Тарифы Услуги Сим-карты

Dts аудио что. Телевизор не понимает звук в формате DTS? Решаем проблему! ДТС в современных реалиях


Также известен, как:

Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска "Парка юрского периода" в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS - нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространство (примерно в три раза больше), чем у Dolby.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1.

Не так давно DTS создавался как модифицированная версия мультиканального звука в музыкальных приложениях (DVD-A, SACD). Затем DTS стал опциональным стандартом для DVD видеофильмов. В настоящий момент DTS является официальной частью спецификации DVD, но в качестве альтернативного варианта.

DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.

DTS - формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

Что собой представляют новые перспективные разработки в области объемного звука?

Даешь новый звук к Рождеству

Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека - прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда - в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).

Пятая реинкарнация DTS

С кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Главными преимуществами DTS 96/24 фирма называет:

  • сохранение исходной разрядности студийного звука - 20-ти и 24-хбитные мастеры теперь доходят до зрителя без потери данных, как и в случае с DVD-audio;
  • превосходство перед обычным CD-звуком (линейный PCM с параметрами 16 бит 44,1 кГц) - данное утверждение спорно, поскольку DTS использует сжатие данных, а PCM управляет оригинальным потоком с битрейтом свыше 3,000 кбс на два канала: при сохранении таких характеристик, многоканальный звук не уместится даже на нескольких DVD-дисках;
  • превосходство перед всеми театральными стандартами (18-20 бит, 48 кГц);
  • равные с DVD-audio характеристики без требования покупки нового совместимого плеера - опять же, достаточно спорное утверждение, поскольку битрейт у DVD-audio выше;
  • полная совместимость с любым источником, имеющим старое DTS-лого;
  • простой цифровой выход через коаксиальный и/или оптический интерфейсы.

И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.

Прием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):

Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells...But Who"s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween

Большая часть из них - совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.

До сих пор выпущен только один фильм в данном формате - это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии - звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.

Такой подход совершенно неоправдан для пользователя - проигрыватели DVD-A сегодня начинаются по цене от $200 - а звук даже 5.1 96/24 в DVD-A формате без вопросов лучше, чем сжатый DTS той же разрядности. Бедный же список выпущенных наименований и их музыкальная направленность делает DTS 96/24 уделом маньяков узкоспециализированного звука - преимущества такого подхода в театре могли бы серьезно озаботить поклонников «самого лучшего», но, вероятно, камнем преткновения стали возможности студий, ведь переделка оригинальных мастеров - дело трудоемкое и неблагодарное, поэтому звукорежиссеры обычно ограничиваются лишь «быстрой» адаптацией стандартных DTS/DD кино-вариантов для домашнего использования. Довольно «нетрадиционен» и подход DTS Entertainment, специализирующейся на таких релизах - зачастую, все внимание уделяется DTS-мастерингу музыки, а секция DVD-A намеренно ухудшается: разница между ними, в итоге, нивелируется, но стоит поставить качественно записанный диск DVD-A, и все становится на свои места (но об этом чуть ниже).

Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций - их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.

Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера

В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты - и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми - полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.

В начале были представлены две вариации - Dolby Pro Logic II Movie для кинопрограмм и Dolby Pro Logic II Music для музыки, затем появились Car-адаптации, а недавно была представлена Virtual Speaker-технология, позволяющая создавать объемное поле всего с двумя колонками. Dolby Headphone также базируется на этом принципе. Есть еще и по-умолчанию включаемая в процессоры Matrix-система, работающая на моно-материале. Заметим, что до выхода Pro Logic II (и DTS Neo: 6, который, впрочем, получился весьма посредственным) пальма первенства в собственных форматах разложения 2.0 в 5.1-схемы принадлежала Logic 7 от Harman, наиболее успешно внедренная в процессорах Lexicon. Однако высочайшая цена на подобные устройства, а также в общем-то не самый совершенный алгоритм не делали чести подобному - аппараты же с Pro Logic II сегодня доступны в продаже по цене от $300.

При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a - завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции - Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.

Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.

Послушаем…

Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер - Pioneer 757Ai.

В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).

Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание - поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука - увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино - вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований - безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации - именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.

Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму - иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах - единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.

Плюсы и минусы

Формат Достоинства Недостатки
DTS 96/24 - высокий потенциал для кинозвука
- хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A
- возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере
- малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате
- музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A
- поддержка не всеми современными ресиверами
Dolby Pro Logic II - идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 - как на кино, так и на музыке
- возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале
- широчайшая поддержка производителями «железа»
- качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше
- гулкость центрального канала в театральном режиме

Резюме

Вряд ли DTS 96/24 светит радужное будущее, но свое место под солнцем в комплексах хай-енд, он, конечно, отвоюет. Другое дело Pro Logic II - покупая новый ресивер, вы обречены иметь такую возможность, а послушав старые кассеты с этой «фичей» обречены ее использовать и дальше - штука, действительно, ядерная. В очередной раз Dolby продемонстрировала свой массовый подход, а DTS - камерный. Что ж, каждому свое.

В этой статье мы поговорим о том, что это за форматы DTS и Dolby , об их плюсах и минусах, а также об основных отличиях этих форматов. Таким образом, это даст нам определенное видение того, почему многие, как профессионалы, так и любители отчаянно защищают какой-то определенный формат.

Какой же все-таки формат лучше?

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук более лучшего качества, нежели Dolby Digital. Является ли это действительностью?

Основные отличия DTS Digital и Dolby Digital

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук лучшего качества, с непревзойденным динамическим диапазоном, лучшей детализацией эффектов и соотношением сигнал – шум, нежели форматы Dolby Digital.

Частично это исходит из-за того, что DTS обычно изначально закодирован в более высокой скорости передачи данных, нежели Dolby Digital. Это кажется вполне разумным решением. Нам приходится сталкиваться с потерей качества при компрессии.

Более высокая передача данных в том же формате позволяет добиться более качественного звучания. А также мы знаем, что чем ниже компрессия сигнала, тем более качественно может быть воспроизведен изначально задуманный сигнал звука.

Поклонники DTS Digital утверждают, что они выступают, прежде всего, за совершенствование и качество, а следовательно они выступают за низкую компрессию.

Dolby Digital заявляют, что их кодек более чем способен функционировать при высокой компрессии. И способен выдавать звук высокого качества, даже при низкой скорости передачи данных.

Где же истина?

Идет ли речь о борьбе кодека и звукового качества? Какой же формат лучше?

Все на самом деле обстоит немного по-другому, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего, мы должны четко понимать, что невозможно прийти к какому-то определенному заключению, не имея всей технической информации о форматах звука, электронной начинки, данных о том насколько качественно разработаны кодирующие, а также раскодирующие алгоритмы, в каком качестве сжат сигнал.

Есть существенная разница в изначально запакованных данных, и в уровнях сжатия, когда речь идет о сопоставлении форматов DTS Digital и Dolby Digital.

