Тарифы Услуги Сим-карты

Скачать Экзаменатор для всех Windows на русском, бесплатную версию на SoftOut

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Кубанский государственный технологический университет

(ФГБОУ ВПО КубГТУ)

Факультет компьютерных технологий и автоматизированных систем

Кафедра информационных систем и программирования

Курсовой проект

По дисциплине «Программная инженерия»

На тему: Разработка приложения "Экзаменатор"

Выполнил студент группы 11-КБ-ПИ1

Атрошенко Михаил Александрович

Руководитель работы

к.т.н., доцент В.А. Мурлина

Краснодар 2013

Введение

  • 1. Нормативные ссылки
  • 2. Постановка задачи
  • 4. Язык XML
  • 5. Описание программы
  • 6. Руководство пользователя
  • Заключение
  • Приложение

Введение

Приложение «Экзаменатор» позволяет объективно и удобно оценить свой уровень знаний по дисциплине Программная инженерия. В программе используется чтение XML документа. XML -- язык разметки текста, крайне напоминающий HTML. Но его чаще используют как формат хранения данных. Проще говоря -- как базу данных. Он очень удобен, почти во всех библиотеках нашего времени можно найти классы/функции для работы с ним.

Тест состоит из двенадцати вопросов и затрагивает две темы курса: «Настройка элементов управления и создание пользовательского интерфейса» и «Формы Windows и пользовательский интерфейс». Вариант ответа в любом вопросе всегда один и выбирается с помощью элемента управления RadioButton, после выбора варианта зеленым цветом обозначается верный вариант. Внимание, отменить ответ нельзя. Для перехода на следующий вопрос используется соответствующая кнопка. При необходимости можно пропустить вопрос, вызвавший затруднение.

Актуальность данной программы не подлежит сомнению, так как тестирование - наибыстрейший и наиточнейший способ оценки знаний.

1. Нормативные ссылки

экзаменатор алгоритм интерфейс visual

ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ Р 50739-95. Государственный стандарт РФ. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования.

ГОСТ 7.32-2001. СИБИД. Отчет о НИР. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения.

ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

2. Постановка задачи

Разработать и отладить приложение «Экзаменатор» в среде Visual Studio 2010 с использованием языка C#. Выяснить преимущества языка XML и использовать его в курсовом проекте.

3. Описание входных и выходных данных

В качестве входных данных являются.xml файл, а качестве выходных данных являются информация о уровне знаний в дисциплине программная инженерия.

4. Язык XML

XML (Xtensible Markup Language -- расширяемый язык разметки) -- рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) язык разметки. Спецификация XML описывает XML-документы и частично описывает поведение XML-процессоров (программ, читающих XML-документы и обеспечивающих доступ к их содержимому). XML разрабатывался как язык с простым формальным синтаксисом, удобный для создания и обработки документов программами и одновременно удобный для чтения и создания документов человеком, с подчёркиванием нацеленности на использование в Интернете. Язык называется расширяемым, поскольку он не фиксирует разметку, используемую в документах: разработчик волен создать разметку в соответствии с потребностями к конкретной области, будучи ограниченным лишь синтаксическими правилами языка. Сочетание простого формального синтаксиса, удобства для человека, расширяемости, а также базирование на кодировках Юникод для представления содержания документов привело к широкому использованию как собственно XML, так и множества производных специализированных языков на базе XML в самых разнообразных программных средствах.

С логической точки зрения, документ состоит из пролога и корневого элемента. Корневой элемент -- обязательная часть документа, пролог, вообще говоря, может отсутствовать.

Пролог может включать объявления, инструкции обработки, комментарии.

Пролог следует начинать с объявления XML, хотя в определённой ситуации допускается отсутствие этого объявления.

Корневой элемент может включать (а может не включать) вложенные в него элементы и символьные данные, а также комментарии. Вложенные в корневой элемент элементы, в свою очередь, могут включать вложенные в них элементы, символьные данные и комментарии, и так далее.

Элементы документа должны быть правильно вложены: любой элемент, начинающийся внутри другого элемента (то есть любой элемент документа, кроме корневого), должен заканчиваться внутри элемента, в котором он начался.

