Тарифы Услуги Сим-карты

Как увеличить производительность в адобе лайтрум. Несколько дополнительных пунктов для того, чтобы ускорить Лайтрум. О чём всё это говорит

Написать этот текст меня подвигла необходимость обновления компьютерного железа. Она давно назревала, но окончательно приперла меня вчера, во время обработки только что завершенной съемки: 1100 RAW файлов с камеры Nikon D810 (36 Мп, RAW 14 бит). Необходимо было оперативно импортировать, отсмотреть, выставить рейтинги, пред-обработать (кроп, яркость-контраст, градиенты, WB и цвет, шумодав) и экспортировать результат в виде галереи. Задача усложнялась тем, что материал нужно было отдать заказчику к утру. Я засел в 11 вечера и до рассвета впервые не успел за кончить работу. Давайте проведем выбор оптимального "железа" для работы в Adobe Lightroom CC и рассмотрим некоторые рекомендации по ускорению обработочного процесса.

Маленькое отступление: можно долго ругать Adobe за корявые профили, морально устаревший ACR 9.x с его восьмиполосной HSL или отсутствие масок в кривых, но констатирую простой факт: на сегодня лучшего каталогизатора и организатора обработочного процесса чем Лайтрум не существует. Да, работа ведется на основе 9.х ACR. Да, Лайтрум прожорлив до ресурсов и страшно тормозит. Точнее, он их использует очень нерационально, и сложно сказать, чего тут больше - криворукости индусских программистов или того, что Adobe забил на старые проекты при разработке ACR 10 версии. При этом нельзя сказать наверняка, тормозит ли ACR или сам Лайтрум как надстройка над стандартным ACR-движком.

Железо в моем кабинете

Mac Pro (Mid 2010) с установленной OS Sierra (10.12.1)
2 процессора 2.4 GHz Quad-Core Intel Xeon
память 32 GB 1066 MHz DDR3
видео-карта ATI Radeon HD 5770 1024 MB + два монитора 30" и 26"
рабочий диск под систему и каталог LR: Samsung 850 PRO c 512 Гб
диски данных: несколько WD Red 6 Тб SATA

1. Оптимизацию каталога, рестарт компьютера и окропление святой водой мы сейчас не рассматриваем. К слову, скорость работы существенно не зависит от объема каталога (при количестве импортированных файлов менее 50.000).
2. Самый первый шаг - это генерация превьюшек на этапе импорта (или сразу после него) "один к одному" для всей съемки. Делаем.
3. Генерация "умных" превьюшек (Smart Previews) для всей съемки. Делаем.
4. Начиная с Лайтрума СС (2015.6), появилась возможность работать с "умными превьюшкам" на лету, не отключая оригиналы: Preferences/Performance/галочка "Use Smart Previews instead of Originals". Подключаем. В итоге для генерации превью на экране система использует меньший объем данных (сжатый DNG в 10-15% от оригинала), что действительно увеличивает скорость. При экспорте автоматически подключится оригинал.
5. Увеличиваем размер кэша для работы ACR c 1 до 20 Гб: (Preferences/File Handling/Camera RAW Cash Settings).
6. Использование процессора графической карты (галочка Preferences/Performance/Use Graphics Processor) работает не всегда и не всем поможет: даже если ваш акселератор поддерживается Лайтрумом, народ жалуется на то, что система начинает тормозить вместо того, чтобы дать обещанное "десятикратное увеличение производительности". При использовании моего ATI Radeon HD 5770 я заметил следующую вещь: при переходе с файла на файл система тормозит сильнее (что логично, ведь данные из RAW-файлов грузятся в видео-карту), но обработка штучного кадра идет намного быстрее. Вердикт: обязательно отключаю галочку на этапе просмотра материала, но включу при штучной обработке файла с большим количеством градиентов (M), кистей (K) и удалений артефактов (Q).
7. Рекомендацию Adobe "конвертировать RAW-файлы в DNG" я всегда отметаю вот почему: DNG - упрощенный стандарт, отсекающий (помимо всего прочего) от исходных RAW недокументированные поля. Жертвовать данными в угоду совместимости с другим софтом? Отправляем DNG лесом.

