Тарифы Услуги Сим-карты

Малыш не хочет в детский сад. Почему ребенок не хочет ходить в детский сад. Как помочь адаптироваться. советов родителям: что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад

И вот наступил момент, когда памперсы, постоянный контроль за малышом дома и на детских площадках, бесконечное «на ручки» остались в прошлом – ребенок уже многое умеет сам, понятно объясняет, что он хочет, да и вообще маме уже пора выходить на работу, а малышу – идти в садик. В теории такой ход событий особых возражений у малышей обычно не вызывает, хотя встречаются дети, которые изначально категорически не согласны посещать детский сад. На практике все гораздо сложнее, и вариантов развития ситуации множество.

На начальном этапе из-за резкой смены обстановки идти в садик отказываются многие дети. Обычно после периода адаптации это нежелание и сопутствующие ему плохое настроение и слезы исчезают, и малыш ходит в сад если не с удовольствием, то, по крайней мере, без каких-либо эксцессов. И вдруг однажды ребенок в той или иной форме заявляет, что в садик он больше не пойдет. Неожиданный отказ ребенка ходить в садик часто ставит родителей в тупик. Чтобы понять, как правильно поступать родителям в данной ситуации, важно выяснить причину «бунта», и решить проблему самостоятельно или с помощью психолога.

  1. Психологическая неготовность малыша. Все родители в меру своих возможностей стараются подготовить ребенка к грядущим переменам, но мамам и папам следует помнить, что психологически ребенок готов посещать садик в возрасте от 3-х лет. Малыш и в 2 года может многие вещи делать самостоятельно (имеет необходимые навыки), но к отделению от мамы до 3-х лет он психологически не готов. Выраженное желание играть с другими детьми появляется после 2,5 — 3 лет, но даже при появившейся потребности крохи к коллективным играм отделение от матери должно происходить постепенно, поэтому оно занимает довольно длительный период времени. До 3-х лет ребенок нуждается в тесном, эмоционально насыщенном общении с мамой, и внезапное нарушение этой связи приводит к психологической травме у маленького человечка. Дружбы в понимании взрослых у деток такого возраста еще нет, отношения у малышей ситуативны, они играют в большинстве случаев рядом, а не вместе, и легко меняют партнера по играм. Главное общение для крохи происходит в кругу семьи, а в общении с другими людьми малыш на данном этапе развития нуждается лишь эпизодически. Даже если по объективным причинам мама вынуждена отдать кроху в садик в возрасте до 3-х лет, важно учитывать, что это противоречит воле и потребностям ребенка, поэтому адаптация к садику будет проходить долго, проблемно и не всегда успешно. Малыш вполне может утратить те навыки самостоятельного поведения, которые имел до садика, и начать «мертвой хваткой» постоянно цепляться за мать. При этом важно помнить, что родители должны ориентироваться не на возрастные показатели, а на конкретного человечка с его особенностями – если у малыша до 3-х лет мамы было «достаточно», и у ребенка нет страха ее внезапно потерять, к концу второго года жизни ребенок понемногу начнет отделяться психологически от матери и его можно отдавать в садик. Однако все дети развиваются по-разному, и у кого-то этот период наступает раньше, а у кого-то – позже.
  2. Присутствующий постоянно стресс. Вырванный из привычного круга ребенок погружается на целый день в шумный коллектив со своими правилами и требованиями, часто противоречащими привычкам малыша. Новая обстановка, чужие взрослые, требующие подчинения (в отличие от мамы, не приноравливающиеся под настроение и желание), шум и невозможность уединиться, постоянный контакт с другими детьми (да-да, природа не предусматривала постоянное взаимодействие малыша с детьми, которые не являются членами семьи) – все эти факторы могут вызывать у крохи стресс и нежелание идти в садик.
  3. Изменение режима дня, еда и дневной сон. Недосыпание – достаточно частая причина нежелания собираться в детский сад. Утреннее недовольство, истерика и бунт связаны не с садиком как таковым, а с нежеланием просыпаться, покидать теплую постель и совершать зачастую утомительное путешествие (не всем повезло иметь садик рядом с домом). В таком случае скандалящий и протестующий с утра малыш к моменту вашего возвращения с работы будет вполне доволен жизнью – вы можете его застать играющим с детьми и совершенно не рвущимся домой. Протест также может быть связан с едой, которую ребенок вынужден есть в садике. Дети в дошкольном возрасте часто очень консервативны в отношении еды – у каждого человека есть любимые и нелюбимые блюда, но малыши к тому же предпочитают именно мамину кухню, и если котлета «не как у мамы», есть они ее не хотят. А перебирать воспитатели обычно не позволяют, и ребенок вынужден давиться нелюбимой манной кашей. Протест может быть вызван и необходимостью спать днем – многие дети после трех лет уже не нуждаются в дневном сне, и дома их уже не отправляют в кровать. Садик же свободы выбора в этом отношении не оставляет, а лежать тихо долгое время и ничего не делать скучно.
  4. Недостаток необходимых навыков самообслуживания. Ребенок, который не умеет сам одеваться или аккуратно кушать, часто вызывает недовольство воспитателей и насмешки более самостоятельных детей. Кроме того, недостаточно подготовленный к садику малыш нередко сообщает о своих потребностях при помощи капризов, что также препятствует налаживанию взаимоотношений с коллективом.
  5. Проблемы с воспитателями. Хотя при нежелании карапуза идти в садик родители нередко подозревают воспитателя в негативном и предвзятом отношении к малышу, воспитатели могут быть вполне сдержанными и доброжелательными. Ситуация может быть связана со скукой — поскольку в группе детишек обычно много, индивидуально заниматься с детьми у воспитателей возможности нет, а проводимые занятия не интересуют малыша. Такая проблема возникает у детей, испытывающих когнитивный (познавательный) голод и требующих постоянной активности. Иногда в садиках занятия с детьми однообразны и проводятся «для галочки», превращаясь для желающего познавать мир ребенка в монотонную и неинтересную работу. Существуют также воспитатели, которые относятся к некоторым детям предвзято – «опального» малыша редко хвалят, но не забывают ругать за малейшее отклонение от правил и требований, и сам ребенок не всегда виноват в сложившейся ситуации (отношение к ребенку может зависеть от отношения к вам).
  6. Конфликты с детьми в группе. Изначальной причиной конфликта могут быть не поделенные игрушки или возникшие в процессе игры ссоры – дети в трехлетнем возрасте еще не способны выразить свои эмоции и мысли, поэтому они пытаются решить проблему с позиции силы (отобрать, разломать) либо при помощи крика и слез. Дети постарше уже пытаются находить общий язык со сверстниками и могут доступно изложить свои мысли, но до 6 лет ребенок не способен полностью осмыслить даже свои эмоции, и в результате пренебрежительно относится к эмоциям и желаниям других. Если воспитатели и родители уделяют внимание коррекции модели поведения детей, эти конфликты быстро угасают и отношения между детьми нормализуются. В таких случаях отказ вашего наследника ходить в детский сад – явление временное. Однако бывают ситуации, когда малыша дразнят систематически — ребенок может иметь какие-либо особенности внешности или поведения, из-за которых его может дразнить практически вся группа. В таких случаях отказ посещать садик носит категорическую форму, и протест проявляется регулярно.
  7. Смена воспитателя или самого садика. Поскольку воспитатели проводят с ребенком значительную часть его жизни, малыш может привязаться к «доброй» воспитательнице и протестовать против ее ухода. Негативно на ребенке сказывается и смена дошкольного учреждения (если она не вызвана конфликтами в старом садике) – ребенок скучает по привычной обстановке и окружению, а в новой группе ему еще предстоит налаживать отношения.
  8. В выбранном вами детском садике воспитатели не готовы к особенностям крохи. Существуют гиперактивные и гиперчувствительные дети, медлительные малыши и дети с другими особенностями. Когда такие дети находятся в одной группе, воспитатели вынуждены постоянно организовывать процесс игр, сна и занятий с учетом разных потребностей членов коллектива. Это значительно усложняет воспитателю работу, и сказывается на отношении к малышу, поведение которого отклоняется от поведения большинства.