Символьные данные могут встречаться внутри элементов как непосредственно, так и в специальных секциях CDATA.

Объявления, инструкции обработки и элементы могут иметь связанные с ними атрибуты. Атрибуты используются для связывания с логической единицей текста пар имя-значение.

С физической точки зрения, символы, составляющие документ, делятся на разметку и символьные данные.

Объявления и инструкции обработки, включая их атрибуты, а также комментарии полностью принадлежат разметке. К разметке также принадлежат теги, обозначающие границы элементов, включая их атрибуты, а также последовательности символов, обрамляющие секции CDATA.

Часть документа, не принадлежащая разметке, составляет символьные данные документа.

Разметка всегда начинается символом < и заканчивается символом >. Наряду с символами < и >, специальную роль для разметки играет также символ &. Употребление разметочных символов в символьных данных затрудняет распознавание конструкций разметки и может создать проблему неоднозначности структуры. В XML эта проблема решается следующим образом: три упомянутые символа не могут присутствовать в символьных данных и в значениях атрибутов в их непосредственном виде, для их представления в этих случаях зарезервированы специальные последовательности символов, начинающиеся с & и заканчивающиеся.

Правило замены символов, используемых в разметке, на зарезервированные последовательности символов не распространяется на символьные данные в секциях CDATA.

5. Описание программы

Отлично!

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Какой из приведенных ниже фрагментов кода демонстрирует добавление нового экземпляра формы Windows с именем Form1 во время выполнения?

Form1 myForm;

myForm = Form1. CreateForm();

Form1 myForm; myForm.Show();

myForm = Form1; myForm.Show();

Form1 myForm; myForm = new Form1();

Обработчик события button1_Click. При нажатии этой кнопки открывается файл вопросов, при последующих нажатиях открывается вопрос, выбираемый случайным образом. После подведения результатов, эта кнопка закрывает приложение.

{

switch (mode)

{

case 0:

qw(test);

cv++;

mode = 1;

break;

case 1:

if (otv == right)

nr++;

if (cv < n)

{

qw(test);

cv++;

}

else

{

for (int j = 0; j < 4; j++)

{

label[j].Visible = false;

}

pictureBox1.Visible = false;

ShowResult();

mode = 2;

}

break;

case 2:

this.Close();

break;

}

}

Обработчик события radioButton1_Click. Обозначает выбор варианта ответа.

{

button1.Enabled = true;

button3.Enabled = false;

}

Отображение результата.

private void ShowResult()

{

int i; // номер уровня

// достижения i-го уровня

for (i = 0; i < k - 1; i++)

{

p = System.Convert.ToInt32(xel.Elements("levels").Elements().ElementAt(i).Attribute("p").Value);

if (nr >

break;

}

// отобразить оценку

label0.Text =

}

{

switch (mode)

{

case 1:

if (cv < 13)

{

qw(test);

cv++;

}

else

{

cv = 0;

}

break;

}

}

}

}

6. Руководство пользователя

Системные требования:

ОС: Windows 7, 8

Среда обработки: Microsoft Visual Studio версии 2008 или новее.

Начало работы с программой «Экономические законы развития информационных технологий в программной инженерии». Запустите Microsoft Visual Studio, откройте проект LINQ_8.

Запустите программу.

На рисунке 1 приведено главное окно приложения

Рисунок 1 Главное окно приложения

Для начала тестирования, нажмите на кнопку «Начать тестирование». Вопросы «перемешиваются», что позволяет использовать программу на соседних компьютерах (см. рисунок 2).

Рисунок 2 Начало тестирования

Для выбора варианта ответа, нажмите на круг рядом с вашим вариантом. Вы узнаете о правильности своего выбора по цвету, в который окрасится ваш вариант. Зеленый - верный, красный- неверный. Так же в зеленый цвет окрасится заведомо правильный вариант (см. рисунок 3).

Рисунок 3 Выбор варианта ответа

В конце теста будет показан ваш результат. А так же статистика, сколько ответов из 12 вы дали верных (см. рисунок 4)

Рисунок 4 Вывод результатов

При нажатии на кнопку «Информация» появится окно, содержащее информацию о программе (см. рисунок 5)

Рисунок 5 Информация

Заключение

В данном курсовом проекте было разработано приложение «Экзаменатор». Программа позволяет оценить свой уровень знаний по дисциплине программная инженерия.

