Тарифы Услуги Сим-карты

Лайтрум работал быстрее. Lightroom ведет себя странно. Переключение модулей и режимов просмотра

Вы представляете, сколько кадров в год приходится обрабатывать свадебному фотографу? Захочешь-не захочешь, а придется освоить навыки ускоренной работы! Для этого Денис протестил разные графические редакторы, и сегодня он готов поделиться с вами своими знаниями по оптимизации работы в Lightroom.

«Меня самого и, судя по частым вопросам, многих обрабатывающих фотографов, раздражает медлительность Lightroom’а. Удобный, особенно для пакетной обработки, конвертер, но именно при выполнении этой задачи оказывается, что скорость работы намного ниже, чем хотелось бы. Практика же показала, что ускорить эту программу можно, и для этого есть 3 подхода: ускорение «железа», ускорение софта и ускорение себя » – рассказывает Денис.

.

ЖЕЛЕЗО

«Lightroom достаточно требователен к мощности компьютера. И если вы обрабатываете на устаревшей или предназначенной для офисной работы машине, то она наверняка соображает медленнее вас. А должно быть наоборот: на любое действие «железо» должно отзываться мгновенно. Во всяком случае, быстрее, чем вы перейдете к следующему действию.

Вкладывать деньги в дорогой компьютер смысла нет, потому что не все его компоненты важны при работе в Lightroom. Разберемся, что все-таки имеет значение:

  1. Процессор. С каждым сдвигом полузнка, с каждым увеличением фотографии, Lr заставляет процессор просчитывать оригинальный RAW-файл и делать из него превью. На слабом процессоре это приведет к длительным «подвисаниям» программы, задержкам в отображении изменений в модуле Develop и к медленному переключению между фотографиями. Быстрый процессор позволит этого избежать, так же он значительно ускорит процессы импорта и экспорта фотографий. Поэтому при выборе конфигурации компьютера для Lr – особое внимание уделите мощному процессору.
  2. Оперативная память. Если ее в вашей системе слишком много, то Lr быстрее работать не станет. Зато если ее недостаточно, вы почувствуете разницу. Сегодня разумно иметь не меньше 16Гб оперативной памяти.
  3. SSD vs HDD накопители. Судя по тестам, разницы при экспорте, импорте и переключении между кадрами при использовании SSD или HDD накопителей почти нет, потому что все эти задачи загружают процессор, а не накопитель. Читайте – и покупайте исходя из бюджета. Но вы почувствуете, насколько быстрее запускается Lr и пролистываются фотографии в библиотеке при использовании SSD – увеличение скорости заключается в ускорении всей системы, а не процесса работы в Lr.
  4. Монитор большей диагонали. Технически работу не ускоряет, даже наоборот: большее разрешение монитора требует больших превью, что нагружает процессор. Но работать с большим монитором удобнее и быстрее, т.к. вам не нужно будет постоянно увеличивать мелкие детали, а боковые панели на мешают обзору и при этом постоянно находятся под рукой.

Идеальная ситуация с компьютером выглядит так: конфигурация собирается под конкретную камеру и не требует изменений, пока вы ее не поменяете. Купили 5dmk3 – к нему новый компьютер, и вопрос апгрейда закрыт на ближайшие 3-4 года. Когда появится новое поколение 5dmk4, с новым разрешением матрицы, – прийдется сделать апгрейд. В общем, закладывайте в бюджет новой камеры и новый системный блок».

СОФТ

«Во многих аспектах Lightroom, действительно, медлителен, поэтому для ускорения работы – легче избегать «слабых» мест программы:

Ускорение работы raw конвертера Lightroom 4,5 избавление от сбоев и тормозов в работе Adobe Photoshop CS6, как заставить работать Лайтрум быстрей.Проблемы и торможения при работе в Lightroom 4, 5 решение проблемы в этой статье!

Блог, полезная информация и цены на фото-услуги в Киеве на моем новом САЙТЕ!

www.romanovskaya.com.ua

Сбои и ошибки при работе в программах Adobe Photoshop CS4,CS5,CS6 и Adobe Photoshop Lightroom каждый профессиональный фотограф или просто любитель фотографий сталкивался с подобной проблемой.

Если ругается, выдает ошибку о прекращении работы,глючит и некорректно работает или после 10 минут работы начинает тормозить Adobe Photoshop Lightroom 5 в этой статье ускорение работы Lightroom и Adobe Photoshop попытаюсь описать решение этих проблем.

Если у Вас с железом все отлично и вы уверены, что провели правильную установку программ

есть несколько объективных причин почему тормозит Lightroom 5 и периодически выбивает Adobe Photoshop CS6, CS4,CS5.

1.Обязательно после загрузки или удаления большого массива в Lightroom 4,5 следует . Оптимизация каталога в Adobe Lightroom выполняется следующим образом: меню файл>оптимизировать .Ускорение если вы не делали этой операции и прирост в скорости будет заметен сразу.