Кроме этих довольно распространенных причин отказа от посещения детского садика, встречаются более редкие причины, связанные с особенностями самого ребенка или с ситуацией в семье. Причина может быть связана с конкретными мероприятиями, которые проводятся или будут проводиться в садике. Ребенок может отказаться идти в садик в день репетиции к предстоящему утреннику, потому что ему не дали ту роль, которую он хотел, либо он стесняется выступать. Причина может быть абсолютно неожиданной – не получилось застегнуть красивые туфли перед занятием танцами, не получилось сделать аппликацию или вышло не так красиво, как у Маши – в день танцев или определенных занятий ходить не буду.

Проблемы в семье тоже могут повлиять на желание крохи посещать детский сад — утренние протесты в виде слез и криков могут служить прикрытием более глубоких переживаний малыша, возникающих из-за ссор родителей, семейной утраты и т.д.

Важно также учитывать, что нежелание ребенка идти в садик может зависеть от внутреннего настроя родителей – до первого посещения садика родители довольно часто обсуждали свои опасения по поводу садика и его влияния на кроху, или у самих родителей остались негативные воспоминания о своем хождении в детский сад. Родители подсознательно как бы сообщают ребенку – «детский сад ужасное место, но туда нужно ходить». Естественно, ребенок не хочет идти в «ужасное место», и всячески сопротивляется. Та же бессознательная реакция протеста возникает, если родители стремятся побыстрее отправить малыша в сад, потому что он «уже большой, и должен», «все ходили, меня водили, ты не должен капризничать» и т.д. Родительское давление нарушает эмоциональное состояние ребенка, он испытывает тревогу и потребность «спрятаться» в безопасном месте – дома.

Как может проявляться протест

На первый взгляд кажется, что родители всегда сразу замечают, когда ребенок не хочет идти в садик, но на практике ситуация может выглядеть иначе. Проблемы сразу заметны только тогда, когда малыш выражает протест в открытой форме.

Этот протест может выглядеть по-разному:

  • Ребенок может сообщить о своем нежелании утром идти в сад в спокойной форме, возвращаясь с вами домой из садика или укладываясь спать. Такая форма протеста обычно возникает, если в группе возникла конфликтная ситуация, но она не носит систематического характера. В этом случае возникшие у крохи проблемы стоит обсудить, но слишком акцентироваться на ситуации не стоит – спустя некоторое время малыш об этой неприятности не будет вспоминать и его настрой изменится.
  • Ребенок сообщает о нежелании идти в сад ежедневно, процесс сбора в садик сопровождается бурными эмоциями (криком, рыданиями), возможна даже истерика. В этом случае мама должна реагировать моментально – принуждать кроху в такой ситуации бессмысленно, так как на следующий день вам придется наблюдать ту же картину. Если раньше все было хорошо и ребенок спокойно собирался по утрам, то существует какая-то причина такого изменения поведения, а если реакция слишком бурная, проблемы сами собой не рассосутся.

Открытая форма протеста выматывает родителей — мама или папа иногда опаздывают на работу и часто чувствуют себя садистами (нередко мама вспоминает, как ее любимый малыш обливался горючими слезами при расставании, да и папа чувствует угрызения совести из-за шлепка, который пришлось дать орущему и упирающемуся наследнику). Но гораздо хуже те случаи, когда ребенок выражает протест в скрытой форме. В таких случаях родители вынуждены догадываться о нежелании крохи ходить в сад, и прежде чем они это поймут, пройдет некоторое время. Соответственно, помочь малышу решить его проблемы гораздо сложнее.