Также, наверное, наиболее сложным вопросом в этом споре является то, что ключ к разрешению находится в общих точках соприкосновения. И как раз с этого и начинаются сложности, особенно когда трудно определить, что характеризует и представляет собой лучший звук. Добавляет масла в огонь еще и тот факт что есть значительные расхождения в том, каким именно требованиям должны отвечать эти системы. Идет ли речь о системе как о части большого кинотеатра, либо же о встроенной студии дома? Если же речь о последней, то чего хочет от системы сам пользователь и каким инструментом он видит эту систему у себя дома. Все эти пункты чрезвычайно важны и весомы и недооценка каждого из них поведет нас в неверном направлении.

Скорость передачи данных и их предварительная обработка.

Dolby Digital и DTS Digital Surround обе являются системами 5.1 канального объемного звука, который закодирован в шесть дискретных аудио каналов, которые, в свою очередь, запакованы в информационные блоки данных передающихся в определенной скорости в битах.

Компрессия – зло, без которого не обойтись

Что же такое компрессия? Это кодирование и сжатие исходного сигнала как правило с частичной потерей качества сигнала.

Звук на CD использует 16-битные линейные закодированные данные на частоте в 44 kHz для каждого аудио сигнала. Это позволяет получить частоту битов в 700 kbits/s для каждого канала с динамическим уровнем в 96Дб.

Обе системы могут быть использованы для более высокого уровня передачи, достигая более высокого динамического уровня в 120 Дб.

Для воспроизведения качественного звука без компрессии системам понадобился бы очень емкий носитель информации в десятки гигабайт, имеющий огромную скорость передачи данных в реальном времени. Другими словами, есть только один целесообразный метод и это – компрессия, единственный вынужденный путь.

И это как раз и есть тот момент, когда настоящие отличия между этими звуковыми форматами с разницей в компрессии и в скорости передачи данных, которые привели к широким спорам и разногласиям становятся четкими и ясными.

Другие отличия форматов Dolby и DTS.

Компрессия и скорость передачи данных – не единственные отличия этих форматов. В формате Dolby Digital EX расширенного объемного звучания есть матричные, т.е. смешанные каналы. В расширенном объемном звучании формата DTS Digital ES эти же каналы являются дискретными. Это объясняет то, почему, например, в DTS ES звук может обеспечить более точное местоположение эффекта. Именно этот фактор, что DTS использует дискретный, а Dolby Digital матричный объемный звук, и является ключевым в спорах и дебатах.

Противостояние также заходит в тупик, когда используя разные форматы и технологии кодирования, мы, в конечном счете, имеем практически тот же самый результат. Это совсем не просто определить какой из двух представляет собой звук более высокого качества.

Передача данных и уровни компрессии.

Dolby Digital сжимает изначальный сигнал, дабы на выходе получить дискретное качество 5.1канального звука с максимальной скоростью передачи данных в 640 kbits/s. В то же время такая скорость может быть поддержана только в формате воспроизведения Blu-ray.

Во всех же остальных форматах скорость в 448kbit/s является максимальной. Таким образом, компрессия будет равна примерно 12:1.

DTS звук с максимальной скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s. В обычных форматах ограничение составляет 768 kbits/s. Таким образом, используя более высокую скорость передачи данных DTS компрессия равна примерно 4:1.

Это значит, что теоретически DTS обладает более высоким качеством звука.

Но мы все еще не учли факт эффективности алгоритмов кодирования и декодирования, потери качества в процессе передачи данных в запакованном виде.

Dolby Digital и DTS в домашних кинотеатрах.

Со скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s DTS обещает непревзойденное качество звука. Тоже самое обещает лаборатория Dolby Digital со своей максимальной скоростью в 640 kbits/s. (Обратите внимание что речь в равной степени здесь идет, о сигналах в обычных дисках DVD Video, DVD Audio).

Но в реальности, все обстоит немного не так. Зачастую форматы не воспроизводятся на высококлассной аппаратуре с качеством, которое было указано обоими лабораториями звука.

DVD Video, DVD Audio форматы просто не позволяют системе достигнуть совершенного звука и порог остается в 448 kbits/s, хотя часто даже эти характеристики урезаются до 384 kbits/s.

Соответственно, то же самое происходит с DTS при воспроизведении DVD Video, DVD Audio. Скорость ограничивается до 768 kbits/s.

Итак, куда же приводит нас эта баталия?

При такой потере скорости передачи данных, сложно говорить о преимуществе или полном совершенстве той или иной системы.

Требуется более глубокая модернизация или же полный переход на Blue ray disc, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio и доработка всех недочетов.

У каждого человека есть свое понимание хорошей музыки. И поэтому я советую вам иметь достойную аппаратуру, способную иметь поддержку декодирования многих форматов. На такой аппаратуре идентичный трек в разных форматах Dolby Digital и DTS будет звучать по-разному.

Таким образом, вы сами, а не я, или кто-то другой, сможете включить ваш любимый фильм и, прослушав его фрагмент в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, сможете понять, что вам больше по душе.

Dolby Stereo - система звука для кинотеатра, использует 4 аудио канала и систему подавления шума Dolby для улучшения качества звука. Некоторые кинотеатры все еще используют Dolby Stereo сегодня, в то время как оригинал - четырёхканальное звуковое сопровождение обрело новый вид аналоговой системы Dolby Surround, схожей по принципу декодирования матричного сигнала и позиционирующийся, как система домашнего кинотеатра. Разница заключается лишь в том, что в главных каналах здесь не используется система шумоподавления.

Одна из первых систем объемного звучания, разработанных инженерами фирмы Dolby Laboratories. На носителях сохраняется информация тыловых каналов в закодированном виде, для ее воспроизведения необходимо дальнейшее декодирование сигнала. Система Dolby Surround существует в двух вариантах: упрощенном - Dolby Surround и более совершенном - Dolby Surround Pro-Logic .

Dolby Digital (AC-3) может содержать 6 дискретных (независимых) звуковых каналов, является стандартом для DVD-Video. 5 каналов способны воспроизвести полный частотный диапазон, слышимый человеческим ухом, 6-ой канал - LFE (low frequency effects) воспроизводит только басс 3-120 Гц. Дорожка Dolby Digital может состоять меньше чем из 5.1 каналов. К примеру - Digital 1.0 (mono), Dolby Digital 2.0 (stereo). Формат не является идеальным, и подвержен компрессии (звук. дорожка закодирована в 448 кбс или в 384 кбс), дабы уместить все многоканальные прелести на диск.

Последняя версия формата Dolby Digital - это Dolby Digital Surround EX содержит 5.1 каналов плюс дополнительный матрично закодированный (сигнал берётся с правого и левого тыловых каналов) задний-тыловой канал. Формат совместим со всеми системами воспроизведения Dolby Digital и обеспечивает расширенный "surround effect" только при использовании соответствующей системы - Surround EX.