Можно решить вопрос быстро и банально -перед началом работы отключаться от интернета.

Но существует 2-й действенный способ быть Online , допустим смотреть уроки по и иметь одновременно запущенные редакторы Adobe Photoshop Lightroom и Photoshop CS4,CS5,CS6. Описанный способ проверен только на Microsoft Windows 7

P.S. При копировании данной информации ссылка на сайт обязательна!!!

С уважением Вероника Романовская профессиональный фотограф г. Киев

Tags:

Ускорение работы Lightroom,зависает и тормозит Lightroom 4, сбои при работе в Adobe Photoshop CS6,как заставить работать Лайтрум быстрей, оптимизация каталога Adobe Photoshop Lightroom, свадебный фотограф г.Киев Вероника Романовская

Профессиональный свадебный фотограф на свадьбу в Киеве. Фотосъемка и видеосъемка СВАДЕБНЫЙ ФОТОГРАФ. Свадебные фотографии в загсе, венчание. Свадебный фотограф в Киеве, съемка Вашей свадьбы в Киеве. Качественная свадебная фотосъемка.Love Story в подарок, профессиональный свадебный фотограф качественное фото в г.Киев, лучший фотограф Киева, портретная съемка, съемка детей и праздников не дорого фотосъёмка,профессиональный фотограф на свадьбу,фотограф свадебный,фотограф на праздник,фотограф в Киеве,фотограф для свадьбы,фотограф и фотосъемка,свадебное фото статьи,фотограф на свадьбу недорого,фотограф и дети,фото свадебное,фотограф на свадьбу цены,красивое свадебное фото,свадебный фотограф фотосъемка свадеб,сколько стоит фотограф на свадьбу в Киеве,фотограф и свадебное фото,фото свадебное платье,профессиональное свадебное фото Киев,детские праздники фотограф на свадьбу,организация праздников фотограф на свадьбу Киев,свадебное оформление скачать рамки фото Свадебная прогулка c фотографом, красивые свадебные фото г.Киев,Нужен фотограф на свадьбу в Киеве, фотосъемка молодожёнов г. Киев, искусство свадебной фотосъемки. Свадебное фото в Киеве, недорого свадебная фотосъемка г.Киев Фотограф Вероника Романовская Услуги фотографа Профессиональный свадебный фотограф на свадьбу в Киев, свадебные фотографии в загсе, венчание Свадебная фотосъемка г. Киев, фотограф на свадьбу, фотограф на свадьбу недорого г. Киев, свадебные фотографии в Киеве, фотограф в Киев, фотографы в Киева Вероника Романовская тел. 097-941-05-11 фотограф г.Киев,фотограф свадьба в Киеве,свадебное фото фотограф свадебный,фотограф моделей,профессиональный фотограф фотосъемка,свадебное платье фото,семейный фотограф в Киеве Вероника Романовская, яркие свадебные фото, ретушь фотографий Фотограф на свадьбу в городе Киеве, в пригороде Киева.Услуги фотографа Киев фотограф - Киев


Обновлен 28 фев 2016 . Создан 05 авг 2013

Этот пост можно было бы озаглавить "как ускорить Lightroom в 7 раз", и я бы не сказал что это была бы ложь, но таки есть здесь некоторая натяжка;-) Продолжая изучать для себя тему ускорения Lightroom (о чём уже в ключе апгрейда аппаратной части и зависимостей) провёл я дополнительные замеры, экспортируя один и тот же набор файлов в разных сценариях.

Получил изменение времени экспорта от 8 минут 51 секунды до 1 минуты 19 секунд. Это почти в 7 раз.

Предыстория простая - один мой знакомый пожаловался, что его нестарый MacBook Pro с двуядерным Core i7 2.8 ГГц (поддерживающим Hyper Threading), 8 гигабайтами оперативки и крутым матовым экраном, стоивший ещё не так давно целых 75 тысяч рублей, экспортирует снимки из Lightroom мучительно долго, и это становится проблемой, когда ему требуется вывести клиенту тысячу кадров. Мы замеряли - 127 снимков с Nikon D90 этот MacBook Pro выводил 6 минут и 30 секунд. Следовательно, на 1000 снимков он бы потратил 51 минуту. Проделав пару операций, на том же компьютере можно сделать так, что экспорт тысячи снимков займёт 35 минут, то есть, получить ускорение в 30%. А если ещё кое-что подшаманить, то угробить на экспорт можно и меньше времени.

Я к тому, что не обязательно покупать новый MacBook (PC, ноут, проц, апгрейд...) для того, чтобы заставить Lightroom шевелиться быстрее. Нужно только понимать как и что в нём работает и не совершать простых ошибок. Таких, например, как экспорт на USB HDD. Кстати, некоторые владельцы ноутбуков этим грешат, теряя своё время.