Скрытый протест может выражаться:

  • В ежедневном молчаливом саботаже. Малыш не кричит и не плачет по утрам, но постоянно тянет время всеми доступными методами, и в результате все и везде опаздывают или несутся сломя голову в садик и на работу. Мама в сердцах сообщает ребенку, что он «копуша», однако на прогулку или в другие интересные малышу места он собирается значительно быстрее.
  • В придумывании предлогов, позволяющих прогулять детский сад. Родители получают предложение «оставить его с бабушкой», слушают про плохую погоду и что «в такой день ходить никуда нельзя», мама может внезапно узнать, что у нее выходной или что у малыша болит «рука-нога-живот-голова».
  • В плохом настроении по утрам. Ребенок выглядит обиженным или подавленным, по дороге в садик еле «ползет», но когда мама приходит его забирать, он весел и несется домой вприпрыжку.
  • В плохих «отзывах» о садике. Если малыш рисует детский сад, его рисунок окрашен преимущественно в темные оттенки (много черного цвета), а ролевые игры на тему садика сопровождаются изображением какого-либо конфликта.
  • В отсутствии аппетита и нарушении сна (у некоторых детей может появиться энурез).

Для решения проблемы с посещением детского сада при любой форме протеста должна быть установлена причина, которая вызвала такую реакцию малыша.

Что нельзя делать родителям, если ребенок не хочет идти в сад

Все родители когда-то были детьми, и многих из них водили в детский сад. Не секрет, что в своей семейной жизни мы в той или иной форме воспроизводим ту модель поведения, которую видели в детстве. Именно поэтому многие родители совершают определенные ошибки, не решающие проблему, а усугубляющие ее (конечно, эти ошибки совершаются неосознанно, но по-настоящему решить проблемы можно только устранив их причины).

Чтобы помочь малышу в нелегкой для него ситуации, родителям нужно:

  • Не показывать свою тревогу по поводу нежелания крохи ходить в садик.
  • Никогда не пугать свое чадо садиком («вот не будешь слушаться, пойдешь в садик»).
  • Никогда его не обманывать. Если вы пообещали забрать малыша в определенное время, вам нужно обязательно выполнить свое обещание.
  • Не поддаваться на уговоры и разнообразные манипуляции (если ребенок вас уговаривает не оставлять его в группе одного, симулирует заболевание и т.д., и вы пойдете у него на поводу, разнообразные манипуляции с целью получить желаемое будут для него нормой).
  • Не критиковать воспитателей, нянечек и сам детский сад при ребенке.
  • Не предпринимать радикальных действий (не ругаться тут же с воспитателями, не наказывать ребенка и не отказываться тут же от садика).

Как выяснить причину нежелания ребенка ходить в садик

Даже в разговоре с взрослым человеком выяснить истинную причину его поведения не всегда просто, а в ситуации с маленьким ребенком это тем более нелегко. Даже если малыш бурно протестует, причина протеста остается неизвестной, а на прямой вопрос маленькому человечку часто сложно ответить.

В такой ситуации родители должны:

  • Расспрашивать ребенка, как прошел день, и при необходимости задавать наводящие вопросы. Важно уточнять, не было ли ссор с другими детьми, не ругали ли его воспитатели и т.д. Если конфликт произошел задолго до вашего прихода (а время у детей течет гораздо медленнее), малыш не всегда при встрече с вами сообщает нечто вроде «меня обидел Миша», но во время беседы эта информация всплывет.
  • Расспросить воспитателя о своем малыше и его поведении в садике. Даже если вам кажется, что причина – это некорректное поведение воспитателя, сразу же предъявлять претензии к нему не нужно. В процессе спокойного и вежливого общения вам будет легче понять картину в целом и при адекватном общении подсказать, как лучше поступать с вашим ребенком в определенных ситуациях.
  • Обсудить с другими родителями, как их дети ведут себя по утрам. Если в группе ваш ребенок не единственный идет в сад со слезами, вам нужно выяснять причины детских протестов совместно с воспитателями на родительском собрании.
  • Предложить ребенку нарисовать детский сад (ребенку можно помогать, но цвета для рисунка он должен выбирать сам). Если рисунок будет радостных ярких оттенков, причину утренних скандалов нужно искать дома, в кругу семьи, или корректировать режим сна и отдыха. В том случае, когда рисунок выглядит мрачно, предложите крохе ролевую игру «в садик» — малыш в процессе игры будет воспроизводить те ситуации, которые он наблюдает в реальности. Важно: проследите, чтобы в процессе рисования у крохи были краски или карандаши всех оттенков (дети часто рисуют однотонные «полотна» темно-бурых оттенков, потому что запачкались краски, кончился желтый или зеленый цвет и т.д.).
  • Внимательно отнестись к результатам проводящихся в садике занятий. Если кроха не справляется с заданиями и чувствует себя из-за этого ущербно, позанимайтесь с ним дополнительно дома.

Что нужно делать

Действия родителей зависят от конкретной ситуации и от причины, по которой ребенок не хочет ходить в садик.