К плюсам данной программы можно отнести: удобность, точность, функциональность, эргономичность.

Минусами данной программы является малая база вопросов, что исправимо, но энергозатратно.

Список используемых источников

1. Программная инженерия: учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический техникум. -- Курск, 2011. -- 649 с

2. Шилдт Г. Полный справочник по C#.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 752 с.: ил. - Парал. тит. англ.

3. Фленов М.Е. Библия C#. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 560 с., ил. + CD-ROM.

4. Павловская Т.А. C#. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.: ил.

Приложение А

using System;

using System.Collections.Generic;

using System.ComponentModel;

using System.Data;

using System.Drawing;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Windows.Forms;

using System.Xml.Linq;

using System.IO;

namespace WindowsFormsApplication1

{

public partial class Form1: Form

{

// массив радиокнопок и меток

RadioButton radioButton;

Label label;

XDocument xdoc;

DirectoryInfo di;

// тест - XML-элементы (узлы)

IEnumerable xel;

string fpath; // путь к файлу теста

string fname; // файл теста

// тест - последовательность номеров вопросов

int test;

int cv = 0; // текущий вопрос

int mode = 0; // состояние программы:

// 0 - начало работы;

// 1 - тестирование;

// 2 - завершение работы

int otv; // номер ответа, выбранного испытуемым

int right; // номер правильного ответа

int nr; // количество правильных ответов

int n; // общее количество вопросов

// имя файла теста надо указать в поле Command Line Arguments

// на вкладке Debug, для доступа к которой надо в меню Project

// выбрать команду Properties

public Form1(string args) //(см. также Program.cs)

{

InitializeComponent();

radioButton = new RadioButton;

label = new Label;

for (int i = 0; i < 4; i++)

{

// создать компонент RadioButton

radioButton[i] = new System.Windows.Forms.RadioButton();

radioButton[i].Location = new System.Drawing.Point(25, 20 + i * 16);

radioButton[i].Name = "radioButton" + i.ToString();

radioButton[i].Size = new System.Drawing.Size(14, 13);

// процедура обработки события Click

radioButton[i].Click += new

System.EventHandler(this.radioButton1_Click);

radioButton[i].Parent = this;

// создать компонент Label

label[i] = new System.Windows.Forms.Label();

label[i].AutoSize = true;

label[i].Font = new System.Drawing.Font("Microsoft Sans Serif", 9.75F, System.Drawing.FontStyle.Regular, System.Drawing.GraphicsUnit.Point, ((byte)(204)));

label[i].Location = new System.Drawing.Point(45, 20 + i * 16);

label[i].MaximumSize = new System.Drawing.Size(400, 0);

label[i].Name = "label" + i.ToString();

label[i].Size = new System.Drawing.Size(45, 16);

radioButton[i].Visible = false;

label[i].Parent = this;

}

radioButton5.Checked = true;

// имя файла теста должно быть указано

// в качестве парамета команды запуска программы

if (args.Length > 0)

{

// если указано только имя файла теста,

// то предполагается, что файл находится

// в папке C:\Users\\AppData\Roaming

if (args.IndexOf(":") == -1)

{

di = new

DirectoryInfo(Environment.GetFolderPath(Environment.SpecialFolder.ApplicationData));

fpath = di.FullName + "\\";

fname = args;

}

else

{

// указано полное имя файла теста

fpath = args.Substring(0, args.LastIndexOf("\\") + 1);

fname = args.Substring(args.LastIndexOf("\\") + 1);

}

}

else

{

// не указано имя файла теста

label0.Text = "Не указано имя файла теста!";

mode = 2;

return;

}

try

{

xdoc = XDocument.Load(fpath + fname);

xel = xdoc.Elements(); // прочитать XML-файл

// информация о тесте

label0.Text = xel.Elements("info").ElementAt(0).Value;

n = xel.Elements("queries").Elements().Count();

