Тарифы Услуги Сим-карты

Использование стеганографии совместно с другими методами защиты. Методы компьютерной стеганографии. Метод наименее значащих битов

Подавляющее большинство методов компьютерной стеганографии (КС) базируется на двух ключевых принципах:

  • · файлы, которые не требуют абсолютной точности (например, файлы с изображением, звуковой информацией и т.д.), могут быть видоизменены (конечно, до определенной степени) без потери своей функциональности.
  • · органы чувств человека неспособны надежно различать незначительные изменения в модифицированных таким образом файлах и/или отсутствует специальный инструментарий, который был бы способен выполнять данную задачу.

В основе базовых подходов к реализации методов КС в рамках той или иной информационной среды лежит выделение малозначительных фрагментов этой среды и замена существующей в них информации информацией, которую необходимо скрыть. Поскольку в КС рассматриваются среды, поддерживаемые средствами вычислительной техники и компьютерных сетей, то вся информационная среда в результате может быть представлена в цифровом виде.

Таким образом, незначительные для кадра информационной среды фрагменты относительно того или иного алгоритма или методики заменяются фрагментами скрываемой информации. Под кадром информационной среды в данном случае подразумевается определенная его часть, выделенная по характерным признакам. Такими признаками зачастую являются семантические характеристики выделяемой части информационной среды. Например, кадром может быть избрано какое-нибудь отдельное изображение, звуковой файл, Web-страница и т.д.

Для существующих методов компьютерной стеганографии вводят следующую классификацию (см. рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Классификация методов компьютерной стеганографии

По способу выбора контейнера различают суррогатные (или так называемые эрзац-методы), селективные и конструирующие методы стеганографии.

В суррогатных (безальтернативных) методах стеганографии полностью отсутствует возможность выбора контейнера, и для скрытия сообщения избирается первый попавшийся контейнер - эрзац-контейнер, который в большинстве случаев не оптимален для скрытия сообщения заданного формата.

В селективных методах КС предусматривается, что скрытое сообщение должно воспроизводить специальные статистические характеристики шума контейнера. Для этого генерируют большое количество альтернативных контейнеров с последующим выбором наиболее оптимального из них для конкретного сообщения. Особым случаем такого подхода является вычисление некоторой хэш-функции для каждого контейнера. При этом для скрытия сообщения выбирается тот контейнер, хэш-функция которого совпадает со значением кэш-функции сообщения (то есть стеганограммой является избранный контейнер).

В конструирующих методах стеганографии контейнер генерируется самой стегосистемой. При этом существует несколько вариантов реализации. Так, например, шум контейнера может имитироваться скрытым сообщением. Это реализуется с помощью процедур, которые не только кодируют скрываемое сообщение под шум, но и сохраняют модель изначального шума. В предельном случае по модели шума может строиться целое сообщение.

По способу доступа к скрываемой информации различают методы для потоковых (беспрерывных) контейнеров и методы для фиксированных (ограниченной длины) контейнеров.

По способу организации контейнеры, подобно помехоустойчивым кодам, могут быть систематическими и несистематическими.

В первых можно указать конкретные места стеганограммы, где находятся информационные биты собственно контейнера, а где - шумовые биты, предназначенные для скрытия информации (как, например, в широко распространенном методе наименее значащего бита).

В случае несистематической организации контейнера такое разделение невозможно. В этом случае для выделения скрытой информации необходимо обрабатывать содержимое всей стеганограммы.

По используемому принципу скрытия методы компьютерной стеганографии делятся на два основных класса: методы непосредственной замены и спектральные методы. Если первые, используя избыток информационной среды в пространственной (для изображения) или временной (для звука) области, заключаются в замене малозначительной части контейнера битами секретного сообщения, то другие для скрытия данных используют спектральные представления элементов среды, в которую встраиваются скрываемые данные (например, в разные коэффициенты массивов дискретно-косинусных преобразований, преобразований Фурье, Карунена-Лоева, Адамара, Хаара и т.д.).

Основным направлением компьютерной стеганографии является использование свойств именно избыточности контейнера-оригинала, но при этом следует принимать во внимание то, что в результате скрытия информации происходит искажение некоторых статистических свойств контейнера или, же нарушение его структуры. Это необходимо учитывать для уменьшения демаскирующих признаков.

В особую группу можно выделить методы, которые используют специальные свойства форматов представления файлов:

  • · зарезервированные для расширения поля файлов, которые зачастую заполняются нулями и не учитываются программой;
  • · специальное форматирование данных (сдвиг слов, предложений, абзацев или выбор определенных позиций символов);
  • · использование незадействованных участков на магнитных и оптических носителях;
  • · удаление файловых заголовков-идентификаторов и т.д.

В основном для таких методов характерны низкая степень скрытности, низкая пропускная способность и слабая производительность.

По назначению различают стеганометоды собственно для скрытой передачи (или скрытого хранения) данных и методы для скрытия данных в цифровых объектах с целью защиты авторских прав на них.

По типам контейнера выделяют стеганографические методы с контейнерами в виде текста, аудиофайла, изображения и видео.

Метод замены наименее значащего бита.

Метод замены наименее значащего бита (НЗБ, LSB - Least Significant Bit) наиболее распространен среди методов замены в пространственной области.

Младший значащий бит изображения несет в себе меньше всего информации. Известно, что человек в большинстве случаев не способен заметить изменений в этом бите. Фактически, НЗБ - это шум, поэтому его можно использовать для встраивания информации путем замены менее значащих битов пикселей изображения битами секретного сообщения. При этом для изображения в градациях серого (каждый пиксель изображения кодируется одним байтом) объем встроенных данных может составлять 1/8 от общего объема контейнера. Если же модифицировать два младших бита (что также практически незаметно), то данную пропускную способность можно увеличить еще вдвое.

Популярность данного метода обусловлена его простотой и тем, что он позволяет скрывать в относительно небольших файлах большие объемы информации (пропускная способность создаваемого скрытого канала связи составляет при этом от 12,5 до 30%). Метод зачастую работает с растровыми изображениями, представленными в формате без компрессии (например, BMP и GIF).

Метод НЗБ имеет низкую стеганографическую стойкость к атакам пассивного и активного нарушителей. Основной его недостаток - высокая чувствительность к малейшим искажениям контейнера. Для ослабления этой чувствительности часто дополнительно применяют помехоустойчивое кодирование.

Метод псевдослучайного интервала.

В рассмотренном выше простейшем случае выполняется замена НЗБ всех последовательно размещенных пикселей изображения. Другой подход - метод случайного интервала, заключается в случайном распределении битов секретного сообщения по контейнеру, в результате чего расстояние между двумя встроенными битами определяется псевдослучайно. Эта методика особенно эффективна в случае, когда битовая длина секретного сообщения существенно меньше количества пикселей изображения.

Интервал между двумя последовательными встраиваниями битов сообщения может являться, например, функцией координат предыдущего модифицированного пикселя.

Методы сокрытия данных в пространственной области.

Алгоритмы, описанные в данном в данном разделе, встраивают скрываемые данные в области первичного изображения. Их преимущество заключается в том, что для встраивания ненужно выполнять вычислительно сложные и длительные преобразования изображений.

Цветное изображение C будем представлять через дискретную функцию, которая определяет вектор цвета c (x,y) для каждого пикселя изображения (x,y), где значение цвета задает трехкомпонентный вектор в цветовом пространстве. Наиболее распространенный способ передачи цвета - это модель RGB, в которой основные цвета - красный, зеленый и синий, а любой другой цвет может быть представлен в виде взвешенной суммы основных цветов.

Вектор цвета c (x,y) в RGB-пространстве представляет интенсивность основных цветов. Сообщения встраиваются за счет манипуляций цветовыми составляющими {R (x,y), G (x,y), B (x,y) } или непосредственно яркостью л (x,y) О {0, 1, 2,…, LC}.

Общий принцип этих методов заключается в замене избыточной, малозначимой части изображения битами секретного сообщения. Для извлечения сообщения необходимо знать алгоритм, по которому размещалась в контейнере скрытая информация.

