Тарифы Услуги Сим-карты

Структура программных компонентов. Форматы исполняемых файлов

Многие пользователи компьютерных систем наверняка в той или иной степени сталкивались с понятием исполняемого файла программы. Исполняемые файлы не всегда, но довольно часто имеют расширение EXE, которое является общепринятым для операционных систем семейства Windows. Чтобы немного прояснить вопрос, связанный с расширениями, мы рассмотрим общую информацию об этих объектах, а также рассмотрим некоторые типы основных расширений.

Чем исполняемые файлы отличаются от других объектов

Прежде чем утверждать, что исполняемый файл программы может иметь расширение только одного определенного типа, необходимо разобраться в том, как отличить такой объект от других. К основным отличиям исполняемых файлов от других информационных данных можно отнести следующие факторы: само расширение, которое указывает на содержание в файле либо машинного, либо байт-кода виртуальной машины, сигнатура, атрибуты в файловой системе. Однако даже если пользователь знает, что исполняемые файлы имеют расширение имени типа EXE, то обычными средствами посмотреть содержимое не получится, поскольку такие объекты обладают компилированным содержимым, которые отображается при просмотре в виде бессмысленного набора символов. В общем случае пользователю придется использовать средства Disassembler, или что-то подобное, что позволяет выполнить декомпиляцию. Но речь пойдет не об этом.

Исполняемые файлы: структура

Что же касается построения исполняемых файлов, то они должны содержать заголовки (предполагаемое выполнение инструкций, параметры и форматы кода) и непосредственно сами инструкции (исходные, машинные или байт-коды). В некоторых случаях в структуру могут быть включены данные для отладки, описания окружения, требования к операционной системе, списки соответствующих библиотек, звук, графика, изображения, иконки ярлыков и тому подобное. Многие из вас наверняка обращали внимание на то, что в большинстве своем у каждого такого файла в операционной системе изначально имеется иконка.

Принцип работы

Несмотря на то, что исполняемые файлы могут иметь расширение различных типов, работают они по одному принципу. Исполняемый файл при запуске загружается в память компьютера. При этом осуществляется настройка окружения и инициализация, подтягиваются дополнительные библиотеки, если их использование предусмотрено программой. Также на данном этапе происходит настройка некоторых дополнительных операций и само исполнение инструкций теми методами, которые прописаны непосредственно в файле.

Исполняемые файлы программ: какое расширение они имеют?

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, связанного с расширениями. Разумеется, совершенно все типы рассмотреть не получится, это займет очень много времени. Мы отметим только наиболее распространенные и популярные варианты. Итак, расширение задается в зависимости от типа содержимого. Так, например, в операционной системе типа Windows наиболее распространенные исполняемые файлы обладают расширением EXE. Это относится ко всем программам, которые рассчитаны на работу в среде данных операционных систем. Такие объекты содержат в себе машинные коды. Файлы BIN являются очень похожими. Пакетные файлы типа CMD, BAT и COM являются еще одним типом исполняемых файлов. Первый тип в данном случае является пакетным файлом Windows. Файлы второго и третьего типа относятся к операционным системам семейства DOS. Многие из вас вероятно уже встречали файлы типа MSI иMSU. Это может быть установщик обновлений системы, или родной инсталлятор операционной системы Windows. Отдельную категорию файлов составляют макросы и скрипты. Это файлы с расширениями JSE, JS, SCR,VBE, VBS, VB. Часто также встречаются файлы JAD иJAR, которые предназначены для установки приложений в мобильные устройства или использование в среде JAVA. В своем содержании такие объекты имеют уже не машинные коды, а коды виртуальных машин.

Какое расширение имеют исполняемые файлы в различных ОС?

Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что в некоторых ОС встречаются довольно специфичные компоненты. Так, например, в операционной системе Windows имеется специальная категория исполняемых файлов. Вообще, в любой операционной системе можно найти как стандартные, так и специальные компоненты. Однако имеются и некоторые общие форматы, например, HTA, исполняемый документ HTML. Они работают практически везде вне зависимости от используемого типа операционной системы. Что же касается других типов систем, то, например, в «маках» исполняемые файлы обладают расширением APP для программ и PKG для дистрибутивов. В операционных системах семейства Linux дело обстоит немного иначе. Проблема заключается в том, что в таких операционных системах понятие расширения вообще отсутствует. Можно распознать исполняемый файл по атрибутам, например, системный, скрытый, только для чтения и т.д. В результате проблема изменения расширения для запуска или прочтения искомого файла пропадает. Впрочем, в любой операционной системе даже на мобильных устройствах можно найти огромное число объектов данного типа. Не нужно далеко ходить. В той же операционной системе семейства Android исполняемый файл установщика имеет расширение APK. В яблочных устройствах исполняемые файлы имеют расширение IPA.