Вкратце: чтобы ускорить вывод снимков в Lightroom, нужно (1) экспортировать файлы на быстрый накопитель [НЕ экспортировать на USB HDD и HDD ноутбука] (2) делать это в несколько потоков. А теперь подробнее и под катом.

UPD. Сразу хотел пояснить, ибо уже вижу комментарии где меня недопоняли. Говоря о "выводе снимков с Nikon D90" я имею ввиду "вывод снимков, снятых Nikon D90, из NEF в JPEG/TIFF", то есть о _рендеринге_ при экспорте, а НЕ об импорте с флешки/камеры в компьютер. Речь о процедуре, когда RAW с наложением всех масок, фильтров, коррекций и остального превращается в JPEG и TIFF.

Я уже , что и где кушает ресурсы. Но есть два недооценённых фактора. Во-первых, как показали замеры, экспорт на медленный диск существенно, а при некоторых условиях в разы , увеличивает время экспорта, особенно если вы выводите RAW в TIFF16. Происходит это из-за "секвентальности" Lightroom - он не приступает к следующей операции, не закончив предыдущую. Частично ситуацию спасает кэширование операций записи, но только до определённого предела.

Также, мало кто знает о возможности экспорта из Lightroom в несколько потоков, а он, в свою очередь, эффективно использует ресурсы многоядерных процессоров, таких как Core i5 или i7 (и даже стареньких Core 2 Duo). По умолчанию Lightroom оптимизирован на то, чтобы вы могли при экспорте заниматься другими делами - например, ретушировать в Photoshop. Если нужно, можно заставить LR "кочегарить на полную", и это может быть приличным подспорьем, если ретуширование "в фоновом режиме" не планируется.

Для проведения замеров я использовал свой "фотодесктоп" - довольно монструозную машину с процессором Core i7 3960X, 32 гигабайтами оперативной памяти, 2-гигабайтной видеокартой с поддержкой ускорения CUDA и OpenGL, массивом из SSD в RAID0 и другими "няшками", подобранными так, чтобы получить максимум от Lightroom, Photoshop, Premiere и некоторых других программ, охочих до ресурсов. Я это говорю не к тому, чтобы похвалиться, а для понимания цифр. К тому же, даже эту пышущую мипсами железяку можно ускорить в Lightroom в полтора-два раза на пустом месте.

Вот цифры, полученные при экспорте 127 снимков NEF (RAW) с Nikon D90 в JPEG максимального качества:

Как видим, прирост составляет почти 2.3 раза, если вместо экспорта одним потоком на медленный внешний диск (скорость записи 35 Мбайт в секунду) мы будем экспортировать тремя потоками на SSD. Но даже простая замена медленного внешнего жёсткого диска на быстрый (USB 3.0) позволяет ничего не меняя выиграть 30 процентов. Но и в стандартном сценарии, когда экспорт идёт в JPEG на SSD, можно выиграть 48 процентов, просто используя многопоточный экспорт.

Усложним задачу. Вот цифры экспорта тех же 127 снимков в NEF (RAW) с того же Nikon D90 в TIFF16/ProPhotoRGB/без компрессии:

При экспорте на внешний накопитель с интерфейсом USB 2.0 полное время процедуры заняло чудовищные 8 минут и 51 секунду. Сравните это с 3:39 при экспорте в JPEG. Но, что забавно, самое короткое время экспорта (RAMdisk->RAMdisk) даже сократилось и составило всего 79 секунд (против 91 секунды при экспорте в JPEG при прочих равных) - то есть, процедура экспорта в TIFF у нас менее процессорозависимая, но намного более дискозависимая. Это объяснимо - при экспорте в JPEG нужно ещё сжимать снимки в формат с потерями данных, на что уходят дополнительные секунды процессорного времени.

О чём всё это говорит?

а) Используйте как минимум экспорт в два потока. Делается это просто - выделяете половину файлов, которые хотели перевести в JPEG/TIFF и делаете им Export. Сразу же выделяете вторую половину и тоже делаете им экспорт. Вверху появляется две полосочки, загрузка процессора существенно возрастает, время экспорта сокращается. Если ядер больше двух (старшие Core i7), можно попробовать экспорт в 3 и 4 потока. На 8-ядерной системе это позволяет поднять загрузку CPU до 100% и выклянчить ещё процентов пятнадцать по сравнению с экспортом в два потока.

б) Используя ноутбук экспортируйте не на встроенный жёсткий диск: либо купите быстрый внешний накопитель (FireWire 800 или Thunderbolt для Mac, USB 3.0 для PC), либо поменяйте встроенный HDD на SSD. Уже только это, при прочих равных (процессоре и памяти) на более-менее актуальной машине ускорит процесс. Не факт, к тому же, что замена MacBook с 2-ядерным процессором на модель с 4-ядерным сильно ускорит экспорт, если не использовать многопоточность и быстрый диск.

