Тарифы Услуги Сим-карты

Арифметические операции. Сравнение без учёта знака

Тебе наверняка знакомо слово “бит”. Если же нет, давай познакомимся с ним:) Бит - минимальная единица измерения информации в компьютере. Его название происходит от английского “binary digit ” - “двоичное число”. Бит может быть выражен одним из двух чисел: 1 или 0. Существует специальная система счисления, основанная на единицах и нулях - двоичная .

Не будем углубляться в дебри математики и отметим лишь, что любое число в Java можно сконвертировать в его двоичную форму. Для этого нужно использовать классы-обертки. Например, вот как можно сделать это для числа int: public class Main { public static void main (String args) { int x = 342 ; System. out. println (Integer. toBinaryString (x) ) ; } } Вывод в консоль: 101010110 1010 10110 (я добавил пробел для удобства чтения) - это число 342 в двоичной системе. Мы фактически разделили это число на отдельные биты - нули и единицы. Именно с ними мы можем выполнять операции, которые называются побитовыми.

    ~ - побитовый оператор “НЕ”.

Он работает очень просто: проходится по каждому биту нашего числа и меняет его значение на противоположное: нули - на единицы, единицы - на нули. Если мы применим его к нашему числу 342, вот что получится: 101010110 - число 342 в двоичной системe 010101001 - результат выражения ~342 Попробуем выполнить это на практике: public class Main { public static void main (String args) { int x = 342 ; System. out. println (~ x) ; } } Вывод в консоль: -343 -343 - это наш результат (число 010101001) в привычной десятичной системе:)

    & - побитовый оператор “И”

Он, как видишь, довольно похож по написанию на логический “И” (&&). Оператор && , как ты помнишь, возвращает true только если оба операнда являются истинными. Побитовый & работает схожим образом: он сравнивает два числа по битам. Результатом этого сравнения является третье число. Для примера, возьмем числа 277 и 432: 100010101 - число 277 в двоичной форме 110110000 - число 432 в двоичной форме Далее оператор & сравнивает первый бит верхнего числа с первым битом нижнего. Поскольку это оператор “И”, то результат будет равен 1 только в том случае, если оба бита равны 1. Во всех остальных случаях результатом будет 0. 100010101 & 110110000 _______________ 100010000 - результат работы & Мы сравниваем сначала первые биты двух чисел друг с другом, потом вторые биты, третьи и т.д. Как видишь, только в двух случаях оба бита в числах были равны 1 (первый и пятый по счету биты). Результатом всех остальных сравнений стал 0. Поэтому в итоге у нас получилось число 100010000. В десятичной системе ему соответствует число 272. Давай проверим: public class Main { public static void main (String args) { System. out. println (277 & 432 ) ; } } Вывод в консоль: 272
  • | - побитовое “ИЛИ”. Принцип работы тот же - сравниваем два числа по битам. Только теперь если хотя бы один из битов равен 1, результат будет равен 1. Посмотрим на тех же числах - 277 и 432:
100010101 | 110110000 _______________ 110110101 - результат работы | Здесь уже результат другой: нулями остались только те биты, которые в обоих числах были нулями. Результат работы - число 110110101. В десятичной системе ему соответствует число 437. Проверим: public class Main { public static void main (String args) { System. out. println (277 | 432 ) ; } } Вывод в консоль: 437 Мы все посчитали верно! :)
  • ^ - побитовое исключающее “ИЛИ” (также известно как XOR)
С таким оператором мы еще не сталкивались. Но ничего сложного в нем нет. Он похож на обычное “или”. Разница в одном: обычное “или” возвращает true , если хотя бы один операнд является истинным. Но не обязательно один - если оба будут true - то и результат true . А вот исключающее “или” возвращает true только если один из операндов является истинным. Если истинны оба операнда , обычное “или” вернет true (“хотя бы один истинный“), а вот исключающее или вернет false . Поэтому он и называется исключающим. Зная принцип предыдущих побитовых операций, ты наверняка и сам сможешь легко выполнить операцию 277^432. Но давай лучше лишний раз разберемся вместе:) 100010101 ^ 110110000 _______________ 010100101 - результат работы ^ Вот и наш результат. Те биты, которые были в обоих числах одинаковыми, вернули 0 (не сработала формула “один из”). А вот те, которые образовывали пару 0-1 или 1-0, в итоге превратились в единицу. В результате мы получили число 010100101. В десятичной системе ему соответствует число 165. Давай посмотрим, правильно ли мы посчитали: public class Main { public static void main (String args) { System. out. println (277 ^ 432 ) ; } } Вывод в консоль: 165 Супер! Все именно так, как мы и думали:) Теперь самое время познакомиться с операциями, которые называют битовыми сдвигами . Название, в принципе, говорит само за себя. Мы возьмем какое-то число и будем двигать его биты влево и вправо:) Давай посмотрим как это выглядит:

