Тарифы Услуги Сим-карты

Административный уровень информационной безопасности

Административный уровень информационной безопасности 1

Источник 1

1. Административный уровень информационной безопасности: Основные понятия 1

2. Политика безопасности 2

3. Программа безопасности 6

4. Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем 7

Литература 9

Источник

Основы информационной безопасности. В.А. Галатенко. Административный уровень информационной безопасности [http://www.intuit.ru/department/security/secbasics/class/free/6/ ]

1. Административный уровень информационной безопасности: Основные понятия

Кадминистративному уровнюинформационной безопасности относятсядействия общего характера, предпринимаемые руководством организации.

Главная цельмер административного уровня - сформироватьпрограмму работ в области информационной безопасностии обеспечить ее выполнение,выделяянеобходимые ресурсыиконтролируя состояние дел.

Основойпрограммы являетсяполитика безопасности, отражающаяподход организации к защите своих информационных активов. Руководство каждой организации должноосознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели значительных ресурсов.

Политика безопасности строится на основе анализа рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации. Когдариски проанализированы и стратегия защиты определена, составляется программа обеспечения информационной безопасности. Под эту программувыделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п.

Термин "политика безопасности" являетсяне совсем точнымпереводом английского словосочетания "security policy", однако в данном случае калька лучше отражает смысл этого понятия, чем лингвистически более верные"правила безопасности". Мы будем иметь в виду не отдельные правила или их наборы (такого рода решения выносятся на процедурный уровень, речь о котором впереди), астратегию организации в области информационной безопасности. Для выработки стратегии и проведения ее в жизнь нужны, несомненно,политические решения, принимаемые на самом высоком уровне.

Подполитикой безопасностимы будем понимать совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

Такая трактовка, конечно, гораздо шире, чем набор правил разграничения доступа (именно это означал термин "security policy" в "Оранжевой книге" и в построенных на ее основе нормативных документах других стран).

ИС организации и связанные с ней интересы субъектов - это сложная система, для рассмотрения которойнеобходимо применять объектно-ориентированный подходи понятие уровня детализации. Целесообразно выделить, по крайней мере,три таких уровня, что мы уже делали в примере и сделаем еще раз далее.

Чтобы рассматривать ИС предметно, с использованием актуальных данных, следует составитькарту информационной системы. Эта карта, разумеется, должна быть изготовлена в объектно-ориентированном стиле,с возможностью варьироватьне толькоуровень детализации, но ивидимые грани объектов. Техническим средством составления, сопровождения и визуализации подобных карт может служить свободно распространяемый каркас какой-либо системы управления.

Административный уровень

Главная цель административного уровня – сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя нобходимые ресурсы и контролируя состояние дел. Основой программ является политика безопасности отражающая подход организации к защите своих информационных активов.

Информационная система организаций, и связанные с ней субъекты, интересы субъектов-сложная система для оценки и анализа которой применяют Объектно ориентированный подход, и понятие уровня детализации. С практической точки зрения политику безопасности целесообразно рассматривать на 3х уровнях детализации.

1. Верхний уровень – решение охватывающее организацию в целом: решение сформировать или пересмотреть комплексную программу обеспечения информационной безопасности, назначение ответственных за продвижение этой программы.

2. Формирование цели, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений для достижения цели.

3. Обеспечение базы для соблюдения законов и правил.

4. Формулировка административных решений по вопросам реализации программы безопасности, которые затрагивают организацию в целом.

На верхнем уровне определяется управление защитными ресурсами и координация работы с этими ресурсами. Определение специального персонала для защиты систем и взаимодействия с другими организациями.

К среднему уровню относят вопросы касающиеся отдельных аспектов безопасности, но специфичны для различных эксплуатируемых организациях в системе.

Политика среднего уровня должна для каждого аспекта освещать следующие темы:

1. Описание аспекта (например доступ к международным сетям)

2. Область применения

3. Позиции организации по данному вопросу

4. Роли и обязанности

5. Законопослушность

6. Точки контакта

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным информационным сервисам. Чем подробнее правила, чем более специфично они изложены, тем прозе поддерживать их выполнение, с помощью программно-технических средств.



После того, как сформулирована политика безопасности, приступают к составлению программы ее реализации и к самой реализации.

Контроль деятельности в области безопасности имеет двухсторонюю направленность, во первых необходимо гарантировать что действия организации не противоречат действующим законам. Во-вторых необходимо постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений и дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки.

Политика информационной безопасности.

Набор законов, правил, практических рекомендаций и опытов определяющих управленческие и проектные решения в области защиты информации. На основе политики безопасности строится управление, защита и распределение критичной информации в системе. Она должна охватывать все особенности процесса обработки информации, определяя поведение информационной системы в определенных ситуациях.

При разработке и приведении в жизнь информационной безопасности целесообразно руководствоваться следующими принципами:

1. Невозможность миновать защитные средства – принцип невозможности означает, что все информационные потоки в защищаемую сеть и из нее должны проходить через средства защиты информации.

2. Усиление самого слабого звена – часто таким звеном оказывается не компьютер или программа, а пользователь. Тогда проблема обеспечения информационной безопасности приобретает не технический характер.

3. Недопустимость перехода в открытое состояние – означает, что при любых обстоятельствах система защиты информации либо полностью выполняет свои функции, либо должна полностью блокировать доступ.

4. Минимизация привелегий – данный принцип предписывает выделять пользователям и администраторам только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей.

5. Разделение обязанностей – предполагает что распределение ролей и ответственности обеспечит предотвращение злонамеренных или неквалифицированных действий системного администратора (1 человек не может нарушить критически важной для организации процесс).

6. Многоуровневая защита – предписывает не полагаться на единственный защитный рубеж. За средствами физической защиты должны следовать программно-технические средства, за идентификацией и аутентификацией – управление доступом, протоколирование и аудит.

7. Разнообразие защитных средств – рекомендует организовывать различные по своему характеру оборонительные рубежи, чтобы от потенциального злоумышленника требовалось овладение разнообразными и по возможности не совместимыми навыками преодоления средств защиты информации.

8. Простота и управляемость информационной системы – определяет возможность формального доказательства, корректность, реализация механизмов защиты. Только в простой и управляемой системе можно проверить согласованность конфигураций различных компонентов и осуществить централизованное администрирование.

9. Обеспечение всеобщей поддержки мер безопасности – носит не технический характер, рекомендуется изначально разработать комплекс мер направленный на обеспечение лояльности персонала, на постоянное практическое и теоретическое обучение.

Два вида политики безопасности: избирательная и полномочная.

Избирательная: основой избирательной политики является избирательное управление доступом: все субъекты и объекты системы должны быть идентифицированы, права доступа с субъекту\объекту определяется на основании некоторого правила. Свойство избирательности. Для описания свойств избирательного управления доступом применяется модель системы на основе матрицы доступа. Матрица доступа – наиболее простой подход к моделированию систем доступа.

Полномочная политика безопасности: основа полномочной политики составляет полномочное управление доступом: 1. Все субъекты и объекты должны быть однозначно идентифицированы.
2. Каждому объекту системы присваивается метка критичности, определяющая ценность содержащийся в нем информации.
3. Каждому субъекту присваивается уровень прозрачности, определяющий максимальное значение метки критичности объектов к которым субъект имеет доступ.