Заключение

Подведем итог нашего небольшого обзора о расширении исполняемых файлов. Упор в данном случае делался в основном на объекты, которые присутствуют в операционных системах семейства Windows. Остальные операционные системы были затронуты только вскользь для общего развития. Как уже стало ясно, разнообразие исполняемых файлов очень велико. Невозможно привести какую-то сводную таблицу с указанием совершенно всех типов расширений. Поэтому в данной статье мы ограничились только наиболее распространенными форматами

Форматы исполняемых файлов

Виртуальная память процесса состоит из нескольких сегментов или областей памяти. Размер, содержимое и расположение сегментов в памяти определяется как самой программой, например, использованием библиотек, размером кода и данных, так и форматом исполняемого файла этой программы. В большинстве современных операционных систем UNIX используются два стандартных формата исполняемых файлов - COFF (Common Object File Format) и ELF (Executable and Linking Format).

Описание форматов исполняемых файлов может показаться лишним, однако представление о них необходимо для описания базовой функциональности ядра операционной системы. В частности, информация, хранящаяся в исполняемых файлах форматов COFF и ELF позволяет ответить на ряд вопросов весьма важных для работы приложения и системы в целом:

Какие части программы необходимо загрузить в память?

Как создается область для неинициализированных данных?

Какие части процесса должны быть сохранены в дисковой области свопинга (специальной области дискового пространства, предназначенной для временного хранения фрагментов адресного пространства процесса), например, при замещении страниц, а какие могут быть при необходимости считаны из файла, и таким образом не требуют сохранения?

Где в памяти располагаются инструкции и данные программы?

Какие библиотеки необходимы для выполнения программы?

Как связаны исполняемый файл на диске, образ программы в памяти и дисковая область свопинга?

На рис. 2.3 приведена базовая структура памяти для процессов, загруженных из исполняемых файлов форматов COFF и ELF, соответственно. Хотя расположение сегментов различается для этих двух форматов, основные компоненты одни и те же. Оба процесса имеют сегменты кода (text), данных (data), стека (stack). Как видно из рисунка, размер сегментов данных и стека может изменяться, а направление этого изменения определяется форматом исполняемого файла. Размер стека автоматически изменяется операционной системой, в то время как управление размером сегмента данных производится самим приложением. Эти вопросы мы подробно обсудим в разделе "Выделение памяти" далее в этой главе.

Рис. 2.3 . Исполняемые образы программ форматов COFF и ELF

Сегмент данных включает инициализированные данные, копируемые в память из соответствующих разделов исполняемого файла, и неинициализированные данные, которые заполняются нулями перед началом выполнения процесса. Неинициализированные данные часто называют сегментом BSS.

Из книги Photoshop CS2 и цифровая фотография (Самоучитель). Главы 1-9 автора Солоницын Юрий

Из книги Linux для пользователя автора Костромин Виктор Алексеевич

11.4.2. Форматы файлов шрифтов В недавние времена буквально каждый графический редактор или издательская программа использовали свой формат файлов шрифтов и, как правило, одни программы не поддерживали форматы других. Со временем число реально используемых форматов

Из книги Adobe Photoshop CS3 автора Завгородний Владимир

Глава 4 Форматы графических файлов Для хранения растровой графики существует большое количество различных форматов файлов. Среди них есть как универсальные форматы, не привязанные к какой-либо конкретной программе, так и специфические «персональные» форматы растровых

Из книги Adobe InDesign CS3 автора Завгородний Владимир

Форматы графических файлов Adobe InDesign может импортировать графические файлы различных форматов – как наиболее распространенные AI, BMP, EPS, GIF, JPEG, PDF, PSD, TIFF, так и более редкие DCS, EMF, PCX, PICT, PNG, SCT (ScitexCT), WMF.Все графические форматы и файлы разделяются по типу информации, которую они