А теперь просьба к читателям этого блога. Если будет время и желание, пожалуйста, сравните сколько у вас идёт экспорт 100 снимков RAW вашей камеры в JPEG 100% и TIFF 16 bit при выводе в 1 и 2 потока. Очень бы хотел увидеть эти цифры в комментариях с указанием конфига.

P.S. Если сравнивать с тем MacBook Pro, о котором я говорил в начале, то получается что он 1000 снимков при умелом подходе экспортирует за 35 минут, а мой десктоп за 10. Вроде бы разница в одно чаепитие, но я бы ещё вспомнил о скорости рендеринга превьюшек 1:1 (оно равно столбцу "1 поток, RAMdisk -> RAMdisk") - получается, что тот комп справится с задачей за 50 минут (а реально - больше, уперевшись ещё временем доступа в жуткую базу данных LR), мой за 15. Получается чистой экономии 1 час только на импорте-экспорте одной небольшой фотосессии. А если прибавить фильтры Photoshop и остальное, то... разница разительная, конечно. Это я не потому что макбуки плохие, а потому что десктопы всё ещё имеют смысл. Себя успокаиваю;-)

В продолжение темы ускорения софта, предназначенного для обработки фотографии, хочу поговорить об ускорении RAW-конвертера Adobe Photoshop Lightroom. Ранее я опубликовал заметку об . В случае с ускорением Lightroom ситуация во-многом общая. Текста много, всё под катом.

Работа в Lightroom состоит из следующих фаз:

(1) Импорт фотографий с флешки или HDD-фотобанка на диск компьютера
(2) Отбраковка и разнос по коллекциям фотографий с целью облегчения дальнейшего их поиска
(3) Пост-процессинг снимков с целью улучшения их качества, устранения и компенсации ошибок съёмки
(4) Экспорт снимков в формате TIFF или JPEG, предназначенном для неких нужд (дальнейшего пост-процессинга, публикации, передачи заказчику)

Поэтому, в случае с Lightroom, ускорить можно следующее: импорт фотоснимков, оперирование над ними, экспорт снимков на диск. Причём, ускорить можно как процедуру обработки кадра программой (если у вас медленный ПК, можно поменять часть его комплектующих эффективным образом), так и собственную продуктивность - скажем, если компьютер довольно мощный, можно дать нагрузку так, чтобы работа была выполнена быстрее, ресурсы задействованы более эффективно. Проще говоря, потратить меньше человекочасов на вывод результата.

Фаза (1) - Импорт

Первая половина фазы (1) - копирование данных с внешнего носителя, вторая - создание (если это не отключено) превьюшек стандартного либо полного размера. При копировании критическим местом (для быстрых флешек) является производительность картовода. Например, карта памяти CF Sandisk Extreme Pro может отдавать данные на скорости до 90 мегабайт в секунду, в то время как даже лучший USB-картовод не способен обеспечить скорость копирования свыше примерно 35 мегабайт в секунду, ибо ограничен интерфейсом. Использование более быстрых картоводов с иным интерфейсом может значительно ускорить процесс. Производительность дисковой подсистемы компьютера мало влияет на результат, если копирование идёт с более медленного носителя. Современные жёсткие диски записывают данные на скорости свыше 100 мегабайт в секунду. Однако, если импорт кадров идёт с быстрого внешнего HDD (скажем, eSATA), внутренний диск компьютера может оказаться медленее.

В дальнейшем RAW-исходники будут читаться с того носителя, на который их скопировал Lightroom. Поэтому, я не рекомендую импортировать снимки с внешнего USB-HDD или HDD-фотобанка методом "Add". При дальнейшей работе это может изрядно затормозить процесс. Итак, при первой фазе на производительность импорта влияет, в основном, только скорость картовода. И только затем начинается настоящий workload.

Во второй половине фазы (1) Lightroom производит первичный рендеринг всех скопированных кадров в свою базу данных, чтобы вы могли на основе этих рендеров произвести отбраковку. При этом в базу записывается снимок в разрешение Standard (задаётся в настройках), который может быть 1024/1440/1680/2048 пикселей по длинной стороне кадра. Либо, вы можете сказать Lightroom производить рендеринг превьюшек размера 1:1 (для 16-мегапиксельного снимка это будет 4896x3264 пикселей). Эта процедура столь же ресурсоёмка, как полноценный рендеринг обработанных кадров. Даже очень многоядерные процессоры в этой фазе загружаются работой по полной.

Ускорить время рендера предварительных изображений можно, указав меньший размер превьюшки. Тогда и база меньше места займёт, и скорее процесс закончится, и быстрее к отбраковке перейти можно. Если же перейти к отбраковке до того, как Lightroom создаст миниатюры, процесс будет выглядеть так - "читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем". На фоне происходящего параллельно рендера миниатюр это может отнимать у компьютера все ресурсы. Даже мой 8-ядерный десктоп такая задача ставит почти на колени.