УДК 004.056.5

Стеганографический способ скрытия информации на основе последовательностей особенных точек изображения

научный руководитель канд. физ.-мат. наук

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой

В настоящее время, наряду с широким использованием цифровых форматов мультимедиа и существующими проблемами управления цифровыми ресурсами, становятся все более актуальными исследования в области стеганографии . Решение задачи сокрытия информации также является важной проблематикой в условиях развитой инфраструктуры сетевого общения пользователей глобальных компьютерных сетей, с развитием которых стало возможным быстро и экономически выгодно передавать электронные документы в различные уголки планеты. При этом значительные объемы передаваемых материалов часто сопровождаются незаконным копированием и распространением. Как следствие, это заставляет искать способы сокрытия авторской информации в различных текстовых, графических, аудио, видео, и других типах файлов.

На сегодняшний день существует довольно много программных продуктов, применяемых для целей стеганографии и реализующих методы внедрения конфиденциальных данных в различные типы файлов.

Классическая задача стеганографии состоит в организации передачи секретного сообщения таким образом, чтобы как содержание сообщения, так и сам факт его передачи были скрыты ото всех, кроме заинтересованных лиц. Для решения такой задачи используется некоторое сообщение, называемое контейнером (стего-контейнером), в которое встраивается требуемое для передачи секретное сообщение. При этом разработчики стеганографических методов должны организовать прозрачность передаваемых конфиденциальных данных: изменение определенного числа информационных бит в контейнере не должно привести к особым потерям его качества (должны отсутствовать артефакты визуализации встраивания). В качестве контейнеров наиболее часто выступают файлы, содержащие цифровые фотографии, текст, музыку, видео. Так, например, при использовании в качестве контейнера графических файлов для сторонних наблюдателей процесс передачи сообщений будет восприниматься как обычный обмен цифровыми графическими файлами. Следует при этом помнить о важности соблюдения одного условия: никто не должен иметь доступ одновременно к исходному файлу, выбранному в качестве контейнера, и к файлу, содержащему скрытое сообщение, т. к. в таком случае простое сравнение файлов сразу же выявит наличие сообщения.

Как было отмечено выше, в компьютерной стеганографии в качестве контейнера может выступать практически любой файловый формат, однако наиболее распространенным типом носителя являются файлы изображения формата BMP. Это объясняется тем, что для целей стеганографии наиболее предпочтительны файлы форматов, в которых используются методы сжатия без потерь (такие виды сжатия типичны для изображений формата BMP, TIFF, PNG, TGA, и др.). Также положительной стороной в пользу выбора формата BMP выступает высокое качество изображения и простота формата.

Стоит отметить, что при работе с форматами файлов, использующих сжатие с потерями, таким как JPEG, обычно все равно выполняют преобразование потока данных JPEG в поток данных BMP . С позиции стеганографии файлы данного формата позволяют скрывать сравнительно большие объемы информации.

В данной работе в качестве контейнера рассматривается 24-битовое растровое изображение в системе цветности RGB. Каждая цветовая комбинация тона (пикселя) представляет собой комбинацию значений яркости трех составляющих цветов – красного (R), зеленого (G) и синего (B), которые занимают каждый по 1 байту (итого по 3 байта на точку). Таким образом, яркость каждой составляющей записывается 8-битным числом и может изменяться в диапазоне от 0 до 255 (комбинация (0, 0, 0) соответствует черному цвету, комбинация (255, 255, 255) – белому). Использование BMP-файлов в настоящей работе обусловлено только лишь простотой их программной обработки , – все полученные результаты с легкостью могут быть перенесены на случай изображений в файлах других форматов.

Самым распространенным на сегодня методом стеганографического скрытия является метод замены наименее значимых бит (LSB). Идея метода заключается в замене от одного до четырех младших битов в байтах цветового представления точек исходного изображения битами скрываемого сообщения. Также известен ряд работ, посвященных вопросам синтеза систем стеганографии, позволяющих увеличить объем скрываемой информации в несколько раз по сравнению с методом LSB.

Традиционно LSB-методы реализуются по следующей схеме: передаваемое сообщение шифруется с использованием секретного ключа, после чего биты зашифрованного сообщения записываются на место младших бит цветовых составляющих изображения. В простейшем случае запись осуществляется последовательно в каждую составляющую цвета точки, но может также производиться и в некотором другом порядке, задаваемом на основе того же секретного ключа. Визуально, в таком изображении не будет заметно никаких искажений (глаз человека, скорее всего, не заметит отличий даже в случае, если имеется исходный файл для сравнения). Однако компьютерные методы стегоанализа смогут определить наличие встроенного сообщения (например, метод стегоанализа, предложенный и относящийся к классу универсальных методов ). Поэтому в ряде работ предлагаются варианты LSB-методов, более устойчивых к стегоанализу. Таковым является, например, метод, учитывающий статистику младших бит изображения .

В данной работе предлагается метод, использующий распределение в изображении некоторых особенных точек (отсутствующих в исходном изображении оттенков).

На первом этапе необходимо подготовить контейнер к приему скрытого сообщения – в исходном файле изображения, составляющие (оттенки) трех цветов, имеющие значения 255, изменяются на 254. На этом же этапе скрываемое сообщение переводится в двоичную последовательность.

На втором этапе проводится анализ файла-контейнера на наличие точек, удовлетворяющих следующему условию: во всем изображении два оттенка цвета точек (например, синий (B) и зеленый (G)) совпадают, а третий оттенок (в данном случае красный (R) – обозначим его числовое значение через X) таков, что во всем изображении нет точек, для которых значение этого оттенка равно X+1, X-1, или X-2. Среди всех найденных таким образом точек выбирается последовательность точек, имеющая максимальную длину. Такая последовательность и используется для хранения скрытого сообщения: к значению X третьего оттенка прибавляется соответствующее значение из двоичного представления сообщения. При этом первые три байта сообщения содержат информацию о длине сообщения. Первая точка из найденной последовательности должна быть оставлена без изменений.

Очевидно, что для каждого потенциального файла-контейнера распределение точек, удовлетворяющих отмеченному выше требованию по оттенкам, вполне случайно. В связи с этим данный метод не вносит существенных отклонений в статистику распределения младших бит изображения, и должен быть вполне устойчив к методам стегоанализа.

После добавления сообщения в файл-контейнер исходный пустой контейнер уже не требуется и может быть удален. Таким образом, данный метод позволяет использовать для передачи (и последующего восстановления) скрытого сообщения только один файл. Восстановление сообщения основывается на поиске во всем изображении точек, два оттенка цвета которых совпадают, а третий оттенок таков, что во всем изображении нет точек, для которых значение этого оттенка равно X-1 или X-2.

При таком способе сокрытия информации максимальный ее объем, который может быть размещен в файле-контейнере, целиком зависит от файла изображения: какое-то изображение позволит сохранить больше информации – какое-то меньше (или вообще не позволит). Кроме того, само расположение скрытого сообщения в файле-контейнере будет также зависеть от конкретного изображения.

Очевидно, что, если известен метод, использовавшийся для помещения информации в контейнер, то на его основе легко получить скрытое сообщение. Это является недостатком не только описанного здесь метода, но и любого другого. Именно поэтому нужно предусмотреть такое изменение метода, чтобы, даже зная алгоритм его реализации, невозможно было извлечь скрытое сообщение (извлечь сообщение должен только тот, кому оно адресовано). Для этого перед встраиванием в контейнер, в целях повышения безопасности и компактности, секретное сообщение обычно сжимается и шифруется. Для сжатия могут быть использованы различные алгоритмы, например алгоритмы семейства LZ или BWT. Кроме этого, при встраивании сообщения в контейнер можно использовать дополнительный секретный ключ, который будет определять порядок внедрения сообщения.

Описанный метод, конечно же, допускает всевозможные его модификации. Например, для увеличения емкости контейнера можно использовать не только последовательность точек максимальной длины, но и все другие последовательности точек, удовлетворяющие указанному выше условию. Наряду с использованием секретного ключа это позволит повысить стойкость алгоритма к стегоанализу.

Список литературы

1. , Основы стегоанализа.// Защита информации. Конфидент. – СПб.: 2000, № 3. – С. 38-41.