Аналоговый формат записи, процессорDolby Pro-Logic осуществляет декодирование 4-х каналов (при проигрывании соответствующе закодированного материала из двух каналов (правый, левый) выделяет еще два - центральный и тыловой). Центральный канал предназначен для воспроизведения диалогов. Для тылового канала используются две колонки, на которые подается моно сигнал (в ограниченном частотном и динамическом диапазоне).

Dolby Pro-Logic II - формат для разложения любой стерео дорожки на 5.1 каналов. Имеет преимущество по сравнению с 1-ым DP - сигнал на тыловые АС подаётся в стерео и имеют полный частотный диапазон. Присутствуют вариации для музыки и фильмов.

DTS Digital Surround - это система кодирования-декодирования, предоставляющая шесть (5.1) 20-разрядных звуковых каналов мастер-качества. Самая точная из технологий окружающего звука 5.1, присутствующих сегодня на рынке. В процессе кодирования алгоритм DTS записывает 6 каналов 20-битной цифровой звуковой информации с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс. Все DTS звуковые дорожки закодированы со значительно меньшим сжатием данных, чем Dolby Digital, чтобы получить 6 каналов превосходного звука, тем не менее, потери при декодировании никто не в силах обойти.

DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - 24-разрядный звук с частотой дискретизации 96 кГц, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах. Декодер DTS Neo:6 позволяет извлекать до 6 раздельных каналов с полным диапазоном воспроизводимых частот из любого 2-канального источника, аналогового или цифрового.

DTS-ES - звуковой формат для кинотеатров, который включает, помимо 6 каналов обыкновенного DTS, дополнительный центральный тыловой канал, осуществляющий более точное распространение звука на тыловой сцене. DTS Extended Surround Matrix фактически формат с 5.1 каналами записи, так как данные центрального тылового канала реализуются матричным кодированием правого и левого тыловых каналов. Иными словами дополнительный канал не является дискретным и поэтому DTS-ES (DTS-ES Matrix) не является истинным 6.1 форматом.

DTS-ES Discrete 6.1 - первый полноценный 6.1 канальный формат, включающий в себя независимый центральный тыловой канал, воспроизведение которого может осуществить декодер DTS-ES Discrete 6.1, в случае его отсутствия, звуковая дорожка воспринимается как обыкновенный шестиканальный DTS звук.

DTS - это цифровая система, созданная компанией Digital Theater Systems Inc. При том же количестве каналов, что и у системы Dolby Digital, она отличается меньшим коэффициентом сжатия, поэтому ей требуется в 3-4 раза меньше данных для достижения более высокого качества звука.

DTS - (Digital Theater Systems, или Цифровые Театральные Системы) - это проприетарный многоканальный формат, разработанный и реализуемый на рынке компанией Digital Theater Systems (официальное название фирмы - DTS Coherent Accoustics).

DTS стандартный аудиоформат для DVD, также как AC3 и LPCM. У DTS битрейт значительно выше - для многоканальных программ диапазон 760-1500kbps, поэтому некоторые люди уверены в лучшем качестве DTS по сравнению с AC3 (у которого битрейт 640kbps). Однако, компания Dolby возражает таким утверждениям о DTS, поскольку считает столь высокие битрейты следствием применения примитивных и неэффективных технологий. Консенус в полемике по поиску лучшего из этих двух форматов так и не был найден.

Существует Open Source DTS декодер libdca (часть проекта VideoLAN), но он закрыт для публичного доступа, поскольку нарушает патент DTS.

THX звуковая спецификация - это не формат такой как Dolby Digital или Dolby Stereo. Это набор требований, формирующих спецификацию, которая может быть применена на аппаратные средства, программное обеспечение и даже некоторые театры. Разработанная Lucasfilm спецификация создана для максимальной передачи информации, записанной звукорежесёром. Существуют спецификации THX Select, Ultra и Ultra2. THX Surround EX - является форматом, который имеет дополнительные левый и правый каналы тылового окружающего звучания на базе 5.1-канального Dolby Digital звука и воспроизводит звук через 7.1 каналов.

Super Audio CD появились в сентябре 1999 года. Форма и размер SACD совпадает с обычным CD, цвет рабочей поверхности - золотистый. Емкость SACD - в 6 раз больше обычного CD, кроме звука на них можно записывать текст и изображения. Частота воспроизведения звука достигла 100 кГц, а четкость сигнала увеличилась в 64 раза. Большинство SACD являются гибридными (HYBRID) или двуслойными дисками, которые можно слушать, как на CD проигрывателях (стерео), так и на SACD проигрывателях. На SACD проигрывателях по умолчанию включается многоканальный режим. Для записи дисков используется новейшая технология прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital), которая позволяет воспроизвести натуральный и естественный звук, при данной технологии максимальная частота сэмплирования равна 2,8 МГц в секунду (предел восприятия человеческого уха, за которым разницы уже не чувствуется, находится на уровне 64 000 сэмплов в секунду - 64 кГц). На SACD может быть записано 1, 2, 2.1, 3, 4 (3.1, 4.0), 5 или 6 (5.1) каналов. Максимально возможное время записи: до 110 минут. Принцип размещения колонок не отличается от стандартной схемы 5.1 для DVD-Video. SACD 6+1 не существует.

DVD-Audio - это стандарт хранения аудио данных (в шести каналах в формате MLP - Meridian Lossless Packing) на дисках формата DVD. Данные хранятся с параметрами 16 - 24 бит и частотой дискретизации 96 - 192 кГц (96 кГц - возможен 5.1-канальный звук, 192 кГц - только стерео). DVD-A диск имеет объем 4.7 Гб. В стандарте DVD-A предусмотрено использование специальной техники lossless - сжатия аудио - MLP (Meridian Lossless Packing). Для обеспечения совместимости, многие диски DVD-A специально оснащены треками в формате Dolby Digital и DTS, которые легко распознаются проигрывателями DVD-Video.

Sony Dynamic Digital Sound Не очень распространённый цифровой формат, как Dolby Digital или DTS, тем не менее имеющий свою изюминку - 8 независимых каналов (7.1). Система Sony добавила 2 фронтальных канала - центральный левый/правый. SDDS использует более высокий уровень цифрового кодирования или коррекции ошибок, а также оригинальную технологию снижения шумов, известную как ATRAC.

HDCD (High-Definition Compatible Digital) компакт-диски, по качеству превосходящие обычные CD. Они кодируются 20 битами реальной музыкальной информации, по сравнению с 16 битами для всех остальных компакт-дисков. HDCD обеспечивает более динамический диапазон, более сосредоточенную трехмерную звуковую сцену, и чрезвычайно естественный вокальный и музыкальный тембр. В случае отсутствия HDCD декодера без труда воспроизводятся на обыкновенных аудио проигрывателях

Free Lossless Audio Codec - свободный аудио-кодек без потерь) - популярный свободный кодек для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями Ogg Vorbis, MP3 и AAC, не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высокачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции. На сегодня формат FLAC поддерживается многими аудиоприложениями.