  1. Если нежелание ходить в детсад возникло при первых посещениях, ребенку нужно помочь адаптироваться. Конечно, встречаются дети, которые сами хотят идти в детский сад и прекрасно там адаптируются — даже в первый день посещения садика мама уходит без всяких слез и забирает из садика абсолютно всем довольного ребенка. Но в большинстве случаев все выглядит иначе – вполне довольный новыми впечатлениями ребенок абсолютно не готов к длительной разлуке с мамой, и уже на второй день садика начинаются слезы. Для того чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, рекомендуется заранее приблизить режим дня к режиму дня в садике, во время прогулок поощрять игры с другими малышами, по возможности устроить экскурсию в ваш будущий детский сад. В первый день оставьте ребенка всего на час или два, и постепенно увеличивайте время его пребывания в детском саду. Забирать малыша на начальном этапе лучше тогда, когда он сам этого захочет.
  2. В том случае, когда причиной отказа ходить в садик является непривычная для ребенка пища или необходимость спать днем, вам нужно поговорить с воспитателем. Не каждая мама дома заставляет своего карапуза доедать все до конца, а о качестве еды в садике можно говорить долго (манная каша с комочками или слишком густая, к подливке ребенок не привык, запеканку он вообще не любит и т.д.). Но воспитатели не любят, когда дети часами сидят над тарелкой или вообще отказываются есть, и бедный ребенок вынужден давиться нелюбимым блюдом или оставаться за столом, пока не доест. Поинтересуйтесь у воспитателя, нельзя ли не наливать именно вашему ребенку подливу (заменить кисель чаем и т.д.), можно ли дать ему с собой бутерброд вместо запеканки, и объясните – ничего страшного в том, что ваш ребенок не доест суп, нет. Вы твердо уверены, что малыш от голода не умрет и съест сколько захочет, просто не нужно его заставлять, если он отказывается. С дневным сном ситуация выглядит немного сложнее – в наших садиках много детишек и мало нянечек и воспитателей, поэтому отдельно заниматься вашим бодрствующим ребенком воспитатели не готовы. Если у вас не получается забирать малыша до сонного часа, попросите воспитателя разрешить малышу тихонько рисовать или лежа рассматривать книжки. При этом не забудьте объяснить крохе, что во время дневного сна нужно вести себя тихо, так как другие детки спят. В крайнем случае, просто попросите не требовать закрывать глаза и спать – это тоже компромиссное решение между требованиями воспитателя и желаниями ребенка.
  3. Если ваш ребенок требует постоянной опеки, развивайте постепенно навыки самообслуживания в игровой форме. Конечно, приучать ребенка к самостоятельности нужно еще до садика, но не у всех детей одинаково хорошо развита мелкая моторика. Если кроха справляется с ложкой и застежками, но делает он это достаточно долго, дома занимайтесь с ним развитием мелкой моторики (этому способствуют пальчиковые игры, лепка, перебирание мелких предметов и т.д.). При недостаточных навыках самообслуживания постарайтесь упростить ребенку жизнь – подберите практичную и удобную одежду без кучи застежек и завязок. Лучше выбирать модели с кнопками, расположенными спереди – с ними ребенку справится легче, чем с пуговицами. Юбки и штаны желательно выбирать на резинке, а обувь лучше выбирать с застежками-липучками.
  4. Если в садик идти ребенок отказывается из-за конкретного воспитателя, сложившуюся ситуацию нужно максимально прояснить. Воспитатель может хорошо относиться к детям и иметь с вашим ребенком конфликт по какой-то определенной причине. В таком случае важно наладить с воспитателем конструктивный диалог и попробовать решить проблему сообща (ваше агрессивное или заискивающее поведение только усугубит конфликт, поэтому важен именно вежливый обмен мнениями). В том случае, когда воспитатель настроен по отношению к детям агрессивно, для решения проблемы следует объединиться с другими родителями — коллективное заявление всегда имеет больший вес, чем индивидуальное. Родителям с жалобой нужно обращаться к администрации садика. Если другие родители не имеют претензий к воспитателю, на контакт с вами воспитатель не идет, а вы уверены, что он действительно поступает нехорошо по отношению к вашему ребенку, вам придется сменить группу или садик.
  5. Конфликты со сверстниками – неизбежная «болезнь роста», а желание оградить малыша от обид и разочарований – естественное желание мамы, которая забывает, что ее малыш тоже может быть не жертвой, а инициатором конфликта. У детей второго-третьего года жизни и дружба, и конфликты носят ситуативный характер, и вмешиваться в произошедшую без вас ссору детей напрямую не стоит. Вместо этого подскажите ребенку, как правильно вести себя в разнообразных ситуациях. Научите малыша меняться с другими детьми игрушками в процессе игры, подскажите, что делать, если другой ребенок ведет себя агрессивно и т.д. Дети постарше могут дразнить и обзывать друг друга по поводу (неаккуратность, необычная внешность и т.д.) и без повода (не с той ноги встал), и к болезненно реагирующим на такое поведение детям дразнилки «приклеиваются». Совет «не обижайся» не эффективен, в данном случае более действенным будут рифмованные «отговорки», известные нам с детства («кто обзывается – сам так называется», «обзывайся, обзывайся, как лягушка раздувайся» и пр.). При этом важно помочь ребенку почувствовать себя успешным – демонстрация каких-то способностей или достижений ребенка сверстникам зачастую в корне меняет их отношение (тут вам понадобиться помощь воспитателя). При наличии дефектов речи отведите малыша к логопеду. Не забывайте также уделять внимание навыкам самообслуживания и внешнему виду ребенка, устраняя таким образом повод для насмешек.

Если ребенок не хочет идти в садик из-за конкретного мероприятия, помогите малышу подготовиться к нему и почувствовать себя уверенно.

В случае недосыпания откорректируйте режим дня.

В каком случае ребенка нужно оставить дома?

Если ребенок ходит в садик достаточный период времени, но он так и не смог к нему адаптироваться, посещение садика придется на время отложить. Да, малыш может быть очень самостоятельным и иметь все необходимые навыки, но психологически он к садику (а точнее, к расставанию с мамой на целый день) не готов.

Кроме того, очень чувствительные и эмоциональные дети в шумном детском коллективе чувствуют себя некомфортно. Такие малыши нуждаются в дружелюбной атмосфере и спокойной обстановке. К детским коллективам чувствительного ребенка надо приучать постепенно, посещая различные развивающие занятия, кружки и детские площадки.