2. , Цифровая стеганография. – М.: Солон-Пресс, 2002. – 272 с.

3. , Фионов стегосистемы на базе растровых изображений с учетом статистики младших бит // Вестник СибГУТИ. – 2009. № 1. – С. 67-84.

4. , Компьютерная стеганография. Теория и практика. – К.: МК-Пресс, 2006. – 288 с.

5. Жилкин графических данных на основе методов сжатия // Вестник СибГУТИ. – 2008. № 2. – С. 62–66.

6. Кувшинов и алгоритмы сокрытия больших объемов данных на основе стеганографии / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. – Санкт-Петербург. 2010. – 116 с.

Давайте предположим, что вы шпион и (как у любого уважающего себя шпиона) у вас на жестком диске имеется много секретной информации. Вам нужно её спрятать так, чтоб никто её не нашел. Причем в случае если вас поймают, то ваш компьютер отдадут на обследование и тот кто будет искать эту информацию будет на 99% уверен, что такая информация на жестком диске есть.

Так какие же способы спрятать информацию есть в нашем распоряжении…

Способ 1 - Банальный

Самый простой способ - это переименовать файл. К примеру у вас есть картинка, которую надо спрятать. Вы просто переименовываете расширение файла и картинка больше не определяется системой как картинка. Но, понятное дело, что это защита от дурака. Если вы, к примеру, переименуете файл JPG в RAR, то такой RAR архив нельзя будет открыть, WinRar поругается на то, что этот архив битый, что вызовет подозрение и более глубокое изучение данного файла.

Способ 2 - Банальный, продвинутый

Ещё один простой способ, но всё же более продвинутый - это склеивание двух разных файлов в один. Простейший пример: добавление RAR архива в конец JPEG изображения. Такое изображение будет без проблем открываться в любой программе для просмотра/редактирования картинок, а также будет открываться и в программе WinRar. Дело в том, что почти все программы для работы с архивами рассчитаны на то, что архив начинается не с начала файла, так как возможно, что архив заключен в самораспаковывающуюся оболочку. Но недостатки данного способа в том, что такое склеивание можно легко заметить. К примеру если картинка имеет размер 200х200 и при этом весит 2 мегабайта, то тут же возникают подозрения. К тому же все форматы (контейнеры) обычно имеют четкую структуру и если вдруг в файле имеется какая то избыточная информация, то это легко обнаружить.

Поэтому нам нужен способ скрытия информации, который не нарушает структуру файла выбранного формата.

Способ 3 - LSB

Как уже писалось ранее, данный способ очень прост в реализации, при этом он не нарушает правила контейнера и файл не хранит избыточную информацию. Но данный способ имеет и не мало минусов. Во-первых он применим лишь к малому количеству контейнеров. К примеру его нельзя применить к формату JPG, MP3 или AVI. А ведь как правило файлы именно этих форматов хранятся сотнями на наших компьютерах и именно там удобнее всего прятать информацию. Лично я сразу заподозрил бы не ладное, найдя на компьютере большую библиотеку картинок в формате BMP. Также этот способ выдает себя с потрохами на изображениях с однородной поверхностью. А попробуйте применить данный метод к MP3 файлу. Изменение всего одного бита раз в 2 и даже более байтов, приведет к неминуемой порче аудио данных.

Для желающих поиграться с этим способом могу предложить плагин для Total Commander"a который позволяет прятать данные в некоторых контейнерах картинок, а также в WAV (при условии, что аудио данные закодированы кодеком PCM).

Также имеются более продвинутые алгоритмы, к примеру алгоритм Коха-Жао, который прячет данные только в картинках. Его отличие в том, что он кодирует один бит информации в блоках 8х8 пикселей. К сожалению, из-за малого количества информации об этом алгоритме в интернете, не могу рассказать о нем что то ещё.

Способ 4 - Мета данные

Очень многие форматы могут хранить определенные мета-данные. Плюс этого способа в том, что он так же не нарушает формат файла, а также работа с этими мета-данными обычно хорошо задокументирована и есть уже готовые библиотеки позволяющие быстро написать программу для хранения своих данных в этих файлах. Почти все медиа-форматы имеют поддержку мета-данных. Однако далеко не всегда там можно хранить данные так, чтоб их не было видно. Так где же можно попробовать хранить секретные данные:
MP3
Только недавно на хабре появился пост Прячем текст в MP3 где описывается реализация на PHP хранении своей информации в тэге ID3v1. Но дело в том, что тэг ID3v1 имеет очень жесткие ограничения и много информации там не сохранить. К тому же в любом нормальном медиа-проигрывателе все ваши данные видны как на ладони. Совсем другое дело тэг ID3v2.4 который позволяет хранить данные гораздо больших размеров, а также позволяет сохранять какие либо не стандартные данные. К примеру некоторые программы хранят там настройки громкости и нормализации для каждого отдельного файла. Медиа-плееры обычно не отображают не известные им параметры.
Раз уж мы говорим об MP3, то стоит упомянуть и про малоизвестный тэг Lyrics3, который был создан для хранения в файле текста песен, а также как расширение тэга ID3v1 (к примеру позволял сохранять более длинное название песни), но выход стандарта тэга ID3v2 так и не дал тэгу Lyrics3 получить широкое распространение. Но как не странно, большое количество MP3 файлов которые сейчас можно найти на просторах интернета, содержат в себе этот тэг (хотя кроме название песни там больше ничего не хранится).
JPEG
У JPEG формата есть поддержка EXIF тэга. Данные в этом тэге хранятся парами ключ=значение. В теории нет никаких проблем добавить туда какой то не стандартный ключ содержащий ваши зашифрованные данные. Программа работающая с этим тэгом, наткнувшись на этот ключ, скорей всего просто проигнорирует его и не отобразит.
AVI
Не многим известно, что файлы формата AVI также имеют поддержку мета-данных, причем хранить там можно много всего. Как и в MP3 и JPEG можно создать какой то свой ключ, который будет просто проигнорирован программами работающими с мета-данными. Могу порекомендовать хорошую программу для просмотра мета-данных AVI файлов: abcAvi Tag Editor

Минус хранения секретных данных в мета-данных файла очевиден, есть множество программ которые отображают абсолютно полностью их содержимое, включая нестандартные и частные значения.

Способ 5

Ну и напоследок хочу рассказать про один замечательный способ хранения секретных данных в MP3 файлах. Реализован он в программе MP3Stego . К сожалению автор данной программы не обновлял проект с 2006 года. Идея заключается в том, что данные сначала шифруются, а затем в сердце процесса кодирования MP3 файла (из WAV) подмешиваются в конечный результат. В итоге получается обычный MP3 файл, без заметных для слуха искажений, однако хранящий в себе закодированные данные.

Теги: Добавить метки

Последние годы стеганография являлась причиной многих дискуссий, в частности предполагалось, что террористы могли использовать ее в терактах 11 сентября. Но так как доказательств этому не нашлось, интерес к стеганографии как к эффективному средству сокрытия данных продолжает расти. Конечно же, наряду с шифрованием, стеганография является одним из основных методов сохранения конфиденциальной информации. Эта статья является кратким введением в стеганографию и отвечает на вопросы: что такое стеганография, как ее можно использовать, и ее значение для безопасности информации.

F5 была разработана Андреасом Вестфилдом (Andreas Westfield) и работает как DOS-клиент. Также была разработана «парочка» GUI: первая утилита - "Frontend", созданная Кристианом Воном (Christian Wohne), и вторая - "Stegano", чьим автором является Томас Бьель (Thomas Biel). Мы испытывали F5, beta version 12. Оказалось, очень легко закодировать сообщение в формате JPEG, даже когда релиз немецкий. Пользователь очень легко может это сделать, следуя инструкциям мастера, указывая путь к картинке(мы использовали простой текстовый файл, созданный в блокноте), вводя ключевое слово. Как вы можете сами убедиться, сложно сказать по двум следующим картинкам, содержат ли они вложенное сообщение, или нет.

