Тарифы Услуги Сим-карты

Почему в ворде нельзя вставить формулу. Профессия учителя не может быть вечной. Направил письмо презеденту

    1 нельзя вставить ни слова

    predic.

    gener. er is geen speld tussen te krijgen (т. к. без умолку болтают)

См. также в других словарях:

    слово - основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из… … Литературная энциклопедия

    Слово - СЛОВО одно из труднейших общих понятий языковедения, к сожалению еще мало разработанное. Несмотря на то, что сам человеческий язык определяется обычно, как «язык слов» в отличие от языка нерасчлененных представлений у животных, языка жестов у … Словарь литературных терминов

    § 237. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Подлежащее это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос… … Правила русского правописания

    Masterforex-V - (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

    Александр II (часть 2, XIII-XIX) - XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

    Семейство ястребиные - Птицы, принадлежащие к этому семейству, характеризуются совершенно оперенными плюснами, достигающими длины среднего пальца, кругловатыми или яйцевидными, почти вертикально расположенными в восковице ноздрями и хвостом, равным половине… … Жизнь животных

    Рим город*

    Рим, город - Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эстетика - составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Бальмонт, Константин Дмитриевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

Мы уже довольно много писали о возможностях продвинутого текстового редактора MS Word, но перечислить все их попросту невозможно. Программа, которая в первую очередь ориентирована на работу с текстом, отнюдь не ограничивается только этим.

Урок: Как в Ворде сделать диаграмму

Иногда работа с документами подразумевает не только текстовое, но и числовое наполнение. Помимо графиков (диаграмм) и таблиц, в Word можно добавлять еще и математические формулы. Благодаря такой особенности программы можно довольно быстро, в удобной и наглядной форме выполнить необходимые расчеты. Именно о том, как написать формулу в Ворде 2007 - 2016 и пойдет речь ниже.

Урок: Как в Word сделать таблицу

Почему мы указали версию программы, начиная с 2007 года, а не с 2003? Дело в том, что встроенные средства работы с формулами в Ворде появились именно в версии 2007 года, до этого в программе использовались специальные надстройки, которые, к тому же, еще и не были интегрированными в продукт. Однако, в Microsoft Word 2003 тоже можно создавать формулы и работать с ними. О том, как это сделать, мы расскажем во второй половине нашей статьи.

Создание формул

Чтобы ввести формулу в Ворде, можно использовать символы Юникода, математические элементы автозамены, заменяя текст символами. Обычная формула, вводимая в программе, может быть автоматически преобразована в профессионально-форматированную формулу.

1. Для добавления формулы в документ Word перейдите во вкладку “Вставка” и разверните меню кнопки “Уравнения” (в версиях программы 2007 - 2010 этот пункт называется “Формула”), расположенной в группе “Символы”.

2. Выберите пункт “Вставить новое уравнение”.

3. Введите необходимые параметры и значения вручную или же выберите символы и структуры на панели управления (вкладка “Конструктор”).

4. Помимо ручного введения формул, вы также можете воспользоваться теми, что содержатся в арсенале программы.

5. Кроме того, большой выбор уравнений и формул с сайта Microsoft Office доступен в пункте меню “Уравнение” - “Дополнительные уравнения с сайта Office.com”.

Добавление часто используемых формул или тех, что были заранее отформатированы

Если в работе с документами вы часто обращаетесь к конкретным формулам, полезно будет добавить их в список часто используемых.

1. Выделите ту формулу, которую вы хотите добавить в список.

2. Нажмите на кнопку “Уравнение” (“Формулы”), расположенную в группе “Сервис” (вкладка “Конструктор”) и в появившемся меню выберите “Сохранить выделенный фрагмент в коллекцию уравнений (формул)”.

3. В появившемся диалоговом окне задайте имя для формулы, которую вы хотите добавить в список.

4. В пункте “Коллекция” выберите “Уравнения” (“Формулы”).

5. При необходимости, задайте другие параметры и нажмите “ОК”.

6. Сохраненная вами формула появится в списке быстрого доступа Ворд, который открывается сразу после нажатия на кнопку “Уравнение” (“Формула”) в группе “Сервис”.

Добавление математических формул и структур общего пользования

Чтобы добавить математическую формулу или структуру в Word, выполните следующие действия:

1. Нажмите на кнопку “Уравнение” (“Формула”), которая находится во вкладке “Вставка” (группа “Символы”) и выберите “Вставить новое уравнение (формулу)”.

2. В появившейся вкладке “Конструктор” в группе “Структуры” выберите тип структуры (интеграл, радикал и т.д.), который вам нужно добавить, а затем кликните по символу структуры.