Проблематика, которая остается после всех танцев с бубном

1. Система тормозит на просмотре файлов, при переходе от одного 36 Мп файла к другому, что существенно снижает скорость отбора материала.
2. При переходе с одного обработанного файла к другому, система пытается генерировать новую превьюшку, что занимает несколько секунд. Бесит нереально.
3. Обработка существенно тормозит на файлах выше 24 Мп и на файлах более высокой (14) битности. На старых 12 Мп съемках (D700, D3S) и 16 Мп (D4) все работает в 2-3 раза быстрее.
4. Генерация 1:1 превьюшек и "умных" превьюшек помогает вылечить проблему из п.1, но для 1000 кадров процесс генерации занимает несколько часов.
5. Существует мнение, что Лайтрум начинает тормозить на слабых (до 2Гб) видео-картах на конфигурациях с мониторами больших диагоналей. Сравнительные тесты никто не проводил.

Что учитывать при выборе компонентов?

Все-таки, нужно делать апгрейд. После анализа предлагаемого железа, определились следующие рекомендации по позициям:

1. Тактовая частота процессора . Для LR имеет первостепенное значение. Чем выше, тем лучше. Идеал на сегодня - Intel Core i7 (6700K) .

2. Количество процессоров . Одного хватает. Второй в LR на фиг не нужен . Более того, в ряде случаев второй процессор даже снижает производительность. Что точно не нужно брать: серверная архитектура и несколько процессоров XEON Е5 с большим количеством ядер и малой частотой. Лучше всего взять один процессор i7 с максимальной тактовой частотой и опциями разгона / охлаждения.

3. Количество ядер . Несмотря на то, что Adobe рекомендует 4-6 ядер для оптимальной работы, многопоточность в LR реализована слабо (исключение - экспорт обработанных кадров). Лайтрум вообще плохо распараллеливает задачи. При сравнении двух процессоров, например, 4 ядра 6700K против 6 ядер 5820K, лучше брать 4 ядра 6700K.

4. Оперативная память . Использует до 16 Гб оперативки. Если предполагается последующая работа в фотошопе, то имеет смысл поставить 32 Гб. Частота памяти чем выше, тем лучше. ЕСС не требуется. Идеал на сегодня - 32 GB DDR4 2400 MHz.

5. Дисковая подсистема . Adobe рекомендует использовать SSD для системного диска и каталога лайтрума. Сами данные могут жить на другом диске. Я пробовал хранить данные на том же SSD - скорости это не добавило ни на йоту. FW- и USB-диски давали в целом те же значения, что и внутренние SATA. Вывод: SSD под систему и каталог, но данные отдельно . Собственно, Adobe говорит то же самое: при тесте дисковых массивов со скоростью записи 80-1200 мб/сек, скорость работы существенно не менялась. Так что остаемся с данными со стандартных HDD.

6. Видео-карта . Хорошая видео-карта - это хорошо. Не все ускорители поддерживаются системой. Adobe рекомендует для оптимальной работы GeForce GTX 960 4GB и GeForce GTX 970 4GB , но тут же оговаривается, что на сегодня работа с ускорителями находится на зачаточном уровне.

Оптимальная конфигурация на сегодня (ноябрь 2016) выглядит так

Core i7 Skylake-S (4.00 GHz Intel Core i7–6700K)
- 32 GB DDR4 2400 MHz
- NVIDIA GTX 970, 4 GB, 2 DVI, HDMI, DP (1664 ядер CUDA)
- SSD 850/860
- в качестве операционной системы по-прежнему буду использовать Mac OS (т.н. "хакинтош").

В дополнение к этому рабочему процессу вы также можете настроить конфигурацию Lightroom для оптимальной производительности. Тем не менее, в этой статье я остановлюсь только на технике работы, а не на оптимизации конфигурации программы.

Примечание: советы и скриншоты приводятся для версии Lightroom 4.2, но большинство советов применимы и к более старым версиям.

Итак, давайте перейдем к советам:

1. Начните со Spot Removal и процесса 2003

Чем больше вы работаете с фотографией в Lightroom, тем сильнее замедляется работа некоторых инструментов. Таков принцип неразрушающего редактирования. Ни одно ваше действие не изменяет исходных данных изображения, поэтому, чем больше действий с изображением вы производите, тем больше работы для компьютера, чтобы обновить изображение для просмотра в реальном времени при перемещении ползунка или работы с другими инструментами.