Рис.1 Без сообщения

Рис.2 с вложенным файлом

Конечно же, вложенный файл был очень маленьким(состоял всего из одной строки "This is a test. This is only a test."), так что не слишком много пикселей пришлось заменить, что бы спрятать сообщение. А что будет, если мы попытаемся спрятать больший документ? F5 работает только с текстовыми файлами. При попытке спрятать более объемный «вордовский» файл, то хоть программа и восприняла его, но восстановить не сумела. Тем не менее, большие файлы похоже тоже можно, как и маленькие, вкладывать в изображения.

SecurEngine не выглядит, как профессиональная утилита, которая способна спрятать текст в изображении. Когда мы спрятали свое маленькое сообщение в большем текстовом файле, то обнаружили лишний символ («я»)в конце зашифрованного файла. Такого символа не было в оригинале. SecurEngine позволяет пользователям лишь спрятать изображение и (или) зашифровать. Пробное предложение было закодировано и декодировано без всяких проблем. SecurEngine также включает в себя инструменты для более надежного уничтожения файлов.

Утилита MP3Stego, которая позволяет прятать данные в файлах формата MP3, сработала очень хорошо. Процесс шифрования происходит таким образом: вы шифруете файл(текстовый, например), как.WAV файл, который затем преобразовывается в формат MP3. Единственная проблемка, которая возникла – чтобы зашифровать данные большого размера, необходимо иметь пропорциональный к количеству данных файл. Например, маленькое сообщение, которое мы использовали в предыдущих опытах оказалось слишком большим для WAV-файла(размер WAV-файла составлял 121КВ, а текстового файла – 36 байт). Для завершения опыта пришлось сократить текстовый файл до 5 байт – только слово «test». Мы нашли соответствующий файл размером 627 КВ. Конечный MP3 файл занял 57КВ.

Steganos Suite – это коммерческий пакет, объединивший множество утилит. В дополнение к изящной деструктивной функции трассировки (для Интернета) и утилиты для уничтожения файлов, программа так же обладает так называемым файловым менеджером, что позволяет пользователям шифровать и скрывать файлы на своем винчестере. Пользователь выделяет папку или файл, которые следует сокрыть и файл – «носильщик» информации - обязательно графический или музыкальный. Программа также позволяет самим пользователям создавать файлы при помощи микрофона или сканера. Если у вас нет подходящего файла, встроенный файловый менеджер умеет искать нужный файл на вашем винчестере. Эта утилита, в отличие от тех, которые мы тестировали, способна работать с разными файловыми форматами(dll, dib). Так что, если вам необходим качественный продукт для шифрования информации, то вам придется выложить деньги за коммерческий пакет.

Стеганография и безопасность

Как ранее упоминалось, стеганография является эффективным методом сокрытия данных и защиты их от несанкционированного или не желаемого просмотра. Но все же это лишь один из способов защиты информации. Возможно, лучше было бы использовать стеганографию совместно с другими методами сокрытия данных, что сделало бы возможным многоуровневую безопасность. Далее приведены некоторые из альтернативных методов сокрытия данных.

    Шифрование -– процесс преобразования информации посредством ряда математический операций. Результатом шифрования является зашифрованный текст. Зашифрованные данные могут быть прочитаны лишь при условии наличия необходимого ключа. Шифрование не прячет данные, но усложняет их чтения.

    Скрытые директории (Windows) - Windows предлагает возможность скрытия файлов. Использовать эту возможность очень легко: просто в свойствах папки или файла проставить атрибут «скрытый» и надеяться, что никто не отобразит все типы файлов в эксплорере.

    Скрытые директории (Unix) – на платформах Unix в существующих директория, содержащих множество файлов, как, на пример, /dev или создав свою директорию, в названии которой использовав три точки,(обычно используют оду или две).

    Скрытые каналы – Некоторые утилиты используются для передачи ценных данных, которые внешне выглядят как обыкновенный сетевой трафик. Одна из таких утилит – Loki – способна скрывать данные в ICMP трафике.

Защита от стеганографии

К сожалению, все методы, о которых ми говорили, могут так же использоваться с целью незаконных, несанкционированных или не желательных действий. Возможность определения или предупреждения утечки информации не является тривиальной задачей. Если кто-то решил для сокрытия данных использовать стеганографию, то единственным способом обнаружения является активное наблюдения за специальными файлами и удача. Иногда активные меры безопасности могут дать ответ на поставленные вопрос – жесткие политики на установку несанкционированного программного обеспечения.

Использование уже имеющихся утилит для контроля над сетевым трафиком так же может оказаться полезным. Системы обнаружения вторжения могут помочь администратору в определении нормального трафика и, таким образом, увидеть аномалии, например, при передаче больших картинок по сети. Если администратор подготовлен к такому виду аномальной активности, это может помочь в дальнейшем расследовании. Находящиеся на каждой машине системы обнаружения вторжения так же могут помочь в обнаружении аномального скопления изображений и(или) видеофайлов.

В исследовании, проведенным Стефаном Хетцлем на его сайте, идет речь о двух методах стеганографии, которые, в свою очередь, являются средствами обнаружения ее. Это – визуальная и статистическая атака. «Идея статистической атаки – сравнение частоты распределения цветов для возможного носителя скрытой информации и теоретически ожидаемая частота распределения цветов для файла–носителя скрытой информации». Это возможно не самый быстрый метод защиты, но если возникаю подозрения на счет такого рода деятельности, то этот метод может быть самым эффективным. Специально для JPEG-файлов существует утилита , которая способна определять следы стеганографии в этих файлах. Родственная утилита к , с называнием Stegbreak способна расшифровывать и находить возможную информацию в подозрительном файле.

Заключение

Стеганография – один из самых увлекательных и эффективных методов сокрытия данных, которые использовались за всю историю человечества. Методы, способны разоблачить хитрые тактики злоумышленников несовершенны, но радует то, что такие методы существуют. Есть очень много причин, по которым следует использовать стеганографию (подписи, пароли, ключи), но главная – это легкость в обращении и сложность при обнаружении. Чем больше вы знаете о методах стеганографии, тем больше у вас шансов не попасть впросак.

21.1. Общие сведения

Как отмечалось ранее, разработкой средств и методов сокрытия факта передачи сообщения занимается стеганография (греч. στεγανός - скрытый и γράφω - пишу; буквально «тайнопись»). Наиболее эффективно ее применение совместно с криптографическими методами. Обычно стеганографию делят на два направления: классическую и компьютерную.

21.2. Классическая стеганография

Среди классических методов можно выделить следующие:

Манипуляции с носителем информации.

Первые следы применения стеганографических методов теряются в глубокой древности. Существует версия, что древние шумеры одними из первых использовали стеганографию, так как было найдено множество глиняных клинописных табличек, в которых одна запись покрывалась слоем глины, а на втором слое писалась другая. Однако противники этой версии считают, что это было вовсе не попыткой скрытия информации, а всего лишь практической потребностью.

В третьей и седьмой книгах «Истории» древнегреческого ученого Геродота встречается описание еще двух методов сокрытия информации :

В V веке до н.э. греческий тиран Гистий, находясь под надзором персидского царя Дария в Сузах, должен был послать секретное сообщение своему родственнику в анатолийский город Милет. Он побрил наголо своего раба и вытатуировал послание на его голове. Когда волосы снова отросли, раба отправили в путь;

В Древней Греции тексты писались на дощечках, покрытых воском. В 480 г. до н.э. персидская армия под предводительством Ксеркса I двигалась на греческие города-государства. Узнав, что Ксеркс готов к выступлению, греческий царь Демарат, сосланный в Персию, предупредил об этом спартанцев. Он соскоблил воск с двух деревянных дощечек для письма, написал все, что ему стало известно о намерениях персов, а затем снова покрыл дощечки воском. Эти на вид чистые дощечки были без проблем доставлены в Лакедемон (Спарта). Горго, жена царя Леонида, внимательно осмотрела дощечки и обнаружила скрытое послание. То, что она прочитала, принесло ей и радость, и горе. Ее супруг, Леонид, со своими людьми поспешил форсированным маршем к решающему рубежу обороны на пути наступающих персов. Этим местом был проход, называвшийся Фермопилы. Из-за предателей, знавших тайный путь, Леонид и его 300 воинов-спартанцев погибли, но они три дня удерживали свои позиции, дав время городам-государствам подготовиться к сражению и снискав славу героев.