Основное назначение полномочной политики – регулирование доступа субъектов системы к объектам с различным уровнем критичности и предотвращения утечки информации с верхних уровней должностной иерархии в нижние, а так же блокирование возможного проникновения с нижних уровней в верхние. Ее применение в коммерческом секторе сдерживается по следующим причинам:
1. Отсутствие в коммерческих организациях четкой классификации хранимой и обрабатываемой информации.
2. Высокая стоимость реализации и большие накладные расходы.

Политика безопасности предполагает широкий спектр организационно-технических мероприятий. Приведем перечень основных:

1. Разработка и утверждение функциональных обязанностей должностных лиц службы информационной безопасности.

2. Внесение необходимых изменений и дополнений во все организационно-распорядительные документы по вопросам обеспечения безопасности и действиям в случае возникновения критических ситуаций.

3. Выявление наиболее вероятных угроз для данной информационной системы и уязвимых мест процесса обработки информации и каналов доступа к ней.

4. Организация учета, хранения, использования и уничтожения документов и носителей с закрытой информацией.

5. Контроль функционирования и управления используемыми средствами защиты информации.

6. Периодический анализ состояния и оценка эффективности мер защиты информации.

7. Рассмотрение и утверждение всех изменений в оборудовании информационной системы, проверка их на удовлетворение требованиям защиты и документальное отображение изменений. И т.д.

Перечислим ряд действий, которые значительно повышают степень защиты корпоративной сети без значительных финансовых затрат:

1. Тщательное наблюдение за персоналом (в особенности за низкооплачивыемыми работниками).

2. Незаметная проверка послужного списка нанимаемого работника.

3. Ознакомление нанимаемого сотрудника с документами описывающими политику организации в области информационной безопасности и получение расписки.

4. Изменение содержимого всех экранов для входа в систему таким образом, чтобы они отражали политику безопасности принятую на предприятии.

5. Повышение уровня физической защиты.

6. Минимизация риска компьютерных краж и заражения вирусами.

7. Признание за сотрудниками определенных прав при работе с компьютерами, например:

А. Организация досок объявлений.

Б. Соблюдение конфиденциальности электронной почты.

В. Разрешение использовать определенные компьютерные игры.

Сотрудники компании должны быть союзниками, а не противниками администратора системы в борьбе за безопасность данных!!!

Организационно-режимные меры базируются на законодательных и нормативных документах по безопасности информации и должны охватывать следующие основные пути сохранения информационных ресурсов:

1. Ограничение физического доступа к объектам обработки и хранения информации и реализацию режимных мер.

2. Ограничение возможности перехвата информации вследствии существования физических полей.

3. Ограничение доступа к информационным ресурсам и другим элементам обработки данных путем установления правил разграничения доступа, криптографическое закрытие каналов передачи данных.

4. Создание твердых копий на случай утраты массивов данных.

5. Проведение профилактических и других мер от внедрения вирусов.

1. Мероприятия осуществляемые при создании информационной системы

А. Разработка общего проекта системы и ее структурных элементов.

Б. Строительство или переоборудование сообщений.

В. Разработка математического, программного, информационного или лингвистического обеспечения.

Г. Монтаж и наладка оборудования.

Д. Испытание и прием системы.

Особое значение на данном этапе предается определению действительных возможностей механизмов защиты. Для чего целесообразно применить комплекс испытаний и нагрузок.

2. Мероприятия осуществляемые в процессе эксплуатации информационной системы.

А. Организация пропускного режима.

Б. Организация автоматизированной обработки информации.

В. Организация ведения протокола.

Г. Распределение реквизитов разграничения доступа.

Д. Контроль выполнения требований служебных инструкций.

3. Мероприятия общего характера:

А. Учет требований защиты при подборе кадров.
Б. Ликвидация пробелов в механизме защиты.
В. Планирование мероприятий защиты информации.
Г. Обучение персонала.
Д. Проведение занятий с привлечением ведущих организаций.
Е. Участие в семинарах и конференциях по проблемам безопасности информации.

Организация секретного делопроизводства.

При работе с важными документами следует выполнять следующие требования:

1. Строгий контроль за допуском персонала к секретным документам.

2. Назначение конкретных лиц из руководства и служащих фирмы организующих и контролирующих секретное делопроизводство, наделение их соответствующими полномочиями.

3. Разработка инструкций по работе с секретными документами и ознакомление соответствующих работников.

4. Контроль за принятием сотрудниками письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны фирмы.

5. Введение системы материального и иного стимулирования служащих фирмы имеющих доступ к секретным сведениям.

6. Внедрение в повседневную практику механизмов и технологий защиты коммерческой тайны фирмы.

7. Личный контроль со стороны руководителя фирмы службы внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Различные приемы ведения секретного делопроизводства направленны на предотвращение утечки коммерческих секретов. Документы содержащие коммерческую тайну различаются по степени секретности и снабжаются соответствующим грифом.

Составные части делопроизводства Функции обеспечения безопасности информации при работе с документами Способы выполнения
Документирование 1. Предупреждение необоснованного изготовления документов 2. Предупреждение включения в документы избыточных конфиденциальных сведений. 3. Предупреждение необоснованного завышения степени секретности документов. 4. Предупреждение необоснованной рассылки. 1. Определение перечня документов 2. Осуществление контроля за содержанием и степени секретности секретности документа 3. Определение реальной степени секретности сведений включенных в документ. 4. Осуществление контроля за размножением и рассылкой документов
Учет документов Предупреждение утраты документов 1. Обеспечение регистрации каждого документа и удобство его поиска 2. Осуществление контроля за местом нахождения док-та
Хранение документов 1. Обеспечение сохранности документов 1. Выделение специального оборудования, документов, исключающих доступ к ним посторонних лиц 2. Установление порядка доступа к личным делам 3. Осуществление контроля за своевременностью и правильностью формирования дел
Уничтожение документов 1. Исключение из документооборота документов потерявших свою ценность 1. Установление порядка подготовки документов для уничтожения 2. Обеспечение необходимых условий для уничтожения 3. Осуществление контроля за правильностью и своевременностью уничтожения документов
Проверка наличия документов 1. Контроль наличия документов, выполнения требований их обработки, учета, исполнения и сдачи 1. Установление порядка проведения проверок наличия документов и порядка их обработки.

В рамках системы множество и разнообразие видов защиты информации определяется способами воздействия на дестабилизирующие факторы или порождающие их причины, на элементы информационной системы, защищаемую информацию и окружающую среду в направлении повышения показателей защищенности информации.

Административный уровень обеспечения ИБ

Информатика, кибернетика и программирование

Административный уровень обеспечения ИБ К административному уровню информационной безопасности относятся действия общего характера предпринимаемые руководством организации. Главная цель мер административного уровня сформировать программу работ в области инфор

Административный уровень обеспечения ИБ

К административному уровню информационной безопасности относятся действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Главная цель мер административного уровня - сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.

Основой программы является политика безопасности , отражающая подход организации к защите своих информационных активов. Под политикой безопасности понимается совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов. Политика безопасности строится на основе анализа рисков , которые признаются реальными для информационной системы организации. Когда риски проанализированы и стратегия защиты определена, составляется программа обеспечения информационной безопасности . Под эту программу выделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п.