Я обнаружил, что это явление больше всего раздражает при ретуши с помощью инструмента Spot Removal. Использование его в конце рабочего процесса может изрядно расшатать нервную систему из за медлительности. Для решения этой проблемы всегда использую инструмент Spot Removal первым, перед применением любых других изменений. Это намного быстрее и является своего рода разминкой перед более серьезным редактированием.

Для дальнейшего повышения производительности инструмента Spot Removal вы можете изменить версию процесса на 2003. Это особенно полезно, если у вас устаревший компьютер. Версия процесса - это алгоритм, который использует Lightroom для декодирования изображения из формата RAW в модуле Develop. Различные варианты процесса имеют также отличия в настройках и регулировках, со значительными улучшениями в более поздних версиях. Процесс 2003 является базовым и самым старым для Lightroom, следовательно, и самым быстрым. Процесс 2012 дает гораздо больше возможностей для редактирования, однако требует значительно больше ресурсов от компьютера.

Выбрать версию процесса можно на вкладке Camera Calibration.

В моем рабочем потоке, особенно для портретной ретуши, я начинаю работу в процессе 2003, делаю ретушь инструментом Spot Removal, а затем перехожу в процесс 2012 для окончательной коррекции.

Внимание: поскольку версии процесса очень разные, некоторые элементы управления обнуляются при переключении версий. Избегайте внесения таких изменений, как контраст, тоновая кривая, уменьшение шума, усиления резкости и так далее в процессе 2003, так как вы можете потерять некоторые изменения при переключении к процессу 2012. Делайте только ретушь инструментом Spot Removal в процессе 2003, а для остальных изменений переключитесь на процесс 2012.

2. Выучите и используйте горячие клавиши Lightroom

Интерфейс Lightroom достаточно сложный и многоуровневый. Поэтому использование мыши или трекпада для того, чтобы добраться до некоторых пунктов меню очень сильно замедляет вашу работу. Используйте клавиатурные сокращения, чтобы быстро переходить к необходимым инструментам и выполнять нужные действия.

Для того чтобы быстро вывести на экран перечень горячих клавиш модуля, в котором вы находитесь, можно перейти в меню Help > Lightroom Module Shortcuts или использовать сочетания клавиш CTRL + / для Windows и CMD + / для Mac.

В дополнение к этому я рекомендую также изучать горячие клавиши Lightroom во время работы. То есть, когда вы не можете вспомнить сочетание или не знаете его, перейдите в меню, найдите соответствующую операцию, обратите внимание на сочетание клавиш, которое ей присвоено, постарайтесь запомнить его и использовать в дальнейшей работе.

Клавиши для различных инструментов обработки (например, инструмента Crop) легко запомнить с помощью всплывающих подсказок, которые возникают при наведении курсора мыши на пиктограмму инструмента. Наведите курсор на инструмент, запомните клавишу и применяйте в работе.

Это хорошие способы заучить нужные для работы горячие клавиши Lightroom. Изучайте их в том порядке, который вам более подходит. Есть очень много горячих клавиш в Lightroom, но чаще всего я использую следующие:

Переключение модулей и режимов просмотра:

E - Режим одиночного просмотра Loop View
D - Переход к модулю Develop
G - Просмотр в режиме сетки Grid View

Горячие клавиши модуля Develop:

\ - переключатель вида до/после
Q - инструмент Spot Removal
M - инструмент Graduated Filter
K - инструмент Adjustment Brush Mode
V - переключение между черно-белым и цветным режимом отображения
W - инструмент White Balance Selector
R - инструмент обрезка (Crop)
SHIFT + CMD + C (SHIFT + CTRL+ C на Windows) - копировать настройки обработки
SHIFT + CMD + V (SHIFT + CTRL + V на Windows) - вставить параметры обработки

3. Применяйте Lens Correction в конце обработки.

Lightroom имеет библиотеку профилей для многих производителей объективов. Она используется в работе инструмента Lens Correction, который устраняет оптические искажения и виньетирование, особенно для широкоугольных объективов. Иногда это улучшает изображение, иногда нет.