Из книги Интернет решения от доктора Боба автора Сворт Боб

1. Форматы кодирования файлов Интернет Форматы файлов Интернет можно разделить на несколько групп. Во первых форматы передачи файлов по FTP, для чего очень давно была разработана схема uuencode/decode, замененная затем на xxencode/decode. В дальнейшем произошел отказ в пользу Base64 и MIME,

автора Реймонд Эрик Стивен

3.1.6. Двоичные форматы файлов Если в операционной системе применяются двоичные форматы для важных данных (таких как учетные записи пользователей), вполне вероятно, что традиции использования читабельных текстовых форматов для приложений не сформируются. Более подробно

Из книги Photoshop CS3: Обучающий курс автора Тимофеев Сергей Михайлович

Форматы графических файлов Любое графическое изображение независимо от того, векторное оно или растровое, может храниться в компьютере исключительно за счет записывания его в отдельный файл. Каждый файл всегда имеет какой-то определенный формат.Формат указывает на то,

Из книги Искусство программирования для Unix автора Реймонд Эрик Стивен

3.1.6. Двоичные форматы файлов Если в операционной системе применяются двоичные форматы для важных данных (таких как учетные записи пользователей), вполне вероятно, что традиции использования читабельных текстовых форматов для приложений не сформируются. Более подробно о

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Форматы файлов шрифтов Существуют два типа шрифтов: растровые и контурные (контурные шрифты часто называют масштабируемыми). Эти типы шрифтов имеют разные свойства и обрабатываются различными способами. Большинство серверов шрифтов, предназначенных для выполнения в

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов. автора Дронов Владимир

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Форматы файлов и форматы кодирования Форматов мультимедийных файлов существует не меньше, чем форматов файлов графических. Как и в случае с интернет-графикой, Web-обозреватели поддерживают далеко не все мультимедийные форматы, а только немногие. (Хотелось бы автору

Из книги Компьютерная обработка звука автора Загуменнов Александр Петрович

Форматы звуковых файлов Ad Lib Sample SMPФормат используется звуковой картой Ad Lib Gold для загрузки в нее семплов инструментов. Поддерживает 8/16-битный звук, моно/стерео, 4-битную компрессию Yamaha ADPCM. Файлы этого формата имеют расширение. smp.Amiga SVXЭтот тип файла применяется на

Из книги Создаем вирус и антивирус автора Гульев Игорь А.

Приложение А Форматы заголовков EXE-файлов Формат заголовка обычного EXE-файлаВ начале EXE-файла расположена форматированная часть заголовка EXE-файла (Таблица А-1).Далее следует таблица настройки адресов (Relocation Table), состоящая из длинных указателей (смещение: сегмент) на те

Из книги Photoshop CS4 автора Жвалевский Андрей Валентинович

Форматы графических файлов Формат – это способ записи изображения в виде файла. Существует довольно много форматов графических файлов, однако в большинстве случаев используется всего несколько. Каждый из них имеет характерные особенности, поэтому мы рекомендуем

Из книги Цифровая фотография. Трюки и эффекты автора Гурский Юрий Анатольевич

Форматы файлов Существует множество способов сохранить информацию об изображении и, следовательно, множество форматов файлов. Внимание! Чтобы избежать потерь данных, при работе с изображениями сохраняйте их в формате TIFF или в «родном» формате программы-редактора. JPEGВ

Из книги Windows 10. Секреты и устройство автора Алмаметов Владимир память загрузчиком операционной системы и затем исполнен. В операционной системе Windows исполняемые файлы, как правило, имеют расширения ".exe" и ".dll". Расширение ".exe" имеют программы, которые могут быть непосредственно запущены пользователем. Расширение ".dll" имеют так называемые динамически связываемые библиотеки ( dynamic link libraries). Эти библиотеки экспортируют функции, используемые другими программами.

Для того чтобы загрузчик операционной системы мог правильно загрузить исполняемый файл в память , содержимое этого файла должно соответствовать принятому в данной операционной системе формату исполняемых файлов. В разных операционных системах в разное время существовало и до сих пор существует множество различных форматов. В этой главе мы рассмотрим формат Portable Executable (PE). Формат PE - это основной формат для хранения исполняемых файлов в операционной системе Windows . Сборки. NET тоже хранятся в этом формате.