Детишек с патологиями развития (особенных малышей) в обычном детском саду могут обижать, и поскольку не все нарушения можно устранить, лучше подбирать специализированный садик.

При наличии истерик ребенка необходимо показать психологу или психотерапевту, и временно оставить дома (возвращаться в садик можно после решения проблемы).

Иногда можно при наличии возможности оставлять дома ребенка, просто уставшего ходить в садик, но делать это регулярно не стоит, если вы все-таки твердо намерены посещать детский сад.

В любом случае важно помнить, что ребенок не просто капризничает, а пытается приспособиться к конкретной ситуации, и решить проблему вы сможете, только тщательно проанализировав все существующие обстоятельства.

Лучший возраст для поступления ребёнка в детский сад и успешного и скорейшего привыкания – от двух до трёх лет. Наименее благоприятный возраст ребёнка для поступления в детский сад – это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. В это время развитие ребёнка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

Необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжёлые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам – повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.

Из-за нежелания ходить в детский садик ребёнок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребёнка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как всё плохо в садике, если это не помогает, начинаются слёзы и истерики, а не действуют они, остаётся ещё одно средство, которое подсознательно выбирает организм – болезнь.

Как облегчить процесс привыкания к детскому саду? Как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в садик?

Для начала постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребёнка к детскому саду.

И так, причин, по которым ребёнок не хочет идти в детский сад, может быть множество. Остановимся на наиболее типичных.

Самая существенная причина – естественное нежелание ребёнка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения. Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. И в этом случае родителям и воспитателям нужно быть терпеливыми.

Другая причина нежелания ребёнка посещать детский сад – это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усреднённую возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжёлых утренних подъёмов или жалоб ребёнка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.

Ещё одна причина, по которой ребёнок не хочет идти в детский сад – непривычная для него пища.

В детском саду трёх – четырёхразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. однако нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике. особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долгое время обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление. Далеко не все дети привыкли и любят, есть эти блюда. Индивидуальная избирательность тоже играет здесь немаловажную роль. Кто-то не любит манную, гречневую кашу; кто-то не любит рыбный или гороховый суп, а выбора опять-таки нет. Если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утверждённые нормы питания, организованно осуществляется закупка продуктов и их распределение по группам, замена же (например, вместо первого блюда – два вторых) не предусмотрена.

Одна из самых важных и распространённых причин, по которой ребёнок может отказываться посещать детский сад - нелюбимый воспитатель.

Малыши двух-трёх лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдётся свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из детского сада, что ещё больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

Часто причиной нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть другие дети, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.

Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слёзы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате – отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада.

Нежелание ходить в детский садик может проистекать и из-за частых болезней ребёнка.

У часто болеющих детей, которые редко ходят в детский сад, мало друзей, что не может не беспокоить их родителей и воспитателей, да и сами малыши страдают от этого.

Склонность детей к частым болезням создаёт вокруг них атмосферу разобщённости. Дети старше четырёх лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течении нескольких дней. Каждый ребёнок получает в них свою роль, приобретает определённый социальный статус. Если ребёнок из-за болезни часто остаётся дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.

Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей – помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать всё возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детский сад.

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: ) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

Одни родители, сжимая волю в кулак, насильно вытаскивают из дому чадо, орущее «Не хочу в садик!». Другие, сдавшись под натиском детских слез, поворачивают назад и начинают в спешке размышлять, куда можно сегодня «пристроить» малыша. И первый, и второй вариант – не лучший выход, поскольку в сад все равно придется ходить, но и вставать каждое утро с плачем и плохим настроением не хочется.

Любящие мамы и папы мечтают видеть своих детей счастливыми и спокойными, а для этого нужно разобраться с причинами проблемы. Нередко обеспокоенные взрослые первым делом обвиняют во всём работников детсада, которые, по их мнению, недостаточно хорошо обходятся с воспитанниками. Однако причины детского протеста могут быть совершенно иными, поэтому сразу бежать с претензиями и на повышенных тонах разбираться с воспитателем или заведующей не стоит.

5 причин отказа ребенка от детского сада

  1. Ребенку предстоит пройти непростой период адаптации – к новому образу жизни, обстановке, распорядку дня. Если дома малыш может вставать в любое время, мама и другие близкие люди готовы в любую минуту уделить ему свое внимание, то в садике все кардинально меняется.
  2. Детей ждут незнакомое помещение, чужие тети, чужие дети, с которыми хочешь не хочешь приходится контактировать, а также новые правила и новая еда. Ребенку не уделяется так много персонального внимания, к которому он привык, и при всем при этом много часов он не видит родных людей. Большинство детей болезненно на это реагируют и не желают идти туда, где им некомфортно.

    Чтобы хоть немного подготовить маленького человечка к предстоящим изменениям, родителям стоит заранее начать приучать его к четкому графику (организуйте подъем, питание и сон в одно и то же время).

  3. Нежелание иди в детсад может быть связано с трудностями общения с другими детьми. Каждый ребенок индивидуален. Если один быстро находит общий язык со сверстниками, то другой предпочитает играть сам или с одним-двумя детьми, которые пришлись ему по душе, из-за этого также возникают конфликты.
  4. конфликты. Некоторые дети иногда выбирают одного из своих сверстников в качестве мишени для насмешек. Поводом для этого могут послужить нестандартная внешность, необычная манера поведения или даже личные достижения.

    В подобном случае родители не могут контролировать ситуацию – заставить других детей перестать дразниться в общем-то невозможно. Тут необходимо работать со СВОИМ ребенком, учить его защищаться и адекватно реагировать на насмешки. Маленькому человечку придется подготовиться к тому, что в жизни не всегда будут рядом любящие родители и приятные доброжелательные люди.