Сдвиг влево

Сдвиг битов влево обозначается знаком << Пример: public class Main { public static void main (String args) { int x = 64 ; //значение int y = 3 ; //количество int z = (x << y) ; System. out. println (Integer. toBinaryString (x) ) ; System. out. println (Integer. toBinaryString (z) ) ; } } В этом примере число x=64 называется значением . Именно его биты мы будем сдвигать. Сдвигать биты мы будем влево (это можно определить по направлению знака <<) В двоичной системе число 64 = 1000000 Число y=3 называется количеством . Количество отвечает на вопрос “на сколько бит вправо/влево нужно сдвинуть биты числа x ” В нашем примере мы будем сдвигать их на 3 бита влево. Чтобы процесс сдвига был более понятен, посмотрим на картинке. У нас в примере используются числа типа int. Int ’ы занимают в памяти компьютера 32 бита. Вот так выглядит наше изначальное число 64:

А теперь мы, в прямом смысле слова, берем каждый из наших битов и сдвигаем влево на 3 ячейки:

Вот что у нас получилось. Как видишь, все наши биты сдвинулись, а из-за пределов диапазона добавились еще 3 нуля. 3 - потому что мы делали сдвиг на 3. Если бы мы сдвигали на 10, добавилось бы 10 нулей. Таким образом, выражение x << y означает “сдвинуть биты числа х на y ячеек влево”. Результатом нашего выражения стало число 1000000000, которое в десятичной системе равно 512. Проверим: public class Main { public static void main (String args) { int x = 64 ; //значение int y = 3 ; //количество int z = (x << y) ; System. out. println (z) ; } } Вывод в консоль: 512 Все верно! Теоретически, биты можно сдвигать до бесконечности. Но поскольку у нас число int , в распоряжении есть всего 32 ячейки. Из них 7 уже заняты числом 64 (1000000). Поэтому если мы сделаем, например, 27 сдвигов влево, наша единственная единица выйдет за пределы диапазона и “затрётся”. Останутся только нули! public class Main { public static void main (String args) { int x = 64 ; //значение int y = 26 ; //количество int z = (x << y) ; System. out. println (z) ; } } Вывод в консоль: 0 Как мы и предполагали, единичка вышла за пределы 32 ячеек-битов и исчезла. У нас получилось 32-битное число, состоящее из одних нулей.

Естественно, в десятичной системе ему соответствует 0. Простое правило для запоминания сдвигов влево: При каждом сдвиге влево выполняется умножение числа на 2. Например, попробуем без картинок с битами посчитать результат выражения 111111111 << 3 Нам нужно трижды умножить число 111111111 на 2. В результате у нас получается 888888888. Давай напишем код и проверим: public class Main { public static void main (String args) { System. out. println (111111111 << 3 ) ; } } Вывод в консоль: 888888888

Сдвиги вправо

Они обозначаются знаком >> . Делают то же самое, только в другую сторону! :) Не будем изобретать велосипед и попробуем сделать это с тем же числом int 64. public class Main { public static void main (String args) { int x = 64 ; //значение int y = 2 ; //количество int z = (x >> y) ; System. out. println (z) ; } }

В результате сдвига на 2 вправо два крайних нуля нашего числа вышли за пределы диапазона и затерлись. У нас получилось число 10000, которому в десятичной системе соответствует число 16 Вывод в консоль: 16 Простое правило для запоминания сдвигов вправо: При каждом сдвиге вправо выполняется деление на два с отбрасыванием любого остатка. Например, 35 >> 2 означает, что нам нужно 2 раза разделить 35 на 2, отбрасывая остатки 35/2 = 17 (отбросили остаток 1) 17:2 = 8 (отбросили остаток 1) Итого, 35 >> 2 должно быть равно 8. Проверяем: public class Main { public static void main (String args) { System. out. println (35 >> 2 ) ; } } Вывод в консоль: 8

Приоритет операций в Java

В процессе написания или чтения кода тебе часто будут попадаться выражения, в которых одновременно выполняются несколько операций. Очень важно понимать, в каком порядке они будут выполнены, иначе результат может быть неожиданным. Поскольку операций в Java много, все они были выделены в специальную таблицу:

Operator Precedence

Operators Precedence
postfix expr++ expr--
unary ++expr --expr +expr ~ !
Multiplicative * / %
additive + -
shift << >> >>>
relational < > <= >= instanceof
equality == !=
bitwise AND &
bitwise exclusive OR ^
bitwise inclusive OR |
logical AND &&
logical OR ||
ternary ? :
assignment = += -= *= /= %= &= ^= |= <<= >>= >>>=
Все операции выполняются слева направо , однако с учетом своего приоритета. Например, если мы пишем: int x = 6 - 4/2; вначале будет выполнена операция деления (4/2). Хоть она и идет второй по счету, но у нее выше приоритет . Круглые или квадратные скобки меняют любой приоритет на максимальный. Это ты наверняка помнишь еще со школы. Например, если добавить их к выражению: int x = (6 - 4)/2; первым выполнится именно вычитание, поскольку оно вычисляется в скобках. У логического оператора && приоритет довольно низкий, что видно из таблицы. Поэтому чаще всего он будет выполняться последним. Например: boolean x = 6 - 4/2 > 3 && 12*12 <= 119; Это выражение будет выполняться так:
  • boolean x = 6 - 2 > 3 && 12 * 12 <= 119 ;

  • 12*12 = 144

    boolean x = 6 - 2 > 3 && 144 <= 119 ;
  • boolean x = 4 > 3 && 144 <= 119 ;

  • 4 > 3 = true

    boolean x = true && 144 <= 119 ;

  • 144 <= 119 = false

    boolean x = true && false ;

  • И, наконец, последним, будет выполнен оператор “И” && .

    boolean x = true && false;
    boolean x = false;

    Оператор сложения (+), например, имеет более высокий приоритет, чем оператор сравнения!= (“не равно”);

    Поэтому в выражении:

    Boolean x = 7 != 6+1;

    сначала будет выполнена операция 6+1, потом проверка 7!=7 (false), а в конце - присваивания результата false переменной x . У присваивания вообще самый маленький приоритет из всех операций - посмотри в таблице.