3. Если в выбранной вами структуре содержатся местозаполнители, нажмите на них и введите необходимые числа (символы).

Совет: Чтобы изменить добавленную формулу или структуру в Ворде, просто кликните по ней мышкой и введите необходимые числовые значения или символы.

Добавление формулы в ячейку таблицы

Иногда возникает необходимость добавить формулу непосредственно в ячейку таблицы. Делается это точно так же, как и с любым другим местом документа (описано выше). Однако, в некоторых случаях требуется, чтобы в ячейке таблицы отображалась не сама формула, а ее результат. Как это сделать - читайте ниже.

1. Выделите пустую ячейку таблицы, в которой необходимо разместить результат формулы.

2. В появившемся разделе “Работа с таблицами” откройте вкладку “Макет” и нажмите на кнопку “Формула”, расположенную в группе “Данные”.

3. Введите необходимые данные в появившемся диалоговом окне.

Примечание: При необходимости вы можете выбрать формат числа, вставить функцию или закладку.

4. Нажмите “ОК”.

Добавление формулы в Word 2003

Как было сказано в первой половине статьи, в версии текстового редактора от Microsoft 2003 года нет встроенных средств для создания формул и работы с ними. Для этих целей в программе используются специальные надстройки - Microsoft Equation и Math Type. Итак, чтобы добавить формулу в Ворд 2003, выполните следующее:

1. Откройте вкладку “Вставка” и выберите пункт “Объект”.

2. В диалоговом окне, которое появится перед вами, выберите Microsoft Equation 3.0 и нажмите “ОК”.

3. Перед вами появится небольшое окно “Формула” из которого можно выбирать знаки и использовать их для создания формул любой сложности.

4. Чтобы выйти из режима работы с формулами, просто кликните левой кнопкой мышки по пустому месту на листе.

На этом все, ведь теперь вы знаете, как писать формулы в Ворде 2003, 2007, 2010-2016, знаете, как их изменять и дополнять. Желаем вам только положительного результата в работе и обучении.

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Опрос: помогла ли вам эта статья?

Да Нет

lumpics.ru

Как вставлять (писать) формулы в Word (Ворд 2007, 2010, 2013)

Каждый день большое количество школьников и студентов сталкиваются с проблемой вставки (вписыванием) формул в Word для Windows xp, 7, 8, 10, относящихся к таким предметам как математика, физика, химия и др. специализированные предметы. Выполнить лабораторные задания, а так же дипломных работ и т.д. без знания таких специальных функций Ворда (2003, 2007, 2010, 2013) невозможно.

В данной статье мы рассмотрим два метода вставки формул в документ Ворда.

  1. Воспользовавшись функциями Word по вставке объектов.
  2. При помощи имеющейся в операционной системе Windows специальной Панели математического ввода.

Вставка (вписывание) формулы с помощью функции вставки объектов Word

  • Для того чтобы произвести вставку формулы в документ Word, устанавливаем курсор в необходимое место и нажимаем вверху «Вставка», находим правее значок вставки объекта и выбираем стрелкой стрелкой вниз и нажатием на “обьект” (если у Вас другая версия проверьте задержкой на короткое время курсора и появления надписи подсказки).

  • После появления окна вставки объекта находим в нём “microsoft equation 3.0” и кликаем на «Ок»

  • Теперь раскрывается окно математических знаков и элементов формул, таких как дроби, матрицы, степени и т.д.

  • Напишите формулу при помощи выбора имеющихся символов, те что Вам необходимы и можете вернутся, нажав на любое пустое место документа.

Данная статья описывает процесс вписывания в Word 2010. Принцип вставки в других версиях Ворд одинаковый, только расположение и значок может немного отличаться от этого примера (в версии 2003 выбор осуществляется нажатием вверху вкладки “Вставка” и в появившемся списке найти “объект”). Если у Вас нет такой функции то, нужно обновить версию, скачав полную версию продукта.

Вставка формулы с помощью панели математического ввода

  • Для этого находим в поиске Windows “панель математического ввода” и открываем её

  • Написать указателем мыши нужное вам математическое выражение и программа автоматически распознает вписанные символы.

  • После написанной формулы нужно нажать кнопку внизу справа “Вставить” Word при этом должен быть открыт – произойдёт вставка в место документа Ворд, где был установлен курсор.

Надеюсь мы смогли оказать Вам помощь в вопросе вставки формулы в Word. Желаем успехов в учёбе!