Эней Тактик в своих исторических трактатах (IV в. до н.э.) описывал способ тайной передачи посланий, когда в пергаменте над или под написанными буквами прокалывали крошечные отверстия. Этим способом пользовались в Англии до появления телеграфа с целью избежать больших расходов на почтовую пересылку. Отправка писем на дальние расстояния стоила крайне дорого, старые же газеты с наклеенной маркой можно было пересылать по стране взад и вперед. Многие из тех, кто не в состоянии был позволить себе оплатить почтовые расходы, ставили в газетах точки над буквами; таким образом, они писали письма, которые затем доставлялись бесплатно. Получатель просто последовательно выписывал все отмеченные таким образом буквы, и в результате получалось адресованное ему сообщение.

К 1000 г. н.э. китайские военачальники записывали важные сообщения на очень тонкой бумаге или шелке. Затем такое послание плотно скатывалось и покрывалось воском. Когда воск остывал, курьер прятал письмо в своей одежде, проглатывал или пользовался как тайником одним из отверстий собственного тела.

Классический пример физического сокрытия информации - курительная трубка, столь любимая секретными агентами. Сообщение пряталось в полости стенок чаши и прикрывалось внутренней (поворотной) частью чаши, при этом можно было, набив трубку табаком, курить ее. В случае опасности шпиону достаточно было слегка повернуть внутреннюю часть чаши, чтобы бумага с записанным на ней сообщением упала в горящий табак.

Приведем интересный химический способ записи секретных сообщений внутри вареного яйца. Берется смесь квасцов, чернил и уксуса, записывается ею на скорлупе послание, выдерживается в крепком рассоле или уксусе, чтобы стравить с поверхности следы, и варится яйцо вкрутую. В результате текст сообщения оказывается под скорлупой сверху белка.

Симпатические (невидимые) чернила – чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.) .

Невидимыми чернилами пользовались еще во времена Римской империи. В I в. н.э. римский писатель Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывал применение для тайнописи жидкости, изготовленной из молочая. Греческий военный ученый Филон Византийский писал о жидкости из чернильных орешков, благодаря которой написанное сообщение было невидимым. Арабские ученые в начале XV в. упоминали о некоторых смесях из растений, произраставших в их регионе; то же относилось к таким писателям эпохи Возрождена как Леон Баттиста Альберти и Джованни Порта. Французский сатирик Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532 г.) с юмором рассуждал о тайнописи. Среди прочих остроумных комментариев о жизни он описывал способ приготовления невидимых чернил из таких веществ, как сок белого лука, нашатырь и квасцы .

Примером может служить любопытный исторический эпизод: восставшими дворянами в Бордо был арестован францисканский монах Берто, являвшийся агентом кардинала Мазарини. Восставшие разрешили Берто написать письмо знакомому священнику в город Блэй. Однако в конце этого письма религиозного содержания, монах сделал приписку, на которую никто не обратил внимание: "Посылаю Вам глазную мазь; натрите ею глаза и Вы будете лучше видеть". Так он сумел переслать не только скрытое сообщение, но и указал способ его обнаружения. В результате монах Берто был спасен .

Во время гражданской войны между южанами и северянами два агента северян Сэмюэль Вудхулл и Роберт Тоунсенд передавали информацию Джорджу Вашингтону, используя специальные чернила.

Различные симпатические чернила использовали и русские революционеры в начале XX века, что нашло отражение в советской литературе. Куканов в своей повести "У истоков грядущего" описывает применение молока в качестве чернил для написания тайных сообщений. Впрочем, царская охранка тоже знала об этом методе (в архиве хранится документ, в котором описан способ использования симпатических чернил и приведен текст перехваченного тайного сообщения революционеров).

Симпатические чернила бывают, как правило, двух видов: химические и органические. Первые представляют собой химические растворы, которые делаются невидимыми при высыхании. Скрытые слова становятся видимыми при добавлении к ним других химических препаратов, называемых реагентами. Органическая группа представлен, в большинстве случаев легкодоступными веществами, такими, как лук, лимон, молоко и уксус. Они обычно становятся видимыми, если их осторожно нагреть .

В качестве симпатических чернил могут использоваться различные вещества .

Таблица 21.1. Симпатические чернила и их проявители

Чернила Проявитель
Лимонная кислота (пищевая) Бензилоранж
Воск CaCO 3 или зубной порошок
Яблочный сок Нагрев
Молоко Нагрев
Сок лука Нагрев
Сок брюквы Нагрев
Пирамидон (в спиртовом растворе) Нагрев
Вяжущие средства для дезинфекции рта и глотки Нагрев
Квасцы Нагрев
Слюна Очень слабый водный раствор чернил
Фенолфталеин Разбавленная щелочь
Стиральный порошок Свет лампы ультрафиолета
Крахмал Йодная настойка
Аспирин Соли железа

В целях обнаружения тайных сообщений, написанных с помощью симпатических чернил, американские цензоры во время Второй мировой войны "полосовали" письма, чтобы выявить наличие в них невидимых чернил. Лаборант водил по письму несколькими щетками, закрепленными в одном держателе и смоченными в растворах различных проявителей. Эти проявители обладали различными свойствами и реагировали даже на выделения человека, так что после обработки на бумаге появлялись отпечатки пальцев и капли пота .

Письма также проходили проверку в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Текст, написанный крахмалом и невидимый при дневном или электрическом свете, начинал светиться под воздействием ультрафиолета. Инфракрасные лучи помогали различать цвета, неотличимые при обычном освещении. Например, зеленые надписи на зеленой почтовой марке.

Проблемы, в которых местные отделения не могли разобраться своими силами, передавались в лабораторию отдела безопасности. Одна из таких проблем заключалась в том, что немецкие агенты расслаивали лист бумаги пополам, писали текст невидимыми чернилами на внутренней поверхности, а половинки затем вновь соединяли между собой. Поскольку чернила оказывались внутри листа, никакой реагент, нанесенный на его внешнюю поверхность, не мог их проявить. Эта уловка была обнаружена лишь после того, как один немецкий агент использовал для своего письма слишком много чернил и их избыток просочился сквозь бумагу.

В 2011 г. Мануэль Паласиос (Manuel Palacios) из университета Тафтса и Джордж Уайтсайдс (George Whitesides) из Гарварда попробовали спрятать сообщение в массиве, состоящем из семи штаммов 1 бактерий Escherichia coli (E. coli). Технику в шутку назвали SPAM (Steganography by Printed Arrays of Microbes), что можно перевести как стеганография при помощи печатных массивов микробов .

Учёные создали семь штаммов бактерий, каждый из которых производит свой белок, флуоресцирующий при определённом свете (подробности – в статье в журнале PNAS). Колонии бактерий наносятся на подложку в виде рядов точек. Каждая пара точек (цветов) является кодом для буквы, цифры или символа. Семь цветов дают 49 комбинаций, авторы работы использовали их для кодирования 26 букв и 23 других символов (таких как, цифры, @ или $). Например, две жёлтых точки обозначают букву "t", а комбинация оранжевой и зелёной – "d". Получатель, зная коды дешифровки, легко прочтёт посланное сообщение – свечение заметно невооружённым глазом.

Рис 21.1. Пример "проявленного" послания

Чтобы создать сообщение, биологи наносят штаммы E.coli, устойчивые к определенному антибиотику, на подложку с агаром (средой, питательной для бактерий). Затем поверх подложки кладут лист из нитроцеллюлозы – колонии отпечатываются на нём. Для проявки сообщения, получатель должен будет поместить нитроцеллюлозный листок в чашку с "проявочной" агаровой средой, запускающее работу нужных генов и свечение штаммов. В состав "проявочной" агаровой среды входит правильный антибиотик, который убивает все микроорганизмы, кроме тех, что кодируют сообщение (так как они устойчивы к действию лекарства). В результате при проявке он получит нужный код.