Если вы решите использовать Lens Correction для конкретной фотографии, включайте его в конце рабочего процесса, после того, как вы сделали всю основную коррекцию. Многие регуляторы и инструменты в Lightroom работают медленно, например, Adjustment Brush или Spot Removal, если включен инструмент Lens Correction.

4. Создайте пресеты для частых операций.

В дополнение к использованию пресетов для быстрого применения желаемых визуальных эффектов я также использую их, чтобы сократить количество щелчков мышью, необходимых для доступа к определенным элементам управления, для которых нет горячих клавиш. Это особенно полезно для быстрого изменения версии процесса, как указано в п.1 или переключения коррекции профиля объектива в инструменте Lens Correction.

Я в основном использую пресеты, чтобы создать что-то вроде пользовательских кнопок для для быстрого управления некоторыми настройками.

Чтобы создать пресет для обработки, выполните следующее:

  1. Примените нужные настройки к фотографии в модуле Develop.
  2. Перейдите в меню Develop и выберите New Preset.
  3. В открывшемся окне остановите флажки рядом с настройками, которые вы хотите записать в новый пресет.

5. Используйте при съемке файлы меньшего размера.

Далеко не во всех ситуациях съемки вам потребуются все 18, 22 или 36 мегапикселей вашей матрицы. В зависимости от задач съемки, бывает достаточно 10 МП или даже меньше. Ваш компьютер будет работать намного быстрее с RAW-файлами меньшего размера. Лично мне это дается с трудом - когда я снимаю с меньшим размером файла, мне постоянно кажется, что чего-то не хватает. Конечно, не нужно всегда использовать этот прием. Что вы собираетесь делать с фото? Если для ваших задач не нужен полный размер (например, публикация в интернете), выберите в камере меньший размер RAW-файла.

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезна и вы нашли хотя бы один совет, который вам пригодится, чтобы ускорить работу в Lightroom. Изучение методов обработки фотографий улучшает ваш творческий вгляд, который с течением времени позволит снимать более эффективно. Таким образом, грамотно организованный рабочий процесс имеет важное значение для вашего развития как фотографа.

Этот пост можно было бы озаглавить "как ускорить Lightroom в 7 раз", и я бы не сказал что это была бы ложь, но таки есть здесь некоторая натяжка;-) Продолжая изучать для себя тему ускорения Lightroom (о чём уже развёрнуто писал в ключе апгрейда аппаратной части и зависимостей) провёл я дополнительные замеры, экспортируя один и тот же набор файлов в разных сценариях.

Получил изменение времени экспорта от 8 минут 51 секунды до 1 минуты 19 секунд. Это почти в 7 раз.

Предыстория простая - один мой знакомый пожаловался, что его нестарый MacBook Pro с двуядерным Core i7 2.8 ГГц (поддерживающим Hyper Threading), 8 гигабайтами оперативки и крутым матовым экраном, стоивший ещё не так давно целых 75 тысяч рублей, экспортирует снимки из Lightroom мучительно долго, и это становится проблемой, когда ему требуется вывести клиенту тысячу кадров. Мы замеряли - 127 снимков с Nikon D90 этот MacBook Pro выводил 6 минут и 30 секунд. Следовательно, на 1000 снимков он бы потратил 51 минуту. Проделав пару операций, на том же компьютере можно сделать так, что экспорт тысячи снимков займёт 35 минут, то есть, получить ускорение в 30%. А если ещё кое-что подшаманить, то угробить на экспорт можно и меньше времени.

Я к тому, что не обязательно покупать новый MacBook (PC, ноут, проц, апгрейд...) для того, чтобы заставить Lightroom шевелиться быстрее. Нужно только понимать как и что в нём работает и не совершать простых ошибок. Таких, например, как экспорт на USB HDD. Кстати, некоторые владельцы ноутбуков этим грешат, теряя своё время.

Вкратце: чтобы ускорить вывод снимков в Lightroom, нужно (1) экспортировать файлы на быстрый накопитель [НЕ экспортировать на USB HDD и HDD ноутбука] (2) делать это в несколько потоков. А теперь подробнее и под катом.