Фух! Лекция у нас получилась большая, но ты справился! Если ты не до конца понял какие-то части этой и предыдущей лекций - не переживай, мы еще не раз коснемся данных тем в будущем. Вот тебе несколько полезных ссылок:
  • Отличная в картинках про побитовые операции


  • - лекция JavaRush о логических и числовых операциях. Мы до них еще нескоро дойдем, но почитать можно уже сейчас, вреда не будет

Для целых числовых типов данных - long, int, short, char и byte - определен дополнительный набор операторов, с помощью которых можно проверять и модифицировать состояние отдельных битов соответствующих значений. В таблице 4.2 приведена сводка таких операторов. Операторы битовой арифметики работают с каждым битом как с самостоятельной величиной.

Таблица 4.2. Операторы битовой арифметики

Оператор

Результат

Оператор

Результат

побитовое И (AND)

Побитовое И (AND) с присваиванием

побитовое ИЛИ (OR)

побитовое ИЛИ (OR) с присваиванием

побитовое исключающее ИЛИ (XOR)

побитовое исключающее ИЛИ (XOR) с присваиванием

сдвиг вправо

сдвиг вправо с присваиванием

сдвиг вправо с заполнением нулями

сдвиг вправо с заполнением нулями с присваиванием

сдвиг влево

сдвиг влево с присваиванием

побитовое унарное отрицание (NOT)

В таблице 4.3 показано, как каждый из операторов битовой арифметики воздействует на возможные комбинации битов своих операндов.

Таблица 4.3

Сдвиг влево

Оператор << выполняет сдвиг влево всех битов своего левого операнда на число позиций, заданное правым операндом. При этом часть битов в левых разрядах выходит за границы и теряется, а соответствующие правые позиции заполняются нулями.

Сдвиг вправо

Оператор >> означает в языке Java сдвиг вправо. Он перемещает все биты своего левого операнда вправо на число позиций, заданное правым операндом. Когда биты левого операнда выдвигаются за самую правую позицию слова, они теряются. При сдвиге вправо освобождающиеся старшие (левые) разряды сдвигаемого числа заполняются предыдущим содержимым знакового разряда. Сделано это для того, чтобы при сдвиге вправо числа сохраняли свой знак.

Беззнаковый сдвиг вправо

Часто требуется, чтобы при сдвиге вправо расширение знакового разряда не происходило, а освобождающиеся левые разряды заполнялись бы нулями. С этой целью используется оператор беззнакового сдвига вправо >>>.

4.3. Операторы отношений

Для того чтобы можно было сравнивать два значения, в Java имеется набор операторов, описывающих отношение и равенство. Список таких операторов приведен в таблице 4.4.

Таблица 4.4

Оператор

Результат

равно

не равно

больше

меньше

больше или равно

меньше или равно

Значения любых типов, включая целые и вещественные числа, символы, логические значения и ссылки, можно сравнивать, используя оператор проверки на равенство == и неравенство!=. Обратите внимание - в языке Java проверка на равенство обозначается последовательностью (==). Один знак (=) - это оператор присваивания.

Операторы отношения могут применяться только к операндам числовых типов. С их помощью можно работать с целыми, вещественными и символьными типами. Каждый из операторов отношения возвращает результат типа boolean, т.е. либоtrue , либоfalse .

Последнее обновление: 30.10.2018

Большинство операций в Java аналогичны тем, которые применяются в других си-подобных языках. Есть унарные операции (выполняются над одним операндом), бинарные - над двумя операндами, а также тернарные - выполняются над тремя операндами. Операндом является переменная или значение (например, число), участвующее в операции. Рассмотрим все виды операций.

В арифметических операциях участвуют числами. В Java есть бинарные арифметические операции (производятся над двумя операндами) и унарные (выполняются над одним операндом). К бинарным операциям относят следующие:

    операция сложения двух чисел:

    Int a = 10; int b = 7; int c = a + b; // 17 int d = 4 + b; // 11

    операция вычитания двух чисел:

    Int a = 10; int b = 7; int c = a - b; // 3 int d = 4 - a; // -6

    операция умножения двух чисел

    Int a = 10; int b = 7; int c = a * b; // 70 int d = b * 5; // 35

    операция деления двух чисел:

    Int a = 20; int b = 5; int c = a / b; // 4 double d = 22.5 / 4.5; // 5.0

    При делении стоит учитывать, так как если в операции участвуют два целых числа, то результат деления будет округляться до целого числа, даже если результат присваивается переменной float или double:

    Double k = 10 / 4; // 2 System.out.println(k);

    Чтобы результат представлял числос плавающей точкой, один из операндов также должен представлять число с плавающей точкой:

    Double k = 10.0 / 4; // 2.5 System.out.println(k);