Сейчас британские и американские исследователи пробуют подобным образом зашифровать сообщения при помощи дрожжей и спороносных бактерий, а в дальнейшем "покушаются" и на растения. "Было бы здорово спрятать информацию в форме листьев или рисунке корневой системы. Чем больше черт, тем больший объём данных можно зашифровать" - говорит Паласиос.

Микронадписи и микроточки.

Страсть к изготовлению микроизображений насчитывает долгую историю . Это и надписи на амулетах (самая ранняя из таких находок – амулет, найденный при раскопках южной стены Иерусалимского храма, относится к началу VIII века до нашей эры), и микротексты , вписанные или впечатанные в страницы различных фолиантов (вне всякого сомнения, самым характерным примером микронадписей является Псалтырь Св. Иеронима, написанный монахом Иоахином Большим в 1481 г. в Роттенберге для библиотеки папы Сикста IV. Внизу второй страницы в круг диаметром 12 мм вписаны первые 14 стихов Евангелия от Иоанна. Этот текст содержит 168 слов из 744 букв. По расчетам каждая буква занимает площадь не более 0,15 кв.мм.) и специальные подарочные издания . Как правило, прочитать, а тем более, нанести такие надписи без применения увеличительных приборов невозможно. Нельзя исключать, что человек начал использовать оптические приборы значительно раньше знаменитого изобретения Левенгука. Во всяком случае, из греческих источников следует, что древним был известен способ использования маленьких стеклянных сосудов, наполненных водой, в качестве увеличительных приспособлений.

Уже в XVIII веке в Англии и Франции были созданы специальные механические устройства для выполнения микронадписей. Одно из самых совершенных таких устройств, Peter’s Machine for Microscopic Writing (1862 г.), хранится в музее Оксфордского университета. Оно позволяло выполнять надписи с высотой символов всего в 2,5 микрона 2 !

Рис 21.2. Peter’s Machine for Microscopic Writing

Признанным пионером микрофотографии считается английский фотограф-энтузиаст Джон Б.Дэнсер. Похоже, именно он сделал первую микро-фоторепродукцию. В 1839 г., установив на камеру Даггера объектив от микроскопа с фокусным расстоянием 38 мм, он получил микро-даггеротип бумажного оригинала в масштабе 160: 1. В 1856 г. ему удалось получить несколько удачных микроизображений, в том числе портретов членов королевской семьи, которые были подарены королеве Виктории.

В 1867 г. парижский фотограф Рене Дагрон (фр. Dagron) разработал свой метод микрофильмирования, который был использован во времена франко-прусской войны (в 1870 г.).

В ходе неудачной военной компании 1870 г. войска Наполеона III потерпели поражение под Седаном. 2 – 4 сентября Париж был окружен объединенными германо-прусскими войсками, началась пятимесячная осада французской столицы, где была провозглашена 3-я Республика. Все связи с внешним миром были прерваны. Предпринимались отчаянные попытки использования самых разнообразных способов общения вплоть до "голубиной почты". Но грузоподъемность такого перевозчика авиапочты не очень велика. Вот тут-то и пригодился опыт Дагрона в микрофотографии.

12 ноября 1870 г. Дагрон и несколько его помощников вместе со своим оборудованием погрузились на два наполненных водородом воздушных шара, символично названных "Ньепс" и "Даггер" в честь изобретателей фотографии. После безумной гонки над головами немецких улан, пытавшихся посадить или сбить смелых воздухоплавателей, тем все же удалось достигнуть города Тура.

Прибыв на место, Дагрон развернул свою фотолабораторию и организовал микрофильмирование почты и других материалов, предполагавшихся к пересылке "голубиной почтой". Письма и сообщения выполнялись на прозрачных листах, разделенных на 12 секций размером 80 х 110 мм. Они копировались по частям контактным способом на фотографические пластинки, которые после химической обработки повторно переснимались с большим уменьшением с помощью специальной репродукционной камеры. В результате получались микроизображения размером не более 1 мм!

Полученные изображения вырезались и монтировались вместе с другими сообщениями на кусочке коллоидной пленки и подготавливались для отправки голубиной почтой в Париж. За 5 месяцев осады французской столицы Дагрону удалось скопировать на микропленку 470 листов, содержавших 2.5 миллиона сообщений. Как утверждают, один голубь мог нести от 36 до 54 тысяч сообщений, отснятых на 18 тончайших пленок.

Первым создателем "настоящей" микроточки историки справедливо считают Эммануила Голдберга, который в 1925 г. не только собрал оригинальную оптическую схему для её фотографирования, но и подробно описал все этапы создания фото с высоким разрешением .

Рис 21.3. Оптическая схема Голдберга для изготовления микроточки

Из английских и американских архивов следует, что немецкая разведка АБВЕР перед Второй мировой войной самым активным образом использовала микроточки для связи с агентурой в Северной и Латинской Америке. По словам Гувера, первое предупреждение о существовании микроточек ФБР получило в январе 1940 г. Но обнаружили такую микроточку лишь в августе 1941 г., когда некий техник-фотолаборант случайно заметил отблеск света на конверте, изъятом у попавшего под подозрение немецкого агента. Причиной отблеска послужила микроточка, замаскированная под точку в конце предложения .

Западные историки микрофотографии также утверждают, что и советская разведка использовала микроточки еще до начала войны. После окончания войны в 1945 г. микроточки широко применялись советскими агентами, действовавшими по всему миру. Одним из таких агентов был Рудольф Абель. Он использовал данный метод в 1950-х гг., занимаясь шпионской деятельностью в районе Нью-Йорка .

Микроточки обладали способностью передавать большие объемы информации (сотни страниц и чертежей в одной точке) и обычно вклеивались в письмо или книгу. Микроточки прятали в украшениях, монетах, батарейках, предметах обихода, помещали в надрезанный край открытки с последующим аккуратным заклеиванием надреза.

Рис 21.4. Надрезание края конверта для тайника микроточки

В 2001 г. в Австралии была разработана технология нанесения микроточек, содержащих Персональный идентификационный номер (ПИН), на важнейшие детали изделия (обычно - автомобиля). Такие, изготовленные с помощью лазера прозрачные микроточки наклеиваются в неприметных местах непосредственно на сборочном конвейере. Увидеть их можно только при освещении ультрафиолетовым светом. Этот процесс, дешёвый и эффективный, затрудняет угонщикам автомобилей легальную продажу украденной и разобранной машины в виде "запчастей" .

Производители цветных принтеров добавляли в них функцию печати т.к. называемых "желтых точек".

Рис 21.5. Желтые точки

Эти точки, едва видны невооруженным глазом, печатались на каждой странице и содержали в себе информацию о серийном номере принтера, а также дате и времени печати. Подтверждено использование данного метода в принтерах, выпускаемых под торговыми марками Brother, Canon, Dell, Epson, Hewlett-Packard, IBM, Konica, Kyocera, Lanier, Lexmark, NRG, Panasonic, Ricoh, Savin, Toshiba, Xerox. Введение данной меры, согласно комментариям производителей, являлось частью сотрудничества с правительством и консорциумом банков, направленного на борьбу с фальшивомонетниками.

В заключение следует отметить, что использование микроточек для передачи секретных сообщений описал еще греческий ученый Эней Тактик в сочинении "Об обороне укреплённых мест". Суть предложенного им так называемого "книжного шифра" заключалась в прокалывании малозаметные дырок в книге или в другом документе над буквами секретного сообщения. Во время Первой мировой войны германские шпионы использовали аналогичный шифр, заменив дырки на точки, наносимые симпатическими чернилами на буквы газетного текста.

Экзотическим способом хранения и передачи информации является использование для этих целей ДНК-молекул . В клетках животных и растений ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) находится в ядре клетки в составе хромосом, а также в некоторых клеточных органоидах (митохондриях и пластидах). В клетках бактерий молекула ДНК прикреплена изнутри к клеточной мембране. У них и у низших эукариот (например, дрожжей) встречаются небольшие автономные молекулы ДНК, называемые плазмидами. Кроме того, ДНК-молекулы могут образовывать геном некоторых вирусов .