Кроме того, формат PE может использоваться для представления объектных файлов . Объектные файлы служат для организации раздельной компиляции программы. Смысл раздельной компиляции заключается в том, что части программы (модули) компилируются независимо в объектные файлы , которые затем связываются компоновщиком в один исполняемый файл .

А теперь - немного истории. Формат PE был создан разработчиками Windows NT. До этого в операционной системе Windows использовались форматы New Executable (NE) и Linear Executable (LE) для представления исполняемых файлов, а для хранения объектных файлов использовался Object Module Format (OMF). Формат NE предназначался для 16-разрядных приложений Windows , а формат LE, изначально разработанный для OS/2 , был уже 32-разрядным. Возникает вопрос: почему разработчики Windows NT решили отказаться от существующих форматов? Ответ становится очевидным, если обратить внимание на то, что большая часть команды, работавшей над созданием Windows NT, ранее работала в Digital Equipment Corporation. Они занимались в DEC разработкой инструментария для операционной системы VAX / VMS , и у них уже были навыки и готовый код для работы с исполняемыми файлами, представленными в формате Common Object File Format ( COFF ). Соответственно, формат COFF в слегка модифицированном виде был перенесен в Windows NT и получил название PE.

В ". NET Framework Glossary " сказано, что PE - это реализация Microsoft формата COFF . В то же время в утверждается, что PE - это формат исполняемых файлов, а COFF - это формат объектных файлов . Вообще, мы можем наблюдать путаницу в документации Microsoft относительно названия формата. В некоторых местах они называют его COFF , а в некоторых - PE. Правда, можно заметить, что в новых текстах название COFF используется все меньше и меньше. Более того, формат PE постоянно эволюционирует. Например, несколько лет назад в Microsoft отказались от хранения отладочной информации внутри исполняемого файла, и поэтому теперь многие поля в структурах формата COFF просто не используются. Кроме того, формат COFF - 32-разрядный, а последняя редакция формата PE (она называется PE32+) может использоваться на 64-разрядных аппаратных платформах. Поэтому, видимо, дело идет к тому, что название COFF вообще перестанут использовать.

Интересно отметить, что исполняемые файлы в устаревших форматах NE и LE до сих пор поддерживаются Windows . Исполняемые файлы в формате NE можно запускать под управлением NTVDM (NT Virtual DOS Machine), а формат LE используется для виртуальных драйверов устройств (

Формат исполняемого файла операционной системы в значительной степени отражает встроенные в операционную систему предположения и режимы поведения. Динамическая компоновка, поведение загрузчика и управление памятью – это только три примера специфических свойств операционной системы, которые можно понять по мере изучения формата исполняемых файлов.

Исполняемый файл на диске и модуль, получаемый после загрузки, очень похожи. Загрузчик попросту использует отображенные в память файлы Win32, чтобы загрузить соответствующие части РЕ-файла в адресное пространство программы. Так же просто загружается и DLL. После того как ЕХЕ или.DLL модуль загружены, Windows обращается с ними так же, как и с другими отображенными в память файлами.

В Win32, напротив, память, используемая под программы, данные, ресурсы, таблицы ввода, таблицы вывода и другие элементы, представляет собой один сплошной линейный массив адресного пространства. Все, что достаточно знать в этом случае, – это адрес, в который загрузчик отобразил в памяти исполняемый файл. Тогда для того, чтобы найти лю¬бой элемент модуля, достаточно следовать указателям, которые хранятся как часть отображения.

Заголовок MS-DOS

Заголовок MS-DOS занимает первые 64 байта PE файла. Структура, представляющая содержание MS-DOS-заголовка следующая:


typedef struct _IMAGE_DOS_HEADER { //DOS .EXE заголовок
USHORT e_magic; //MZ
USHORT e_cblp; //Байты на последней
//странице файла
USHORT e_cp; //Страницы в файле
USHORT e_crlc; //Настройки
USHORT e_cparhdr; //Размер заголовка в
//параграфах
USHORT e_minalloc; //Минимальная выделенная память
USHORT e_maxalloc; //Максимальная выделенная память
USHORT e_ss; //Начальное (относительное)
//значение SS
USHORT e_sp; //Начальное значение SP
USHORT e_csum; //Контрольная сумма
USHORT e_ip; //Начальное значение IP
USHORT e_cs; //Начальное (относительное)
//значение CS
USHORT e_lfarlc; //адрес Файла таблицы настройки
USHORT e_ovno; //Оверлейный номер
USHORT e_res ; //Зарезервированные слова
USHORT e_oemid; //OEM идентификатор (для
//e_oeminfo)
USHORT e_oeminfo; //OEM информация; e_oemid
//специфический
USHORT e_res2 ; //Зарезервированные слова
LONG e_lfanew; //адрес смещения PE-заголовка
} IMAGE_DOS_HEADER, * PIMAGE_DOS_HEADER;