  5. Нелюбовь к детскому саду может объясняться тем, что ребенку не нравится какое-то конкретное действие, мероприятие, правило. Например, малышу может не нравиться питание, обязательный обеденный сон, процесс одевания/раздевания на прогулку, рисование или то, что рядом с ним находится кроватка мальчика, с которым он не дружит. Нужно определить источник раздражения, и в зависимости от этого принимать решение.
  6. Иногда причина истерик кроется не в садике, а в семейных проблемах. В семьях, где взрослые ссорятся или собираются разводиться, дети глубоко переживают из-за происходящего. Протесты против похода в садик – одно из проявлений психоэмоционального напряжения ребенка.
  7. Ну и, конечно, нельзя исключать проблему «нелюбимого» воспитателя. Сложные отношения с педагогами «виноваты» в ненависти к детскому саду примерно в 30% случаев, причем источником проблемы может быть, как воспитатель, так и ребенок.

Безусловно, есть такие наставники, от которых детям хочется сбежать. Обычно это чрезмерно требовательные воспитатели с авторитарным стилем, которые не умеют найти подход к ребенку и требуют беспрекословного послушания. Маленьким непоседам непросто соблюдать все правила на новом месте, а неумелый неуравновешенный педагог не в состоянии найти компромисс, в результате чего возникают конфликты.

С другой стороны, ради объективности, нужно отметить, что проблему может создавать и сам ребенок (кто как не родители знают, как с ним иногда непросто). Особенно сложно работать с гиперактивными, агрессивными и избалованными детьми, которые не подчиняются общим требованиям, а иногда и сознательно провоцируют педагогов.

В таких случаях у родителей есть два выхода – поменять детский сад (если не удается наладить отношения с воспитателем) или обратиться к детскому психологу, если требуется коррекция поведения ребенка.

Отдельно нужно упомянуть о том, что нервное поведение может объясняться возрастными особенностями. Так, по мнению психологов, в возрасте до 2–2,5 лет детям еще не слишком интересны их сверстники, поэтому они сильно скучают в саду по маме. После 3–4 лет малыш готов потихоньку «отрываться» от маминой юбки и заводить новые знакомства, поэтому в этом возрасте привыкание к детсаду обычно проходит быстрее и проще.

Как выглядит детский протест

Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста.

  • Чаще всего дети выражают свое недовольство словами. Некоторые довольно спокойно рассказывают дома о том, что их не устраивает в детсадовской жизни, другие закатывают истерики без объяснения четкой причины («не хочу!», «не пойду!»). В любом случае родителям нужно обязательно поговорить с ребенком, предварительно успокоив его.
  • Нередко к словесным жалобам присоединяется плач, причем малыш может пытаться воздействовать слезами намеренно, рассчитывая на родительскую жалость. Не стоит поддаваться этому чувству, поскольку делу это никак не поможет. Как и в предыдущем случае, ребенка нужно успокоить и постараться разузнать, что конкретно его беспокоит.
  • Хуже, когда дети замыкаются в себе, тем более, что некоторое время родители могут не догадываться о проблеме. Повышенная раздражительность и агрессивность, плохой сон, энурез, участившиеся ОРЗ – все это может быть связано с посещением детского сада. В таких случаях родителям не всегда удается вытянуть из ребенка ответ, что происходит. Скорее всего, понадобится помощь психолога.

5 аргументов «ЗА» детсад

Когда ребенок истерит, не хочет идти в садик, некоторые родители задумываются о том, так уж ли нужен им детсад. Посидим подольше в декрете, вызовем из деревни бабушку или поднатужимся и наймем няню…

Конечно, окончательное решение зависит от индивидуальных особенностей семьи, но родителям стоит учесть следующие важные аргументы в пользу воспитания в детсаде:

  1. Социальная адаптация и общение с другими детьми. Ваш ребенок не сможет прожить всю жизнь только рядом с вами, где его любят и лелеют. Впереди – школа и взрослая жизнь, где нужно уметь сосуществовать рядом с другими людьми, не всегда хорошими. Садик дает отличную начальную подготовку, во время которой маленький человечек учится решать свои первые проблемы.
  2. Развитие личности, получение знаний и опыта. Редко какие родители обладают достаточным уровнем знаний и умений в различных областях. Поэтому в садике больше возможностей для обучения детей. Там они получают первые знания об окружающем мире, занимаются физкультурой, творчеством и т.д.
  3. Развитие самостоятельности. Дома дети постоянно находятся под родительской опекой, тогда как в садике у них появляется мотивация поскорее научиться всему самим. Им ведь не хочется отставать от сверстников, которые умеют сами одеваться, застилать свою кроватку, лепить красивые игрушки из пластилина и т.п.
  4. Закалка. Сидя дома, дети в определенной мере ограждены от воздействия внешней среды. Это правда, что, попадая в детсад, многие дети начинают чаще болеть. Но проблема кроется не в самом учреждении, а в пониженном иммунитете. Если ребенок сидит дома, иммунная защита не тренируется, и впоследствии он будет так же часто болеть в школе, а детсадовская «закалка» (под которой подразумеваются в первую очередь профилактические меры) позволяет укрепить иммунитет.
  5. Возможности для родителей. Ребенок, конечно, остается на первом месте, но это не значит, что взрослым нужно ставить крест на своих планах, в том числе карьерных. Пока ребенок находится под надежным присмотром в саду, папа с мамой могут спокойно заниматься другими важными делами.

В детском саду малыш получает бесценный опыт, поэтому стоит предпринять усилия, чтобы преодолеть временные трудности.

6 советов родителям: что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад

Бывает, что ребенок первый раз пошел в садик абсолютно спокойно, но со следующего дня начал закатывать истерики. Возможно, вы допускали, что придется потерпеть жалобы недельку-другую, но вот уже прошел месяц, а проблема осталась. Психологи советуют набраться терпения – период адаптации может затянуться до 3–4 месяцев.