Как вставить формулу в Microsoft Word

Данный материал будет особенно полезен школьникам и студентам, которым при написании рефератов, контрольных работ и прочих трудов, необходимо вставлять математические формулы. В Microsoft Word для этих целей предусмотрено несколько удобных способов, которые мы и рассмотрим ниже.

Вставка формул с помощью Microsoft Equation

Данный способ подходит для всех версий Microsoft Word, однако, его лучше не применять на Word версии старше 2003, т.к. в 2007 уже предусмотрен встроенный редактор формул.

Для этого перейдите во вкладку «Вставка» и в разделе «Текст» выберите иконку под названием «Объект». Откроется список объектов, среди которых необходимо найти и выбрать «Microsoft Equation 3.0».

Откроется панель инструментов, с помощью которой набираются нужные символы. Латинские буквы нужно выбирать с клаивиатуры.

Почему не стоит использовать этот способ в версиях Word начиная с 2007? Дело в том, что Microsoft Equation является сторонним приложением, поэтому это не лучшим образом может сказаться на удобстве ввода формул и производительности редактора.

Вставка формул с помощью встроенного редактора

Начиная с версии Word 2007, в Microsoft Office был добавлен встроенный редактор формул, который позволяет создавать формулы, идеально вписывающиеся в основную часть документа. В отличие от приложения Microsoft Equation, встроенный редактор формул намного лучше работает с текстовой частью, т.к. является его составляющей, а также позволяет не тратить время на отдельную настройку шрифтов.

Откройте вкладку «Вставка», выберите пункт «Символы» и во всплывшем окошке щелкните по иконке «Уравнение».

Программа отобразит встроенные формулы. Если вы среди списка не нашли ту, которая вам нужна, ее необходимо создать самостоятельно. Для этого в нижней части окошка выберите пункт «Вставить новое уравнение».

На листе появится графа «Место для управления», которое можно перетаскивать в любую часть страницы. На панели управления Word появится новая вкладка «Конструктор», в которой предусмотрены все необходимые инструменты для составления формул.

Завершив ввод формулы, кликните за ее пределами, чтобы закрепить на рабочем листе.

chopen.net

Вставка формулы в Word - Пошаговое руководство

Многие пользователи испытывают трудности, когда им необходимо вставить формулы в Word, так как в текстовом редакторе от Microsoft эта функция довольно неочевидна.

Ситуация усложняется тем фактором, что одна из самых популярных в мире программ для работы с текстами полностью обновляется раз в несколько лет, в результате интерфейс перерабатывается и элементы управления меняют своё местоположение.

Поэтому если вы идеально знали Word 2003, то при работе с более новыми версиями у вас могут возникнуть вопросы о том, как сделать то или иное действие, которое раньше производилось вами автоматически. Это утверждение полностью справедливо и для вставки формул.

Эта версия текстового редактора являлась последней, которая по умолчанию создавал документы в известном формате DOC (поддерживается с 1997 года), и первой подвергшейся коммерческому ребрендингу MS.

Как показало будущее, смена дизайна пакета Office 2007 стало очень эффективным решением, о чём свидетельствует тот факт, что многие организации и частные пользователи до сих пор пользуются пакетом офисных программ именно этой версии.

Спецификой Word 2003 является использование отдельного приложения Microsoft Equations 0.3 для работы с формулами, окно которого каждый раз открывается при вставке нового математического выражения.

  • Для вставки формулы необходимо найти в верхней панели пункт «Вставка» и в выпадающем меню выбрать «Объект».

Контекстное меню функции «Вставка»

  • После этого появиться окно выбора объекта вставки. Необходимо кликнуть по пункту Microsoft Equations 3.0

Вставка объекта

  • После этого автоматически запустится редактор формул и перед пользователем откроется главное окно данной подпрограммы, в котором можно написать любую возможную формульную конструкцию.

Рабочая область Microsoft Equations 3.0

  • Программа обладает лаконичным интерфейсом, выполненным в соответствии с дизайнерским стилем всех продуктов Microsoft того периода. В верхней части находится панель управления, на которой располагаются стандартные функции. Ниже располагаются категории различных математических символов, после выбора одной из которых раскроется список доступных элементов. Для того чтобы выбрать нужный символ, достаточно кликнуть по нему левой кнопкой мыши.

    Все обозначения интуитивно понятные, многие из них имеют значок пунктирного прямоугольника, указывающий на то, что на этом месте должно быть какое-либо математическое выражение.

Выбор знака бесконечности

  • Функция стиль позволяет выбрать шрифт и тип начертания для тех или иных символов. Для того чтобы задать собственные настройки, нажмите «Стиль», а затем «Определить».