Я уже писал в статье про ускорение Lightroom , что и где кушает ресурсы. Но есть два недооценённых фактора. Во-первых, как показали замеры, экспорт на медленный диск существенно, а при некоторых условиях в разы , увеличивает время экспорта, особенно если вы выводите RAW в TIFF16. Происходит это из-за "секвентальности" Lightroom - он не приступает к следующей операции, не закончив предыдущую. Частично ситуацию спасает кэширование операций записи, но только до определённого предела.

Также, мало кто знает о возможности экспорта из Lightroom в несколько потоков, а он, в свою очередь, эффективно использует ресурсы многоядерных процессоров, таких как Core i5 или i7 (и даже стареньких Core 2 Duo). По умолчанию Lightroom оптимизирован на то, чтобы вы могли при экспорте заниматься другими делами - например, ретушировать в Photoshop. Если нужно, можно заставить LR "кочегарить на полную", и это может быть приличным подспорьем, если ретуширование "в фоновом режиме" не планируется.

Для проведения замеров я использовал свой "фотодесктоп" - довольно монструозную машину с процессором Core i7 3960X, 32 гигабайтами оперативной памяти, 2-гигабайтной видеокартой с поддержкой ускорения CUDA и OpenGL, массивом из SSD в RAID0 и другими "няшками", подобранными так, чтобы получить максимум от Lightroom, Photoshop, Premiere и некоторых других программ, охочих до ресурсов. Я это говорю не к тому, чтобы похвалиться, а для понимания цифр. К тому же, даже эту пышущую мипсами железяку можно ускорить в Lightroom в полтора-два раза на пустом месте.

Вот цифры, полученные при экспорте 127 снимков NEF (RAW) с Nikon D90 в JPEG максимального качества:

Как видим, прирост составляет почти 2.3 раза, если вместо экспорта одним потоком на медленный внешний диск (скорость записи 35 Мбайт в секунду) мы будем экспортировать тремя потоками на SSD. Но даже простая замена медленного внешнего жёсткого диска на быстрый (USB 3.0) позволяет ничего не меняя выиграть 30 процентов. Но и в стандартном сценарии, когда экспорт идёт в JPEG на SSD, можно выиграть 48 процентов, просто используя многопоточный экспорт.

Усложним задачу. Вот цифры экспорта тех же 127 снимков в NEF (RAW) с того же Nikon D90 в TIFF16/ProPhotoRGB/без компрессии:

При экспорте на внешний накопитель с интерфейсом USB 2.0 полное время процедуры заняло чудовищные 8 минут и 51 секунду. Сравните это с 3:39 при экспорте в JPEG. Но, что забавно, самое короткое время экспорта (RAMdisk->RAMdisk) даже сократилось и составило всего 79 секунд (против 91 секунды при экспорте в JPEG при прочих равных) - то есть, процедура экспорта в TIFF у нас менее процессорозависимая, но намного более дискозависимая. Это объяснимо - при экспорте в JPEG нужно ещё сжимать снимки в формат с потерями данных, на что уходят дополнительные секунды процессорного времени.

О чём всё это говорит?

а) Используйте как минимум экспорт в два потока. Делается это просто - выделяете половину файлов, которые хотели перевести в JPEG/TIFF и делаете им Export. Сразу же выделяете вторую половину и тоже делаете им экспорт. Вверху появляется две полосочки, загрузка процессора существенно возрастает, время экспорта сокращается. Если ядер больше двух (старшие Core i7), можно попробовать экспорт в 3 и 4 потока. На 8-ядерной системе это позволяет поднять загрузку CPU до 100% и выклянчить ещё процентов пятнадцать по сравнению с экспортом в два потока.

б) Используя ноутбук экспортируйте не на встроенный жёсткий диск: либо купите быстрый внешний накопитель (FireWire 800 или Thunderbolt для Mac, USB 3.0 для PC), либо поменяйте встроенный HDD на SSD. Уже только это, при прочих равных (процессоре и памяти) на более-менее актуальной машине ускорит процесс. Не факт, к тому же, что замена MacBook с 2-ядерным процессором на модель с 4-ядерным сильно ускорит экспорт, если не использовать многопоточность и быстрый диск.