    получение остатка от деления двух чисел:

    Int a = 33; int b = 5; int c = a % b; // 3 int d = 22 % 4; // 2 (22 - 4*5 = 2)

Также есть две унарные арифметические операции, которые производятся над одним числом: ++ (инкремент) и -- (декремент). Каждая из операций имеет две разновидности: префиксная и постфиксная:

    ++ (префиксный инкремент)

    Предполагает увеличение переменной на единицу, например, z=++y (вначале значение переменной y увеличивается на 1, а затем ее значение присваивается переменной z)

    Int a = 8; int b = ++a; System.out.println(a); // 9 System.out.println(b); // 9

    ++ (постфиксный инкремент)

    Также представляет увеличение переменной на единицу, например, z=y++ (вначале значение переменной y присваивается переменной z, а потом значение переменной y увеличивается на 1)

    Int a = 8; int b = a++; System.out.println(a); // 9 System.out.println(b); // 8

    -- (префиксный декремент)

    уменьшение переменной на единицу, например, z=--y (вначале значение переменной y уменьшается на 1, а потом ее значение присваивается переменной z)

    Int a = 8; int b = --a; System.out.println(a); // 7 System.out.println(b); // 7

    -- (постфиксный декремент)

    z=y-- (сначала значение переменной y присваивается переменной z, а затем значение переменной y уменьшается на 1)

    Int a = 8; int b = a--; System.out.println(a); // 7 System.out.println(b); // 8

Приоритет арифметических операций

Одни операции имеют больший приоритет чем другие и поэтому выполняются вначале. Операции в порядке уменьшения приоритета:

++ (инкремент), -- (декремент)

* (умножение), / (деление), % (остаток от деления)

+ (сложение), - (вычитание)

Приоритет операций следует учитывать при выполнении набора арифметических выражений:

Int a = 8; int b = 7; int c = a + 5 * ++b; System.out.println(c); // 48

Вначале будет выполняться операция инкремента ++b , которая имеет больший приоритет - она увеличит значение переменной b и возвратит его в качестве результата. Затем выполняется умножение 5 * ++b , и только в последнюю очередь выполняется сложение a + 5 * ++b

Скобки позволяют переопределить порядок вычислений:

Int a = 8; int b = 7; int c = (a + 5) * ++b; System.out.println(c); // 104

Несмотря на то, что операция сложения имеет меньший приоритет, но вначале будет выполняться именно сложение, а не умножение, так как операция сложения заключена в скобки.

Ассоциативность операций

Кроме приоритета операции отличаются таким понятием как ассоциативность . Когда операции имеют один и тот же приоритет, порядок вычисления определяется ассоциативностью операторов. В зависимости от ассоциативности есть два типа операторов:

    Левоассоциативные операторы, которые выполняются слева направо

    Правоассоциативные операторы, которые выполняются справа налево

Так, некоторые операции, например, операции умножения и деления, имеют один и тот же приоритет. Какой же тогда будет результат в выражении:

Int x = 10 / 5 * 2;

Стоит нам трактовать это выражение как (10 / 5) * 2 или как 10 / (5 * 2) ? Ведь в зависимости от трактовки мы получим разные результаты.

Поскольку все арифметические операторы (кроме префиксного инкремента и декремента) являются левоассоциативными, то есть выполняются слева направо. Поэтому выражение 10 / 5 * 2 необходимо трактовать как (10 / 5) * 2 , то есть результатом будет 4.

Операции с числами с плавающей точкой

Следует отметить, что числа с плавающей точкой не подходят для финансовых и других вычислений, где ошибки при округлении могут быть критичными. Например:

Double d = 2.0 - 1.1; System.out.println(d);

В данном случае переменная d будет равна не 0.9, как можно было бы изначально предположить, а 0.8999999999999999. Подобные ошибки точности возникают из-за того, что на низком уровне для представления чисел с плавающей точкой применяется двоичная система, однако для числа 0.1 не существует двоичного представления, также как и для других дробных значений. Поэтому если в таких случаях обычно применяется класс BigDecimal, который позволяет обойти подобные сиуации.

Мне кажется, давно уже пора приступить к разработке документа, в котором будет четко оговорено, что граждане могут делать в свое свободное время, а чего они делать не должны.

Из к/ф «Забытая мелодия для флейты»

Все операторы Java можно разделить на четыре группы: арифметические, логиче- ские, побитовые и сравнения. Рассмотрим последовательно каждую группу опе- раторов. Начнем с арифметических. Эти операторы перечислены в табл. 1.2.


