах с движком phpBB. Просмотр форума происходит через сценарий viewforum.php , просмотр топика через viewtopic.php и т.д. Второй подход, с доступом через один физический файл сценария, можно наблюдать в моей любимой CMS MODX, где все обращения проходят черезindex.php .

    Эти два подхода совершенно различны. Первый — характерен для шаблона контроллер страниц (Page Controller), а второй подход реализуется паттерном контроллер запросов (Front Controller). Контроллер страниц хорошо применять для сайтов с достаточно простой логикой. В свою очередь, контроллер запросов объединяет все действия по обработке запросов в одном месте, что даёт ему дополнительные возможности, благодаря которым можно реализовать более трудные задачи, чем обычно решаются контроллером страниц. Я не буду вдаваться в подробности реализации контроллера страниц, а скажу лишь, что в практической части будет разработан именно контроллер запросов (некоторое подобие).

    1.2. Маршрутизация URLМаршрутизация URL позволяет настроить приложение на прием запросов с URL, которые не соответствуют реальным файлам приложения, а также использовать ЧПУ , которые семантически значимы для пользователей и предпочтительны для поисковой оптимизации.

    К примеру, для обычной страницы, отображающей форму обратной связи, URL мог бы выглядеть так:
    http://www.example.com/contacts.php?action=feedback

    Приблизительный код обработки в таком случае:
    switch ($_GET ["action" ]) { case "about" : require_once ("about.php" ); // страница "О Нас" break ; case "contacts" : require_once ("contacts.php" ); // страница "Контакты" break ; case "feedback" : require_once ("feedback.php" ); // страница "Обратная связь" break ; default : require_once ("page404.php" ); // страница "404" break ; }
    Думаю, почти все так раньше делали.

    С использованием движка маршрутизации URL вы сможете для отображения той же информации настроить приложение на прием таких запросов:
    http://www.example.com/contacts/feedback

    Здесь contacts представляет собой контроллер, а feedback — это метод контроллера contacts, отображающий форму обратной связи и т.д. Мы еще вернемся к этому вопросу в практической части.

    Также стоит знать, что маршрутизаторы многих веб-фреймворков позволяют создавать произвольные маршруты URL (указать, что означает каждая часть URL) и правила их обработки.
    Теперь мы обладаем достаточными теоретическими знаниями, чтобы перейти к практике.

    2. ПрактикаДля начала создадим следующую структуру файлов и папок:


    Забегая вперед, скажу, что в папке core будут храниться базовые классы Model, View и Controller.
    Их потомки будут храниться в директориях controllers, models и views. Файл index.php это точка в хода в приложение. Файлbootstrap.php инициирует загрузку приложения, подключая все необходимые модули и пр.

    Будем идти последовательно; откроем файл index.php и наполним его следующим кодом:
    ini_set("display_errors" , 1 ); require_once "application/bootstrap.php" ;
    Тут вопросов возникнуть не должно.

    Следом, сразу же перейдем к фалу bootstrap.php :
    require_once "core/model.php" ; require_once "core/view.php" ; require_once "core/controller.php" ; require_once "core/route.php" ; Route::start(); // запускаем маршрутизатор
    Первые три строки будут подключать пока что несуществующие файлы ядра. Последние строки подключают файл с классом маршрутизатора и запускают его на выполнение вызовом статического метода start.

    2.1. Реализация маршрутизатора URLПока что отклонимся от реализации паттерна MVC и займемся мрашрутизацией. Первый шаг, который нам нужно сделать, записать следующий код в .htaccess :
    RewriteEngine On RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule .* index.php [L]
    Этот код перенаправит обработку всех страниц на index.php , что нам и нужно. Помните в первой части мы говорили о Front Controller?!

    Маршрутизацию мы поместим в отдельный файл route.php в директорию core. В этом файле опишем класс Route, который будет запускать методы контроллеров, которые в свою очередь будут генерировать вид страниц.

    Содержимое файла route.php

    class Route { static function start () { // контроллер и действие по умолчанию $controller_name = "Main" ; $action_name = "index" ; $routes = explode("/" , $_SERVER ["REQUEST_URI" ]); // получаем имя контроллера if (!empty ($routes )) { $controller_name = $routes ; } // получаем имя экшена if (!empty ($routes )) { $action_name = $routes ; } // добавляем префиксы $model_name = "Model_" .$controller_name ; $controller_name = "Controller_" .$controller_name ; $action_name = "action_" .$action_name ; // подцепляем файл с классом модели (файла модели может и не быть) $model_file = strtolower($model_name ).".php" ; $model_path = "application/models/" .$model_file ; if (file_exists($model_path )) { include "application/models/" .$model_file ; } // подцепляем файл с классом контроллера $controller_file = strtolower($controller_name ).".php" ; $controller_path = "application/controllers/" .$controller_file ; if (file_exists($controller_path )) { include "application/controllers/" .$controller_file ; } else { /* правильно было бы кинуть здесь исключение, но для упрощения сразу сделаем редирект на страницу 404 */ Route::ErrorPage404(); } // создаем контроллер $controller = new $controller_name ; $action = $action_name ; if (method_exists($controller , $action )) { // вызываем действие контроллера $controller ->$action (); } else { // здесь также разумнее было бы кинуть исключение Route::ErrorPage404(); } } function ErrorPage404 () { $host = "http://" .$_SERVER ["HTTP_HOST" ]."/" ; header("HTTP/1.1 404 Not Found" ); header("Status: 404 Not Found" ); header("Location:" .$host ."404" ); } }