А теперь просьба к читателям этого блога. Если будет время и желание, пожалуйста, сравните сколько у вас идёт экспорт 100 снимков RAW вашей камеры в JPEG 100% и TIFF 16 bit при выводе в 1 и 2 потока. Очень бы хотел увидеть эти цифры в комментариях с указанием конфига.

P.S. Если сравнивать с тем MacBook Pro, о котором я говорил в начале, то получается что он 1000 снимков при умелом подходе экспортирует за 35 минут, а мой десктоп за 10. Вроде бы разница в одно чаепитие, но я бы ещё вспомнил о скорости рендеринга превьюшек 1:1 (оно равно столбцу "1 поток, RAMdisk -> RAMdisk") - получается, что тот комп справится с задачей за 50 минут (а реально - больше, уперевшись ещё временем доступа в жуткую базу данных LR), мой за 15. Получается чистой экономии 1 час только на импорте-экспорте одной небольшой фотосессии. А если прибавить фильтры Photoshop и остальное, то... разница разительная, конечно. Это я не потому что макбуки плохие, а потому что десктопы всё ещё имеют смысл. Себя успокаиваю;-)

Наверное каждый из фотографов встречался с проблемой, когда после фотосессии или репортажа у вас получилось много фотографий и необходимо отобрать лучшие. Вы приходите, быстренько просматриваете отснятый материал и оставляете его в покое на несколько дней. Приходит время, когда необходимо выбрать хорошие и отличные фотографии, а плохие - удалить. Обычный просмоторщик не подходит по 2-м причинам: если вы снимаете в RAW формате просмоторщик просто не сможет открыть фотографии, вторая причина - записывать номер каждой фотографии, чтобы потом ее отобрать долго, нудно и неудобно.

В лайтруме процесс отбора фотографий организован очень удобно. Если вы новичок и сталкиваетесь с ним впервые, советую прочитать книжку Лайтрум для фотографов .

Приступим:

Для быстрой и корректной работы лайтрума ему потребуется минимум 1гб оперативной памяти и 20гб (при объемах отбираемых фотографий больше 1000 штук) на жестком диске. Это место (20гб) используется для временного хранения фотографий. Еще желательно, чтобы у вас был "широкий монитор" - это удобно для просмотра фотографий в режиме сравнения. У меня стоит английская версия, так что объяснять буду на ее примере. В лайтруме стоит по умолчанию функция бэкапа (автоматическое копирование и сохранение фотографий с заданной вами периодичностью).

Настраиваем функцию бэкапа или отключаем ее.

Идем Edit - Catalog Settings - General

Нажимаем на кнопочку Show и выбираем папку для бэкапа фотографий, в окне Backup выбираем периодичность - каждый раз после запуска лайтрума, ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Далее в этом же окошке нажимаем вкладку File Handing и настраиваем размер превьюшки. Чтобы сэкономить время загрузки лайтрум в режиме Library показывает не всю фотографию, а ее уменьшенный вариант, который называется превью. В этом окошке выбираем размер превью и качество - низкое, среднее и высокое. Выбранные вами настройки будут напрямую влиять на скорость загрузки фотографий для просмотра. В пункте Discard вы можете указывать, сколько времени необходимо лайтруму хранить созданные превьюшки во временных файлах.

Настраиваем кэш лайтрума

Идем Edit - Preferences - File Handling. Нас интересует Camera Raw Cache Settings - Maximum Size. Я рекомендую поставить 20Гб. Это связано с тем, что лайтрум сохраняет все настройки и манипуляции, которые вы сделали с фотографиями даже после его закрытия. Вы можете закрыть лайтрум и, открыв в любое время, продолжить редактирование или отбор фотографий, удобно, правда? При большом объеме фотографий стандартного размера кэша (жесткого места на диске куда записываются временные файлы) не хватает, по умолчанию он стоит 3Гб и лайтрум начианет тормозить, глючить и вылетать.

Еще один важный момент - кнопкой Purge Cache вы можете в любой момент очистить кэш. Зачем это необходимо? Иногда возникают ситуации, когда лайтрум тормозит или глючит, обычно после очистки кэша все проходит. Это все настройки, необходимые для того, что бы начать отбирать фотографии. С остальными настройками вы можете ознакомиться самостоятельно.