// генерируем тест

test = new int[n]; // создать массив

// запишем в массив test числа от 0 до n-1

// так, чтобы каждое число было в массиве

// только один раз. Это и есть тест - перемешанные

// вопросы

Boolean b; // вспомогательный массив

// b[i] == true, если число i записано в массив test

b = new Boolean[n];

for (int i = 0; i < n; i++)

{

b[i] = false;

}

Random rnd = new Random();

int r; // случайное число

for (int i = 0; i < n; i++)

{

do

r = rnd.Next(n);

while (b[r] == true);

test[i] = r;

b[r] = true;

}

mode = 0;

cv = 0;

}

catch (Exception aException)

{

// ошибка доступа к файлу теста

label0.ForeColor = Color.DarkRed;

label0.Text = aException.Message;

mode = 2;

return;

}

}

private void button1_Click(object sender, EventArgs e)

{

this.button1.Text = ("Следующий вопрос");

switch (mode)

{

case 0:

// отобразить первый вопрос

qw(test);

cv++;

mode = 1;

break;

case 1:

// переход к следующему вопросу

if (otv == right)

nr++; // выбран правильный вариант ответа

if (cv < n)

{

// отобразить следующий вопрос

this.label.BackColor = Color.White;

this.label.BackColor = Color.White;

qw(test);

cv++;

}

else

{

// больше вопросов нет

for (int j = 0; j < 4; j++)

{

label[j].Visible = false;

radioButton[j].Visible = false;

}

pictureBox1.Visible = false;

// обработка и вывод результата

ShowResult();

// следующий щелчок на кнопке Ok

// закроет окно программы

mode = 2;

}

break;

case 2: // завершение работы программы

this.Close(); // закрыть окно

break;

}

}

// отображает вопрос

private void qw(int i)

{

int j;

for (j = 0; j < 4; j++)

{

label[j].Visible = false;

radioButton[j].Visible = false;

}

radioButton5.Checked = true;

// вопрос

label0.Text=xel.Elements("queries").Elements().ElementAt(i).Element("q").Value;

// правильный ответ

right=System.Convert.ToInt32(xel.Elements("queries").Elements().ElementAt(i).Element("q").Attribute("right").Value);

// файл иллюстрации

string src =xel.Elements("queries").Elements().ElementAt(i).Element("q"). Attribute("src"). Value;

if (src.Length != 0)

{

// отобразить иллюстрацию

try

{

pictureBox1.Image = new Bitmap(fpath + src);

pictureBox1.Visible = true;

radioButton.Top = pictureBox1.Bottom + 16;

}

catch

{

if (pictureBox1.Visible)

pictureBox1.Visible = false;

label.Top = radioButton.Top - 3;

}

}

else

{

pictureBox1.Visible = false;

radioButton.Top = label0.Bottom + 10;

label.Top = radioButton.Top - 3;

}

j = 0;

foreach (XElement a in xel.Elements("queries").Elements(). ElementAt(i).Element("as").Elements())

{

label[j].Text = a.Value;

label[j].Visible = true;

radioButton[j].Visible = true;

if (j != 0)

{

radioButton[j].Top = label.Bottom + 10;

label[j].Top = radioButton[j].Top - 3;

}

j++;

}

button1.Enabled = false;

button3.Enabled = true;

}

// щелчок на кнопке выбора ответа

// функция обрабатывает событие Click

// компонентов radioButton

private void radioButton1_Click(object sender, EventArgs e)

{

if ((RadioButton)sender == radioButton) otv = 1;

if ((RadioButton)sender == radioButton) otv = 2;

if ((RadioButton)sender == radioButton) otv = 3;

if ((RadioButton)sender == radioButton) otv = 4;

this.label.BackColor = Color.Red;

this.label.BackColor = Color.Green;

button1.Enabled = true;

button3.Enabled = false;

}

// отобразить результат

private void ShowResult()

{

int k; // количество уровней оценки

int i; // номер уровня

int p = 0; // кол-во правильных ответов, необходимых для

// достижения i-го уровня

k = xel.Elements("levels").Elements().Count();

for (i = 0; i < k - 1; i++)

{

p =System.Convert.ToInt32(xel.Elements("levels").Elements(). ElementAt(i).Attribute("p").Value);

if (nr >= p) // кол-во правильных ответов больше или равно

// необходимому для лостижения уровня

break;