Таблица 1.2. Арифметические операторы Java

Оператор Название Пояснение
+ Сложение Бинарный оператор. Результатом команды a+b являет- ся сумма значений переменных a и b
- Вычитание Бинарный оператор. Результатом команды a-b являет- ся разность значений переменных a и b
* Умножение Бинарный оператор. Результатом команды a*b являет- ся произведение значений переменных a и b
/ Деление Бинарный оператор. Результатом команды a/b являет- ся частное от деления значений переменных a и b. Для целочисленных операндов по умолчанию выполняется деление нацело
% Остаток Бинарный оператор. Результатом команды a%b яв- ляется остаток от целочисленного деления значений переменных a и b
+= Сложение (упро- щенная форма с присваиванием) Упрощенная форма оператора сложения с присваива- нием. Команда a+=b является эквивалентом команды a=a+b
-= Вычитание (упро- щенная форма с присваиванием) Упрощенная форма оператора вычитания с присваива- нием. Команда a-=b является эквивалентом команды a=a-b
*= Умножение (упро- щенная форма с присваиванием) Упрощенная форма оператора умножения с присваи- ванием. Команда a*=b является эквивалентом команды a=a*b
/= Деление (упро- щенная форма с присваиванием) Упрощенная форма оператора деления с присваива- нием. Команда a/=b является эквивалентом команды a=a/b
%= Остаток (упро- щенная форма) Упрощенная форма оператора вычисления остатка с присваиванием. Команда a%=b является эквивален- том команды a=a%b
++ Инкремент Унарный оператор. Команда a++ (или ++a) является эквивалентом команды a=a+1
-- Декремент Унарный оператор. Команда a-- (или --a) является эквивалентом команды a=a-1

Эти операторы имеют некоторые особенности. В первую очередь обращаем вни- мание на оператор деления /. Если операндами являются целые числа, в ка- честве значения возвращается результат целочисленного деления. Рассмотрим последовательность команд:

int a=5,b=2; double x=a/b;

В данном примере переменная x получает значение 2.0, а не 2.5, как можно было бы ожидать. Дело в том, что сначала вычисляется выражение a/b. Поскольку


операнды целочисленные, выполняется целочисленное деление. И только по- сле этого полученное значение преобразуется к формату double и присваивается переменной x.

Для того чтобы при целочисленных операндах выполнялось обычное деление, перед выражением с оператором деления указывается в круглых скобках иден- тификатор типа double (или float). Например, так:

double x=(double)a/b;

Теперь значение переменной x равно 2.5.

В Java, как и в С++, есть группа упрощенных арифметических операторов с присваиванием. Если op - один из операторов сложения, умножения, деления и вычисления остатка, то упрощенная форма этого оператора с присваиванием имеет вид op=. Это тоже бинарный оператор, как и оператор op, а команда вида x op=y является эквивалентом команды x=x op y.

Еще два исключительно полезных унарных оператора - операторы инкремента (++) и декремента (--). Действие оператора декремента сводится к увеличению на единицу значения операнда, а оператор декремента на единицу уменьшает операнд. Другими словами, команда x++ эквивалентна команде x=x+1, а команда x-- эквивалентна команде x=x-1. У операторов инкремента и декремента есть не только представленная здесь постфиксная форма (оператор следует после опе- ранда: x++ или x--), но и префиксная (оператор располагается перед операндом:

X или --x). С точки зрения действия на операнд нет разницы в том, префикс- ная или постфиксная формы оператора использованы. Однако если выражение с оператором инкремента или декремента является частью более сложного вы- ражения, различие в префиксной и постфиксной формах операторов инкремента и декремента существует. Если использована префиксная форма оператора, сна- чала изменяется значение операнда, а уже после этого вычисляется выражение. Если использована постфиксная форма оператора, сначала вычисляется выраже- ние, а затем изменяется значение операнда. Рассмотрим небольшой пример:

В этом случае после выполнения команд переменная n будет иметь значение 11, а переменная m - значение 10. На момент выполнения команды m=n++ значение переменной n равно 10. Поскольку в команде m=n++ использована постфиксная форма оператора инкремента, то сначала выполняется присваивание значения переменной m, а после этого значение переменной n увеличивается на единицу.

Иной результат выполнения следующих команд:


Обе переменные (n и m) в этом случае имеют значение 11. Поскольку в команде m=++n использована префиксная форма инкремента, сначала на единицу увели- чивается значение переменной n, а после этого значение переменной n присваи- вается переменной m.

Следующую группу образуют логические операторы. Операндами логических операторов являются переменные и литералы типа boolean. Логические опера- торы Java перечислены в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Логические операторы Java

Оператор Название Пояснение
& Логическое И Бинарный оператор. Результатом операции A&B явля- ется true, если значения обоих операндов равны true. В противном случае возвращается значение false
&& Сокращенное логическое И Бинарный оператор. Особенность оператора, по срав- нению с оператором &, состоит в том, что если значе- ние первого операнда равно false, то значение второго операнда не проверяется
| Логическое ИЛИ Бинарный оператор. Результатом операции A|B являет- ся true, если значение хотя бы одного операнда равно true. В противном случае возвращается значение false
|| Сокращенное логическое ИЛИ Бинарный оператор. Особенность оператора, по срав- нению с оператором |, состоит в том, что если значе- ние первого операнда равно true, то значение второго операнда не проверяется
^ Исключающее ИЛИ Бинарный оператор. Результатом операции A^B являет- ся true, если значение одного и только одного опе- ранда равно true. В противном случае возвращается значение false
! Логическое отрицание Унарный оператор. Результатом команды!A является true, если значение операнда A равно false. Если зна- чение операнда A равно true, результатом команды!A является значение false

Логические операторы обычно используются в качестве условий в условных операторах и операторах цикла.

В табл. 1.4 перечислены операторы сравнения, используемые в Java.