    Замечу, что в классе реализована очень упрощенная логика (несмотря на объемный код) и возможно даже имеет проблемы безопасности. Это было сделано намерено, т.к. написание полноценного класса маршрутизации заслуживает как минимум отдельной статьи. Рассмотрим основные моменты…

    В элементе глобального массива $_SERVER["REQUEST_URI"] содержится полный адрес по которому обратился пользователь.
    Например: example.ru/contacts/feedback

    С помощью функции explode производится разделение адреса на составлющие. В результате мы получаем имя контроллера, для приведенного примера, это контроллер contacts и имя действия, в нашем случае — feedback .

    Далее подключается файл модели (модель может отсутствовать) и файл контроллера, если таковые имеются и наконец, создается экземпляр контроллера и вызывается действие, опять же, если оно было описано в классе контроллера.

    Таким образом, при переходе, к примеру, по адресу:
    example.com/portfolio
    или
    example.com/portfolio/index
    роутер выполнит следующие действия:

  • подключит файл model_portfolio.php из папки models, содержащий класс Model_Portfolio;
  • подключит файл controller_portfolio.php из папки controllers, содержащий класс Controller_Portfolio;
  • создаст экземпляр класса Controller_Portfolio и вызовет действие по умолчанию — action_index, описанное в нем.
  • Если пользователь попытается обратиться по адресу несуществующего контроллера, к примеру:
    example.com/ufo
    то его перебросит на страницу «404»:
    example.com/404
    То же самое произойдет если пользователь обратится к действию, которое не описано в контроллере.2.2. Возвращаемся к реализации MVCПерейдем в папку core и добавим к файлу route.php еще три файла: model.php, view.php и controller.php


    Напомню, что они будут содержать базовые классы, к написанию которых мы сейчас и приступим.

    Содержимое файла model.php
    class Model { public function get_data () { } }
    Класс модели содержит единственный пустой метод выборки данных, который будет перекрываться в классах потомках. Когда мы будем создавать классы потомки все станет понятней.

    Содержимое файла view.php
    class View { //public $template_view; // здесь можно указать общий вид по умолчанию. function generate ($content_view , $template_view , $data = null) { /* if(is_array($data)) { // преобразуем элементы массива в переменные extract($data); } */ include "application/views/" .$template_view ; } }
    Не трудно догадаться, что метод generate предназначен для формирования вида. В него передаются следующие параметры:

  • $content_file — виды отображающие контент страниц;
  • $template_file — общий для всех страниц шаблон;
  • $data — массив, содержащий элементы контента страницы. Обычно заполняется в модели.
  • Функцией include динамически подключается общий шаблон (вид), внутри которого будет встраиваться вид
    для отображения контента конкретной страницы.

    В нашем случае общий шаблон будет содержать header, menu, sidebar и footer, а контент страниц будет содержаться в отдельном виде. Опять же это сделано для упрощения.

    Содержимое файла controller.php
    class Controller { public $model ; public $view ; function __construct () { $this ->view = new View(); } } }
    Метод action_index — это действие, вызываемое по умолчанию, его мы перекроем при реализации классов потомков.

    2.3. Реализация классов потомков Model и Controller, создание View"sТеперь начинается самое интересное! Наш сайт-визитка будет состоять из следущих страниц:
  • Главная
  • Услуги
  • Портфолио
  • Контакты
  • А также — страница «404»
  • Для каждой из страниц имеется свой контроллер из папки controllers и вид из папки views. Некоторые страницы могут использовать модель или модели из папки models.


    На предыдущем рисунке отдельно выделен файл template_view.php — это шаблон, содержащий общую для всех страниц разметку. В простейшем случае он мог бы выглядеть так:
    Главная
    Для придания сайту презентабельного вида сверстаем CSS шаблон и интегририруем его в наш сайт путем изменения структуры HTML-разметки и подключения CSS и JavaScript файлов:

    В конце статьи, в разделе «Результат», приводится ссылка на GitHub-репозиторий с проектом, в котором проделаны действия по интеграции простенького шаблона.

    2.3.1. Создадаем главную страницуНачнем с контроллера controller_main.php , вот его код:
    class Controller_Main extends Controller { function action_index () { $this ->view->generate("main_view.php" , "template_view.php" ); } }
    В метод generate экземпляра класса View передаются имена файлов общего шаблона и вида c контентом страницы.
    Помимо индексного действия в контроллере конечно же могут содержаться и другие действия.

    Файл с общим видом мы рассмотрели ранее. Рассмотрим файл контента main_view.php :
    Добро пожаловать! ОЛОЛОША TEAM - команда первоклассных специалистов в области разработки веб-сайтов с многолетним опытом коллекционирования мексиканских масок, бронзовых и каменных статуй из Индии и Цейлона, барельефов и изваяний, созданных мастерами Экваториальной Африки пять-шесть веков назад...
    Здесь содержиться простая разметка без каких либо PHP-вызовов.
    Для отображения главной странички можно воспользоваться одним из следующих адресов: