Тарифы Услуги Сим-карты

Понятие структурированных данных. Определение и назначение базы данных

Тема этой статьи снова касается теории программирования , поэтому придется прибегнуть к различным классификациям и оперировать математическими терминами. Структуры данных – это практически первое, о чем рассказывают в ходе учебных . Оценка сложности алгоритмов – второе. Может показаться, что эти два вопроса мало связаны, но это не так, и по ходу повествования станет ясно почему. Я не буду углубляться в детали, поскольку практика показывает, что в процессе приобретения опыта в в голове остается только самое важное. По-моему, так происходит в любой сфере деятельности. Я постараюсь изложить то, что осталось по этим вопросам в голове у меня.

Классификация структур данных

Структура данных – это форма хранения и представления информации. Определение весьма расплывчато, поэтому специалисты используют различные формы классификации и уточнений. Структуры данных бывают простыми и сложными: представляют атомарную единицу информации или набор однотипных данных. Простые структуры данных характеризуются , например, целочисленный, вещественный, логический, текстовый тип и т.д. Сложные структуры данных делятся на динамические и статические наборы. Динамические в процессе своего жизненного цикла позволяют изменять свой размер (добавлять и удалять элементы), а статические - нет. И наконец, по организации взаимосвязей между элементами сложных структур данных существует следующая классификация:

  • Линейные
    • Массив
    • Список
    • Связанный список
    • Очередь
    • Хэш-таблица
  • Иерархические
    • Двоичные деревья
    • N-арные деревья
    • Иерархический список
  • Сетевые
    • Простой граф
    • Ориентированный граф
  • Табличные
    • Таблица реляционной базы данных
    • Двумерный массив
  • Другие
  • Приведенная классификация далеко не полная. Элементами сложных структур данных могут выступать как экземпляры простых, так и экземпляры сложных структур данных, например структура данных лес – это список непересекающихся деревьев. Теперь постараюсь дать краткое описание перечисленным классам сложных структур данных. Первый уровень классификации построен на основе различий в способе адресации и поиска отдельных элементов в наборе сложной структуры данных.

    Линейные структуры данных

    Элемент линейной структуры данных характеризуется порядковым номером или индексом в линейной последовательности элементов.

    Массив – это в статическая линейная структура однотипных данных, оптимизированная для операций поиска элемента по его индексу. Однозначное местоположение элемента в памяти обеспечивается именно однотипностью элементов в массиве и определяется произведением его индекса на размер памяти, занимаемой одним элементом.

    Линейный массив.
    Адрес(элемент(index)) = размер_ячейки * index.

    Список – это динамическая линейная структура данных, в которой каждый элемент ссылается либо только на предыдущий – однонаправленный линейный список , либо на предыдущий и следующий за ним – двунаправленный линейный список . Достоинство этой структуры данных, помимо возможности изменять размер, - это простота реализации. Также, благодаря наличию ссылок, каждый элемент в списке, в отличие от массива, может занимать разный объем памяти. Адрес первого элемента в линейном списке однозначно определяется адресом самого списка.

    Связанный список – это вариант обычного линейного списка, оптимизированный для операций добавления и удаления элементов. Оптимизация заключается в том, что элементы связанного списка не обязаны в памяти располагаться друг за другом. Порядок элементов определяется ссылкой на первый элемент (не обязан быть в самом начале выделенной для списка памяти) и последовательностью ссылок на остальные элементы списка.


    Связанный список.

    Стек – это динамическая линейная структура данных, для которой определены всего две операции изменения набора элементов: добавление элемента в конец и удаление последнего элемента. Еще говорят, что стек реализует принцип LIFO (Last in, First Out) – последним пришел и первым ушел. Например, в ходе выполнения программного кода, вычислительная машина при необходимости вызвать процедуру или функцию сначала заносит указатель на место ее вызова в стек, чтобы при завершении выполнения ее кода корректно вернуться к следующей после точки вызова инструкции. Такая структура данных называется стеком вызовов подпрограмм.

    Стек.

    Очередь – очень похожая не стек, динамическая структура данных, с той лишь разницей, что она реализует принцип FIFO (First in, First out) – первым пришел и первым ушел. За примерами в реальной жизни, как понятно из названия, далеко ходить не надо. В программировании с помощью очередей, например, обрабатывают события пользовательского интерфейса, обращения клиентов к и прочие информационные запросы.

    Очередь.

    Хэш-таблица – наиболее сложный из динамических линейных структур данных тип. Хэш-таблица оптимизирована для быстрого поиска элементов за счет вычисления адреса элемента, как значения хэш-функции. Аргументом хэш-функции является некий ассоциированный с элементом ключ, например, его порядковый номер. Чтобы гарантировать уникальные значения хэш-функции для уникальных значений ключа (исключить коллизии) хэш-таблица, помимо хитрых алгоритмов, также щедро использует оперативную память. Применение хэш-таблиц должно быть оправдано и тщательно продумано.

    Иерархические структуры данных

    Элемент в иерархической структуре данных характеризуется ссылкой на вышестоящий в иерархии элемент (или ссылками на нижестоящие элементы) и (необязательно) порядковым номером в линейной последовательности своего уровня (иерархические списки).

    Деревья – динамическая иерархическая структура данных, представленная единственным корневым узлом и его потомками. Максимальное количество потомков каждого узла и определяет размерность дерева . Отдельно выделяют двоичные или бинарные деревья , поскольку они используются в алгоритмах сортировки и поиска: каждый узел двоичного дерева поиска соответствует элементу из некоторого отсортированного набора, все его “левые” потомки – меньшим элементам, а все его “правые” потомки – большим элементам. Каждый узел в дереве однозначно идентифицируется последовательностью неповторяющихся узлов от корня и до него – путем. Длина пути и является уровнем узла в иерархии дерева. Для двоичных или бинарных деревьев выделяют следующие виды рекурсивного обхода всех его элементов (в фигурных скобках указан порядок посещения элементов каждого узла, начиная с корня):

    • прямой или префиксный
      {узел, левое поддерево, правое поддерево};

    • обратный или постфиксный
      {левое поддерево, правое поддерево, узел};

    • симметричный или инфиксный
      {левое поддерево, узел, правое поддерево};

    Чтобы вывести элементы в порядке их возрастания, дерево поиска следует обойти в симметричном порядке. Чтобы элементы оказались в обратном порядке, в процессе обхода необходимо поменять порядок посещения поддеревьев.


    Двоичное (бинарное) дерево.

    Иерархический список – симбиоз линейного списка и дерева. Каждый элемент списка может быть также началом списка следующего подуровня иерархии. Пример иерархического списка – структура интернет форумов: последовательность сообщений образует линейный список, в то время как сообщения, являющиеся ответами на другие сообщения, порождают новые потоки обсуждения.


    Иерархический список.

    Сетевые структуры данных

    Элемент в сетевой структуре данных характеризуется набором связей с другими - соседними элементами. В таких структурах данных ни начальный, ни корневой элементы явно не выделены.

    Граф – динамическая сетевая структура данных, представленная набором вершин и ребер – связей между вершинами. Каждая вершина может быть связана с любым числом других вершин или с самой собой. Здесь уже нет никакой четкой иерархии. Если рассматривать узлы дерева, как вершины графа, а связи между узлами дерева разных уровней иерархии, как ребра графа, то само дерево можно считать графом, не содержащим циклов или ациклическим графом. Если для каждого ребра графа определено направление, то это ориентированный граф. Помимо направления каждое ребро графа может иметь свой вес. С помощью графа, например, моделируются транспортные сети и решаются задачи на оптимизацию транспортных потоков. Загруженность или, наоборот, пропускная способность транспортных магистралей задается весом соответствующих ребер.


    Граф.

    Ориентированный граф.

    Элемент в табличной структуре данных характеризуется двумерным индексом: индексом строки и индексом столбца, на пересечении которых он находится. Примерами табличных структур данных являются и таблицы .


    Оценка сложности алгоритмов

    Под оценкой сложности алгоритмов подразумевают не интеллектуальные усилия, которые затратили авторы при их разработке, а зависимость количества элементарных операций, выполняемых вычислительной машиной от объема обрабатываемой информации. Например, как будет зависеть число сравнений двух чисел от длины исходной последовательности в процессе работы алгоритма сортировки. Я намеренно немного сузил определение, поскольку в дальнейшем речь будет идти только о количестве элементарных операций. На самом деле сложность алгоритма определяется не только количеством операций, но и объемом привлеченных для решения задачи вычислительных ресурсов, и в первую очередь, оперативной памяти. Чем проще алгоритм, тем он, скорее всего, дольше работает. Сложные и быстрые алгоритмы зачастую используют вспомогательные структуры данных, и, как следствие, расходуют дополнительную память. Закон сохранения энергии или “за все надо платить”. Один из примеров “предельной оптимизации” был рассмотрен ранее – это хэш-таблица. Я лично не знаю, как устроена хэш-таблица и как выглядят хэш-функции (догадываюсь, что не просто), но зато время поиска элементов по ключу практически не зависит от размера таблицы. Далее немного теории.

    Оценку сложности алгоритмов проводят с использованием аппарата математического асимптотического анализа и выведения асимптотической оценки сложности.

    Асимптотическая оценка сложности обозначается греческой буквой Θ (тета).

    f(n) = Θ(g(n)), если существуют c1, c2>0 и n0 такие, что c1*g(n)n0.

    Функция g(n) является асимптотически точной оценкой сложности алгоритма - функции f(n), приведенное неравенство называется асимптотическим равенством, а само обозначение Θ символизирует множество функций, которые растут “так же быстро”, как и функция g(n) – т.е. с точностью до умножения на константу. Как следует из приведенного неравенства, оценка Θ являет собой одновременно и верхнюю и нижнюю оценки сложности. Не всегда есть возможность получить оценку в таком виде, поэтому верхнюю и нижнюю оценки иногда определяют отдельно.

    Верхняя оценка сложности обозначается греческой буквой Ο (омикрон), и является множеством функций, которые растут не быстрее, чем g(n).

    f(n)= Ο(g(n)), если существует c>0 и n0 такие, что 0n0.

    Нижняя оценка сложности обозначается греческой буквой Ω (омега), и является множеством функций, которые растут не медленнее, чем g(n).

    f(n)= Ω(g(n)), если существует c>0 и n0 такие, что 0n0.

    Как следствие: асимптотическая оценка существует только в том случае, если совпадают нижняя и верхняя оценки сложности алгоритма. В практике анализа алгоритмов чаще всего под оценкой сложности понимают верхнюю оценку сложности. Это вполне логично, поскольку наиболее важна оценка времени, за которое алгоритм гарантировано закончит работу, а не время, в пределах которого он точно не завершится.

    Работа с линейными структурами данных

    Ну и в заключении я приведу оценки сложности основных операций с линейными структурами данных, а именно добавление, удаление и поиск элемента по индексу или ключу. Элементарными операциями, в данном случае, являются операции сравнения, перебора, вычисления адреса или перестановки элементов набора структуры данных. В сводной таблице, помимо верхней оценки сложности, также приведены соответствующие перечисленным структурам данных компоненты библиотеки . Таким образом, основные линейные структуры данных уже есть в готовом виде и доступны всем разработчикам программного обеспечения на платформе .

    • Перевод

    Конечно, можно быть успешным программистом и без сакрального знания структур данных, однако они совершенно незаменимы в некоторых приложениях. Например, когда нужно вычислить кратчайший путь между двумя точками на карте, или найти имя в телефонной книжке, содержащей, скажем, миллион записей. Не говоря уже о том, что структуры данных постоянно используются в спортивном программировании. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Очередь

    Итак, поздоровайтесь с Лупи!

    Лупи обожает играть в хоккей со своей семьей. И под “игрой”, я подразумеваю:

    Когда черепашки залетают в ворота, их выбрасывает на верх стопки. Заметьте, первая черепашка, добавленная в стопку - первой ее покидает. Это называется Очередь . Так же, как и в тех очередях, что мы видим в повседневной жизни, первый добавленный в список элемент - первым его покидает. Еще эту структуру называют FIFO (First In First Out).

    Как насчет операций вставки и удаления?

    Q = def insert(elem): q.append(elem) #добавляем элемент в конец очереди print q def delete(): q.pop(0) #удаляем нулевой элемент из очереди print q

    Стек

    После такой веселой игры в хоккей, Лупи делает для всех блинчики. Она кладет их в одну стопку.

    Когда все блинчики готовы, Лупи подает их всей семье, один за одним.

    Заметьте, что первый сделанный ею блинчик - будет подан последним. Это называется Стек . Последний элемент, добавленный в список - покинет его первым. Также эту структуру данных называют LIFO (Last In First Out).

    Добавление и удаление элементов?

    S = def push(elem): #Добавление элемента в стек - Пуш s.append(elem) print s def customPop(): #удаление элемента из стека - Поп s.pop(len(s)-1) print s

    Куча

    Вы когда-нибудь видели башню плотности?

    Все элементы сверху донизу расположились по своим местам, согласно их плотности. Что случится, если бросить внутрь новый объект?

    Он займет место, в зависимости от своей плотности.

    Примерно так работает Куча .

    Куча - двоичное дерево. А это значит, что каждый родительский элемент имеет два дочерних. И хотя мы называем эту структуру данных кучей, но выражается она через обычный массив.
    Также куча всегда имеет высоту logn, где n - количество элементов

    На рисунке представлена куча типа max-heap, основанная на следующем правиле: дочерние элементы меньше родительского. Существуют также кучи min-heap, где дочерние элементы всегда больше родительского.

    Несколько простых функций для работы с кучами:

    Global heap global currSize def parent(i): #Получить индекс родителя для i-того элемента return i/2 def left(i): #Получить левый дочерний элемент от i-того return 2*i def right(i): #Получить правый дочерний элемент от i-того return (2*i + 1)

    Добавление элемента в существующую кучу
    Для начала, мы добавляем элемент в самый низ кучи, т.е. в конец массива. Затем мы меняем его местами с родительским элементом до тех пор, пока он не встанет на свое место.

    Алгоритм:

    1. Добавляем элемент в самый низ кучи.
    2. Сравниваем добавленный элемент с родительским; если порядок верный - останавливаемся.
    3. Если нет - меняем элементы местами, и возвращаемся к предыдущему пункту.
    Код:

    Def swap(a, b): #меняем элемент с индексом a на элемент с индексом b temp = heap[a] heap[a] = heap[b] heap[b] = temp def insert(elem): global currSize index = len(heap) heap.append(elem) currSize += 1 par = parent(index) flag = 0 while flag != 1: if index == 1: #Дошли до корневого элемента flag = 1 elif heap > elem: #Если индекс корневого элемента больше индекса нашего элемента - наш элемент на своем месте flag = 1 else: #Меняем местами родительский элемент с нашим swap(par, index) index = par par = parent(index) print heap
    Максимальное количество проходов цикла while равно высоте дерева, или logn, следовательно, трудоемкость алгоритма - O(logn).

    Извлечение максимального элемента кучи
    Первый элемент в куче - всегда максимальный, так что мы просто удалим его (предварительно запомнив), и заменим самым нижним. Затем мы приведем кучу в правильный порядок, используя функцию:

    MaxHeapify().

    Алгоритм:

    1. Заменить корневой элемент самым нижним.
    2. Сравнить новый корневой элемент с дочерними. Если они в правильном порядке - остановиться.
    3. Если нет - заменить корневой элемент на одного из дочерних (меньший для min-heap, больший для max-heap), и повторить шаг 2.

    Def extractMax(): global currSize if currSize != 0: maxElem = heap heap = heap #Заменяем корневой элемент - последним heap.pop(currSize) #Удаляем последний элемент currSize -= 1 #Уменьшаем размер кучи maxHeapify(1) return maxElem def maxHeapify(index): global currSize lar = index l = left(index) r = right(index) #Вычисляем, какой из дочерних элементов больше; если он больше родительского - меняем местами if l <= currSize and heap[l] > heap: lar = l if r <= currSize and heap[r] > heap: lar = r if lar != index: swap(index, lar) maxHeapify(lar)
    И вновь максимальное количество вызовов функции maxHeapify равно высоте дерева, или logn, а значит трудоемкость алгоритма - O(logn).

    Делаем кучу из любого рандомного массива
    Окей, есть два пути сделать это. Первый - поочередно вставлять каждый элемент в кучу. Это просто, но совершенно неэффективно. Трудоемкость алгоритма в этом случае будет O(nlogn), т.к. функция O(logn) будет выполняться n раз.

    Более эффективный способ - применить функцию maxHeapify для ‘под-кучи ’, от (currSize/2) до первого элемента.

    Сложность получится O(n), и доказательство этого утверждения, к сожалению, выходит за рамки данной статьи. Просто поймите, что элементы, находящиеся в части кучи от currSize/2 до currSize, не имеют потомков, и большинство образованных таким образом ‘под-куч’ будут высотой меньше, чем logn.

    Def buildHeap(): global currSize for i in range(currSize/2, 0, -1): #третий агрумент в range() - шаг перебора, в данном случае определяет направление. print heap maxHeapify(i) currSize = len(heap)-1

    Действительно, зачем это все?

    Кучи нужны для реализации особого типа сортировки, называемого, как ни странно, “сортировка кучей ”. В отличие от менее эффективных “сортировки вставками” и “сортировки пузырьком”, с их ужасной сложностью в O(n 2), “сортировка кучей” имеет сложность O(nlogn).

    Реализация до неприличия проста. Просто продолжайте последовательно извлекать из кучи максимальный (корневой) элемент, и записывайте его в массив, пока куча не опустеет.

    Def heapSort(): for i in range(1, len(heap)): print heap heap.insert(len(heap)-i, extractMax()) #вставляем максимальный элемент в конец массива currSize = len(heap)-1
    Чтобы обобщить все вышесказанное, я написала несколько строчек кода, содержащего функции для работы с кучей, а для фанатов ООП оформила все в виде класса .

    Легко, не правда ли? А вот и празднующая Лупи!

    Хеш

    Лупи хочет научить своих детишек различать фигуры и цвета. Для этого она принесла домой огромное количество разноцветных фигур.

    Через некоторое время черепашки окончательно запутались

    Поэтому она достала еще одну игрушку, чтобы немного упростить процесс

    Стало намного легче, ведь черепашки уже знали, что фигуры рассортированы по форме. А что, если мы пометим каждый столб?

    Черепашкам теперь нужно проверить столб с определенным номером, и выбрать из гораздо меньшего количества фигурок нужную. А если еще и для каждой комбинации формы и цвета у нас отдельный столб?

    Допустим, номер столба вычисляется следующим образом:

    Фио летовый тре угольник
    ф+и+о+т+р+е = 22+10+16+20+18+6 = Столб 92

    Кра сный пря моугольник
    к+р+а+п+р+я = 12+18+1+17+18+33 = Столб 99

    Мы знаем, что 6*33 = 198 возможных комбинаций, значит нам нужно 198 столбов.

    Назовем эту формулу для вычисления номера столба - Хеш-функцией .

    Код:
    def hashFunc(piece): words = piece.split(" ") #разбиваем строку на слова colour = words shape = words poleNum = 0 for i in range(0, 3): poleNum += ord(colour[i]) - 96 poleNum += ord(shape[i]) - 96 return poleNum
    (с кириллицей немного сложнее, но я оставил так для простоты . - прим.пер. )

    Теперь, если нам нужно будет узнать, где хранится розовый квадрат, мы сможем вычислить:
    hashFunc("розовый квадрат")

    Это пример хеш-таблицы, где местоположение элементов определяется хеш-функцией.
    При таком подходе время, затраченное на поиск любого элемента, не зависит от количества элементов, т.е. O(1). Другими словами, время поиска в хеш-таблице - константная величина.

    Ладно, но допустим мы ищем “кар амельный пря моугольник” (если, конечно, цвет “карамельный” существует).

    HashFunc("карамельный прямоугольник")
    вернет нам 99, что совпадает с номером для красного прямоугольника. Это называется “Коллизия ”. Для разрешения коллизии мы используем “Метод цепочек ”, подразумевающий, что каждый столб хранит список, в котором мы ищем нужную нам запись.

    Поэтому мы просто кладем карамельный прямоугольник на красный, и выбираем один из них, когда хеш-функция указывает на этот столб.

    Ключ к хорошей хеш-таблице - выбрать подходящую хеш-функцию. Бесспорно, это самая важная вещь в создании хеш-таблицы, и люди тратят огромное количество времени на разработку качественных хеш-функций.
    В хороших таблицах ни одна позиция не содержит более 2-3 элементов, в обратном случае, хеширование работает плохо, и нужно менять хеш-функцию.

    Еще раз, поиск, не зависящий от количества элементов! Мы можем использовать хеш-таблицы для всего, что имеет гигантские размеры.

    Хеш-таблицы также используются для поиска строк и подстрок в больших кусках текста, используя алгоритм Рабина-Карпа или алгоритм Кнута-Морриса-Пратта , что полезно, например, для определения плагиата в научных работах.

    На этом, думаю, можно заканчивать. В будущем я планирую рассмотреть более сложные структуры данных, например Фибоначчиеву кучу и Дерево отрезков . Надеюсь, этот неформальный гайд получился интересным и полезным.

    Переведено для Хабра запертым на

    Тема 26. Структурирование информации в базах данных

    Под базой данных понимается некоторая унифицированная совокупность данных, совместно используемая персоналом/населением группы, предприятия, региона, страны, мира. Задача базы данных состоит в хранении всех представляющих интерес данных в одном или нескольких местах, причем таким способом, который заведомо исключает ненужную избыточность. В хорошо спроектированной базе данных избыточность данных исключается, и вероятность сохранения противоречивых данных минимизируется. Таким образом, создание баз данных преследует две основные цели: понизить избыточность данных и повысить их надежность.

    Жизненный цикл любого программного продукта, в том числе и системы управления базой данных, состоит из стадий проектирования, реализации и эксплуатации.

    Естественно, наиболее значительным фактором в жизненном цикле приложения, работающего с базой данных, является стадия проектирования. От того, насколько тщательно продумана структура базы, насколько четко определены связи между ее элементами, зависит производительность системы и ее информационная насыщенность, а значит – и время ее жизни.

    Требования к базам данных

    Итак, хорошо спроектированная база данных:

    1.Удовлетворяет всем требованиям пользователей к содержимому базы данных. Перед проектированием базы необходимо провести обширные исследования требований пользователей к функционированию базы данных.

    2.Гарантирует непротиворечивость и целостность данных. При проектировании таблиц нужно определить их атрибуты и некоторые правила, ограничивающие возможность ввода пользователем неверных значений. Для верификации данных перед непосредственной записью их в таблицу база данных должна осуществлять вызов правил модели данных и тем самым гарантировать сохранение целостности информации.

    3.Обеспечивает естественное, легкое для восприятия структурирование информации. Качественное построение базы позволяет делать запросы к базе более “прозрачными” и легкими для понимания; следовательно, снижается вероятность внесения некорректных данных и улучшается качество сопровождения базы.

    4.Удовлетворяет требованиям пользователей к производительности базы данных. При больших объемах информации вопросы сохранения производительности начинают играть главную роль, сразу “высвечивая” все недочеты этапа проектирования.

    Следующие пункты представляют основные шаги проектирования базы данных:

    1.Определить информационные потребности базы данных.

    2.Проанализировать объекты реального мира, которые необходимо смоделировать в базе данных. Сформировать из этих объектов сущности и характеристики (атрибуты) этих сущностей (например, для сущности “деталь” характеристиками могут быть “название”, “цвет”, “вес” и т.п.) и сформировать их список.

    3.Поставить в соответствие сущностям и характеристикам – таблицы и столбцы (поля) в нотации выбранной Вами СУБД (Paradox, dBase, FoxPro, Access, Clipper, InterBase, Sybase, Informix, Oracle и т.д.).

    4.Определить атрибуты, которые уникальным образом идентифицируют каждый объект.

    5.Выработать правила, которые будут устанавливать и поддерживать целостность данных.

    6.Установить связи между объектами (таблицами и столбцами), провести нормализацию таблиц.

    7.Спланировать вопросы надежности данных и, при необходимости, сохранения секретности информации.

    Основные понятия, используемые в реляционных БД

    В реляционной теории одним из главных является понятие отношения. Математически отношение определяется следующим образом. Пусть даны n множеств D1,D2,...,Dn. Тогда R есть отношение над этими множествами, если R есть множество упорядоченных наборов вида, где d1 - элемент из D1, d2 - элемент из D2, ..., dn - элемент из Dn. При этом наборы вида называются кортежами, а множества D1,D2,...,Dn - доменами. Каждый кортеж состоит из элементов, выбираемых из своих доменов. Эти элементы называются атрибутами, а их значения - значениями атрибутов. рис. a представляет нам графическое изображение отношения с разных точек зрения.

    Легко заметить, что отношение является отражением некоторой сущности реального мира (в данном случае – сущности “деталь”) и с точки зрения обработки данных представляет собой таблицу. Поскольку в локальных базах данных каждая таблица размещается в отдельном файле, то с точки зрения размещения данных для локальных баз данных отношение можно отождествлять с файлом. Кортеж представляет собой строку в таблице, или, что то же самое, запись. Атрибут же является столбцом таблицы, или – полем в записи. Домен же представляется неким обобщенным типом, который может быть источником для типов полей в записи. Таким образом, следующие тройки терминов являются эквивалентными:

    · отношение, таблица, файл (для локальных баз данных);

    · кортеж, строка, запись;

    · атрибут, столбец, поле.

    Реляционная база данных представляет собой совокупность отношений, содержащих всю необходимую информацию и объединенных различными связями.

    Атрибут (или набор атрибутов), который может быть использован для однозначной идентификации конкретного кортежа (строки, записи), называется первичным ключом. Первичный ключ не должен иметь дополнительных атрибутов. Это значит, что если из первичного ключа исключить произвольный атрибут, оставшихся атрибутов будет недостаточно для однозначной идентификации отдельных кортежей. Для ускорения доступа по первичному ключу во всех системах управления базами данных (СУБД) имеется механизм, называемый индексированием. Грубо говоря, индекс представляет собой инвертированный древовидный список, указывающий на истинное местоположение записи для каждого первичного ключа. Естественно, в разных СУБД индексы реализованы по-разному (в локальных СУБД – как правило, в виде отдельных файлов), однако, принципы их организации одинаковы.

    Возможно индексирование отношения с использованием атрибутов, отличных от первичного ключа. Данный тип индекса называется вторичным индексом и применяется в целях уменьшения времени доступа при нахождении данных в отношении, а также для сортировки. Таким образом, если само отношение не упорядочено каким-либо образом и в нем могут присутствовать строки, оставшиеся после удаления некоторых кортежей, то индекс (для локальных СУБД – индексный файл), напротив, отсортирован.

    Для поддержания ссылочной целостности данных во многих СУБД имеется механизм так называемых внешних ключей. Смысл этого механизма состоит в том, что некоему атрибуту (или группе атрибутов) одного отношения назначается ссылка на первичный ключ другого отношения; тем самым закрепляются связи подчиненности между этими отношениями. При этом отношение, на первичный ключ которого ссылается внешний ключ другого отношения, называется master-отношением, или главным отношением; а отношение, от которого исходит ссылка, называется detail-отношением, или подчиненным отношением. После назначения такой ссылки СУБД имеет возможность автоматически отслеживать вопросы “ненарушения“ связей между отношениями, а именно:

    · если Вы попытаетесь вставить в подчиненную таблицу запись, для внешнего ключа которой не существует соответствия в главной таблице (например, там нет еще записи с таким первичным ключом), СУБД сгенерирует ошибку;

    · если Вы попытаетесь удалить из главной таблицы запись, на первичный ключ которой имеется хотя бы одна ссылка из подчиненной таблицы, СУБД также сгенерирует ошибку;

    · если Вы попытаетесь изменить первичный ключ записи главной таблицы, на которую имеется хотя бы одна ссылка из подчиненной таблицы, СУБД также сгенерирует ошибку.

    Замечание. Существует два подхода к удалению и изменению записей из главной таблицы:

    1.Запретить удаление всех записей, а также изменение первичных ключей главной таблицы, на которые имеются ссылки подчиненной таблицы.

    2.Распространить всякие изменения в первичном ключе главной таблицы на подчиненную таблицу, а именно:

    · если в главной таблице удалена запись, то в подчиненной таблице должны быть удалены все записи, ссылающиеся на удаляемую;

    · если в главной таблице изменен первичный ключ записи, то в подчиненной таблице должны быть изменены все внешние ключи записей, ссылающихся на изменяемую.

    Операции реляционной алгебры

    1.В процессе преобразования базы данных (её нормализации) с целью устранения избыточности и повышения надежности часто необходимо разбить большие таблицы на более мелкие. Но как затем сформировать требуемый ответ на запрос пользователя, если нужные для этого данные хранятся в разных таблицах? Для этого в рамках реляционной алгебры разработаны следующие операции над отношениями:

    2.Объединение R=R1И R2;

    3.Пересечение R=R1З R2

    4.Вычитание R=R1–R2;

    5.Эти три операции выполняются над строками отношений и имеют полные аналоги с операциями над множествами. При этом требуется одинаковая арность отношений, участвующих в операции.

    7.В результате получается отношение R, содержащее все попарные комбинации строк двух перемножаемых отношений R1 и R2. При этом если отношение R1 обладает арностью k1 и количеством строк s1, а отношение R2 – арностью k2 и количеством строк s2, то результирующее отношение R имеет арность k=k1+k2 и содержит в себе s=s1*s2 строк.

    8.Проецирование на атрибуты R = ПРA1,…,An R1.

    9.Здесь A1,…,An – атрибуты на которые происходит проецирование. В результате этой операции получается отношение, содержащее только указанные атрибуты исходного отношения. Количество строк в отношении при этом остается прежним.

    10.Операция выборки R = ПРУСЛОВИЕ R1.

    11.В результате этой операции из исходного отношения выбираются только те строки, которые удовлетворяют указанному условию. Число атрибутов в отношении при этом не меняется.

    12.Операция соединения отношений по определенному условию.

    Почему БД может быть плохой?

    Приведем пример плохой БД. Пусть проектируется база “Питание”. Эту базу можно представить в виде одного отношения, представленного на рисунке.

    Начинающий проектировщик будет использовать данное отношение в качестве завершенной БД. Действительно, зачем разбивать его на несколько более мелких отношений, если оно заключает в себе все данные? А разбивать надо потому, что при использовании такого единственного отношения возникает несколько проблем:

    1. Избыточность. Данные практически всех столбцов многократно повторяются. Повторяются и некоторые наборы данных (Блюдо-Вид-Рецепт, Продукт-Калорийность, Поставщик-Город-Страна). Нежелательно повторение рецептов, некоторые из которых намного больше рецепта «Лобио». И уж совсем плохо, что все данные о блюде (включая рецепт) повторяются каждый раз, когда это блюдо включается в меню.

    2. Потенциальная противоречивость (аномалии обновления). Вследствие избыточности можно обновить адрес поставщика в одной строке, оставляя его неизменным в других. Если поставщик кофе сообщил о своем переезде в Харбин и была обновлена строка с продуктом кофе, то у поставщика «Хуанхэ» появляется два адреса, один из которых не актуален. Следовательно, при обновлениях необходимо просматривать всю таблицу для нахождения и изменения всех подходящих строк.

    3. Аномалии включения. В БД не может быть записан новый поставщик («Няринга», Вильнюс, Литва), если поставляемый им продукт (Огурцы) не используется ни в одном блюде. Можно, конечно, поместить неопределенные значения в столбцы Блюдо, Вид, Порций и Вес (г) для этого поставщика. Но если появится блюдо, в котором используется этот продукт, не забудем ли мы удалить строку с неопределенными значениями?

    По аналогичным причинам нельзя ввести и новый продукт (например, Баклажаны), который предлагает существующий поставщик (например, "Полесье"). А как ввести новое блюдо, если в нем используется новый продукт (Крабы)?

    4. Аномалии удаления . Обратная проблема возникает при необходимости удаления всех продуктов, поставляемых данным поставщиком или всех блюд, использующих эти продукты. При таких удалениях будут утрачены сведения о таком поставщике.

    Многие проблемы этого примера исчезнут, если выделить в отдельные таблицы сведения о блюдах, рецептах, расходе блюд, продуктах и их поставщиках, а также создать связующие таблицы «Состав» и «Поставки» .

    В полученной БД все еще много повторяющихся данных, находящихся в связующих таблицах (Состав и Поставки). Следовательно, в данном варианте БД сохранилась потенциальная противоречивость: для изменения названия поставщика с «Полесье» на «Днепро» придется изменять не только строку таблицы Поставщики, но и множество строк таблицы Поставки. При этом не исключено, что в БД будут одновременно храниться: "Полесье", "Палесье", «Днепро», «Днипро» и другие варианты названий.

    Для исключения ссылок на длинные текстовые значения последние обычно нумеруют: нумеруют блюда в больших кулинарных книгах, товары (продукты) в каталогах и т.д. Воспользуемся этим приемом для исключения избыточного дублирования данных и появления ошибок при копировании длинных текстовых значений. Теперь при изменении названия поставщика «Полесье» на «Днепро» исправляется единственное значение в таблице Поставщики. И даже если оно вводится с ошибкой («Днипро»), то это не может повлиять на связь между поставщиками и продуктами (в связующей таблице Поставки используются номера поставщиков и продуктов, а не их названия). Окончательный вариант базы данных «Питание» приведен на следующем рисунке.

    Нормализация таблиц

    Нормализация – это разбиение таблицы на две или более, обладающих лучшими свойствами при включении, изменении и удалении данных. Окончательная цель нормализации сводится к получению такого проекта базы данных, в котором каждый факт появляется лишь в одном месте, т.е. исключена избыточность информации. Это делается не столько с целью экономии памяти, сколько для исключения возможной противоречивости хранимых данных.

    Процесс нормализации заключается в приведении таблиц в так называемые нормальные формы. Существует несколько видов нормальных форм: первая нормальная форма (1НФ), вторая нормальная форма (2НФ), третья нормальная форма (3НФ), нормальная форма Бойса-Кодда (НФБК), четвертая нормальная форма (4НФ), пятая нормальная форма (5НФ). С практической точки зрения, достаточно трех первых форм – следует учитывать время, необходимое системе для “соединения” таблиц при отображении их на экране. Поэтому мы ограничимся изучением процесса приведения отношений к первым трем формам.

    Этот процесс включает:

    · устранение повторяющихся групп (приведение к 1НФ);

    · удаление частично зависимых атрибутов (приведение к 2НФ);

    · удаление транзитивно зависимых атрибутов (приведение к 3НФ).

    Приведение к первой нормальной форме

    Когда поле в данной записи содержит более одного значения для каждого вхождения первичного ключа, такие группы данных называются повторяющимися группами. 1НФ не допускает наличия таких многозначных полей. Иными словами, значение каждого атрибута должно быть атомарным. Полная формулировка 1-й НФ следующая:

    Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом своем поле более одного значения и ни одно из ее ключевых полей не пусто.

    Приведение ко второй нормальной форме

    Следующий важный шаг в процессе нормализации состоит в удалении всех неключевых атрибутов, которые зависят только от части первичного ключа. Такие атрибуты называются частично зависимыми. Неключевые атрибуты заключают в себе информацию о данной сущности предметной области, но не идентифицируют ее уникальным образом. В теории вторая нормальная форма определяется через понятия функциональной зависимости:

    Таблица находится во второй нормальной форме (2НФ), если она удовлетворяет определению 1НФ и все ее поля, не входящие в первичный ключ, связаны полной функциональной зависимостью с первичным ключом.

    Функциональная зависимость. Поле В таблицы функционально зависит от поля А той же таблицы в том и только в том случае, когда в любой заданный момент времени для каждого из различных значений поля А обязательно существует только одно из различных значений поля В. Отметим, что здесь допускается, что поля А и В могут быть составными.

    Полная функциональная зависимость. Поле В находится в полной функциональной зависимости от составного поля А, если оно функционально зависит от А и не зависит функционально от любого подмножества поля А.

    Приведение к третьей нормальной форме

    Третий этап процесса приведения таблиц к нормальной форме состоит в удалении всех неключевых атрибутов, которые зависят от других неключевых атрибутов. Каждый неключевой атрибут должен быть логически связан с атрибутом (атрибутами), являющимся первичным ключом. Таким образом:

    Таблица находится в третьей нормальной форме (3НФ), если она удовлетворяет определению 2НФ и не одно из ее неключевых полей не зависит функционально от любого другого неключевого поля.

    Структура данных - программная единица, позволяющая сберегать и обрабатывать массу однотипных или же логически связанных сведений в вычислительных устройствах. Если требуется добавить, найти, изменить или удалить сведения, структура предоставит определенный пакет опций, что составляет ее интерфейс.

    Что включает в себя понятие структуры данных?

    Этот термин может иметь несколько близких, но все же отличительных значений. Это:

    • абстрактный тип;
    • реализация абстрактного вида информации;
    • экземпляр типа данных, к примеру, определенный список.

    Если говорить о структуре данных в контексте функционального программирования, то это особенная единица, что сберегается при изменениях. О ней неформально можно сказать как о единой структуре, несмотря на то что могут иметься различные версии.

    Что формирует структуру?

    Формируется с помощью ссылок и операций над ними в определенном языке программирования. Стоит сказать, что разные виды структур подходят для осуществления разных приложений, некоторые, к примеру, обладают совершенно узкой специализацией и подходят только для производства установленных задач.

    Если взять B-деревья, то они обычно подходят для формирования баз данных и только для них. В этот же час хеш-таблички применяются еще повсеместно на практике для создания различных словарей, к примеру, для демонстрации доменных наименований в интернет-адресах ПК, а не только для формирования баз.

    Во время разработки того или иного программного обеспечения сложность реализации и качество функциональности программ напрямую зависят от правильного применения структур данных. Такое понимание вещей дало толчок к разработке формальных методик разработки и языков программирования, где структуры, а не алгоритмы ставятся на лидирующие позиции в архитектуре программы.

    Стоит отметить, что многие языки программирования обладают установленным типом модульности, что позволяет структурам с данными безопасно использоваться в различных приложениях. Яркими примерами являются языки Java, C# и C++. Сейчас классическая структура используемых данных представлена в стандартных библиотеках языков программирования или непосредственно она встроена уже в сам язык. К примеру, хэш-таблицы встроена в Lua, Python, Perl, Ruby, Tcl и другие. Широко применяется стандартная библиотека шаблонов в C++.

    Сравниваем структуру в функциональном и императивном программировании

    Стоит сразу оговорится, что проектировать структуры для функциональных языков сложнее, чем для императивных, как минимум на это есть две причины:

    1. Фактически все структуры часто применяют на практике присваивание, которое в чисто функциональном стиле не используется.
    2. Функциональные структуры - это гибкие системы. В императивном программировании старые версии просто заменяются на новые, а в функциональном все работает, как работало. Иными словами, в императивном программировании структуры являются эфемерными, а в функциональном они постоянные.

    Что включает в себя структура?

    Часто данные, с которыми работают программы, сберегаются во встроенных в применяемом языке программирования массивах, константе или в переменной длине. Массив - это простейшая структура со сведениями, однако для решения некоторых задач требуется большая эффективность некоторых операций, потому применяются иные структуры (сложнее).

    Простейший массив подходит для частого обращения к установленным компонентам по индексам и их изменению, а удаление элементов из средины функционирует за принципом O(N)O(N). Если вам требуется удалить элементы, чтобы разрешить определенные задачи, то придется воспользоваться иной структурой. К примеру, бинарное дерево (std::set) позволяет делать это по O(logN)O(log⁡N), однако оно не поддерживает работу с индексами, выполняется исключительно поочередный обход элементов и их поиск по значению. Таким образом, можно сказать, что структура отличается операциями, что она способна выполнять, а также скоростью их проделывания. Для примера стоит рассмотреть простейшие структуры, что не дают выгоды в эффективности, но имеют точно установленный набор поддерживаемых операций.

    Стек

    Это один из типов структур данных, представленный в виде ограниченного простейшего массива. Классический стек поддерживает всего лишь три опции:

    • Внести элемент в стек (Сложность: O(1)O(1)).
    • Извлечение элемента из стека (Сложность: O(1)O(1)).
    • Проверка, пустой ли стек или нет (Сложность: O(1)O(1)).

    Чтобы пояснить принцип работы стека, можно применить на практике аналогию с банкой печенья. Представьте, что на дне посудины лежит несколько печенюшек. Наверх вы можете положить еще пару кусочков или же вы можете, наоборот, взять одну печеньку сверху. Остальные печеньки будут закрыты верхними, и вы про них ничего не будете знать. Вот так дела обстоят и со стеком. Для описания понятия применяется аббревиатура LIFO (Last In, First Out), которая подчеркивает, что компонент, попавший внутрь стека последним, будет первым же и извлечен из него.

    Очередь

    Это еще один тип структуры данных, что поддерживает тот же набор опций, что и стек, однако у него противоположная семантика. Для описания очереди применяется аббревиатура FIFO (First In, First Out), потому как вначале извлекается элемент, что добавлен был раньше всех. Название структуры говорит за себя - принцип работы полностью совпадает с очередями, что можно увидеть в магазине, супермаркете.

    Дек

    Это еще один вид структуры данных, который еще называют очередью с двумя концами. Опция поддерживает следующий набор операций:

    • Внести элемент в начало (Сложность: O(1)O(1)).
    • Извлечь компонент из начала (Сложность: O(1)O(1)).
    • Внесение элемента в конец (Сложность: O(1)O(1)).
    • Извлечение элемента из конца (Сложность: O(1)O(1)).
    • Проверка, пустой ли дек (Сложность: O(1)O(1)).

    Списки

    Данная структура данных определяет последовательность линейно связанных компонентов, для которых разрешены операции добавления компонентов в любое место списка и его удаление. Линейный список задается указателем на начало списка. Типичные операции над списками: обход, поиск конкретного компонента, вставка элемента, удаление компонента, объединение двух списков в единое целое, разбивка списка на пару и так далее. Стоит оговориться, что в линейном списке, помимо первого, имеется предыдущий компонент для каждого элемента, не включая последний. Это означает, что компоненты списка находятся в упорядоченном состоянии. Да, обработка такого списка не всегда удобна, ведь нет возможности продвижения в противоположную сторону — от конца списка к началу. Однако в линейном списке можно поэтапно пройтись по всем составляющим.

    Еще существуют кольцевые списки. Это такая же структура, что и линейный список, однако она имеет дополнительную связь между первым и последним компонентами. Другими словами, следующим за последним элементом является первый компонент.

    В этом списке элементы равноправны. Выделение первого и последнего - это условность.

    Деревья

    Это совокупность компонентов, что именуются узлами, в котором есть главный (один) компонент в виде корня, а все остальные разбиты на множество непересекающихся элементов. Каждое множество является деревом, а корень каждого древа - потомком корня дерева. Другими словами, все компоненты соединены между собой отношениями предок-потомок. Как результат можно наблюдать иерархическую структуру узлов. Если узлы не имеют потомка, то они называются листьями. Над деревом определены такие операции, как: добавление компонента и его удаление, обход, поиск компонента. Особую роль в информатике играют бинарные деревья. Что это такое? Это частный случай дерева, где каждый узел может иметь не больше пары потомков, являющихся корнями левого и правого поддерева. Если дополнительно для узлов дерева выполняется еще условие, что все значения компонентов левого поддерева меньше значений корня, а значения компонентов правого поддерева больше корня, то такое дерево именуется деревом бинарного поиска, и предназначается оно для быстрого нахождения элементов. Как же работает алгоритм поиска в таком случае? Искомое значение сравнивается со значением корня, и в зависимости от результата поиск либо завершается, либо продолжается, но исключительно в левом или правом поддереве. Общее число операций сравнения не станет превосходить высоту дерева (это наибольшее число компонентов на пути от корня до одного из листьев).

    Графы

    Графы - это совокупность компонентов, что именуются вершинами вместе с комплексом отношений между данными вершинами, которые называются ребрами. Графическая интерпретация данной структуры представлена в виде множества точек, что отвечают за вершины, а некоторые пары соединены линиями или стрелками, что соответствует ребрам. Последний случай говорит о том, что граф нужно называть ориентированным.

    Графами можно описывать объекты какой угодно структуры, они являются главным средством для описания сложных структур и функционирования всех систем.

    Детальней об абстрактной структуре

    Для построения алгоритма требуется провести формализацию данных или, иными словами, необходимо привести данные к определенной информационной модели, что уже исследована и написана. Как только модель будет найдена, то можно утверждать, что установлена абстрактная структура.

    Это основная структура данных, демонстрирующая признаки, качества объекта, взаимосвязь между компонентами объекта и операции, что возможно осуществить над ним. Основная задача - поиск и отображение форм представления сведений, комфортных для компьютерной корректировки. Стоит оговориться сразу, что информатика как точная наука действует с формальными объектами.

    Анализ структур данных производится следующими объектами:

    • Целые и вещественные числа.
    • Логические значения.
    • Символы.

    Для обработки на компьютере всех элементов существуют соответствующие алгоритмы и структуры данных. Типичные объекты можно объединить в сложные структуры. Можно добавить операции над ними, правила к определенным компонентам этой структуры.

    Структура организации данных включает в себя:

    Если все элементы выбраны удачно, то это будет залогом формирования эффективных алгоритмов и структур данных. Если применять на практике аналогию структур и реальных объектов, то можно эффективно разрешать существующие задачи.

    Стоит заметить, что все структуры организации данных существуют и по отдельности в программировании. Над ними много трудились еще в восемнадцатых и девятнадцатых веках, когда еще и в помине не было вычислительной машины.

    Возможно разрабатывать алгоритм в понятиях абстрактной структуры, однако для реализации алгоритма на определенном языке программирования потребуется отыскать методику для ее представления в типах данных, операторах, что поддерживаются конкретным языком программирования. Для создания структур, таких как вектор, табличка, строка, последовательность, во многих языках программирования имеются классические типы данных: одномерный или двухмерный массив, строка, файл.

    Мы разобрались с характеристиками структур данных, теперь стоит уделить больше внимания пониманию понятия структуры. При решении абсолютно любой задачи требуется работать с какими-то данными, чтобы произвести операции над информацией. У каждой задачи есть свой набор операций, однако некоторый набор применяется на практике чаще для решения разнообразных заданий. В таком случае полезно придумать определенный способ организации информации, что позволит выполнять эти операции как можно эффективнее. Как только такой способ появился, можно считать, что у вас появился «черный ящик», в котором будут сберегаться данные определенного рода и который станет выполнять те или иные операции с данными. Это позволит отвлечься от деталей и полностью сконцентрироваться на характерных особенностях задачи. Данный «черный ящик» может быть реализован любым образом, при этом необходимо стремиться к как можно более продуктивной реализации.

    Кому это необходимо знать?

    Ознакомится с информацией стоит начинающим программистам, которые желают отыскать свое место в этой сфере, но не знают, куда податься. Это основы в каждом языке программирования, потому будет не лишним узнать сразу же о структурах данных, а после работать с ними на конкретных примерах и с определенным языком. Не следует забывать, что каждую структуру возможно охарактеризовать логическими и физическими представлениями, а также совокупностью операций над этими представлениями.

    Не забывайте: если говорите о той или иной структуре, то имейте в виду ее логическое представление, ведь физическое представление полностью сокрыто от «внешнего наблюдателя».

    Кроме того, имейте в виду, что логическое представление совершенно не зависит от языка программирования и от вычислительной машины, а физическое, наоборот, зависит от трансляторов и вычислительной техники. К примеру, двумерный массив в "Фортране" и "Паскале" можно представить идентичным образом, а физическое представление в одной и той же вычислительной машине на этих языках будет отличаться.

    Не спешите начинать учить конкретные структуры, лучше всего понять их классификацию, ознакомиться со всеми в теории и желательно на практике. Стоит помнить, что изменчивость - это важный признак структуры, и он указывает на статическое, динамическое или же полустатическое положение. Изучайте основы, прежде чем приступить к более глобальным вещам, это вам поможет в дальнейшем развитии.

    Необходимым условием хранения информации в памяти компьютера является возможность преобразования этой самой информации в подходящую для компьютера форму. В том случае, если это условие выполняется, следует определить структуру, пригодную именно для наличествующей информации, ту, которая предоставит требующийся набор возможностей работы с ней.

    Кольцевой список

    Здесь под структурой понимается способ представления информации, посредством которого совокупность отдельно взятых элементов образует нечто единое, обусловленное их взаимосвязью друг с другом. Скомпонованные по каким-либо правилам и логически связанные межу собой, данные могут весьма эффективно обрабатываться, так как общая для них структура предоставляет набор возможностей управления ими – одно из того за счет чего достигаются высокие результаты в решениях тех или иных задач.

    Но не каждый объект представляем в произвольной форме, а возможно и вовсе для него имеется лишь один единственный метод интерпретации, следовательно, несомненным плюсом для программиста будет знание всех существующих структур данных. Таким образом, часто приходиться делать выбор между различными методами хранения информации, и от такого выбора зависит работоспособность продукта.

    Говоря о не вычислительной технике, можно показать ни один случай, где у информации видна явная структура. Наглядным примером служат книги самого разного содержания. Они разбиты на страницы, параграфы и главы, имеют, как правило, оглавление, то есть интерфейс пользования ими. В широком смысле, структурой обладает всякое живое существо, без нее органика навряд-ли смогла бы существовать.

    Вполне вероятно, читателю приходилось сталкиваться со структурами данных непосредственно в информатике, например, с теми, что встроены в язык программирования. Часто они именуются типами данных. К таковым относятся: массивы, числа, строки, файлы и т. д.

    Методы хранения информации, называемые «простыми», т. е. неделимыми на составные части, предпочтительнее изучать вместе с конкретным языком программирования, либо же глубоко углубляться в суть их работы. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь «интегрированные» структуры, те которые состоят из простых, а именно: массивы, списки, деревья и графы.

    Массивы.

    Массив – это структура данных с фиксированным и упорядоченным набором однотипных элементов (компонентов). Доступ к какому-либо из элементов массива осуществляется по имени и номеру (индексу) этого элемента. Количество индексов определяет размерность массива. Так, например, чаще всего встречаются одномерные (вектора) и двумерные (матрицы) массивы.

    Первые имеют один индекс, вторые – два. Пусть одномерный массив называется A, тогда для получения доступа к его i-ому элементу потребуется указать название массива и номер требуемого элемента: A[i]. Когда A – матрица, то она представляема в виде таблицы, доступ к элементам которой осуществляется по имени массива, а также номерам строки и столбца, на пересечении которых расположен элемент: A, где i – номер строки, j – номер столбца.

    В разных языках программирования работа с массивами может в чем-то различаться, но основные принципы, как правило, везде одни. В языке Pascal, обращение к одномерному и двумерному массиву происходит точно так, как это показано выше, а, например, в C++ двумерный массив следует указывать так: A[i][j]. Элементы массива нумеруются поочередно. На то, с какого значения начинается нумерация, влияет язык программирования. Чаще всего этим значением является 0 или 1.

    Массивы, описанного типа называются статическими, но существуют также массивы по определенным признакам отличные от них: динамические и гетерогенные. Динамичность первых характеризуется непостоянностью размера, т. е. по мере выполнения программы размер динамического массива может изменяться. Такая функция делает работу с данными более гибкой, но при этом приходится жертвовать быстродействием, да и сам процесс усложняется.

    Обязательный критерий статического массива, как было сказано, это однородность данных, единовременно хранящихся в нем. Когда же данное условие не выполняется, то массив является гетерогенным. Его использование обусловлено недостатками, которые имеются в предыдущем виде, но оно оправданно во многих случаях.

    Таким образом, даже если Вы определились со структурой, и в качестве нее выбрали массив, то этого все же недостаточно. Ведь массив это только общее обозначение, род для некоторого числа возможных реализаций. Поэтому необходимо определиться с конкретным способом представления, с наиболее подходящим массивом.

    Списки.

    Список – абстрактный тип данных, реализующий упорядоченный набор значений. Списки отличаются от массивов тем, что доступ к их элементам осуществляется последовательно, в то время как массивы – структура данных произвольного доступа. Данный абстрактный тип имеет несколько реализаций в виде структур данных. Некоторые из них будут рассмотрены здесь.

    Список (связный список) – это структура данных, представляющая собой конечное множество упорядоченных элементов, связанных друг с другом посредствам указателей. Каждый элемент структуры содержит поле с какой-либо информацией, а также указатель на следующий элемент. В отличие от массива, к элементам списка нет произвольного доступа.

    Односвязный список

    В односвязном списке, приведенным выше, начальным элементом является Head list (голова списка [произвольное наименование]), а все остальное называется хвостом. Хвост списка составляют элементы, разделенные на две части: информационную (поле info) и указательную (поле next). В последнем элементе вместо указателя, содержится признак конца списка – nil.

    Односвязный список не слишком удобен, т. к. из одной точки есть возможность попасть лишь в следующую точку, двигаясь тем самым в конец. Когда кроме указателя на следующий элемент есть указатель и на предыдущий, то такой список называется двусвязным.

    Двусвязный список

    Возможность двигаться как вперед, так и назад полезна для выполнения некоторых операций, но дополнительные указатели требуют задействования большего количества памяти, чем таковой необходимо в эквивалентном односвязном списке.

    Для двух видов списков описанных выше существует подвид, называемый кольцевым списком. Сделать из односвязного списка кольцевой можно добавив всего лишь один указатель в последний элемент, так чтобы он ссылался на первый. А для двусвязного потребуется два указателя: на первый и последний элементы.

    Кольцевой список

    Помимо рассмотренных видов списочных структур есть и другие способы организации данных по типу «список», но они, как правило, во многом схожи с разобранными, поэтому здесь они будут опущены.

    Кроме различия по связям, списки делятся по методам работы с данными. О некоторых таких методах сказано далее.

    Стек.

    Стек

    Стек характерен тем, что получить доступ к его элементом можно лишь с одного конца, называемого вершиной стека, иначе говоря: стек – структура данных, функционирующая по принципу LIFO (last in - first out, «последним пришёл - первым вышел»). Изобразить эту структуру данных лучше в виде вертикального списка, например, стопки каких-либо вещей, где чтобы воспользоваться одной из них нужно поднять все те вещи, что лежат выше нее, а положить предмет можно лишь на вверх стопки.

    В показанном односвязном списке операции над элементами происходят строго с одного конца: для включения нужного элемента в пятую по счету ячейку необходимо исключить тот элемент, который занимает эту позицию. Если бы было, например 6 элементов, а вставить конкретный элемент требовалось также в пятую ячейку, то исключить бы пришлось уже два элемента.

    Очередь.

    Структура данных «Очередь» использует принцип организации FIFO (First In, First Out - «первым пришёл - первым вышел»). В некотором смысле такой метод более справедлив, чем тот, по которому функционирует стек, ведь простое правило, лежащее в основе привычных очередей в различные магазины, больницы считается вполне справедливым, а именно оно является базисом этой структуры. Пусть данное наблюдение будет примером. Строго говоря, очередь – это список, добавление элементов в который допустимо, лишь в его конец, а их извлечение производиться с другой стороны, называемой началом списка.


    Очередь

    Дек

    Дек (deque - double ended queue, «двухсторонняя очередь») – стек с двумя концами. Действительно, несмотря конкретный перевод, дек можно определять не только как двухстороннюю очередь, но и как стек, имеющий два конца. Это означает, что данный вид списка позволяет добавлять элементы в начало и в конец, и то же самое справедливо для операции извлечения.


    Дек

    Эта структура одновременно работает по двум способам организации данных: FIFO и LIFO. Поэтому ее допустимо отнести к отдельной программной единице, полученной в результате суммирования двух предыдущих видов списка.

    Графы.

    Раздел дискретной математики, занимающийся изучением графов, называется теорией графов. В теории графов подробно рассматриваются известные понятия, свойства, способы представления и области применения этих математических объектов. Нас же интересует, лишь те ее аспекты, которые важны в программировании.

    Граф – совокупность точек, соединенных линиями. Точки называются вершинами (узлами), а линии – ребрами (дугами).

    Как показано на рисунке различают два основных вида графов: ориентированные и неориентированные. В первых ребра являются направленными, т. е. существует только одно доступное направление между двумя связными вершинами, например из вершины 1 можно пройти в вершину 2, но не наоборот. В неориентированном связном графе из каждой вершины можно пройти в каждую и обратно. Частный случай двух этих видов – смешанный граф. Он характерен наличием как ориентированных, так и неориентированных ребер.

    Степень входа вершины – количество входящих в нее ребер, степень выхода – количество исходящих ребер.

    Ребра графа необязательно должны быть прямыми, а вершины обозначаться именно цифрами, так как показано на рисунке. К тому же встречаются такие графы, ребрам которых поставлено в соответствие конкретное значение, они именуются взвешенными графами, а это значение – весом ребра. Когда у ребра оба конца совпадают, т. е. ребро выходит из вершины F и входит в нее, то такое ребро называется петлей.

    Графы широко используются в структурах, созданных человеком, например в компьютерных и транспортных сетях, web-технологиях. Специальные способы представления позволяют использовать граф в информатике (в вычислительных машинах). Самые известные из них: «Матрица смежности», «Матрица инцидентности», «Список смежности», «Список рёбер». Два первых, как понятно из названия, для репрезентации графа используют матрицу, а два последних – список.

    Деревья.

    Неупорядоченное дерево

    Дерево как математический объект это абстракция из соименных единиц, встречающихся в природе. Схожесть структуры естественных деревьев с графами определенного вида говорит о допущении установления аналогии между ними. А именно со связанными и вместе с этим ациклическими (не имеющими циклов) графами. Последние по своему строению действительно напоминают деревья, но в чем то и имеются различия, например, принято изображать математические деревья с корнем расположенным вверху, т. е. все ветви «растут» сверху вниз. Известно же, что в природе это совсем не так.

    Поскольку дерево это по своей сути граф, у него с последним многие определения совпадают, либо интуитивно схожи. Так корневой узел (вершина 6) в структуре дерева – это единственная вершина (узел), характерная отсутствием предков, т. е. такая, что на нее не ссылается ни какая другая вершина, а из самого корневого узла можно дойти до любой из имеющихся вершин дерева, что следует из свойства связности данной структуры. Узлы, не ссылающиеся ни на какие другие узлы, иначе говоря, ни имеющие потомков называются листьями (2, 3, 9), либо терминальными узлами. Элементы, расположенные между корневым узлом и листьями – промежуточные узлы (1, 1, 7, 8). Каждый узел дерева имеет только одного предка, или если он корневой, то не имеет ни одного.

    Поддерево – часть дерева, включающая некоторый корневой узел и все его узлы-потомки. Так, например, на рисунке одно из поддеревьев включает корень 8 и элементы 2, 1, 9.

    С деревом можно выполнять многие операции, например, находить элементы, удалять элементы и поддеревья, вставлять поддеревья, находить корневые узлы для некоторых вершин и др. Одной из важнейших операций является обход дерева. Выделяются несколько методов обхода. Наиболее популярные из них: симметричный, прямой и обратный обход. При прямом обходе узлы-предки посещаются прежде своих потомков, а в обратном обходе, соответственно, обратная ситуация. В симметричном обходе поочередно просматриваются поддеревья главного дерева.

    Представление данных в рассмотренной структуре выгодно в случае наличия у информации явной иерархии. Например, работа с данными о биологических родах и видах, служебных должностях, географических объектах и т. п. требует иерархически выраженной структуры, такой как математические деревья.