Таблица 1.4. Операторы сравнения Java


Оператор Название Пояснение
< Меньше Результатом операции A
<= Меньше или равно Результатом операции A<=B является значения true, если значение операнда A не больше значения операн- да B. В противном случае значением является false
> Больше Результатом операции A>B является значения true, если значение операнда A больше значения операнда B. В противном случае значением является false
>= Больше или равно Результатом операции A>=B является значения true, если значение операнда A не меньше значения опе- ранда B. В противном случае значением является false
!= Не равно Результатом операции A!=B является значения true, если операнды A и B имеют разные значения. В про- тивном случае значением является false

Операторы сравнения обычно используются совместно с логическими операто- рами.

Для понимания принципов работы поразрядных операторов необходимо иметь хотя бы элементарные познания о двоичном представлении чисел. Напомним читателю некоторые основные моменты.

‰ В двоичном представлении позиционная запись числа содержит нули и еди- ницы.

‰ Старший бит (самый первый слева) определяет знак числа. Для положитель- ных чисел старший бит равен нулю, для отрицательных - единице.

‰ Перевод из двоичной системы счисления положительного числа с позицион-


ной записью


bnbn -1...b 2b 1b 0


(bi могут принимать значения 0 или 1, старший


бит для положительных чисел bn = 0) в десятичную выполняется так:



n -1 n





+ ... + bn -12



‰ Для перевода отрицательного двоичного числа в десятичное представление производится побитовое инвертирование кода (об операции побитового ин- вертирования - см. далее), полученное двоичное число переводится в деся- тичную систему, к нему прибавляется единица (и добавляется знак минус).

‰ Для перевода отрицательного числа из десятичной в двоичную систему от модуля числа отнимают единицу, результат переводят в бинарный код и затем этот код инвертируют.

‰ Умножение числа на два эквивалентно сдвигу влево на один бит позиционной записи числа (с заполнением первого бита нулем).

Побитовые операторы Java описаны в табл. 1.5.


Таблица 1.5. Побитовые операторы Java

Оператор Название Пояснение
& Побитовое И Бинарный оператор. Логическая операция И приме- няется к каждой паре битов операндов. Результатом является 1, если каждый из двух сравниваемых битов равен 1. В противном случае результат равен 0
| Побитовое ИЛИ Бинарный оператор. Логическая операция ИЛИ при- меняется к каждой паре битов операндов. Результатом является 1, если хотя бы один из двух сравниваемых битов равен 1. В противном случае результат равен 0
^ Побитовое ИСКЛЮЧА- ЮЩЕЕ ИЛИ Бинарный оператор. Логическая операция ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ применяется к каждой паре битов операндов. Результатом является 1, если один и только один из двух сравниваемых битов равен 1. В противном случае результат равен 0
~ Побитовое отрицание Унарный оператор. Выполняется инверсия двоичного кода: 0 меняется на 1, а 1 меняется на 0
>> Сдвиг вправо Бинарный оператор. Результатом является число, получаемое сдвигом вправо в позиционном пред- ставлении первого операнда (слева от оператора) на количество битов, определяемых вторым операндом (справа от оператора). Исходное значение перво- го операнда при этом не меняется. Младшие биты теряются, а старшие заполняются дублированием знакового бита
<< Сдвиг влево Бинарный оператор. Результатом является число, получаемое сдвигом влево в позиционном представле- нии первого операнда (слева от оператора) на количе- ство битов, определяемых вторым операндом (справа от оператора). Исходное значение первого операнда при этом не меняется. Младшие биты заполняются нулями, а старшие теряются
>>> Беззнаковый сдвиг вправо Бинарный оператор. Результатом является число, по- лучаемое сдвигом вправо в позиционном представле- нии первого операнда (слева от оператора) на количе- ство битов, определяемых вторым операндом (справа от оператора). Исходное значение первого операнда при этом не меняется. Младшие биты теряются, а старшие заполняются нулями
&= Упрощенная форма побито- вого оператора & с присваиванием Команда вида A& A=A&B
|= Упрощенная форма побито- вого оператора | с присваиванием Команда вида A|=B является эквивалентом команды A=A|B

Оператор Название Пояснение
^= Упрощенная Команда вида A^=B является эквивалентом команды
форма побито-
вого оператора ^ A=A^B
с присваиванием
>>= Упрощенная Команда вида A>>=B является эквивалентом команды
форма побитово-
го оператора >> A=A>>B
с присваиванием
<<= Упрощенная Команда вида A<<=B является эквивалентом команды
форма побитово-
го оператора << A=A<
с присваиванием
>>>= Упрощенная Команда вида A>>>=B является эквивалентом команды
форма побитово-
го оператора >>> A=A>>>B
с присваиванием

За редким исключением, побитовые операции используются в случаях, когда необходимо оптимизировать программу в отношении быстродействия.

Помимо перечисленных операторов, в Java есть единственный тернарный опе- ратор (у оператора три операнда). Формально оператор обозначается как?:. Синтаксис вызова этого оператора следующий:

условие?значение_1:значение_2

Первым операндом указывается условие - выражение, возвращающее в качестве значения логическое значение. Если значение выражения-условия равно true, в качестве значения тернарным оператором возвращается значение_1. Если зна- чением выражения-условия является false, тернарным оператором в качестве значения возвращается значение_2.