В 1998г. бразильский художник Эдуардо Кац перевёл фразу из Книги Бытия (лат. Genesis) в код Морзе, который, в свою очередь, представил в виде последовательности ДНК. Цитата из Бытия, ради эксперимента, была чуть подсокращена и модифицирована: «И да владычествует человек над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всякой живностью, движущейся по земле» (Let man have dominion over the fish of the sea, and over the fowl of the air, and over every living thing that moves upon the earth). Синтезированный ген Кац клонировал в плазмиды, которые затем встроил в клетки бактерии E. Coli.

Рис 21.6. Инсталляция Genesis

(слева - цитата в виде ДНК; в центре - проекция чашки Петри с бактериями; справа - цитата на английском языке)

ДНК-молекулы являются компактным и надежным носителем информации. Группа ученых Гарварда подсчитала, что память из структур ДНК весом всего 4 грамма теоретически может хранить всю информацию, которую производит все человечество современности за один год. В пользу надежности говорит тот факт, что информация из ДНК может быть считана спустя сотни тысяч и даже миллионы лет. "ДНК можно хранить в далеко не идеальных условиях - к примеру, в мертвых животных. При этом она сохранится, и через 400 тыс. лет мы всё еще способны ее считать, - рассказывает руководитель исследований профессор Джордж Чёрч (George Church) из Гарвардской медицинской школы (США). - Запись в ДНК будет храниться куда дольше, чем на диске Blu-rау" .

Для кодирования информации ученые из Гарварда использовали специальный струйный принтер, который помещает короткие фрагменты химически синтезированной ДНК на поверхность крошечного стеклянного чипа. Имитируя двоичный код, исследователи использовали A (аденин) и C (цитозин) в качестве 0, а G (гуанин) и T (тимин) – в качестве 1. Генетический код использовали, чтобы записать содержимое книги Дж. Чёрча "Регенезис. Как синтетическая биология заново придумает природу и нас" ("Regenesis: How Synthetic Biology Will Reinvent Nature And Ourselves"), состоящей из 53 тыс. слов и 11 изображений (≈ 300 страниц). 70 млрд. копий книги были "напечатаны" на ДНК-чипе, примерно равным ногтю мизинца.

Надежность и компактность ДНК-молекул делает их весьма перспективным объектом для применения в стеганографических целях. Ведь носителем секретной информации может являться человек, растение, бактерии и вирусы (причем как живые, так и мертвые). Поиск секретной информации в теле взрослого человека, в котором ≈ 3,5 * 10 16 молекул ДНК, на современном уровне развития науки и техники нереален.

Литературные приемы.

Хорошо известны различного рода литературные приемы, предназначенные для сокрытия тайной информации во внешне безобидных посланиях.

Чтобы перекрыть максимальное число стеганографических каналов связи, американская цензура категорически запретила отправление по почте целого ряда сообщений. Были отменены шахматные партии по переписке. Из писем вымарывались кроссворды, так как у цензоров не хватало времени решать их, чтобы проверить, не содержат ли они тайные послания. Из почтовых отправлений изымались газетные вырезки, потому что они могли содержать секретный текст. Не разрешалось пересылать по почте табели успеваемости учащихся. Одно письмо с инструкциями по вязанию было задержано до тех пор, пока цензор не связал по ним свитер, чтобы проверить, не содержат ли они какой-либо скрытой информации. В каждом цензурном отделении имелся запас марок: цензоры снимали подозрительные марки и заменяли их другими того же достоинства, но с иным номером и рисунком. Чистая бумага, которую жители США часто посылали своим родственникам, проживавшим в странах, где не хватало бумаги, также заменялась из соответствующих запасов, чтобы исключить применение симпатических чернил. Конфисковывались даже детские рисунки, которые родители слали дедушкам и бабушкам, так как среди этих рисунков могли попасться закодированные карты или схемы.

Один из сотрудников нью-йоркского отделения цензуры обратил внимание на письмо из Германии, в котором говорилось, что Гертруда добилась выдающихся успехов в плавании, и перечислялись ее победные результаты. Сотрудник проконсультировался со знакомым любителем плавания, и тот ответил, что подобных результатов человек достичь не в состоянии. В ходе дальнейшего расследования было установлено, что в действительности речь шла о скорости нового американского истребителя, характеристики которого разболтал хвастливый работник военного министерства.

Телеграммы с заказами на цветы ("Вручите субботу моей жене три белые орхидеи") предоставляли настолько удобную возможность для передачи секретной информации, что цензоры запретили указывать в них названия цветов и день вручения.

Служба цензуры отменила телефонные и телеграфные заказы на исполнение по радио тех или иных музыкальных произведений, а выполнение заявок, присланных по почте, велела задерживать на неопределенное время. Эти меры должны были исключить возможность передачи сообщения для подводных лодок противника с помощью модной песенки. Аналогичные меры были приняты в отношении передачи радиостанциями объявлений личного характера.

Изучением методов скрытия информации в тексте занимается энигматология – "учение о тайне" (греч. αίνιγμα – загадка). Текст, содержащий "тайное сообщение" – энигмаграмма . Энигмализирование - извлечение тайного смысла из текста.

Семаграммы .

Семаграмма (греч. sema – знак и gramma – написанный, нарисованный) - тайное сообщение, в котором шифробозначениями являются любые символы, кроме букв и цифр .

Элементами замены шифртекста или кодового текста могут быть: точки на костяшках домино; предметы на фотографии, расположенные таким образом, чтобы передать заранее оговоренный смысл; вышитые на платье узоры, представляющие собой закодированное послание; картина, на которой длинные и короткие ветки деревьев представляют точки и тире азбуки Морзе. Однажды в нью-йоркском цензорном отделении перевели все стрелки в предназначенной для отправки партии часов, опасаясь, что их положение может заключать в себе какое-то сообщение [ , ].

Во время Второй мировой войны был зарегистрирован случай, когда немецкие агенты в Англии послали в Германию свое донесение под видом связанного свитера. Он якобы предназначался для заключенного, но вместо этого попал к контрразведчикам. Когда свитер распустили, оказалось, что его шерстяные нитки были сплошь в узелках. Пряжу расправили, а узлы сопоставили с алфавитом, написанным вертикально на стене. Базисной линией был выбран пол, а алфавит располагался перпендикулярно к нему. Вначале на полу под алфавитом крепился конец пряжи, при этом первый узел оказывался рядом с одной из букв. Затем, прижав к полу первый узел, определяли, с какой буквой совместится второй узел, и т.д. Таким образом, шифрование (точнее кодировка) были выполнены по аналогии с . В какой-то момент узлы «поведали» о строящихся и уже готовых к спуску на воду военных кораблях союзников .

1 Штамм (от нем. Stamm - «основа») - чистая культура вирусов, бактерий, других микроорганизмов или культура клеток, изолированная в определённое время и в определённом месте.

2 Микрон (микрометр, мкм) - 10 -6 м. Толщина человеческого волоса - 80-110 мкм.

21.3. Компьютерная стеганография

Развитие компьютерной технологии и средств коммуникации придали новый импульс развитию и совершенствованию стеганографии. Сегодня каждый может воспользоваться теми преимуществами, которые дает стеганография как в области скрытой передачи информации, что особенно полезно в странах, где существует запрет на стойкие средства криптографии, так и в области защиты авторских прав. В настоящее время методы компьютерной стеганографии активно используются для решения следующих задач.

1. Защита конфиденциальной информации от несанкционированного доступа. Это область использования компьютерной стеганографии является наиболее эффективной при решении проблем защиты конфиденциальной информации. Так, например, объем секретного сообщения в звуковых и графических файлах может составлять до 25 - 30 % от размера файла. Причем аудиовизуальные изменения таковы, что не обнаруживаются при прослушивании и просмотре файлов большинством людей, даже если факт сокрытия известен.

2. Преодоление систем мониторинга и управления сетевыми ресурсами. Стеганографические методы позволяют противостоять попыткам контроля над информационным пространством при прохождении информации через серверы управления локальных и глобальных вычислительных сетей.

3. Камуфлирование программного обеспечения. Применяется в тех случаях, когда использование ПО незарегистрированными пользователями является нежелательным. ПО может быть закамуфлировано под стандартные универсальные программные продукты (например, текстовые редакторы) или скрыто в файлах мультимедиа и использоваться только лицами, имеющими на это права.