Но, есть у миниатюр-превьюшек свой недостаток. Если вы производите отбраковку не только по миниатюрам, но ещё и зумите в процессе отбраковки картинку, для сравнения мелких деталей, Lightroom зашьёт ваш ПК, потому что процесс будет выглядеть так: "читаем превью с диска -> показываем -> [зум] -> читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем -> сохраняем превью 1:1 в базу". Во избежание таких временных потерь есть смысл дать Lightroom задание сразу делать превьюшки 1:1 - навигация по превьюшкам в каталоге останется столь же быстрой, места на диске уйдёт немного, но зум при отбраковке станет почти "бесплатным".

Поскольку вторая процедура весьма ресурсоёмка, и фактически идентична полноценному рендеру, ускорить её можно путём замены процессора, добавлением оперативной памяти, заменой жёсткого диска на более производительный, на RAID-массив или SSD.

Если же у вас уже очень мощный компьютер (типа Mac Pro с двумя процессорами, или даже десктоп на последних многоядерных Core i7), много памяти, быстрые диски и т.д., можно ускорить весь процесс импорта, распараллелив операции. Скажем, вы вставляете флешку с фотографиями за два дня. Запускаете импорт и говорите Lightroom перенести в базу на диске только фото за первый день. Когда Lightroom приступает к рендеру превьюшек, вновь запускаете диалоговое окно Import и даёте ему задание начать перенос снимков второго дня. Получается ускорение из-за того, что в один и тот же момент Lightroom производит рендер превьюшек (загружены: процессор, оперативная память, диск на чтение), и копирование новых RAW (загружен интерфейс USB, диск на запись).

Кстати, в целом на современном компьютере это и есть способ эффективного улучшения нагрузки на компьютер - давать Lightroom сразу две или более задачи.

Вывод по фазе (1): ускорить Ligtroom в фазе импорта можно а) покупкой быстрого картовода б) распараллеливанием процесса импорта.

Фаза (2) - отбраковка, работа с каталогом

Софтверную фазу (2) я обсуждать буду не во всех аспектах, в рамках этой статьи. У меня речь идёт больше об аппаратной начинке компьютера и её сбалансированности, нежели о софт-приёмах. Рекомендую почитать об ускорении Lightroom в этом ключе у юзера necronom . Я имею ввиду тегирование, быстрый поиск, оптимизацию базы данных Lightroom. Об этом у necronom написано достаточно. Мы же поговорим вновь об аппаратных ресурсах.

Первостепенно нужно помнить , что при первой установке Lightroom предлагает сохранять свою базу изменений снимков в папке User/My Pictures. От этого категорически нужно отказаться - выброс неимоверной кучи файлов и подпапок в папку My Pictures это самый действенный вариант замедлить компьютер, его загрузку, старт Windows. Подчеркну, страдает даже не Lightroom, а именно весь компьютер - это папка попадает под антивирусные проверки, её контент индексирует и пытается забивать в кэш система поиска Windows Vista и Windows 7. Наконец, её индексируют всякие iTunes в поисках снимков для переноса на iPhone/iPad.

Теперь переходим к самой отбраковке. В ходе этого процесса вы выбираете снимки, листаете их, сравниваете. Всё это время Lightroom качает в память и выгружает из неё большое количество превьюшек. Скажем, я обычно отбраковывая снимки так - иду курсорными кнопками по отснятому, на понравившемся нажимаю английскую B. Снимок попадает в Quick Collection. Далее всем снимкам Quick Collection я присваиваю одну звезду. Снимки без "звездного статуса" идут все вместе в полное удаление с диска. Соответственно, для меня критично, чтобы снимки листались быстро.

Как выяснилось, здесь огромную роль играет... нет, не производительность процессора, даже не количество памяти. Скорость дисковой подсистемы (!) - вот фактор, тормозящий сортировку и отбраковку. Ускорить Lightroom здесь можно путём замены диска на более производительный.

Но (!) на скорость здесь влияет не столько линейное чтение, сколько время доступа. Скажем, если взять RAID0-массив и SSD-диск с одинаковой скоростью чтения в 200 мегабайт в секунду, на SSD с его крошечным временем доступа Lightroom будет летать, а на RAID0 с его задержками, тормозить сильнее, чем на одиночном жёстком диске. Простой пример - у меня БД Lightroom в настоящий момент занимает 98,8 гигабайт. В папке, куда складываются превьюшки, XMP-файлы и другая служебная информация (не RAW) находится 107055 файлов в 90781 каталоге. Когда всё это лежало на RAID-массиве, на тупой подсчёт места, занимаемого всей этой папкой на диске, уходило порядка 10 (!) минут. На SSD эта процедура занимает, дай бог, секунд пятнадцать.