}

// отобразить оценку

label0.Text =

"Всего вопросов: " + n.ToString() + "\n" +

"Правильных ответов: " + nr.ToString() + "\n" +

"Оценка: " + xel.Elements("levels").Elements().ElementAt(i).Value;

this.button1.Text = ("выход");

}

private void button2_Click(object sender, EventArgs e)

{

Form2 f2 = new Form2();

f2.Show();

}

private void button3_Click(object sender, EventArgs e)

{

switch (mode)

{

case 1:

if (cv < 13)

{

qw(test);

cv++;

}

else

{

cv = 0;

}

break;

}

}

}

}

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Выбор состава технических и программных средств для создания данного приложения "Экзаменатор", использование среды разработки Borland Delphi. Основные компоненты и спецификация программы. Используемые технические средства, описание и запуск программы.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Создание, изучение и разработка приложение на Android. Среда разработки приложения DelphiXE5. Установка и настройка среды программирования. Этапы разработки приложения. Инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

    Исследование алгоритма взаимодействия пользователя с сервером, на котором находится база данных. Реализация безопасности информационной системы с помощью возможностей программного комплекса Visual Studio. Анализ особенностей интерфейса веб-приложения.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2017

    Разработка приложения с помощью среды Microsoft Visual Studio 2010 Express. Интерфейс приложения. Разработка конечного программного продукта, демонстрирующего работу многопоточного приложения, использующего взаимоисключение на основе критической секции.

    лабораторная работа , добавлен 21.07.2012

    Разработка алгоритма программного бизнес-приложения в интегрированной среде Microsoft Visual Studio 2005 на языке С#, в целях автоматизации работы помощника инспектора ПТО, регистрирующего и направляющего на технический осмотр транспортные средства.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

    Технология создания многопоточных приложений в современных системах программирования с использованием языка C# в Visual Studio.NET. Разработка алгоритма и структуры программы. Описание и особенности тестирования приложения с разным количеством потоков.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2013

    Понятие, законодательное регулирование и виды электронных подписей. Разработка структурной схемы приложения и базы данных. Создание диаграммы прецедентов и классов. Проектирование интерфейса программы. Анализ руководства пользователя web-приложения.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Разработка программного кода и алгоритма действий приложения "калькулятор". Использование функций в программе Matlab. Разработка кнопок, опций, интерфейса, оформление. Части кода Matlab и тестовый набор. Инструкция пользователя по работе программы.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Разработка и освоение в современном производстве информационной подсистемы. Создание базы данных в среде MS SQL Server 2008 и приложения в среде MS Visual Studio 2012. Процесс ввода при выборе пунктов меню. Заполнение формы с критериями на фильтрацию.

    отчет по практике , добавлен 27.11.2013

    Общие сведения о работе программы в среде программирования Microsoft Visual Studio 2008, на языке программирования C++. Ее функциональное назначение. Инсталляция и выполнение программы. Разработанные меню и интерфейсы. Алгоритм программного обеспечения.

Экзаменатор - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.
Программу можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения квалификационных испытаний внутри фирм и предприятий, и даже в домашних условиях для проверки знаний собственного ребенка! Программа проста в использовании и имеет дружественный интерфейс. Для самых "дотошных" имеется подсистема помощи с самой подробной информацией.
Экзаменатор может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных учащихся и их результатов, формируются различные отчеты. Экзаменатор состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя.
Программа тестирования выполняет следующие функции:

  • Регистрация учащегося при входе в программу
  • Выбор теста из списка тестов заданного курса, в том числе и случайный. Режим случайного выбора вопросов, например, 10-и вопросов теста из 100 возможных.
  • Отображение результатов уже пройденных данным учащимся тестов
  • Прохождение пользователем теста с записью результатов в общую базу данных
  • Ответ на вопрос может осуществляться путем выбора одного или нескольких правильных ответов или путем ввода ответа с клавиатуры
  • Во время прохождения теста возможен пропуск отдельных вопросов с последующим возвратом к ним
  • Во время тестирования пользователю доступна информация о текущих итогах выполнения теста и прогнозируемой оценке
  • Вычисление оценки и отображение результатов прохождения теста
  • Имеется режим обучения, в котором разрешено проходить тест несколько раз без занесения результата в базу данных
  • В режиме обучения после каждого ответа возможен вывод подробного описания ("Почему")
  • Во время ответа на вопросы возможен запуск дополнительных заданий: файлов Word, Excel, аудио-видео и т.п.
Программа преподавателя имеет следующие функции:
  • Регистрация преподавателя (с обязательным вводом пароля)
  • Редактирование справочников учебных курсов, групп, пользователей, преподавателей, компьютеров
  • Редактирование содержимого тестов, описаний ответов и критериев оценок
  • Вывод результатов прохождения пользователями тестов
  • Управление тестированием и обучением в компьютерных классах с рабочего места преподавателя
  • Печать различных списков и отчетов
  • Экспорт и импорт данных через текстовые файлы и файлы Excel
  • Каждый вопрос может иметь до 8-и ответов, несколько из которых могут быть правильными
  • Возможно автоматическое формирование тестов путем случайного выбора, например, 10-и из 100 возможных вопросов
  • С каждым вопросом может быть связано дополнительное задание (файлы Word, Excel,HTML или любые другие), которое задается во время тестирования или обучения, и подробное объяснение ответа, которое доступно после ответа на вопрос.

Электронные экзаменаторы

Использование дидактических возможностей современного компьютера развивает образное и пространственное мышление, дает возможность в динамике рассмотреть процессы, исследование которых требует дорогостоящего оборудования. Однако, анализ существующих программных средств на рынке современного ПО показал, что не все производители эффективно используют возможности современных компьютеров.

«Экзаменатор» - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.

Программу можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения квалификационных испытаний внутри фирм и предприятий, и даже в домашних условиях для проверки знаний собственного ребенка! Программа проста в использовании и имеет дружественный интерфейс. Для самых «дотошных» имеется подсистема помощи с самой подробной информацией.

В данном пункте рассматривается пример электронного экзаменатора по информатики. Данное электронное средство взято из Интернет ресурса «Форум. Молодые учителя».

Анализ позволит выявить принципы построения экзаменатора.

«Экзаменатор» может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных учащихся и их результатов, формируются различные отчеты.

«Экзаменатор» состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя.

Обучающая часть программы состоит из раздела “материал” и частично из раздела «тестирование» (Рис. 1).

Рис.1.

В разделе «материал» находится текстовое изложение пяти глав учебного материала.

Глава 1 состоит из двух частей, в первой описываются основные понятия о представлении информации в компьютере, а также о том на каких базовых принципах строится его работа.

Во второй части изложена информация о представлении букв и цифр в персональном компьютере.

В главе 2 раздела материал описывается устройство микропроцессора ПК, а также представлена ознакомительная информация по BIOS.


Рис. 2.

Текст для разделов находится в формате RTF и загружается в программу (Рис. 2). Для каждой главы существует свой RTF файл, названный в соответствии с номером главы.

В главе 3 происходит знакомство с важными особенностями включения и работы компьютера, а также дается подробная информация об операционных системах.

Глава 4 посвящена стандартным утилитам Windows и работе в сети. Подробное описание дается для каждой из утилит, поскольку многие начинающие пользователи после покупки компьютера не имеют представления о том как пользоваться даже самыми простыми программами, даже теми, которые включены в стандартный набор программ Windows, уже не говоря об установке программ извне и работе с ними. Поэтому важно чтобы каждый пользователь, прошедший обучение по этому пособию имел знания о том, как работать со стандартными утилитами Windows. Во второй части главы изложены основные понятия о работе в сети.

Глава 5 целиком посвящена семейству программ Microsoft Office (Рис. 3). Однако, подробное описание дано лишь для Microsoft Office Word, поскольку умение работы с этим программным продуктом стандартно необходимо для использования компьютера в образовательных целях, остальные члены семейства Microsoft Office имеют гораздо более специализированный характер. Поэтому о них рассказывается, что называется в двух словах.


Рис. 3.

Навигация по главам осуществляется посредством простого нажатия левой кнопки мыши в поле слева от номера главы (Рис. 4).

Рис. 4.

Материал - это раздел, в котором в текстовой форме отображено содержание учебной программы курса. Кроме раздела “материал” в обучающей часть входит раздел “тестирование”.

При выборе в главном меню пункта “тестирование”, производится процесс авторизации.

Рис. 5.

В предложенной форме необходимо ввести свою фамилию и группу, а так же пароль. (Рис.5) Пароль необходим для того, чтобы результатами одного конкретного студента не мог бы воспользоваться посторонний человек. Если тест выполняется человек первый раз садится за тестирование и в базе нет его фамилии, группы и пароля, то появляется сообщение:

Рис. 6.

При ответе «Да» программа автоматически создаст в таблице результатов запись с введенными фамилией, группой и паролем.

Количество тестов соответствует количеству глав раздела «материал», но тесты открываются по мере их прохождения, нельзя не сдав первый тест перейти ко второму, кроме того, даже пройдя тестирование по главе с результатами? 40% правильных ответов, возможность перейти к тесту следующей главы появится только после прохождения экзамена по данной главе (Рис.6).

Рис. 7.

Таким образом, тестирование проводится по ряду вопросов для конкретных глав (Рис. 7). Вопросы выбираются из базы произвольно. При неправильном ответе программа выдает сообщение:

Рис. 8.

При нажатии на «повторить материал» программа переводит обучаемого в раздел «материал» на ту главу, по которой проводится данное тестирование (Рис. 8). После повторения материала обучаемый возвращается в режим тестирования. Он не имеет возможности ответить на последний заданный ему программой вопрос, поскольку тогда была бы велика вероятность, что студент сможет получить 100% правильных ответов даже с нулевыми знаниями, так как он просто-напросто будет находить в тексте правильный ответ на конкретный вопрос, отвечать правильно и в результате не получать никаких знаний из курса.

В результате тестирования выдается сообщение с результатом, отрицательным - если вы набрали менее 40% правильных ответов в таком случае следует заново повторить материал и снова приступить к тестированию; или положительным, если набрано 40% или более правильных ответов (Рис. 9):

Рис. 9.

Тогда можно смело перейти к выполнению экзамена по данной главе.

В экзаменационную часть также входят вопросы по соответствующим главам учебника, однако здесь, в отличие от тестирования, нельзя вернуться в раздел «материал» для повторения. После прохождения экзамена снова выдается форма результата. Здесь, также как и при обучающем тестировании, для успешного завершения необходимо получить от 40% правильных ответов. В этом случае обучаемый получает доступ к тестированию по следующей главе.

Рис. 10.

Соответственно, после удачного выполнения тестовой части главы 2, обучаемый получает доступ к экзамену по главе 2, а после удачного выполнения экзамена по главе 2 он получает доступ к тестированию главы 3 и так далее (Рис. 10).

После успешного выполнения последнего (пятого) экзаменационного теста выдается сообщение, в котором кроме информации о набранных баллах по последнему тесту, дается еще информация по итоговому баллу (Рис. 11).

Рис. 11.

Для того чтобы просмотреть результаты прошедших какие-либо тесты студентов, необходимо выбрать «Результаты» в главном меню (Рис. 12).

Рис. 12.

При нажатии на «Результаты» появляется окно, в котором необходимо ввести пароль для входа. Знать пароль должен преподаватель (Рис. 13).

Рис. 13.

В случае, если информация о действующем пароле стала известна большему числу людей, чем необходимо, преподаватель может изменить пароль, для этого просто надо ввести действующий пароль в графу «Пароль» и пароль, на который преподаватель хочет заменить действующий в графу «Новый пароль» (Рис. 14).

Рис. 14.

Основным назначением таблицы результатов, помимо вывода информации об успеваемости конкретного учащегося, является контроль содержания учебного материала пособия, в результате которого может проводится коррекция. Сущность этого состоит в том, что уровень сложности каждого теста должен соответствовать уровню знаний, которые может получить студент по конкретной главе. К примеру, если из ста человек в таблице результатов в тестировании по главе 3 десять человек имеют минимальное количество баллов, а остальные девяносто имеют хорошие и отличные результаты, то это говорит лишь о том, что те десять человек плохо усвоили учебный материал. А если из ста человек, девяносто имели в тестах во всех главах кроме третьей хорошие и отличные результаты, а в третьей у большинства из них результаты ниже среднего, то это говорит о том, что материал, изложенный в главе 3 либо непонятно изложен, либо мало соответствует тестовым заданиям по этой главе.