Основной заголовок РЕ-файла представляет структуру типа IMAGE_NT_НEADERS, определенную в файле WINNT.H. Структура IMAGE_NT_HEADERS в памяти – это то, что Windows использует в качестве своей базы данных модуля в памяти. Каждый загруженный ЕХЕ-файл или DLL представлены в Windows структурой IMAGE_NT_HEADERS. Эта структура состоит из двойного слова и двух подструктур, как показано ниже:

DWORD Signature;
IMAGE_FILE_HEADER FileHeader;
IMAGE_OPTIONAL_HEADER OptionalHeader;

PE File Signature

Поле Signature (сигнатура – подпись), представленное как ASCII код, – это РЕ\0\0 (два нулевых байта после РЕ). Если поле e_lfanew в заголовке DOS указало вместо обозначения РЕ обозначение NE в этом месте, значит, вы работаете с файлом Win16 NE. Аналогично, если указано обозначение LE в поле Signature, то это файл VxD (VirtualDeviceDriver – драйвер виртуального устройства). Обозначение LX указывает на файл старой соперницы Windows 95 – OS/2.

PE File Header

За двойным словом – сигнатурой РЕ, в заголовке РЕ-файла следует структура типа IMAGE_FILE_HEADER. Поля этой структуры содержат только самую общую информацию о файле.
Далее приводятся поля IMAGE_FILE_HEADER:

typedef struct _IMAGE_FILE_HEADER
{
USHORT Machine;
USHORT NumberOfSections;
ULONG TimeDateStamp;
ULONG PointerToSymbolTable;
ULONG NumberOfSymbols;
USHORT SizeOfOptionalHeader;
USHORT Characteristics;
} IMAGE_FILE_HEADER, *PIMAGE_FILE_HEADER

Machine – это центральный процессор, для которого предназначен файл. Определены следующие идентификаторы процессоров:

Intel I386 0xl4C
Intel I860 0xl4D
MIPS R3000 0х162
MIPS R4000 0х166
DEC Alpha AXP 0х184
Power PC 0x1F0 (little endian)
Motorola 68000 0х268
PA RISC 0х290 (Precision Architecture)

NumberOfSections – количество секций в ЕХЕ- или OBJ-файле.

TimeDateStamp – время, когда файл был создан компоновщиком (или компилятором, если это OBJ-файл). В этом поле указано количество секунд, истекших с 16:00 31.12.1969

PointerToSymbolTable – файловое смещение COFF-таблицы символов. Это поле используется только в OBJ- и РЕ-файлах с информацией COFF-отладчика. РЕ-файлы поддерживают разнообразные отладочные форматы, так что отладчики должны ссылаться ко входу IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_DEBUG в каталоге данных.

NumberOfSymbols – количество символов в COFF-таблицс символов.

SizeOfOplionalHeader – размер необязательного заголовка, который может следован, за этой структурой. В исполняемых файлах – это размер структуры IMAGE_OPTIONAL_HEADER, которая следует за этой структурой.

Characteristics – флаги, содержащие информацию о файле. Здесь описываются некоторые важные поля.
0х0001 – файл не содержит перемещений
0х0002 – файл представляет исполняемое отображение (т.е. это не OBJ- или LIB-файл)
0х2000 – файл является библиотекой динамической компоновки (DLL), а не программой

PE File Optional Header

Третьим компонентом заголовка РЕ-файла является структура типа IMAGE_OPTIONAL_HEADER. Для РЕ-файлов эта часть является обязательной. Наиболее важными полями являются поля ImageBase и Subsystem.

ImageBase – когда компоновщик создает исполняемый файл, он предполагает, что файл будет отображен в определенное место в памяти, именно этот адрес и хранится в этом поле.