Объясняется все просто - RAID имеет огромную пропускную способность но дикое время доступа. В папке сотни тысяч файлов. Просто пошариться между ними, найти нужный, занимает очень много времени у дисковой подсистемы. Если бы речь шла о копировании одного большого файла, или даже копировании сотни RAW-файлов, RAID0 был бы на уровне SSD. Но много мелких файлов, непрерывные оперции ввода-вывода выкашивают систему.

Вывод по фазе (2): быстрый диск (в идеале SSD или RAM-диск) - лучшее место для хранения базы данных Lightroom. Не стоит БД с библиотекой RAW-файлов, то есть местом, где вы храните исходники фотографий. Они вообще должны быть на разных дисках. В идеале.

Фаза (3) - пост-процессинг снимков

В третьей фазе Lightroom используется для изменения параметров снимка, в том числе: баланса белого, яркости, насыщенности, чёрной и белой точек, тонирования, зональной и точечной обработки. Все эти операции производятся не над превьюшкой, а над RAW-файлом. Но модификации, насколько мне удалось выяснить, подвергается не целиковый многомегапиксельный файл (это было бы жутко ресурсоёмко), а своего рода mini-RAW, имеющий разрешение экрана, производная от полного RAW. Это легче всего заметить при полном зуме. Берёте снимок и перетаскиваете. Если бы происходил рендер всего кадра, то появившееся из-за краёв экрана изображение было бы уже зашумодавленнным, со всеми настройками. А оно почти эталонное, и только когда вы отпускаете мышку, происходит рендер и подгрузка.

В процессе полностью задействован центральный процессор, оперативная память. Для подгрузки RAW используется дисковая подсистема (во время самого процесса, до операции Sync или Copy/Paste настроек, минимально, т.к. более одного кадра за раз вы не обрабатываете). Ускорить здесь Lightroom можно неожиданным образом - уменьшив разрешение экрана.

Скажем, при прочих равных, на 30-дюймовом мониторе с разрешением 2560x1680 субъективный пост-процессинг будет занимать больше ресурсов, чем на мониторе с разрешением 1280x800, просто потому, что mini-RAW на экране занимает меньше пикселей экрана. То есть Чтобы лучше понимать - скажем, когда вы сдвигаете полозок баланса белого на одно деление, движок RAW-конвертера полностью с нуля перерендеривает mini-RAW. Он заново, с нуля, производит коррекцию яркости, контраста, шумодава, виньетирование и все остальные настройки.

Анализируя ускорение Lightroom, я специально наблюдал за загрузкой ядер процессора и загрузкой оперативной памяти в процессе работы в интерфейсе. Так на 4-ядерном процессоре простой сдвиг полозка баланса белого на одно деление рывком подбрасывал загрузку всех четырёх ядер до 70%, с почти нуля. На двухпроцессорной восьмиядерной системе скроллинг по стопроцентному зуму и кроп с поворотом приводил к подскоку загрузки одного из восьми ядер до 100%, остальных семи примерно до 15-20%, с совокупной загрузкой системы до 41 процента. А это немало, согласитесь.

Аналогичным образом системе загружается при всех остальных операциях - при зональной обработке, например если вы давите пыль или дефекты кожи лица инструментом Spot Removal Tool. При кропе, поворотах картинки, шарпенинге, шумодаве и т.д.

Чтобы ускорить эту фазу обработки и сделать работу в интерфейсе более гладкой и плавной, лучше всего поменять процессор на более быстрый. Движок Lightroom отлично умеет использовать все ядра доступных процессоров (хоть два, хоть двенадцать). Если вас сильно напрягает медлительность системы и нет возможности обзавестись более быстрым процессором, есть смысл подумать об отказе от использования второго монитора либо о мониторе с меньшим разрешением. На худой конец (очень не советую) изменить в меньшую сторону разрешение имеющегося экрана.

А что с видеокартами? Да ничего. Ligtroom не использует ресурсы видеокарт так, как многие ожидают. Он не передаёт рендер RAW-файла и масштабирование JPEG процессору видеокарты, он даже не оперирует со слоями так, как это делает Photoshop. Поэтому да, хорошая быстрая видеокарта для LR, особенно в двухмониторной конфигурации, это нужная вещь, но о каком-то преимуществе топовой двухчиповой модели или SLI-спарки над каким-нибудь Radeon 5770 речи не идёт в принципе.

Фаза (4) - экспорт

Фаза 4 наиболее ресурсоёмка. В этот момент Lightroom работает так: сначала читает полноразмерный RAW с диска, затем производит над ним манипуляции в памяти, после этого выводит результирующий снимок в заданном формате для записи на диск. Ещё LR может в процессе масштабировать кадры, добавлять "шарп на размер". То есть у нас начинается всё с интенсивных дисковых операций чтения (RAW-файлы на 16 мегапикселей занимают около 20 мегабайт, около 25 мегабайт для 21 мегапикселя, свыше 50 мегабайт у среднеформатных камер на 30 мегапикселей и т.д.). Затем производятся мощные вычисления в оперативной памяти процессором. Затем опять дисковые операции на запись.