Окно настройки пользовательских стилей

  • Пункт меню «Размер» даёт возможность регулировать размер различных элементов формул и также имеет возможность задания пользовательских настроек, для чего нужно следовать по пути «Размер» - «Определить».

Окно пользовательских размеров

  • Когда ввод формулы завершён, нажмите Esc или закройте окно, в результате чего она будет вставлена в основной элемент. Повторное редактирование осуществляется при помощи двойного клика ЛКМ. Размер поля формулы можно менять и перемещать простым перетягиванием мышью.

Пользователь жалуется, что не может вставить одно конкретное текстовое поле в форме и что это изменение в поведении, которое произошло три месяца назад. Я не могу воспроизвести ошибку. Я пробовал длинный текст, короткий текст, обычный текст, форматированный текст, все работает. Я исправил некоторые плохо отформатированные HTML, но это не изменило их проблемы.

Пользователь и я оба используем XP/IE7. Приложение использует проприетарную структуру MVC с С# на.NET 1.1. Пользовательский интерфейс работает только в IE. (Я попробовал Opera, и паста работает, я не могу войти в систему с Firefox, чтобы попасть на экран.)

Любые идеи, с чего начать?

Изменить - здесь диалог с пользователем, который не выявил никаких проблем.

Ты был на правильном пути спрашивая о брандмауэре, потому что вы пытаетесь определить что-то это отличается от меня и вас. Здесь есть и другой потенциал различия.

Возможно, мы делаем это не так: Вы используете сочетания клавиш (Ctrl-C, Ctrl V) или контекстное меню (справа щелкните мышью и выберите copy/paste)?

Возможно, наши компьютеры разные: Какое оборудование (Windows/Mac), работающее системы (XP, Vista и т.д.) и браузера (IE, Firefox и т.д.) Вы используете?

Возможно, наше понимание проблемы другое: вы не видите текст когда вы вставляете его, или это не сохраняются?

Возможно, мы копируем другое: я скопировал что-то из Бугзилла и что-то из блокнота. Оба являются простым текстом. Мне нужно попробовать форматированный текст, например, из PDF и из Слова. Вам нужно попробовать простой текст.

1 ответ

Это может быть проблема с обучением пользователей. Если бы это был я, я бы использовал что-то вроде crossloop , чтобы посмотреть, как пользователь взаимодействует со страницей. Если вы можете видеть, что они на самом деле делают (не то, что они говорят, они делают), то у вас есть половина шанса на воспроизведение проблемы. Основываясь на вашем описании, это скорее всего не проблема с программным обеспечением, а PEBKAC ситуация с вашим пользователем.

Примечания к Crossloop

Мы используем Crossloop с нашими клиентами и нашими разработчиками в обучении. В основном вы устанавливаете программное обеспечение (очень простое) как на вашем компьютере, так и на компьютере конечного пользователя. Затем конечный пользователь разрешает "видеть" свою машину, отправив вам код подключения. После подключения вы и пользователь можете перемещать мышь/тип/видеть, как другой человек использует мышь.

Это будет похоже на удаленный рабочий стол или сеанс vnc, но гораздо проще вставать и работать через брандмауэры и без слишком большой настройки/конфигурации головной боли.

(последний раз я его использовал).

– Хотелось бы в связи с началом учебного года поговорить с вами об ожиданиях, надеждах, предположениях, связанных со школьным образованием. Есть ли проблема, о которой вы бы хотели сразу заявить?

– Я считаю, что ключевым фактором, влияющим на то, получают дети плохое или хорошее образование, является отношение общества к детям и к образованию, а не конкретная школа, учитель, министерство и все остальное. И серьезная задача, о которой стоит разговаривать и пытаться с ней что-то делать – это изменение отношения к ребенку в семье, в обществе и в государстве. Это то, что находится на уровне нравов, и это более значимо для образования, чем то, что непосредственно касается образовательного процесса (хотя это тоже, конечно, имеет значение).

Что не так с отношением в обществе и в семье к ребенку?

– У нас доминирующим и ключевым остается отношение к ребенку как к чему-то недоделанному, несовершенному, как к полуфабрикату, которого надо постоянно поучать, одергивать, вставлять в рамки, кричать на него и даже бить его. Это определяет и все остальное – отношение к нему школы, министерства, учителя и так далее.

Можно долго обсуждать, что является первопричиной, но мы имеем то, что имеем, а именно – фактическую дискриминацию детства в общественном сознании.

И дискриминируют детей не власть, не Путин, не министерство образования, а их родные и близкие, обычные люди.

Достаточно оглядеться вокруг себя, чтобы увидеть, в чем это выражается: «стой», «замолчи», «я тебя отдам этому дяде» и так далее. Это современная норма отношения к ребенку в нашем обществе. И я не знаю, что с этим делать. Единственное, что я понимаю – что если на ребенка кричат, постоянно делают ему замечания, вставляют его в рамки и так далее, то это проявление отношения к нему как к дефективному.

– Любой родитель, который придерживается такой политики в отношении ребенка, дочитав до этого места, обидится и возразит вам, что он это делает из лучших побуждений – он корректирует неправильное поведение ребенка, учит его соответствовать общественным нормам, заботится о его безопасности, о комфорте окружающих и так далее. «Что мне делать, – скажет родитель, – если он швыряет песком в других детей на пляже? Конечно, я его одерну».

– Да, но, во-первых, надо понимать, что он швыряется песком, потому что по-другому не может привлечь к себе внимание, или он не умеет подойти и сказать: «Можно я с вами поиграю?», познакомиться и так далее.

Во-вторых, хорошо бы объяснить этому родителю, что он приучает ребенка к тому, что когда на него смотрят, когда кричат на него и его одергивают, то бросаться песком нельзя, а во все остальные моменты можно. И поэтому, кстати, сегодня детство в большинстве семей является источником криминогенного сознания, а не нормального развития, как сказали бы психологи.

Александр Адамский. Фото: Общероссийский гражданский форум / Facebook

В чем это выражается?

– В том, что из-за постоянных одергиваний, крика и так далее ребенок вырастает в уверенности, что плохо делать нельзя тогда, когда тебя контролируют, а когда тебя никто не видит, то можно. Отсюда растет «если нет камеры, нарушаю как хочу», можно нарушать закон, если не попадаться, можно хамить, если некому заступиться. И вопрос о том, может ли хорошая школа и учитель победить общественный настрой – это вечный вопрос педагогики. Именно поэтому я и занимаюсь образовательной политикой: институты могут приучить людей думать и действовать по-другому, жить по другим правилам и так далее. Но как изменить эти нормы? Это вопрос.

– Мне как раз кажется, что сейчас растет доля родителей, которые, наоборот, позволяют ребенку все, и он растет в полной уверенности, что он – центр земли, он может перебивать взрослых, если ему надо, отобрать что-то у соседа, заняться чем-то, чем ему хочется, посреди урока, и так далее.

– А это вопрос общественных договоренностей о том, что можно, а чего нельзя. Есть случаи, которые за гранью нормы – их немного, но они есть. Остальное можно.

Где эта грань между принятием, нормой и запретами?

– Эта грань зависит от того, как про это договориться. И она, к сожалению, не внутрисемейная, потому что если ребенок или взрослый видят, как по телевизору ругаются большие политики, то им очень сложно вести себя по-другому. Тяжело объяснить ребенку, что нельзя орать на собеседника, перебивать его и швыряться в него предметами, если по телевизору взрослые люди это делают у него на глазах.

– Получается, что это вопрос глобальных решений – срочно менять всю политику на телевидении, пересматривать общественную систему ценностей?

– Я все-таки думаю о другом – о том, как в обществе достигать согласия. Нужно искать внутри человеческого диалога, что хорошо, а что плохо. Обратите внимание – когда случаются критические ситуации, никто не спорит о том, что такое хорошо и плохо, и политические разногласия не мешают людям идти и спасать друг друга. В таких ситуациях возникает ощущение нормального поведения, и оно нерукотворно – его же никто не сделал, не отрегламентировал, но оно есть. В человеческой природе это заложено, но почему эта нормальная логика не работает по отношению к детям, я не могу понять.

– Но разве нет такого, что в последние 15-20 лет, с тех пор, как стала модной теория привязанности, все немножко изменилось в лучшую сторону? Мы как раз недавно по другому поводу говорили с психологом о том, что в нашем детстве, в советское время было нормой запихивать ребенку недоеденную еду за шиворот в детском саду, пугать его милиционером и так далее, и что сейчас это скорее экзотика. А тогда и дети не жаловались, и взрослые не бегали их защищать. Может быть, сегодня все-таки ситуация немножко лучше?

– Немножко да, но по сути произошло просто смягчение нравов, однако ребенок как был наказуемым, так и остался. Поэтому мы так удивляемся, когда попадаем в другие общества и видим, что там ребенку все можно, и феномен наказания отсутствует как таковой. А мы нашим отношением внушаем ребенку стремление подавить другого, доминировать, и оно остается с ним на всю жизнь. Он идет с ним в школу из детского сада, а там учительница начинает его сравнивать с другими, постоянно оценивать, и ощущение, что ты недоделанный и дефективный, усиливается.

Художник Norman Rockwell

И накануне учебного года я думаю именно об этом: а вдруг детям повезет и у них будет хороший учитель и хорошая школа, и что тогда? Конфликт с родителями? Получается, что если мы хотим сделать школу хорошей, то это неизбежный конфликт с родителями. И я знаю от своих знакомых, которые сидят в родительских чатах, что там вовсю процветает агрессия.

Но, с другой стороны, вы правы про изменения – да, они происходят. Сформировалась социальная группа молодых, интеллигентных, образованных родителей, чаще всего хорошо устроенных в жизни, которые смотрят в правильную сторону и даже создают такие школы. Самый известный такой родитель – Герман Греф, но много и менее известных, и более молодых людей. Относительно много, конечно, но по сравнению с общей массой родителей – немного. Но благодаря им создается ниша садов и школ, где дети из этих семей группируются, и получается такая страта. И это, конечно, и хорошо, и плохо.

В чем минусы отделения от общей массы, если эти люди отличаются от нее интересами, взглядами, принципами?

– В советское время я работал в английской школе здесь неподалеку (теперь я там председатель управляющего совета), и там концентрировались дети из творческих семей, из семей партийных руководителей

Было несколько таких закрытых школ.

– Да, причем они были закрытые не по постановлению горкома, а сами собой отделились. Двадцатая, пятьдесят седьмая, вторая, сто пятидесятая испанская… Была стратификация, и вот она есть и сейчас, но уже другая. Это вечный вопрос образовательной политики: что лучше – демократическая школа, куда берут всех подряд, или школа, где собираются мотивированные дети – им интересно друг с другом, с учителями, им интересно учиться, и они двигаются дальше. Это вечный вопрос. Почему ненавидят Калину? Он сломал эту элитарную историю. Он сказал: «Мы дадим всем равные условия». Это хорошо говорить в общем, но когда ты папа, мама, дедушка или бабушка конкретного ребенка, то ты сделаешь все, чтобы твой ребенок учился в хорошей школе с правильными детьми.

Профессия учителя не может быть вечной

– Допустим, есть учитель, который искренне хочет ломать этот общественный стереотип отношения к детям, он талантлив, он большой молодец и так далее, но при этом у него дикая нагрузка, маленькая зарплата, репетиторство, а еще у него огород, чтобы выжить, семья, а еще у него чиновник, который говорит гадости и глупости по поводу того, что надо было удачно замуж выходить, а не в пединститут идти, и так далее. Как быть с этим?

– Такие аргументы на меня не действуют по нескольким причинам. Во-первых, я сам это все прошел – и маленькая зарплата, и огромная нагрузка, и начальник – дурак: я работал в сельской украинской школе.

Во-вторых, я общаюсь с Федором Шеберстовым, проект «Учитель для России», они отбирают ребят, которые хотят быть учителями, учатся, а потом едут в сельские школы. Потрясающие ребята, которым это интересно – они переживают намного более драматические обстоятельства, чем я и большинство учителей, потому что они попадают в плохие слабые школы к самым некомпетентным, непрофессиональным учителям, вокруг все пьют, и им надо в этих условиях учить детей. Но у них есть сообщество, которое их поддерживает, где они это обсуждают как некую миссию.

И в-третьих, я считаю, что профессия учителя не может быть вечной на всю жизнь. Мне кажется, семь лет отработал учителем – ищи другую работу.

Во избежание выгорания?

– Выгорание происходит позже – лет через семь появляются штампы. Когда я первый раз пришел в газету, меня один «опытный» журналист учил брать интервью: «Это очень просто. Задавай герою три вопроса. Первый: как он дошел до жизни такой? Второй: вначале было трудно? Третий: товарищи помогали? Вот тебе и все интервью». И все его интервью были одинаковыми. Так и учитель. Если ты уже один раз прошел это с детьми, для тебя в этом уже нет ничего нового.

Сравнивайте результат ребенка с его проекцией в будущем

Что бы вы назвали важнейшим изменением, которое ждет нас в ближайшее время?

– Мы сейчас находимся на распутье. До сегодняшнего момента система оценки результата строилась на фиксированных внешних показателях: были установки, что надо знать то-то и то-то, и знать это хорошо. Мы дошли до пика этой системы оценки результатов.

Сейчас из-за того, что есть блокчейн, есть разные «большие данные», можно собрать про ребенка гигантское количество информации, выявить его установки и способности, а кроме того, можно собрать данные не только про образование, но и про экономику, производство, социальные процессы и так далее, и понять, как способности ребенка могут развиваться, реализовываться, в какой деятельности, и можно построить личный так называемый маршрут успеха ребенка. И тогда оценка результата будет делаться не кем-то по внешним критериям, а относительно способностей ребенка, возможности его социализации в будущем.