Несколько замечаний по поводу оператора присваивания (оператор =). В Java оператор присваивания возвращает значение. Команда вида x=y выполняется следующим образом. Сначала вычисляется выражение y, после чего это выра- жение приводится к типу переменной x и затем записывается в эту переменную. Благодаря тому, что, в отличие от других операторов с равными приоритетами, присваивание выполняется справа налево, в Java допустимыми являются ко- манды вида x=y=z. В этом случае значение переменной z присваивается сначала переменной y, а затем значение переменной y присваивается переменной x.

Еще одно замечание касается упрощенных форм операторов с присваиванием, то есть операторов вида op=. Хотя утверждалось, что команда вида A op=B эк- вивалента команде A=A op B, это не совсем так. При выполнении команды вида A op=B сначала вычисляется выражение A op B, затем полученное значение при- водится к типу переменной A и только после этого присваивается переменной A. Поскольку приведение к типу переменной A выполняется, фактически, явно, а в команде A=A op B приведение типов неявное, может проявиться разница


в использовании полной и упрощенной форм команд присваивания. Рассмо- трим простой пример:

// Правильно: a+=20;

// Неправильно: a=a+b;

В данном случае команда a+=20 является корректной, а команда a=a+b - нет. В первом случае литерал 20 типа int «насильственно» приводится к типу byte в силу особенностей оператора +=. Во втором случае результат вычисления вы- ражения a+b автоматически расширяется до типа int, а автоматическое приведе- ние типа int к типу byte запрещено.

Напоследок приведем в табл. 1.6 данные о приоритете различных операторов в Java.

Таблица 1.6. Приоритеты операторов в Java

Приоритет Операторы
Круглые скобки (), квадратные скобки и оператор «точка»
Инкремент ++, декремент --, отрицания ~ и!
Умножение *, деление / и вычисление остатка %
Сложение + и вычитание -
Побитовые сдвиги >>, << и >>>
Больше >, больше или равно >=, меньше или равно <= и меньше <
Равно == и неравно!=
Побитовое И &
Побитовое исключающее ИЛИ ^
Побитовое ИЛИ |
Логическое И &&
Логические ИЛИ ||
Тернарный оператор?:
Присваивание = и сокращенные формы операторов вида op=

Операторы равных приоритетов (за исключением присваивания) выполняются слева направо. В случаях когда возникают сомнения в приоритете операторов и последовательности вычисления выражений, рекомендуется использовать круглые скобки.

В Java есть операторы сдвига. Операторы << и >> позаимствованы из С/C++. Кроме того, Java обладает своим новым оператором сдвига >>>.

Операторы сдвига присущи системам, которые могут выравнивать биты, прочтённые из IO портов или зартсываемые в IO порты. Это также быстрое умножение или деление на степень двойки. Преимущество операторов сдвига в Java - это независимость от платформы. Поэтому вы можете использовать их не беспокоясь ни о чём.

Основы сдвига

Сдвиг - это, по сути, простейшая операция: мы берём последовательность битов и двигаем её влево или вправо. Больше всего конфуза вызывает оператор >>>. Но о нём мы поговорим чуть позже.

Операторы сдвига могут применяться лишь к целым числам, то есть к типам int или long . Следующая таблица иллюстрирует базовый механизм сдвига.

Таблица 1: Идея сдвига

Исходные данные
Бинарное представление 00000000 00000000 00000000 11000000
Сдвиг влево на 1 бит 00000000 00000000 00000001 1000000?
Сдвиг вправо на бит ?0000000 00000000 00000000 01100000 0
Сдвиг влево на 4 бита 0000 00000000 00000000 00001100 0000????
Исходные данные
Бинарное представление 11111111 11111111 11111111 01000000
Сдвиг влево на 1 бит 11111111 11111111 11111110 1000000?
Сдвиг вправо на бит ?1111111 11111111 11111111 10100000 0

Таблица показывает фундаментальную идею сдвига: перемещение битов относительно их позиций. Это как очередь в магазине: как только один человек совершил покупку и отшёл, вся очередь сдвинулась и позиции всех участников очереди изменились.

Однако, глядя на таблицу, возникают три вопроса вопроса:

  1. Что происходит, если мы сдвигаем влево и при этом часть бинарной записи выходит за границу слева, а часть - остаётся пустой справа?
  2. Что происходит, когда справа - выход за границы, а слева - пустое место?
  3. Какое истинное значение принимает знак "?"?.

Ответим на часть этих вопросов. Биты, вышедшие за границы, просто теряются. Мы о них забываем.

В некоторых языках, типа ассемблер, есть операция ротации , когда при сдвиге вышедшие за границы биты не теряются, но ставятся на освободившееся место (вместо вопросиков). Однако языки высокого уровня, типа Java, не имеют в своём арсенале такой операции.

Сдвиг отрицательных чисел

Ответ на вопрос о значении символов "?" в приведенной выше таблице требует отдельного рассмотрения.