В зависимости от ситуации, баланс может меняться. Скажем, если вы экспортируете в JPEG, снижается объём записываемых на диск данных - файлы на 16 мегапикселей занимают мегабайт по пять-десять. Если же экспорт идёт в TIFF, каждый записанный кадр может занимать уже по 100 мегабайт, в том же разрешении.

Для ускорения Lightroom здесь критично разнести дисковые операции по разным накопителям. У меня библиотека RAW-файлов лежит на одном диске, база данных LR с информацией о внесённых изменениях на другом, рендер результата производится на третий. Таким образом я не заставляю один и тот же диск почти одновременно производить операции чтения и записи.

Что касается загрузки процессора, то на 8-ядерной системе простой экспорт загружает все ядра равномерно до 55%. Это оставляет мне место для запуска одновременно ещё 1-2 потоков экспорта. Скажем, если мне нужно отдать клиенту 900 снимков, три сотни из них я экспортирую первым потоком, ещё три другим, и последние три третьим. Тогда загрузка системы подскакивает до 80% и выше. На LR2 удавалось увидеть ситуацию загрузки системы до 100%. На менее многоядерной системе может происходить загрузка всех ядер до 100% даже на одном потоке экспорта.

Общий вывод по ускорению Lightroom

Внимательные читатели могли заметить, что выше я практически ничего не сказал об оперативной памяти. Скажем так, это ещё один весьма критичный фактор компьютера. На системе с 1-2 гигабайтами памяти (а так многие работают до сих пор) всё может упираться в дисковую подстему на всех фазах, просто потому, что LR не хватит физической оперативки и он будет агрессивно использовать виртуальную память компьютера. Особенно сильно это скажется на фазе отбраковки, очень сильно пострадает время экспорта снимков. Поэтому, я всегда рекомендую компьютеры для обработки фото оснащать 64-битными версиями Windows, Photoshop и LR, устанавливать в них как минимум 6 гигабайт памяти. Только это, без замены процессора и дисковой системы, даст ощутимый прирост как плавности работы в интерфейсе, так и скорости экспорта. А на компьютере с достаточной производительностью процессора и большим количеством памяти серьёзно ускорить процесс отбраковки помогает перенос базы данных LR на SSD-диск с его громадной скоростью чтения и чрезвычайно низким временем доступа.

Именно из всех озвученных выше соображений скажу сразу - нетбук это худшее, на чём можно оперировать LR. Для фотографа лучше подойдёт небольшой ноутбук на недорогом Core i3, если во главе стола стоит компактность техники.

В дополнение к этому рабочему процессу вы также можете настроить конфигурацию Lightroom для оптимальной производительности. Тем не менее, в этой статье я остановлюсь только на технике работы, а не на оптимизации конфигурации программы.

Примечание: советы и скриншоты приводятся для версии Lightroom 4.2, но большинство советов применимы и к более старым версиям.

Итак, давайте перейдем к советам:

1. Начните со Spot Removal и процесса 2003

Чем больше вы работаете с фотографией в Lightroom, тем сильнее замедляется работа некоторых инструментов. Таков принцип неразрушающего редактирования. Ни одно ваше действие не изменяет исходных данных изображения, поэтому, чем больше действий с изображением вы производите, тем больше работы для компьютера, чтобы обновить изображение для просмотра в реальном времени при перемещении ползунка или работы с другими инструментами.

Я обнаружил, что это явление больше всего раздражает при ретуши с помощью инструмента Spot Removal. Использование его в конце рабочего процесса может изрядно расшатать нервную систему из за медлительности. Для решения этой проблемы всегда использую инструмент Spot Removal первым, перед применением любых других изменений. Это намного быстрее и является своего рода разминкой перед более серьезным редактированием.

Для дальнейшего повышения производительности инструмента Spot Removal вы можете изменить версию процесса на 2003. Это особенно полезно, если у вас устаревший компьютер. Версия процесса - это алгоритм, который использует Lightroom для декодирования изображения из формата RAW в модуле Develop. Различные варианты процесса имеют также отличия в настройках и регулировках, со значительными улучшениями в более поздних версиях. Процесс 2003 является базовым и самым старым для Lightroom, следовательно, и самым быстрым. Процесс 2012 дает гораздо больше возможностей для редактирования, однако требует значительно больше ресурсов от компьютера.

Выбрать версию процесса можно на вкладке Camera Calibration.

В моем рабочем потоке, особенно для портретной ретуши, я начинаю работу в процессе 2003, делаю ретушь инструментом Spot Removal, а затем перехожу в процесс 2012 для окончательной коррекции.