Но, конечно, это не значит, что нужно просто ждать – родителям необходимо действовать. Ваша задача – найти и устранить причину недовольства. Если самостоятельно это сделать не получается, нужно обратиться к опытному детскому психологу. Специалист сможет «разговорить» ребенка или определит источник проблемы с помощью тестов.

Решение проблемы в зависимости от основной проблемы будет индивидуальным, но в любом случае стоит придерживаться следующих правил:

  1. Обеспечьте одинаковый режим дня (приближенный к расписанию в садике) на протяжении всей недели, включая выходные (можно сделать небольшие «поблажки»). Если истерики затягиваются, устраивайте иногда «каникулы» – постарайтесь некоторое время пораньше забирать малыша или устраивайте на неделе «выходные» от садика.
  2. Будьте терпеливыми к капризам во время адаптации – скорее всего, таким образом малыш реагирует на возросшую психологическую нагрузку. Постарайтесь успокоить и отвлечь ребенка интересными занятиями.
  3. Создайте дома спокойную обстановку – ребенок должен знать, что дома все хорошо, его любят, ждут и всегда поддержат.
  4. При малыше никогда не говорите плохо о садике и его сотрудниках, старайтесь сформировать у него хорошее отношение к детсаду.
  5. Наладьте отношения с педагогами, интересуйтесь, как ведет себя ребенок, как он общается с другими детьми, питается, спит и т.д. Психолог может порекомендовать родителям первое время побыть несколько часов в саду вместе с ребенком.
  6. Чтобы малышу было проще адаптироваться, дайте ему с собой какую-то небольшую игрушку, которая будет напоминать о доме и маме.

В некоторых случаях для устранения таких психосоматических расстройств, как бессонница, тревожность, раздражительность, ребенку могут назначить успокоительные средства, например, Тенотен Детский. Задача врача – подобрать средство с хорошей переносимостью и минимумом противопоказаний.

Здравствуйте, дорогие родители. Возможно, каждый из вас сталкивался с такой проблемой или был свидетелем такого события, когда ребенок не хочет ходить в садик , плачет, вырывается. Такое состояние может наблюдаться, как дома, так и непосредственно перед входом в свою группу. Необходимо учитывать, что есть норма, адаптационный период, когда малышу сложно привыкнуть, его пугают перемены, а есть и патологическая проблема, когда нужно действовать, ведь для ребенка это большой стресс. А иногда необходимо задуматься, . В этой статье мы поговорим о том, как необходимо себя вести, если такое случилось с вашим карапузом, также выясним, какие причины провоцируют развитие такого поведения.

Нежелание, как вариант нормы

Родители должны учитывать моменты, когда такое поведение считается закономерным, а когда нет. Давайте разберемся, что и по какой причине может вызывать нежелание идти в сад, при этом будет естественной реакцией растущего организма:

  1. Малыш впервые отправляется в дошкольное учреждение и его пугает:
  • незнакомая обстановка;
  • необходимость остаться без мамы;
  • к карапузу выдвигаются иные требования, не такие, как дома;
  • он уже не единственный малыш;
  • новый и непривычный распорядок дня;
  • большое количество незнакомых детей.

Тут важно понимать, что на период адаптации уйдет какое-то время. Малыши, которых с детства приучали к самостоятельности, к общению со сверстниками, гораздо быстрее и проще проходят этот период. Чего нельзя сказать о карапузах, с которых сдували пылинки и держали в тепличных условиях.

  1. Ребенок не выспался. Маме необходимо подумать, правильно ли организован его дневной режим. С появлением здорового сна и сбалансированного питания, нежелание ходить в детский сад пропадет.

Как проявляется возникновение проблемы

Протест малыша против посещения сада может не всегда быть явным. К тому же, в силу характера дети могут по-разному его проявлять. Также первоначально могут быть замечены первые тревожные сигналы, которые будут постепенно нарастать, пока ребенок вам категорически не заявит, что никуда сегодня не пойдет. Так, давайте разберемся, как может выражаться такое нежелание.

Если рассматривать протест в скрытой форме, когда родители еще ни о чем не догадываются, то он может быть представлен следующими особенностями в поведении:

  • в сад ребенок собирается очень медленно, нехотя, ищет каждый повод, чтоб оттянуть время выхода из дома; возможно, ваш малыш просто медлителен и все делает не спеша, тогда задумайтесь над тем, как он собирается на прогулку;
  • обратите внимание, в каком настроении карапуз по утрам и в каком – по вечерам, когда вы за ним приходите – если он систематически в первой половине дня имеет плохое настроение, а во второй – отличное, проблема кроется в нежелании ходить в сад;
  • если ребенка просят нарисовать свой садик или детей в нем, игрушки, то в его работе будут преимущественно темные и даже черный цвета, это говорит о психологическом дискомфорте, а иногда и о чувстве прямой угрозы;
  • у ребенка ухудшается аппетит, нарушается сон, может появляться энурез ;
  • малыш не хочет идти из-за плохой погоды, начинает жаловаться на плохое самочувствие или выражает свое желание пойти к бабушке вместо садика.

Что же касается открытых, явных проявлений нежелания, то могут присутствовать три стадии развития такого состояния:

  1. Прямое высказывание против посещения дошкольного учреждения в словесной форме:
  • малыш, возвращаясь домой, говорит, что больше туда не вернется или, ложась спать, скажет, что завтра не пойдет в сад;
  • утром начинаются уговоры и мольбы остаться дома, и так продолжается аж до двери группы.
  1. Непрекращающийся плач, усиливающийся при приближении времени выхода из дома и возле садика.
  2. Истерическое поведение:
  • карапуз громко и упорно кричит, что не пойдет в садик, не хочет слушать никакие уговоры мамы;
  • малыш выглядит обиженным, может наблюдаться плач «без слез» или наоборот «реки слез»;
  • ребенок начинает психовать, бьется головой о стенку или кидается всем, что попадается под руку, могут лететь даже стулья, кричит. Маме практически невозможно собрать его в сад.