4. Защита авторских прав. Одним из наиболее перспективных направлений компьютерной стеганографии является технология использования цифровых водяных знаков ЦВЗ (digital watermarking) – в данном случае, создание невидимых глазу знаков защиты авторских прав на графические и аудио файлы. Такие ЦВЗ, помещенные в файл, могут быть распознаны специальными программами, которые извлекут из файла много полезной информации: когда создан файл, кто владеет авторскими правами, как вступить в контакт с автором и т.д. При том повальном воровстве, которое происходит в Интернете, польза от такой технологии очевидна.

Сегодня на рынке существует довольно много фирм, предлагающих продукты для создания и детектирования водяных знаков. Один из лидеров - фирма Digimarc. Ее продуктами, если верить предоставленной самой фирмой информации, пользуются более миллиона официальных клиентов: дизайнеры, художники, онлайновые галереи, журнал Playboy. Специальные поисковые агенты сканируют ресурсы Интернет, просматривая картинки на наличие ЦВЗ, и сообщают владельцам о фактах использования их собственности.

Несмотря на все заверения создателей соответствующих продуктов, ЦВЗ оказались нестойкими. Они могут перенести многое - изменение яркости и контраста, использование спецэффектов, даже печать и последующее сканирование, но они не могут перенести воздействие специальных программ-стирателей, которые появились в Интернете.

Наиболее известные методы компьютерной стеганографии и их характеристика приведены в следующей таблице.

Таблица 21.2. Методы компьютерной стеганографии и их характеристика

Стеганографические методы Краткая характеристика методов Примечания
1. Методы, основанные на использовании специальных свойств носителей данных
1.1. Скрытие информации в неиспользуемых местах дисков 1. Используются дорожки, доступные для чтения, но не воспринимаемые ОС (например, в резервную область жесткого диска).
2. Запись в неиспользуемые места оптических дисков (CD, DVD, Blue-ray и т.д.)
1. Низкая степень скрытности.
1.2. Нанесение дополнительных дорожек на гибкие магнитные диски (вышли из употребления) Т.к. ширина дорожки в несколько раз меньше расстояния между дорожками (для гибких магнитных дисков), то на диск можно нанести дополнительные дорожки и записать туда информацию, не доступную ОС. Возможна передача больших объемов информации.
1.3. Специальное форматирование дисков Форматирование диска под размер секторов отличный от принятого в ОС. 1. Наличие программ как форматирующих подобным образом диски, так и читающих любое форматирование.
2. Возможна передача больших объемов информации.
2. Методы, основанные на использовании специальных свойств форматов данных
2.1. Методы использования полей данных, зарезервированных для расширения Поля расширения имеются во многих мультимедийных форматах. Они заполняются нулевой информацией и не учитываются программой. 1. Низкая степень скрытности.
2.2. Методы специального форматирования в текстовых документах 1. Использование смещения символов, слов, предложений или абзацев в тексте (можно обеспечить вставкой дополнительных пробелов).
2. Выбор определенных позиций символов (например, акростих).
3. Использование дополнительных возможностей форматирования текстов (например, использование в MS Word: скрытого текста; специальных шрифтов; символов определенного шрифта, размера или цвета; белого цвета для символов и фона; одного пробела между словами для кодирования "0" и двух – для кодирования "1" и т.д.).

2. Передача небольших объемов информации.
3. Низкая степень скрытности.
2.3. Методы специального форматирования текстов при печати 1. Печать специальными шрифтами, символами определенного шрифта, размера или цвета.
2. Внесение малозаметных искажений информации при печати (Был использован при печати контрактов с клиентами в одной из московских компаний. Эта тайнопись выглядела как обычные незначительные дефекты печати и обеспечивала определенную степень подтверждения подлинности документа).
1. Слабая производительность методов.
2. Передача небольших объемов информации.
2.4. Скрытие информации в свободных областях диска 1. Использование свободной части последнего кластера файла.
2. Использование свободных кластеров без записи в таблицы размещения файлов информации о том, что в этих кластерах содержится информация.
1. Низкая степень скрытности.
2. Возможна передача больших объемов информации.
2.5. Использование особенностей файловой системы 1. Использование скрытых файлов.
2. Использование потоков в NTFS.
1. Низкая степень скрытности.
2. Возможна передача больших объемов информации.
3. Методы, основанные на использовании избыточности аудио- и видеоинформации
3.1. Методы использования избыточности мультимедийных форматов Младшие разряды байт, несущие информацию об интенсивности света и звука содержат очень мало полезной информации. Их заполнение практически не влияет на качество восприятия. 1. За счет введения дополнительной информации искажаются статистические характеристики цифровых потоков.
2. Для снижения компрометирующих признаков требуется коррекция статистических характеристик.
3. Возможна передача больших объемов информации.

Использование потоков в NTFS.

Любой файл в NTFS может содержать несколько потоков ("файлов"). Каждый файл NTFS содержит стандартный (default) или безымянный (unnamed) поток данных (data stream). Именно этот поток видит перед собой пользователь, открывающий файл в текстовом редакторе. И именно размер этого потока отображается в качестве размера файла. Альтернативный поток данных (alternate data stream) – файл, встраиваемый в другой. Ему может даваться любое имя и его размер не влияет на размер файла.

В частности, информация о файле с вкладки "Сводка" окна "Свойства" храниться в альтернативном потоке "♣SummaryInformation"

Рис 21.8. Свойства файла

Работа с потоками командами DOS.

Копирование файла "СовСек.txt" в альтернативный поток "ss" файла "НеСек.txt".

type СовСек.txt > НеСек.txt:ss

После копирования размер файла "НеСек.txt" не меняется.

Шутка . Таким образом, в файл размером 0 байт, можно записать несколько Гбайт мусора в потоки, заняв почти все место на диске, но файл по-прежнему будет иметь размер 0 байт.

Восстановление текстового файла из потока.

more < НеСек.txt:ss > СовСек.txt

Для выявления файлов, обладающих альтернативными потоками можно воспользоваться утилитой Streams (http://technet.microsoft.com/ru-ru/sysinternals , с исходным текстом утилиты на С).

Рис 21.9. Отображение потоков утилитой Streams

Кроме легкого обнаружения, другим существенным недостатком является возможность использования данного способа только на дисках с NTFS. При копировании файлов на диски с другой файловой системой альтернативные потоки теряются.

Использование избыточности аудио- и видеофайлов.

Из всех приведенных в табл. 21.2 методов, этот является наиболее перспективным. Существуют различные его модификации, самый простой из которых LSB (Least Significant Bit, наименьший значащий бит). Суть этого метода заключается в замене последних значащих битов в контейнере (изображения, аудио или видеозаписи) на биты скрываемого сообщения. Допустим, имеется 8-битное изображение в градациях серого (0 (00000000 2) обозначает черный цвет, 255 (11111111 2) – белый). Всего имеется 256 градаций. Также предположим, что сообщение состоит из 1 байта – например, (01101011 2). При использовании 2 младших бит в описании пикселей, нам потребуется 4 пикселя. Допустим, они черного цвета. Тогда пиксели, содержащие скрытое сообщение, будут выглядеть следующим образом: (00000001 00000010 00000010 00000011 2). Тогда цвет пикселей изменится: первого - на 1/256, второго и третьего - на 2/256 и четвертого - на 3/256. Такие искажения исходного изображения, как правило, незаметны для человеческого зрения. Для разноцветных изображений искажения еще менее заметны, тем более, что в них биты исходного изображения могут совпадать с битами секретного сообщения.

Одной из лучших программ в своем классе является SecretBMP (http://www.bordak.fatal.ru/secretbmp/). В примере при скрытии файла give-me-too.zip (570 404 байта) в файле etr500.bmp (1 229 852 байта) размер результирующего файла 5.bmp стал 1 229 850 байта, а качество рисунка осталось неизменным для глаза.

Рис 21.9. Окно программы SecretBMP
(слева – исходный файл-контейнер, справа – файл со вставленной секретной информацией)

Вопросы для самопроверки