Subsystem – тип подсистемы, которую данный исполняемый файл использует для своего пользовательского интерфейса. WINNT.H определяет следующие значения:
NATIVE = 1 – подсистема не требуется (например, для драйвера устройства)
WINDOWS_GUI = 2 – запускается в подсистеме Windows GUI
WINDOWS_GUI = 3 – запускается в подсистеме Windows character (терминальное приложение)
OS2_GUI = 5 – запускается в подсистеме OS/2 (только приложения OS/2 IJC)
POSIX_GUI = 7 – запускается в подсистеме Posix

Таблица секций

Сразу после заголовка РЕ-файла в памяти следует массив из 1MAGE_SECT10N_HEADER. Эта таблица. содержит информацию о каждой секции отображения. Количество элементов этого массива задается в заголовке РЕ-файла (поле IMAGE_NT_HEADER.FileHeader.NumberOfSections). Секции в отображении упорядочены по их стартовому адресу, а не в алфавитном порядке.
Каждый IMAGE_SECTION_HEADER представляет собой полную базу данных об одной секции файла ЕХЕ или OBJ \ и имеет следующий формат.

#define IMAGE_SIZEOF_SHORT_NAME 8
typedef struct _IMAGE_SECTION_HEADER
{
UCHAR Name;
union {
ULONG PhysicalAddress;
ULONG VirtualSize;
} Misc;
ULONG VirtualAddress;
ULONG SizeOfRawData;
ULONG PointerToRawData;
ULONG PointerToRelocations;
ULONG PointerToLinenumbers;
USHORT NumberOfRelocations;
USHORT NumberOfLinenumbers;
ULONG Characteristics;
} IMAGE_SECTION_HEADER, *PIMAGE_SECTION_HEADER;

Name – 8-байтовое имя в стандарте ANSI (не Unicode), которое именует секцию.

Misc – это поле имеет различные назначения в зависимости от того, встречается ли оно в ЕХЕ- или OBJ-файле. В ЕХЕ-файле оно содержит виртуальный размер секции программного кода или данных. В случае OBJ-файлов это поле указывает физический адрес секции.

VirtualAddress – в случае ЕХЕ-файлов это поле содержит RVA, куда загрузчик должен отобразить секцию. Средства Microsoft устанавливают по умолчанию RVA первой секции равным 0х101. Для объектных файлов это поле устанавливается в 0.

SizeOfRawData – в ЕХЕ-файлах это поле содержит размер секции, выровненный па ближайшую верхнюю границу размера файла.
PointerToRawData – файловое смещение участка, где находятся исходные данные для секции. Если пользователь сам отображает в мять РЕ- или COFF-файл (вместо того, чтобы доверить загрузку операционной системе), это поле важнее, чем в VirtualAddress.

PointerToRelocations – в объектных файлах это файловое смещение информации о поправках, которая следует за исходными данными для данной секции. В ЕХЕ-файлах это поле устанавливается в 0.

PointerToLinenumhers – файловое смещение таблицы номеров строк. Таблица номеров строк ставит в соответствие номера строк исходного файла адресам, по которым можно найти код, сгенерированный для данной строки. Обычно только секции с программным кодом (например, .text или CODE) имеют номера строк. В ЕХЕ-файлах номера строк собраны в конце файла после исходных данных для секций. В объектных файлах таблица номеров строк для секции следует за исходными данными секции и таблицей перемещений для этой секции.

NumberOfRelocations – количество перемещений в таблице поправок для данной секции (используется только в объектных файлах).
NumberOfLinenumbers – количество номеров строк в таблице номеров строк для данной секции.
Characteristics – набор флагов, которые указывают на атрибуты секции (программа/данные, предназначен для чтения, предназначен для записи и т.н.).

Часто встречающиеся секции

Секция.text (или CODE

В этой секции собран весь программный код общего назначения, генерируемый компилятором или ассемблером. Компоновщик объединяет все секции.text из различных объектных файлов в одну большую секцию.text в ЕХЕ-файле.