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно рассматривать на трех уровнях детализации. К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации. Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:

  • решение сформировать или пересмотреть комплексную программу обеспечения информационной безопасности, назначение ответственных за продвижение программы;
  • формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей;
  • обеспечение базы для соблюдения законов и правил;
  • формулировка административных решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.

Для политики безопасности верхнего уровня цели организации в области информационной безопасности формулируются в терминах целостности, доступности и конфиденциальности. Если организация отвечает за поддержание критически важных баз данных, на первом плане может стоять уменьшение числа потерь, повреждений или искажений данных. Для организации, занимающейся продажей компьютерной техники, вероятно, важна актуальность информации о предоставляемых услугах и ценах и ее доступность максимальному числу потенциальных покупателей. Руководство режимного предприятия в первую очередь заботится о защите от несанкционированного доступа, то есть о конфиденциальности.

На верхний уровень выносится управление защитными ресурсами и координация использования этих ресурсов, выделение специального персонала для защиты критически важных систем и взаимодействие с другими организациями, обеспечивающими или контролирующими режим безопасности.

Политика верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. В политике должны быть определены обязанности должностных лиц по выработке программы безопасности и проведению ее в жизнь. В этом смысле политика безопасности является основой подотчетности персонала.

Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины. Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности. Наконец, необходимо обеспечить определенную степень исполнительности персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний.

Политика безопасности среднего уровня должна для каждого аспекта освещать следующие темы:

  1. Описание аспекта. Например, если рассмотреть применение пользователями неофициального программного обеспечения, последнее можно определить как ПО, которое не было одобрено и/или закуплено на уровне организации.
  2. Область применения. Следует определить, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности . Например, касается ли политика, связанная с использованием неофициального программного обеспечения, организаций-субподрядчиков? Затрагивает ли она сотрудников, пользующихся портативными и домашними компьютерами и вынужденных переносить информацию на производственные машины?
  3. Роли и обязанности . В документ необходимо включить информацию о должностных лицах, ответственных за реализацию политики безопасности. Например, если для использования неофициального программного обеспечения сотрудникам требуется разрешение руководства, должно быть известно, у кого и как его можно получить. Если неофициальное программное обеспечение использовать нельзя, следует знать, кто следит за выполнением данного правила.
  4. Законопослушность . Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них.
  5. Точки контакта . Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией.

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным информационным сервисам. Она включает в себя два аспекта - цели и правила их достижения , поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть определена более подробно. Есть много вещей, специфичных для отдельных видов услуг, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время, эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что относящиеся к ним решения должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне. Приведем несколько примеров вопросов, на которые следует дать ответ в политике безопасности нижнего уровня:

  • кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом?
  • при каких условиях можно читать и модифицировать данные?
  • как организован удаленный доступ к сервису?

При формулировке целей политики нижнего уровня можно исходить из соображений целостности, доступности и конфиденциальности, но нельзя на этом останавливаться. Ее цели должны быть более конкретными. Например, если речь идет о системе расчета заработной платы, можно поставить цель, чтобы только сотрудникам отдела кадров и бухгалтерии позволялось вводить и модифицировать информацию.

Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем подробнее правила, чем более формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими средствами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей.

Программа безопасности

Британский стандарт BS 7799:1995 рекомендует включать в документ, характеризующий политику безопасности организации, следующие разделы:

  • вводный, подтверждающий озабоченность высшего руководства проблемами информационной безопасности;
  • организационный, содержащий описание подразделений, комиссий, групп и т.д., отвечающих за работы в области информационной безопасности;
  • классификационный, описывающий имеющиеся в организации материальные и информационные ресурсы и необходимый уровень их защиты;
  • штатный, характеризующий меры безопасности, применяемые к персоналу (описание должностей с точки зрения информационной безопасности, организация обучения и переподготовки персонала, порядок реагирования на нарушения режима безопасности и т.п.);
  • раздел, освещающий вопросы физической защиты ;
  • управляющий раздел, описывающий подход к управлению компьютерами и компьютерными сетями;
  • раздел, описывающий правила разграничения доступа к производственной информации;
  • раздел, характеризующий порядок разработки и сопровождения систем;
  • раздел, описывающий меры, направленные на обеспечение непрерывной работы организации;
  • юридический раздел, подтверждающий соответствие политики безопасности действующему законодательству.

Чтобы понять и реализовать какую-либо программу, ее нужно структурировать по уровням, обычно в соответствии со структурой организации. В простейшем и самом распространенном случае достаточно двух уровней - верхнего, или центрального, который охватывает всю организацию, и нижнего, или служебного, который относится к отдельным услугам или группам однородных сервисов.

Программу верхнего уровня возглавляет лицо, отвечающее за информационную безопасность организации. У этой программы следующие главные цели:

  • управление рисками (оценка рисков , выбор эффективных средств защиты);
  • координация деятельности в области информационной безопасности, пополнение и распределение ресурсов;
  • стратегическое планирование ;
  • контроль деятельности в области информационной безопасности.

В рамках программы безопасности верхнего уровня принимаются стратегические решения по обеспечению безопасности, оцениваются технологические новинки. Информационные технологии развиваются очень быстро, и необходимо иметь четкую политику отслеживания и внедрения новых средств.

Контроль деятельности в области безопасности имеет двустороннюю направленность. Во-первых, необходимо гарантировать, что действия организации не противоречат законам. При этом следует поддерживать контакты с внешними контролирующими организациями. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений и дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки.

Цель программы безопасности нижнего уровня - обеспечить надежную и экономичную защиту конкретного сервиса или группы однородных сервисов. На этом уровне решается, какие следует использовать механизмы защиты; закупаются и устанавливаются технические средства; выполняется повседневное администрирование; отслеживается состояние слабых мест и т.п. Обычно за программу нижнего уровня отвечают администраторы сервисов.

Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем

Если синхронизировать программу безопасности нижнего уровня с жизненным циклом защищаемого сервиса, можно добиться большего эффекта с меньшими затратами. Добавить новую возможность к уже готовой системе на порядок сложнее, чем изначально спроектировать и реализовать ее.

В жизненном цикле информационного сервиса можно выделить следующие этапы:

  1. Инициация . На данном этапе выявляется необходимость в приобретении нового сервиса, документируется его предполагаемое назначение, определяется, какими характеристиками и какой функциональностью он должен обладать, оцениваются финансовые и иные ограничения.
  2. Закупка . Нужно окончательно сформулировать требования к защитным средствам нового сервиса, к компании, которая может претендовать на роль поставщика, и к квалификации, которой должен обладать персонал, использующий или обслуживающий закупаемый продукт. Все эти сведения оформляются в виде спецификации, куда входят не только аппаратура и программы, но и документация, обслуживание, обучение персонала. Особое внимание должно уделяться вопросам совместимости нового сервиса с существующей конфигурацией. Нередко средства безопасности являются необязательными компонентами коммерческих продуктов, и нужно проследить, чтобы соответствующие пункты не выпали из спецификации.
  3. Установка . Сервис устанавливается, конфигурируется, тестируется и вводится в эксплуатацию . Полнота и комплексность тестирования могут служить гарантией безопасности эксплуатации в штатном режиме.
  4. Эксплуатация . На данном этапе сервис не только работает и администрируется, но и подвергается модификациям. Для борьбы с эффектом медленных изменений приходится прибегать к периодическим проверкам безопасности сервиса. После значительных модификаций подобные проверки являются обязательными.
  5. Выведение из эксплуатации . Происходит переход на новый сервис. Только в специфических случаях необходимо заботиться о физическом разрушении аппаратных компонентов, хранящих конфиденциальную информацию. При выведении данных из эксплуатации их обычно переносят на другую систему, архивируют, выбрасывают или уничтожают. При архивировании необходимо позаботиться о восстановимости данных.

Управление рисками

Управление рисками рассматривается на административном уровне ИБ, поскольку только руководство организации способно выделить необходимые ресурсы, инициировать и контролировать выполнение соответствующих программ.

Управление рисками, равно как и выработка собственной политики безопасности, актуально только для тех организаций, информационные системы которых и/или обрабатываемые данные можно считать нестандартными. Обычную организацию вполне устроит типовой набор защитных мер, выбранный на основе представления о типичных рисках или вообще без всякого анализа рисков. Когда возможный ущерб неприемлемо велик, необходимо принять экономически оправданные меры защиты. Периодическая оценка рисков необходима для контроля эффективности деятельности в области безопасности и для учета изменений обстановки.

С количественной точки зрения уровень риска является функцией вероятности реализации определенной угрозы (использующей некоторые уязвимые места), а также величины возможного ущерба.

Таким образом, суть мероприятий по управлению рисками состоит в том, чтобы оценить их размер, выработать эффективные и экономичные меры снижения рисков, а затем убедиться, что риски заключены в приемлемые рамки (и остаются таковыми). Следовательно, управление рисками включает в себя два вида деятельности, которые чередуются циклически:

  • оценка (измерение) рисков;
  • выбор эффективных и экономичных защитных средств (нейтрализация рисков ).

По отношению к выявленным рискам возможны следующие действия:

  • ликвидация риска (например, за счет устранения причины);
  • уменьшение риска (например, за счет использования дополнительных защитных средств);
  • принятие риска (и выработка плана действия в соответствующих условиях);
  • переадресация риска (например, путем заключения страхового соглашения).

Процесс управления рисками можно разделить на следующие этапы:

  1. Выбор анализируемых объектов и уровня детализации их рассмотрения.
  2. Выбор методологии оценки рисков .
  3. Идентификация активов .
  4. Анализ угроз и их последствий, выявление уязвимых мест в защите.
  5. Оценка рисков.
  6. Выбор защитных мер.
  7. Реализация и проверка выбранных мер.
  8. Оценка остаточного риска .

Управление рисками - процесс циклический. Риски нужно контролировать постоянно, периодически проводя их переоценку. Управление рисками, как и любую другую деятельность в области информационной безопасности, необходимо интегрировать в жизненный цикл ИС .

Выбор анализируемых объектов и уровня детализации их рассмотрения - первый шаг в оценке рисков. Для небольшой организации допустимо рассматривать всю информационную инфраструктуру; однако если организация крупная, всеобъемлющая оценка может потребовать неприемлемых затрат времени и сил. В таком случае следует сосредоточиться на наиболее важных сервисах, заранее соглашаясь с приближенностью итоговой оценки.

Очень важно выбрать разумную методологию оценки рисков . Целью оценки является получение ответа на два вопроса: приемлемы ли существующие риски, и если нет, то какие защитные средства стоит использовать. Управление рисками - типичная оптимизационная задача. Принципиальная трудность состоит в неточности исходных данных. В простейшем и вполне допустимом случае можно пользоваться трехбалльной шкалой.

При идентификации активов следует учитывать не только компоненты информационной системы, но и поддерживающую инфраструктуру, персонал, а также нематериальные ценности, такие как репутация организации. Отправной точкой здесь является представление о миссии организации , то есть об основных направлениях деятельности, которые желательно сохранить в любом случае. Одним из главных результатов процесса идентификации активов является получение детальной информационной структуры организации и способов ее использования. Эти сведения целесообразно нанести на карту ИС в качестве граней соответствующих объектов.

Информационной основой сколько-нибудь крупной организации является сеть, поэтому в число аппаратных активов следует включить компьютеры (серверы, рабочие станции, ПК), периферийные устройства, внешние интерфейсы, кабельное хозяйство, активное сетевое оборудование (мосты, маршрутизаторы и т.п.). К программным активам, вероятно, будут отнесены операционные системы (сетевая, серверные и клиентские), прикладное программное обеспечение, инструментальные средства, средства управления сетью и отдельными системами. Важно зафиксировать, где (в каких узлах сети) хранится программное обеспечение, и из каких узлов оно используется. Третьим видом информационных активов являются данные, которые хранятся, обрабатываются и передаются по сети. Следует классифицировать данные по типам и степени конфиденциальности, выявить места их хранения и обработки, способы доступа к ним.

Анализ угроз и их последствий, выявление уязвимых мест в защите. Первый шаг в анализе угроз - их идентификация. Целесообразно выявлять не только сами угрозы, но и источники их возникновения - это поможет в выборе дополнительных средств защиты. Например, нелегальный вход в систему может стать следствием воспроизведения начального диалога, подбора пароля или подключения к сети неавторизованного оборудования. Очевидно, для противодействия каждому из перечисленных способов нелегального входа нужны свои механизмы безопасности.

Оценка рисков. После идентификации угрозы необходимо оценить вероятность ее осуществления (например, по трехбалльной шкале - низкая (1), средняя (2) и высокая (3) вероятность). Кроме вероятности осуществления, важен размер потенциального ущерба. Например, пожары бывают нечасто, но ущерб от каждого из них, как правило, велик. Тяжесть ущерба также можно оценить по трехбалльной шкале.

Вполне допустимо применить такой метод, как умножение вероятности осуществления угрозы на предполагаемый ущерб . Если для вероятности и ущерба использовать трехбалльную шкалу, то возможных произведений будет шесть: 1, 2, 3, 4, 6 и 9. Первые два результата можно отнести к низкому риску, третий и четвертый - к среднему, два последних - к высокому, после чего появляется возможность снова привести их к трехбалльной шкале. По этой шкале и следует оценивать приемлемость рисков.

Процедурный уровень обеспечения ИБ

На процедурном уровне можно выделить следующие классы мер:

  • управление персоналом;
  • физическая защита;
  • поддержание работоспособности;
  • реагирование на нарушения режима безопасности;
  • планирование восстановительных работ.

Управление персоналом

Управление персоналом начинается с приема нового сотрудника на работу и даже раньше - с составления описания должности . Существует два общих принципа, которые следует иметь в виду:

  • разделение обязанностей;
  • минимизация привилегий.

Принцип разделения обязанностей предписывает так распределять роли и ответственность, чтобы один человек не мог нарушить критически важный для организации процесс. Например, нежелательна ситуация, когда крупные платежи от имени организации выполняет один человек. Надежнее поручить одному сотруднику оформление заявок на подобные платежи, а другому - заверять эти заявки. Другой пример - процедурные ограничения действий суперпользователя. Можно искусственно "расщепить" пароль суперпользователя, сообщив первую его часть одному сотруднику, а вторую - другому. Тогда критически важные действия по администрированию ИС они смогут выполнить только вдвоем, что снижает вероятность ошибок и злоупотреблений.

Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. Назначение этого принципа очевидно - уменьшить ущерб от случайных или умышленных некорректных действий.

Предварительное составление описания должности позволяет оценить ее критичность и спланировать процедуру проверки и отбора кандидатов. Когда кандидат определен, он, вероятно, должен пройти обучение ; по крайней мере, его следует подробно ознакомить со служебными обязанностями, а также с нормами и процедурами информационной безопасности. Желательно, чтобы меры безопасности были им усвоены до вступления в должность и до заведения его системного счета с входным именем, паролем и привилегиями.

С момента заведения системного счета начинается его администрирование, а также протоколирование и анализ действий пользователя. Постепенно изменяется окружение, в котором работает пользователь, его служебные обязанности и т.п. Все это требует соответствующего изменения привилегий. Техническую сложность представляют временные перемещения пользователя, выполнение им обязанностей взамен сотрудника, ушедшего в отпуск, и иные обстоятельства, когда полномочия нужно сначала предоставить, а через некоторое время взять обратно.

Проблема обучения - одна из основных с точки зрения информационной безопасности. Если сотрудник не знаком с политикой безопасности своей организации, он не может стремиться к достижению сформулированных в ней целей. Напротив, если сотрудник знает, что его действия протоколируются, он, возможно, воздержится от нарушений.

Физическая защита

Безопасность информационной системы зависит от окружения, в котором она функционирует. Необходимо принять меры для защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры, вычислительной техники, носителей данных.

Основной принцип физической защиты , соблюдение которого следует постоянно контролировать, формулируется как "непрерывность защиты в пространстве и времени". Ранее мы рассматривали понятие окна опасности. Для физической защиты таких окон быть не должно.

Существуют следующие направления физической защиты :

  • физическое управление доступом;
  • противопожарные меры;
  • защита поддерживающей инфраструктуры;
  • защита от перехвата данных;
  • защита мобильных систем.

Перехват данных может осуществляться самыми разными способами. Злоумышленник может подсматривать за экраном монитора, читать пакеты, передаваемые по сети, производить анализ побочных электромагнитных излучений и наводок и т.д.

Поддержка программного обеспечения - одно из важнейших средств обеспечения целостности информации. Прежде всего, необходимо следить за тем, какое программное обеспечение установлено на компьютерах. Если пользователи будут устанавливать программы по своему усмотрению, это может привести к заражению вирусами, а также появлению утилит, действующих в обход защитных средств.

Второй аспект поддержки программного обеспечения - контроль за отсутствием неавторизованного изменения программ и прав доступа к ним. Сюда можно отнести поддержку эталонных копий программных систем. Обычно контроль достигается комбинированием средств физического и логического управления доступом, а также использованием утилит проверки и обеспечения целостности.

Лучший способ уменьшить количество ошибок в рутинной работе - максимально автоматизировать ее. Резервное копирование необходимо для восстановления программ и данных после аварий. Нужно также обеспечить сохранность копий.

Документирование - неотъемлемая часть информационной безопасности. В виде документов оформляется почти все - от политики безопасности до журнала учета носителей. К хранению одних документов (содержащих, например, анализ уязвимых мест системы и угроз) применимы требования обеспечения конфиденциальности, к другим, таким как план восстановления после аварий - требования целостности и доступности (в критической ситуации план необходимо найти и прочитать).

Регламентные работы - очень серьезная угроза безопасности. Сотрудник, осуществляющий регламентные работы, получает исключительный доступ к системе, и на практике очень трудно проконтролировать, какие именно действия он совершает. Здесь на первый план выходит степень доверия к тем, кто выполняет работу.

Нередко требование локализации инцидента и уменьшения наносимого вреда вступает в конфликт с желанием выявить нарушителя. В политике безопасности организации приоритеты должны быть расставлены заранее. Поскольку, как показывает практика, выявить злоумышленника очень сложно, в первую очередь следует заботиться об уменьшении ущерба.

Планирование восстановительных работ позволяет подготовиться к авариям, уменьшить ущерб от них и сохранить способность к функционированию хотя бы в минимальном объеме.

Меры информационной безопасности можно разделить на три группы, в зависимости от того, направлены ли они на предупреждение, обнаружение или ликвидацию последствий атак.

Процесс планирования восстановительных работ можно разделить на следующие этапы:

  • выявление критически важных функций организации, установление приоритетов;
  • идентификация ресурсов, необходимых для выполнения критически важных функций;
  • определение перечня возможных аварий;
  • разработка стратегии восстановительных работ;
  • подготовка к реализации выбранной стратегии;
  • проверка стратегии.

Планируя восстановительные работы , следует отдавать себе отчет в том, что полностью сохранить функционирование организации не всегда возможно. Необходимо выявить критически важные функции, без которых организация теряет свое лицо, и даже среди критичных функций расставить приоритеты, чтобы как можно быстрее и с минимальными затратами возобновить работу после аварии.

Программно-технический уровень обеспечения ИБ

Программно-технические меры , то есть меры, направленные на контроль компьютерных сущностей - оборудования, программ и/или данных, образуют последний и самый важный рубеж информационной безопасности. Ущерб наносят в основном действия легальных пользователей, по отношению к которым процедурные регуляторы малоэффективны. Главные враги - некомпетентность и неаккуратность при выполнении служебных обязанностей, и только программно-технические меры способны им противостоять.

Центральным для программно-технического уровня является понятие сервиса безопасности .

Следуя объектно-ориентированному подходу, при рассмотрении информационной системы с единичным уровнем детализации мы увидим совокупность предоставляемых ею информационных сервисов . Назовем их основными . Чтобы они могли функционировать и обладали требуемыми свойствами, необходимо несколько уровней дополнительных (вспомогательных) сервисов - от СУБД и мониторов транзакций до ядра операционной системы и оборудования.

К вспомогательным относятся следующие сервисы безопасности:

  • идентификация и аутентификация ;
  • управление доступом ;
  • протоколирование и аудит ;
  • шифрование ;
  • контроль целостности ;
  • экранирование ;
  • анализ защищенности ;
  • обеспечение отказоустойчивости ;
  • обеспечение безопасного восстановления ;
  • туннелирование ;
  • управление .

Совокупность перечисленных выше сервисов безопасности будет называться полным набором. Считается, что его достаточно для построения надежной защиты на программно-техническом уровне при соблюдении целого ряда дополнительных условий (отсутствие уязвимых мест, безопасное администрирование и т.д.).

Для проведения классификации сервисов безопасности и определения их места в общей архитектуре меры безопасности можно разделить на следующие виды:

  • превентивные , препятствующие нарушениям ИБ;
  • меры обнаружения нарушений ;
  • локализующие , сужающие зону воздействия нарушений;
  • меры по выявлению нарушителя ;
  • меры восстановления режима безопасности.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76183. Тепловой двигатель 26.5 KB
Такие двигатели называют турбинами. Тепловые двигатели паровые турбины устанавливают также на всех АЭС для получения пара высокой температуры. На всех основных видах современного транспорта преимущественно используются тепловые двигатели...
76184. Разновидность плазменной и плазменно-порошковой сварки 33.63 KB
История создания плазменной и плазменнопорошковой сварки. Сущность плазменной и плазменнопорошковой сварки. Технология плазменной и плазменнопорошковой сварки. Разновидность плазменной и плазменнопорошковой сварки.
76185. Мезозойская эра 1.36 MB
В настоящее время известно уже около 400 видов динозавров. В триасе многообразие динозавров было не велико. Самыми известными из динозавров триаса являются целофизис и платеозавр. Юрский период известен самым удивительным многообразием среди динозавров можно было встретить...
76186. ЛФК при гипотонии 509.04 KB
Артериальная гипотензия или гипотония - снижение артериального давления более, чем на 20 % от исходного/обычных значений или в абсолютных цифрах - ниже 90 мм рт. ст. систолического давления или 60 мм рт.ст. среднего артериального давления. Снижение давления может быть острым и хроническим.
76188. Емоції і почуття 26.94 KB
Діяльність людини, її поведінка завжди викликають позитивне або негативне ставлення до неї. Ставлення до дійсності відображається в мозку й переживається як задоволення або незадоволення, радість, сум, гнів, сором. Такі переживання називають емоціями, почуттями.
76189. Инновационная экономика Бразилии 53.95 KB
По размеру территории и численности населения Бразилия пятая по величине страна в мире. Она обладает широким спектром отраслей включая автомобилестроение металлургию производство компьютеров химическую и авиационную промышленность.
76190. Психологические особенности дошкольного возраста 43.96 KB
Общая характеристика психологических особенностей дошкольников Дошкольный возраст - это этап психического развития детей охватывающий период от 3 до 67 лет характерен тем что ведущей деятельностью является игра весьма важен для формирования личности ребенка.
76191. Радиофизические методы 31.31 KB
Анализ физических свойств атмосферы определенного района измеряемых в метрологии имеет также большое значение для авиации сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Кроме глобальных измерений состояния атмосферы описанных выше радиофизические дистанционные...

В деле обеспечения информационной безопасности успех может принести только комплексный подход. Для защиты интересов субъектов информационных отношений необходимо сочетать меры следующих уровней:

Законодательного;

Административного (приказы и другие действия руководства организаций, связанных с защищаемыми информационными системами);

Процедурного (меры безопасности, ориентированные на людей);

Программно-технического.

Законодательный уровень

Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. Большинство людей не совершают противоправных действий не потому, что это технически невозможно, а потому, что это осуждается и/или наказывается обществом, потому, что так поступать не принято.

Мы будем различать на законодательном уровне две группы мер:

Меры, направленные на создание и поддержание в обществе негативного (в том числе с применением наказаний) отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности (назовем их мерами ограничительной направленности);

Направляющие и координирующие меры, способствующие повышению образованности общества в области информационной безопасности, помогающие в разработке и распространении средств обеспечения информационной безопасности (меры созидательной направленности).

На практике обе группы мер важны в равной степени, но хотелось бы выделить аспект осознанного соблюдения норм и правил информационной безопасности. Это важно для всех субъектов информационных отношений, поскольку рассчитывать только на защиту силами правоохранительных органов было бы наивно. Необходимо это и тем, в чьи обязанности входит наказывать нарушителей, поскольку обеспечить доказательность при расследовании и судебном разбирательстве компьютерных преступлений без специальной подготовки невозможно.

Самое важное (и, вероятно, самое трудное) на законодательном уровне - создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий. Законы не могут опережать жизнь, но важно, чтобы отставание не было слишком большим, так как на практике, помимо прочих отрицательных моментов, это ведет к снижению информационной безопасности.

Административный уровень

К административному уровню информационной безопасности относятся действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.

Главная цель мер административного уровня - сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.

Основой программы является политика безопасности, отражающая подход организации к защите своих информационных активов. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели значительных ресурсов.

Политика безопасности строится на основе анализа рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации. Когда риски проанализированы и стратегия защиты определена, составляется программа обеспечения информационной безопасности. Под эту программу выделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п.

Термин "политика безопасности" является не совсем точным переводом английского словосочетания "security policy", однако в данном случае калька лучше отражает смысл этого понятия, чем лингвистически более верные "правила безопасности". Мы будем иметь в виду не отдельные правила или их наборы (такого рода решения выносятся на процедурный уровень, речь о котором впереди), а стратегию организации в области информационной безопасности. Для выработки стратегии и проведения ее в жизнь нужны, несомненно, политические решения, принимаемые на самом высоком уровне.

Под политикой безопасности мы будем понимать совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

Информационная система организации и связанные с ней интересы субъектов - это сложная система, для рассмотрения которой необходимо применять объектно-ориентированный подход и понятие уровня детализации. Целесообразно выделить, по крайней мере, три таких уровня, что мы уже делали в примере и сделаем еще раз далее.

Чтобы рассматривать информационную систему предметно, с использованием актуальных данных, следует составить карту информационной системы. Эта карта, разумеется, должна быть изготовлена в объектно-ориентированном стиле, с возможностью варьировать не только уровень детализации, но и видимые грани объектов. Техническим средством составления, сопровождения и визуализации подобных карт может служить свободно распространяемый каркас какой-либо системы управления.


РАБОТА № 6

“ Административный уровень информационной безопасности ”

Цель работы

Изучить политику безопасности и программу безопасности.

с жизненным циклом систем

1. Теоретическое введение

1.1. Основные понятия

К административному уровню информационной безопасности относятся действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.

Главная цель мер административного уровня - сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.

Основой программы является политика безопасности , отражающая подход организации к защите своих информационных активов. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели значительных ресурсов.

Политика безопасности строится на основе анализа рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации. Когда риски проанализированы и стратегия защиты определена, составляется программа обеспечения информационной безопасности. Под эту программу выделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п.

Термин "политика безопасности" является не совсем точным переводом английского словосочетания "security policy", однако в данном случае калька лучше отражает смысл этого понятия, чем лингвистически более верные "правила безопасности". Мы будем иметь в виду не отдельные правила или их наборы (такого рода решения выносятся на процедурный уровень, речь о котором впереди), а стратегию организации в области информационной безопасности. Для выработки стратегии и проведения ее в жизнь нужны, несомненно, политические решения, принимаемые на самом высоком уровне.

Под политикой безопасности мы будем понимать совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

Такая трактовка, конечно, гораздо шире, чем набор правил разграничения доступа (именно это означал термин "security policy" в "Оранжевой книге" и в построенных на ее основе нормативных документах других стран).

ИС организации и связанные с ней интересы субъектов - это сложная система, для рассмотрения которой необходимо применять объектно-ориентированный подход и понятие уровня детализации. Целесообразно выделить, по крайней мере, три таких уровня, что мы уже делали в примере и сделаем еще раз далее.

Чтобы рассматривать ИС предметно, с использованием актуальных данных, следует составить карту информационной системы. Эта карта, разумеется, должна быть изготовлена в объектно-ориентированном стиле, с возможностью варьировать не только уровень детализации, но и видимые грани объектов. Техническим средством составления, сопровождения и визуализации подобных карт может служить свободно распространяемый каркас какой-либо системы управления.

1.2. Политика безопасности

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно рассматривать на трех уровнях детализации. К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации. Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:

  • решение сформировать или пересмотреть комплексную программу обеспечения информационной безопасности, назначение ответственных за продвижение программы;

  • формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей ;

  • ;

  • формулировка административных решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.
Для политики верхнего уровня цели организации в области информационной безопасности формулируются в терминах целостности, доступности и конфиденциальности. Если организация отвечает за поддержание критически важных баз данных, на первом плане может стоять уменьшение числа потерь, повреждений или искажений данных. Для организации, занимающейся продажей компьютерной техники, вероятно, важна актуальность информации о предоставляемых услугах и ценах и ее доступность максимальному числу потенциальных покупателей. Руководство режимного предприятия в первую очередь заботится о защите от несанкционированного доступа, то есть о конфиденциальности.

На верхний уровень выносится управление защитными ресурсами и координация использования этих ресурсов, выделение специального персонала для защиты критически важных систем и взаимодействие с другими организациями, обеспечивающими или контролирующими режим безопасности.

Политика верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. Возможно, это будут все компьютерные системы организации (или даже больше, если политика регламентирует некоторые аспекты использования сотрудниками своих домашних компьютеров). Возможна, однако, и такая ситуация, когда в сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.

В политике должны быть определены обязанности должностных лиц по выработке программы безопасности и проведению ее в жизнь. В этом смысле политика безопасности является основой подотчетности персонала.

Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины. Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности. Наконец, необходимо обеспечить определенную степень исполнительности персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний.

Вообще говоря, на верхний уровень следует выносить минимум вопросов. Подобное вынесение целесообразно, когда оно сулит значительную экономию средств или когда иначе поступить просто невозможно.


  • вводный, подтверждающий озабоченность высшего руководства проблемами информационной безопасности;

  • организационный, содержащий описание подразделений, комиссий, групп и т.д., отвечающих за работы в области информационной безопасности;

  • классификационный, описывающий имеющиеся в организации материальные и информационные ресурсы и необходимый уровень их защиты;

  • штатный, характеризующий меры безопасности, применяемые к персоналу (описание должностей с точки зрения информационной безопасности, организация обучения и переподготовки персонала, порядок реагирования на нарушения режима безопасности и т.п.);

  • раздел, освещающий вопросы физической защиты;

  • управляющий раздел, описывающий подход к управлению компьютерами и компьютерными сетями ;

  • раздел, описывающий правила разграничения доступа к производственной информации;

  • раздел, характеризующий порядок разработки и сопровождения систем;

  • раздел, описывающий меры, направленные на обеспечение непрерывной работы организации;

  • юридический раздел, подтверждающий соответствие политики безопасности действующему законодательству.
К среднему уровню можно отнести вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных эксплуатируемых организацией систем. Примеры таких вопросов - отношение к передовым (но, возможно, недостаточно проверенным) технологиям, доступ в Internet (как совместить свободу доступа к информации с защитой от внешних угроз?), использование домашних компьютеров, применение пользователями неофициального программного обеспечения и т.д.

Политика среднего уровня должна для каждого аспекта освещать следующие темы:

Описание аспекта . Например, если рассмотреть применение пользователями неофициального программного обеспечения, последнее можно определить как ПО, которое не было одобрено и/или закуплено на уровне организации.

Область применения. Следует определить, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности. Например, касается ли политика, связанная с использованием неофициального программного обеспечения, организаций-субподрядчиков? Затрагивает ли она сотрудников, пользующихся портативными и домашними компьютерами и вынужденных переносить информацию на производственные машины?

Позиция организации по данному аспекту . Продолжая пример с неофициальным программным обеспечением, можно представить себе позиции полного запрета, выработки процедуры приемки подобного ПО и т.п. Позиция может быть сформулирована и в гораздо более общем виде, как набор целей, которые преследует организация в данном аспекте. Вообще стиль документов, определяющих политику безопасности (как и их перечень), в разных организациях может сильно отличаться.

Роли и обязанности. В "политический" документ необходимо включить информацию о должностных лицах, ответственных за реализацию политики безопасности. Например, если для использования неофициального программного обеспечения сотрудникам требуется разрешение руководства, должно быть известно, у кого и как его можно получить. Если неофициальное программное обеспечение использовать нельзя, следует знать, кто следит за выполнением данного правила.

Законопослушность. Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них.

Точки контакта. Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией. Обычно "точкой контакта" служит определенное должностное лицо , а не конкретный человек, занимающий в данный момент данный пост.

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным информационным сервисам. Она включает в себя два аспекта - цели и правила их достижения, поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть определена более подробно. Есть много вещей, специфичных для отдельных видов услуг, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время, эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что относящиеся к ним решения должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне. Приведем несколько примеров вопросов, на которые следует дать ответ в политике безопасности нижнего уровня:


  • кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом?

  • при каких условиях можно читать и модифицировать данные?

  • как организован удаленный доступ к сервису?
При формулировке целей политики нижнего уровня можно исходить из соображений целостности, доступности и конфиденциальности, но нельзя на этом останавливаться. Ее цели должны быть более конкретными. Например, если речь идет о системе расчета заработной платы, можно поставить цель, чтобы только сотрудникам отдела кадров и бухгалтерии позволялось вводить и модифицировать информацию. В более общем случае цели должны связывать между собой объекты сервиса и действия с ними.

Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем подробнее правила, чем более формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими средствами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей, вероятно, их придется часто пересматривать. Руководству предстоит найти разумный компромисс, когда за приемлемую цену будет обеспечен приемлемый уровень безопасности, а сотрудники не окажутся чрезмерно связаны. Обычно наиболее формально задаются права доступа к объектам ввиду особой важности данного вопроса.

1.3. Программа безопасности

После того, как сформулирована политика безопасности, можно приступать к составлению программы ее реализации и собственно к реализации.

Чтобы понять и реализовать какую-либо программу, ее нужно структурировать по уровням, обычно в соответствии со структурой организации. В простейшем и самом распространенном случае достаточно двух уровней - верхнего, или центрального, который охватывает всю организацию , и нижнего, или служебного, который относится к отдельным услугам или группам однородных сервисов.

Программу верхнего уровня возглавляет лицо, отвечающее за информационную безопасность организации. У этой программы следующие главные цели:


  • управление рисками (оценка рисков, выбор эффективных средств защиты);

  • координация деятельности в области информационной безопасности, пополнение и распределение ресурсов;

  • стратегическое планирование;

  • контроль деятельности в области информационной безопасности.
В рамках программы верхнего уровня принимаются стратегические решения по обеспечению безопасности, оцениваются технологические новинки. Информационные технологии развиваются очень быстро, и необходимо иметь четкую политику отслеживания и внедрения новых средств.

Контроль деятельности в области безопасности имеет двустороннюю направленность. Во-первых, необходимо гарантировать, что действия организации не противоречат законам. При этом следует поддерживать контакты с внешними контролирующими организациями. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений и дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки.

Следует подчеркнуть, что программа верхнего уровня должна занимать строго определенное место в деятельности организации, она должна официально приниматься и поддерживаться руководством, а также иметь определенный штат и бюджет.