В случае сдвига влево << и беззнакового сдвига вправо >>> новые биты просто устанавливаются в ноль. В случае сдвига вправо со знаком >> новые биты принимают значение старшего (самого левого) бита перед сдвигом. Следующая таблица демонстрирует это:

Таблица 2: Сдвиг положительных и отрицательных чисел

Исходные данные
Бинарное представление 00000000 00000000 00000000 11000000
Сдвиг вправо на 1 бит 00000000 00000000 00000000 01100000
Сдвиг вправо на 7 бит 00000000 00000000 00000000 00000001
Исходные данные
Бинарное представление 11111111 11111111 11111111 01000000
Сдвиг вправо на 1 бит 11111111 11111111 11111111 10100000
Сдвиг вправо на 7 бит 11111111 11111111 11111111 11111110

Заметьте: в том, случае, где старший бит был 0 перед сдвигом, новые биты стали тоже 0. Там где старший бит перед сдвигом был 1, новые биты тоже заполнились 1.

Это правило может показаться странным на первый взгляд. Но оно имеет под собой очень серьёзное обоснование. Если мы сдвигаем бинарное число влево на одну позицию, то в десятичной записи мы умножаем его на два. Если мы сдвигаем влево на n позиций, то умножение происходит на 2 n , то есть на 2, 4, 8, 16 и т.д.

Сдвиг вправо даёт деление на степени двойки. При этом, добавление слева нулей на появившиеся биты на самом деле даёт деление на степени двойки лишь в случае положительных чисел. Но для отрицательных чисел всё совсем по другому!

Как известно, старший бит отрицательных чисел равен единице, 1. Для того, чтобы сохранить старшинство единицы при сдвиге, то есть сохранить отрицательный знак результата деления отрицательного числа на положительное (степень двойки), нам нужно подставлять единицы на освободившиеся места.

Если мы посмотрим на Таблицу 2, то заметим, что 192, сдвинутое на 1 бит вправо - это 192/2=96, а сдвинутое на 7 битов вправо - это 192/2 7 =192/128=1 по законам целочисленной арифметики. С другой стороны, -192 сдвинутое на 1 бит вправо - это 192/2=-96 и т.д.

Есть, однако пример, когда реультат сдвига вправо отличается от результата целочисленного деления на 2. Это случай, когда аргумент = -1. При целочисленном делении мы имеем: -1/2=0. Но результат сдвига вправо нам даёт -1. Это можно трактовать так: целочисленное деление округляет к нулю, а сдвиг округляет к -1.

Таким образом, сдвиг вправо имеет две ипостаси: одна (>>>) просто сдвигает битовый паттерн "в лоб", а другая (>>) сохраняет эквивалентность с операцией деления на 2.

Зачем же Java потребовался беззнаковый сдвиг вправо (сдвиг "в лоб"), когда ни в С, ни в С++ его не существует? Ответ прост, потому что в С и С++ сдвиг всегда беззнаковый . То есть >>>> в Java - это и есть сдвиг вправо в C и C++. Но, поскольку в Java все численные типы со знаком (за исключением char ), то и результаты сдвигов должны иметь знаки.

Сокращение (reduction) правого операнда

На самом деле у операторов сдвига есть правый операнд - число позиций, на которое нужно произвести сдвиг. Для корректного сдвига это число должно быть меньше, чем количество битов в результате сдвига. Если число типа int (long) , то сдвиг не может быть сделан более, чем на 32 (64) бита.

Оператор же сдвига не делает никаких проверок данного условия и допускает операнды, его нарушающие. При этом правый операнд сокращается по модулю от нужного количества битов. Например, если вы захотите сдвинуть целое число на 33 бита, то сдвиг произойдёт на 33%32=1 бит. В результатае такого сдвига мы легко можем получить аномальные результаты, то есть результаты, которых мы не ожидали. Например, при сдвиге на 33 бита мы ожидаем получить 0 или -1 (в знаковой арифметике). Но это не так.

Почему Java сокращает правый операнд оператора сдвига или грустная история о заснувшем процессоре

Одной из главной причин введения сокращения было то, что процессоры сами сокращают подобным образом правый операнд оператора сдвига. Почему?

Несколько лет назад был создан мощнейший процессор с длинными регистрами и операциями ротации и сдвигам на любое количество битов. Именно потому, что регистры были длинными, корректное выполнение этих операций требовало несколько минут.

Основным применением данных процессоров был контроль систем реального времени. В данных системах самый быстрый ответ на внешнее событие должно занимать не более задержки на прерывание (interrupt latency ). Отдельные инскрукции таких процессоров были неделимы. Поэтому выполнение длинных операций (сдвига на несколько бит и ротации) нарушало эффективную работу процессора.

Следующая версия процессора имплементировала эти операции уже по-другому: размер правого операнда сократился. Задержка на прерывание восстанавилась. И многие процессоры переняли данную практику.

Арифметическое распространение (promotion ) операндов

Апифметическое распространение операндов происходит перед применением оперции сдвига и гарантирует, что операнды по крайней мере типа int . Это явление имеет особый эффект на беззнаковый сдвиг вправо, когда сдвигаемое число меньше, чем int : мы получаем не тот результат, который ожидали.

Следующая таблица показывает пример аномалии:

Таблица 3: Арифметическое распространение для беззнакового сдвига вправо, когда операнд меньше, чем int

Исходные данные (-64 в десятичной записи)
Распространение до int 11111111 11111111 11111111 11000000
Сдвиг вправо на 4 битa 00001111 11111111 11111111 11111100
Сокращение до байта 11111100
Ожидаемый результат был 00001100