Если в этих признаках вы узнаете своего карапуза, пришло время по-настоящему задуматься над тем, что могло вызвать такие изменения в поведении, и что провоцирует нежелание ходить в садик, особенно, если ранее ребенок не испытывал таких проблем.

У нас не возникали такие сложности. Несмотря на то, что сын не с первого раза начал полноценно посещать детский сад (проблемы со здоровьем), он всегда с радостью туда отправлялся, играл до последней минуты. Всегда счастливый встречал меня, и мы вместе отправлялись домой. По дороге я узнавала все замечательные события и непревзойденные эмоции, которые посетили моего сыночка за день.

Причины такого состояния

Давайте все таки выясним, что чаще всего вызывает отказ от посещения детсадовской группы.

  1. Еда, к которой ребенок не привык. Даже я до сих пор вспоминаю с ужасом суп и молочную кашу с пенкой, кисель с комочками. У ребенка может возникать протест из-за того, что дома еда не такая, она вкуснее.
  2. Малыш чувствует себя лишним в коллективе одногруппников. Возможно, он просто не может адаптироваться, возникают трудности общения со сверстниками, а может это первый симптом замкнутости вашего карапуза, не исключено, что малыш аутист и к нему нужен специальный подход и уход, тогда вам стоит обратиться к психологу.
  3. Адаптационный период. Всегда нужно быть готовым, что какое-то время уйдет на привыкание и притирку в детском коллективе. Не расстраивайтесь, если у Маши Петечка через день бежал с удовольствием в сад, а ваша Настенька уже неделю не может привыкнуть.
  4. Недостаток родительского внимания. Возможно, вашему карапузу вас катастрофически не хватает и ребенку вдвойне сложнее осознанно отправится в сад и тем самым лишится возможности получать заботу в течении дня.
  5. В группе возник конфликт. Ваш карапуз не поделил с другим ребенком игрушку или у него забрали любимую машинку, которую он принес из дома. А, возможно, кто-то и вовсе распускает руки.
  6. У ребенка плохой воспитатель, который постоянно кричит и срывается, не проявляет чувство удовольствия от общения с детьми, вымещает на них свою злость.
  7. Смена обстановки пугает ребенка, тут нет его любимого стульчика или стола, за которым он привык кушать.
  8. Над малышом могут насмехаться сверстники, показывать свою неприязнь из-за того, что он так или иначе от них отличается. Это могут быть и внешние отличия, а могут и особенности характера.
  9. Не исключено, что ваш карапуз просто психологически еще не созрел для посещения дошкольного учреждения.
  10. Смена детского сада нередко является причиной отказа туда ходить. Ранее у ребенка уже были сформировавшиеся отношения и любимый воспитатель, а теперь он попал в уже сформированный коллектив, к незнакомым ребятам.
  11. Вполне может быть, что нежелание идти в сад основано на напряженной психологической обстановке в семье ребенка. Малыш переживает серьезную травму, дома постоянные скандалы. Карапуз подсознательно пытается исправить сложившеюся ситуацию.

Чем помочь своему ребенку

  1. Позаботьтесь о постепенном приучении малыша к садику, не стоит сразу оставлять его на целый день. Процесс адаптации должен быть постепенным и не травмировать чувства ребенка.
  2. Создайте тихую спокойную обстановку, пусть в квартире по утрам будет все на пониженных тонах. Так важно, чтоб новый день начинался с положительных эмоций и радовал ребенка, повышая его настроения, даря заряд энергии на весь день.
  3. Если у малыша возникают конфликтные ситуации, то очень важно их вовремя решать. Если вы замечаете какие-то изменения в поведении ребенка, попробуйте поговорить, выяснить причину, если нужно расспросите воспитателя.
  4. Не оставляйте появившиеся проблемы без решения. Если бездействовать, ребенок все больше будет замыкаться, начнет испытывать чувство постоянного стресса.
  5. Созывайте отношения доверительного типа. Очень важно, чтоб ваш малыш мог делиться своими переживаниями, рассказывал вам о том, что его сильно беспокоит, получал поддержку.
  6. Уделяйте ребенку, как можно больше своего внимания, показывайте, насколько сильно вы его любите, проявляйте свою заботу.
  7. Если малышу тяжело общаться со сверстниками ежедневно отправляйтесь на детскую площадку, пусть почаще играет с соседями. Желательно начать такое практиковать еще задолго до первого посещения сада.
  8. Если вам попался плохой воспитатель, не созданный для работы с детьми, об этом необходимо написать коллективную жалобу на имя заведующей дошкольным учреждением.
  9. Приучайте карапуза к дневному распорядку. Некоторые мамочки даже предварительно узнает режим дня в садике, а потом свое чадо приучают к нему.
  10. Позаботьтесь о том, что ребенок должен с уважением относиться к воспитателям, к родителям, слушаться их беспрекословно и не перечить.
  11. Если вашего карапуза обижает какой-то малыш, необходимо разобраться, что послужило причиной такого поведения. При необходимости пообщаться с родителями обидчика.

Что делать противопоказано

Вот мы и разобрались, что может провоцировать нежелание ходить в детский сад. Помните, что категорически нельзя заставлять ребенка силой и криками отправляться в это учреждение, так вы только сильнее раните его психику. Следуйте всем советам и рекомендациям, и пусть каждый новый день начинается с радостной улыбки малыша, собирающегося в детский сад к своим друзьям и любимым игрушкам.