Секция.data (или DATA , если PE-файл создан Borland C++)

Инициализированные данные попадают в секцию.data. Инициализированные данные состоят из тех глобальных и статических переменных, которые были проинициализированы во время компиляции. Они также включают строковые литералы (например, строку "Hello World" в программе C/C++). Компоновщик объединяет все секции.data из разных объектных и LIB-файлов в одну секцию.data в ЕХЕ-файле. Локальные переменные расположены в стеке цепочки и не занимают места в секциях.data и.bss.

Секция.bss

В секции.bss хранятся неинициализированные статические и глобальные переменные. Компоновщик объединяет все сек¬ции.bss из разных объектных и LIB-файлов в одну секцию.bss в ЕХЕ-файле.

Секция.CRT

Еще одна секция для инициализированных данных, используемая библиотеками поддержки выполнения программы Microsoft C/C++. Данные из этой секции используются для таких це¬лей, как вызов конструкторов статических классов C++ перед вызовом main или WinMain.

Секция.rsrc

Секция.rsrc содержит ресурсы модуля.

Секция.idata

Секция.idata (или таблица импорта) содержит информацию о функциях (и данных), которые модуль импортирует из других DLL. Таблица импорта начинается с массива, состоящего из IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR. Каждый элемент (IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR) соответствует одной из DLL, с кото¬рой неявно связан данный РЕ-файл. Количество элементов в массиве нигде не учитывается. Вместо этого последняя структу¬ра массива IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR имеет поля, содержащие NULL.
Структура IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR имеет следующий формат

typedef struct _IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR {
union {
DWORD Characteristics;
DWORD OriginalFirstThunk;
};
DWORD TimeDateStamp;

DWORD ForwarderChain;
DWORD Name;
DWORD FirstThunk;
} IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR

Characteristics/OriginalFirstThunk – в этом поле содержится смещение (RVA) массива двойных слов. Каждое из этих двойных слов в действительности является объединением IMAGE_THUNK_DATA. Каждое двойное слово IMAGE_THUNK_DATA соответствует одной функции, импортируемой данным ЕХЕ-файлом или DLL.

TimeDateStamp – отметка о времени и дате, указывающая, когда был создан данный файл.
ForwarderChain – это поле имеет отношение к передаче, когда одна DLL передает ссылку на какую-то свою функцию другой DLL.
Name – это RVA строки символов ASCII, оканчивающейся нулем и содержащей имена импортируемых DLL.

FirstThunk – RVA-смещение массива двойных слов IMAGE_THUNK_DATA. В большинстве случаев двойное слово рассматривает¬ся как указатель на структуру IMAGE_IMPORT_BY_NAME. Это структура выглядит следующим образом:

typedef struct _IMAGE_IMPORT_BY_NAME {
WORD Hint;
BYTE Name;
} IMAGE_IMPORT_BY_NAME, *PIMAGE_IMPORT_BY_NAME;

Hint – номер экспорта у функции импорта.
Name – Строка ASCIIZ с именем импортируемой функции.

Фрагмент программы читающей из РЕ файла список импортируемых программой функций ОС.

Приведенный ниже фрагмент программы зарисывает в файл FunctionList.txt список библиотек с импортируемыми программой функциями.

  1. void ShowImportFunction()

    BYTE *pImage = (BYTE*) GetModuleHandle(NULL ) ;

    IMAGE_DOS_HEADER *idh;

    IMAGE_OPTIONAL_HEADER *ioh;

    IMAGE_SECTION_HEADER *ish;

    IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR *iid;

    IMAGE_IMPORT_BY_NAME *ibn;

    IMAGE_THUNK_DATA *thunk;

    int i = 0 ;

    DWORD j = 0 ;

    char lib = "Импортируемая библиотека: " ;

  2. HANDLE file = CreateFile(TEXT("FunctionList.txt" ) ,GENERIC_READ|GENERIC_WRITE,

    0 ,0 ,CREATE_ALWAYS,FILE_ATTRIBUTE_NORMAL|FILE_FLAG_RANDOM_ACCESS,0 ) ;

    idh = (IMAGE_DOS_HEADER*) pImage;

    ioh = (IMAGE_OPTIONAL_HEADER*)

    (pImage + idh->e_lfanew + 4 +

    sizeof (IMAGE_FILE_HEADER) ) ;

    ish = (IMAGE_SECTION_HEADER*) ((DWORD) ioh + sizeof (IMAGE_OPTIONAL_HEADER) ) ;

    for (i = 0 ; i < 16 ; i++)