Q. Что такое DTS?
A. Самая точная из технологий окружающего звука. DTS Digital Surround – это система кодирования-декодирования, представлющая шесть (5.1) 20 –разрядных звуковых каналов мастер качества. В процессе кодирования алгоритм DTS записывает 6 каналов 20-битовой цифровой звуковой информации на пространстве, которое прежде занимали только 2 канала 16-битного линейного PCM (формат обычного компакт диска). В процессе воспроизведени DTS-декодер восстанавливает первоначальные 6 20-битных каналов. Каждый из этих 6 каналов по качеству звука превосходит 16-битный линейный PCM формат обычных компакт-дисков.

Q. Как формат DTS соотноситс с Dolby Digital (AC-3)?
A. Формат мастер-качества DTS для лазерных дисков (LD), компакт дисков (CD) и DVD использует степень сжатия в четыре раза меньшую, чем Dolby Digital и в результате превосходит его по качеству звука.

Q. Какая аппаратура нужна для воспроизведения DTS?
A. 5.1 канальная электроника с DTS декодером и 5.1 акустика, то есть система с 6-ю отдельными электронными каналами и акустическими системами: Фронтальные левый и правый, тыловые левый и правый, центральный канал и ".1" низкочастотный канал для спецэффектов. Электроника может состоть из любого 5.1 канального процерссора окружающего звука со встроенной схемой DTS-декодировани или внешним DTS-декодером, плюс 6 каналов усилителя (или 5 каналов и активный сабвуфер). С тех пор, как повился продвинутый чип Motorola, который может быть легко встроен в любой многоканальный аппарат, все новые модели (включая интегрированные ресиверы) могут содержать как DTS, так и Dolby Digital.

Популярная аналогия - АМ и FM радиопередачи. Вы не можете принимать АМ сигналы на FM приемнике и наоборот. Однако, для расширения возможности выбора, Ваш радиоприемник может быть снабжен обеими технологими, так что Вы можете выбрать любую движением переключателя. И в то время, как АМ вещание невысокого качества всегда находило практическое применение, успех FM вещания - явный признак существования потребности в высококачественном звуке.

Q. Что такое RF-демодулятор?
A. В тех случаях, когда звук на лазерных видео-дисках (LD) записан в формате Dolby Digital, необходимо дополнительное устройство RF-демодулятор (встраиваемое в декодер или внешнее) , чтобы декодер получал цифровой сигнал готовый для декодирования. Такая проблема возникла из-за того, что формат Dolby Digital разработчикам пришлось "втискивать" в формат звуковой дорожки LD, утвержденный задолго до Dolby Digital. Для DVD видео дисков этой проблемы не существует.

Q. SP/DIF спецификация.
A. SP/DIF -(Sony and Philips Digital Interconnect Format) Цифровой формат, утвержденный IEC958 1989-03, передает в последовательном коде звуковую информацию о левом и правом каналал со скоростья до 48 Кбит\сек с размером слов до 24 бит. SP-DIF приемники (обычно это ЦАП) автоматически настраиваются на скорость передачи и разрядность. Электрически - это сигнал 0,5 вольта, передаваемый по коаксиальному 75 омному кабелю RCA, или оптическому кабелю Toslink. Выход обычного СD плеера вписывается в стандарт SP/DIF. Подробнее (ссылки http://www.hut.fi/Misc/Electronics/docs/audio/spdif.html или http://www.cl.cam.ac.uk/Research/SRG/HAN/docs/sp-dif.txt )

Q. Правда ли, что люди действительно слышат все эти различия?
A. По крайней мере они в этом уверены.

Q. Почему мнения слушателей по поводу качества звучания расходятся?
A. Существует по меньшей мере три подхода к оценке, что такое "Совершеннй Звук" и большинство слушателей относят себя к одной из следующих трех групп:
1. "Это должно звучать как настоящая живая музыка". Эти люди знают как звучит живой голос исполнителя, как звучит тот или иной инструмент без усилителя, они помнят как звучит оркестр в оркестровой яме. Такие люди хотят абсолютно точного воспроизведения.
2. "Это должно звучать так, как это задумал звукорежиссер". Звукорежиссер прослушал на исключительно хорошем оборудовании звуки, идущий от микрофонов и смикшировал их так, как считал правильным. Это, возможно не так как в реальности, но точно, как он хотел, чтобы было лучше.
3. "Это должно доставлять мне наибольшее удовольствие". Не важно, хорошо или плохо это звучит, не важно, чего хотел звукорежиссер, но если на некотором аудио оборудовании прослушивание приносит мне удовольствие, значит это и есть лучшее.
Исходя из этого ясно, что ни одна система не удовлетворит сразу всех. Кто-то хочет слышать глубокий бас, другой чтобы мужские голоса звучали как мужские, третий, чтобы скрипки звучали как скрипки. Аудиосистемы редко делают все одинаково хорошо. Особенно это касается акустики. Будет совершенно правильным выбирать колонки на Ваш личный вкус. Огромное значение имеет привыкание к звучанию того оборудования, которое Вы уже имеете. Еще одна причина, по которой большинство людей не могут определить разницу в звучании: до тех пор, пока Вы не послушаете систему, которая в состоянии с большой точностью восстановить объемное звуковое пространство на стерео сигнале, Вы возможно никогда и не поймете, что такое возможно. Некоторые записи очень хорошего качества при воспроизведении на хорошей аппаратуре дают возможность совершенно ясно локализовать место того или иного инструмента. Однако этого можно и не расслышать на недостаточно хорошем оборудовании или записи. Наконец, некоторые просто не могут услышать разницы. Не потому, что глухи, а просто нетренированное ухо или не знают к чему именно прислушиваться, возможно имеют какие-то отклонения в слухе (напр. возрастное снижение чувствительности к высоким частотам или повреждение слуха от очень громкой музыки на рок концертах и т.д.).

Q. Правда ли, что тип колоночных кабелей влияет на звук?
A. Сначела термины: кабели- это провода с присоединенными к ним коннекторами. Провода как правило являются многожильными, заключенными в экранную оплетку и изоляционный материал. Кабели могут вносить шум в передаваемый сигнал, действовать как фильтр (и менять таким образом частотную характеристику системы), вносить щелчки из-за неправильно присоединенных коннекторов. Определенно, что разные кабели "звучат" по разному из-за различий в омическом сопротивлении, межпроводной емкости, разных коннекторов. Эффект от экзотического скручивания проводников недостаточн изучен. В общем, эти эффекты (не считая сопротивления) не должны быть заметными, хотя многие слушатели отмечают значительную разницу в звучании на разных кабелях. На каждой конкретной системе этот эффект специфичен и единственный способ добиться лучшего звучания - это метод проб. Коннекторы необходимо присоединять к колонке с большим усилием, т.к. входное сопротивление динамиков само по себе очень низкое и переходное сопротивление коннектора всего в 1 Ом существнно скажется на мощности, отдаваемой колонкой.

Q. Какие бывают колоночные кабели и чем они различаются?
A. Существует широкий диапазон колоночных проводов стоимостью от $0.2 до $300 за фут. Используемый материал- от меди до серебра. Бескислородная медь по звуку скрее всего не отличается от меди простой, и если Вы слышите разницу, то это по какой-то другой причине. Сопротивление кабелей- очень существенная его характеристика. Чем выше сопротивление, тем больший эффект кабель оказывает на звук. Проводимость меди 1,7 микроОм/см, серабра - 1,6 микроОм/см, золота - 2,4. Золото не окисляется, поэтому контакты не нужно периодически очищать, серебро окисляется, но его оксидная пленка также хорошо проводима. Медь окисляется и ее окись - изолятор, поэтому для коннекторов она не годится. Чем кабель короче и толще, тем меньше его сопротивление, емкость, индуктивность, тем меньше из-за него искажений.

Q. Какие коннекторы для колонок лучше?
A. Самые плохие коннекторы- это пружинные контакты. Зажимы под винт гораздо лучше. Позолоченные "лопатки с прорезью" или спайды по аудиофильным стандартам являются недорогими с очень стабильным меаническим контактом и минимальным сопротивлением. Позолоченные бананы также очень хороши для колонок, и хотя дороже спайдов, они обеспечивают большую площадь контакта и удобство при переконфигурации системы. Позолоченые коннекторы всегда лучше, чем коннекторы с какой-либо другой поверхностью по двум причинам: во-первых золото не корродирует даже под воздействием активных химических веществ, а во вторых - это очень мягкий металл и, будучи сильно сжатым между двумя пластинами, оно слегка заполняет имеющиеся всегда царапины и щели, увеличивая площадь контакта.

Q. Что можно сказать о межблочных соединениях, например между тюнером и усилителем?
A. Межблочные соединения передают значительно более слабый сигнал, чем колоночные кабели. Здесь диапазон по напряжению от -2В до +2В с током в несколько микроампер (для сравнения в колоночных кабелях напряжение от -70В до +70В с током в несколько ампер). Межблочные соединения могут быть обычные RCA (небалансные) и балансные. Большинство домашней аудио аппаратуры использует обычные RCA соединения. Лучше позолоченные, как у Vampire Wire. Небалансные кабели различаются по форме, материалам и цене. Дешевые имеют одну центральную жилу и экранную оплетку. Средние (по цене) имеют центральную жилу из двух проводников свитых в витую пару и затянутых в оплетку. Дорогие могут быть разнообразной формы и из разных материалов (напр. многожильный серебряный провод с резиновым заполнителем). Балансные соединения в аудиосистемах используются для избавления от низкочастотного гудения и других помех, вызываемых источниками питания. На несбалансированных линиях низкочастотное гудение вызвано незаземленностью источника и приемника или разностью между потенциалами земли у компонентов системы с разными источниками питания. Балансные соединения помогают избежать помех т.к. передают 2 сигнала, находящихся в противофазе. Развязка может выполняться на активных элементах или на трансформаторе. Тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки. Кабели имеют коннектор XLR, дающий хорошее механическое соединение. Балансные кабели имеют три проводника: два для сигнала и один для экрана. Применять их следует при длинах более 4-х метров, при монтаже профессиональной аппаратуры на судиях. Для большинства систем наиболее важным аспектом является механическая надежность между коннектором и проводом. Есть моного объективных причин, из-за которых кабели могут вносить искажения в сигнал. Это все те же сопротивление и межпроводная емкость, качество экранирования, качество витой пары в балансном кабеле.

Q. Есть ли какая-нибудь разница между цифровыми кабелями?
A. Существует три типа цифровых кабелей от транспорта до ЦАП или звукового процессора: коаксиальный, оптический пластик (Toslink) и оптоволокно (AT&T ST). Теоретически все они должны "звучать" абсолютно одинаково (бит в бит). Однако находятся люди, которые утверждают, что слышат разницу, и большинство из них отдают предпочтение оптоволокну.

Q. К чему нужно прислушиваться при покупке акустики?
A. Самое главное - послушать на ней вещи, которые Вам хорошо знакомы. Продавец пердложит Вам такие записи, которые подчеркнут хорошие стороны АС. Поэтому не поленитесь захватить с собой несколько своих СD. Не тратьте зря время, переключаясь по двум десяткам вещей каждые 3 секунды. Если бюджет позволяет Вам выбирать, попросите дилера подобрать подходящие к размерам комнаты и Вашим вкусам пару разных АС и послушайте каждую. Когда Вы остановитесь в своем выборе, потратьте еще полчаса на прослушивание, чтобы убедиться, что не зря тратите деньги. Очень хорошо послушать просто запись человеческой речи. Большинство людей сопособны различить, когда человеческий голос звучит ненатурально. При прослушивании музыкального инструмента соло или в небольшом ансамбле убедитесь, что звук от него такой, каким должен быть. Большинство людей слышало фортепиано "в живую", поэтому запись фортепиано очень показательна. Блюз, джаз или легкая музыка с простыми инструментами и женским вокалом также являются хорошим тестом для акустики. Попробуйте что-нибудь простое и тихое, чтобы услышать возможные шумы, и сложное, со множеством инструментов, вступающих одновременно, убедиться, что система правильно "отработает" на больших нагрузках. Продавцы, как правило, предлагают прослушать вещи, которые всегда звучат замечательно. Попросите поставить Вашу любимую запись, чтобы в результате сказать себе: "А вот этого инструмента я до сих пор не слышал".

Q. На что обращать внимание при сравнении акустических систем?
A. Когда Вы сравниваете звучание двух разных пар колонок, постарайтесь тщательно выставить абсолютно одинаковую громкость на обеих. Это не обязательно будет на одном положении регулятора громкости. Ухо способно различить разницу даже в 0,5 дБ. Первое и главное - звук должен быть естественным. Если вы слушаете вокал, закройте глаза и представьте, что иполнитель находится с Вами в одной комнате. Звучит натурально? То же касается и инструментов. Они должны звучать также, как в реальности. Самым первым Вашим впечатлением должно быть: "какой замечательный звук". Если Вашей реакцией станет:"Как много деталей!", то скорее всего эти колонки вскорости станут Вас раздражать. Если Вы сразу отметите про себя мощный бас, то наверняка система переутяжелена низкими. Наиболее частая ошибка начинающих - это покупка АС с очень мощным басом, потому, что их звучание "впечатляет". Спустя короткое время, Вы утомитесь от "ударов по голове". И низкие и высокие частоты очень важны, но при прослушивании ничто не должно выделяться или доминировать. Посидите и послушайте. Попобуйте расслышать каждый инструмент в отдельности и все произведение как единое целое, составленное из отдельных частей, чтобы при этом не возникало ощущения, что какой-то инструмент оттягивает Ваше внимание на себя. Проверьте, как вещь звучит на большой громкости и на низкой. Некоторые колонки хорошо "играют", если звук тихий и "захлебываются" на большой громкости. Другие наоборот "хрипят" на очень низкой громкости и хорошо работают если звук громкий. Допустимо, а иногда и желательно для оценки естественности переходить со стерео на моно. Моно - хороший тест как для комнаты, так и для колонок. Зуковой образ должен находиться стабильно в центре и не перемещаться в зависимости ни от громкости ни от частоты сигнала. Если не выдерживается моно, то и стерео вряд ли получится хорошим. Колонки больших размеров способны воспроизводить низкие частоты на большой громкости, но это не означает, что колонки небольших размеров не могут "играть" басы. Они просто не могут делать это громко. Хорошие акустические системы могут "восстановить сцену", располагая некоторые инструменты слева, другие в центре, третьи справа. На плохих колонках определить места инструментов гораздо сложнее.

Q. Зачем нужен сабвуфер? Сколько их нужно - один или два?
A. Во первых он нужен, чтобы добавить басы к системам, где их не хватает. А во-вторых перевести низкие частоты на отдельный громкоговоритель и снизить тем самым уровень интермодудяционных искажений, вызываемых нелинейным смешением сигналов разной частоты. В-третьих сабвуфер увеличит общую мощность Вашей акустической системы. Чтобы улучшить звучание хорошей системы, сабвуфер должен быть встроен в нее "мягко" без всплесков и провалов в ЧХ, расширяя уже существующий нижний диапазон. Большинство сабвуферов имеют кроссовер, который располагается между усилителем и колонками и разделяет нижние частоты на сабвуфер, а более высокие на колонку. Это разделение может улучшить систему, может не влиять на звук, а может и повредить. Большинство небольших АС имеют подъем ЧХ в области низких частот, чтобы компенсировать снижение характеристики за счет малых размеров. Добротно сделанный сабвуфер улучшит звучание небольших АС. Даже для больших акустических систем сабвуфер может принести пользу при правильной настройке. Однако, чем лучше оригинальная система, тем больше вероятность того, что дополнительный сабвуфер может повредить. Для человеческого уха низкие частоты не определяются по направлению, поэтому кто-то может сказать,что достаточно одного сабвуфера. Это правильно, но не совсем. Некоторые считают, что нужно два сабвуфера, чтобы правильно воспроизвести стерео картину, несмотря на то, что в низких частотах мало стерео информации. Другая причина - помимо очень низких, сабвуфер воспроизводит частоты до 100Гц, а это уже частота с различимым направлением, если, конечно, сабвуферы расположены минимум в метре друг от друга. Наконец, несмотря на то, что в записях музыкальных инструментов редко присутствуют частоты ниже 50Гц, почти всегда есть низкочастотный акустический шум, который может добавить ощущение пространственности, если сабвуферы расставить далеко друг от друга.

Q. Как подключить сабвуфер к стерео системе?
A. Многие сабвуферы (активные) имеют собственный усилитель и кроссовер. Такие подключаются сразу к выходу предусилителя. Пассивные сабвуферы можно подключить параллельно к основным колонкам или отдельному усилителю басов с кроссовером. Пользуйтесь руководством по подключению из комплекта поставки.

Q. Что такое ресивер?
A. Это тюнер, усилитель и предусилитель в одном корпусе. Обычно ресивер имеет входы для CD плеера, кассетной деки, виниловой вертушки и еще 1-2 дополнительных входов. У него есть коммутатор входов, регуляторы громкости и тембра, а также выходы на пару или больше колонок.

Q. Что такое тюнер?
A. Тюнер - это радиоприемник, к которому нельзя присоединить колонки непосредственно. Иногда приемник в тюнере более высокого качества, чем в ресивере. Все тюнеры принимают FM диапазон, а некоторые еще и AM. Сигнал с тюнера требуется усиливать.

Q. Что такое формат DAT?
A. На сегодняшний день это самый распространенный профессиональный цифровой формат 2-х двухдорожечной записи на магнитную ленту. На кассету DAT (Digital Audio Tape) помещается 2 часа записи с разрешением и динамическим диапазоном, такимже, как на CD. Запись может осуществляться со скоростью 32 кГц, 44.1 кГц (для CD) и 48 кГц (DAT стандарт). Кассета DAT внешне похожа на кассету VHS.

Q. Что такое Dolby B, C, S, HX Pro и DBX?
A. Dolby B, C, S и DBX - это системы, повышающие соотношение сигнал/шум магнитных записей. Все работают примерно одинаково: уменьшают динамический диапазон сигнала при записи и расширяют его при воспроизведении. Dolby B работает в основном на высоких частотах, увеличивая их амплитуду при записи и снижая амплитуду при воспроизведении, при этом высокочастотный шум собственно ленты тоже снижается. Записанную Dolby B кассету можно слушать на обычном магнитофоне без Dolby B обработки, но звук будет слишком ярким, что придется компенсировать регулятором тембра. При Dolby C обработке достигается большее (на 8-10 дБ) чем Dolby B снижение шумов из-за применения большего диапазона частот и уровня изменения громкости. Воспроизведение такой кассеты на обычном магнитофоне без Dolby С звучит достаточно неприятн для большинства людей. Некоторые считают, что ленты, записанные в Dolby С наилучшим образом звучат только на той деке, на которой были записаны. Dolby S работает на еще большем диапазоне частот, чем Dolby C и достигает еще большего снижения уровня шумов. Преимущества этой системы: 1. Многие считают, что использование Dolby S дает большую близость к оригиналу нежели Dolby C, 2. записи Dolby S звучат не так ужасно при воспроизведении на деках Dolby B, 3. Кассета с записью Dolby S не так чувствительна с смене типа деки. DBX похожа на Dolby B, C и S, но использует компрессию на всех частотах -низких и высоких. but uses the same compression on all frequencies, high and low. Однако DBX более распространена на профессиональном рынке. DBX несовместима с Dolby и воспроизведение такой кассеты на обычном магнитофоне невозможно. Все системы шумоподавления имеют два недостатка. Один из них заключается в том, что компрессор не сможет подавить сильный сигнал, пока не "услышит" хотябы его короткий фрагмент. Именно этот фрагмент и проходит на выход без компрессии. Это же касается и слабого сигнала, который некоторый промежуток времени остается невосстановленным. Эти задержки хорошо слышны при прослушивании. Второй недостадок заключается в том, что если в частотной характеристике системы есть изьяны, то компрессором они будут только усилены. Например, если в ЧХ магнитофона есть провал 2дБ на частоте 1 кГц, то при воспроизведении в сигнале провал будет 4 дБ. Поэтому многие предпочитают систему вообще без шумоподавления. Dolby HX Pro не имеет отношения ни к шумоподавлению, ни к компресии и предназначена для улучшения частотной характеристики при работе с дешевыми лентами.

Q. Может ли CrO2 лента повредить деку, расчитанную на нормальную пленку.
A. Не может. Все будет работать нормально. Такие ленты не более абразивны, чем обычные. Деки, разработанные для лент CrO2 или Metal имеют другое смещение и частотную коррекцию для того, чтобы "выжать" из ленты максимум и выровнять ЧХ.

Q. В чем разница между VHS HiFi и Beta HiFi?
A. Для звука в VHS HiFi применяется амплитудная модуляция; в Beta HiFi - частотная.

Q. Как соотносятся между собой аудио записи на HiFi видеомагнитофоне, обычном магнитофоне и DAT магнитофоне?
A. VHS HiFi и Beta HiFi - это аналоговые записи, использующие модуляцию при записи видео и аудио сигналов на видеокассету. На VHS ленте есть специальные аудио дорожки. По качеству HiFi запись на VHS лучше, чем на недорогих кассетных деках, но хуже, чем у хороших кассетных дек с системами шумоподавления, и хуже, чем записи DAT. Поэтому в случаях, когда Вам нужна качественная запись, используйте деку с ручной установкой уровня записи.

Q. Что лучше: музыкальный центр или система из отдельных компонентов?
A. Некоторые музыкальные центры звучат достаточно хорошо. Даже несколько "аудиофильных" производителей выпускают такие комбинированные системы. У муз. центров есть ряд преимуществ: они дешевле, занимают меньше места, легче в управлении и установке, нет паутины проводов. Если Вы планируете покупку музыкального центра, то делать это лучше в hi-fi магазине, где покупку можно "прослушать" и выбирать продукцию аудиофильных компанийй, например TEAC. Самое слабое место хорошего музыкального центра - его громкоговорители. Лучшие музыкальные центры вообще поставляются без громкоговорителей, оставляя покупателю возможность выбора по его вкусу. Почему же тогда так много разговоров о системах из отдельных компонентов? От многокомпонентной системы можно получить значительно лучшее звучание. Компонентную систему труднее установить, настроить, она занимает больше места и стоит дороже. В то же время такая система имеет гибкость. Можно заменить усилитель мощности или CD плеер, если они не устраивают. Можно заниматься подбором отдельных компонентов. В случае с муз. центром ничего сделать нельзя если Вас что-либо не устраивает. К большинству муз. центров нельзя подключить ни MD ни проигрыватель с "винила" ни VCR ни множество другой необходимой аппаратуры.

Q. Что такое bi-amping? bi-wiring?
A. Большинство акустических систем подключаются к усилителю одной парой проводов для каждой колонки. Внутри колонки сигнал (преобразованный предварительно) распределяется на громкоговорители кроссовером. Некоторые колонки имеют возможность подключения кабелем bi-wiring, при этом от одного выхода усилителя отводят 2 пары проводов на колонку; одна пара подключается к громкоговорителям, обслуживающим средние и высокие частоты, а вторая пара - к низкочастотным динамикам. К бай-уайрингу (так произносится) относятся по-разному. Одни утверждают, что не слышат никакой разницы, другие утверждают, что слышат ощутимую разницу. Наиболее приемлемым обяснением может быть то, что разделение кабелей разделяет и наводимый в них шум (слабые по мощности средние и высокие частоты и представляющие основную нагрузку для усилителя низкие частоты). Кабели соответстенно нужно разносить друг от друга как минимум на неск. сантиметров. Во всех случаях эффект представляется слабым. Biamping означает, что к каждой колонке, допускающей bi-wiring, подключен 1 стерео усилитель, один канал, которого подключен к ВЧ коннекторам, а второй канал - к НЧ коннекторам этой колонки. Соответственно вторая колонка подключена через свой стерео усилитель. В другой конфигурации: один стерео усилитель нагружен ВЧ динамиками обеих колонок, второй соответственно - НЧ динамиками. Смысл бай-ампинга (так произносится) заключается в том, что для "раскачки" динамиков низких частот необходима значительно большая мощность, чем для высоких. Таким образом можно низкие подключить к мощному стационарному усилителю, а для верхних выбрать усилитель покачественнее, но послабее.

Q. Что означают буквы "ADD" на моем CD диске?
A. Никакого отношения к качеству записи этот буквенный код не имеет. Он относится к оборудованию и инструментам, используемым при записи. Первая буква А означает, что исходная запись была в аналоговом виде (D- в цифровом). Вторая буква указывает, какое оборудование применялось при микшировании и редактировании записи. Третья буква указывает на оборудование, применяемое при конечной записи, для CD естественно всегда "D".

Q. Что такое усилитель класса А, класса B, класса AB. Что такое класс С и D?
A. Все эти термины относятся к характеристикам выходных каскадов усилителей. Коротко: усилители класса А звучат лучше всех, стоят дороже всех, и более других расходуют электроэнергию; усилители класса АВ соперничают с Class A по качеству звучания, доминируют на рынке, расходуют меньше энергии, дешевле, меньше и легче. Усилители класса D используются только для специального применения, напр. усилитель бас-гитары или сабвуфера. Они еще меньше, чем класс АВ, более эффективны, усиливают сигнал менее 10 кГц (меньше, чем слышимый диапазон). Класс В и С в аудио усилителях не применяется. К классу А относятся усилители с выходными транзисторами, на которые подано постоянное смещение, таким образом через них постоянно протекает ток. Самое главное их преимущество - их ЧХ наиболее линейная, т.е. вносимые искажения - минимальны. Главный недостаток - неэффективность, т.к. даже в режиме молчания усилитель продолжает нагревать атмосферу. 50-ватный усилитель класса А большой и тяжелый. Среди усилителей класса high-end лишь 10% работают в классе А. В усилителях класса В выходные транзисторы имеют нулевое смещение, поэтому при нулевом сигнале транзисторы заперты и тока не проводят, но привносят очень сильные искажения из-за нелинейности коэффициента усиления в районе нуля. Эти искажения очень хорошо слышны и делают такие усилители непригодными даже для непритязательных слушателей. Усилителях класса С подобны классу В со всеми его недостатками и также не имеют применения в hi-fi. В усилителях класса АВ в выходном каскаде стоят 2 транзистора, как в классе В, но оба с небольшим смещением, выводящим оба транзистора на линейный режим. Большинство усилителей на рынке - класса АВ. Усилители класса D используют в выходном каскаде импульсную модуляцию, т.е. транзисторы либо открыты, либо закрыты. Поэтому такие усилители самые экономичные, к.п.д. некоторых достигает 80%, но искажения, вносимые такими усилителями несколько выше, чем у класса АВ. На выходе усилителя класса D обязательно присутствует пассивный НЧ фильтр для избавления от частоты переключения. Этот фильтр вносит и фазовый сдвиг и нелинейность, а также обрезает высокие, что делает его выгодным только для сабвуферов. Сделать усилитель класса D c полным частотным диапазоном, конечно можно, но при этом придется значительно повышать частоту переключения транзисторов (>>40 кГц), строить высокодобротный неискажающий фильтр, при этом однако в остальных устройствах Вашей системы повышенная частота переключения будет успешно наводиться в виде помехи.

Q. Что такое Super Audio CD?
A. Это новый стандарт(сокращенно SACD) Продвигается: Sony, Philips. Поддерживается: Mobile Fidelity, DMP, Telarc. Разумеется, музыкальные каталоги Columbia и Sony также являются кандидатами на выпуск в этом формате. Намечается официальное введение: в Японии весной, в Америке - осенью 1999. Двухслойный CD. Внешний полупрозрачный слой (HD) содержит 2-х или многоканальную музыкальную запись с высоким разрешением, сделанную с использованием процесса Sony DSD (Direct Stream Digital) . Большая емкость этого слоя достигается за счет уменьшения и уплотнения питов. Внутренний слой (CD) является обычным CD cлоем с разрешением 16 бит/ 44.1 кГц. абсолютная совместимость с нынешними CD проигрывателями. Предполагается выпускать новые названия дисков просто с пометкой SACD, на которую покупатель может не обращать внимания. Через некоторое время у него создается коллекция записей SACD и он готов для модернизации своего проигрывателя. с технической точки зрения полная CD-совместимость под вопросом. Все ли CD-шники смогут нормально прочитать внутренний слой сквозь внешний? Далее, неизбежно удорожание производства дисков, хотя Sony не раскрывает конкретных цифр. Выходит, владелец CD-проигрывателя, довольный 16/44.1 звуком, будет вынужден платить дороже за новые диски, которые на его аппарате будут звучать хуже старых?

Q.Расскажите о DAD дисках.
A. Так называемые DAD диски, продвигаемые Classic Records, используют DVD-видео стандарт, позволяющий запись на DVD 2-канального звука 24 бит/96 кГц. Грядущий DVD-аудио формат делает эту временную меру излишней.

Q. Каковы перспективы появления для DVD чисто аудио формата?
А. Стандарт DVD-АУДИО продвигается: JVC, Matsushita, Pioneer, Toshiba. Поддерживается: Warner Music Group.Намечается официальное введение: осень 1999 г. (остались трудности с осуществлением авторских прав). Вот его основные свойства:
1. Частота квантования, длина слова (число бит в каждой выборке), число каналов и др. параметры определяются продюсером записи. Например, диск может содержать 2-канальный микс 24/96 и одновременно 6-канальную версию той же музыки с 24/96 фронтальными каналами и 16/48 тыловыми каналами. Возможны частоты квантования 44.1 кГц, 48 кГц, 88.2 кГц, 96 кГц, 176.4 кГц и 192 кГц с любым разрешением от 16 до 24 бит. Записи, кодированные на 176.4 и 192 кГц, ограничены двумя каналами. Передача многоканального сигнала в этом случае потребовала бы превышения максимальной скорости передачи данных DVD, равной 9.6 миллионов бит в секунду. Продюсер записи выбирает параметры записи в зависимости от особенностей музыки, длительности фрагмента, качества записывающего оборудования. Параметры записи прозрачны для пользователя: он просто нажимает клавишу PLAY, проигрыватель определяет их самостоятельно.
2. DVD-аудио проигрыватели будут снабжены конвертором, делающим 2-канальный микс из многоканальных записей. Продюсер записи может задать звучание этого микса, вставляя в поток данных коды, управляющие конвертором проигрывателя. Эта особенность называется SMART (System Managed Audio Resource Technique) Content . Если продюсер не вставил эти коды, смешивание происходит произвольно. Как сказано выше, продюсер может записать на диск собственный 2-канальный вариант в дополнение к многоканальному, но это требует дополнительного места на диске, а значит, приводит к уменьшению или времени звучания, или частоты квантования, или разрешения.
3. Еще один вариант использования SMART Content: продюсер может заложить туда настройки проигрывателя или декодера , которые считает нужными для оптимального звучания записи.
4. MLP (Meridian Loseless Packing)
Даже DVD-аудио диск не способен вместить 6 каналов цифрового аудио, квантованного на 96 кГц с 24-битовым разрешением. Поэтому необходима компрессия. В 1998 году MLP стал частью DVD-аудио стандарта. Все DVD-аудио проигрыватели будут содержать MLP-декодер, но для звукозаписи применение MLP не является обязательным. Если диск короткий или используются только 2 канала, продюсер записи может не применять MLP. MLP обеспечивает экономию места на диске примерно 40% по сравнению с неупакованным объемом (см. таблицу). Важно, что MLP действительно является процессом сжатия без потерь: после упаковки и распаковки данные абсолютно (побитово) тождественны первоначальным данным , и качество звука одинаковое. Это дает ему очевидное преимущество перед способами сжатия, приводящими к потерям, в частности, Dolby Digital и DTS. Поскольку DVD-ROM приводы будут также проигрывать DVD-аудио диски, каждый DVD-ROM привод будет содержать MLP декодер. То есть маленькая британская high-end компания получит авторский гонорар с каждого проданного персонального компьютера, оснащенного DVD-ROM приводом.

Q. Будут ли цифровые выходы у DVD-аудио проигрывателей
A. Наличие у DVD-аудио проигрывателей цифровых выходов с высоким разрешением вызывает понятное беспокойство компаний звукозаписи. Поэтому цифровые выходы DVD-аудио проигрывателей будут строиться не на основе обычных интерфейсов SPDIF, AES/EBU, которые мы имеем в CD-проигрывателях. Вместо этого, цифровой выход будет представлять собой мультипиновый коннектор, называемый FireWire или, по своему техническому наименованию, IEEE1394.

FireWire - это очень широкополосный интерфейс, который может нести цифровой видеосигнал, многоканальный цифровой аудиосигнал с высоким разрешением, компьютерные данные и управляющие коды. Эти коды позволяют всем компонентам hi-fi системы или домашнего театра "разговаривать" друг с другом, так что каждый компонент "знает", какие еще компоненты подключены к системе. Такая двунаправленная связь делает возможным запрет на работу цифровых выходов DVD-аудио при определенных обстоятельствах. Например, если Вы хотите проигрывать DVD-аудио диск с помощью внешнего ЦАП, контрольные коды разрешат это. Но если Вы попытаетесь записать этот поток данных, интерфейс FireWire сообщит DVD-аудио проигрывателю, что цифровой выход подключен к устройству записи и запретит работу цифрового выхода.

Похоже, что у DVD-аудио проигрывателей не будет цифровых выходов, пока повсеместно не утвердится стандарт FireWire. Вместо этого, ищите 6 аналоговых выходов RCA. High-End"овские компании будут вынуждены выпускать одноблочные DVD-аудио проигрыватели с шестью каналами ЦАП. Однако для пуристов стерео все же найдется несколько 2-канальных DVD-аудио аппаратов.