Старая система оценки себя изживает, поэтому она трансформируется в жесточайший тотальный контроль.

Потому что иначе как оценивать? Значит, нужно проводить еще больше контрольных и тестов. Но оценка, привязанная к внешним критериям – это и хорошо, и плохо.

Помните карикатуру, где изображены обезьяна, ворона, пингвин, рыба в аквариуме, слон, морж и волк, и экзаменатор им говорит: «Чтобы оценивание было максимально честным, задание для всех одно: залезть на верхушку дерева!» И то, что сейчас стало возможным, то, что я буду продвигать, поскольку это для меня ключевая проблема в технологиях образования – это одна система оценки результатов для рыбы, другая – для птицы, третья – для волка, четвертая – для слона и так далее.

Есть ли это сейчас уже где-то в мире?

– Нет – мы можем стать в этой области пионерами. И, кстати, мы здесь всегда были пионерами, просто были разные условия, потому что история советской педологии в 30-х годах – это про то же самое: давайте исследуем ребенка и его способности и простроим ему индивидуальную траекторию.

Поэтому для меня основными моментами в современном образовании являются: во-первых, общественное родительское потепление по отношению к собственным детям – но я не знаю, как этого добиться, и во-вторых, индивидуализация, причем не в смысле индивидуального учебного плана, а в смысле индивидуального маршрута успеха и оценки результатов относительно этого.

– Как эта индивидуализация оценивания выглядит технически? Необходимо тщательно исследовать каждого ребенка?

– Нет – сейчас есть огромное количество инструментов. Смотрите: ребенок совершает учебное действие, и оно оставляет электронный след. Таких следов может быть огромное количество – он позанимался в физической лаборатории, сходил на занятие драмкружка, посидел на уроке математики, сходил на спорт, занялся социальной активностью и так далее – все это оставляет электронные следы. Их можно фиксировать и благодаря этому видеть, в чем, в каких направлениях он успешен – в исследовании, в инженерных задачах или в творческом профиле, в социальных активностях или в спорте.

Предположим, мы обнаружили, что он успешен в драмкружке. Что происходит дальше?

– Дальше мы понимаем, что его самореализация в том, что он создает образ. При этом не надо думать, что он из-за этого обязательно будет актером – своим успехом в этой области он просто показывает, что обладает определенным набором компетенций, которые будут востребованы и в других сферах.

И мы понимаем, что этот набор компетенций сейчас, в 2018 году, успешно реализуется в таких-то областях – ведь у нас база данных не только по школам и образованию, мы понимаем, что творится в высоких технологиях, в экономике, искусстве. Во всех этих областях есть люди, которые себя проявляют, и мы можем брать эти примеры и по ним говорить ребенку: «Вот маршрут такого-то человека, который обладает похожим с тобой набором компетенций и успешно реализует себя в этой области. Давай мы свяжем твой результат с этим? Ты до себя будущего немножко не дотягиваешь вот здесь и здесь».

Как мы сделали эту проекцию на него в будущем?

– По сегодняшним достижениям тех, кто обладает аналогичными компетенциями. Это прогнозирование отлично работает в медицине. Артем Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий, рассказывал, что можно прогнозировать визиты к врачу или заболевания, потому что ваше состояние, при всем уважении, не уникально, и такие же симптомы у массы людей.

Собственно, на этом стоит вся медицина.

– Совершенно верно, поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что с вами будет завтра или послезавтра на основании анализа данных других людей, обладающих теми же симптомами. И точно таким же образом можно на основании анализа данных людей, обладающих такими же компетенциями, прогнозировать, что будет с ребенком – с той или иной степенью вероятности.

Получается, что фактически мы сравниваем уникального ребенка с другими людьми?

– Сравниваем, но не одного с другим, а с уже реализованными компетенциями. Если ребенок хочет быть образовательным политиком, то пусть возьмет мои данные и посмотрит, что с ним может быть через столько-то лет, и решит, хочет он этого или нет.

То есть мы берем данные успешно реализовавшегося в этой области человека за условную пятерку?

– Да, решаем, хочет ли ребенок и его семья такой же реализации, и сравниваем пример, который мы видим, с собой.

– Тут можно сказать: а если у подростка идеал – некий успешный с его точки зрения человек, который лежит под пальмой и ничего не делает?