Проведенный анализ эл средства позволил выявить основные критерии для создаваемого в рамках диплом работы экзаменатора.

Тестирование широко применяется для оценки уровня знаний в учебных заведениях, при приеме на работу, для оценки квалификации персонала. Испытуемому предлагается тест - последовательность вопросов, на которые он должен ответить. Обычно к каждому вопросу дается несколько вариантов ответа, из которых надо выбрать правильный. Каждому варианту ответа соответствует некоторая оценка. Суммированием оценок за ответы получается общий балл, на основе которого делается вывод об уровне подготовленности испытуемого (выставляется оценка).

Рассмотрим программу "Экзаменатор" (рис. 10.1), которая позволяет автоматизировать процесс тестирования.

Рис. 10.1. Программа "Экзаменатор"

Требования к программе

В результате анализа различных тестов можно сформулировать следующие требования к программе тестирования:

программа должна обеспечить работу с тестом произвольной длины (не должно быть ограничений на количество вопросов в тесте);

каждому вопросу может соответствовать до четырех возможных вариантов ответа, только один из которых является правильным;

результат тестирования должен быть отнесен к одному из четырех уровней. Например, "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "плохо";

тест должен представлять собой текстовый файл;

программа не должна обеспечивать возврат к предыдущему вопросу. Если вопрос предложен, то на него должен быть получен ответ.

Алгоритм программы

Укрупненный алгоритм работы программы "Экзаменатор" приведен на рис. 10.2.

Примеры программ

заголовок, оценки

Конец файла?

вопрос, К и R

Повторить К-раз

вывести на экран

вариант ответа

Получить от

испытуемого

номер ответа

правильный?

Увеличить счетчик

правильных ответов

Вывести результат

Рис. 10.2. Алгоритм программы "Экзаменатор"

Структура файла теста

Реализация алгоритма программы в значительной мере зависит от представления обрабатываемых программой данных. Для рассматриваемой программы файл теста имеет следующую структуру:

Заголовок (название) теста Сообщение для уровня 1 Сумма баллов для достижения уровня 1 Сообщение для уровня 2

Сумма баллов для достижения уровня 2 Сообщение для уровня 3 Сумма баллов для достижения уровня 3 Сообщение для уровня 4

Сумма баллов для достижения уровня 4 Вопрос 1 Количество вариантов ответа к вопросу 1

Номер правильного ответа на вопрос 1 Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вопрос 2

Количество вариантов ответа к вопросу 2 Номер правильного ответа на вопрос 2 Вариант ответа

Примеры программ

Вариант ответа Вариант ответа

В листинге 10.1 в качестве примера приведен файл теста, целью которого является проверка знания истории СанктПетербурга.

Листинг 10.1. Пример файла теста (spb.tst)

История Санкт-Петербурга Отлично

Удовлетворительно

Архитектор Исаакиевского собора:

Доменико Трезини

Огюст Монферран Карл Росси

Александровская колона воздвигнута в 1836 г. как памятник, посвященный:

деяниям императора Александра I

подвигу народа в Отечественной войне 1812 года Архитектор Зимнего дворца:

Бартоломео Растрелли Карл Росси Огюст Монферран

Михайловский замок построен по проекту:

Воронихина Андрея Никифоровича Старова Ивана Егоровича Баженова Василия Ивановича

Остров, на котором находится Ботанический сад, называется:

Медицинский

Аптекарский Невский проспект получил свое название

по имени реки, на которой стоит Санкт-Петербург

по имени близко расположенного монастыря, Александро-Невской лавры

в память о знаменитом полководце - Александре Невском Скульптура памятника Петру I "Медный всадник" выполнена

Фальконе

Примеры программ

Подготовить файл теста можно при помощи редактора Small Basic (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Файл теста