Внимание: поскольку версии процесса очень разные, некоторые элементы управления обнуляются при переключении версий. Избегайте внесения таких изменений, как контраст, тоновая кривая, уменьшение шума, усиления резкости и так далее в процессе 2003, так как вы можете потерять некоторые изменения при переключении к процессу 2012. Делайте только ретушь инструментом Spot Removal в процессе 2003, а для остальных изменений переключитесь на процесс 2012.

2. Выучите и используйте горячие клавиши Lightroom

Интерфейс Lightroom достаточно сложный и многоуровневый. Поэтому использование мыши или трекпада для того, чтобы добраться до некоторых пунктов меню очень сильно замедляет вашу работу. Используйте клавиатурные сокращения, чтобы быстро переходить к необходимым инструментам и выполнять нужные действия.

Для того чтобы быстро вывести на экран перечень горячих клавиш модуля, в котором вы находитесь, можно перейти в меню Help > Lightroom Module Shortcuts или использовать сочетания клавиш CTRL + / для Windows и CMD + / для Mac.

В дополнение к этому я рекомендую также изучать горячие клавиши Lightroom во время работы. То есть, когда вы не можете вспомнить сочетание или не знаете его, перейдите в меню, найдите соответствующую операцию, обратите внимание на сочетание клавиш, которое ей присвоено, постарайтесь запомнить его и использовать в дальнейшей работе.

Клавиши для различных инструментов обработки (например, инструмента Crop) легко запомнить с помощью всплывающих подсказок, которые возникают при наведении курсора мыши на пиктограмму инструмента. Наведите курсор на инструмент, запомните клавишу и применяйте в работе.

Это хорошие способы заучить нужные для работы горячие клавиши Lightroom. Изучайте их в том порядке, который вам более подходит. Есть очень много горячих клавиш в Lightroom, но чаще всего я использую следующие:

Переключение модулей и режимов просмотра:

E - Режим одиночного просмотра Loop View
D - Переход к модулю Develop
G - Просмотр в режиме сетки Grid View

Горячие клавиши модуля Develop:

\ - переключатель вида до/после
Q - инструмент Spot Removal
M - инструмент Graduated Filter
K - инструмент Adjustment Brush Mode
V - переключение между черно-белым и цветным режимом отображения
W - инструмент White Balance Selector
R - инструмент обрезка (Crop)
SHIFT + CMD + C (SHIFT + CTRL+ C на Windows) - копировать настройки обработки
SHIFT + CMD + V (SHIFT + CTRL + V на Windows) - вставить параметры обработки

3. Применяйте Lens Correction в конце обработки.

Lightroom имеет библиотеку профилей для многих производителей объективов. Она используется в работе инструмента Lens Correction, который устраняет оптические искажения и виньетирование, особенно для широкоугольных объективов. Иногда это улучшает изображение, иногда нет.

Если вы решите использовать Lens Correction для конкретной фотографии, включайте его в конце рабочего процесса, после того, как вы сделали всю основную коррекцию. Многие регуляторы и инструменты в Lightroom работают медленно, например, Adjustment Brush или Spot Removal, если включен инструмент Lens Correction.

4. Создайте пресеты для частых операций.

В дополнение к использованию пресетов для быстрого применения желаемых визуальных эффектов я также использую их, чтобы сократить количество щелчков мышью, необходимых для доступа к определенным элементам управления, для которых нет горячих клавиш. Это особенно полезно для быстрого изменения версии процесса, как указано в п.1 или переключения коррекции профиля объектива в инструменте Lens Correction.

Я в основном использую пресеты, чтобы создать что-то вроде пользовательских кнопок для для быстрого управления некоторыми настройками.

Чтобы создать пресет для обработки, выполните следующее:

  1. Примените нужные настройки к фотографии в модуле Develop.
  2. Перейдите в меню Develop и выберите New Preset.
  3. В открывшемся окне остановите флажки рядом с настройками, которые вы хотите записать в новый пресет.

5. Используйте при съемке файлы меньшего размера.

Далеко не во всех ситуациях съемки вам потребуются все 18, 22 или 36 мегапикселей вашей матрицы. В зависимости от задач съемки, бывает достаточно 10 МП или даже меньше. Ваш компьютер будет работать намного быстрее с RAW-файлами меньшего размера. Лично мне это дается с трудом - когда я снимаю с меньшим размером файла, мне постоянно кажется, что чего-то не хватает. Конечно, не нужно всегда использовать этот прием. Что вы собираетесь делать с фото? Если для ваших задач не нужен полный размер (например, публикация в интернете), выберите в камере меньший размер RAW-файла.

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезна и вы нашли хотя бы один совет, который вам пригодится, чтобы ускорить работу в Lightroom. Изучение методов обработки фотографий улучшает ваш творческий вгляд, который с течением времени позволит снимать более эффективно. Таким образом, грамотно организованный рабочий процесс имеет важное значение для вашего развития как фотографа.