– Во-первых, если это его идеал, то что бы вы ни делали, вы все равно ничего не измените. Во-вторых, тут начинаются вещи, которые мне не очень приятны, но они необходимы: должен быть некий обязательный базовый блок, потому что есть государство, общество, которое считает, что он должен быть.

Вы не можете вставить в галеру ракетный двигатель

Какую проблему бы вы назвали одной из основных на сегодняшний день?

– Если говорить о каких-то конкретных вещах, то больше всего меня волнует развал школьных зданий: до 60% зданий изношены до критического состояния. На них нужны средства, а в бюджете этих средств нет. Я полагаю, что нужно за три года создать 4 миллиона новых ученико-мест, для этого нужно порядка 3,5 триллионов рублей. Этих денег нет.

Чтобы решить эту проблему, надо переходить на инвестиции – мы берем деньги, в том числе и за рубежом, строим школы и за счет нормативно-подушевого финансирования и эффективного управления этими школами возвращаем эти инвестиции. Другого выхода нет, иначе все развалится. 3,5 триллиона – это консолидированный бюджет системы образования, это примерно 3-4% ВВП. Это основная, самая неприятная проблема.

Второй сюжет из области образовательной политики, который меня волнует, – это осовременивание школы. Столкновение архаичных институтов управления и цифровизации до добра не доводит.

Вы не можете вставить в галеру ракетный двигатель, просто потому что гребцы на галере, в совершенстве владеющие своим мастерством, будут саботировать процесс внедрения двигателя.

Сейчас именно это и происходит, потому что цифровые технологии, блокчейн делают ненужной министерско-департаментскую структуру управления образованием: система сбора больших данных и их автоматизированный анализ может провести аккредитацию школы в автоматическом режиме, и сразу огромное количество людей остается без работы. Но нет, у нас же есть гребцы на галерах, так называемые эксперты и чиновники.

Получается, что дигитализация должна уничтожить бюрократический аппарат?

– Конечно. Цифра заменяет рутинный, кропотливый труд, снижает роль человеческого фактора, автоматизирует и унифицирует процессы. Если у нас есть много данных и мы понимаем, как их агрегировать и анализировать и так далее, то это и есть управление, особенно если есть мониторинг, который собирает эти данные на уровне школ в автоматическом режиме. Тогда управление, которые как было во времена Ивана Грозного сделано по принципу дьяков и приказов, так и осталось, вроде бы и не нужно.

И учителям не надо будет заполнять тонну бумаг?

– Не только учителям не нужно будет их заполнять – чиновникам нет смысла их собирать и отправлять дальше. Раньше на железных дорогах переводили стрелки вручную, но сейчас представить себе такое странно. Здесь ровно такая же ситуация.

Но это скорее не проблема, а тенденция?

Технических проблем здесь нет, есть исключительно человеческая – сопротивление чиновников. И в результате все наши государственные контракты и стратегии, национальные проекты и так далее редуцируются в написание бумаг, а не в дело. Здания рушатся, но с такой архаичной системой управления, которая есть сейчас, я бы больше ни копейки не вложил в образование, потому что чем больше в такую систему управления вкладываешь, тем хуже становится система.

Какой же выход?

– Принципиально изменить систему управления на современную с минимумом контрольно-надзорных и отчетных процедур, автоматизировать систему управления. К сожалению, ее надо для этого частично централизовать, потому что представьте себе, что будет, если на железной дороге каждый перегон сам собой будет управлять – у нас примерно так же сейчас. Школы должны быть государственными, а не муниципальными, тогда цифровые системы могут заработать, иначе они не заработают.

Вообще, мы сейчас находимся на множестве развилок, и следующие два-три года определят движение системы образования. Если общество и власть поверят, что образование влияет на жизнь, то задумаются. А если, как сейчас, никто не будет верить в образование…

В чем выражается это неверие?

– Во всем. Это проявляется и в отношении детей, которые мухлюют на ЕГЭ, и в отношении взрослых, для которых корочка важнее знаний или вклада в науку. То, чему учат в школе, никому не нужно, включая работодателей, причем любых. Даже мне, человеку, который занимается образованием, честно говоря, наплевать, какой диплом у моих сотрудников и что в нем написано – я смотрю, что они умеют.

И шкала, которая у нас возникла внутри образования (к вопросу о дереве и рыбе), и шкала того, что Маркс назвал общественным производством, совершенно не совпадают. Образование не учит решать задачи, которые ставит производство. Мне же не нужны определения, которым учат в школе – мне нужны навыки, компетенции, способность действовать в новых ситуациях, а не вызубренные наизусть параграфы.

Ксения Кнорре Дмитриева