Цель программы нижнего уровня - обеспечить надежную и экономичную защиту конкретного сервиса или группы однородных сервисов. На этом уровне решается, какие следует использовать механизмы защиты; закупаются и устанавливаются технические средства; выполняется повседневное администрирование; отслеживается состояние слабых мест и т.п. Обычно за программу нижнего уровня отвечают администраторы сервисов.

1.4. Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем

Если синхронизировать программу безопасности нижнего уровня с жизненным циклом защищаемого сервиса, можно добиться большего эффекта с меньшими затратами. Программисты знают, что добавить новую возможность к уже готовой системе на порядок сложнее, чем изначально спроектировать и реализовать ее. То же справедливо и для информационной безопасности.

В жизненном цикле информационного сервиса можно выделить следующие этапы:

Инициация. На данном этапе выявляется необходимость в приобретении нового сервиса, документируется его предполагаемое назначение.

Закупка. На данном этапе составляются спецификации, прорабатываются варианты приобретения, выполняется собственно закупка.

Установка. Сервис устанавливается, конфигурируется, тестируется и вводится в эксплуатацию.

Эксплуатация. На данном этапе сервис не только работает и администрируется, но и подвергается модификациям.

Выведение из эксплуатации. Происходит переход на новый сервис.

Рассмотрим действия, выполняемые на каждом из этапов, более подробно.

На этапе инициации оформляется понимание того , что необходимо приобрести новый или значительно модернизировать существующий сервис; определяется, какими характеристиками и какой функциональностью он должен обладать; оцениваются финансовые и иные ограничения.

С точки зрения безопасности важнейшим действием здесь является оценка критичности как самого сервиса, так и информации, которая с его помощью будет обрабатываться. Требуется сформулировать ответы на следующие вопросы:


  • какого рода информация предназначается для обслуживания новым сервисом?

  • каковы возможные последствия нарушения конфиденциальности, целостности и доступности этой информации?

  • каковы угрозы, по отношению к которым сервис и информация будут наиболее уязвимы?

  • есть ли какие-либо особенности нового сервиса (например, территориальная распределенность компонентов), требующие принятия специальных процедурных мер?

  • каковы характеристики персонала, имеющие отношение к безопасности (квалификация, благонадежность)?

  • каковы законодательные положения и внутренние правила, которым должен соответствовать новый сервис?
Результаты оценки критичности являются отправной точкой в составлении спецификаций. Кроме того, они определяют ту меру внимания, которую служба безопасности организации должна уделять новому сервису на последующих этапах его жизненного цикла.

Этап закупки - один из самых сложных. Нужно окончательно сформулировать требования к защитным средствам нового сервиса, к компании, которая может претендовать на роль поставщика, и к квалификации, которой должен обладать персонал, использующий или обслуживающий закупаемый продукт. Все эти сведения оформляются в виде спецификации, куда входят не только аппаратура и программы, но и документация, обслуживание, обучение персонала. Разумеется, особое внимание должно уделяться вопросам совместимости нового сервиса с существующей конфигурацией. Подчеркнем также, что нередко средства безопасности являются необязательными компонентами коммерческих продуктов, и нужно проследить, чтобы соответствующие пункты не выпали из спецификации.

Когда продукт закуплен, его необходимо установить. Несмотря на кажущуюся простоту, установка является очень ответственным делом. Во-первых, новый продукт следует сконфигурировать. Как правило, коммерческие продукты поставляются с отключенными средствами безопасности; их необходимо включить и должным образом настроить. Для большой организации, где много пользователей и данных, начальная настройка может стать весьма трудоемким и ответственным делом.

Во-вторых, новый сервис нуждается в процедурных регуляторах. Следует позаботиться о чистоте и охране помещения, о документах, регламентирующих использование сервиса, о подготовке планов на случай экстренных ситуаций, об организации обучения пользователей и т.п.

После принятия перечисленных мер необходимо провести тестирование. Его полнота и комплексность могут служить гарантией безопасности эксплуатации в штатном режиме.

Период эксплуатации - самый длительный и сложный. С психологической точки зрения наибольшую опасность в это время представляют незначительные изменения в конфигурации сервиса, в поведении пользователей и администраторов. Если безопасность не поддерживать , она ослабевает. Пользователи не столь ревностно выполняют должностные инструкции, администраторы менее тщательно анализируют регистрационную информацию. То один, то другой пользователь получает дополнительные привилегии. Кажется, что в сущности ничего не изменилось; на самом же деле от былой безопасности не осталось и следа.

Для борьбы с эффектом медленных изменений приходится прибегать к периодическим проверкам безопасности сервиса. Разумеется, после значительных модификаций подобные проверки являются обязательными.

При выведении из эксплуатации затрагиваются аппаратно-программные компоненты сервиса и обрабатываемые им данные. Аппаратура продается, утилизируется или выбрасывается. Только в специфических случаях необходимо заботиться о физическом разрушении аппаратных компонентов, хранящих конфиденциальную информацию. Программы, вероятно, просто стираются, если иное не предусмотрено лицензионным соглашением.

При выведении данных из эксплуатации их обычно переносят на другую систему, архивируют, выбрасывают или уничтожают. Если архивирование производится с намерением впоследствии прочитать данные в другом месте, следует позаботиться об аппаратно-программной совместимости средств чтения и записи. Информационные технологии развиваются очень быстро, и через несколько лет устройств, способных прочитать старый носитель, может просто не оказаться. Если данные архивируются в зашифрованном виде, необходимо сохранить ключ и средства расшифровки. При архивировании и хранении архивной информации нельзя забывать о поддержании конфиденциальности данных.

2. Порядок выполнения работы
1.Ознакомиться с содержанием административного уровня информационной безопасности.

2.Выполнить практическое задание.

3.Ответить на контрольные вопросы.
3. Практические задания

1. Разработать интерфейс пользователя «Политика безопасности».

2. Разработать интерфейс пользователя «Программа безопасности».

3. Разработать интерфейс пользователя «Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем».

4. Контрольные вопросы

Вариант 1

1. Главная цель мер, предпринимаемых на административном уровне:

  • сформировать программу безопасности и обеспечить ее выполнение

  • выполнить положения действующего законодательства

  • отчитаться перед вышестоящими инстанциями

  • решение сформировать или пересмотреть комплексную программу безопасности

  • обеспечение базы для соблюдения законов и правил

  • обеспечение конфиденциальности почтовых сообщений

    • закупка

    • продажа

    • выведение из эксплуатации
Вариант 2

1. Политика безопасности:


  • фиксирует правила разграничения доступа

  • отражает подход организации к защите своих информационных активов

  • описывает способы защиты руководства организации
2. В число целей политики безопасности верхнего уровня входят:

  • формулировка административных решений по важнейшим аспектам реализации программы безопасности

  • выбор методов аутентификации пользователей

  • обеспечение базы для соблюдения законов и правил
3. В число этапов жизненного цикла информационного сервиса входят:

  • инициация

  • терминация

  • установка
Вариант 3

1. Политика безопасности строится на основе:


  • общих представлений об ИС организации

  • изучения политик родственных организаций

  • анализа рисков
2. В число целей политики безопасности верхнего уровня
входят:

    • определение правил разграничения доступа

    • формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности

    • определение общих направлений в достижении целей безопасности
3. В число этапов жизненного цикла информационного
сервиса входят:

  • эксплуатация

  • спецификация прав человека

  • выведение из эксплуатации